Эффективное наказание — психология

Наказания и поощрения детей, контроль требований и запретов

Эффективное наказание - психология

В предыдущих статьях было рассказано о стилях семейного воспитания, детско-родительских отношениях и дисгармоничном воспитании, и о контроле за детьми

Сегодня продолжим рассмотрение родительского контроля за выполнением детьми требований и запретов, и остановимся на теме: родительские наказания и поощрения детей

Родительское наказания и поощрения детей

Контроль исполнения требований и запретов может быть тотальным, систематическим, ситуативным, и отсутствовать вообще (т.е. попустительство). При том, что иногда требуются наказания и поощрения ребенка

Рассмотрим каждый вид контроля в отдельности, и далее, увидим как правильно наказывать и поощрять детей

Тотальный контроль выполнения требований и запретов охватывает практически все области жизни ребенка, вплоть до мелочей.

Родитель хочет знать о ребенке все: от мыслей, чувств и переживаний до его поступков и поведения.

При тотальном контроле ребенок теряет чувство безопасности и интимности внутреннего мира. У ребенка появляется тревога, он теряет чувство свободы переживает зависимость. У него рождается чувство подчинения, беспомощности и бессилия.

Систематический контроль разделяет (дифференцирует) сферы жизнедеятельности ребенка на участки, которые контролируются родителем, и участки, которые контролируются ребенком.

Этот вид контроля дает ребенку необходимую самостоятельность, но, в тоже время, сохраняет стабильное наблюдение родителя за его поведением и деятельностью.

Этот способ контроля исполнения требований и запретов является оптимальным.

Ситуативный контроль является случайным, он непоследователен, непродуман, не обоснован возрастно-психологическими и индивидуально личностными (Личность ребенка) особенностями ребенка. При таком виде контроля, у ребенка не развивается самоконтроль.

Отсутствие контроля, или попустительство, крайне отрицательно влияет на ответственность, произвольную регуляцию и волю ребенка. Такие дети импульсивны (удовлетворение случайных позывов управляет поведением), порой асоциальны (не умеют вести себя в обществе), и с низкой саморегуляцией.

Родительский контроль исполнения требований и запретов

может осуществляться или по результату действия, или по способу действия. Если контроль осуществляется по результату, то родитель не уделяет должного внимания на причины не успешности ребенка, а при контроле по способу, родитель смотрит на причины неудач ребенка. Контроль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.

Со способами контроля закончили, и теперь перейдем к самому важному:

Как наказывать и поощрять детей

Психологический смысл наказаний и поощрений в том, что ребенок может чувствовать взаимозависимость своего поведения и поступков и тех правил и норм, которые приняты в обществе.

Наказания и поощрения — суть, отрицательное и положительное подкрепление действий ребенка для регуляции его поведения.

Как педагоги, так и психологи против негативного подкрепления действий ребенка (негативное приводит к негативному), т.к. наказания (особенно частые и по пустякам) отрицательно сказываются на развитии личности ребенка.

Психологический анализ проблемы наказаний и поощрений представлен в психоанализе (З. Фрейд), индивидуальной психологии (А. Адлер), поведенчиском подходе (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура), гештальтпсихологии (К. Левин), гуманистической психологии (К.

Роджерс, Т. Гордон и др.).

По мнению Альфреда Адлера решающую роль в формировании гармоничной, здоровой личности играют родительские отношения и тип семейного воспитания.

Э. Фромм считал, что облако негативных последствий от наказаний для развития личности является очень отрицательным фактором, эти последствия включают в себя чувство отверженности ребенка, страх потери родительской любви, детскую ревность, амбивалентное (по разному, неоднозначно) отношение к родителям, детскую ложь, социальные провокации.

А. Адлер делает основной упор на поощрения и положительные подкрепления поведения ребенка, т.к. любое наказание подкрепляет чувство неполноценности и ведет к формированию комплекса.
Наказания порождают озлобленность, точно также как принуждения и командование ребенком. При таких условиях у ребенка не формируется социальный интерес.

https://www.youtube.com/watch?v=47tGRvWcvHQ

Взаимоуважение членов семьи, является главным принципом воспитания.
Поддержка и поощрения стали приоритетной стратегией в воспитании детей, они дают ребенку переживание чувства собственного достоинства и уважения к собственной личности.

Какие бывают наказания детей

: это физическая агрессия, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привилегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование (Р. Кэмпбелл, X. Джайнотт, Д. Лешли, П. Лич, Й. Раншбург, П. Поппер, Э. Лешан, Д. Нельсен, Л. Лот, С. Глен, А.С. Спиваковская и др.).

Физические наказания ребенка: намеренное нанесение вреда как физического, так и психологического, связанного с переживанием боли, боязнью боли, низвержением и унижением личности ребенка.

Физические наказания детей приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения, безынициативности, тревожности.

изворотливости, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.

Вербальные (словесные) наказания детей, такие как, порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка.

В связи с чем происходят отрицательные последствия, при этом нарушается личностное развитие, формируется низкое самопринятие и самооценка, зависимость,тревожность, неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти.

Следует иметь ввиду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец, мать); об отношении родителя к ребенку ( «любит — не любит»).

Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик) приводят к потере ребенком чувствительности, эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита (подробнее тут)и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам.
Такой вид наказания, крайняя эмоциональная форма воздействия на ребенка.

Лишение родительской любви, как метод наказания ребенка демонстрируется родителем в случае нарушения требований или запретов в виде очевидного отвержения ребенка (по типу: Ты мне не нужен, раз ты так себя ведешь). В поведении родителя этот вид наказания проявляется в избегании контактов с ребенком.

По данным исследований, такой способ наказания (в большинстве случаев) является не допустимым, т.к. может вызвать у ребенка страх, тревогу, потерю чувства безопасности.

Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку.

В данном случае родителю необходимо использовать технику «Я» — сообщений (По типу: «Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно», и т.п.).
Однако, ввиду воздействия на аффективное состояние ребенка, злоупотреблять этой формой наказания нельзя.

Ограничение активности ребенка в виде постановки в «угол», запирания в комнате, лишения прогулки, игр и т.п.

, вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста.

Если такое наказание используется зачастую, то это может отразится на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.

Лишение благ и привилегий состоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал. Такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным.

Инициирование чувства вины включает в себя внушение ребенку представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка.

Такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к.

может сработать психологическая защита и проступок обесценится.

Также, такой вид наказания детей может формировать наказывающее самосознание, низкое самопринятие и самоуважение, что в свою очередь сделает из ребенка неудачника, избегающего малейших трудностей и любых дел, в которых ему будет казаться, что он будет не успешным.

Принуждение к действию — это когда родитель не объясняя причин заставляет ребенка что либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия (умывание, уборка постели и т.п.).

Такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти.

Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.

Наказание ребенка естественными последствиями происходит в том случае, когда ребенок сделал кокой-либо ущерб, и должен сам это исправить (По типу: Намусорил -убери, Получил двойку — исправь, и т.п.).

Этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации.

Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же необходимо взирать на возраст и возможности ребенка). И, естественно не надо путать этот вид наказания от наказания трудом, в коем отражается принуждение к действию, со всеми вытекающими…

Отложенный конфликт — это когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения.

Блокирование нежелательного действия используется в том случае, когда необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим или материальным и другим ценностям. После остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить лишь после отреагирования аффекта (разрядки эмоциональной напряженности ребенком).

Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей.

Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность (сенситивность) к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.

Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это: наказание естественными последствиями; блокирование нежелательного действия, а также логическое объяснение и обоснование. Остальные виды наказаний детей необходимо избегать.

И еще несколько рекомендаций:

1) Наказание должно соответствовать возрасту ребенка и тяжести проступка;

2) Наказание не должно быть отложено, чтобы не породить страх, тревогу и депрессию;

3) В состоянии аффекта (сильного нервного волнения) нельзя наказывать;

4) Не надо делать проступок ребенка достоянием общественности (ни с кем не обсуждать);

5) Родителям не стоит идти одним фронтом на ребенка.

6) Родителям не спорить в присутствии ребенка по поводу мер воздействия на него.

А теперь, давайте рассмотрим какие бывают поощрения детей

Похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка.

Рассмотрим поощрения детей более подробно:

Похвала — это самый распространенный способ родительского поощрения ребенка. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватные его реальным достижениям и возможностям.

Главное в похвале, то какие выводы из нее делает сам ребенок, а не ее текст. Если она для него реалистична, в отношении его возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивное воздействие на его саморегуляцию, а если она надумана, то эффект будет обратным позитиву.

Необоснованная похвала воспринимается ребенком как насмешка.

Не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не возникло чувство зависимости, подчиненности (особенно у подростков)(как родителям воспитывать подростка), ибо может возникнуть страх лишения позитивной оценки, неуверенность в своих силах, или же наоборот, потеряется критичность к себе.

Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка в сравнении с кем либо, это может породить конкуренцию, ревность, зависть в общении со сверстниками, и не нужно хвалить ребенка в присутствии группы сверстников, которые могут не так понять, т.к. их оценка может не совпасть с оценкой родителя.

Читайте также:  Организация времени - психология

Ласка является позитивным контактом ребенка с родителем в словесной (вербальной) или тактильной (касание), и другой невербальной форме (мимика, жесты, поза).

Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение.

Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.

Совместная деятельность, как метод поощрения ребенка — это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако не должно быть так, чтобы совместная деятельность с родителем в жизни ребенка, выступала лишь как средство поощрения.

Материальное поощрение детей — (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия.

Разрешение активности с расширением прав ребенка должно выполнятся не из-за воли родителя, и не в качестве награды, а как оценка взрослости и самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и поведением.

Поощрений должно быть гораздо больше, чем наказаний

Поощрения нужно психологически правильно вставлять в родительское воспитание ребенка, их не может быть слишком много, поощрения должны стимулировать ребенка к самостоятельности и к творчеству, они должны создавать атмосферу принятия, любви к ребенку, подтверждения его значимости и самоценности как личности.

Желаю всем родителям удачи в нелегком труде воспитания детей!

Помощь семейного психотерапевта

Консультация психолога, бесплатный вопрос

Часто задаваемые вопросы: Вопрос — Ответ

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/semya-i-deti/roditelskie-nakazaniya-i-pooshhreniya/

Как правильно наказывать ребенка? 6 признаков эффективности наказания

Каждая семья вопрос наказания ребенка и воздействия на поведение любимого чада решает по-cвоему. А нужно ли наказывать и если да, то каким образом и в каких ситуациях?

Даниэль возит машинки по полу, ставит в ряд или выстраивает в очередь. Тут одна из новых красивых машинок летит в стену, запущенная со всей силы.

Я сержусь: «Даниэль, будешь швырять игрушки, больше не куплю ни одной!» Даниэль надулся и отвернулся, скрестив руки на груди.

Спрашиваю: — Зачем бросил машинку? — Она плохо себя вела и наехала на другую машинку. Я ее наказал. Теперь другие машинки могут быстрее ездить.

Как видите, логика очевидна. Так же очевидно, что наказать малыша было бы несправедливым. Но не всегда родители бывают в настроении, чтобы выяснить причину поведения ребенка, в итоге следует незаслуженное с точки зрения малыша наказание.

Зачем наказывать ребенка?

То, что физические наказания совершенно недопустимы, к счастью, бесспорный факт для большинства современных семей.

Хотя некоторые считают, что вполне можно обойтись совсем без наказаний, ведь с ребенком всегда можно договориться мирным путем.

Намерение похвальное, но иногда ребенок заводит в тупик своим упрямством, так что даже убежденные противники всяческих наказаний понимают необходимость пресечь поведение ребенка, которое может нанести вред ему самому или окружающим.

Однако, прежде, чем наказывать, нужно обязательно убедиться в справедливости наказания. Ребенок может также капризничать, потому что голоден, устал, хочет спать или заболел. У него могут также быть и другие причины упираться и вести себя вопреки установленным вами правилам. Если вы выяснили причину и сочли ее уважительной, согласитесь с ребенком, и проблема решится сама.

Если коса нашла на камень, погодите объявлять войну. Попробуйте сперва объяснить ребенку, что его поступки и поведение расстраивают вас и близких ему людей. Часто это помогает лучше, чем строгие меры. Поинтересуйтесь у ребенка, считает ли он сам, что заслуживает наказания за свое поведение? И что бы он сделал на вашем месте?

Если вы недовольны поведением ребенка и хотите его пресечь, то помимо запретов выдвигайте также конструктивные предложения. Объясните, что рисовать нужно не на обоях, а карандашами и красками в альбоме, или специальными красками на кафеле в ванной во время купания. Вручите малышу все необходимое, и он с радостью займется делом.

Ребенок сердится, кричит на вас, сучит ногами, кусается и со злостью разбрасывает игрушки. Научите его, как можно по-другому выразить свои негативные чувства: попинать подушку, порвать старые газеты.
Старайтесь не ставить ребенка перед фактом, давайте ему право выбора.

Если есть возможность, уступите ребенку. О том, что с детской площадки нужно будет скоро уйти, предупреждайте заранее, а не говорите в последнюю минуту. Иногда мы, взрослые, позволяем ребенку верить в то, что на самом деле ребенка не ждет.

Например, пообещали ему новую игрушку только лишь для того, чтобы малыш успокоился и стал хорошо себя вести, и тут же забыли о своем обещании, добившись результата. Вы-то забыли, а ребенок нет, он ждет и верит вашим словам.

Если вы нарушите обещание однажды, в другой раз не ожидайте, что малыш вам поверит. Старайтесь всегда выполнять обещания, данные ребенку.

Но предположим, вы считаете, что ребенок действительно заслужил наказание. Как правильно наказать ребенка, чтобы наказание было эффективным и стало для малыша хорошим уроком?

Одна семья – одна тактика

На семейном совете обсудите, какое поведение ребенка должно быть наказуемым, а когда нужно просто провести разъяснительную беседу. Все члены семьи должны последовательно придерживаться единой тактики.

Если мама кричит, папа ставит в угол, а бабушка лишь улыбается в ответ на детскую шалость, но плодов такая тактика не принесет, а лишь вынудит ребенка вести себя по-разному с каждым членом семьи, заранее предвидя реакцию каждого.

Чаще всего родители прибегают к следующим способам наказания:

Крик. Наиболее частая и природная реакция человека сильно рассерженного или напуганного. Крик наиболее частая реакция рассерженной мамы или доведенной до крайности учительницы. Если в семье крик – это способ наказания, то скорее всего ребенок в возрасте 3 лет привык к этому методу наказания настолько, что даже уже не реагирует на него.

Взрослые голос срывают, а ребенок даже ушами не пошевелит. Приберегите окрик для особо опасных моментов, когда нужно, чтобы малыш немедленно прекратил опасное поведение или действие.

С более взрослыми детьми нужно действовать по-другому: покажите ребенку, что вы воспринимаете и разговариваете с ним на равных, объясните доступно, почему опасноплохонекрасиво вести себя подобным образом, апеллируя к его сознательности.

Бойкот, то есть демонстративное игнорирование ребенка в течение некоторого времени, для маленького ребенка дошкольного возраста уже является серьезным наказанием. Родители в этот период являются самыми важными периодами в жизни малыша.

Видя же, что мама «обиделась» и не хочет с ним разговаривать, малыши чаще всего стараются как можно быстрее помириться, стремятся к тактильному контакту, дергают за руку, лезут на колени, стараются заглянуть в глаза. Часто и подолгу тактику бойкота психологи рекомендуют не применять.

Если ребенок выполнил вашу просьбу или требование, сразу возвращайте ему самое добрую и внимательную маму. Тем самым вы даете малышу понять, что вы тоже можете расстраиваться и сердиться и у вас есть право на обиду.

Тайм-аут. Под тайм-аутом понимается временная изоляция малыша.

Ребенка отводят в другую комнату или садят в углу комнаты, где нет телевизора, игрушек и развлечений, на стульчик и просят успокоиться и подумать.

После того, как малыш успокоился и понял, что вел себя неправильно, ему можно покинуть место изоляции. Обычно на «подумать» отводится столько минут, сколько ребенку лет, то есть 5-летнему ребенку достаточно 5 минут.

Как правильно наказывать ребенка, чтобы наказание было эффективным?

  1. Наказывать нужно незамедлительно. Дети имеют очень смутное понятие о времени. Если вы обещаете наказать «когда вернемся домой», то по возвращению лучше не наказывайте вовсе. Малыш уже забыл, за что вы собирались его наказать, и сочтет ваши действия несправедливыми.
  2. Наказание должно быть недолгим по времени. Если вы запретите неделю смотреть мультфильмы, то уже на следующий день малыш не будет связывать ваш запрет с собственным плохим поведением или проступком. 
  3. Наказание должно быть связанным с самим проступком. Если малыш ударил кого-то на детской площадке, правильно будет в качестве наказания увести его домой сразу же, а не отменять обещанный поход в зоопарк, например.
  4. Наказание, которое вы обещаете, должно быть реально осуществимым. Если вы говорите, что за его поступок ребенка заберет «чужой дядя», а в итоге так не произойдет, то малыш будет знать, что ваши обещания – пустые слова, и вам можно не верить.
  5. Ребенок не должен хотеть повторения наказания. Если в качестве наказания вы отправили его на тайм-аут в детскую с кучей игрушек, то малыш и не воспримет ваши действия как наказание. Более того, будет совершенно не против повторить такое наказание еще разок.
  6. Наказание должно быть соразмерно проступку. Если наказание будет слишком мягким, то ребенок просто не обратит на него внимания, а если слишком жестоким, то может привести к психологической травме, страхам или комплексам в дальнейшем.

Источник: http://yoga-mama.ru/deti/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka-6-priznakov-effektivnosti-nakazaniya/

Психология поощрения и наказания. Психологические условия и особенности эффективного и неэффективного поощрения

Психология поощрения и наказания. Психологические условия и особенности эффективного и неэффективного поощрения

Действенными способами воздействия учителя на учеников являются поощрения и наказания.

Поощрение, как и наказание, воздействует не только на ученика, но и на класс, изменяя отношение его к ученику. В результате у ученика меняется самооценка, повышается или понижается уровень притязаний, активность, целеустремленность.

Однако однозначной зависимости между поощрением и повышением активности, а также между наказанием и снижением активности нет. Поощрение может приводить и к снижению прилежания ученика, формированию у него отрицательных черт характера.

Это происходит, например, при перехваливании, которое односторонне выпячивает достоинства учащегося и не фиксирует его внимания на недостатках, не развивает у него самокритичность: зачем ему стараться, когда он и так лучше всех в классе решает задачи или прыгает в высоту.

Отсутствие к себе критического отношения отражается и на взаимоотношениях такого ученика с одноклассниками, способствует росту у него индивидуалистических тенденций, пренебрежительному отношению к товарищам. Чтобы противодействовать этой тенденции, учитель должен умело пользоваться и отрицательными формами оценок (табл. 17.1).

Поощрение может осуществляться как морально: похвалой, благодарностью, проявлением доверия, так и материально: награждения грамотой и призами и т. д. Дети стремятся быть замеченными и отмеченными учителем, они чувствительны к его похвале (особенно девочки).

В связи с этим учителю нужно широко пользоваться такими формами поощрения, как доверие, расширение прав и обязанностей учащихся. Например, учитель говорит школьнику: «Я (или коллектив класса) хочу доверить тебе одно важное дело.

Думаю, ты справишься с ним…» Используя этот прием, учитель должен, конечно, знать, ценит ученик доверие учителя и коллектива или нет. Поощрением является и привлечение учителем школьника в качестве своего помощника, дежурного. Одной из форм поощрения является одобрение.

Одобрять можно разными способами: словом, интонацией, мимикой, пантомимикой. Для создания мажорного настроя на уроке можно поощрять класс в целом авансом: «Вы молодцы! У вас у всех все получится!»

Одобрение может выражаться и в других нестандартных формах: аплодисментах класса, скандированном поздравлении какому-нибудь учащемуся, победившему в соревновании, в награждении шутливыми призами и подарками (при занятиях в кружках). Такие поощрения надолго запоминаются учениками, создавая у них устойчивый положительный эмоциональный фон.

Таблица 17.1. Эффективное и неэффективное поощрение

Эффективное поощрениеНеэффективное поощрение
1. Осуществляется постоянно1. Осуществляется от случая к случаю
2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения2. Делается в общих чертах
3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося3. Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащегося
4. Учитель поощряет достижение определенных результатов4. Учитель отмечает участие в работе вообще
5. Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов5. Учитель дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимости
6. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося6. Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других
7. Поощрение соразмерно затраченным усилиям7. Поощрение не зависит от усилий, затраченных учащимся
8. Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такие успехи возможны и впредь8. Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств
9. Учитель воздействует на мотивацию учащегося, опираясь на внутренние стимулы: интерес к заданию, получение удовлетворения от процесса обучения, желание овладеть умением9. Учитель опирается на внешние стимулы: похвалу, желание получить награду, победить в соревновании
Читайте также:  Смелое тело - психология

Наказание учащихся за проступки может осуществляться учителем только в моральной форме в виде замечания, выговора, записи в дневнике и т. д. Однако при этом нужно помнить, что наказание не должно преследовать цель унизить достоинство ребенка, опозорить его.

Устные замечания являются оперативными средствами дисциплинирования ученика на уроке. Они должны делаться в спокойной и тактичной форме. Нет смысла делать замечания одному и тому же ученику несколько раз подряд: они утрачивают свою действенность уже после третьего раза.

Выговор должен быть итогом принципиального обсуждения проступка учащегося. Без активной поддержки общественного мнения коллектива учащихся выговор не приносит пользы, а иногда даже и вредит. Вслед за выговором нужно разъяснить учащемуся, каким путем он может снять с себя наложенное взыскание.

Учителя часто, объявив выговор ученику, вскоре забывают о нем. Не сняв предыдущее взыскание, они за новый проступок объявляют новый выговор. В этом случае и первый, и второй выговор теряют всякую действенность. Нельзя объявлять выговор «для острастки».

Наказание с помощью морального осуждения (замечания, выговора) не должно превращаться в нудное морализирование. Чтобы этого не произошло, его надо использовать время от времени и в разной форме. Оно эффективно только в классе с развитыми коллективистскими отношениями, имеющем определенные традиции и сильное общественное мнение, а также когда ученики обладают высокой степенью сознательности.

Наказание изменением отношения учителя к учащемуся, отказ в доверии, «игнорирование» на уроке действенно в том случае, если у учителя сложились с учащимся хорошие отношения и ребенок дорожит этими отношениями. Использование этой формы наказания требует большого такта и мастерства учителя.

Наказание путем отстранения ученика от выполнения заданий учителя(например, заставить ученика стоять у доски или удалить из класса).

Эта форма наказания действенна в младших и средних классах, однако, используя ее, не надо перебарщивать: как только ученик осознает меру своего проступка, его надо вернуть к работе. Ошибку допускают те учителя, которые заставляют долго стоять школьника.

Во-первых, это приводит к его утомлению, а во-вторых, это унижает учащегося, вызывает у него протест. Он начинает развлекаться сам (паясничать) и развлекать класс, ища у него поддержки и сочувствия.

Удаление с урока — крайняя мера наказания, пользоваться которой можно только в том случае, если учащийся своим поведением стремится сорвать урок. При этом учитель должен быть уверен в поддержке его решения классом.

Удаление не должно происходить на фоне раздраженности учителя, иначе оно будет воспринято как месть. Нужно также помнить, что удалением наказание не заканчивается.

После урока учитель должен поговорить с учащимся и определить окончательную меру наказания.

Наказание в виде выполнения внеочередных работ. Учитель может заставить ученика снова дежурить на уроке, если на предыдущем он плохо выполнял свои функции. Внеочередные работы за проступки должны стать традиционными, определенными заранее. Тогда будут сняты возражения учащихся типа: «А почему я должен убирать класс? Это не я насорил!»

Наказание в виде лишения удовольствия. Оно близко к способу наказания отстранением учащегося от выполнения учебного задания, о котором уже говорилось.

В данном случае речь идет об отстранении учащегося от любимого им дела или занятия: отлучении на время (пока не исправит двойки) от исполнения обязанностей помощника, лишении права идти в туристический поход и т. п.

Пользоваться этим способом можно только в том случае, когда ребенок увлечен своими обязанностями или предметом.

Дисциплинарная запись в дневнике. Она не должна отражать эмоциональную взвинченность учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Нельзя, например, писать: «Возмутительно ведет себя на уроке» или: «Родителям немедленно явиться в школу». Это обычно приводит лишь к конфликту учителя с родителями.

Мерой наказания является и запись неудовлетворительной оценки за поведение в дневнике.

Наказания бывают традиционными или же типа экспромта. Наказания-экспромты нельзя повторять: они не действуют, так как меняется обстановка, в которой объявляется наказание. Наказание-экспромт используется тогда, когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнение коллектива учащихся.

Наказание в соответствии с логикой естественных последствий (типа «насорил — убери») воспринимается ребенком как само собой разумеющееся и выполняется безоговорочно. Однако оно должно следовать сразу за проступком.

Источник: https://infopedia.su/8×9303.html

Наказание как инструмент модификации поведения

Наказание как инструмент модификации поведения

Автор Татьяна в 11/04/2015. Опубликовано Бихевиоризм

«Наказание» — термин, используемый в концепции оперантного обусловливания для обозначения каких-либо изменений, следующих за определённым поведением, которые уменьшают вероятность того, что это поведение повториться в будущем. Для повышения вероятности поведения используется положительное и отрицательное подкрепление; в случае, когда повторение поведения необходимо предотвратить, используется наказание.

Его часто ошибочно путают с отрицательным подкреплением. Помните, подкрепление всегда увеличивает возможность того, что поведение будет повторено, цель же наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать проявлению определённого поведения.

Виды наказания

Бихевиорист Б. Ф. Скиннер, впервые сформулировавший концепцию оперантного обусловливания, определил два различных типа неприятных стимулов которые могут быть использованы в качестве наказания:

  • Положительное наказание. Этот вид наказания предполагает предъявление негативного стимула после поведения, которое необходимо предотвратить в будущем. Например, когда ученик говорит вне очереди во время занятия и перебивает одноклассников, учитель может сделать ему замечание.
  • Отрицательное наказание. Данный вид наказания предполагает удаление позитивного стимула после поведения, которое нужно скорректировать. В случае с перебивающим одноклассников школьником — если он несмотря на замечание преподавателя снова встревает в ответ товарища, — учитель может лишить его перемены.

Эффективно ли наказание?

В большинстве случаев наказание действительно эффективно и оправданно, однако у каждого найдется пример того, что наказание срабатывает не всегда. Возьмем, к примеру, исправительные учреждения. Отсидев положенный срок и освободившись, многие люди снова совершают преступления. Почему это наказание работает в одних случаях и совершенно неэффективно в других?

Исследователи обнаружили ряд факторов, которые способствуют эффективности наказания в различных ситуациях.

Во-первых, наказание, скорее приведёт к ослаблению желания повторить недопустимое поведение, если оно следует непосредственно за поведением. К тюремному заключению человека приговаривают через довольно большой период времени после совершения преступления — именно этим можно объяснить неэффективность заключения как способа профилактики преступлений.

Во-вторых, больших результатов с помощью наказания можно добиться, только если применять его последовательно. Например, люди часто продолжают ездить с превышением скоростных ограничений даже после получения штрафа. Почему? Да потому что это поведение не наказывается последовательно: довольно трудно применять наказание всякий раз, когда происходит нежелательное поведение.

Кроме того, наказание имеет и некоторые заметные недостатки. Во-первых, любые изменения в поведении, которые являются результатом наказания, часто носят временный характер.

«Поведение, за которым последовало наказание, скорее всего, снова повторится — после того, как его негативные последствия будут устранены», — объяснил Скиннер в своей книге «О бихевиоризме».

Возможно, самый большой недостаток заключается в том, что наказание фактически не предполагает получение какой-либо информации о более подходящих или желаемых формах поведения. Объект воздействия учится лишь не совершать определённых действий, а вот что ему можно делать, он в большинстве случаев так и не узнаёт.

Помимо этого наказание может иметь непредсказуемые и нежелательные последствия.

Например, около 75% родителей в США признаются, что иногда прибегают к порке в воспитании детей; однако исследователи обнаружили, что этот тип физического наказания может привести к антисоциальному поведению, агрессивности и росту числа правонарушений среди детей.

По этой причине Скиннер и другие психологи полагают, что потенциальная краткосрочная польза от наказания в качестве инструмента модификации поведения должна быть взвешена и изучена ещё раз — уже через призму возможных долгосрочных последствий.

Источник: http://aboutyourself.ru/behaviorism/nakazanie-kak-instrument-modifikacii-povedeniya.html

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

10 правил для родителей

  1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
  2. Определите четкие границы.

    Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.

  3. Соотносите наказание с проступком.

    Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.

  4. Не наказывайте долго.

    Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.

  5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать.

    Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.

  6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им.

    Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.

  7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.

  8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
  9. Рассказывайте о своих ожиданиях.

    Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.

  10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей.

    Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.

Читаем также: Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Способы конструктивного и лояльного наказания

  1. Лишение приятного. Если ребенок получил плохую оценку за то, что не сделал домашнее задание, можно ограничить доступ к видеоиграм на выходные. Важно лишать именно привилегий, а не основных потребностей. Лишение телевизора или встречи с друзьями – это одно, но лишение сна или отказ кормить – это уже жестокое обращение.
  2. «Исправительные работы».

    Взрослые за нарушение правил расплачиваются штрафами или общественными работами. Почему бы вам не перенести подобную практику на ребенка? Если он сознательно рисует на столе, пусть отмоет его. Только не переусердствуйте. В идеале труд должен восприниматься как благо, а не как наказание.

  3. Тайм-аут (перерыв).

    Ребенку предлагают посидеть в отдельной комнате или на кресле в тихом уголке и подумать над своим проступком. Постарайтесь найти такое место, где нет телевизора, игрушек или компьютера. Нельзя запирать его в темной комнате, чтобы не нанести вред психике. Количество времени, проведенное в тайм-ауте, зависит от серьезности «правонарушения» и возраста ребенка.

    Общее правило: примерно одна минута на каждый год.

  4. Личное извинение. Просить прощение у того, кого он обидел, не просто конструктивное наказание для ребенка, но и подготовка к взрослой жизни. Если ребенок оборвал цветы на соседской клумбе, заставьте его принести извинения.

    Для дополнительного эффекта пусть ребенок в субботу поможет привести клумбу в порядок.

  5. Игнорирование. Дети часто балуются, чтобы привлечь внимание взрослых. Не следует поддаваться на провокацию. Объясните ребенку, что если он продолжит вредничать, то вы не будете с ним разговаривать.

    В случае затяжной истерики можно выйти из детской, перестав общаться с малышом до прекращения скандала. Будьте осторожны, ведь длительное лишение родительской любви превращается в пытку. Читаем также: как реагировать на капризы ребенка

  6. Проверка на собственном опыте. Позвольте ребенку убедиться в справедливости ваших требований на собственном опыте.

    Бегал по лужам – в результате хлюпающий нос и постельный режим. Но следует знать меру с последствиями негативных действий, чтобы ребенок не причинил себе настоящий вред.

  7. «Временный арест». Если подросток совершил серьезный проступок, можно ограничить его общение с приятелями: не пускать на день рождения или вечеринку.

    Нельзя применять этот вид конструктивного наказания постоянно, так как в подростковом возрасте очень важны доброжелательные отношения со сверстниками.

  8. Сказка вместо наказания. Чтобы освоить правила поведения, читайте ребенку сказки, которые позволят ему понять и почувствовать, что и у других встречаются такие переживания и проблемы.

    Через сказочные образы детям предлагаются выходы из сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов. В конце каждой истории герой (а значит, и ребенок) понимает, что так поступать больше нельзя. Читаем статью: влияние сказок на развитие детей

Читаем также: Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин

Допустимо ли физическое наказание?

Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.

Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка.

Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины.

В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.

Читаем также: Очень простые способы показать детям что вы их любите

Как наказывать детей, решать только их родителям. Главное – сделать это правильно и конструктивно. Не перегибайте с дисциплинарными воздействиями, лучше объясните ребенку без криков и физического наказания, почему он вел себя неправильно, и тогда он вас поймет.

Читаем также:

Подборка видео консультаций: как правильно наказывать детей за непослушание

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/8-loyalnyih-sposobov-nakazaniya-detey-kak-pravilno-nakazyivat-detey-za-neposlushanie.html

Исполнение наказания как психологическая проблема

Поиск Лекций

Контролируемая самостоятельная работа.

Исправительная (пенитенциарная) психология

Юридическая психология

Н.В. Цурко

Гродно, 2012

Краткая аннотация модуля:

Исправительная (пенитенциарная — от лат. «poenitentiarius» — покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности воспитателя и коллектива ИТУ.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология призвана разрабатывать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы психологической коррекции личности преступников.

Тематический план:

Исполнение наказания как психологическая проблема

Психология личности и среды осужденных

Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений

Исполнение наказания как психологическая проблема.

Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология.

Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией.

Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф.

Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л А Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.

Ушатиков и др).

Одной из первых отечественных работ, в которых глубоко раскрыты проблемы пенитенциарной психологии, является книга М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1925).

Автор образно раскрывает предмет своего исследования: «Не спертый и тяжелый воздух в тюремной камере, не количество воздуха, приходящееся на арестанта, интересует автора настоящих строк, а живая душа человека, заключенного в тюрьму, с особенностями его переживаний за высокими стенами, за крепкими дверями, под охраной внутренней и внешней». Свою задачу он видел в изучении влияния лишения свободы на психику и поведение осужденных.

В современной пенитенциарной науке феномен наказания в виде лишения свободы рассматривается в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений.

В психологическом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенным, когда суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учреждения (с соответствующим режимом — общим, строгим, особым) имеет целью реализовать следующие основные функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации всей жизнедеятельности, что в итоге может вызывать негативные переживания из-за ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических и социальных потребностей.

Однако кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении.

Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированность условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на поведение и в целом на их характер, постепенно приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности.

Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также для подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психики претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды.

Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных..

В периодических изданиях и в научных публикациях порой ставится под сомнение правомочность отнесения законодателем режима к одному из основных средств исправления осужденных (наряду с трудом, воспитательной работой, обучением и общественным воздействием).

Но опыт и исследования показывают, что режим является таким средством, когда все его функции согласованы между собой и проявляются в полном объеме, базируясь на психологически обоснованных требованиях организации жизни и деятельности осужденных.

Если же между функциями имеются противоречия или дисбаланс в реализации (например, преобладание карательной функции над воспитательной и как результат — применение преимущественно одного вида санкций — водворение осужденного в штрафной изолятор или в помещение камерного типа при любых нарушениях, невзирая на тяжесть проступка и личность последнего), то режим не выступает действенным средством исправления. Последнее, к сожалению, порой встречается на практике, несмотря на то, что в основу нового уголовно-исполнительного законодательства положены принципы законности, гуманизма, рационального применения мер принуждения. Объяснить подобное положение дел можно лишь наличием у сотрудников пенитенциарных учреждений профессиональной деформации личности («репрессивный уклон») либо отсутствием у них должной психологической компетентности.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний также выступают основными принципами пенитенциарных учреждений.

Однако в практике исправительных учреждений без участия психологов зачастую происходит лишь их декларирование, но не создание целостной воспитательной системы, базирующейся на психолого-педагогических методах.

Это не позволяет персоналу успешно решать задачи по целенаправленному изменению личности и коллектива осужденных.

В связи с изучением зарубежного пенитенциарного опыта сегодня все более настойчиво стали звучать призывы активно внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциализации осужденных.

Подобные призывы останутся лишь лозунгами идеологов современной пенитенциарной реформы, если в ближайшие годы не изменится организационная и штатная структура, если не будет привлечено значительное число специалистов из числа психологов, психиатров, социальных педагогов и социальных работников.

Актуальна и проблема решительного улучшения психолого-педагогической подготовки других типов специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях, так как в число основных направлений ресоциализующей деятельности входят:

• психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

• разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация;

• осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической защиты и личностными акцентуациями;

• разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;

• всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Меры превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата», которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение осужденными новых преступлений.

Это достигается не только мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности, и оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления двумя типами факторов: 1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития) и 2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и др.).

Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений может быть невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственном масштабе, системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.

Источник: https://poisk-ru.ru/s11150t1.html

Ссылка на основную публикацию