Ганс айзенк — психология

Ганс Айзенк и его вклад в развитие психологии

Ганс Айзенк - психология

Автор Татьяна в 13/03/2015. Биографии Ученых

Годы жизни: 4 марта 1916 — 4 сентября 1997

Ганс Юрген Айзенк родился в Германии в семье знаменитых актёров. После развода родителей его воспитанием занималась бабушка. Его антипатия к Гитлеру и нацистам заставила его переехать в Англию, когда когда ему исполнилось 18 лет.

Из-за своего немецкого гражданства он с трудом нашёл в Англии работу.

В конце концов, в 1940 году он получил степень доктора в области психологии в Университетском колледже Лондона, научным руководителем его стал Сирил Берт, получивший известность благодаря своим исследованиям на тему наследуемости интеллекта.

Карьера

Во время Второй мировой войны Айзенк занимался исследовательской деятельностью в Mill Hill Emergency Hospital. Позже он основал кафедру психологии в Институте психиатрии при Лондонском университете, где продолжал работать до 1983 года.

Он состоял при университете в качестве почетного профессора вплоть до своей смерти в 1997 году. Стоит отметить, что он был чрезвычайно плодовитым писателем: за время своей карьеры он опубликовал более 75 книг и 1600 статей в журналах.

До самой своей смерти он был одним из наиболее часто цитируемых ныне живущих психологов.

Вклад в развитие психологии

Он был не только одним из самых известных психологов, но и одним из самых спорных. Жаркие споры вызывал, например, доклад о последствиях психотерапии, который он опубликовал в 1952 году. В своей работе Айзенк сообщил, что состояние двух из трёх пациентов значительно улучшается или восстанавливается в течение двух лет, независимо от того, прибегали ли они к психотерапии или нет.

Также он был ярым критиком психоанализа, отвергая его как абсолютно ненаучный подход.

Наибольшие споры вокруг Айзенка вызывал его взгляд на наследуемость интеллекта — в частности, его мнение по поводу того, что расовые различия в интеллекте могут быть частично связаны с генетическими факторами.

После того, как один из его учеников подвергся жёсткой критике за публикацию работы, в которой он предположил, что именно генетика определяет расовые различия в интеллекте, Айзенк выступил в его защиту со своей статьёй «Аргумент IQ: раса, интеллект и образование» (The IQ argument: Race, Intelligence, and Education), которая только подогрела споры и критику. Лишь в своей автобиографии (1990) он изложил более умеренную точку зрения и отдал должное значению, которое оказывают на формирование интеллекта окружающая среда и опыт.

Ганс Айзенк был, конечно, неоднозначной фигурой в психологии, но невозможно не согласиться с тем, что его широкие исследования оказали большое влияние на развитие и становление психологии как науки.

Кроме того, его работа в сфере личности и интеллекта, сыграла важную роль в установлении подходов к подготовке специалистов и психотерапии, которые прочно укоренились в области эмпирических исследований и науке в целом.

биография, психология

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/osnovy-psixologii/biography/gans-ajzenk-i-ego-vklad-v-razvitie-psixologii.html

Ганс Айзенк — Психологос

Ганс Айзенк - Психологос

Ганс Юрген Айзенк (4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997) — английский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Биография

В молодости Айзенк увлекался астрологией и даже посылал гороскопы руководителям нацистской партии. Вскоре после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, и в результате он выбрал психологию.

Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 г. по 1955 г. — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 г. по 1983 г.

— профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 г. — почётный профессор психологии.

Исследования

Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас.

Основатель и редактор журналов «Personality and Individual Differences» и «Behaviour Research and Therapy». Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат — групп здоровых и признанных невротиками.

В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии и нейротизма («Dimensions of Personality», L. 1947).

В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами («The Scientific Study of Personality», L., 1952).

Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения: для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость.

Необходимо отметить, что Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом — изначально они имели иное содержание. Подробнее смотри Экстраверт и Интроверт по Айзенку

Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.

На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностические методики EPI («Manual of the Eysenck Personality Inventory» (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных — MMQ, MPI(«Manual of the Maudsley Personality Inventory», L., 1959).

Айзенк — один из авторов «трёхфазной теории возникновения невроза» — концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций («The Causes and Cures of Neuroses» (совместно с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности, одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность.

Ссылки

  1. Психологический словарь

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/gans-ayzenk

Ганс Айзенк: вклад в развитие науки

Ганс Айзенк: вклад в развитие науки

Как и множество других наук, психология начала развиваться с возникновением культурного общества и с появлением необходимости находить ответы на вопросы, касающиеся характера и поведения человека.

На протяжении почти двух веков над совершенствованием этой научной отрасли трудились многие величайшие умы человечества, среди которых был Ганс Айзенк.

Его вклад в развитие психологии можно назвать невероятным, ведь благодаря именно этому ученому в настоящее время мы имеем представление о том, что такое интеллект и темперамент личности.

Над чем же трудился этот ученый в течение всей своей жизни и каков его вклад в развитие психологии, читайте далее.

С чего начинал свой путь ученый

Ганс Юрген Айзенк – уроженец Германии, который большую часть своей жизни прожил в Англии по политическим причинам. Появился на свет Г.Ю. Айзенк 4 апреля 1916 г. в семье Эдуарда и Хельги Айзенков, которые в свое время были популярными актерами кинематографа.

Его увлечения в юношестве не имели ни малейшего намека на психологию и психоанализ, ведь в то время молодой Айзенк интересовался астрологией. Составляя гороскопы, он отсылал их руководителям политической партии, в которой состоял и сам. Однако с приходом к власти нацистов, на фоне возникшей антипатии к новому правительству в лице Гитлера, ему пришлось переехать в Англию.

Эмигрировав в Великобританию в возрасте 18 лет, Ганс Айзенк приступил к поиску работы. Однако с этим возникли сложности, так как у юного ученого не было гражданства. Но это не остановило Айзенка, и уже в 1940 г. он закончил свое обучение в Университетском колледже в Лондоне. Получив степень доктора психологии, Ганс начал активно заниматься исследованиями в данной отрасли.

Рекомендуем: Р. Ассаджиоли: биография и теория психосинтеза

Стоит подчеркнуть, что первым наставником и научным руководителем Айзенка был известный психолог Сирил Берт, слава к которому пришла благодаря его исследованиям на тему влияния наследственности на интеллект. С начала Второй мировой войны и до 1983 года Ганс Юрген работал сразу в нескольких направлениях:

  • Преподавал на кафедре психологии Лондонского института психиатрии, а также читал лекции в других университетах.
  • Проводил исследования и психиатрические обследования для получения неопровержимых доказательств своих теорий.
  • Писал книги и статьи для публикации в журналах по психологии. Интересный факт: Ганс Айзенк до сих пор считается одним из самых плодотворно работавших, а также наиболее часто цитируемых авторов ХХ века.

Трудиться над своими исследованиями и опросниками психолог продолжал до старости, пока в возрасте 81 года не скончался от рака мозга. Но вернемся к тому, что сделал Ганс Юрген Айзенк конкретно для психоанализа личности, благодаря чему он считается популярным психологом.

Бесценный вклад в развитие науки

В частности, господин Айзенк занимался психологическими исследованиями на темы наследственности и коэффициента интеллекта, базовых признаков личности, основ индивидуальности человека и прочие.

Следует отметить, что практически все работы Айзенка в сфере психологии были «шокирующими» и даже неприемлемыми, что вызывало множественные споры и осуждение со стороны критиков. Однако, несмотря на это, Ганс неустанно трудился, проводя опросы здоровых людей и потенциально больных (невротиков).

Параллельно с этим ученый уделял немало внимания проблемам клинической психологии, а также занимался критикой самоанализа. Так, постепенно, зарождалась теория личности Айзенка, благодаря которой мы имеем представление о трехмерной системе обозначения личных свойств человека, связанной с понятием темперамента.

Рекомендуем: Интроверт — кто это?

Считая психоанализ абсолютно ненаучным методом психологии, Ханс излагал собственные, не типичные для многих ученых умов версии относительно того, что влияет на формирование интеллекта и как развивается личность.

В результате собственного факторного анализа, во время исследования группы здоровых людей и солдат, признанных невротиками, он выявил три различных фактора (экстраверсия, психотизм, нейротизм), отличающиеся специфическими реакциями и позволяющие составить представление о типах личности.

Процессы возбуждения-торможения и их соотношение были первоначальной точкой отсчета для интерпретации модели личности, которую предложил Ганс Айзенк. Теория личности, таким образом, указывает на три основные черты темперамента, которые являются, по версии ученого, личностными измерениями, обусловленными функционирующей на генетическом уровне ЦНС.

Доказательства теории Айзенка, для получения которых было проведено множество прикладных исследований, указали на важность отличий в чертах темперамента. И такие сведения представляют особую ценность для различных сфер знания и жизнедеятельности человека:

  • Психология (диагностика душевных заболеваний, выявление предрасположенности к отклонениям).
  • Образование (выбор профессии).
  • Медицина.
  • Статистика преступности и т.п.

В частности, благодаря теории личности Айзенка можно дифференцировать расстройства невротического характера, основываясь лишь на факторах нейротизма и экстраверсии.

К таким относят невроз навязчивых состояний (наблюдается у эмоционально неустойчивых интровертов) и истерический (характерный для нестабильных экстравертов).

Используя собственную трехфакторную модель личности, Айзенк смог создать специальные методики психоанализа, позволяющие выявлять и изучать разные нарушения психологического здоровья.

Рекомендуем: Карл Юнг: вклад в психологию

Например, определить врожденные характеристики человека (на основании теории Айзенка об экстраверсии и интроверсии) по преобладающим у него качествам и манере его поведения поможет тест Айзенка на определение типа темперамента.

На сегодняшний день он остается самым значимым в психологии, являясь классическим способом, позволяющим узнать темперамент личности.

Что представляет собой такой тест и как с его помощью понять, каким характером наделен тот или иной индивид, читайте далее.

Знаменитые опросники ученого-психолога

Детально изучая влияние окружения и наследственности на интеллект, а также структуру и типы личности, Айзенк создал немало тестов в виде опросников, которые помогают провести полную диагностику психического состояния человека, чтобы получить общее представление о его характере, действиях, психологических реакциях и склонности к той или иной модели поведения.

Среди прочих часто используется тест Айзенка на самооценку. По большей части такие опросники применяются в образовательных учреждениях. Самооценка психических состояний по Айзенку позволяет выявить уровень самооценки учеников, а также определить уровень четырех основных психических состояний:

  • Тревожность.
  • Агрессивность
  • Фрустрация.
  • Ригидность.

Сам тест состоит из 40 вопросов, характерных для каждого конкретного состояния. Опрашиваемым предлагается три варианта ответа: «да», «нет» и «иногда». После обработки результатов тестирования можно получить весьма правдоподобную картину о состоянии испытуемого и понять, насколько адекватной является его самооценка.

Помимо этого, теория Айзенка о разных типах личности, построенная на основе концепции об иерархической модели личности человека (где высший уровень представлен суперфакторами, а нижний – специфическими мыслями и действиями человека), позволила ученому создать личностный опросник (тест для определения темперамента). Он представляет собой перечень вопросов, которые касаются особенностей поведения непосредственно оцениваемого человека.

Такая методика Г. Айзенка была разработана ученым на основании результатов его тестирований, в которых участвовало более 30 000 человек.

Изначально испытуемые просто отвечали на вопросы (всего было 2 варианта по 57 вопросов в каждом), но позже Ханс Айзенк совместно с Сибиллой Айзенк разработали новый метод оценки, в котором помимо вопросов, с помощью которых диагностировались особенности поведения человека и шкала «лжи», были еще и дополнительные — на определение психотизма. Всего человеку нужно было дать 101 ответ.

Рекомендуем: Что такое характер?

Как первоначальная, так и предложенная позже методика включают в себя вопросы, абсолютно релевантные трем основным факторам структуры личности, а шкала «лжи» и в первом и во втором случае помогает выявить склонность опрашиваемого к фальсификации ответов.

Читайте также:  Физическое наказание и психические травмы - психология

К слову, первичный тест, позволяющий определить тип темперамента, пользуется большей популярностью, чем составленный позже опросник. И объясняется это количеством вопросов, которых в первом случае всего 57.

Как пройти тест

Чтобы пройти тест личности Айзенка, вам нужно ответить на предложенные ниже вопросы, а после – воспользоваться ключом для расшифровки ответов. Стоит отметить, что отвечать на поставленные вопросы нужно однозначно (отрицательно либо утвердительно). Кроме того, не стоит обдумывать свой ответ, сразу указывайте «да» или «нет».

Итак, ключом к тесту будут следующие ответы, совпавшие с указанными значениями:

Для того чтобы провести обработку ответов, нужно оценить их. За ответы, совпавшие с ключом, дается 1 балл. Таким образом, подсчитав результаты, можно произвести анализ данных:

  • По шкале экстраверсии: яркий экстраверт получит больше 19 баллов, личность-экстраверт – больше 15-ти, среднее значение экстраверсии – 12 баллов, у глубокого интроверта будет менее 5 баллов и меньше 9-ти – у простого интроверта.
  • По шкале нейротизма: очень высоким показателем для нейротизма считается 19 и более баллов. Высокий уровень нейротизма у тех, кто набрал больше 14-ти. Среднее значение нейротизма варьируется в пределах 9-13 баллов. И низкий уровень – когда у опрашиваемого получилось меньше 7 баллов.
  • По шкале «лжи»: допустимое для этой шкалы значение – 4 балла. Если у тестируемого получилось набрать более 4 баллов, то это указывает на склонность личности к осознанной лжи ради всеобщего одобрения.

Шкала оценки экстраверсии-интроверсии

Чтобы получить полную картину описания личности, следует применить еще один опросник – круг Айзенка, представляющий собой четырехмерную плоскость с системой координат для определения четких контуров типа темперамента человека, а также выстраивания каркаса из основных качеств для уточнения характера личности.

Такой круг (на изображении ниже) составлен ученым на основании понятия об эмоциональной стабильности. В свою очередь это качество может проявляться в виде адаптивных способностей индивида в разных ситуациях и под влиянием прочих личностных аспектов. Прежде всего с помощью круга Айзенка можно спрогнозировать развитие невроза в условиях длительного пребывания в состоянии стресса.

Такой способ диагностики психических расстройств помогает составить описание человека и предположить, какой будет его реакция в той или иной ситуации. Согласно данной методике, выделяют два типа людей:

1. Экстраверт – человек, который направлен на внешнее окружение (люди и взаимоотношения с ними). Для типичной экстраверсивной личности характерны такие черты, как импульсивность, оптимизм, общительность, тяга к лидерству и т.д.

2. Интроверт – личность, погруженная «внутрь себя», которая стремится быть подальше от общества и не нуждается в интенсивных контактах с людьми. В отличие от экстравертов, они сдержанны, малообщительны, рациональны в поступках, пессимистичны.

Анализируя степень проявления каждого качества, можно указать на тип темперамента человека и выявить его сходство с экстравертивными либо интровертивными классическими типами личности (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик).

И, как можно увидеть, все созданные Гансом Айзенком тесты вполне понятны и просты в плане интерпретации полученных данных. Именно поэтому опросники Айзенка до сих пор актуальны и часто используются в психологии.

Елена Суворова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/gans-ajzenk.html

Ганс Айзенк

Ганс Айзенк

Ганс Айзенк (Eysenck H. J., род. 1916). Известный психолог и психотерапевт. Родился и получил образование в Берлине, однако оставил Германию по политическим мотивам, из-за оппозиции гитлеровскому режиму. Учился в Дижоне (Франция) и Экзетере (Англия), а в 1935 г. поступил на факультет психологии Лондонского университета.

В только что сформированном институте он организовал кафедру психологии, совмещая работу профессора университета и психолога в Королевских госпиталях Модели и Беттлхем. Одной из своих основных задач считал выделение клинической психологии в самостоятельную дисциплину.

Созданная им кафедра была первой, начавшей обучение медицинских психологов с использованием недавно разработанных методов поведенческой психотерапии.

Основные исследования Ганса Айзенка лежат в области теории личности, исследования интеллекта, социальных аттитюдов, бихевиористской генетики и поведенческой психотерапии.

Он рассматривал психологию с точки зрения естественных наук и враждебно относился к гуманистическому, психодинамическому и другим субъективным подходам. А.

опубликовал около 600 статей в психологических, биологических, генетических и других научных журналах, а также около 30 книг. Его автобиография издана отдельной книгой.

Взгляд Ганса Айзенка на человека определял направление его мыслей и исследований. Он рассматривал человека как биосоциальный организм, чьи действия детерминированы в равной степени как биологическими (генетическими, физиологическими, эндокринными), так и социальными (историческими, экономическими, общественными) факторами.

Он считал, что односторонний подход с акцентом на биологические или социальные факторы препятствует развитию науки. А. настаивал на том, что человек — продукт эволюции, который все еще сохраняет черты, унаследованные от ранних форм жизни миллионы лет назад.

Эта точка зрения не всегда была популярна среди ученых, изучающих общество, склонных больше подчеркивать роль социальных факторов, но Ганс Айзенк считал ее единственно верной для правильного понимания человека.

Нервно-психические и психосоматические расстройства рассматривались А. как результат взаимодействия определенных личностных особенностей (предиспозиций) и стрессовых внешних воздействий и условий. В качестве основополагающего личностного фактора, приводящего при неблагоприятных средовых влияниях к нарушениям в психике, выступает нейротизм.

Широко известен тест-опросник Айзенка для исследования личностных свойств. Айзенк предлагал в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию—интроверсию» и «нейротизм — эмоциональную стабильность».

Эмпирически им выделены два типа невротических расстройств: истерический невроз, который свойствен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроз навязчивых состояний у меланхоликов (нестабильных интровертов). В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты — как заторможенные и инертные.

Нестабильность — результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Тест-опросник имеет три шкалы, две из них соответствуют двум основным параметрам индивидуальности, третья — контрольная шкала лжи.

В области психотерапии Айзенк является и одним из основоположников поведенческой психотерапии. С точки зрения Айзенка, теоретической основой и практической базой поведенческой психотерапии, направленной на изменение в позитивном направлении способов поведения и эмоций человека, являются современные теории научения и их основные законы.

Источник: https://psyera.ru/gans-ayzenk-bio.htm

Ганс Айзенк и теория типов личности

Ганс Айзенк и теория типов личности

В то время как в американской и западноевропейской психологии господствовал фрейдизм, в Советском Союзе проводились исследования в другом направлении; их результаты в дальнейшем легли в основу теории личности, которая в корне отличается от психоаналитических моделей. Великий  русский физиолог Иван Петрович  Павлов, активно работал  в начале XX века.

Он  исследовал процессы пищеварения и проводя эксперименты на собаках, Павлов заметил, что когда в лабораторию входил ассистент, обычно приносивший животным корм, у собак начиналось слюноотделение. Обычно у собак не выделяется слюна при виде людей — они реагируют слюноотделением только на пищу.

Поэтому Павлов предположил, что у собак сформировалась ассоциативная связь между появлением ассистента и кормлением.

Для проверки своей гипотезы Павлов провел серию экспериментов: непосредственно перед кормлением собакам предъявляли стимулы, которые обычно не вызывают у них слюноотделения (наиболее известна версия эксперимента, когда таким стимулом был звон колокольчика, но использовались и другие стимулы, например мигающий свет).

Сначала собаки не реагировали на звонок, но через несколько дней у них начинала выделяться слюна, как только зазвонит колокольчик, даже если их после этого не кормили. Иначе говоря, между стимулом и пищей возникала ассоциативная связь.

Сформировавшаяся в результате научения связь между «нейтральным» стимулом и другим стимулом, который вызывает «естественную» реакцию, называется условным рефлексом, а процесс ее формирования — классическим обусловливанием.

Открытие этого феномена положило начало целой области весьма плодотворных исследований, однако сейчас нас интересуют индивидуальные различия между собаками в скорости формирования этой связи. Оказалось, что не все собаки Павлова обучались одинаково быстро: у более дружелюбных и «ручных» собак связь формировалась медленнее, чем у более спокойных и менее общительных. На первый взгляд может показаться, что условные рефлексы формировались быстрее у более умных собак, однако один из учеников Павлова, Теплов (например, Teplov, 1964), предложил более правдоподобное объяснение. По существу, он утверждал, что способность к научению зависит от «силы» нервной системы собаки. «Сильная» нервная система малочувствительна даже к мощной стимуляции, в то время как «слабая» чутко реагирует на самое незначительное стимулирование.

Объяснение Теплова связано с феноменом так называемой перевернутой U-образной функции. Дело в том, что повышение уровня стимуляции сначала вызывает усиление реакции, которое продолжается до достижения максимального уровня, после чего дальнейшая стимуляция приводит к ослаблению реакции.

Предположим, например, что собаку обучают реагировать на звонок. Если слегка увеличить громкость звонка, то реакция усилится (выделится больше слюны). Однако если звонок будет слишком громким, то вместо усиления слюноотделения произойдет ослабление реакции.

У разных людей ослабление реакции начинается при различных уровнях дополнительной стимуляции. Другими словами, у одних людей ослабление реакции начинается только после значительного усиления стимуляции, в то время как другим для этого достаточно небольшого дополнительного стимулирования.

Принято считать, что у людей первого из упомянутых типов сильная нервная система, а у людей второго типа — слабая.

Интроверсия — экстраверсия

В дальнейшем концепция сильной и  слабой нервной системы была подвергнута тщательному анализу и экспериментальной проверке, и на ее основе Ганс Айзенк (1916-1997) построил модель интроверсии—экстраверсии. Опыт повседневной жизни показывает, что некоторые люди более общительны и коммуникабельны, чем другие.

Степень выраженности этих качеств варьирует в диапазоне от замкнутости и застенчивости (интроверты) до общительности и  коммуникабельности (экстраверты). Как эти различия связаны с типами нервной системы? Из сказанного выше следует, что люди со слабой нервной системой более возбудимы, чем люди с сильной нервной системой.

Даже после незначительной стимуляции реакция человека со слабой нервной системой достигает максимального уровня и начинает ослабевать. Поэтому такие люди склонны избегать ситуаций, когда стимуляция бывает слишком сильной. И наоборот, людям с сильной нервной системой для достижения максимального уровня реакции необходима мощная стимуляция, поэтому они склонны к поиску возбуждающих стимулов.

Айзенк утверждал, что у интровертов слабая нервная система, в то время как у экстравертов — сильная. Для достижения максимального уровня реакции интровертам требуется относительно слабая стимуляция, а при чрезмерной стимуляции они рискуют «перевозбудиться», поэтому для них, как правило, характерна замкнутость.

Экстравертам же, наоборот, нужны сильные возбуждающие стимулы, чтобы реакция достигла максимального уровня, поэтому им свойственна общительность. Опять-таки, поскольку по сравнению с экстравертами интроверты более возбудимы, любые предъявленные стимулы вызывают у них более сильную реакцию.

Это означает, что в обычных ситуациях научения поступающие сигналы оказывают па интровертов более интенсивное воздействие, и условные реакции у них будут формироваться быстрее. В большинстве случаев интроверты, как правило, значительно лучше «обусловливаемы», чем экстраверты (Monte, 1987).

Айзенк считал, что процессы возбуждения регулирует восходящая ретикулярная система активации, то есть сложная система нервных волокон, соединяющих стволовую часть головного мозга (область, прилегающая к спинному мозгу) с его полушариями. Ученые не пришли к единому мнению по поводу того, какие именно функции выполняет эта система, однако у приматов стимуляция этой области мозга приводит к ускорению формирования условных реакций.

На примере разработанной Айзенком модели интроверсии — экстраверсии мы видим, что чрезвычайно сложные личностные характеристики, такие как степень общительности, могут зависеть от особенностей функционирования относительно простых физиологических механизмов.

Айзенк продолжал развивать свою теорию и включил в модель личности еще один параметр, отражающий степень нейротизма, присущего данному человеку. В сущности, уровень этого параметра показывает, насколько спокойно или тревожно человек реагирует на различные жизненные ситуации.

Человек с высоким уровнем нейротизма склонен тревожиться и беспокоиться  из-за любой мелкой неприятности (реальной или даже воображаемой). Людям с низкими уровнями нейротизма, как правило, наоборот, «наплевать» на любые неурядицы, и они не волнуются даже по серьезным поводам.

Айзенк утверждал, что в зависимости от степени нейротизма и интроверсии — экстраверсии людей можно разделить на широкие типы. На самом деле он считал, что различные сочетания этих параметров соответствуют четырем типам темперамента.

Сочетание интроверсии с эмоциональной стабильностью соответствует флегматическому темпераменту; нестабильные интроверты — это меланхолики; сочетание экстраверсии с нестабильностью тождественно холерическому темпераменту, а у эмоционально стабильных экстравертов сангвинический темперамент. Таким образом, можно описывать личностные типы, пользуясь оценками личностных черт. В дальнейшем Айзенк добавил еще одну личностную черту — психотизм, которая отражает степень эмоциональной «холодности» и «бесчувственности» человека.

Личностный опросник Айзенка (EPQ)

Айзенк создал измерительный инструмент для оценки экстраверсии—интроверсии, нейротизма и психотизма — Личностный опросник Айзенка (EPQ), который широко используется. Интересной особенностью этого опросника является шкала лжи.

Многие люди, проходящие личностное тестирование, хотят произвести благоприятное впечатление. Используя шкалу лжи, можно проверить правдивость ответов на вопросы. Тестируемого просят указать, какие из предложенных высказываний годятся для описания его личности.

Читайте также:  Текучка и заработок - психология

Высказывания составлены таким образом, будто они принадлежат невероятно добропорядочному человеку (например, «Я никогда в жизни не выходил из себя»).

Если человек выбирает все или большинство таких высказываний, то он, по-видимому, пытается произвести благоприятное впечатление, не вполне соответствующее действительности. В таких случаях используются специальные процедуры для внесения соответствующих поправок в результаты тестирования.

Скачать
характерологический опросник Айзенка.
опросник Айзенка (подростковый)

Вообще говоря, результаты личностных тестов часто воспринимаются в качестве оценочных суждений, однако это неправильно.

По-видимому, крайняя степень выраженности любой черты всегда нежелательна — болезненно застенчивый или тревожащийся по пустякам человек явно находится в невыгодном положении, но если человек настолько общителен, что его поведение шокирует окружающих (например, участники некоторых телевизионных конкурсов и шоу, завсегдатаи караоке-баров, посещающие их в трезвом виде, и другие.),  или пренебрегает любыми предупреждениями об опасности, то он также ведет себя не слишком разумно. Однако большинство людей не впадают в такие крайности, и не следует считать, что один тип личности «лучше», чем другой.

Ганс Айзенк и теория типов личности

Психоаналитическая теория Фрейда.
Типы темперамента и их характеристика.
Аналитическая психология — теория Юнга.

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/gans-aizenk-i-teoriya-tipov-lichnosti.html

Ганс Айзенк — Как измерить личность

Ганс Айзенк - Как измерить личность

Ганс Айзенк и Гленн Вильсон

Как измерить личность

«Познай самого себя» – любили повторять древнегреческие философы. Этот совет не утратил своей актуальности и сегодня.

Действительно, если человек не сумел достаточно хорошо разобраться в самом себе, то ему будет очень трудно найти свое место в жизни, свое призвание (где мне учиться и что изучать?), трудно подобрать себе подходящее занятие (какую профессию мне выбрать?), его ожидают большие сложности в семейной жизни (с каким типом женщины/мужчины я буду счастлив(а) в браке?) и т. д. Иначе говоря, принимая то или иное жизненно важное решение, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой выбора, и в этой ситуации верная самооценка имеет первостепенное значение. Профессиональные психологи знают немало случаев, когда человек принимал, казалось бы, верное, со своей точки зрения, решение, в то время как для его друзей или близких ошибочность такого решения была очевидна заранее. В большинстве подобных случаев причина ошибки заключалась в неверном самовосприятии, т. е. в неудачной попытке человека понять самого себя. Поэт Роберт Бёрнс сказал об этом так:

О, если б нам силы небесные дали Взглянуть на себя, как глядят на других! Сколь многих ошибок бы мы избежали, И глупых гаданий, и мыслей пустых.

Задача этой книги состоит в том, чтобы дать читателю редкую возможность посмотреть на себя как бы со стороны, т. е. увидеть себя таким, каким вас видят другие люди.

А если говорить коротко, то наша цель – помочь вам свести к минимуму естественный субъективизм самооценки. Конечно, мы не можем гарантировать вам ни того, что вы будете свободны от «блуждания в темноте», ни того, что вы будете защищены от «дурацких идей» на свой счет.

Нужно иметь в виду и следующее обстоятельство: эта книга по своему жанру стоит в одном ряду с книгами «Узнай свой IQ[1]» и «Проверь свой IQ» и представляет собой как бы завершение этой «психологической трилогии».

Однако если в указанных выше изданиях речь шла об интеллектуальных способностях человека, то в этой книге мы будем говорить исключительно о личностных особенностях.

Мы решили построить свое изложение по схеме, ставшей уже традиционной для таких изданий: в коротком вступлении излагаются основные концепции, объясняется методика составления тестов, затем предлагаются сами тесты и способы самостоятельной интерпретации полученных результатов.

Возможно, кому-то наше вступление к этой книге может показаться лишним: вопросы тестов сформулированы доходчиво, да и подсчет результатов не вызовет затруднений. И тем не менее авторы настоятельно рекомендуют вам прочитать эти несколько вступительных страниц, прежде чем вы начнете работать непосредственно с тестами.

Поверьте, вы об этом не пожалеете!

Итак, прежде чем начать разговор о том, что такое личностные особенности, как они проявляются и как можно их измерить, мы должны располагать некой исходной теоретической моделью, которая смогла бы объяснить эти особенности и представить их в соответствующих понятиях.

К примеру, древние греки использовали в этих целях теорию четырех типов темперамента, согласно которой все люди, в зависимости от своих индивидуальных качеств, четко делились на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

Эти термины уже давно вошли в нашу повседневную жизнь, потому что наблюдения, на которых были основаны описания этих типов, оказались весьма точными. Мы и сейчас можем пользоваться этими терминами, без особого труда распознавая с их помощью склад характера того или иного человека.

И все же греки ошибались, утверждая, что любой человек является примером того или иного типа темперамента в его, так сказать, чистом виде. В действительности большинство из нас сочетают в своем характере качества двух и более указанных типов темперамента, являя собой некий комбинированный тип личности.

У теории четырех типов темперамента, восходящей к древним грекам, оказалась долгая история: эта теория господствовала в науке на протяжении двух тысяч лет и была окончательно отброшена только в начале нашего столетия.

Современные психологи предпочитают теорию свойств, или черт, личности, в основе которой лежит описание привычных форм поведения, таких, к примеру, как общительность, упорство, импульсивность и т. п.

Эти психологические термины очень широко используются в нашей повседневной речи.

Так, в английском языке насчитывается около 4500 названий личностных черт, и хотя часть из них – синонимы или близкие по смыслу описания поведения определенного типа, число оставшихся психологам терминов очень велико.

Даже с учетом того обстоятельства, что многие из этих терминов узкоспециальные, а другие – не столь важные, задача отсортировать их оказывается далеко не простой. Представьте себе свое положение, если бы мы напечатали в этой книге список из 4000 слов-характеристик и предложили вам разобраться в них самостоятельно!

Путь, избранный психологами для выхода из этой ситуации, состоял в группировке названий личностных черт по сходству их значений или по описываемому ими поведению и разработке опросников, предназначенных для измерения того центрального смыслового ядра, которое лежит в основе проведенной классификации.

Опросник представляет собой просто список вопросов, относящихся к поведению индивида, его предпочтениям, реакциям, установкам и мнениям. Напротив каждого из вопросов стоят два варианта ответов – «да» или «нет» (встречается также знак «?», что означает «затрудняюсь ответить»).

Человек, заполняющий предложенный ему опросник, просто отмечает тот вариант ответа, который он считает для себя верным. Понятно, что в такого рода опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов в отличие, скажем, от тестов, выявляющих уровень умственных способностей.

Так, на вопрос «Часто ли у вас случаются головные боли?» люди ответят по-разному, совершенно не задумываясь над тем, какой из ответов будет «правильным», а какой – «неправильным» (хотя согласитесь, что в этом случае все же приятнее было бы ответить «нет», чем «да»).

Такие опросники стали сегодня весьма популярны: сотни их, различных по тематике и объему, кочуют по страницам газет и журналов.

И в этой связи очень важно понять одну вещь: между опросниками, составленными для развлечения журналистами, и теми, которые сконструированы и валидизированы профессиональными психологами для научных целей, есть существенная разница.

В конечном счете любой из нас может собрать серию неких вопросов и на их основе подготовить свой собственный опросник.

Вы спросите, чем же тогда он отличается от профессионального? Коротко говоря, тем, что он не основан на какой-либо проверенной теории и представляет собой произвольный набор вопросов, при формулировке которых даже не пытались оценить их достоверность и надежность. Кроме того, недостатком этих «самоделок» является отсутствие стандартизации на репрезентативной выборке. Такие опросники могут казаться забавными, но их совершенно нельзя воспринимать всерьез.

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/380175-gans-ayzenk-kak-izmerit-lichnost.html

Айзенк Ганс Юрген / Eysenck Hans Jürgen

Айзенк Ганс Юрген / Eysenck Hans Jürgen

Британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Биография

Сын актёров немого кино Эдуарда Айзенка и Хельги Моландер. В молодости Айзенк увлекался астрологией и даже посылалгороскопы руководителям нацистской партии. Вскоре после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, и в результате он выбрал психологию.

Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 по 1945 год работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency.

С 1946 по 1955 год — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем. С 1955 по 1983 год — профессор Института психологии при Лондонском университете.

С 1983 года — почётный профессор психологии.

Айзенк основал журналы «Personality and Individual Differences» и «Behaviour Research and Therapy» и работал их редактором.

Научная деятельность

Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас.

Американские оптовые и розничные книготорговцы отказались распространять книгу Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» («The IQ Argument», 1971) из-за полученных угроз насилия и поджогов, так что приобрести эту книгу в США в начале 1970-х годов оказалось невозможно.

Американские газеты в те годы отказались от публикации рецензий на неё.

Свои исследования базовых признаков личности Айзенк начал с анализа результатов психиатрического обследования контингента солдат, — групп здоровых и признанных невротиками.

В результате этого анализа, было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии и нейротизма («Dimensions of Personality», 1947).

В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных, в конечном счете, биохимическими процессами («The Scientific Study of Personality», 1952).

Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения:

  • для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость, и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость;
  • для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (с этим связано лучшее образование у них условных рефлексов и их быстрая обучаемость), и медленное формирование реактивного торможения, его слабость и малая устойчивость.

Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности), и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.

Айзенк  утверждал, что время реакции является одним из наиболее существенных критериев уровня интеллектуальной одаренности.

Необходимо отметить, что Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом, — изначально они имели иное содержание.

В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов:

  • высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители;
  • а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у лиц с высокими показателями на этой шкале повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности на колебания потребностей.

В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности».

Айзенк разработал ряд широко используемых стандартизированных тестов:

  • «Maudsley Personality Inventory» (MPI) в 1959;
  • «Eysenk Personality Inventory» (EPI) в 1963;
  • «Eysenk Personality Questionnaire» (EPQ) в 1975.(вместе со своей женой Сибиллой Б. Г. Айзенк.)
  • Айзенка опросник установок к сексу (Eysenk Inventory of Attitudes to Sex (EIAS)) в 1989.

Трёхфакторная теория личности

Трёхфакторная теория личности опирается на определение черты личности, как способа поведения в определенных жизненных областях:

  • на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком);
  • на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты;
  • на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность);
  • наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.), но основанные на биологических характеристиках.

На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривал как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует об их статусе черт темперамента.

В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провёл для доказательства своей теории (чаще всего, вместе со специалистами в соответствующих областях), была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т. д. Так, в частности, было показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента(нестабильные экстраверты), и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Им также были проведены многочисленные фактор-аналитические исследования различных психологических процессов: памяти, интеллекта, социальных установок.

Читайте также:  Карлос кастанеда - психология

На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностические методики EPI («Manual of the Eysenck Personality Inventory», совм. с Sybil B. G. Eysenck, 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных (MMQ, MPI («Manual of the Maudsley Personality Inventory», 1959)).

Трёхфазная теория возникновения невроза

Айзенк — один из авторов «трёхфазной теории возникновения невроза», — концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций («The Causes and Cures of Neuroses», совм. с S. Rachmann, 1965). На основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности, одна из вариаций аверсивной психотерапии.

Работы учёного

Книги

  • Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности = Intellegence: the battle for the mind. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 352 с. — 6000 экз. — ISBN 5-04-009995-9.
  • Айзенк Г. Парадоксы психологии = Psychology is about people. — М.: Эксмо-Пресс, 2009. — 352 с. — (Психология общения). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-33527-5.
  • Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М., 1972. — 121 с.
  • Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 2000.
  • Айзенк Г. Структура личности. — СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. — 464 с.
  • Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики = Mind watching. Why we behave the way we do / Пер. А. Озерова. — М: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с., илл. — ISBN 5-04-008247-9.
  • Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Ганс Айзенк, Гленн Вильсон; послесл. к. п. н. С. Д. Бирюкова.

Статьи

  • Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111–131.

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://psy-clinic.info/index.php/personalii/59-ajzenk-gans-yurgen-eysenck-hans-j-rgen

Теории личности и личностный рост

Теории личности и личностный рост

Д. Чернышев

Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р.

Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный (hypothetico-deductive) метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ.

Во-вторых, он выделял не 35 черт, а только три базовых типа (types). В третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности.

В наибольшей степени на теорию личности Айзенка повлияли взгляды трех ученых: Сирила Берта (Cyril Burt), Чарльза Спирмэна (Charles Spearman) и Ивана Павлова.

Берт, профессор Айзенка, и Спирмэн, лекции которого он посещал, показали ему, что психометрические методы являются наилучшим способом исследования личных качеств.

От Павлова, которого он никогда не встречал лично, Айзенк получил знания о биологических основах личностных структур (Cohen, 1977). Таким образом, теория Айзенка включает в себя сильный психометрический и биологический компоненты.

Популярность Айзенка обусловливается не только его теоретическими построениями и блистательными достижениями на поприще психиатрии, но и склонностью к полемике. Его готовность вступать в споры стала легендой.

В начале 50-х годов Айзенк обескуражил многих психологов, а также и врачей других специальностей своим заявлением о том, что нет никаких доказательств более высокой эффективности психотерапии по сравнению со спонтанной ремиссией.

Иными словами, те люди, которые не получают никакого лечения, выздоравливают не менее часто, чем те, кто подвергается дорогостоящей, болезненной и длительной психотерапии с участием квалифицированных психологов и психоаналитиков (Eysenck, 1952).

«Я обычно был против истеблишмента в угоду мятежникам. Я склонен думать, что по этим пунктам большинство ошибалось, а я прав» (Eysenck, 1982, р. 298).

Айзенк был глубоко убежден в в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью.

В начале 70-х годов он принял участие в знаменитой дискуссии о наследуемости интеллекта, выступив в защиту Артура Дженсена (Arthur Jensen), который настаивал на том, что коэффициент интеллекта (IQ) не повышается благодаря целенаправленному социальному воздействию, а в большой степени предопределен генетически. Книга Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» (The IQ Argument, 1971) настолько не соответствовала общепринятым взглядам, что в Соединенных Штатах «книготорговцы боялись, что их магазины подожгут, если они осмелятся продавать эту книгу, известные «либеральные» газеты отказывались упоминать ее, и в результате в стране свободы слова было почти невозможно узнать о существовании книги или купить ее» (Eysenck, 1980, р. 175).

В истории психологии Айзенк останется блестящим полемистом и создателем оригинальной иерархической теории личности.

Биографический экскурс

Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenck) родился 4 марта 1916 года в Берлине. Его мать, Рут Вернер, была талантливой актрисой и впоследствии стала звездой немого кино. Отец, Антон Эдвард Айзенк, также был актером и певцом.

Впоследствии ученый вспоминал, что «чувствовал очень мало внимания со стороны родителей, которые развелись, когда мне было 4 года, и не испытывали особо горячих чувств ко мне, я же платил им тем же» (1990а, р. 40).

Родители развелись, когда Гансу было два года, и мальчик остался жить с бабушкой со стороны матери. Она тоже когда-то работала в театре, но ее многообещающая оперная карьера прекратилась из-за трагической потери голоса.

Айзенк писал, что его бабушка была «самоотверженной, заботливой, бескорыстной и вообще слишком хорошей для этого мира» (р. 40). Хотя бабушка была ревностной католичкой, родители Айзенка не были религиозны, и сам Ганс вырос без всякого формального религиозного руководства.

Вспоминая детство, Айзенк всегда подчеркивал свободу, которой пользовался. Никто из родителей не контролировал его действия, бабушка тоже была весьма снисходительна. Два примера служат хорошей иллюстрацией такого свободного воспитания. В первом случае отец купил Гансу велосипед и обещал научить его кататься.

«Он привел меня на вершину холма, сказал мне, что я должен сесть на седло и нажимать на педали, а затем ушел по своим делам… предоставив мне обучаться самостоятельно» (Eysenck, 1990c, р. 12). Второй памятный случай произошел, когда подросток Ганс заявил своей бабушке, что собирается купить сигареты, ожидая, что она запретит ему это делать.

Однако бабушка ответила: «Если тебе это нравится, делай как хочешь» (р. 14).

Выросший в обстановке полубогемной свободы, юный Ганс не терпел тоталитаризма в любом его проявлении. Он часто задирал своих учителей, особенно тех, кто получил образование в военных учебных заведениях.

Айзенк был очень скептично настроен относительно знаний, которые они могут ему дать, и далеко не всегда отказывался от возможности смутить их своим превосходством в знаниях. В своих воспоминаниях он описывал себя как «ханжу и педанта…

который не выносил дураков (и даже просто ординарных людей)» (Eysenck, 1990, р. 31).

Тяжелые времена, наступившие после Первой мировой войны: лишения, астрономическая инфляция, массовая безработица и угроза голода с приходом Гитлера к власти, казалось бы, отошли в прошлое. В стране начался экономический подъем, были необходимы ученые и специалисты.

Однако когда талантливый юноша, закончив школу, был намерен поступать в Берлинский университет, чтобы изучать физику, то был поставлен перед фактом: непременным условием его принятия является вступление в нацистскую тайную полицию.

Эта идея показалась ему столь отвратительной, что Айзенк решил покинуть Германию, позднее написав об этом: «Я знал, что для меня нет будущего на моей несчастной родине» (Eysenck, 1982, р. 289).

Столкновение с фашизмом и последующие схватки с левыми радикалами навели Айзенка на мысль, что черта жесткости мышления или авторитаризма одинаково характерна для обоих концов политического спектра.

Впоследствии он нашел научное подтверждение этой гипотезы, обнаружив в одном из своих исследований, что хотя коммунисты являются радикалами, а фашисты — консерваторами, с точки зрения одной из характеристик личности, а именно жесткости мышления/терпимости, эти группы подобны друг другу.

Обе они показывали больший уровень авторитаризма, жесткости и нетерпимости к чужому мнению, чем контрольная группа (Eysenck, 1954).

В возрасте 18 лет Айзенк покинул Германию и поселился в Англии, где он решил поступил в Лондонский университет на факультет психологии, где в 1938 году получил степень бакалавра. С его поступлением связана поистине анекдотическая история. Первоначальный выбор специальности был сделан Айзенком еще в Берлине — в пользу физики.

Однако случайное событие изменило течение его жизни, а впоследствии — и всю историю психологии Для поступления в университет надо было сдать вступительный экзамен, к которому Айзенк готовился в течение года, занимаясь в коммерческом колледже. Сдав в 1935 году экзамен, он был уверен, что поступил в университет на отделение физики.

Однако оказалось, что он по ошибке сдал не тот экзамен и не имеет права слушать физический курс. Вместо того чтобы ждать еще год, он поинтересовался, нет ли какого-нибудь другого курса, к которому он мог бы быть допущен.

Когда Айзенку сказали, что он может изучать психологию, тот якобы спросил: «Что такое эта психология?» (Eysenck, 1982, р. 290).

Получивший в 1940 году степень доктора философии и к этому времени уже два года женатый на Маргарет Дэвис, канадке, которая окончила в Лондонском университете факультет математики, Айзенк оказался в Англии на положении «враждебного иностранца». Он не был интернирован, но и не смог принять участие в войне против ненавистного ему фашизма.

Вместо этого, не имея никакой психиатрической и клинической практической подготовки, он начал работать в Особом госпитале Милл-Хилл (Mill Hill Emergency Hospital), занимаясь пациентами, страдавшими от различных психиатрических симптомов, включая тревожность, депрессию и истерию. Однако традиционные категории клинической диагностики не удовлетворяли Айзенка.

Используя факторный анализ, он обнаружил, что все традиционные диагностические группы можно описать с помощью двух основных личностных факторов: невротизма и экстраверсии/ интроверсии. Эти теоретические изыскания привели к публикации его первой книги «Измерения личности» (Dimensions of Personality, Eysenck, 1947).

После войны Айзенк стал директором психиатрического отделения больницы Модсли и несколько позже — преподавателем Лондонского университета.

Считая уровень английской клинической психологии недостаточно высоким, в 1949 году Айзенк отправился в Северную Америку, чтобы познакомиться с психологическими программами Соединенных Штатов и Канады.

В 1949-1950 годах он работал в качестве приглашенного профессора в университете штата Пенсильвания, но большую часть времени в этот период он провел, путешествуя по США и Канаде и изучая существующие программы клинической психологии, которые он нашел полностью ненаучными (Eysenck, 1980, 1990 с).

Вернувшись в Англию, Айзенк развелся со своей первой женой и 30 октября 1950 года женился на Сибил Ростал, психологе, дочери знаменитого скрипача, с которой он познакомился во время своей поездки в Филадельфию.

Ганс и Сибил Айзенк опубликовали несколько совместных книг и произвели на свет троих сыновей и дочь. Сын Айзенка от первого брака, Майкл, в настоящее время — широко печатаемый автор статей и книг по психологии.

В Лондонском университете Айзенк основал отделение клинической психологии, а с 1955 по середину 80-х годов был профессором Института психиатрии. Кроме того, вплоть до своей отставки в 1983 году, он занимал посты главного психиатра Королевского госпиталя Модсли и знаменитой психиатрической больницы Бедлам.

После этого он продолжал работать в Лондонском университете в качестве профессора в отставке (professor emeritus) до самой своей смерти от рака 4 сентября 1997 года.

В последние годы жизни Айзенк, как и раньше, занимался различными вопросами психологии личности, включая творчество и творческие способности (Eysenck, 1993, 1995), а также влияние поведения на развитие раковых и сердечных заболеваний (Eyesenck & Grossarth-Maticek, 1991).

Еще в Соединенных Штатах Айзенк начал работать над своей самой знаменитой книгой «Структура человеческой личности» (The Structure of Human Personality, 1952b), в которой он обосновал эффективность факторного анализа как лучшего метода представления известных фактов, касающихся личности.

Всего же по количеству опубликованных трудов Айзенк превзошел даже Кэттелла.

Кроме почти 800 журнальных статей и отдельных глав, он написал более 75 книг, некоторые из них вышли под броскими, рассчитанными на публику заголовками, такими, как «Польза и вред психологии» (Uses and Abuses of Psychology, 1953), «Смысл и бессмысленность в психологии» (Sense and Nonsense in Psychology, 1956), «Факты и вымысел в психологии» (Fact and Fiction in Psychology, 1965), «Психология — наука о людях» (Psychology Is About People, 1972 b), «Вы и невроз» (You and Neurosis, 1977 b), «Секс, жестокость и средства массовой информации» в соавторстве с Д. К. Б. Найесом (D. K. B. Nias) (Sex, Violence and the Media, 1978), «Курение, свойства личности и стресс» (Smoking, Personality and Stress, 1991 с) и «Гений: естественная история творческой одаренности» (Genius: The Natural History of Creativity, 1995).

Источник: http://bookap.info/genpsy/terlich/gl241.shtm

Ссылка на основную публикацию