Конструктивная критика — психология

Конструктивная критика

Конструктивная критикаКонструктивная критика - психология

Сделать комплимент и правильно на него отреагировать иногда достаточно сложно. А как же тогда быть с критикой? Особенно с таким ее видом, как конструктивная критика? Ведь для того, чтобы получить адекватную реакцию на свои слова, сперва необходимо правильно высказаться, чтобы человек воспринял вас не как агрессора, а как советчика.

Для начала давайте разберем основы конструктивной критики. В чем ее суть и отличия от деструктивной. Конструктивная критика – это замечания по любой теме (работе, одежде, поведению и т.д.), сделанные своему собеседнику при имеющихся у вас железных аргументах. То есть замечание не придумано и не взято из вашей головы.

При этом каждое сказанное слово вы можете аргументировать и доказать критикуемому вами человеку. Конструктивность признается лишь в форме диалога, если вы будете грубить и критиковать, не давая возможности сказать собеседнику ни слова в ответ, то это уже ближе к деструктивной критике.

Проще говоря, конструктивность в критике присутствует, если вы правильно и тактично указываете своему оппоненту на совершенные ошибки.

Конструктивная критика состоит из трех основных элементов:

  1. Честные и открытые слова в лицо человеку, в котором нас что-то не устраивает. То есть полное отсутствие лицемерия, только честность и только открытость.
  2. Принятие взгляда и понимания критикуемого человека в отношении темы разговора. Мягкая попытка объяснить, в чем именно его ошибка.
  3. В конечном итоге получение желаемого результата.

Правила конструктивной критики

  • ни в коем случае не начинать разговор при посторонних. Критиковать можно лишь наедине, когда вас никто больше не может услышать;
  • необходимо выслушать собеседника, какими бы глупыми не казались вам его слова. Обсудить все возможные варианты решения возникшей проблемы. Указать на неточности и недостатки. Мнение вашего партнера заслуживает уважение при любом вашем отношении к нему;
  • относитесь щадяще к самолюбию вашего собеседника. Тон разговора должен быть спокойным, уверенным, без криков и оскорблений;
  • для начала похвалите собеседника за его успехи, а уже потом постепенно переходите к указанию на его огрехи;
  • не навязывайте свою точку зрения. Высказывать ее нужно в процессе обсуждения возникшей ситуации;
  • критикуя партнера, делайте акцент на совершенные вами лично ошибки, намекая на то, что никто не идеален;
  • не давите психологически. Намекните на возможные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  • не критикуйте личность человека. Ведь разговор идет не о его характере в целом, а о совершенном поступке.

Искусство конструктивной критики заключается в том, чтобы не настроить критикуемого человека против себя. Не дать возможности проявить агрессивность и враждебность по отношению к вам. Ведь ваша цель не нажить себе злопамятного врага, а объяснить человеку, в чем его основная ошибка.

При этом вы не ставите перед собой цель унизить собеседника,поколебать его уверенность в себе и своих силах, убить в нем моральный дух и настрой. Если вы сможете научиться тому, как правильно критиковать, вы сможете сделать свою критику продуктивной, и добиваться с ее помощью изначально задуманной цели.

От этого зависит, сможете вы сохранить дружеские отношения с собеседником или нет. Деструктивность же в подобных разговорах может привести к разладу в отношениях (семейных, дружеских, рабочих…).

Психология конструктивной критики выделяет ее важность и необходимость в повседневной жизни. Ни в одной из основных сфер жизни невозможно обойтись без конструктивной критики. Обсуждение и решение насущных проблем в спокойной, конструктивной манере с взаимным уважением – это движение дальше, новый уровень в игре под названием жизнь.

Источник: https://womanadvice.ru/konstruktivnaya-kritika

Критика критиков

Критика критиков

В бытовом общении истинные мотивы и желания критика порой выглядят откровенно иррационально и наивно, поэтому при помощи нехитрой манипуляции он оборачивает свои простодушные претензии в камуфляж строгой серьезности, в надежде, что эту горькую пилюлю примут за чистую монету, и проглотят не поперхнувшись.

Интересно, что не только жертва критика, но и сам он покупается на собственные манипуляции, не замечая своих реальных мотивов. Что стоит за критикой? На progressman.ru уже есть несколько статей о самооценке, где по большей части говорится о причинах болезненных переживаний пострадавшей стороны.

Здесь же речь пойдет о нападающих – придирчивых критиканах.

Критика – конструктивная и не очень

Конструктивная критика – это такой «разбор полетов», который помогает выявлять ошибки и развиваться. И здесь подсудимый критикуемый, если его действительно интересует совершенствование, должен бы отбросить манию величия, перестать оправдываться, и обратить безропотное внимание на то, что ему говорится.

Такая «критика» используется в психологическом консультировании, чтобы клиента ненавязчиво ткнуть носом в его заблуждения. Но никакой конструктив не поможет, когда реципиент нацелен не столько на развитие, сколько на самоутверждение. Тогда любая критика, советы и замечания будут восприниматься, как агрессивный наезд. Вот, пожалуй, и все о конструктивной критике.

Деструктивная критика проявляется куда богаче и заковыристее. Хотя центральный мотив у нее – до пошлости прост, потому и прикрывается он обилием разноперых личин.

Без всяких личин, то есть – в чистом виде самоутверждение не практикуется, потому что построено на самообмане – подмене очевидного факта активного самолюбия прикрытием какой-нибудь благовидной причиной, например – конструктивной критикой или праведным гневом. И когда самообман обнажается, сама структура самоутверждения подкашивается. Поэтому, если уж свое эго и выпячивать, то сознательно, – так, хотя бы появляется шанс свой самообман распознать и психологически «опроститься».

Поэтому критиканы с огрубленным сознанием самоутверждаются грубовато. Им неочевидны их неотесанные мотивы. Утонченные люди дурачат себя утонченно, выставляя себя в лучшем свете по мастерски изящно.

В общем, любой формой своей деструктивной критики, критик пытается донести до нас нехитрый посыл о том, что он – лучше нас. Все остальное – детали – дымовая завеса смоченных ложью обоснований и оправданий.

«Фигуры» деструктивной критики

Часто деструктивная критика заряжается завистью. Критик хочет быть таким же качественным, или даже еще лучше.

А признать это свое желание для него означает – опуститься, осознать, что он невыгодно отличается от реципиента своей зависти. Я даже допускаю, что зависть – это подавленная симпатия.

Критик может тебя обожать, и когда эти чувства не находят ответа, они становятся унизительными, и прикрываются критикой. «От любви до ненависти – один шаг».

Схожие мотивы дирижируют критиком, когда он замечает успехи новичков. Если критик записался в профессионалы, и на этом строит самооценку, успех новичка для него опять же граничит с унизительным осознанием своего неадекватно завышенного самомнения. По этой причине критик заранее запасается подрезателем чужих крыльев, и вливается в террариум профессиональной дедовщины.

Бывает и обратное – когда профан раздает самодовольные советы профессионалам и критикует их, чтобы сразу на халяву практично возвыситься до высокоавторитетных сфер.

Мощным мотивом критики может стать горькое переживание собственных упущений. Критик хотел успехов и побед, но утратив веру в себя, сдался, уступил удушающим рамкам, в которые его впрягло общество.

Ему унизительно от рабского хомута на шее, и чтобы оправдать свое решение, он ожидает, что другие либо будут также страдать – с ним на равных, либо выразят ему великий респект за его мученичество.

А когда другим наплевать, мученик, чтобы не ощущать себя лопухом, и вообще закрыться от понимания сложившейся ситуации, принимается оправдывать свой образ жизни и критиковать ту свободу, на которую ему не хватило смелости.

По схожей причине мы не любим зазнавшихся гордецов и всевозможных нестандартных личностей. Похоже, что это, вообще – «фирменный» невроз нашей страны.

Мы подсажены на стереотипы которым «обязаны» следовать все добропорядочные граждане, реальные девчонки и нормальные пацаны. Мы загоняем свою гордость в угол, и запрягаем в упряжку общественных нормативов.

А тем, кто этой упряжкой не стал себя усмирять, выносим «модный приговор».

Гордец критикует с целью показать, что у него есть доступ к куда более продвинутым вещам и знаниям, в сравнении с которыми объект критики – ширпотребная глупость. Дескать «видали мы такие горы, в сравнении с которыми эта – просто равнина».

Гордец критикует, чтобы внушить себе чувство, будто все кроме него – неизлечимые лохи, а он – магистр жизни, или альфа-самец, прогнувший под себя и потому обогнавший всех, кого только смог в иерархии существования. В профессиональной среде таких кадров называют самодурами.

Причиной критики может стать и банальная личная неприязнь. В таком случае мстительная критика может маскироваться под любые на первый взгляд невинные ремарки, советы и замечания.

В быту критика может прикрывать типичную манипуляцию, призванную вызвать чувство вины, чтобы критикуемый осознал, как ошибался и по волшебству встал на путь искупления своих грехов и ошибок.

Разумеется, как правило таких сказочных трансформаций не происходит – в лучшем случае вместо вины потерпевший критикуемый пребывает в спокойном понимании ситуации, в ином случае выражает равнодушие, но чаще всего принимается обороняться ответной критикой.

В споре, когда мнения расходятся, оппоненты нисходят до критики, чтобы оправдать свой образ жизни и свое мировоззрение. Критик в таком случае даже не склонен задумываться о том, что именно он критикует.

Он просто «прав», потому что быть неправым эго не может.

Эго держится на опорах правоты, и рекрутирует для этого все мыслимые и немыслимые рационализации, порой дотягивающие до чудовищной глубины хитросплетений философской «премудрости».

Выводы

В общем, чужое мнение – это не обязательно выражение истины, а в случае деструктивной критики – скорей выражение внутреннего расстройства, нежели каких-то реальных фактов. От конструктивной она отличается не всегда адекватным содержанием, негативной эмоциональной энергетикой и наличием оценок.

Чтобы не вестись на провокации критика, не надо строить самооценку на мнении окружающих. Чужие отзывы могут быть какими угодно, тогда и самооценка будет какой угодно – вечно колеблющейся. Разве это реально? Похвалили – хороший. Поругали – плохой.

Зачем доказывать критику, что он не прав? Чтобы тот понял, как ошибался в своем нехорошем мнении про нашу хорошую персону? Чтобы мы оставались правильными и одобренными даже в его критических комментариях? Даже если критик прав по содержанию и выражается конструктивно, нет такой обязанности – переживать по поводу чужого мнения.

Деструктивная критика – это всегда накручивание негативных кармических оборотов, где дурные переживания, побуждающие критиковать, закрепляются – создают сложные узлы в естественном течении жизненной энергии.

Эмоциональный фон от этого безобразия методично омрачается, ум проецирует все больше и больше проблем на нейтральные жизненные ситуации, а жизнь начинает казаться несправедливой и заполненной бестолковыми эгоистами.

Выход, как и прежде – самопознание, трезвый взгляд на себя, свои мотивы и решения. После любой неоднозначной ситуации полезно проводить самоанализ и медитировать на предмет различения тех страхов, которые были прикрыты поверхностными реакциями.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Источник: http://ProgressMan.ru/2013/05/kritika/

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Конструктивная критика – это умение сделать замечание таким образом, чтобы человек понял свою ошибку, но не обиделся при этом и захотел её исправить.

Конечно, очень много зависит именно от того, как её ваш собеседник воспримет, но сегодня мы изучим приёмы и основные правила, с помощью которых вы окажетесь лояльной, продвигающей, но при этом правдивой и добивающейся своего личностью.

Чтобы было понятнее, что такое конструктивная критика, хочу привести жизненные примеры, которые укажут на разницу между обесцениванием и желанием продвинуть.

Она ведь, по факту нужна нам для того, чтобы сделать кого-то лучше или решить какую-то проблему. Допустим, вы отлично плаваете разными стилями и решили научить сына.

Так вот, указывая на его ошибки, вы ведь стремитесь к тому, чтобы он осознал, что делает не так, и исправился, став отличным пловцом?

При деструктивности вы бы просто поднимали себе самооценку за его счёт, каждый раз напоминая, что плаваете намного круче. Или бы жаловались, как долго обучались, как страшно, сложно и больно было, желая таким корявым способом получить признание.

Выпускали бы пар, крича при каждой неудаче, что он бездарность и что даже маленькие дети лучше понимают, что надо делать.

В общем, обязательно перед диалогом спросите себя, что именно вы хотите получить благодаря своим замечаниям? Зачем вам это?

Если действительно, просто хочется разрядки или получить «мнимое уважение» — не стоит затевать разговор, попробуйте поискать другие способы удовлетворения своих потребностей. Человек на подсознательном уровне чувствует искренность порывов, поэтому будьте аккуратны, чтобы не навредить и не спровоцировать конфликт.

Читайте также:  Маячки позиции курицы - психология

Правила и техники

Условия

  • Ограничьте количество участников и наблюдателей, ваше общение должно происходить в камерной обстановке. Иначе, даже если вы будете очень тактичны и стопроцентно правы, его самолюбие может быть затронуто, вдруг невольным свидетелем окажется его конкурент или сотрудница, которую он решил завоевать?
  • Говорите прямо и по делу, что значит, никогда не используйте других людей в качестве посредников, а также не припоминайте прошлые ошибки. За прошлое он уже не в состоянии ответить, так как некоторые нюансы подзабыты, да и изменить его также не в силах. Когда происходит обобщение, это вызывает массу агрессии, ведь каждый человек со здоровой психикой будет защищать себя, а вот если будете говорить по факту, то и вам будет проще разобраться в ситуации, чтобы не «включиться» раздражением из-за утрирования и не устроить конфликт.
  • Прежде чем заговорить, подумайте о том, как именно вы хотите выразиться. И если заметите обвинительные, обесценивающие или просто оценивающие фразы – без сожалений выбросьте из монолога. Например, сказав: «Ну что ты как безрукий…», «Опять напортачил» и подобное – не надейтесь, что удастся добиться конструктивного диалога, вас или будут недолюбливать, или бояться.

Как вести себя

  • Будьте эмпатичны, то есть проявите сочувствие и уважение к мыслям другого человека. Попробуйте для начала понять, почему он так сделал, узнайте, какие идеи, порывы и принципы двигали им в этот момент. Дав возможность высказаться и объяснить свою точку зрения – вы получите уважение, и, возможно, расширите свои границы понимания ситуации, а это поможет уже в личном продвижении и развитии. Если его мнение кажется нелепым и совсем нелогичным – будьте тактичны и не отвергайте его резко, мягко настаивая на том, чтобы всё-таки, он сделал по-вашему.
  • Очень важна интонация и мимика, иначе даже комплимент можно будет расценить как сарказм. Не забывайте улыбаться и вести себя расслабленно, это настроит на спокойную волну взаимовыгодных обсуждений. Посмотрите статью про невербальное общение.
  • Если вы очень расстроены или злы в этот момент, для начала успокойтесь и возьмите себя в руки, иначе вы рискуете перейти к оскорблениям или обесцениванию, а это уже деструктивная критика. Воспользуйтесь рекомендациями из статьи «Основы дыхательных техник для успокоения и снятия стресса», после чего начинайте формулировать замечания.
  • Постарайтесь удержаться от навязчивости, то есть не стоит считать своё мнение единственно верным, переубеждая склоняться к нему. Будьте мягкими, попросив прислушаться к вашим рекомендациям, чтобы посмотреть, удастся ли добиться изменений.
  • Если окажется, что просчитались в чём-то вы, обязательно извинитесь, этот поступок будет достоин уважения и покажет окружающим, что оступаются все, и что важнее умение выходить из неловкой ситуации и исправлять её, чем посягать на совершенство, получив звание человека, который всегда прав, чего не может быть в реальности.
  • Давайте возможность человеку подумать и присвоить замечание, то есть не требуйте сиюминутного исправления, иначе он может воспринять как давление на него, и соответственно, отреагировать агрессией с целью самозащиты.

Влияние

  • Существуют интересные приемы манипуляции, с помощью которых вы не только выскажете своё мнение, но и измените ситуацию, при этом получив расположение. Интересно? А тут всё просто, начать необходимо именно с достоинств подчинённого или близкого человека, признания его квалификации или способностей. После этого невзначай добавьте, что очень нравится его работа, только вот, по вашему мнению, необходимо немного чего-то добавить, или наоборот, убрать. После чего поинтересуйтесь, как он считает, может, ему тоже кажется, что, внеся изменения, его труд станет более совершенным и оправданным?
  • Поддержка творит чудеса, поэтому, если заметите, что подчинённый или знакомый расстроился, обнаружив ошибку, обязательно его подбодрите, подсказав, как можно исправиться.
  • Поинтересуйтесь, какие есть у него идеи по поводу выхода из неудачной ситуации. Таким образом, вы не унизите его достоинство, а наоборот, покажете, что доверяете ему и предоставляете возможность самостоятельно исправить недочёты.
  • Посмотрите статью «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?», там изложены техники, которые окажутся полезными, если начнётся словесная перепалка и вся конструктивность замечаний будет под угрозой.
  • Поделитесь собственным опытом, то есть расскажите о своих промахах, переживаниях по их поводу. Это покажет подчинённому, что вы не стремитесь в данный момент показать своё доминирование и самоутвердиться, а действительно хотите помочь.
  • Никогда ни при каких условиях не переходите на личности, иначе вы рискуете испортить отношения и посеять комплексы у собеседника. Ведь даже детям говорят об их поведении, а не характере, к примеру: «Ты очень хороший, просто твоё поведение было сегодня плохим». Банально, но малыш уже слышит, что не он неправильный сам по себе, а только какой-то его поступок, который возможно исправить, в отличие от темперамента и прочее.
  • Никакие правила не помогут, если вы хотите раскритиковать те вещи, которые не подлежат изменениям. Поэтому, если вам неприятен голос собеседника, нет никого смысла ему об этом говорить. Лучше поработайте над тем, почему такое к нему отношение и как его изменить.

Обратная сторона

Чем больше ответственности, тем больше обязательств и власти. Поэтому, если вам сделали замечание по работе – это значит, что она ценна.

Допустим, к вам никогда не было бы претензий, никто бы не обращал внимания на ваши труды и знания, как бы вы себя ощущали? На каком уровне была бы ваша самооценка? Человек не может развиваться и совершенствоваться только на похвале, иначе его восприятие окружающего мира будет искажено.

Поэтому старайтесь придерживать амбиции, если вам хотят помочь, указывая на недочёты, воспринимайте каждую ошибку как зону ближайшего развития, над которой надо поработать, чтобы стать совершеннее и опытнее. Удержитесь от оправданий, они совсем не помогут, лучше как можно быстрее приступите к исправлению ситуации.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Мы на ошибках учимся и приобретаем опыт, поэтому будьте терпеливы как к себе, так и к окружающим. Успехов вам и свершений!
Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: http://qvilon.ru/psihologiya/konstruktivnaya-kritika.html

Конструктивная критика

Конструктивная критикаКонструктивная критика - психология

Конструктивная критика — это критика, после которой становится ясно, как исправить ошибку и не допустить похожую в будущем.

Но часто ли нам приходится сталкиваться с трезвомыслящим мнением окружающих по поводу нашей деятельности? Можно пересчитать на пальцах, сколько раз нас критиковали по делу и удивиться, что в большинстве случаев именно неконструктивной критикой нам отбивали желание работать и совершенствоваться.

Чтобы научиться принимать любую критику, нужно, прежде всего, самим правильно определять границы разумного вмешательства в чужие дела и пространство души.

Существуют определенные правила конструктивной критики, которые нужно всегда учитывать, оказавшись в определенной ситуации, требующей критики.

Для начала стоит выяснить, как самому реагировать на критику. Принять критику спокойно и уравновешено — это большое искусство. Помните, что наличие критики намного лучше, чем ее отсутствие. Если вас не критикуют — значит вы никому не интересны.

Хотя, бывают случаи, что вас просто боятся критиковать, после того, как вы от очередного не особо желанного разговора в ваш адрес взяли отпуск и ушли лечить депрессию. Так нельзя, потому что критика способна не только указать вам на ошибки и исправить их, но и подсказать новые направления решения проблемы.

Если вас критикуют — значит в ваши способности верят и желают, чтобы вы совершенствовались. Необходимо благодарить человека за любую критику. Во-первых, это будет характеризовать вас как человека воспитанного и благоразумного.

Во-вторых — у вас будет возможность на спокойных тонах выяснить, конструктивно ли человек подошел к вашей проблеме и уверен ли он на 100% в своей правоте. Если нет — не стоит говорить: «Я так и знал, это всего лишь твоя субъективная оценка».

Иногда субъективная оценка хоть и не совершенна, но способна указать на такие минусы, которые бы не заметили даже люди, оценивающие объективно. Если же вы признаете критику — значит вы принимаете на себя ответственность исправить свои недостатки. Отнеситесь к этому серьезно и посмотрите на себя со стороны.

Пока вы смотрите на себя со стороны, представьте, как бы выглядели вы в ситуации, которая требует от вас критики. А поступать нужно очень терпеливо и спокойно. Ориентируйтесь на поведение человека, критикующего вас, и подумайте, в чем он допускает ошибку и в чем не ошиблись бы вы. Самое время запомнить некоторые правила конструктивной критики.

Никогда не навязывайте свое мнение. Умейте слушать собеседника и не перебивайте его своими, на ваш взгляд, 100%-но правильными доказательствами правоты.

Всегда ведите разговор в доброжелательном тоне. Даже если вам неприятен собеседник — вы не имеете права относиться к нему предвзято и язвить при первой же удобной возможности.

Если вам предстоит критиковать человека, начните с похвалы.

Это всегда внушает надежду на то, что все не так плохо и все можно исправить, но обязательно стоит сказать: «Сегодня, увы, не получилось».

Человек, которого критикуют, должен получить равномерное количество и похвалы и неприятной критики. Это похоже на процедуру перекрывания оценки «3» оценкой «5», чтобы вывести за четверть «4».

Если вы критикуете дело — ни в коем случае не переходите на личности и не смейте в насмешливой форме оценивать поступки человека и его оправдания.

Критика — это не повод унизить человека и сделать его самооценку ниже нуля.

Если вы мудрый человек — вы сделаете так, что ваш оппонент не только исправит ошибку, на которую вы указали, но и с большим рвением начнет исполнять свою работу, показывая потрясающие результаты.

Употребляйте фразы, которые способны мотивировать человека к уверенности в себе. Не бойтесь говорить, например: «У меня были ранее точно такие же проблемы. Но со временем вы привыкнете и все будет стабильно и хорошо.

А пока нужно внимательно поработать над собой». Не стоит говорить человеку: «Как же так? Ведь я на вас рассчитывал!». Это напрочь убивает веру в себя.

Будьте деликатны, не позволяйте себе никаких грубостей, но и не умалчивайте, если выполненная работа вас не устраивает.

Конструктивная критика — это проявление мудрости человека, который желает выполнить или получить максимально эффективную работу.

Если вы, к примеру, работодатель — от конструктивности вашей критики зависит настроение работников и успех вашего предприятия.

Если вы связаны с другим поприщем идей и их реализации, помните, что конструктивная критика повышает не только работоспособность, но и самооценку, чтобы в дальнейшем определенная работа максимально эффективно выполнялась сильным и уверенным в себе человеком.

Источник: http://strana-sovetov.com/psychology/6329-konstruktivnaya-kritika.html

Что такое конструктивная критика и как на нее реагировать?

Никто из нас не любит, когда кто-то осуждает его действия, а тем более, называет неправильными или плохими. Но критика не всегда бывает беспощадной. К примеру, в бизнес среде известно такое понятие, как конструктивная критика.

Ее главной задачей является не унижение человека, а, наоборот, признание его достоинств и указание на недостатки.

Впервые этот вид критики начали использовать очень давно, и теперь он высоко востребован в развивающихся компаниях.

Зачем нужна конструктивная критика?

Многие специалисты уже научились относиться к подобному с доброй душой, но некоторые до сих пор не понимают, зачем нужна конструктивная критика и в чем ее польза.

Первое, на что она направлена – это объективно оценить поступок или труд человека и, если в нем есть изъяны, указать на них. Это делается для того, чтобы он мог исправить какие-то свои ошибки, а, возможно, по-новому взглянуть на свою работу.

Второе, что приносит такой анализ – это самосовершенствование. Иногда мы настолько погружаемся в работу, что не замечаем каких-то проблем.

В конце концов, нам начинает казаться, что мы все сделали как нельзя лучше. Тут вовсе не лишним будет взгляд со стороны, а особенно, дружеского лица.

Незаинтересованный наблюдатель сможет сразу же выявит то, что мы пропустили или не увидели, подаст новую идею.

Как реагировать на конструктивную критику?

Самое сложное в этом вопросе не то, как выслушать чужие замечания, а то, как на них отреагировать. Далеко не каждый способен со спокойной душой согласиться с тем, что он не прав или может сделать столь грубую ошибку и не заметить ее.

Поэтому сразу же уясните себе первое правило – никогда не воспринимайте критику слишком близко к сердцу, особенно если она касается работы. Тот, кто не желает вам зла просто пытается предостеречь вас от ошибки, а потому вы должны спокойно его выслушать.

Не думайте, что если вы сделали что-то не так, значит, все, вы неудачник. Нет. Ошибки учат нас, позволяют приобрести новые знания и стать лучше.

Читайте также:  Ассоциация. ассоциативные связи и цепочки. - психология

Постарайтесь выслушать все претензии спокойно, а еще лучше запомните их (или запишите) и проанализируйте каждую из них.

Поменяйте свое мнение о критике и не бойтесь ее. Наоборот, начните воспринимать ее как что-то необходимое для вашего карьерного роста. Иногда очень полезно выслушать критические замечания, чтобы оценить свою работу по-настоящему (а не только с сугубо личной стороны).

Сохраняйте хорошие отношения с тем, кто осмелился вас критиковать. Человек, который смело заявил вам о каких-то проблемах, хочет вам помочь. И это у него может получиться, ведь он трезво подходит к оценке ситуации, в отличие от вас.

Во время подобного разговора, заставьте себя улыбаться и видеть что-то хорошее во всем этом. Улыбка сразу же улучшает настроение и позволяет расположить к себе недружелюбно настроенных людей.

Примите к сведению все претензии и постарайтесь предложить компромиссные способы выхода из сложившейся ситуации.

Умение правильно воспринимать критику позволит вам научиться чувствовать себя спокойно во время подобных разговоров. К тому же, исправив ошибки, вы повысите эффективность своего труда.

А вообще, такая практика позволит вам научиться: честно выделять свои проблемные зоны, работать со своими недостатками и развиваться на пути к успеху.

Конечно, критика бывает разной, а потому нужно уметь выделять конструктивную критику среди той, что направлена на унижения личных качеств. Те персоны, которые только тем и заняты, что обсуждают всех и каждого, вообще не знают, что такое конструктивная критика, а потому их замечания должны волновать вас в самую последнюю очередь.

Читайте также

Источник: http://dolio.ru/chto-takoe-konstruktivnaya-kritika-i-kak-na-nee-reagirovat/

Критика деструктивная и конструктивная

Многие люди с трудом принимать критику. Кто-то обижается, кто-то злится, а у кого даже понижается самооценка и он может отказаться от начатого, боясь снова столкнуться с критикой. Но стоит иметь в виду, что критика носит и позитивный момент, особенно конструктивная критика.

Наш мир устроен так, что в нем есть, была и будет присутствовать всегда критика со стороны окружающих, чтобы вы не сделали, потому что любые поступки, слова, достижения в других людях всегда вызовут тот или иной отклик, который и будет выливаться как деструктивная или конструктивная критика, или восхищение.

Критика может быть направлена на продукт творчества, результат работы человека, его поступки и личность.

Как уже говорилось, критика бывает конструктивная и деструктивная.

 Конструктивная критика — это анализ деятельности человека, продукта этой деятельности, его личности, указание уязвимых мест в том, что сделал человек или слабых черт его характер, последствие его поступков.

Конструктивная критика объективна, является констатацией фактов, изначально не высказывается в негативном аспекте и всегда обосновывается, почему человек так или иначе считает.

И только, если человек не умеет принимать критику в свой адрес и реагирует негативно, то может получить также негативный отклик от критика на свою неадекватную реакцию. И тогда критика может перейти в конфликт, спровоцированный человеком, не умеющим принимать критику, а значит не умеющим быть объективным к самому себе и своим делам.

Конструктивная критика может помочь увидеть себя со стороны, глазами окружающих, увидеть реальные недостатки или недочеты продукта своей деятельности, другие варианты решения ситуаций или задач, увидеть давно старое и привычное с новой стороны, позиции и т.д.

И благодаря всему этому человек может усовершенствовать свой продукт творчества или результат работы, прояснить непонятные другим людям моменты, или изменить некоторые качества своего характера, изменить к чему-то свое отношение. То есть умея принимать критику, человек самоусовершенствуется и улучает свою жизнь.

От того конструктивная критика не только нужна, но и полезна.

Поэтому если друзья боятся высказывать свое объективное мнение, чтобы не обидеть дорого человека, они несут ему вред, так как показывая другу свою позицию, отличную от его собственной, вы помогаете человеку узнать что-то новое, увидеть в себе что-то новое, изменить что-то или найти решение трудной для него ситуации.

Но помните, что важно то, как вы высказываете критику, от этого человек ее примет или отвергнет. Позитивно высказанная критика и обоснованная воспринимается другим человеком легче, а значит больше шансов, что он вас услышит и предпримет какие-то действия. Негативно высказанная критика, воспринимается как обвинение и вызывает в человеке обиду или (и) гнев. И вместо того, чтобы вас услышать, он начнет защищаться или обвинять вас.

Деструктивная критика субъективна, не имеет отношения к реально обстоявшим делам.

Высказывается обычно в агрессивной манере, так как человеком движет не желание понять собеседника, его позицию или понять предоставляемый его обозрению объект, а желание самоутвердиться, показать самого себя с лучшей стороны, возвысится, почувствовать свою значимость, авторитет в данной области.

Он всегда воспринимает ревностно других людей, кто в данной области достиг результатов или вызвал интерес окружающих, так как привык быть в собственных глазах непоколебимым авторитетом, и его ранит, если кто-то привлек внимание к себе больше, чем он сам или предложил идею или продукт, о которых он не имел ранее представление и т.д.

, то есть поколебалась его вера в то, что он он все знает, что он лучше всех, что только он прав. И чтобы преодолеть возникшее неприятное для него чувство, он начинает критиковать того, человека, который стал причиной, что в нем взыграли его комплексы неполноценности.

Критикуя он стремится обесценить личность и результат деятельности этого человека, чтобы почувствовать себя лучше него, важнее его, выше его. При данном виде критики всегда переходят на личности. То есть, как видите, таким критиком движут его комплексы неполноценности, а не желание найти истину или что-то усовершенствовать. По той же причине некоторые люди, критикуют более успешных людей, чужие достижения только потому, что хотели бы сами оказаться на их месте.

Высказывая деструктивную критику, человек стремится не столько принизить того, кому направлена критика, сколько возвысить самого себя в собственных глазах.

Обычно такие люди не умеют вести конструктивный диалог и часто переходят на личности и оскорбления, принижение и обесценивание своего собеседника или его деятельности.

Поступают они так, потому что в данный момент почувствовали себе в чем-то хуже — менее умным, менее успешным, менее красивым, менее разбирающимся в данном вопросе, менее реализованным как личность или специалист и т. д., в зависимости какой комплекс неполноценности у данного человека наиболее силен.

И, критикуя другого человека и его деяния, он на самом деле рассказывает о самом себе, приписывая все эти качества другому человеку, а порой даже и собственные поступки.

Или же представляет самого себя на месте более успешного, по его ощущениям, в чем-то человека, хотя в большинстве случаев он боится в этом признаться даже самому себе, он рассказывает как бы он сам поступил, что бы он сделал, если бы у него были бы такие же возможности, способности или достижения, то есть говорит о своих скрытых желаниях, которые часто отрицаются, подавляются, и из-за этого и его комплексов неполноценности не могут быть реализованными.

Поэтому деструктивную критику не стоит брать в расчет, лично вас и результатов вашей деятельности она никак не касается. Но тем не менее, деструктивная критика также может принести пользу. И как минимум при деструктивной критике вы многое узнаете о самом критике. Возможно некоторая информация вам может пригодиться или позволит его понять.

Благодаря данному виду критики вы можете развить в себе терпимость, толерантность к другим людям, их недостаткам, комплексам. Постарайтесь не принимать данную критику на своей счет, представьте, что вы внутренне как бы отодвинулись от нее, она не имеет никакого отношения к вам.

Постарайтесь понять человека почему он начал критиковать, чего ему не хватает в жизни, от чего он так несчастен. Мысленно посочувствуйте ему.

Если вы не можете понять деструктивная это критика или конструктивная, то представьте, что вы смотрите на себя, свои поступки или результат своего труда со стороны, и попробуйте «примерить» все то, что говорит критик. Что видите? Это соответствует, вы увидели что-то новое, узнали то, чего ранее не знали? Или же это беспочвенные обвинения?

Также стоит учитывать, что если вы создали что-то, то это рассчитано на определенную аудиторию, и не все это поймут и тем более примут, и соответственно будет критика со стороны людей, не принадлежащих на рассчитанную аудиторию в таком случае, если вы хотите расширить границы своей аудитории, то пересмотрите свое творении и соответственно усложните или упростите. Как в прочем, не все ваши жизненные ценности, взгляды, а значит и дела будут приниматься всеми людьми, а только теми, кто их разделяет. И в данном случае задайте себе вопрос стоит ли тогда принимать критику людей, которые вас не понимают и при всем желании даже не смогут понять, поскольку живут совершенно другими ценностями, взглядами, целями? И критика в данном случае вызвана только тем, что вы отличаетесь от них, не такой как они, живете не так, как они. Поэтому при данных обстоятельствах критика может быть как конструктивной: в случае если вы недовольны качеством своей жизни, а критик видится более счастливым, то есть смысл прислушаться и что-то изменить в самом себе или в своей жизни. Так и деструктивной, если вы довольны своей жизнью, вы воспринимаете свою жизнь и окружающих позитивно, то данная критика вас не касается, а говорит только о неумении критика понимать, принимать, учится, развиваться, о его некоторой ограниченности.

Поэтому не бойтесь критику какой бы она не была, а принимайте ее с благодарностью.

То же самое касается и самокритики. Она может быть как конструктивной, то есть позволяющей человеку увидеть себя, свои поступки, следствие своих поступков, продукт своего творчества и т. д.

объективно, со стороны, найти ошибки, если они были, то сделать выводы, исправить или усовершенствовать то, что есть, или же наоборот, оценить свой успех и закрепить его.

При конструктивной самокритике человек не испытывает к себе негативных эмоций, он контактирует факт наличия ошибки: например, он не правильно на что-то среагировал и его реакция повлекла те или иные последствия.

Его цель найти причину своей ошибки, понять ее, далее сделать выводы, научится чему-то новому. Простить себя за ошибку. И уже в будущем при подобных обстоятельствах уже не повторять данную ошибку, реагировать по другому. То есть конструктивная самокритика всегда ведет к самоусовершенствованию.

Деструктивная самокритика — разрушительна, человек себя занижает, обесценивает себя и свои достижения, завышает требования, ставить невыполнимые задачи. И чего бы он не добился в жизни, он всегда будет собой недоволен. Он не умеет ценить то, что у него уже есть. Склонен себя обвинять, часто чувствует вину.

Он не способен радоваться жизни, от этого несчастен и жизнь его приходит в некоторой гонке за «недостижимым» и сопровождается внутренним конфликтом. Что довольно часто приводит к депрессии или потери смысла жизни, чувству внутреннего одиночества и т. д.

Поэтому не будьте слишком требовательны к себе, оставайтесь реалистом, ставьте себе только те цели, которые вы можете достичь. И, конечно же, цените то, что имеете, благодарите себя за свои достижения. Критика хороша в меру и только если она объективна, а не переходит к самобичевание, самообвинение.

Это только вас разрушит, но никак не изменит в лучшую сторону сложившиеся обстоятельства или вас самого.

Не существует ни одного человека, который бы не подвергся критики, так стоит ли так близко все брать к сердцу? Обижаться? Злиться? Попробуйте направить критику, какой бы она не была, во благо себе.

Посмотрите на то, что критикуют со стороны, как сторонний наблюдатель, попробуйте применить услышанную критику в свой адрес, но только как конструктивный момент, а не деструктивный, то есть посмотрите как вы можете усовершенствовать результат своего труда, самого себя, увидев что-то новое в самом себе, найти новое решение возникшей ситуации, улучшить свой продукт творчества. И тогда вы не будете боятся критика, она не будет вас обижать или задевать, а будет только помогать, независимо в какой форме она была высказана и какая у нее была цель. Главное, что она вам помогла, сделала лучше, сильнее, а не разрушила. Помните, что важно именно ваше отношение к критике и ее применение на пользу себе, а не те слова, которые были произнесены.

Читайте также:  Переживания жены: муж задержался - психология

Будьте терпимы и цените себя!

Ю. Дефуа

Источник

Источник: http://polet-dushi.ru/psixologiya/kritika-destruktivnaya-i-konstruktivnaya/

Конструктивная критика: основы здоровой критики и как этому научиться

Автор: Elena

02.03.2017 в 08:17

Здравствуйте, дорогие друзья!

Критика способна не только подтолкнуть человека к мотивации, но и посеять зерна неуверенности в сердце, что чревато глубинными и неприятными процессами в жизни.

Желание указать на ошибки, под видом благих намерений, очень редко приводит к положительным изменениям в ситуации. Зачастую, люди слишком болезненно реагируют на критические замечания. Они закрываются, испытывают неудовлетворенность собой, а дальше попросту не слышат оппонента, даже если он советует дельные вещи.

Как научиться критиковать правильно? Ведь овладев таким ценным навыком, личность может более грамотно выстраивать карьеру, не переживая о том, что отношения с коллегами, да с людьми в целом, потерпят фиаско.

В сегодняшней статье мне хотелось бы рассказать вам о том, как критика может приобрести созидательное направление и добавить вам еще один скилл освоенных умений в здоровой коммуникации.

Конструктивная критика — это бесценный инструмент для воспитанного человека, имеющего в своих руках не только профессиональные аспекты, но и адекватное восприятие общения, как такового.

Любой живой человек, что начал активно внедрять свои планы и находить идеи, всегда подвержен критике. Даже озвучивание своего мнения публично или в компании людей — всегда идет рука об руку с комментариями от слушателей. И они не всегда говорят то, что вы хотите услышать.

И здесь очень важно уметь вырабатывать адекватные реакции на критику, чтобы не опустить руки, а наоборот, пойти дальше, добиваясь заслуженных высот и успеха.

На что способна критика

На самом деле, от отношения личности к критике, что под видом лавины обрушилась на его психику, действительно, зависит многое!

Да, для одних особей она может стать неким поводом для раскрытия личностного роста и потенциала, но для большинства — это настоящий дестабилизирующий действие фактор, что буквально блокирует попытки адекватно расценивать услышанные замечания в свой адрес.

Именно по этой причине, не разумная реакция на критику способна разрушить отношения не только с коллегами, где баталии являются одним из действенных способов сформировать идеальную идею, но и отношения с близкими домочадцами.

Существует не один пример того, как люди испытывали серьезные провалы и неудачные способы подать себя миру только потому, что они были избавлены критики. И также, не один пример есть того, как особи панически избегали успешных проектов, по причине ожидания шквала замечаний, а поэтому, так и не брались за дело.

Думаю, для того, что выстроить оптимальный защитный слой на критику, необходимо разобраться в ее видах, тем самым понимая суть зарождения реакций на сказанное.

Критика конструктивная

Критика конструктивного типа прежде всего направлена на помощь человеку. Вы озвучиваете свое искреннее мнение для того, чтобы дать качественную оценку действиям, пути мышления и позиции, чтобы принести пользу, а не возвысить себя над особью.

Зачастую, этот вид критики выражается с помощью конкретного, объективного анализа или в форме ненавязчивых советов. Это могут быть рекомендации, примеры из личной жизни или даже основы вашего колоссального опыта.

Но по каким признакам или намекам можно с точностью определить, как вас критикуют?

Признаки наличия в диалоге «здоровой» критики

1. Объективность подачи

В таком случае, критикующий вас человек непременно избежит подчеркивания своей правоты и доказывания правдивости собственных умозаключений. То бишь, он не станет претендовать на истинное трактование советов, мыслей и убеждений, постоянно ссылаясь только на свое мнение.

2. Конкретика

Критикующий человек, выбравший тактику конструктива, избежит формулировки «Все плохо!». Он укажет вам на детали или пункты, что вызывают у него замешательство, неуверенность или сомнение.

3. Четкие аргументы

Критика обязана обосновываться на аргументах. Иначе — это банальное оспаривание чужой идеи без конкретной цели. Вот не нравится, и все тут! Поэтому, конкретика в фактах должна быть основой построения комментариев.

4. Профессионализм

Критик должен ссылаться на имеющиеся знания в вопросе дела, подтверждать ее личными примерами из жизни, опытом в профессии или вопросе, который подлежит оговариванию.

5. Отсутствие перехода на личности!

В этом виде критики акцент сделан не на личности, а на ее действиях, ходе мыслей и убеждениях. Человек демонстрирует уважение к теме, выводам и проведенной работе.

6. Положительные аспекты

Указание на успешные моменты, умозаключения и выводы, являет под собой фундамент конструктивной манеры критиковать.

7. Альтернатива

Правильно критикующий человек, всегда поможет с советом, если опровергает уже имеющиеся предложения. То бишь, если вы говорите «Нет», вам нужно обязательно предложить свою версию решения вопроса или смириться с имеющимся, стараясь найти в нем и положительные стороны.

Деструктивная критика и причины

Деструктивная критика — это пустое выражение негативно настроенного мнения без явной миссии или даже с корыстными целями. В этом виде критики личность настолько не желает оппоненту помочь, что сводит все содержание болтовни, к указанию на оплошности и тупость. Но из-за чего это происходит и каковы основные причины?

  • Желание манипулировать человеком и использовать его действия в своих целях;
  • поиск недостатков может быть вызван приступами зависти к успешному начинанию;
  • упование процессом, что означает стремление подчеркнуть свою значимость и возвыситься в глазах собеседника;
  • желание самоутвердиться за счет другого, почувствовать себя экспертом в вопросе;
  • эгоизм, упертость и неуважительное отношение к людям;
  • поводом для деструктива выступает отличие идеи индивидуума от остальных предложений, что могли выдвигать массы.

Важно уметь правильно реагировать на все виды критики, чтобы совершенствоваться и идти дальше по жизни с высоко поднятой головой!

Правильная реакция

  • Поддерживайте свою самооценку положительными аффирмациями и не теряйтесь;
  • обязательно отделите собственные эмоции на сказанное от советов и рекомендаций;
  • найдите способ поверить в себя;
  • обдумайте свой ответ, прежде чем отреагировать на деструктивную критику, старайтесь не попасться в ловушку и контролировать эмоциональный накал. Помните о том, что провокатору нужно, что бы вы выпали из равновесия;
  • если все люди критикуют одно и то же, но разными способами, то задумайтесь об этом и не принимайте близко к сердцу высказывания;
  • соблюдайте спокойствие, используйте рациональное мышление и улыбайтесь, это всегда обезоруживает!

На этом точка!

Источник: http://elenarou.ru/kak-nauchitsya-delat-konstruktivnuyu-kritiku-i-samosovershenstvovatsya.html

Конструктивная критика: правила и методы, техника применения

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает.

И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути.

В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Полезный конструктив
  • Неконструктивная критика
  • Учимся критиковать

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни.

Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи.

Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт.

И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать.

Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Неконструктивная критика

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» — отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.

В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает — остается загадкой.

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

Источник: http://YaPsiholog.ru/tehnika-i-metody-konstruktivnoj-kritiki/

Ссылка на основную публикацию