Бритва оккама — психология

Принцип «бритва Оккама»

Бритва Оккама - психология

Принцип «бритва Оккама» представляет собой логический прием при работе с гипотезами.

«Бритва Оккама» (иногда «лезвие Оккама», лат. lex parsimoniae) — методологический принцип, получивший название от имени английского монаха-философа Уильяма Оккама (ок. 1285—1349). В философии под термином «бритва» понимается инструмент, помогающий отбрасывать («сбривать», от англ. shave away) маловероятные, неправдоподобные объяснения.

Принцип звучит в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (лат. Pluralitas non est ponenda sine necessitate).

Порой принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (лат. Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается.

_________________________________________________

Бритва Оккама — правило для теорий, которые пока не подтверждены на опыте

— не применять несколько объяснений, если достаточно одного; — истинным считать то, которое проще;

— отбрасывать то, что не сводимо к интуитивному или опытному знанию;

_________________________________________________

В современном понимании принцип Бритвы Оккама состоит в следующем: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например, первым — через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.

) А, В и С, а вторым — через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, при прочих равных условиях следует считать верным первое объяснение, то есть сущность D — лишняя, и её привлечение избыточно.

При этом важное уточнение заключается в том, что «Бритва Оккама» — не аксиома, а презумпция, то есть она не запрещает более сложные объяснения в принципе, а лишь рекомендует порядок рассмотрения гипотез, который в большинстве случаев является оптимальным.

Оккам придерживался мнения, что «простейшие объяснения — самые лучшие». Опираясь на этот принцип, он приступил к решению проблемы универсалий.

В работах «Сумма всей логики», «Естественная философия» он доказывал, что реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них.

Оккам ни в коем случае не отрицал полезности универсалий, однако он не признавал их реальность.

В современной науке под бритвой Оккама обычно понимают общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых объяснений какого-либо явления, объясняющих его одинаково хорошо, то следует, при прочих равных условиях, считать верным самое простое из них. Содержание принципа можно свести к следующему: не надо вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно исчерпывающе объяснить старыми законами.

Следует обратить внимание на употреблённые выше обороты «одинаково хорошо», «при прочих равных условиях» и «исчерпывающе»: бритва Оккама требует предпочесть простое объяснение только в том случае, если оно объясняет явление не менее точно, чем сложное, учитывая весь известный на текущий момент массив наблюдений, то есть если отсутствуют объективные основания для того, чтобы предпочесть более сложное объяснение простому.

«— Зачем искать иголку в стоге сена? Достаточно сжечь сено и провести магнитом над пеплом.— А потом придёт хозяин сена с интересным предложением.»

Логически бритва Оккама базируется на принципе достаточного основания, введённом ещё Аристотелем, а в современном виде сформулированном Лейбницем: утверждать существование объекта, явления, связи, закономерности и т. п.

можно лишь при наличии оснований, то есть фактов или логических выводов из фактов, подтверждающих это суждение.

Рассматривая простое и сложное объяснения с точки зрения этого принципа, легко увидеть, что, если простое объяснение является полным и исчерпывающим, то для введения в рассуждение дополнительных компонентов просто нет достаточных оснований.

С другой стороны, если такие основания есть, значит простое объяснение уже не является полным и исчерпывающим (так как не охватывает эти основания), то есть условия для применения бритвы Оккама не выполняются. Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип «Бритвы Оккама»: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».

Канал про убеждения

Источник: http://neponyatnoe.ru/princip-britva-okkama/

Бритва Оккама – что это за принцип, простым языком?

Бритва Оккама – методологический принцип, применяемый в разных сферах науки, философии, литературе. По-другому – это принцип лезвия, который отсекая все лишнее, оставляет самые простые, оказывающиеся верными решения, предположения, гипотезы.

Принцип бритвы Оккама

Монах-францисканец и по совместительству философ Уильям из Оккама, живший в XIV в. славился среди своих соотечественников своей способностью побеждать в философских диспутах. Уильям всегда придерживался простоты в высказываниях и мышлении, в восприятии окружающего мира.

Свой главный основополагающий тезис философ заключил в слова: «Многообразие не следует предполагать без необходимости».

Оккам не был основателем того, что называют сейчас бритва (лезвие) Оккама, он лишь продолжил линию мышления Аристотеля, утверждавшего, что «природа всегда следует коротким путем».

Бритва Оккама – простым языком этот принцип можно интерпретировать так:

  • не следует привлекать новые сущности, без достаточного для них основания;
  • если существует несколько логических и непротиворечивых объяснений какого-либо явления, следует считать верным самое простое из них.

Бритва Оккама в философии

Вильгельм Лейбниц ученый и философ Нового времени применял правило бритвы Оккама в своих исследованиях, он расширил понимание этого принципа и вывел логическую цепочку:

  1. Есть некий процесс или объект, или связи между предметами, значит должны быть факты (основания), почему это так.
  2. Какие логические непротиворечивые сведения или доказательства имеются, чтобы объяснить процесс? Если они сложные, попытаться упростить, посмотреть есть ли основания для бритвы Оккама. Если оснований нет, то простые утверждения и будут самыми верными.

Бритва Оккама в экономике

Закон «бритва Оккама» в экономике звучит как принцип экономии или бережливости, и предполагает экономное расходование природных и материальных ресурсов.

К сожалению, можно наблюдать обратную картину во многих странах, когда идет бездумное пользование в целях наживы капитала.

Если бы принцип бритва Оккама был на вооружении, человечество не так скоро столкнулось бы с последствиями перепроизводства товаров и экологических катастроф.

Бритва Оккама в бизнесе

Метод «бритва Оккама» в бизнесе помогает видеть перспективы развития в целом, не зацикливаясь на мелочах и помогает принять правильное решение, эффективно провести переговоры о сотрудничестве, руководствуясь следующими рекомендациями:

  1. При существовании нескольких решений и при необходимости выбора между ними, предпочтение стоит отдать незапутанному решению.
  2. Убеждая потенциальных партнеров склониться к сотрудничеству, использовать самые понятные, простые и убедительные аргументы.

Бритва Оккама в литературе

В научной сфере применение принципа оправдало себя, но как быть с литературными произведениями, когда нужны разнообразие и оригинальность иначе читателю станет скучно уже на первых страницах.

Такой жанр литературы, как фантастика постоянно нарушает метод бритвы Оккама, но это всегда на пользу прогресса, давно не является секретом, что описанные и выдуманные писателями фантастами разные космические аппараты, бытовая техника, когда-то казавшиеся просто фантастикой стали реально существующими.

Другой жанр литературы – детективный. Любители детективов о Шерлоке Холмсе и Вильгельме Баскервильском могут наблюдать, как сыщики упрощают задачи, сужают круг подозреваемых, просчитывают все ходы, отсекая лишнее.

Одноименное произведение «Бритва Оккама» – книга А. Левенбрюка продолжает традиции детективного жанра и рассказывает об аналитике Ари Маккензи расследующем убийство друга отца.

Принцип «лезвия» помогает главному герою найти ключ к разгадке преступления.

Бритва Оккама в медицине

Что такое бритва Оккама применительно к медицине? Современный медицинский справочник по болезням насчитывает около 2000 разных видов заболеваний, с каждым днем этот список дополняется, получается что сущности плодятся без необходимости. Что если применить принцип скальпеля ко всем видам заболевания и отсечь лишнее? Бритва Оккама отражает простые вещи, поэтому все болезни можно классифицировать на две группы:

  1. Отравления. Любые инфекционные, вирусные, аллергические заболевания, глистные инвазии – это отравление организма отходами жизнедеятельности микробов или по-научному токсинами, поступающими в кровь.
  2. Выход из строя функций организма (травмы). Человек – биологический компьютер, и когда происходят различные повреждения: переломы, отрывы тромбов, закупорка артерий можно сказать об этом как о травме.

Бритва Оккама – примеры

Бритва Оккама как употребить этот методологический принцип в обычной жизни? Человек часто пользуется принципами из «двух зол» выбирая меньшее, а также знает, что проблемы надо решать по мере их поступления, «чем проще, тем лучше» – все это и есть применение «бритвы» в бытовом значении. На примерах великих людей можно увидеть бритву Оккама в действии:

  1. Древнегреческий философ Платон беседовал со своими учениками и на их вопрос: кто же все-таки человек, мыслитель ответил просто и лаконично «животное о двух ногах и без перьев». Другой известный философ Диоген, услышав это высказывание, решил его опровергнуть. Диоген поймал петуха, ощипал его и принес в школу, где занимались мыслители с восклицанием: «Это и есть платоновский человек!». Платон не растерялся и добавил к своему первоначальному определению о человеке: «И с плоскими ногтями!».
  2. Пьер-Симон де Лаплас, механик и астроном, создатель первой теории возникновения Солнечной системы, в разговорах с императором Наполеоном часто ссылался на Божественное присутствие во всем, и Бонапарт, отметив это, спросил маркиза почему при таком частом упоминании Бога он ни разу не упоминается в работах ученого. Лаплас ответил, что в этой гипотезе не было необходимости.
VEON – что это такое и как им пользоваться?Приложение VEON – что это такое, какие преимущества дает эта новая интернет-платформа для пользователей? Удобный мессенджер, бесплатный просмотр фильмов и прослушивание музыки, бонусы при регистрации – это лишь малая часть большого плана разработчиков.
Овербукинг – что это, что такое овербукинг в гостинице или самолете?

Мало кто знает про овербукинг – что это такое, и в каких сферах может использоваться этот термин. Важно знать, какие бывают причины возникновения непредвиденной ситуации с бронированием, и как правильно нужно действовать, чтобы не остаться в «дураках».

Искусственный интеллект – история развития и современный подходМир меняется, и искусственный интеллект уже не выглядит выдумкой и чем-то фантастическим. Существует большое количество примеров, где он используется и какие результаты дает. Интересно узнать и перспективы ИИ.Футуролог – кто это такой и чем он занимается?Футуролог – специалист занимающийся исследованиями и прогнозами будущего в разных научных сферах. Основными целями футурологии являются: предотвращение войн, эпидемий, развитие искусственного интеллекта и синхронизация с ним человека.

Источник: http://kak-bog.ru/britva-okkama-chto-eto-za-princip-prostym-yazykom

Бритва Оккама

Бритва Оккама

Министерство образования т науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Башкирский государственный университет

БАКБП при БашГу

Кафедра «Управление качеством»

ДОКЛАД

По дисциплине КСЕ

На тему: Бритва Оккама

Выполнил: студент гр ЭУП-01-09

Мисюков К.Н

Проверил : ассистент кафедры УК

Нурутдинов А.А

Уфа 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Принцип достаточного основания

2 Исторический экскурс

3 Значение термина «бритва»

4 «Бритва Оккама»

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Есть проблемы, которые постоянно стоят, являются неизменно актуальными, настойчиво требуют решения, но, к сожалению, почти никогда полностью не решаются. К ним, надо полагать, можно отнести проблемы «естественных» границ, рамок компетентности, строгости (точности) использования общенаучных, философских терминов, категорий, а также особенности их взаимной связи.

В основе всех суждений об обществе находится известное, довольно ограниченное число существенных понятий, наиболее общих социально-исторических категорий. Среди них особо выделяются такие понятия, как культура, цивилизация, социология, антропология, аксиология, информация и некоторые другие.

Эти категории, порожденные, несомненно, реалиями общественной жизни, потребностями отражения ее наиболее важных явлений и процессов, оказались сегодня в весьма неопределенном состоянии, далеком, в частности, от их однозначного толкования. Известно ведь, что каждая из них насчитывает уже до ста и более определений.

Эти категории берутся нередко обособленно, в отрыве от других, а их границы расширяются до такой величины, что все они оказываются вдруг совершенно несопоставимыми и несовместимыми.

Нельзя отрицать того, что категории никогда не закрепляются в одной, неизменной форме: они создаются и пересоздаются, всегда как-то и в чем-то изменяются, отражая тем самым свою зависимость от времени и социального пространства.

Читайте также:  Личность: биологическое, социальное и духовное - психология

При этом это совсем не означает, что все наличные категории должны находиться в «свободном плавании».

Напротив, всегда была и будет необходимость их взаимного согласования, их приведения в соответствие с определенной, организованной системой концептов.

В настоящее время ситуация выглядит настолько неопределенной и запутанной, что теория культуры, к примеру, «оказалась — по словам американского антрополога, доктора философии Меггерс Бети Джейн, — в состоянии полнейшего упадка».

По прогнозу американского философа культуры Дж.К.

Фейблмана, только будущий постнаучный культурный тип в истории общества (который является у него последним, завершающим в ряду шести других типов) приведет к тому, что «слова будут иметь лишь одно значение, ими будет передаваться лишь точный смысл».

Короче говоря, на мир широких понятий нужно как-то распространить модную ныне экологию, сделать его экологически «чистым», рациональным, более соотносимым с потребностями структурно-системного знания об обществе.

1 ПРИНЦИП ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ

«Бритва Оккама» — методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама 1285—1349. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»).

Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии. При этом то, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, он всего лишь сформулировал принцип, известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название «принцип достаточного основания».

«Бритва Оккама» — это лишь название принципа, а не его атрибуция (указание на авторство)[1].
Бритва Оккама используется в науке по принципу: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например, первым — через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.

) А, В и С, а вторым — через А, В, С и D, и при всём этом оба способа дают одинаковый результат, то сущность D лишняя, и верным является первый способ (который может обойтись без привлечения лишней сущности).

2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

В издании «Ockam. Philosophical Writings. A Selection Edited and Translated by Philotheus Boehner» (New York, 1957) специалист по истории средневековой философии Филотеус Бёнер сообщает, что чаще всего «Бритва Оккама» даётся автором в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (лат.

Pluralitas non est ponenda sine necessitate). Более определённо Оккам выразился так «множественность никогда не следует полагать без необходимости» но всё, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, — это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания.

Порой принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (лат. Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora).

При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» (лат.

Entia non sunt multiplicanda sine necessitate[1]) в произведениях Оккама не встречается не каких других источников.

В современной науке под бритвой Оккама обычно понимают более общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них.

Содержание принципа можно упрощённо свести к следующему: не надо вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно объяснить старыми законами. Сейчас этот принцип — мощное орудие научной критической мысли. Сам же Оккам сформулировал этот принцип как подтверждение существования Божия.

3 ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «БРИТВА»

В философии под термином «бритва» понимается инструмент, помогающий отбрасывать («сбривать», от англ. shave away) маловероятные, неправдоподобные объяснения какого-либо явления.

Shave в качестве существительного имеет кроме прочих значение «мистификация», «обман», отсюда глагол shave означает «мистифицировать», «обманывать»; прибавка away (shave away) означает обратный процесс, то есть установление истины. При этом, в общеупотребительной лексике глагол shave значит «бриться».

А так как инструментом для бритья является бритва, лезвие (razor), то и на «инструмент» установления истины было перенесено это же название. Примеры других «бритв»: Принцип фальсифицируемости Поппера, Бритва Хэнлона.

4 «БРИТВА ОККАМА»

Методологический принцип, сформулированный средневековым англ. философом и логиком У. Оккамом и требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Оккам направлял этот принцип против распространенных в то время попыток объяснить новые явления введением разного рода «скрытых качеств», ненаблюдаемых «сущностей», «таинственных сил» и т.п. «Б. О.

» может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок принципа простоты, требующего использовать при объяснении определенного круга эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых теоретических допущений. Принцип простоты проходит через всю историю естественных наук.

Многие крупнейшие естествоиспытатели указывали, что он неоднократно играл руководящую роль в их исследованиях. В частности, И. Ньютон выдвигал особое методологическое требование «не излишествовать» в причинах при объяснении явлений.

Вместе с тем понятие простоты не является однозначным (простота в смысле удобства манипулирования, легкости изучения, простота допущений, лежащих в основе теоретического обобщения, независимость таких допущений и т.д.). Неочевидно также, что само по себе стремление к меньшему числу посылок непосредственно связано с повышением эмпирической надежности теоретического обобщения.

В логике стремление к «экономии исходных допущений» выражается в требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна выводиться из остальных. Это относится и к принимаемым правилам вывода. С «Б. О.» определенным образом связано и следующее обычное требование к доказательству: в числе его посылок не должно быть «лишних утверждений», т.е.

утверждений, не используемых прямо при выведении доказываемого тезиса. Это требование «экономии посылок» не является, конечно, необходимым. Оно не представляется также достаточно ясным и не включается в само определение доказательства.

Доказательство с «излишними» или чересчур сильными посылками в каком-то смысле несовершенно, но оно остается доказательством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из сказанного видно, что сегодня настоятельно требуется участие Уильяма Оккама, его «бритвы» в решении означенных проблем. Что завещал нам английский философ XIV в.? Представитель позднего номинализма, критик схоластического реализма У.

Оккам провозгласил знаменитый «принцип бережливости», названный «Бритвой Оккама». Сущности, заявлял он, не должны умножаться сверх необходимости, бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего.

«Бритва Оккама», будучи одним из ранних лозунгов эмпиризма, предполагала изгнание из науки многочисленных «субстанциальных форм», «натур», которые в избытке поставлялись, измышлялись сторонниками «реализма», она выражала требование отсекать все, что усложняет и запутывает объяснение, что противостоит принципу экономии мышления.

Призыв Оккама можно прямо связать с актуальным и поныне требованием строгости и точности в использовании понятий, чтобы каждое из них не покушалось на «владения» других, было достаточно конкретным и вполне определенным, чтобы не создавались лишние (когда, в частности, различные по названию понятия оказываются синонимами) и, тем более, претендующие на всеохватность.

Против прошлых и нынешних попыток создать и превратить существующие понятия и концепции в самые общие, почти абсолютные отчетливо выступал и наш знаменитый мудрец Козьма Прутков. «Никто, — провозглашал он, — не обнимет необъятного», и потому надо плюнуть в лицо тому, «кто скажет, что можно объять необъятное».

Можно напомнить, что «болезнь» всеохватывающей трактовки понятий и идей, о современных проявлениях которой будет специально сказано ниже, издавна имела много различных проявлений.

Известна универсальная метафизическая система Аристотеля, схематично и энциклопедично охватывающая всю действительность; попытка Р. Декарта в XVII в. создать единую универсальную науку; стремление Г. Гегеля дать всеобщее научное знание о мире, превратить философию в науку наук, «раскрыв» тем самым абсолютную истину; намерение О. Конта в XIX в.

создать единую и всеобщую социальную науку в виде социологии, а заодно и изложить в едином цикле знаний основы всех наук; попытка русского философа B.C. Соловьева получить исчерпывающее познание мира посредством метафизики всеединства; выдвижение А.А. Богдановым в XX в.

в его тектологии, всеобщей организационной науке, идеи единой науки, охватывающей и естество- и общество-знание. При этом все эти и подобные им идеи и начинания были в лучшем случае лишь приближением к цели, но никак не ее достижением — созданием единой и всеобщей науки, целостного знания о мире. Такого наукознания нет и, видимо, никогда не будет.

Невозможность осуществления универсального понятийно-философского и общенаучного синтеза всех имеющихся знаний особенно ясно представляется теперь, когда накоплен колоссальный массив теоретического и историко-эмпирического материала, создана широко разветвленная сеть наук и базовых понятий, т.е.

в наше время уже не могут, по всей видимости, родиться Гегели и Соловьевы. Как правильно отмечает А.В.

Иванов, эпоха созидания всеобъемлющих и грандиозных идей и систем знания «осталась в прошлом», сегодня мы должны расстаться с «универсалистскими иллюзиями», ясно понять, что мы живем в пору «гениальных частностей», методологического прояснения результатов конкретных научных дисциплин. Новая ситуация, казалось бы, для всех стала ясной.

А между тем история «всеединой» мысли оказалась настолько «хитрой», что, расставшись с одной своей формой — воплощением по преимуществу в универсальных философских и общенаучных системах, стала возрождать себя в другой — в расширительной трактовке исходных, фундаментальных понятий, а также отдельных ранее возникших дисциплин: культурологии, цивилизациологии, антропологии, социологии, аксиологии, языкознании, теологии, информациологии и некоторых других. Все они так или иначе выступили с претензией на всеохватность, тождественность с общим учением об обществе, соперничая и вытесняя с «универсального поля» своих «конкурентов». Это особенно заострило проблему границ, пределов общетеоретических категорий, что сделало ее, кстати сказать, одной из основных в современной социологической трактовке социальной философии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Меггерс Б.Дж. Закон эволюции культуры как инструмент практического исследования // Бобахо В.А., Левикова СИ. Культурология. Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов. М., 2000. С. 66.

2) Роберт Т. Кэррол «Бритва Оккама» // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. М.: «Диалектика», 2005. — С. 78-82.

3) Иванов А.В. Сознание и мышление. — М.: ЭКСМО, 1994. — С. 4.

Источник: http://referatwork.ru/refs/source/ref-115664.html

Бритвой по Оккаму

Бритвой по ОккамуМало кто знает, что конкретно имел ввиду под «сущностью сверх необходимого» Уильям Оккам, а этим «излишеством для него был интеллект природы.

В сборнике статей «Человек перед лицом неопределенности», вышедшем под редакцией Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, есть статья Жана Бедара «Неопределенность от Экхарта до Пригожина», дающая ответ на этот вопрос.

Для Оккама разум не имел силы достигнуть универсальности (если она вообще существует) и даже не мог постигнуть особые свойства вещей (если предположить, что вещи существуют). Сила разума связана только с ним самим: все внешнее по отношению к нему чуждо и может быть только предметом интуитивного озарения.

То есть Оккам был убежден в том, что вещь неспособна сказать нам, что она такое. Он, по сути, отрицал существование родственной связи (инварианта) между вселенной и человеком – их общей основы, которая, как нам теперь понятно, только и может быть «точкой знания», через которую вселенная и ее создания только и могут вести диалог.

Но зарождающаяся буржуазная практика требовала отказа от фундаментальной рациональности, так как была заинтересована в рациональности инструментальной (меркантилизм). Целью последней было конкретное благо людей (представляется, что далеко не всех).

Проще говоря, буржуям интересны только процессы с накоплением (прибылью), а фундаментальная рациональность связана только с расходами. Поэтому Оккам и счел интеллект природы «сущностью сверх необходимого».

От природы, в «отсутствии у нее интеллекта», требовалось действовать самым упорядоченным, самым коротким и наилучшим образом, в соответствии с принципами (законами природы), закладываемыми представителями научной Оксфордской школы.

Читайте также:  Лечение субъективизма - психология

То есть, отказывая природе в интеллекте, Оккам наделял ее волей, контролируемой экспериментом, на соответствие законам для ее же эксплуатации.Уильям Оккам – основоположник антиинтеллектуализма.

Вслед за Оккамом явились галилеи, ньютоны, дарвины, максвеллы (буржуйские прихвостни), наводнившие науку буржуйской «феней» — сила, энергия, мощность, ускорение, выживание, борьба за существование, эволюция, реэволюция и т. д. Конечно, «конкретное благо» тоже необходимо, но мудрые люди говорят: «Зло – это чрезмерность». Всякий избыток токсичен.

Поэтому Дао – срединный путь. Радость не должна доходить до идиотского восторга, а грусть — до пагубного уныния.

Совершенно другой подход к интеллекту проповедовался основанной Альбертом Великим Кельнской школой схоластов, которую во времена Оккама возглавлял мэтр Экхарт. Для них интеллект являлся фундаментом знания, созидательным принципом и сущностью бытия.

Для мэтра Экхарта собственно интеллекту присущи такие свойства:- Во — первых, в нем становление первично по сравнению с бытием. Возможность быть — основа бытия.- Во — вторых, в интеллекте могущество мысли не подвержено прямому влиянию своего собственного содержания.

В интеллекте изначально заключено его собственное содержимое, однако его нельзя предвидеть (как вода потенциально содержит в себе волны, однако эти волны нельзя предвидеть).- В — третьих, интеллект стремится к максимальному выражению своих возможностей. Вселенная – это театр возможного.

— В — четвертых, интеллект активен,- он мыслит,- и одновременно пассивен,- он составляет предмет размышлений. По Экхарту, действующий интеллект (активный) и возможный интеллект (пассивный) нельзя разъединять.

Разделение этих двух измерений интеллекта влечет за собой, как известно, механическую концепцию мира: мыслящий бог и механическая вселенная, каждый из которых может обходиться без другого.- В — пятых, интеллект прост в своей основе и сложен в своих выражениях.- В — шестых, в интеллекте виртуальное и вероятное обладают экзистенциальным статусом, который выше фактов.

Факты появляются и исчезают, а вероятности – это составная часть основы вещей. — В — седьмых, интеллект никогда не бывает заполнен собственными выражениями. В интеллекте нет такого максимума, который нельзя было бы превзойти другим максимумом. — В — восьмых, интеллект стремится к чему-то такому, что нельзя предопределить, но что, тем не менее, обуславливает всю его созидательность. Это нечто, скрытое по своей сути, тем не менее, придает времени ориентацию по отношению к какому-то преодолению, какому-то истощению творческих сил, ведущему к возрастающему знанию себя самого. Познание ведет себя к другим творческим проявлениям, и так далее.

Интеллект обладает истинным рационализмом в полном смысле этого слова, что позволяет ему познавать и творить; предполагается, что этот рационализм открыт в «точке познания», которая позволяет ему вернуться к своему интеллекту в качестве уверенности. Эта точка открывает интеллект для его глубинной природы «сверх бытия» становления.

Критически глядя на мысль Оккама, следует осознать свободу и творчество человека как внутренние характеристики Вселенной, а не как действие или активность, которые существуют лишь в форме чего-то чуждого природе.

Интересна и точка зрения на эту проблему современных отечественных философов.

В интервью для журнала ЭКСПЕРТ Карен Свасьян говорит: «В философской традиции налицо некий слепой угол, на счет которого следовало бы отнести большинство философских срывов и тупиков. Философы во все времена отличали мир от мысли и находили мир всюду, кроме головы.

Считалось, что мир − там, «вовне», а мысль − «внутри», после чего возникал фатальный вопрос о познаваемости или непознаваемости мира со всеми его бредовыми «вещами в себе» и так далее. … Спросите любого (философа или нефилософа, всё равно), где находятся вещи. Он покажет на мир вокруг себя. А теперь спросите его, где находятся мысли о вещах.

Он ткнёт пальцем в голову. Как будто сама голова с мыслями (или без них) существует не в мире, а чёрт знает где. … Глаз видит дерево. Дерево в мире и мир. Но глаз, видящий мир, − тоже мир. Было бы любопытным послушать шутника, отказавшего бы ему в этом.

На этой простой очевидности (или, по Ницше, «оскорбительной ясности») рушатся философии и лопаются умы. Дело не в том, чтобы понять её, а в том, чтобы выдержать её последствия. Если глаз, видящий мир, есть и сам мир, то мир не только видим, но и видит».

Иначе говоря: мир не только мыслим, но и мыслит. Вспомним, кстати, декартовское высказывание «Мыслю, следовательно, существую». Мир, кстати, существует.

Вникаешь в эти свойства и по-человечески понимаешь бедолагу Оккама, представляя реакцию деловитого островитянина на материковую премудрость.

И Экхарт, и Оккам мыслили интеллект как океан, но для Оккама океан — лишь средство, обеспечивающее передвижение товаров и услуг, а для Экхарта – некий мистический «СОЛЯРИС», вызывающий страх, восторг и преклонение. Оккам отделил «законопослушную» природу от «закононепослушной». Какая польза от энтелехии? Другое дело – энергия.

Она нужна для производства.

Источник: https://yaunikum.ru/1798-britvoy-po-okkamu.html

Бритва Оккама – история и значение научного принципа :

Бритва Оккама – история и значение научного принципа :

Любители Умберто Эко, конечно же, заметили, что главный герой «Имени розы» напоминает Шерлока Холмса – и манерой изложения, и, конечно, принципом дедукции.

Но не все знают, что он «списан» с еще одной знаменитой – и, между прочим, реальной – личности, жившей в четырнадцатом веке. Это Уильям из Оккама, средневековый философ и автор знаменитого научного принципа.

Без него сложно представить себе строгое логическое допущение. Этот принцип известен под названием «бритва Оккама».

Краткая биография

Сам философ был родом из английского графства Суррей. Еще точнее, из небольшой деревушки под названием Оккам (или Окхам). Поскольку он принял постриг, то по обычаю, как монаха, его называли по имени и населенному пункту, где он родился.

Поэтому более правильно называть его Уильям из Оккама. Вступив во францисканский орден, будущий философ занимался богословием. Поскольку он поддерживал течение спиритуалов, впоследствии признанное еретическим, то имел много проблем с Ватиканом. Ему даже пришлось сидеть в тюрьме.

Только благодаря могущественным светским покровителям, которые были врагами Папы, он смог избежать более сурового приговора. Строго говоря, он не является первооткрывателем принципа «бритва Оккама». Просто он очень удачно сформулировал тезис, выдвинутый в свое время еще Аристотелем.

Речь идет о принципе достаточного основания.

Суть вопроса

Чем же так хорош этот логический постулат? Прежде всего, тем, что «бритва Оккама» отражает содержание принципа простоты. Автор столь точно и кратко смог сформулировать этот тезис, поскольку был профессиональным теологом, и пытался таким образом доказать существование Бога.

Он означает, что там, где можно выдвинуть одно допущение, не стоит делать их множество, если это не является необходимым. Еще его можно понять так, что с помощью одного объяснения можно так же, а то и лучше, обосновать какой-либо тезис, чем используя большое количество аргументов.

Поэтому его часто называют принципом экономии, бережливости или редукционизма.

Проблема формулировки

«Бритва Оккама» чаще всего известна в краткой формулировке типа: «Не следует множить сущности без необходимости». Однако в таком виде сам философ свой тезис не записывал. Их нет в произведениях самого Оккама.

На самом деле эта парафраза принципа знаменитого францисканца принадлежит английскому и немецкому комментаторам его текстов, и сделалась популярной только в семнадцатом веке.

Формулировка Оккама звучит точнее, поскольку игра латинских слов позволяет применить этот принцип именно в качестве «лезвия бритвы», то есть «отрезать» ложное допущение, и таким образом обнаружить истину.

«Бритва Оккама» в философии

Хотя сам мыслитель пытался использовать свой метод в богословии, в эпоху Нового времени он нашел применение в науках. Особенно он стал популярен в философии благодаря Лейбницу. Последний расширил его понимание, и этот тезис стал трактоваться следующим образом.

Если мы утверждаем, что некий объект, процесс, связь между предметами или закон существуют, значит, для этого у нас есть факты и логические выводы из них. Это называется основаниями. Далее, мы смотрим, какие именно логически непротиворечивые объяснения имеются для доказательств. Если они сложные, то можно попытаться свести их к более простым.

Тогда применяется «бритва Оккама», чтобы посмотреть есть ли основания для этого. Если нет, тогда самые простые утверждения и будут верными. Если же такие основания есть, значит, здесь этот принцип неприменим.

Кроме того, само это логическое «лезвие» требует предпочесть более простую гипотезу только в том случае, если она тоже может очень точно истолковать и описать данный феномен. Более широко в философии этот принцип применяется при отбрасывании неправдоподобных и неубедительных теорий.

Метод «бритвы Оккама» в науке

Как мы видим из вышеизложенного, францисканский доктор вовсе был не против сложных объяснений, и не запрещал их. Просто он пытается ввести определенный порядок рассмотрения и построения теорий так, чтобы можно было не запутаться в ложных утверждениях. Именно поэтому данный принцип сделался основой научного моделирования.

Согласно ему, имея набор разных эквивалентных моделей любого явления, следует выбрать самую простую из них. Принцип «бритвы Оккама» при этом помогает «отрезать» термины понятия или конструкты, которые не нужны нам, чтобы объяснить данный феномен.

Если придерживаться этих правил, то процесс построения модели станет легче, а вероятность возникновения несогласованностей, двузначностей и злоупотреблений уменьшается. Он также незаменим при создании сложных систем. Однако этот метод сложно применять в ситуации, когда имеющиеся у нас модели не эквивалентны.

Кроме того, сами критерии простоты часто разнятся. И не всегда ясно, какая именно модель им отвечает.

В культуре

Принцип «бритвы Оккама» настолько популярен, что даже стал обыгрываться в современной литературе и кинематографии. Достаточно известным историческим анекдотом является ответ астронома Лапласа императору Наполеону.

Когда правитель спросил ученого, где в его теории возникновения Вселенной найдется место для Бога, то услышал ответ, что эта гипотеза слишком сложна и была им отброшена.

С другой стороны, в не менее знаменитом сериале «Секретные материалы» Фокс Малдер, отвечая на попытки своей партнерши Даны Скалли объяснить все, следуя принципу экономии, называет «бритву Оккама» «принципом ограниченного воображения». Об этом логическом принципе часто любят упоминать писатели-фантасты – от братьев Стругацких до Дэна Брауна.

Источник: https://www.syl.ru/article/169913

Vikent — Оккам Уильям

Vikent - Оккам Уильям

Английский теолог, философ-схоласт, логик. Имел прозвище по латыни: Doctor invincibilis – непобедимый доктор.

Наибольшую известность получил благодаря предложенному им принципу мышления  — «Бритве Оккама».

В авторской формулировке этот принцип звучит так:  «… напрасно пытаться делать посредством большего то, что может быть сделано посредством меньшего».Попов П.С., Стяжкин Н.И.

, Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения, М., «Издательство Московского Университета», 1974 г., с. 183.

И.Л. Викентьев: я должен заметить, что в XX веке при изучении и моделировании сложных явлений, неоднократно провозглашался противоположный принцип: «Адекватная модель сложного явления не может быть простой…»

Уильям Оккам разделял теорию «двух истин»: положения религиозной веры  не доказываются научными аргументами и наоборот: научные положения доказываются не с помощью богословских аргументов, а  опираются на разум и опыт…

«Оккам отрицает возможность доказательства бытия Божия методом естественных наук. Более того, он разделяет теологию и естествознание как два параллельных пути познания.

Уточним, что естествознание в средневековой науке было областью философии, а значит, строго говоря, речь идет о разделении теологии и философии.

«Можно ли одну и ту же по виду или числу теологическую истину доказать в теологии и в естественном знании (scientianaturalis)? Нет: ибо один и тот же по виду вывод невозможно знать на основании двух родов знания…

Против: философия не помогала бы теологии, если бы одна и та же истина не могла бы быть доказана и в естественном знании, и в теологии…Если предположить, что только та истина будет теологической, которая необходима для спасения души, я утверждаю, что один и тот же вывод, принадлежащий к виду теологических, нельзя доказать в теологии и в естественном знании…»

Читайте также:  Критика деструктивная и конструктивная - психология

Покровский Н.Б., Последний схоластик: жизнь и учение Уильяма Оккама, журнал «Личность и Культура», 2012 г., N 2, c. 74.

«Взгляды В. Оккама занимали промежуточное положение между двумя крайними точками зрения, возникшими в средневековье в связи с вопросом о природе понятий. Сторонники первого  течения, называемого реализмом, считали, подобно Платону, что понятия есть  единственные реальности бытия.

Представители другого направления, известного под названием номинализма, наоборот, утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, имена, знаки, метки. Ни покидая целиком почву номинализма, В.

Оккам занял среднюю позицию между упомянутыми противоположными течениями. В. Оккамом признавалась реальность общих понятий или универсалий, но  существующих не вне и независимо от субъекта, а внутри него в виде концептов или умственных образов. В составе души В. Оккам выделял перцепты и концепты.

Перцепты — это термины или знаки, имеющие отношение к единичным предметам; концепты же представляют собой термины или знаки, обозначающие отношения между перцептами и относятся ко многим сходным объектам. Понятия являются производными от перцептов, которые в свою очередь вызываются внешними предметами.

Преобразование перцептов (знаки первого рода) в концепты (знаки  второго рода) осуществляется с помощью речи.

Напомним, что центральным понятием в учении В. Оккама является категория знака.

Знаковая теория чувственного и умственного образа была направлена не только против телеологической интерпретации психического, при которой идеальное, данное изначально и интроспективно, отождествлялось с внешним предметом (понятие шара — шар), но также против теории «идолов»  древнегреческих материалистов, в которой утверждалось и устанавливалось полное подобие между объектом и его субъективным образом. Отношение между объектом и его образом, по мнению В. Оккама, имеет знаковый характер. Чувственный образ — это нечто вроде метки вещи, как, например, дым есть знак огня. Таким образом, ощущения, восприятия, понятия есть составляющие системы знаков, которой человек оперирует для обозначения внешних предметов, явлений и связей между ними. Если ощущения и восприятия суть знаки, производимые вещами, то психические явления могут быть раскрыты без привлечения активности души».

Якунин В.А., История психологии, «Изд-во Михайлова», 2001 г., с. 121-122.

«Действительная мощь и эффективность «бритвы Оккама» обнаружились, когда начала создаваться Наука (наука Нового времени) — в начале XVII века.

С начала XVII века и до нашего времени к этому требованию обращались в своем научном творчестве все крупнейшие  учёные — Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Пьер Лаплас, Огюстен Френель, Густав Роберт Кирхгоф, Джеймс Максвелл, Макс Планк, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Вернер Гейзенберг, Хидэки Юкава, Ричард Фейнман.
И это только те, у которых я непосредственно нашёл апелляцию к принципу простоты (так это требование стало называться). А у скольких я не сумел найти! Так что принцип простоты на протяжении 400 лет является одним из фундаментальных требований научного познания. Но при этом возникает вопрос: а что такое «простота», к которой так часто обращаются  учёные? Иначе говоря, вопрос заключается в интерпретации содержания самого понятия простоты. Первой интерпретацией понятия простоты была онтологическая интерпретация: природа устроена просто, и именно поэтому и само знание (наука) должно быть простым».

Илларионов С.В., Теория познания и философии науки, М., «Российская политическая энциклопедия», 2007 г., с. 156.

Учитель: Дунс Скотт.

Труды Уильяма Оккама по логике и философии оказали влияние на: Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка и Дэвида Юма.

Источник: http://vikent.ru/author/1065/

Философия принципа «Бритва Оккама» — Отсекая лишнее

Философия принципа «Бритва Оккама» — Отсекая лишнее

То, что в сегодня имеют ввиду под «бритвой Оккама», не было сделано самим Оккамом, если иметь в виду базовое понимания этого принципа. И в данном случае речь идет не о качестве заточки или количестве лезвий, не о фирме производителе или любом другом параметре. Вся речь именно в бритве. Все это можно делать только тогда, когда используешь бритву Оккама.

Краткое значение принципа в философии

Разумеется, все описанное выше, несет в себе фигуральный смысл. Принцип философской бритвы основан на том, что некоторые простые вещи не нуждаются в сложных объяснениях.

И прежде, чем думать, что это утверждение и без того очевидное, нужно более глубоко взглянуть на принцип бритвы. Корни этого философского принципа обретает в Англии, в конце XIII- в начале XIV века.

Считается, что основателем такого заключения стал Уильям Оккам – монах и мыслитель, философ.

Он начинал свои странствия в графстве Суррей, откуда и походит его «фамилия». Фактически, Оккам – это небольшой город в вышеупомянутом графстве, откуда он родом. В средние века месторождения человека было сродни имени, и его добавляли при приветствии. По факту его называли Уильям из Оккама, что уже после переросло в более удобную формулировку.

Он был странником индивидуализма, и не верил и противоречил универсальность. Это означает, что обобщенные характеристики для Уильяма не имеют большого веса и значения. Будучи также монахом-францисканцем (орден бедных и странствующих монахов), он часто применял свою теорию к богослужению.

Кроме бритвы Оккама, в узких кругах, монах Уильям является известным мыслителем и философом на темы религии, места человека в них и других теологических размышлений.

Но мировую известность обрел он благодаря именно принципу философского отбрасывания ненужного, чтобы получить простейший вариант.

Вообще, конкретное выражение монаха в переводе звучит приблизительно так: «Принципы, которые нужны, чтобы постигнуть истины просты, а все лишние сущности бытия необходимо откинуть».

Подобными мыслями изъяснялся и известный литературных герой Шерлок Холмс, который считал, что самый простой ответ – всегда верный. Это немного своеобразное трактованные метода Оккама, но все же имеет большую с ним схожесть.

Меняется мир, а вместе с ним и метод

Разумеется, сам Уильям не придумывал название для свих философских взглядов.

Такой термин, который дошел до современного человека в том виде, в каком он есть, впервые упивался в книге Уильям Гамильтон (совпадение в имени выглядит весьма интересно).

Его труд был опубликован в 1852 году, и лишь с того времени Бритва Оккама была официально названа привычным для всех сейчас термином.

Его концепции менялись, и трактовались по-разному в зависимости от того, кто писал или размышлял о нем. Художники приписывали оккамовские методы к красоте, чтобы достигнуть которую нужно отбросить все лишнее.

Некоторые философы использовали «бритву» как искаженный синоним номинализма.

Что само по себе весьма забавно, так как «автор» метода философской бритвы был противником универсалиев, чем по сути, и является номинализм.

К нынешнему году метод Оккама дошел также с некоторыми интерпретациями. Его концепция перешла сугубо на логическое мышление, и означает тот факт, что, если есть несколько логически верных решений, и они описывают одно и то же явление, следует выбирать максимально лаконичный вариант.

Также идея гласит, что, если старыми концепциями можно объяснить новое явление, нет смысла придумывать новые термины и витиеватые объяснения.

В философии Оккама действовал похожий механизм, только относился он тогда по большей части к другим вещам. Что касается первого слова в термине – «бритва» — оно выбрано не просто так.

Под этим словом подразумевается общепринятый фетовский термин устранения, отрезания и избавления он абсурдных, неправильных или практически невозможных ситуаций и умозаключений.

Опасная бритва не всегда бритва Оккама

Как же философское течение может перебазироваться на барбершоп и мужской стиль? А очень просто.

Вернемся к корню вопроса: что такое бритва в концепции Оккама, и в реальности? Она означает одно и тоже: она убирает все лишнее, то что не нужно и мешает конечному правильному результату.

Точно также и парикмахер удалят все ненужное и неподходящее, чтобы достигнуть хорошего и красивого результата.

Только в этом случае нужно добавить еще один термин – «борода Оккама». Она означает ухоженную бороду, без лишних ненужных деталей. Кроме того, так как Уильям был индивидуалистом, его принцип еще лучше ложится на бритье в барбершопе. Индивидуальность – вот залог хорошего подхода к форме бороды.

Поэтому термин бритвы Оккама применим и тут, пускай в не очень свойственной интерпретации. А опасная бритва, которой орудуют профессионалы в барбершопах, и является реальным эквивалентом философии средневекового монаха.

Источник: https://borodast.com/how-to/filosofiya-prinvipa-britva-okkama

Бритва Оккама

Бритва Оккама

ряд логических процедур У. Оккама, смысл которых выражен в двух его формулировках: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» и «Без необходимости не следует утверждать многое».

Из этих двух высказываний современники Оккама вывели третье, которое сам Оккам не употреблял: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Это означало намерение Философа отсечь все воображаемые, сверхчувственные, мистические представления от физических проблем, которые в средние века входили в проблематику философии; отсюда выражение «бритва», с помощью которой Оккам как бы отсекает философию от теологии.

Источник: Тематический философский словарь

Принцип, который вдохновляет все научное философствование, а именно, «бритва Оккама». «Сущности не следует умножать без необходимости». Другими словами, имея дело с любым предметом, установите, какие сущности явно присутствуют, и формулируйте все в терминах этих сущностей.

Оккам наиболее известен благодаря принципу, который нельзя найти в его трудах, но который получил наименование «бритвы Оккама». Этот принцип гласит: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Хотя он и не говорил этого, но он утверждал нечто очень близкое, а именно: «Бессмысленно делать из большего то, что может быть сделано из меньшего».

Это означает, что если в какой-либо науке все может быть истолковано без полагания той или иной гипотетической сущности, то нет оснований для такого полагания. Я на собственном опыте убедился, что этот принцип чрезвычайно плодотворен для логического анализа.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

— методологический принцип, сформулированный англ, философом и логиком У. Оккамом и требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости». У. Оккам, средневековый англ.

философ и логик, направлял этот принцип против распространенных в то время попыток объяснить новые явления введением разного рода «скрытых качеств», ненаблюдаемых «сущностей», таинственных «сил» и т. п. «Б. О.

» может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок принципа простоты, требующего использовать при объяснении определенного круга эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых теоретических допущений. Принцип простоты проходит через всю историю естественных наук.

Многие крупнейшие естествоиспытатели указывали, что он неоднократно играл руководящую роль в их исследованиях. В частности, Ньютон выдвигал особое методологическое требование «не излишествовать» в причинах при объяснении явлений.

Вместе с тем понятие простоты не является однозначным (простота в смысле удобства манипулирования, легкости изучения;

простота допущений, лежащих в основе теоретического обобщения; независимость таких допущений и т. д.). Неочевидно также, что само по себе стремление к меньшему числу посылок непосредственно связано с повышением эмпирической надежности теоретического обобщения.

В логике стремление к «экономии исходных допущений» выражается в требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна выводиться из остальных. Это относится и к принимаемым правилам вывода.

С «Б. О.» определенным образом связано и следующее обычное требование к доказательству: в числе его посылок не должно быть «лишних утверждений», т. е. утверждений, не используемых прямо при выведении доказываемого тезиса.

Это требование «экономии посылок» не является, конечно, необходимым. Оно не представляется также достаточно ясным и не включается в само определение доказательства.

Доказательство с «излишними» или чересчур сильными посылками в каком-то смысле несовершенно, но оно остается доказательством.

Источник: Словарь по логике

Источник: http://terme.ru/termin/britva-okkama.html

Ссылка на основную публикацию