Биографический метод — психология

Биографический метод, ощущения — Основы психологии Библиотека русских учебников

Биографический метод - психология

ГлавнаяПсихологияОсновы психологииПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В психологии биографический метод — это система методов исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути человека. Данный метод эмпирического познания начал разрабатываться в первой четверти XX в в (МОРибников,. ШБюлер).

Сначала ограничивались ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого дальнейшем биографический метод начал включать анализ актуальных и допущенных в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, кауза-метрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). МОРибников рассматривал автобиографию как психологический документ, документирует личность и ее историїї історію.

Он разделял спонтанные автобиографии, когда инициатива ретроспективного взгляда на собственную жизнь принадлежит самой личности, и про-воковани автобиографии, когда исследователь использует прием побуждения подопытного говорить о себе по определенному плану. Такой прием гарантирует однородность собранного материала, что дает возможность сравнивать, объединять, обобщать полученные факты тощо.

Современные биографические техники, построенные на основе изучения личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с»значимыми другими», направленные на ре трукцию жизненных программ и сценариев развития личности анализа подвергают также пространственные и временные характеристики организации делового, семейного, духовной жизни личности, взаимодействие ее с природ ним и социальным средум.

Применение биографического метода предполагает получение разнородной объективной информации, для чего используются различные формы автобиографической методики: опрос, интервью, тесты.

Также необходимым м является анализ показаний очевидцев, данные получаемые во время беседы и опросов близких людей, во время первичного анализа воспоминаний современников.

Также используются модификации метода изучения продуктов деятельности, когда проводится контент-анализ дневников и писем, осуществляется построение кривых производительности и диаграмм жизненных измерений активности личноститі.

Одним из методических приемов организации и проведения психологического исследования в рамках биографического метода является слушание. Этот прием предполагает совместную работу экспериментатора и личности над содержание товыми материалами его личной жизни. Реализуется прием в два этапаи:

1) первый этап — получение фактических данных о жизненном и творческом пути личности с помощью набора тестовых и исследовательских методов. Особенно важным является акцент на эмоциональной насыщенности представляющий. Ован личностью материала.

Таким образом удается не только содержательно восстановить ход событий в пространстве индивидуальной жизни личности, но и установить их эмоциональную значимость, насыщенность смыслом для личности, смысл результирующих моментов в этих событиях.

Психологу удается на этом этапе установить и содержательно раскрыть так называемые»критические точки», периоды события, ситуации, моменты в жизни личности. Именно они предопределят предмет взаимодействия на следующем этапеапі;

2) второй этап — организация взаимодействия психолога с личностью, суть которой заключается в повторном, отвлеченному во времени от реального события, переживании, ощущения личности в содержание того или иного ситуац ции прошлого, объективно повлияла на ход дальнейшей жизни этой личности, и коррекция переживаний по поводу которой может несколько гармонизировать или стабилизировать самоощущение личности в нынешнем пе период ее жизни. Применение приема слышится имеет, как правило, двойной эффект: собственно исследовательский и психотерапевтический. Этот прием может реализоваться в разном методическом оснащении очень лабиль ним по экспериментальной ситуации исследованииня.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Биографический метод и различные его модификации достаточно широко применяются не только в сфере психологического исследования, но и в психологической практике: индивидуальном консультировании, психотерапии и даже в сфере профессиональной подготовки специалистов. Известны психотерапевтические техники — психоанализ, психосинтез, трансакции и и анализ, нейролингвистическое терапия и др.

— достаточно активно применяют приемы биографического метода. Необходимо, однако, заметить, что применение этого метода и анализ полученных с его помощью данных должна иметь четкую методологическую основу.

Это означает, что толкование даны х будет воспроизводить ту»философию человека», которую выстраивает методология этой философии: феноменологическая, экзистенциальная, онтологическая тощтощо.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/osnovi_psihologiyi_-_kirichuk_ov/biografichniy_metod_vchuvannya.htm

Биографический метод исследования в психологии, Психология — Реферат

Биографический метод исследования в психологии 1

Введение 2

1. Биографический метод в психологической науке. История развития биографического метода 4

2. Феномен «жизненный путь» 7

3. Применение биографического метода в различных областях психологического знания 8

4. Развитие биографического метода на современном этапе развития науки 10

Заключение 13

Список литературы 14

Содержание

Выдержка из текста

В основу данного метода положена идея причинно-целевой концепции психологического времени, суть которой сводится к следующему: течение времени в душе человека и его психологический возраст зависят от того, как связаны между собой значимые события его жизни.

Данное направление представляется перспективным в области педагогики, в психологии творчества и других областях психологического знания. Каузометрия в своем проведении имеет вид интервью.

К основным его процедурам можно отнести: биографическую разминку, формирование списка значимых событий, их датировку, причинный анализ межсобытийных отношений, целевой анализ, обозначение сфер принадлежности событий.

Дополнительные процедуры включают: оценку эмоционально привлекательных событий, их удаленность в прошлое и будущее от себя, значимость для себя и для других, локализацию личного времени центра. Обработка результатов осуществляется посредством построения каузограммы — графика событий и связей между ними, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации во временной и психологической перспективе, стартовой или финишной роли в жизни обследуемого.

Полученные результаты позволяют заключить о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности, реализованности замыслов человека, особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим [6].

Следует отметить, что исследование субъективной картины жизни и психологического времени личности представляет интерес не только для психологических исследований ученых, но также является важным фактором саморазвития и самосовершенствования личности.

В последнее время популярность набирает такой метод как психографирование. Психография предполагает в себе непосредственное описание души. для того чтобы упорядочить данное описание, формируется схема, включающая набор главнейших признаков и свойств, имеющих значение при изучении индивидуальности.

Подобная психологическая карточка — психограмма является, по сути, психологической фотографией. Грамотно заполненные схемы являются очень удобным и ценным матреиалом для дальнейшей обработки, классификации, интерпретации и понимания личностей.

Анализ личности на основе заранее выработанной психологической схемы носит название аналитического метода.

Читайте также:  Наблюдение - психология

Определением целеописательный выявляется наиболее характерная для данного субъекта его специфическая одаренность, свойства же, детерминирующие данную особенность характера, как бы подразумеваются.

Одно или ряд родственных свойств в этом случае принимаются за исходный пункт, чтобы, исходя из него, выяснить и другие, связанные с основным свойства.

https://www.youtube.com/watch?v=mfiFfEoWeuQ

Соответствие врожденных особенностей, доминирующих интересов индивида и его внешней, профессиональной деятельности делает данный тип, по терминологии профессора Лазурского, «чистым». Препятственное отношение внешних условий, приводящее к подавлению и извращению истинных сторон личности обозначено как извращенное.

Изучая приспособленности того или иного типа к условиям окружающей среды, Лазурский различает три возможных уровня: низший (недостаточно приспособленный), средний и высший (приспособляющий).

Задача исследователя — обнаружить стратегии, благодаря которым индивид обнаружил наличные у него способности, смог добиться признания.

Этот метод пытается выяснить, какие свойства особенно желательны для данного призвания и имеются ли они налицо у данного субъекта.

Оба описанные выше метода психографии: аналитический, и целевой — предполагают создание характеристики отдельного личности, при этом аналитический описывает ее на основе психологической схемы, целеописательный же путем сравнения с определенным идеалом.

Заключение

Теоретический анализ литературы по заявленной теме показывает высокий, однако недостаточно раскрытый потенциал биографического метода к исследованию личности.

Показано, что феномен жизненный путь личности представляет собой сложное системное образование, представляющее жизнь человека в единстве прошлого, настоящего и будущего. Изучение жизненного пути личности может быть организовано как объективно (событийная организация жизни и биографии человека), так и субъективно — его индивидуальное преломление в сознании.

Биографический метод заимствован в психологии из гуманитарных наук и в течение длительного промежутка времени характеризовался как описательный и даже полухудожественный. Однако со временем была проведена валидизация данного метода, включение все более надежного инструментария, предполагающего использование математико-статистическую обработку данных.

В целом можно отметить, что биографический метод — метод, позволяющий приблизиться к пониманию внутреннего мира личности; наиболее релевантных для личности явлений действительности; аппелировать прошлым опытом, индивидуально-значимыми переживаниями.

К основным свойствам биографического метода относятся: историчность, естественность, синтетичность, интимность.

В настоящее время биографический метод продолжает развиваться, появляются его новые разновидности.

Таким образом, биографические методы способствуют преодолению технократических тенденций в различных областях знаний, обогащению содержания и технологий подготовки студентов. Применение биографических методов в способствует развитию культуры памяти, эвристического потенциала, ориентирует на познание и самопознание уникального жизненного пути человека.

Список литературы

Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии, 2015. М.: Изд-ва «Бакалавр и магистр. Академический курс». с. 423

З.И. Гладких Биографические методы в психологии художественного творчества // Материалы научно-практической Интернет-конференции «Музыкальное образование в пространстве-времени культуры», 2004. С. 31−43.

Коржова Е.Ю., Султанова З.В. Проективно-биографический комплекс «Моя жизнь» / В книге: Практикум по психологии жизненных ситуаций. Санкт-Петербург, 2016. С. 176−194.

Овсянникова О.А. Биографический метод как метод анализа темперамента и характера композиторов в профессиональном обучении педагогов-музыкантов // Проблемы современного педагогического образования. 2016 Т. 51 № 5

Рыбников Н. Биографический метод в психологии // Развитие личности, 2010. №. 2. С.230−243

Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности Издательство: Северо-Осетинского государственнго университета им. К.Л. Хетагурова, 2014 С. 7−11.

13

Список литературы

1. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии, 2015. М.: Изд-ва «Бакалавр и магистр. Академический курс». с. 423

2. З.И. Гладких Биографические методы в психологии художественного творчества // Материалы научно-практической Интернет-конференции «Музыкальное образование в пространстве-времени культуры», 2004. С. 31−43.

3. Коржова Е.Ю., Султанова З.В. Проективно-биографический комплекс «Моя жизнь» / В книге: Практикум по психологии жизненных ситуаций. Санкт-Петербург, 2016. С. 176−194.

4. Овсянникова О.А. Биографический метод как метод анализа темперамента и характера композиторов в профессиональном обучении педагогов-музыкантов // Проблемы современного педагогического образования. 2016 Т. 51 № 5

5. Рыбников Н. Биографический метод в психологии // Развитие личности, 2010. №. 2. С.230−243

6. Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности Издательство: Северо-Осетинского государственнго университета им. К.Л. Хетагурова, 2014 С. 7−11.

список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/referat/biograficheskiy-metod-issledovaniya-v-psihologii/

Биографический метод — «Энциклопедия»

Биографический метод - «Энциклопедия»

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД, один из методов гуманитарных наук, в котором источниками эмпирических данных служат личные документы (дневники, письма, автобиографии, мемуары), а также специальные биографические (нарративные) интервью. В каждой науке биографический метод имеет свою специфику.

В социологии биографический метод является методом изучения социальной реальности на основе обобщения материалов об индивидуальных судьбах людей, один из основных методов в так называемой качественной (понимающей, интерпретативной) социологии. Развёрнутое обоснование биографического метода предложил В.

Дильтей, отметивший, что человек — это не только неповторимая индивидуальность, но и носитель образа окружающего мира. В этом смысле биографии отдельных индивидов репрезентативны, то есть в них наличествуют социально типичные характеристики страны, времени, народа, социального слоя, возрастной группы и тому подобное.

В западной социологии становление биографических методов связано с классическим исследованием У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-20), в котором изучались процессы взаимодействия субкультуры польских эмигрантов и американского образа жизни.

Знанецкий разработал методологию анализа биографий.

Реклама

Биографический метод получил развитие в США, Германии и Польше в 1920-30-х годах при изучении субкультур маргинальных, девиантных закрытых групп: безработных, неформальных молодёжных объединений, экстремистских общественных движений.

В 1940-60-х годах интерес к биографическому методу заметно снизился, поскольку считалось, что субъективный фактор, присутствующий в биографических повествованиях, снижает уровень достоверности получаемых данных.

С 1970-х годов использование биографического метода заметно активизировалось в связи с изучением новых социальных движений (экологических, молодёжных, женских). Познавательные возможности биографического метода расширились за счёт герменевтики (Х.

Гадамер), этнометодологии (Х. Гарфинкел), феноменологии, социологии повседневности (А. Шюц, Ф. Шютце, П. Бергер, Т. Лукман).

В России к биографическому методу обращались земские статистики в связи с изучением социальных последствий отмены крепостного права (проект В. Н. Тенишева, 1897). Л.Н. Толстой использовал биографии частных лиц при изучении сельской и городской бедности. Яркий пример «устной истории» — работа русской писательницы С. 3.

Читайте также:  Гипертим и профессиональная сфера - психология

Федорченко «Народ на войне» (отдельные части вышли соответственно в 1917, 1925 и 1983 годах). В работах психолога Н. А. Рыбникова 1920-30-х годов, посвящённых изучению биографии, отмечалось наличие в них ценной информации и о положении различных социальных групп.

После длительного перерыва интерес к биографическому методу стал возрождаться в российской социологии в середине 1990-х годов.

Биографическое интервью относится к группе неформализованных (свободных, «мягких») методов: респондент рассказывает о своей жизни в свободной форме, самостоятельно определяя объём повествования, степень его подробности, события, о которых стоит упомянуть, стиль повествования (эмоциональный или сухой, серьёзный или иронический и так далее).

Биографический метод даёт возможность исследовать микроуровень социальных процессов и явлений, понять, как формируется жизненная стратегия отдельных граждан (социальных акторов) во взаимодействии с обществом.

Сравнение биографических нарративов (повествований) обнаруживает типичные социально одобряемые или отклоняющиеся (девиантные) жизненные стратегии и практики.

В социологии переход от анализа индивидуальных биографических нарративов к обобщённым представлениям об изучаемых социальных феноменах обеспечивается методологией изучения отдельного случая (case study).

Лит.: Fuchs W. Мöglichkeiten der biographischen Methode // Lebenserfahrung und kollektives Gedächtnis. Fr./М., 1980; Biography and society: The life history approach in the social sciences. Beverly Hills, 1981; Anthropology and autobiography. L.; N. Y.

, 1992; Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М., 1994; Судьбы людей: Россия. XX век: Биографии семей как объект социологического исследования. М., 1996; Биографический метод в изучении постсоциалистических общественный СПб., 1997; Устная история и биография: женский взгляд. М.

, 2004; Biographical research methods. L., 2005. Vol. 1-4.О.М. Маслова.

Источник: http://knowledge.su/b/biograficheskiy-metod

Биографический метод в психологии научного творчества

Современное науковедение интересуется творческой индивидуальностью учёного и так называемым личностным знанием. Исследователи науки обращаются к биографии ученого, поскольку личностный фактор в научном творчестве признаётся равноправной детерминантой наряду с научно-социальной и предметно-логической (26).

Творческая индивидуальность ученого – несомненно, реальный факт, достойный специального изучения. Формы ее проявления различны: становление мировоззрения и выбор проблем для исследования под влиянием событий жизни, образ жизни в науке, индивидуальный стиль в изложении своих открытий.

В этих и других феноменах проявляется неразрывная связь личной судьбы и научного творчества, целостность личности ученого.

Биографический метод в исследовании учёных и научного творчества стал разрабатываться в СССР в 70-е годы во многом благодаря идеям и исследованиям М.Г.Ярошевского. Под его влиянием написана книга В.П.

Карцева «Социальная психология науки ипроблемы историко-научньгх исследований», в которой содержится раздел о биографиях и автобиографиях ученых (27).

Особенно ценна коллективная монография «Человек науки» (28), которая специально рассматривает вопросы создания биографий учёных как важного раздела науковедения и истории науки.

В психологии к указанной области можно отнести ряд эмпирических исследований учёных, выполненных американскими исследователями. Например, Дж.А.Чемберс (G.A.Chambers) провел биографический опрос по вопроснику из81 пунктов и по 16 из них обнаружил значимые различия между выдающимися и заурядными учёными, по 30 пунктам -между химиками и психологами (29).

Б. Эйдусон (B.Eiduson) провёл интервью с 40 учёными об особенностях их жизненного опыта. Ему удалось выявить некоторые общие моменты их биографий: раннее обнаружение высокого интеллекта, в детстве они мало увлекались детскими играми, многие пережили период одиночества, ещё в юности они стали жить самостоятельно, рано покинули отчий дом (30).

Американец С.Вишер (Visher S.S.) в 1946г. провел биографический опросник американских ученых с целью определения факторов, влияющих на развитие таланта (29).

Известны биографические исследования канадского психолога Х.Лемана, который по биографическим источникам определял количество научных публикаций по годам жизни и выводил закономерности возрастной динамики творческой продуктивности ученых с учетом их специальности (31).

К биографическому методу можно отнести интервью с выдающимися психологами XX столетия, проведённые и записанные на магнитофон американским исследователем Р.Дж. Ивансом (Evance R.J.) (например, с Э.Фроммом (32)).

Научные биографии учёных разных специальностей — постоянный жанр отечественных историко-научных и психологических исследований.

На биографическом материале решаются задачи раскрытия закономерностей становления личности учёных, психологии открытия, социально-психологических факторов научного творчества, творческой индивидуальности человека науки.

Эта и другие проблемы лежат на стыке науковедения и психологии и составляют предмет психологического науковедения.

Биографический метод в прикладной психологии

В области производственной психологии вопросы кадровой работы всегда строится на основе биографических данных о личности работников, их прошлой карьере, истории трудовой деятельности и учёбы. Здесь применяют биографические анкеты, беседы, анализ документов.

В медицинской и медико-психологической практике применяется метод анамнеза и собственно биографические методики. За рубежом применяется опросник относительно недавнего жизненного опыта. Шкала содержит перечень из 43 жизненных изменений (или событий) в здоровье, работе, личной жизни, семье, финансовой сфере, желательные и нежелательные, объективные и субъективные.

Изучаемые оценивали события в баллах, общая сумма которых служит показателем стрессогенности жизни у больных с различными заболеваниями. Существуют положительные корреляции между интенсивностью и количеством жизненных изменений за год-два до заболевания и её тяжестью.

При показателе выше 300 баллов в 70% случаев в последующие годы случались серьёзные заболевания (приводится по (33)).

Основываясь на событийно-биографическом подходе, Л.Ф.Бурлачук и Е.Ю.Коржова изучали кардиологических больных и обнаружили искажения их восприятия жизненного пути.

Читайте также:  Неформальный лидер - психология

Так, у больных с приобретённым пороком сердца отмечается снижение количества событий жизни в структуре их субъективной картины жизненного пути, сужение круга значимых переживаний. Они склонны вспоминать более давние события (уход в прошлое) и мало направлены в будущее.

Для больных типично преобладание в сознании событий, связанных со здоровьем. Существуют, как выяснилось, различия в психологической автобиографии в зависимости от этапа лечения, тяжести заболевания, социальной адаптированности, пола и возраста больных.

Эти и другие факты были получены с помощью биографических методик, в том числе «Психологическая автобиография» (34).

Прикладные задачи военной психологии и педагогики решает диссертационное исследование Н.И. Конюхова.

Автор собрал материал о жизненном пути 500 курсантов военного училища и выявил типичные для выборки гистограммы распределения вероятности некоторых качеств личности (например, дисциплинированности) в связи с факторами жизненного пути.

На этой основе давался прогноз о поведении курсанта, что было важно для профессионального отбора и проведения воспитательной работы (35).

Ещё одно прикладное использование получил биогра­фический метод в юридической психологии и криминологии в целом. Личность преступника изучается здесь с помощью биографического метода (36).

***

Подведем итог рассмотрения истории биографического метода. Итак, он существовал и существует в гуманитарных науках и психологии в разных формах — в виде частных методик (биографическая анкета, биографическое интервью, контент-анализ биографических документов).

Его используют в номотетическом и идеографическом планах, т. е. для исследования общих закономерностей жизни и развития личности и для изучения индивиуальности конкретного человека (анализ «случаев», написание «жизненной истории» или психобиографии одного человека).

Биографический метод применяется в общей, возрастной, дифференциальной психологии, особенно для изучения характера и таланта, социальной психологии и в прикладных областях (работа с кадрами, персоналом, сбор анамнеза в клинике, изучение личности преступника). Растет интерес к биографическому методу, развиваются его теория и техника.

Литература к главе 3

1. Beres D. The contribution of psychoanalysis to the bioqraphy of the artist.A commentary on methodology / /International J. of Psychoanalysis (L.). 1959. V .40 . P. 1-4

2.Рыбников Н.А. Биографический метод в психологии//Психология и дети. 1917. № 6-7

3.Рыбников Н.А.Биографический институт. — М.,1918

4.Рыбников Н.А. Автобиографии рабочих и их изучение. Материалы к истории автобиографии как психологического документа. — М.- Л.. 1930.

5. Рыбников Н.А. Автобиография / /Вопросы психологии 1994.№1.-С.11-16.

6.Боцманова М.Э., Гусева Е.П. Николай Александрович Рыбников (обзор архивных материалов)//Вопросы психологии. 1997. № 6. — С. 96- 108.

7. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches probleme. Leipzig. 1933.

8. Buhler Ch. Zielstrebunqen als Processe//Psycholoqishe Rundschau. 1967. N 2.

9. Buhler Ch. Genetic aspects of the self//Fundamentals of psychology of the self. Annals of the New York Academy of Sciences. V. 96.Art. 3. NY. 1962.

10.Allport G.W., Bruner G.S., Jandorf E.M. Personality under social catastrophe Ninety life histories of the nazi revolution// Personality in Nature Society and culture. 1967.

11. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?//Психология личности. Тексты. М.:МГУ, 1982. — С.208 — 215.

12.Allport G.W. The use of personal documents in psychological science//Soc. Sci. Res. Coun/Bull. 1942. N49.

13.Рыбников Н.А. К вопросу о возрастной психологии//Психология. 1928. №1.

14. Ананьев Б. Г. Осистеме возрастной психологии //Вопросы психологии. 1957. № 5- С. 156-170.

15.Stern W. Anfange der Reifezeit. Ein Knabentagebuch in psychologischer Bearbeitung. Leipzig. 1925.

16.Buhler Ch. Das Seelenleben des Juqendlichen im Tagebuch. Jena, 1927.

17. Рубинштейн M.M. Юность no автобиографическим записям и дневникам. — M., 1928. 18.Thomae Hans. Das Individuum und seine Welt. 2., vollig neu bearbeitete Auflage. Verlaq fur Psychologie. Dr.C.J .Hogrefe. Gottingen. Toronto. — Zurich, 1988. — 189 s.

19.Анциферова Л.И. Жизненный путь учёного (к 80-летию Ханса Томэ)/. Психологический журнал. 1995- № 3. — С. 158-169

20.Анциферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия//Психологический журнал. 1993. №2. — С. 3-16.

21.Гейманс Г. О некоторых психологических соотношениях//Вестник психологии. 1908. № 4.

22. Baldwin A.L. Personal structure analysis. A statistical method for investigating the single personality / /J. Abnormal Soc. Psychol. 1942. 37.

23.Мерлин В.С. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте //Вопросы современной психоневрологии. Труды Института им. В.М.Бехтерева. Т. XXXVI11. 1966

24.Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975.-243 с.

25.Теплое Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы//Вопросы психологии. 1971.№ 6. — С. 122-130.

26. Ярошевский М. Г. Структура научной деятельности // Вопр. философии. 1974. № 11.

27. Карцев В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1984. С. 308.

28. Человек науки. М.: Наука. 1974. — 392 с.

29. Chambers J .A. Personality and Biographical Factors to Scientific Creativity//Psychological Monographs. 1964. V. 78. № 7.

30.Eiduson B. Scientists: Their psychological world. Y. 1962

31.Visher S.S. Environmental Background of Leading American Scientist.//Amer.Soc.Rev. 1948. V. 13. № 1.

32.Lehman H.С. Age and Achievement. New Jercy. 1953 Beres D. The Contribution of Psychoanalysis to the Biography of Artist. A Commentary on Methodology//International Journal of Psychoanalysis. 1959. № 40.

33.Evans R.J. Dialogue with Erich Fromm. NY. 1981. 136 p.

34.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций.- М.: Росс. Пед.Агентство, 1998. — 263 с.

35.Конюхов Н.И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов: Дисс.канд. психол.наук.- М., 1981.

36.Саблина Л.С. Автобиография как метод изучения личности преступника// Психологическое изучение личности преступника. — М., 1976.

Глава 4

Источник: https://megalektsii.ru/s69826t1.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию