Личность: биологическое, социальное и духовное — психология

Клуб Здорового Сознания

Где , источник жизни и свободы? В биологической индивидуальности каждого человека? В социальном самоутверждении? В духовном поиске?

Первый естественный источник личности — . Тело живое, красивое и сильное, отличающее меня от других в лучшую сторону. Укрепляя свое тело, заботясь о его красоте, украшая его одеждой и раскраской, человек делал и чувствовал себя личностью.

Впрочем, кто-то на тело смотрит по другому. Для него его тело — то, что тормозит его или держит его наравне с другими, мешает выделению его Я. Его тушка — только баласт, мешающий его социальному самоутверждению и духовному развитию. От чего зависит тот или иной взгляд? От соотношения и

Второй источник личности — социальное . Становясь отцом или матерью, мастером или учителем, я становлюсь известным и уважаемым, расширяю и продвигаю свое я. Достигая власти, мое Я становится большим и значимым для многих.

Впрочем, для многих его социальные роли — только маски, делающие его похожими на всех остальных. А источник своего Я и своей свободы такой человек видит в чем-то другом. Иногда — просто в свободе от, иногда — в поиске духовности…

Третий источник личности — …

Частное мнение

О применении системы: «поощрение-наказание». Что касаемо «индивидуальности», то дети до 3-х лет вообще личности не имеют. Потому что личность и индивидуальность начинают формироваться около 3-х лет. А до этого возраста мы и имеем дело с животными. Умными и хитрыми, быстро обучающимися, но не имеющими личности.

Примеры тому имеются: дети-волки, дети-медведи и т.д. Личность, индивидуальность, человека из животного делает общество, социум. А семья как раз и есть малюсенькая часть этого социума. И именно в ней формируется та самая пресловутая и так ценимая Вами личность и индивидуальность. В древней Спарте истеричный ребенок существовать просто не смог бы, т.к.

давно бы уже полетел в пропасть дабы не осквернять свой род, не позорить предков и не портить потомков.

А система «кнута и пряника» позволяет заложить в малыша задатки человека, который понимает и принимает не! только себя как Центр Вселенной, но и других людей, понимает свое место в обществе и способен адекватно реагировать на поступки других людей и верно оценивать свое поведение.

По сути дела сама жизнь и само общество с момента рождения и до момента смерти каждого из нас применяет именно эту систему воспитания. Умен, вежлив, силен, общителен — будь тем-то и тем-то! Это пряник! Вял, пассивен, слаб, замкнут — канул в лету, никто и не вспомнит о такой «уникальной» личности. Через несколько месяцев, кроме родных, и имени-отчества никто не вспомнит. Это кнут!

Источник: https://psy-space.ru/?page=lichnost-dvoe-zn—biologicheskoezpt-socialnoe-i-duhovnoe

Биологическое (индивид), социальное (личность) и духовное (индивидуальность) в человеке

Поиск Лекций

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы:

— организм — морфофизиологическая организация;

— личность — социально-психологическая организация.

Обе системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Развитие организма в значительной степени запрограммировано генетически и зависит от образа жизни, что определяется как раз социально-психологической организацией человека.

Но, в свою очередь, социально-психологическое развитие зависит от включения человека в различные виды общественной деятельности в конкретной социальной и исторической общности.

Человек — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек — существо биологическое.

Индивид — существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность — социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим — яркая, неповторимая, творческая.

Понятие «личность» имеет множество вариантов, как в историческом, так и психологическом плане.

В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова – лицо).

С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы — доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст, в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.), выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:

1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями.

В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость.

Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:

— наследственно биологических свойств;

— социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Читайте также:  Поражение - психология

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности. В свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся.

Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К.

Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня:

— первый уровень — низший — составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);

— второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);

— третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);

— четвертый — высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе).

При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов.

Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности — совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Важный критерий в описании индивидуальности человека – качественный и количественный анализ его способностей.

Интеллектуальные способности особенная характеристика психики, определяющая возможность человека для продуктивного усвоения знаний, умений, навыков.

Однако умственная одаренность это не факт наличия знаний, а предпосылка для их легкого усвоения в интересующих человека сферах врожденной и приобретенной предрасположенности.

В некоторых случаях термин подразумевает наличие у человека оригинальной черты, которая явно выделяет личность от окружающих, делает особу абсолютно непохожей на других людей.

К ярко выраженной индивидуальности может быть отнесена пробужденный талант в интеллектуальной сфере, умственная одаренность в сознательно выбранном направлении интересов.

«Скрытым», менее заметным для окружающих, однако значимым для человека, проявлением индивидуальности является развитая волевая сфера с интернальным (внутренним) локусом контроля, обеспечивающая человеку самообладание, выдержку, здравомыслие, верную мотивацию волевого акта.

Однако не все социальные особенности, даже ярко выраженные и привлекающие внимание окружающих, корректно назвать проявлением индивидуальности.

Например: социальные привычки особы, такие как особенный тембр и выдающаяся громкость голоса, повадки лжеца, склонность к постоянному лицемерию, неправильно относить к проявлениям индивидуальности.

Однако некоторые психотерапевты именуют индивидуальностью любые отличительные черты человека, которые нравятся, являются комфортными и значимыми для особы. Такой подход допускает особенности, воспринимаемые обществом как недостатки, относить к проявлениям своеобразия личности.

По мнению большинства специалистов области психологии, социологии, педагогике термином «индивидуальность» обозначают исключительно позитивные особенности личности, воспринимаемые социумом с уважением и восхищением.

Источник: https://poisk-ru.ru/s42479t6.html

Социальное и биологическое

Первым, кто поднял вопрос о биологическом начале в человеке, был Чарльз Дарвин, выдвинувший известную теорию эволюции. До этого данная тема учеными не затрагивалась, а происхождение человека основывалось на теологической точке зрения.

В процессе споров психологов-теоретиков выдвинулось несколько теорий о соотношении биологического и социального в человеке.

Одни утверждали, что психологические процессы человека не зависят не от чего, а просто происходят и являются самостоятельной единицей. Так предпочитали думать древние философы, а также большинство теологов, они считали, что организм человека – это всего лишь коробочка для этих процессов, не влияющая на них.

С развитием науки, внедряется новая теория о том, что все психологические процессы подчинены биологическому началу, это, так называемая, биологизация.

С появлением и развитием данной теории, психологи пытались объяснить все чувства, испытываемые человеком, с точки зрения биологии и физиологических факторов. Но такие объяснения всегда почему-то оставались туманными и весьма натянутыми.

Потому что духовное начало в человеке принижалось, упрощая и принижая этим человека как личность и делая из него индивида.

В противовес вышеназванной концепции появилась концепция, которая ставит социальное приоритетнее биологического. Идея этой концепции, по мнению одного из ее представителей, В.

Штерна заключается в том, что человеческий организм сравнивают с процессом исторического развития общества.

То есть, ребенок, рождаясь, походит на первобытные времена, вырастая и идя в школу, он являет собой зачатки развития культуры и государственности, только в период зрелости он достигает развития «Нового времени». Естественно, данная теория не раз подвергалась жестокой критике.

В наше время споры между учеными по этому поводу прекратились, потому что все пришли к мнению, что в человеке существует как социальное, так и биологическое.

Ученые перестали перетягивать одеяло и делить, по сути, неделимое.

Иногда, конечно, кое-где вспыхивают споры на данную тему, но это уже происходит, скорее всего, по спекулятивным причинам – для развития «видимой» деятельности некоторых «психологических школ».

______________

И еще…

Недавно вычитал в интернете информацию про интересную штуку. Небулайзер. Странное название. Это аппарат для превращения жидкости в пар. Обычно для какой-либо лечебной жидкости, которую необходимо вдыхать. Некий ингалятор нового поколения. Подробнее здесь http://www.tehnomed.ru/nebulaizery-ingalyatory/

Источник: http://www.berdof.com/socialnoe-i-biologicheskoe/

Социальное и биологическое в развитии личности

Рассмотрение особенностей и характера становления личности предполагает необходимость формирования четкой позиции в оценке социального и биологического в развитии человека. Самые разные научные направления признают общественный характер личности, значение исторических условий в ее изменениях.

Читайте также:  Инициатива - психология

Известный психолог Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что в понимании сущности человека, особенностей взаимодействия социального и биологического в его природе имеются непримиримые противоречия.

Сторонники биологизаторских взглядов отводят ведущую роль в развитии личности человека его природно–биологическому началу, полагая, что основные свойства личности как бы заложены в самой природе человека.

По мнению таких ученых, основные психические личностные свойства человека генетически запрограммированы и генетически предопределено интеллектуальное развитие человека. Сторонниками такого мнения являются зарубежные ученые Э. Торндайк, К. Бюлер, А. Дженсен.

Противники биологизаторского подхода полагают ведущим другой, социальный фактор. Д. И. Фельдштейн указывает, что авторы социологизаторских концепций полагают: в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – это только продукт внешней стимуляции.

Сторонники социологизаторского подхода считают, что внутренний мир человека создан только взаимоотношениями с другими людьми, а отправным пунктом развития является не индивид, а процесс социального взаимодействия, в ходе которого формируются индивидуальные качества.

Стремление отождествить социальное с индивидуально приобретенным в процессе воспитания приводит к трактовке самого социального как совокупности человеческих, в конечном счете психических, образований. На это указывал Л. С.

Выготский, отмечая, что некоторые психологи раскрывают социальное как простую разновидность биологического, действуя по простой схеме: личность ребенка социальна, но сама социальность заключается не в чем ином, как в биологическом взаимодействии организмов.

Новые данные психологии и нейропсихологии теоретически и экспериментально показывают, что, во–первых, человеческая психика не есть результат или прямое продолжение естественного развития элементарных форм поведения и психической жизни животных; во–вторых, психические функции человека формируются прижизненно путем усвоения им социального опыта, а сам процесс усвоения – это специфическая форма психического развития, свойственная лишь человеку. Это относится не только к высшим психическим функциям, например произвольное внимание, логическая память, отвлеченное мышление. Известный психолог Л. Цветкова утверждает: «Установлено, что даже такие простые и, казалось бы, врожденные функции, как тональный (звуковысотный) слух, в действительности имеют социальную природу».

Лурия А. Р. обращает внимание на то, что сами функциональные системы мозга, будучи материальным субстратом психических функций, «не появляются в готовом виде к рождению ребенка… и не созревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка».

Основываясь на таких мнениях, Д. И.

Фельдштейн делает вывод, что нет и не может быть каких–то природных программ социального поведения человека, потому что сама социальная жизнь не представляет собой постоянную систему факторов, она изменяется подчас значительно быстрее, чем одно поколение людей сменяется другим.

У каждого человеческого индивида есть телесная организация, благодаря которой он связан с остальной природой и предшествовавшим ем развитием органической жизни. Но, как обращает внимание Э. В. Ильенков, анатомо–физиологически человек даже не предназначен к прямохождению, этому его приходится учить.

Общество превращает природные функции в социальные и ставит их на службу общественному развитию. Социальное движение воплощается в социальном развитии индивида, становлении его как личности.

Научный подход к характеристике содержания социального в развитии человека подразумевает целостную систему его профессионально–трудовых, национальных, семейно–бытовых и других признаков, формирующихся в процессе взаимоотношений человека с другими людьми, группами людей.

В понятие социального включаются условия жизнедеятельности человека в обществе, особенности общественных отношений, характер производства и социальных институтов, специфика системы воспитания, распространения информации и т. д.

Влияние биологических предпосылок в процессе личностного развития растущего человека, по словам Л. И.

Божовича, «становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными», так как «на каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, вступая во взаимоотношения с тем или иным природным задатком, все более и более опосредствуют его влияния. Некоторые генетики утверждают, что количество вариаций, которые может дать одна и та же биологическая предпосылка на каждом новом уровне опосредования, растет в геометрической прогрессии.

Каждый человек обладает своеобразными индивидуальными особенностями организма, в том числе нервной системы. Но эти особенности, свойства организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а лишь, по выражению А. Я. Гальперина, непременное физиологическое основание, условие, но не причину развития человека как члена общества.

Данные современной психологии, в частности исследования типологических особенностей нервной системы человека, проведенные учеными В. М. Небылицыным, В. С.

Мерлиным, их последователями и учениками, показывают, что требуемые качества личности могут быть сформированы у каждого здорового человека в процессе организации его жизнедеятельности при любых природных особенностях нервной системы.

На основе многочисленных исследований Д. И. Фельдштейн приходит к выводу, что действенная выработка «программы» поведения человека происходит только в определенной общественной среде, только путем деятельного воспроизведения ее опыта.

Каждое новое поколение людей совершенствуется в своих психических способностях лишь на основе такого специфического присвоения результатов деятельности предшествующих поколений, как собственная деятельность, в которой и происходит образование психологических функций и психических процессов – от чувствительности до воли, сознания, личности. (По материалам Д. И. Фельдштейна.)

Источник: https://psyera.ru/socialnoe-i-biologicheskoe-v-razvitii-lichnosti_8059.htm

Взаимосвязь биологического и социального в личности — Общая психология Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияОбщая психологияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Проблема соотношения биологического и социального в личности — одна из центральных проблем современной психологии.

В истории развития психологии как науки рассматривались практически все возможные связи между понятиями»психическое»,»социальное»и»биологическое»Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального, и как производный только от би ологичного или только социального развития, и как результат их параллельного действия на индивида и т.д.. Можно выделить несколько групп концепций, которые по-разному рассматривают соотношение социального, психического и биологического і біологічного.

В концепциях, в которых приходится спонтанность психической развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связано ни с биологическим, ни с соц ных. Человеческий организм является лишь той оболочкой, содержащей психическую деятельность. Такие взгляды чаще встречаются в тех авторов, которые доказывают божественное происхождение психических объявленияищ.

Читайте также:  Интерпретация - психология

биологизаторские концепции рассматривают психическое как линейную функцию развития организма, как то, что следует за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются в особенностями биологической структуры, а их развитие подчиняется исключительно биологическим законам.

Нередко при этом используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфики р озвитку человеческого организма. В этих концепциях часто используют основной биогенетический закон — закон рекапитуляции для объяснения психического развития.

Согласно этому закону, в развитии индивида воспр юеться в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит.

Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психическое как самостоятельное явление в природе не существует, поскольку все психические явления м ожна описать и объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что такая точка зрения весьма распространена среди физиологов, и ее придерживался и. ИППавлоП.Павлов.

На идеи рекапитуляции основываются и социологизаторськи концепции. В рамках этих концепций утверждается, что психическое развитие индивида является сокращенным воспроизведением основных ступеней процессов исторического р развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры. Сущность подобных концепций можно найти в. ВШтерна.

По его мнению, принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и и тория духовного развития общества.

Он писал:»Человеческий индивид в первые месяцы периода младенца с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего — обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, — е лементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем идет поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями — онт огенетична параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античности и ветхозаветного мира наиболее адекватный детскому духу, сэр. Эдни года носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времениго часу».

Безусловно, человек рождается как представитель определенного биологического вида время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель определенного общества. Эти две тенденции отражаются в закономерностях развития человека, находятся в постоянной взаимосвязику.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физио ологичних механизмов, которые выступают основой его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь в условиях человеческого обществва.

Среди представителей различных психологических школ и между отдельными исследователями существуют разногласия в вопросе соотношения биологического и социального и роли каждого из этих факторов, хотя эти взгляды скорее е всего дополняют друг друга.

Известный российский психолог. БФ. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, пытался раскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения биологического и социального. Его взгляды можно выкл ласты в таких тезисзах.

Во-первых, исследуя развитие индивида, нельзя ограничиться лишь анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. То ом проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотношения организма и личноститі.

Во-вторых, следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое — в рамках социальных наук.

Однако и то, и другое одновременно относится к человеку и как представителя вида H Homo sapiens, и как к члену общества.

Вместе с тем в каждом из них отражены различные системы свойств человека: в понятии организм — структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность — включенность человека в жизни обществва.

В-третьих, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность — это социальное качество индивида, в которой человек выступает как член человеческого общества.

Вне с обществом это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений»индивид — общество»она не может быть понята.

Объективным же основанием личностных свойств индивида является система обще ных отношений, в которой он живет и развиваетсявається.

В-четвертых, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею специальных программ, сложившихся в данном обществе на определенном историческом этапе. Это означает, что этот процесс спря ямовуеться обществом посредством специальных социальных институтов, прежде всего системой воспитания и образованийи.

Исходя из этого, можно сказать, что факторы, которые определяют характер развития индивида, имеют системный характер и отмечаются динамичностью, т.е. играют на каждом этапе различную роль. При этом во они содержат как социальные, так и биологические детерминанты.

Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, — ц е довольно грубое упрощение, которое искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического.

Эти связи многоплановы и многогранны биолого логическому может выступать по отношению к психическому как некий его механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельны их актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.п.. Еще более многогранные связи психического и социальногльного.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_pavelkiv_rv/vzayemozvyazok_biologichnogo_sotsialnogo_osobistosti.htm

Ссылка на основную публикацию