Ассоциация. ассоциативные связи и цепочки. — психология

Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки

Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки. - психология

Ассоциация — связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

Домашняя птица? — Курица! Поэт? — Пушкин!

Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово.

Например: «белый» -> «снег», «белый» -> «день», «белый» -> «свет»; «черная» -> «сажа», «черная» -> «ворона»; «танк» -> «броня», «танк» -> «пушка». И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией.

Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.

Почему и как ассоциации образуются сами

Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу — мы это запомнили.

Рядом с ложками на столе часто лежат вилки — отсюда частая ассоциативная связь «ложка-вилка». А «ложка» и «термоядерный коллайдер» — ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична.

Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое—синее) и по контрасту (черное—белое).

Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда — нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны.

Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как…

Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.

Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!

Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек — девчачьи ассоциации, у мальчиков — мальчиковые, у взрослых людей — взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. «О чем ты думаешь, глядя на кирпич? — О девушках. — А почему? Как связаны кирпич и девушки? — А я о них всегда думаю…»

Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы​ в понимании В.М. Бехтерева. Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову, так и понятием «подкрепление», чаще используемым в бихевиоризме.

Использование ассоциаций в практической психологии

Метод свободных (у Юнга — направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе.

В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.

Управляемые ассоциации

Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации — ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.

Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: «Зонтик!»

А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке — вспомните.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/associaciya

Ассоциация

Ассоциация – это особенная связь, возникающая между определенными явлениями, предметами или компонентами. Психика человека владеет значительными ассоциативными способностями.

Она может связывать разнообразные психические явления в нечто новое, сложное, в устойчивые и длинные цепи. При возбуждении звеньев этой цепи несколько из них или одно может вызывать остальные ассоциативные цепочки.

Восприятие человека может «завести» цепочку из представлений, понятий, эмоций и суждений, если они ранее состояли в ассоциативной связи.

Термин ассоциация значение слова – соединение, что походит от латинского языка«associatio». В психологии оно определяется, как возникающая между событиями, предметами или фактами закономерная связь, что существует в сознании индивида и закрепляется его памятью.

У всех ассоциаций условно-рефлекторную сущность, физиологическую основу составляет замыкательная функция коры. Все они подчиняются основным законам вырабатывания условных рефлексов.

Для быстрого образования ассоциативных связей, согласно законам, требуется правильное сочетание раздражения, т.е. необходимость существования того раздражения, которое человек хотел бы связать с известным, чтобы оно немного предшествовало уже сформировавшемуся представлению.

Также важны в создании ассоциации повторения, чтобы закрепить новую связь, при этом опираясь на ранее установившееся связи.

Ассоциация в психологии это связь, которая формируется в процессе мышления между различными компонентами психики и означает, что появление одного компонента вызывает образ второго, связанного с ним.

Любое заучивание или запоминание предусматривает установление определенных нервных связей. Это важно для понимания психологической природы самих ассоциаций. Ассоциация, состоящая из ряда рефлексов, которые являются также ощущением, есть ничем иным, как «беспрестанное ощущение».

Что такое ассоциация — определение

Это закономерная связь в психологии, возникающая между определенными событиями и фактами, отображенная в сознании и закрепленная в памяти. Это связь, заставляющая нас при встрече с одним явлением думать о другом.

Таким образом возникают следующие ассоциативные связи, как лиса – хитрость, заяц – страх, красный цвет – страсть, белый – чистота.

Однако, не смотря на то, что чаще встречаются стереотипные ассоциации, есть люди, которые могут под определенный объект высказать персональную ассоциацию, которая будет абсолютно отличаться от ассоциаций других. Это зависит от способа мышления человека, его фантазии и воображения.

Ассоциация значение слова встречается не только в психологии, но и в экономике, и означает союз (стран), объединение. В античные времена ещё философы размышляли о взаимосвязи явлений в человеческом воображении, однако термин, который бы это обобщил, они не вводили. Его ввёл Дж. Локк, и обозначил им взаимосвязь представлений, вызванных обычным совпадением обстоятельств.

Ассоциативные связи имеют физиологическое основание, оно состоит из кратковременной нервной связи. Условная кратковременная генерация нервной связи ответственна за предметное сходство. Весь процесс сводится к анализу и операции синтеза, взаимосвязи с остальными умственными процессами.

Так, человек увидел что-то, подсознание анализирует его, а воображение исполняет синтез подобного (анализирует вещь и обстоятельства в целом), что ранее уже встречалось в подобных условиях.

С помощью установления ассоциативных связей можно легко запоминать разные вещи, имена, события, номера, изучать языки.

Ассоциация настолько является целостным ощущением, как и другие ощущения – чисто зрительное, слуховое или тактильное. Разница – оно протекает немного дольше, и его характер меняется беспрерывно.

Как и другие отдельные ощущения, ассоциация становится отчетливой и закрепляется в результате частого повторения. Именно благодаря частому повторению составляющие нервные процессы становятся сильно связанными, настолько, что даже самое малое возбуждение повлечет воспроизведение полной ассоциации.

Если установлена осязательно-зрительно-слуховая ассоциация, тогда при малейшем воздействии на любое из ощущений, при слабом нервном возбуждении осязательного, слухового или зрительного нерва звуком или формой, она воспроизводится в сознании целиком.

Люди, творческих профессий или с творческим умственным составом могут создавать собственные творческие ассоциации, находя запоминающиеся, разнообразные и интересные идеи. Те ассоциации, какие человек сам создает, может стирать или корректировать, называются управляемыми. Управляя такими ассоциациями, человек может управлять также памятью и вниманием.

Если человек хочет вспомнить, что ему нужно взять, выходя из дома, необходимо отчетливо представить прихожую, и сразу в памяти всплывёт: «Зонтик». Если человек хочет запомнить интересную историю и рассказать потом в компании, он должен хорошо представить себе ту обстановку, где они соберутся компанией. Потом попадая в эту обстановку с той компанией он вспомнит эту историю.

Виды ассоциаций в психологии

Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.

Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.

Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.

Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.

Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.

Так, часто людям кажется, будто они уже видели ранее такой же танец, в этом же месте, но танцевал другой человек. Например, кто-то поёт, в такой самой тональности, как известный певец.

Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую.

Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.

Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене.

Песня та самая, голос звучит, как у певца, но поет её человек, который сам непрофессионально занимается пением.

Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.

Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.

Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.

Близки к ним ассоциации контраста. Восприятие какого-то объекта вызывает воспоминание об ином предмете, который отличается абсолютно противоположными свойствами.

Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе.

Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.

Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление.

Этому способствует, что в повседневной практической деятельности данные противоположные объекты (собранность и неорганизованность, грязь и чистота) они обычно сравниваются, что ведет к формированию соответственных нервных связей.

Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.

Читайте также:  Бизнес- и личностные тренинги - психология

Источник: http://vseopsycho.ru/assotsiatsiya/

16 СЛОВ для устранения ВНУТРЕННЕГО СТУПОРА

Бывало ли у вас такое, что результат, которого вы хотите достичь, вас мотивирует, все шаги распланированы, но что-то внутри останавливает от действий — и совершенно непонятно, что?

Например, есть четкий план, как заработать денег, есть силы, и деньги действительно нужны, но вы никак не можете заставить себя начать…

Или так: какое-то дело вас увлекало, а потом вдруг начало угнетать. Например, прекрасный продавец вдруг разлюбил продажи, вдохновленного учителя стало раздражать ведение уроков, а хорошего студента — учёба…

Если вы хотите знать, почему это происходит, а главное, что с этим делать — то эта статья для вас.

Как выйти из тупика: Мой личный опыт

Я выросла в бедной семье, в провинции, и прошла через многие жизненные кризисы, включая банкротство, проблемы со здоровьем, переезд на учебу в другую страну без гранта, с двумястами евро в кармане, и полную смену деятельности.

Я знаю, что возможность оплатить помощь коуча (а то и психотерапевта) есть далеко не у всех и не всегда — и хочу поделиться с вами моей любимой «палочкой-выручалочкой», которой я пользуюсь в ситуациях ступора и самосаботажа или когда перестаю понимать саму себя.

И это не просто личный опыт. Технику, которую хочу вам предложить, я активно исследовала на протяжении двух с половиной лет с привлечением более двухсот участников. Так что за качество отвечаю.

Почему мы вдруг впадаем в ступор

Часто причина в скрытых ассоциациях и внутреннем эмоциональном заряде.

Мое спонтанное, начавшееся как эксперимент и внутренняя игра, исследование, привело к знакомству с современной нейробиологией и когнитивной лингвистикой.

Вот что они говорят об устройстве нашего мышления:

Наш мозг устроен так, что когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле — то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Так работают ассоциации и цепочки ассоциаций.

Добавьте к этому знание о том, что лучше всего мы запоминаем то, что окрашено эмоционально. Позитивная это окраска или негативная — для мозга не так важно, главное наличие самой эмоции. Этот механизм выработан эволюцией за миллионы лет: если что-то пугает или радует — значит, это важно и надо реагировать, а о нейтральном можно не беспокоиться и не тратить на него ресурсы.

Чтобы выявить причины внутреннего ступора и суметь его преодолеть самостоятельно, я предлагаю выявить глубинные ассоциации к нужному понятию или ситуации и посмотреть, какой эмоциональный заряд они в себе носят.

Упражнение «16 ассоциаций» помогает сделать это быстро, мягко и хитрО. Ведь наш мозг обожает выстраивать психологические защиты, чтобы уберечь нас от по-настоящему неприятных и болезненных для психики вещей. Это упражнение, основанное на методе свободных ассоциаций Юнга, а здесь еще и дополненное мной теми фишками и ключами, которые я нашла в ходе своего исследования.

Каких результатов ждать?

В узком смысле это упражнение направлено на поиск глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову, понятию или образу. Если брать более широко (я люблю делать именно так) — это способ переписать «ментальный код», перепрограммировать собственное мышление.

С помощью «16 ассоциаций» можно:

  • построить карту своих ассоциативных связей
  • отловить деструктивные ассоциации, словно компьютерные вирусы
  • увидеть корень проблемы
  • усилить осознанность
  • получить инсайт

Вам понадобится лист бумаги, ручка и около получаса свободного времени в тишине.

Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от 1 до 16 — это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении упражнения.

 

Первый этап

Создайте запрос. Для этого опишите словом или словосочетанием проблему или задачу, которая вас волнует, и решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Сформулируйте ее одним словом или коротким словосочетанием.

Например, вы никак не можете сесть за написание диплома — тогда возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив — возьмите слово «работа».

Чтобы сделать результат более глубоким — выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота. Поверьте, это работает.

Первый вопрос для самокоучинга: что меня сейчас волнует больше всего?

Запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу проблему/задачу.

Второй этап

Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом понятии — как о том, что имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном понятии.

А теперь запишите 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова.

Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим — раз оно пришло к вам в голову, значит, это ваша ассоциация.

Третий этап

Теперь соедините слова попарно, как на фотографии: первое со вторым, третье с четвертым и так далее.

Именно сейчас начинается настоящая работа. В ней два правила, и первое — это честность. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате.

Второе правило — слова не должны повторяться. Если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы.

Потом я расскажу, что с ним сделать.

Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос).

Для каждой пары слов найдите общую ассоциацию – слово, которое объединяет эти два лично для вас. Помните про внутреннюю честность? Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к себе — и к своему телу. Найденное слово вам откликается? Это именно оно — или можно сформулировать точнее?

Используйте существительные, глаголы и наречия.

Как помочь себе, если объединяющая ассоциация не находится

Визуализируйте — представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как назвать его одним словом?

Прислушивайтесь к ощущениям в теле — выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота и в ноги.

Если вы плохо визуализируете, то можно искать объединяющую ассоциацию через ощущения: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь — какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом.

Проверка на честность

Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное — именно для вас?

Четвертый этап

У вас получилось восемь слов. Объедините их снова скобками попарно и повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется — запишите его внизу и ищите еще одну ассоциацию). Ищите именно ваши слова.

Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.

Теперь объедините получившиеся два слова в одно.

Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.

На всех фотографиях — мой реальный запрос. Я привела свой личный пример.

Некоторое время назад я поймала себя на том, что приходящая мне на почту рассылка с объявлениями об интересных мастер-классах и вебинарах стала портить мне настроение. А еще я никак не могла заставить себя позвонить в университет, чтобы узнать подробнее о новых программах.

Я сделала свои любимые «16 ассоциаций» и получила глубинную ассоциацию — депрессия!

Упс, какой неожиданный результат! Да, это имело смысл — учеба стала вызывать у меня депрессию. Это именно то, что я чувствовала.

О’кей, и что с этим делать?

Давайте посмотрим.

Как работать с результатами:

Первое и главное — разделять «мух» и «котлеты». Помните, что все эти слова — всего лишь ассоциации. Депрессия на самом деле не имеет ничего общего с учебой.

Второе — посмотреть на финальное слово и задать себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня учеба ассоциируется с депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?

Финальное слово может быть и позитивным — и тогда оно может стать ресурсом: той ассоциацией и тем образом, который придает вам сил и желания действовать.

Глядя на результаты упражнения, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. Уже одно это, как правило, дает трансформационный эффект.

Третье — определить негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце.

Напомню, их пять, последний — из одного слова. Что обозначает каждый из столбцов?

Первый (16 слов) — это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.

Второй (8 слов) — это ментальный уровень: подсознательные мысли.

Третий (4 слова) — уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.

Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что я называю «треугольником решения».

Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.

Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?

Где больше позитива? Как эти позитивные ассоциации могут помочь вам в решении вашего запроса? Да-да, уже пошли коучинговые вопросы.

Четвертое — перепишите «деструктивный код»

Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно — мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».

Можно просто повычеркивать негативные слова и заменить их на позитивные.

Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.

Еще более мощный эффект будет, если перед тем, как искать новые объединяющие ассоциации, вы войдете в ресурсное состояние (например, с помощью медитации).

Мне нравится этот способ, и в случае с «учебой» я пользовалась именно им. «Перезарядив» себя медитацией, я нашла новую объединяющую ассоциацию взамен негативной — и вывела заново всю цепочку от нее и до финального слова.

И уже на следующий день с удовольствием участвовала в вебинаре.

Пятое — посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас — признание достижений, а достижения — приносят доход… Но как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы?

Читайте также:  Реактивное сопротивление - психология

Например, на своем мастер-классе я предложила участникам написать самим себе письменное разрешение на разрешение получать доход разными способами, а перед этим мы покреативили на тему, какими эти разные способы могут быть. Этот способ помогает расширить сознание и убрать рамки.

Шестое — зафиксируйте позитивные ассоциации. Например, с помощью яркого коллажа или рисунка. Кстати, создание коллажа на тему найденных позитивных ассоциаций гарантированно добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.

Действуйте!

Совет: сохраните исписанный лист, поставив на нем дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три — так вы сможете отследить, что поменялось.

Шеф, а что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза или чаще?

Например, вы работали со словом «деньги», и у вас повторялось слово «сила».

Мой опыт и мое исследование показывают, что когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса). В приведенном примере внутреннее восприятие силы влияет на отношение к деньгам.

Проделайте упражнение еще раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.

И напоследок. Современные ученые утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании.

Чем чаще что-то вспоминаем — тем сильнее нейронные связи (и ассоциативные цепи). Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь.

А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление — и тренируем мозг!

Все участники моего исследования, которые стали самостоятельно и регулярно пользоваться техникой «16 ассоциаций», отмечают существенные изменения к лучшему в каждой из прорабатываемых сфер. А когда я спрашивала своих клиентов по коучингу «Какое упражнение или техника дали вам первый мощный толчок в продвижении вперед?» — все они назвали «16 ассоциаций».

Конечно, выполнять эту технику вместе с коучем эффективнее — хотя бы потому, что он будет независимым взглядом замечать ваши реакции и, обращая на них ваше внимание, задавать полезные вопросы и помогать войти в ресурсное состояние для «перезаписи».

Но, как я уже говорила в начале статьи, далеко не у всех есть возможность пойти к коучу.

Поэтому я и делюсь здесь с вами моими любимыми «шестнашками» — при обычном самокоучинге (когда мы задаем вопросы сами себе) бывает сложно обойти внутренние психологические защиты.

А с помощью «16 ассоциаций» это можно сделать мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.

Лично для меня «16 ассоциаций» стали надежным инструментом саморазвития и самоисследования.

Меняйте свое мышление, получайте инсайты и действуйте!опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Источник: https://econet.ru/articles/178867-16-slov-dlya-ustraneniya-vnutrennego-stupora

Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление — это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека.

Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и творческое мышление человека.

Примером ассоциативного мышления может служить ребенок, который придает перевернутому цветку значение «девушка» и оперирует далее созданными аналогиями в процессе игровой деятельности. В данном случае воображению нет предела.

Взрослый человек, например, при слове «персик» представляет себе сад, дерево, голубое небо, насекомых, летний зной, землю, запах фрукта.

Из ассоциативно – образного мышления вытекает также способность человека творить что – то новое, генерировать новые идеи.

Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся.

Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.

С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит развить свой творческий потенциал.

Как развить ассоциативное мышление?

Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций

Называем любое слово для начала цепочки, затем следующее, которое с ним ассоциируется в Вашей памяти.

К примеру: небо-птица-клюв-пища и т.д.

Упражнение 2. «Поиск цепочки ассоциаций»

Называем два исходных слова. Далее подбираем цепочку слов-образов, которая начинается первым выбранным словом и заканчивается вторым. Например, имеются два слова: дерево — дождь. Составим цепочку: дерево – плоды – засуха — дождь. Или же: сено и рояль. Цепочка: сено – коса – смерть – гроб – церковь – костел — орган — рояль.

Упражнение 3. «Сочетание по признаку»

Называем 2-3 слова, затем подыскиваем к ним несколько слов, подходящих к одному либо ко всем исходным по определениям или признакам. Например, полый и темный: куб, ведро, бочка, кувшин.

Упражнение 4. «Подходящие слова»

Выбираете 2-4 слова, затем ищем в памяти те слова, которые подходили бы к каждому взятому за основу цепочки слову одновременно. Например, исходные слова: камин – огонь – растопка. Подходящие слова: гостиная, комната, дом, ресторан.

Упражнение 5. Необычные ассоциации

Исходя из одного первого слова в цепи, подбираем оригинальные, необычные слова, дальние от него по смыслу. Например, первое слово ручка. Банальная ассоциация – тетрадь. А вот «пускание мыльных пузырей» из ее полости или «древний состав чернил» уже более необычная ассоциация.

Тест на ассоциативное мышление

Игра в ассоциации используется как метод исследования своих глубинных проблем и особенностей личности, тестирования себя. С помощью теста вы можете заглянуть в свое подсознание!

  1. Введите первые 16 слов, которые приходят вам в голову.
  2. Для упрощения ниже Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
  3. Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  4. Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
  5. Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов.
  6. Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов.
  7. Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему — ведь вы практически вытащили его из своего подсознания.

Перечень букв, на которые начинаются слова-ассоциации:

  1. Введите первое ( слово которое приходит в голову) — на букву Т:
  2. Введите первое слово — на букву Д:
  3. Введите первое слово — на букву Б:
  4. Введите первое слово — на букву М:
  5. Введите первое слово — на букву Г:
  6. Введите первое слово — на букву А:
  7. Введите первое слово — на букву Ж:
  8. Введите первое слово — на букву О:
  9. Введите первое слово — на букву К:
  10. Введите первое слово — на букву Р:
  11. Введите первое слово — на букву В:
  12. Введите первое слово — на букву Н:
  13. Введите первое слово — на букву З:
  14. Введите первое слово — на букву П:
  15. Введите первое слово — на букву Л:
  16. Введите первое слово — на букву С:

Следует отметить, что ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З. Фрейда, который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем. Пройдя данный тест, Вы лучше познаете себя и корень своих проблем.

Источник: https://womanadvice.ru/associativnoe-myshlenie

Ассоциация (психология)

Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при опредёленных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение А. — связь между элементами, предметами или явлениями.

Содержание

  • 1 Появление идеи об ассоциациях
  • 2 Виды ассоциаций
  • 3 Использование в психологических исследованиях
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Появление идеи об ассоциациях

Идеи о взаимосвязи предметов в воображении развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введён в 1698 году Джоном Локком для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств.

Физиологической основой ассоциации является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления покоится на условных рефлексах. В основе ассоциации лежит кратковременная условная генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство (см. аналогия).

Основа мыслительного процесса сводится к операциям анализа и синтеза, к их взаимосвязи с другими умственными операциями и процессами.

К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее, или в подобной сложившейся ситуации.

Виды ассоциаций

По типу образования различают:

  • ассоциации по сходству;
  • ассоциации по контрасту;
  • ассоциации по смежности в пространстве или во времени;
  • причинно-следственные ассоциации.

Использование в психологических исследованиях

В психолингвистике широко используется ассоциативный эксперимент.

См. также

  • Непроизвольная память
  • Память

Ссылки

  • Словарь ассоциаций
  • Sociation.org — база ассоциаций на основе игры с «коллективным разумом»
  • Игры в ассоциации: в двух словах, двухступенчатые
  • Сеть словесных ассоциаций на основе машинного анализа произведений классиков литературы

Ассоциация (психология) Информация о

Ассоциация (психология)
Ассоциация (психология)

Ассоциация (психология) Информация Видео

Ассоциация (психология) Просмотр темы.

Ассоциация (психология) что, Ассоциация (психология) кто, Ассоциация (психология) объяснение

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-175676.html

Как выйти из тупика. 16 слов для устранения внутреннего ступора

Как выйти из тупика. 16 слов для устранения внутреннего ступора

Бывало ли у вас такое, что результат, которого вы хотите достичь, вас мотивирует, все шаги распланированы, но что-то внутри останавливает от действий, и совершенно непонятно — что?

Например, у вас есть четкий план, как заработать денег. Есть силы, и деньги действительно нужны, но вы никак не можете заставить себя начать…

Или так: какое-то дело вас увлекало, а потом вдруг начало угнетать. Например, прекрасный продавец вдруг разлюбил продажи, вдохновленного учителя стало раздражать ведение уроков, а хорошего студента — учеба…

Если вы хотите знать, почему это происходит, а главное, что с этим делать — эта статья для вас.

Мой личный опыт

Я выросла в провинции в бедной семье. Прошла через многие жизненные кризисы, включая банкротство, проблемы со здоровьем, переезд на учебу в другую страну без гранта, с двумястами евро в кармане, и полную смену деятельности.

Я знаю, что возможность оплатить помощь коуча (а то и психотерапевта) есть далеко не у всех и не всегда. Поэтому хочу поделиться с вами моей любимой «палочкой-выручалочкой», которой пользуюсь в ситуациях ступора и самосаботажа, а то и когда просто перестаю понимать саму себя.

Это не просто личный опыт. Технику, которую я хочу вам предложить, я активно исследовала на протяжении нескольких лет с привлечением более двухсот участников — за качество отвечаю:)!

Почему мы впадаем в ступор

Часто причина происходящего с нами кроется в скрытых ассоциациях и внутреннем эмоциональном заряде.

Мое спонтанное, начавшееся как эксперимент и внутренняя игра, исследование, привело к знакомству с современной нейробиологией и когнитивной лингвистикой.

Читайте также:  Типичные вопросы родителей - психология

Вот что научные труды говорят об устройстве нашего мышления:

Чтобы выявить причины внутреннего ступора и суметь его преодолеть самостоятельно, я предлагаю выявить глубинные ассоциации к нужному понятию или ситуации и посмотреть, какой эмоциональный заряд они в себе носят.

Упражнение «16 ассоциаций»

Это упражнение, которое помогает сделать это быстро, мягко и хитрО. Ведь наш мозг обожает выстраивать психологические защиты, чтобы уберечь нас от по-настоящему неприятных и болезненных для психики вещей. Это упражнение, основанное на методе свободных ассоциаций Юнга. Плюс я дополнила его фишками и ключами, которые я нашла в ходе своего исследования.

В узком смысле это упражнение направлено на поиск глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову, понятию или образу. Если брать более широко (я люблю делать именно так) — это способ переписать «ментальный код», перепрограммировать собственное мышление.

С помощью «16 ассоциаций» можно:

  • построить карту своих ассоциативных связей;
  • отловить деструктивные ассоциации, словно компьютерные вирусы;
  • увидеть корень проблемы;
  • усилить осознанность;
  • получить инсайт.

Вам понадобится лист бумаги, ручка и около получаса свободного времени в тишине. Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от одного до шестнадцати.  Это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении упражнения.

Первый этап

Создайте запрос — опишите словом или словосочетанием проблему или задачу, которая вас волнует, и решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Сформулируйте ее одним словом или коротким словосочетанием.

Например, вы никак не можете сесть за написание диплома — тогда возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив? Возьмите слово «работа».

Чтобы сделать результат более глубоким, выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота. Поверьте, это работает.

Первый вопрос для самокоучинга:

Запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу проблему/задачу.

Второй этап

Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово.

Подумайте об этом понятии как о том, что имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном понятии. А теперь запишите 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим — раз оно пришло к вам в голову, значит, это ваша ассоциация.

Третий этап

Теперь соедините слова попарно, как на фотографии: первое со вторым, третье с четвертым и так далее.

Сейчас начинается настоящая работа. В ней два правила, и первое — это честность. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате.

Второе правило: слова не должны повторяться. Если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.

Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос).

Для каждой пары слов найдите общую ассоциацию — слово, которое объединяет эти два лично для вас. Помните про внутреннюю честность? Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к себе и своему телу.

Найденное слово откликается вам? Это именно оно или можно сформулировать точнее? Используйте существительные, глаголы и наречия.

Как помочь себе, если объединяющая ассоциация не находится?

Визуализируйте: представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как назвать его одним словом?

Прислушивайтесь к ощущениям в теле: выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота и в ноги.

Если вы плохо визуализируете, можете искать объединяющую ассоциацию через ощущения.

Почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь — какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом.

Проверка на честность: когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное, именно для вас?

Четвертый этап

У вас получилось восемь слов. Объедините их снова скобками попарно и повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны повторяться. Если слово повторяется, запишите его внизу и ищите еще одну ассоциацию. Ищите именно ваши слова.

Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.

Теперь объедините получившиеся два слова в одно. Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.

На всех фотографиях — мой реальный запрос. Я привела свой личный пример.

Некоторое время назад я поймала себя на том, что приходящая мне на почту рассылка с объявлениями об интересных мастер-классах и вебинарах стала портить мне настроение. А еще я никак не могла заставить себя позвонить в университет, чтобы узнать подробнее о новых программах…

Я сделала свои любимые «16 ассоциаций» и получила глубинную ассоциацию — депрессия!

Упс, какой неожиданный результат! Да, это имело смысл — учеба стала вызывать у меня депрессию. Это именно то, что я чувствовала.

О’кей, и что с этим делать? Давайте посмотрим.

Как работать с результатами

Первое и главное: разделить «мух» и «котлеты». Помните, что все эти слова — всего лишь ассоциации. Депрессия на самом деле не имеет ничего общего с учебой.

Второе: посмотрите на финальное слово и задайте себе вопрос: комфортно мне с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня учеба ассоциируется с депрессией — как это влияет на меня и мои действия?

Финальное слово может быть и позитивным — и тогда оно может стать ресурсом: той ассоциацией и тем образом, который придает вам сил и желания действовать.

Глядя на результаты упражнения, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. Уже одно это, как правило, дает трансформационный эффект.

Третье: определите негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце. Напомню: их пять. Последний — из одного слова. Что обозначает каждый из столбцов?

  • Первый (16 слов) — это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.
  • Второй (8 слов) — это ментальный уровень: подсознательные мысли.
  • Третий (4 слова) — уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.
  • Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что я называю «треугольником решения».
  • Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.

Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?

Где больше позитива? Как эти позитивные ассоциации могут помочь вам в решении вашего запроса? Да-да, уже пошли коучинговые вопросы :).

Четвертое: перепишите «деструктивный код»

Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно — мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».

Можно просто повычеркивать негативные слова и заменить их на позитивные.

Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.

Еще более мощный эффект будет, если перед тем, как искать новые объединяющие ассоциации, вы войдете в ресурсное состояние (например, с помощью медитации).

Мне нравится этот способ, и в случае с «учебой» я пользовалась именно им. «Перезарядив» себя медитацией, я нашла новую объединяющую ассоциацию взамен негативной и вывела заново всю цепочку от нее до финального слова.

И уже на следующий день с удовольствием участвовала в вебинаре.

Пятое: посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас?

Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас — признание достижений, а достижения — приносят доход…

Как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, на своем мастер-классе я предложила участникам написать самим себе письменное разрешение на разрешение получать доход разными способами, а перед этим мы покреативили на тему, какими эти разные способы могут быть.

Этот способ помогает расширить сознание и убрать рамки.

Шестое: зафиксируйте позитивные ассоциации. Например, с помощью яркого коллажа или рисунка. Кстати, создание коллажа на тему найденных позитивных ассоциаций гарантированно добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.

Действуйте!

Совет: сохраните исписанный лист, поставив на нем дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три. Так вы сможете отследить, что поменялось.

Шеф, что делать, если в ходе упражнения слово появлялось два раза или чаще?

Например, вы работали со словом «деньги», и у вас повторялось слово «сила».

Мой опыт и мое исследование показывают, что когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса). В приведенном примере внутреннее восприятие силы влияет на отношение к деньгам.

Проделайте упражнение еще раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.

И напоследок

Современные ученые утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то вспоминаем, тем сильнее нейронные связи и ассоциативные цепи.

Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление и тренируем мозг!

Все участники моего исследования, которые стали самостоятельно и регулярно пользоваться техникой «16 ассоциаций», отмечают существенные изменения к лучшему в каждой из прорабатываемых сфер.

Когда я спрашивала своих клиентов по коучингу: «Какое упражнение или техника дали вам первый мощный толчок в продвижении вперед?», все они назвали «16 ассоциаций».

Конечно, выполнять эту технику вместе с коучем эффективнее. Хотя бы потому, что он будет независимым взглядом замечать ваши реакции и, обращая на них ваше внимание, задавать полезные вопросы, помогать войти в ресурсное состояние для «перезаписи».

Однако, далеко не у всех есть возможность пойти к коучу — как я уже говорила. Поэтому я делюсь с вами моими любимыми «шестнашками». При обычном самокоучинге, когда мы задаем вопросы сами себе, бывает сложно обойти внутренние психологические защиты.

С помощью «16 ассоциаций» это можно сделать мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.

Лично для меня «16 ассоциаций» стали надежным инструментом саморазвития и самоисследования. Меняйте свое мышление, получайте инсайты и действуйте!

Саморазвитие #Письменные практики #Психология #Самоисследование 

Источник: http://interesno.co/myself/cad775ed69c7

Ссылка на основную публикацию