Карьера — психология

Психология и карьера. Причины неудач

Психология и карьера. Причины неудач

Каждый человек стремится к достижению своих целей в жизни. Немаловажными из них являются работа и карьерный рост, потребность в реализации своих возможностей, достойный заработок, способность обеспечить качественный уровень жизни себе и своей семье. Однако далеко не все могут справиться с этими целями и добиться положительных результатов.

Причиной этому могут стать некоторые психологические факторы. Поэтому просто необходимо знать их, чтобы избежать проявления этих неудач в вашей жизни.

Кто не мечтал о том, чтобы стать начальником, занять руководящую должность или получить важную премию за свои достижения? Абсолютно у всех возникает естественное желание добиться небывалых результатов, достичь чего-то, чтобы вами гордились, восхваляли, завидовали. Однако далеко не у всех это получается.

Порой, проводя дни на работе, вы замечаете, что устали от обыденности своей работы, вы не получаете ничего нового, дела застаиваются, желания продолжать начатое пропадает. Этот фактор называется психологическим выгоранием.

Причиной его возникновения является отсутствие мотивации, дальнейшего роста, интересов. Самый верный способ избавится от этого чувства — отдых. Просто необходимо отвлечься от всех дел, привести свои мысли в порядок, сконцентрироваться на чем-то другом.

Потом вы поймете, что вам просто необходимо внести какое-нибудь новшество, заинтересовать себя, открыть новые возможности своего дела.

Однако случаются психологические проблемы и в самом начале карьерной лестницы. Зачастую поиск работы сопряжен с нервным напряжением, так как старания привлечь внимание к своей персоне и навязать свои профессиональные навыки работодателю не всегда приводят к положительному результату.

Это связано с тем, что вам не хватает уверенности в себе. Поэтому, прежде чем начать поиск работы, необходимо развить в себе лидерские качества. Имея задатки такого рода, вы значительно увеличите свои шансы при поиске работы.

Вы должны овладеть навыками убеждения, уметь преподносить себя наилучшим образом.

Еще одной причиной неудач в развитии карьеры может стать заниженная или завышенная самооценка. И та и другая оценка своих возможностей может привести к провалу, так как излишнее бахвальство оттолкнет работодателей, а неуверенность в себе не даст возможности развиваться как специалисту.

Следующим психологическим фактором является умение разговаривать, то есть вести переговоры, быть коммуникабельным, уметь переубеждать людей. Если вы обладаете этими навыками, то с большей долей вероятности вы добьетесь отличных успехов в своей карьере.

Немаловажную роль имеет такое понятие как самоотдача или экономическая заинтересованность в работе. Именно от этого фактора во многом зависит успешность карьеры. То есть то, насколько ваша работа является оплачиваемой, будет определять желание, с которым вы будете работать. Ведь нет большего источника для мотивации – чем денежная сторона вопроса.

Кроме того, помимо материального удовлетворения, наша работа должна быть источником пусть не удовольствия, но все же приятного ощущения от самореализации.

Не стоит забывать о наиболее важном факторе, от которого зависит успех всего предприятия – это работать, работать и только работать.

Никакие психологические факторы неудач не сломают человека, который изо всех сил работает, и стремиться заработать. Самый главный залог успеха удачливой карьеры – это труд и вера.

Необходимо трудиться не покладая рук и при этом верить в успешность своего дела.

Источник: http://www.therapy.by/articles/psihologiya_i_karera_prichini_neudach

2. Проблема карьеры в отечественной и зарубежной психологии

Русская история веками формировала особый строй женской ментальности, которая определяется сугубо мужской доминантой нашего развития. Это сформировало и глубоко укоренило в сознании русской женщины одну базисную установку — установку на выживание, а русский женский характер детерминирован логикой выживания.

Постоянный «уход» мужчин в войны и революции подталкивал женщин к совместному, коллективному выживанию, что породило совершенно уникальные формы женской коллективности в России, сформировало специфический женский этнос с принципами сестринства.

Коммуналки, общежития «великих строек», лагерные бараки и поселения в эвакуации, — вот социальное пространство русской женщины в XX веке. Самым поразительным является то, что женщина сумела одухотворить все эти громадные пространства, обогрела их, сохранила и развила жизнь.

С такой историей и таким сознанием вступила русская женщина в эпоху радикальных перемен. Современная действительность поставила перед ней необычные, новые вопросы. На поверхности же масса новых соблазнов, возможностей, путей развития.

Активно утверждается новая система ценностей, воплощенная в идеологии бизнеса, центральной идеей которой является идея успеха.

В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось и в основном, карьера понималась в негативном смысле. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера».

Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера — это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы.

Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

Понятие «карьера» многозначно. Это и индивидуальный путь человека, и способ достижения результата в основной форме личностного самовыражения, это и достигнутый человеком результат деятельности и социальный статус. В узком смысле карьера связана с трудовой, профессиональной деятельностью человека.

В отечественной психологии карьера в основном рассматривалась через такие понятия, как «профессиональный жизненный путь», «профессиональная самореализация», «профессиональное самоопределение». Успешная карьера связывается, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась в трудах Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, П.Г.

Щедровицкого, С.Н. Чистяковой, Н.С. Пряжникова и др.

Цель профессионального самоопределения — постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (Пряжников,1996). Отсюда следует, что профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматривать профессиональное самоопределение в тесной взаимосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то понятия «карьера» и «профессиональное самоопределение» оказываются вполне соотносимыми Васильев И.Г. Карьера как фактор развития государственных служащих. Дисс. … канд. Психол. Н. М., РАГС 1999..

Одной из популярных зарубежных теорий карьер является теория Д. Сьюпера, которую он представил в виде «радуги жизненных карьер». Д. Сьюпер определил понятие «карьера» в его самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни.

В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности — так называемая «профессиональная «Я -концепция», которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений.

Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на общую «Я — концепцию» и самооценку. По мере разворачивания карьеры происходит развитие профессиональной «Я-концепции», которая достигает зрелости только в результате достаточного профессионального опыта.

Обычно на это уходит от одного до десяти лет работы Холи Л., Льюис Б. «Теория самоопределения» том 2 , пособие № 5 — С. 58-63.

Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам — деловым мужчинам. По-видимому, сказывались те национальные черты женщины, которые столь вдохновенно воспел Н.

Некрасов — самоотверженность, пренебрежение риском.

1917 год изменил рыночное понимание дела; дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве; таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории; деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства; деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус — диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам. Годы перестройки вернули понятию «дела» рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес», многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки — торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа «деловых женщин» по своему составу шире, нежели группа «женщины бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин -государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа «женщин бизнеса» находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.

Анализ статистики стран с традиционно развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее успешен для женщины бизнес в сфере обслуживания, малого и среднего масштабов.

Сфера приложения деловой активности ограничена для женщины: вековой опыт руководства домашними делами, здравый смысл, позволяющий планировать финансовую выгоду + образование, полученное в годы развертывания НТР. Женщины, кажется, обречены на успех. Однако, данный вывод был сделан лишь сравнительно недавно.

Женщинам Европы и США удалось преодолеть психологический барьер и они продемонстрировали полную меру делового потенциала; женщины-премьеры правительств; воочию демонстрируют масштаб преодоления.

Проблема продолжает оставаться актуальной для России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры. Слом очерченного стереотипа необходим и для общества, и для самой женщины.

Деловая психология женщины сформирована господством государственной формы собственности, требующей от работника добросовестности, трудолюбия, необходимого уровня образования и оставляющей втуне те способности человека, которые определяют личный успех.

И сегодня, когда социально-экономическая ситуация изменилась, женщина не изменяет сложившимся установкам, в системе ценностных ориентации не складывается соответствующая времени иерархия. Женщина не готова уйти в бизнес; ей мешает не недостаток специальных экономических знаний, но в большей мере — собственная психология.

По-видимому, новое поколение женщин, социализирующееся в иных исторических условиях, преодолеет стереотипы матерей.

Таким образом, социальная группа «женщины бизнеса» находится в становлении. Ее представительницы выполняют испытательную функцию, что естественно связано с трудностями и опасностями неизведанного пути. Но испытательная функция необходима для социального движения, для общества в целом и его женской половины.

В описанной ситуации важнейшее значение приобретает общественное объединение «женщин бизнеса».

Оно поможет фиксировать общие трудности становления и преодолевать их, расширять деловые контакты и тем самым увеличить предпринимательские возможности деловых женщин, осуществлять целенаправленную пропагандистскую кампанию по привлечению в сферу бизнеса способных женщин, строить единую систему финансовой и просветительской поддержки женского бизнеса, проводить систематические исследования активности женщин в новой для них сфере Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/41731

Психология карьеры и развитие персонала

Современное представление о карьере как самоосуществлении карьерного роста существенно отличается Особенности становления и развития карьеры современного специалиста отличаются не только широтой карьерного выбора и вариативностью карьерных траекторий, но и в том, что современному специалисту требуется обладать знаниями гораздо более глубокими и широкими. Таким образом, потребность в специалистах, оказывающих психологическую поддержку карьерного роста сотрудникам разных компаний велика.

Цели курса  —  сформировать знания, умения и навыки в области психологического обеспечения  помощи по осуществлению  карьеры специалистов разного профиля.

Задачи курса:

  • Сформировать представление о теории и практике  построения карьеры;
  • Сформировать умение диагностировать различные компоненты карьерных компетентностей у  испытуемых;
  • Сформировать умение строить научные исследования в области управления карьерой;
  • Сформировать умение строить программы управления карьерой и развитием персонала;

Дисциплина «Психология карьеры и развитие персонала» является частью учебного плана по специализации «Организационная психология».

Для ее усвоения студенты должны изучить не только  базовые дисциплины : «Психологию человека», «Возрастную и педагогическую психологию», «Социальную психологию», «Психологию труда», но и специальные : «Организационную психологию», « Психологию профессиональной деятельности», «Психологию управления персоналом».

Содержание курса

Тема 1. Теория и практика карьеры

Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры. Целеполагание в карьере и карьерное планирование. Основные модели и стратегии карьеры. Критерии и факторы карьерного успеха. Гендерные  аспекты карьеры.

Тема 2. Технологии карьерного менеджмента

Карьерный самоменеджмент. Направляющие вопросы. Баланс успехов и неудач. Сильные и слабые стороны. Анализ «цель-средство». Диагностика и развитие карьерной одаренности. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала.

Тема 3. Карьера молодого специалиста

Современные методы самопрезентации и планирования карьеры. Карьерные кризисы на ранних этапах планирования карьеры и технологии их преодоления. Роль ВУЗа в сопровождении карьеры молодых специалистов

Читайте также:  Легкое начало, посильные этапы - психология

Тема 4. Карьера профессионала в различных сферах

Карьера в системе государственного и муниципального управления. Карьера в системе высшей школы. Карьера в бизнес-организациях. Карьера на промышленном предприятии.

Тема 5. Психологическое обеспечение управления карьерой

Тренинги «Управление карьерой». Информационно-диагностический блок. Презентационный блок. Интегрирующий блок.

Тема 6. Программа оценки карьерных компетенций

Условия проведения программы. Технология оценки. Составление профиля требуемых компетенций. Подбор поведенческих индикаторов. Формирование комплекса диагностических инструментов. Подготовка Экспертов. Проведение оценочной технологии. Составление документов по результатам оценки. Персональная обратная связь для участников оценки. Итоги программы, эффекты, результаты.

Тема 7.Развитие карьеры сотрудников компании

Социально-экономические и психологические эффекты от проведения программы. Проведение дистанционного ассессмента. Типы проблемных сотрудников, выявленных в процессе реализации программы.

Тема 8. Диагностика карьерных компетенций

Опросник «Мотивация и карьера» (Методика А.Ноэ, Р.Ноэ,Д. Бахубер; адаптация Е.А.Могилевкина). Методика определения общей и социальной самоэффективности. (авторы М.Шеер, Дж.Маддукс, адаптация А.В. Бояринцевой). Методика «Якоря карьеры» (Автор Э.Шейн) Кадровый опросник (Автор Е.А.Могилевкин). Проективный тест «Круги и линии».

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-karery-i-razvitie-personala

Психологические аспекты карьеры

Большой интерес для нас представляет психологическая сущность карьеры. В 2004 году вышло в свет второе издание учебника для вузов «Психология менеджмента» под редакцией Г.С.Никифорова, один из разделов которого посвящен психологическим аспектам индивидуальной карьеры, автором которого является В.А. Чикер.

(Психология менеджмента: Учебник для вузов/Под ред. Г.С. Никифорова.-2-е изд., доп. и перераб.-СПб.: Питер,2004.-639с.С 407-428) В.А. Чикер рассматривает проблему психологии карьеры, особое внимание уделяя исследованию образа будущего управленческого пути, способствующего совершенствованию планирования карьеры.

В.А. Чикер анализируя существующие подходы к пониманию сущности карьеры, приводит следующую трактовку интересующего нас понятия: “карьера” (франц. carriere) означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессию.

В широком понимании карьера — профессиональное продвижение, рост как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних его уровней к другим. Результат карьеры — высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. В более узком понимании карьера — это должностное продвижение.

То есть это не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов в профессиональной деятельности.

Основа такой карьеры — общественно признанные шкалы профессий, статусов, рода занятий, за которыми стоят образы профессиональных и социальных достижений (следует отметить, что эти ранговые шкалы престижности профессий достаточно динамичны и связаны с политической и социально-экономической ситуацией). Результатом карьеры будет профессиональный статус, должность.

Таким образом, карьера — успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности; род занятий, профессия.

У одного и того же человека перечисленные стороны карьеры могут не совпадать. Подлинный профессионал может не сделать служебной карьеры, а человек на высоких должностях — не достичь высокого уровня профессионализма. Карьера первого типа требует профессиональной компетентности, карьера второго типа — социальной компетентности.

Оба типа карьеры должны быть представлены в профессиональной деятельности активного человека, иначе диспропорция может вызвать деформации личности: мотив личной карьеры может развиваться в ущерб мотиву творческого вклада. Таким образом, разные типы карьеры требуют от человека разных психологических качеств, различных видов компенсации.

Может ли человек построить свою жизнь согласно плану, замыслу? Может ли он сам ее строить или жизнь все делает за него? Каково влияние «старта” жизни на “финиш”? Каковы критерии удавшейся жизни? Какие внутренние факторы (интеллект, мотивы, уровень притязаний и самоконтроль, активность, смелость, здоровье, зрелость и др.) связаны с успешной карьерой? Это вопросы, в которых смыкаются личные и общественные интересы. А критериями удавшейся карьеры, являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная внешняя сторона карьеры — это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона — это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия “карьера”. Сейчас человек, “делающий карьеру”, рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

Таким образом, карьера — это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы.

К параметрам, которые во многом могут быть названы определяющими карьеру, относят внешние и внутренние факторы.

Внешние —это социальная, профессиональная, организационная среда и ситуация, возможности иерархической структуры организации, влияние событий, случаев и др. Например, быстрое продвижение по служебной лестнице может препятствовать профессиональному росту, а высокопрофессиональное окружение может ограничивать должностной рост за счет формирования специфических групповых норм.

Внутренниефакторы обусловлены прежде всего интеллектом и мотивационной структурой личности, самооценкой, приобретенными знаниями, а также особенностями индивидуального личностного жизненного пути.

У каждого человека имеется жизненная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере в частности и к работе вообще.

Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций(здесь, на наш взгляд, очень продуктивна диспозиционная теория В. А. Ядова), ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности.

Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориентаций, или “якорей” карьеры. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуальные сочетание и последовательность аттитюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни.

Понятие карьерных ориентаций мы относим к диспозициям высшего уровня (по В. А. Ядову), которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека.

Понятие успешной карьеры связывается прежде всего с успешным профессиональным самоопределением.Теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера — одна из популярных в психологии. Она включает девять основных положений.

Одно из них заключается в том, что удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в профессиональной ситуации, а это в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на стадии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности — так называемая “профессиональная Я-концепция”, которую каждый человек в жизни воплощает в серии карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры — это попытка ответить на вопрос: “Кто я?” Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на нашу общую Я-концепцию и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Источник: http://studopedya.ru/1-73684.html

Программа спецкурса «психология карьеры»

Раздел 1. Введение в психологию карьеры

Тема 1. Место и роль психологии карьеры в системе психологических наук

Междисциплинарный характер научных исследований профессиональной карьеры. Место психологии карьеры среди других человековедческих наук.

Подходы к определению профессиональной карьеры: социологический; общепсихологический; социально-психологический. Понятие карьеры в широком и узком смысле.

Основные понятия психологии карьеры: профессионализм, жизненный путь, профессиональное развитие, карьерное развитие, карьера.

Тема 2. Феномен карьеры в зарубежной психологии

Рассмотрение и изучение феномена «карьеры» в рамках различных психологических направлений: бихевиориальном (Э. Торндайк, Дж. Уотсон); психоаналитическом (Г. Лассуэлл, Э. Фромм); юнгианская теория; теория трансактного анализа (Э. Берн).

Изучение карьеры: с точки зрения перехода человека с одной должности или одного положения в обществе на другое (Д. Сьюпер; С. Спилерман); как совокупности различных стратегий, с помощью которых достигается соответствующее положение в обществе (Л. Хяюринен, Ю.-П. Хяюринен); как явление, которое вызвано и зависит от организации (А. Гоулднер).

Тема 3. Становление и современное состояние психологии карьеры в отечественной психологии

Становление проблематики карьеры в отечественной психологии (А.А. Бодалев, 1990).

Основные этапы изучения профессиональной карьеры в отечественной психологии:

· 60е годы — становление первых теорий профессионального развития.

· 70 – 80 гг. карьера и «профессиональный жизненный путь» (Е.А. Климов), «профессиональное самоопределение» (С.Н. Чистякова, Н.Б. Стамбулова). Проблема профессионального самоопределения.

· Конец XX — начало XXI вв. феномен карьеры как предмет широкого изучения в рамках психологии управления, социальной психологии, акмеологии.

Психология карьеры как форма исследования реализации личности.

Раздел 2. Структурно-динамические и содержательные характеристики карьеры

Тема 4. Основные классификации карьер

Проблема классификации карьеры в психологических исследованиях.

Основные критерии классификации карьеры:

· среда рассмотрения (профессиональная, внутриорганизационная);

· направление движения работника в структуре организации (вертикальная, горизонтальная, центростремительная);

· характер происходящих изменений (властная, квалификационная, статусная, монетарная);

· характеристики протекания карьерного развития.

Критерии типологии карьеры: 1) род занятий, профессия; 2) последовательность (наличие или чередование профессиональных проб и стабильных периодов работы) профессий, рабочих мест, позиций; 4) различные способы идентификации личности с профессией; 5) соответствие полученного образования и актуальной предметной области профессионального труда наряду с полной или частичной занятостью работника на производстве; 6) способы построения карьер в целом и на отдельных этапах профессионального пути; 7) «сложившие и несложившиеся» карьеры; 8) индивидуальная специфичность концепции карьеры; 9) идеалы профессиональных карьер; 10) личностные особенности субъектов карьер; 11) время осуществления карьеры; 12) обобщенные и многомерные критерии карьер; 13) половая дифференциация в построении карьер[1].

Модели построения карьеры:

— по И.Д. Ладанову: модель жизненных циклов; организационно-ориентированная; личностно-ориентированная.

— по А.П. Егоршину: «лестница», «трамплин», «змея» и «пе­репутье».

Модель развития карьеры как форма построения своего карьерного поведения.

Тема 5. Структура карьеры и понятие «карьерного роста»

Изучение структуры карьеры как иерархической последовательности взаимосвязанных должностей с различным уровнем престижности.

Соотношение понятий «профессиональное становление» и «карьерный рост».

Этапы профессионального становления:

— по Е.В. Климову: оптант; адепт; адаптант; интернал; мастер; авторитет; наставник.

— по А.К. Марковой: адаптация человека в профессии; самоактуализация человека в профессии; гармонизация человека с профессией, преобразование, обогащение человеком своей профессии; этап свободного владения несколькими профессиями; этап творческого самоопределения себя как личности.

Основные этапы карьерного роста:

-по А.Д. Кибанову: предварительный; становления; продвижения; сохранения; завершения; пенсионный.

— по И.П. Лотовой: выбор карьеры; вхождение в должность; становление в должности; оценка результата профессиональной деятельности.

Стадии карьеры по С.Н. Паркинсону: пора готовности; пора благоразумия; пора выдвижения; пора ответственности; пора авторитета; пора достижений; пора наград; пора важности; пора мудрости; пора тупика.

Взаимосвязь стадий карьеры и стадий жизни.

Тема 6. Факторы успешности карьеры и проблема карьерного кризиса

Влияние внешних и внутренних факторов на прохождение и формирование карьерного процесса.

Внешние факторы: образовательный; социально-демографический; медицинский; маркетинговые; правовой; внеслужебное окружение.

Внутренние факторы: организационно-психологические факторы; социально-психологические; личностные.

Социально-психологические характеристики, способствующие достижению успеха в области карьеры: социальное происхождение, индивидуальные способности, образование и квалификация.

Инварианты профессионализма, определяющие карьерный успех: системность и аналитичность мышления; коммуникативные умения; высокий уровень саморегуляции.

Факторы сопротивления. Сдерживающие факторы. Барьеры карьерного продвижения: боязнь успеха, боязнь неудачи, нереалистичность цели, избегание риска и перфекционизм.

Понятие карьерного кризиса. Причины кризиса. Основные источники кризиса. Пути преодоления карьерных кризисов.

Консультирование по вопросам карьеры как способ преодоления карьерных кризисов. Цели и задачи консультирования. Этапы консультирования. Позитивное отношение к карьерному консультированию как фактор успешной карьеры.

Раздел 3. Формирование представлений о карьере

Тема 7. Карьерные цели и карьерные идеалы как представление о карьерном пути

Карьерные цели и их влияние на построение успешной карьеры.

Принципы постановки карьерных целей: привлекательность; реальность; последовательная близость; прогрессивность и последовательность; возможность корректировки; возможность оценки результата.

Карьерные идеалы как форма представления о карьерном пути. Карьерные идеалы. Понятие карьерных идеалов. Разделение идеалов карьеры по ведущему предметному содержанию( А.М. Шевелева).

Идеалы карьеры как способ планирования карьеры.

Тема 8. Образ карьеры как внутренний фактор организации карьеры

Изучение образа карьеры как представления о карьерном пути личности. Определение образа карьеры. Структура образа карьеры: когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты.

Характеристики образа карьеры: пространственно-временные, последовательность, длительность, уровневость, интенсивность.

Свойства образа карьеры (по Е.Г. Молл): разнообразие, точность, адекватность, гибкость, ближайшая зона, целостность образа, включенность в профессиональную деятельность, константность.

Читайте также:  Сексуальная энергия - психология

Факторы влияющие на формирование образа карьеры:

1. Внешние (макроуровень, мезоуровень, микроуровень);

2. Внутренние (личностные, половые, возрастные, занимаемая должность, желаемая должность).

Образ карьеры как регулятор профессиональной деятельности. Образ карьеры как основа выбора и построения профессиональной карьеры.

Образ карьеры как способ регуляции жизненной и профессиональной ак­тивности личности.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО СПЕЦКУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ»

Семинар 1. Становление и современное состояние психологии карьеры

  1. Психологические аспекты карьеры в зарубежной психологии.
  2. Этапы становления и развития психологии карьеры в XX в.
  3. Особенности развития психологии карьеры в России на современном этапе.

Литература

Предыдущая1234567891011Следующая

Источник: https://lektsia.com/8x1d4b.html

Карьера психолога

В нашей стране имеется немало ВУЗов, выпускающих психологов. Популярность данного направления особенно возросла около двадцати лет назад. Правда количество людей, обращающихся за помощью к этому специалисту, растёт довольно слабо.

Связано данное явление со спецификой нашего народа — большинство не высказывают к психологам особого доверия и относятся к ним настороженно.

В результате психологу чаще всего приходится искать себе работу на разного рода частных предприятиях, в социальных и образовательных учреждениях.

[ найти работу в Мариуполе, найти работу в Николаеве, найти работу в Одессе ]

Как начать карьеру психолога

Психологам, не имеющим практического опыта, устроиться на престижную высокооплачиваемую работу крайне сложно. Поэтому можно начать строить карьеру психолога с менее высокой должности. Во многих образовательных учреждениях (школах, детских садах и т.д.

) открыта позиция психолога. Безусловно, зарплаты большой здесь вы не увидите. Зато вы начнёте получать опыт и старт для карьеры у вас будет взят. Дальнейшая ваша карьера будет зависеть уже от вас — вашего настроя, активности, упорства, целеустремлённости. (См.

Начало карьеры)

Первое, что вам нужно сделать, — это хорошо зарекомендовать себя среди учащихся, их родителей и рабочего коллектива.

Количество консультаций у вас будет зависеть от того, сможете ли вы найти с ними общий язык и установить контакт. Далее можно потихоньку переходить к семейному консультированию.

Клиентская база у вас будет расти, практический опыт тоже. Как вариант дальнейшего развития карьеры психолога — это частная практика. (См. Успешная карьера)

Можно поискать работу в психологических консультационных центрах. Тщательно составьте резюме и разошлите его в соответственные заведения. Если в трудоустройстве вам откажут — постарайтесь выяснить причину отказа.

Чего вам не хватает: образования, опыта, каких-то качеств характера? Обычно работодатели с готовностью отвечают кандидату на такого рода вопросы. Возможно даже подскажут, где вы сможете восполнить свои пробелы. (См.

Как сделать карьеру)

Перспективными в плане карьерного роста являются новые частные медицинские центры. Можете поискать себе работу психолога там.

[ резюме в Мариуполе, резюме в Николаеве, резюме в Одессе ]

Карьера спортивного психолога

Одно из наиболее перспективных направлений развития карьеры психолога — это спорт. Профессия спортивного психолога встречается редко, конкуренция здесь небольшая. Поэтому можете попробовать данную сферу сделать своей специализацией.

У вас будет возможность найти престижную и хорошо оплачиваемую работу не только в детских спортивных школах, но и во вполне профессиональных командах.

Правда для этого вы должны быть не только профессиональным практическим психологом, но и иметь знания в области физического воспитания и анатомии человека. Также вам нужно будет анализировать большое количество полностью разноплановой информации.

И работать придётся не только со спортсменами, но и с родителями юных спортсменов, и с тренерским составом. Желаем вам удачи! Пусть ваша карьера психолога развивается стремительно и успешно! (См. Виды карьеры)

Информация для соискателя (тех, кто ищет работу): Разместите резюме, чтобы работодатель смог найти Вас: разместить резюме о поиске работы | создать резюме

Работодателю на заметку: Чтобы повысить эффективность поиска кандидатов, которые отвечают требованиям вакансии, обязательно разместите вакансию: разместить вакансию в Украине | подать вакансию без регистрации и просматривайте резюме.

Источник: http://personal-ua.com/index.php/karera/karera-i-professii/10108-karera-psikhologa

Психология карьерного роста. Статья. Бизнес-тренинги. Самопознание.ру

Многие из нас не раз сталкивались с ситуацией, когда устраиваясь на работу, мы строим «грандиозные планы» на счёт своего профессионального и личностного роста на этом месте.

Эта тема, как мне кажется, наиболее актуальна для сильной половины человечества, мужчин.

Однако проходит некоторое время, многие мужчины начинают задаваться вопросом: «Почему я получаю прежнюю, «недостойную» зарплату? Почему мне не дали обещанную должность? Да и вообще, «поглотила» скука и рутина».

Прежде, чем ответить на этот вопрос, предлагаю Вам, дорогие читатели, рассмотреть существующие типы личности, которые составляют основу любой организации. Итак: мужчина, который мечтает о власти, материальном благополучии, вероятнее всего, относится к категории «Карьеристов».

Этот тип личности «вырастает» из молодых людей, которые в школе и вузе ходят на все лекции, сидят на первых партах, участвуют в различных кружках и секциях, ездят на многочисленные конференции, симпозиумы, международные консилиумы. «Карьеристы» очень требовательны к себе и к другим.

Таким образом, если у человека возникает вопрос: «Почему за всё время моей работы в данной организации, по большому счёту, ничего не изменилось»(нет карьерного роста, «обещанного» материального благосостояния), ответ очевиден.

Руководителем такого гражданина является следующий тип личности: «Культурник». Это самая распространённая группа людей, которая составляет основу любой организации. Данный тип личности выполняет все приказы, предписания, исходящие из различных организаций и высокопоставленных лиц.

«Культурники» не обладают ценными знаниями, да им это и не нужно: за них всё придумали «сверху». Этот тип самый «удобный» в качестве руководителей организаций.

Очень часто «Карьеристы» затевают борьбу с таким руководителем: пишут письма в различные инстанции, устраивают различные коалиции на рабочем месте, в надежде, что вышестоящие организации заметят некомпетентность руководителя организации.

В конечном счёте, заменят последнего, на «достойного» «Карьериста». Этого не случится никогда! Т.к. повторюсь «Культурник» — всегда выполняет предписания вышестоящих организаций.

Если человек с типом личности «Карьерист» хочет профессионально расти, быть руководителем, у него есть единственная возможность добиться этого: работать с руководителем-«Карьеристом».

Но в такой организации максимальная концентрация конкурентных отношений, т.к. напомню, люди с этим типом личности запредельно требовательны к себе и другим.

В таких организациях высокий процент людей с различными заболеваниями: самыми частыми являются гипертоническая болезнь, инфаркты, инсульты, даже онкологические заболевания.

В любой организации есть ещё один самый немногочисленный тип личности: «Алкогольно-развлекательный».

Данный тип личности формируется из так называемой «золотой» молодёжи: дети состоятельных родителей, которые зачастую вместо получения знаний в школе и вузе занимались организацией различных увеселительных, развлекательных мероприятий.

Но, дорогие наши читатели, в этой теме не всё так грустно и безнадёжно. Есть механизмы, позволяющие любому типу личности, получить то, что он хочет от жизни, организации, людей.

В статье использованы материалы из книги Михаила Литвака: «Командовать или подчиняться».

Как часто люди, задаются вопросом: «Как всё успеть? Где «взять» ещё немного времени, чтобы завершить какой-то проект?». Ответ одновременно и простой, и сложный.Всем нам, людям, отведено на Земле 24 часа в сутки. Кто-то умеет использовать с максимальной пользой для себя это время, кто-то этому учится… Читать дальше
Бизнес — это традиционно мужская ипостась. Почему же всё больше современных женщин выбирают для себя этот путь тоже? Варианта два: потребность души и необходимость.В первом варианте — это желание удовлетворить свои амбиции, посоперничать с мужчинами, достигнуть своих целей и обрести свободу в деньгах… Читать дальшеДавно хотела написать на эту тему, но считала её не очень важной. Почему решила всё же написать? В очередной раз в одной из компаний столкнулась с данным типом сотрудника и поняла, что эта тема достаточно важна, чтоб уделить ей отдельное внимание.Итак, по роду своей работы мне приходится сталкиваться… Читать дальше
Медиация — это относительно новое понятие для российского обывателя.В переводе с латинского, Mediatio означает посредничество. Известно, что использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времён. Медиация в её современном понимании стала развиваться только во второй половине… Читать дальшеВ настоящее время коучинг — одно из популярных и востребованных направлений психологической помощи. Это новое направление, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг — нечто большее, чем просто консультирование… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/psihologiya_karernogo_rosta/

Как определяют карьеру в психологии?

Термин «карьера» (от итал. camera — бег, жизненный путь, поприще) понимается как «род занятий, профессия; путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще; а также самое достижение такого положения 1», а также как «успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и пр.

деятельности» и как «род занятий, профессия» , В английском языке этимологии «карьеры» позволяет выделить сходные с употребляющимися в русском языке значения: род занятий и профессия, часто требующая специальной подготовки; работа жизни; успех в профессиональной деятельности; линия поведения и направление действий; иметь профессию или специальность.

Например, слову «карьеризм» присущ явно негативный оттенок, так как оно означает погоню «за успехом в служебной, научной и пр. деятельности, вызванной стремлением к личному благополучию» .

И конечно, против термина «карьера» настраивает такая формулировка: «для карьериста жизненным принципом является не служение общественным интересам на основе коммунистической сознательности, а лишь внешняя демонстрация своей приверженности указаниям высших общественных инстанций».

Негативный смысловой оттенок, присутствующий в слове «карьера», стал причиной скептического к нему отношения отечественных исследователей, занимающихся изучением психологии профессий.

Так, в типологии ученых явно непривлекательным выглядит «ученыйкарьерист» на фоне таких типов ученых, как «ученыйобщественник» и «ученыйбессребреник». Некоторые авторы (В. Скориков, Ф.В.

Вондрасек) считают, что негативный смысл слова «карьера» поддерживался в советском обществе ценностным отношением людей к профессиональным достижениям, к профессиональной жизни, Система обеспечивала стабильную, безопасную, низкоквалифицированную работу, но она не связывалась с возможностью улучшения личной жизни.

Мотивация построения карьеры сбивалась, так как ни усилия по достижению рабочих целей, ни качество выполняемой работы не имели значимого влияния на карьерное продвижение, До недавнего времени «профессионализм» в значении мастерства также был слабо связан с общественным признанием.

Часто термины «карьера» и «профессия» (род занятий) употребляются как синонимы. В действительности термин «карьера» более широкий, чем термин «профессия», и отличается от него тем, что несет смысловую нагрузку движения.

В научной психологической литературе встречается несколько трактовок понятия «карьера»: 1) вид профессиональной деятельности на отдельных этапах трудового пути человека; 2) последовательность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в течение рабочей жизни человека; определение карьеры расширяется за счет включения и учета до и постпрофессиональных позиций (например, студенчество, отставка, выход на пенсию). В такой трактовке понятие «карьера» соответствует пониманию профессии как рода занятий, выполняемого в определенные периоды рабочей жизни человека, и ее можно анализировать в связи с важнейшими этапами работы; 3) виды деятельности, слитые с образом жизни и реализующие цели жизни; 4) карьера определяется и как профессиональный опыт данного человека, который не может быть сведен только к профессии или профессиональной роли; 5) карьера соотносится с такими понятиями, как труд (деятельность, требующая затраты усилий для достижения определенного результата); работа, служба (группа сходных должностей на одном предприятии); должность (набор задач, выполняемых одним человеком); профессия как род занятий (наемная, служебная деятельность, задачи которой одинаковы в различных ситуациях); профессияпризвание. Последняя включает как служебную, так и неслужебную деятельность, сознательно подчиненную достижению определенной цели. В этом случае карьера понимается наиболее широко, включает в себя все виды деятельности, связанные с работой, службой (как группой должностей), и обозначает особенности общего образа жизни, Профессияпризвание и карьера часто используются как равнозначные термины.

Кроме того, карьера также понимается как профессиональный путь человека, в процесс которого развивается он сам, Она рассматривается как развивающийся, неопределенный и переменчивый феномен, включающий разные фазы: постановку целей и способы достижения этих целей.

Изучать развитие карьеры — значит изучать развивающегося индивида в условиях изменяющейся и сложной среды. Внутренней стороной карьеры являются различные характеристики личности, а внешней — социальнокультурные, ситуационные условия.

Такое понимание карьеры во многом совпадает с трактовками профессионального жизненного пути, и для него характерно изучение развития субъекта карьеры, возможного под влиянием как его меняющихся ценностей, взглядов, планов, личностных характеристик, так и профобучения, консультирования в связи с изменившейся профессиональной средой.

Карьера выступает в роли механизма выживания в профессиональных и социальных средах, в которых примат коллективных достижений занимает центральное место в системе ценностей общества.

Таким образом, существует ряд трактовок явления «карьера» в современной психологии.

Большинство определений карьеры объединяет то, что в них феномен карьеры непосредственно связан с профессиональным путем личности, ее характеристиками и особенностями, с социокультурными и социальнопсихологическими обстоятельствами жизнедеятельности человека, Центральной психологической проблемой карьеры является ее развитие и развитие личности в ней.

ЛИТЕРАТУРА
l. Климов ЕЛ. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. С, 1521.

Читайте также:  Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений - психология

Источник: https://psyera.ru/kak-opredelyayut-kareru-v-psihologii_9191.htm

Карьера — виды и этапы. Управление деловой карьерой

Получая образование, все мы, как правило, мечтаем о головокружительной, стремительной карьере, о признании, высокой зарплате.

Оставив позади вуз (а кое-кто ещё и в период учёбы), начинаем поиски работы, затем изо всех сил стараемся достичь вершин в работе. Словом, делаем карьеру.

А чтобы все тонкости в этом нелёгком деле стали понятными, попробуем разобраться, что это такое — карьера. Какие есть типы, как планировать, управлять ею и др.

Формулировки

Прежде чем углубиться в понятие карьеры, коротко опишем, что это такое. В переводе с итальянского – путь, движение. Современный словарь даёт слову «карьера» значение роста в своей деятельности, профессионального пути. Это также и обозначение профессии, того чем человек занимается.

Если спросить у управленцев и кадровиков: «Что это такое?», – то они скажут, что деловая карьера – осознанная работа человека над своим ростом.

Траектория этого движения находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей, желаний, внутренних установок, целей, социальных условий, типа организации (психолог Эдгар Шейн обозначил 8 ориентаций – «якоря карьеры»). Таково упрощённое и обобщённое понимание, что это такое.

Виды, типы

Виды карьеры классифицируют:

  • профессиональная карьера – рост в своей нише (профессии).

    Профессиональная карьера строится либо в одной специализации, выбранной вначале, либо постепенно осваиваются другие области, чаще всего связанные с основной линией работы;

  • неспециализированная – освоение разных специальностей.

    Так формируется деловая карьера менеджера. В результате руководитель имеет целостное представление о своей компании, понимает все процессы в любом отделе. Неспециализированные виды карьеры получили широкое распространение в Японии.

Есть также виды деловой карьеры:

  1. внутриорганизационная – рост внутри одной и той же организации. Деловая карьера бывает таких типов:
    • вертикальная – повышение должности вместе с ростом зарплаты;
    • горизонтальная карьера – смена обязанностей, переводы в другие отделы, расширение сферы задач с увеличением зарплаты. Человек становится незаменимым в своём деле.

      Горизонтальная карьера развивается на одном уровне;

    • центростремительная (скрытая) – сотрудника подключают к принятию важных решений, приглашают на официальные и неофициальные встречи, переговоры. Так бывает, когда у сотрудника имеются обширные полезные связи вне компании (это весомое условие, влияющее на управление деловой карьерой).

      Внешне всё это незаметно, но оплата работника повышается;

  2. межорганизационная – все этапы роста проходят в разных компаниях. Управление карьерой находится больше в компетенции работника.

Есть ещё один комбинированный вид, при котором горизонтальная карьера сочетается с вертикальной, – ступенчатая.

Бывает внутри одной организации и в разных.

На практике виды карьеры могут меняться, переплетаться, когда в различных периодах человек проходит различные эволюционные пути.

Модели

Есть четыре модели карьеры:

  • «трамплин» – развитие карьеры не является целью. Повышение приходит само собой, за длительность работы, к примеру. Управление деловой карьерой строится руководителями, а не сотрудником. Хорошая должность в какой-то момент находит работника. Его устраивает положение, зарплата, нагрузки, прочие условия, вследствие чего сотрудник интересуется не тем, как сделать карьеру, а как подольше удержаться в своём кресле. А затем пенсия – «прыжок с трамплина»;
  • «лестница» – перешагивая с одной ступени на другую, повышается положение в организации. Пока растёт профессионализм, опыт, творческий потенциал, не оканчивается «лестница». Человек сознательно проводит управление деловой карьерой, используя все доступные рычаги (саморазвитие, связи, др.). Затем, достигнув верхней ступени, интенсивность снижается, и идёт спуск. Например, карьера менеджера, оказавшись на пике, может обвалиться. И психологически это некомфортно для такого руководителя, вынужденного отказываться от «дирижёрства» и переходить на второплановые роли. При такой модели карьеры, дабы смягчить ситуацию и извлечь из неё пользу для компании, можно предложить экс-руководителю стать консультантом;
  • «змея» – перемещение по разным должностям в течение недолгого времени, а затем переход выше. Сотрудник изучает процессы производства, управление компанией. Это эффективно в организациях, развивающих и воспитывающих кадры для укрепления своих позиций. Компании в итоге получают профессиональных директоров, начальников, у работников же складывается карьера менеджера. Однако учитывать нужно и психологию: меланхолики и флегматики болезненно переносят перемены должностей, коллектива. Здесь стоит обратиться к такому предмету, как «психология карьеры», которой оперируют в работе с кадрами HR-менеджеры. В серьёзных организациях они ещё на этапе приёма проводят ориентировочное планирование карьеры с учётом индивидуальности сотрудника;
  • «перепутье» – после завершения какого-то периода выполняется оценка персонала, по результатам которой работника повышают/перемещают.

Карьера — этапы

Знать этапы карьеры важно HR-менеджеру при встрече ещё даже с потенциальным работником, чтобы распланировать максимально эффективное использование сотрудника для компании. Если у человека не экспресс карьера, то он проходит через:

  • подготовительный этап – до 25 лет. Образование, поиски работы, планирование карьеры. Далее – самоутверждение, обеспечение существования;
  • становление – 25–30 лет. Развитие профессионализма, формирование квалификации, самоутверждение, укрепление независимости. Появление семьи приводит к необходимости в средствах, что стимулирует думать, как построить карьеру;
  • продвижение – 30–45 лет. Развитие карьеры углубляется. Появление статуса. Человек сосредотачивается на повышении оплаты. Экспресс карьера может иметь более короткое продвижение;
  • сохранение – 45–60 лет. Укрепление достижений, вершина квалификации. Развитие карьеры достигает своего пика. Появляется желание учить, делиться опытом, усиливается творческая составляющая. По-прежнему сохраняется интерес к повышению заработка;
  • завершение – 60–65 лет. В преддверии пенсии работник готовит замену, ищет другие виды заработка, чтобы компенсировать потери от прекращения работы. Развитие карьеры завершено, а у человека появляется некоторый дискомфорт, жажда уважения со стороны окружающих;
  • пенсионный этап – можно заняться иной деятельностью, до которой раньше «не доходили руки», или которая была хобби. Часто люди с удовольствием берутся за временную, сезонную работу, бывает, в своей бывшей конторе.

Зачастую планирование карьеры, управление ею, работа с кадрами в компании находится, мягко говоря, на низком уровне, либо вообще отсутствует, поэтому люди не знают о своих перспективах. Это приводит нехватке мотивации, скверным результатам работы.

Когда речь идёт о понятии «экспресс карьера» (быстрая), то фазы будут несколько иными. К примеру, человек может до сорока пройти до этапа завершения, состоятся наёмным сотрудником и открыть свой бизнес.

Тогда его экспресс карьера в чужой организации закончится в 40, и начнётся уже совершенно новый жизненный период на ином уровне. Либо, в случае с IT-фрилансерами, современный бизнес знает миллионеров до 30 лет.

И тут уж сложно понять, это экспресс карьера, везение или закономерность в силу недюжинного ума и таланта.

Планирование, управление

Планирование карьеры бывает прерогативой сотрудника, его руководителя или HR-менеджера. Наиэффективнейшим станет планирование карьеры обеими (либо тремя) сторонами.

Ведь без желания у человека роста никакой менеджер не сможет его постоянно тащить, подталкивать. И наоборот – сотруднику будет сложно пробиться с руководителем, не заинтересованным в профессиональном росте подчинённых.

Планирование, управление карьерой каждой из сторон:

  • сотрудник. Исключительно от него самого зависит начало карьеры. Это образование, выбор карьеры, поиск организации и вакансии. Потом старт карьеры, заключающийся в адаптации, ориентации в коллективе. Далее, сотрудник, оценив перспективы и возможности, производит планирование карьеры. Рисует линию роста. Реализует, контролирует своё движение, расширяет, совершенствует свои знания. Возможно, на каком-то этапе человек приходит к пониманию, что выбор карьеры был ошибочным или дальнейший рост в этой компании невозможен. Тогда процесс начинается снова, правда, уже с определённым опытом и большей вероятностью, что сложится успешная карьера, если человек всё же найдёт своё призвание и своё место;
  • менеджер по персоналу. От него также во многом зависит начало карьеры сотрудника. Он производит первоначальную оценку способностей, перспектив как сотрудника, так и компании. Анализирует во время выполнения обязанностей потенциал работника – и проводит планирование карьеры, разрабатывает программы развития, роста. Создаёт мероприятия по дополнительному обучению. Таким образом, HR-менеджер влияет на управление деловой карьерой;
  • линейный менеджер. От прямого руководителя планирование и управление карьерой зависит достаточно сильно, поскольку это не только начальник, но и учитель, и, если так можно выразиться, «отец» на работе (если повезёт). Он оценивает результаты, мотивирует, организует профессиональное развитие, советует, как построить карьеру. Формирует предложения и планы стимулирования, роста. Может также выполнять функции HR-менеджера.

Тем не менее управление и планирование деловой карьеры в основном зависит от самого сотрудника. Разберёмся, в чём именно.

Управление деловой карьерой начинается уже при собеседовании, приёме на работу, когда человек формулирует вслух свои цели и задаёт вопросы, когда корректно оценивает свои возможности и мечты в соотношении с требованиями и качествами организации. Далее управление карьерой заключается:

  • в расширении знаний, навыков;
  • в выборе инициативного, оперативного руководителя. Такое возможно не во всех компаниях, поэтому порой приходится менять место работы;
  • в правильной оценке окружения;
  • в составлении планов, оценке результатов;
  • в понимании, когда дальнейшее развитие, более успешная карьера в организации невозможны, и своевременном принятии решения об увольнении. Да, тут уж опять придётся решать вопрос о том, как сделать карьеру в новой уже организации. Но ведь всё реально при желании стремлении и упорстве;
  • в поисках новой работы, лучше всего полагаться на себя, свои умения, если есть вера в них.

Управление деловой карьерой менеджеров состоит из оценки ситуации, формирования целей деятельности.

Психология, якоря карьеры

Психология карьеры основана на психологии человека. Знания эти очень обширны и полезны для начальников, работников, изучающих, как сделать карьеру. Что же требуется, чтобы достичь успеха? Мощная мотивация и стремление к результатам – таков ответ в нескольких словах. Помогают росту такие качества:

  • упорное самоутверждение. Человек не подстраивается под окружающих, не пасуя, идёт к цели (если воспользоваться финансово-спортивной игрой «Карьера прокачай слабака», то можно потренировать своё упорство и самоутверждение);
  • способность общаться и «жить в мире» с окружающими, понимая их характеры;
  • физическое здоровье, выносливость, а также психическая гармония;
  • способность анализа, предвидения развития событий;
  • гибкость. Человек понимает, где нужно признать поражение, пойти на компромисс. Может быть упорным при необходимости, но знает, когда пора временно отступить;
  • способность убеждения;
  • творческий подход к любому занятию.

Также для успеха необходимо знать свои преимущества, присущий стиль работы, ценности (если убеждения сотрудника несовместимы с ценностями компании, то работа будет невыносимой и неудачной). Кроме того, важно строить рабочий процесс так, чтобы не возникало выбора – семья или карьера. Тут придётся искать баланс, а это не всегда легко.

Очень интересна методика доктора Шейна «Якоря карьеры», анализирующая личные ценности, концепции, таланты, мотивацию, влияющие на формирование движения и роста в деятельности, и выявляет тип ориентации личности в карьере:

  • профессиональная компетентность – склонность развиваться в своей области, становиться мастером своего дела;
  • менеджмент – склонность к управлению и целостному охвату всей деятельности предприятия;
  • автономия – это «вольный художник», не терпящий правил и ограничений. Если он и работает в организации, то со свободным графиком и без привязанности к рабочему месту, но и особой ответственности от него ждать не приходится;
  • стабильность – готовность работать на своей должности, если ему спокойно, комфортно и стабильно. Это может быть талантливый сотрудник и даже на высокой должности, главное для него – исключить неожиданности;
  • служение – основная цель «служение людям». Такие сотрудники работают в социальных сферах, охране окружающей среды, медицине и пр.;
  • вызов – нужен постоянный вызов и новизна. К примеру, торговые агенты рассматривают общение с покупателями как игру, в которой нужно победить;
  • интеграция стилей – человек старается совместить в своей жизни всё. Он не желает, чтобы доминировала семья или карьера, саморазвитие или работа, а пытается гармонизировать все стороны жизни;
  • предпринимательство – человек создаёт своё дело, вкладывает душу. Ему претит работа на кого-то, и он готов рисковать, терпеть неудачи и развиваться, открыт для нового.

Создавайте карьеру, будьте успешными, растите в своём деле, развивайтесь! Читайте, изучайте новые методики и достижения в области психологии и других сферах, которые помогут вам на пути становления!

Если вам понравилась статья, поделитесь ей с вашими друзьями в соц. сетях. А я с Вами прощаюсь, до новых встреч!

Источник: https://style4man.com/hobby/money/karera.html

Ссылка на основную публикацию