Активность лидера — психология

Психология лидерства

Психология лидерства Активность лидера - психология

Вопросы психологии руководства и лидерства с давних пор привлекают внимание людей. Что делает человека лидером? Как им стать? Эти вопросы не первое столетие интересуют ученых. Существует теория великих людей, которая заключается в том, что личность, которая обладает определенным комплектом характерных черт, будет отличным лидером, независимо от ситуации, в которой человек находится.

Стили лидерства

Кроме этого, в традиционной социальной психологии поднимается вопрос именно о стиле лидерства. В двадцатом веке ученый К. Левин провел классический эксперимент, который впоследствии позволил выделить три главных стиля лидерства.

Предлагаем вашему вниманию каждый из них:

  1. Директивный, он же авторитарный стиль. Он включает в себя короткие распоряжения делового характера, ограниченность, отсутствие снисхождения. Четкий язык и указания, требовательность. Отсутствие эмоций в рабочие моменты.

    План работы заранее определяется в полном объеме, при этом позиция лидера не обсуждается и находится вне группы. При составлении плана работы ставятся лишь непосредственные конкретные цели. В любом случае голос руководителя будет решающим.

  2. Коллегиальный (демократический) стиль.

    Он в корне отличается от авторитарного стиля. Инструкции поступают в форме предложений, общение носит преимущественно товарищеский тон. Использование метода «кнута и пряника» — похвала и порицание с советами. Лидер преподносит свою позицию внутри группы.

    Все мероприятия также планируются внутри группы, и все участники отвечают за реализацию проектов, все стороны работы выносятся на общее обсуждение.

  3. И, наконец, стиль попустительский. Говоря языком обывателя – разрешительный, либеральный.

    Позиция руководителя незаметно отстранена от всей группы, дела идут, словно само собой. От лидера участники группы не получают заданий и указаний, весь рабочий процесс состоит из интересов отдельных членов группы.

Демократический стиль работы считается наиболее эффективным из этих способов руководства. Такую позицию занимают многие специалисты, работающие в сфере управления. Задачей руководителя при использовании демократического стиля лидерства является совершенствование собственного стиля управления, чтобы сделать его как можно более коллегиальным.

Проблема лидерства в психологии

Интересной для изучения является проблема лидерства в психологии. В любом коллективе, независимо от желания руководства, появляются неформальные небольшие группы. Если вдруг такой «коллектив в коллективе» начинает влиять на общественное мнение всего остального коллектива, то эта группа будет называться эталонной.

Необходимость в появлении цели и организации трудовой деятельности, в конечном итоге приводит к возникновению лидер. Это свойственно всем группам, которые состоят из трех и более человек. В психологии выявляется три типа лидеров — это лидер в узком смысле, вожак и ситуативный лидер.

  1. Вожак. Это член группы, обладающий наибольшим авторитетом, который умеет убеждать и внушать. На других членов своей группы он легко может повлиять взглядом, жестом или словом. Вожак должен обладать следующими качествами: это физическая активность, энергичность и хорошее здоровье.Уверенность в себе и своих возможностях, авторитет, стремление добиться успеха в любом начинании. Вожак должен быть умным, обладать хорошей интуицией и иметь творческое начало. Также важно обладание коммуникативными навыками, умение находить с людьми общий язык и идти на контакт.
  2. Лидер в узком понимании. Он гораздо менее авторитетен, нежели вожак. Он часто ставит себя в пример, побуждает «делать, как я». Он оказывает влияние лишь на часть группы.
  3. Ну и, наконец, ситуативный лидер. Такой человек обладает определенными личностными качествами, которые могут пригодиться в конкретной, определенной ситуации – например, организация какого-либо мероприятия.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-liderstva

Психология политического лидерства (стр. 1 из 5)

Министерство образования
Российской Федерации

Государственный Университет Управления

Институт подготовки научно-педагогических

и научных кадров

Специальность: Политическая экономия (08.00.01)

Отделение: дневное

Реферат на тему:
«Психология политического лидерства.»

Выполнил:

Аспирант Ростовцев Андрей Игоревич

Москва 2002г.

Содержание:

Введение.

Варианты классификации мотивации политических лидеров.

Мотив власти

Мотив достижения

Мотив аффилиации

Заключение.

Список литературы.

Введение.

К настоящему времени в ряде развитых стран в основном сложилось самостоятельное научное направление, исследующее политико-психологическую проблематику и получившее название политической психологии.

Все шире признается понимание политической психологии, как одной из важнейших политологических дисциплин, изучающей «человеческое измерение» политики: особенности и стереотипы восприятия политических событий, усвоение политических ценностей, особенности качества лидера и т.п.

В рамках политических наук политика традиционно рассматривается как процесс взаимодействия неких коллективных субъектов — социальных или территориальных общностей, групп влияния, региональных элит. Однако реальность всегда богаче любых, даже и самых эффективных моделей.

В частности, реальные субъекты процесса в значительной степени персонифицированы. На политической арене сотрудничают и конкурируют не просто представители безличных общественных групп, а живые люди. Их идеи, таланты, амбиции и ограничения оказывают прямое воздействие на политический процесс.

Психологическая детерминация политического процесса явным образом проявляется в условиях диктатур и военных режимов, где личностные особенности лидера не опосредуются ни законами, ни длительным процессом согласования интересов, а напрямую проявляются как во внутренней политике, так и, в особенности, на международной арене.

Но это верно и для демократических государств, где и законы, и конкретная политическая ситуация оставляют лидерам достаточно степеней свободы для выбора психологически наиболее близкого им решения и метода его реализации, а гражданам — для выбора способа реагирования на эти решения и непосредственного или опосредованного воздействия на лидеров.

Психологические факторы играют огромную роль в принятии политических решений. Лидер не может проверять надежность всех предлагаемых ему аргументов, например, оценивать методику статистических расчетов.

Выбор того или иного варианта действий определяется тем, насколько убедительно представили данный вариант его сторонники, в каких отношениях находятся они с лидером, насколько он им доверяет, какие мотивы им приписывает.

Важная роль личностных компонентов в процессе выработки и принятия политических решений предопределяется еще и тем, что ни в какой, даже в сверхбюрократической структуре невозможно составить должностные инструкции таким образом, чтобы они предусматривали все возможные ситуации.

В результате конкретное влияние данного человека определяется не только и не столько официальной позицией, сколько его собственной активностью, неформальным статусом и т.д.

Одна из существенных и, в силу ее личностного характера, многомерных проблем политики – политическое лидерство. Как феномен, известно очень давно, как категория же политической науки активно используется лишь в последние десятилетия ХХ века.

Проблему политического лидерства с полным основанием можно отнести к одной из ключевых для всего ряда научных дисциплин, изучающих политическую жизнь общества.

Сегодня в свете ставших модными и повсеместно склоняемыми на все лады политического PR, выборных технологий и информационных войн представляется особенно актуальным рассмотрение феномена лидерства сквозь призму политической психологии.

Скептики скажут, что изучение личностного аспекта носит субъективный и перегруженный ценностными суждениями характер, что оно не способствует объективному постижению реальных пружин политического процесса; что попытки объяснить ход событий влиянием личностных качеств малоэффективны, поскольку они, якобы, не берут в расчет институциональные и иные аспекты контекста, в котором осуществляется деятельность политического лидера; что появление конкретных индивидуальностей в определенных ролях в определенные периоды времени носит случайный характер, поэтому не может представлять научного интереса для исследователей. Однако это несправедливо.

Политическое лидерство, как и любое явление жизни, имеет свою анатомию, в том числе личностно-психологическую.

Вопреки возможным возражениям, изучение личности важно для политического анализа лидерства, потому что личность выступает как нечто, имеющее влияние на цели и политические инициативы.

Возможно, именно психологическая интерпретация личностей политических лидеров, создание систематической теории и исследований может привести нас к пониманию событий и даже предложить прогностические модели развития мира.

Варианты классификации мотивации политических лидеров.

В любой деятельности мотив не только подталкивает личность к поступку, но и определяет цель и программу действий. Любая деятельность, тем более такая сложная, как политическая, является полимотивированной.

Мы нуждаемся в понимании мотивов политических лидеров, чтобы увидеть, как и в какую сторону они способны изменить ход событий.

Мы должны суметь разложить мотивацию личности на составляющие элементы и показать, как по-разному они сочетаются в различных случаях и влияют на ситуацию, вплетаясь, таким образом, в пресловутый контекст обстоятельств.

Существует множество различных личностных потребностей, которые так или иначе связаны с “профессиональной” деятельностью действующих лиц политической сцены. Современные концепции психологии лидерства особенно отмечают некоторые из этих потребностей. Так, М.Г.Херманн в качестве мотивов лидера выделяет:

· мотив власти и компенсации неосознанного психического дискомфорта;

· убеждения лидера и его стремления решить какую-то политическую проблему (например, вывести страну из кризиса);

· чувство долга;

· потребность в одобрении и уважении со стороны других людей, в статусе и признании;

· те требования (вызов), которые предъявляет к лидеру занимаемое им положение.

На основании исследований во Франции, США, странах Латинской Америки Дж.Пейн и О.Вошински описывают пять различных побудительных мотивов, которые движут политиками:

· обожание,

· статус,

· политическая программа,

· обязанность,

· игра.

По другой классификации, основанной на исследованиях американских президентов, мотивацию лидеров могут в общих чертах определять три доминирующие потребности:

· мотив власти,

· мотив достижения цели (или успеха)

· мотив аффилиации.

Российский автор Е.В.Егорова-Гантман в своих исследованиях добавляет к только что перечисленным потребностям потребность в контроле над людьми и событиями, отмечая при этом близость данного мотива мотиву власти.

Нетрудно заметить, что как бы ни классифицировать мотивы лидерства, все они, как правило, не являются взаимоисключающими, и вполне могут сочетаться в психологии одного и того же человека. Ограничимся классикой числа “3” и выделим главные потребности, мотивирующие политическое поведение лидера:

· мотив власти,

· мотив достижения,

· мотив аффилиации.

Мотив власти

Важнейший мотивационный источник лидерства, вне всякого сомнения – мотив власти. Действительно, борьба за власть – тайная или явная – пронизывает политическую жизнь любого общества. Сильный мотив власти, присущий потенциальным и реальным лидерам, проще всего определить их врожденными индивидуальными способностями.

Трудно отрицать, что условием достижения и осуществления лидерства является какой-то минимальный набор природных задатков: организационные способности, воля, сила убеждения, быстрота реакции, стиль общения и т.д., хотя этот набор различен в различных социально-исторических условиях.

Человек же, способный осуществлять власть, испытывает потребность в ней. Однако в ходе своего развития политико-психологическая наука вышла за рамки “генетического” подхода. С 30-х годов на исследование психологических предпосылок лидерства значительное влияние оказывают идеи фрейдистского психоанализа.

Они побуждают искать эти предпосылки в условиях первичной социализации личности, в отношениях ребенка с непосредственной социальной средой.

Чуть позже А.Адлер делает центральным объяснительным принципом своего учения о личности вместо сексуального влечения “волю к власти”. Стремлением к совершенству, превосходству и социальной власти субъект стремится компенсировать обусловленный своей конституцией дефицит власти, который он воспринимает как недостаточность своих способностей и переживает как комплекс неполноценности.

Компенсаторное объяснение власти находим и у Г.Лассуэлла.

По его мнению, психологической основой политической деятельности является бессознательное вытеснение “частных конфликтов”, пережитых личностью, в сферу общественных объектов и последующая их рационализация в понятиях общественных интересов.

Обладание властью психологически компенсирует ущербность, фрустрацию, испытываемую личностью.

Главной чертой таких людей, по его мнению, является “акцентуация власти по отношению к другим ценностям человека, сравниваемого с другими людьми”: ненасытное стремление к власти, использование других ценностей и людей как средств достижения власти, желание ее только для себя, владение технологиями власти. Классической стала его формулировка “Политический человек свои частные мотивы переносит на общественные объекты, рационализируя в терминах общественного интереса”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/181470/psikhologiya-politicheskogo-liderstva

Психология лидерства

Психология лидерства Активность лидера - психология

Считается, что люди рождаются либо лидерами, либо ведомыми. Однако это в корне неверно. Гарольд Дженин считает, что тому, как быть лидером нельзя научить, однако этому можно научиться. Психология лидерства уже настолько изученный предмет, что, при желании, каждый может для себя открыть именно ту область личных качеств, которые помогут ему стать лидером.

Что нужно делать, чтобы стать лидером?

Для начала, поймите для себя то, каким именно лидером вы хотите стать. Есть разные виды лидерства в психологии, явные и неявные.

К примеру, драчун-забияка, который водит за собой толпы обожающих его мальчишек – это явный лидер. А вот человек, который руководит, к примеру, людьми, совершенно об этом не подозревающими, неявный лидер.

Иными словами, это именно та жена, которая является шеей, и при которой муж – голова (старая русская пословица).

От того, как именно вы принимаете для себя понятие лидерства в психологии, и зависят дальнейшие ваши действия.

Найдите в себе харизму

Лидер – это тот человек, который привлекает к себе, на которого хочется быть похожим. Чаще всего говорят, что это харизматичная личность. Что нужно сделать, чтобы стать таким? К сожалению, конкретных правил тут нет.

Вам придется самому осознать, что есть в вас такого особенного, выдающегося.

Испугало слово «выдающееся»? Да, может быть, оно звучит немного самоуверенно, однако раз вы хотите понять психологию лидерства и власти, будьте готовы к тому, что вы должны излучать уверенность и независимость. Вечно сомневающихся лидеров просто не бывает.

Уверенность – вот к чему нужно стремиться

Итак, уверенность. В психологии управления и лидерства, уверенное поведение – один из основных характеристик. Нужно уважать самого себя, быть верным своим решениям, только тогда к вам могут обратиться за советом, или же последуют вашему примеру.

Часто бывает так, один человек, поступая правильно, вечно сомневается, хорошо ли это, зато другой, которому моральные ценности вообще не важны, в центре внимания. Над первым смеются, а вот второму стараются подражать.

Нету логики? Может, и нет, зато есть уверенность в совершаемых действиях, и она, по теории лидерства в психологии, сыграет решающую роль.

Желание власти

Еще одним сильным мотивом для человека, желающего применить к себе стиль лидерства в психологии, может стать именно мотивация власти. Основная часть лидеров именно одержима мыслью о власти, о своем влиянии, поэтому стыдиться такого желания не следует. Наоборот, осознайте его, стремитесь к нему.

Лидерство в психологии – это почти синоним власти, влияния. Иногда ситуация складывается таким образом, что человеку наконец-то удается стать лидером, однако он оказывается не совсем готовым к власти, которая к нему приходит.

И в результате, вместо активных действий имеем пассивный уход от такого желанного лидерства.

Суммируем

Итак, что же конкретно может дать лидерство? В психологии, лидеры обычно становятся отличными руководителями, и само собой, у таких людей меньше проблем, как с общением, так и с самореализацией. Теория лидерства в психологии заключается в том, чтобы личность имела возможность раскрыть себя полностью, найти свою нишу в жизни, и это действительно важно.

Единственно, не рассмотренным остался такой тип лидерства в психологии, как неявное управление. Тут можно вспомнить выражение Лао Цзы, которое гласит, что страной управляют справедливость, а вот войну нужно вести хитростью. Хитрость – это и есть тот ключ, открывающий дверь в волшебную страну психологии лидерства для неявных манипуляторов.

Вы наверняка слышали о том, что стричься нужно только в определённые дни лунного цикла, а в остальные это делать не следует. Но неужели от ночного светила зависит только рост волос на человеческой голове? Конечно же, нет! Влияние луны на нас огромно и сейчас мы попробуем вас в этом убедить.
Влияние магнитных бурь на человека

О влияние магнитных бурь на человека не слышал только тот, кто с самого детства живёт в глухом лесу без радио и телевизора. И хотя то, что чрезмерная солнечная активность может вредить здоровью человека, доказано наукой, это явление до сих пор окутано тайнами и домыслами.

Влияние музыки на человекаМногие родители грешат тем, что запрещают детям слушать модную сегодня музыку, которая включает в себя различные жанры и направления. Но какую цель преследуют мамы и папы? Неужели они действительно знают, каким образом влияют те или иные ритмы на человеческий организм? А вот мы знаем! Влияние шума на организм человекаНи для кого не секрет, что постоянный шум не только очень раздражает, но ещё и способен нанести серьёзный урон организму человека. В чём это заключается и стоит ли прямо сейчас идти разбираться с чересчур шумными соседями, мы расскажем вам в нашем сегодняшнем материале.

Источник: http://kak-bog.ru/psihologiya-liderstva

Лидерство в коллективе — каким оно бывает

Лидерство в коллективе - каким оно бывает

Лидер – человек, имеющий сильное влияние на остальных членов коллектива, способный как идти самостоятельно к намеченным им целям, так и вести за собой иных людей. Его уважают в коллективе, к мнению такого человека всегда прислушиваются. Остальные участники группы позволяют лидеру управлять ими, быть ведомыми.

В психологии существует три различных подхода в изучении вопроса о лидерстве: это структурный, поведенческий, а также ситуационный подходы.

Лидерство в структурной теории

Этот подход в психологии ставит перед собой задачу определить, какой же может быть универсальная личность лидера, выделяя при этом наиболее яркие черты характера.

Последователи данной теории считают, что лидер, без сомнения, должен обладать чертами, отличными от его окружения,и он должен быть выделяющимся среди остальных. В пользу доводов этой теории говорят исследования Б.Басса и С.

Клубека, которые показали, что человека, от природы не отличавшимся лидерскими чертами, обучить и сделать в последующем из него лидера будет практически невозможным.

Понятно, что нельзя абсолютно точно указать определенные черты характера, присущие именно лидеру, тем более, для каждого общества, в каждом временном промежутке, нужен совершенной разный предводитель своей группы. Но все же структурная теория выделяет наиболее характерные качества.

Качества, присущие лидеру:

  • Высокий уровень интеллекта
  • Уверенность в себе
  • Доминантность
  • Высокая активность
  • Обладание профессиональными знаниями, большим количеством определенных навыков

Поведенческая теория лидерства

Главная мысль этой теории говорит о том, что человека практически в любом случае можно сделать лидером.

Особое внимание уделяется поведению,считается, что именно оно в будущем позволит сделать из человека лидера. В рамках данного подхода сформировано само понятие, а также виды стилей лидерства.

Они подразделяются на три варианта руководства: это авторитарный, демократический, а также попустительский.

Для создания авторитарного стиля руководства человека необходимо будет научить властному поведению, жесткому, диктаторскому контролю над группой. Если же в коллективе необходим демократическое руководство, то человека следует обучить прислушиваться к мнению других, обсуждать с группой рабочие вопросы, а также делегировать часть своих функций по контролю коллективу.

Попустительский вариант лидерства – это наименее востребованный стиль руководства, но иногда и он нужен.

Для этого человека следует научить совсем терпеливо относиться к мнению коллектива, ориентироваться в процессе на конечный результат работы, практически не контролируя сами внутренние проработки.

Теория исходит из того, что практически любого человека, использующего специальные программы и тренинги, можно обучить лидерству. Это сможет открыть абсолютно новые возможности для современного человечества.

Ситуационная теория лидерства

Говорит о том, что лидером человека делает определенная ситуация. Ситуационные переменные, несомненно, важны и это было отмечено многими учеными. Л.Картером и М.Никсоном выявлено, что тип лидера сильно зависим от характера поставленной перед ним задачей.

Если коллектив имел схожие цели, то и их лидеры были похожи. Различия характеризовались только некоторыми индивидуальными особенностями личности. Во многом, позиция лидера определена его статусом в обществе.

Несомненно, при усилении социального статуса имеет место и увеличение влияния.

Важное влияние на формирование стиля лидерства оказывает сама социальная группа, в которой он находится.

Группа, действующая продолжительное количество времени, имеет сильные устоявшиеся структуры деятельности, и лидер такой группы будет относительно устойчив под влиянием постоянно происходящих одних и тех же механизмов организации группы.

В случае перехода лидера в новую группу, по сравнению с остальными, у него увеличиваются шансы стать и там лидером, его прежний статус окажет положительное влияние.

Следует отметить, что однажды достигнув статуса лидера, чаще всего, человек не желает останавливаться на достигнутом, он продолжает развивать и укреплять в себе лидерские навыки. Он во что бы то ни стало стремиться сохранить полученный статус. К сожалению, пока что наука не дала стопроцентно точный ответ на вопрос о том, как все же появляется лидер в коллективе.

Функции лидера

Функции лидера определяются той социальной группой, которой он руководит.

Лидер с функциями администратора – это человек, который следит за порядком и неизменно наблюдает за точным исполнением всех обязанностей коллективом.

Лидер как планировщик деятельности разрабатывает для своей группы все ее последующие действия, занимается как краткосрочным планированием, так и берется за долгосрочную перспективу.

Лидер как политик – для него основным направлением деятельности является разработка целей и главной линии поведения его группы.

Лидер как эксперт должен обладать большим количеством необходимых знаний в определенной сфере, к нему обращаются за помощью и доверяют.

Лидер как представитель группы – он является лицом коллектива и выступает от его имени. В этом случае он отождествляет собой всех участников группы.

Лидер может также выполнять функции регулятора внутренних отношений в коллективе, быть третейским судьей, выполнять функции поощрения и наказания, быть практически отцом либо символом определенной группы.

Очень часто лидер является примером для своего коллектива, он становится как бы моделью для повторения за ним определенных действий другими представителями группы, показывает наглядным образом, как и что нужно делать.

Очень часто лидер снимает с каждого участника группы индивидуальную ответственность за выполненные действия либо принятые определенные решения. Сложно выделить главные и второстепенные функции лидера, это зависит от самой группы и течения хода жизни в целом.

Источник: http://psychology-s.ru/liderstvo-v-kollektive/

Мир науки

Возникнув как результат общения и взаимодействия людей в составе группы, лидерство является сложным социально-психологическим явлением, в котором сочетаются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие социальную природу и сущность.

Сущность его проявляется в способности влиять на других людей, не пользуясь административными рычагами, что существенно отличает его с таким феноменом, как руководство.

Лидерство и руководство.

Зависимости от личностных и деловых качеств, участия в общих делах каждый член группы имеет определенное положение в групповой структуре, которая является своеобразной иерархии индивидуальных статусов. Вершину этой иерархии занимает лидер как наиболее референтная лицо в группе.

Лидер — личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя самые ответственные решения, касающиеся их интересов и определяют направление и характер деятельности всей группы.Лидер может не быть социометрической звездой, может не вызывать особой симпатии у окружающих, но он имеет неоспоримое референтность.

Лидерство является сложным процессом группового развития, в результате которого дифференцируется и совершенствуется групповая структура. Его нельзя ни отождествлять с руководством, ни противопоставлять ему. По своей природе лидерство связано с регулированием неформальных межличностных отношений.

Лидерство — процесс внутренней самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью группы на основе индивидуальной инициативы участников. Руководство же является реализацией функций и средством регулирования формальных отношений в рамках социальной организации.

Руководитель — лицо, управляющее трудовой деятельностью группы на основе административно-правовых полномочий и общепринятых норм общежития.Руководитель связан с официальной структурой группы. Он может справиться с ее управлением, когда члены группы будут воспринимать его как лидера.

Однако лидер группы не всегда может справиться с обязанностями руководителя, деятельность которого является шире и сложнее. Оптимальным вариантом для группы является совпадение в одном лице лидера и руководителя. В противном случае эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером. Поэтому искусство руководителя включает и умение координировать работу лидеров, опираться на них.

Теории лидерства.

Вопрос «Кто и как становится лидером группы?» Является стержневым в социальной психологии. В поисках ответа на него в зарубежной психологии сформировались различные подходы.В 30-е годы XX в. американский ученый Э. Богардус предложил теорию черт лидера, в которой утверждал, что лидерами рождаются.

Сторонники этого подхода считают, что от природы человек наследует свойства и качества (сила и подвижность нервных процессов, экстравертность, способность к эмпатии и т.п.), которые дают ей возможность занять в любой жизненной ситуации позицию лидера.

Однако эта теория не была подтверждена практикой, ведь почти в каждой группе есть личности, которые преобладают лидера по уму, способностям, но не имеют такого статуса. Оказывается, что сама по себе комбинация даже очень развитых черт еще не делает личность лидером.На смену этой теории в 50-е годы XX в.

пришли теория лидерства как функции группы (авторы — американские психологи Ричард Крачфилд (1912-1977) и Дэвид Креч (1909 — 1977) и теория лидерства как функции ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др..).Представители теории лидерства как функции группы считают, что лидерство является следствием внутригрупповой развития. Группа в процессе развития «выделяет» из своей среды человека лидера.

Им становится человек, последовательно, неуклонно придерживается норм и ценностей группы и имеет высокий статус.Сейчас больше всего сторонников имеет теория лидерства как функции ситуации.

Наблюдая, как те же люди в разных группах могут выполнять различные роли и иметь различные статусы (лидер в семье и подчиненный на производстве), исследователи пришли к выводу, что лидерство является результатом сложного и многогранного влияния различных факторов и условий, при котором постоянно происходит смена ролей.

По их утверждению — лидер — это член группы, который в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.На основе экспериментальных исследований деятельности лидеров в малой группе Р. Бейлс убедился, что существует как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.

Эмоциональный лидер регулирует межличностные отношения и создает должный психологический климат в группе. Он всегда выступает как советчик и арбитр.Инструментальный лидер на основе своей компетенции принимает на себя инициативу и ответственность при организации и осуществлении определенных видов деятельности.

В отечественной психологии таким выводам пришли Владислав Шпалинський и Борис Парыгин. Так, Парыгин считает, что лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в значимой ситуации, чтобы организовать совместную коллективную деятельность людей и быстрее и успешно достичь поставленной цели.

Он предлагает классифицировать лидеров по содержанию деятельности, стилем руководства и по характеру деятельности.По содержанию деятельности лидер может быть вдохновителем, (предлагает программу деятельности) исполнителем (обеспечивает выполнение предложенной программы) или вдохновителем и организатором.

По стилю руководства лидеры бывают авторитарными, демократическими или такими, которые одновременно сочетают оба стиля.По характеру деятельности лидеров разделяют на универсальных (обнаруживают постоянно свои способности в разных видах деятельности) и ситуативных (могут быть лидерами только в определенных ситуациях).

Психологический климат в коллективе прежде всего определяется стилем руководства и деловыми отношениями между руководством и исполнителями. Еще К. Левин, разделяя лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических, охарактеризовал существенные различия их деятельности.

Авторитарный лидер (руководитель) действует единолично, несмотря на мнения окружающих. Основными формами управления, которыми он пользуется, есть инструкция, приказ, наказание, выговор и благодарность. Вся информация сосредотачивается только у него, а потому подчиненные пользуются лишь догадками и слухами. Он подавляет любую инициативу в группе, считая, что «все знает сам».

Поэтому члены группы не проявляют ни инициативы, ни творческого подхода при выполнении поставленных задач. Обнаружив ошибку в действиях подчиненных, авторитарный руководитель прибегает к высмеивание и неконструктивной критики, не объясняя, как ее можно исправить.

При отсутствии руководителя работа группы замедляется или прекращается, поскольку никто не хочет брать на себя ответственность.Демократический лидер (руководитель) воспринимается членами группы как «один из нас».При таком руководстве новая информация становится доступной для всех в группе. Проблемы также широко обсуждаются.

Каждый член группы может свободно выражать свое мнение, которое будет тщательно проанализирована. В своей деятельности руководитель опирается на помощь группы. При распределении обязанностей и нагрузок максимально учитывает индивидуальные особенности и возможности исполнителей. Поощряет инициативу и творческий подход в подчиненных, часто делится с группой своими полномочиями.

Это создает доверчивый, спокойный психологический климат. Общаясь с членами группы, такой лидер преимущественно прибегает к просьбам, советам, доверчивой интонации. При его отсутствии деятельность группы не замедляется и не прекращается. Проблемы, возникающие группа решает сама путем детального обсуждения и принятия совместного решения.Приведенные социально-психологические характеристики авторитарного и демократического лидеров (руководителей) очень сжатыми и схематичными. В жизни такие «чистые типы» случаются редко. Зависимости от конкретных ситуаций чаще лидеры проявляют свойства обоих типов. Так, в сложных критических ситуациях демократический лидер может вести авторитарно: брать ответственность на себя и применять волевые приемы.При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, иногда наблюдается анархический стиль руководства. Он проявляется в фактическом отстранении от руководства группой.

Итак, межличностные отношения — это отношения между людьми, которые возникают и развиваются в процессе непосредственного взаимодействия между членами группы, имеют неформальный характер и основываются на эмоционально окрашенной оценке партнеров.

Загрузка…

Источник: http://worldofscience.ru/psihologija/3345-myshlenie-v-psikhologii.html

Психология лидера

Tweet

Психология лидера имеет свои отличия от психологии других людей. У лидера, значительно отличаются мысли, чувства, стремления  и желания, если сравнивать их с такими же чувствами, принадлежащими среднестатистическому человеку. Именно это отличие и позволяет лидеру добиваться результатов и целей, недостижимых для обыкновенного человека.

Каждый лидер имеет свои внешние черты, которые в целом схожи — твердая уверенная походка, цепкий взгляд,  крепко рукопожатие, приветливая улыбка. Все это является отражением его внутреннего состояния и мироощущения — он уверен в себе и своих силах.

  Хотя, любой из нас может так же широко улыбаясь пройтись уверенной походкой и крепко пожать протянутую ему руку. Однако это все будет выполнено с «натягом», поскольку не будет являться природным состоянием.

У лидера же именно это и есть природное состояние его души и тела.

Результаты и цели, которых добивается лидер, напрямую зависят от тех внутренних настроев и установок, которые он сам для себя определил в качестве приоритета — это может быть страсть или же ответственность, творчество или же просто стремление быть независимым от «системы». В принципе, эти стремления. Являются движущим фактором для лидера.

Страсть является причиной, позволяющей лидеру долгое время заниматься чем-то одним. Для лидера не характерны метания из одной стороны в другую. Психология лидерства и страсть проявляется практически во всем — особенно это видно по человеку сутра, как только он просыпается. С самого начала своего бодрствования у него полная решимость к действию.

Чувство ответственности, превращает человека в лидера прежде всего для него самого.  Психология такового лидерства такова, что человек полностью принимает на себя ответственность за каждый свой поступок и деяние и самостоятельно стимулирует себя на достижение каких либо целей, что бы показывать пример и становится лидером для других.

Творчество — пожалуй наиболее интересная психология лидерства. Люди с подобным потенциалом всегда способны на принятие крайне неожиданных и нестандартных решений, от них невозможно добиться того, что бы они действовали по какому-то шаблону. Данная психология лидерства заключается в постоянном поиске чего-то нового, самосовершенствования и поиске новых путей решения поставленных задач.

Стремление быть независимым — пожалуй, наиболее сильная психология лидерства. Эти люди не хотят быть подотчетными кому бы то ни было.

Они понимают, что единственный вариант уйти из-под «системы», либо стать самой «системой», либо купить её, ну или же её какую-то часть.

Другими словами, богатый человек никогда не будет чувствовать себя кому-то и чем-то обязанным, он не будет привязан к одному городу или же стране, он сможет быть где угодно и кем угодно.

PostScriptum:
Получить информацию о том, когда и где проводятся агровыставки России, можно на сайте http://agro-portal.su/kalendar_agro.html. Всегда наиболее актуальная и полезная информация для аграриев!

Источник: http://progyouth.ru/effektivnost/psixologiya-lidera.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию