Безволие (юноша) — психология

Вечный юноша — Психолог Литвина Ольга, Психотерапевт, Юнгианский аналитик

Безволие (юноша) - психология

(Мария-Луиза фон Франц — швейцарский психолог, психотерапевт, доктор философии, ученица и коллега К.Г.Юнга, преподавательница в институте Юнга).

Латинское понятие риег aeternus, в переводе означающее «вечный юноша», заимствовано из «Метаморфоз» Овидия. Так древнеримский поэт обращается к юному богу Иакху (Якху), принимавшему участие в Элевсинских мистериях. Впоследствии божественного младенца отождествляли с Дионисом и богом Эросом.

В юнгианской психологии термин риег aeternus используется для характеристики определенного типа мужчины: очаровательного, привлекательного, творческого, увлеченного своими мечтами и фантазиями. Такие мужчины зачастую сохраняют подростковую психологию, даже став взрослыми. Как правило, сами они полны жизни, но окружающие их люди испытывают подчас странную эмоциональную опустошенность.

Мы вместе с ними работаем и живем, мы любим их и с тоской смотрим им вслед, когда они уходят от нас.

Мужчина — пуэр — это мужчина, который слишком долго сохраняет подростковую психологию. Другими словами те черты, которые обычно встречаются у семнадцать- восемнадцатилетних юношей наблюдаются и у взрослого пуэра.

В большинстве случаев особенности его поведения тесно связаны с сильной зависимостью от матери.

Юнг описывает два типичных расстройства у мужчин, обладающих ярко выраженным материнским комплексом — гомосексуализм и донжуанство.

 В первом случае гетеросексуальные влечения мужчины настолько тесно связано с образом матери, что он не может переживать сексуальные отношения с другой женщиной. Его жена стала бы соперницей матери, поэтому сексуальные потребности удовлетворяются только в отношениях с патрнёром своего пола.

 
Донжуанство — ещё одна типичная форма проявления расстройства, описанного Юнгом. В этом случае пуэр ищет в каждой женщине мать — образ совершенной женщины, всё отдающей мужчине и лишённой каких либо недостатков.

Он пребывает в постоянном поиске богини — родительницы и всякий раз влюбляясь в женщину, неизбежно открывает, что предмет его страсти обычный человек. После интимной близости такой мужчина разочаровывается в избраннице, поскольку исчезает её притягательность.

Он отворачивается от прежней любви для того, чтобы спроецировать образ богини на новый предмет страсти — один за другим. Он вечно тоскует по женщине — матери, которая раскроет ему свои объятия и удовлетворит любую его потребность. Подобное поведение часто сопровождается жаждой романтической любви.

О таких людях можно сказать, что они невинны в худшем смысле этого слова. Пуэр оправдывает себя, убеждая, что хотя женщина, с которой он состоит в связи – не та, что ему нужна, она временно заменяет подходящую.  Однако, если человек не принимает отношения всерьез, не позволяет чувственному опыту повлиять на его душу, тогда он как бы и вовсе не проживает эти отношения.

Как правило, мужчины пуэры испытывают сложности в вопросах социальной адаптации. Иногда можно наблюдать некое подобие асоциального индивидуализма: будучи особенным человеком, я не считаю необходимым адаптироваться в обществе, ибо это невозможно для такого скромного гения, как я. 

Кроме того, эти люди бывают часто высокомерны к другим: такое поведение обусловлено как комплексом неполноценности, так и ложным чувством превосходства над другими.

Как правило, мужчины этого типа испытывают серьёзные затруднения в поисках подходящего для них места работы: то, что они находят либо недостаточно хорошо, либо не совсем то, что они хотели бы иметь. Они всегда найдут ложку дёгтя в бочке мёда.

По этой же причине женщина рядом с ним никогда не будет » той самой  («она замечательная подруга, но…»).

 Всегда найдётся какое либо » но», которое помешает вступить в брак или хотя бы взять на себя какие либо обязательства. Всё это вызывает особую форму невроза, которую д-р Х.Дж.Байнс назвал «жизнью на черновик».

По Байсу, у мужчины, страдающего подобным неврозом, складывается странное отношение к действительности, а именно формируется чувство, что в реальной жизни он ещё пока не существует.

До поры до времени он предпринимает какие то действия, однако, какие бы поиски он не вёл — женщины ли, работы ли, — у него всегда остаётся ощущение, что это не то, что ему нужно. При этом сохраняется иллюзия, что когда-нибудь в будущем всё станет так, как надо.

Если подобная установка принимает затяжной характер, она формирует у пуэра твёрдый внутренний отказ жить настоящим моментом действительности. В той или иной степени описываемому неврозу сопутствует комплекс спасителя, или Мессии, лелеющего тайную надежду, что однажды он спасёт мир: скажет нечто значительное в философии, религии, политике, искусстве или какой либо другой области.

Невроз так же может привести к типичной патологической мании величия, а также к проявлению различных симптомов, которые реализуются в мысли » Моё время ещё не пришло».

Такой мужчина переживает смертельный страх в тех ситуациях, которые требуют принятия на себя ответственности за что либо.

Он испытывает ужас при мысли о необходимости связать себя обещаниями, навсегда остаться в земных границах пространства и времени и в итоге оказаться обычным человеком — тем, кем он, собственно и является.

Его всегда преследует страх попасть в положение, из которого он очередной раз не сможет вывернуться, Любая обыкновенная ясная ситуация для него становится сущим адом…

 В юности возможно, вы все участвовали в шумных молодёжных вечеринках, разгульных празднествах, во время которых чувствовали себя на вершине мира — у вас появлялось ощущение полноты жизни, уверенность в том, что вы способны сокрушить весь мир.

Такое чувство жизнелюбия характерно для молодого здорового человека. Оно побуждает его чувствовать себя энергичным и предприимчивым, и именно это чувство больше всего ненавидит пожирающая мать.

Это отвратительно для неё, поскольку импульс жизни лишает её права обладать сыном, он, так сказать, бессознательно уходит от неё.

Жизнь заставляет молодого мужчину забыть о матери, вот почему у такого сына обычно обнаруживается отщепленная Тень в образе гориллы, или огромного сильного боксёра, или преступника — они воплощают отчуждённую маскулинность. К тому же образ отщепленной Тени компенсирует слабое Эго…

Вполне уместно напомнить мнение Юнга, что работа служит средством исцеления расщепления у страдающих неврозом puer aeternus. Работа — даже если это обыкновенная вспашка земли  — помогает пуэру справиться с собственными проблемами.

Я вспоминаю, как Юнг сказал однажды одному пуэру: «Совершенно неважно какой работой вы займетесь. Задача заключается в том, чтобы вы выполняли что-то тщательно и добросовестно, независимо от того, чем вы занимаетесь».

Мужчина же настаивал, что он бы обязательно работал, если бы нашел подходящую деятельность, но при этом никак не мог найти такую работу.     Ответ Юнга был такой: «Не думайте об этом, просто возьмите любой участок земли, перекопайте и посадите на нем что-нибудь.

Неважно, чем вы займетесь преподаванием, бизнесом или чем-то еще. Просто посвятите себя той части земли, которая перед вами».

За словами; «Я бы работал, если бы работа мне подошла» скрыты всего лишь детская уловка, один из многочисленных самообманов, благодаря которому пуэр остается внутри материнского лона и сохраняет свою маниакальную идентификацию с богом — а боги, как известно, не работают. В греческой мифологии обитатели Олимпа, за исключением Гефеста, презираемого остальными богами, не утруждали себя работой. 

Ограничения — это один из недостатков соприкосновения с действительностью, поскольку в реальной жизни всегда действуют правила, ограничивающие человека. Для пуэра это означает жалкое существование, когда он оказывается связанным по рукам и ногам, лишенным возможности делать то, что ему хотелось бы.

Именно это обстоятельство создает пуэру особый дискомфорт.

В своей деятельности человек неизбежно сталкивается с собственными ограничениями – как интеллектуальными, так и физическими – но все, что он создает своим трудом, ничтожно по сравнению с теми фантазиями, которые рождаются в голове у пуэра, лежащего в кровати и мечтающего о том, что бы он сделал, если бы смог.

Анимус матери стремится отделить от личности сына природные проявления спонтанности. Маскулинная спонтанность и самопроизвольность — вот что мать желает сдержать, разрушить, а сын, естественно, сопротивляется этому. Приведу один очень показательный пример. Четырёхлетнему сыну моей соседки родители подарили на Рождество лейку.

Поскольку зимой лейку сложно использовать по назначению, мальчику строго сказали, что в комнате лейкой играть нельзя. Возможно, мальчику и не пришло бы в голову испытать подарок в гостиной, но как только мать вышла, он, разумеется, взял лейку и стал поливать ковёр.

Увидев это, мать в гневе влетела в комнату, стала кричать и шуметь — в общем, устроив скандал на пустом месте, отшлёпала сына. Услышав ссору, я решила вмешаться. Мальчик рыдал во весь голос. Когда я спросила мать, что случилось, иона рассказала мне о проступке сына, я не могла удержаться от смеха.

Я сказала, что она сама подала ему идею поливать ковёр, и , конечно же, мальчик не стал ждать до весны. Та ответила: » Возможно и так, но такое поведение необходимо пресекать в самом начале, иначе в 16 лет он станет целоваться с девчонками!» Это был её буквальный ответ.

Мальчик проявил лишь немного спонтанности, независимости и непослушания, то есть желания испытать от жизни радость и стремления сделать что то самому, как мать тут же осознала, что в нём проявляется маленький мужчина, которого нужно немедленно подавить.

Безусловно, символический образ лейки тоже имеет в данном случае особое значение — надо сказать, образ вполне очевидный, способный позже, в 16 лет вызвать у мальчика желание » целоваться в темноте с девчонками». Фантазия матери предвосхитила будущие события, мать почувствовала, что появился маленький мужчина, проявляющий спонтанность поведения, — и не вытерпела.

Вы видите, как набрасывается материнский Анимус на проявления мужской самостоятельности: например, на то, что сын ходит в грязных ботинках, плюётся, употребляет бранные слова. Мать не выносит, если сын унизительно отзывается о женщинах. Он их презирает, потому что они его привлекают. Всё это является примитивным, можно даже сказать, обезьяньим проявлением маскулинности.

Для мальчика естественно проявление определённой дикости, связанной с отсутствием адаптации, и хотя в какой то мере такое поведение следует сдерживать, всё таки мальчика необходимо оставить в покое. Женщина, обладающая здоровым материнским инстинктом, в таких случаях просто пожмёт плечами и скажет: » Ах, эти мальчишки просто невозможны». Или что-нибудь в этом роде.

Она оставит сына в покое или постарается не обращать внимание на то, что он вытворяет, хотя всегда немного ворчит, потому что ей не приятны его выходки. Именно поэтому » пожирая» сына, материнский Анимус разрушает такие проявления его маскулинности, как стремление быть не опрятным, буйным, или агрессивным, желание хлопнуть дверью.

При этом такие поступки укрепляют у мальчика ощущение жизни.

Источник: http://jungianalyst.ru/analiticheskaya-psihologiya1/vechnyy-yunosha/

Психология воли

Противоположным волевому является безвольное поведение. При обычной его характеристике наблюдаются те же недостатки, что и при характеристике волевого поведения.

Так, за безволие принимают как нежелание («явно выраженное отрицательное отношение к преодолению трудностей» – В. И. Селиванов [1976, с. 49]), так и неспособность проявить силу воли («неумение подавлять в себе отдельные желания, настроения и чувства» – А. В. Веденов [1957]).

Чаще всего безволие описывается как выражение отрицательных морально-волевых качеств или как некая характеристика воли в целом. В советское время проблема воли и, в частности, безволия оказалась сильно идеологизированной.

Безволие превратилось в клеймо, стало показателем безыдейности, аморальности человека. И это наложило отпечаток на понимание воли и безволия отечественными психологами.

Примером такой идеологизации является характеристика безвольного поведения как малодушия .

В «Словаре по этике» [1983] малодушие определяется как отрицательное моральное качество, характеризующееся слабостью воли личности и выражающееся в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы , в которые он верит, по причине опасения за личные интересы, из-за боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из-за неверия в собственные силы. С точки зрения автора статьи это проявление беспринципности, попустительство злу, потеря чувства ответственности за свои поступки и утрата веры в силу нравственных принципов, сопровождающаяся чувством бессилия. Конечно, все это может иметь место, но не всякое малодушие этим определяется.

Читайте также:  Оценка приемлемости и эффективности физических наказаний - психология

К. Н. Корнилов [1948б] к проявлениям безволия относил внушаемость и негативизм человека. Негативизм он рассматривал как немотивированную, необоснованную склонность действовать наперекор другим людям, хотя разумные соображения не дают оснований для этого.

Внушаемость же является недостатком воли, поскольку человек не умеет критически отнестись к тому, что ему советуют, предлагают сделать. Упомянутый автор писал: «Как внушаемый, так и негативист обнаруживают слабость воли, так как ни тот, ни другой не умеют подчинять свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения» [1948б, с. 331].

На подобном же основании К. Н. Корнилов считал безволием и упрямство. Упрямый, писал он, не владеет своей волей, так как она не подчинена его разуму. Воля упрямого – неразумная воля. Но, в противовес такой точке зрения, следует отметить, что разумность доводов – довольно шаткий критерий, чтобы выносить приговор человеку как безвольному.

Одному разумным кажется одно, другому – другое. Тогда, с точки зрения спорящего, при несогласии оппонентов с его доводами все они становятся безвольными.

Между тем Ю. Е.

Рыжкин [1986] отметил, что, с одной стороны, «безвольные» ученики и спортсмены в некоторых ситуациях проявляют исключительную волю и самостоятельность, не поддаваясь внешнему воздействию других людей, а с другой стороны, спортсмены, у которых высочайшее развитие определенных волевых качеств не вызывает сомнения, в ряде ситуаций оказываются легковнушаемыми. «При соревновательном поединке с неизвестным соперником, – писал Ю. Е. Рыжкин, – если к тому же поединок протекает в равной борьбе и конечный его результат неизвестен, у спортсмена нередко возникает состояние неуверенности в своих силах, он затрудняется в выборе средств и способов дальнейшего ведения поединка и вполне сознательно ориентируется на других людей, принимая их внушающие воздействия. Человек легко воспринимает воздействие других людей не столько потому, что он неволевой, а в силу того, что сами объективно складывающиеся условия взаимодействия принуждают его поступать именно таким образом. Эта тенденция свойственна спортсменам как с высокой личной внушаемостью, так и трудновнушаемым и волевым. Видимо, в конкретных условиях деятельности и общения требуется особое сочетание определенных волевых качеств и внушаемости» [там же, с. 48].

Поэтому соотношение между силой воли и внушаемостью сложное, и по внушаемости человека в определенной ситуации делать заключение о его «безволии» опасно.

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев [1973] считали, что безволие проявляется в том случае, когда у субъекта преобладают мотивы, не соответствующие общей цели деятельности, сознательно поставленной субъектом перед собой. Нельзя не отметить несколько своеобразное понимание безволия этими авторами.

Они писали, что выбор высших, социальных мотивов и решений свидетельствует о проявлении воли, а выбор низших, биологических и особенно противоречащих основной цели деятельности – о безволии.

Безволие, – продолжали авторы, – проявляется всегда, когда при оценке мотивов предпочтение отдается мотиву «хочется» (или «не хочется»), а не мотиву «надо». Таким образом, к оценке безволия авторы подошли с социальной и односторонней (командно-административной) позиции.

Не случайно и упрямство расценивалось ими как безволие на том основании, что оно является необоснованной настойчивостью. По критерию необоснованности в разряд проявлений безволия у авторов попало и любопытство, как необоснованная любознательность.

С таким пониманием безволия согласиться трудно. Во-первых, удовлетворение «низших» (биологических) потребностей может быть также связано с проявлением силы воли, а во-вторых, не всякая «высшая» цель социально позитивна, и иногда отказ от ее достижения как раз и становится проявлением силы воли.

В отличие от вышеуказанных авторов, связывающих безволие или слабоволие с отдельными личностными проявлениями, В. А. Комогоркин [1979; 1984] рассматривал слабоволие как общую характеристику личности: если слабоволен, то во всем.

По этому поводу он писал: «Анализ известных источников показывает, что слабоволие преимущественно рассматривается в связи с развитием отдельных волевых качеств, не охватывая волевой активности личности в целом.

Подобный подход, по нашему мнению, не способствует в должной мере выяснению изучаемого явления» [1984, с. 66].

Мне представляется, напротив, что подход к волевой сфере личности с чересчур обобщенных, «холистических» позиций как раз и будет ошибочным. Нет «вообще» безвольных и «вообще» волевых людей; каждый человек в чем-то «волевой», а в чем-то «безвольный», как уже показано ранее (параграф 5.7).

Кроме того, если исходить из понимания воли не как силы воли, а как произвольного управления, то безвольных людей, т. е. не обладающих произвольным способом управления, вообще быть не может. Безволие же (точнее было бы говорить «безвольное поведение»), как отмечал и сам В. А.

Комогоркин, в большинстве случаев связано с мотивацией, т. е. с подготовительным этапом волевого акта. «Безвольные» действуют непродуманно, нерешительно при выборе цели, или, наоборот, самоуверенно, импульсивно. У них слабо выражена способность выбора путей и средств достижения цели.

Таким образом, заключал упомянутый автор, у всех слабовольных отмечается отсутствие активной работы сознания на стадии планирования действий. А отсутствие или недостаточная ясность средств, необходимых для достижения намеченного, как указывал П. А.

Рудик, «приводит к тому, что волевой акт не выполняется или выполняется безотчетно, без достаточного контроля со стороны сознания» [1976, с. 84].

В этом высказывании П. А. Рудика – его понимание проблемы безволия. Он полагал, что у человека со слабой нервной системой в сложных ситуациях нередко возникают срывы нервных процессов. Они закрепляются и образуют стойкие отрицательные волевые качества, рефлекторно проявляющиеся при наступлении условий, напоминающих те, при которых эти срывы впервые возникли.

Подобные представления – отголосок попыток интерпретировать произвольность, волю и волевые проявления (качества) как условно-рефлекторный процесс. С таким пониманием воли и волевых качеств трудно согласиться. Принимая решение преодолевать или не преодолевать ту или иную трудность, человек раздумывает, а не реагирует как автомат, при помощи механизма условных рефлексов.

Кроме того, весьма спорен вопрос о том, можно ли говорить об отрицательных волевых качествах. Волевое качество либо есть, либо его нет (а точнее – оно выражено настолько слабо, что такого уровня его развития недостаточно для преодоления данного затруднения).

Единственное «отрицательное» волевое проявление – упрямство – скорее характеризует личность (например, ее эгоистичность), нежели скрывающееся за ним упорство.

Назад: 9.3. Возрастные изменения волевых качеств
Дальше: 10.2. ЛеньПоказать оглавление Скрыть оглавление

Источник: http://ogrik2.ru/b/evgenij-pavlovich-ilin/psihologiya-voli/25918/glava-10-bezvolnoe-povedenie/59

Словарь понятий по дисциплине «Психология» (абулия, авторитет, агрессия, …, эффект незавершённого действия, юношеский возраст, Я-концепция)

психология    Словарь понятий

Абулия – патологическое нарушение психической регуляции действий, проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, неспособности принять решение

Авторитет – влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизнедеятельности, основано на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т.п.; признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.

Агрессия – (от лат. аggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.

Адаптация – приспособление функций организма к условиям среды, направлена на сохранение гомеостазиса; имеет два аспекта: биологический и психологический.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка) – особый тип форм деструктивного поведения, выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.

Актуализация – процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

Акцентуация – дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

Амбивалентность чувств – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению, характеризующееся одновременным принятием и отвержением (например, переживание ревности).

Амбиции – высокое самомнение, высокий уровень притязаний; спесь.

Анализ – процесс расчленения предмета на составные его части.

Аналитическая психология – система взглядов швейцарского психолога  К.Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить от родственного направления – психоанализа З. Фрейда.

Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляется в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования.

Антиципация – способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результаты действий.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим его как отчётливое (осознанное) восприятие душой определённого содержания.

Артефакт – факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно.

Аттракция – привлекательность одного человека для другого. Выделяют уровни: симпатия, дружба, любовь – и связывают её с перцептивной стороной общения.

Атрибуция каузальная – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аффект – сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и развивающаяся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.

Аффективные дети – дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.

Барьеры межличностного общения – многочисленные факторы и трудности, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Чаще всего приходится сталкиваться с психологическими (личностными) барьерами.

Барьеры возникают из-за неумения находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать многочисленные повседневные трудности, приводят к эмоциональному стрессу, подрывают физическое и психическое здоровье человека.

 Барьер коммуникативный– психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнёрами по общению. Одним из коммуникационных барьеров в деловом общении являются ошибки в построении сообщения. Они серьезно мешают правильному пониманию, затемняют, порой искажают

Источник: https://vunivere.ru/work95412

Безответственность в жизни: почему цели становятся недостижимыми

Данная статья вам расскажет о главных закономерностях и причинах недостижимости целей, которые вы ставите перед собой.

Рано или поздно у каждого из нас наступает безответственность в жизни, когда мы недостаточно осознаем важность событий.

Все умозаключения, с которыми вы ознакомитесь ниже, получены из личного опыта многих людей — научные исследования, заключения психологов и простые наблюдения из жизни показывают влияние безответственности и лени на нашу жизнь.

По сути, безответственность — неспособность и отсутствие желания отвечать за собственные действия и слова, неумение заботы о близких людях и вещах. Даже о себе любимом иногда думать лень, что не идет нам во благо. Постоянное пребывание в иллюзиях и мечтах сидя дома не влечет конкретных действий, а значит — человек останавливает развитие, безответственность и лень берут верх.

Читайте также:  Обобщение - психология

Разумеется, каждый случай бессознательной жизни человека индивидуален, но в мире нет ничего невозможного, каждый из нас способен начать жизнь с чистого листа в любом возрасте и достигнуть ошеломляющих вершин. Посему, вы узнаете о причинах собственных неудач, и о том, как их побороть.

Также, мы расскажем о всех причинах безответственности в жизни, и способах преодоления пороков в достижении желаемого.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Что такое безответственность?

Безответственность в жизни людей — невыполнение, халатное отношение к обязательствам, образу жизни и окружающим людям, отсутствие ответственности за личную жизнь, прошлое, настоящее и будущее. Естественно, дальнейшая жизнь людей с таким образом жизни также не особо волнует.

С эзотерической точки зрения отсутствие ответственности за жизнь означает безвольность и неспособность делать что-либо конструктивное. Помните — только ответственность в сочетании с энергетической силой дают нам волю и саморазвитие. За это отвечают чакры Маннипура и Аджна, которые находятся на уровне живота и головы и стимулируют человека создавать, стремиться к лучшему.

Безответственная личность глубоко несчастна и одинока, закрывающаяся внутри себя. Со временем такие люди перестают контролировать свою жизнь и уже не замечают, насколько тяжело их положение в обществе и по отношению к самому себе.

Халатный, ленивый индивид медленно плывет по течению, которое абсолютно не нравится, даже не пытаясь вырваться в иную плоскость. Здесь любая цель становится недостижимой, особенно в случае слабого характера.

Человек становится марионеткой в толпе, управляемой личностями с трибуны.

Однако, безответственность и лень — не врожденные качества, приобретаемые в ходе всего существования. Причин такой безответственности в жизни может быть множество — несчастный случай с близким человеком, отсутствие мотивации, алкоголизм, низкая самооценка, смена мировоззрения и другой негатив.

Причины появления безответственности и халатности

Основная причина несостоятельности личности — плохое воспитание. Да, это банально, но именно детство — отправная точка каждого человека.

Если родители не учат младшее поколение образованности, манерам, осознанности и ответственности — не ждите от этой личности конструктивизма.

Невоспитанный индивид даже не осознает собственных ошибок до тех пор, пока кто-то не объяснит суть проблемы — с возрастом появляются как права, так и обязанности.

Если не воспитание, то плохое окружение является второй причиной. Вокруг себя вы видите сильных людей, которые стремятся к саморазвитию, новым должностям и успеху — безответственности в жизни не будет.

Взаимная помощь стимулирует развитие, а примеры правильно поставленных целей обогащают вас. С другой стороны, если такое общество все делает за вас, человек не осознавая, перестаёт делать какие-либо полезные вещи, далее становясь лишней частью общества.

То есть — у вас что-то не получаются, это делают другие. Так со временем всё перестаёт получаться, а советы окружающих только действуют на нервы.

Как не странно, обычно таким окружением являются мамы, бабушки и другие родственники, старающиеся уберечь своё дитя от внешнего негатива. Запомните — так опускаются руки, а куча безответственности и лени заполняет ваше сердце.

Следующая причина человеческого попустительства — неумение правильно мыслить и делать выводы. Любое действие индивида влечет за собой последствия, которые не всегда можно предугадать.

Но, если вы не понимаете итоги собственных поступков, или не считаете это важным, ваш характер станет беспечным и безответственным. Подобные личности предпочитают жить сегодня, не думаю о завтрашнем дне.

Важно вовремя осознать столь тотальную лень, либо обратиться за помощью к окружающим.

Страх, эгоизм и безволие

Страх лишает нас свободы, являясь четвертой причиной безответственности. Ответственность предполагает заботу о собственной жизни и разум в решениях, но иногда это страшно. Многие из нас уходят от ответственности из-за страха перед последствиями. Разумеется, страх — последствия негативного опыта, который несколько раз перенимают все люди.

При этом, опыт может быть крайне печальным — смерть домашнего животного, урон дорогого имущества, провал в бизнесе и прочее. Такие последствия ведут к безответственности и инертности, которые устраняются со временем, и то — не факт. Безответственность в жизни из-за страха — наиболее несправедливая причина человеческой халатности.

В данной ситуации главное — психологическая помощь.

Человеческий порок эгоизм — пятая причина безответственности, сопровождающая индивида всегда. Данный порок присущ каждому в большей, или меньшей степени, но халатность и бездействие сохраняются у человека только в угоду самому себе.

Такой порок должен обладать четкими границами, но у безответственности таких границ нет. Такой человек пообещает для вас написать симфонию и дать миллион, а на деле останется дома смотреть кино, позабыв обо всем, что было между вами.

Избегайте подобных личностей — ничего не получив, хотя бы убережете нервную систему.

Безволие — заключительная причина многих пороков человека. Понятием воли можно охарактеризовать желание, стремление и практическое действие во благо себе и окружающим.

Мы встаем каждое утро и заправляемся энтузиазмом для новых свершений, зная – не существует недостижимых целей! Но, если ваша самооценка упала на дно, а нерешительность запрещает переступить порог собственного дома, безволие одержало победу. Такие личности обвиняют в неудачах других и не могут оценить ситуацию справедливо.

Восхваление собой также — довольно редкое явление, обвиняя в низкой самооценке весь земной шар. Безвольный человек находится в постоянном поиске других людей, которые способны сделать его счастливым, не осознавая главной причины в самом себе.

Проблемы и виды безответственности в современном мире

Огромное количество безответственности в жизни общества сегодня является главной проблемой молодого поколения. Все больше людей живет для себя и собственных нужд, забывая знакомых, многих друзей и даже родственников. Мы перестали осознавать понятие ответственности перед окружением и целым миром, становясь бездушными снобами ради своих прихотей.

Ответственность — одно из самых важных человеческих качеств во все времена, как и трудолюбие, организованность, и терпение.

Проблема безответственности сегодня будоражит общество — современное поколение, благодаря технологиям и миру интернета перестало осознавать значимость окружающего мира, делая все исключительно ради себя.

Мы перестали брать на себя ответственность, потому что боимся, а иногда вовсе не понимаем что это такое. Это ведет к бездушию черствости и жизни ради себя самого, бросая коллектив, всех родных и близких.

Так проявляется коллективная безответственность.

Безответственность в жизни ударяет по окружению индивида, выражаясь в комплексе нежелания совершать благо для себя и остальных, путем перекладывания ответственности за дела на посторонних. Проблемы и стереотипы данного негатива рождаются во время привычки откладывания дел на потом.

Многие люди склонны тянуть время, наслаждаться бездействием и отдыхать. Мы любим опаздывать, пить кофе перед работой, выкурить сигарету, и только потом браться за ответственные дела — так утверждают социологические исследования.

При этом, многие е осознают как правильно поставить цели в жизни, но при этом выставляют себя напоказ.

Безответственность в семье

В супружеских парах случаются разводы зачастую из-за безответственности одного из супругов — высокий коэффициент лени, отсутствие сознательности и халатность по отношению к любимому человеку разрушила уже множество семей. Человеческая инфантильность прёт впереди семьи, что ведет к алкоголизму, не желанию работать, изменам и к разводу.

Многие мужчины не желают брать на себя ответственность в содержании ребенка, да и не каждая женщина согласно рожать. Ежедневно юное дитя нуждается в еде, тепле и уходе, которыми брезгуют взрослые люди из-за собственной занятости. Без отца, или без матери расти – не самое приятное занятие для ребенка, который может вырасти неполноценным.

Помните: мы в ответе за тех, кого приручили, а безответственность в семейной жизни — одно из худших качеств человека. Разумеется, женщина — более ответственная личность, чем мужчина, но юноша в поисках лучшей жизни амбиции ударяют по семье.

Мужчинам свойственно много гулять, не отвечая за свою женщину, а порой и вовсе забывая о домашнем очаге.

Главное — не поддаваться ежеминутным слабостям в жизни и не ругаться. Помните — вы связали с этим человеком всю свою жизнь, продолжить род и стать счастливым человеком. От обоих супругов требуется лишь следить за собой, не делать лишнего и радовать себя, и окружающих.

Каждый из нас в глубине души стремится к хорошей семье и любви. Никогда нельзя бросать семью, отвергать своих родственников, потому что только они придут на помощь в самое тяжелое время.

Безответственность в жизни семьянина лечится крепкими узами родных людей, которые способны доказать вашу необходимость в этом мире.

Пороки нужно побеждать

Как сказал персонаж Алексея Булдакова в киноленте «Особенности национальной рыбалки» — все болезни от бескультурья.

Аналогично можно сказать про безответственность — инфантильность, халатность и эгоизм процветают там, где саморазвитие остановлено. Посему — мотивируйте себя, находите интересные цели и ставьте задачи.

Для человека нет ничего невозможного, есть только рамки сомнений. Как же избавиться от бессознательности и заставить себя действовать?

  1. Записывайте цели документально — ручкой на бумагу пишите все, чего хотите достичь.
  2. Не сидите на месте, начните уборку в квартире, выйдете в магазин, встретьтесь со старыми друзьями — действуйте.
  3. Смотрите мотивирующие фильмы, слушайте и читайте книги.
  4. Постоянно занимайтесь образованием — самопознание ведет к саморазвитию, знания расширяют человеческие возможности.
  5. Заканчивайте начатые дела и выполняйте обещания — таким образом, строится личность, накапливая ответственность, насыщаясь опытом и энергией жизни.
  6. Думайте, много думайте. Старайтесь предугадать последствия собственных и других дел. Рассчитывайте каждый шаг, работайте на результат. Планируйте собственные действия, заботьтесь о семье.
  7. Рассчитывайте и дорожите своим временем, хватит прожигать жизнь! Чем богаче человек, тем сильнее ценит каждую минуту — задумайтесь об этом.
  8. Побеждайте страхи, дышите легко, чувствуйте свободу. Смело принимайте решения и не думайте о возможных осуждениях со стороны.
  9. Пора взрослеть! Взрослый, состоявшийся человек не может быть безответственным, изучайте психологию, развивайтесь.
  10. Нет недостижимых целей – есть высокий коэффициент лени, недостаток смекалки и запас отговорок!

Как себя мотивировать?

Для каждого из нас нет ничего сильнее мотивации, которая способна нивелировать безответственность в жизни, и поставить личность на рельсы развития. Какими способами себя заинтересовать и замотивировать для совершенствования личности?

  1. Визуальная мотивация. Вы страдаете лишним весом, опустились руки, и позитива все меньше? Наклейте на холодильник изображение модели мужского, или женского пола в купальнике с идеально стройной фигурой. Это заставит вас думать при каждом маршруте за едой, мотивируя к правильным поступкам.
  2. Создайте личный идеал, ориентиры. Это позволит заняться как собой, так и долгосрочными проектами, которые могут испугать масштабами. Делите все на короткие отрезки и ищите пути прохождения каждого. Начинайте не спеша — возьмите интересную книгу, запланируйте прочесть несколько глав, со временем применив на практике полученную информацию. Далее ознакомьтесь с продолжением и так далее.
  3. Ищите единомышленников в любимом деле. Безответственность в жизни приводит к потере круга общения, что негативно влияет на личностный рост и саморазвитие. Сегодня есть множество социальных сетей, форумов и мест для простого человеческого общения. Лучший вариант, если вы находите знакомых, любящих ваше дело и ваши задумки. Неважно, что это — плетение фенечек, автомобильный двигатель, новое вооружение нашей армии, или памперсы для ребенка — собеседники всегда помогут и подскажут. Находите как можно больше людей, заинтересованных в вас.
  4. Займитесь самоорганизацией. Напоминалки, дневники, ежедневники и другие письменные предметы помогут в исполнении задуманного. Сегодня у вас есть возможность приобрести подобную книжку на любой вкус — многим приятно записывать свои успехи и достижения в блокнот с твердой бумаги, обшитый натуральной кожей. Также, заводите на телефоне будильник, который беспрестанно звонит, дабы разбудить вас. Ставьте любимую музыку и совершайте пробежки — тоже неплохо помогает.
  5. Неудача — не конец света! Цель становится недостижимой в случае упадка мотивации и желания работать при неудаче. Но, помните — это тоже опыт, причем далеко не всегда негативный. Споткнулись — в следующий раз переступите, или обойдете яму. Главное — не останавливаться и двигаться вперед.
Читайте также:  Деиндивидуализация - психология

Безответственность в жизни: выводы

Безответственность — приобретаемый человеческий порок, не возникающий просто так. Анализируйте ситуацию и ищите причину неудач. Злоупотребление жизнью наступает в результате преломления саморазвития и потери мотивации.

Возможно, вы сами в этом виновны, возможно, окружающие люди, а может и какой-то очень негативный момент. Но, руки никогда нельзя опускать и халатно к себе относиться. Вы можете пролежать всю жизнь на диване, но потом не спрашивайте, откуда у соседа новый «Мерседес», а у друга детства своя яхта и отель на Мальдивах.

Только личные действия ведут к личностному росту и саморазвитию, подстегиваемые самообразованием и мотивацией.

Избегайте споров, конфликтов. особенно в некомпетентном обществе, где на правду собеседник может выдумать что угодно. Помните — любой негатив ведет к разложению личности.

Загляните вглубь духовного мира, заинтересуйте себя, найдите давние увлечения, стремления и другие факторы, которые заставят вас двигаться.

Безответственность в жизни не появляется от хороших манер — человек склонен к страданиям и переживаниям, но ничто не может вас остановить, кроме самого себя. Главное — это осознать, и поставить цели, которых не достиг еще никто и ежедневно следовать вперед.

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/samorazvitie/bezotvetstvennost-v-zhizni.html

Абулия

Абулия — это психотическое состояние, характеризующееся патологическим безволием и бесхарактерностью, отсутствием желания и побуждением к деятельности, неспособностью выполнять действия и принимать волевые решения.

Абулия выступает одним из признаков апатии. В случае сочетания с апатией подразумевают апатико-абулический синдром, при обездвиженности говорят об абулически-акинетическом синдроме. Данное заболевание, как патологическое состояние необходимо дифференцировать от слабоволия, от которого можно избавиться путём тренировок, самовоспитания и воспитания.

Заболевание проявляется в отсутствии волевой мотивации к деятельности. Данное состояние не щадит ни молодых, ни пожилых.

Абулия причины

Причиной абулии является следствие фронтального повреждения мозга, однако, это не поражение мозжечка или ствола мозга. Наличие травм головного мозга, инсульт также может спровоцировать заболевание и вызвать диффузное поражение правого полушария.

Абулия и еще причины ее возникновения: наследственность, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, которые поражают центральную нервную систему и провоцируют возникновение менингита, энцефалита.

Однако большинство медиков относят к провоцирующим факторам абулии стресс. Иногда причиной может выступить олигофрения, циркулярный психоз.

Редко болезнь отмечается при пограничных состояниях: психоневроз, истерия, психастения.

Абулия симптомы

Первый признак – это невнимание к своей личности, в частности к внешнему виду. Человек перестает за собой следить, мыться, бриться, менять белье.

Заболевание характеризуют следующие симптомы: необъяснимые внезапные движения, пассивность; затяжной период ответа на вопрос; сложность при целенаправленных движениях, потеря интереса к простым играм у детей, сокращение социальных взаимодействий, потеря аппетита.

Абулия характеризуется общей вялостью, а также нарушением волевого импульса и отсутствием желания, побуждающего к какой-либо деятельности. По-простому — это неспособность принять решения.

Иногда у больного есть желание к действию, однако он не может перейти от желания к действию и ему не хватает внутренней энергии для реализации.

Отдельные исследователи относили заболевание к одному из симптомов шизофрении, другие определяли это явление к невозможности осуществить выбор между побуждениями.

Психология чётко отграничивает данное состояние от слабоволия, относя последнее к чертам характера, вызванными неправильным воспитанием и устраняем тренировками, самовоспитанием, внешними воздействиями со стороны общества и семьи.

Абулия диагностика

Состояние абулии способно быть подавляющим или легким. Часто это состояние относится к нарушениям волевой регуляции поведения.

Диагностировать заболевание не так уж и просто, поскольку оно занимает промежуточное положение между другими расстройствами. Самым лучшим способом диагностики выступает клиническое наблюдение за больным.

Локализацию поражения эффективно выявляет МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография).

Дифференцировать заболевание от лени очень сложно. Особенно трудно это выявить среди детей. Дети часто не желают выполнять просьбы родителей. Например, убирать игрушки именно тогда, когда пожелали взрослые.

Дети, создавая свой игрушечный мир, не желают разрушать его по первому требованию. Этот пример абулией не является. Насторожить взрослых должна симуляция детей, например, проявляющаяся в чтении одной книжной страницы длительное время.

В этом случае необходимо обращаться к врачу, поскольку самостоятельно в этой ситуации не разобраться.

Абулия лечение

Абулия и как бороться с ней – эти вопросы зачастую возникают у людей. Лечение заболевания у пожилых людей требует большого внимания со стороны родных. Средний возраст нуждается в вовлечении в различного рода занятия, хобби.

Лечение абулии у детей осуществляется только специалистами, чтобы не навредить малышам. Ошибкой родственников больных часто выступает то, что они сами позволяют ему хандрить, страдать и лелеять свою абулию. Страдающий абулией очень быстро привыкает к такому жалостливому отношению и принимает его, как должное. Втянувшись в такое состояние, потом больному очень сложно от него избавиться.

Лечение абулии включает участливость ближайшего окружения, заключающуюся в растормаживании больного. Для этих целей подойдет поездка в интересное место, шумный банкет, выезд на природу, общение с животными.

Привлекайте больного к труду, давайте ему простые поручения, ссылаясь на то, что без него вам не обойтись.

Если состояние еще не затянувшееся, то возможно справиться самостоятельно, тогда как при длительной абулии диагностируется депрессия или ипохондрия.

При затяжном течении без медикаментозной терапии и опытного специалиста (психотерапевта, психиатра) не обойтись. Хороший эффект для улучшения состояния дают психотерапевтические или психиатрические методы, а также психоаналитический курс.

Психиатрия выделяет возрастную и старческую абулию. Зачастую она вызывается чисто психологическими причинами. Например, пожилому человеку кажется, что про него забыли и он никому не нужен. Нередко абулия является результатом наркомании и алкоголизма.

Большинство врачей считают это состояние главным индикатором латентного, то есть тайного, пьянства. Справиться с возрастной абулией помогает общение и осознание больным, что он кому-то нужен.

Когда больной чувствует ответственность, понимает, что нужен, у него появляется волевой стимул и желание к деятельности.

Источник: http://psihomed.com/abuliya/

Основные причины и симптомы абулии. Способы лечения расстройства психики

Психопатологические нарушения волевых процессов влекут за собой отсутствие желания к целенаправленной деятельности, слабохарактерность и пассивность существования.

Патология волевых процессов может наблюдаться при органических нарушениях головного мозга, психических расстройствах.

У таких больных зачастую отсутствует желание и интерес к совершению деятельности, они могут сутками лежать в постели, не прилагая усилий даже к выполнению необходимых действий, связанных с базовыми потребностями.

Клинические проявления синдрома и его виды

Воля является особым регулятивным фактором, планомерной способностью к продуктивной деятельности, нацеленной на результат. Нарушение же волевых процессов зачастую связано с патологией активности, мотивации и поведения. Расстройства воли бывают следующих видов:

  • гипербулия,
  • гипобулия,
  • абулия,
  • парабулия.

Гипербулия является чрезмерным проявлением активности, а гипобулия – её противоположностью, снижением побудительной к активности функции. Парабулия представляется непосредственно в виде нарушения поведения. Безволие же характеризуется потерей желания к продуктивной деятельности, отсутствием мотивации для достижения результатов. По длительности абулия делится на следующие подвиды:

  • кратковременная,
  • периодическая,
  • постоянная.

Кратковременное течение заболевания наблюдается при адинамической депрессии, пограничных состояниях (неврозах, астении). Больные депрессивными расстройствами зачастую лишены деятельной активности, их мотивационная и волевая сфера находится в упадке.

Личность, находящаяся в стадии депрессии, понимает необходимость волевой направленности, но не всегда может собраться с силами для того, чтобы начать действовать.

Также кратковременное безволие может наблюдаться при неврозе, психопатиях и проявляться в виде неспособности принять решение, снижении побуждений и отсутствии мотивации.

Периодическое безволие встречается при наркомании, запущенных соматоформных расстройствах. Рекуррентный характер упадка волевых процессов зачастую совпадает со стадиями обострения при шизофрении. Повторяющиеся нарушения воли нередко присутствуют в клинической картине маниакально-депрессивного психоза.

Постоянное отсутствие мотивационной базы и волевых побуждений является характерным признаком кататонической шизофрении и тяжёлых повреждениях головного мозга. Безволие в сочетании с обездвижением при шизофрении может переходить в кататонический ступор.

Именно апато-абулический синдром в клинической картине шизофрении является наиболее тяжёлым проявлением нарушения воли.

Среди основных симптомов заболевания выделяют:

  • заторможенность мыслительных процессов,
  • трудности в принятии решений,
  • снижение социальных контактов, вплоть до изоляции,
  • отсутствие мотивации для совершения действий,
  • пренебрежение гигиеной,
  • снижение необходимости в базовых потребностях человека (питание, сон),
  • потеря интереса к привычной деятельности,
  • пассивность,
  • скованность или спонтанность движений.

Абулия может протекать в комплексе с мутизмом, апатией и адинамией. Под мутизмом понимают речевую пассивность, которая проявляется в отсутствии вербального речевого компонента.

Больные не отвечают на вопросы, всем своим видом показывая нежелание вступать в контакт с окружающими.

Французский психиатр Флоренвиль считал, что «недобровольное проявление мутизма» сочетается с безволием и пассивностью двигательной активности.

Апатия, являющаяся эмоциональной безразличностью и безучастием, нередко сочетается с отсутствием волевой активности, образуя апато-абулический синдром.

Клиническая картина данного состояния протекает в виде эмоционального оскудения и автоматизированных действий. Больные становятся замкнутыми, часто и подолгу молчат, стараются избегать контактов с окружающими.

Такое состояние характерно для шизофрении и биполярно-аффективного расстройства.

Причины заболевания

Причинами данного психопатологического синдрома выступают травмы и опухоли головного мозга, наследственная предрасположенность к шизофрении и другим психическим расстройствам, слабоумие. Лёгкие проявления заболевания могут наблюдаться при низкой стрессоустойчивости и склонности к соматоформным расстройствам. Данный психопатологический синдром наблюдается при таких заболеваниях:

  • шизофрения,
  • поражения лобных отделов головного мозга,
  • пограничные состояния,
  • депрессия,
  • слабоумие.

Наиболее часто безволие проявляется при шизофрении и органических поражениях лобных отделов головного мозга. По мнению немецкого учёного Э.

Блейлера, безволие, как один из симптомов шизофрении проявляется как своеобразная «утрата энергетического потенциала».

«Потребность против и вопреки», по словам психиатра, была главной особенностью больных шизофренией из-за одновременного присутствия желания и отсутствия сил для его реализации.

Ещё в 50-х годах ХХ ст. советский психиатр М. О. Гуревич доказал, что лобный отдел головного мозга выполняет функцию контроля за побуждениями и волевыми прочесами.

Пациенты с поражениями лобных отделов очень инертны в своих суждениях, зачастую не могут сделать над собой простое усилие для совершения примитивных действий.

При повреждении мозговых отделов заболевание протекает в виде двигательного торможения в сочетании с ослаблением мыслительных процессов.

Лечение абулии

В первую очередь необходимо лечить главное заболевание, в рамках которого проявляется безволие.

Если отсутствие волевых усилий протекает на основе шизофрении, в качестве медикаментов широко используются атипичные нейролептики.

В случае если причиной абулического синдрома выступает депрессия, используются антидепрессанты. Схему лечения определяет исключительно врач-психиатр, который опирается на анамнез и диагностические критерии.

Прогнозы в лечении апато-абулического расстройства в сочетании с шизофренией зачастую неблагоприятные. В психиатрической практике при длительной терапии заболевания наблюдалась лишь частичная ремиссия, отмечались случаи трансформации шизофрении в прогредиентные стадии. В лучших случаях были улучшения со стороны социального взаимодействия, общения с окружающими.

В лечении абулии широко используется психотерапия, в особенности при кратковременных, легких формах заболевания. Применение психотерапевтических методов для лечения безволия в рамках шизофрении является спорным вопросом.

Однако многие врачи практикуют использования гипноза и когнитивно-поведенческой психотерапии для снижения признаков синдрома.

Главной целью психотерапевтического подхода является налаживание социальной адаптации и формирование волевой и мотивационной базы.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-prichiny-i-simptomy-abulii-sposoby-lecheniya-rasstrojstva-psixiki.html

Ссылка на основную публикацию