Государство — психология

Государства правового психология

Правовое государство – тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, действует эффективная судебная власть при наличии реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и, что самое важное, с развитым общественным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с правовыми установками граждан. Именно правовые установки граждан такого типа государства, высокоразвитое нравственно-правовое сознание общества является основанием формирования и развития правового государства. Если психологически общество не является достаточно развитым и социально-психологически структурированным – правовое государство никогда не станет реальностью.

Для того, чтобы демократическое устройство системы власти и политики государства эффективно функционировало, необходимо, чтобы правосознание представителей власти и государства отвечало определенным психологическим требованиям.

В частности, в правовой психологии населения должны утвердиться установки правового равенства власти, гражданина, общества и права, т.е.

сформироваться система психологических установок правового равенства всех перед законом — от высших должностных лиц государства, органов государственной власти, до рядовых граждан.

Для правового государства психологически важна осознанная правовая свобода личности и защищенность ее права свободно распоряжаться своими силами, талантом, способностями, имуществом.

Правовое государство создается условиями правовой свободы личности, в первую очередь в экономико-правовой сфере, основанной на принципе: «дозволено все, что прямо не запрещено законом». При этом каждый гражданин, пользуясь своими правами и свободами, должен четко осознавать их границы, обусловленные правами и свободой других людей.

Вместе с тем, право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвигать границы, сковывающие личность, прежде всего в экономической сфере жизни общества.

Однако нормальное функционирование правового государства предполагает и наличие высоко эффективной системы действующих нравственно-психологических норм, соответствующих социальных институтов и социально-психологических механизмов, регулирующих добровольное соблюдение гражданами этих норм и действенность неформальных санкций со стороны гражданского общества при их нарушение.

Реальной основой правового государства является высоко развитая правовая психология его граждан, отдельных социальных слоев и групп и общества в целом. Иначе говоря, для реального правового государства необходимо высоко развитое «правовое общество».

Общество должно добиться приоритета права перед властью, силой, волей гражданина или какой-либо части общества (например, политической партии).

Однако это возможно только при условии самоограничения власти, расширения общественных прав и свобод, а также развития государственных гарантий, гражданских прав и свобод личности. Такая ситуация самоограничения власти отражалась бы в отмирании традиций «всевластия», «своеволия», «самоуправства», «беззакония» и т.п.

Противоправная же практика власти (например, наличие «неприкасаемых», окружение себя привилегиями) наиболее опасна, катастрофически умножая повсеместное неуважение к праву, а ее последствия в правовой психологии населения трудно преодолимы.

Требуется глубокое преобразование общества, его психологии в целом и правосознания в частности, чтобы коренным образом изменилось отношение к праву в государстве, началась конструктивная работа по совершенствованию политической системы и политико-правовых отношений.

Ни власть, ни само право не могут стать реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимизировано обществом.

Только глубокая легитимность, признание обществом справедливости законов и обязательности их исполнения обществом и государством обеспечивает условия реального соблюдения всеми этих законов.

Психологическая составляющая процесса легитимизации законов и власти является одним из наиболее важных элементов системы, исключающей противоправную практику и способствующей формированию реального правового государства.

Продвижение на этом пути обеспечивается разносторонним развитием общества, высоким уровнем гражданского, культурного, интеллектуального, экономического и цивилизационного потенциала, т.е. становлением реального гражданского общества, члены которого надежно защищены с точки зрения их прав и свобод и которые не скованы психологией страха и подчинения насилию.

Только граждане, наделенные собственностью и уверенные в гарантированности их прав и свобод, будут ответственными за сохранение и укрепление ценности правового государства. Только люди с такой психологией будут защищать и укреплять государство, которое является ответственным за всестороннюю безопасность гражданина, его достояние, общество в целом.

Таким образам, основой реально действующих правоотношений в правовом государстве являются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы красиво они не были сформулированы.

Их реальной основой является психология общества, его членов, их потребности, интересы, мотивы и цели, тесно связанные с нормами нравственности, чувством порядочности, долга, ответственности перед другими людьми, способности человека и общества к критическому самосознанию, привычки к труду, порядку и сознательной дисциплине, их глубокая гражданственность, независимость, чувство собственного достоинства, уважения к себе и другим.

(И.В. Якушев)

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Источник: http://determiner.ru/termin/gosudarstva-pravovogo-psihologija.html

Государство — Психологос

Государство — особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и некоторых других территорий, разделена между примерно двумястами государствами.

Определение государства

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством.

«Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения.

Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

»Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? Неофициальный документ ООН для информации.

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 несколькими американскими государствами. Россия или СССР её не подписывала.

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»

Приведём ещё несколько определений государства:

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка.

Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка.

Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э.

1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений.

Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых.

Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M.

1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75). «Государство — аппарат насилия в руках господствующего класса» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений (третье издание). — М.: Политиздат, т.20, стр.20).

«Государство есть воплощение права в обществе» Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э.Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 64.

Государство или страна?

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.

Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

Государство, союзное государство (федерация) или союз государств?

Иногда проблематично провести чёткую грань в определении различий между понятиями «государство», «унитарное государство», «союзное государство» и «союз государств».

Более того, в истории часто одна форма перетекала в другую при централизации и наоборот — распад империй.

Происхождение государства

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Теории происхождения государства:

  • Патриархальная теория
  • Теологическая теория
  • Теория общественного договора
  • Теория насилия
  • Материалистическая (марксистская) теория
  • Психологическая теория
  • Расовая теория
  • Органическая теория
  • Ирригационная теория
  • Комплексная теория происхождения государства Х. Й. М. Классена
Читайте также:  Дейл карнеги - психология

Функции государства

Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Изначально любое государство выполняло триединую задачу: 1) управлять хозяйством и обществом; 2) защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых; 3) оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.

Государство как организм

Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древни, чем политический атомизм.

Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. Московское научное издательство. 1919 г.

Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, т. е. развитие идеи в своих различиях. “Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все.

С помощью предикатов, принципов и т. д. так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе.Савельев : Нация и государство. Теория консервативной реконструкции (2005) : 2.1.

Определение невозможно, смысл познаваем

Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств.

Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, т. е. государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо.

Органическая теория государства

Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство – живой организм».

Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой бкологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: … сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания»Рудольф Челлен — автор категории *геополитика*

В «Политическая география» Ф.

Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соотвествии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы» Плахов В. Западная социология

Составляющая структурная единица государства как организма — семья.

Переходя от индивидуального к социальному, каждый член общества выполняет свою функцию, увеличивающую вероятность существования государства, цивилизации

Библиография

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/gosudarstvo

Психологическая теория происхождения государства

Рассмотрим основные положения психологической теории происхождения государства.

К ярким представителям психологической теории происхождения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда. Сторонники психологической теории происхождения государства связывают его возникновение с особыми чертами психики человека: потребностью людей во власти над другими людьми, желанием подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства отражаются в определенных способностях, которые человек первобытного строя давал племенным вождям, жрецам, колдунам и др.

Согласно психологической теории магическая сила и психическая энергия этих людей (они делали день удачным, предугадывали развитие событий и т.п.) создавали условия и обстоятельства для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элитарной прослойки. Власти данной элиты и обеспечивает возникновение власти государственной.

Однако всегда существуют люди, которые не согласны принимать власть, у которых формируются и впоследствии проявляются агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания людей с подобными психическими качествами под разумным контролем и появляется государство.

Таким образом, согласно положениям психологической теории, государство нужно как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении и послушании определенным лицам в обществе, так и для обуздания агрессивных устремлений отдельных индивидов. Следовательно, природа государства имеет психологический фундамент и коренится в закономерностях и принципах человеческого сознания.

По мнению представителей психологической теории, государство – это продукт разрешения психологических проблем между инициативными (активными) индивидами, которые способны и готовы к принятию ответственных решений, и пассивными людьми, которые способны лишь к исполнению принятых решений и послушанию.

Психологические закономерности и принципы, при помощи которых происходит человеческая деятельность, представляют собой важный фактор влияния на все социальные институты. Данный фактор не следует игнорировать. В качестве примера, можно рассмотреть проблему харизмы, для того чтобы убедиться в этом (в переводе с греческого языка, харизма – это божественный дар и милость).

По мнению сторонников психологической теории происхождения государства, харизму имеет индивид, наделенный сверхъестественными или особо исключительными способностями и качествами (герои, пророки, руководители и т.п.). Наличие данных качеств и формирует харизматическую личность.

Однако не стоит преувеличивать значение психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства.

Психологические факторы не являются решающими причинами. Их следует признать именно лишь как моменты государствостроительства, так как психика людей формируется под воздействием совокупности социальных, экономических, военных, политических и других условий.

Источник: http://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/58-psikhologicheskaya-teoriya-proiskhozhdeniya-gosudarstva

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой, психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и др.

Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предуга­дывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты.

Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государствен­ная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов.

Природа государства — психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.

Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных ре­шений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказы­вающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему ха­ризмы, чтобы убедиться в этом.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государ­ства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и долж­ны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствую­щих социально-экономических, военно-политических и иных внеш­них условий.

87. Социологическая теория права.

  1. Сложилась в начале ХХ века в Европе,
  2. представители – Эрлих, Паул, в России – Муромцев.
  3. Основная идея этой теории заключалась в том, что право воплощается не в самом законодательстве, а в его практической реализации, т.е. в правореализационной деятельности судей, прокуроров и т.д.
  4. Понятием права здесь охватываются административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, которые издают должностные лица.
  5. В право включатся и юридические нормы. Но их значение среди актов применения второстепенно.
  6. По мнению представителей этой школы, право необходимо рассматривать только как процесс, как действие. Поэтому данную теорию называют школой живого права.
  7. Право находится таким образом в сфере сущего, а не должного. Лишь в процессе юридической практики закон становится правом и творцами права являются, прежде всего, судьи, применяющие закон.

88. Естественно-правовая теория.

  1. Исходные идеи были сформулированы еще в Древней Греции и Древнем Риме.
  2. Представители — Сократ, Аристотель, Цицерон и т.д.
  3. Однако, как завершенная логическая концепция эта идея сформировалась в период буржуазных революций 17-18 вв. И здесь крупнейшими ее представителями выступали Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, а в России – Радищев.
  4. В рамках данной теории противопоставляется естественное и позитивное право:

· естественное право – то, что нам дано от Бога, от природы, от рождения; позитивное право – законы, издаваемые государством.

Естественное право вытекает из самой природы человека, из всеобщих нравственных принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, основополагающих идей, лежащих в основе социального устройства.

Естественное право вечно и вытекает из самой природы человека, объясняя его высшее предназначение.

· Позитивное же право призвано обеспечить естественные права человека при помощи законодательства, издаваемого государством. Позитивное право не всегда справедливо.

  1. Именно эта доктрина наиболее точно отражает сущность человеческих потребностей, человеческого бытия.
  2. Естественные права человека – главный постулат государства в обеспечении их на протяжении всей жизни человека (от рождения до смерти).
  3. Достоинство теории: эта теория явилась прогрессивным для своего времени учением и сыграла важную роль в борьбе с феодализмом и утверждением более прогрессивного либерального строя. В ней верно отмечено, что законы должны максимально соответствовать нравственным ценностям общества и служить для блага человека и общества, всесторонне обеспечивать принципы справедливости, нравственности и т.д.
Читайте также:  Способность - психология

89. Историческая школа права.

  1. Она сложилась в конце 18- начале 19 вв. в Германии.
  2. Представители: Гюстав Уго, Савеньи и Пухта.
  3. Эта школа явилась реакцией на естественно-правовую теорию. Основное учение здесь заключалось в том, что отрицалась возможность существования единого для всех народов права.
  4. Представители этой теории считали, что право каждой страны складывается постепенно в процессе его исторического развития. А т.к. история у каждого народа неповторима, то и право каждой отдельной страны уникально, своеобразно, специфично.
  5. Кроме того, они полагали, что право как язык или мораль не может устанавливаться договором либо вводиться по чьему-то указанию. Оно возникает из особенностей народного духа, из глубин национального сознания, формируется главным образом из обычаев, традиций, санкционированных государством.
  6. Обычаи в этой теории выдвигаются на первое место, им отдается приоритет, ибо они хорошо известны всем и каждому в обществе. Законы же, по их мнению, которые издаются государством, не являются источником права, они производны из обычаев.
  7. Достоинства теории: она обращала внимание на культурно-исторические и национальные особенности права каждой страны, указывала на необходимость изучения в историческом аспекте. Она также справедливо подчеркивала естественное развитие правовых институтов и что законодатель не может творить правовой произвол. Кроме того, правильно подмечается преимущество правовых обычаев в общественных отношениях.
  8. Слабая сторона – теория оправдывала феодально-крепостническое право, резко выступала против отмены и изменения отживших правовых институтов. В этом плане она носила несколько консервативный характер.

90. Психологическая теория права.

  1. Она получила свое распространение в начале 20 века.
  2. Представители — Кнапп, Рейснер, а в России – Л. Петражицкий.
  3. Основная идея теории заключалась в том, что психика человека является фактором, определяющим все общественные институты, в том числе государство и право.
  4. Понятие и сущность права можно понять, зная психологические закономерности человеческого бытия.
  5. Лев Петражицкий разграничивал позитивное право (право, официально действующее в государстве) и интуитивное право, истоки которого кроются в психике людей.

· По его мнению, позитивное право (законы) граждане знают плохо, часто заблуждаются по поводу содержания этих законов.

· Интуитивное же право, как он полагает, представляет собой совокупность тех психологических состояний, которые человек испытывает, его ежедневных контактов с обществом и здесь на передний план Петражицкий выдвигает эмоции, которые он подразделяет на 2 группы: императивные (нравственные) и императивно-атребутивные (правовые).

o Императивные эмоции представляют собой односторонние переживания человеком обязанности совершить то/иное действие в отношении другого лица, которое не сопровождается ответным переживанием (переживание прохожему, обязанности подать милостыню).

o А императивно-атребутивное – двусторонняя эмоция, при которой одно лицо переживает обязанности совершить какой-либо поступок, а другое лицо переживает право потребовать выполнение данной обязанности (должник-кредитор). Из этих двусторонних эмоций и складывается по мнению Петражицкого это интуитивное (психическое) право, которому принадлежит первостепенное значение в регулировании социальных отношений.

91. Реалистическая школа права.

  1. В середине 19 в. Германия становиться буржуазной столицей.
  2. Рудольф ИЕРИНГ, немецкий ученый юрист создает реальную школу права. Он критиковал естественно-правовую теорию за ее абстрактные идеалы.
  3. Историческая школа за романтизм идеи мирного развития. А также за догматическую юриспруденцию – за формально-юридический подход к оперированию юридическими понятиями. Р.И предложил исследовать право в связи с реальной жизнью.
  4. Сущность теории: право – это борьба нового, прогрессивного с устаревшим и отживающим.
  5. Иеринг разделил право на субъективное и объективное. Объективное право (законодательство) – абстрактно, а субъективное право – это обращение абстрактного правила в конкретные правомочия лица.
  6. Сущность права заключается в его практическом осуществлении. Необходима борьба за право. «Кто отстаивает свое право, тот в узких пределах последнего защищает право вообще».

92. Нормативистская теория права.

  1. Свою завершенную форму она получила в 20 веке в виде чистого учения о праве Кельзена.
  2. Представители: Штаммер, Кельзер, а в России – Новгородцев.
  3. основная идея этой теории: под правом понимается система юридических норм, образующих своеобразную пирамиду. На самом верху – основная (суверенная) норма, принятая законодателем. Каждая норма в пирамиде вытекает из нормы, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень. В основе находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания должностных лиц, которые тоже вытекают из главной суверенной нормы. По их мнению, право относится к сфере должного (что должно быть), а не к миру сущего (то, что существует). Она не имеет под собой юридического основания.
  4. Критикуя идеи естественного права Кельзер утверждал, что никакого другого права, кроме изданного государством не существует и обязательность юридических норм вытекает не из их нравственности, а из авторитета государства.
  5. Достоинства: теория верно подчеркивала такие важнейшие свойства права, как нормативность, соподчиненность правовых норм по их юридической силе, правильно отмечала связь права с государством, также указывала на формальную определенность права и т.д.

93. Юридическая техника.

Эффективность правового регулирования общественных отношений в значительной мере зависит от уровня юридической техники. Точность и ясность правовых формулировок, использование единых приемов изложения юридических предписаний во многом определяют эффективность функционирования всего правового механизма.

Юридическая техника – это совокупность средств, приемов и правил, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.

  1. Техника изложения воли законодателя:

· Соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических правил.

· Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля (официальный), четкостью и краткостью формулировок, наличием устойчивых словосочетаний,

· При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-технические, специально-юридические.

· Средства организации правовой материи:

ü нормативное построение (гипотеза, диспозиция, санкция)

ü юридическая конструкция, которая отражает правовое состояние структурно организованного явления правовой жизни (например: структура ответственности – основание, субъект и его вина, государственное наказание),

ü отраслевая типизация – использование таких конструкций и терминологии, которые рассчитаны именно на конкретную отрасль.

  1. Техника документального оформления:

· Структурная организация юридического текста и оформление официальных реквизитов, для чего предложения объединяются в абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы.

· Официальный хакратер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов: наименование акта, его заглавие, дата принятия и введение в действие, порядкового номера, подписей и печати.

· В зависимости от специфики содержания юридических актов различают:

ü Правотворческую

ü Правоприменительную

ü Интерпретационную юридическую технику.

⇐ Предыдущая11121314151617181920

Источник: http://mykonspekts.ru/1-18244.html

newinspire

Психологическая теория происхождения государства

Ключевые слова: психологическая, теория, происхождения, государства

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др.

Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты.

Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в «узде» подобных психических качеств личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.

Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя.

Взять, к примеру, проблему харизмы, чтобы убедиться в этом (греч. charisma — божественный дар, божественная милость).

Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), — харизматическая личность.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства.

Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий. … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/273-psikhologicheskaya-teoriya-proiskhozhdeniya-gosudarstva.html

Глава 2. Происхождение государства и права — Страница 3

Страница 3 из 6

3. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в сред­невековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государст­во — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем.

Существующее социально-эко­номическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не ока­зывать сопротивления наместнику Бога на земле.

Отказ подчи­ниться государственной власти может расцениваться как непо­слушание Всевышнему.

Читайте также:  Эрик эриксон - психология

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способст­вовали и способствуют утверждению в обществе порядка, со­гласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посред­никам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму госу­дарства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают свою теорию на том, что люди — суще­ства коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созда­нию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.

Отсюда власть государя — продолжение власти отца (пат­риарха) в семье, которая выступает как неограниченная. По­скольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчинять­ся государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспе­чить необходимые для человека условия жизни.

Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирает­ся, не назначается и не смещается подданными, ибо послед­ние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей воз­можна, так как структура современной государственности воз­никла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой пер­вобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполи­руют понятие «семья» на понятие «государство», а такие кате­гории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествля­ются с категориями «государь», «подданные». К тому же по сви­детельству историков семья (как социальный институт) воз­никла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства возникла в XVII—XVIII вв.; и логически наиболее завершенном виде пред­ставлена в трудах Греция, Руссо, Радищева и др.

По данной доктрине, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», пер­вобытном состоянии.

Государство — это рациональное объеди­нение людей на основе соглашения между ними, в силу которо­го они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные до происхождения государства индивиды пре­вращаются в единый народ.

В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и — ответ­ственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступ­ников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д.

Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., и поэтому имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правите­лями властью вправе расторгнуть договор.

С одной стороны, договорная теория была крупным ша­гом вперед в познании государства, ибо порывала с религиоз­ными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демо­кратическое содержание, обосновывая естественное право на­рода на свержение власти негодного правителя, вплоть до вос­стания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (пре­жде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.

Теория Насилия по вопросу о происхождении государства

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Дюринга, Гумплови-ча, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и об­щественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат при­нуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государст­во — «естественно» (то есть путем насилия) возникшая органи­зация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего разви­тия общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образо­вании государственности полностью отвергать нельзя. Истори­ческий опыт подтверждает, что элементы насилия сопровож­дали процесс возникновения многих государств (например, древ-негерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве од­ной из причин возникновения государства наряду с иными.

К тому же военно-политические факторы в ряде регионов иг­рали в основном второстепенную роль, уступая первенство со­циально-экономическим.

Органическая теория

происхождения государства

Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. и изложена в трудах Спенсера, Бори­са, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гума­нитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественно­го отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государст­во — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического орга­низма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его ре­шений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в ре­зультате естественного отбора выживают наиболее приспособ­ленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс про­исхождения государственности было бы неправильно, ибо лю­ди — не только социальные, но и биологические существа.

Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы соци­альные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязан­ные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным за­кономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория происхождения государства

К представителям материалистической теории обычно от­носят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникнове­ние государственности прежде всего социально-экономически­ми причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а сле­довательно, и для появления государственности, имели три круп­ных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом).

Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствова­ние орудий труда дали толчок росту его производительности.

Возник избыточный продукт, который в конечном счете и при­вел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на экс­плуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственно­сти выступает выделение публичной власти, уже не совпадаю­щей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих.

Они создают для защиты своих эко­номических интересов новую политическую структуру — госу­дарство, которое прежде всего служит инструментом реализа­ции воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функцио­нирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психо­логических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологиче­ской теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление го­сударственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стрем­лением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал пле­менным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др.

Их магиче­ская сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, бо­ролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного обще­ства от вышеназванной элиты.

Именно из власти, приписывае­мой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не соглас­ны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических на­чал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовле­творения потребностей большей части в подчинении, послуша­нии, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов.

От­сюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.

Государство, по мне­нию представителей данной теории, — продукт разрешения пси­хологических противоречий между инициативными (активны­ми) личностями, способными к принятию ответственных реше­ний, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важ­ный фактор, оказывающий влияние на все социальные инсти­туты, и его ни в коем случае нельзя игнорировать. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

С другой стороны, роль в процессе происхождения госу­дарства психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать.

Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться имен­но как моменты государствообразования, ибо сама человече­ская психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Источник: http://uristinfo.net/2010-12-16-20-00-40/24-sakomarovavmalkov-teorija-gosudarstva-i-prava/481-glava-2-proishozhdenie-gosudarstva-i-prava.html?start=2

Ссылка на основную публикацию