Гендерная психология — психология

Гендерная психология

Гендерная психология – это одна из новейших отраслей социальной психологии, она проходит стадию становления.

Как несложно догадаться из названия, гендерная психология изучает психологию полов, причем анатомические половые различия здесь не имеют никакого значения. Ни пол в паспорте, ни половые органы не определяют гендер.

Гендер – это совокупность качеств человека, которые он проявляет в социуме. Исходя из этого, человек имеет мужской или женский гендер.

Область изучения

Прежде всего, стоит отметить, что это психология гендерных сходств полов, а не различий. В современном обществе разделяют два гендера, однако это не предел. Например, в Таиланде насчитывают до 5 гендеров, включая гетеросексуалов и гомосексуалов, и различные «ответвления» этих понятий.

Гендерная психология, как наука, изучает психологию мужчин и женщин, их сравнение, психологию гендерных отношений полов, а также психологию лидерства. Последнее является наиболее сложной отраслью гендерной психологии.

Психология гендерного лидерства

Гендерная психология лидерства соединяет в себе массу психологических аспектов, которые, собственно, выходят за пределы гендерной науки. Прежде всего, исследуются роли, которые по отношению друг к другу принимают мужчины и женщины: лидер, подчиненный, последователь, руководитель.

Очень часто психология поведения человека будет зависеть от занимаемой им должности: если мужчина и женщина занимают равную должностную позицию, их поведение будет подобным, гендерные различия сведутся к минимуму.

Если же женщина у власти, она «превращается» в мужчину руководителя, а мужчина, подчиненный ей (по служебному долгу) все более будет походить в своих словах и поведении на женщину.

Гендерная психология и семья

Невзирая на актуальность примера гендерного лидерства в рабочей обстановке, все же наилучшим образом можно продемонстрировать психологию гендерных отношений в семье.

Уже доказано, что поведение мужчины и женщины друг с другом в домашнем кругу зависит от культурной среды, в которых выросли данные представители социума. То есть, гендерная психология напрямую связана с царящим в окружающей среде матриархатом или патриархатом.

Исходя из этого, можно легко сделать вывод, что мы не рождаемся, с гендерной точки зрения, мужчиной или женщиной, а становимся ими в зависимости от того, как принято в нашем обществе вести себя женщине и мужчине.

Вред гендерных стереотипов

Часто женщины, обнаруживая у себя способности, таланты и потенциал для развития, сталкиваются с конфликтом внутри себя и конфликтом с обществом. Причина в том, что ее желания к саморазвитию не соответствуют стереотипам данного общества по отношению роли женщины в социуме. С такими же проблемами сталкиваются и мужчины.

Гендерная психология мужчин – это энергичность, амбициозность, достижения, статус, физическое и умственное совершенство.

Не каждому мужчине удается осилить все эти качества, и если какая-то вершина ему не поддается, возникает депрессия и замкнутость, которая проявляется в виде отсутствияэмоциональности, а также как навязчивая идея соревноваться и побеждать.

Напоследок…

Стоит ли озадачивать себя своим гендерным «статусом»? Карл Юнг в свое время одним махом свел на нет всю гендерную психологию как науку. Как он утверждал, человек состоит из двух начал: души и духа.

Душа – это тонкая структура, отвечающая за чувственность, эмоции, интуицию, переменчивые настроения. Душа – это женское начало. Дух – это инициативность, воля, стремление. Это – мужская природа. Человек же, по мнению К.

Юнга, может быть полноценной и гармоничной личностью лишь в случае сочетания обоих начал.

Телепортация — возможно ли это?О возможности телепортации ходит много рассуждений и слухов, существует масса теорий и расчетов, однако наукой не было зафиксировано такого явления. В этой статье мы рассмотрим возможность такого феноменального явления.

Поведенческая психология закладывается с самого рождения и продолжает формироваться на протяжении всего времени созревания под воздействием сопровождающих жизненных факторов.

Источник: http://kak-bog.ru/gendernaya-psihologiya

Читать

Впервые эта книга вышла в 2003 г. Это было первое отечественное учебное пособие, с помощью которого вузовские преподаватели проводили практические и семинарские занятия в процессе чтения курсов по гендерной психологии и другим дисциплинам гендерной направленности.

Появлению 2–го издания «Практикума по гендерной психологии» способствовали следующие обстоятельства. Во–первых, 1–е издание в целом было положительно оценено преподавателями и пользовалось спросом у специалистов, интересующихся гендерной проблематикой.

Однако авторами были получены и некоторые критические замечания, связанные с содержанием некоторых разработок. Поэтому появилась необходимость скорректировать и доработать ряд тем.

Еще одним обстоятельством, побудившим авторов к подготовке 2–го издания практикума, явилось приращение знания в сфере гендерных исследований.

За прошедшие пять лет опубликованы новые научные и учебно–методические работы; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Следовательно, содержательную часть практикума необходимо было дополнить и обновить с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной психологии.

Данное издание практикума по гендерной психологии существенно отличается от своего первого варианта. Хотя общее количество текстов практически не изменилось, 15 методических разработок являются совершенно новыми, а остальные обновлены и дополнены в теоретической и в практической частях.

Новые методические разработки посвящены весьма актуальным темам, которые ранее не были включены в практикум в силу неразработанности в методическом плане.

Эти темы раскрывают такие проблемы, как роль феминизма в развитии гендерных исследований в психологии, гендерный аспект родительства, роль художественной литературы в воспитании детей и взрослых и др.

Достаточно широко представлена проблема сексуальности с позиций гендерного подхода, обсуждается также такая актуальная для гендерного направления тема, как насилие в семье.

В методических разработках использованы ссылки практически на все отечественные работы по гендерной проблематике, которые появились в последние годы; немало использовано также и зарубежных источников.

Изменился и состав авторов практикума, почти третья их часть – новые авторы. Некоторые преподаватели не смогли принять участие в работе над новым изданием в силу различных обстоятельств, однако основной состав авторов остался прежним. В работе над 2–м изданием практикума приняли участие восемь новых авторов.

Неизменной осталась общая концепция практикума, которая определяется, как и в прежнем издании, идеями гендерного подхода.

Не изменилась и общая структура практикума, включающая четыре раздела: «Введение в гендерную психологию», «Гендерная социализация», «Гендерные характеристики личности», «Прикладные аспекты гендерной психологии». Эти разделы в общих чертах отражают сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.

В первом разделе рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами, психологические характеристики гендерных групп, роль феминизма в развитии гендерных исследований.

Во втором разделе представлены методические разработки практических занятий, которые помогут студентам осознать способы и механизмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, художественная литература) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.

Третий раздел практикума помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной психологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные установки и предубеждения личности, гендерная идентичность. Особое внимание уделено такой характеристике личности, как гендерная компетентность.

В четвертом разделе представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в ее практическом приложении.

Сохранилась структура каждой методической разработки, которая включает следующие части: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы и приложения. Все формы проведения занятий относятся в группе интерактивных методов обучения.

Хочется поблагодарить всех тех, кто высказал свои оценки и критические суждения по поводу содержания методических разработок в практикуме.

Читайте также:  Социология - психология

Авторы надеются, что переработанный и дополненный практикум окажется полезен как преподавателям, и студентам, так и всем, кто интересуется психологией, а также будет способствовать развитию гендерного направления в психологической науке.

И. Клецина

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих [2].

На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.

Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические.

Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.

Как указывает французский историк Т. Лакер, в Европе до XVII в. базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо–физиологические особенности [6].

Телесное несходство мужчин и женщин не ставилось под сомнение, однако суть различий между ними люди усматривали отнюдь не в биологии. Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II в. н. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм.

В галеновской схеме структурно–морфологических соответствий репродуктивных органов женский организм имеет точно такие же половые органы, что и мужской. Единственное отличие между ними усматривалось в том, что у женщины в силу «недостаточной жизненной энергии» эти органы находятся внутри, тогда как у мужчины они располагаются снаружи. Женские гениталии вплоть до 1700–х гг.

не имели собственного названия. Для их обозначения использовались термины, обозначающие мужские половые органы, и только контекст определял то, о каком теле – мужском или женском – идет речь. Собственно половые различия фиксировались не онтологическими, а социологическими категориями.

Природное тело рассматривалось как подчиненное социальному бытию человека, потому что телесное считалось временным, нестабильным образованием, выполняющим только вспомогательные функции в человеческой жизни.

Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной, объективно существующей характеристикой индивида – в противоположность условности и произвольности социальных определений различных человеческих качеств, в том числе и сексуальных.

Если в античной и средневековой Европе психологические и социальные различия мужчин и женщин соотносились с различиями в их социальном статусе, то после XVII в. корни социальных и психологических различий стали усматривать в анатомии мужчин и женщин.

А точнее, в способности женщины к деторождению и связанными с ней физиологическими процессами: менструацией, лактацией, гормональными сдвигами и т. п. Таким образом, к XIX в.

вопрос о сексуальных различиях между мужчинами и женщинами был подменен вопросом о репродуктивных функциях организма, что в конечном счете привело к возникновению в европейской культуре двуполой модели человека, в которой мужское и женское представляли собой два антагонистических полюса.

Новая модель позволяла рассматривать социально обусловленные сексуальные различия в поведении личности как биологически детерминированные, возникающие на основе неодинакового анатомического, клеточного строения, эндокринных, психофизиологических и иных телесных функций. Так в европейском сознании утвердилось представление о том, что пол человека является биологическим феноменом и что полов у человека только два.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112144&p=1

Гендерная психология

Здравствуйте, читатели и посетители сайта!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас волнует вопрос, что изучает гендерная психология? Назовите ее основные черты и характеристики. Жду вашего мнения…  

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. И для того, чтобы ее усвоить наилучшим образом, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.  

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

 
Так, какие основные задачи перед собой ставит гендерная психология? Давайте же разбирать данный вопрос вместе.

Стоит отметить также, что гендерная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (то есть иерархией).  

Стоит добавить, что гендерная психология подразделяется на шесть разделов, входящих в состав гендерной психологии, для каждого из которых характерен свой предмет исследования:

1) Психология сравнения мужчин и женщин. Цель подобного сравнения – установить специфические особенности мужчин и женщин.
2) Психология женщины. Предметом ее изучения являются те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего – связанные с женской физиологией. Например, изучается психическое состояние женщины во время беременности, родов и т.п.
3) Психология мужчины. Здесь предметом изучения являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучаются специфические мужские заболевания, влияющие на психику мужчин, психологические факторы мужской смертности.
4) Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.
5) Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения – это не только отношения между полами, но и внутри каждого пола. В рамках этого направления изучаются особенности поведения людей в однополых и смешанных по полу группах.
6) Гендерная психология лидерства. Эта область исследования охватывает психологические различия между мужчинами и женщинами – лидерами, гендерную социализацию лидерства.
На этом наш урок подошел к завершению. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему, которая относится к одной из основных при изучении такой науки, как психология. Если же что-то осталось сложным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  
Желаем успехов в учебе и в творчестве!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/gendernaya-psixologiya/

Гендерная психология

Проблемы отношений полов  изучают по традиции в психологии,  социологии и в социальной психологии. По мере изучения этих проблем, возникла так называемая гендерная психология. Гендерная психология или психология гендерных отношений – это раздел  психологии, изучающий поведение мужчины и женщины в обществе.

Основу психологии гендерных отношений составляет гендерный подход. Такой подход позволяет изучать гендерные отношения с точки зрения власти и доминирования  в  общественных (в сферах общественной жизни) и психологических отношениях.

Гендерный подход  показывает, что существует связь между биологическим определением пола и успехами в социальной жизни. Эта связь базируется на противопоставлении мужских и женских характеристик личности испецифики поведения.

У людей вне зависимости от пола появляется возможность по-новому оценивать свои желания и силы, рассматривать перспективы жизни и оптимизировать отношения, по-новому воспринимать себя как личность и формировать новые жизненные сценарии.

Читайте также:  Умолчание - психология

Уровни анализа и основные модели гендерных отношений

Анализ гендерных отношений проводится по нескольким уровням:

  • макросоциальный уровень – отношения рассматриваются в системе, где с одной стороны выступает личность или группа, а с другой – общество. Такого рода отношения определяются гендерными представлениями.
  • межгрупповой уровень – здесь можно наблюдать отношения между группами, которые определяются гендерными стереотипами.
  • микроуровень – в таких межличностных отношениях с одной стороны анализируется личность, а с другой либо личность, либо группа. Межличностные определяются гендерными установками
  • интраиндивидуальный уровень – здесь в качестве объекта для анализа выступает личность с собственным самоопределением, где анализ проводится посредством гендерной идентичности.

Существуют две основные  модели гендерных отношений:

  • Доминантно-зависимая модель базируется на иерархическом разделении, неравенстве. Здесь одна сторона отношений вынуждает другую сторону подчиняться себе, не учитывая свои интересы.
  • Партнерские отношения основываются на равенстве, сотрудничестве, сопричастности и  доброй воле. Здесь каждая из сторон принимает цели и стремления другой стороны, здесь важны согласованность и общение.

Отличия понятий пол и гендер

Мир так устроен, что в нем всегда был важен пол человека. Так чем же отличаются пол и гендер. С точки зрения биологии, пол — это анатомические и физиологические признаки человека, позволяющие определить мужчину или женщину.

Со временем ученые пришли к выводу, что с биологической точки зрения, между мужчиной и женщиной намного больше сходств, нежели различий, как считалось ранее.

Оказалось, что существовать в обществе мужчиной или женщиной – значит не  только иметь определенные анатомические особенности, это означает играть определенные социальные роли. Гендер — это набор качеств человека, которые он проявляет в общественной жизни.

На основе этого, человек имеет мужской или женский гендер. Т.е. гендер определяется ни полом в паспорте, ни половыми органами. В современном обществе насчитывается уже более двух гендеров.

Таким образом, психология гендерных отношений занимается исследованиями, в которых объединены все основные элементы социально-психологической действительности.

Гендерная психология was last modified: Январь 22nd, 2016 by Елена Погодаева

Источник: http://DizzWizz.ru/psihika/psihoanaliz/gendernaya-psihologiya.html

Введение в гендерную психологию | Distanz.ru – сетевая система обучения

Лекция 1. Введение в гендерную психологию.

План

  1. история формирования гендерной психологии.
  2. факторы, влияющие на стратификацию полов,
  3. предмет н задачи гендерной психологии,
  4. основные понятия, используемые методы,
  5. теории и концепции.

Краткая история формирования гендерной психологии

Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах).

Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.).

Мы прежде всего будем обращаться к научным исследованиям проблемы.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.);

2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);

3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е гг.);

4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.);

5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).

В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX — начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мы рассмотрим их параллельно с зарубежными.

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля. Я последую этой традиции.

Платон Афинский (427-347 гг. до и. э.) в своих трудах «Пир», «Государство». «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом).

Платон использовал миф об андрогинах (от греч. andros — мужчина и gyne или gynaikos — женщина) — существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины.

Таким образом, мужчины и женщины — это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке — в частности.

ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет. При переизбытке населения часть его необходимо переселять в колонии.

Отношение к женщине у Платона было противоречивым: с одной стороны, негативным, так как он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщине — вынужденной и низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине (первую он назвал «пошлой Афродитой», а вторую — «небесной Афродитой»), и, наконец, утверждал, что если мужчина был трусом и нечестным человеком, то после смерти его душа переходит в женщину. С другой стороны, это отношение было позитивным: в идеальном государстве, которое он описал, женщина могла участвовать во всех делах наравне с мужчиной, Платон освобождал ее от необходимости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности равными мужским (женщины могли быть даже философами и воинами), а воспитание детей вменял в обязанность в равной степени обоим полам.

Эти идеи позже можно встретить в трудах многих специалистов — в том числе и по гендерной психологии.

Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.), в отличие от Платона, выглядит скорее «антифеминистом».

Нас интересуют следующие его идеи: а) законы о браке; б) отношения между мужем и женой в семье; в) ограничение народонаселения; г) способы сокращения избытка народонаселения: д) роль женщины и мужчины в обществе; е) разделение труда между полами и ж) в целом взгляды на сущность мужчины и женщины, высказанные в таких сочинениях, как «Политика», «О возникновении животных» и др.

Так, Аристотель считал, что гармоничные отношения в обществе возможны. только если население будет достаточно малочисленным.

Поэтому необходимо его регулировать: а) с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине — до 18 лет (очевидно, имелась в виду зрелость, но для мужчины — социальная, а для женщины — биологическая, и в этом тоже прослеживается разное отношение к полам); б) путем умерщвления больных детей (и это следует узаконить): в) установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.

Взаимоотношения жены и мужа, по мнению Аристотеля, должны быть отношениями рабы и господина. В сексуальных отношениях, так же как и во всем остальном. следует придерживаться этического принципа арете («середины между двумя пороками»): самообладание — это середина между распущенностью и бесчувственной тупостью.

Единственный смысл разделения полов — рождение детей, а назначение женщины — вынашивание потомства и ведение хозяйства. В семье у мужа и жены разные обязанности, и они не вмешиваются в дела друг друга.

Читайте также:  С детьми можно разговаривать - психология

Различны нормы поведения для мужчин и женщин: то, что для женщины является добродетелью (к примеру, молчание), для мужчины — нет, и наоборот.

Мужчина и женщина — не равные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина — душу, душа лучше и божественнее тела. Мужчина — норма, женщина — отклонение от нее. Мужчина выше, женщина ниже по своей природе.. Мужчина властвует, женщина подчиняется.

Оставляя в стороне утверждение о «природной естественности» неравенства мужчин и женщин, заметим, что многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди в XXI в., — столь живучи гендерные стереотипы.

Обычно обращение к Аристотелю считается хорошим тоном: «Еще Аристотель сказал…

», но в данном случае вряд ли стоит повторять мысли, высказанные в обществе, где нормы поведения были далеки от тех, которые считаются цивилизованными сегодня.

В эпохе Возрождения нас интересуют утопии. Томас Мор (1478-1535) в своей «Золотой книге» описал идеальное государство.

В нем занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность (в качестве священников), служба в армии (правда, только вместе с мужьями).

На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители.

Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается (они обучаются в том числе и военному искусству), не различается и их одежда. Однако занятия у них несколько разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщины рожают. Но семьи нет.

Правда, существует проблема подбора партнеров — для рождения детей. Решается она с помощью астрологии, но решение принимает триумвират начальников, которые регулируют рождаемость в обществе.

Таким образом, говоря современным языком, Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.

В дальнейшем несколько интересных идей, касающихся гендерной психологии, высказал Жан-Жак Руссо. Он проанализировал подобия и различия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позже будет названо «гендерными стереотипами»), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке.

Иммануил Кант (1724-1804) разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство (участие в принятии политических решений, независимость суждений), а женщинам — пассивное (объект управления).

Некоторые качества женщины связаны с рождением детей (она боязлива, слаба), другие — с ее ролью облагораживания общества (благонравна, красноречива, рассудительна, с выразительным лицом).

Гендерные стереотипы, высказанные Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения, и о том, что их свойства связаны с биологическим и культурным предназначением.

Как видите, очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной». Гендерные стереотипы также часто построены на такой основе — так принято, потому что так сложилось. Современная наука требует иных доказательств и аргументов.

Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания. Девочки наряжаются и играют в куклы, а мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть «гендерной социализацией»).

Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурье высказал идеи об отражении статуса женщин и мужчин в обществе в языке, о лидерстве мужчин и женщин, о гендерных взаимоотношениях (сексуальных и супружеских) и об ограничении рождаемости. Он обратил внимание на слова, которыми обозначают мужчин и женщин.

Если в языке профессия или принадлежность к социальной группе называются только «мужскими» словами, это признак неравенства полов. Он предложил создать «нейтральный» язык — с равным количеством мужских и женских наименований. К примеру, это омниарх и омниархиня — властители Земли.

Другие пары слов: цезарь и цезарина, калиф и калифа, султан и султанка и пр.

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины.

В отличие от многих предшественников, он подчеркивал не «естественное» различие полов по этим характеристикам, а, напротив, советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам — мужские (рациональность).

Эта идея — каждому полу учиться у другого и перенимать у него то, что является слабым и неразвитым, — звучит очень современно (к примеру, менеджерам рекомендуют учиться у представителей противоположного пола) и способствует улучшению гендерных отношений.

Итак, на первом этапе разные ученые высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии. Но как самостоятельная область она еще не сложилась. И, по существу, на этом этапе не было работ, которые бы целиком были посвящены интересующей нас проблематике.

Второй этап (конец XIX — начало XX в.) — период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России.

Это движение,, которое, повторяю, мы не считаем частью истории гендерной психологии как науки, тем не менее оказало на нее стимулирующее влияние, прежде всего в том, что привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

Понятие феминизм (от лат. femina — женщина) появилось во французском языке в первой половине XIX в. (позже, чем явление, которое оно обозначает). В 1830 г. появился другой термин — «эмансипированная женщина» (от лат.

eman-cipatio — освобождение). Участниками этого общественного движения являются и женщины и мужчины.

Направление борьбы — предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических (участие в общественном производстве), на получение образования и сексуальных свобод.

Возник феминизм во Франции в период Великой революции — в конце XVIII в.

В этот период Олимпия де Гуж «выступила с «Декларацией прав женщин», и это был единственный протест против существовавшего противоречия в законодательстве: с одной стороны, декларация прав человека провозглашала равенство всех людей, с другой стороны, по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье (т. е. более низкий общественный статус, чем у мужчин). Декларация прав женщин требовала предоставить женщинам равные с мужчинами избирательные права, право участвовать во всех общественных мероприятиях и право занимать все должности. Конвент разрешил женщинам участвовать в обсуждении политических вопросов и выступать в печати. Однако права голоса женщинам предоставлено не было. Во время революционных событий 1848 г. вопрос об избирательном праве для женщин был поставлен вновь, и вновь в этом было отказано.

Источник: https://www.distanz.ru/feed/lectures/vvedenie-v-gendernuyu-psikhologiyu_3272

Ссылка на основную публикацию