Бехтерев, владимир михайлович — психология

Бехтерев Владимир Михайлович

Бехтерев Владимир МихайловичБехтерев, Владимир Михайлович - психология

Русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. 

Годы жизни: 1 февраля 1857 — 24 декабря 1927

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

Биография

Владимир Бехтерев родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сарали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857 г.). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых.

Образование получил в вятской гимназии (1873) и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.

По защите докторской диссертации (4 апреля 1881) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 года состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы.

Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 году возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии.

В том же году основал журнал «Неврологический вестник».

В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 года преподавал также в Женском медицинском институте.

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В том же году Владимир Михайлович был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии.

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907—1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология».

Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Был членом редакционного комитета многотомного «Traite international de psychologie pathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908—1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 году в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт.

В нём были открыты педагогический, юридический и медицинский факультеты. В 1916 году эти факультеты были преобразованы в частный Петроградский университет при Психоневрологическом институте. Сам Бехтерев принимал активное участие в работе института и университета, возглавлял хозяйственный комитет последнего.

В мае 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В возрасте около 70 лет женился вторым браком на Берте Яковлевне Гуржи.

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

Умер В.М.Бехтерев 24 декабря 1927 года внезапно в Москве, спустя несколько часов после того, как он отравился как будто некачественной едой, то ли консервами, то ли бутербродами. Причем это отравление произошло как будто бы после очень знаменательного события: после консультации, которую он дал Сталину. 

Научный вклад

Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя — Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева — Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.).

Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит», 1892).

Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.

Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребёнка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.

Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.). Но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии ициркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Публикации

Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (Спб., 1881), Бехтереву принадлежат многочисленные работы:

  1. по нормальной анатомии нервной системы;
  2. патологической анатомии центральной нервной системы;
  3. физиологии центральной нервной системы;
  4. по клинике душевных и нервных болезней
  5. по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», 1884).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр.

по локализации кожных — осязательных и болевых — ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», 1883) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», 1886).

Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

  • Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07;
  • Объективная психология, СПБ, 1907-10;
  • Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904;
  • Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб: Издание К. Л. Риккера, 1908
  • Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15;
  • Коллективная рефлексология, П., 1921
  • Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923;
  • Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926;
  • Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://psy-clinic.info/index.php/personalii/73-bekhterev-vladimir-mikhajlovich

Бехтерев владимир михайлович

Бехтерев владимир михайлович

20 января (1 февраля) 1857, с. Сорали Елабужского у. Вятской губ. — 24 декабря 1927, Москва

Российский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, организатор науки

Родился в семье станового пристава. Учился в Вятской гимназии (1867—1873), затем в петербургской Медико-хирургической академии (1873—1878), где заинтересовался проблемами психиатрии и невропатологии. Весной 1877 принял участие в военных действиях в ходе Русско-турецкой войны.

После окончания академии бы оставлен на кафедре психиатрии у профессора И. П. Мержеевского, работал при его клинике. Действительный член Петербургского общества психиатров (1879), приват-доцент Медико-хирургической академии (1881).

В 1884 командирован за границу для продолжения обучения, стажировался в клиниках и университетах Германии, Австрии, Франции — у Э. Дюбуа-Реймона (Берлин), В. Вундта и П. Флексига (Лейпциг), Ж.-М. Шарко (Париж). Тогда же получил предложение занять вакантную кафедру психиатрии в Казанском университете.

Экстраординарный профессор кафедры душевных болезней (1884), заведующий кафедрой психиатрии (1885) Казанского университета.

Одновременно работал консультантом в созданной им первой в России Окружной психоневрологической клинике на Арском Поле, где организовал первую в мире научно-исследовательскую психофизиологическую лабораторию; добился государственного финансирования клиники. Основал казанское Общество невропатологов и психиатров, организовал наркологическую помощь населению, разработал и осуществил метод коллективной гипнотерапии.

В 1893 переехал в Петербург. Возглавлял кафедру душевных и нервных болезней петербургской Военно-медицинской академии (1893—1913, в 1906—1906 — начальник академии), где организовал одно из первых в мире нейрохирургических отделений. Одновременно преподавал в Женском медицинском институте (с 1897).

Член медицинского совета Министерства внутренних дел (1894), военно-медицинского ученого совета при военном министре (1895). Учредил журнал «Неврологический вестник» (1893, до 1918 редактор), Организовал Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда.

Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Вопросы изучения и воспитания личности», «Вопросы изучения труда» и др. Председатель Русского общества нормальной и патологической психологии (1900). С начала 1900-х гг.

выпускал первую в мире 7-томную энциклопедию мозга «Основы учения о функциях мозга».

В 1908—1913 руководитель основанного им на общественные средства петербургского Психоневрологического института с педагогическим, юридическим и медицинским факультетами (в 1916 факультеты преобразованы в частный Петроградский университет). В годы Первой мировой войны в институте оперировали раненых и оказывали помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте. Директор созданного им Института по изучению мозга и психической деятельности (1918—1927).

Заслуженный деятель науки РСФСР (1927). Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища, мозг Бехтерева хранится в Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Основоположник отечественной экспериментальной психологии, автор большого количества трудов по различным проблемам психиатрии, невропатологии, функциям мозга.

Исследуя препараты на основе срезов мозга, открыл ядра и проводящие пути, создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга, установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и др.

Описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, расстройств и синдромов, некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева», «Болезнь Бехтерева» (анкилозирующий спондилит) и др.), создал ряд лекарственных препаратов.

Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ, вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Выступил против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естественнонаучное психологичексое учение, основанное на объективных методах исследования.

Свою систему психологических воззрений называл объективной психологией (с 1904), а затем — психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917); понимал её как особую науку, отличную как от физиологии, так и от психологии, и призванную заменить последнюю.

 Разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Один из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, создатель ряда научно-педагогических учреждений в Петербурге. Развитые им идеи К.Д. Ушинского, П.Ф.

Лесгафта и других отечественных педагогов основываются на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественно раннего возраста (до 3—4 лет). Подчёркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и др.

), понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». Утверждал, что только гармоничное сочетание физического и психического развития обеспечивает совершенствование личности.

Выступая против формального обучения, задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение.

Читайте также:  Позитивное мировосприятие - психология

Основные труды

• Основы учения о функциях мозга. Вып. 1. СПб., 1903.

• Основы учения о функциях мозга. Вып. 2. СПб., 1904.

• Основы учения о функциях мозга. Вып. 3. СПб., 1905.

• Основы учения о функциях мозга. Вып. 4. СПб., 1905.

• Основы учения о функциях мозга. Вып. 5. СПб., 1905.

• Основы учения о функциях мозга. Вып. 6. СПб., 1906.

• Основы учения о функциях мозга. Вып. 7. СПб., 1907.

• Объективная психология. Вып. 1—3. СПб., 1907—1910. (Переиздание: М., 1991).

• Объективное исследование нервно-психической сферы в младенческом возрасте. СПб., 1909. (Переиздание: в кн. «Проблемы развития и воспитания человека». М., 1997).

• Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб., 1909.

• Вопросы общественного воспитания. М., 1910.

• Общая диагностика болезней нервной системы. Ч. 1—2. СПб., 1911—1915.

• О социально-трудовом воспитании. Пг., 1917.

• Коллективная рефлексология. Пг., 1921. (Переиздание: в кн. «Избранные работы по социальной психологии». М., 1994).

• Общие основы рефлексологии человека. М. ; Пг., 1923. (4-е изд.: М ; Л., 1928).

• Проводящие пути спинного и головного мозга. Ч. 1. М. ; Л., 1926.

• Мозг и его деятельность. М. ; Л., 1928. (Переиздание: в кн. «Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2». М., 1994).

• Избранные произведения (статьи и доклады). М., 1954.

• Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

• Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 1. М., 1994.

• Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2. М., 1994.

• Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997.

• Избранные труды по психологии личности. В 2 т. СПб., 1999.

Литература

◦ Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву к 40-летию профессорской деятельности. Л., 1926.

◦ Осипов В. П. Бехтерев. М., 1947.

◦ Просецкий В. А. В. М. Бехтерев как психолог и педагог. Учёные записки Елецкого гос. пед. ин-та. 1957. Вып. 3.

◦ Гращенков Н. И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии. М., 1959.

◦ Дмитриев В. Д. Выдающийся русский учёный В. М. Бехтерев. Чебоксары, 1960.

◦ Мунипов В. М. В. М. Бехтерев и его место в истории русской педагогики и педагогической психологии. Дис. … канд. пед. наук. М., 1968.

◦ Баталов А. А. Философские взгляды В. М. Бехтерева и место в них проблемы личности. Дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1969.

◦ Бальдыш Г. М. Бехтерев в Петербурге — Ленинграде. Л., 1979.

◦ Никифоров А. С. Бехтерев. М., 1986.

◦ Ломов Б. Ф. и др. Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927) // Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991. С. 424—444.

◦ Кузнецов Ю. М. Патографические аспекты становления личности и научного мировоззрения В. М. Бехтерева. Дис. … канд. мед. наук. СПб., 1995.

◦ Брушлинский А. В., Кольцова В. А. Творческий и жизненный путь Владимира Михайловича Бехтерева // Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997. С. 5—34.

◦ Ситдикова Г. Ф., Маринович Р. А., Костюшко В. В. Владимир Михайлович Бехтерев. Казань, 2003.

◦ Незнанов Н. Г. и др. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. СПб., 2007.

◦ Никифоров А. С. и др. В. М. Бехтерев. Жизненный путь и научная деятельность. М., 2007.

◦ Михашина А. С. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отечественной теории воспитания первой трети XX в. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 4.

◦ Комиссаров А. Г. Из рода богатырей: кн. о великом рос. ученом, акад. Владимире Михайловиче Бехтереве. Набережные Челны, 2011.

Библиография

▫ Хижняков В. В. Академик В. М. Бехтерев (1857—1927). Библиогр. указатель. М., 1946.

▫ Систематический указатель трудов и выступлений академика В. М. Бехтерева, напечатанных на русском языке / сост. О. Б. Казанская, Т. Я. Хвиливицкий // Бехтерев В. М. Избр. произведения (статьи и доклады). М., 1954. С. 471—523.

▫ Исаев П. О. Литература о жизни и деятельности В. М. Бехтерева. К столетию со дня рождения. М., [1956].

▫ Список основных работ В. М. Бехтерева, литература о нем // Бехтерев В. М. Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2. М., 1994. С. 796—798.

Архивы

≡ Личный фонд В. М. Бехтерева. ЦГИА СПб, ф. 2265, 1368 ед. хр., 1890—1927.

≡ Личный фонд В. М. Бехтерева. Архив ПФА РАН, ф. 842, 9 ед. хр., 1900—1914.

Источник: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/bexterev

Бехтерев вклад в психологию

Бехтерев вклад в психологию

Какой вклад Бехтерева в психологию, Вы узнаете из этой статьи.

Владимир Бехтерев вклад в психологию

Владимир Михайлович Бехтерев — русский психиатр, невролог, физиолог и морфолог нервной системы. Он занимался построением концепции объективной психологии, исследуя душевную жизнь человека.

Объективная психология подразумевала под собой психологическое поведение, основанное на экспериментальном характере исследования рефлекторной природы человеческой психики. Предметом его концепции было самонаблюдение. Свои взгляды он выложил в двух основных трудах: «Общие основания рефлексологии» и «Объективная психология».

Еще одна сфера исследований Владимира Михайловича – рефлексология и рефлексологический эксперимент. Рефлекс согласно Бехтереву является способом установления устойчивого равновесия между комплексом действующих условий и  организмом.

Психолог выдвинул положение о том, что некоторые жизненные проявления человеческого организма имеют черты биологической направленности и механической причинности, а также обладают характером целостной реакции, который проявляется в случае борьбы с постоянно изменяющимися условиями среды. Бехтерев настаивал на воспитуемом характере рефлексов.

Об этом идет речь в книге «Основы общей рефлексологии». Согласно ему социальная среда – это источник развития человека.

Бехтерев вклад в педагогику

Владимир Михайлович также занимался изучением личности, трактуя ее как интегративное целое. Он даже создал Педологический институт, который стал центром изучения личности как основы воспитания.

Ему принадлежит введение в психологию таких понятий как: индивидуальность, личность, индивид. Кстати личностная социальная сфера надстраивается над индивидом.

  Именно это стало основой для дальнейших педагогических разработок об индивидуализации учебного процесса.

Огромное значение для психологии имеют исследования о структуре личности. В ней Бехтерев выделил активную, пассивную, бессознательную и сознательную ее части. Он был первым, кто отметил доминирующую роль бессознательного мотива в гипнозе или сне. В ходе экспериментов он обнаружил явления конформизма и группового давления, которые в западной психологии стали изучаться намного позднее.

Говоря о его вкладе в психологию, нельзя не упомянуть об исследовании важности влияния коллектива на личность. Бехтерев доказал, что оно не всегда является благотворным: коллектив может нивелировать личность, сделать ее шаблонной.

Бытующие общественные стереотипы и обычаи существенно ограничивают личность и лишают ее возможности проявлять самостоятельно свои потребности. Таким образом, общественная необходимость и личная свобода, социализация и индивидуализация являются главной силой социальной эволюции.

И можно утверждать, что психолог заложил основы отечественной теории развития личности не только в психологии, но и педагогике.

Возвращаясь к медицине, отметим, что он занимался исследованиями функций мозга и открыл в нем проводящие пути и ядра. Также создал учение о функциональной анатомии мозга и проводящих путях спинного мозга. Им было обнаружено центры секреции и движения внутренних органов в коре головного мозга.

Кроме того Бехтерев ввел в науку термин «сочетательно-двигательный рефлекс». Открыл физиологические рефлексы, такие как: рефлекс большого веретена, лопаточно-плечевой, выдыхательный; патологические рефлексы: запястно-пальцевой рефлекс, тыльностопный рефлекс Менделя—Бехтерева, рефлекс Бехтерева—Якобсона. Ему принадлежит создание специальных приборов для оценки симптомов:

  • альгезиметр – измеряет болевую чувствительность
  • барэстезиометр – измеряет чувствительность к давлению
  • миоэстезиометр – измеряет чувствительность

Ученый разработал методы изучения нервного и психического развития детей, выявил связь между психическими болезнями и нервными.

Он описал патогенез и клинику галлюцинаций, циркулярный психоз и психопатию, формы навязчивых состояний и психического автоматизма.

Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии был во многих аспектах первопроходцем, в то время как подобные идеи и исследования только-только стали зарождаться на Западе.

Надеемся, что и этой статьи Вы узнали, какой вклад в психологию сделал Бехтерев. 

Источник: http://kratkoe.com/behterev-vklad-v-psihologiyu/

Бехтерев Владимир Михайлович

Бехтерев Владимир МихайловичБехтерев, Владимир Михайлович - психология

Бехтерев Владимир Михайлович (1 февраля, 1857 году, село Сорали, (ныне Бехтерево, Елабужского района) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. Генерал-майор медицинской службы царской армии.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В.М. Бехтерева.

В шестнадцать лет Бехтерев, окончив семь классов гимназии, поехал в Петербург, и поступил в Медико-хирургическую Академию.

Бехтерева полностью захватила наука. Но, несмотря на всю его отрешенность от политических дел, летом после третьего курса, он уехал на войну в Болгарию.

Военная кампания его длилась всего четыре месяца — началась на переправе русских войск через Дунай и закончилась жесточайшей лихорадкой от ночлега на сырой земле.

Он вернулся в Петербург совершенно иным, нежели покидал его, и главное в этом изменении было чувство сострадания, более не оставлявшее его никогда.

Практически сразу после окончания Академии (1878) Бехтерев стал работать в области познания деятельности головного мозга, для этой цели работал при клинике проф. И.П. Мержеевского. Конец XIX века для исследования мозга был чем-то схож с эпохой великих географических открытий

Защитив докторскую диссертацию (4 апреля 1881) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии. В 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.

В ту пору в ходу у исследователей мозга был в основном единственный метод: из уплотненного в спирту мозга выделялись, выщипывались, друг от друга отделяясь, отдельные волокна. Да еще окрашивались.

В своей книге «Проводящие пути головного и спинного мозга» Бехтерев предлагает свой «метод сравнения последовательных срезов одного направления». За этими словами стоит изнурительный многочасовой труд.

Нож микротома отсекает тончайший срез замороженного мозга, и этот срез, укрепленный на стеклышке попадает под микроскоп для рассмотрения и зарисовки.

Второй срез, пятый, трехсотый, и удается проследить наверняка и до конца пути нескольких нервных волокон и связи нескольких клеток. Новое направление, тысячи новых срезов — кропотливый и терпеливый труд.

Около двадцати лет рабочий стол Бехтерева был завален стеклышками со срезами. Уезжая на новое место, он всегда оставлял на старом многотысячную коллекцию срезов.

Книга «Проводящие пути» была переведена на несколько языков, удостоилась золотой медали Российской Академии Наук.

На ней основаны все современные атласы мозга. И один из составителей этих атласов, сам потративший на них всю жизнь, немецкий профессор Копш, произнес некогда такую фразу: «Знают прекрасно устройств мозга только двое: Бог и Бехтерев».

Еще будучи в заграничной командировке Бехтерев получил предложение занять вакантную кафедру психиатрии в Казанском университете.

После внутренних терзаний (уж очень не хотелось покидать ему обустроенные лаборатории) Бехтерев все-таки согласился и вместе с женой отправился в Казань.

С 1885 года состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы

Восемь лет преподавания в Казани — пожалуй, самый плодотворный период в жизни Бехтерева. В начале девяностых годов, спустя десять лет после выхода книги «Проводящих путей спинного и головного мозга», начал выходить его авторский семитомник «Основы учения о функциях мозга» — уникальная, единственная не в России, а в мире энциклопедия всего что знал человек к тому времени о мозге

Читайте также:  Канадская система образования - психология

Летом 1893 года неожиданно пришел вызов. Начальник Военно-медицинской академии предлагал профессору Бехтереву принять главную в стране психиатрическую должность — кафедру нервных и душевных болезней, оставляемую Мержеевским по выслуге лет.

В начале века Бехтерев задумал осуществить грандиозную идею: создать институт, посвященный изучению человека. В феврале 1908 года он открыл учебные курсы Психоневрологического института.

Институт стал подлинной и единственной в России высшей школой.

Открывавшиеся при нем клиники и лаборатории предназначались одному единственному научному направлению: познанию человека во всех его проявлениях нормы и паталогии.

Почти в то же время, когда известность Бехтерева достигла своего пика, в России в области физиологии нервной системы трудился еще один великий ученый — Иван Павлов. Они начинали вместе. Именно Павлов назвал многотомник Бехтерева «Основы учения о функциях мозга» энциклопедией о мозге.

А затем между ними произошел разрыв. Спорили они почти по каждой из идей о назначении и работе различных отделов мозга. И кроме результатов лабораторных опытов у каждого был крутой характер, и чисто научные разногласия привели к личной неприязни и вражде.

Они не подавали друг другу руки и не разговаривали друг с другом.

Через шесть лет после смерти Бехтерева, в 1933 году на съезде физиологов в Берне Иван Петрович Павлов сказал хирургу Пуссепу: «Теперь только я почувствовал насколько мне недостает клинической неврологической подготовки». Время стерло их вражду, и в истории наук о мозге они стоят рядом.

После Революции, в 1918 году Бехтерев начал проводить исследования на детях. Многое из того, что известно сегодня о младенческом периоде созревания человека, обязано началом своим, истоками и зарождением, все тому же неутомимому бехтеревскому любопытству.

А Бехтерев и своих детей использовал для исследовательских целей. Особенно младшую, любимицу, последнюю дочь, пятого своего ребенка – Марию. Он собрал большую коллекцию детских «рисунков девочки М.

» — так подписаны они были в его статье «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении». А потом оставлена им была и эта тема.

Ученики продолжили и здесь, с благодарностью ссылаясь на Бехтерева — зачинателя и вдохновителя, автора идей и методик, снова бросившего все, как только началось продвижение по отверстой и размеченной им дороге.

Потом Бехтерев заинтересовался.. дрессировкой животных. Результаты дрессировки он пытался объяснить и связать с функцией так называемых сочетательных рефлексов. Работы в лаборатории потом перекинулись на людей. Исследуемому раздражали стопу или палец слабым ударом тока и получали двигательную реакцию.

Одновременно пришло сообщение из лабораторий Павлова. Его сотрудник получил выделение слюны у собаки на звук, который несколько раз предшествовал кормлению. Тот же сочетательный рефлекс. У Павлова его назвали условным. Так опять столкнулись два гения.

Именно они положили начало такой безграничной дисциплине, как рефлексология.

Умер Бехтерев неожиданно и быстро. Настолько неожиданно и быстро (отравился консервами поздно вечером, а ночью его уже не стало), что возникла еще одна легенда: будто кто-то отравил его специально ради неразглашения тайны диагноза, поставленного им на приеме.

Это случилось 24 декабря в Москве, в 1927 году. Последней идеей Бехтерева была идея о создании Института Мозга. Там он собрал удивительный музей нервной системы. Бехтерев хотел, чтобы этот музей, стал именно музеем мозга. Пантеон мозга был учрежден.

И судьба распорядилась им со свойственной ей иронией: первым оказался в музее мозг его создателя.

Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Научный вклад

Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя— Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева— Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.).

Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит», 1892).

Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.

Один из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, создатель ряда научно-педагогических учреждений в Петербурге.

Развитые им идеи К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и других отечественных педагогов основываются на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественно раннего возраста (до 3—4 лет).

Подчёркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной».

Утверждал, что только гармоничное сочетание физического и психического развития обеспечивает совершенствование личности.

Выступая против формального обучения, задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение.

Бехтерев Владимир Михайлович:Цитаты

  • Вильгельм – дегенерат нероновского типа
  • Императрица Александра Федоровна — обычная красивая истеричка.
  • Мы подвергаемся действию психических микробов и находимся в опасности быть психически зараженными. 
  • Подчас внушение и прививка идей играет гораздо более видную роль, чем логическое убеждение. Всякий общавшийся с народом знает это хорошо по собственному опыту.
  • Нельзя быть вождем народа, не воплощая его мечтаний.
  • Толпа связывается в одно целое настроением, а потому с толпой говорить надо не столько убеждая, сколько рассчитывая возбудить её горячими словами.
  • Фанатизм разжижает мозги.
  • Коллектив живет и существует за счет индивидуального организма, и чем теснее сплочение коллектива, тем меньше места проявлению отдельной личности.
  • Всякое общество в отношении идей отстает от ученых на несколько поколений.
  • Выпьем за те блаженные времена, когда ученые смогут заниматься одной наукой!

Бехтерев Владимир Михайлович: Сочинения

  • Сознание и его границы.— Казань, 1888.
  • О локализации сознательной деятельности у животных и человека.— СПб., 1896.
  • Значение органов равновесия в образовании наших представлений о пространстве.— СПб., 1898.
  • Невропатологические и психиатрические наблюдения.— СПб., 1900.
  • Внушение и его роль в общественной жизни.— СПб, 1903;
  • Основы учения о функциях мозга.— Вып. 1-7.— СПб, 1903—1907.
  • Психика и жизнь.— 2-е изд., доп.— СПб, 1904.
  • Объективная психология.— СПб, 1907-10.
  • Внушение и его роль в общественной жизни.— СПб: Издание К.Л. Риккера, 1908.
  • La suggestion et son rôle dans la vie sociale; trad. et adapté du russe par le Dr P. Kéraval.— Paris: Boulangé, 1910.
  • Гипноз, внушение и психотерапия.— СПб., 1911.
  • Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2.— СПб, 1911-15.
  • Коллективная рефлексология.— Пг., 1921.
  • Общие основы рефлексологии человека.— М.-Пг., 1923.
  • Проводящие пути спинного и головного мозга.— М.-Л., 1926.
  • Мозг и его деятельность. М.-Л., 1928.
  • Избранные произведения с систематическим указателем трудов и выступлений автора и его ближайших учеников.— М., 1954.

Бехтерев Владимир Михайлович: Семья

Бехтерев Пётр Владимирович, сын, (1886 — 1938).

23 февраля 1938 года признан виновным по статьям 58-6, -7, -9, -11 УК РСФСР и по приговору выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР в тот же день расстрелян.

Предположительно захоронен на Левашовской пустоши. Жена П.В. Бехтерева также была репрессирована — отбывала срок в Мордовском лагере ГУЛАГа. В 1956 году П.В. Бехтерев был реабилитирован.

Бехтерева-Никонова Ольга Владимировна, дочь.

Бехтерева Наталья Петровна, внучка, (1924—2008) — выдающийся российский нейрофизиолог.

Никонов Владимир Борисович, внук, (1905—1987) — советский астроном

Медведев Святослав Всеволодович, правнук, (1 июля 1949, Ленинград)— советский и российский физиолог, академик РАН (2016; член-корреспондент 1997), член бюро Отделения физиологических наук РАН, директор Института мозга человека РАН.

Бехтерев  Андрей Андреевич — правнук, почётный председатель Ассоциации организаций здравоохранения «Медицинский центр Бехтерев» (Санкт-Петербург).

Медведева Наталья Святославовна— праправнучка, врач-психиатр.

Прапраправнук, прапраправнучка (дети Н. Медведевой).

Бехтерев Владимир Михайлович: Память

  • По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени В. М. Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.
  • Именем В. М. Бехтерева назван Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт. Выпускается журнал «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева». Перед зданием института установлен бюст В.М. Бехтереву.
  • улица Бехтерева в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже, Ржеве, Казани, Астрахани, Липецке, Барнауле, Челябинске, Донецке (Украина), Одессе (Украина), Минске (Беларусь), Алма-Ате (Казахстан).
  • Мемориальные доски в Санкт-Петербурге: наб. р. Малой Невки, д. 25.
  • ул. Бехтерева, д. 3, НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева.
  • ул. Боткинская, д. 17, Военно-медицинская академия. 
  • Бехтеревское Санкт-Петербургское общество психиатров.
  • Ассоциация организаций здравоохранения «Медицинский центр Бехтерев» (Санкт-Петербург).
  • Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика В.М. Бехтерева (Казань.)
  • Кировская областная клиническая психиатрическая больница имени В.М.Бехтерева (Киров).
  • Медицинский колледж имени В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург).
  • Золотая медаль имени В.М. Бехтерева (научная награда Российской Академии наук, присуждается Отделением физиологии РАН).
  • В 1956 году именем ученого было названо село в Елабужском районе Татарстана, уроженцем которого он являлся.
  • 26 января 2007 года в городе Елабуга В.М. Бехтереву был открыт памятник.

Академику В.М. Бехтереву посвящён документальный фильм А. Жукова и И. Голубевой «Смерти нет. Тайна академика Бехтерева» (2008, оператор С. Дадашьян).

Источник: https://helperia.ru/a/bekhterev-vladimir-mikhajlovich

Бехтерев Владимир Михайлович

Бехтерев Владимир МихайловичБехтерев, Владимир Михайлович - психология

Другие известные психиатры

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский психиатр, один из основателей русской экспериментальной психологии, обладал выдающимися способностями и исключительным трудолюбием. 

Будущий великий врач родился 20 января 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Бехтерево Республика Татарстан). В 1856 году отец, Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза, оставив сиротами троих сыновей. Ему не было и 40 лет. 

Самого младшего, Володю, к экзаменам в гимназию готовил старший брат Николай, кое в чем помогала мать. Экзамены он сдал успешно, и комиссия решила зачислить его сразу во второй класс. С 16 августа 1867 года он приступил к занятиям.

Позже в «Автобиографии», вспоминая то время, Бехтерев напишет: «Полагаю, что не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию, которая бы не побывала в моих руках и не была бы более или менее проштудирована с соответствующими выписками.

Нечего говорить, что такие книги того времени, как Писарева, Португалова, Добролюбова, Дрейпера, Шелгунова и других, перечитывались с увлечением по много раз. Нашумевшая в то время теория Дарвина была, между прочим, предметом самого внимательного изучения с моей стороны». 

Полученные им во время учебы в гимназии знания позволили Бехтереву в шестнадцать с половиной лет поступить в знаменитую Медико-хирургическую академию в Петербурге, тогда как туда принимали только абитуриентов, достигших 17 лет.

В 21 год, закончив обучение, он остался в академии для научного усовершенствования под руководством крупнейшего русского психиатра Ивана Павловича Мержеевского (1838-1908).

Читайте также:  Dead-line - психология

4 апреля 1881 года Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и получил ученое звание приват-доцента. 

В. М. Бехтерев среди слушателей Императорской Военно-медицинской академии (1912)

1 июня 1884 года, в 27-летнем возрасте, его как особо талантливого ученого, имеющего немало собственных исследований, опубликованных на русском и иностранных языках, командируют на два года за границу.

Бехтерев стажируется в лабораториях и клиниках таких всемирно известных специалистов, как лейпцигский невролог Пауль Флексиг (1847-1929), один из основоположников современной нейроморфологии, выдающийся парижский невропатолог Шарко и Вильгельм Вундт, основоположник экспериментальной психологии.

Бехтерев оставил у них хорошее о себе впечатление, поразив их широтой интересов и глубиной познаний. Следует отметить, что благодаря посещению клиники Шарко, в которой вовсю кипела работа по изучению гипноза, Бехтерев научился лечить с помощью гипноза и внушения. 

Весной 1885 года Бехтерев отправляется в Мюнхен, где знакомится с клиникой и лабораториями знаменитого немецкого психоневролога Бернарда фон Гуддена, трагически погибшего через год, 13 июня, в воскресенье, при спасении душевнобольного короля Людвига II в Штарнбергском озере.

Летние месяцы 1885 года молодой ученый провел в Вене. Там его интересовали методы работы «старого знатока мозга» анатома и психиатра Мейнерта.

По возвращении в Россию в июле 1885 года 28-летний Бехтерев был назначен приказом министра народного просвещения профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. 

После возвращения из командировки Бехтерев начинает читать курс лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса Казанского университета.

Будучи с 1884 года профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник» и выпустил ряд своих работ, а также работ своих учеников по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы. 

В 1883 году Бехтерев был удостоен серебряной медали Общества русских врачей за статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы».

В этой статье Бехтерев обращал внимание на то, что нервные болезни часто могут сопровождаться психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.

В этом же году его избирают в члены Итальянского общества психиатров. 

Дом в Вятке, где прошли детские годы Бехтерева

Наиболее известная его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была опубликована в столичном журнале «Врач» в 1892 году.

Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» (сейчас более известна как болезнь Бехтерева, анкилозирующий спондилоартрит, ревматоидный спондилит), то есть системное воспалительное заболевание соединительной ткани с поражением суставно-связочного аппарата позвоночника, а также периферических суставов, крестцово-подвздошного сочленения, тазобедренных и плечевых суставов и вовлечением в процесс внутренних органов. Бехтерев также выделил такие заболевания, как хореическая падучая, сифилитический множественный склероз, острая мозжечковая атаксия алкоголиков. Эти, а также другие впервые выявленные ученым неврологические симптомы и ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомной книге «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданной в Казани. 

С 1893 года Казанское неврологическое общество стало регулярно издавать свой печатный орган — журнал «Неврологический вестник», который выходил до 1918 года под редакцией Владимира Михайловича Бехтерева. 

Весной 1893 года Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. 

В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга». 

В 1894 году Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895 году он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. 

В ноябре 1900 года двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К.М. Бэра. 

История жизни Владимира Михайловича Бехтерева

В 1902 году Бехтерев опубликовал книгу «Психика и жизнь». К тому времени Бехтерев подготовил к печати первый том работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. Здесь были собраны и систематизированы общие положения о деятельности мозга.

Так, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, в соответствии с которой нервная энергия в мозгу устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру.

По мнению Бехтерева, эта энергия как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение». 

В. М. Бехтерев на фотографии К. Буллы.

Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии.

Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия). 

Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д. 

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева стали привлекать проблемы психологии.

Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: он выделял субъективную психологию, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективную.

Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, однако считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т.е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы. 

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева. 

В 1907-1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации. 

Для описания сложных форм рефлекторной деятельности Бехтерев предложил термин «сочетательно-двигательный рефлекс». Также он описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. 

Открытые Бехтеревым физиологические рефлексы (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.

) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльно-стопный рефлекс Менделя-Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева-Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Симптомы Бехтерева наблюдаются при различных патологических состояниях: спинной сухотке, седалищной невралгии, массивных мозговых инсультах, ангиотрофоневрозах, патологических процессах в оболочках основания мозга и т.д. 

Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д.). 

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию. В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева. 

В 1908 году Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности.

Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектологическим институтом по изучению мозга им. В.М. Бехтерева.

 

В 1921 году академик В.М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В.Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В.Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б.Б. Кажинского. 

Уже к началу 1921 года в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582.

Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор.

Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. 

Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их. Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки. 

Всемирно признанный ученый, академик Бехтерев отличался многогранностью научных интересов. Во всех энциклопедиях после его имени называются сразу три специальности: неврология, психология и психиатрия, и в каждой из них он оставил глубокий след.

Перу Бехтерева принадлежит множество работ, посвященных гипнозу, назовем некоторые из них: «Об объективных признаках внушений, испытываемых в гипнозе» (1905); «К вопросу о врачебном значении гипноза» (1893); «Врачебное значение гипноза» (1900); «О гипнотизме» (1911) и т.д. 

В конце 1927 года В.М. Бехтерев должен был участвовать в работе I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров и I Всесоюзного съезда, посвященного проблеме воспитания и обучения детей.

В Москве он поселился в доме старого знакомого, профессора университета С.И. Благоволина. 22 декабря на открывшемся съезде невропатологов и психиатров В.М. Бехтерева избрали почетным председателем.

В тот же день состоялось его последнее публичное выступление: он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных наркоманиями и, в частности, алкоголизмом, а также различными формами неврозов; он рассказал о методике коллективной гипнопсихотерапии и о ее преимуществах перед индивидуальным методом лечения, что связано с возникающей при этом своеобразной взаимной индукцией больных. 

Могила Бехтерева на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

На следующий день он руководил заседанием съезда, посвященным проблеме эпилепсии. Заседание происходило в здании Института психоневропрофилактики Наркомздрава на Кудринской улице. После заседания В.М.

Бехтерев изъявил желание познакомиться с некоторыми лабораториями института.

В сопровождении директора и крупных московских психиатров он посетил лабораторию морфологии центральной нервной системы и отдел патофизиологии труда, которым руководил бывший ученик В.М. Бехтерева — Ильин. 

Вечером того же дня он был на спектакле в Большом театре, а в 23 часа 40 минут 24 декабря 1927 года крупнейший нейроморфолог, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев скончался. 

В.М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров. Однако ни один из его учеников не смог заменить покойного ученого-энциклопедиста, наделенного блестящими организаторскими способностями. Психоневрологическая академия, созданная им, вскоре распалась.

Источник: http://tunnel.ru/post-bekhterev-vladimir-mikhajjlovich

Ссылка на основную публикацию