Авторитет: научное определение — психология

АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТАвторитет: научное определение - психология

влияние, какого либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанной на признании его достоинств и преимуществ.

Источник: Словарь социального педагога

уважение и общее признание влияния лица, основанное на его знаниях, достоинствах, опыте, умелых действиях, правильном поведении.  

Источник: Словарик координатора детского движения

влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

1) влияние, которым пользуется группа или индивид, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т.д.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях [81, c. 17].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

от лат.

autoritas – власть, влияние) – 1) высокая оценка и признание личности (группы людей, организации) окружающими, ее роли как неформального лидера и права на влияние через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности, признаваемый группой, коллективом; 3) влияние личности на окружающих людей без ее непосредственных действий, оказывающих специальное влияние. Профессиональный А. выступает следствием общественного признания профессионализма, компетентности личности.

Источник: Акмеологический словарь

от лат.

auctoritas — власть, влияние) — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе; нередко соотносится с представлением о власти; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В этом значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности (значимости) для окружающих.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый занимаемой должностью, и личностный.

Должностной авторитет командира проистекает из сути системы военного управления, служебной иерархии. Личностный авторитет – это фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется командир. Этот авторитет надо завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Его наличие позволяет решать многие проблемы управления, избегая формализма.

Источник: Военная педагогика

лат.

auctoritas — влияние, власть) — 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, профессионально-нравственных достоинств и так далее (в социальной психологии иногда соотносится с представлением о «власти»); 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях. В этом значении авторитет может не совпадать с властью. Авторитетом может пользоваться человек, не наделенный властными полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности окружающих.  

Источник: Словарь по педагогической антропологии

лат.

– власть, значение) – это социально-педагогическая и психологическая категория, посредством которой характеризуются отношения между людьми в процессе их жизнедеятельности, а также ценностные ориентации на те или иные моральные категории или материальные блага. Авторитет есть признание достоинств отдельного человека, организации, ученика, идеи или моральной нормы, значимых для успешности деятельности. Авторитет может быть естественным, передаваться из поколения в поколение как традиция, а может быть и искусственно создаваемым, внушаемым насильственно и даже зомбированием.

Авторитеты делаются ориентиром в жизнедеятельности людей и потому в системе образования используются как метод воспитания. Различают разные виды авторитетов: авторитет возраста, авторитет сердца, авторитет дежурных, авторитет коллектива, авторитет родителей, авторитет руководителя, учителя.

В то же время есть авторитет денег, авторитет подавления, авторитет подкупа и т.д. Авторитет – явление неустойчивое. Он возводится и свергается под влиянием множества факторов: исторических, социальных, экономических, политических, психологических, возрастных и др. Авторитет лежит в основе лидерства, определяет имидж и престиж человека в коллективе и обществе.

В 90-е годы в период перестройки общественно-экономического уклада России, термин «авторитет» закрепился за лицом, возглавляющим криминальное объединение. В русский язык «авторитет» вошел с начала XVIII в.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

лат.

auctoritas — значение, влияние, власть) — добровольно принимаемое индивидом влияние к.-л. лица, осн. на признании его достоинств. Выражается в способности носителя А. управлять мыслями и настроениями других людей, не прибегая к принуждению. Первыми А. для любого человека выступают родители, с которыми связан первый опыт социального взаимодействия, общения и которые выступают для ребенка носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности.

Беспрекословное подчинение ребенка родителям порождает типичную педагогическую ошибку: родители утверждаются во мнении, что сама по себе их позиция выступает основой и гарантией их А., для поддержания которого не требуется дополнительных усилий. Однако по мере взросления ребенок обретает все большую самостоятельность и родители могут сохранить свой А.

лишь в том случае, если его основой все более выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства, которые ребенок способен оценить. С поступлением ребенка в школу учитель приобретает для него даже больший А., чем родители.

Это означает не утрату родителями своего влияния на ребенка, а его естественное разделение между ведущими институтами социализации — семьей и школой. Для младших школьников А. учителя, как правило, определяется его ролью. Подростки начинают критически относиться к А. учителя.

Они признают за учителем право принимать ответственные решения в ситуациях учебной деятельности, однако доверие к учителю с их стороны авансируется в меньшей степени, чем в младшем возрасте. У старшеклассников происходит дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на А. — категория социальной психологии, обозначающая: 1.

власть индивида, основанная на занимаемом им положении, общественном статусе или должности; 2. признание за индивидом права на принятие решения в условиях совместной деятельности. В этом случае индивид может не обладать властью, но пользоваться всеобщим уважением, доверием, обусловленным его идеальной представленностью в сознании других и значимостью преобразований, которые он осуществил своей деятельностью. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М., 2002. )

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

нем. Autoritat, от лат. аutoritas-власть), влияние к.-л. лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравств. достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей А. направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки др. людей, а также в признании последними за носителями А. права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.

Значение А. в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя. В дошк. детстве гл. воспитателями ребенка являются родители. Осн.

задача воспитания на этом возрастном этапе — усвоение ребенком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребенка в качестве А.

и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, к-рыми должен овладеть дошкольник, с другой — призваны контролировать процесс овладения такими ценностями.

На этом этапе личностного развития ребенка « самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» (М акаренко А. С., Пед. соч., т. 4, с. 66).

Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны мл. члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего А. Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата.

Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их А. в глазах ребенка в подростковом, а порой уже в младшем шк. возрасте.

Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребенок в меру своих сил стал настоящим партнером взрослых в решении жизненных проблем. Родительский А. в Значит.

мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером. Уважение к ребенку, доброжелательность, справедливость выступают как наиб.

важное условие укрепления родительского А. Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитат. влияния взрослых членов семьи на ребенка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании А. взрослого.

Поступление ребенка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах А. и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю.

Роль учителя предполагает выполнение им ряда функций, непосредственно связанных с принятием решений, определяющих жизнедеятельность уч.-воспитат. коллектива. В связи с этим бытует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей проф. подготовленности и личностных свойств наделен в глазах учащихся устойчивым А. Однако желаемое послушание учащегося может быть лишь показным.

В этом случае учащийся, поведение к-рого внешне отвечает предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабления контроля принципиально меняет свой образ жизни и действий. Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутр. готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внеш.

благополучия скрывает лишь покорность, стремление уйти от реальных жизненных проблем, боязнь проявить самостоятельность.

Результатом упрочения А. личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их поведения.

Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творч. деятельности и коллективистскому самоопределению. Жизнедеятельность настоящего коллектива невозможна без власти А. личности, т.е.

власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.

Иная ситуация складывается, если педагог ориентирован преим. на превосходство своей роли. Авторитарные методы т. н. ролевого давления закономерно приводят к потере интереса к учебе, к безволию и бездумному повиновению. А.

власти, не подкрепленный А. личности, ока: зывает на воспитанников деморализующее влияние. Так, А. С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного А. — «А. подавления», «А. расстояния», «А. педантизма» и т. п. — подлинный А.

личности педагога.

А. звания «учитель» является одной из важнейших предпосылок становления А. личности педагога. И вместе с тем А. личности конкретного педагога может оказаться той основой, на к-рой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее А. роли учителя.

Основания А. педагога различаются в зависимости от характерных особенностей развития личности мл. школьников, подростков, юношей. Для учащихся младшего шк. возраста А. учителя, как правило, основан на А. его роли. В большинстве случаев, и особенно в 1-м кл., за учителем признается право на принятие от-ветств.

решений как в значимой ситуации для данного ученика лично, так и значимой для группы в целом, в условиях как учебной, так и внеучебной деятельности. Это явление может быть расценено как иррадиация А. роли, т.е. перенос А.

в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось.

Для подростков А. роли оказывается недостаточно. Хотя в ситуации, значимой для коллектива в целом, и прежде всего в условиях уч. деятельности, за учителем, как правило, признается право принимать ответств. решения.

В ситуации же личной заинтересованности, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется в меньшей степени, чем это происходило в мл. шк. возрасте. Это явление может быть расценено как спецификация А. роли педагога.

Читайте также:  Жизненный мир - психология

Если же учитель оказывается авторитетен и в этой сфере, то можно констатировать наличие подлинного А. его личности.

В старшем шк. возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности. Отношение к учителю у ст.

школьников достаточно схоже с отношением к преподавателю со стороны студентов (педагог, высоко компетентный в своем предмете, как правило, пользуется у них уважением). Ценится и умение распоряжаться учительской властью, но выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость. И у старшеклассников, и у студенч. молодежи А. пользуются высококвалифициров.

педагоги, к-рые в отношениях с учащимися смогли стать ст. товарищами юношам и девушкам.

От того, насколько в глазах учащихся авторитетны конкретные педагоги и весь пед. коллектив, зависит успех создания воспитывающей атмосферы уч. заведения, к-рая в свою очередь способствует формированию и укреплению А. педагогов. Лит.: Уши некий К. Д., Три элемента школы, Избр. пед. соч., т.

1, Ми974; Добролюбов Н. А., О значении авторитета в воспитании, Избр. пед. соч., М., 1986; Макаренко А. С., О родительском авторитете, Пед. соч., т. 4, М., 1984; Кон И. С., Психология старшеклассника, М., 1982; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Тетровского, М., 1987; Кондратьев М. Ю.

, Слагаемые авторитета, М., 1988.

М. Ю. Кондратьев, Л. А. Левшин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: http://didacts.ru/termin/avtoritet.html

Что такое авторитет

Случалось ли вам наблюдать такую картину, когда уважаемый всеми начальник интересовался мнением рядового сотрудника и выслушивал его советы с большим вниманием? Или обратную ситуацию, в которой подчиненные беспрекословно выполняли все распоряжения вышестоящего руководителя даже в ущерб своим интересам?

С точки зрения психологии во всех этих случаях определяющим фактором послушания является непререкаемый авторитет. Иногда такой авторитет, лишенный рациональной основы, может принимать гипертрофированные формы, выражающиеся в культе личности или поклонении «живым богам».

В психологии есть следующее определение авторитета: это признание, уважение, выказываемое окружающими индивиду за его опыт, знания, личностные характеристики и влияние на решение проблем.

С точки зрения менеджмента такое определение не совсем корректно, так как отсутствует статус или привязка к иерархической структуре, поэтому важным элементом является обладание властью и ее инструментами.

Влияние авторитета может быть абсолютным и безграничным, и маркетологи прекрасно об этом осведомлены: вспомните, сколько раз вы покупали товар, который рекламировал известный актер, игравший роли успешных людей.

Для оценки влияния этого феномена на психику человека американские ученые провели занимательный эксперимент: на пешеходном переходе под запрещающий знак светофора на проезжую часть выбегал дорого одетый человек и начинал переходить на другую сторону. Статистика показала, что вслед за ним начинали движение примерно 60% наблюдаемых, при этом они были совершенно уверены в своей безопасности.

Рекомендуем: Что такое самоутверждение?

Возможно, этот человек был хорошим бизнесменом, но вот экспертом по части безопасности дорожного движения вряд ли, однако никому из опрошенных эта мысль в голову не пришла. Ученые сделали вывод, что люди дают «кредит доверия», руководствуясь внешними атрибутами, а не действительными заслугами индивида.

Классификация явления с точки зрения психологии

Определение, которое дал феномену известный психолог Эрих Фромм, предполагает существование рационального и иррационального авторитета.

Первый представляет собой доверие компетентности другого человека, которое он на деле должен подтвердить. Второй вид основывается только на высоком социальном статусе, а доверие подменяется страхом.

Девиз «Начальник всегда прав, а если не прав, то смотри пункт 1» наглядно демонстрирует подход к управлению в случае иррационального авторитета.

Рекомендуем: Эннеаграмма: типы личности

Исследованию авторитета посвящено множество трудов, существует довольно много состоятельных теорий, объясняющих механизм действия феномена. Однако до сих пор специалисты не сошлись во мнении, как же правильно классифицировать данное явление. С точки зрения психологии наиболее важными являются следующие виды авторитета:

  • Внутренний авторитет. Подразумевает существование внутренней убежденности в правильности принимаемых решений, компетенции как специалиста. Феномен свойственен волевым людям, часто занимающим высокое положение в обществе.
  • Эмоциональный авторитет предполагает внутреннюю зрелость и спокойствие. Для людей, обладающим этим феноменом, характерно умение ладить с окружающими и выстраивать взаимоотношения с людьми по типу «вдохновитель – последователь». Очень редко внутренний авторитет и эмоциональный могут сочетаться, обладающие таким уникальным феноменом люди становятся харизматичными лидерами.
  • Профессиональный авторитет – характеризует компетентность специалиста.
  • Общественный – авторитет народа, государства.
  • Индивидуальный – характеризует отдельную личность.

Особое внимание психологи уделяют ложному авторитету, который может принимать самые разнообразные формы.

Наиболее интересен псевдоавторитет подавления; проявляясь в крайних формах, он может порождать авторитарное мышление и чувство безнаказанности у руководителя.

Дистанцизм и отстраненность от окружающих, придающие некую ауру загадочности и важности, также могут создавать ощущение авторитета.

Как добиться признания

Многие люди, особенно недавно влившиеся в коллектив, задаются вопросом: «Как завоевать авторитет в коллективе?» Существует несколько простых правил, соблюдая которые вы сможете добиться желаемого результата.

Во-первых, стоит постараться произвести благоприятное впечатление на коллег, а особенно на неформального лидера; правильно выстроенные отношения с ним – один из важных факторов вашего выживания на новом месте. Во-вторых, стоит постепенно завоевывать доверие коллег, проявляя тактичность и профессиональную компетенцию.

После того как вы почувствовали себя «уютно» в новом коллективе, освоились с обязанностями, стоит приступить к третьему этапу – добиться повышения своего авторитета в глазах непосредственного руководителя; в этом вам помогут положительные отзывы коллег и отсутствие нареканий по работе.

Рекомендуем: Что такое амбиции?

Не стоит пренебрегать небольшими торжествами, днями рождения сотрудников или корпоративными семинарами – неформальное общение творит чудеса! Главное правило – не стоит смешивать личную жизнь и работу, слишком близкие контакты с коллегами могут помешать вашему восхождению по карьерной лестнице.

Как поднять авторитет, если в коллективе вы уже давно, а признание коллег вас обходит стороной? Стоит тщательно проанализировать причины сложившейся ситуации: возможно, что причина совсем не в вас и просто следует сменить место работы.

Но если вы руководитель, то вопрос «Как повысить авторитет в коллективе?» для вас актуален как никогда. Коучеры предлагают прибегнуть к таким методам, как формирование хорошей репутации, компромисс, манипуляции, и соблюдать спокойствие буддиста.

Земля слухами полнится, поэтому ваша репутация всегда будет ценным капиталом; стоит заботиться о ее сохранении и улучшении, это ваша инвестиция в будущее. Спокойствие, уравновешенность – самые ценные свойства руководителя, со временем сотрудники оценят все плюсы спокойного руководителя.

Еще одно оружие на пути к авторитету – умелые манипуляции; главное – использовать этот инструмент разумно и с толком. Научитесь излучать уверенность в себе, овладейте искусством общения, взаимодействуйте с людьми, будьте принципиальны – и вы добьетесь признания и уважения коллег. Наталья Иванова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/avtoritet.html

АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТАвторитет: научное определение - психология

влияние, приобретаемое людьми не путем принуждения, а законным образом.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

установленное и узаконенное право руководить действиями и поведением других людей.

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признании его опыта, знаний, личностных достоинств [24. – С. 435].  

Источник: Социология. Словарь.

authority) — установленное в сообществе или государстве политическое правление, основанное на одной или нескольких возможных формах политической легитимации. См. Легитимный авторитет.

Источник: Большой толковый социологический словарь

общепризнанное значение, влияние или «вес», дающее обладающему им человеку (группе, общественной организации, социальному институту) узаконенное право руководить поведением и действиями других людей.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

уважение к власти, основанное на вере: 1) традиционное на вере в разум предков; 2) рациональное — на вере в собственный разум; 3) хaризматическое — на вере в то, что для уважения к власти разум вообще не нужен.

Источник: Альтернативный социологический словарь

в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

(от лат. auctoritas власть, влияние) — в зависимости от контекста:

1) человек, мнение которого пользуется широким признанием (например: «В.В. Бунак был очень авторитетным ученым»);

2) общепризнанное значение, влияние («его авторитет высок»).

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

лат.: auctoritas — влияние, значительность, вес) Общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, организация, или какая-либо система взглядов из-за наличия определенных качеств. Различают авторитет политический, моральный, научный и др.

Источник: Термины и определения (социология и не только)

установленное или узаконенное право принимать решения и управлять действиями других людей. Существенная часть авторитета — указанное право ожидать послушания и контролировать его.

Право руководить требовать уступчивости обуславливается согласием подчиненных на уступки и на самостоятельность поведения.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

англ. authority; нем. Autoritat. 1. Общепризнанное значение, влияние лица или организации в различных сферах обществ, жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. 2.

Форма власти, опирающаяся на престиж и другие положительно оцениваемые членами общества ценности субъекта, осуществляющего власть, трактуемая как естественная и уполномоченная. В более широком понимании — форма власти, основанная на принятой членами общества системе правовых норм и об-ществ.-экон. институтов. По М.

Веберу — выделяются три вида А., отождествляемого с формой власти: А. — легальный, традиционный, харизматический. См. ГОСПОДСТВО.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

лат. auctoritas — власть, влияние) — значимость, которой обладают индивиды, общественные группы, социальные институты и организации, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле.

Носитель А. обладает определенным набором свойств и качеств, которые сами по себе обрели широкое общественное признание.

Традиционно предполагается допустимость выделения формального (обусловленного административным положением лица) и неформального А. Неформальный А. осуществляет свое воздействие на развитие событий посредством социально-психологических механизмов, а не властного ресурса.

Принято также говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.п. А.

A. Wozniak

Источник: Социология: энциклопедия

тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным. Эта проблема введена в социологию М. Вебером, который различал три типа А., обеспечивающихся различными способами: Легально-рациональный А. основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, на вере в их законность.

Традиционный А. основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы). Харизматический А. основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам. А.

может искать себе опору в принуждении, вознаграждении и т. п.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным.

Эта проблема введена в социологию М.Вебером, который различал три типа авторитета, обеспечивающихся различными способами:

1. легально-рациональный авторитет основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность;

2. традиционный авторитет основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы);

Читайте также:  Конфликты, их причины и способы разрешения в психологии

3. харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам.

Авторитет может искать себе опору в принуждении, вознаграждении и т.п.

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

от лат.

autoritas-влияние, власть) 1) наличие у лица (группы) или организации (социального института) неоспоримых, общепризнанных достоинств, позволяющих оказывать неформальное влияние, основанное на знаниях, опыте, силе нравственного примера; 2) признание за кем-либо права принимать решения; одна из форм осуществления власти. (А.

закона, какой-либо социальной нормы, учреждения, должности и т. д.). Понятие А. не всегда соотносится с представлением о власти. Авторитетом может обладать личность и не наделенная властными полномочиями, но обладающая высокой степенью референтности для окружающих («экспертной властью»). Подчеркивая необходимость А.

для любых форм социальной жизни, марксизм отвергает «суеверное преклонение», культ личности. Выделяют: 1) А. той или иной общественной ценности, нормы, которые стимулируют деятельность даже тогда, когда отсутствуют какие-либо иные формы стимулирования; 2) А. формальный, проистекающий из занимаемой должности, «по штату»; 3) личный А.

, связанный с нравственным, политическим, профессиональным достоинством человека. Для того чтобы руководитель завоевал высокий А., каждый из аспектов его социального поведения должен вызывать у подчиненных определенную позитивную реакцию доверие, одобрение, уважение.

Взятые вместе, эти позитивные реакции членов коллектива и составляют А. руководителя.

Источник: Социологический справочник

AUTHORITY) Если власть (power) есть осуществление принуждения против воли индивида или группы, то авторитет (authority) — это тот подтип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет.

Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование квазилегальным нормам в формальных бюрократиях является типичным примером данного авторитета.

В противоположность этому, следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные качества своего лидера, чей авторитет выходит за пределы обычной практики.

Всякий режим, который пользуется минимальной общественной поддержкой в качестве «правительства de facto», имеет, с точки зрения Вебера, некоторые основы легитимности, даже если этот режим в значительной степени полагается на силу.

В современной социологии понятие авторитета часто используется для обозначения влияния, которым пользуется руководство, что не соответствует первоначальному значению данного термина. См. также: Бюрократия; Легитимность; Лидерство; Харизма.

Источник: Социологический словарь

от лат.

autoritas — влияние) — степень признания обществом или группой людей деловых и личностных качеств у кого-либо из своих членов, отражающая его фактическое влияние на положение дел; общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни; форма управления деятельностью людей (стимулирование одних действий и за- прещение других). Авторитет имеет социальную природу, он приобретается в зависимости от эффективности выполнения субъектом своих социальных функций и не сохраняется надолго, если не подкрепляется последующей деятельностью, опирающейся на признание и уважение субъекта, и (или) его харизмой. В то же время различают также авторитет положения, опирающийся на определенный должностной уровень (врач по отношению к больным, преподаватель по отношению к студентам и т.д.). Именно такой вид авторитета рассматривался классиками менеджмента (А. Файоль, М. Вебер и др.) лишь как право на власть, обусловленное позицией работника в иерархии формальной организации, т. е., по сути дела, формальный авторитет. Позднее, с созданием школы человеческих отношений, начиная с работ Ч. Барнарда и Г. Саймона, стали отличать от формального (иначе — категорического или императивного) авторитета неформальный (истинный или принятый). Условием признания права на власть какого-либо лица становится его высокий статус в системе неформальных отношений. Проблема признания за менеджером определенных качеств подчиненными как условия реализации им власти в организации является важнейшей составляющей проблемы легитимности власти, которой много внимания уделили отцы — основатели социального менеджмента (М. Вебер, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.). По мнению Ч. Барнарда, фактическая власть руководителя возможна лишь при сочетании высокого формального авторитета с неформальным. Согласно другим концепциям (например, Г. Саймона) роль неформального авторитета значительно выше, чем формального. Особенно это касается развитых организаций, в которых работники принимают и разделяют цели и нормы организации и где широко используются механизмы самоорганизации и саморегуляции [50, 69, 85].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

общепризнанное значение, влияние или «вес», к-рым пользуется человек, группа, обществ. организация, соц. ин-т; система взглядов благодаря определенным своим качествам, достоинствам, заслугам. А. — комплексное интегральное качество его субъекта (носителя авторитета), к-рое складывается из многих свойств, получивших широкое признание. А. выражает особого рода обществ.

отношения между людьми и их общностями, к-рые основаны прежде всего на глубоком доверии к качествам и достоинствам его носителя. Выделяют А. официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Первый закрепляется с помощью норм, предписанных правил, положений, инструкций и т. п. и зависит от соц. роли его субъекта. Напр., А.

официального руководителя в коллективе, административного аппарата (группы) в соц. организации, родителей и старших в семье и т. д. Второй реализуется через отношения к его субъекту со стороны др. людей. Неофициальный А. устанавливается прежде всего с помощью соц.-психологич. механизмов и получает психологич.

обоснования через личные качества человека, его знания, умения и навыки, профессиональное мастерство и жизненный опыт, т. е. через реальные достоинства носителя А. Различают также виды А. в зависимости от сферы обществ. жизни, в к-рой он проявляется, и от способов его влияния на других людей, напр., политич., научн., профессиональный, организационный, моральный и др. виды А. А.

имеет соц. природу, поэтому он не задается априори, а приобретается, зарабатывается; в первую очередь, он зависит от успешности выполнения тех или иных соц. функций. А. руководителя, напр., определяется его соответствием современным требованиям, предъявляемым к управленческой деятельности, его идейно-политич. и морально-этич.

качествами, компетентностью, организаторскими способностями и т. д. Поэтому приобретаемый руководителем А. не сохраняется длительное время, если руководитель не совершенствует постоянно свой стиль, формы и методы работы с людьми. Лит.: Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. М., 1973; Руководитель коллектива. М., 1974; Ковалев А.Г.

Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978; Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М., 1984; Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986; Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. А.Л. Журавлев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Источник: http://voluntary.ru/termin/avtoritet.html

Авторитет — это..

Авторитет - это..

Авторитет [от лат. autoritas — влияние, власть] — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. -д.- 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности.

В первом значении понятие «-авторитет»- в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя.

В этом смысле определенным авторитетом обладает любой индивид, который легко добивается от партнеров по взаимодействию и общению подчинения и мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению.

Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует от того, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного авторитета нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, т. -к. основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция.

Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как «-авторитет власти»-. Во втором значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной «-властью авторитета»-.

Обязательной составляющей такого собственно личностного авторитета является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в качестве важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения.

Степень социального влияния конкретного лица резко возрастает, если происходит интеграция ролевого и личностного авторитета. Отношения авторитетности — качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения.

Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску.

Авторитет такого индивида обусловлен его «-идеальной»- представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, которые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих.

Авторитет того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Возможен процесс «-иррадиации авторитета»-, т. -е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в качестве такового в других, в социальной психологии принято говорить о «-спецификации авторитета»-.

При этом спецификация авторитета в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация авторитета — в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной основной части членов общности.

Авторитет является одним из трех факторов (наряду с аттракцией и властными полномочиями), характеризующих основания межличностной значимости «-другого»- и для отдельной личности, и для группы в целом.

Проблематика авторитета и отношений авторитетности уже целый ряд десятилетий является традиционной в рамках социальной психологии. Так, например, классический эксперимент по исследованию авторитета как фактора социального влияния провел еще в 1963 г. американский психолог С. -Милграм.

Испытуемому объясняли, что целью исследования, в котором ему предстоит принять участие, является поиск методов улучшения памяти. По словам представительного и строгого экспериментатора, облаченного в белый халат и окруженного сложными лабораторными приборами, уже доказано положительное влияние на память такого метода, как поощрение.

Целью же данного эксперимента является изучение влияния наказания. Для этого испытуемый вместе с другим случайно выбранным добровольцем должен, прежде всего, вытянуть жребий, который рассудит, кто будет исполнять роль «-учителя»-, а кто «-ученика»-.

«-Ученик»- должен постараться максимально точно запомнить пары слов из длинного списка, после чего «-учитель»- в случайном порядке начинает зачитывать первые слова в парах. Задача «-ученика»- — правильно дополнить каждую из пар.

Все это выглядело бы вполне банальной и скучной процедурой, если бы не одна деталь: за каждый неверный ответ «-ученик»- получает удар током. При этом сила разряда увеличивается с каждым неверным ответом. Функцию «-палача»- выполняет «-учитель»-.

Для этого в его распоряжении имеется электрогенератор, и он имеет возможность варьировать напряжение от 15 до 450 вольт. Надписи на приборе сообщают о степени воздействия силы разряда на человеческий организм. Так, например, напряжение в 15—60 вольт вызывает «-легкий шок»-, а в 375—420 вольт — «-жестокий шок»-, опасный для жизни.

Перед началом исследования, экспериментатор показывает испытуемому, играющему роль «-учителя»-, как правильно обращаться с прибором и в доказательство того, что все работает, «-угощает»- последнего легким разрядом в 75 вольт. Согласно инструкции экспериментатора, «-учитель»- должен увеличивать напряжение на 15 вольт при каждом неверном ответе ученика.

С. -Милграм, разработавший и реально осуществивший целую серию экспериментов подобного рода, не был привлечен к уголовной ответственности: вся эта жуткая сцена была «-постановочной»- от начала до конца.

Читайте также:  Акция и реакция - психология

Реальным испытуемым был только один человек и именно ему неизменно доставалась роль «-учителя»-. Вторым «-испытуемым»-, которому всегда выпадал незавидный жребий «-ученика»-, был ассистент экспериментатора.

Естественно, никакого электрического разряда при включении тумблера электрогенератора «-учителем»- «-ученик»- не получал.

Подлинной целью эксперимента было выяснение того, насколько далеко готова пойти та или иная личность в своей готовности подчиниться авторитету исследователя. При этом, как отмечал С. -Милграм, «-первоначальная процедура не предполагала обратной связи от жертвы.

Мы полагали, что вербальные и цифровые обозначения на контрольной панели электрогенератора станут достаточно мощным противовесом давлению экспериментатора. Однако этого не случилось.

При отсутствии протестов со стороны участника практически все испытуемые, подчиняясь требованию экспериментатора, беспечно нажимали рычаги, словно не видя надписей под ними: &ldquo-Очень высокое напряжение&rdquo- и &ldquo-Опасно для жизни&rdquo-. …

Необходимо было ввести какую-то дополнительную силу, которая укрепляла бы сопротивление испытуемого приказам экспериментатора. … Такой силой стали протесты жертвы.

Сначала это были протесты в форме слабых возражений, однако, этого оказалось недостаточно для того, чтобы уравновесить силу давления экспериментатора. Поэтому мы решили, что протесты жертвы должны быть более резкими и настойчивыми. К нашему ужасу, даже самые отчаянные протесты жертвы не помешали некоторым испытуемым применить к ней самое суровое наказание»-2.

В ходе дальнейших экспериментов было показано, что свыше 60% испытуемых, следуя указаниям экспериментатора, увеличивали силу тока вплоть до максимального значения в 450 вольт, несмотря на отчаянные крики жертвы и даже пугающую тишину, наступавшую после рубежа в 370 вольт.

То, что в данном случае речь идет именно о подчинении авторитету роли подтвердили результаты модифицированной исследовательской процедуры. Так, в одном из вариантов эксперимента, «-исследователь велел Учителю остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на том, чтобы Учитель продолжал.

Результат говорит сам за себя: 100% испытуемых отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд, когда этого требовал всего лишь такой же испытуемый как они.

В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор, а второй испытуемый приказывал Учителю продолжать (при этом исследователь бурно протестовал). И вновь ни один испытуемый не прикоснулся к кнопке»-3.

В экспериментах С. -Милграма мы сталкиваемся с поразительными результатами воздействия на личность «-авторитета власти»- и «-власти авторитета»- в их совокупности. Экспериментальная ситуация сознательно структурирована таким образом, что всячески подчеркивается ролевой статус экспериментатора.

При этом как на формально-рефлексивном уровне он прямо и официально представляется в качестве руководителя эксперимента, так и на уровне многочисленных невербальных сигналов, адресованных скорее подсознанию испытуемого (уверенный тон, белый лабораторный халат, папка в руках — и все это на фоне сложного оборудования непонятного назначения).

Вместе с тем совершенно очевидно, что в рассматриваемой ситуации реальный властный ресурс собственно ролевой позиции экспериментатора явно недостаточен для того, чтобы подвигнуть массу людей на жестокие и, более того, несущие прямую угрозу для жизни действия в отношении беззащитного человека. В экспериментах С.

 -Милграма на «-авторитет власти»-, продуцируемый ролью организатора и руководителя эксперимента, накладывался гораздо менее формализованный (хотя, по-видимому, в большинстве случаев, и деперсонализированный) авторитет, связанный с «-идеально»- представленным в сознании испытуемых образом ученого как лица заслуженного и высококомпетентного в соответствующей области, «-знающего что делает»- и к тому же преследующего социально значимые, «-прогрессивные»- цели. Подобное наложение порождает своего рода резонансный эффект в плане роста влияния авторитета, что и наблюдалось в описанных экспериментах.

По мнению С. -Милграма, резонансный эффект такого рода может привести к тяжелым последствиям: «-Я видел как достойные люди, подчиняясь требованиям авторитетного лица, с ошеломляющим постоянством совершают бессердечные, жестокие поступки. …

Если в нашем исследовании некий экспериментатор смог подчинить себе взрослых людей, заставив их подвергнуть болезненным ударам тока пятидесятилетнего человека вопреки его протестам, то на какие же поступки может толкнуть граждан правительство, которое обладает куда большим авторитетом и огромными властными полномочиями?»-4. При всей актуальности и справедливости данного замечания, описанный резонансный эффект может иметь большое значение для достижения и позитивных целей. По сути дела, интеграция «-власти авторитета»- и «-авторитета власти»- является важным условием эффективности лидерства в любой сфере человеческой деятельности.

В рамках своей профессиональной деятельности практический социальный психолог, сталкиваясь с феноменом авторитета, должен рассматривать подобную систему отношений в реально функционирующем сообществе как существенный ресурс реализации принятой им программы психологического сопровождения данной конкретной группы, а не только как характеристику особенностей межличностных отношений в ней.

В зависимости от уровня социально-психологического развития группы, ее композиционных показателей, специфики совместных действий ее членов практический социальный психолог именно через авторитетное лицо способен наиболее эффективно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, избегая при этом применения, как правило, малопродуктивного приема воздействия, что называется, «-в лоб»-.

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Авторитет [лат. autoritas— влияние, власть] — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности. В первом…

Философский словарь

Если власть есть осуществление принуждения против воли индивида или группы, то авторитет – это тот подтип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально-рациональный, традиционный и…

Философский словарь

— значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой-то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос., религиозном, научном и т.д. Особо устойчивые и часто…

Философский словарь

— практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень внешней организованности,…

Новейший философский словарь

АВТОРИТЕТ (лат auctoritas — власть, влияние) — значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле Принято говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и тд А

Психологическая энциклопедия

— влияние, которым лидер пользуется в силу определенных качеств или обстоятельств. (Д.В. Ольшанский, с.161)

Психологическая энциклопедия

— 1. Влияние, влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, должности, статусе и пр. В этом значении в психологии социальной понятие нередко соотносится с представлением о власти. 2. Признание за индивидом права на принятие решения в условиях деятельности…

Психологическая энциклопедия

— общепризнанное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг.

Источник: http://insai.ru/slovar/avtoritet

Авторитет

Авторитет

АВТОРИТЕТ — практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит исполнять.

В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень внешней организованности, авторитетными становятся харизматические лидеры, люди с большим духовным опытом.

Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути, способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта.

АВТОРИТЕТ (от лат.

auctoritas — власть, влияние). Влияние и общее признание, которыми индивид пользуется в той или иной социальной группе в силу своих личностных или интеллектуальных качеств, таких как высокая нравственность, воля, опыт, смекалка, харизма.

Как показано в ряде эмпирических исследований, наиболее значимы для организации процесса общения и взаимодействия людей в коллективе такие коммуникативные качества личности, как общительность, сдержанность, доброжелательность, уважительность, доверительность {Васильев Г.

С.

АВТОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ — в широком смысле общепризнанное влияние липа или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.

В узком — одна из форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование. Авторитет — комплексное интегральное качество его субъекта (носителя авторитета).

Он обусловлен признанием со стороны других лиц и ограниченностью возможностей рациональной оценки и обоснования ими возникающих альтернатив.

АВТОРИТЕТ (от лат.

auctoritas – суждение, совет, власть, образец)  –  в истории философии этическое понятие, означающее признанное влияние какого-либо лица или писания на жизнь других, тесно связанное с понятием средневекового авторства.

Принцип креационизма, лежащий в основе христианского мировидения, предполагал автора бытия. Им считался Бог, возвестивший о созданном им мире в Священном писании, или Библии, которая была, таким образом, книгой-авторитетом.

АВТОРИТЕТ (нем. Autoritat, от лат.

auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (авторитет родителей, врачей и т. д.

); в более узком значении — одна из форм осуществления власти. Часто говорят об авторитете закона, какого-либо правила, социальной нормы, что обозначает признание их необходимости большинством людей, на которых распространяется их действие.

АВТОРИТЕТ — 1. Влияние, влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, должности, статусе и пр. В этом значении в психологии социальной понятие нередко соотносится с представлением о власти. 2.

Признание за индивидом права на принятие решения в условиях деятельности совместной.

В этом значении понятие может не совпадать с властью: авторитетом может пользоваться человек, не наделенный соответственными полномочиями, но служащий своего рода нравственным эталоном и потому обладающий высокой степенью референтности для окружающих.

АВТОРИТЕТ (от лат.

autor — зачинатель, основатель, создатель, творец, автор, даритель, autoritas — власть, влияние) — одна из основных форм осуществления власти, основанной на общепризнанном влиянии какого-либо лица или организации в различных сферах обществ, жизни. С помощью А. производится контроль над действиями людей (стимулирование одних действий, ограничение или запрещение др.) и их согласование как в общих, так и в индивидуальных интересах. От влияния А.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ — признание уч-ся значимости достоинств учителя и основанная на этом сила его воспитательного и образовательного воздействия.

К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, умение связывать теорию с практикой, оптимизм, справедливость, гражданская позиция, общественные идеалы и положение в обществе.

От подлинного авторитета учителя следует отличать ложный, принимающий самые разнообразные формы: авторитет подавления, резонёрства, превосходства, мнимой доброты и дружбы.

АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ — высокая значимость личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые ими не из страха или материальной заинтересованности, а из признания их справедливости и целесообразности. От подлинного авторитета родителей отличается ложный, имеющий в своей основе чрезмерное обожание ребёнка, удовлетворение всех его желаний и капризов или, наоборот, подавление личности детей посредством сурового обращения с ними.

АВТОРИТЕТ — влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании последними за носителями авторитета права на руководство, в готовности их следовать указаниям и советам.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 7.

Источник: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/910

Ссылка на основную публикацию