Эмоциональный интеллект — психология

15 признаков высокого эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект - психология

В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.

Я часто думаю о том, почему некоторые умные люди так несчастны, почему лелеют свою депрессию и не просят о помощи, почему отказываются пойти хотя бы на небольшие перемены, почему ходят на нелюбимую работу и не пытаются наладить контакт с коллегами.

Почему люди с невысоким уровнем IQ чаще бывают успешными и счастливыми, а вундеркинды оказываются в стороне. Оказалось, когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект, а не умственные способности.

Именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей.

Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, делать карьеру, и достигать личных целей. Согласно сайту Психологос, эмоциональный интеллект — это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Вам интересны люди

Тут совершенно не важно интроверт вы или экстраверт. Эмоционально развитым людям нравится наблюдать за поведением других, пытаться понять характеры и поступки окружающих. Они хорошо читают мимику и жесты. Таким людям нравится знакомиться и узнавать, они любознательны, испытывают симпатию и принимают тот факт, что все мы разные.

Вы знаете свои слабые и сильные стороны

Уметь действовать согласно своим достоинствам и недостаткам — это большая редкость, но огромный плюс. Если вам доводилось встречать скучнейших людей, которые считают, что у них отличное чувство юмора, вы понимаете, о чем я. Эмоционально развитые люди совершенствуют сильные стороны и борются со слабыми, не давая последним руководить поступками и мешать отношениям.

Когда вы расстроены, вы точно знаете причину

Мы все испытываем эмоциональные спады, чувствуем грусть, разочарование, нас обижают. Чтобы вовремя придти в себя и успокоиться нам следует знать причину того, что нас расстраивает. Отрицательные эмоции не приходят из ниоткуда. Всегда есть то, что их вызвало.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают широким словарным запасом на тему эмоций.  Они способны отличить раздражение, негодование, грусть, злость, волнение, тревогу.

Если научиться правильно распознавать испытываемую эмоцию, с ней легче справиться, понять ее источник и не дать этому чувству руководить поступками и решениями.

Вы находите время помочь другим, даже когда сами торопитесь

Большинство времени мы полностью сосредоточены на себе, особенно, когда спешим. Умение замечать происходящее, видеть людей которые нуждаются в помощи и оказывать эту помощь также является отличительной чертой развитого эмоционального интеллекта. Иногда следует остановиться, чтобы заметить что-то очень важное.

Вы хорошо читаете эмоции других людей

Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам. Это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, лучше немного выждать, чтобы решения были максимально взвешены и эффективны.

Вы находите способ придти в себя после неудачи

Неудачи помогают развиваться, учат справляться со стрессом, адаптироваться. Без них успехи не приносили бы такого удовольствия. К сожалению, не все способны эффективно пережить неудачу. Не легко, не быстро, а именно эффективно.

То есть не игнорировать, не зацикливаться на промахе, не начать бояться ошибок, не заниматься самобичеванием, а извлечь из неудачи максимум пользы, превратить ее в своего учителя и быть благодарным за полученный опыт.

Вы доверяете интуиции

Эмоционально развитый человек не игнорирует существование интуиции. Нет ничего страшного в том, чтобы рискнуть, пойти за внутренним голосом и посмотреть, куда он приведет. Как же еще проверить, что у вас хорошая интуиция?

Вы умеете отказывать

Мы так часто жертвуем своими интересами ради других, что сбились со счета. Мы жертвуем интересами семьи, хорошим отдыхом, временем наедине с собой, чтобы выполнить чью-то просьбу.

Люди начинают пользоваться этим, но мы не можем сказать нет из-за чувства ответственности и желания помочь.

Иногда совсем не помешает мягко отказать в просьбе, если выполнение этой просьбы отнимет у вас что-то важное, либо если вы понимаете, что человек просто не хочет разбираться и ему проще повесить это на кого-то другого.

Вы хорошо адаптируетесь к новым условиями и не боитесь перемен

Эмоционально умные люди гибкие и постоянно адаптируются. Они часто выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к счастью. Если перемены мелькают на горизонте такие люди быстро формируют стратегический план адаптации.

Вы не боитесь ошибок

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

Вы бескорыстны

Когда кто-то что-то дает, не ожидая ничего взамен, это производит мощное впечатление. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом никогда не делают что-либо в кредит и не думают о взаимозачетах.

Вы нейтрализуете ядовитых людей

Если это не ваша специальность, то иметь дело с трудными людьми — это сложно, неприятно и утомительно.

Когда люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта работают с ядовитыми людьми, они постоянно помнят и контролируют свои эмоции, чтобы не поддаться манипуляции и не дать агрессии и разочарованию контролировать ситуацию.

Такие люди понимают, что иррациональное поведение некоторых нельзя пытаться объяснить с точки зрения здравого смысла.

Вы не стремитесь к совершенству

Как написала Анна Черных, перфекционизм, наверно, самый социально одобряемый невроз. И правда трудно себе представить, чтобы человека ругали за стремление к совершенству. Но как говорил горячо мной почитаемый Сальвадор Дали: Не бойтесь совершенства — вам его не достичь.

Именно поэтому люди высокой эмоциональной культуры не делают перфекционизм своей целью. Пока совершенство является нашей целью — мы будем постоянно чувствовать себя неудачниками, что заставляет сдаться или перестать стараться.

  Лучше радоваться тому, чего вы достигли, а не зацикливаться на уровне, до которого не дотянули.

Вы отключаетесь

Время наедине с собой, смена занятий, отдых и релаксация помогают держать стресс под контролем и жить в настоящем. Нельзя посвящать себя работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Необходимо отвлекаться, отдыхать. Даже простое отключение телефона на час способно в разы снизить уровень стресса, не говоря уже о целом дне отдыха.

Эмоционально развитые люди не несут работу домой и не обсуждают дом на работе.

Вы слушаете и слышите

Знаете, почему эмоционально развитым людям так приятно доверять и беседовать с ними? Они не просто слушают, они слышат, читают между строк, хорошо понимают завуалированную информацию и без лишних вопросов помогают справиться с ситуацией.

Каждый человек обладает эмоциональным интеллектом, хоть и трудно найти того, в ком все качества сочетались бы в полной мере. Если вам было интересно, в одной из следующих статей, я постараюсь рассказать о том, как развить свой эмоциональный интеллект.

С наилучшими,

the A

Источник: http://theazbel.com/emotional-intelligence-signs/

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Прелесть эмоциональных реакций в их универсальности, они похоже работают во всех человеческих культурах.

Люди любой расы одинаково испытывают счастье, горе, удивление, злость и бессознательно показывают их в теле и мимике. У каждой эмоциональной реакции есть свои проявления в теле. Например, эмоция удивления имеет три отличительных признака: увеличение глаз, открытие рта и вдох.

Такие реакции связаны с необходимостью человека активно действовать в нестандартной ситуации: глаза лучше концентрируются на предмете, а вдох готовит к возможной активности мышц для обороны или бега.

Эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своему значению, они помогают принять правильное, рациональное решение, что в корне полностью противоречит тому, чему часто нас учат – необходимости подавлять эмоции, избегать их. Люди с высоким IQ и аналитическим способностям часто незаслуженно отрицают роль эмоций.

Ошибочность такого подхода можно показать, доказав, что эмоциональные реакции имеют вполне конкретную роль.

Если мы швырнем в такого аналитика скомканной бумажкой, то даже будь он гением, способным вычислить ее траекторию крайне быстро, он бы не успел сделать точные вычисления и принять на их основе аналитическое решение, пока она до него долетит, тогда, как его природная реакция успеет заставить его инстинктивно отклониться. А если вместо комка бумаги будет весомый камень? Подобно этой примитивной ситуации, в сложных и важных ситуациях также комплекс эмоций способен оперативно включить нужное поведение.

Что такое эмоциональный интеллект?

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею.

Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта.

Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта, также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный.

Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT.

Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает.

Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале.

Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние.

Читайте также:  Зануда - психология

И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха. Да, умным быть важно, однако этого недостаточно.

В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект.

Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов, не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению.

А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Как развить эмоциональный интеллект?

Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям – как в фильме «Теория лжи».

Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья. Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций.

Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции – если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся.

Специальное изучение эмоций человека по микровыражениям позволяет получить как информацию, как выглядит каждая эмоция, так и навыки на практике оперативно их распознавать.

После этого навыка обязательно нужно обратить внимание и на развитие контроля и умения выражать эмоциональные реакции. Важно научиться различать эмоции для получения правильной картины мира.

Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию.

Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции.

Также, когда мы понимаем эмоции, мы можем прогнозировать поведение других людей.

Особенно важен навык распознавания и управления эмоциями для различного рода руководителей и лидеров коллективов, ведь нужно в каждый конкретный момент отдавать себе отчет, в каком эмоциональном состоянии сейчас подчиненные: если расстроены, опечалены, с низкой энергетикой, то в этот день стоит заняться, например, сверкой документов и проверкой отчетности. Если же люди в коллективе брызжут энергией и полны радости – можно заняться мозговым штурмом, провести собрание.

Но что делать, если мозговой штурм нужно провести именно сейчас, а эмоциональное состояние коллег не соответствует? Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности.

Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться – словно тренер спортивной команды.

Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам.

У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер.

Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия.

Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации. Все силы его уходят на поддержание непроницаемого эмоционального фасада, который, безусловно, иногда нужен, но как постоянный режим очень затратен.

Следуя предупреждающей стратегии, можно продумать действия наперед, и направить другого сотрудника на встречу, которая эмоционально выводит вас из себя. Если все же вы пошли на встречу, и вас вывели, то следуя реактивной стратегии вы можете вдохнуть и выдохнуть, посчитать до трех и спокойно изложить свое негодование на бумаге.

Эмоциональный интеллект ребенка

Развитие эмоционального интеллекта актуально даже для маленького ребенка, и этим вопросом могут задаться его родители, а также учителя. Марк Брекет из Йельского университета ведет специальную программу для детей, одобренную для проведения в школах.

Программа предполагает сначала обучение учителей, которые затем сами учат детей. Роль повышения знаний об эмоциях у детей сложно недооценить, ведь низкий эмоциональный интеллект впоследствии становится источником негативных эмоций и первого плохого опыта, который может запечатлеться на всю дальнейшую жизнь.

Благодаря такому обучению у детей будет выбор. Они смогут либо испытывать то счастье, которое хотят, либо отдавать отчет себе в плохих эмоциях и стараться изменить их.

Таким образом, низкий эмоциональный интеллект, унаследованный в семье, можно преобразовать с помощью обучения, важного не менее, чем классическое школьное образование, направленное на расширение знаний и повышение IQ.

Также эмоциональному интеллекту ребенка посвящена одноименная книга авторов Джона Готтмана и Джоан Деклер. Она предлагает родителям методику, по которой они смогут выявить свой стиль воспитания, а также с помощью книги скорректировать его, чтобы ребенок научился гармонично проявлять эмоции и развил свой EQ, проживая счастливую жизнь.

Авторы книги подробно рассматривают 4 типа родителей с соответствующими им стилями воспитания ребенка: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный. Для эмоционального воспитания детей, прежде всего родитель должен иметь высокий уровень EQ, и книга помогает развить его благодаря серии последовательных шагов.

Например, для развития эмпатии к эмоциям ребенка родителю предлагается вначале понять, что испытывает ребенок, затем без влияния от того, какого знака эта эмоция – отнестись к ней как к положительной возможности сближения.

Затем родителю рекомендуется активно выслушать и подтвердить ребенку, почему его эмоция обоснована, согласиться, что ее причины закономерны. После этого грамотный родитель постарается помочь ребенку назвать свою эмоцию, тем самым осуществляя профилактику алекситимии.

И в итоге совместно с ребенком определить, как можно выразить его чувства экологично относительно к себе, к другим, чтобы это было приемлемо и не разрушительно, а ребенок имел полную разрядку эмоции, а, следовательно, и решение эмоциональной проблемы.

Казалось бы, что проще? Однако даже самый любящий родитель совершает массу ошибок в своем воспитании детей, и в первую очередь они повязаны с негативными бессознательными установками, усвоенными от его родителей. И даже, несмотря на желание не повторять их это не так просто без специального внимания к личному стилю воспитания и его корректировке.

Источник: http://vseopsycho.ru/emotsionalnyj-intellekt/

EQ vs. IQ: зачем успешные лидеры развивают эмоциональный интеллект / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

EQ vs. IQ: зачем успешные лидеры развивают эмоциональный интеллект / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

О том, почему эмоциональный интеллект стал таким популярным понятием в психологии и бизнесе, а заодно о практических способах его развивать в самом себе рассказывает психолог и основательница проекта «Душе полезно» Дарья Сучилина.

Мы все испытываем эмоции — так устроены люди. Эволюция и племенной образ жизни подарили нам способность сопереживать и чувствовать друг друга. К сожалению, многим поколениям приходилось мириться с жесткими культурными, религиозными и социальными запретами, которые сделали искреннее выражение эмоций опасным, а потом и вовсе недоступным.

Но сейчас ученые из разных областей науки получают всё больше подтверждений тому, что с этим пора заканчивать. Познавать и понимать себя, сочувствовать и помогать друг другу — в этом залог физического здоровья, высокого качества жизни, эффективного бизнеса и мирного сосуществования людей на Земле.

И самое замечательное в том, что необходимые для этого качества, такие как эмпатия и эмоциональный интеллект, не так уж сложно в себе развить.

До того, как интеллект стал эмоциональным

Когда мы говорим об интеллекте в целом, мы имеем в виду все познавательные способности человека, вместе взятые.

Традиционно ученых больше интересовал интеллект как набор врожденных качеств, не зависящих от жизненного опыта и образования: скорость обработки информации, объем памяти, пространственное воображение и так далее.

Эти показатели еще в начале XX века научились четко диагностировать, чтобы выявлять показатель IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта).

В 1950-х годах психологи стали замечать, что показатель IQ не очень-то коррелирует с успешностью и достижениями людей в реальной жизни, — значит, должны быть и другие характеристики, которые можно выявлять и сравнивать у разных людей.

Тогда в научном сообществе зашла речь о креативности — творческих способностях, готовности к принятию и созданию новых идей.

Но и в этой области возникли трудности: оказалось, что люди с высокой степенью креативности склонны к повышенной тревожности, они часто сталкиваются с проблемами в построении отношений, страдают от одиночества и впадают в депрессию. Это трудно назвать успешной жизнью, даже если на творческом поприще у таких людей все сложилось удачно.

Высокий EQ — гарантия успешности

Вопрос о связи интеллекта и общей жизненной успешности оставался открытым, пока ближе к концу столетия ученые не пришли к понятию социального и, в частности, эмоционального интеллекта.

В самом широком смысле слова EI (emotional intelligence) — это все некогнитивные (то есть не относящиеся к умственным процессам) способности, знания и компетенции, которые помогают нам справляться с жизненными ситуациями.

Наш современник и один из ведущих исследователей в этой области Дэниел Гоулман утверждает, что жизненная состоятельность на 80% зависит как раз от этих некогнитивных умений, а традиционный интеллект и креативность — это лишь 20% успеха.

Именно в связи с темой успешности эмоциональный интеллект и разные способы его измерения (EQ, emotional quotient) так полюбился бизнес-консультантам, тренерам личностного роста и коучам.

Оказалось, что именно эти качества помогают руководителям строить эффективные рабочие команды, раскрывать таланты подчиненных, а также улучшать клиентский сервис, учитывая потребности целевой аудитории.

Эмоциональный интеллект необходим в любой командной работе, не говоря уже о личной жизни и семейных отношениях. Так что же он из себя представляет?

Идеальный рецепт эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект включает четыре основных компонента: 1. Умение человека осознавать собственные переживания 2. Способность управлять своим поведением и принимать решения в соответствии со своими эмоциями 3. Эмпатия и сопереживание, умение понять чужие чувства и мотивы4. Взаимодействие с другими людьми на основании того, что переживают они

Такой порядок не случаен: если с первым пунктом проблемы, то и все остальное дается с трудом. Деспотичное воспитание и запреты на выражение чувств в детстве, нехватка общественно приемлемых способов обсуждать и выражать эмоции — все эти факторы усугубляют положение.

Поэтому такая естественная, казалось бы, часть нашего внутреннего мира оказывается для многих из нас заблокированной.

Хорошая новость в том, что все четыре составляющие эмоционального интеллекта заложены в природе человека, поэтому развивать соответствующие навыки легко — мы просто вспоминаем и заново осваиваем то, что на самом деле всегда умели.

Как научиться распознавать собственные эмоции?

Ключ к осознанию и восстановлению контакта со своими переживаниями — это принятие и любознательность, направленные на самого себя. В современной психотерапии принято отслеживать излишнюю самокритику и негативные установки, которые мешают трезво смотреть на свой внутренний мир.

Чтобы начать этот путь самому, можно хотя бы начать вести записи: фиксировать на бумаге любые эмоционально значимые ситуации (как положительные, так и отрицательные) и прописывать, какие именно чувства вы испытывали в тот момент. Иногда трудность заключается в том, что для этого не хватает словарного запаса, ведь об эмоциях не принято говорить.

Читайте также:  Биология - психология

Поэтому можно, например, сверяться с такой незамысловатой схемой:

Как контролировать свое поведение, не подавляя эмоции?

Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта — это научиться регулировать свое состояние и принимать решения с учетом своих переживаний. Это не значит, что надо всегда идти на поводу уныния или гнева или потакать любым своим желаниям.

Секрет в том, чтобы произвольно выбирать позитивный опыт. Положительные эмоции на физиологическом уровне меняют наше состояние и взгляд на мир вокруг, поэтому важно сознательно направлять внимание на то, что приносит удовольствие, добавляет сил и вдохновляет.

Вы вправе выбирать, с какими людьми общаться, чтобы это общение было приятным. Вы в силах планировать свой день так, чтобы любимые занятия были приоритетными, и для них всегда оставалось бы свободное время.

И вы всегда вольны отпускать те проблемы, при решении которых от вас объективно ничего не зависит.

Как расшифровывать чужие чувства и мотивы?

Когда вам удастся восстановить контакт с самим собой, можно перейти к оттачиванию навыков эмпатии. Речь идет не о простом сочувствии, когда мы можем постучать опечаленного друга по плечу и сказать, что всё наладится. Эмпатия – это умение увидеть ситуацию чужими глазами, прочувствовать его субъективные ощущения в той или иной ситуации.

Для этого у нас в мозгу предусмотрены так называемые «зеркальные нейроны», которые помогают нам перенимать на себя чужие переживания. Но работают они только при общении лицом к лицу, так что восстанавливайте баланс между электронной и живой коммуникацией, если хотите развивать эмоциональный интеллект.

Для проявления эмпатии важны два элемента:

  • Социальная выразительность, то есть умение доносить свои переживания до собеседника. В этом вам помогут «Я-высказывания». Пробуйте в любой ситуации говорить о себе и о том, что происходит с вами в ответ на какие-то ситуации, и избегать оценок по отношению к другим людям и событиям.
  • Правильные вопросы. Даже если вы на 100% осознаете собственные переживания, это не значит, что вы способны читать чужие мысли, поэтому всегда лучше спросить: «Правильно ли я понимаю, что тебе сейчас грустно именно от этого?» или сказать: «Мне было бы на твоем месте очень страшно, а ты как это переносишь?»

Как вести себя с другими людьми, чтобы учитывать их эмоции?

Помните «золотое правило» — вести себя с другими так, как вы хотели бы, чтобы вели себя с вами? Так вот, оно устарело и говорит как раз о неразвитом эмоциональном интеллекте. Вместо этого пора применять «платиновое правило»: обращаться с окружающими так, как это нужно им самим.

Чтобы запастись примерами такого поведения, можно включить свою наблюдательность и отслеживать в реальной жизни, фильмах и книгах ситуации, в которых людям удалось успешно разрешить конфликт, прислушаться друг к другу или пойти на компромисс.

Можете выписывать эти примеры и анализировать, кому из участников удалось проявить эмоциональный интеллект. Наконец, медиаторы и психологи-переговорщики советуют всегда держать в уме конечную цель общения.

Если взаимодействие с кем-то в работе или личной жизни вам действительно значимо, то никогда не помешает расспросить этого человека о том, что ему нужно и как вам вместе достичь взаимовыгодного и приятного соглашения.

Книги по теме Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ» — Манн, Иванов и Фербер, 2017 г. Бредберри Тревис, Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0» — Манн, Иванов и Фербер, 2017 г. Ричард Дэвидсон, Шэрон Бегли «Эмоциональная жизнь мозга». — Питер, 2017 г. Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь». — Питер, 2011 г.

Источник: http://posta-magazine.ru/psychology/eq-vs-iq

Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии

Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии

Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной мере универсальной.

В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой один из самых эффективных инструментов для нахождения решений в вопросах лидерства.

Кроме того, она даёт возможность развивать лидерские качества людям, которым их не хватает.

Эмоциональный интеллект тесно связан с такими характерными для психологии понятиями, как эмпатия и алекситимия, поэтому по праву может считаться относящимся к сфере вопросов психологии (в данной статье будет раскрыт характер взаимодействия этих понятий между собой).

Лидерские качества проявляются не только в экономических отношениях, но и в любых человеческих взаимоотношениях.

Универсальная концепция, позволяющая объяснить механизмы лидерства в любой или практически в любой среде, даёт нам широчайшие возможности для исследования разнообразных межличностных взаимодействий и вместе с тем для изучения отдельной личности, обладающей определенным набором лидерских качеств.

Эмоциональный интеллект

Важно обосновать использование понятия «эмоциональный интеллект». Речь идёт о способности распознавать, понимать и вызывать чувства и эмоции, что вполне можно отнести к интеллектуальной деятельности. С другой стороны эмоциональные реакции не менее важны для адаптации человека, чем умственная активность.

Хотя эмоциональное и рациональное обладает определенным сходством, мы можем определить и различия между ними по их проявлениям в характере взрослого человека, в котором рациональная и эмоциональная оценка ситуации нередко не просто отлична, но противоречива. Мы можем говорить о том, что в сознании происходит взаимопроникновение эмоционального и рационального как двух начал интеллектуального.

Изучение особенностей структуры, которую мы называем эмоциональным интеллектом, началось сравнительно недавно и не в нашей стране, поэтому русскоязычных материалов по теме сравнительно немного. Хотелось бы обратить на это внимание, поскольку иноязычность первоисточников всегда оставляет возможность для неоднозначного толкования.

В различных источниках английское emotional intelligence переводится неодинаково. Наряду с основным, мною будут использованы следующие варианты перевода: эмоциональное мышление, эмоциональная чувствительность, эмоциональное сознание, эмоциональный потенциал.

Использование такого варианта перевода как «эмоциональный интеллект» связывает EQ (emotionality quotient) с IQ. Естественным образом возникает вопрос, насколько обоснованно использование именно этого термина с учётом того, что речь идёт об эмоциях.

Чтобы оценить терминологическую точность, необходимо иметь представление о том, какое смысловое содержание мы вкладываем в слова «эмоциональный интеллект» (это умение человека понимать и выражать свои чувства, а также понимать и вызывать чувства других людей).

Эмоции как проявления душевной жизни сами по себе с интеллектом связывать весьма рискованно, а вот управление эмоциями на сознательном уровне — деятельность, которая вполне может быть отнесена к интеллектуальной.

Мы не можем не отметить, что в данном случае термин очень точно выражает суть феномена, который за ним предполагают.

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в 1990 году Джоном Майером и Питером Саловеем, которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства.

Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение возможностей развития существенных составляющих эмоционального интеллекта и изучение их значения. К примеру, они обнаружили, что в группе людей, которые просматривают неприятный фильм, быстрее приходят в себя те, кто способен легко распознавать эмоции других (1995 г.).

В другом примере люди, которые легко распознавали эмоции других, лучше приспосабливались к изменениям в окружающей среде и строили поддерживающую их систему социальных отношений.

Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение особенностей эмоционального интеллекта, широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Дэниэла Гоулмена и Манфреда Ка де Ври.

В начале девяностых Дэниэл Гоулмен ознакомился с работой Саловея и Майера, что, в конечном счёте, привело к созданию книги «Эмоциональный интеллект». Гоулмен писал научные статьи для «Нью Йорк Таймс», его раздел был посвящен исследованиям поведения и мозга.

Он выучился на психолога в Гарварде, где работал, среди прочих, с Дэвидом МакКлеландом.

МакКлеланд в 1973 году был в группе исследователей, которые занимались проблемой следующего содержания: почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни.

IQ не очень хорошо предсказывает качество выполнения работы. Хантер и Хантер в 1984 предположили, что между различными тестами IQ расхождение составляет порядка 25%.

Уэшлер предположил, что не-интеллектуальные способности являются неотъемлемой составляющей способности быть успешным в жизни. Уэшлер не был единственным исследователем, который предполагал, что не-когнитивные аспекты IQ важны для адаптации и успеха.

Роберт Торндайк, возьмем другой пример, писал о социальном интеллекте в конце 30-х гг. К сожалению работы «пионеров» в этой области были главным образом забыты или просмотрены вплоть до 1983 года, когда Говард Гарднер начал писать о мультипликативном интеллекте.

Он предположил, что внутриличностный и межличностный интеллект столько же важны, как и IQ, измеряемый с помощью IQ-тестов.

Примером исследования ограничений IQ может служить 40-летнее лонгитюдное исследование 450 мальчиков из Соммервиля (Масачусес). Две трети мальчиков были из благополучных семей, у одной трети интеллект был ниже 90.

Однако IQ мало повлиял на качество выполнения ими работы.

Наибольшие отличия были между теми людьми, которые в детстве хорошо справлялись с чувством неудовлетворённости, могли контролировать эмоции и обходиться без других людей.

https://www.youtube.com/watch?v=ncbwkC_9oZI

Не следует забывать, что когнитивные и не-когнитивные способности тесно взаимосвязаны. Существуют исследования, предполагающие, что эмоциональные и социальные навыки помогают развить когнитивные. Примером такого исследования может служить исследование Шода, Мишеля и Пика (1990 г.

), когда ребенку предлагалось либо съесть один кусочек мармелада, либо два в том случае, если он дождётся исследователя.

Много лет спустя тестирование этих людей показало лучшее развитие наряду с эмоциональными и когнитивных способностей у тех, кто в детстве оказался способен дождаться исследователя.

Мартин Селиман (1995 г.) ввёл понятие «научный оптимизм» (learned optimism). Он говорил о том, что оптимисты имеют тенденцию делать особенные, временные, внешние предположения о причинах того или иного события (удачи или неудачи, etc.

), когда пессимисты склонны делать глобальные, постоянные, внутренние приписывания причин. Исследования Селимана показали, что начинающие менеджеры по продажам, настроенные оптимистично более эффективны (в процентном соотношении их доход на 37% выше, чем у «пессимистов»).

Практическая ценность эмоционального интеллекта тесно связана с областью, благодаря которой понятие получило широкое распространение – речь идет о теории лидерства. Однако нам эмоциональный интеллект может быть полезен и в рамках психотерапевтической практики.

Может ли быть психолог психологом не имея при этом развитого эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект, концепция Дэниэла Гоулмена

Первоначально Дэниэл Гоулмен выделял пять составляющих эмоционального интеллекта, которые впоследствии были сведены к четырем: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями, кроме того, от 25 навыков, связанных с эмоциональным интеллектом, он в своей концепции перешел к 18.

САМОСОЗНАНИЕ

эмоциональное самосознание

точная самооценка

уверенность в себе

САМОКОНТРОЛЬ

обуздание эмоций

открытость

адаптивность

воля к победе

инициативность

оптимизм

СОЦИАЛЬНАЯ ЧУТКОСТЬ

сопереживание

деловая осведомленность

предупредительность

УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ

воодушевление

влияние

помощь в самосовершенствовании

содействие изменениям

урегулирование конфликтов

командная работа и сотрудничество

Гоулмен не считает навыки эмоционального интеллекта врождёнными, что на практике означает, что их можно развивать.

Исследование компании Hay/McBer выявило шесть стилей руководства, основанных на определённом уровне развития навыков эмоционального интеллекта. Лучших же результатов достигают те лидеры, которые владеют несколькими стилями управления одновременно.

Эмоциональный интеллект в концепции Манфреда Ка де Ври

Имеет смысл в нескольких словах рассказать о том, кем является Манфред Ка де Ври.

Он сочетает в своем подходе знания, накопленные минимум тремя дисциплинами – экономикой, менеджментом и психоанализом, являясь специалистом в каждой из этих областей.

Читайте также:  Можно ли управлять своими эмоциями? - психология

Это существенно, поскольку эмоциональное мышление, да и эмоция вообще играют значительную роль, как в практике управления, так и в психоаналитической.

Одна из труднейших задач, которая не нашла до сих пор своего действительно адекватного разрешения, заключается в том, что там, где речь идёт о стыке различных научных областей возникает пространство, не охваченное ни одной из этих областей, либо же охваченное, но частично, без учёта роли другой.

Обычно одним из способов решения такой задачи видится экспертная комиссия, состоящая из специалистов всех смежных для данной области специальностей, но это не всегда помогает, поскольку специалистам из разных областей достаточно трудно найти общий язык. В данном же случае один человек владеет несколькими специальностями, что позволяет сформулировать идеи наиболее адекватно и доступно для людей, которые принадлежат разным научным сообществам.

«Уникальная смесь мотиваций определяет характер каждого из нас и формирует изменение нашей психической жизни – тесную взаимосвязь познания, аффекта и поведения. Ни одну из составляющих этого треугольника нельзя рассматривать в отдельности от остальных. Важна именно целостная форма». (4, с. 24)

Познание и аффект определяют поведение и действие.

Эмоциональный потенциал – понимание мотиваций – своих и других людей. По Ка де Ври он является важнейшим фактором в изучении вопроса лидерства. Приобретение эмоциональной чувствительности – процесс, основывающийся на опыте.

Манфред Ка де Ври использует в своей работе клиническую парадигму, описывая ее следующим образом:

1. То, что вы видите, не обязательно соответствует реальности.

2. Любое человеческое поведение, каким бы иррациональным оно ни казалось, имеет под собой логическое обоснование.

3. Все мы результат нашего прошлого.

«Характер – это форма памяти. Это кристаллизация внутреннего театра человека, очертания основных моментов личности». (4, с. 32)

В 1983 году была опубликована книга Говарда Гарднера «Рамки ума: теория множественности интеллекта». По Гарднеру каждый человек обладает минимум восьмью типами интеллекта, которые выражены в разной степени:

— вербально-лингвистический интеллект: хорошая словесная память, любит читать, богатый лексический запас,

— логическо-математический интеллект: любит работу с числами, решать логические задачи и головоломки, шахматы, более развито абстрактное мышление, хорошо понимает причинно-следственные связи,

— визуально-пространственный интеллект: образное мышление, любит искусство, больше информации при чтении получает из иллюстраций, а не из слов,

— моторно-двигательный интеллект: высокие спортивные результаты, хорошо копирует жесты и мимику, любит разбирать и собирать предметы,

— музыкально-ритмический интеллект: хороший голос, легко запоминает мелодии,

— межличностный интеллект: любит общаться, лидер, любит играть с другими детьми, другие предпочитают его компанию, способен к сотрудничеству в коллективе,

— внутриличностный интеллект: независимость, сила воли, реалистичная самооценка, хорошо вербализует собственные чувства, развито самосознание,

— натуралистичечский интеллект: интерес к природе, флоре и фауне.

Ка де Ври упоминает, что эмоциональный интеллект по классификации Гарднера соответствует объединённым межличностному и внутриличностному интеллектам.

В отличие от Дениэла Гоулмена Манфред Ка де Ври выделяет не четыре, а три компонента эмоционального интеллекта: «Три наиболее важных вспомогательных навыка, которые формируют эмоциональный потенциал – способность активно слушать, понимать невербальную коммуникацию и адаптироваться к широкому спектру эмоций». (4, с. 49)

Со ссылкой на свой опыт Манфред Ка де Ври даёт следующие основные характеристики людей с высоким эмоциональным потенциалом.

Такие люди строят более устойчивые межличностные отношения, лучше могут мотивировать себя и других, более активны, новаторы и творцы, более эффективны в лидерстве, лучше работают в условиях стресса, лучше справляются с переменами, находятся в большей гармонии с самими собой.

Из исследований эмоционального интеллекта

Исследование Ш.Берн от 2001 года показали, что существуют некоторые незначительные отличия в характере развития эмоционального интеллекта у мужчин и женщин. В целом мужчины более склонны подавлять свои чувства, вместе с тем они выражают агрессию прямо, женщины же выражают агрессию вербально или косвенно, но больше проявляют свои чувства.

Исследования Гиту Орме от 2003 года показали, что различия в уровне эмоционального интеллекта у мужчин и у женщин отсутствуют, зато они есть в степени развития различных компонент эмоционального интеллекта.

У женщин преобладают показатели межличностные (эмоциональность, межличностные отношения, социальная ответственность), а у мужчин – внутриличностные (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом и адаптации.

Несколько слов в конце

Современное общество в высшей степени рационально. Ставка на интеллектуальное развитие очень велика.

Такое восприятие внутреннего мира человека, при котором акцент делается на разум, а не на чувства, неизбежно приводит к тому, что чувства и эмоции «уходят» из сознания, а это в свою очередь приводит к внутренней напряжённости, скованности и к болезням тела.

Новый ход развития научного подхода к эмоциональной сфере позволяет сузить область, в которой находятся ответы на вопросы о том, как быть успешным. И распространить возможности оценки активности человека и на эмоциональную сферу, которая прежде, хотя и вызывала интерес, не поддавалась в достаточной мере универсальному описанию.

Речь конечно же не о шаблоне, но о гибкой системе, дающей возможность описать успешность и эффективность ограниченным набором слов, и даже измерить уровень эмоционального интеллекта, к чему нам, руководствуясь предупреждением Манфреда Ка де Ври: «Предупреждение: Я бы хотел подчеркнуть, что анкеты имеют ограниченную пользу при измерении эмоционального развития, так как многие факторы, относящиеся к нему, основаны на сенсорике (относятся к прикосновению, звуку и запаху) и поэтому с трудом поддаются оценке в анкетах. Кроме того, «фактор социальной желательности» влияет на результаты: люди отвечают на подобные анкеты не правдиво, а так, как им бы хотелось, чтобы их воспринимали» (4, с. 68), следует подойти с большой осторожностью.

Спасская М.А.

Источник: http://hr-portal.ru/article/emocionalnyy-intellekt-na-styke-menedzhmenta-i-psihologii

Эмоциональный интеллект и его развитие

Эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои чувства и эмоции, доносить и использовать их, управлять ими, и на основе этих навыков взаимодействовать с другими людьми.

Что собой представляет эмоциональный интеллект

Понятие «эмоциональный интеллект» (EQ) в психологии появилось относительно недавно, и с каждым днем интерес к нему растет.

И неслучайно: многочисленные исследования, проведенные теоретиками и практиками психологии, показали, что уровень личных достижений человека в большой степени определяется не классическим показателем интеллекта IQ, а эмоциональными способностями.

Другими словами, «быть умным» – совсем не означает «быть успешным», важно разбираться в своих и чужих эмоциях и уметь контролировать их.

Понятие «эмоциональный интеллект» начали использовать с 1990 года с подачи американских исследователей Питера Сэловея и Джека Майера. Они объединили в этом понятии группу ментальных способностей, которые помогают осознать и понять собственные эмоции и эмоции окружающих.

Активное исследование этого вопроса, попытки понять его природу, способы и цели развития началось в 1995 году после опубликования книги Дэниеля Гоулмана. «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект»).

Автор определил эмоциональный интеллект как способ, метод и форму обращения человека с самим собой и окружающими.

Согласно описанию, предложенному Майером и Сэловеем, выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта.

  1. Точность оценки и выражения эмоций. Важно понимать свои эмоции и эмоции других людей, связанные как с внутренними, так и с внешними событиями. Это способность определять эмоции по мыслям, физическому состоянию, внешнему виду, поведению. Это способность точно выражать вои эмоции и связанные с ними потребности.
  2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. То, как и о чем мы думает, зависит от того, как мы себя чувствуем. Эмоции влияют на мыслительный процесс и готовят нас к определенным действиям. Эта способность помогает понять, как использовать эмоции и думать более эффективно. Управляя своими эмоциями, человек может смотреть на мир под разными углами и решать проблемы более эффективно.
  3. Понимание эмоций. Это означает, что человек умеет определить источник эмоции, классифицировать их, распознавать связь между эмоциями и словами, интерпретировать значение эмоций, понимать сложные чувства, переходы между эмоциями и дальнейшее развитие эмоций.
  4. Управление эмоциями. Как говорилось выше, эмоции влияют на мышление, поэтому их нужно учитывать при решении задач, принятии решений и выборе своего поведения. Умение управлять своими и чужими эмоциями позволяет использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них.

Общепринятого метода для оценки эмоционального интеллекта сейчас не существует. Наиболее простой метод – внешняя оценка успешности человека. Для субъективной оценки можно воспользоваться шкалой эмоций. Так, низкая самооценка, чувство вины и депрессии говорит о низком EQ. Человек недоволен собой и считает, что ничего не достиг.

Когда понимает часть своих скрытых мотивов, учится управлять своим состоянием и временем, пытается мотивировать себя, это показывает на развитый эмоциональный интеллект. О наивысшем эмоциональном интеллекте свидетельствует гармония, когда человек перестает быть во власти своих эмоций, а успех становится логичным следствием поступков человека.

В интернете можно найти тесты для оценки EQ.

Считается, что развитие эмоционального интеллекта в разы повышает эффективность человека в различных социальных сферах и способность чувствовать себя счастливыми.

Как развить эмоциональный интеллект

Повышенное давление снижает интеллект

Из-за высокого давления в артериях, поставляющих кровь в область головы и шеи, снижаются на когнитивные способности человека: память, восприятие, внимание, воображение, принятие решений. К такому пришли исследовател

Между тем, мнения психологов по поводу возможности развития эмоционального интеллекта разделились. Одни специалисты (включая Дж.Мейера) придерживаются позиции, что EQ – это относительно устойчивая способность, и «вырастить» его невозможно.

Но обучение поможет повысить эмоциональную компетентность. Другие ученые (в частности, Дэниель Гоулман) считают, что эмоциональный интеллект можно развивать.

В качестве аргумента они приводят тот факт, что нервные пути мозга развиваются вплоть до середины жизни человека.

Развитие эмоционального интеллекта представляет собой развитие самосознания, навыков осознания своих и чужих эмоций, умение управлять своими и чужими эмоциями и эффективно взаимодействовать с людьми.

Первый шаг в развитии EQ – формирование способности осознавать и оценивать свои эмоции и интенсивность с той или иной точки зрения. Для этого нужно периодически задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?», начиная с базовых состояний (радость, страх, грусть, злость).

Затем нужно научиться определять источник эмоции и степень интенсивности эмоции. Силу эмоции можно измерять по шкале от 1 до 10: от минимальной интенсивности, когда управление эмоцией не требует усилий, до очень высокой, когда эмоция неуправляема. Эта шкала позволит осознать и оценить нюансы ваших ощущений. Это поможет научиться снижать отношение к этой эмоции до оптимального уровня.

Следующий шаг – расширение диапазона эмоций. Составьте свою азбуку эмоций, попробуйте оценивать эмоциональное состояние других людей.

Старайтесь понять и осознать, что с вами происходит, когда вы занимаетесь тем или иным делом. Учитесь говорить о своих эмоциях, переводить чувства и эмоции в слова. Ведь многие взаимоотношения ломаются от недосказанности и недопонимания.

Смысл развития эмоционального интеллекта состоит в том, чтобы выстраивать конструктивные отношения и добиваться успеха в своих делах.

Источник: http://www.likar.info/psihologicheskie-problemyi/article-64502-emotsionalnyj-intellekt-i-ego-razvitie/

Ссылка на основную публикацию