Эмоции и видение: оценка и восприятие происходящего — психология

Эмоции и видение: оценка и восприятие происходящего

Эмоции и видение: оценка и восприятие происходящего - психология

В организмне человека нет рецепторов, рефлекторно запускающих ту или иную эмоцию: нет рецепторов восхищения или обиды, нет рецепторов страха или унижения. Возникновение того или иного эмоционального состояния всегда когнитивно опосредовано: происходящее должно быть так или иначе понято.

Вот ребенок бежал и упал: как он это увидит? Это интересно или страшно? Если ребенок воспримет падение, как обиду — расплачется от обиды. Если увидит в этом опасность — ему будет страшно. Если воспримет как приключение — засмеется от радости.

Переживание определяется восприятием происходящего, конкретная эмоция запускается конкретным видением, пониманием или интерпретацией ситуации. Обида как переживание запускается только тогда, когда ситуация будет понята, увидена как обидная. Страх, как чувство, возникнет не раньше, чем ситуация будет оценена как страшная. Смешно будет только тому, кто расценит происходящее как смешное.

Управляя видением ситуации, можно управлять возникновением эмоции — правда, только на ранних этапах ее возникновения. В практике консультирования для подобных целей используется рефрейминг — способ переосмысления ситуации через смену контекста, в котором рассматривается происходящее.

При этом нужно учесть, что управление видением ситуации действенно в отношении относительно слабых эмоций: если эмоция уже раскрутилось, тем более человек вошел в аффект, переосмысление уже практически нереально. .

Когда человек выражает страх или обиду, он делает соответствующее выражение лица, а определенное выражение лица действует как внушение на самого человека: тот, у кого обиженное лицо, верит в справедливость своей обиды. Тот, у кого испуганные глаза, верит в опасность происходящего.

Физиологическая буря сама по себе становится подверждением того, что переживание правдиво.

Отдельный вопрос — кто и насколько может управлять своим видением ситуации. Это не всегда просто. Во-первых, многим людям просто в голову не приходит, что их видение не очевидно, субъективно, во многом определяется ими самими и может быть изменено.

Во-вторых, для этого тоже нужен определенный навык, некоторая тренировка (иногда это называется уровнем культуры).

В-третьих, за тем или иным видением нередко стоят верования, иногда — та или иная внутренняя выгода или просто привычка — житейская или интеллектуальная.

Видение ситуации во многом связано с верованиями. Соответственно, меняя верования, можно менять видение, а через это — управлять своими эмоциями. Смотри Эмоции и верования

Произвольность видения ситуации

Видение ситуации может быть как относительно произвольным, так и безусловно непроизвольным, рефлекторно жестко заданным. Непроизвольное, жестко заданное видение обычно возникает,

Культурная интерпретация

Способ видения (восприятия) ситуации, заданный местной культурой или выбранный человеком самостоятельно.

Можно сказать, что это — Выбор наиболее подходящей Жизненной Сказки. Наверное, лучше всего позитивной и перспективной.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/emocii_i_videnie_dvoe_zn__ocenka_i_vospriyatie_proishodyaschego

Психология эмоциональных явлений. — Исследование влияния эмоций на восприятие

Психология эмоциональных явлений. - Исследование влияния эмоций на восприятие

Страница 21 из 21

Исследование влияния эмоций на восприятие.

Как известно, восприятие является сложным явлением. Оно включает такие процессы, как выделение фигуры из фона, оценку величины, яркости и удаленности воспринимаемого предмета, выделение деталей, из которых состоит предмет. Каждый из этих процессов может подвергаться изменениям под влиянием эмоциональных факторов.

Влияние эмоционального опыта на выделение фигуры из фона. Процесс выделения фигуры из фона играет в восприятии существенную роль. Среди факторов, детерминирующих этот процесс, в пер­вую очередь, обычно указывают на организацию перцептивного материала.

Однако оказалось, что на ход и результат этого процесса оказывают влияние также и факторы эмоциональной природы. Об этом говорят, в частности, исследования Шафера и Мэрфи (1960). Испытуемым примерно на 1/3 с показывали контур лица (см. рис.

1) и предлагали запомнить одновременно предъявляемые названия.

Лица предъявлялись многократно, причем два из них постоянно подкреплялись вознаграждением — после их экспозиции испытуемый получал 2 или 4 цента, за экспо­зицией остальных лиц регулярно следовало наказание — испытуемый сам должен был платить 2—4 цента. Каждое лицо экспонировалось 25 раз; вознаграждения и наказа­ния распределялись таким образом, чтобы в конце эксперимента испытуемые могли немного заработать (примерно 15 центов). Критический момент эксперимента

Рис.1. Профили, предъявлявшиеся в эксперименте Шафера и Мэрфи.

Рис. 2. Профили, соединенные в двойственные фигуры.

состоял в предъявлении двойственной фигуры, получаемой путем сочетания двух профилей (см. рис. 2).

Испытуемые должны были сказать, какое лицо они видят на этом двойственном рисунке. Оказалось, что из общего числа 67 предъявлений в 54 случаях испытуемые воспринимали лицо, которое сопровождалось положительным подкреплением. Другими словами, из фона выделялась та конфигурация раздражителей, с которой был связан положительный эмоциональный опыт.

Следует подчеркнуть, что испытуемым не сообщали, за что они получали вознаграждение или наказание. Тенденция к восприятию того, что получало положитель­ное подкрепление, проявлялась как бы автоматически.

С точки зрения здравого смысла результат данного исследования может показаться совершенно очевидным; разве не естественно, что у нас существует тенденция к восприятию того, что влечет за собой награду или поощрение? Однако дело обстоит отнюдь не так просто.

Возникает вполне законный вопрос: почему получение 15 центов должно оказывать какое бы то ни было влияние на организацию поля восприятия? Почему наши глаза лучше видят то, что сулит столь незначительное вознаграждение? Заслуживают ли результаты эксперимента доверия?

В пользу полученных данных свидетельствует тот факт, что два других исследователя, повторивших эксперимент, а именно Смит и Хохберг (1953), получили аналогичные результаты.

Здесь следовало бы сделать оговорку в отношении возможности сравнивать влияние наказания и вознаграж­дения. Постман считает, что вознаграждение является более эффективным, чем наказание. Однако трудно до­казать этот тезис, поскольку не существует общей шкалы, с помощью которой можно было бы сравнивать силу вознаграждений и наказаний.

Имеет ли потеря 15 центов такую же негативную силу, как приобретение 15 центов — позитивную? Это кажется весьма сомнительным: нельзя прямо сравнивать величину наказания с величиной вознаграждения, даже если они измеряются одними и теми же единицами, например, денежными.

Не имея же возможности сравнивать субъективную эмоциональную значимость применяемых раздражителей, мы не можем согласиться с утверждением Постмана.

Существует ли перцептивная защита? Перцептивное игнорирование некоторых раздражителей было обнаружено во время клинических наблюдений и в естественных условиях, однако возникает вопрос: можно ли вызвать этот феномен в контролируемых экспериментальных усло­виях? Одной из первых и наиболее известных попыток проверить эти наблюдения был эксперимент, который провел в 40-х годах Мак-Гиннис. Он экспонировал тахистоскопически 18 слов, среди которых были так называемые слова табу (непристойные слова). Показателем перцептивных действий было минимальное время экспозиции, необходимое для распознавания слова. Для определения эмоционального влияния, которое оказывают слова, измерялась кожногальваническая реакция.. Мак-Гиннис установил три основных факта:

1) для распознавания слов табу требуется более длитель­ная экспозиция;

2) КГР при этих словах была большей;

3) испытуемые считали, что распознавали слова табу так же быстро, как и другие слова .

Таким образом, оказалось, что эмоционально значимые слова труднее распознавать, чем нейтральные, причем эти затруднения могут субъектом и не осознаваться. Эти данные были признаны экспериментальным подтвер­ждением феномена перцептивной защиты. Однако такой вывод был преждевременным.

Более тщательный анализ фактов поколебал сформулированный таким образом тезис. Возражения противного представили Хауэс и Соломон. Прежде всего они обратили внимание на то, что, согласно теории восприятия, время распознавания слова зависит от частоты его употребления в языке.

Слова табу появляются в печати, несомненно, реже (либо вовсе не появляются), тогда как нейтральные слова встречаются часто, и это различие будет влиять на легкость (время) распознавания слов.

Такое представление получило экспериментальное подтверждение: для контрольного эксперимента Постман и его сотрудники выбрали одинаково часто употребляемые слова табу и нейтральные слова (на основе частотного словаря английского языка, разработанного Торндайком и Лорджем).

В этом случае оказалось, что время распознавания слов табу не отличалось от времени распознава­ния нейтральных слов.

Основываясь на этих данных, исследователи не могли решить спор окончательно.

Мак-Гиннис повторил свой эксперимент, подобрав на этот раз слова с одинаковой частотой употребления и использовав в качестве испытуемых, помимо нормальных людей, еще и психически больных.

В этом эксперименте Мак-Гиннис снова обнаружил различия во времени распознавания слов. Они отчетливо проявились у больных; у нормальных же испытуемых они были значительно меньше по сравнению с предыдущим исследованием.

Стало быть, если феномен перцептивной защиты и существует, то он не является слишком сильным и всеобщим, у разных людей он проявляется с различной силой.

Восприятие и эмоциональное состояние. Независимо от того, воспринимает ли человек предмет, имеющий для него значение, или же относительно нейтральный предмет, на содержание восприятия могут оказывать влияние эмоции, вызванные ранее действовавшими факторами. Это влияние проявляется прежде всего в изменении значения воспринимаемого содержания.

Одной из первых попыток экспериментального изучения этого влияния, предпринятой еще в 30-х годах, было исследование Меррея, проведенное с пятью одиннадцати­летними девочками. Испытуемые должны были оценить по девятибалльной шкале фотографии незнакомых им людей.

Предлагались две серии (А и Б) фотографий, по 15 в каждой. Оценки производились три раза: в субботу днем, после возвращения из поездки (серия А), в субботу вечером, после “страшной игры в убийцу”, вызывавшей сильное возбуждение и страх (серии А и Б), и в воскресенье днем, после возвращения с прогулки (серия Б).

Девочки должны были оценить, насколько хорошими или плохими кажутся им предъявленные лица.

Сравнивая баллы, которые были поставлены лицам из серий А и Б в двух ситуациях, (нейтральной и возбуждающей), можно было оценить влияние эмоционального возбуждения, одновременно исключая влияние фактора очередности предъявления.

Результаты исследования показали, что состояние возбуждения вызывало изменение оценок: в 70% случаев эти изменения были негативными, то есть под влиянием возбуждающей игры девочки оценили лица как “более плохие”. Следует, однако, отметить, что этот эффект не был сильно выраженным: изменение оценок составило в среднем, около 0,5 балла по девятибалльной шкале.

Аналогичный результат был получен в исследованиях, проведенных со студентами Варшавского университета, которые перед экзаменом (это был их первый экзамен в высшей школе) встречались с неизвестным им лицом якобы для выполнения некоторых предэкзаменационных формальностей. После экзамена они заполняли специальный лист, на котором должны были дать оцен­ку этому человеку с помощью семибалльной шкалы. Спустя несколько дней те же самые студенты выполняли легкий тест, после которого должны были с помощью такого же листа оценить человека (ранее им неизвестного), проводившего это исследование. В обеих ситуациях экзаменационной (вызывавшей сильное эмоциональное возбуждение) и тестовой (вызывавшей, как предполага­лось, значительно более слабое возбуждение) —объектом наблюдения были две молодые женщины А и Б.

Половина испытуемых (группа I) видела А в ситуации сильного возбуждения, а Б — в ситуации слабого возбуждения, другая половина (группа II) —наоборот. Испытуемыми были студентки в возрасте 17—25 лет.

Такая организация эксперимента позволила сравнить оценки, которые получило лицо А в группе сильного эмоционального возбуждения (I) и в группе слабого возбуждения (II). Таким же образом сравнивались оценки, которые получило лицо Б.

Читайте также:  Деиндивидуализация - психология

Проводилось еще одно сравнение: для каждого испытуемого вычислялся показатель перцептивных изменений, характеризующий различие между оценками лиц А и Б на каждой из 14 шкал.

Положительное значение по­казателя означало более высокую оценку лица, с которым испытуемые встретились в ситуации слабого возбуждения.

В дальнейшем испытуемые были разделены на три группы: группу, в которой преобладали отрицательные показатели (выше

оценивалось лицо, с которым испытуемые встречались перед экзаменом); группу, в которой преобладали положительные показатели (выше оценивалось лицо, которое проводило тестовое исследова­ние) , и группу, в которой число тех и других показате­лей было одинаковым (на одной половине шкал испытуемые отдавали преимущество лицу А, на другой—лицу Б).

Испытуемым, находившимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения, оцениваемый человек казался некрасивым, менее интересным, недостаточно ловким, а также менее симпатичным, менее приветливым.

Таблица 5 Результаты исследования

Представленные результаты свидетельствуют о том, что изменения, происходящие в восприятии, в какой-то мере связаны с содержанием эмоций: отрицательное эмоциональное состояние (страх, беспокойство, напряжение, предэкзаменационное возбуждение) вызывало смещение оценок в отрицательную сторону.

Таким образом, нами рассмотрены основные проблемы психологии эмоций, где раскрыты вопросы о соотношении эмоций и процессов познания, мотивации; выделены возможные основания классификации эмоций (сделан акцент на функциональную классификацию эмоций); подробно проанализированы функции эмоций.

В учебном пособии кратко представлены различные теории эмоций, такие, как психоаналитическая концепция аффекта, когнитивная теория эмоций, периферическая теория эмоций Джемса –Ланге, теория дифференциальных эмоций. Помимо этого рассмотрены и отечественные теории эмоций П. В. Симонова, С.Л. Рубинштейна, А.Н.

Леонтьева. Сделана попытка предоставить читателю описание многочисленных эмоциональных состояний, выделить основания их дифференциации.

Кроме того, читатель познакомился с возможностями экспериментального исследования эмоций, что позволит ему глубже проанализировать имеющиеся достижения и рационально их использовать.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-emotsionalnich-yavleniy/issledovanie-vliyaniya-emotsiy-na-vospriyatie

восприятия, чувства, эмоции

восприятия, чувства, эмоции

Восприятие – это то, что происходит между Вами и реальностью.

А реальность  зачастую подменяется суррогатом Вашего воображения, и это не может не сказаться на Вашем психическом здоровье.

  Часто реальность уходит на второй план, а выдвигаются наигранные чувства, негативные прогнозы, придуманные страхи.  Мы уже отвергаем наше восприятие, уходим в мир надуманных фантазий и иллюзий.

Обычно внутренний дискомфорт отражается в наших действиях, отношениях к близким, друзьям, поведении в социуме. Это не удивительно, ведь Вы год за годом развиваете свои привычки: беспричинное беспокойство, понижение самооценки, чувство вины, фантомные страхи, раздражение.

Да, наш организм получает внутрь себя и переваривает не только пищу и воздух, но также наш опыт, и то, как мы действуем, как думаем и живем.

А как мы используем все это, как это влияет на наши глубинные убеждения и ценности,  которые определяют нашу миссию в жизни, и как это отражается в наших собственных глазах, нашей Судьбе?

Вот в чем вопрос, на который мы и ищем ответ. Читайте  дальше, проделывайте данные Вам упражнения и у Вас все получится! Мы начнем планомерно изменять свои угнетающие привычки, изменяя собственную жизнь.

Человек не является бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него. Мы сами часто не понимаем своё поведение, отчего-то вдруг начинаем без видимой причины срываться и несправедливо обижать ближних.

Больше половины людей в той или иной степени подвержены сменам настроения, а иногда чувству тоски, беспросветности и никчемности существования.

В силу многих обстоятельств у нас расшатаны нервы, близко слезы, мы раздражительны по пустякам, нас всё вокруг не устраивает, мы не можем успокоиться и обрести внутренний комфорт –  все это признаки нарушения эмоционального (душевного) равновесия.

А  это приводит к тому, что нас захватывают прагматические желания, негативные чувства, посторонние мысли, дела, заботы, быстро приходит усталость, возникают обиды, а вместе с ними раздражение и страх.

Если такое состояние сохраняется долгое время, это может привести к неврозу, а спустя еще какое-то время — к более серьезным расстройствам, так называемым психосоматическим заболеваниям.

Беспокойство по поводу этого отношения к окружающему миру и составляет сферу чувств и эмоций человека.

Общество давит на нас своими условностями, заставляет жить по своим законам, подавляет многие естественные инстинкты и чувства человека, отрицательно действует на его психику.

Вот мы и живём, скованные этими сомнительными условностями, наши эмоции подавлены ложными установками, мы превратились в роботов, стали неестественны.

Мы оторвались от природы и совершенно забыли, как надо себя вести, чтобы нам было комфортно.

Человека постоянно одолевают тягостные мысли, ему страшно показаться слабым, несовершенным, он боится признаться самому себе в свершенных ошибках.

А как он зависит от мнения окружающих?

Негативная оценка друзей, коллег и просто знакомых деморализуют человека, выбивают его из привычного образа жизни, делают замкнутым, боязливым и не в меру осторожным. Человек чувствует свою незащищенность, и даже неполноценность. И с такими грустными мыслями ему приходится жить дальше, забивая голову всё больше и больше отрицательными эмоциями.

Причина отсутствия вкуса к жизни, следование по замкнутому кругу обязательств выражается в пресыщении или нереализованности. Человек становится заложником своих мыслей и связанных с ними психологических состояний.

Так вот для разотождествления с этими состояниями, прежде всего, необходим «психологический пост» — отсутствие суеты и погони за призраками.

Прежде всего, надо осознать, что в большинстве случаев мы не можем ничего изменить в этом реальном мире.

А раз так, то значит надо искать другой путь. Попробуйте какое-то время внимательно посмотреть на себя со стороны. Осознайте, что происходит с Вами.

И Вы увидите свои ошибки, просчёты и поймёте, что неадекватно оценивали окружающую действительность. 

А это уже направление к новому сценарию жизни, написанию своей Судьбы в скрижалях «Книги Судеб». 

Давайте вспомним, что мы – дети природы, а значит должны быть естественны в выражении своих чувств и нахлынувших эмоций.

(Этому-то мы и будем учиться на наших занятиях). Для этого Вы сможете выбрать удобную для Вас форму занятий:

  1. Индивидуальные консультации психолога, как в реале, так и дистанционно не отходя от собственного компьютера.
  2. Индивидуальные тренинги проходящие дистанционно, когда вы пишите заявку и начнем заниматься использую Skype: yrisrteamlet 
  3. Можно получать консультации и письмом, вы пишите мне — я вас консультирую.

Как это осуществить Вы сможете посмотреть по ссылке

Вспомним, как естественно ведут себя дети в  выражении своих ощущений. Их чувства всегда неподдельные, а выражение желаний так раскованно. 

Не потому ли их смех так заразителен и так непереносим детский плач?

Источник: http://streamlet.ru/articles/emotions/140/

Восприятие и точка зрения

Восприятие и точка зренияПодписаться на наши соцсети

Позиции восприятия — положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые занимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния.

Чтобы что-то увидеть, надо посмотреть, но посмотреть — это значит посмотреть всегда на что-то, направив свое внимание, а главное, откуда-то, с какого-то места, с какой-то позиции. То, что человек видит, зависит от точки зрения, от позиции, откуда человек смотрит. Меняя позиции восприятия, человек изменяет свое восприятие происшедшего.

В синтон-подходе выработан определенный стандарт, согласно которому основные позиции восприятия имеют свои условные номера, а именно: нулевая позиция (игнорирование собственного восприятия актуальной ситуации), первая позиция (Личный взгляд), вторая (Я в позиции Другого), третья (позиция стороннего наблюдателя), четвёртая (системный взгляд), пятая позиция: позиция Ангела. См.→

Позиции восприятия

Позиции восприятия и осмысление ситуации
Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. Например, ситуация: муж торопится, вылетел, не попрощался, не поцеловал. И что это значит? По позициям восприятия:

Шаблон. Соответственно, как правило, взгляд эгоиста: Забыл — значит не уважает. Не поцеловал — значит, не любит. Первая позиция (мои интересы): Касается ли это моих целей? Если я была занята кашей и он меня не отвлек — ну и замечательно.

Если я хотела его поцеловать, то это я хотела — и я его поцелую, когда он придет. Вторая позиция (интересы партнера): Он так торопился, что даже меня не поцеловал. Радость моя! Третья позиция (объективка): Мир — это поток нейтральных событий. Ничего серьезного не произошло: муж просто торопился.

Четвертая позиция: (системный взгляд): Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!

Позиция Ангела: Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь своим мужем!

Или, вот печальная и очень житейская история: за регулярные прогулы и плохую работу (традиционный бардак в кладовке и грязный пол в женском туалете) шеф увольняет плачущую уборщицу тетю Машу.

С точки зрения личного взгляда шефа (первая позиция восприятия) проблем, собственно, нет: в женский туалет ходить ему незачем, в его кабинете порядок, да и вообще лично он по натуре не то чтобы и чистюля.

Далее: как человеку понимающему, ему совсем не трудно взглянуть на ситуацию глазами тети Маши (вторая позиция), которой жить не на что, а здоровье совсем некуда.

Более того: если вы на эту ситуацию увольнения посмотрите просто со стороны (третья позиция), то увидите ситуацию очевидно некрасивую.

Вы увидите, как стоит и плачет старая больная женщина, просит ее пожалеть и не выкидывать ее на улицу, за столом перед ней сидит здоровый парень и говорит ей какие-то недушевные слова, возможно и вежливые, но от которых она сжимается еще больше. Невооруженным глазом видно, что с его стороны это достаточно жестоко.

Но теперь главный вопрос: а как эта ситуация выглядит с точки зрения нормального производственного процесса на фирме, выпускающей элитную женскую косметику (четвертая позиция восприятия)? Очевидно, что это просто выполнение текущих обязанностей руководителя, заботящегося о деле. http://www.psychologos.ru/articles/view/pozicii_vospriyatiya

Источник: http://psychologieshomo.ru/vospriyatie-i-tochka-zreniya

Иллюзия или реальность? Восприятие

О сути и ограничениях восприятия

Жизненный опыт и мировоззрение человека зависят от его манеры восприятия и ощущения окружающего мира.

В целом, человеку свойственна тенденция считать практически безошибочной ту информацию, которую он получает посредством своих органов чувств.

Обычно мы верим, что наши представления о чем-либо истинны, что наш разум может в точности описать окружающий мир… однако, мы знаем, что это не так.

С того момента, когда раздражитель поступает в мозг, и тем, когда мы отдаем себе в этом отчет и интерпретируем сигнал, происходит множество физиологических процессов, доказывающих, что на самом деле, результат нашего восприятия зависит именно от сути этих процессов. А суть их работы весьма далека от создания достоверной картины реальности и даже не зависит от наших сознательных намерений.
Что есть восприятие?

В психологии феномен восприятия определяется как процесс формирования целостного образа предмета посредством воздействия на сенсорные органы.

Сенсорные раздражители являются сигналами, а само восприятие — результатом запуска этими раздражителями более сложных перцептивных схем, таких как процессы анализа и интерпретации, вследствие которых воспринимаемый объект получает структуру и значение.

Читайте также:  Картинка - психология

Восприятие окружающего пространства зависит от многочисленных физиологических факторов и процессов, последовательно связанных одни с другими таким образом, что наше вмешательство в эти процессы практически невозможно. Сенсорные рецепторы посылают сообщения в виде нервных импульсов к внутренним отделам головного мозга: таламусу, гиппокампу, амигдале…

Там происходит интерпретация полученной информации на основе базы данных памяти мозга.

В зависимости от результатов данного процесса, восходящая ретикулярная мезодиэнцефальная система, ответственная за регуляцию циклов сна и бодрствования, или позволит полученному раздражителю дойти до нашего сознания или отправит его на сублиминальный уровень в архивы памяти мозга, которые служат постоянными посредниками в процессах восприятия.

Функция внимания, ключевая в процессе осознанного восприятия, также регулируется ретикулярными формированиями, которые ответственны за ее активацию и торможение.

Таким образом, восприятие есть результат столкновения сенсорного образа с опытом, нуждами и ожиданиями субъекта, на базе которых этот субъект осуществляет отбор, интерпретацию и даже коррекцию своих ощущений.

Данное столкновение происходит в первую очередь на физиологическом уровне, вне поля сознательного намерения субъекта, и продолжается, когда тот осознает наличие раздражителя и по собственной воле запускает механизм его интерпретации.

Человеку, по его сути, необходим поиск истины, и не зря эту задачу считали первостепенной все философские, психологические и научные течения всех времен.

Теоретические рамки предлагают нам путь познания, но в то же время и ограничивают нас, к тому же, надо обладать недюжинной отвагой, чтобы не сбиться с пути по вине несовершенства измерительных приборов.

В последнее время квантовая физика подвергла значительным сомнениям использование научного метода, доказав степень воздействия наблюдателя на наблюдаемый объект, что наводит нас на размышления о том, насколько какая-либо гипотеза уже самим фактом своего существования может повлиять на результаты эксперимента.

Точно также, глубокое понимание феномена восприятия показывает нам, насколько наше видение реальности зависимо от принятых нами точек зрения, от работы нашего когнитивного механизма и даже от языка, который мы употребляем для интерпретации и передачи воспринятой информации. В результате мы имеем фрагментарные знания, ограниченные рамками нашего собственного разума и психологического сознания.

Понимая и принимая неизбежно стоящую перед человеком проблему невозможности познания настоящей реальности, современные конструктивистские течения берут за основу следующую идею: наше знание о реальности не есть копия этой реальности, а образ, сконструированный человеком на базе заложенных в нем схем мышления, которые он использует для выстраивания своих отношений с окружающей средой. С этой точки зрения, можно утверждать, что достижение конечного познания реальности невозможно, однако, можно стремиться к тому, чтобы процессы оперативного инструментального познания гарантировали лучшее взаимодействие субъекта с окружающей средой.

Но разве возможно увидеть реальность, неприкрашенную нашими собственными представлениями и фантазиями? Квантовая физика полагает, что наблюдатель способен влиять на наблюдаемый объект, и, в действительности, похоже, что это так.

А если бы человек мог оставаться нейтральным, сохранять объективность? Существует ли такой способ видения реальности, при котором бы человек не впечатлялся, не испытывал удивления, страха, раздражения, оставался бы невозмутимым и беспристрастным перед реальностью?
Можем ли мы видеть реальность лучше?

Единственный способ улучшения нашей способности видеть реальность состоит в совершенствовании механизма познания. Тогда нашему истинному существу откроется доступ к настоящей реальности, незамутненной субъективными влияниями нашего разума.

В первую очередь, важно понять, что как только мы теряем бдительность и контроль, результаты нашего восприятия подвергаются еще большим ограничениям, сводятся к автоматическому функционированию мозга, подчиняющему способность к анализу и интерпретации сублиминальному восприятию информации, минующему фильтр сознания. С другой стороны, нужно иметь в виду, что осмысление вещей не заложено в сенсорных данных, а вытекает из способности разума присваивать им правильное значение. Соответственно, чтобы достичь правдоподобности суждений, необходимо улучшать наши возможности переработки информации, ее «переваривания», понимая под этим термином то состояние глубокой рефлексии, в котором после тщательного и подробного анализа, проведенного в состоянии бодрствования разума, нам открываются секреты наших истинных мыслей. Это единственный способ познания правды.

Думая, как большинство людей, мы не уйдем дальше поверхностного видения вещей. Усталость, заботы, стремление к наибольшему комфорту, приводят людей к инстинктивному стремлению говорить «я думаю, я считаю», избегая истинного мыслительного труда. Мы идем по жизни, почти не отдавая себе отчета в том, что на самом деле происходит как вокруг, так и внутри нас.

Не составляет особого труда заметить, что в голове каждого из нас помещается уникальный, неповторимый мир. Но, несмотря на это, мы чувствуем себя увереннее, подстраиваясь под мнение большинства, даже если знаем, насколько оно далеко от истины.

Такое поведение есть ни что иное, как проявление инстинкта самосохранения: олицетворять себя с другими, чтобы лучше интегрироваться в общество. Нам свойственно разыгрывать различные социальные роли с целью понравиться окружающим либо произвести на них определенное впечатление и таким образом достичь необходимой цели.

Наше истинное Я так и остается скрытым за слоем лозунгов, советов, чужой информации, наводнившей наш мозг. А мы наивно продолжаем верить в то, что это не наносное, а наше собственное внутреннее существо, дающее начало нашим решениям, стремлениям и целям.

Глубокий объективизм может существовать в том случае, если при подключении к реальности мы полностью освобождены от условностей и ограничений, создающих помехи на пути познания, а это возможно только по достижении уровня высшего сознания, основанного на состоянии активного внимания, бдительности, биологического бодрствования. Высшее Сознание не чувствует, а понимает, оно смотрит в самую суть, ищет корень познания, игнорируя навязываемые нашему мозгу программы и понятия.

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

Хочу отметить что:

— Бдительность и способность управлять нашим вниманием помогает снизить уровень сублиминального восприятия и интерференцию уже хранящейся в нашем мозгу информации при интерпретации новой воспринимаемой информации.

— Самосознание и чувство собственной индивидуальности должны стать преддверием состояния высшего сознания. Нужно помнить о том, что мы больше, чем только наше тело, и о том, что мы придем к освобождению от тисков нашей психики, и тогда наша истинная Сущность сможет постичь настоящее значение вещей и изменить свое отношение к миру на более позитивное и конструктивное.

— Важнейшая задача — научиться контролировать собственное внимание. Мы буквально загипнотизированы внешними раздражителями, которые, как пиявки, присасываются к нашему Я. Если мы перестанем обращать на них столько внимания и позволять им воздействовать на нашу нервную систему, то наша истинная Сущность сможет восстановить контроль над ситуацией.

— Избегайте принимать на веру предрассудки, убеждения и предвзятые идеи, препятствующие рациональному размышлению.

Для того, чтобы развиваться, мы должны выйти за установленные рамки или, по меньшей мере, научиться сомневаться и ставить перед собой вопрос: плыть против течения или следовать за большинством? Таким образом, размышляя, мы придем к нашим собственным критериям оценки, помогающим нам понять и принять окружающую реальность.

— Старайтесь быть беспристрастными, поскольку лишь так нашим глазам откроется настоящая реальность, та, что лежит вне категории поляризованных противоположностей.

Быть беспристрастным означает не принимать ничью точку зрения, не иметь мнения, всегда держать нейтралитет. Это означает забыть о себе самом из желания познать и не иметь мнения ни о чем.

Будучи пристрастными, мы заражаем этим все, что видим.

— Стремитесь вглубь вещей, ибо внешность обманчива. Обращайте внимание на все знаки, неувязки и противоречия, предупреждающие нас о то, что нам предстоит еще много открытий.

— Обдумывайте опыт каждого дня, наблюдайте за поведением других людей, побеждайте свои собственные недостатки и избавляйтесь от автоматических действий, мыслей, эмоций и реакций — все это вехи на пути к развитию сознания.

Иначе говоря, НЕ думайте, что вы думаете, когда на самом деле лишь «считываете» информацию, хранящуюся в архивах мозга.НЕ путайте автоматически возникающие эмоции с истинными порывами.

НЕ оправдывайте так настойчиво ваши реакции интеллектуальной работой.

— Разрушайте это лживое представление о самом себе, не бойтесь правды, ибо духовность опирается на истинную реальность, истинные ценности и истинную жизнь.

Источник: http://www.inomir.ru/psyhology/psyhoanalyse/789.html

В психологии восприятие — это… ощущение и восприятие :

В психологии восприятие - это... ощущение и восприятие :

Процесс познания внешнего мира — одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность.

На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий.

Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.

Ощущение и восприятие: определения понятий

Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств.

Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие — это и есть этот заключительный результат.

В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.

Пример разницы восприятия и ощущений

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр.

Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения.

Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений.

Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

Читайте также:  Наблюдение - психология

Роль ощущений

Психологические теории отводят важное место таким элементарным процессам, как ощущения. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся совокупность сложнейших психических процессов. Не только целостное восприятие не могло бы появиться без ощущений, но также и мышление не могло бы функционировать без опыта соприкосновения с внешними объектами, который они предоставляют.

Механизм ощущений

Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений.

Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов.

Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.

Рецепторы

Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.

Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир.

Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п.

Эти нервные окончания называются интерорецепторами.

Проводники

Проводниками, или проводящими путями, называются нервные нити, берущие начало в рецепторах и оканчивающиеся в нервных центрах. Задача этих связей – передавать нервные сигналы от рецепторов к центру анализатора.

Центр

Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

Число ощущений

Как уже было замечено, всего человек обладает пятью органами чувств. Однако, согласно современной психологии, свойства восприятия состоят не из пяти, как следовало бы ожидать, а из шести ощущений.

Дело в том, что моторика, которую исследователи также классифицируют в качестве источника элементарного познания, не является органом чувств.

Это ее свойство добавляет в общую копилку ощущений шестое чувство, называемое кинестетическим.

Зрительные ощущения

Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие.

В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, — это визуальный контакт.

Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция – весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств – пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний.

Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.

Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три – черный, белый и серый.

Слуховые ощущения

Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только.

Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны.

В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.

Кинестетические ощущения

Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность – ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию.

Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно.

Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.

Осязательные ощущения

Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком.

Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия.

Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.

Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.

В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.

Вкусовые ощущения

Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.

Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.

Синестезия ощущений

Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия».

Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками.

К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.

Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, — это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.

Измерение ощущений

В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

Адаптация органов чувств

Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений.

Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной.

В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.

Формирование восприятия

Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей – в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд.

Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие — это не просто сумма собранных в пучок ощущений.

Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений.

Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя.

Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения.

Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов.

Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

Предметность и константность восприятия

Предметность и константность — это свойства восприятия, различаемые современными психологами.

Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени.

В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения.

Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.

Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека.

То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар.

Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.

Расстройства восприятия

Дисфункция восприятия вызывает сбои в координации и коммуникации субъекта и объекта. До некоторой степени можно намеренно вызвать такое расстройство, используя особенности человеческой психики.

Этим пользуются, например, фокусники, прибегая к помощи различных инструментов, приспособлений и суммы определенных психологических знаний.

Иной путь воздействия на процесс восприятия – принятие психотропных веществ, вызывающих галлюцинации и видения.

Источник: https://www.syl.ru/article/166472/new_v-psihologii-vospriyatie—eto-oschuschenie-i-vospriyatie

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию