Анализ поведения — психология

История Прикладного Анализа Поведения (АВА)

Анализ поведения - психологияВ 1913 году Джон Уотсон определил наблюдаемое поведение как соответствующий предмет анализа для психологии и заявил, что любое поведение контролируется факторами внешней окружающей среды. В это же время Уотсон изложил теорию психологии «стимул-реакция», которая положила начало движению под названием «бихевиоризм».

Позже Скиннер разъяснил различие между респондентным обусловливанием Ивана Павлова, условные рефлексы, и оперантным обусловливанием, в котором последствие поведения контролирует появление этого поведения в будущем.

Скиннер и другие ученые изложили основные принципы поведения, которые включают усиление, подсказки, постепенное устранение подсказок, режимы усиления и т.п. Эти принципы составляют чистую науку поведенческого анализа. Важно понимать, что это чистая наука, а не прикладная наука.

Такое различие проводится, если наука изучается как в чистом виде, так и прикладным образом (например, физика). Когда принципы чистой науки поведенческого анализа используются для обучения, или в любой другой прикладной среде, такая практика называется «Прикладным Анализом Поведения» ,(или ранее – модификацией поведения).

Это означает, что принципы, используемые для того, чтобы описать, каким образом поведение контролируется законами природы, является наблюдаемым и измеримым, а также того, как оно воздействует на окружающую среду, были адаптированы в обучающие методы, основанные на этих принципах.

Причина, по которой не знающие этих нюансов люди не всегда правильно понимают, что такое АВА, вытекает именно из данного различия между чистой и прикладной наукой. Чистая наука – это отдельная сфера, состоящая из принципов поведения. Прикладная наука – это иная сфера, состоящая из стратегий, основанных на этих принципах.

Причина, по которой люди говорят о существовании различных «видов» АВА, что является некорректным утверждением, заключается в том, что они слышат различные термины, такие как «Обучение отдельными блоками», «Случайное обучение», «Ловаас» и т.п. На самом деле, эти словосочетания описывают различное ПРИМЕНЕНИЕ одной и той же науки.

И вот почему так произошло.

В 60-ых годах Ивар Ловаас начал работу над тем, что впоследствии будет описано в «Книге Я», в которой излагается его прикладное использование науки в сфере обучения. Он описал учебные программы, а также их обучающую последовательность, и разъяснил, как проводить обучение с их помощью.

Навыки обучались посредством прикладного анализа поведения (прикладного применения науки о поведении), а то, каким образом применялась наука, был метод Ловааса. Это и есть то, что имеет в виду большинство людей, рассуждающих на тему АВА: они имеют в виду, что они проводят обучение, используя применение науки поведенческого анализа по методу Ловааса.

Теперь многим известно, что Ловаас, к сожалению, в свое применение данной науки первоначально включил использование аверсивных стимулов, и эти действия справедливо ставятся под сомнение многими людьми.

Позже он реорганизовал свою методику и исключил аверсивные стимулы, и теперь любая методика, которая включает использование аверсивных стимулов, не только считается незаконной и аморальной, но еще и архаичной.

Книга Ловааса «Обучение индивидуумов с задержкой развития: Базовые техники вмешательства», появившаяся через долгий промежуток времени после выхода «Книги Я», поступила в свободную продажу совершенно недавно, и в ней описывается, как изменилось базовое программирование за последние несколько десятилетий.

Однако его первоначальное прикладное применение науки описывает обучение целевому навыку сначала в изоляции, затем с одним или двумя отвлекающими стимулами, затем обучение иному навыку таким же образом, а затем расположение одного и другого в случайной последовательности.

Он также делал акцент на интенсивности занятий, на работе за столом, на зрительном контакте, спокойном сидении и т.п. Практически все специалисты, которые не обучались непосредственно у Ловааса, и которые применяют его методику прикладного поведенческого анализа, внесли какие-либо произвольные или непроизвольные изменения в нее, поэтому в наши дни довольно редко можно встретить истинные «Ловаасовские» программы. Тем не менее, такие изменения бывают как в лучшую, так и в худшую сторону. Но программа Ловааса в любом случае была первым применением науки поведенческого анализа, широко используемым для обучения людей с аутизмом, и важность этого вклада не может и не должна быть забыта.

В дополнение к конкретизации оперантного обусловливания Скиннер также проанализировал функции речи и представил свой анализ в книге 1957 года под названием «Вербальное поведение». В ней речь была описана с точки зрения ее функций, в основном – манд, эхо, такт и интравербальные реакции.

Такие ученые как Джек Майкл, Винс Карбон, Марк Сандберг, Джеймс Партингтон и другие, одним словом, все прикладные поведенческие аналитики, изучали чистый научный анализ Скиннера (книга Скиннера не определяет способ применения вербального поведения, она лишь описывает его).

Таким образом, они взяли чистую науку и применили ее прикладным образом, это и представляет собой то, что мы называнием «прикладным вербальным поведением». То есть, это по-прежнему прикладной анализ поведения, по-прежнему применение науки поведения, однако фокус смещается на вербальное поведение учащегося.

Существуют и другие различия в прикладном применении.

Например, тип предоставляемых подсказок — подсказки типа «нет!», «не так!» в противоположность «обучению без ошибок», соотношение времени обучения ребенка за столом ко времени обучения его в натуральной среде. Также идет презентация навыков, массовые блоки на один целевой навык, по сравнению с несколькими целевыми навыками или с многочисленными целевыми навыками в рамках одной программы.

Вероятно, существует такое же многообразие различных способов прикладного применения науки поведенческого анализа, как и домашних или школьных программ АВА. Таким образом, если кто-нибудь спрашивает Вас о том, занимаетесь ли Вы АВА, Вы можете ответить «да» вне зависимости от того, работаете Вы по программе Ловааса или по программам вербального поведения.

Вы можете ответить на этот вопрос положительно, поскольку Вы производите обучение, основываясь на принципах бихевиоризма. Более важным вопросом является то, какое именно прикладное применение науки Вы используете. Это даст намного больше информации о том, каким образом Вы производите обучение.

Существует множество людей, которые могут сказать, что им «не нравится АВА». Скорее всего, эти люди имеют в виду, что им не нравится применение науки поведения по методике Ловааса (или любой другой методике, с которой они сталкивались), а не наука поведения сама по себе.

Сложно поспорить с идеей о том, что мы делаем что-либо чаще, когда это имеет положительные последствия, (усиление). Но,  если мы не знаем, как сделать что-либо, мы нуждаемся в помощи для того, чтобы научиться этому, (подсказки).

Такая помощь постепенно должна быть устранена, если мы в состоянии самостоятельно использовать какой-либо навык, (постепенное устранение подсказки); а также что мы усовершенствуем свои умения, когда практикуем их, (формирование поведения). В двух словах, это и является наиболее общими принципами поведения.

Гораздо легче поспорить с тем, что маленького ребенка усаживают на стул на 40 часов в неделю, требуют от него зрительного контакта и спокойного сидения. Это представляет собой слишком обобщенную (и не совсем корректную) интерпретацию строгого применения науки поведения по методике Ловааса.

Прежде всего, любому специалисту необходимо в первую очередь установить дружеские отношения с ребенком и связать себя с усилением, (парное обусловливание представляет собой прикладную стратегию, основанную на усилении; поведенческий принцип). Это не просто лучший человеческий подход, но и мощная поведенческая техника.

Следует предъявлять ребенку очень незначительное количество требований, поддерживать высокий уровень усиления, а также сохранять низкую ценность поведения избегания, которое проявляется в негибкости, агрессии и аутостимуляции. Первым «требованием» может быть обучение ребенка тому, как продуцировать манд-реакцию, (просьбу) в отношении того, что ему хочется.

Это абсолютно функциональный навык, поскольку он дает ребенку возможность соответствующим и эффективным образом выражать свои потребности и желания.

Обучение манд-реакциям в отношении всего, что ребенок может захотеть, включая, но не ограничиваясь предпочитаемыми предметами, помощью, игровой деятельностью, информацией, отрицательным усилением, (устранение нежелательных для ребенка стимулов), производится на протяжении всего курса обучения. Постепенно требования увеличиваются, однако, коэффициент соотношения сложных заданий к простым заданиям редко превышает показатель в  20% к 80%. Такие требования обучают ребенка наименовать любые стимулы, присутствующие в его окружающей среде, вести беседу, читать, писать, произносить слова по буквам, считать и совершать тысячи других функциональных академических действий.

Кроме сохранения соотношения простых заданий в пропорции 80%, трудные задания также можно облегчать посредством использования «Обучения без ошибок», в рамках которого ребенку в случае необходимости предоставляются подсказки, чтобы он правильно реагировал на инструкции и получал усиление. И лишь затем следует немедленно перенести выполнение задания на самостоятельный уровень, чтобы ребенок обучился выполнять его независимо, за что он будет получать дифференциальное усиление (больше усиления за лучшее качество реакций или за более самостоятельные реакции). Кроме того, следует тратить не более 30% времени на обучение ребенка за рабочим столом; в остальное время обучение должно производиться в любых других местах – на улице, дома, в ходе игровой деятельности, при просмотре телевизора и т.п. Это провидит к следующим результатам: 1) Таким образом ребенок обучается такому же объему материала, (если не большему), как и при обучении за столом; 2) Ребенок немедленно обучается использовать все, чему он обучается, в любых условиях окружающей среды, не только потому, что изучаемые навыки функциональны, но и потому что ребенок обучается им во всех условиях окружающей среды, с которыми ему приходится сталкиваться. Невозможно описать все действия, которые специалист ежедневно производит с ребенком, поскольку они меняются каждый день, каждую минуту, с каждым учащимся. Все, что остается постоянной величиной, это поведенческие техники, которые используются для обучения, а также та радость, которую специалист старается принести ребенку и самому себе в ходе этого взаимодействия. Это ли обычно имеют в виду, когда говорят «АВА»? Не обязательно, поскольку, как уже отмечалось ранее, большинство людей ссылаются на прикладное применение науки поведения по методу Ловааса. Является ли это прикладным анализом поведения? Да, потому что его подход основывается на принципах науки поведения; это просто различное их применение. Наука является неизменной; адаптируют только ее различное прикладное  применение. Такая адаптация должна производиться исключительно в соответствии с конкретным учащимся, и именно для этой цели производится сбор данных. Наряду с нашим личным опытом и экспериментальными знаниями учащегося, данные говорят нам о том, что будет эффективным, а что нет. Прикладной анализ поведения – это не злой, антигуманистический, холодный или бездушный подход. Целью АВА является изменение поведения, однако, поведение, которое хотят изменить, всегда выбирается таким образом, чтобы улучшить жизнь учащегося. Является ли это оценочным суждением учителя? Да, но не более, чем все другие решения, принимаемые людьми, которые пытаются кого-либо чему-либо научить,  когда пишут книги, ведут беседы, каким-либо иным образом взаимодействуют друг с другом и т.п..   Важно, чтобы во время обучения к учащемуся относились уважительно, дабы применение науки поведения имело определенный смысл и задачи, а также было эффективным и положительным.

Читайте также:  Хотения и желания - психология

Источник: http://autism-aba.blogspot.ru/2013/09/the-history-of-aba.html

Анализ поведения

Анализ поведения

«Анализ поведения – это честные психотехнологии для зрелых людей»

/Артем Павлов/

Информация о спецкурсе: «Анализ поведения»

Продолжительность: 15 онлайн уроков по 70 минут

Видеозаписи уроков: предоставляется

Преподаватель: психолог Артем Павлов

Документ: сертификат / удостоверение о повышении квалификации

Место проведения: закрытая группа

Ближайший курс: 1 октября 2018 года 

Обучение анализу поведения проводит психолог Артем Павлов

БИЗНЕСМЕН-ПРАКТИК

  • Основатель и руководитель Агентства экономической и кадровой безопасности «D.I.» 10 лет работы в Москве, Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске
  • Автор и руководитель проектов по управлению лояльностью персонала в компаниях с численностью свыше 3000 человек
  • Создатель уникального метода выявления целевых аудиторий и формирования систем индивидуального позиционирования брэндов, товаров и услуг

ЭКС-СОТРУДНИК СПЕЦСЛУЖБ 

  • В прошлом работник оперативных и экспертных подразделений МВД и Следственного комитета России
  • 18 лет профессиональной деятельности
  • Консультант

ПСИХОЛОГ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 

  • Психолог (кафедра акмеологии и психологии РАНХиГС), специалист по анализу поведения, автор исследований в области оперативной психодиагностики, эксперт-полиграфолог
  • 10 лет преподавательской деятельности, более 1 000 подготовленных специалистов в области переговоров, кадровой безопасности и управления персоналом
  • Автор спецкурсов: «Оперативная психодиагностика», «Невербальное поведение», «Психология лжи» 

НЕЗАВИСИМЫЙ АНАЛИТИК

  • Эксперт ведущих новостных и аналитических проектов на телевидении и радио: Звезда, LIFE NEWS, РБК, Первый канал, ВЕСТИ FM, НТВ, Эхо Москвы, ОТР

Программа обучения анализу поведения

Раздел №1

Невербальная коммуникация

Изучим принципы и закономерности невербального общения. Узнаем, как различные манипулятивные техники действуют на людей, какие механизмы они запускают в психике, а какие тормозят. Научимся определять и противодействовать этим чужеродным воздействиям. Изучим технику создания неосознанного доверия и разберем ее логику.

  • Принципы неосознанного восприятия, анализа поведения и управления поведением собеседника.
  • Понятия  «манипуляция» и «эффективная коммуникация».
  • Манипулятивные техники, связанные с блокировкой репрезентативных каналов и снижением критичности восприятия: «женская магия», «цыганский гипноз», манипулирование сознанием в рекламе.
  • Алгоритмы противодействия манипулятивному влиянию.
  • Техника создания неосознанного доверия (раппорт).
  • Психология дистанции и положения тела в животном мире и современном социуме.
  • Управление контактом. Принципы создания и управления доверием и поведенческие дисплеи безопасности.
  • Определение характера по внешности. Принципы и каналы индивидуальной подстройки.
  • Психология рукопожатия как отражение базовой стратегии при входе в контакт (угроза, страх, доверие). Логика, каналы  оценки, способы быстрой коррекции состояния собеседника.
  • Формирование первичного умения в создании раппорта и подстройки по основным поведенческим каналам.

Раздел №2

Психология жестов

Рассмотрим общие сведения, а также технику и тактику анализа жестовой продукции. Изучим разные группы жестов. Разберем различия между невербальными проявлениями стресса и жестами, маркирующими мыслительные процессы. Научимся отличать ложь от волнения.

  • Общая жестология.
  • Техника и тактика анализа жестовой продукции.
  • Виды жестов, определяющих эмоциональное состояние.
  • Жесты, сопровождающие когнитивные процессы.
  • Отработка навыков распознания эмоциональной значимости.
  • Типичные ошибки при оценке достоверности информации по невербальным признакам.

Раздел №3

Невербальные средства общения

Изучим практические приемы невербального влияния в ходе проведения переговоров и в рамках управления персоналом. Получим четкую трактовку различных жестов переговорного процесса. Научимся создавать невербальные модели влияния на ситуацию и оппонентов. Пусть пространство и архетипы играет за нас.

  • Невербальные сигналы в переговорах.
  • Невербальные стратегии воздействия на переговорах: давление, поиск компромисса, сотрудничество. Выбор и организация территории переговоров.
  • Невербальное давление и склонение оппонента к компромиссу.
  • Анализ мыслительных процессов через отслеживание невербальной продукции.
  • Определение невербальных признаков скрываемых решений: согласие, оценка, противодействие, игнорирование, недовольство.
  • Движения «рука-лицо»: интерес, недовольство, согласие, поиск решения, оценка ресурсов и т.д.

Раздел №4

Невербальное поведение

Изучим практическую методику проведения структурированного собеседования с оценкой достоверности информации при кадровом отборе. Это наиболее часто встречающаяся ситуация: ложь относительно фактов биографии и наличия вредных привычек. На его примере разберем технику, позволяющую склонить лжеца к признанию.

  • Структура интервью с применением методик оценки достоверности сообщаемой информации.
  • Техника ведение собеседника по диалоговому «коридору» и получения признания по скрываемым фактам биографии.
  • Правила документирования материалов оценки невербального поведения.
  • Разбор и анализ верифицированных (подтвержденных) случаев из архива Агентства.
  • Практические занятия по определению достоверности сообщаемой информации (работа в парах и в группе).

Раздел №5

Психология эмоций

Лицо – это диагностический объект, позволяющий выявить неискренность и отследить динамические процессы, происходящие в мозгу. Эмоции, которые мы видим, далеко не всегда правдивы. Научимся распознавать искренность и лживость в потоке эмоциональных проявлений.

  • Динамические проявления эмоций.
  • Мимика как индикатор скрываемых эмоций
  • Признаки неискренности эмоциональных проявлений.
  • Признаки стресса по глазам.

 Раздел №6

Глазные сигналы доступа

Движения глаз во время разговора не случайны. Они сопровождают психические процессы, происходящие в мозгу. Изучим, как через движения глаз проявляются: самоконтроль, припоминание конкретных фактов, формирование ложного ответа, стратегический анализ ситуации и т.д.

  • понятие репрезентативных систем;
  • калибровка сигналов глазного доступа (ГСД);
  • схемы ГСД при достоверности и недостоверности сообщаемой информации;
  • схемы ГСД, сопровождающие когнитивные процессы;
  • отработка навыков калибровки и чтения ГСД.

 Раздел №7

Вербальные признаки правды и лжи

Язык — это не столько способ коммуникации, сколько инструмент мышления. Соответственно в нем отражаются и признаки достоверности сообщаемой информации и маркеры искусственных информационных структур. 

  • Околоречевые признаки достоверности и недостоверности информации.
  • Методика: «Контент-анализ утверждений».
  • Методика: «Оценка валидности утверждений».
  • Психолингвистические признаки правды.
  • Психолинвистические маркеры лжи.

Представьте, что Вы уже научились

  • Распознавать, когда вами пытаются манипулировать с помощью психотехник.
  • Когда нужно, создавать неосознанное доверие с теми, кто вам интересен.
  • Определять, лжет вам человек или говорит правду.
  • Воздействовать на клиентов, партнеров и оппонентов, склоняя их к нужному Вам решению.
  • Побуждать людей говорить Вам правду.

Вы узнали

  • Какие признаки в общении указывают на невысказанные решения?
  • Как движения глаз выдают мысли собеседника?
  • Как получить правдивые ответы на собеседовании?
  • Какие признаки указывают на лживость или истинность эмоций?
  • Как провести переговоры при увольнении сотрудника?

Выберите свой вариант обучения анализу поведения

СТАНДАРТ БИЗНЕС VIP
Участие в курсе + Индивидуально
Запись видеоуроков + +
Презентации лекций + +
Обсуждение и обратная связь по домашним заданиям + +
 Вебинары повышения квалификации  +  +
Стоимость (руб.) 24 500 102 500

Запишитесь на курс

Появились вопросы? будем рады ответить

+7 (495) 998-26-88

+7 (916) 251-90-70

moscow@diplus.ru

Источник: https://fiziognomika.com/obuchenie-fiziognomike/analiz-povedeniya/

Что такое поведенческий анализ?

Автор Татьяна в 24/05/2015. Опубликовано Бихевиоризм

Анализ поведения своими корнями уходит в традиции бихевиоризма; он основывается на принципах научения, которые приводят к переменам в поведении. Анализ поведения предлагает широкое практическое приложение в сфере психического здоровья и организационной психологии.

Анализ поведения часто используется для формирования способностей у детей и взрослых с ограниченными возможностями, улучшения академических результатов, а также повышения эффективности работы персонала.

Какое определение дают анализу поведения психологи?

Поведенческий анализ — это наука на базе принципов бихевиоризма. Специалисты поясняют, что сам процесс анализа происходит тремя различными способами.

  • Во-первых, посредством экспериментального исследования поведения.
  • Во-вторых, через прикладной анализ поведения. Этот процесс включает в себя изучение известных аспектов поведения в социальном и культурном контексте.
  • И, наконец, через концептуальный анализ поведения. Так, специалисты рассматривают поведение сквозь призму философских, исторических, теоретических и методологических вопросов.

Экспериментальный и прикладной анализ поведения

Выделяют две основные области анализа поведения: экспериментальную и прикладную. Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении.

Прикладной анализ поведения, напротив, ориентирован на применение выведенных моделей поведения в реальных ситуациях. Те, кто работает в области прикладного анализа поведения, интересуются соотношением поведения с окружающей средой.

Вместо того, чтобы уделить внимание внутреннему состоянию человека, такие терапевты стараются сосредоточиться на наблюдаемом поведении и на том, как применять поведенческие методы для моделирования поведения.

Аттестационная комиссия в области анализа поведения уточняет:

История поведенческого анализа

Бихевиоризм появился в значительной степени благодаря работам трёх влиятельных психологов — И. Павлова, Джона Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Павлов обнаружил возможность обусловливания рефлекса во время работы с собаками; так появился один из первых способов научения — классическое обусловливание.

Его исследования показали, что взятый из окружающей среды раздражитель (звон колокольчика, например) может быть использован, для того чтобы стимулировать выработку условного рефлекса (слюноотделение в ответ на звук колокольчика).
Джон Б. Уотсон расширил теорию Павлова, обратив её внимание на поведение человека.

Свою основную статью «Психология с точки зрения бихевиориста» он опубликовал в 1913 году — тогда же, как принято считать, бихевиоризм и был оформлен окончательно.

Позже Б. Ф. Скиннер ввел понятие оперантного обусловливания, которое подразумевает обусловливание желаемого поведения подкреплением или наказанием. Эти понятия продолжают играть значительную роль в анализе и модификации поведения, а также психотерапии.

Читайте также:  Тело и душа (н.и.козлов) - психология

Бихевиоризм был когда-то очень крупным и влиятельным направлением в психологии, однако в 1950-х годов он стал терять значение — психологи того времени стали интересоваться гуманистическими и когнитивными подходами к изучению человека. Тем не менее, поведенческие методы до сих пор широко используется в психотерапии, консультирования, обучении и даже воспитании детей.

Методы и стратегии, используемые в ходе поведенческого анализа

К методам, используемым специалистами в области анализа поведения, относят:

  • «Сцепление». Применяя данную технику, человек разбивает задачу на более мелкие компоненты. Простейшие подзадачи решаются в первую очередь. После того, как решена одна подзадача, можно переходить к следующей. Это продолжается до тех пор, пока задача полностью не будет завершена.
  • «Подсказка». Этот подход включает в себя использование некоторой подсказки, которая наводит человека на желаемую желаемую реакцию. Сюда могут входить вопросы или визуальные сигналы-изображения.
  • Шейпинг. Эта стратегия включает постепенное изменение поведения, ближе и ближе подводящие человека к желаемому поведению.

Источник: http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-povedencheskij-analiz.html

Анализ поведения человека – история этологии

Анализ поведения человека – история этологии

23 июня 2015

Поведение человека издавна является объектом для непрестанного изучения. Оно постоянно интересовало учёных – исследователей, философов, теологов, психологов. Что же первично в поведении человека – биологическое или социальное? А может быть, симбиоз этих составляющих? Несмотря на очевидный прогресс в научных технологиях, актуальность этого вопроса сохраняется и по сей день.

…1973 год. Три исследователя поведения животных – австриец Конрад Лоренц, голландец Николаас Тинберген и немец Карл фон Фриш были удостоены высшей научной награды – Нобелевской премии  в области физиологии и медицины. Это событие стало знаменательным ещё и потому, что награды были удостоены натуралисты, а получили они ее за создание новой науки – этологии.

Термин «этология» происходит от греческого «этос» (ήθος), что означает «нравы, привычка, характер, обычай». А стал он признанным в современной трактовке и виде в 1902 г. в Великобритании  благодаря исследованиям американского энтомолога У.М. Уиллера.  В XVII в.

этологом называли актера, изображающего человеческие характеры. В XVIII в. этология соответствовала этике, хотя ещё в 1843 г. Дж. Милль называл этологией  раздел психологии, изучающий человеческий характер. В современном виде термин впервые употреблен биологом Сент-Илером в 1859 г.

как название науки о жизни животных в естественной среде.

Принадлежность человека как вида к миру животных определили еще Карл Линней и Чарльз Дарвин. А идеи о наследовании черт поведения высказывали Аристотель, Гиппократ, Гален и другие мыслители прошлого.

Но наибольший интерес к этологии возник в конце ХIX века, чему весьма поспособствовал Зигмунд Фрейд. Именно он впервые заговорил о подсознании и анализе его деятельности, которая, как он полагал, происходит из животного начала, имеющегося в людях. «…Человек – это животное!» — провозглашал Фрейд, говоря  именно о поведении.

Нужно иметь достаточную смелость для подобных заявлений. Ведь у теории Дарвина и по сей день имеется немало противников.

Тем не менее,  именно его можно считать одним из родоначальников этологии. Те факты из жизни животных, которые он собрал в свое время, дали возможность выделить такие основные типы поведения, как инстинкты, обучаемость и способность рассуждать на элементарном уровне.

  Дарвин также отмечал, что поведение животного под воздействием различных факторов может изменяться, и эти изменения наследуются следующими поколениями. Таким образом, Ч.

Дарвин, изучая инстинкты, выявил, что естественный отбор влияет на формирование поведенческих признаков.

Многие психологи, психиатры, антро­пологи, зоологи в начале 70-х годов  пришли к пониманию необходимости развития данного научного направления. Среди них ставшие теперь известными И. Айбл­-Айбесфельдт, Р. Хайнд, Э.

Хесс, Дж. Боулби,  Р. Трайверс, У. МакГрю, Д. Фриман, Э. Хесс, Дж. Боулби, П. Экман, Дж. Ван Гудолл, Дж. Мэйнард Смит, Д. Моррис и многие другие.

Именно они сформировали сообще­ство, изучающее на научной основе этологию человека.

А в начале 80-х годов прошлого века многие психологи, социологи, антропологи наравне с этологами начали рассматривать поведение как результат воздействия друг на друга человека и окружающей его среды. Индивид, пребывая в рамках культуры, не только познает нормы и правила социума, но, по мере взросления и развития сам влияет на нее.

Но вернемся к Фрейду. Более чем на полвека он предвосхитил появление этологии, предположив, что все подсознательное происходит из животной сущности человека. Однако никаких исследований на эту тему он не проводил, соответственно,  не предоставил никаких четких объяснений для своей теории.

Таким образом, из-за отсутствия четкой теоретической базы, вместо единого научного знания получилось два направления – естественное и гуманитарное. Из первого вскоре произошла евгеника, которая пришлась по вкусу авторитарным режимам, использовавшим это направление для поддержки идеологии насилия. Наиболее отметились на этой почве идеологи нацизма с их идеальными арийскими пропорциями.

Последователи естественного направления сосредоточились на изучении поведения животных, исходя из своего постулата: «Человек – это животное, наделенное разумом».

Многие ученые, изучая поведение животных (насекомых птиц, млекопитающих), приходили к одним и тем же выводам: высокая сложность поведения, наличие зачатков абстрактного мышления и способности к обучению не заменяют инстинкты, а действуют с ними совместно, как дополняя одно другим, так и вступая в противоречие.

Гуманитарное направление анализа поведения многократно разрослось — в разных, порой совершенно обособленных друг от друга течениях. Однако сохранились два общих принципа:

  1. Человек – это не животное. Нет, он, конечно, имеет некоторое отношение к приматам, но эволюция его, как животного, давно уже прекратилась, а «звериные» поведенческие реакции сводятся лишь к минимальному набору потребностей.
  2. Человек обучаем. Считается, что мы все рождаемся без готовых поведенческих схем и всему, что мы умеем, обучаемся в процессе роста и развития. То есть, именно бытие определяет сознание, как заметил когда-то классик.

Такое неопределенное положение новой научной дисциплины спровоцировало множественные споры. Зоолог Десмонд Моррис в числе первых начал деятельность по  популяризации этологии человека.

Он стал известен  именно благодаря своим книгам и участию в телепрограммах о поведении человека. В книгах «Голая обезьяна» и «Человеческий зоопарк» Д.

Моррис  рассматривает  поведение человека с зоологической точки зрения, отмечая элементы сходства невербальной коммуникации и социальной струк­туры человека с высшими приматами.

Прямой и упрощенный взгляд на  сравнение человека и животных вызвали неодобрение как у гуманитариев,  так и со сто­роны последователей естественного направления. Однако работы Д.

Морриса неправильно было бы оценивать в негативном аспекте.

Ведь то, что он предложил  взглянуть на поведение человека через призму зоологии, помогло людям сделать новые выводы об эволюции человека, а также вызвало больший интерес к этологии в целом.

Таким образом, Десмонд Моррис спровоцировал дискуссии между последователями гуманитарной и естественной теорий о происхождении человеческой сексуальности, кооперации, родительского поведения, агрессии и структурирования социальных взаимоотношений.

В начале 50-х годов ХХ века стали образовываться научно-исследовательские центры по этологии, начали издаваться свои журналы, проводились  регулярные международные конференции и учебные курсы.

С середины 60-х гг. и другие ученые рассматривают этологию уже как академическую дисциплину. Как учебный курс, этология читается в университетах США, Европы, Японии; ее изучают студенты самых различных специальностей.

Этология человека последних лет характеризуется ориентацией на системность: изучение роли  генетических факторов, влияние окружающей среды в развитии, а так же  проявление поведения в различном контексте.

В отличие от социобиологии, которую нередко отождествляют с этологией, ученые всё-таки больше акцентируют свой научный интерес на описательной (натуралистической) методологии регистрации поведения человека, стараясь свести к минимуму активные эксперименты, присущие психологам.

Можно сказать, что целями этологии, в целом, и анализа поведения, в частности, являются:

 а) динамическое наблюдение и регистрация поведенческих паттернов – типологии и конструкции глоссария поведения (этограмма);

 б) выяснение причин, вызвавших данное поведение, обусловленное  вкладом генетических, средовых (прежде всего культуральных), факторов;

 в) изучение развития (онтогенеза) поведения.

Таким образом, базисная идея этологического анализа поведения заключается в последовательном  и детальном описании поведения – как индивидуального, так и группового, и выводах на основании сравнительного метода на видовом уровне об их адаптивной ценности и биологических преимуществах.

Источник: diplus.ru

Подписывайтесь на наши публикации.

Мы говорим, что думаем и думаем, что говорим.

Источник: http://diplus.ru/statii/analiz-povedeniya-cheloveka——istoriya-etologii/

1.3 Прикладной анализ поведения

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения.

Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой.

ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 Baer, D.M.; Wolf, M.M.; Risley, T.R. (1968). «Some current dimensions of applied behavior analysis». J Appl Behav Anal 1 (1): 91-97.

  до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения.

В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

Читайте также:  Социализация - психология

В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при расстройстве аутистического спектра выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой данного заболевания, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития. Практики ABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда — как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с расстройством аутистического спектра.

В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (discrete trial training), тренировка ключевого ответа (pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (applied verbal behavior).

Основные понятия ABA терапии

Поведение — это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы, как мышление или переживание эмоций, также являются поведением.

Поведение — это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещением в пространстве или во времени, в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды.

Часто термин поведение используется для обозначения широкого класса реакций, которые объединены физически или функционально. В этом случае термин реакция означает единичный ответ в целой цепочке поведения.

Если группа реакций имеет одну и ту же функцию, то эта группа называется функциональным классом реакций. Для обозначения набора различных поведений одного человека используется термин — поведенческий репертуар.

Он может относиться только к определённому классу реакций, которые имеют отношение к конкретной ситуации, или к каждому виду поведения, которое человек в состоянии совершить.

Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения — это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления). Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата.

Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата.

Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала приведет к высоким оценкам.

Окружающая среда — это целое созвездие условий, в котором существует организм. Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.

Стимулы могут быть описаны через такие качества:

· Формальные — физические характеристики стимула.

· Временные — то, когда они возникают по отношению к поведению.

· Функциональные — через тот эффект, который они оказывают на поведение.

Подкрепление — один и важнейших принципов возникновения поведения и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ. Это процесс, с помощью которого целевое поведение усиливается; если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.

Положительное подкрепление — после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.

Отрицательное подкрепление — после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это также приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем. Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.

Ослабление — это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что-то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что-то исчезает).

В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут. На практике применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например, подкрепления поведения, альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают.

Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться, например, в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те, за которые наказывали) и при этом снижается желательное поведение.

Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции и даже, наоборот, к временному усилению поведения.

Угасание реакции — это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, после чего целевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем) (Купер и др.).

Процедура угасания реакции часто предпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом».

«Взрыв» — это временное увеличение частоты, интенсивности и/или продолжительности поведения, предназначенного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя

а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики,

б) появление новых видов поведения, которых обычно не было до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции.

Речевое поведение

Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств. Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:

· Такт (англ. TACT) — называние предметов, упоминание действий, свойств предметов или событий в окружающей среде, например, «Холодно!», или «Кошка!», или «Птичка полетела». Термин произошёл от слова «контакт», так как он подразумевает контакт с каким-либо свойством окружающей среды, которое и вызывает эту вербальную реакцию.

· Манд — это вербальные реакции, под которыми, в первую очередь, подразумеваются просьбы о конкретных предметах или о помощи, а также отказ от конкретных предметов или действий.

В отличие от реакции «такт», которая является направленной на взаимодействие, привлечение внимания другого человека или способом разделить с другими общие впечатления, «манд» имеет под собой прямую выгоду, то есть получение какого-то предмета или действия.

Это поведение находится под контролем тех мотивационных операций (хочу чего-то), которые подкрепляют именно это поведение (получил тот предмет, который просил). Термин «манд» происходит от слов «команда» (command) и «требование» (demand).

· Интравербальность — речевое поведение клиента находится под речевым же контролем окружающих.

· Автоклитичность — вербальные реакции одного говорящего, которые меняют эффект от воздействия первичного обусловливания из окружающей среды Детский аутизм и ABA. Шрамм.Р. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013 .

Повторяемость

Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Подсчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:

· Счётность — сколько раз происходила определённая реакция/поведение.

· Периодичность/частота — количество реакций в промежуток времени.

· Ускорение — то, как меняется частота реакций со временем.

Временная протяжённость

Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть как долго он происходит. Измерить его можно по такому параметру как:

· Продолжительность — сколько по времени длилось конкретное поведение.

Временное местоположение

Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения таковы:

· Быстрота реакции — время между предшествующим стимулом и началом ответной реакции на него.

· Время между реакциями — количество времени, которое проходит между двумя следующими друг за другом реакциями

Производные величины

Не относятся к каким-то конкретным свойствам.

· Процентное соотношение — отношение двух одноразмерных величин друг к другу.

· Количество попыток до достижения критерия качества — число реакций, которое нужно, чтобы достигнуть заданный уровень качества выполнения задания.

Терапия в рамках прикладного анализа поведения представляет собой обучающую программу, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. При этом подходе все сложные навыки: речь, игра, умение совершать моторные действия, умение смотреть в глаза и др. — разбиваются на мелкие блоки — действия.

Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый при этом достаточно жестко управляет деятельностью ребенка. Правильные действия закрепляются до автоматизма; неправильные — строго пресекаются.

Для достижения желаемого поведения специалисты используют подсказки и стимулы (как положительные, так и отрицательные) Детский аутизм и ABA. Шрамм.Р. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013 .

В рамках проработанных в прикладном анализе поведения обучающих программ ребенок всегда ведомый: его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. При этом для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития.

В заключение главы отметим, что в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм определяется как одно из расстройств, которое характеризуются нарушениями коммуникативных функций в социальном взаимодействии, ограниченным, стереотипным кругом интересов и возможностью осуществления определенных видов деятельности. Практически во всех случаях психическое развитие ребенка нарушено еще в младенчестве, но крайне редко эти нарушения проявляются в течение первых пяти лет жизни.

У мальчиков расстройство развивается несколько чаще, чем у девочек. Учитывая, что данное расстройство является комплексным, следовательно и коррекционная деятельность также должна носить комплексный характер.

На сегодняшний день известны четыре принципиальных методологических подхода, следуя которым можно добиться вполне приемлемых результатов в области коррекции расстройства аутистического спектра. Концептуальную основу данного процесса составляют следующие методики: АВА, ТЕАССН Son-rise, предметотерапия (стимуляция и сенсорная интеграция).

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/45006

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию