Академическая психология — психология

Академическая психология — Психологос

Академическая психология - психология

Академическая психология — это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. См.→

Академическая психология в первую очередь — фундаментальная наука, наука не ради практических приложений, а ради чистой науки. Как фундаментальная наука, академическая психология:

В меньшей степени, но академическая наука занимается и прикладными исследованиями, транслирующими научные достижения в практику. См.→

Признаки академизма

Академическая психология — это лица и их публикации. Академик, член-корреспонт, доктор наук, ну ладно кандидат — лицо признанное, значит у него академическая психология.

Академические публикации имеют следующие признаки:

Если в Ваковском сборнике — академическая, опубликована в популярном издании либо просто в Интернете — скорее нет.

  • обязательность ссылок на авторитетные лица и источники.

Как правило, на те же ваковские сборники и журналы.

  • Особый, академический язык.

Это не обязательно научный язык, но язык обычно высокий и сложный, не допускающий просторечия, с большим количеством номинализаций.

Психология академическая и нет

Академическая психология печатается в специальных журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология — не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать. См.→

Академическая и естественно-научная психология

Академическая психология — не обязательно строго научная психология, по крайней мере кроме естественно-научного, в ней широко представлен и гуманитарный подход (см.→). В целом, в отличие от строго научного подхода, академическая психология не требует строгого определений понятий и допускает размышления, не проверяемые в научном эксперименте.

Академическая и практическая психология

В силу тяготения к фундаментальности академическая наука противопоставляется прикладной, практической психологии. Академической психологии присущ широкий культурный кругозор, глубокий методологический анализ, видение тенденций. С другой стороны, характерна оторванность от практики и неготовность отвечать на запросы обычных людей.

Задачи практической помощи, практического обучения либо развития выходят за рамки академической психологии. Ими занимается педагогика и практическая психология. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/akademicheskaya-psihologiya

Битянова Марина | Академическая и практическая | Журнал «Школьный психолог» № 40/2000

Существует множество подходов к выделению видов и подвидов научного знания, в том числе — психологического. Например, теоретическое, прикладное и практическое знание, гуманитарный и естественнонаучный подход к построению психологии и т.д.

Об этом открыто говорят, пишут в книгах. Но есть одно важное деление внутри науки психологии, которое сегодня активно устно обсуждается, которое для многих очевидно, но о котором отчего-то не принято говорить официально.

Это деление психологии на так называемую академическую и практическую.

В книгах и словарях вы не найдете определения этих понятий, но это не мешает им сосуществовать и вступать друг с другом иногда в легкую, а иногда и в непримиримую полемику. Каждый школьный психолог время от времени становится вольным или невольным ее участником. Многим знакомо это тревожное внутреннее раздвоение: теоретически в проблеме все ясно, а что делать на практике — непонятно.

И еще.

Многие из нас время от времени испытывают то более, то менее ощутимые удары по профессиональной самооценке: в книгах и умных речах лектора все было так понятно, почему же никак не удается применить теоретические знания на деле? Наверное, если бы на моем месте был тот самый лектор, у него проблем бы не возникло… Справедливо ли это самоуничижение? Какую позицию целесообразно занять практику по отношению к академическому знанию?

ОСНОВА ОСНОВ

Прежде всего, дадим некоторые рабочие определения.

Академическая психология — система представлений о предмете, задачах, ценностях и средствах профессиональной деятельности, сформулированная, в лучшем случае, определенной научной школой, в худшем случае — возникшая из расплывчатых теоретических ориентаций сотрудников учебных и научных учреждений.

Практическая психология — система представлений (чаще всего, полувербализованных, интуитивных) о предмете, задачах, ценностях и средствах профессиональной деятельности, на которую опирается психолог в той или иной сфере социальной практики — образовании, управлении, медицине, социальной помощи и др.

Академическая психология сегодня обладает статусом официальной науки. Именно она доминирует на рынке специальной литературы (мы не берем в расчет популярную психологическую продукцию, рассчитанную на непрофессионалов), ее преподают в вузах и излагают на страницах уважаемых научных периодических изданий, ее рассматривают как обязательный фундамент практической работы психолога.

Любая конференция по практической психологической проблематике начинается с пленарных встреч, где основное слово принадлежит все той же академической психологии в лице докторов и кандидатов наук.

Преобладающее большинство профессиональных психологов по своему первому образованию — академические специалисты.

Они обладают некоторым запасом знаний о том, что такое психика и каково ее абстрактно-научное строение (общая психология), каково устройство человеческих взаимоотношений с точки зрения теоретических моделей (социальная психология), как в общем и целом выглядит психологический онтогенез (возрастная психология) и т.д.

Они знают о том, что такое научная и прикладная психодиагностика и какие серьезные требования предъявляются к настоящей диагностической процедуре с точки зрения валидности, надежности и устойчивости. В целом, у них есть научная картина того, как по большому счету устроен психический мир человека. Человека вообще.

Что же происходит потом, когда обладатель этого «вообще знания человека», сразу после вуза или на каком-то этапе своей личной судьбы, решает работать в практической сфере?

ТО В ЖАР, ТО В ХОЛОД

На этот вопрос трудно ответить в академическом ключе, обобщенно. Я скажу о себе, тем более что мой профессиональный путь в этом смысле весьма тривиален.

Я получила хорошее образование, стала кандидатом наук и пошла работать школьным психологом. Первые годы было невероятно тяжело. Субъективный авторитет академического знания был настолько высок, что его содержание долгое время было вне критики и осмысления. Собственно, других знаний я и не имела: так, немного личного опыта, но какой же «серьезный» ученый ему доверяет?

Обвинения предъявлялись самой себе (недоучила, не поняла) и школе. Школе же доставалось больше всего (себя-то жалко, опять же, красный диплом). И ничего-то им, педагогам, не нужно, и не хотят они припасть к живительному источнику научного познания в моем лице, и родители у моих детей неправильные, нет им до чад своих никакого дела, и администрация необразованная и т.д.

Потом наступила «парадоксальная фаза»: мне вполне серьезно стало казаться, что стать хорошим практиком можно только основательно забыв все, чему учили в университете, поверив своей интуиции и опыту и научившись видеть в собеседнике конкретного человека. Помню период, когда многие книги по психологии вызывали раздражение: своим языком, подходом к анализу проблем, отсутствием реальных примеров…

Кстати, сейчас былая острота чувств пропала, но некоторые вещи не приемлю до сих пор: не люблю, когда человека называют индивидом, когда используют сложную терминологию там, где можно выразиться просто, когда предлагают практические рекомендации, основанные не на реальном опыте, а на материале диссертаций.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ

Не так давно на смену описанной выше стадии пришла следующая (дай Бог, не последняя). Пришло понимание несомненной ценности некоторых аспектов собственного академического образования.

Так, мне очень помогает одна фундаментальная установка, сформированная под воздействием педагогов еще в годы обучения. Звучит она примерно так: «Всегда начинай с постановки целей и вопросов на личностный смысл».

То есть прежде чем что-то делать, ответь себе на вопрос, для чего ты это делаешь (что хочешь увидеть на выходе) и зачем тебе это надо (какие ценности, какие личностные смыслы за твоими действиями незримо стоят).

Эта установка актуализируется у меня сама по себе во многих ситуациях, если же происходит какой-то сбой на неосознаваемом уровне, я применяю ее сознательно. Какая бы ни стояла задача — диагностическая, консультативная, организационно-методическая — прежде всего необходимо поставить вопрос на смысл (это выражение А.Н. Леонтьева) и задать цель.

Читайте также:  Грудной голос - психология

Особенно важна такая постановка вопроса, когда речь идет об использовании уже готового, «чужого» приема. В любую методику, любую процедуру диагностического, коррекционного и прочего толка их создателями вложены определенные цели и внесены некоторые ценности, некоторое отношение к миру, объекту воздействия и к тому, кто будет использовать это средство.

В редких случаях создатели открыто предъявляют свои цели и ценности. А между тем, применяя средство, вы автоматически вносите в свою деятельность заложенные в него цели и ценности. Конечно, иногда удается, не меняя тот или иной прием по сути, использовать его для решения своих задач, переориентировать его в ценностном аспекте, но это большая редкость.

Так, если опросник выстроен в клиническом ключе, он работает на выявление отклонений. И он будет это делать даже в том случае, если вы примените его для отбора кадров при приеме на работу (что сегодня делается повсеместно).

Если проективная методика «Несуществующее животное» предполагает, что исследователь формирует не столько объективное «досье» на исследуемого, опираясь на критерии, сколько субъективный личный взгляд на его рисунок в целом, то без этой целостной субъективной оценки метод работать не будет, сколь бы изощренные критерии вы ни вводили.

Если традиционные коррекционные методики предполагают тренинг познавательных процессов, то вам не удастся с помощью этих методик сформировать личностную позицию ребенка по отношению к своей деятельности. И так далее.

Второй важнейший вклад академического образования в мое профессиональное «Я» — это умение строить деятельность от постановки цели до оценки результата. Работать, не теряя поставленной цели.

Не плыть по течению, отслеживать этапы, ограничиваться некоторым четким курсом, понимая, что всего не сделаешь, необъятного не обымешь. Это последействие научно-исследовательской работы, которая здорово способствует формированию этого навыка.

В школе без этого мгновенно утонешь в море проблем и запросов.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МедиКлаб». В широкий спектр предложений медицинского центра «МедиКлаб» входит такая косметологическая процедура, как криолиполиз. Посетив официальный сайт компании «МедиКлаб», располагающийся по адресу http://medi-club.

ru, Вы сможете получить купон на криолиполиз и записаться на прием к врачу медицинского центра.

Выгодные цены, самое современное оборудование и эффективные методики лечения, большой опыт работы и профессионализм специалистов медицинского центра «МедиКлаб» являются гарантами того, что Вы будете полностью удовлетворены всеми предоставляемыми услугами.

А так же на сайте компании представлены отзывы пациентов, прошедших лечение в медицинском центре «МедиКлаб», а раздел сайта «вопрос-ответ» позволит задать вопрос квалифицированному врачу по любому интересующему Вас заболеванию или косметологической процедуре.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Но есть вещи, от которых я решительно отмежевалась. Например, от отношения официальной психологической науки к «настоящей» психодиагностике.

Да, то, что я сегодня понимаю под школьной практической диагностикой, с точки зрения точной науки — язычество, профанация и депрофессионализация. Ни один из применяемых методов не прошел проверки на надежность и обоснованность.

Не прошел не потому, что несовершенен, а потому, что мне и в голову не приходит этим заниматься.

Диагностика в моей работе решает задачи совершенно иного уровня и значения. То, что я применяю, позволяет мне достигать моих целей. Все остальное — суета. (Жуткая крамола, но так и есть.

) Я плохо отношусь к тому значению, которое сегодняшняя академическая психология вкладывает в слово «объективность».

Объективность как безоценочность, отстраненность психолога от проблемы, исключение его личных ценностей из процесса диагностики и последующих этапов работы.

Ценности и смыслы пронизывают отношение любого человека к миру внутри и вокруг него, его взгляд обязательно оценочен, другого не бывает. Иначе это уже что-то другое. Например, подсматривание за миром в малюсенькую дырочку.

Либо школьный психолог — «объективный исследователь», видящий крошечный кусочек другого человека, которого он именует индивидом, испытуемым, обследуемым, либо он — пристрастный участник общения, имеющий дело с конкретным человеком во всех его биологических, личностных и индивидуальных проявлениях.

И я очень плохо отношусь к той позиции «сверху», которую представители «большой науки» нередко занимают по отношению к практикам.

Недоверие к их личному опыту, их интуитивным обобщениям, пренебрежение их собственными теоретическими построениями, берущими начало не из постулатов некоторой устоявшейся традиции, а из собственной деятельности; снисходительно-высокомерное отношению к языку, на котором говорят практики, — все это есть и не делает чести представителям научных школ и направлений.

Наверное, когда-нибудь это противостояние уйдет в прошлое. Возможно, что его и сейчас не все замечают. На мой взгляд, оно существует, но вполне может быть преодолено за счет сближения позиций академической и практической психологии. Нужно использовать преимущества каждого из подходов.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

В оформлении использована гравюра современного американского художника Антонио Фрескони «День и ночь»

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004001

2.3. Особенности академической и практической организационной психологии

2.3. Особенности академической и практической организационной психологии

Анализ психологической литературы и практики показывает, что сегодня в сфере психологической науки, как на Западе, так и в Украине, реально существуют два самостоятельных направления, тесно связанные между собой и в то же время имеют свои характерные особенности. Речь идет о научную, академическую психологию и психологию практическую, прикладную, что имеют отдельные собственные цели и задачи.

Главное отличие между этими направлениями заключается в том, что научная академическая психология ориентируется на изучение, исследование определенных закономерностей психики личности (группы), в то время как практическая психология обеспечивает чрезвычайное вмешательства в процессы индивидуальной и групповой активности. Важным объектом анализа для практической психологии является, по мнению авторов, организация.

Детальный анализ сущности практической психологии показывает, что «это отрасль профессиональной деятельности, которая имеет целью определения психологических особенностей жизненной ситуации и индивидуальности человека или группы, внесение позитивных изменений в процесс взаимодействия между ними и профилактику нежелательных форм поведения для наиболее полного раскрытия определенных сил человека». Однако практическую психологию необходимо рассматривать гораздо шире — она является не только отрасль профессиональной деятельности, но и одной из форм человеческой духовной практики, направленной па оптими-мізацію развития человека и сохранения ее индивидуальности». В контексте проблемы, что исследуется, все особенности практической психологии непосредственно «проецируются» на организацию. Другое дело, что этот аспект проблемы, па отличие от личности и группы, ранее не был предметом специального анализа в отечественной психологии.

Анализ литературы свидетельствует, что основная задача представителей научной организационной психологии заключается в проведении научных исследований и установлении тех или иных психологических закономерностей в деятельности личности (группы, организации), которые позже могут быть использованы па практике. Представителями этого направления психологии, как правило, являются профессора университетов и колледжей. Основная их цель заключается в создании и распространении знаний в этой сфере психологии, что реализуется в таких видах деятельности:

• собственно научная деятельность (проведение исследований; презентация результатов исследований на научных конференциях; подготовка научных статей и т.п.);

• педагогическая работа, которая тесно связана с научной работой (преподавание учебных курсов; разработка новых учебных курсов; подготовка учебников; осуществление супервізорської работы со студентами; обеспечение общественности информацией и т.п.);

Основное назначение практической организационной психологии — это использование результатов и принципов, разработанных академическими психологами, которые работают в университетах и колледжах, для решения, в частности, таких практических задач в организации:

• проведение организационного анализа для определения и решения проблем, которые существуют в организации;

• определение природы труда в организации; изучение мнений и взглядов работников организации;

• разработка программы обучения работников;

• оценка эффективности различных видов деятельности по организации, например, обучение работников;

Читайте также:  Продолжительность жизни, долголетие - психология

• осуществление определенных изменений в организации (например, внедрение новой системы стимулирования для работников, имеющих высокие показатели и т.д.).

Практических психологов, которые способствуют решению этих проблем в организациях, называют организационными. Они работают в консалтинговых фирмах (предоставляют услуги организациям, которые их нанимают), в частных компаниях, с системе государственной службы (на уровне города, штата, государства), военных и других учреждениях.

Следует отметить, что часто представителям как научной, так и практической психологии приходится заниматься «смежными» видами деятельности.

Так, профессора университетов и колледжей, как уже отмечалось, могут предоставлять консультативные услуги организациям, а работники консультативных фирм — представлять результаты своей работы в виде научных статей.

Однако существуют существенные различия между этими направлениями деятельности практических психологов относительно подходов, которые они используют, хотя стратегической мстою представителей обеих групп есть активность, связанная с повышением эффективности деятельности организации.

Если говорить о соотношение психологов, которые работают в сфере научной и практической психологии (в сфере организационной психологии и психологии труда), то, например в США, оно имеет такой вид: 36,0% психологов работают в университетах и колледжах; 29,0% — в консалтинговых фирмах; 21,0% — в частных корпорациях; 7,0% — в системе государственной службы; 7,0% — в других организациях. Итак, примерно треть психологов представляет научную психологию, а остальные — практическую.

В нашей стране практическая психология только начала развиваться в последние годы и говорить о конкретных показателях еще рано, но, на наш взгляд, соотношение в различных отраслях психологии является прямо противоположным.

Источник: https://banauka.ru/3074.html

Психология академическая и практическая: актуальное сосуществование и перспективы

Психология академическая и практическая: актуальное сосуществование и перспективы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 3, с. 81-90

ДИСКУССИЯ

Психология академическая и практическая: актуальное сосуществование и перспективы1

© 2015 г. В. А. Мазилов

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, город Ярославль; e-mail: v.mazilov@yspu.org

Прослеживается история взаимоотношений между академической и практической психологией2. Доказывается, что исторически они имеют различные корни. Показано, что разрыв между ними, зафиксированный Л.С. Выготским (1927), существовал и имеет место до сих пор, однако это не кризис, а нормальное состояние науки.

В научной психологии происходит соперничество между естественно-научной и герменевтической парадигмами. Академическая и практическая психологии не являются конкурентами, поскольку каждая занимает свою нишу и решает разные задачи.

Доказывается, что парадигмального противостояния между академической и практической психологией в современной психологической науке нет: это замаскированное «классическое» соперничество между естественно-научной и герменевтической парадигмами.

Ключевые слова: академическая психология, практическая психология, естественно-научная парадигма, герменевтическая (гуманитарная) парадигма.

Возможно, наступила пора вернуться к обсуждению «вечных» для психологов вопросов — о соотношении академической психологии и практики. Представляется, что проблема заключается в наличии разных составляющих в общем комплексе знаний о психическом, а в самой психологии -разных потоков.

Поскольку у психологии много разных корней, в качестве времени ее зарождения исследователи могут выбрать разные моменты. Во всяком случае, у Аристотеля мы можем найти и элементы психологической теории, и элементы психологической практики, а значит, в той или иной форме и их оппозицию.

В самом деле, в IV веке до н.э. термина «психология» еще нет (он появится лишь через 18 столетий), учение о душе — logos peri psyche — уже есть, а Платон ввел термин «психагогия» для обозначения практики, реализуя которую, хороший оратор может вести за собой своих слушателей.

Чем не оппозиция ликейского и академического,

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ (грант №14-18-01833).

2 Статья продолжает дискуссию, развернувшуюся на страницах «Психологического журнала» в работах Журавлева А.Л., Ушакова Д.В. (2011. № 3. С. 5-16; 2012. № 2. С. 127-132), Жалагиной Т.А., Короткиной Е.Д. (2012. № 1. С. 137-140), Орлова А.Б. (2012. № 2. С. 124-126), Юреви-ча А.В. (№ 1. С. 127-136), Розина В.М. (2012. № 2. С. 119123). — Прим. ред.

да еще и с иронией истории? (Кажется, это порадовало бы Юнга: замечательно соответствует принципу энантиодромии, по Гераклиту).

Следует специально отметить то, что, по нашему мнению, оппозиция между разными потоками внутри психологического знания естественна и неизбежна.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА НА ДОНАУЧНОМ,

ФИЛОСОФСКОМ И НАУЧНОМ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Исторически психология начинается с донаучной психологии, которую, по известному выражению П. Жане, «народ создает еще до психологов» [18, с. 18]. С психологии, которая не осознает себя наукой (и ею, в общем-то, не является), а существует, обслуживая деятельность и общение людей. По характеристике М.С.

Роговина, это психология, в которой знание и деятельность слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, необходимостью правильно реагировать на его действия и поступки [18, 19].

«Человек развивался и познавал свой субъективный мир по мере того, как овладевал внешним миром. Внутреннее

становилось доступным через практическое взаимодействие с окружением» [18, с. 37-38]. Не анализируя здесь в высшей степени увлекательный вопрос о происхождении и начальном развитии донаучной, имплицитной психологии, отметим только, что не подлежит, по-видимому, сомнению то, что основным методом такой психологии было житейское наблюдение.

На наш взгляд, было бы неправильно сводить «начальную» донаучную психологию только к вышеописанной. Психология «вырастала» одновременно из различных источников, на что совершенно справедливо указывал еще Макс Дессуар, один из первых историков психологии.

Он видел три корня психологии: религиозный (психософия); связанный с жизнедеятельностью (психобиология); связанный с практическим познанием особенностей характера и т.д. (психогностика) [2].

Нельзя не учитывать также опыта переживания измененных состояний сознания: во время танцевальных оргий, экстаза, приема в пищу определенных веществ и т.д.

Роль донаучной психологии не должна недооцениваться. Житейские представления о психическом существуют у каждого человека, они составляют ту основу, на которую проецируются научные построения. Имплицитные представления (так называемые имплицитные теории личности, мотивации, психики в целом и т.д.

) человека, определяющие в значительной степени его взаимодействие с миром, должны учитываться как одна из предпосылок формирования психологической теории. Здесь уместно вспомнить о понятии мезокосма, используемом в эволюционной эпистемологии Г. Фолльмера [26].

«Мезокосм -это когнитивное окно, которое открывается перед человеком, обремененным своей биологической природой. Это мир средних измерений, к которому адаптировался человек в ходе биологической эволюции. Мезокосм — это «когнитивная ниша» человека» [5, с. 179]. Г.

Фолльмер анализирует интуитивные представления современного человека о движении, констатируя сходство с физическими теориями Средневековья. Утверждается, что эти предрассудки практически неустранимы [26].

Остается только выразить сожаления о том, что особенности интуитивных представлений человека о собственной психике не исследованы пока в достаточной степени. Возможно, прогресс в этой области будет достигнут, когда научная психология ассимилирует опыт, накопленный в трансперсональной психологии.

Важным признаком донаучной психологии является то, что ее «объект по существу не меняет-

ся (это всегда те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся)» [18, с. 19]. Донаучная психология, таким образом, имеет «объектное» происхождение. Для нее важен сам человек. Можно сказать, что донаучная психология была лично-стно-ориентированной.

Для нее важны практично сть (возможно сть использования) и цело стно сть (предсказание поведения, поступков целостного человека). Так, донаучная психология требует «заземления», практического знания.

Ее роль в современной психологии состоит, по-видимому, в том, чтобы отстаивать тенденцию к целостному («объектному») и практически-ориентированному познанию. К сожалению, особенности донаучной психологии изучены пока явно недостаточно.

Расчленение психологического знания (и, соответственно, трех видов психологии — донаучной, философской и научной) представляется полезным для анализа интересующей нас темы.

При этом хотелось бы обратить внимание на существенное различие между этим членением психологии и многочисленными трехчленными делениями, которые были популярны в позапрошлом и прошлом столетии. В качестве примера можно взять известный закон трех стадий О.

Читайте также:  Психосинтез - психология

Конта [6, 7], в соответствии с которым в развитии любой науки могут быть выделены теологическая, метафизическая и научная стадии. Согласно Конту, имеет место смена одной стадии другой: переход к следующей «отменяет» предыдущую. В психологии дело обстоит иначе.

Для нашего исследования важно, что указанные течения в психологии и виды психологического знания сосуществуют в культуре и, следовательно, могут оказывать взаимное влияние.

Как известно, внимание к проблеме разрыва между психологической теорией и психологической практикой привлек Л.С. Выготский в своей известной работе «Исторический смысл психологического кризиса» (1927).

Работа была опубликована лишь в 1982 году, до того была известна лишь узкому кругу специалистов по копиям в самиздате.

По этому поводу написано очень много, интересующихся отошлем к нашим публикациям [10, 12], а сами обратимся к современной психологии.

Известно, что классическая трактовка связи теории, эксперимента и практики была осуществлена Б.Ф.

Ломовым в статье «Теория, эксперимент и практика в психологии» в первом номере «Психологического журнала» [8], а затем в известной монографии [9]. Как отмечал автор, «взаимодействие …

теории, эксперимента и практики есть необходимое условие развития всей системы психологических наук» [9, с. 51].

Напомним, что мы обсуждаем соотношение академической и практической психологии, и в данном случае точка отсчета проблемы определяется, как представляется многим, совершенно однозначно: в 1996 году появилась известная статья Ф.Е. Василюка [1]. В статье утверждалось, что существует схизис между академической и практической психологией.

Как нам представляется, не стоит все же забывать, что О.К. Тихомиров первым в новейшей истории отечественной психологии поставил проблему соотношения академической и практической психологии, причем он рассматривал это как проблему мировой психологической науки. О.К.

Тихомиров писал: «Соотношение теоретической, или академической, психологии и психологии практической. Две области разорваны в структуре мировой психологической науки. Этот разрыв организационно оформлен. Существуют две международные ассоциации. Одна называется «Ассоциация научной психологии», другая «Ассоциация прикладной психологии».

Они собираются в разных городах, с разным составом (иногда он может частично совпадать)» [25, с. 55]. В результате практическая работа психологов строится без опоры на теории, развиваемые в академической психологии. Академическая психология, в свою очередь, недостаточно анализирует и ассимилирует опыт практической психологии.

Нельзя не заметить, что соотношение академической и практико-ориентированной психологии сегодня обсуждается в периодической печати очень широко, проблема и сегодня актуальна.

Схизис — расщепление психологии — трактуется Ф.Е. Василюком как характеристика современного ее состояния в нашей стране: «К сожалению, приходится диагностировать не кризис, но схизис нашей психологии,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/psihologiya-akademicheskaya-i-prakticheskaya-aktualnoe-sosuschestvovanie-i-perspektivy

Психология

Психология – совокупность научных знаний о процессах и закономерностях психологической деятельности человека. Эта наука находится на стыках философии и медицины, религии и физиологии, так как тесно связана как с естественными, так и гуманитарными науками.

Её объектами являются:

  • Процессы познания:
    • мышление;
    • восприятие;
    • память;
    • воображение;
    • эмоции;
    • чувства;
  • свойства человека:
  • коммуникация людей между собой:
    • отношения в группах (на работе, в семье);
    • отношения между детьми и родителями, старшими членами семьи и общества;

      Психология

  • психические состояния (стресс, агрессия, любовь и т.п.).
  • Значение психологии

    Часто для обозначения объекта этой науки используют термин «душа». Сам термин «психология» введен в конце 16 века неосхоластиком Р. Гоклениусом для обозначения «науки о душе человека».

    Психология изучает как сознательную часть психики, так и бессознательную её область. Это наука, вызывающая огромное количество споров. Есть люди, полностью отрицающие её «научность», называющие психологов шарлатанами.

    Некоторые теории ведущих учёных воспринимаются как абсурдные. Например, многие обыватели и часть учёных негативно настроены к психоанализу Фрейда с его выводом о либидо (сексуальной энергии) как об основной движущей силе развития личности.

    Однако результаты практической деятельности психологов неоспоримы: для примера можно взять психологическую подготовку агентов спецслужб или удачный тренинг по теории продаж.

    В отдельную науку психология оформилась приблизительно в середине 19 столетия. До того психологические проблемы рассматривались в контексте философии и религии.

    В конце 19 века произошел некоторый перекос в сторону физиологического подхода к исследованию психологических аспектов личности, но на данный момент эта наука воспринимает личность человека как гармоничное сочетание физиологического и духовного начал.

    На сегодня психология признана официальной наукой, заключения психологов важны при воспитании детей в учебных заведениях, профориентации молодежи, в судебном делопроизводстве, в юриспруденции при оценке вменяемости физического лица и правомочности его действий. Помощь психотерапевтов рекомендована для решения личностных проблем при построении карьеры, достижения максимальных спортивных результатов, при решении семейных проблем.

    Без психологии немыслимы психиатрия (раздел медицины, занимающийся врачеванием расстройств психики) и психотерапия (занимающаяся решением проблем здоровой психики, созданием психологического комфорта). Психологические процессы тесно связаны с физиологическими.

    Например, при испуге потеют ладони, при смущении – розовеют щеки. Такие процессы называются психосоматическими. Есть мнение, что нерешенные на протяжении долгого времени психологические проблемы становятся причиной заболеваний тела.

    Эту теорию развивает в своих книгах французский автор Лиз Бурбо.

    Методы

    Методами психологической науки являются:

    • совокупность эмпирических приемов (наблюдение за объектом, в том числе самонаблюдение – интроспекция, опрос, тесты, эксперименты, восстановление биографических фактов);
    • статистические (массовые опросы и исследования, позволяющие установить среднестатистические показатели с целью выявления отклонений от нормы);
    • психологическое воздействие (стрессовый эксперимент, дискуссия, тренинги, внушение, релаксация);
    • физиологические – с применением технических устройств (энцефалограф, томограф, «детектор лжи» – полиграф, и т.п.).

    Современная психология делится на академическую (фундаментальную) и практическую (прикладную). Соответственно, первая часть изучает феномены и процессы человеческой психики, а вторая – применяет эти знания на практике.

    Академическая психология

    Задачами академической психологии являются:

    • теоретическое изучение психики, создание теорий о её закономерностях;
    • определение нормы и патологии;
    • создание методологической базы для практической (прикладной) п., а также смежных областей науки – педагогики, этологии и т.д.

    Огромный вклад в фундаментальную психологию внесли такие ученые, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм, Дж. Уотсон (бихевиоризм), Карен Хорни, А.Х.Маслоу, Э.Л.Берн, Дейл Карнеги, М.Вертгеймер и К.Коффка (гештальтпсихология), а также многие другие.

    Даже при беглом знакомстве с теориями этих ученых становится ясно, что зачастую они имеют различный подход к объекту психологии. Психоаналитик будет исследовать бессознательное, бихевиорист – поведение человека.

    Прикладная психология

    Существуют такие разделы прикладной психологии:

    • юридическая;
    • педагогическая;
    • дифференциальная (изучает различия между группами людей – разными классами, этносами и т.д.

      );

    • социальная (описывает отношения индивидуума в группе);
    • клиническая (обширный раздел, включающий как изучение явных психических отклонений, так и легких девиаций, а также психосоматику);
    • психология развития (состоит из детской и юношеской, пре- и перинатальной психологии, а также п.

      изменений, связанных с процессом старения – геронтопсихологии);

    • Экспериментальная психология
    • психология спорта;
    • многие другие.
    • Когнитивная психология

    Интерес к психологии абсолютно нормален для всесторонне развитых людей, ведь любая попытка разобраться в собственных чувствах есть психоанализ.

    Знание основ психологии поможет разобраться в собственных проблемах, в отношениях с окружающими, без него невозможно правильное воспитание детей. Иногда для преодоления внутреннего или внешнего конфликта требуется помощь специалиста, но во многих случаях достаточно самообразования. Мы надеемся, что статьи на нашем сайте помогут определить причины проблем и решить жизненные затруднения.

    Другие статьи

    Общая психология

    Когнитивная психология

    Психология личности‎

    Психология развития

    Социальная психология

    Специальная психология‎

    Практическая психология‎

    Экспериментальная психология

    Источник: https://urologia.msk.ru/main/stati

    Ссылка на основную публикацию