Любовь как единство трех влечений — психология

1.3 Теории любви

Итак, некоторые авторы (Кеслер, Фрейд, Мартинсон, Рейк) пытались обрисовать потребность в любви как признак неадекватности. З. Фрейд и В. Рейк рассматривали «любовь» как отраженное восприятие собственных недостигнутых идеалов в партнере. Приведем для примера разработку теории любви отечественного автора, так называемый «синтаксис любви».

Теория любви А. Афанасьева.

«Любовь» — это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток.

Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»).

Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. «Как природа положит друг на друга эти четыре кирпича, таков и будет внутренний мир индивидуума».

Что-то в психике человека является сильным, достаточным, жизнетворящим, а что-то слабым, недостаточным, ущербным, требующим дополнения и развития.

Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерархиям своих функций.

Автор, математически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта взаимодействия двух людей во имя «любви». Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):

Эрос — любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь — зависть — ненависть.

Фея — любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете, оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука.

Агат — любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.

Любовь — нормальное чувство адекватной личности. Однако для большинства психологов «любовь» — вполне нормальное чувство адекватной личности.

Винч связывает это явление с воспитанием: «Индивиды могут быть овеяны такой любовью, которую им необходимо излить другим…» Гринфильд считает, что «любовь» — «поведенческий комплекс, функцией которого является, управление индивидами» в обществе, выполнение определенной социальной роли («муж-отец», «жена-мать»).

По мнению Вальстера, «любовь» объясняется сильным физиологическим возбуждением. Источником любви могут являться также и несексуальные стимулы (темнота, опасность).

Теория социальных норм рассматривает в качестве источников любви внутричеловеческую эмоциональную зависимость, которая воспитывалась у нас в обществе, «любовь и брак все еще признаются за традиционную ценность, мы программируем этот путь с рожденья и поэтому принимаем невротическую потребность в любви за естественную человеческую потребность» (любовь целесообразна ввиду продолжения рода и, соответственно, должна быть культурно подкреплена).

Теория любви В.И. Мустейна. По мнению В.И. Мустейна, в понятие «любовь» входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: а) чувство, б) установка, в) поведение, г) здравый смысл.

Однако ни один из них не является ведущим критерием определения «любви». По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»: а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь.

Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров.

Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности.

Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности, на «постоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию». Результат каждой стадии и их последовательность не изучены.

Теория любви Дж. Ли (стили и цвета любви). Джон Алан Ли разработал свою теорию «любви», посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям. Самая главная проблема для всех, по мнению автора, это встреча с партнером, который бы разделял наши представления, наши мнения, наши взгляды на жизнь.

Теория любви Р.Дж. Стернберга (треугольная любовь). Роберт Дж. Стернберг предложил свою теорию любви — треугольную. По его словам, «она называется так потому, что подтверждает, что любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника».

Три вершины — это:

· Интимный компонент (наличие близких взаимоотношений): желание повысить благосостояние любимого человека, ощущение счастья с любимым, глубокое уважение к любимому человеку, возможность рассчитывать на любимого человека, когда это необходимо, взаимопонимание, умение делиться своей собственностью с любимым человеком, получение и оказание духовной поддержки, сексуальные отношения, значимость любимого в жизни;

· Компонент страсти включает романтические отношения, сексуальное влечение, половой контакт; как дополнительные потребности — чувство собственного достоинства, превосходство над другими, подчинение другим, самореализация;

· Компонент решения/обязательства включает два аспекта — решение человека, любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человека поддерживать эту любовь (длительные отношения).

Если проанализировать все возможные комбинации выше перечисленных компонентов, получится 8 подгрупп, образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:

· Симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;

· Безрассудная любовь (только страсть); любовь — «наваждение»; объект любви, как правило, идеализируется; всепоглощающая любовь (время, энергия, побуждения подчиняются страсти); «…эта любовь, в большей степени, — проектирование нужд любящего, а не подлинный интерес»; обычно асимметрична;

· Пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях в длительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией (асимметрия усугубляется чувством вины);

· Романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;

· Любовь в браке (интимность и решение/обязательства); длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечений на стороне);

· Бессмысленная любовь (страсть и обязательства); «крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;

· Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства); «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее»;

· Нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.

Теория любви Р. Мея. Р. Мей указывает, что на Западе традиционно выделяют 4 типа любви:

· Секс, вожделение, либидо;

· Эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству — высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;

· Филея, или дружба, братская любовь;

· Агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.

Чувство подлинной любви у любого человека является смесью (в различных пропорциях) всех четырех типов любви. По мнению автора, эрос (жизнетворящая смыслообразующая сила-энергия, движение, стремление вперед) спасает секс (удовлетворение физиологической потребности, затухание желания, апатия) от саморазрушения.

https://www.youtube.com/watch?v=ceWnQDqFxZw

Но эрос не может существовать без приязни (филии), братской любви и дружбы. Напряжение постоянного притяжения и постоянной страсти было бы невыносимым, если бы оно никогда не прерывалось.

Приязнь — это расслабление в присутствии любимого человека, основанное на признании в другом человеке человека; это состояние, когда нам нравится быть с другим, нравится ритм его походки, голос, все существо другого. Это придает эросу широту, дает ему время для развития, время глубже пустить свои корни.

Приязнь не требует от человека каких-то определенных действий ради любимого, кроме признания значимого другого, пребывания рядом с ним и переживания совместной радости. Это дружба в самом ее простейшем и непосредственном проявлении. Филия, в свою очередь, предполагает агапе.

Автор определяет агапе как высокую оценку другого, как заботу о благополучии другого без всякой выгоды для себя, как бескорыстную любовь, подобную любви Бога к человеку. Однако агапе всегда несет в себе риск покровительственного отношения (это необходимо и можно принять).

Любому виду любви сопутствует обнаружение смысла жизни, ведь любовь, в каком бы виде она ни предстала, и есть смысл жизни.

Рассмотренные исследования любви и основанные на них теории любви привлекают интерес не только психологов, но актуальны для каждого человека.

Причем любовь как абстрактна, так и конкретна; как бесконечна, так и мимолетна; как физиологична, так и духовна.

Предмет психологии Любви для исследования многогранен, противоречив и бесконечно труден, но и манит щедрым вознаграждением для ученого и обычного человека.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/34361

Любовь как отношение и влечение

Одно из наиболее сильных человеческих переживаний, которое необходимо научиться распознавать среди других чувств, уметь взра­стить и сохранить — эротическая любовь двух взрослых людей друг к другу.

Это чувство может проявляться в самых разнообраз­ных формах и ситуациях, в разном возрасте, между людьми очень похожими и очень разными. Но в любом случае — это магическая сила, которая преобразует всю жизнь любящих.

В чем же заключа­ются непостижимые свойства любви, как овладеть ее наукой, по­стичь ее искусство, чтобы она, любовь,стала залогом и основой на­шего счастья?

378 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Прежде всего надо научиться отличать любовь от бурного пере­живания влюбленности, с которой ее часто путают, — этого «вне­запного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми», — считает Э. Фромм. Влюбленность чаще всего — чувство «Я-центрическое», чувство «для себя».

Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она не так сильно затрагивает его душевные глубины и поэтому меньше меня­ет его, быстрее гаснет.

Любовь же поражает человека глубже влюб­ленности, она проникает в самые потаенные угрлки его души, запол­няет ее целиком — и поэтому дольше живет и больше меняет человека.

В основе и того, и другого лежит страсть, которая неожиданно толкает двух почти незнакомых людей навстречу друг другу. Без всякой высокой идеи. Без всякой предварительной подготовки. Ра­зум в сторону, дела в сторону, страхи в сторону.

И это не уважение, не общность интересов, не единство жизненных принципов, это — страсть! Но в настоящей любви кроме страсти есть еще нечто иное.

После того как чужой человек станет близким, исчезнут барьеры для пре­одоления, исчезнет неожиданность сближения, этот порыв может стать как мимолетной влюбленностью, так и всепоглощающей любовью. Судьба страсти зависит не только от сексуального влечения.

По мнению многих философов, любовь по своей сути — духовное состояние, которое только и дает человеку право на физическую близость. Огонь любви может разгораться медленно, постепенно. Но поразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глу­бокую сторону ее сущности.

В самом деле, почему мужчина и женщина, недавно еще совсем не знако­мые, внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Пер­вый же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту в единое целое.

Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла оценить его духовные качества. Любовь этих литературных героев оказалась траги­ческой.

Но ведь существуют и другие — литературные и житейские при­меры, которые говорят нам, что если нет внешних препятствий, то любовь с первого взгляда может стать счастливой и долговечной.

И тогда возникает естественный вопрос: за что люди любят друг друга? Вопрос, в решении которого господствует извечная неяс­ность, недоговоренность. Признать, что любовь есть взаимное тяго­тение к душевным и физическим качествам друг друга или что

______________ Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы_____________ 379

любят только за высокие проявления человеческого в человеке, зна-f чит либо свести объяснение к общим местам, либо сказать заведо­мую неправду. Мировая литература описала и исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную общую их черту — требовательную избирательность.

И все же некоторое упорядочение представляется возможным. Любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда ка­чества одного восполняются, нейтрализуются или исправляются каче­ствами другого.

Но любят и по подобию, по тождеству характеров и интересов, что умножает стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни.

Перед нами антиномия, обрисовывающая глубинное противоре­чие и указывающая на некий закон любви, который еще предстоит рас­крыть в ее бесчисленных проявлениях.

Особый интерес для прикладной этики представляет вопрос о сво­боде и необходимости любви. Литература и искусство показывают, что любовь не терпит никакого насилия, никакой внешней зависи­мости и диктата. Принудить к браку или сожительству или купить их — вполне возможно. Любовь же неподкупна.

Она находит ты­сячи путей, чтобы вырваться из плена, она — сфера особого рода свободы. Ее свобода и ее необходимость — в ней самой.

Ведь поми­мо материальных соображений, не трезвость выбора, а искренность чувства, освященная интеллектуальным пониманием, составляет высшее нравственное достоинство любви.

Читайте также:  Делегирование ответственности - психология

Свобода любви выражается в богатстве ее проявлений. Восхищение, жалость, преклонение, даже тщеславие, придающие любви разнообразие индивидуальных окрасок, являются такими формами избирательности любовного чувства, которые, по существу, чужды ошибок и ослепления. К заблуждению может привести именно рассудочная оценка душевных

и иных качеств другого человека. И если страсть, физическое влечение сами по себе не исключают рассудочности, то подлинная любовь отвер­гает ее.

Непосредственно-интуитивное чувство направлено прежде все­го на потенциальные духовные возможности любимого — пусть даже им никогда не суждено реализоваться. Автор замечательной книги о любви «Три влечения» Ю.

Рюри­ков считает, что одна из главных загадок любви — своеобразный обман зрения: достоинства любимого человека она увеличивает, а не­достатки уменьшает, как бинокль.

380 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 381

Иногда даже непонятно, кого мы любим — самого человека или соб ственный «обман зрения», розовое подобие нашего избранника, которое сами же придумали.

Это возведение любимого человека на пьедестал -одна из самых драматических, самых таинственных загадок любви Недаром у Купидона в древних мифах глаза были закрыты повязкой, и он разил влюбленных своими стрелами вслепую. Когда-то Стендаль в книге «О любви» попытался объяснить эту загадку.

Если в соляных копях оставить простую ветку, писал он, то она вся покроется кристал лами, И никто не узнает в этом блистающем чуде прежний невзрачный прутик. То же происходит и в любви, когда любимого человека наделя­ют, как кристаллами, тысячами совершенств.

Поэтому «в любви мы на­слаждаемся лишь иллюзией, порождаемой нами самими». Правда, эта «иллюзия» — ступень пылкой, «весенней» поры любви, бурного, горяче­го чувства. Когда пылкость чувств спадает, то романтическую призму чувств начинает теснить реалистическая призма сознания.

«Обмана зрения» может вовсе не быть у рационалистов, его может не быть и при слабом влечении. Он может не возникать и у человека с комплексом неполноценности: он как бы хочет уравнять нравящегося человека с собой.

Наряду с «обманом зрения» у любви есть такое свойство, как ясновидение, которого нет, пожалуй, ни у какого другого чувства. Любящий видит в любимом такие глубины, о которых тот часто не знает и сам.

Ясновидение любви — это и чувствование потаенных глубин человека, и безотчетное ощущение его скрытых вершин.

Это как бы предощущение его неразвернутых достоинств, которые могут проявиться благодаря любви — и поднять человека к его внутрен­ним высотам.

Любовь — не просто влечение к другому человеку: это и пони­мание его, понимание всей душой. Это очень часто поражает влюб­ленных, особенно девушек: как глубоко он понимает меня, как точ­но угадывает мои желания, как он схватывает с полуслова то, что я хочу сказать.

Такая сверхинтуиция, которую рождает любовь, та­кое со-чувствование с чувствами другого человека — один из выс­ших взлетов любви, дающий удивительное состояние — полней­шей человеческой близости, «срастания» двух душ.

Гармония «я» и «не я», которая бывает при настоящей любви, тяга к полному слиянию любящих — одно из самых древних и прекрасных свойств любви.

]

Любовь окружена множеством предрассудков и полуистин, час-гоотиворечащих друг другу. Вот довольно распространенные ВИИЯ-соперники: любовь эгоистична — чаще так думают мужчи­ны; любовь альтруистична — утверждают женщины.

Традиционно считается, что главное в любви — альтруизм, отказ от себя. По дело в том, что альтруизм так же «одпоцсптричсп», как и эгоизм,

Только центр — не в себе, а в другом человеке. Поэтому альтруистичес­кая любовь быстро делается своеобразным «недугом» души, похожим па безответную любовь: «состав чувства» в ней сдвинут, усечен, челове­ку недостает здесь радостей встречной заботы, одобрения, поддержки, ласки. Это подтачивает душу, отравляет чувство.

Наверное, правильнее все-таки видеть любовь не «одномерной», ■ как бы состоящей из двух потоков.

Первый — это паши чувства «для другого»: странное, почти физическое ощущение своей слит­ности с ним; способность ощутить то, что происходит в душе друго­го; беспокойное желание делать все для любимого человека, иожер-пювать собой, чтобы уберечь его. Для такой любви нужен «талант чувств», а он есть далеко не у каждого.

Второй, встречный иоток — «для себя»: любовь способна вско­лыхнуть все удивительное богатство ощущений, сквозь ее призму чище, обостреннее воспринимается мир, наконец, она наделяет жизнь человека смыслом, потому что осознание абсолютной ценности дру­гого человека придает смысл твоему собственному существованию. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чув­ства, особый вид состояния и действий, которые направлены па другого человека.

Так, любовь может сопровождаться смущением, любопытством и стра­хом, экстазом и равнодушием, самоотверженностью и эгоизмом, деликат­ностью и цинизмом, бесцеремонностью и скромностью,.апатией и вооду­шевлением.

Нежности очень часто сопутствуют смущение, уважение и преклонение.

Экстаз почти всегда неотделим от буйной страсти и от беспрекословной готовности отдаваться, равнодушие же часто является результатом преждевременного истощения и опошления отношений.

Анализируя феномен любви, можно выделить в нем два аспекта: внутренний, психологический — способность эмоционального пе­реживания чувства любви — и внешний, социальный — реальные отношения, возникающие между любящими. На практике они тесно

382_________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

взаимосвязаны и оказывают друг на- друга обоюдоформирующес воздействие.

Любовь — и в этом проявляется ее уникальная роль — одна и.ч немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и перс жить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, замес тить, сменить, но только не в любви.

В этой сфере жизни индивид имеет высшую ценность, высшее значение по сравнению со всеми остальными. Здесь человек не функция, а «самость». Именно по этому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя.

Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивал в нем все хорошее, положительное, ценное.

Еще одна реально значимая проблема любви — это проблема власти. Любовь можно сравнить с маленьким, но сложно устроен­ным государством.

Тут возможны всякие формы отношений: и де­мократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм, и даже, к сожале­нию, деспотия. Но при одном условии: если форма эта принята добровольно.

Нет ничего печальнее и безнадежнее в любви, чем долгая изматывающая борьба за власть.

В начальную, самую праздничную пору любви каждый из нас с удо­вольствием подчиняется капризам любимого существа, искренне и вдох­новенно играет в раба. Счет обидам еще не начат, вопрос «кто кого?» еще не стоит. Мы радостно уступаем друг другу, но ссора, другая — и праздник кончается. И вот уже каждый обиженно требует то, что ему недодано.

А ведь любовь, напомним, это когда я забочусь о тебе, а ты обо мне. Любовь — не для эгоцентриков. А сильная любовь — это эксперимент (и иногда опасный) на себе. Любящий бесстрашно и самоотверженно доходит порой до той ступени самоотдачи, за ко­торой любовь становится тягостной для одного и гибельной для другого.

Мученики и герои любви, рискуя и жертвуя собой, прокладывали путь к неведомым материкам человеческих отношений. Обезумевшая Офе­ лия бросалась в реку, несчастный Вертер хватался за пистолет, Анна Каренина падала на рельсы, ,— а человечество, обогащенное их горест­ ным опытом, училось быть чуть-чуть счастливее, хотя, наверное, так и не

научилось этому. ,

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 383

Ш»…. ———————————— :—————————————————————————————————————————————————————

И, наконец, любовь — это одно из проявлений человеческой сво­боды: никто не может заставить любить ни другого, ни самого себя. У любви нет внешних побудителей, она не сводится ни к умозаклю­чениям, ни к природным влечениям, инстинктам.

Через любовь мы осознаем, познаем и смысл жизни вообще, и собственную автоно­мию. Любовь — это критерий наших способностей, нашего искусст-иа быть человеком.

Любовь не подпадает ни под какие стандарты и стереотипы, это совершенно оригинальная жизнь, где, как и в твор­честве, нет правил и авторитетов.

В этом смысле любовь есть прорыв из временного в вечность, переход в состояние, где нет ни смерти, ни апатии, ни уныния, а есть постоянное напряжение духа, подлинное творчество. Подобное состояние человеку, не находящемуся в стихии любви, кажется либо потусторонним чудом, либо сумасшествием. И, по-видимому, как подлинное творчество, так и подлинная любовь встречается довольно редко.

Подлинная любовь открывает человеку глаза, освобождая его от штампов и стереотипов видения, поднимает его над утилитарными интересами и обыденным существованием, приобщает к тайне, по­стигаемой, как и творчество, не через абстрактное познание, но через специфический образ жизни. Любовь развивает личность, делает ее мудрой и мужественной именно в силу парадоксальности своего воплощения в жизнь, а парадоксальность эта носит зачастую тра­гичный характер.

Может быть, происходит это потому, что подлинная любовь возникает тогда, когда ей мешают обстоятельства, запреты, и поэтому она развивает­ся через преодоление различных препятствий.

Такая любовь часто свя­зана со смертью — или от того, что препятствия для ее осуществления оказываются непреодолимыми, а жизнь без любви становится ненужной, или от того, что любящий человек, необычайно остро чувствуя потреб­ность защитить свою любовь, главным врагом считает небытие, смерть.

И все-таки мы беремся утверждать, что любовь всегда счастлива, несчастлива лишь нелюбовь, отсутствие любви.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/22736.html

Психология любви

В психологии существуют различные подходы к осмыслению феномена любви. Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны.

Биологизаторские теории ориентируются на поиск объективно существующей, материальной основы любви и на рассмотрение феномена любви в контексте эволюции человечества. Очевидными недостатками этих теорий являются отрицание собственно психологического аспекта любви и рассмотрение ее как эпифеномена, надстроенного над физиологическими процессами.

Бихевиористский и необихевиористский подходы игнорируют субъект-субъектную природу близких отношений, не учитывают влияния социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этих подходов, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур.

Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений.

Гештальттеории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальтпсихологии просто переносятся в область психологии любви.

Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви.

Социально-психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными, а проведенные социально-психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Так, теория Л. Я. Гозмана, включающая ряд социально-психологических исследований, лишь вписывает любовь как аттракцию5 в социальный контекст.

5 Аттракция (привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого, формирование привязанности, симпатии.

Гуманистические теории любви ориентированы на человека, верят в его возможности, однако носят чисто гипотетический, философско-описательный характер.

Первые попытки определить стержневые характеристики (компоненты) любви с помощью факторного анализа привели к выделению двух: 1) эмоциональная поддержка объекта любви и 2) толерантность к его недостаткам и требованиям (Swensen, Gilner, 1964). 3. Рубин (Rubin, 1970) включил в любовь заботу, потребность и доверие к другому. Однако эти составляющие присущи и дружбе.

Динер и Пышчинский (Diener, Pyszczynski, 1978) упростили любовь до высокой симпатии и сексуального влечения, а Педерсен и Шумейкер (Pederson, Shoemaker, 1993) понимают любовь как пятикомпонентное явление, в которое входят: 1) совместность — активность, осуществляемая только с романтическим партнером; 2) выражение — вербальное и невербальное выражение (проявление) склонности и привязанности; 3) намерение и коммуникация — осознание проблем партнера по любви и способность обсуждать и решать эти проблемы; 4) романтичность — наличие идеализированных установок по отношению к любовным взаимоотношениям, подчеркивающих волнение в присутствии любимого человека; 5) сензитивность и спонтанность — готовность отвечать на спонтанные желания партнера.

Читайте также:  Невротические песни - психология

Ангелы зовут это небесной отрадой, черти — адской мукой, а люди — любовью.

Гэнрих Гэйне

Р. Стернберг (Sternberg, 1986) разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви — интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом.

Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви — страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и страстью соотношения неоднозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость — страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Ортега-и-Гассет считает, что страсть — это не высшее проявление любовного порыва, а, наоборот, его проявление в самых заурядных душах. В ней нет, точнее, не должно быть ни очарованности, ни самозабвенности. В крайних случаях любви-страсти страсть непомерна, а любовь попросту отсутствует.

Третья составляющая любви — решение-обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек полюбил другого, долговременный аспект — в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

И эта составляющая неоднозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Систематика видов любви Р. Стернберга

Примечание: + компонент присутствует, — компонент отсутствует.

Эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Другой подход к составляющим любви имеется у Р. Хаттиса (Hattis, 1969). Он выделил шесть факторов: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости и интимности, чувство враждебности (из-за возникающих время от времени размолвок и ссор).

Источник: http://bookap.info/book/ilin_psihologiya_lyubvi/gl4.shtm

Психология любви

Есть в нашей жизни загадка, которая лежит на поверхности, и вместе с тем, остается одной из самых сложных и необъяснимых, ее никто не может понять. Многие умы мучаются над разгадкой этой тайны, однако она не подчиняется никому, ни логике, ни разуму, у нее свои законы. И имя этой великой тайны, к которой ежедневно приобщаются миллионы людей — любовь.

Поэты, писатели, музыканты, ученые: физики, химики, биологи и физиологи пытаются объяснить и структурировать, понять любовь и классифицировать, однако безуспешно. Даже психологи, знатоки человеческих душ, не могут дать ответ на вопрос: что такое любовь? В чем состоит великая загадка любви? В чем ее основа, и какова ее психология?

Давайте отойдем от абстрактных понятий и эмоций, и найдем в этом процессе чисто рациональное зерно.

https://www.youtube.com/watch?v=n4hBqy6Ole8

Психология любви — это попытка объяснить происхождение любви, ее закономерности, ее действие, попытка предугадать ее течение и результат. Говоря о любви как таковой, не стоит забывать о том, что каждый процесс, каждая ситуация и каждая вещь состоит из трех компонентов: физического, психического и энергетического.

Так и любовь мы можем разделить на физический (это половой инстинкт, влечение), психический (эмоции и чувства) и энергетический (вдохновение, прилив сил) компоненты. Говорить о настоящей любви между мужчиной и женщиной можно в том случае, когда присутствуют все три компонента.

Если между мужчиной и женщиной существует лишь половое влечение, страсть, такая любовь быстро угасает, находится новый объект обожания.

Если между двумя людьми возникла духовная связь, она держится долго, поскольку найти эмоциональное единство сложно, и иногда невозможно. Если у человека возникает любовь вдохновляющая, человек испытывает большой прилив сил, состояние легкости.

Обычно, в такой любви нуждаются творческие люди, они не могут создавать  и творить без любви, без вдохновения, без музы.

В древности мудрецы классифицировали любовь таким образом:

Эрос — любовь с физическим подтекстом, влечение к объекту любви, эта любовь пламенная, всепоглощающая.

Сторге — любовь тихая и спокойная, соединяющая духовное и физическое влечение к объекту любви.

Филия — скорее привязанность, чем любовь, это дружеская любовь, тихая и спокойная.

Агапе — безусловная любовь, любовь к высшему, чистому, прекрасному, этот вид любви вдохновляет, окрыляет, возвышает, в ней нет никакого физического подтекста.

Современные физиологи утверждают, что любовь — это банальная физико-химическая реакция в организме человека, которая основывается на гормонах, феромонах и является проявлением полового инстинкта.

Люди творческих профессий утверждают, что любовь неуловима, необъяснима, она природный дар, который либо дается, либо нет.

Однако что нам дает классификация любви? Что нам дает возможность разделить любовь на составляющие? Возможность некоторого прогнозирования будущих событий, согласна, но прогноз этот может быть не точным.

Физическая любовь может перерасти в нечто большее, эмоции могут быстро угаснуть, ощущение полета может вдруг исчезнуть, а может вновь появиться.

Ведь законов у любви нет, законы есть в нашем обществе, в нашей физиологии, некая предсказуемость есть в человеческих отношениях, а любовь… она по-прежнему не объяснима.

Существует множество книг, статей, брошюр, в которых описывается любовь, психология любви, и каждый автор рассматривает ее со своей стороны. Вся эта литература – правда и неправда одновременно, рассудить, кто правильнее всех описывает любовь и ее закономерности невозможно. У каждого любовь — своя, особенная, загадочная и неописуемая.

Выступить в поддержку любви может еще одна величайшая загадка нашей жизни — вера. Если вы верите в любовь как в дар Божий, то, скорее всего вам он и достанется, если вы не верите в любовь, как в нечто возвышенное и неописуемое, если любовь для вас физиологическая реакция, то вы это и получите.

Что можно сказать в итоге, сколько бы тысяч лет не существовало человечество, любовь сопровождает его всегда. Людям обычно хочется, что бы любовь была взаимной, вдохновляющей. Порой человек тратит годы на поиск своей любви, и не находит ее, а кто-то топчет ее или проходит мимо, отворачиваясь, чтоб было проще жить.

Марина Курочкина

Источник: http://www.luxemag.ru/romance/3316.html

Любовь, влюбленность, страсть…

Любовь, влюбленность, страсть…

Первая любовь… У каждого она протекает по-своему, но мало у кого — легко и просто. Иногда первую любовь называют влюбленностью, иногда — увлечением.

Между этими понятиями разница, по-моему, не только в том, что влюбляться и увлекаться человек может не один раз, а первая любовь — это все-таки первая любовь… Первую любовь от настоящей большой любви отличить трудно. Сравнивать-то еще не с чем.

Вот одно из бесчисленных определений любви: «Любовь — это поведение, ориентированное на Другого. Цель этого поведения — принести радость Другому или уменьшить его страдания». Иными словами, любовь выражается в способности воспринимать эмоции любимого и создавать эмоциональное эхо.

Истинно влюбленный владеет трудным искусством жертвовать собой и при этом не чувствовать себя жертвой, а наоборот, радоваться, что получил возможность оказаться полезным для любимого человека. Любовь — величина переменная: из того, что она сегодня есть, еще не следует, что она будет всегда. Любовь может расцветать, но может и болеть, и умирать.

А увлечение? Это сильная, иногда всепоглощающая тяга к другому человеку. Увлечься — значит настроить себя на Другого, потому что он вам нужен. Это значит, что человек, который переживает увлечение, не способен, в отличие от любящего, на радостную жертву.

Конечно, нельзя провести резкую границу между любовью, влюбленностью, увлеченностью, тем более что влюбленность может незаметно перерасти в любовь. Только время все поставит на свои места. Если хочешь узнать, на всю ли жизнь ты полюбил, придется ждать всю жизнь.

И пусть люди больше влюбляются! Это замечательно в любом возрасте, но в юности — особенно полезно. Первая влюбленность — это как точильный камень, на котором шлифуется большая любовь.

Это генеральная репетиция, без которой, как известно, не бывает премьеры. Даже разочарования по-своему ценны.

Подросток учится узнавать любовь, чувствовать, осознавать, оценивать ее и переносить разочарования, если любовь осталась безответной.

Первая любовь, если вдуматься, не бывает неразделенной, поскольку она самодостаточна. Главная потребность — видеть, слышать, дышать одним воздухом с любимым человеком — удовлетворяется и без согласия самого объекта влечения.

Человек часто черпает силы в своей любви, он счастлив уже тем, что Любимый или Любимая живут на свете. О такой любви слагают легенды. Вспомним хотя бы Нико Пиросмани и его возлюбленную, танцовщицу Маргариту, ту самую, которой он подарил миллион алых роз. Маргарита присутствует на многих картинах Пиросмани, а мы, видя ее портреты, удивляемся — и что он в ней нашел?

Рассказывают, что великая русская актриса Ермолова через всю жизнь пронесла тайную любовь и отсвет этой неразделенной любви падал на все ее гениально сыгранные роли.

Да и все мы кого-то любили, не строя планов на будущее, не рассчитывая на взаимность, и были счастливы тем, что изредка могли видеть любимого человека.

Даже неразделенная любовь может быть счастливой, и, возможно, это самая счастливая и бескорыстная любовь, потому что она ничего не требует для себя, главное для нее — чтобы был счастлив любимый.

Такое бескорыстное чувство предполагает полное отсутствие собственнических инстинктов, и некоторые исследователи считают, что только это чувство и можно назвать любовью. Только вот понимание этого приходит не сразу. И какими собственниками бываем мы, особенно в юности, как часто мы путаем любовь с физическим обладанием!

Разность полов диктует разное отношение к любви у подростков-ровесников. Юноша часто стремится добиться от девушки близости, даже не будучи в нее влюбленным. А для девушки всего важнее чувствовать себя любимой, поэтому она зачастую оказывается в довольно трудном положении. Она и понимает, что настоящей любви нет, но ведь очень хочется, чтобы была! Поэтому ей так трудно порой сказать «нет».

Восточный трактат о любви «Ветка персика» так определяет любовь:

Три источника имеют влечения человека: Душу, разум и тело. Влечения души порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь.

Но юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека.

Если зрелая физическая любовь взрослых людей представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей.

Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем потребность в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется желание физической близости и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании.

Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По словам одного сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства».

Из-за различных особенностей сексуального созревания девушек и юношей могут возникать взаимное непонимание, напрасные иллюзии и, как следствие, разочарование.

Поскольку у девушек вначале появляется духовная потребность в любви, а не сексуальная, то, как правило, в свой первый сексуальный контакт девушка вступает с тем парнем, который ей по-настоящему нравится, в которого она влюблена.

О других обычно судят по себе, поэтому многие девушки думают, что и парень, вступающий с нею в близость, влюблен в нее. Но у юношей сексуальное созревание опережает этап духовной потребности в любви, поэтому они порой готовы на сексуальный контакт с женщинами, которые им безразличны или даже неприятны.

Вследствие этого сексуальные отношения юноши могут не иметь ничего общего с влюбленностью, причем он предполагает, что и девушка вступает в связь потому, что испытывает физиологические потребности в сексе, а не любовь.

Читайте также:  Позитивное мировосприятие - психология

При таком несовпадении психосексуальных особенностей юношей и девушек часто наступает взаимное разочарование. Девушка думает, что «он подлец, бросил меня, обманул», а юноша искренне недоумевает: «Я ей ничего не обещал! Мы просто вместе занимались сексом, причем тут любовь?» Как говорится, «постель — еще не повод для знакомства».

Очень часто подростки вступают в сексуальные отношения из-за недостатка тепла и любви в семье. Им нужен не столько секс, сколько привязанность, дружба, принятие себя Другим, которые, как они считают, принесет им секс. Ими движет потребность в близости, которую они не получили дома.

Для некоторых вопрос стоит так: «Если я хочу, чтобы меня ласкали, обнимали, нужно вступить в половые отношения». Многие девочки-подростки говорят, что секс их не интересовал — им просто хотелось, чтобы их обнял мужчина.

Девочки в особенности стремятся к близости, которая вовсе не исчерпывается сексом.

Подростки заняты бесплодным поиском физической близости, не понимая, что такое настоящая близость. Секс для них — замена душевной близости.

Легче лечь в постель с человеком, чем разделить его мечты, тревоги и надежды. Люди боятся настоящей близости, потому что она делает их уязвимыми.

Совместная эмоциональная жизнь требует самораскрытия, а для многих открыть другому человеку свое сокровенное «Я» — перспектива пугающая.

По данным социологов и наблюдениям медиков, половая жизнь среднестатистического подростка начинается в шестнадцать с половиной лет. Конечно, мы уверены, что это рано. Даже слишком. Сами подростки так не считают.

Около 7 % опрошенных школьников в возрасте 10–15 лет считают, что нормально начать и в 13 лет, 9 % — что в 15, 14 % — что в 17 лет, и только 5 % опрошенных считают, что половую жизнь надо начинать в 20 лет.

(Вероятно, только эти 5 % как-то увязывают начало половой жизни со вступлением в брак.)

Статистика статистикой, а в реальности в больших городах половина мальчиков и четверть девочек к 16 годам уже имеют сексуальный опыт. Это не какие-нибудь «дети улиц» — это обычные дети из обычных семей.

Простой вопрос: почему девочки в 12–14 лет соглашаются на первую близость?

Они что, сгорают от страсти? Вовсе нет! Природа еще долго оставит их равнодушными к сексу. Поцелуи, танцы-обжиманцы — другое дело.

А половой акт — это страшно, больно, что-то рвется, кровь идет — все ведь известно, хотя бы и от подружек. Можно забеременеть, можно заразиться. Но… мальчик настаивает. И это в 48 случаях из ста решает дело.

Юная женщина соглашается потому, что боится — ее друг обидится и бросит ее. Станет «дружить» с ее подружкой.

И еще один фактор, подтвержденный социологами, — это желание испытать нечто запретное, тайное и, судя по фильмам, очень приятное.

Вот и получается, что девочка, еще вчера игравшая с Барби, начинает играть в «настоящую любовь». Иногда такие игры кончаются очень плохо.

Источник: https://psibook.com/love/18/14.html

Законы привлекательности: механизмы влечения — Мир прогнозов

Учёные установили, что состояние влюбленности длится, в среднем, восемь месяцев, а затем начинает угасать. Через два-три года отношения часто претерпевают серьезный кризис из-за сильного снижения интереса друг к другу. Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться вместе с помощью психологии, антропологии и нейробиологии «Как возникает влюбленность?» и «Почему она уходит»?

Влечение глазами психологов и генетиков

«В глазах партнера мы ищем глаза мамы, независимо от пола» — мнение немецкого философа и психотерапевта Берта Хеллингера сегодня разделяют большинство психологов: на основании отношений родителей между друг другом, и то, какими они были с нами, формируется тот идеал партнера, пусть даже бессознательно, которого мы ищем.

Любовь матери ассоциируется с одним из наивысших проявлений человеческой люб-ви, она безусловна, её мы и продолжаем искать в отношениях с противоположным полом. Каждый хочет, чтобы его любили просто так, за то, какой он есть.

В то время, как любовь отца формирует у ребенка представления о том, каким должен быть мужчина, и как ему следует относиться к женщине.

Если же отец вел себя по отношению к своей жене и детям не подобающим образом, то формируется образ «от противного».

Классическими по вопросам любви считаются работы Эриха Фромма. Он, как и многие современные психологи, по природе происхождения отделяет любовь от сексуального влечения и влюбленности.

По их мнению, она является результатом культурного и эволюционного развития человека, тогда как в основе влюбленности лежат инстинкты, которые не слишком отличают человека от животного мира.

По мнению психологов, разделяющих теорию Фромма, для настоящей любви секс не имеет решающего, а иногда и никакого, значения.

В противовес этой теории выступает знаменитый психотерапевт Зигмунд Фрейд, который как известно, подчеркивал роль сексуального инстинкта в функционировании человека, и считал отсутствие его реализации причиной неврозов.

По его мнению, по своей природе человек эгоистичен, и способность любить приобретается им в детстве, когда он начинает сравнивать себя с другими.

Таким образом, ребенок как бы проецирует любовь к себе на других и, повзрослев, начинает искать в партнерах то, что есть в нем самом.

Иными словами, мы любим других за то, что они похожи на нас.

Американский психолог Дороти Теннов в своей книге «Любовь и влюбленность» также придерживается теории доминирующей сексуальной составляющей в романтической любви. Она описала ее как слепой биологический механизм, который помогает размножаться и какое-то время воспитывать общих детей. Психолог считает влюбленность болезненным состоянием, имеющее следующие симптомы:

•Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности.

•Острая, болезненная потребность в ответных чувствах объекта.

•Ощущение эйфории в случае взаимности.

•Одержимая увлеченность объектом своей любви, мешающая человеку выполнять свои ежедневные обязанности.

•Неадекватное восприятие своего возлюбленного: преувеличение положительных качеств и игнорирование отрицательных.

•Страстное сексуальное вожделение своего избранника.

Хотя влюбленность и обычное желание заняться сексом это не одно и тоже, тем не менее, в основе этого болезненного состояния лежит именно сексуальное влечение. При этом, психолог уверена, что излечиться от любовного наваждения практически невозможно.

Есть только два возможных рецепта от «болезни любви»: полностью перестать общаться с объектом своей страсти или, наоборот, начать отношения.

Первый способ весьма психологически травматичный и неминуемо вызовет депрессию, хотя со времени «болезнь» пройдет, а во втором случае влюбленность остынет через 1–4 года, что подтверждает статистика разводов.

Другого взгляда на механизмы формирования влечения придерживается известный психолог Карл Густав Юнг.

Онполагал, что влюбленность возникает, когда мы видим в другом человеке сходство с некими внутренними архетипами, которые формируются в детстве.

То есть человек уже рождается с определёнными наклонностями, интересами, потенциалом, а среда его обитания лишь помогает раскрыть и развить или подавить те или иные стороны своей психики. В наше время Карлу Густаву Юнгу вторит генетика.

Наследственность, за которую в организме отвечает ДНК, определяет предрасположенность человека к развитию конкретных психических черт характера.

, которые впоследствии становятся притягательными для личности противоположного пола.

При этом становление этих признаков и их индивидуальное выражение зависят от конкретных условий, которые складываются для человека или формируются им в процессе своего развития.

Общими причинами возникновения влечения, которые часто называются психологами, можно ещё назвать:

•бессознательное стремление обладать качествами избранника (то есть мы как бы влюбляемся такого себя, каким хотим быть);

•общность по социально-экономическому положению и взглядам, привычкам и чертам характера, интересам (работа, хобби, духовные воззрения);

•территориальная доступность (проще говоря, возможность встретиться и продолжать отношения).

Влечение глазами антропологов и нейробиологов

Считается, что нашему мозгу требуется от 90 секунд до 4 минут, чтобы влюбиться. При этом ключевыми фактором привлекательности являются сигналы тела (55%), затем идут тон и темп голоса (38%), тогда как непосредственно сказанные слова важны менее всего (7%).

В классификации профессора — антрополога Хелен Фишер, из университета Rutgers University (США), которая уже 35 лет занимается исследованием природы любви с разных сторон, выделила три фазы влюбленности, вызванные нейробиологическими, а не психологическими особенностями организма: влечение («lust»), притяжение («attraction») и привязанность («attachment»). Каждая из этих фаз характеризуется особыми гормонами, производимыми телом.

Фаза 1: Влечение

Первичная фаза влечения не направлена ни на кого конкретно, это инстинкт, побуждающий продолжить человеческий род. У обоих полов он зависит от двух главных половых гормонов — тестостерона и эстрогена.

Главным сигналом, побуждающим выработку этих гормонов, является запах другого человека (вырабатываемые организмом ферромоны), на втором месте — физические характеристики.

Ферромоны служат своего рода индикатором генетической совместимости, так как мы лучше всего воспринимает запах максимально приближенный к нашему собственному.

Исследования показали что женщины, вдыхавшие мужской ферромон андростерон, в середине менструального цикла, положительно оценивали этот запах положительно, тогда как в остальное время оставались к нему либо равнодушны, либо испытали к нему неприязнь.

Установлено также, что когда мужчины ощущают женские ферромоны копулины, у них происходит выброс тестостерона в кровь.

Примечательно, что пик выработки женских гормонов приходится на пик овуляции, и это подтверждает их роль в создании благоприятных условий для полового контакта.

Фаза 2: Притяжение

Во время второй фазы мозг определенным образом «зацикливается» на объекте влюбленности, существенно снижая способность концентрации на других персонах и задачах, что подтверждает в своей книге американский психолог Дороти Теннов, считающей это состояние болезненным.

Регулирующими гормонами этой фазы являются фенилэтиламин, адреналин, дофамин и серотонин.

Если воздействием адреналина объясняется покраснение щек, усиленное сердцебиение и сухость во рту, то фенилэтиламинповышает эмоциональную теплоту, симпатию, сексуальность, а дофамин и серотонин ответственны за возникновение легкой эйфории и повышение энергичности.

Это фаза романтической любови, и онасвязана с выбором одного конкретного партнёра для продолжения рода и сосредоточении усилий в привлечении именно его. Также инстинктивна и свойственна всем животным;

Фаза 3: Привязанность

Наиболее продолжительная третья фаза нужна для поддержания единства пары, достаточное для воспитания детей. За чувство привязанности, верности, доверия, родства и близости отвечают вазопрессин и окситоцин.

Эти гормоны, особенно окцитоцин вырабатывается у взрослых во время ласк, нежных прикосновений, и наибольшее количество — во время оргазма, у грудных детей уровень окситоцина повышается во время кормления грудным молоком, а также при телесным контакте с любящими родителями.

Таким образом, окситоцин можно назвать гормоном любви, так как снижение его концентрации в крови воспринимается влюбленным человеком как настоящая «ломка» и требует не только постоянного присутствия объекта влечения рядом, но и неудержимого желания обладать им полностью и без остатка.

Интересно, что по выводам Хелен Фишер, эти три состояния могут существовать в человеке одновременно. В этом заключается человеческий феномен (который, кстати, многими психологами, игнорируется или отвергается) когда, состоя в счастливом браке, полном любви, человек может испытывать состояние влюбленности к другому человеку и еще испытывать сексуальное влечение к другим партнёрам.

Влюбленность проходит или переходит в любовь?

Влюбленность, которая формирует влечение, — это процесс, требующий огромных энергетических затрат от организма. Она воспринимается мозгом, как угроза жизнедеятельности, и мозг со временем начинает подавлять или игнорировать сигналы, подаваемые ему гормональным коктейлем. По мнению физиолога У.

Кэннона, получая сигналы об угрожающих организму изменениях (которыми сопровождается продолжительная влюбленность), мозг включает механизмы, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить всю нейробиологическую систему в равновесное состояние.

Система адаптации заключается в том, что постепенно мозг снижает восприимчивость к внешнему возбудителю, если эти сигналы поступают достаточно долгое время. И через 1- 4 года состояние влюбленности неизбежно проходит.

Влюбленность часто принимается за любовь. Очарованные друг другом люди в большинстве своем создают семью, рожают детей, обзаводятся совместным имуществом.

Если такие отношения обусловлены только взаимным влечением, питающимся исключительно гормональной активностью организма, и у партнеров нет общих высоких установок на долгосрочные отношения, то после снижения градуса влечения такой брак, скорее всего, быстро распадется.

Означает ли это, что после наступления фазы гормонального равновесия, все союзы непременно должны распасться? Конечно, нет. Влюбленность может быть началом настоящей любви, любви-дружбы, которая придет на смену урагану эмоций.

Для этого партнерам необходимо иметь потенциал дружеского взаимодействия, общие творческие планы и жизненные цели. И обязательно непрестанно работать над своими эгоистичными проявлениями и совершенствованием отношений.

Для того чтобы любить по-настоящему, необходимы знания и разностороннее развитие личности!

http://medaboutme.ru/info/articles/zakony_privlekatelnosti_mekhanizmy_vlecheniya/?sid=30&inumpage=1&ar=246545
 

Источник: http://www.MirPrognozov.ru/prognosis/society/zakonyi-privlekatelnosti-mehanizmyi-vlecheniya/

Ссылка на основную публикацию