Личность с разных точек зрения и глазами разных специалистов — психология

Личность с разных точек зрения и глазами разных специалистов

Личность с разных точек зрения и глазами разных специалистов - психология

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. Конкретный взгляд на то, что такое личность, определяется точкой зрения: кто смотрит на человека и какие проявления ему интересны.

Гражданская точка зрения

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее, «лицо», ее интересует ваше ФИО, прописка и отсутствие нарушений перед законом.

Для юриста личность — это то, что имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав. Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка немного ответственности, у него немного и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще не полная, не сформировавшаяся личность. Личность, но маленькая.

Взгляд подростка

Для подростков, как правило, личность — это то, что позволяет одному имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг.

Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее — ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой, а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность — это подвиг.

Взгляд романтика

Личность — это бесконечная загадка, которой можно и обязательно нужно заниматься всю жизнь. Разгадка ее равносильна смерти.

Мужской и женский взгляд на личность, личностный рост и развитие

Согласно женскому видению, личность — это человек с богатым внутренним миром, умеющий чувствовать, любить и прощать. По мужской модели и согласно мужскому (научному) видению, личность — человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. См.→

Взгляд психолога

Личность для психолога – не загадка, а то, что описывается вполне конкретно как выраженность тех или иных черт и особенностей, отличающих его от других людей. Точнее — то, что внутренне, сущностно отличает его от других.

То, что вообще отличает одного человека от другого — это его индивидуальность, а внутренние механизмы этих отличий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека) — это то, что является личностью для психологов.

Для психологов личность — это тот внутренний стержень, который, когда-то сформировавшись, являясь сплавом врожденного и приобретенного, теперь определяет его желания, ценности, его дальнейшие взгляды и поступки.

Главный вопрос: «Почему человек ведет себя так, а не иначе? И от чего в одинаковых ситуациях разные люди ведут себя по-разному?»

Личность, как внутренний стержень человека, источник его мотивов, активности и самостоятельности — есть в той или иной степени у каждого душевно здорового, сформировавшегося человека. Подробнее смотри У кого есть личность — и какая?

Взгляд этика

Этики и психологи понимают личность существенно по разному. Для психолога любой сформировавшийся человек, имеющий своеобразие черт и особенностей — личность. Для психолога преступник — вполне личность: личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей.

Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы.

Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто готов на поступок и совершает поступки, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность.

Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты, всей своей жизнью, принесешь людям?

Хороший вопрос самому себе: «Насколько я — Личность?»

Взгляд конструктора (строителя, Мастера жизни)

Синтон предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не прошлые заслуги и прегрешения, не то, что уже состоялось, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать. Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности.

Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит.

И что дальше? Делать-то с этим — что?

Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Близкие понятия

Я — то, с чем себя отождествляет человек, а также тот, кто себя с чем-то отождествляет.

Характер — способность человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения. Шире — любые стабильно воспроизводящие особенности поведения, мышления и реагирования людей. Именно в этом смысле для многих психологов-исследователей понятия «личность» и «характер» являются по факту синонимами.

Индивидуальность — особенности конкретного человека. Любит он водку или поспать, рыжий он или молчаливый — это все его особенности, его индивидуальность.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/lichnost_s_raznyh_tochek_zreniya_i_glazami_raznyh_specialistov

Личность в психологии — блоги творческих и интересных людей

Личность в психологии - блоги творческих и интересных людейЛичность в психологии Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.
К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.

К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность.

В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности.

Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей. Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой.

При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей. Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А.

Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми.

Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н.

Леонтьев (см.→), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.→). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Личность в основных психологических теориях

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж.

Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И.

Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.→

Личность в основных разделах психологии

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития.

Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность.

В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила.

А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Отсюда следующее (поведенческое) определение личности — это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по В.Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.→ Личность с разных точек зрения и глазами разных специалистов Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. Конкретный взгляд на то, что такое личность, определяется точкой зрения: кто смотрит на человека и какие проявления ему интересны.

Гражданская точка зрения

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее, «лицо», ее интересует ваше ФИО, прописка и отсутствие нарушений перед законом.

Для юриста личность — это то, что имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав.

Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка немного ответственности, у него немного и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще не полная, не сформировавшаяся личность. Личность, но маленькая.

Взгляд подростка

Для подростков, как правило, личность — это то, что позволяет одному имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг.

Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее — ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой, а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность — это подвиг.

Читайте также:  Объект - психология

Взгляд романтика

Личность — это бесконечная загадка, которой можно и обязательно нужно заниматься всю жизнь. Разгадка ее равносильна смерти.

Мужской и женский взгляд на личность, личностный рост и развитие

Согласно женскому видению, личность — это человек с богатым внутренним миром, умеющий чувствовать, любить и прощать. По мужской модели и согласно мужскому (научному) видению, личность — человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. См.→

Взгляд психолога

Личность для психолога – не загадка, а то, что описывается вполне конкретно как выраженность тех или иных черт и особенностей, отличающих его от других людей. Точнее — то, что внутренне, сущностно отличает его от других.

То, что вообще отличает одного человека от другого — это его индивидуальность, а внутренние механизмы этих отличий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека) — это то, что является личностью для психологов.

Для психологов личность — это тот внутренний стержень, который, когда-то сформировавшись, являясь сплавом врожденного и приобретенного, теперь определяет его желания, ценности, его дальнейшие взгляды и поступки.

Главный вопрос: «Почему человек ведет себя так, а не иначе? И от чего в одинаковых ситуациях разные люди ведут себя по-разному?»
Личность, как внутренний стержень человека, источник его мотивов, активности и самостоятельности — есть в той или иной степени у каждого душевно здорового, сформировавшегося человека. Подробнее смотри У кого есть личность — и какая?

Взгляд этика

Этики и психологи понимают личность существенно по разному. Для психолога любой сформировавшийся человек, имеющий своеобразие черт и особенностей — личность. Для психолога преступник — вполне личность: личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей.
Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы.

Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто готов на поступок и совершает поступки, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность. Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность.

Сколько ты, всей своей жизнью, принесешь людям? Хороший вопрос самому себе: «Насколько я — Личность?»

Взгляд конструктора (строителя, Мастера жизни)

Синтон предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не прошлые заслуги и прегрешения, не то, что уже состоялось, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать.

Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой.

Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что? Делать себя Личностью.

Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Близкие понятия

Я — то, с чем себя отождествляет человек, а также тот, кто себя с чем-то отождествляет.
Характер — способность человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения. Шире — любые стабильно воспроизводящие особенности поведения, мышления и реагирования людей.

Именно в этом смысле для многих психологов-исследователей понятия «личность» и «характер» являются по факту синонимами.
Индивидуальность — особенности конкретного человека. Любит он водку или поспать, рыжий он или молчаливый — это все его особенности, его индивидуальность.

ИСТОЧНИК http://www.psychologos.

ru/articles/view/lichnost_…

Количество просмотров: 710
Количество комментариев: 0
Личность
Рубрика: Блоги ~ Личные блоги
: 23.11.2013© Copyright: ЛюдмилаПросмотреть профиль автора

:00

Источник: https://www.beesona.ru/id4544/blogs/832/

Формирование личности с точки зрения пренатальной психологии

   Большинство людей понимают, что на нашу жизнь, характер и убеждения влияет то, в каких условиях мы росли в детстве, как нас воспитывали, что внушали и так далее. Кто-то слышал и о том, что события в период беременности также влияют на судьбу будущего ребенка. Но далеко не каждый знает, что на нас оказывает влияние в том числе и происходящее задолго до нашего рождения.

   Этими вопросами занимается пренатальная психология. Она изучает влияния, которые возникают в следующие периоды:

  • Зачатие
  • Беременность
  • Роды
  • Ранний период после родов

Но также она рассматривает и период до зачатия.

Наш реальный возраст. Как мы появляемся?

   Мы знаем из биологии, что появились из соединения двух клеток – мужской и женской. Таким образом, каждый из нас состоит из двух начал – мужского и женского.

При этом первая клетка нашего организма (яйцеклетка) появилась в животе нашей мамы, когда она сама находилась в животе у нашей бабушки на третьем или четвертом месяце беременности. Таким образом, возраст вашей биологии исчисляется с момента появления вашей первой клетки.

И с точки зрения многих специалистов по пренатальной психологии на формирование нашей личности повлияло:

  • Все, что происходило с бабушкой с третьего месяца беременности
  • То, что переживала наша мама от ее рождения до нашего

   И тогда то, что мы сейчас думаем, чувствуем, то, как живем – зависит в том числе и от тех далеких событий. Но мы не будем так сильно углубляться, а постараемся сначала разобраться с тем периодом, которым нам более доступен: от момента зачатия примерно до возраста 7 лет.

Зачатие

   Оно является ключевым моментом. И если оно происходит осознанно, то есть родители действовали согласованно, любили друг друга, то огромное количество проблем будущему ребенку будет просто незнакомо.

Но, к сожалению, в большинстве случаев это не так, и мы имеем массу сложностей, так как цепляем шаблоны, страхи, сценарии и убеждения, которые мешают добиваться целей и быть счастливыми, просто мешают жить.

И есть главный сценарий, с которым ребенок рождается на свет, шаблон, который определяется в момент зачатия.

Периоды импринтинговой уязвимости

   Также есть два периода, которые называют периодами повышенной импринтинговой уязвимости – беременность и раннее детство. Импринтинг – явление запечатления или впечатывания, благодаря которому ребенок запоминает и копирует поведение окружающих, воспринимает и затем воссоздает атмосферу и отношения вокруг себя. Подробнее о нем вы можете прочитать здесь.

 

Первый период уязвимости – беременность

   Атмосфера и события, которые происходят в это время, очень сильно влияют на наши дальнейшие убеждения. Это происходит благодаря импринтингу. Плод в утробе уже обладает личностью: он чувствует, слышит и запоминает всё, что происходит вокруг него, и все эти реакции остаются с ним навсегда.

   
   Если ребенок был желанным, родители его ждали, радовались, говорили ему, что они его ждут – ребенок потом обладает внутренним счастьем и уверенностью в себе, которые помогают ему в любой жизненной ситуации. Он свободен от многих ограничивающих убеждений, обладает большей энергией, чем другие.

Но если у мамы были какие-то страхи, они отпечатываются в личности ребенка, становясь сценариями или программами.

   Поэтому очень важно, чтобы, когда женщина ждет ребенка, она всем своим ощущением давала ему возможность почувствовать, что он очень желанный, его очень ждут и этот мир для него. Потому что, когда ребенок желанный, а мама и папа говорят ему: «Мы ждем тебя. Вот скорее бы ты появился. Этот прекрасный мир ждет тебя», он может родиться гением.

   А если ребенок нежеланный, если, например, женщина узнала, что беременна, и начинает переживать: «А вдруг мужу эта новость не понравится?» или у нее включается страх: « А на что мы будем жить?», все эти мысли отражаются на теле в виде зажимов, которые чувствует и плод.

Процесс рождения

   Процесс рождения также оказывает влияние на нас и нашу судьбу, и это отдельная глубокая тема.

К примеру, если у родителей было много разных страхов и противоречий по поводу ребенка, очень часто это заканчивается трудными родами.

И, как правило, ребенок, с которым были трудные роды, особенно это касается кесарева сечения, рождается особенным. Не то, что отсталым, а другим. Это личность, которая сильно отличается от остальных.

Таким образом, пренатальная психология считает, что структура нашей личности во многом определена уже при рождении.

Второй период уязвимости – с рождения до 7 лет

   Это период открытого сознания, когда мы впитываем все, что чувствуем, слышим и видим, никак не фильтруя. И согласно полученной информации формируем свои убеждения, тем самым порождая сценарий на всю последующую жизнь.

Автоматизм

   Получается, по сути, мы не выбирали свои убеждения. Они были выбраны за нас. То, как мы воспринимаем мир и людей вокруг, как строим отношения, как реагируем – тоже во многом происходит по готовому шаблону.

   Мы исходим из автоматизма реакций и убеждений, которые были сформированы в пренатальный период. Они влияют на принятие решений, на действия. Например, когда вы не хотите реагировать определенным образом, но все равно реагируете. Вы наверняка можете вспомнить немало подобных ситуаций.

Автоматизм – не приговор!

   Но есть приятная новость: этот автоматизм, программы, которые у вас есть, можно поменять. Потому что вы не являетесь программой: каждый из вас является программистом своих собственных программ. Поэтому с этим можно работать.

Современная психология предлагает способы изменения личности, показывает, как менять в себе сценарии и шаблоны.

Это большая радость, что мы с вами можем жить не просто обусловлено, а можем сознательно реагировать и учиться, менять свои реакции и убеждения на полезные.

Вадим Куркин

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/formirovanie-lichnosti-s-tochki-zreniya-prenatalnoy-psikhologii/?sphrase_id=7910

Типология личности с точки зрения метафизической психологии

Типология личности с точки зрения метафизической психологии

Вслед за Гиппократом, Иммануилом Кантом и физиологом Иваном Павловым
философ Александр Чупров
предлагает в своем эссе собственную трактовку типологии личности человека…

●    ●    ●    ●    ●

Психология столетиями считалась «епархией» философии. В первой половине XVII века Декарт даже создал так называемую рациональную психологию, предметом которой, по замыслу основоположника этой науки, должна была быть человеческая душа как естественно-научный объект, в гносеологическом плане ничем принципиально не отличающийся от материальных объектов.

Спустя почти полтора столетия такой подход к душе вызвал резкий протест со стороны Канта. Этому он посвятил целую главу в «Критике чистого разума» («О паралогизмах чистого разума»).

Суть кантовской критики сводилась к тому, что недопустимо переносить понятия «душа», «мир как целое», «Бог», предмет которых не может быть дан в чувственном опыте, на эмпирическую реальность.

Не стану углубляться в этот заочный спор, который продолжается и после Канта вот уже более двух столетий, замечу только, что в вопросе о познаваемости человеческой души мне ближе не эти два очень разных дуалиста (Декарт и Кант), а позиция субъективного идеализма. Согласно этой позиции, спор о самой познаваемости души вообще не имеет смысла, поскольку душа дана каждому живому, то есть одушевленному (!), человеку как нечто самое действительное и самоё себя переживаемое. Иначе говоря, как самоочевидное бытие.

Другое дело, что менее всего мне хотелось бы ограничить универсум своим «Я»: в таком случае оставалось бы одно – повеситься от одиночества, скуки и тоски. Для меня вопрос о самопознании души может быть поставлен только как вопрос о самопознании человека (рефлексии), а уж методы и способы познания, подходы и т.п. – это «дело техники» и, конечно, споров.

Читайте также:  Авторитет: научное определение - психология

●    ●    ●    ●    ●

Общеизвестно традиционное, идущее от Канта (а можно вспомнить даже Гиппократа, V век до н.э.) и академика И.П. Павлова деление людей по их темпераменту на холериков и флегматиков, сангвиников и меланхоликов. Правда, Кант различал два типа темперамента: темпераменты чувства (меланхолики и сангвиники) и темпераменты деятельности (флегматики и холерики).

На первый взгляд несколько странная классификация: можно подумать, что первые не осуществляют никакой деятельности, а вторые не имеют никаких чувств. Но Кант, как всегда, прав. В сфере чувств полярны меланхолики и сангвиники: один чувствует преимущественно себя, другой способен чувствовать и другого. В сфере деятельности полярны флегматики и холерики: у них различна скорость реакций.

Не случайно «темперамент» – понятие в первую очередь количественное, как скорость протекания жизни (лат. temp – «время») и реакций человека на изменяющиеся условия этой жизни.

И только во вторую очередь – это характеристика качественная (точнее, ценностная: хорошо – плохо), как смешение в человеке «плюсов» и «минусов» (см.

так называемый «круг Айзенка», в котором, правда, утрачена тонкость кантовской мысли).

Подобная типология не однажды варьировалась и дополнялась иными классификациями основных типов людей. Такова, например, типология личностей Карла Юнга в зависимости от типов мышления (1921), но ведь очевидно, что человек не может быть сведен только к стилю мышления. Помимо мышления, у человека есть и ощущения, и воображение, а также интуиция.

Есть и другие варианты психологической типологии людей. Например, эзотерическая, принадлежащая Курту Абрахаму, изложенная в книге «Психологические типы людей и их характеристики». Или, напротив, по телосложению, особенностям физиологии и соответствующему им психотипу (Кайл Сиго).

Или по принципу отклонений, точнее акцентуаций, в психике: шизоидный, эпилептоидный и другие типы (П.Б. Ганнушкин, Карл Леонгард, Андрей Личко).

Не сомневаюсь, что для практикующих эзотериков, психологов и психиатров эти концепции очень важны, но все они весьма далеки от собственно метафизики (философии).

Ниже я хочу представить свою типологию личности, которая в основе имеет учение о природных стихиях (воде, земле, воздухе, огне), а также мою гипотезу о корреспондирующих с четырьмя стихиями способностей человеческой души, а именно: воли, чувственности, рассудка и разума.

Идея, конечно, не нова (достаточно вспомнить бесчисленные гороскопы), однако сходство моей классификации с гороскопами скорее формальное, чем содержательное.

Ведь гороскопы «загоняют» каждую личность в какое-то определенное «стойло» в зависимости от даты рождения, тогда как мне хотелось бы обратного – увидеть в бесконечно разнообразных и неповторимых людях их типические черты.

И, оттолкнувшись от них, как от твердого берега, пуститься вплавь по безграничному простору неповторимой души каждого человека, с которыми меня сводила и сводит жизнь.

Но прежде – о четырех природных стихиях и четырех способностях человеческой души.

●    ●    ●    ●    ●

Вода, земля, воздух, огонь – это четыре стихии. Стихия – не физический объект.

Это не вода, текущая из крана; не земля, которую роет крот; не воздух, где 60% азота и 20% кислорода; и не огонь, с помощью которого мы прикуриваем сигарету от зажигалки.

Стихия – это природное первоначало. Оно объективно, вечно и исполнено энергии, силы, движения и способности взаимодействовать с иными тремя стихиями.

Именно так понимал воду, землю, воздух и огонь древнегреческий философ Эмпедокл (V в. до н.э.), называвший их «четверояким корнем» всех вещей, основой мироздания, в котором правят любовь и ненависть, соединяющие и разъединяющие эти четыре стихии.

В современной натурфилософской терминологии эти четыре стихии можно обозначить как энергию, материю, информацию и идею. Идея тут понимается не как мысль в голове человека и не как платоновский прообраз вещи. Всё предельно научно-материалистично: идея – это всякое отношение (от математического до социального), в котором нет и не может быть ни грана материи.

В каждой из четырех компонент объективного мира есть корреляты, присущие субъекту:

Энергия → Воля как способность желания. Материя → Чувственность (ощущения и эмоции).

Информация как внутренняя форма существования → Рассудок как способность анализировать данные чувственного опыта.

Объективная идея, или отношение → Разум как способность продуцировать понятия, идеи и идеалы, предмет которых не может быть дан в чувственном опыте (Кант).

Воля есть способность желания, или энергия субъекта. Но ей присуща и своя логика, и своя чувственность (эмоциональность). Воля, конечно, слепа, то есть лишена рассудочности, но именно сам факт существования воли обусловливает и придает смысл существованию рассудка. Воля интуитивна, поэтому она знает, куда ей устремляться, – туда, где она хочет и может быть.

Гуссерлевская интенциональность, присущая сознанию, есть не только устремленность сознания к предметности. Это ипостась воли, это энергия, придающая интеллекту движение, не позволяющая рассудку и разуму впасть в паралич определенности или «компьютерной» однозначности понятий. Воля памятлива, а память всегда чувственна и материально-физиологически обеспечена.

Чувственность есть, прежде всего, сила, подчиняющаяся естественным законам природы. Это сама природа и как среда обитания, и как населяющие ее существа (в том числе человек, разумеется), и как состояние организма (здоровье и болезни).

Со стороны воли чувственность есть эмоции (удовольствие-неудовольствие, любовь-ненависть и т.д.).

Со стороны рассудка – это ощущения (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), представления и воображение, которые в каждое мгновение своего существования определены не менее, чем категории рассудка.

Чувственность более всего удалена от разума. Это инобытие разума, но именно она «обеспечивает его материально» и вместе с тем подчиняется ему как закону, как сущности явлений, как идеалу.

Рассудок вырастает из чувственности. Без нее он – ничто. Рассудок зависит от чувственности и в плане «сырья» для обработки, и в плане своих форм (категорий), которые есть не что иное, как идеализация форм и отношений существования чувственной материи.

Логичность, присущая в равной степени рассудку и разуму, всё же различна: разум диалектичен, а рассудок односторонен и формален. Более всего рассудок удален от воли как способности желания.

Рассудок – это инобытие воли; ее отрицательность; ее ставший самостоятельным, но лишенный жизни логический скелет, освободившийся от плоти энергетики и чувственности.

Смысл существования рассудка состоит в том, чтобы «отрезвлять» волю, быть ей господином, но какой может быть господин без своего слуги!?

Разум соседствует с волей и рассудком, поэтому ему близка и энергетика воли, и логичность рассудка, и «почти материальная», хотя и опосредованная способность воздействовать на мир и даже «царствовать» в качестве закона.

Но все достоинства даны ему ценой преодоления и отрицания и воли, и односторонности рассудка, и, конечно, чувственности, поэтому разум всегда рискует оторваться от жизни, возомнить себя «царем познанья и свободы» либо рухнуть в пропасть придуманного им самим абсолютного «ничто».

●    ●    ●    ●    ●

Итак, мы будем говорить о людях воли, чувственности, рассудка и разума. Разумеется, речь идет только о доминирующей роли в формировании и жизнедеятельности личности какой-то одной способности, так как в действительности каждому человеку присущи все четыре способности.

«Выпадение» хотя бы одной из них ставит крест на самом существовании человека как человека.

Для наглядности назовем эти четыре типа людей «персонажами» карт: дама (воля), валет (чувственность), король (рассудок), туз (разум).

Разумеется, мы используем эти образы вовсе не с целью гадания по картам.
 

Понравился материал? Помоги проекту «Бизнес и культура»!

Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.

Источник: http://bkjournal.org/tipologiya-lichnosti-s-tochki-zreniya-metafizicheskoy-psikhologii/

Личностные качества психолога консультанта

Личностные качества психолога консультанта

 Прежде всего, работа психолога требует не только профессиональных знаний и владения методиками, но и особых личностных качеств, безоценочного отношения к клиенту, умения показать человеку его возможности и помочь раскрыть потенциал. Без этого трудно представить успешного специалиста, который консультирует и помогает сориентироваться в сложной жизненной ситуации. В целом личностные характеристики – это основа для развития профессионализма психолога-консультанта.

Наличие определенных качеств является одним из главных показателей компетентности. Поэтому для начала я хочу остановиться именно на этом факторе. Итак, рассмотрим подробнее, какими личностными качествами должен обладать практикующий психолог.

По мнению большинства профессионалов, и я с ними полностью согласна, для работы практикующего специалиста по психологии важны следующие личностные особенности:

  • — Эмпатия и рефлексия;
  • — доброжелательность и альтруистичность – желание помочь;
  • — уважение и тактичность;
  • — стремление к развитию и самопознанию;
  • — уверенность в себе, целеустремленность, адекватная самооценка;
  • — толерантность и терпеливость;
  • — эрудированность, разностороннее развитие;
  • — склонность к анализу – аналитический склад ума;
  • — интуиция, проницательность;
  • — эмоциональная стабильность, самообладание, стрессоустойчивость;
  • — быстрая адаптация к различным условиям;
  • — наблюдательность и открытость;
  • — позитивное мышление, креативность;

Теперь рассмотрим более детально все перечисленные качества, чтобы понять, для чего они нужны психологу, и как отражаются на его профессиональной деятельности.

Одна из важнейших способностей это эмпатия, т.е. глубокое понимание человека, его реальных проблем и осознание его душевного состояния.

Эмпатия – это эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация. Однако эта особенность восприятия собеседника не имеет ничего общего с состраданием и жалостью.

Профессиональный психолог должен поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции, переживания, и при этом суметь взглянуть на ситуацию со стороны.

Также профессионализм определяется таким качеством, как рефлексия – это не только способность видеть себя глазами людей, но и зеркальное взаимоотображение общающихся субъектов, воспроизведение и воссоздание друг друга. Безусловно, на первом этапе общения клиент нуждается в понимании и поддержке.

Ему нужно поделиться своими проблемами, чтобы выплеснуть эмоции, быть понятым и получить одобрение. Но при этом индивидуальные консультации психолога должны способствовать развитию личности.

Специалист учит человека принимать себя, общаться с другими людьми, помогает раскрыть свой потенциал, увидеть возможные сценарии жизни при выборе той или иной позиции.

Так, например, если клиент обращается с проблемой, связанной с конфликтной ситуацией, специалист должен сначала выслушать и прочувствовать его эмоции.

Только при таком условии человек получит моральное удовлетворение и подготовится к дальнейшей работе.

Задачи работы психолога взглянуть на ситуацию глазами клиента, дать понять, что он на его стороне, а после этого предложить рассмотреть конфликт с разных точек зрения.

В случае если практикующий специалист абстрагирован от проблем человека и его личности, работа не будет эффективной и полезной. Во-первых, клиент почувствует, что он не интересен специалисту, к которому обратился.

Во-вторых, такой подход некомпетентен, потому что человек не получит даже элементарной эмоциональной поддержки.

Вообще я считаю, что консультант, не имеющий таких качеств, и не развивающий их, не сможет помочь решить психологические проблемы.

Что касается доброжелательности, альтруистичности, тактичности, уважения к людям в целом, трудно себе представить специалиста по психологии, который не хочет помочь, проявляет неуважение и агрессию к клиенту.

Без элементарного уважительного отношения вообще невозможен диалог, а уж тем более общение консультанта, который призван оказывать психологическую помощь. Естественно, те или иные качества относятся к особенностям личности и заложены изначально.

Стремление и умение помогать людям развиваться, находить решения, реализовывать потенциал, учить их конструктивному и эффективному общению и пр. – это первый шаг, с которого начинается путь настоящего психолога.

Читайте также:  Экстраверт и поверхностность - психология

Еще одно личностное качество психотерапевта, связанное с профессиональной деятельностью – это позитивное мышление, которое заключается в том, чтобы воспринимать неудачу, как ступень для новых достижений, не жалеть о том, чего не вернуть, смотреть в будущее, а не оглядываться назад.

Одним словом это умение почерпнуть положительные моменты из самых неприятных ситуаций, а наличие проблем воспринимать, как движущую силу для личностного роста и прогресса. Именно этому опытный специалист должен научить своих клиентов, которые хотят развиваться, решать возникшие сложности настолько эффективно, насколько это возможно.

Разумный оптимизм, позитив и креативный подход позволяют видеть события в лучших вариантах, и создавать соответствующие условия для их развития в нужном направлении.

Стремление к самопознанию и развитию, интерес к людям – такие же условия профессионального роста, как и предыдущие качества. Прежде чем начать помогать другим, опытный психолог должен разобраться в собственных проблемах, понять какие способности у него более развиты, какие менее, в чем его сильные и слабые стороны.

После такого самоанализа специалист сможет использовать свои преимущества более эффективно, и работать над теми качествами, которые развиты хуже. Только постоянное развитие, самопознание и самоанализ позволят психотерапевту совершенствоваться, и расти в личностном и профессиональном плане.

Ведь работа над собой такой же индикатор компетентности, как, например теоретические знания или владение методиками, а может быть даже еще более важный.

Профессия психолога требует целеустремленности и уверенности в себе. Такие качества необходимы для достижения результатов в любом деле.

Однако для психолога-практика они имеют особое значение, это внутренний стержень и сила, которые позволят клиенту довериться специалисту, и почувствовать, что их совместная работа даст желаемые результаты и плоды. Но не стоит путать уверенность с чрезмерной самоуверенностью, использованием своего авторитета с целью влияния на выбор человека.

Иногда складывается ситуация таким образом, что грань становится очень тонкой, и порой почувствовать ее достаточно сложно даже профессионалу. Цели и задачи психолога заключается в том, чтобы действовать в интересах клиента, не давить на него, показать всевозможные варианты, но об этом еще пойдет речь чуть позже. При этом так же важна самооценка консультанта.

Она должна быть адекватной. Завышенная самооценка приведет к тому, что специалист будет смотреть на клиента как бы сверху. Заниженная же самооценка и неуверенность разрушительна для личности профессионала и не допустима.

Толерантность и терпеливость – неотъемлемые качества психолога. Сам термин толерантность означает терпимость, принятие, которое может касаться традиций и обычаев других народов, поведения человека, его образа жизни или мировоззрения.

Честно говоря, мне такое определение как-то не по душе, потому, что терпимость звучит так, словно человека заставляют принимать ту или иную позицию, взгляд и пр. Хотя понятие толерантности гораздо шире и разнообразнее.

Это не просто терпимость и принятие, а скорее даже желание познавать иное, отличное от того, к чему мы привыкли, умение выходить из зоны комфорта, и расширять свой кругозор.

При этом речь ни в коем случае не идет об отказе от своей точки зрения, мнения, привычки, наоборот, толерантность дает возможность увидеть больше, проанализировать, сравнить, поделиться своим опытом, знаниями, получить новую информацию.

Таким образом, толерантность важна для адекватного восприятия чужих взглядов и мировоззрений. Это основа уважительного отношения, понимания, открытости, развития и расширения собственных возможностей.

Именно поэтому данное качество имеет столь высокую значимость в работе психотерапевта. К тому же толерантность я бы назвала одним из путей познания, который делает человека многогранным, разносторонним и более эрудированным.

А эти особенности в свою очередь тоже являются необходимыми условиями профессионального становления и работы психолога.

Аналитический склад ума – еще одна личностная особенность, связанная с успешной деятельностью и компетентностью психолога-консультанта.

Умение анализировать ситуацию, расставлять приоритеты, мыслить широко и позитивно – фундаментальные навыки, которые делают работу результативной.

Склонность к анализу проявляется в том, что специалист может разложить ситуацию по полочкам, и потом, как паззл, собрать снова воедино, рассмотреть с разных точек зрения, не подключая эмоции.

Конечно, работа психолога не предполагает полного отключения эмоционального восприятия, но выводы и рассуждения должны быть основаны на объективных фактах. При этом важна и психологическая интуиция или, иначе говоря, проницательность.

Эту способность скорее следует назвать своеобразным талантом, даром, но и развивать ее тоже можно и нужно. Обладать проницательностью означает понимать больше, чем клиент говорит, видеть скрытые причины его проблем, обобщать всю имеющуюся информацию о человеке и считывать ее.

Это достаточно сложная задача, требующая опыта и работы над собой. Надо сказать, что проницательность – редкий талант, и не всем психологам удается развить ее в полной мере.

В моем представлении эта способность является не просто показателем компетентности и опыта, а наивысшим достижением в профессиональном развитии.

При всех этих особенностях и качествах, коммуникативных способностях, сопереживании и включенности во время общения с клиентом, психолог должен обладать эмоциональной стабильностью и стрессоустойчивостью. Эмоциональные перегрузки часто приводят к выгоранию, стрессам, депрессии.

Для профессионала это не исключается, но лучше, если самообладание профессионала на высоком уровне, и он рассчитывает свои силы и возможности. Эмоциональная устойчивость проявляется в спокойствии, в умении преодолевать сильные чувства, а это, своего рода, предупреждение нервных срывов и психологического выгорания.

Также такие качества способствуют быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы и быстрому переключению с одного человека на другого.

Наблюдательность и открытость – качества, без которых работа психолога просто невозможна.

Интерес к людям, умение замечать, казалось бы, незначительные детали, внимательность, непринужденность, естественность в общении и готовность учиться, познавать, стремление увидеть то, что другие не видят.

Без этого трудно представить себе успешного специалиста, который помогает людям находить решения в сложных ситуациях. Ответы психолога на вопросы указаны в другом разделе.

В целом личностные особенности очень ярко пересекаются с профессиональной деятельностью опытного психолога. Только при условии духовного поиска, стремления к самосовершенствованию, доброжелательности, специалист способен максимально раскрыть свой потенциал и помогать в этом другим.

Источник: https://ekolobkova.ru/neuverennost/154-kakimi-lichnostnymi-kachestvami-dolzhen-obladat-psikholog

10 вещей, которые необходимо знать о психологии

Автор Evgeniy в 06/10/2013. Психология 101

Основные факты о психологии для начинающих

Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомните для начала эти 10 основ. Они помогут вам лучше понимать, что такое психология.

Если психология для вас является чем-то новым, скорее всего, она покажется вам слишком запутанной и обширной наукой. Однако знание некоторых базовых истин может помочь вам в начале её изучения.

В статье перечислена только малая часть важнейших постулатов, которые нужно знать об этой занимательной науке.

Когда вы разберетесь с ними, будьте уверены – вы подготовлены для более глубокого изучения психологии.

1. Психология – это исследование поведения человека и его психики

Психология занимается исследованиями в области человеческого поведения и психики. Сам термин «психология» происходит от греческого слова «psyche», что значит «дыхание, дух, душа», и «logia» – «наука». Она возникла на основах философии и естественных наук, кроме того, соприкасается и с другими науками, например, с социологией, медициной, антропологией и даже лингвистикой.

Что такое Психология?

2. Психология пользуется научными методами

Одним из самых популярных заблуждений о психологии является то, что это не наука, а просто болтовня, разговоры, руководствующиеся обычным здравым смыслом.

Однако психология успешно пользуется именно научными методами для изучения своих проблем и приведения последующих выводов.

Психологи работают с целым спектром разных приемов, например, с наблюдением в естественных условиях, экспериментами, тематическими исследованиями и анкетированием.

3. Психология – это множество разных точек зрения

Проблемы и ситуации, требующие внимания психологов, можно рассматривать под разным углом. Возьмем, например, насилие.

Некоторые обратятся к биологическим факторам, влияющим на его применение, другие же рассмотрят эту проблему с точки зрения культуры, отношений в семье, социального давления и прочих ситуаций, могущих спровоцировать насилие. Вот несколько основных подходов, применяющихся в психологии:

  • Биологический подход;
  • Когнитивный подход;
  • Поведенческий подход;
  • Естественнонаучный (эволюционный) подход;
  • Гуманистический подход.

4. Психология имеет множество подразделений

В психологии существует множество разных отраслей. На вводных уроках студенты обычно учат основы разных сфер профессиональной деятельности. Более глубокое изучение каждой сферы, как правило, зависит от выбранной специализации. Клиническая, когнитивная, социальная психология, психология личности и развития – это только несколько возможных специализаций психолога.

  • Отрасли психологии
  • Направления психологии

5. Психология – это не только терапия

Когда кто-то говорит слово «психология», вы сразу представляете себе доброго врача с блокнотом и пациента на кушетке, вещающего про детские воспоминания? Такая терапия, конечно, присутствует в психологии, однако это далеко не всё, с чем работают психологи. На самом деле, многие вообще не занимаются психическим здоровьем людей, так как психология включает в себя и другие области, например, консультирование, обучение, исследования…

Специалисты-психологи нужны в самых разных компаниях и отраслях, например:

  • В колледжах и университетах;
  • В частных компаниях;
  • В начальных и старших школах;
  • В больницах;
  • В правительственных учреждениях.

6. Психология вокруг каждого

Психология – это не только академическая дисциплина, которая существует только в учебных классах, лабораториях и приёмных психологических кабинетов. Принципы психологии мы встречаем каждый день в самых обыденных ситуациях.

Печатная реклама и реклама, которая каждый день идет по телевизору, основаны на психологическом воздействии, убеждающем нас покупать рекламируемую продукцию и пользоваться услугами.

Различные веб-ресурсы, которые мы регулярно посещаем в сети, также используют эту науку, чтобы понять, как люди читают и интерпретируют информацию с интернет-страниц.

7. Психология исследует и реальность, и теорию

В самом начале изучения психологии, вам может показаться, что некоторые теории не слишком применимы к реальной жизни. Тут важно не забывать, что психология – одновременно и теоретическая, и прикладная наука.

Некоторые специалисты-психологи сосредоточены только на добавлении нового к совокупным знаниям о психике и поведении человека (это фундаментальные исследования).

Тогда как концентрируются на непосредственном решении проблем в жизни пациента, применяя психологические принципы и теории в реальных ситуациях (прикладные исследования).

8. Психология предполагает множество вариаций развития карьеры

Если вы подумываете о карьере психолога, приятной неожиданностью для вас может стать то, что вы можете выбрать один из множества путей её развития. Варианты зависят от вашего образования и полученного опыта работы.

Важно знать, какое необходимо обучение, какие предъявляются требования к лицензиям для конкретной специализации.

Вот только несколько вариантов: клиническая и судебная психология, организационно-производственная психология и психология здоровья.

9. Психология изучает и нормальное, и отклоняющееся поведение

Многие думают, что психология рассматривает только девиантное (отклоняющееся от ормы) поведение. Не забывайте, что это не так: психологи исследуют и нормальное поведение человека.

10. Задачи психологии: Описать, Объяснить, Предсказать, Изменить и Улучшить

Существуют четыре основные задачи психологии:

  • Описывать человеческое мышление, психику, нормальное и отклоняющееся поведение;
  • Объяснять, почему возникают те или иные реакции;
  • Предсказывать, когда, как и из-за чего такое может произойти в будущем;
  • Изменять и улучшать поведенческие реакции отдельных людей для поднятия уровня их жизни и жизни целого общества.

база, основы, факты

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/101/10-veshhej-o-psixologii.html

Ссылка на основную публикацию