Угроза — психология

Угрозы

Наряду с выделенными типами действий в конфликтах часто используется такое средство воздействия на противника, как угрозы. Американский конфликтолог М. Дойч характеризует угрозы как выражение намерения сделать что-то, что повредит интересам другой стороны[3].

Это мнение правильно лишь отчасти, поскольку затрагивает лишь одну сторону угроз. Более верным нам представляется мнение Дж. Тедеши, что угрозы не просто выражают подобное намерение, но прежде всего ориентированы на то, чтобы принудить соперника содействовать своим целям[4].

Они представляют собой сообщения, сигнализирующие .о возможных вредных последствиях для другого, если этот другой не выполнит определенные условия, и строятся по формуле «если ты сделаешь (не сделаешь) А, то я сделаю В».

Иными словами, угроза не есть прямое вступление в борьбу, а в определенном смысле апелляция к рассудку, здравому смыслу и чувствам противника, она же – пример жесткости позиции и бескомпромиссности.

В международной практике, в частности в военных столкновениях, распространен метод ультиматумов, содержащих требование к другой стороне, в случае невыполнения которого противника ожидают жесткие санкции, вплоть до полного уничтожения.

Высказываемое в угрозе условие, как правило, касается предмета конфликта или его промежуточной, частной «темы». Например, если люди ссорятся из-за денег, высказываемые ими угрозы могут строиться по формуле «Если не вернешь деньги, то…

»! Однако во время схватки, когда одна сторона нападает, а другая обороняется, угроза концентрируется на более частных моментах самой борьбы, выполняя тактическую и защитную роль: «если не уберешь руку…», «если будешь ко мне приближаться…

» и т.д.

Угрозы могут быть выражены в борьбе, но применяются также и в процессе переговоров, выделяясь нередко в самостоятельную стадию в конфликте. Переговоры особенно характерны для конфликтов между крупными социальными субъектами (организациями, сообществами, партиями, государствами и т.п.) и часто применяются в военных действиях.

Угроза, ультиматум высказываются, например, при помощи парламентеров (делегатов, делегаций), которые уполномочены только передать сообщения или, передав его, получить ответ, либо используются за столом переговоров в ходе обсуждения.

В этих случаях условие может быть достаточно детализировано, включать перечень различных требований (как в случаях забастовок, например); учитывать фактор времени («если к такому-то времени не будет сделано то-то и то-то, то…») и т.п. В простых житейских ситуациях, в межличностных стычках условие, наоборот, может вовсе не высказываться, а лишь подразумеваться.

Так, высказываемая в ответ на чье-либо требование прекратить хулиганские действия угроза «я сейчас тебе прекращу!» сообщает о возможности нападения на сделавшего замечание, если он не перестанет вмешиваться.

Применение угроз является также пусковым механизмом к насилию в конфликте.

Поскольку угроза включает в себе не только условие, выполнение которого требуется от противника, но и предполагаемую возможность причинения противнику более существенного ущерба, угроза является как бы «мостиком» в более глубокие противоречия, в более острую форму борьбы.

Угроза трактуется не только как жесткое требование, что само по себе – свидетельство бескомпромиссности, но и как показатель явной враждебности, выходящей за рамки актуальной проблемной ситуации.

Например, угроза «если не уйдешь, кости переломаю!» может быть неприятна не столько своим требованием, сколько тем, что противник допускает для себя возможность столь враждебных акций, а значит – он вообще настолько враждебен. Ущерб, наносимый личности, ее самооценке этой стороной, может быть настолько значителен, что может побудить к ответному – карательному – насилию. Враждебная сторона угрозы вызывает и защитные действия, если само намерение противника вызывает страх.

Угроза – это в определенном смысле тактическое средство в конфликте. Тактика угроз вообще характерна для деструктивной модели поведения и соответствующего типа личности.

Угроза – привычный метод действий террористов (заложники, угрозы взорвать самолет и т.п.) и государств с террористической идеологией.

Можно вспомнить недавние заявления президента Чеченской республики, что в Москве будет развязан террор, если российское руководство не прекратит свое вмешательство в дела Чечни.

Источник: https://psibook.com/books/21/08/003.php

Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты

. . .

Анализируя понятие психологической безопасности, которая рассматривается как одна из сфер национальной безопасности, некоторые исследователи (И.Н.

Панарин) раскрывает его через использование понятий «психическое здоровье» и «угроз».

При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние психики населения России, при котором обеспечивается успешное психическое развитие, и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью.

Рассматривая профессионализм человека, безопасность в деловой коммуникации к понятию угроз и их психологической сущности обращаются, например, такие авторы как А.А.Деркач, А.И. Петренко, В.Н.Футин и другие исследователи20.

20 См.: Деркач А.А., Футин В.Н. Профессионализм деятельности в особых условиях/Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 1995; Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. — М., 1993; и др.

Использование этих понятий определяет необходимость рассмотреть их во взаимосвязи и несколько подробнее, чтобы определить специфику угроз информационно-психологической безопасности личности. Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или наличие возможностей надежной защиты от них.

Опасность же рассматривается как наличие и действие различных сил (факторов), которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими и/или деструктивными по отношению к какой-либо системе.

Причем дисфункциональньми, дестабилизирующими или деструктивными факторами являются такие силы, которые нарушают нормальное функционирование системы вплоть до вывода ее из строя и полного уничтожения. Сами опасности различаются по источникам, действующим силам, по объектам их воздействия, а также по уровню развития и степени опасности21. Т.е.

имеется ввиду насколько актуальна конкретная опасность (степень ее реальности с учетом временного фактора) и каков ее масштаб, размеры (мощность воздействия данного дисфункционального фактора на конкретную систему).

21 См.: Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). — М., 1994.

Вероятность проявления опасностей может быть различной в зависимости от конкретных условий. В связи с этим некоторые авторы используют понятие угроза как отражающее конкретизацию определенной опасности и вероятность ее возникновения, несмотря на то, что сделать это строго логически достаточно сложно22.

22 См.: Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). — М., 1994.

В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз информационно-психологической безопасности и их источников.

Это связано с новизной и сложностью этой проблематики, а также с тем, что сама процедура и результат классификации зависят от тех задач, которые необходимо решить, и в связи с этим — от избираемых оснований и критериев, которые используются при классификации.

Основной целью предпринятого нами анализа является выделение основных источников угроз информационно-психологической безопасности с позиций отдельного человека для определения способов и механизмов его психологической защиты.

С учетом этого хотелось бы в первую очередь выделить следующие основные источники угроз информационно-психологической безопасности личности, которые можно разделить по отношению к человеку на две группы: внешние и внутренние.

Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.

Как уже отмечалось, информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности.

Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего и самого себя, можно условно обозначить как «иллюзорная реальность».

Несмотря на свою иллюзорность, и даже в силу своей иллюзорности, но в форме кажущейся реальности, она является основным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности личности.

Таким образом, в информационной среде в причудливых сочетаниях и многообразных формах переплетены адекватная и иллюзорная субъективные реальности.

Взаимодействуя и проникая друг в друга, изменяясь и развиваясь по собственным законам, они расставляют многочисленные загадки и ловушки, расшифровывать которые человеку приходится ежедневно и ежечасно, и чем дальше, тем чаще и больше, если он хочет остаться действительно полноценной и свободной личностью, а не быть послушной марионеткой в паутине психологических манипуляций.

Рассмотрим, какие могут быть источники, повышающие степень неадекватности, иллюзорности информационной среды общества.

Как уже отмечалось, одним из них является объективная сложность самого мира и процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его.

На этом мы не будем акцентировать внимание, так как эта проблема является предметом анализа во многих исследованиях гуманитарных и естественных наук.

В другую группу источников угроз можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб.

Это деятельность различных лиц — от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, литературы и искусства, до повседневных наших партнеров по межличностному взаимодействию.

К этим лицам относятся те из них, кто, оказывая на окружающих информационно-психологическое воздействие, искусно смешивая ложь с правдой, увеличивают степень неадекватности информационной среды общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность.

При этом они зачастую сами становятся ее невольными пленниками и превращаются из ее творцов в ее рабов. Как отмечает американский психолог Эверетт Шостром, манипулируя другими людьми, манипулятор неизбежно становится объектом собственных манипуляций23.

23 См.: Шостром Э. Анти-Каргнеги или Человек-манипулятор. — Минск, 1992.

Правда, от этого не становится легче тем, кто уже попал в паутину его манипуляций, кто на себе испытывает их разрушающее и уничижительное влияние.

Сама социально-политическая и экономическая ситуация кардинальных общественных изменений и перехода к рыночным отношениям, способствует этому и усиливает данную тенденцию.

Продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения — факт продажи конкретного товара. При этом продавец активно прибегает к различным приемам, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, действительные, а чаще всего мнимые у рекламируемого товара.

Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре.

Работодатель прибегает также к психологическим манипуляциям, чтобы, например, дешевле оплатить труд работника и т.п.

Участники переговоров, используя различные способы манипулирования информацией, реализуют технологию рефлексивного управления, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельного человека или нескольких лиц, так и межгосударственные отношения, в которых ценой манипуляций выступают интересы целых народов и даже, как свидетельствует история, само их существование.

Доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций — различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.

В связи с этим возможно выделить еще три относительно самостоятельных группы источников угроз информационно-психологической безопасности личности.

Так, для личности может представлять информационно-психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп и т.п.

Читайте также:  Игра «ты и твое имя» - психология

https://www.youtube.com/watch?v=8kmHPs2B-Og

Их деятельность становится опасной, когда для достижения своих целей они начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством этого поведение людей таким образом, что наносится ущерб их же интересам.

Широко известны примеры деятельности такого рода некоторых религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы, в частности, нашумевшая история с АО «МММ» (у которого не было проблем, но эти проблемы возникли у большинства его клиентов).

В качестве еще одного источника угроз информационно-психологической безопасности личности при определенных условиях можно выделить само государство, органы государственной власти и управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты.

Опасность возникает, когда они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для оказания информационно-психологического воздействия на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые не соответствуют интересам государства, общества и населения страны. Опасность усугубляется также тем, как подчеркивает профессор П.И.

Фисенко, что государство нередко начинает экспериментировать с массами ради «благих великих целей» и манипулировать их сознанием.

Кроме этого, источником опасности могут быть индивидуально-психологические особенности государственных лидеров, влияющие на адекватность принятия ими важнейших государственных решений, определяющих политику государства и, соответственно, организацию и практику информационно-психологического воздействия, оказываемого на людей с использованием возможностей государственного аппарата. Так, например, в американских исследованиях выделяются семь основных специфических реакций президентов США на стресс, которые вызывают отрицательное влияние на принятие решений:

1) фиксация внимания только на одной альтернативе, в то время как обычно президент рассматривает множество альтернатив;

2) упрощение позиции противника;

3) усталость в течении длительного периода времени, которая приводит к повышению подозрительности, враждебности, к параноидальным реакциям;

4) ограниченное время для принятия решения, способное привести к ослаблению (или потере) внимания к угрожающей ситуации, к отрицанию и недооценке будущих последствий;

5) усиление тенденций воспринимать настоящую ситуацию и исторические аналогии как подобные;

6) по мере возрастания стресса лидер с целью сохранения самооценки пытается либо выйти из ситуации, либо уменьшить для себя ответственность за нее, чтобы избежать провала;

7) стремление консультироваться только с теми, кто поддерживает — его личную позицию, что ограничивает информацию, необходимую для принятия оптимального решения24.

24 См.: Фисенко П.И. Личностно-психологические источники опасностей в обществе и психологические аспекты национально-государственной безопасности/Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). — М., 1994. С. 133.

В качестве важнейшего источника опасностей такого рода, действующего постоянно и все более активно и мощно, П.И.Фисенко рассматривает также другие государства, ведущие массированные психологические операции против населения или отдельных социальных групп страны, избранной в качестве их «мишени» (объекта воздействия).

Основываясь на анализе работ американских специалистов в этой области (Г.Киссенджер «Проблемы национальной стратегии», У.

Тейлор «Психологические операции как компонент спектра конфликтов»), он делает вывод об усилении внимания к использованию психологических факторов и психологических операций в обеспечении внешнеполитической деятельности США и о направленности психологических исследований на выработку рекомендаций для правящей элиты и руководства вооруженных сил в мирное время, в кризисных ситуациях и в конфликте.

Данные рекомендации, в частности, включают следующие положения:

а) стратегическое мышление обязательно должно учитывать психологический фактор, стратег должен знать, как ведут себя люди в ситуациях угрозы и провоцирования;

б) психологические операции в любом виде войны или конфликта занимают важное место;

в) они должны проводиться не только против враждебных, но и нейтральных и дружественных стран («мишени» или объекты психологических операций) в интересах США;

г) широко должны использоваться все современные средства массовой информации;

д) необходимо постоянно отыскивать целевые аудитории в странах — «мишенях» и воздействовать на них; и др.

Распад Советского Союза, создание новых государств на его территории и России как правопреемницы СССР, не изменили целей и задач психологических операций, направленных на население их стран. Как показывают данные американских источников, «мишенями» являются государства, которые не обязательно являются «врагами США», но которые ведут политику, отличающуюся от политики, проводимой США25.

25 См.: Фисенко П.И. Личностно-психологические источники опасностей в обществе и психологические аспекты национально-государственной безопасности/Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). М., 1994, с. 135.

Основные источники информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом.

Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.

Общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные).

Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.); Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

В качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:

  • средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
  • литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
  • искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
  • образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
  • воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
  • личное общение.

Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д.

Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.

Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям.

Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации.

С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.

Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п.

Психология bookap

Знание своих инидвидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.

Как это ни парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психических возможностей.

Источник: http://bookap.info/psywar/grachev/gl7.shtm

Общие подходы к психологическому выживанию

Чаще всего понятие стратегий поведения в значимых ситуациях связывают с понятием психологической защиты. Но такой подход значительно сужает понятие стратегий поведения, особенно применительно к проблеме выживания человека в трудных ситуациях. Потому считаем необходимым более четко дифференцировать понятия психологической защиты и психологического выживания.

Психологическая защищенность личности

Защищенность личности является условием психологического выживания человека в Мире. Психологическая защищенность обычно рассматривается в контексте взаимосвязи с психологической защитой человека и механизмами, ее обеспечивающими.

Под психологической защищенностью психологи понимают относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию (Психология. Словарь / Подред.

Петровского Ярошевского. 1990). Один из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита — необходимое условие формирования адекватного чувства защищенности; в противном случае закономерно появление чувства психологическойнезащищенности.

В качестве эмпирических гарантов психологической защищенности называют чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности (Атрибуция ответственности (от лат. attribution — приписывание) — приписывание социальным объектам (человеку, группе) проявлений чувства ответственности.

), адекватная атрибуция ( Под надситуативной активностью понимают способность субъекта подниматься над уровнем требовании ситуации, ставить цели, избыточные с позиции исходной задачи, что позволят ему преодолевать внешние и внутренние ограничения) ответственности, отсутствие повышенной тревожности, страхов и пр.

В общем случае психологическая защита рассматривается как система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа «Я». Происхождение понятия «психологическая защита» связано с психоанализом. В 1936 г.

вышла монография дочери и последовательницы Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты », в которой она дала систематическое описание десяти бессознательных защитных механизмов. Сам термин «защита» впервые упомянул еще Фрейд-папа в 1894г. встатье «Защитные нейропсихозы».

Вдальнейшем термин «психологическая защита» вышел за пределы породившего его психоанализа. В настоящее время защитой считается индивидуальная система, которая подвергает подсознательной переработке поступающую информацию посредством различных психологических процессов   (Грановская, Никольская, 1999).

 В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться деструктивные, «замещающие» деятельности, измениться система межличностных отношений.

Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов.

Наиболее изученные формы психологической защиты (как преобразования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, катарсис, сублимация  (Головин, 2001).

 Следует иметь в виду, что психологическая защита носит в основном неосознаваемый (или мало осознаваемый) характер и возникает, в первую очередь, как реакция на так называемые «трудные» («негативные») ситуации, вызывающие у человека чувство неудовлетворенности.

 Исследователи отмечают, что неосознаваемые аспекты функционирования психологической защиты не только не повышают адекватность информационно-ориентировочной основы поведения, но и снижают уровень контроля человека и свободу его действий ( Грачев, 1998; Киршбаум, Еремеева. 2000).

«Защитные» реакции человека внутренне предопределены и поэтому плохо согласуются с условиями конкретной социальной ситуации. При этом человек оказывается ограничен в использовании своего личностного потенциала (в том числе профессиональных знаний и умений), что снижает его социальную и психологическую защищенность.

Это выражается в том, что нарушаются контакты с другими людьми, возникают психологические барьеры в общении, становится невозможным сознательное, волевое изменение собственных негативных качеств, которые в силу внутренней, психологической «защиты» человек отрицает, считая их несуществующими. Все это обусловливает трудности в построении адекватного поведения и деятельности в сложных ситуациях, а значит, препятствует выживанию личности.

В психоаналитических традициях психологическая защита рассматривается как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями и запретами, т.е. как внутриличностная защита человека.

Однако нельзя не отметить, что наряду с рассмотрением внутриличностной защиты отечественными исследователями (В.Ф. Бассин, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Е.Л. Доценко, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куликов, Б.Ф. Поршнев, и др.), обращалось также внимание на проблему психологической защиты от внешнего воздействия.

 С учетом этого можно констатировать, что психологическая защита личности представляет собой многоуровневую систему социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечивать выживаемость человека (как личности) в обществе при воздействии многообразных негативных факторов, как внутренних, так и внешних.

Этимология слова «защита» предельно ясна: создать прикрытие (щит), препятствующее поражению или нанесению ущерба телу воина. В толковых словарях при объяснении слова «защита» наиболее часто встречаются понятия угроза и граница. Наличие угрозы указывает на то, что необходимость в защите возникает в двух основных случаях:

  • в состоянии противоборства: борьбы, конфликта и др.;
  • в условиях воздействия вредоносного фактора: стихии, неблагоприятных или вредных условий для существования.
Читайте также:  Государство - психология

Наличие границы, которую требуется защищать, указывает на то, что в защите нуждается какая-то целостность: тело, государство, строение, организация и др.

 Рассматривая психологическую защиту как способ выживания личности в трудных жизненных ситуациях, считаем целесообразным в дальнейшем использовать определение, даваемое Е.Л.

Доценко, согласно которому «психологическая защита — это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта» (Доценко, 1996, с. 194).

Следуя предложенной Е.Л. Доценко схеме описания феномена психологической защиты, будем выделять:

  • предмет защиты (что защищается?), — таковым является в общем случае любое целостное образование;
  • угрозу (от чего защищается?) — фактор, являющийся внешним по отношению к данной целостности;
  • ущерб (во избежание чего?) как следствие влияния угрозы, которое приводит к нарушению целостности-,
  • средства защиты (как защищаться?), зависящие как от специфики и возможностей предмета защиты, так и от характеристик угрожающего фактора.

В качестве предмета психологической защиты мы рассматриваем личность человека как целостное образование (включая самооценку, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе, Я-концепцию; мотивационные образования: желания, предпочтения, вкусы; когнитивные структуры: мировоззрение, ценностные ориентации, мнения и др.).

Угрожающими факторами для личности являются действия (или угроза) со стороны государства, организаций, групп , средств массовой информации, окружающих людей, партнеров по деловому или межличностному общению.

 Ущерб для личности проявляется в неподтверждении (или разрушении) самооценки, представления человека о себе, о своем месте в обществе, снижении самоуважения или чувства уверенности, потере индивидуальной уникальности, крушении планов, намерений, потере смысла деятельности или жизни в целом и др.

В качестве средств психологической защиты рассматривают лишь те специфические средства, которые характеризуют именно психологическую сторону защиты (и выживаемости) человека.

Для того чтобы нагляднее дифференцировать психологические средства защиты от иных (непсихологических) средств, представим себе ситуацию: человек подвергся нападению хулиганов в подворотне («дай закурить»). Е.Л. Доренко, опираясь на указанный пример, подчеркивает, что «о психологической защите нет возможности говорить, если в результате происходит заурядная драка.

Другое дело, если используются психологические средства: от просьб о пощаде или встречных угроз до манипуляций и единоборстве характеров — тогда мы однозначно констатируем наличие психологической защиты».

Г.В. Грачев выделяет три основных уровня организации, формирования и функционирования психологической защиты человека (Грачев, 1998):

  1. социальный — в масштабах общества в целом;
  2. групповой — в рамках различных социальных групп и разнообразных форм социальных организаций;
  3. индивидуальный.

На социальном уровне психологическая защита реализуется посредством регулирования и организации информационных потоков и общественных благ в обществе.

На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности может (и должно) выступать государство через деятельность соответствующих социальных институтов.

 На групповом уровне психологическая защита личности реализуется посредством использования специфических (для конкретных социальных групп и организаций) способов социального взаимодействия.

На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают группы и организации (семья, производственные коллективы, общественные, политические, религиозные и иные объединения). На индивидуальном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической системы саморегуляции и комплекса защитных механизмов и стратегий поведения, которые обеспечивают психологическую самозащиту личности.

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologiya-vyzhivaniya-v-sovremennom-mire/problemy-psixologicheskogo-vyzhivaniya-lichnosti/4776-obshhie-podxody-k-psixologicheskomu-vyzhivaniyu.html

Угрозы криминальной психология — это… Что такое Угрозы криминальной психология?

  • Криминальной опасности психология — Имеет два смысловых значения. Во – первых, это – объективно опасный фактор (насилие, провокация, шантаж, техногенная или экологическая катастрофа, террористический акт и т.п. ), способный причинить человеку какой либо вред, зло, несчастье. Здесь… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Тактики поведения в условиях угрозы криминального посягательства психология — Ориентирована на решение задач распознавания реальности криминальной угрозы и вида возможного противоправного посягательства. Поэтому важно владение человеком приемами оценки причастности другого человека к криминальной среде, выявления… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта  особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья …   Википедия
  • Детская беспризорность — Беспризорник на улицах Кабула, 2003 год Детская беспризорность  социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются …   Википедия
  • Беспризорные дети — Детская беспризорность  социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками;… …   Википедия
  • Беспризорность — Детская беспризорность  социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками;… …   Википедия
  • Беспризорник — Детская беспризорность  социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками;… …   Википедия
  • Беспризорники — Детская беспризорность  социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками;… …   Википедия
  • Неформальные объединения молодёжи асоциальной направленности — Противостоящие обществу и представляющие для него опасность социальные группы с криминальной ориентацией. Социальные предпосылки их возникновения: кризис общества и семьи, социальная несправедливость, бюрократизм государственных. и общественных… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Мотивирующее влияние наказания — Действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и их субъективной значимости (смысла). Нужно иметь в виду, на какую социальную и личностную почву оно падает. 1. Мотивирующее влияние наказания тем интенсивнее, чем… …   Энциклопедия современной юридической психологии

Источник: https://legal_psychology.academic.ru/650/%D0%A3%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%8B_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Понятие угрозы: объективная и субъективная опасность

напряжения, поддерживать субъективный эмоциональный комфорт.

Второй период среднего возраста

1. Проблемно-ориентированный стиль в этом возрасте формируется под влиянием интеллектуализации и отрицания, при этом проблема толкуется субъектом позитивно, как возможность личностного роста.

2. Совладающая активность личности складывается из стремления избежать тревоги, переходя на более раннюю стадию онтогенеза, (возможно, юношество, и т.д.

); разрядки подавленных эмоций на объектах, представляющих меньшую опасность; переведении собственных эмоций на интеллектуальный, абстрактный уровень, т.е.

снижение зависимости собственного поведения от эмоций, без полной потери информации об этих эмоциях.

Полученные нами результаты указали на необходимость дальнейшего изучения защитного и со-владающего поведения взрослых людей с применением методов идиографического подхода.

Библиографический список

1. Лапкина Е.В. Защитная система личности в разные периоды взрослости: Дис. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2012. — 167 с.

2. Лапкина Е.В. Психологическая защита и совла-дание человека в разные периоды взрослости // Ярославский педагогический вестник. — 2010. — № 3. -Т. II: Психолого-педагогические науки. — С. 213-218.

3. Лапкина Е.В. Психологическая защита и со-владание: основные направления современных исследований // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 2. — Том II: Психолого-педагогические науки. — С. 232-236.

УДК 159.9:316.6

Быховец Юлия Васильевна

кандидат психологических наук

Тарабрина Надежда Владимировна

доктор психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва bykhovets@yandex.ru, nvtarab@gmail.com

ПОНЯТИЕ УГРОЗЫ: ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ОПАСНОСТЬ*

Представлены результаты эмпирического исследования переживания террористической угрозы жителями разных регионов РФ. Выдвигается гипотеза: у уязвимой части населения под воздействием прямых теле- и аудиотрансляций, освещающих теракты, возникает специфический эмоционально-когнитивный комплекс — переживание террористической угрозы, который сопряжен с признаками посттравматического стресса.

Ключевые слова: угроза, переживание террористической угрозы, посттравматический стресс.

В данной работе рассматривается вопрос о том, насколько население субъективно воспринимает и оценивает террористическую угрозу и каковы последствия такого восприятия.

Многочисленные данные о влиянии террористических актов на психическое здоровье широких слоев населения (косвенные жертвы) свидетельствуют о разнообразии форм реагирования на случившееся.

Сегодня теракты, происходящие в различных точках мира, носят характер не единичных случаев, а становятся широкомасштабной деятельностью. Ужасающие картины трагедий показывают по телевидению всего мира изо дня в день.

Воздействие информационного освещения терактов средствами СМИ, особенно прямая телевизионная трансляция с места терактов (ТА), актуализировало проблему изучения клинико-психологических последствий восприятия ТА косвенными жертвами, в том числе возможности развития у них признаков посттравматического стресса. Было показано, что возникновение посттравматических реак-

ций не ограничено географической близостью к травматическому событию [9, с. 325-340; 15, с. 358-370; 16, с. 1-8)]. В частности, так же установлено, что телевизионное освещение первой войны в Персидском заливе [9, с. 325-340] и бомбардировок Оклахомы [14, с.

1069-1074] оказало психотравмирующее воздействие на детей разных возрастов и их родителей. У многих людей возникали персонализация события и размышления над собой как потенциальной жертвой ТА, что также способствовало развитию у них признаков посттрав-матического стресса [10, с. 193-202].

Террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке показали, что у людей, непосредственно не переживших травматические события, развиваются симптомы острого и посттравматического стресса сходные с таковыми у непосредственных жертв и их близких [19, с. 105-122; 20, с. 151-158].

На выборке жителей РФ отечественные исследователи получают сходные с зарубежными коллегами данные о наличии признаков посттравматического

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ проекта 13-06-00390).

стресса, депрессии и тревожных расстройств как реакций на случившиеся ТА у косвенных жертв [3, с. 73-81; 4, с. 5-10].

Однако, иные данные о способах реагирования на теракт (в лондонском метро в июле 2005 года) были получены в исследовании Wessely. Лондонцы выражали подавляющее спокойствие на произошедшие события.

Они не запаниковали. Они справились [22, с. 350-356].

Человек проявляет жизнестойкость к бедственной ситуации, достигая этого сложной сетью промежуточных познавательных, мотивационных, поведенческих и эмоциональных процессов.

Большинство подобных исследований обращается к воздействию СМИ и особенно телевизионному освещению как к важным предикторам стресса, возникающего при восприятии потенциальной угрозы терроризма. Продолжающееся и сегодня освещение в СМИ может оказывать на косвенных жертв разнонаправленное действие.

С одной стороны, оно действует как травмирующее напоминание, приводя к постоянным психопатологическим симптомам [12, с. 1297-1301], с другой — оно может иметь огромные «волновые последствия» [13, с. 95-105]. О психологическом воздействии от информационных сообщений о нападениях 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке сообщали как в Италии [8, с. 1495], так и в Индии [17, с. 217-221].

Остро переживали эти события американцы-экспатрианты в Бельгии [19, с. 105-122; 20, с. 151-158].

В литературе представлены данные о том, что не только теракты являются стрессором, способствующим развитию психопатологических признаков, но и сформировавшееся после совершения теракта представление о «террористической угрозе» и её ожидание [6, с. 212-215; 11, с. 1380-1382].

Теракты фрустрируют одну из базисных, доминирующих для человека потребностей — потребность в безопасности и защите жизни [7]. Согласно теории Л.

Фестингера, если человек имеет логически противоречивые знания об одном и том же предмете (в данном случае, с одной стороны, декларируемая правительством информация об организованности, стабильности, законности и общественном порядке, а, с другой, происходящие теракты, уносящие жизни тысяч граждан), он начинает переживать чувство дискомфорта, от которого стремится избавиться. Противоречивым знаниям придается статус мотивации, направленной на устранение возникающего чувства дискомфорта разными способами, например, за счет изменения существующих знаний или социальных установок [5, с. 17-28].

В ряде работ по изучению поведенческих изменений у людей после событий 11 сентября 2001 г. можно выделить данные об увеличении потребления наркотических средств, алкоголя и сигарет [21, с. 988-996]. Другими формами поведения, которые

рассматриваются авторами как формы совладания с угрозой теракта, являются обращение людей к религии и объединения в общественные организации по борьбе с терроризмом [18, с. 1507-1512].

На поведенческом уровне могут проявляться и неактивные формы поведения: возникновение состояния гипербдительности как реакции на получение информации об угрозе негативного события (интенсивный поиск информации для снижения неопределенности ситуации).

Читайте также:  Как развивать веру в себя - психология

Качественно новые данные получены сотрудниками лаборатории психологии посттравматического стресса ИП РАН в ходе комплексного теоретикоэмпирического исследования психологических последствий, возникающих в результате стрессового воздействия информационных сообщений о террористических актах (ТА) в СМИ (теле- и радио передачами) и других средствах коммуникации в различных регионах РФ (Москва, Чеченская Республика, Забайкалье).

Целью исследования являлось выявление связи между возрастными, половыми и личностными характеристиками переживания террористической угрозы (ТУ) жителями разных регионов РФ (косвенными жертвами), вызванного прямой и последующей трансляцией терактов в СМИ, и дистан-цированностью от места произошедших террористических актов. В данной статье нам представляется важным рассмотрение двух частных задач исследования:

1) выявление взаимосвязей психологических характеристик личности (тревожность, экстравер-сия/интроверсия, нейротизм), признаков посттрав-матического стресса с интенсивностью переживания ТУ.

В исследовании проверялась гипотеза о том, что у уязвимой части населения (тревожные, эмоционально-неустойчивые, внушаемые люди) под воздействием прямых теле- и аудиотрансляций, освещающих теракты, может возникнуть специфический эмоционально-когнитивный комплекс — переживание ТУ, который сопряжен с признаками посттравматического стресса (ПТС).

2) В связи с военными действиями на территории Чеченской Республики (ЧР), выраженность переживания угрозы ТА и признаков посттравма-тического стресса выше в группе респондентов ЧР, чем в группах Москвы и Забайкалья.

Выборка испытуемых (n=494) состояла из трех групп: 1-ая группа обследована в Москве, n=288;

2-ая группа — жители Чеченской Республики, n=73;

3-я группа — респонденты Забайкалья, n=131. Был использован следующий комплекс методик: опросник переживания террористической угрозы (ОПТУ), Миссисипская шкала (гражданский вариант) (MS, Mississippi Scale), шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (ШЛРТ), опросник оценки выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R, Symptom

Рис. 1. Корреляционная плеяда общего балла ОПТУ с общим баллом MS и шкалами SCL-90-R.

Примечание. * — р

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ugrozy-obektivnaya-i-subektivnaya-opasnost

Таблица унижения. Проблемы психологического давления в семье

Среди встречающихся в семье видов насилия психологическое давление имеет свои особые черты. Самое, на первый взгляд, мягкое, оно похоже на подводный камень — его сложно заметить в бурном течении семейной жизни, но тем сильнее боль при столкновении с ним. Где находится та грань, за которой обоюдные упреки превращаются в нездоровые отношения тирана и жертвы?

Просто ссора?

В контексте семьи психологи выделяют две основные группы насильственного поведения: насилие физическое и психологическое. Последнее может показаться относительно безобидным, но это впечатление обманчиво.

У многих наших соотечественников отсутствует четкое понимание того, что представляет собой это явление и чем оно отличается от ссор, которые случаются в любой семье. Случаи психологического прессинга в семье мало освещаются в СМИ, поскольку сенсации из них не сделаешь.

Заявлений в милицию с жалобами на психологическое давление не поступает: побои с тела снять можно, а с души — нет. Но именно с него начинаются горькие семейные истории, которые можно было бы написать совсем по‑другому.

Виды насильственного поведения представляют собой структуру по типу матрешки: одно понятие входит в другое, более широкое. Самым объемным, включающим в себя остальные виды, является как раз понятие психологического насилия.

С него все начинается, и дальнейшие действия тирана становятся лишь его проявлениями, частными случаями.

Во многих внешне благополучных семьях, в которых немыслимо поднять руку на женщину или ребенка, психологический прессинг становится нормой, единственным способом общения старших и младших, его и ее.

Что же представляет собой психологическое давление? Главными действующими лицами становится пара «жертва — тиран». Поведение тирана характеризуется следующими действиями:

  • подавление у жертвы уважения к себе, чувства собственного достоинства, ценности своей личности;
  • подавление возможности самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность;
  • унижение, оскорбления, чрезмерные требования, которые заведомо нереально выполнить, за которыми следует чрезмерная критика жертвы;
  • запрет на действия и переживания, на свое мнение;
  • изоляция, запрет на общение с родственниками, друзьями, коллегами;
  • патологическая ревность;
  • вспышки гнева, которые тиран вымещает на жертве;
  • шантаж и запугивание;
  • обвинение жертвы в своих неудачах;
  • ущемление основных потребностей человека, включая психологические потребности — в безопасности, в привязанности, в свободном проявлении себя.

Поводов для такого поведения находится множество: слишком домашний вид жены («распустилась!») или слишком праздничный («для кого это ты так вырядилась?»), ребенок плачущий или громко играющий («какая из тебя мать?»), женщина работающая («жена должна сидеть дома!») или неработающая («сидишь на моей шее!»).

В отличие от рядовой ссоры или временной неприязни, подобные придирки могут продолжаться бесконечно.

Если в конфликте, вызванном объективной причиной, стороны все же стремятся к его решению и завершению, то тиран не желает прекращать ни конфликт, ни отношения, ведь для него это своего рода зависимость — без жертвы он не сможет компенсировать свои старые травмы.

Жертва же в силу своих психических особенностей часто склонна не менять ситуацию, а адаптироваться к ней. Чем больше терпит жертва, тем сильнее давление со стороны насильника, поскольку ему необходим эмоциональный ответ.

Действия тирана довольно скоро оставляют свои следы на психике человека. Постепенно жертва теряет доверие к себе и к миру, ее восприятие себя становится все более размытым; уступчивость и угодливость, стремление все исправить в отношениях с тираном перемежаются с агрессией.

В зависимости от силы и продолжительности стресса у жертвы могут появиться психосоматические заболевания, суицидальные наклонности, зависимость (наркотики, алкоголь, булимия, анорексия). Жертва не опирается на свои ощущения, не доверяет им и потому оказывается не в состоянии понять, каково ей в ситуации насилия.

Отсюда большое количество пострадавших, которые не принимают никаких шагов к реальному изменению ситуации, хотя и соглашаются, что делать что‑то надо.

Палка о двух концах

Ничего не случается вдруг. И превращение молодого человека в домашнего тирана тоже не происходит мгновенно. Возможно лишь развитие, усугубление уже имеющихся у человека склонностей.

Поэтому в истории жертвы всегда присутствует момент, когда она пропускает какой‑то важный, тревожный звонок, не хочет замечать его.

Поскольку жертвами психологического прессинга чаще становятся женщины, которые уже сталкивались с подобным в родительской семье, им свойственно не доверять своим ощущениям, своей интуиции, а значит, не замечать «посланий» потенциального тирана.

Какое бы начало ни имела история отношений жертвы и тирана, есть общие черты виктимного поведения и склонной к подобным отношениям личности. Они не только увеличивают шансы женщины стать жертвой, но и значительно затрудняют выход из причиняющих боль отношений. К предпосылкам виктимных отношений можно отнести:

  • Опыт позиции жертвы в родительской семье или прежних отношениях.
  • Встреча с тираном произошла в тяжелый для жертвы момент (конфликты в семье, расставание с предыдущим партнером, стихийное бедствие), и тиран теперь ассоциируется с выходом из кризиса. Формируются зависимые отношения, в которых жертва подсознательно воспринимает тирана как необходимый атрибут своего благополучия.
  • Комплекс спасателя у жертвы: «я спасу его от… (алкоголизма, наркомании, заблуждений, самого себя и т. д.)».
  • Комплекс мученицы, при котором жертва извлекает вторичную выгоду из сожительства с тираном, своим страданием привлекая к себе внимание и сочувствие окружающих.

И все же в ситуации психологического давления нет сильного и слабого: можно сказать, что мы имеем дело с двумя слабыми сторонами. Только слабость каждый из них проявляет по‑разному.

Для активной стороны, стороны тирана, она заключается в том, что он транслирует свой опыт, полученный в родительской семье. Так относились к нему значимые для него люди, и теперь он так относится к своим близким.

Отыгрываясь на жертве в ситуации, где он может проявить власть и силу, тиран компенсирует свои болезненные переживания беспомощности и униженности. Прожить этот опыт иным путем он не в силах.

Слабость жертвы в том, что она ведется на манипуляции тирана, ищет ему оправдания и видит причины насилия в себе. Как бы жертва ни обманывала себя, ни убеждала, что «это у семьи сложный период» или «все наладится», она все равно чувствует, что происходящее неприемлемо. Но прекратить это ей крайне тяжело.

Она умеет жить именно так, приспосабливается именно к этой боли, причиняемой тираном, и как жить иначе, она не представляет. Довольно часто встречаются ситуации, когда женщины, столкнувшиеся с такого рода тиранией в родительской семье или в первом браке, не могут быть счастливыми даже с положительным во всех отношениях и любящим мужчиной.

В их опыте отсутствует это состояние — безопасности и счастья.

Жертва цепляется за некую «надежду», за которой на самом деле скрывается страх реальных перемен. Терпеть бесконечные унижения или рискнуть и прервать их — это выбор жертвы, ее ответственность.

Бывают и такие случаи, когда женщине некуда уйти и не на что жить, и тогда приходится выбирать между физической безопасностью (крыша над головой и питание) и психологическим комфортом. В этой ситуации жертва не в состоянии самостоятельно изменить подобное положение вещей.

Скорее всего, ей понадобится длительная помощь психолога и близких людей, потому что пока не изменится она сама — не изменится и ситуация в ее семье.

Выход есть

Существует множество рекомендаций, как вести себя женщинам, столкнувшимся с физическим насилием в семье. И гораздо меньше — что делать тем, кто столкнулся с психологическим давлением.

Во многом так происходит потому, что в каждом конкретном случае необходима очная консультация психолога: ведь кто‑то годами действительно терпит унижения и запреты, а кто‑то называет «давлением» вполне обоснованные претензии своей половины.

И все же вот несколько действенных рекомендаций, способных облегчить жертве жизнь.

  • Уважайте свои чувства и ощущения, прислушивайтесь к себе — психологический дискомфорт сегодня может превратиться в нервный срыв или психосоматическое заболевание завтра.
  • Старайтесь здраво и осознанно смотреть на ситуацию. Если тиран обвиняет вас, действительно ли это ваша вина? Какова мера ответственности самого тирана? Так ли существенно для жизни семьи то, в чем он вас обвиняет?
  • Не думайте, что поведение тирана само по себе сойдет на нет. Во время его вспышек гнева попробуйте сохранить спокойствие и не подпитывайте его своими эмоциями. Когда он успокоится, постарайтесь поговорить с ним: расскажите, что не считаете обвинения обоснованными, что его поведение для вас неприемлемо.
  • Чаще рассказывайте себе о том, кто вы, какие у вас положительные качества, какие счастливые моменты были и есть в вашей жизни, напоминайте себе о своих достижениях. Тирану свойственно беспощадно обесценивать жертву. Почаще вспоминайте, что вы — личность, которая достойна уважения к себе.
  • Категорически пресекайте попытки тирании по отношению к вашим детям. Они тоже заслуживают уважения и вовсе не должны чувствовать себя ущербными, как бы тирану ни хотелось изобразить их такими.
  • Старайтесь по возможности избежать или снизить до минимума физическую и материальную зависимость от насильника.
  • В случае затяжного психологического давления отнеситесь к нему серьезно и обратитесь за помощью, если вы не в силах изменить ситуацию самостоятельно.

Источник: http://www.matrony.ru/tablica-unizheniya-problemy-psixologicheskogo-davleniya-v-seme/

Ссылка на основную публикацию