Эрудиция и память параноика — психология

Восприятие, память, эмоции

Восприятие и внимание

Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.

Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.

Внимание — это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание — это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.

Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным — человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.

Память

Память — это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.

И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Память связана с определенными отделами головного мозга, соединенными между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, обучению. Именно приобретение индивидуального опыта путем формирования условных рефлексов рассматривается как процесс обучения.

Виды и формирование памяти

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение — мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:

  1. Двигательная память— лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
  2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
  3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
  4. Словесная память — запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память имеет большое значение для поведенческой ориентации человека. Без способности накапливать и сохранять информацию невозможно получить знания, необходимые для жизни, накапливать и осуществлять целенаправленные действия.

Различают кратковременную (нестабильную) память и долгосрочную (долговременную) память, где хранится наиболее значимая информация.

В долговременной памяти информацию сохранять необходимо в обобщенном виде (фундаментальные законы, закономерности, обобщения, понятия). Мозг же отбирает в долговременную память самую необходимую информацию.

Эту очень важную «мыслительную» работу выполняет мотивационная система, которая и определяет, какая информация наиболее важна.

В последние годы интенсивно исследуется механизм памяти. Установлено, что образование следов памяти проходит поэтапно.

  1. На первом этапе — нервные импульсы проходят от органов чувств к коре головного мозга, где сигналы задерживаются на несколько сотых секунды для их анализа. Этот процесс называют оперативной или сенсорной памятью. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.
  2. Второй этап связан с хранением информации и именуется краткосрочной памятью, отвечающей за временное (несколько секунд) хранение информации в виде слов. Ее называют еще
    первичной памятью
    . Информация из первичной памяти может быть вытеснена новыми сигналами.
  3. Третий этап (вторичная память) — информация из первичной памяти передается во вторичную и через промежуточные станции — в третичную, где и хранится длительное время.

Все виды памяти проявляются в двух формах: логически-содержательной и чувственно-образной. Первая оперирует преимущественно понятиями, вторая — представлениями.

Развитие и тренировка памяти осуществляются путем постоянных тренировочных упражнений: сосредоточенности, четкости восприятия, внимательности, активной мыслительной деятельности с использованием схем, таблиц.

Память — очень ценное качество человека, ее необходимо не только развивать, но и сохранять, не отравляя мозг алкоголем, никотином, наркотиками. Эти отравляющие вещества нарушают кровообращение в сосудах мозга, разрушают связи между клетками и сами нервные клетки, которые в процессе жизнедеятельности не восстанавливаются.

Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позе, а также жестам человека, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии.

Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем.

Таким образом, выразительные движения — своеобразное средство общения между людьми.

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Жизнь человека без эмоций невозможна. Потеря эмоций — это потеря специфических для человека черт.

Нормальная жизнь человека должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоций. Бурные отрицательные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека.

Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли — осмысленного руководства эмоциями.

Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, «не давать чувствам воли».

Самообладание, умение владеть собой в различных ситуациях приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.

Источник: http://shkolo.ru/vospriyatie-pamyat-emotsii/

Как развить эрудицию

Каждый день мы получаем новую информацию, которая пополняет наш запас знаний. Однако чтобы значительно повысить интеллект и эрудицию, необходимо потратить много времени и усилий. Только глубокие познания в одной или нескольких областях сразу, полученные в результате изучения, чтения и размышлений, развивают эрудицию.

Инструкция

Обратите внимание на то, что вы читаете. Одно дело – читать статьи из интернета и бульварные романы, и совсем другое дело – читать серьезную художественную литературу.

Серьезной литературу можно назвать тогда, когда она основана на философии, психологии и истории, расширяет познания читателя и написана хорошим языком.

Дополнительный плюс чтения данных произведений состоит в том, что оно благоприятно отразится на правильности вашей устной и письменной речи, а также на умении красиво и ясно излагать свои мысли.

Изучайте научную литературу. Вникайте в то, что вы читаете.

Книги, которые помогают понять окружающий мир, развивают интуицию, любознательность и желание узнать еще больше. При чтении научной литературы стимулируются одновременно интерес к собственным интеллектуальным способностям и к окружающему физическому миру.

Изучайте не только мир вокруг себя, но и также свой внутренний мир. Философия – наука о жизни человека. Читайте классические книги по философии, больше размышляйте и анализируйте.

Если после прочтения той или иной книги вы заметили, что вас сильно заинтересовал какой-либо аспект, напишите эссе на эту тему.

Делитесь полученными знаниями.

Дискуссии способствуют умению делать критические выводы, опираясь на факты, а также развивают память и дедуктивную логику. Разумеется, ваш собеседник должен иметь четкое представление о теме разговора.

Старайтесь не ограничиваться узким кругом интересов. Широкий горизонт в интеллектуальном плане и дополнительные знания, охватывающие много различных областей, свидетельствуют о высоком интеллектуальном и духовном развитии личности. Чаще тренируйте свой ум. Изучайте иностранные языки, сочиняйте стихи, слушайте классику.

Помните, что если вы узнали о чем-то новом для вас, это не значит, что вы стали умнее. Заведите привычку обдумывать новую информацию. Найдите применение знаниям и идеям в реальной жизни, делитесь впечатлениями с другими людьми, прислушивайтесь к тому, о чем вам говорят окружающие. Проводите свое время с пользой.

Узнавайте последние новости, играйте в настольные игры, принимайте участие в обсуждениях. Вы почувствуете себя более осведомленным и уверенным человеком. Стремление к самосовершенствованию обязательно раскроет перед вами новые горизонты.

Логическое мышление – это качество, которое нуждается в постоянном развитии.

Хорошо развитое логическое мышление позволяет человеку решать множество задач, начиная от самых простых повседневных вопросов, и заканчивая наиболее сложными, касающимися ответственных решений высокой степени важности.

 Логическим мышлением принято называть мыслительный процесс, построенный на использовании готовых понятий. Поэтому секрет успеха многих выдающихся людей заключается во владении большим количеством таких понятий и умением их правильно применять, анализируя ту или иную ситуацию. Чтобы развить логику, вовсе необязательно посвящать этому делу всю свою жизнь.

Люди мыслят стандартно и шаблонно только потому, что не хотят или не могут уделять развитию собственного логического мышления хотя бы несколько минут в день. В идеале эффективное развитие логического мышления должно начинаться ещё в детстве, только в этом случае ребёнок научится мыслить нестандартно и сможет преодолевать любые шаблоны и стереотипы.

Одним из простейших тренажеров для логического мышления является игра в шахматы. Эта весьма популярная и среди детей, и среди взрослых игра полностью построена на логических решениях и ходах. Если Вы хотите развить логику, достаточно научиться игре в шахматы и время от времени оттачивать своё мастерство.

Не менее увлекательна логическая игра скраббл, которая вдобавок способна еще и хорошо развивать человеческую память. Многие дети очень любят эту игру, поэтому их несложно будет привлечь к столь увлекательному занятию. Логические игры – это не только полезное, но ещё и веселое времяпровождение.

Кроме того, и взрослым, и детям принесёт пользу приобретение сборника логических задач. Эти книги часто составляются таким образом, чтобы и родители, и их чада смогли найти в каждом разделе интересные для себя задания.

Как правило, в такой книге выделяют несколько уровней сложности, поэтому каждый человек сможет подобрать для себя логические задачи, ориентируясь исключительно на свои силы. Умение анализировать ситуацию и просчитывать свои действия ещё не раз пригодиться Вам в жизни и поможет найти выход из любых, даже самых сложных ситуаций.          

Читайте также:  Свет мира - психология

Интерес является базовой эмоциональной потребностью человека. Имея интерес и удовлетворяя его, человек находится в процессе постоянного развития и роста. Отсутствие интереса является отражением личностных проблем и, как следствие, приводит к депрессиям.
Поэтому так важно постоянно тонизировать себя и организовывать деятельность таким образом, чтобы ваш интерес никогда не ослабевал.

Инструкция

Вспомните чувство увлеченности, которое сопровождало вас за каким-то занятием. Вы с радостью хватались за дело и потом забывали о ходе времени, наличии пространства вокруг, вы упоенно что-то делали, создавали, творили.

Так вот, это чувство увлеченности и есть самый главный ориентир для развития интереса. Вам необходимо обращать внимание на свою деятельность, наблюдать и запоминать, в какие моменты это чувство у вас возникает.

Например, это может быть шитье, приготовление пищи или прослушивание музыки.

Удовлетворяйте свой даже самый минимальный интерес. Как известно, любое неудовлетворение потребности ведет за собой психологические проблемы, а вам же, наоборот, необходимо как можно больше открываться и пропускать через себя самый разнообразный опыт, чтобы найти занятия, интересующие именно вас.

Избегайте скуки, любых проявлений уныния, забудьте слово «ничегонеделание». Если вы никак не можете понять, чем вам хочется заняться, присядьте, расслабьтесь, прислушайтесь к себе — ваше тело и сознание вам подскажут.

Возможно, вы захотите встать и сделать несколько простых движений, которые в дальнейшем увлекут вас заниматься танцами.

Случается, что самые важные интересы открываются человеку в качестве прозрения, и для этого ему стоило лишь раз серьезно прислушаться к себе. Доверяйте интуиции.

Доводите любое начинание до конца. Это правило, которому необходимо учить своих детей и развивать в себе. Вас должны увлекать не только моменты загорания идеей, а также процесса, но и успешный результат. Вполне может быть, к этому занятию вы больше не вернетесь, но оно, как очередной ценный шажок, выведет вас к чему-то новому и интересному.Развивайте способности.

Любой интерес строиться не только на эмоциях, но и на умениях. Вряд ли вы станете музыкантом, если у вас совершенно нет слуха, но способность складывать слова в красивый текст сможет привести вас к писательской или журналисткой карьере.

Поэтому работайте над собой, выявляйте способности и развивайте их.

Самое главное – не терять увлеченности даже в самые трудные моменты, тогда вы обязательно придете к успеху.

Познавайте! Ищите, изучайте, встречайтесь с людьми, слушайте их, впитывайте идеи, эмоции, само настроение интереса. Это важно настолько, насколько может быть.

Ищите не только внутри себя, но и снаружи, среди тех, кто уже нашел свой интерес или находится в том же поиске, что и вы.

Вы должны удивляться, для этого не бойтесь открывать что-то новое.

Не ждите, что это новое обязательно вас увлечет, но вы ведь никогда знаете, за каким именно поворотом вас ожидает именно ваш уникальный и долгожданный интерес.

Источники:

  • Полезные статьи на сайте oldage.ru
  • Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Развитие личности является неотъемлемой частью общего становления человека. Динамика этого процесса происходит различно у каждого индивида. Для постоянного развития человек должен заниматься самообразованием, взаимодействуя с людьми, повышая уровень своих имеющихся навыков.

Знание правил общения и умение применять их на практике является залогом успешного развития и адаптации личности. Однако та форма общения, которую в современном мире принято считать нормой, отнюдь таковой не является. На пути к взаимопониманию стоит множество преград, которых люди порой не замечают.

Напряжение в ситуации общения, словесный мусор, некорректные вопросы: все это может создать дурную репутацию. Книга Е.И. Голоховой и Н.В. Паниной «Психология человеческого взаимопонимания» ставит своей главной целью научить избегать подобных вещей.

Авторы повествуют о том, как научиться управлять эмоциями во время беседы, которые чаще всего становятся источниками конфликтов в общении. Умение поддерживать разговор поможет также книга К. Топф «Искусство непринужденной беседы».

В ней автор учит читателя приемам развития в себе искусства подбора нужных слов в неожиданной для человека ситуации. Книга Д. Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» научит искусству ораторского мастерства, поможет стать более интересным собеседником.

Автор дает практические рекомендации о том, как сдерживать негативные эмоции в определенных ситуациях, избегать споров, поддерживать доброжелательные отношения с собеседником.

На развитие личности эффективно влияет нравственное воспитание. Полезной для прочтения станет книга В.А.

Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека». Автор пишет о том, как важен в жизни человека чей-либо положительный пример, как относиться к людям, чьи поступки совсем не радуют. В произведении приведено много интересных историй, взятых из жизни самого В.А. Сухомлинского.

Выработать силу духа и найти силы в борьбе с повседневной реальностью помогут книги по психологическому развитию личности. Одной из таких является произведение Виктора Франкла «Сказать жизни «да»: психолог в концлагере». Автор говорит о стремлении постижения смысла жизни, о том, что ничто не мешает человеку выстоять в трудной ситуации.

Книга Филипа Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев» расскажет о том, что побуждает людей творить зло. Проясняя причины, исследуя примеры из всемирной истории, автор делает выводы о том, чего стоит избегать в повседневной жизни, чтобы не стать источником негативна.

Книга откроет новый взгляд на гуманистические принципы отношения к человеку и на принцип природосообразности.

Источники:

  • Развитие личности человека

В течение жизни человек познает много нового, развивается и со временем начинает нуждаться в пополнении своего интеллектуального багажа. Новые знания дают книги. Повысить свой интеллектуальный уровень можно как при помощи классической литературы, так и при помощи книг, написанных психологами и специалистами в области развития разума.

Произведения классиков рекламировать не нужно. Прославленные писатели смогли создать книги, ставшие квинтэссенцией человеческой мудрости. В этих книгах герои попадают в различные ситуации, сталкиваются с трудностями, решают проблемы своего времени.

Человечество воспитывается на подобных произведениях: с замиранием сердца следит за жизненными коллизиями героев книг, делает свои выводы и интеллектуально развивается в процессе познания.Развивать интеллект можно при помощи любых произведений классической литературы.

Отмечено, что наибольший эффект оказывают такие произведения, как «Война и мир» Льва Толстого, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Мадам Бовари» Гюстава Флобера, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, «Бесприданница» Александра Островского.

Специалисты в разных областях знаний выпускают в свет книги, предназначенные для направленного развития интеллекта. Одна из таких книг – «Лекарство для души», написанная психологом, пишущим под псевдонимом Эль Тат. Эта книга – для тех, кто отчаялся изменить свою жизнь к лучшему.

Эль Тат практикует в Санкт-Петербурге, поэтому прекрасно знает, с какими трудностями сталкиваются люди, живущие в больших городах. В какой-то момент горожане оказываются втянутыми и круговорот неизбежности и теряют уверенность в своих силах. Произведение помогает избавиться от слабости и настроить свою жизнь на новый лад.

Василина Веда написала книгу для женщин. Эта книга так и называется – «Практическая психология для женщин». В произведении открываются тайны обаяния и привлекательности, даются рекомендации относительно того, как найти свой путь в этом мире. Книга помогает женщинам открыть свой потенциал, обрести уверенность в себе и двинуться навстречу успеху.

Развить интеллект поможет книга Чарльза Энела «Мастер ключ». Написанное в начале 20 века произведение уже причислено к числу классических. В своем опусе Чарльз Энел описал систему созидательного мышления. Воспользовавшись этой системой, человек может в несколько шагов создать собственную реальность и прийти к успеху.

«Логические игры, тесты, упражнения» Тома Вьюжека разработаны специально для предупреждений провалов памяти. При помощи этой книги можно натренировать свою память и развить интеллектуальные и эмоциональные способности до необходимого уровня.

Помимо интеллектуального развития, автор предоставляет читателям возможность открыть свой творческий потенциал.

Источники:

  • Что читать? 24 книги для самостоятельного развития личности
  • Развивать интеллект никогда не поздно – читайте и учитесь мыслить!
  • Фото книги

Книга – универсальное средство получения информации. Это также и обучающее пособие для всех возрастов. Книги развивают воображение, мышление, чувственное восприятие мира. Хорошая книга может оказать огромное влияние на психологическое развитие человека.

Также одним из таких непременных плюсов является то, что книга развивает человеческую речь. Это происходит потому, что человек во время чтения запоминает нужные фразы, обороты.

Все это откладывается в его памяти, и в дальнейшем он пользуется в речи тем, что узнал.

Книги особенно полезны для развития речи детей, но не все книги следует давать детям, а те, которые будут соответствовать их возрасту. В данной книге приводятся сонорные звуки «р», «л», «й», которые иногда детям очень трудно выговаривать.

Читайте также:  Болезни в человеческой жизни - психология

С помощью комплекса специально подобранных упражнений, текстов, можно развивать артикуляционную моторику ребенка, а также вырабатывать умения говорить смело и четко. Эта книга будет затрагивать развитие сразу нескольких аспектов развития ребенка.

Организация развития речи, в частности, будет составлена при помощи сюжетных изображений, подготовленных на основе конспектов. Это пособие отличным образом будет способствовать развитию связной речи, грамматического строя, словаря.

Все эти аспекты развития составлены на очень занимательном для детей материале, который построен в виде игры. Здесь включены материалы, охватывающие все предметы окружающей действительности детей. Также пособие будет способствовать психологической коррекции детей.

В данном пособии заключены ценные упражнения по развитию речи и различных форм мышления, что является немаловажным. В книгу включены различные дидактические приемы, формы и средства, позволяющие развивать детский мозг.

Уникальное сочетание этих приемов позволит сделать процесс развития творческих, интеллектуальных способностей детей занимательным для них и в то же время продуктивным. Если говорить о художественно литературе, то книгой для развития речи можно несомненно назвать «Портрет Дориана Грея».

В данной книге можно почерпнуть уникальное количество новой лексики, оборотов, словосочетаний для активной речи. Более красочный язык очень трудно найти где-либо еще. Появятся новые мыслительные образы, которые можно будет выражать словесно.

В общем, вышеперечисленные издания в достаточной степени будут способствовать развитию речи ребенка, так как в данных книгах собрано превосходное сочетание средств, способов, приемов донесения информации. Читатель раскрывает себя, находит нечто общее с героями произведений.

Распечатать<\p>

Как развить эрудицию

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-76122-kak-razvit-erudiciyu

Эрудиция

У шизоида она очень глубока и обширна (то есть охватывает очень разные сферы), потому что он обожает рыться в книгах. Он сидит подолгу в библиотеках, читает, делает выписки, полностью конспектирует книги.

Сейчас, когда книги малодоступны из-за дороговизны, а в библиотеку попасть трудно, я часто вижу шизоидов в книжных магазинах, сидящих по углам и конспектирующих с разрешения продавцов. Дома книги у шизоида в пыли, многие открыты на прорабатываемых страницах. Они валяются в разных, иногда малоподходящих, местах квартиры.

Шизоид роется в книгах, когда нечего делать. А ему всегда делать нечего, так что он в книгах роется постоянно.

Эрудиция шизоида касается сфер, далеких от житейских проблем. Он не расскажет вам, где что купить и сколько что стоит. Из этого и из беллетристики складываются познания истероида.

Впрочем, в случае если шизоид — литературовед или теоретик стихосложения, то он может знать и подробности романических текстов или поправить ошибки, обычные при небрежном цитировании˸ не ʼʼтем больше нравимся мы ейʼʼ, а ʼʼтем легче…

ʼʼ,не ʼʼон, мятежный, ищет бури…ʼʼ, а ʼʼон, мятежный, проситбури…ʼʼ.

И все же для шизоида гораздо важнее не сколько жен было у Генриха VIII и не как миледи из ʼʼТрех мушкетеровʼʼ устранила Бэкингема, а, как уже говорилось выше, метафизика Аристотеля, метапси-хология Фрейда, сюрреализм Кафки, гештальтпсихология Коффки, агностицизм Канта, позитивизм Конта…

Память

Мы уже отмечали, что у шизоида цепкая механическая память. Он помнит про каждую бумажку, над которой когда-то работал, помнит, что положил её в такую-то папку с такими-то материалами.

Но в особенности хороша у шизоида смысловая память (у ги-пертима, напомним, смысловая память посредственная). У пси-хастеноида, напротив, очень плохо с механической памятью. Но шизоид свою механическую память ещё и развивает различными мнемотехническимиприемами.

■ Он быстрее, чем другие психотипы, построит фразы типа ʼʼкаждый охотник желает знать, где сидит фазанʼʼ для запоминания цветов спектра (красный, оранжевый… синий, фиолетовый). Чтобы запомнить, например, телефон 354-70-61, он построит целую систему˸ 354 — это 3, 4, 5; только 4 поменялось местами с 5; а 6 и 1 — в середине между 7 и 0, причем 6 рядом с 7, а 1 рядом с 0.

Он может для запоминания анатомического строения сочинить специальные стихи, ʼʼопоэтизировавʼʼ толстую и прямую кишку.

Он вообще склонен развивать свою память, устраивает ей проверки, тренирует. Разбивает материал на мелкие фрагменты, в каждом из которых не более 7 единиц (запоминается 7 плюс-минус 2), делает карточки по каждому из фрагментов и проверяет себя по этим карточкам.

Старается использовать феномен Б. В. Зейгарник, который состоит в том, что незавершенное действие запоминается лучше. Закладывает значимый материал в края ряда, чтобы использовать ʼʼэффект краяʼʼ Эббингауза (лучше запоминается начало и конец ряда). Он отыскивает закономерности своей ʼʼличнойʼʼ памяти — от нечего делать рефлексирует, развлекается.

  • — Эрудиция ученого, мастерство хирурга

    По отзывам современников, Пирогов был блестящим, виртуозным хирургом. Он одинаково хорошо оперировал на конечностях, на глазнице, мочевом пузыре, при черепно-мозговых травмах и ранениях кровеносных сосудов. Иными словами, пользуясь современной классификацией врачебных… [читать подробнее].

  • — Эрудиция

    Какова эрудиция паранойяльного? В области, непосредственно относящейся к развиваемой им доктрине, она фундаментальна. Он производит глубокие изыскания в литературе по интересующему его узкому вопросу. Он не просто прочитывает нужные места в книгах, но делает пометки и… [читать подробнее].

  • — Эрудиция

    Истероид вращается во множестве мест и преимущественно старается общаться с людьми интересными, знающими, от них он нахватывается разных сведений, цитат, подробностей биографий разных интересных людей. И создается впечатление, что он очень много знает. Когда он рассказал… [читать подробнее].

  • — Память и эрудиция

    Смысловая память у гипертима посредственная, не то что у шизоида. В этом он проигрывает даже истероиду. Зато у него прекрасная механическая память, в этом отношении он не проигрывает даже шизоиду. Он хорошо помнит услышанные истории, может легко найти дом в закоулке, где… [читать подробнее].

  • — ЭРУДИЦИЯ

    Герой «веселого» текста эрудирован и обладает всевозможными умениями. Так, «образован и начитан» (Яновская 1969, 104) Остап Бендер, «его речь пестрит литературными именами и цитатами» (там же, 96), начитан и пушкинский Евгений Онегин («Мы все учились понемногу… [читать подробнее].

  • — Сексуальная эрудиция

      Я ничего не знаю о сексе, потому что всегда была замужем. Сари Габор За последние годы наши взгляды на различные аспекты секса существеннно изменились. Сегодня мы совсем иначе оцениваем многое, нежели в 70-80 годах. Пару десятилетий назад ощущение женщинами своей… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/217119_erudiciya

    Память. Ее виды и закономерности. Теории памяти | Горизонты

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

    Память — важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности.

    Память как познавательный процесс

    Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Но память отличается от всех остальных психических процессов тем, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, в отличие, например, от восприятия и мышления.

    https://www.youtube.com/watch?v=OXU6NMlVj_8

    Память имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями. Представление — это субъективный чувственный образ предыдущих восприятий, хранящийся в памяти. Представления бледнее и беднее образов восприятия.

    Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют, так как они строятся на образах прошлых восприятий. Поэтому в представлениях многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событий нередко сливаются или стираются.

    Представления отличаются от восприятий также своей изменчивостью, непостоянством, возможностью их «реконструкции» — преобразования механизмами воображения.

    Память в отличие от других познавательных процессов имеет дело не со связями и отношениями самих объективных вещей, а с отношением субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта.

    Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже добытое.

    Новое же знание она конструирует не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отражающих их представлений.

    Виды и закономерности

    Существует множество классификаций памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

    1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
    2. По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную;
    3. По продолжительности сохранения информации (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делят на: мгновенную, кратковременную, долговременную и буферную (оперативную).

    Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

    Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации.

    Буферная (оперативная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.

    Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения.

    Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

    Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:

    • – величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);
    • – ценности информации;
    • – установки человека;
    • – логической категоризации.
    Читайте также:  Психологические ресурсы - психология

    Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:

    • – привычность материала;
    • – контекст;
    • – принцип специфичности кодирования;
    • – мотивация;
    • – углубление в изучаемый материал.

    Общие теории памяти

    Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.

    Физическая теория памяти. Согласно этой теории нервный импульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.

    Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей.

    Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот.

    Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) — основой индивидуальной памяти.

    Биохимическая теория памяти. Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения.

    Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени — собственно биохимической — происходит образование новых белковых веществ (протеинов).

    Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

    Физиологическая теория памяти базируется на учении И.П. Павлова (http://www.iemrams.spb.ru/russian/pavlovru.htm) о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс — акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.

    Информационно-кибернетическая теория памяти связана с появлением вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом.

    Психологические теории памяти

    В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: ассоциативное, гештальт-теорию, Бихевиористическая теория, смысловую теорию памяти, теорию деятельности. Рассмотрим каждую из них коротко:

    Ассоцианистской теория памяти. Согласно этой теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими.

    В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени , и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

    https://www.youtube.com/watch?v=Ax1bgy94fOs

    Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Эббингауза. Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов.

    Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро.

    В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней — свыше 80%.

    Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти.

    Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие — после многократного повторения) памяти.

    Теория памяти от гештальтпсихологии относительно более новая. Исходным в новой теории было понятие «гештальт» — образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей.

    В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

    В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов.

    Например феномен Зейгарник (незавершенное действие): если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные.

    Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью).

    Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

    Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта.

    Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов.

    Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

    Но не только организация материала определяет эффективность памяти.

    Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти.

    Одновременно важнейшие достижения этой теории — изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами — сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

    Бихевиористская теория памяти возникла в недрах бихевиоризма на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы.

    Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П.

    Павловым («стимул-реакция»), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

    В бихевиористской теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков — позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее.

    На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат.

    И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайка).

    Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

    Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

    Деятельностная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой — произвольная память. Они считают мимо вольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

    Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л.С. Выготский исследовал память в плане «культурно-исторической концепции» .

    Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения.

    Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) превращается в опосредованную , которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л.С.

    Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как «социальные» и внутренние — как «интрапсихологические», которые генетически развиваются на основе внешних факторов.

    Представители деятельностной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И.

    Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности.

    Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.

    Процессы памяти включают:

    запечатление, хранение и извлечение. Формально сюда можно отнести также и забывание (забвение).

    Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

    Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни.

    Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре.

    Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

    Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

    Забывание (очистка) – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

    Способы организации информации в памяти:

    – пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

    – ассоциативная организация (группировка элементов с какими либо общими признаками);

    – иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

    См. подробнее:  

    Немов Р. Психология. Глава 9. Память

    См. также разделы Справочника :

    Источник: http://ingorizont.ru/?p=364

    Ссылка на основную публикацию