Социальное развитие личности | Cоциализация и развитие личности
Социальное развитие личности. Ни один индивидуум в истории человечества еще не родился уже сформировавшейся личностью. Становление личности происходит в процессе развития в условиях социума. Между понятиями «личность» и «человек» нельзя поставить знак равенства.
Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.
Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.
Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.
Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.
Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.
Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.
Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.
Формирование личности как социальный процесс
Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.
Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам. Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума.
Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей.
Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.
Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:
- «Я – мальчик (девочка)»,
- «Я – ученик (школьник, первоклассник)»,
- «Я – дочка (сын, внук)», и т.д.
Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни. Главный акцент формирования личности подростка – выбор профессии, личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.
Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.
На формирование личности влияют такие социальные институты, как:
- семья,
- детский сад, школа, ВУЗ, техникум,
- кружки, клубы по интересам, спортивные секции,
- коллектив сотрудников,
- собственная семья,
- средства массовой информации, интернет.
К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.
Социальное воспитание как процесс развития личности
Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.
Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.
Сущность социального воспитания:
приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;
Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.
Социальное развитие личности
Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни.
«Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества.
Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами. Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.
Фазы социализации личности:
- Личность усваивает социальные нормы и ценности.
- Личность стремится к самоактуализации, к тому, чтобы воздействовать на других членов социума.
- Личность интегрируется в социальную группу, в которой и происходит раскрытие его возможностей.
Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:
- Детство – здесь происходит закладка около 70% свойств и качеств личности, а так же основы социализации. Здесь естественным образом происходит понимание собственного «Я».
- Подростковый возраст – становление личности сопровождают бурные изменения в физиологии, резко возрастает объем обязанностей, возложенных на человека.
- Ранняя зрелость (молодость) – индивидуум стоит перед решающим выбором, решая к какому слою социума ему примкнуть, потому что он выбирает социальное общество на продолжительный срок.
- Зрелость (период длится до кризиса 30 лет) – происходит становление таких сторон социализации, как трудовые отношения и личная жизнь, любовь, дружба. Человек составляет о себе собственное мнение на основе восприятия сексуальных сторон жизни и трудовых отношений.
Влияние социальной среды на процесс развития личности
Социальная среда действует на человека посредством различных факторов и агентов. Различают следующие группы факторов социализации:
- Микрофакторы – родственники, семья, соседи, друзья;
- Мезофакторы – материальные условия, в которых проходит социализация различных групп и сообществ, характер протекания процессов на производстве и в обществе;
- Макрофакторы – государство, этнос, страна проживания, общественный строй.
Окружающие индивидуума люди — это агенты социализации. Их состав кардинально меняется на разных этапах жизни человека. У детей и у подростков – это родители, сестры, братья, другие родственники, соседи по дому, преподаватели школы. В этой среде происходят решающие для социального становления годы жизни человека.
Среди агентов среды решающая роль принадлежит семье. Именно в ней и происходит формирование потребностей личности, ее ценностей и взглядов на жизнь, круга интересов. Там происходит закладка социально значимых и нравственных качеств человека. В семье создаются условия, моральные и материальные, для развития природных задатков.
Следующие институты среды (детский сад, школа, техникум, ВУЗ) закладывают основы таких социальных новообразований, как общественная и трудовая деятельность. Желательно, чтобы эти процессы проходили под руководством авторитетного взрослого. От факторов влияния среды зависит складывающаяся у человека система ценностей.
Источник: http://pikacho.ru/formirovanie-lichnosti-kak-socialnyj-process/
Образовательный портал
Жукова Жанна Владимировна, педагог-психолог, методист ГБСКОУ школы №3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Человек рождается на свет уже человеком. Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.
В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие.[1, 2, 4, 9].
Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность.
Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.
Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.[9]
Чем ярче проявляет личность социальные черты и качества, а ее деятельность все больше начинает носить своеобразно-творческий характер, тем больше проявляется индивидуальность.
Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.
Психологическая структура личности.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур
Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.[4, 5, 9]
Вопрос о том, как происходит развитие личности человека, каковы его источники и факторы, является основным вопросом для наук о человеке
Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений
Соотношение биологического и социального в личности
Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме.
Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.
[1, 2, 4, 6,<\p>
1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.
2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.
Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?
1) Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.
Источник: http://ext.spb.ru/site/5844-2014-08-26-09-50-46.pdf
Уровни развития личности
Любой человек приходит в этот мир без каких-либо навыков и умений, и с самых ранних лет начинает свой путь развития.
Он учится ходить, бегать, прыгать, разговаривать, читать, писать, поступает в школу, университет, и уже в достаточно зрелом уровне решает своё развитие остановить.
Конечно, он может продолжать пополнять свои профессиональные знания, но о полноценном развитии личности напрочь забывает.
На пути к совершенствованию существуют несколько уровней развития личности. Все мы хотим самостоятельно определять свою жизнь, преодолевать давление обстоятельств, а эти способности появляются только когда личность полноценно и высокоразвита.
Основные показатели уровня развития личности выглядят так:
- 1) Уровень развития всех психических процессов (элементов психической деятельности): память, мышление, ощущение, внимание и т.д.)
- 2) Развитие интеллекта.
- 3) Уровень культуры, воспитанности.
- 4) Развитие социальных контактов и коммуникационных умений
- 5) Душевное здоровье человека.
- 6) Развитие эмоционального интеллекта.
- 7) Стремление к саморазвитию.
В различных источниках можно встретить множество различных концепций развития личности, каждая из которых выделяет свои уровни развития личности. В этой статье я приведу семь уровней эволюционного развития человека в соответствии с их уровнем духовного развития, приведённых в работах В.Г.Немировского и Д.Д.Невирко.
Первый эволюционный уровень – выживание
Человек, находящийся на данном уровне – человек, в буквальном смысле борющийся за выживание, главная цель которого – физическое выживание. На первом эволюционном уровне находятся солдат на войне, заключенный, бомж, а также альпинист, штурмующий горную вершину, путешественник, идущий на лыжах к Северному полюсу, люди занятые тяжелым и низкоквалифицированным трудом и т.д.
Второй эволюционный уровень – размножение, процветание
Здесь объект закрепляется на уровне устойчивого существования. Этот уровень соответствует продолжению рода, активной жизнедеятельности, творчеству (как сублимации сексуальной энергии). Главная цель человека, находящегося на втором эволюционном уровне – материальное потребление.
Третий эволюционный уровень характеризует сосредоточенность на управлении собой и внешним миром
Человек данного эволюционного уровня обладает такими качествами, как решительность, независимость, сила воли. Это человек волевой, человек управляющий. Такие люди также стремятся к материальному потреблению, но потреблению изысканному, более ориентируясь на эстетические качества вещи, нежели потребительские.
Четвертый эволюционный уровень связан с сосредоточенностью на чувствах любви, сострадания, доброжелательности
Человек, находящийся на данном эволюционном уровне – человек любящий, ощущающий свою связь с тонким миром. Такой человек с упоением занимается любимым делом, стремится создать что-то новое. Любовь определяет все его действия и поступки. Это может быть сестра милосердия, нянечка в детском саду, добрый детский писатель, учитель или врач «от Бога» и т.д.
Пятый эволюционный уровень – совершенство
У человека данного уровня выражены такие качества, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал. Это люди творческие, стремящиеся к созиданию. К данному уровню можно отнести мастеров, достигших вершин в своем деле: великих актеров, музыкантов, политиков, мастеров единоборств, художников, организаторов и т.д.
Шестой эволюционный уровень – мудрость и высшая воля
Человек, находящийся на этом эволюционном уровне имеет высокоразвитый интеллект и воображение, волевые качества и парапсихологические способности.
Это человек синтезирующий, соединяющий, устанавливающий связи.
К данному уровню можно отнести ученого, работающего на стыке наук и создающего новые теории, создателя нового религиозного учения, великого писателя, шеф-повара экстра-класса и т.д.
Седьмой эволюционный уровень связан со способностью к просветлению, космической любви, к контакту с космическим сознанием
Человек данного уровня – человек, имеющий связь с высоким эгрегором. Это человек просветленный, испытывающий всеобъемлющую полноту и мистический восторг бытия.
Нет ничего плохого в том, чтобы находиться на каком-то уровне развития личности. Все мы с самого раннего детства шаг за шагом проходим через эти урони. И когда тот или иной человек перепрыгивает через определённый этап, он упускает необходимый опыт и рано или поздно ему придётся навёрстывать упущенное.
Не стоит никогда осуждать человека за его уровень развития, просто в его жизни ещё не было того урока, который позволил бы ему перейти на следующий уровень, так же глупо осуждать первоклассника за то, что он не может решить задачу из старших классов.
В свою очередь вы ещё не получили урок, который мог бы избавить вас от привычки осуждать, на которую уходит большое количество энергетики.
Все люди разные, кому-то повезло с образованием и воспитанием, кому-то нет, кто-то решает поставленные перед ним задачи, а кто-то просто не способен на этом этапе их решить. Если человек избегает решения проблем значит он либо еще к ним не готов, либо постигает другой урок в данный момент.
Любой человек, находящийся на определённом уровне развития, может пропустить уроки с более низкого уровня, к которым ему придётся возвращаться. Также у любого человека могут быть ориентиры с более высоких уровней развития, которые ему помогут на пути самосовершенствования.
На начальных этапах развития личности главной задачей человека является самоутверждение. Человек в первую очередь живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает – проще говоря в человеке развит бытовой эгоизм.
На более развитых уровнях у человека происходит глобальный переворот сознания и мировоззрения, человек начинает ценить данный момент, получать удовольствие от помощи другим и способен наконец то обрести настоящее счастье.
Может конечно возникнуть вопрос например: Какая радость жить для других? В чём смысл от помощи ближнему? И т.д.
Но чтобы это понять, надо задать другой вопрос: В чем смысл в жизни для себя? Можно быть по настоящему счастливым живя для себя? Или если утрировать, то человек, который живёт для себя, в конечном итоге желает подчинить весь мир своей личности.
Может ли он быть по настоящему счастливым если его желания исполнятся? Нет, он будет одинок. Он не сможет раскрыть свою душу близким, так как в ней только жадность, эгоизм, ложь, корысть. Постоянная гонка за разнообразными целями приводит только к короткому мигу удовольствия, но не к настоящему счастью, и эта гонка за иллюзорным будущем может продолжаться вечно.
Человек находясь на определённом уровне может понимать только человека с соседнего этапа. Вернее человек с низкого уровня никогда не поймёт человека, который развит на два уровня выше него. Он будет считать его стремления глупыми, слишком идеалистическими, скучными и т.д.
В определённые моменты жизни мы можем перескакивать с более низкого уровня на более высокий и обретаем понимание. Затем мы опять спускаемся на более низкий этап и это понимание уходит. Это происходит из-за не до конца пройденных уроков с предыдущих уровней. Но сам процесс развития является основным в жизни.
Поэтому переход с одного уровня на другой является одним из важнейших событий в жизни, с которым не сравнится ни какое материальное благо.
Источник: http://istepup.ru/index.php/dukhovnoe-razvitie/put-razvitiya/8-urovni-razvitiya-lichnosti
Шпаргалки — Социальная психология — 4. Классификация типов личности и уровней ее развития
Страница 4 из 56
4. Классификация типов личности и уровней ее развития
Существуют три социально-психологических типа личности.
Пикники адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт.
Атлетики общительны и социально активны.
Астеники чувствительны к изменению своего статуса, страдают клаустрофобией.
Типы высшей нервной деятельности.
Сангвиники отличаются приподнятым настроением, быстрым мышлением.
Флегматики – спокойные, удовлетворенные люди. Действия холериков отличаются резкостью, у них ослаблен инстинкт самосохранения.
Меланхоликов отличают колебания и осторожность в решениях.
Холерики – наиболее конфликтные личности.
Характеристики личности дополняются ее экстра-вертивностью или интровертивностью. Экстраверсия отличается сосредоточенностью на внешнем мире, принижением личной значимости. Интроверсия характеризуется фиксацией на внутреннем мире.
Истинкты – генетически фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Типы людей по доминированию инстинкта следующие: эгофильный тип (инстинкт самосохранения); генофильный тип (инстинкт продолжения рода); альтруистический тип; исследовательский тип; доминантный тип; либертофильный тип (инстинкт свободы); дигнитофильный тип (инстинкт сохранения достоинства).
Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.
Факторы психического развития – то, что определяет жизнедеятельность личности. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними.
Внешними выступают окружающая среда и общество, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.
Предпосылки психического развития – внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависит уровень психического развития индивида.
Внешние предпосылки – особенности воспитания человека, внутренние – желание совершенствоваться.
Уровень психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности.
Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способности человека (навыки и умения личности).
Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек справляется при небольшой помощи.
Основные социально-психологические особенности личности определяются:
1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения;
2) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;
3) степенью осознанности своего места в обществе;
4) характером потребностей и интересов;
5) спецификой соотношения различных личностных качеств.
Источник: http://LibSib.ru/psichologiya/shpargalki-sotsialnaya-psichologiya/4-klassifikatsiya-tipov-lichnosti-i-urovney-ee-razvitiya
Я-концепция
Я-концепция — это восприятие человеком самого себя и его размышления по поводу своего «Я», собранные воедино; своеобразный центр управления внутри человека. Это сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, мысли и мнения о себе.
Первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции» У. Джеймс.
Глобальное «личностное Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я сознающее» (чистый опыт) и «Я как объект» (содержание этого опыта).
Это две стороны одной целостной личности, которые всегда существуют одновременно. Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то он является одновременно и субъектом, и объектом.
Несмотря на идентичность «Я-субъекта» и «Я-объекта», все же необходимо их различать: первую сторону личности принято называть «Я», вторую — «самость». Различие между «Я» и самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него.
«Я как объект» — это то, что человек может назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие: «духовное Я»; «материальное Я»; «социальное Я»; телесное, «физическое Я».
На представления человека о себе, формирование его «Я-концепции» влияет то, как его оценивают другие люди.
Американский психолог Чарльз Кули в своей теории «зеркального Я» подчеркивал, что мнения, оценки других людей по поводу качеств и способностей индивида являются главным источником данных о его собственном «Я».
«Зеркальное Я» возникает на основе взаимодействия человека с разнообразными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют человеку обратную связь для самооценки.
«Я чувствую -* Я мыслю -* Я действую» — эта формула отражает структуру «Я-концепции».
Совершая поступки, человек оценивает их эффективность и нравственную сторону, прислушивается к тому, как оценивают его окружающие, а итоговая рефлексия над собственными поступками, чувствами и убеждениями позволяет ему совершенствовать и развивать свою «Я-концепцию».
Человек начинает видеть себя в новом свете, в иной перспективе, и этот взгляд на самого себя меняется в течение жизни, проходя определенные закономерности и подчиняясь жизненным возрастным циклам.
Формирование «Я-концепции» начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.
1. Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, выделяя себя и другого ребенка как отдельные существа.
2. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой».
В основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами «Я-концепции» человека.
Для формирования адекватной «Я-концепции» важны положительные отношения мальчика с отцом и девочки с матерью.
3. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку.
Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики.
Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
4. С 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, они размышляют о себе, познают себя, анализируют свои личностные качества. Юноши и девушки развивают «эго-идентичность» — целостное, связное представление о себе. К 15-16 годам формируется «Я-образ». В 16-17 лет возникает особое личностное новообразование — психологическая готовность к самоопределению.
Самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции (Л. И. Божович). Самоопределение личности предполагает не только знание субъекта о себе, но и деятельность его, осуществляемую в соответствии с этими знаниями.
5. На протяжении всего взрослого периода жизни «Я-концепция» человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения.
Как правило, те, кто имел негативную «Я-концепцию» при вступлении в период юности, становясь взрослыми, сохраняли ее.
Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Формирование самосознания, идентичности — непрекращающийся процесс. Взрослые должны переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичность по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. В этой связи выделяют рабочую «Я-концепцию», которая включает привычные взгляды человека на себя, все то, что активно работает в данный момент времени.
Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя «Я»: индивидуума, члена семьи и работника. 90% мужчин и женщин указывают, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами при определении себя.
Лишь в очень редких случаях мужчина или женщина определяли себя исходя главным образом из своей карьеры, а не семьи.
Идентичность человека как компетентного работника складывается, когда человек заинтересован, увлечен своей работой (внутренняя мотивация), показывает в ней хорошие результаты.
Когнитивная схема «Я-концепции» включает в себя две подсистемы:
1) личностная идентичность — самоопределение человеком своих физических, интеллектуальных и нравственных черт;
2) социальная идентичность, которая определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям — расе, национальности, классу, полу, социальной группе; к выполнению определенных социальных ролей.
Социальная идентичность включает и то, что о нас думают другие, или то, что мы принимает за их отношение к нам. Через понимание других человек приходит к формированию своего «социального Я».
Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.
По мнению зарубежных психологов, позицию которых обобщил У. Хьюит, «Я-концепция» включает следующие элементы:
1) физический компонент — осмысление и оценка человеком своего тела, веса, роста, пола, степени привлекательности, предпочитаемого стиля одежды, типа жилища, типа питания, предпочитаемого образа жизни (физкультура и спорт или праздность, алкоголь);
2) академический компонент — осмысление и оценка человеком своих интеллектуальных возможностей, учебных академических достижений, а также социальная оценка академических достижений на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, принадлежащих к одному поколению или социальному классу;
3) социальный компонент — представления человека о своем положении в обществе, характере взаимоотношений с окружающими людьми в семейном кругу, в кругу сверстников и знакомых, в учебном или трудовом коллективе в сочетании с тем, как человека оценивают окружающие и какие социальные роли он выполняет;
4) трансперсональный компонент — представления человека о смысле жизни, нравственных, религиозных ценностях.
С психологической точки зрения «Я-концепция» играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. В социологическом смысле «Я-концепция» выполняет функцию объединения личности и окружающего общества.
Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/28440-ya-kontseptsiya-kak-rezultat-sotsialnogo-razvitiya-lichnosti-psikhologiya-stolyarenko-l
Социальная психология: конспект лекций
Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.
В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений.
Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида.
Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.
Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.
Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве.
Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека, выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками.
Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие.
Естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных).
Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.
Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.
Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними.
Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.
Социальность ВПФ определяется их происхождением.
Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.
Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.
Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность.
Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.
Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.
В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального развития человека, часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации, к ним относятся:
1) стереотип ограничения возраста социального развития;
2) стереотип абсолютизации детства;
3) стереотип абсолютизации факторов предопределенности;
4) стереотип абсолютизации задатков и способностей;
5) стереотип неограниченных возможностей человека.
Рассмотрим суть первых двух стереотипов.
Стереотип ограничения возраста социального развития человека возник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии
На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, динамике детского развития, возрастным изменениям, противоречиям и кризисам.
Такое внимание вполне оправдано, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности.
Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны.
Получило распространение мнение, что человек развивается до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания.
Это не совсем так.
Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное.
Те или иные формы развития преобладают на разных возрастных этапах жизни.
Доминирование физического развития сменяется преобладанием интеллектуального, затем социального и духовного.
Многие величайшие открытия были сделаны учеными, возраст которых превышал 50 лет.
То же самое можно сказать и о создании многих произведений искусства.
Более того, творческая активность личности рассматривается современной психологией как наиболее благоприятное условие долгой и продуктивной жизни.
Взрослый человек интересен современной психологии не менее, чем ребенок.
Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрогогика – наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых.
Второй стереотип понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им.
Это стереотип абсолютизации детства.
Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности.
Детство столь значительно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация на первый взгляд кажется правильной.
Особое влияние на представления о значении детства оказали всемирно известные работы З. Фрейда и Э. Берна.
Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.
Согласованные действия людей отличаются высокой пластичностью и гибкостью.
Хотя для всех повторяющихся ситуаций существует сеть конвенциальных норм, любая ситуация уникальна. Люди способны справляются с трудностями.
Такая гибкая координация возможна потому, что каждый участник действует независимо, приспосабливаясь к другим участникам, по мере того как они вместе продвигаются к общей цели.
В каждом случае человек принимает решение и действует в соответствии с собственной оценкой ситуации.
Джордж Мид утверждал, что взаимные приспособления значительно облегчаются благодаря способности людей формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах. Этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других.
Каждый человек способен сформировать «я-образ» – он может представить, как выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию.
Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, чего ждут от него другие участники.
Бывают моменты, когда самосознание очень остро: кто не привык к публичным выступлениям и вынужден обратиться к группе, может забыть, что хотел сказать.
Иногда самосознание почти полностью отсутствует. Если человек поглощен захватывающей картиной, он не сознает ничего, кроме развития сюжета.
В большинстве случаев люди находятся между этими двумя крайностями.
Человек особенно ясно сознает себя в тех ситуациях, где люди зависимы друг от друга.
Любой человек, который зависит от кооперации с другими, становится особенно восприимчив к их взглядам.
Он не может себе позволить сделать такое, что вызвало бы у других колебания, лишило бы его их поддержки.
Формирование «я-образов» есть распространение приспособительной тенденции.
Образы возникают, когда появляется какого-то рода препятствие в деятельности; этот же принцип справедлив и для «я-образов». Человек начинает сознавать самого себя как особый объект в таких ситуациях, когда он зависит от других.
По мнению Дж. Мида, самоконтроль возможен потому, что действия людей по отношению к самим себе в значительной мере того же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним.
По З. Фрейду, чувство вины может рассматриваться как форма самонаказания.
Самоконтроль невозможен без «я-образов».
Пока человек не способен относиться к себе как к перцептуальному объекту и ясно представить себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия.
Когда человек сформировал «я-образ», происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок.
Самосознание служит защитой от импульсивного поведения. Оно позволяет людям изолировать себя от других и делать свое поведение более конвенциальным.
Благодаря обдуманному планированию действия становятся менее спонтанными.
Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности.
Сущность полоролевой идентификации индивидов – усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.
В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола.
Механизм полоролевой идентификации претерпевает существенные изменения в современном мире.
В традиционных обществах, лишенных социальной динамики, полоролевая идентификация отличается относительно жесткой определенностью, что связано с четкой социальной фиксацией маскулинности (социальный эталон мужественности) и фемининности (эталон женственности).
Для обозначения людей, успешно сочетающих в себе мужские и женские психологические качества, американский психолог С. Беем ввел понятие андрогинии.
Андрогинные индивиды выступают в процессе социализации как наиболее адаптивные, поскольку, не нарушая эталонных моделей поведения представителей своего пола, обладают некоторыми психологическими качествами, составляющими социальные достоинства представителей другого пола.
Чем патриархальнее страна, тем в большей степени можно наблюдать жесткое деление деятельности на традиционно мужскую и традиционно женскую.
Д. Майерс рассматривает такое деление в зависимости от факторов культуры и эпохи.
Половая социализация имеет существенные различия в индустриальном обществе, земледельческом обществе и номадических культурах (культурах кочевников и собирателей).
Половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаются как тендерные различия, или тендерные социальные роли.
Динамика процессов полоролевой идентификации в противоречивых условиях современной социализации способствует появлению негативных социально-психологических явлений.
Нарушения полоролевой идентификации возникают чаще всего при неправильном воспитании, например, когда родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитали, как мальчика, и наоборот.
Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только мужского или только женского поведения.
Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола.
Иногда на процессы полоролевой идентификации может негативно повлиять мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения и характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.
Психология bookap
Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе.
Она сопровождает реализацию многих других механизмов: социальную оценку желаемого поведения, подражание, конформизм и др.
Источник: http://bookap.info/sociopsy/melnikova_sotsialnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl3.shtm