Действительность — психология

Действительность — Психологос

Действительность - психология

Действительность (произв. от слова «действие») — осуществленная реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания.

В отличие от реальности, действительность включает в себе также все идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права.

Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «возможность». Все возможное может стать действительным.

В диалектическом материализме действительность — объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; всё существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в её объективном значении.

Действительность обычно противополагается фантазиям, иллюзиям, неосуществленным и неосуществимым планам, намерениям, нереализованным возможностям и видимости, скрывающей подлинную картину и содержание явлений, событий, взглядов и теорий.

Действительность раскрывается как система реально существующих фактов, понятая в их конкретно-историческом взаимодействии, в процессе её саморазвития, в её конкретной сущности, так как она складывается на самом деле независимо от воли и сознания людей, субъекта.

Каждое отдельное явление в общем контексте действительности может иметь совершенно иное значение и содержание, нежели будучи искусственно или естественно изолировано от неё.

Термин «действительность» носит гносеологический оттенок, в отличие от термина «материя». Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).

«Действительность» в Античной философии

Различение действительного и данного созерцанию играло важную роль уже в античной философии. Согласно учению Демокрита, лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только — атомы и пустота.

«В общем мнении» у него значит то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», не по природе самих вещей; природу же самих вещей он, в свою очередь, обозначает выражением «в действительности» (от слова «действительное», что значит «истинное»).

Это различение совпадает, таким образом, у Демокрита с различием между объективно существующей «природой вещей» и формами её чувственного восприятия субъектом.

В связи с этим вопрос о действительности ставится и решается далее как вопрос об «истинной природе вещей» и переплетается с проблемой познания действительности и её критериев.

Согласно Сократу и Платону, действительность, будучи лишь умопостигаемой, лишена всякого чувственно воспринимаемого образа, а окружающий человека и данный ему в чувственном восприятии мир представляет собой лишь искажённое подобие, «тень» подлинной действительности, «истинно-сущего».

В учении Платона действительность приобретает черты абсолютной неизменности и рассматривается как нетленный и неподвижный прообраз чувственно воспринимаемого мира, как «идея», как чистая «сущность».

Аристотель подвергает критике платоновскую концепцию действительности и рассматривает чувственно воспринимаемый мир, совокупность эмпирически наблюдаемых единичных тел как подлинную действительность, а чистые, нереализованные формы тел — лишь как возможность.

Действительность в учении Аристотеля становится синонимом актуальной данности вечных и неизменных форм вещей в материи, в чувственно воспринимаемом мире.

Категория действительности рассматривается в его трудах главным образом в связи с проблемой реализации возможности, её актуализации посредством деятельности, целенаправленного изменения.

Действительность изображается им в конце концов как результат активной деятельности чистой формы (и далее «формы форм» божественного разума), направленной на пассивную «материю», как осуществление сущности вещи, как «энергия».

«Действительность» в средневековой философии

Средневековая философия с её презрением к опытному исследованию чувственно воспринимаемого мира и преобладанием формально-логического рационализма придаёт значение подлинной действительности лишь миру религиозно-идеалистически истолкованных духовных явлений, часто в мистическом сочетании с грубо-чувственной символикой.

«Действительность» в философии 16-18 веков

Философия 16-18 вв. с её основной ориентацией на рационалистическую обработку опытных данных выдвигает на первый план как главную и определяющую характеристику действительности существование в пространстве и времени в виде материальных тел.

В связи с этим пространственно-геометрическая определённость вещей становится синонимом их существования в действительности.

Действительность приобретает в глазах философов абстрактно-геометрический характер, особенно чётко этот взгляд развит у Гоббса, в «Физике» Декарта и т. д.

Материалистическая философия 16-18 вв. резко возражала против схоластического представления о «сущности», лишённой пространственно-временного существования в виде тел.

«Сущность без существования является лишь нашей фикцией», а то, что называла действительностью аристотелевско-схоластическая философия, то есть единство сущности и существования, есть на самом деле «единство вещи, которой даются два имени».

Это отождествление действительности с существованием отдельной вещи, единичного тела представляло собой слабую черту данной формы материализма.

Взглядам Гоббса возражал Декарт, исходя из того, что «сущность» (закономерная всеобщая форма и природа тел) имеет существование, относительно независимое от бытия единичных тел и, с известной точки зрения, более прочное.

Ряд диалектических моментов был развит в этой связи в учении Спинозы, согласно которому истинное постижение действительности, независимой от случайностей внешнего существования вещей, совпадает с пониманием их места и роли в составе природного целого, с пониманием их происхождения из «субстанции», как их реальной причины и сущности. Спиноза устанавливает, что отдельное конечное тело или явление (модус) в лоне субстанции всегда имеет иной удельный вес, значение и смысл, нежели взятое и рассмотренное отдельно, вне связи с нею. На этой идее держится его оригинальная концепция различения истины и заблуждения, его принципы исследования «истинной природы вещей».

Лейбниц отстаивает существование таких реальных идей, которые истинны, хотя бы им не соответствовала никакая существующая вещь, чувственно воспринимаемая в опыте, данная в наличии. В действительности существует то, что возможно в согласии со всеобщими принципами разума, то есть логически возможно.

«Действительность» в философии Нового Времени

Кант толкует действительность исключительно как логическую категорию модальности, то есть как категорию, выражающую способ и форму отношения данного знания (понятия, суждения, теории) к объекту этого знания.

«Если понятие какого-либо предмета уже совершенно сложилось, то я могу все же ещё спросить об этом предмете, возможный ли он только или действительный и, в последнем случае, не есть ли он также необходимый предмет?».

Под категорию действительности подводится, по Канту, такой предмет, понятие которого не только согласуется с «формальными условиями» опыта (это даёт право расценить его как лишь «возможный»), но и «связано с материальными условиями опыта (ощущения)», оправдано наличным восприятием, которое настолько независимо от соответствующего понятия, что может даже предшествовать ему в акте познания. «Если понятие предшествует восприятию, то это означает лишь возможность его, и только восприятие, дающее содержание понятию, является признаком действительности».

Однако Кант делает оговорку в отношении таких понятий, которые не могут быть подтверждены прямым восприятием, а только косвенно, через так называемые «аналогии опыта».

«Так, воспринимая притяжение железных опилок, мы познаем существование проникающей все тела магнитной материи, хотя непосредственное восприятие этого вещества для нас вследствие устройства наших органов невозможно».

Действительность, таким образом, оказывается синонимом наличия, факта существования предмета в возможном чувственном опыте.

Развивая этот мотив кантианства, Фихте прямо определяет действительность как «воспринимаемость, ощутимость».

Шеллинг определяет категорию действительности как ступеньку и форму преодоления противоположности между субъективным и объективным, достигаемую в результате деятельности интеллигенции, то есть разума: «В высшем акте рефлексии интеллигенция обращается одновременно и на объект и на самое себя, будучи одновременно как идеальной, так и реальной деятельностью.

Если рефлексия обращается одновременно на объект и на реальную (свободную) деятельность, то возникает категория возможности. Если же рефлексии подвергаются совместно объект в себе и идеальная (ограниченная) деятельность, то на этом пути возникает категория действительности».

Действительность выступает, таким образом, как своеобразный синтез духа и природы, произведённый творческой деятельностью духовного начала.

Диалектический анализ категории действительности в её логическом значении как ступеньки становления философского знания был произведён на почве объективного идеализма Гегелем. Действительность в гегелевской системе есть преходящее состояние абсолютного духа на его пути к самопознанию, то есть к познанию действующих в нём логически-диалектических закономерностей.

В отличие от Канта, Гегель толкует действительность как определение знания по его содержанию, а не по форме отношения этого знания к чему-то иному, к «предмету»; одновременно категория действительности выступает и как определение того предмета, который выражается в знании на этой ступени его развития.

В качестве объективного идеалиста Гегель исходит из того, что субъективно-человеческий дух имеет дело с вне и независимо от него существующим миром, изменяя его и давая ему теоретические определения.

Непосредственно «реальная действительность как таковая есть ближайшим образом вещь со многими свойствами, существующий мир», но определённый не со стороны голого факта своего внешнего существования вне духа, а со стороны тех различений, которые в нём устанавливает деятельность мышления.

Действительность поэтому отличается от того пестрого многообразия, которое дано чувственному созерцанию. Это многообразие определяется как действительность лишь постольку, поскольку в нём действует мышление, полагающее в нём свою определённость, свою сущность.

Лишь после того, как путём сложной работы мысли выявлена «сущность» вещей, заключающая внутри себя имманентные логические противоречия, мышление оказывается способным подойти к пониманию действительности, — то есть выявить в составе пестрого чувственного многообразия те явления, те существенные факты, в которых выражена («положена») сущность, развернутая деятельностью мышления. Действительность и определяется Гегелем как «единство сущности и существования; в ней имеет свою истину лишённая образа сущность и лишённое устойчивости явление, или, иначе сказать, неопределённое устойчивое наличие и не имеющее упора многообразие», как единство внутреннего и внешнего. Действительность далее раскрывается как необходимость, обнаруживающая и осуществляющая себя через массу случайностей, и как всеобщее взаимодействие вещей и их теоретических определений, заключающее внутри себя, как свои моменты, бесконечно многообразные причинно-следственные отношения. Исследование категории действительности как всеобщей логической категории, как формы и ступени становления теоретического знания принадлежит к числу наиболее плодотворных моментов гегелевской логики.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/deystvitelnost

Основы функции психики. Особенности психического отражения

Основы функции психики. Особенности психического отражения

Психика — это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е.

психическое отражение — это активное от-ражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность.

Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Но отождествлять полностью психику как отражение внешнего мира будет неправомерно: психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что кажется возможным, хотя это и не так в действительности.

Психика, с одной стороны, отражение реальности, но, с другой стороны, это порой и «придумывание» того, чего нет в действительности, порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реального, выдавание желаемого за действительное.

Поэтому можно сказать, что психика — это отражение не только внешнего, но и своего внутреннего психологического мира.

Таким образом, психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Читайте также:  Управление персоналом - психология

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое.

Сигналы, преобразующиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Теория механического тождества утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных от-личий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е.

психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека.

Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей; • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; • сам психический образ формируется в процессе активней деятельности человека; • психическое отражение углубляется и совершенствуется; • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; • преломляется через индивидуальность человека; • носит опережающий характер.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения н деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Источник: https://psyera.ru/osnovy-funkcii-psihiki-osobennosti-psihicheskogo-otrazheniya_7441.htm

Сознание человека (Немов Р.С. Психология)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Глава 5. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (с.132-144)

Краткое содержание

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания.

Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания.

Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры.

Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий.

Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) – факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций.

В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов.

Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания.

Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» – спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций.

Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании – промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е.

сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п.

, рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.


Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем.

Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе.

Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном.

Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления.

Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка.

Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.


Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка.

Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.

Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия.

С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности.

Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов.

Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет.

Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир.

Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей.

Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия.

Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе.

Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов.

Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире.

Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас.

Это – рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом.

Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/330832.html

Реальность психическая

Реальность психическая

Реальность психическая

Нем.: psychische Realitдt. – Франц.: rйalitй psychique. – Англ.: psychical reality. – Исп.: realidad psiquica. – Итал.: realtа psichica. – Португ.: realidade psiquica.

•Термин Фрейда, обозначающий в психике субъекта то, что обладает такой же связностью и сопротивляемостью, как и материальная действительность; таковы преимущественно бессознательные желания и связанные с ними фантазии.

• Психическая реальность для Фрейда – это не просто область психологии, упорядоченная как особого рода реальность и доступная научному исследованию: речь идет обо всем том, что представляется реальностью психике субъекта.

Идея психической реальности возникает в истории психоанализа вместе с отказом от теории соблазнения* и патогенной роли реальных детских травм или по крайней мере одновременно с ослаблением их значения.

Даже фантазии, не основанные на реальных событиях, могут приводить к патогенным для субъекта последствиям, которые Фрейд поначалу связывал с «воспоминаниями»: «Эти фантазии обладают реальностью, которая противоположна реальности; в мире (la).

Отношение между фантазией и событиями, которые могли стать его основой, требует теоретического объяснения (см.: Фантазия, фантазм), однако, замечает Фрейд, «вплоть до настоящего момента мы так и не можем сказать, судя по последствиям и результатам, какие события жизни ребенка порождены фантазиями, а какие – реальностью» (1Ь).

Таким образом, психоаналитическое лечение исходит из предпосылки, что невротические симптомы основаны по меньшей мере на психической реальности и что в этом смысле невротик «хотя бы в каком-то смысле должен быть прав» (2).

Фрейд неоднократно подчеркивал, что даже те аффекты, которые кажутся совершенно немотивированными (например, чувство вины при неврозе навязчивости), на самом деле находят опору в психической реальности.

В общей форме невроз и тем более психоз характеризуются преобладанием психической реальности в жизни субъекта.

Идея психической реальности связана с фрейдовской гипотезой о бессознательных процессах, которые не только не позволяют дать отчет о внешней реальности, но замещают ее реальностью психической (3). В строгом смысле слова выражение «психическая реальность» обозначает бессознательное желание и связанные с ним фантазии.

По поводу анализа сновидений Фрейд ставит вопрос: следует ли признать реальность бессознательных желаний? «Конечно, в отношении проходных мыслей или мыслей-связок ответ будет отрицательным.

Однако относительно бессознательных желаний в собственном смысле слова приходится признать, что – это особая форма существования, которую не следует путать с реальностью» (4, а).

Источник: https://psibook.com/library/1655/37.html

Психическая реальность

Психическая реальность

Принципиально важным понятием юнговской концепции является представление о «реальности психического», или психической реальности. Для самого Юнга психическое было единственной «очевидностью», как он говорил, «высочайшей действительностью» (CW 8, pars. 742–745).

В своей работе «Реальное и сюрреальное» (там же) Юнг описывает это понятие следующим образом. Он сравнивает восточный тип мышления и западный. Согласно западному взгляду, все, что «реально», так или иначе постигается органами чувств.

Ограничительное толкование реальности, сведение ее к материальности хотя и кажется понятным, но представляет лишь фрагмент реальности как целого. Такая узкая позиция чужда восточному взгляду на мир, который абсолютно все относит к реальности.

Поэтому Восток в отличие от Запада не нуждается в определениях типа «сверхреальность» или «экстрасенсорика» по отношению к психическому. Раньше западный человек рассматривал психическое лишь как «вторичную» реальность, полученную в результате действия соответствующих физических начал.

Показательным примером данного отношения можно считать простодушный материализм а ля Фохт‑Молешот, декларировавший, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь – к печени»[29].

В настоящее время, считает Юнг, Запад начинает осознавать свою ошибку и понимать, что мир, в котором он живет, представлен психическими образами. Восток оказался мудрее – таково мнение Юнга,– поскольку он находил, что сущность всех вещей зиждется на психике.

Между неведомыми эссенциями духа и материей заключена реальность психического. Психическая реальность в этом смысле призвана быть единственной реальностью, переживаемой нами. Поэтому Юнг считал исследование психического наукой будущего.

Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика.

Для Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой: «мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека»[30].

Структура психического

Согласно Юнгу, человеческая психика носит целостный характер и представляет собой единство взаимодополняющих сознательных и бессознательных процессов. В соответствии с этим психическое подразделяется на сознательный и бессознательный аспекты.

Эти аспекты, или составляющие психики, не только восполняют друг друга, но и находятся друг с другом в компенсаторных отношениях. Компенсация – основное правило психической деятельности, а сознание лишь малая часть психики как целого. Последнее характеризуется дискретностью, узостью, степенью ясности.

Примерно треть жизни мы проводим в сонном состоянии с выключенным сознанием. Вне сознания протекает и все раннее детство человека. Как замечает Юнг: «Сознание способно нести весьма малое информационное содержание одномоментно.

Все прочее в данный миг не осознается, и мы получаем ощущение непрерывности или общего понимания, осведомленности об осознаваемом мире только через последовательность сознательных моментов»[31].

Сознание

В одной из своих лекций Юнг говорил: «Причина, по которой сознание существует и остается настоятельная необходимость в его расширении и углублении, довольно проста: без сознания дела идут не столь блестяще».

Юнг определял сознание как собственно функцию, или активность, которая поддерживает связь психических содержаний с эго; этим путем он концептуально отличал его от психического, относимого как к сознанию, так и к бессознательному.

В юнговской модели эго не идентично сознанию, оно всего лишь центральный комплекс сознательного разума. Юнг также считал, что сознание не существует без различения противоположностей.

Изначальные или первичные противоположности – это сознание и бессознательное, но, фактически, становление сознания включает в себя различение на всем спектре противоположностей, в котором мужское и женское, добро и зло лишь малая толика.

Юнг описал два отчетливых способа, которыми строится сознание, или два пути, на которых строится сознание. Один представляет момент высокого эмоционального напряжения, связанный с ситуацией во внешнем мире.

Юнг сравнивал его со сценой в «Парсифале» Вагнера, в которой герой в момент самого величайшего искушения вдруг осознает значение раны Рыбьего короля. Другой осуществляется в состоянии созерцания, когда идеи проходят перед разумом подобно образам сновидения.

Между двумя очевидно несвязанными и отдаленными друг от друга идеями вдруг происходит вспышка ассоциации. В обоих случаях наблюдается разрядка энергии напряжения, внутренней или внешней, осуществляющей осознание. Обычно мы переживаем такие вещи как внутреннее прозрение, инсайт или откровение.

В юнговской модели психического сознание оказывается высшей структурой, надстройкой, возвышающейся над или основывающейся на бессознательном, или же восходящей над ним, произрастающей из него. Вот как Юнг это описывает:

«Сознание не творит самое себя – оно бьет ключом из неведомых глубин. В детстве оно медленно и постепенно просыпается и на протяжении всей жизни каждое утро восстает из недр сна из бессознательного состояния.

Оно подобно младенцу, ежедневно рождающемуся из материнского лона бессознательного.

Тщательное исследование процессов сознания позволяет утверждать, что оно не только находится под влиянием бессознательного, но и беспрестанно всплывает из него в форме бесчисленных спонтанных идей и внезапных вспышек мысли»[32].

Сознание в значительной степени продукт восприятия внешнего мира и ориентации в нем. Юнг отмечает, что не случайно французские и английские психологи XVII‑XVIII столетий пытались вывести сознание из ощущений, говоря, что «нет ничего в разуме, что до того не присутствовало бы в чувстве».

Разъясняя свое понимание места и роли сознания в психике, Юнг отмежевывается от Фрейда, который «выводит бессознательное из сознания».

«Я ставлю вопрос обратным образом,– говорит он,– возникающая в сознании вещь вначале не осознается, и осознание ее вытекает из неосознанного состояния так что сознание, скорее всего, продукт бессознательного»[33].

Юнг полагал, что сознание зависит от рабочего отношения между сильным и гибким эго и Самостью, регулирующим центром психического. Это отношение или эта связь является неотъемлемой частью того, что Юнг называл индивидуацией (см. ниже).

Стать сознательным подразумевает пробуждение к пониманию того, почему мы делаем то, что мы делаем, осознание того множества путей и способов, которыми бессознательное влияет на различные аспекты нас самих.

Юнг оставил нам основную составляющую знания, его основу, корпус, ствол, тело, а также множество инструментов и приспособлений, полезных для уменьшения бреши, зазора между эго и бессознательным. На практических примерах он достаточно ясно продемонстрировал, как наша личностная психология влияет на взаимодействия с другими людьми.

Эго

Центром сознания (или его субъектом) и, кстати, отправной точкой всей эмпирической психологии является эго. Эго выступает как знак личности, местопребывание индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются и в этом смысле должны быть связаны с эго.

Бессознательное включает все психические элементы, выходящие за пределы сознательного представления, и поэтому с эго не связано. Таким образом, еще раз подчеркнем, что психику нельзя приравнивать к сознанию, она неизмеримо больше, чем сознание. Нами движут не только внешние стимулы – раздражители, но и внутренние импульсы.

Именно последние неподвластны сознанию, не подлежат его контролю.

Что же такое эго, к которому стекается весь поток осознаваемых психических содержаний? Это комплекс данных, конституированный прежде всего общей осведомленностью относительно своего тела, своего местопребывания в мире – иначе, существования – и данными памяти; у человека также есть определенные идеи относительно своего прошлого и будущего бытия.

Поэтому эго есть комплекс психических данных. В свою очередь, понятие комплекс в аналитической психологии имеет свой специфический смысл. По определению Юнга, он является «аггломерацией ассоциаций – чем‑то вроде слепка более или менее сложной психологической природы – иногда травматического, иногда просто болезненного аффектированного характера» (АП, с.

46).

Комплекс

Комплекс несет в себе определенную энергию и образует как бы отдельную маленькую личность.

Отдельные комплексы, образуя вкупе целостную структуру психики индивида, являются сравнительно автономными группами ассоциаций, имеющих тенденцию жить своей собственной жизнью отдельно от намерений индивида.

Иначе комплекс можно определить как эмоционально загруженный психический фрагмент или элемент, представленный в виде некоей последовательности или структуры связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра.

Изучение этого ядра обнаруживает присутствие архетипического образа. Комплекс, помещаясь в бессознательной части структуры психики, представляет собой совершенно нормальное явление в противоположность пониманию Фрейда, который считал комплексные проявления патологическими.

Процессы, протекающие в сознании и бессознательной сфере, следуют различным принципам. Принципом сознания являются отражение, рефлексия; бессознательное следует принципу автономности. Бессознательное рефлектирует не внешний мир, а само себя.

Это происходит потому, что в каждом индивиде живет настоятельное стремление к внутреннему единству при котором различные комплексы, противоположности, все составляющие личности уравновешивали бы друг друга, а сознание находилось бы в обоюдной связи с бессознательным.

Для Юнга личность выглядела как результат некоего усилия, достижения, а не просто как нечто дарованное. «Если бессознательное вместе с сознанием может восприниматься как взаимоопределяющий фактор, если мы сможем жить так, чтобы максимально учитывать потребности сознательного и бессознательного, тогда сместится центр тяжести всей нашей личности.

Он перестанет пребывать в эго, которое вряд ли является единственным центром психики, и окажется в гипотетической точке между сознательным и бессознательным. Этот новый центр можно было бы назвать „самостью“ (CW 13, par. 67).

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/6352.html

Психология как наука

Психология как наука

При изучении этой темы следует обратить особое внимание на следующие положения:

  1. Понимание сущности психики как отражение окружающей человека действительности. Раскрывая сущность процесса отражения, надо обратить внимание на следующие его черты:
    • а) отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека происходит в том случае, когда объект находится в действительности. Несуществующие предметы, явления человек познать не может. Важно обратить внимание на путь познания: переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия к мышлению;
    • б) познание мира происходит только в деятельности. Активно воздействуя на окружающие предметы и явления, человек познает их свойства и существующие между ними связи. В учебной и трудовой деятельности человек уточняет и обогащает свои знания о предметах и явлениях;
    • в) правильность отражения действительности определяется и проверяется общественно-исторической и личной практикой людей. Если знания человека соответствуют действительности, то в процессе деятельности он получает ожидаемый результат. Ошибочность знаний тоже обнаруживается на практике;
    • г) отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Отражение человеком действительности объективно по своему содержанию, так как человек познает предметы и явления, существующие объективно, независимо от нашего сознания. В то же время отражение субъективно, потому что отражает действительность конкретный человек, со всеми особенностями и своеобразием личности.
  2. Предмет изучения психологии. В процессе становления психологии как науки существенно менялось представление о предмете ее изучения. На ранней стадии развития общества предметом психологии считалась душа. В XVII веке предметом психологии стало явление сознания, в XX веке — поведение (с английского — бихевиоризм). В настоящее время предметом психологии стала психика.
  3. Важно показать принципиально различное понимание природы психического материалистами и идеалистами. Идеалисты говорили о первичности, духовности психического, что психика не зависит от материи, а значит, психику познать нельзя. Материалисты говорили, что психика — порождение материи и ее можно познать.
  4. Говоря о значении психологии, необходимо объяснить, что задача психологии заключается в том, чтобы вскрыть закономерности психической деятельности, так как, только зная их, мы сможем управлять психической деятельностью, создавать условия, необходимые для ее развития.

Знание психологии — основа подготовки квалифицированного педагога. На основе знаний о мыслительной деятельности ребенка, его памяти, внимании, о психологической природе учения строятся дидактика, частные методики обучения отдельным учебным дисциплинам.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира.

Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

В процессе развития и формирования ребенка как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые ребенок направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены и деятельностью как общественного существа, как личности.

Психическая деятельность есть функция нормально работающего человеческого мозга. Психика — это свойство мозга, проявляющееся в идеальном отражении окружающего мира. Мозг — это орган психики.

За последние годы значительно возрос интерес к изучению психологии. Знание психологии поможет будущему учителю более глубоко понять социальную сущность педагогической деятельности. Это обязывает, кроме глубокого овладения знаниями предмета, научиться разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях психической деятельности учащихся, делать правильные педагогические выводы.

Природа наделила человека удивительными особенностями. Он может воспринимать окружающий мир, обладает речью, может радоваться, огорчаться и т.д.

Все это — ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, проявление эмоций и чувств, темперамента, воли, характера — явления человеческой психики. Сущность психики — познание (отражение) окружающего мира.

Черты познания:

  • — познаем только объективно существующий мир;
  • — познание происходит только в деятельности;
  • — правильность познания проверяем на практике;
  • — познание есть единство объективного и субъективного (зависящего и не зависящего от человека) отражения окружающего мира.

Психика проявляется через следующие формы:

  • — Психические процессы — отдельные виды или формы психической деятельности:
    • а) познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение);
    • б) волевые процессы;
    • в) эмоциональные процессы:
      • Психические свойства — наиболее устойчивые, существенные особенности человека (характер, темперамент, способности).
      • Психические состояния — особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени.

2. Понятие о психологии.

В процессе становления психологии как науки существенно менялись представления о предмете ее исследования.

  • 1 этап — предметом изучения психологии считалась душа. Такое определение психологии было дано более трех тысяч лет назад. С греческого «психология» переводится как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Первое систематическое изучение психологии начал Аристотель, написав трактат «Наука о душе».
  • 2 этап — в XVII веке в связи с развитием естественных наук предметом изучения психологии стали считать явления сознания. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основными методами изучения считались наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  • 3 этап — в XX веке предметом психологии стали считать поведение человека. Данную идею выдвинули Э. Торндайк, Д. Уотсон, 3. Фрейд. Задача психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакцию человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. Бихевиоризм (английское) — поведение.
  • 4 этап — в настоящее время предметом изучения психологии считается психика, изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Психология — наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности человека, то они выступают как основные объекты психологии. Основоположник русской психологии и физиологии — И.М. Сеченов.

Три различные трактовки сущности психики:

  • идеализм,
  • материализм,
  • диалектический материализм.

В древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (природа, люди, предметы) и невещественные (образы людей, предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас труднообъяснимые.

Не имея возможности понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о теле и душе, материи и психике как самостоятельных началах.

Позднее возникли противоположные философские течения.

  1. Идеализм — V век до н.э., Платон.
    1. Первичность — духовность психического.
    2. Независимость психики от материи.
    3. Непознаваемость психики.
    4. Невозможность объективного познания внутреннего мира человека.
  2. Материализм — Демокрит, Аристотель.
    1. Вещественный мир существует вечно.
    2. Психика — порождение материи, познаваема.
  3. Диалектический материализм — учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое. Психика является результатом длительного развития материи и возникла на стадии появления живых существ — животных и человека.

Психика — особое свойство, особым образом организованной материи (нервная система, головной мозг), заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир.

Психика реальна, но не материальна. По происхождению психика — продукт работы мозга, по содержанию -отражает внешний мир.

Виды отражения:

  1. Пассивное, мертво-зеркальное.
  2. Психическое — активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

Психическая деятельность человека связана с активностью как первой (общей с животными), так и второй сигнальной системы. Особое значение имеет вторая сигнальная система. Благодаря ей человек может взвешивать все условия, согласовывать свои действия с нравственными принципами и принимать разумное решение.

Вторая сигнальная система лежит в основе волевой деятельности человека, обеспечивающей регуляцию его поведения и социального действия как члена общества. С овладением языком значительно расширяется сфера общения ребенка с внешним миром, а в связи с этим существенно перестраивается и вся структура его психической деятельности.

Она приобретает анализирующий, абстрагирующий, обобщающий, сознательный и целенаправленный характер.

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologiya-metodicheskie-rekomendacii/560-tema-predmet-psixologiya-kak-nauka.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию