Деятель и переживатель — психология

Жизненный путь и заветная цель

Деятель и Переживатель - психология

Версия для печати

Все мы идем к своим целям, но разными жизненными путями в осознаваемом или не осознаваемом нами потоке жизни. Ведь у каждого человека есть свой поток жизни и осознать его очень важно. В.П.Зинченко писал: «Осознание жизни превращает её в подлинное бытие. Отсутствие сознания оставляет её всего лишь существованием». Мы все строим свою жизнь своим, очень определенным образом, где определяющими оказываются наш личностный смысл, потенциал, наши жизненные позиции, жизненные ценности и жизненные стратегии. Поток нашей жизни может быть как стабильной личностной чертой, так и характеристикой конкретного поведения, меняющегося в зависимости от ситуации и других факторов. Если есть у человека заветная цель, то он старается получить её быстрее, и для этого он готов затратить очень большие усилия. Человек действует и наращивает её положительные стороны для ускорения движения к ней. Осознание жизни — это состояние деятельной позиции, живущий и действующий за свой счет. Это состояние полного растворения со своим делом, слияние с ним, когда не чувствуешь самого себя, не ощущаешь времени, когда вместо опустошенности возникает «второе дыхание» и поток энергии, за счёт наших осмысленных усилий. Умение контролировать себя, свои чувства и впечатления зависит от нас самих. Философы, поэты, писатели и психологи давно заметили, что любой деятель(деятель — человек в деятельной позиции, живущий и действующий за свой счет), чтобы он ни делал, выражает свою сущность и наслаждается своим действием. Состояние потока жизни возникает, когда мы делаем что-то в соответствии со своими возможностями, мы достигаем новые уровни сложности, ищем новую информацию и тем самым совершенствуем свои знания, умения и навыки. Главное достигнуть контроля на своей психической энергией, расходуя её на выполнение осознанно выбранных целей. Непрерывно развиваться! Несдержанное расходование психической энергии недопустимо, ибо безусловно причиняет ущерб. Каждое действие требует затраты психической энергии. Действие необузданное, сопровождающееся несдерживаемыми эмоциями, быстро опустошает резервы организма. Печален и неубедителен вид человека, исчерпавшего себя. Естественно, мы должны учиться в какой-то мере контролировать внешние обстоятельства, поскольку от этого может зависеть наша жизнь[М. Чиксентмихайи,2011].

Привычка «Вижу цель — делаю — радуюсь»

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/privychka… Привычка «Вижу цель — делаю — радуюсь» характерна для Деятеля. Помогает бороться с неуверенностью, тревогой и беспокойствами. Суть: вас начинает беспокоить какая-то ситуация — быстро представьте, какой успешный результат вы хотели бы получить в итоге. Это может быть в самых простых словах: «Сделать ужин», «Решить ситуацию в школе у Ильи», «Проведать родителей». Теперь, когда вы представили себе итоговый результат, задайте себе один-единственный вопрос: какое дело, какое реальное физическое действие, какой шаг приблизит меня к этому результату? Взять сумку и сходить в магазин? Сесть за компьютер и записать уже придуманные хорошие формулировки? Взять трубку и начать набирать нужный номер? — все реально, все вам по силам. После чего этот шаг сделайте. Как сделали — порадуйтесь за себя и сделайте шаг следующий. И так далее. Глаза боятся — руки делают. Ну вот все и получилось. Чем это уравновесить? Привычку «Вижу цель — делаю — радуюсь» полезно уравновесить продуктивным сомнением, используя правило «плюс-минус-интересно».

Правило «плюс-минус-интересно»

материал http://archive.psychologos.ru/ Правило «плюс-минус-интересно»: обдумывая любую новую идею (свою или чужую), вначале увидеть в ней Позитив (что хорошо, какие сильные стороны), после этого задуматься о негативе (минусы, чем это плохо, опасно и настолько дорого), а в конце при любом раскладе рассмотреть просто Особенности: чем эта идея или подход отличаются от других. Обдумывая любое дело Обдумывая любое новое дело, полезно использовать правило «плюс-минус-интересно». То есть вначале откликнуться на любую идею позитивно, радостно, с удовольствием поискать в ней плюсы, перспективы и возможности. Вау! Лицо радостное, с энтузиазом — сделали? Вспомнили? На втором шаге включили сомнение: подумали, кто все это будет делать, есть ли на это время, силы и деньги, посчитали, насколько это дорого, прикинули, к каким возможным неприятностям это может привести… Глаза спокойные, задумчивые, неторопливые… На третьем шаге как бы отходим в сторону и смотрим на все это с любопытством и интересом со стороны.

Цель достигнуть счастья

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/cel_dosti… Тот, кто прямым образом ставит себе жизненной целью достижение счастья, его не достигает (проверено годами тренинговой деятельности). Это похоже то ли на парадокс, то ли на заколдованный круг, но те люди, которые ходят к психологам за обретением счастья, ходят к ним годами, а обретают в результате все что угодно, но не счастье. Многие в руках хороших психотерапевтов приобретают душевное здоровье, понимание себя и людей, у них повышается самооценка, приобретается уверенность в себе, улучшаются отношения с окружающими. Но счастье по прежнем как было мимолетным подарком и редким гостем, так и осталось. Для тех, кто душевно не вполне здоров, надо думать не о счастье, а о восстановлении душевного здоровья. А те, у кого нормальное душевное здоровье, ставить цель «Достижение счастье» неправильно: сама формулировка отодвигает вас от цели. Когда люди делают счастье своей целью, оно ускользает из рук. Н.И.Козлов. Ставить цель «Хочу достигнуть счастье!» уже по языковой конструкции предполагает, что вы — не счастливы. Не несчастны, но не — счастливы. Тот, кто ставит цель «Хочу стать богатым!» — не богат. Он не обязательно нищий, он может быть состоятельным, но при такой постановке цели он — не богат. При этом, чем больше желание достичь счастья, тем обычно больше ожидания его, больше напряжения. А где растет напряжение и ожидание, там снижается шанс пережить счастье. Какая же стратегия движения более удачна? Смотри Достижение счастья.

Достижение счастья

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/824275/

Переживательность (Переживания)

14.07.2013 by petr8512

                                                                                                     Живя, умей всё пережить: Печаль, и радость, и тревогу – Чего желать? О чём тужить?

День пережит – и слава Богу!

Ф. Тютчев Не рассуждай, не хлопочи

          Переживательность (Переживания) как качество личности – склонность постоянно волноваться, проявлять смятение, расстраиваться, беспокоиться и тревожиться в связи с  чем-нибудь.

      На заре эволюции существовал необычный по нынешним меркам лес: все звери научились сомневаться и переживать. Что ни зверь, а образ действий один: съел кого-то — попереживал, посомневался. Захотел побегать, кости размять — задумался. Начался сезон пожаров.

Во всех лесах все звери, кто может бежать — бегут, а в необычном лесу никто никуда не бежит, переживают, думают, сомневаются. Давно это было и уже неизвестно чем кончились их переживания, но с тех пор не существует необычных лесов.

Мораль: когда минуты роковые настают, нужно действовать, а не переживать.

          Наши переживания – это целиком проделки эго.  Переживания – это присвоение эго тела, души и разума для вхождения в живое эмоциональное состояние. Эго заставляет человека целиком (телом, душой и разумом) переживать надуманную, внутреннюю реальность.

 Между реальным миром и нами стоит эго со своими оценками «плохо-хорошо», «нравится – не нравится». В  его арсенале находятся наши мысли, убеждения, страхи, чувства.

Поэтому мы переживаем не события реальной действительности, а то, что находится в арсенале эго: наши мысли и убеждения.

Простой пример: жена беспокоится, что муж задерживается с работы. Это обычная для данной ситуации эмоция. Но затем она начинает себя накручивать, домысливать, достраивать и додумывать  самые невероятные сценарии событий, которые могут произойти с мужем. Ее тело напряжено, голова занята одной беспокойной мыслью о муже.

Выдуманные негативные сюжеты многократно усиливают беспокойство жены. Она уже переживает не свою реальность, а иллюзорные события, рожденные собственным разумом. Мы видим, что эго присвоило себе ее тело, душу, разум и вызвало переживания в форме беспокойства, многократно помноженные беспокойным умом эго.

Жена уже расценивает как реальность, то, что происходит в ее уме. Это одна из злых шуток эго. Спустя некоторое время муж благополучно возвращается. Ничего не произошло, его задержало начальство. Все, вроде, в порядке, но осадок в виде переживаний остался и запомнился подсознанием. Теперь жена, вспомнив о своих переживаниях, может в любой момент  повторно их пережить.

Если у нее достаточно подруг, то они вместе каждая по-своему могут вновь вызвать к жизни эти переживания.

Советую почитать:  Привилегированность Привилегированный

     Встречаются два бывших одноклассника. Первый говорит: — Мне позарез деньги нужны. Где бы взять? Другой ему: — Так ты у Ваньки Федорова возьми в долг, он же у нас новым русским стал. — Точно! Пошли к нему. Идут.

Второй спрашивает: — А если он очень сильно просить заставит — попросишь? — Попрошу! — А если на колени заставит встать, встанешь? — Встану! — А если он скажет: пей воду из унитаза – выпьешь? Тут они как раз подходят к Ване.

Тот вылезвает им навстречу из Мерседеса, радостно улыбается: — Привет, ребята!!! Первый с ненавистью: — Сам пей воду из унитаза!

       Все наши переживания мы создаем собственным эго. Чем живее эмоциональное состояние от нашего пережитого опыта, тем сильнее переживания и тем прочнее в подсознании фиксируется эпизод, вызвавший переживание. Наши эмоции искажают то, что было наяву.

Поэтому переживания представляются искусственными построениями нашего ума, нашими мыслями, а не реальной действительности. При этом мысли – прародители переживаний, витают или в прошлом или в будущем, избегая настоящего. В режиме «здесь и сейчас» переживания не живут.

Живое, заряженное эмоциональное состояние, вызванное нашими переживаниями, создает для нас иллюзию реальности переживаний. Создав собственным эго иллюзорный мир, наши переживания вынуждают нас решать надуманные проблемы.

Если переживания носят длительный характер, наш организм страдает и разрушается.

       Например, вам позвонил вечером приятель и сообщил плохую новость, что якобы завтра вас уволят с работы по сокращению штатов. Вы начинаете конструировать в уме печальные последствия от этого увольнения.

У вас непогашенный кредит и долги, новую работу найти трудно, предстоит не простой разговор по этому поводу с женой и тещей. Мысль не останавливается на достигнутом: вы рисуете себе картину предстоящего развода с женой, оскорбления со стороны тещи, представляете, как вы скрываетесь от кредиторов.

С воображением у вас все в порядке и вы живо представляете, как банк отбирает у вас квартиру. И вот вы уже местный подвальный бомж, собирающий бутылки и роющийся в помойке в поисках еды. Липкий страх, переходящий в ужас, сковывает ваше тело. В голове полный раздрай. Вы уже не в состоянии разговаривать с женой, а тем более с тещей.

Читайте также:  Кто я есть на самом деле - психология

Полночи вы страдаете от бессонницы и лишь под утро усыпаете, увидев кошмар, где вы убегаете от конкурента, претендующего на вашу помойку. Утром вы приходите весь разбитый на работу и узнаете, что ваш приятель разыграл вас. Юмор у него такой своеобразный.

   Все ваши переживания в форме страха и ужаса — плод вашего эго, подсунувшего вам иллюзорную действительность. Вы приняли к сердцу иллюзорные конструкции своего ума. От того, что всё принимаешь близко к сердцу, сердцу лучше не становится.

Советую почитать:  Повторение (Повторяемость)

            Переживания в зависимости от классификации или внутренней температуре могут быть надуманными и серьезными, пустыми и осмысленными, намеренными и непроизвольными, позитивными и негативными. Среди позитивных переживаний особенный интерес вызывают вершинные переживания.

            Вершинные  переживания — это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека.

Маслоу отмечает, что вершинные переживания часто вызываются сильной любовью, воздействием шедевров искусства и музыки или потрясающей красотой природы.

Термин «вершинные переживания» — это обобщение лучших моментов человеческого существования, счастливейших моментов жизни, экстаза, величайшей радости, блаженства».

           Практически каждый человек испытывал вершинные переживания. Для кого-то это первая любовь или впечатления после потрясшей и перепахавшей сознание книги, для кого-то — испытанное эмоциональное состояние после победы в соревнованиях.

Словом, вершинные переживания являются следствием глубоко волнующего события: «Это выглядит так, — по словам Маслоу, — будто любое проявление истинно прекрасного и совершенного опыта приводит к вершинным переживаниям». Драматические жизненные ситуации тоже могут вызвать вершинные переживания.

Выход из безнадежной ситуации (болезни, смертельной опасности) могут вызвать безумный восторг и ликование.

         Память о вершинных переживаниях очень важна в работе с негативными эмоциями и с самими переживаниями. Она является базой для нашего ресурсного состояния, чтобы поставить положительный якорь.

Что это такое? Давайте отчетливо вспомним одно из наших вершинных позитивных переживаний, когда мы испытывали огромную радость и счастье. Один мой знакомый связывает свое вершинное переживание с соревнованиями по прыжкам в высоту, которые проводились в городе между школами.

На стадионе присутствовали его друзья, девчонки с десятого класса и девушка, в которую он был влюблен. Все соперники выбыли из соревнований, и он остался наедине с планкой. Судьи повышали планку на пять сантиметров, а он неизменно преодолевал высоту. И вот планка установлена выше его личного рекорда. Все замерли.

Он чувствовал каждой клеточкой своего тела, как на него смотрит любимая и друзья.  Волнение переполняло  душу. Его трясло от возбуждения. Мысленно он уже перелетел через рекордную планку. И вот – разбег, толчок и высота взята. Чувство счастья, ликования, восторга слились во что-то единое, чему он не мог подобрать название.

Казалось, будто он парит над счастливой дорожкой. И по сей день это испытанное вершинное переживание отчетливо сохранилось в его памяти, как фотография. Это состояние и будет ресурсным для установки положительного якоря.

Советую почитать:  Присваивание

             Представьте, какие открываются возможности, если бы нам было доступно включать свое вершинное переживание в любой нужный для нас момент. Спортсменам, актерам, политикам, студентам, бизнесменам оно крайне необходимо для жизни.

          А теперь по порядку. Нам придется работать с «якорями». «Якорь» — это условный раздражитель, который когда-то один или несколько раз в прошлом сочетался с важным для человека событием и вызывал то или иное ресурсное состояние.

С помощью позитивного якоря мы позволяем человеку избавиться от переживаний в форме страха, беспокойства и пр.

Поскольку наше вершинное переживание бессрочно хранится в подвалах подсознания, мы можем с ним произвести операцию под названием «ресурсное якорение»:

— вспомните ваше негативное вершинное переживание;

— проанализируйте, какие качества вам были бы необходимы в той негативной ситуации (оптимизм, решимость, упорство);

—  мысленно вернитесь в прошлое и в вершинном позитивном переживании найдите нужные качества;

— начинайте подбор «якорей», способных немедленно воспроизвести необходимые ресурсные состояния. Обычно, самым мощным является телесный якорь. К примеру, вы можете ущипнуть себя за мочку уха или перекрестить пальцы. Жест должен быть не привычным. Якоря могут быть и слуховыми или зрительными. В качестве слухового якоря может использоваться любое слово.

— после этого приступаем к связыванию выбранных якорей с желаемым состоянием. Опять вообразим наше вершинное позитивное переживание. Постараемся детально, до мелочей воспроизвести обстановку того дня с его настроением,  запахами, звуками, эмоциями, чувствами и людьми. Когда дойдете до пика воспоминаний, задействуйте выбранные вами якоря: телесный, зрительный или слуховой.

— проверяем работу якорей;

—  вновь возвращаемся к первоначальной ситуации, которая вызывала у вас негативные переживания.  Когда мысленно достигните пика негатива, предъявите заготовленный якорь.

Наверняка, ваши переживания пропадут.

Источник: https://podskazki.info/perezhivatelnost-perezhivaniya/

10 терминов из психологии, который должен знать каждый

10 терминов из психологии, который должен знать каждый

Амбивалентность, фрустрация, ригидность — если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.

1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы  с новым вызовом.

2. Прокрастинация

— Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

— Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

— А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

 3. Интроспекция

Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы.  Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм

Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты — короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный  психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму.

Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. В студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью.

Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность  

С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное.

Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.

Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность

В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников. Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность.  Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм

«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства — время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм — ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное.

Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге до потери близкого человека. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать.

Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия

Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Источник: https://bit.ua/2015/01/psychology-words/

Переживальна особистість

Переживальна особистість

​​

Переживальна особистість — тип особистості, складання особливостей невротика і людини-дитини.

Відрізняти! чувствам и переживаниям (а не делу и деятельности).

​Отличать! Переживательная личность — тип личности, сложение особенностей невротика​ и человека-ребенка​.

Переживатель — по способу мотивации это Процессник (??).

Человеку-переживателю противостоит Человек-деятель.

Смотри Деятель и Переживатель»>Переживатель — тип людини, визначальною характеристикою якого є схильність до почуттів і переживань (а не справі і діяльності).

Переживальна особистість не завжди реалістична і, малюючи картинки ситуацій, живе в мріях, то негативі. З віком — частіше в негативі.

А що ж мені, в рожевих окулярах ходити? Шукайте іншу дуру!

У роздумах немає звички ставити себе на місце іншої людини, все міряється «від себе», розвинений егоцентризм. Егоцентризм і негатив дають звичку заперечувати.

Та ні, просто важко щось говорити про інших…

Як тема, типові переживання побоювань і страхів.

Ви нічого не зрозуміли! Вам взагалі нічого сказати не можна, все пересмикуєте!

У зв'язку з побоюваннями ініціатива не дуже характерна, частіше йдуть захисно-агресивні, в будь-якому випадку — відповідні реакції.

А що ж, мені вперед весь час лізти, як інші вискочки?

У важкій ситуації в першу чергу бачаться проблеми і замість дій йдуть переживать.

Пустая длящаяся обида, разыгрывание спектакля оскорбленности, волнение без причины…

Близкие понятия: пустые переживания — переживания, не имеющие актуального смысла ни для самого человека, ни для дела, ни для окружения.

Попереживание не имеет основания, пустое переживание — цели и смысла.»>переживання (внутрішня завдання яких — привернення уваги, щоб дорослі люди виручили, і захист — я не байдужий, я турбуюся і навіть вже себе понаказывал!).

Переживальна особистість живе або в мріях, або минуле, будувати плани майбутнього для неї незвично і неприйнятне.

Як-то страшно… Так наврочити…

Переживальна особистість, як і Мученик, знаходиться в позиції Жертви.

Повна типологія

Діяльна особистість — робить все, що вимагається від дорослої людини, і ставиться до цього радісно, позитивно.

Развлекающаяся особу (некероване дитя, коли Бабка, коли Бовдур) — не в справах, турбот немає, і існує радісно і позитивно.

Мученицька особу (невільник боргу) — робить все, що вимагається від дорослої людини, але без радості, пересилюючи себе.

Переживальна особистість — нічого не робить, руки опустив, переживає труднощі і проблеми.

Источник: http://psychologis.com.ua/perezhivatelnaya_lichnost.htm

Выдающиеся деятели психологии. Краткие биографические справки

Выдающиеся деятели психологии. Краткие биографические справки

17 февраля 2003 15:18   |   Рослова Л.Г. – Учебно-методическое пособие по психиатрии<\p> 

Сеченов Иван Михайлович (1829—1905).

Великий отечествен­ный физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятель­ности, показал возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической деятельности.

Им было установлено на­личие электрической деятельности в мозгу, открыто центральное торможение, показана рефлекторная природа произвольных ак­тов, описан «профессиональный делирий». Книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) вошла в золотой фонд отече­ственной и мировой науки.

Павлов Иван Петрович (1849—1936). Выдающийся советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности.

Внес вклад в изучение гипноза, механизма образования бреда, невра­стении, психастении, навязчивых состояний, а также действие на нервную систему различных медикаментов, применяемых при ле­чении психически больных.

Им было разработано учение о первой и второй сигнальных системах, сформулированы физиологические основы типов высшей нервной деятельности. Он внес большой вклад в изучение патогенеза и лечения психических заболеваний и по­нимания психического заболевания как заболевания мозга и всего организма.

Балинский Иван Михайлович (1827—1902), профессор, кото­рому принадлежит приоритет в создании учения о психопатиях, является одним из основоположников судебно-психиатрической экспертизы, основателем и председателем первого в нашей стране общества психиатров, ввел термин «навязчивые идеи».

Кандинский Виктор Хрисанфович (1849—1889). Описал синд­ром психического автоматизма, выделил идеофрению как само­стоятельную форму психического заболевания, разработал класси­фикацию психических заболеваний. Синдром психического авто­матизма носит его имя.

Корсаков Сергей Сергеевич (1854—1900). Один из основопо­ложников отечественной психиатрии. Ввел режим «нестеснения» памяти, описал полиневротический психоз, который был назван его именем. Он заложил основы нового нозологического направ­ления в психиатрии.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927).

Выдающийся невролог, психиатр, основоположник отечественной нейрохирургии, основатель института по изучению мозга и психической деятель­ности, носящего в настоящее время его имя, создатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории.

Неоцени­мый вклад внес в изучение строения подкорковых структур голов­ного мозга, открыл ряд нормальных и патологических рефлексов, описал многие симптомы и синдромы болезней позвоночника (Болезнь Бехтерева), предложил ряд приборов для изучения раз­личных видов чувствительности у человека. В лечении нервно-психических заболеваний им введены «микстура Бехтерева», соче­тательно-рефлекторная терапия неврозов, алкоголизма, психоте­рапия методом отвлечения и перевоспитания, коллективная психо­терапия.

Сербский Владимир Петрович (1858—1917). Выдающийся пси­хиатр, один из основоположников отечественной психиатрии, про­фессор, прекрасный клиницист. Его диссертация «Форма психиче­ского расстройства, описываемая под именем кататонии» (1890), по оценке С. С. Корсакова, относится к лучшим произведениям русской психиатрической литературы. Работы В. П.

Сербского по­священы исследованию острых органических психозов раннего слабоумия. В. П. Сербский является одним из основоположников судебной психиатрии, много сделал в устройстве психиатрических больниц; ввел постельный режим, патронаж, трудовую терапию. Институту судебной психиатрии в Москве присвоено его имя (ныне Российский центр общей и судебной психиатрии им. В.

П. Серб­ского).

Ганнушкин Петр Борисович (1857—1933). Первый советский профессор психиатрии, организатор и редактор журнала «Совре­менная психиатрия», внес большой вклад в развитие клинико-диагностического метода, в учение о психопатиях ввел понятие «малая психиатрия», организатор психиатрической помощи, тон­кий, несравненный клиницист. Одной из психиатрических больниц г. Москвы присвоено его имя.

Гиляровский Василий Алексеевич (1875—1959). Выдающийся советский психиатр, профессор, член АМН СССР по специально­сти психиатрия. Внес большой вклад в разработку вопросов кли­нической психиатрии, патологической анатомии психических забо­леваний, детской психиатрии, организации психиатрической помощи, профилактике и лечению психических заболеваний.

Баженов Николай Николаевич (1857—1923) знаменитый пси­хиатр, сподвижник С. С. Корсакова, профессор психиатрии. Впер­вые ввел в Москве обязательные практические занятия на курсах по психиатрии по специальной программе.

Активно боролся за систему «нестеснения» психически больных, за устройство психи­атрических учреждений.

Разработал проект законодательства 0 душевнобольных, был организатором «Союза психиатров и невро­патологов» и созыва первого съезда членов союза.

Яковенко Владимир Иванович (1857—1923). Видный врач-пси­хиатр. Руководил строительством и организацией образцовой зем­ской психиатрической больницы в с. Мещерском под Москвой.

В настоящее время больница носит его имя и в 1993 году отпразд­новала свое 100−летие. Произвел первую перепись психически больных в Московской губернии.

Крупный деятель в области орга­низации психиатрической помощи, активный строитель отечествен­ной психиатрии.

Кащенко Петр Петрович (1858—1920). Крупный организатор психиатрической помощи, осуществлял в своей деятельности луч­шие принципы отечественной психиатрии. Имя П. П. Кащенко присвоено больнице на Канатчиковой даче в Москве и Сиворицкой психиатрической больнице под Ленинградом (ныне Санкт-Петер­бургом).

Гаккебуш Валентин Михайлович (1881—1931). Крупный уче­ный, профессор психиатрии, прекрасный психиатр-клиницист, психотерапевт, организатор психиатрической помощи.

Активно бо­ролся за систему «нестеснения» психически больных, против при­менения изоляторов, участвовал в организации патронажа, орга­низовал ряд научно-исследовательских лабораторий, был основа­телем журнала «Советская психоневрология», широко внедрял физиологические методы в изучение и лечение психически боль­ных. Описал в 1912 г. совместно с Т. А.

Гейером и в 1915 — с А. И. Геймановичем альцгеймероподобный синдром. Эта псевдо-альцгеймеровская форма мозгового артериосклероза получила название болезни Гаккебуша—Гейера—Геймановича.

Каннабих Юрий Владимирович (1872—1939). Выдающийся советский психиатр, психотерапевт, профессор психиатрии, блестя­щий лектор, популяризатор научных знаний. Изучал клинику по­граничных состояний. Был одним из основателей журнала «Психо­терапия». Заведовал отделом истории психиатрии Института невропсихиатрической профилактики Народного Комиссариата Здра­воохранения РСФСР.

Протопопов Виктор Павлович (1880—1957). Выдающийся со­ветский психиатр, академик.

Создатель патофизиологической школы в советской психиатрии, разработал оригинальные методи­ки исследования высшей нервной деятельности, описал симпатикотонический синдром при маниакально-депрессивном психозе (Три­ада Протопопова).

Ввел в практику терапию сном, методики дезинтоксикационной терапии, диетотерапии. Много сделал для восстановления психиатрических учреждений на Украине.

Кербиков Олег Васильевич (1907—1965). Выдающийся совет­ский психиатр и организатор здравоохранения, академик. Внес большой вклад в разработку клиники и иммунологии шизофрении, психопатии, неврозов, истории психиатрии.

Сухарева Груня Ефимовна (1891—1981).

Известный советский психиатр, профессор, ученый-энциклопедист, в 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершен­ствования врачей и более 30 лет ее возглавляла.

Одна из первых изучила клинику шизоидных психопатий у подростков 12—14 лет, уделяла большое внимание аффективным расстройствам и нару­шению поведения у детей и подростков. Подробно изучала шизофрению с эволюционных позиций.

Снежневский Андрей Владимирович (1904—1987). Советский психиатр, академик АМН СССР, разрабатывал вопросы общей психопатологии, классификации психических заболеваний, подроб­но изучал проблемы клиники, лечения, патогенеза эндогенных психозов — шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и др.

, ввел новую систематику форм шизофрении, важную для опреде­ления клинического и социального прогноза. Под его руководством были проведены впервые в нашей стране исследования по психо-фармакотерапии.

Был председателем научного совета по психи­атрии АМН СССР, членом президиума Всесоюзного научного об­щества невропатологов и психиатров.

Пинель Филипп (1745—1826). Выдающийся французский врач-психиатр, академик, основоположник научной психиатрии, про­возгласивший лозунг «не презрение, а лечение» по отношению к психически больным, освободивший их от цепей. Установил лечеб­ный режим, организовал трудовые лечебные процессы, прогулки больных, распределение их по состоянию, ввел врачебные обходы.

Эскироль Жан-Этьен-Доминик (1772—1840). Один из основа­телей научной психиатрии во Франции.

Разработал учение о мо­номаниях, ввел понятия ремиссии и интермиссии, разработал принципы освидетельствования душевнобольных, провел различие между галлюцинациями и иллюзиями, установил принцип необхо­димости учета психоневрологических и соматических симптомов психических заболеваний. По инициативе Эскироля была органи­зована первая колония для душевнобольных под Парижем. Ввел систематическое преподавание психиатрии на медицинском факультете в Париже.

Гризингер Вильгельм (1817—1868).

Выдающийся немецкий психиатр, основатель общего учения о психических болезнях, впервые утвердил психиатрию как медицинскую дисциплину, высказал мысль о том, что психотические состояния не являются болезнями, но лишь симптомами мозгового процесса (концепция единого пси­хоза). Уделял огромное внимание рефлекторной деятельности, патологоанатомическим исследованиям головного мозга, считал, что обязательно существует патологоанатомическая основа психозов.

Конолли Джон (1794—1866) —известный английский психиатр, профессор. Осуществил в Англии отмену механических стеснений при лечении душевнобольных. В 1856 году издал книгу «Лечение душевнобольных без механического стеснения». Д. Конолли вы­двинул принцип — «насилие равнозначуще небрежности».

Вернике Карл (1848—1905)—знаменитый психиатр, невропа­толог, офтальмолог, хирург, анатом. При изучении психопатологии и клинической психиатрии опирался на анатомо-физиологические основы и рассматривал связывающие нервные волокна как основу психических процессов.

Вернике описал двигательные психозы, разработал основы сенсорной афазии, ввел понятие «сверхценной идеи», описал пресбиофрению, алкогольный галлюциноз, острый верхний геморрагический полиэнцефалит, был одним из основопо­ложников неврологического направления в психиатрии.

Модсли Генри (1835—1918)—крупный психиатр, профессор судебной медицины Лондонского университета. Основоположник эволюционного направления в психиатрии. Большое значение при­давал физиологическому анализу психозов, заложил основы дет­ской психиатрии. Выдвинул концепцию обратного развития душев­ной организации при психических заболеваниях.

Блейлер Эуген (1857—1939). Известный швейцарский психиатр, профессор. Основал психиатрическо-неврологическое общество в Цюрихе. Работы Блейлера посвящены проблемам практической психиатрии, афазиям, психотерапии, группе шизофрении — ранне­му слабоумию. Показал раннее слабоумие как психоз расщепле­ния. Блейлеру принадлежит термин «шизофрения».

Крепелин Эмиль (1856—1926). Выдающийся немецкий психи­атр, профессор, основатель нозологического направления в пси­хиатрии. В 1922 г. организовал в Мюнхене исследовательский психиатрический институт.

Создатель клинического учения о циркулярном психозе и раннем слабоумии, ввел фармако-психологическое исследование в психиатрию, изучал влияние алкоголя на нервную и психическую деятельность.

Придавал большое значение течению психического заболевания и его исходу, как закономерному биологическому процессу.

Фрейд (Фройд) Зигмунд (1856—1939). Известный австрийский психолог, основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида. Главную роль в формировании характера и его патологии отводил переживаниям раннего детства.

Рассмат­ривал психику как нечто самостоятельно существующее и управ­ляемое непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащи­ми за пределами сознания (бессознательное).

Разработал метод «катарзиса» (отреагирования с помощью гипноза забытых психи­ческих травм «ущемленных комплексов»), метод свободных ассо­циаций как основу психоаналитической терапии.

17 февраля 2003  |  15:02

Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском доме

Стрессогенные факторы весьма часты в подростковом возрасте. От того, как личность подростка справится с ними, зависит эффективность ее развития.

Подростковый возраст рассматривается как период, во время которого активно формируются новые формы адаптации к среде, новые формы развития и новые механизмы преодоления стресса. Ответы личности на требования среды, «копинг», т. е.

«совладание», влияющие на исходы развития индивидуума, могут быть конструктивными, если они соответствуют индивидуальному адаптивному потенциалу, и деструктивными, когда индивидуальный адаптивный потенциал превышен, а личностно-средовые ресурсы недостаточны для преодоления стресса.

Источник: http://www.medicus.ru/psyhiatry/specialist/vydayuschiesya-deyateli-psihologii-kratkie-biograficheskie-spravki-22783.phtml

Психология как наука. История развития психологии | Лекция | НОУ ИНТУИТ

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.

Рис. 1.8. Место психологии в системе наук

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

На рис. 1.9 показана диаграмма Ганта, отражающая основные этапы становления и развития психологической науки.

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии «О душе», в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к «эпохе Нового времени» (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.

Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В.

Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания.

Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.

) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал, творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют «третьей силой», в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

В психологии понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» относятся к базовым категориям. Рассмотрим сущность и содержание указанных базовых категорий психологии ( рис. 1.10).

увеличить изображение
Рис. 1.10. Базовые категории психологии

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
  • «социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» [10, С. 122];
  • «качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду» (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
  • «отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением» [4, С. 416];
  • «формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом» (Ю.В. Щербатых, [`3 С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

Методы психологических исследований: наблюдение, интроспекция, метод эксперимента, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование, генетический метод и другие.

Основные направления современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Базовые категории психологии – понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

  1. Проведите сравнительный анализ и обобщите приведенные в лекции определения психологии как науки.
  2. Сформулируйте цель, объект и предмет психологии как науки. Изучите, каким образом в исторической перспективе развивались взгляды ученых на предмет психологии.
  3. Дайте определения понятиям «психика» и «психические явления», опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  4. Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  5. Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  6. Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  7. Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16750?page=3

Ссылка на основную публикацию