Медиация — психология

Помощь психолога при разводе и сложных переговорах

Вступая в брак, все надеются прожить долгую и счастливую жизнь, но статистика разводов – факт неумолимый! В редких случаях удается решить вопрос расставания полюбовно, чаще процесс сопровождается скандалами, ссорами, обвинениями, угрозами, игнорированием, делением имущества и детей. К психологам обращаются, когда надеются сохранить брак, наладить отношения. Но возможно обратиться за помощью к психологу, чтобы договориться о разводе, или решить конфликтную ситуацию. Эта функция называется “медиатор”.

1. Независимая позиция психолога-медиатра, и прямая заинтересованность адвоката

Нанимая адвоката, человек в праве рассчитывать, что будут отстаивать, прежде всего, его интересы в вопросах раздела имущества, и воспитании ребенка. Знает об этом и другая сторона конфликта.

В отдельных случаях между собой ведут борьбу именно адвокаты конфликтующих сторон, пытаясь решить вопросы в досудебном порядке, или в суде. Психолог-медиатр не занимает ничью сторону, хотя его услуги оплачиваются.

Его интерес не убедить в чьей-то правоте, а сделать возможным договориться обоим сторонам, быть услышанными друг другом.

2. Вы всегда сохраняете возможность обратиться в суд, или к адвокату

Когда супруги прибегают к независимому психологу-посреднику, они не теряют своего права решать конфликт в юридической плоскости.

Если вы не удовлетворены переговорами, вы можете их прекратить в любой момент, обратившись к своему адвокату и получить на руки решение по вашему спору, вынесенное судьей.

То, что стало известно сторонам и психологу-медиатору в процессе медиации, будет сохранено в тайне и не может быть использовано в судебном процессе по этому делу, если стороны решат прибегнуть к судебному разбирательству.

3. Вы по-прежнему имеете право на советы своего адвоката

Каждый из супругов консультируется со своим адвокатом, особенно при разработке и подписании соглашения. Это помогает вам быть уверенным, что ваши законные права ни в коем случае не нарушаются соглашением со своим бывшим супругом, и вы можете принять взвешенные решения.

4. Психолог помогает услышать и понять суть проблемы

Накопленные годами обиды, раздражение и претензии, сама по себе конфликтная ситуация развода, не дает возможности супругам разговаривать и быть понятыми. Негативный эмоциональный перенос искажает суть сказанных слов.

Любой практикующий психолог знает, что за агрессивными посланиями людей кроются их неудовлетворенные потребности и желание быть понятым и услышанным.

Требуется специальный профессиональный психологический навык, чтобы в потоке агрессивных слов обнаружить самый важный месседж, который до конца может не осознавать сам говорящий. Семейные психологи прекрасно об этом осведомлены.

5. Полная конфиденциальность переговорного процесса

Все сказанное в процессе переговоров с участием психолога-посредника строго конфиденциально. Это позволяет свободнее высказываться и вырабатывать альтернативные варианты решений.
Также это может привести к выработке новых вариантов, которые ни одна сторона не предлагала до переговоров.

6. Доверие к психологу

Нейтральная позиция в переговорах, которую занимает психолог, правила конфиденциальности, профессиональные навыки и деловая репутация позволяют конфликтующим сторонам обсуждать глубоко личные, чувствительные моменты без боязни, что это обернется против высказавшегося или будет озвучено публично. Репутация создается годами, и рушится за один день. Я бы не стал из-за сиюминутной выгоды ставить на кон свою деловую репутацию.

7. Переговоры с психологом могут занять меньше времени, сил и средств, чем юридические баталии

Бракоразводные процессы длятся долго, особенно, когда в деле необходимо учесть интересы детей, разделить нажитое имущество и прочее. Некоторые моменты вообще не попадают под юрисдикцию. Помощь психолога-посредника может значительно сократить это время, сберечь нервы и ваши средства, договорившись о принципиальных моментах.

8. Переговоры при посредничестве психолога могут уберечь психику детей

Любой конфликт между родителями всегда является стрессом для детей. Медиация помогает минимизировать и сам конфликт, и негативные переживания как у взрослых, так и у детей.

Медиация помогает сохранить такие отношения между супругами, которые помогут достойно пройти ситуацию развода и остаться родителями своим детям, не смотря ни на какие сложности.

 Разводы родителей часто являются причиной серьезной психологической травмы у детей, когда последствия непредсказуемы.

9. Медиация менее травматична для супругов, чем суд

То, как заканчиваются ваши отношения, однозначно будет влиять и на ваши будущие отношения.

Попытка избавиться от боли и злости через дорогостоящее и длительное судебное разбирательство, приведет лишь к эмоциональным травмам всех, кто будет задействован в этом.

Когда вы обращаетесь к психологу-медиатору с желанием разобраться в сложившейся ситуации и помочь себе и супругу качественно завершить отношения, это первый шаг на пути от прошлого к новой жизни.

10. Психолог-медиатор помогает супругам договориться даже тогда, когда одна из сторон категорически против

Наверняка, вы слышали или бывали в ситуациях, когда с вами отказываются разговаривать, не берут трубку, игнорируют. В таких случаях вы прибегаете к помощи друзей, родственников, с которыми связь не потеряна и пытаетесь пояснить позицию и ситуацию.

Но этим людям сложно сохранить нейтралитет, они эмоционально поддерживают одну из сторон. Эти эти не обладают специальными психологическими знаниями, они опираются на житейский опыт.

Психолог-медиатор может самостоятельно выступить посредником, проведя предварительные консультации и переговоры, сделав так, чтобы разговор и встреча конфликтующих состоялась, и была эмоционально безопасна для обоих сторон.

Куда обратиться за помощью?

Услуги медиатра-психолога – довольно специфическое и новое направление в психологической практике, поэтому не широко представлены на рынке. Далеко не каждый специалист пожелает этим заниматься. Это сильно отличается от работы с парами в кабинете, требует куда больших усилий специалиста и затрат его времени.

Эта услуга находится на стыке профессий: психолога и переговорщика.

Подобная работа психолога оплачивается схожим образом с услугами адвоката: когда заключается договор на услуги медиации, и возмещается все фактически затраченное время по переговорному процессу ( в том числе разговоры по телефону, дорога, время на беседы и консультации).

Источник: https://adnosiny.by/otnosheniya/sovety-psihologa-10-prichin-obratitsya-k-peregovoram-mediacii-pri-razvode

Зачем современному россиянину нужна медиация и услуги медиатора

Новости, Популярная психология

Медиация, или процедура посредничества в досудебном (внесудебном) разрешении споров/конфликтов, быстро получила широкое распространение во всем мире, доказав свою целесообразность и эффективность.

Например, в судебной практике США  большинство споров разрешается добровольно до суда, а судья может прервать суд и порекомендовать сторонам обратиться к медиатору. Здесь без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в не проходит ни один серьёзный переговорный процесс.

Первые попытки обращения к медиации касались споров в сфере семейных отношений. Затем  медиация получила признание в работе с различными видами конфликтов и споров, в том числе коммерческими и публичными конфликтами.

Российские суды с трудом справляются со своей загруженностью, так как большинство современных россиян,  не владея конструктивными коммуникативными технологиями, не умеют решать конфликты цивилизованным, мирным путем.

Медиация дает шанс человеку освободиться от участия в приносящей эмоциональный дискомфорт,  вызывающей огромный стресс, а иногда и унизительной судебной процедуре. Не зря в России одним из наихудших злых пожеланий, чуть ли не подобных проклятию, является пожелание всю жизнь судиться.

С радостью и гордостью можно сказать, что теперь и мы, россияне, получили законную возможность заменить часто мучительную процедуру гражданского судопроизводства полезной, дающей возможность обучиться успешной коммуникации, процедурой медиации.

Россия, которая в прошлом столетии преимущественно ничего не знала ни о психологии, ни тем более о медиации, делает успешные шаги в своем развитии. В частности к настоящему моменту медиация признана в нашей стране на государственном уровне.

На протяжении нескольких лет важность мирного разрешения правовых споров провозглашается в выступлениях руководителей органов государственной власти, в том числе высших судебных органов Российской Федерации. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.

2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В соответствии с частью 1 статьи 2 этого закона под данной процедурой  понимается способ урегулирования споров (конфликтов) при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимовыгодного решения.

Давайте растолкуем понятие медиации, прибегая к более понятным неспециалисту словам.

Медиация – это процесс в ходе которого конфликтующие между собой люди могут с помощью медиатора добровольно в неформальной обстановке совместными усилиями выработать и закрепить решение, которое устроит каждую из сторон и тем самым разрешит конфликт. По сути, медиация это не что иное, как корректно, т.е.

профессионально организованный процесс переговоров между конфликтующими субъектами. Следовательно, задачи медиатора состоят в организации специальных психологических условий для ведения конструктивного диалога  и «режиссирование» процесса переговоров между сторонами.

Мы с вами напрямую подошли к ответу на вопрос, зачем современному россиянину нужна медиация и услуги медиатора. Дело в том, что участники конфликта зачастую и рады бы, но не могут договориться о приемлемом для всех сторон решении, так как объективно не владеют необходимыми для этого навыками.

Ученые же выработали ряд специальных правил ведения переговоров, соблюдение которых обеспечивает достижение согласия. Далее на основе  обобщения и анализа практического опыта были разработаны особые  процедурные правила взаимодействия участников спора и профессионального посредника (медиатора). Так оформилась самостоятельная примирительная процедура – медиация.

Обращение в ситуации конфликта к услугам профессионала (медиатора, посредника), обладающего компетентностью в организации переговоров, дает субъектам конфликта возможность самостоятельно влиять на ход процесса и результат, оставаясь авторами своей жизни вместо того, чтобы передавать решение своей судьбы на откуп бездушной судебной системы.

<\p>

Преимущества медиации в сравнении с разбирательством дела в суде:

  • если судебный процесс регулируется правом и является формальным процессом, не учитывающим личные мотивы, убеждения, интересы сторон, то медиация представляет собой неофициальный процесс, основанный на автономности участников конфликта и ориентированный на уважение личных убеждений, субъективных интересов и мотивов;
  • в противоположность судебному процессу, ориентирующемуся на победу одной из сторон, используя слабости позиции другой стороны, т.е. применяющему стратегию «выигрыш-проигрыш» (одна сторона конфликта выиграла, а другая проиграла), медиация обеспечивает возможность взаимоприемлемого будущего на основе решений в духе «выигрыш-выигрыш» (обе стороны конфликта оказались в выигрыше);
  • в отличие от суда, представляющего собой публичный процесс, который контролируется государством, медиацию отличает гибкость и конфиденциальность процедуры;
  • если в ходе судебного процесса стороны не имеют права принимать решения, то в процессе медиации стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта;
  • обращаясь в суд, стороны связаны предметом и основанием иска, рамками прописанного закона, в ходе медиации люди вправе договориться о любых условиях урегулирования спора, отвечающих их интересам и не противоречащих действующему законодательству.
  • если судебные решения исполняются в принудительном порядке, то медиативные – добровольно, так как принимаются самими сторонами и  отвечают интересам всех сторон.

Разберемся, как же осуществляется процесс медиации и за что отвечают в этом процессе профессиональный медиатор и стороны (медианты).

Медиатор отвечает за организацию комфортного и эффективного взаимодействия сторон в ходе переговорного процесса, его соответствие целям медиантов и направленность к взаимовыгодному решению, за осуществление необходимых коммуникативных процедур, психологическую безопасность. При этом он не вправе оказывать влияние на содержательную строну вопроса, т.е. на принятие решений сторонами и тем более давать советы и принимать решения за них.

Медианты отвечают за содержательную сторону процесса, за выработку и выполнение взаимоприемлемого решения.

Процесс медиации осуществляется на основе следующих принципов:

1) добровольности;

Согласно данному принципу  начало и продолжение процедуры медиации, а также заключение и исполнение медиативного соглашения осуществляется исключительно на основе свободного волеизъявления участников медиации.

2) независимости и беспристрастности медиатора;

Медиатор в ходе проведения примирительной процедуры ориентируется на равное и справедливое отношение к сторонам, а также не находится в прямой или опосредованной зависимости от сторон.

3) сотрудничества и равноправия сторон;

При этом ни один из участников конфликта в процедуре медиации не имеет никаких преимуществ по сравнению с другой стороной. Медианты  при осуществлении поиска вариантов урегулирования спора содействуют друг другу с целью достижения взаимоприемлемого результата.

4) конфиденциальности.

Факт проведения процедуры медиации, а также сведения (в том числе, устная информация) и документы, используемые в ходе медиации, не подлежат разглашению, если иное не установлено соглашением сторон.

Данные принципы обеспечиваются благодаря специальным приемам переговорного процесса, а именно приемам согласования правил ведения процесса и их дальнейшего соблюдения, а также за счет четкой и последовательной организации этапов переговорного процесса.

Этапы процесса медиации:

  1. прояснение предмета и цели переговоров;
  2. определение списка обсуждаемых тем в рамках предмета;
  3. исследование позиций сторон и выявление их интересов;
  4. согласование интересов в процессе совместного поиска решения;
  5. заключение и оформление совместно найденного решения.

Процесс медиации обеспечивает для сторон возможность разрешения конфликта благодаря созданию профессиональным медиатором условий для поддержания конструктивных взаимодействий медиантов; специальным техникам согласования интересов сторон; использованию принципа «мягкий подход к людям, жесткий – к проблемам; проработке коммуникативных барьеров, в частности преобразованию обвинений, оскорблений и угроз в открытое выражение своих желаний и переживаний; проработке уловок, манипуляций и провокаций.

Как видите медиация – это способ решения конфликтов, который выбирают уважающие себя, успешные, зрелые люди.

Сам медиативный процесс, помимо достижения главной цели (разрешения конфликта), способен обучать моделям успешной коммуникации и взаимодействия в стиле сотрудничества.

Стороны конфликта, участвуя в процессе медиации, иногда впервые в жизни получают возможность прикоснуться к  опыту отношений, основанных на достоинстве и взаимоуважении. Это обеспечивает возможность повысить качество своей жизни.

Источник: http://rasstanovki-rostov.ru/?p=2124

Является медиатор психологом?

Во время выступлений перед различными аудиториями медиаторам  очень часто задают вопросы:

Читайте также:  Как формировать жизненный мир - психология

У вас психологическое образование?

Медиаторы должны работать в паре: юрист и психолог?

А чем вы отличаетесь от психологов?

            Наши слушатели задаются этими вопросами, поскольку слышат в презентации, что медиатор обращает внимание на эмоциональное состояние сторон в медиации.

Поэтому сегодня мы решили популярно донести различия работы психолога и медиатора.

Образование.

             Для начала поясню, что в соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О медиации»  медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство  медиатора,  выдаваемое  Министерством  юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.

            Таким образом, медиатор может иметь любое базовое высшее образование, в том числе и психологическое. Однако сама работа психолога и медиатора существенно различаются.

            Выполняемые задачи.

            Медиатор является независимым нейтральным посредником в переговорах. В его задачу, в отличие от психолога, не входит разобраться по какой причине клиенты пришли к конфликту, и каковы их внутриличностные проблемы.

            Основная цель медиации — найти взаимовыгодный для сторон выход из сложившейся ситуации. При этом, задача медиатора вести переговоры сторон по определенным этапам, поддерживать стороны в поиске решения, уравнивая их в переговорах, а не прояснять и не изменять отношения между партнерами.

            Работа с чувствами и эмоциями.

            Возвращаясь к эмоциям и чувствам, отмечу, что в психологии работа с чувствами, является центральным направлением работы с клиентом. Для медиатора  же эмоциональные реакции сторон  важны, чтобы определить их истинные интересы в разрешении спора.

            Консультирование клиентов.

            Ну и наконец, если психолог может давать консультации своим клиентам на предмет как им поступить для того, чтобы их проблема была решена. Медиатор всегда должен оставаться нейтральным и воздерживаться от каких-либо оценок и советов по урегулированию спора. Однако медиатор может давать консультации  по процедуре медиации.

Медиатор работает не с прошлым, а на будущее.

Готовим медиацию с пользой для здоровья 

Международный конкурс по коммерческой медиации в Париже.

50+Медиалид:ответы на вопросы участников выставки. 

Источник: http://medialead.by/o-kompanii/publikacii/yavlyaetsya-mediator-psihologom.html

Психолог-медиатор. Разрешить конфликт у психолога

Прошли те времена, когда конфликты можно было разрешить с применением силы или подобными манипуляциями — сегодня для того, чтобы выйти из конфликтной ситуации, необходимо иметь исключительно желание устранить конфликт и телефон психолога под рукой.

Психолог-медиатор — посредник, нейтральная третья сторона, способствующая урегулированию споров и разногласий, которая по просьбе сторон, конфликтующих на данный момент, приводит их к консенсусу и способствует достижению приемлемого разрешения в конфликте. 

На сегодняшний день психолог-медиатор является одной из эффективнейших и, конечно же, наименее затратных по времени и средствам способов урегулирования конфликтов и споров. 

Суть медиации заключается в том, что психолог-медиатор способствует разрешению конфликта между конфликтующими между собой сторонами и способствует созданию между ними некоего соглашения (самоопределения), добровольно исходящего от обеих сторон, облегчая процесс общения, понимания интересов друг друга и позиций, фокусируя внимание на интересах друг друга. Главная цель психолога-медиатора — поиск продуктивного решения проблемы, помогая сторонам прийти к обоюдному соглашению между друг другом с учетом интересов.

Психолог-медиатор — это посредник, добивающийся прекращения конфликта с помощью поиска компромисса и, как следствие, -прекращения конфликта между оппонентами. Психолог при разрешении конфликтов должен придерживаться следующих медиативных принципов:

Конфиденциальность. Напомним Вам, что первый принцип работы психолога — именно конфиденциальность. 

Но с учетом условий работы будущей проводимой медиации, психолог-медиатор должен также обеспечить соответствующие ожидания конфликтующих сторон в вопросах конфиденциальности.

Конфиденциальность в работе психолога-медиатора зависит непосредственно от характера и обстоятельств медиации, а также соглашения, к которому придут конфликтующие стороны. Ход работы, течение медиации, а также результаты медиации разглашению не поддаются, если стороны не дают на это своего согласия.

В свою очередь, участники конфликта могут разработать собственные правила конфиденциальности, а также заранее обговорить это с психологом-медиатором, или действовать в рамках уже имеющихся правил. 

Вопросы конфиденциальности обязательно обсуждаются психологом с конфликтующими сторонами — гарантия конфиденциальности является важнейшим фактором безопасности и разрешения конфликта для обеих сторон.

Беспристрастность. В процессе работы психолога-медиатора беспристрастность — центральная опора. Психолог обязан проводить медиацию справедливо и беспристрастно.

Добровольность. Процедура медиации должна являться исключительно добровольной для всех участников конфликта. Основа медиации — понимание того, что это добровольный процесс, построенный на стремлении достигнуть справедливого и честного соглашения.

Нельзя заставить или принудить воспользоваться медиацией. А вот выйти из процесса медиации — право любого участника, также соглашение с результатом и контроль собственного будущего — исключительно решение конфликтующих сторон. Психолог-медиатор выполняет роль эффективного посредника в разрешении конфликтных ситуаций и разногласий.

Вы можете воспользоваться услугой психолога-медиатора для разрешения своего конфликта или давно зревшей проблемы.

Для этого запишитесь на консультацию к психологу или психотерапевту нашего Центра в любое удобное для Вас время — мы работаем круглосуточно и без выходных.

Услуга психолога-медиатора в Москве также предполагает обсуждение и выбор места встречи с психологом: Вы можете выбрать один из кабинетов нашего Центра, а также вызвать психолога на дом.

следующая — предыдущая

Источник: http://psycounseling.ru/psixolog_mediator_razreshit_konflikt_u_psixologa

Психолог — медиатор — моя профессия

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Сегодня я расскажу вам немного о своей профессии психолог — медиатор, которую я очень люблю и ценю, вкладываю в неё душу и получаю огромное удовольствие и внутреннюю свободу от результата, когда человек осознает природу своих неудач и приходит к конструктивному решению своей проблемы.

Для чего  пишу об этом?

Считаю, что в наше время стало необходимым донести до людей важность и нужность этой  профессии. Сейчас многим нужна профессиональная психологическая помощь  и поддержка. Но многие, к сожалению,  не знают куда обращаться за такой помощью.

Если раньше люди обращали внимание только на физическое тело, то сейчас понимают и принимают тот факт, что есть душа,  которая тоже может болеть и страдать, если постоянно  откладывать её исцеление на «потом».

Это как хроническая болезнь, переходящая в стадию обострения (и наоборот).  Только там болят физические органы, а здесь все обострения происходят в душе.

И надо бы ей помочь добраться к свету, а хозяин пытается загнать её подальше в клетку, как и болезнь физическую, собственно говоря, которую многие  загоняют внутрь себя, переводя её в разряд хронических.

Но в один «прекрасный» момент может произойти сильнейшее обострение.

Так и с душой, если загонять её постоянно  в дальний угол. Здесь важно помнить, что физическая болезнь — следствие психического и эмоционального состояния. Это отдельная тема. И я буду писать об этом на нашем блоге.

Помощь профессионала в конфликтных ситуациях

В жизни каждого человека случаются ссоры и конфликты. И бывают случаи, когда необходима скорая помощь в разрешении конфликтной ситуацииПомощь профессионала необходима в том случае, когда  человек понимает, что сам не справляется с ситуацией.

Но увы, большинство людей (то ли в силу не знания, то ли страха перед неизвестным, то ли на «авось» — как-нибудь сам) не обращаются за этой помощью, пуская все на самотек. И последствия этого непонимания могут быть совершенно разными — от простой ссоры ( в лучшем случае), вплоть до суицида.

Всё в нашей жизни можно предотвратить. Вы верите в это, мой читатель? Я очень даже верю и знаю об этом наверняка. Почему же люди, попросту, не хотят этого делать, пуская на самотек тот отрезок своей жизни, когда  находятся в кризисной ситуации, усугубляя тем самым свою жизнь и жизнь окружающих их людей.

Две основные причины, по которым люди не обращаются за помощью к специалисту:

— недоверие, так как  сами зачастую закрыты, как ракушки, и  в первую очередь от себя;

—  незнание о различиях в профессиях : психолог, психотерапевт и психиатр. Зачастую путают психологию и психиатрию. Я довольно часто слышу такую  фразу: «Я не больной, зачем это я пойду к психологу?»

Немного уточню и разведу эти разные понятия.

Сначала о психологии.

Психологи — специалисты с психологическим образованием.

Психология — это наука о душе. Как врач лечит тело, так  психолог исцеляет душу. Психологическая  помощь  оказывается  квалифицированным психологом, который (заметьте!) работает только с человеком, не имеющим никаких психических отклонений, т.е со здоровой личностью.

Психологическое консультирование бывает разных направлений.

Я провожу индивидуальные и семейные консультации.

Работаю с любыми  конфликтными ситуациями, возникшими в семье или коллективе. Это и есть работа медиатора.

Медиатор — это специалист по разрешению конфликтов

Психотерапевты и психиатрыквалифицированные специалисты, имеющие медицинское образование и работающие в медицинских учреждениях.

Психотерапевт работает с людьми,страдающими психическими расстройствами, с неврозами.

Здесь хотелось бы сказать о депрессии.

Люди! Это медицинский диагноз! Кстати, многие любят на консультации сами себе ставить такой диагноз, начиная рассказ примерно так: «У меня депрессия в связи с…»  Прошу вас, не ставьте себе диагнозов НИКОГДА! Ведь все наши мысли настолько материальны…

Как вы захотите, так и будет. Помните об этом ВСЕГДА! Будьте осторожны в своих мыслях.

Психиатр работает с людьми, имеющими психические заболевания различной этиологии. Это заболевания, связанные с расстройством психики. Сюда относятся, например, психозы, неврозы тяжелой степени, шизофрения, патологические расстройства личности.

Одним словом, работа психиатра направлена на восстановление (лечение  препаратами) нарушений психики.

Итак, я вкратце рассказала Вам, мой читатель,  о разных профессиях психолога,психотерапевта и психиатра. Разница между ними огромная, как вы успели заметить.

То, что психолог работает с людьми, имеющими психические отклонения — это миф. Психологи работают с совершенно нормальными людьми.

И мы всегда готовы прийти к вам на помощь в тяжелую минуту вашей жизни, мы обязательно поможем вам найти выход из любой создавшейся кризисной ситуации.

Очень хочу пожелать каждому из вас — будьте всегда в гармонии с самим собой, будьте счастливы, здоровы и благополучны!

Я всегда готова оказать вам квалифицированную помощь и поддержку в любой ситуации.

Всегда с Вами, мой читатель, автор блога, семейный психолог, психолог — медиатор

Ижикова Вера Петровна

Источник: http://v-izhikowa.ru/zapis1/

Медиация как способ разрешения конфликтов — ЭГО — студия инновационной психологии и медиации

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17) 

Аннотация: Выявлена значимость медиационной поддержки с точки зрения продуктивного психологического способа разрешения противоречий, возникающих в спорных ситуациях. В статье также выполнен анализ подходов к определению понятия «медиация». 

Произведен контент-анализ понятия «медиация» с точки зрения психологических особенностей конфликтов, возникающих в различных спорных ситуациях. Медиация рассмотрена в качестве области междисциплинарного характера, существующей на стыке юриспруденции, дипломатических отношений и т.п.

, с учетом существенного, глубокого обращения к области психологии как векторному направлению в применении способов разрешения конфликтной ситуации, несмотря на то, что несколько лет назад в зарубежной практике использования медиационной поддержки была обозначена трудность реализации именно сопутствующих медиации психологических средств в силу того, что психологи привыкли решать вопросы своей практической области с точки зрения глубинных процессов, в то время, как необходимость состояла в конструктивном урегулировании конфликта. Представлены области (в зарубежной практике), в которых медиация используется для урегулирования конфликтных ситуаций. Выявлена значимость медиационной практики в гражданско-правовой, политической, экономической, производственной, этнической и межгосударственной областях. Рассмотрены психологические исследования, посвященные прогрессивному развитию явления медиации, в зарубежной литературе. Представлена классификация уровней медиационной поддержки. Выявлены перспективы развития медиационной практики в странах зарубежья. Дана оценка масштабности использования медиативной практики в Росси и странах зарубежья. 

Ключевые слова: медиация, психологические способы разрешения противоречий, урегулирование конфликтов, альтернативное разрешение споров, медиативная практика, психологическое сопровождение медиации, психологические средства медиации. 

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На современном этапе экономических, политических и поликультурных трансформаций, предполагающих результативное, оперативное и наряду с этим конфиденциальное и эффективное урегулирование ряда возникающих вопросов и проблем, особую значимость начинает приобретать использование инструментария медиации как продуктивного психологического способа разрешения противоречий, возникающих в спорных ситуациях. 

Этимология понятия «медиация» (пер. с лат. – mediatio) позволяет нам трактовать его с точки зрения посредничества или содействия так называемой третьей стороны с целью мирного урегулирования спорной (или конфликтной) ситуации между двумя субъектами. 

Анализ последних исследований, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы, формирование целей статьи.

 В зарубежной литературе мы можем встретить понятие медиации, которое понимается как способ альтернативного решения споров двух сторон путем присутствия третьей стороны для избегания официальной процедуры урегулирования вопроса. Ключевые характеристики третьей стороны – медиатора – беспристрастность, нейтральность, объективность. 

Психологический аспект медиации следует рассматривать с той точки зрения, согласно которой присутствие медиатора помогает избежать укоренения конфликта, его ухода вглубь личности, несмотря на соблюдение всех внешних правил и процедур разрешения спорного вопроса.

Читайте также:  Карл густав юнг «психологическая теория типов» - психология

Таким образом, контент-анализ понятия «медиация» с позиций психологических особенностей позволяет нам дать следующее его определение: медиация как способ разрешения проблем с точки зрения психологии представляет собой социально-психологический процесс, в котором основное значение придается роли медиатора с целью достижения успеха в ситуации, определяемой как спор или конфликт. Результат присутствия в конфликтной ситуации медиатора позволяет принять взаимовыгодное, взаимоудовлетворяющее «жизнеспособное» решение на основе взаимоучета прав, интересов субъектов возникшего конфликта. 

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Практика зарубежных исследований показывает, что такой способ разрешения конфликтов как медиация востребован и популярен достаточно давно. В различных областях жизнедеятельности им активно пользуются в таких странах как Англия, Швеция, Италия, США, Польша и др. [1; 2; 3; 4; 5]. 

Одной из самых масштабных областей использования разрешений конфликтов с привлечением медиатора является область внутрисемейных споров, участниками которых становятся супруги, прибегающие к разрыву супружеских отношений, определяющие свой социальный статус по отношению к ребенку (детям) и его (их) финансовому обеспечению, а также в отношении вопросов раздела имущества, опеки и пр. Для внутрисемейных конфликтов характерны и ситуации, в которые вовлечены родственники по типу «родители дети» [6; 7]. 

Вторая по масштабам область использования медиационной практики за рубежом лежит в плоскости урегулирования конфликтов между людьми, проживающими по соседству и прибегающими к спору в каких-либо бытовых ситуациях. Активность медиационной психологической поддержке в данном виде споров определяют диапазоном 70-80% [8; 9; 10]. 

Также довольно часты случаи использования медиационной практики за рубежом в контексте таких проблем как возникновение конфликтов школьного характера: между учителями и родителями (опекунами) учащихся, либо между учителями, учениками и родителями (опекунами).

Но в последнее время случаи использования медиационной психологической поддержки показали свою эффективность и в таких областях как экономическая, гражданско-правовая, политическая, этническая, производственная и, как показывает статистика, даже межгосударственная [11]. 

Медиация – область междисциплинарного характера, существующая на стыке юриспруденции, дипломатических отношений и т.д.

, однако существенно учитывающая область психологии как векторное направление в применении способов разрешения конфликтной ситуации, несмотря на то, что несколько лет назад в зарубежной практике использования медиационной поддержки была обозначена трудность реализации именно сопутствующих медиации психологических средств в силу того, что психологи привыкли решать вопросы своей практической области с точки зрения глубинных процессов, в то время, как необходимость состояла в конструктивном урегулировании конфликта. Тем не менее, медиация далеко не исключает необходимости взаимоуважения при взаимодействии сторон, так как задачей психологии в медиации является объективная возможность противопоставить неэффективность силовых решений компромиссу, основанному на психологической атмосфере медиационной поддержки, и увеличению спектра психологических способов предотвращения конфликта. 

В зарубежной психологической практике мы встречаем классификацию уровней медиации (Anita fon Khertel, «Professionelle Konfliktlosung: Fuhren mit Mediationskompetenz», 2007), в которой рассматриваются: 

  • классическая медиация, начинающаяся с соглашения и заканчивающаяся договором к исполнению; данный вид медиации с точки зрения психологического урегулирования обеспечивает согласование связей между субъектами спора, налаживанию взаимоотношений, основывающихся на учете интересов сторон; 
  • внутрисистемная медиация, в которой медиатор «играет» две противоположные роли: с одной стороны, он выступает как «третье» лицо и помогает разрешить конфликт, а, с другой, выступает как представитель конфликтующей системы; 
  • ноу-хау для комплексных случаев, при которых имеют возможность проявления креативные решения спорного вопроса, которые призваны нейтрализовать такие явления как недоверие, недопонимание, досадность и пр.; 
  • адвокатское посредничество, при котором медиационную поддержку осуществляет адвокат (и как юрист, и как посредник); данный вид медиации требует от медиатора достаточно глубоких знаний и компетенций как психологического, так и узкоспециального характера, в связи с чем, возможно, достижение долгосрочных выгод в процессе спора с противоборствующей стороной; 
  • посредничество в переговорах, при котором используются способы психологической релаксации в виде апелляции к юмору, комичному взгляду со стороны на ход процесса и т.п.; медиатор, учитывая интересы и возможности сторон, продуцирует новые идеи, ставит акценты на позициях субъектов, легко договаривается и достигает цели; 
  • оsamaru (в пер. с японского – делаться лучше); данный вид медиации подразумевает возможность коучинга, в роли которого может выступать и медиатор; цель оsamaru можно выразить в кратком тезисе: изменяя себя, можно по-новому взглянуть на конфликт, приглушая его, то есть изменение внутреннего состояния и поведения способствует изменению ситуации [12]. 

Выводы исследован ия и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Помимо этого, в зарубежной практике таких стран как США, Арабская коалиция, Африка широко используется понятие «альтернативного разрешения споров», которое подразумевает процесс медиации в решении проблем социального и правового характера, что приводит к прогрессивному развитию направлений медиационной поддержки.

Тем не менее, следует отметить, что истоками разработки психологических решений медиативной практики признаются проблемы разрешения конфликтов семейного характера, предусматривающие всевозможные родственные модели связей (Wolff F., Klar S., «Mediation bei Scheidungen. Psychologie in Österreich», 1993) [13]. 

Достаточно широко представлены исследования связанные с использованием медиации в Великобритании. В настоящее время они направлены не только на поиск инновационных решений, но и на осуществление обучающей, тренинговой практики и т.д. 

Аналитическая практика говорит нам, что медиационная поддержка достаточно масштабно представлена во многих странах Америки, Европы, а также Японии, России, Австралии, мусульманских государствах.

Это говорит о том, что во всех прикладных областях, сопутствующих развитию использования медиации, ведется огромная работа.

Это касается и области психологических исследований, занимающейся проблемами сопровождения процесса медиационной поддержки. 

Список литературы:

  1. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США. М.:Изд.Дом «Городец». 2005.
  2. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб.: Питер. 1997.
  3. Маслоу А. Психология бытия. М: REFL-boo. 1997.
  4. Петер Фар и др. Медиация в нотариальной практике. Под ред. Грефин фон Шлиффен К., Вегман Б, пер. с немецкого С.С. Трушников. М: Волтерс Клувер. 2005. 388 с.
  5. Ниренберг Дж. Гений переговоров. Пер. с англ. Драко М.В. Минск: Попурри. 1997.
  6. Казанцева, К.Е. Медиация в ситуации конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей: дис. …магистра психологии / К. Е. Казанцева. – Ярославль: ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. – 2015. – 120 с.
  7. Клюева, Н. В. Медиация в ситуации конфликта между супругами, имеющими несовершеннолетних детей / Н. В. Клюева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – Т. 26, вып. 2. – С. 80-87.
  8. David Spenser, Michael Brogan. Mediation law and practice. Cambridge University Press. 2012.
  9. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р., Психологические законы поведения человека в социуме. СПбМ.: Еврознак. 2002.
  10. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: Духовное познание. 2004.
  11. Аллахвердова О. В. Медиация как социально-психологический феномен. Вестник Санкт-Петербургского уни-верситета. Серия 6. Политология. Международный отно-шения. № 2-1. 2007. Интернет-ресурс: http://cyberleninka.ru/ article/n/mediatsiya-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen
  12. Anita fon Khertel, «Professionelle Konfliktlosung: Fuhren mit Mediationskompetenz» / пер. Н. Бабичевой. – Изд-во Вернера Регена. – 2007. – 272 с.
  13. Wolff F., Klar S. Mediation bei Scheidungen // Psychologie in Österreich. 1993. № 13. С. 110–112. 

Источник: http://ego-studio.ru/ego-blog/98-mediatsiya-kak-sposob-razresheniya-konfliktov

Медиация и Символдрама: теория и практика

Часто случается так, что мы начинаем что-то делать, но не доводим это до конца, и причин тому может быть очень много.

Некоторые люди даже и не планируют какие-то перемены в своей жизни из-за страхов, из-за того, к примеру, что считают себя недостойными лучшей участи, или думают, что они-то точно не справятся с чем-то.

В связи с актуальность данной темы наши вопросы специалистам:- Как правильно ставить цели?- Как поставленных целей добиваться? — Как достигать успеха?

— Как не останавливаться на достигнутом?

На наши вопросы отвечают специалисты психологи и психотерапевты.

Екатерина Анкина, психолог, консультант, тренер, г. Екатеринбург.

Как правильно ставить цели?

Когда мы отправляемся в путешествие, то покупаем билеты. Мы знаем, куда хотим попасть, и даже представляем обычно, какой для этого нам надо проделать путь. Когда мы ставим цель, лучше проверить, соответствует ли она следующим параметрам:

1. Цель должна быть позитивно сформулирована. Но, если вдруг мы захотим уехать откуда-либо неважно куда, тогда не факт, что мы попадем именно в то место, которое хотелось бы.

2. Проверим, насколько цель реалистичная — если вдруг мы захотим полететь на марс, то могут возникнуть проблемы.

Но когда мы поймем, что за желанием попасть на марс стоят и другие намерения: провести отпуск незабываемым образом, возможность испытать яркие ощущения и познакомится с другим образом жизни.

Поняв это, мы можем уже подобрать какое-нибудь экзотичное место в любой точке земли, или к примеру, поехать в экспедицию изучать жизнь племени чероки вглубь Северной Америки.

3. Зависит ли осуществление цели от нас?

Если даже мы надеемся, что нам подарят билеты в это путешествие, то как минимум мы как-то повлияли или повлияем на того человека, который это сделает. Но если мы надеемся выиграть деньги на билеты в лотерее, то поездка может отложиться на неопределенно долгий срок.

4. Мы представляем то место в которое хотим попасть: на чем мы доберемся, какая погода там будет, зима или лето, представляем людей, с которыми можем встретиться, интересные места, которые хочется посетить, и когда нам нравится это представление — мы идем и покупаем билеты.

Как добиваться целей и достигать успеха?

Цели бывают разные, некоторые из них осуществляются быстро, и нам даже не приходится прикладывать особых усилий для этого, над осуществлением каких-то целей, человек работает всю жизнь, другие цели отмирают и становятся неактуальными со временем. Это живой процесс, в котором основную роль играет то, что значимо для человека. То, что является более всего ценным для него.

Есть определенные качества, которые помогут человеку в достижении любых его целей: это умение заметить, движется ли он в верном направлении, идет к своей цели или он уплыл уже на другой берег.

И нередко старые и проверенные способы не срабатывают, и тогда приходится изобретать что-то новое.

Чем больше разных способов поведения у человека, тем быстрее он добьется цели и тем жизнь его будет интересней.

Бывают дни, когда мы не встречаем препятствий на своем пути, все как будто складывается, само собой получается. А бывает, что прикладываем массу усилий и результата не видим долгое время.

Если мы прочитаем биографию того человека, который нам кажется очень успешным, мы можем найти немало драматичных событий в его жизни и периоды, когда он терпел поражение.

Но затем он снова вставал на ноги, и продолжал своё дело.

Кому-то помогает вера в бога в его пути, другого толкают к действиям его мечты, кому-то нравится сам процесс, и получая удовлетворение от того чем человек занимается, его настигает и успех.

Главное помнить, что жизнь — нелинейный процесс, и за каждым спуском следует подъем. А когда мы научимся покорять небольшие горы, то нас будут манить более высокие. В какой-то момент можно будет посмотреть вниз на проделанный путь и приятно изумиться, сказав себе: «Вот это да»… и вновь продолжить свой путь.

Юрий Щербатых, профессор психологии МГЭИ, автор книги «Психология любви и секса», г.Воронеж.

— Как правильно ставить цели?

За последние 10 лет подробно разработана технология целеполагания, которая позволяет так формулировать цели, чтобы достигаться максимально эффективно. Всего существует около 10 принципов, главными из которых являются «конкретность», «возможность сенсорного подтверждения», «приемлемая цена», «обеспеченность ресурсами» и пр. Технически — это не сложно, но есть другие две серьезные проблемы.

Первая — у многих людей нет определенных целей. Они могут демонстрировать какие-то желания, но у них нет сильной мотивации к их достижению. А без мотивации — этого мотора успеха, все остальное не поможет.

Вторая возможная проблема — диссонанс между целью сознания и бессознательного человека. Например, сознание говорит — хочу сделать карьеру и стать директором департамента. А бессознательное шепчет — хочу на все забить, лежать на диване и пить пиво.

Здесь может помочь такая техника НЛП как «интеграция целей».

— И как их добиваться?

Нужны четыре вещи. Не будет хотя бы одной — достижения снижаются в разы. Первая — очень сильное желание достичь этой цели. Второе — уверенность в себе и в том, что достигнешь желаемого. Третье — умение находить нужные ресурсы. Четвертое — способность действовать, а не рассуждать.

— Как достигать успеха?

Сначала определитесь, что для вас успех. Недаром я так много времени посвящал этому вопросу в своих книгах «Психологии успеха» и «Успех в бизнесе». Успех в личной жизни, успех в богатстве, успех во власти, успех в семейной жизни, успех в самореализации — это разные виды успеха, и нужно определиться, что вам нужнее всего. А за двумя (тремя) зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

— Как не останавливаться на достигнутом?

Читайте также:  Что такое дарение и подарки - психология

А вы сами поймете — нужно ли вам гнаться за успехом дальше, или пора остановиться и вкусить от его плодов и задуматься о жизни. У всех это бывает по-разному, и никто не подскажет, что и когда нужно делать.

Екатерина Мануковская, психолог, журналист, on-line психолог, гештальт-терапевт, автор on-line психологических курсов, тренингов, статей, книг, г. Воронеж.

Успех или……?

Я бы начала с того, что в нынешнее время информационного изобилия ответов на вопросы: «Как правильно ставить цели? Как их добиваться? Как достигать успеха? Как не останавливаться на достигнутом?» — предостаточно.

На мой взгляд, достаточно точно сформулировать, чему ты хочешь научиться. Ставить цели? Пожалуйста. Ищи информацию, ищи учителей, работай с конкретными задачами. Как их добиваться? Тоже самое.

Все эти технологии подробно описаны в многочисленных доступных интернет-источниках. Не говоря уже о печатной литературе.

Я попробую посмотреть на эту тему немного с другого ракурса.

Первый взгляд.

Что такое успех для каждого из нас и из каких конкретных навыков он состоит? Неумение доводить дело до конца? Неумение наводить порядок в делах? Неумение расставлять приоритеты в делах???? То есть задача в том, чтобы точно понять, какие именно навыки мне нужны для достижения успеха. Ответ «я не знаю» не принимается. Мы прекрасно знаем, чего не умеем и что мешает. Достаточно повнимательнее присмотреться к своим привычным действиям. Еще можно поспрашивать у близких и друзей об этом. Подскажут .

Второй взгляд. Зачем нужен успех конкретно вам? Я допускаю, что он просто не нужен или нужен совсем не в том месте, где многим другим. Скажем, кто-то карабкается по карьерной лестнице.

Вам это нужно? Кто-то каждый день ходит на фитнесс, таким образом следя за фигурой? Вам это нужно? Кто-то учит английский — вам это нужно? То есть что нужно конкретно вам для того, чтобы вы могли считать, что добиваетесь успеха?

Третий взгляд. Философский. Что есть успех и что есть счастье? Например, для меня счастье включает достижение успеха. Поэтому я сразу учусь «достигать» счастья.

А вы? Этот вопрос возник у меня тогда, когда я поняла, что наше общество активно учит достигать успеха и совершенно не учит, как стать счастливым — кроме, конечно, красивых рекламных лозунгов. Я предлагаю вам задуматься над тем, что есть для вас счастье и совпадает ли оно с успехом.

Может быть, в чем-то вы тратите силы на успех, минуя счастливые мгновения жизни? И тогда… «оно» — в смысле такой выбор — вам надо???


БЛАГОДАРИМ ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ!

РЕКОМЕНДУЕМ к прочтению статьи:

Темы предыдущих обсуждений:

Источник: http://www.PlanetaPsy.ru/psihoterapevticheskie-metody/mediaciya-i-simvoldrama-teoriya-i-praktika

Медиация как междисциплинарная область

Темы составлены в соответствии с приказом Минобрнауки «Об утверждении программы подготовки медиаторов» от 14 февраля 2011 г.: «Медиация и юриспруденция. Основы гражданского законодательства. Медиация и психология. Медиация и психолингвистика».

1. Медиация как наука.

2. Медиация как деятельность.

3. Медиация как дисциплина.

4. Медиация и юриспруденция: внедрение медиации, организация медиационной деятельности и юридическое оформление финансовых отношений в медиации.

5. Медиация и психология: гештальт психология, нарративная психология, психолингвистика.

Медиацию следует понимать в трех значениях: как сферу социальной деятельности, как науку и как учебную дисциплину. Выше было представлено многообразие понимания медиации, как сферы социальной деятельности.

Понимание медиации как сферы науки не входит в формат настоящего учебного пособия, так как это жанр такого формата, как монография.

В этом параграфе остановимся на понимании медиации в качестве учебной дисциплины и ее междисциплинарных связей.

Медиация как учебная дисциплина — это совокупность систематизированного учебного материала, призванного обучить медиационной деятельности. Медиация в качестве учебной дисциплины, представлена на практике в двух форматах: как учебная дисциплина в рамках какой-либо специальности, например, юриспруденции и курсов подготовки медиаторов.

Медиация, как учебная дисциплина в высших учебных заведениях, присутствует в следующих специальностях: юриспруденция, конфликтология и психология.

Наименование самой дисциплины может быть различным в различных вузах: медиация, конфликтология и медиация, альтернативные способы разрешения юридических конфликтов и т.п. Очевидно, что эта дисциплина имеет прикладной характер и хорошо вписывается в парадигму практико-ориентированного обучения.

Изучение же медиации в рамках трех специальностей, говорит о ее потребности для представителей, соответственно, трех профессий: юристов, конфликтологов и психологов.

Курсы в рамках программы подготовки медиаторов с 2011 года проводятся на основании приказа министерства образования (далее — Приказ). Эти курсы являются дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки, то есть к их прохождению допускаются лица, обладающие высшим образованием.

Программа подготовки медиаторов состоит из трех образовательных программ: «Медиация. Базовый курс», «Медиация. Особенности применения медиации» и «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов».

Остановимся на первой ступени подготовки медиаторов «Медиация.

Базовый курс», так как именно для этой программы и написано настоящее учебное пособие, а его главы, в основном, соответствуют модулям этой образовательной программы.

«Медиация. Базовый курс» — ключевая образовательная программа. Лица, успешно освоившие эту образовательную программу, вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе без права преподавания медиации. Прохождение остальных образовательных программ возможно только после освоения именно этой базовой программы.

В Приказе дан примерный учебный план этой образовательной программы, из которой можно выяснить те знания и компетенции, которые, по мнению законодателя, необходимы для лица, занимающегося медиационной деятельностью на профессиональной основе.

Выделим в этой программе четыре блока: введение в медиацию, инструменты медиации, медиационный процесс, организация медиации, специализация в медиации.

Введение в медиацию, это блок, направленный на «первое касание» к медиации. Это касание происходит с помощью нескольких приемов:

Прикрепление к практике будущего медиатора. Так, описывается известный всем способ разрешения споров — судебная процедура и указывается на наличие в ней примирительных процедур (мировое соглашение). Затем, медиация дается в качестве альтернативы судебному способу разрешения конфликтов.

Систематизация. Выстраивается система альтернативных способов разрешения спора, одним из элементов которых и является медиация. Сама медиация, как учебная дисциплина рассматривается во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.

Исторический прием. Предоставляется информация о наличии протомедиационных процедур в различных исторических периодах.

Формулирование понятия. Дается определение медиации, которое, в свою очередь раскладывается на признаки.

Принципы. Даются принципы медиации, которые в совокупности составляют еще одно понятие медиации.

Инструменты медиации. В этом блоке представлены те приемы, которые помогают медиатору достигать положительных результатов в своей профессиональной деятельности. В этом блоке сильно влияние психологии и разработанных в этой науке понятий и приемов. Вот лишь некоторые понятия из этого блока: коммуникация, картина мира, фильтры восприятия, установки, эмоции.

Медиационный процесс, это представление медиации как процедуры, а значит совокупности следующих друг за другом этапов. Исследуется каждый этап медиации. Указывается на возможность привлечения к медиационному процессу третьих лиц.

Организация медиации — этот раздел о том, как устроена организация медиации в социуме. В этом модуле предоставляется информация о статусе медиатора, об организационной структуре медиационного сообщества, об этике медиаторов об организации медиационной деятельности за рубежом, об медиационном маркетинге.

Специализация в медиации, это блок-связка между курсом «Медиация. Базовый курс» и курсом второй ступени — «Медиация. Особенности применения медиации». Здесь дается представление о многообразии сфер применения медиационных процедур.

Междисциплинарные связи дисциплины медиация. Используя уже представленный прием систематизации, свяжем такую дисциплину как медиация, с иными учебными дисциплинами.

Можно установить междисциплинарные связи дисциплины медиация со следующими дисциплинами: юриспруденция, конфликтология, психология, психиатрия и философия.

Однако Приказ уделят значение только трем междисциплинарным связям медиации: с юриспруденцией, с психологией и с психолингвистикой. Остановимся подробнее именно на этих междисциплинарных связях.

Медиация и юриспруденция. С того момента, как медиация продемонстрировала свою успешность при разрешении социальных конфликтов и стала в некоторых странах важнейшей для социума процедурой, этим институтом заинтересовалась юриспруденция.

Интерес юриспруденции известен — закрепить и урегулировать важнейшие правила социального общежития. Сегодня российская юриспруденция пытается включить медиацию в правовое поле, то есть подвергнуть ее правовой регламентации.

Рассмотрим «общие места» медиации и юриспруденции.

Медиация и судебные процессы. Элементы медиационных процедур, можно наблюдать в двух отраслях современного российского права: арбитражного и гражданского процесса. В этих процессах содержаться два протомедиационных института: претензионный порядок и мировое соглашение.

Кроме того, и в арбитражном и в гражданском процессе предусмотрена отсылка, то есть легализация медиации, как процедуры имеющей юридическое значение.

В этой связи при прохождении дисциплины медиация, целесообразно субсидиарно обратиться к двум юридическим дисциплинам: гражданский процесс, арбитражный процесс.

Правовое урегулирование организации медиационной деятельности, закреплено в Законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)») и регулирует правовой режим статуса профессионального медиатора, ограничение сферы его деятельности, ограничение приемов в медиации и формы его организационной деятельности. В этой связи при прохождении дисциплины медиация, целесообразно обратиться к такой юридической дисциплине, как гражданское право к такой ее части, как правовое положение саморегулируемых организаций.

Юридическое оформление процедуры и результатов медиации. Здесь при помощи юриспруденции, сама процедура медиации, а так же ее результаты облекаются в гражданско-правовую форму.

Это три вида договора: соглашение о применении процедуры медиации, соглашение о проведении процедуры медиации и медиативное соглашение.

В этой связи при прохождении дисциплины медиация, целесообразно обратиться к такой юридической дисциплине, как гражданское право к таким ее частям, как: сделки, обязательства, возмездное оказание услуг.

Медиация и психология связаны тем, что обе эти дисциплины изучают индивида, как совокупность реакций на свою интеллектуальную деятельность. Можно указать на следующие разделы психологии, темы которых пересекаются с соответствующими разделами дисциплины медиация.

Когнитивная психология — раздел дисциплины психология, изучающий познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в области когнитивной психологии связаны с изучением чувств, представления информации, памяти, внимания, логического мышления. Все это объекты работы медиатора.

Психодиагностика — раздел дисциплины психология, которая изучает, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Именно психологическая оценка клиентов медиаторов, может помочь ему как в налаживании коммуникаций, так и в обеспечении индивидуальных условий, способствующих разрешению конфликта.

Дифференциальная психология — раздел дисциплины психология, который изучает психологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.

Интерес медиации к этой части психологии связан с тем обстоятельством, что именно различные психологические установки социальных групп, зачастую приводят к конфликтам.

Например, такое направление дифференциальной психологии, как гендерная психология, может помочь в понимании и дальнейшем урегулировании семейных конфликтов.

Помимо указанных разделов, необходимо указать следующие точки соприкосновения таких дисциплин, как медиация и психология:

— различение позиции и цели;

— вовлечение в конфликт;

— модусы (режимы) мышления.

Медиация и психолингвистика имеют общий объект изучения — человеческую речь. Психолингвистика — дисциплина, которая находится на стыке между психологией и лингвистикой. Она изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.

Язык, является непременным условием понимание людей друг друга и условием коммуникации. Одновременно язык ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека.

Например, если под словом «конфликт» у индивида сложилась устойчивая негативная коннотация, ему будет непонятно и чуждо понимание слова «конфликт» как точки роста.

Можно выделить следующие разделы психолингвистики, относящиеся к медиации.

Порождение речи — это процесс, в ходе которого говорящий по определенным правилам переводит свой невербальный (неречевой) замысел в речевые единицы своего языка. То есть существует две речи: внутренняя речь (образы сознания человека) и речь звучащая.

Медиатору важно знать об ошибках перевода внутренней речи в речь звучащую. Так, индивид может думать одно, а после проговаривания своей мысли она имеет противоположное значение. Здесь медиатору важно удостовериться, что в речи прозвучала истинная мысль говорящего.

Восприятие речи — это процесс извлечения смыслов, находящихся за внешней формой речевых высказываний. Здесь непонимание происходит уже у воспринимающего, то есть расшифрующего речь.

Ведь любое слово многозначно, при этом в процессе восприятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля.

Так, если два индивида имеют одинаковую позицию, но речь одного индивида, в которой он зашифровал в языке свою позицию, расшифрована другой стороной как противоположная позиция — прямой путь к конфликту без конфликта.

Речевые лакуны — пробелы в устной речи, которые заполняются носителями определенной культуры. Так человек произносит фразу с пробелом думая, что этот пробел автоматически заполниться реципиентом необходимым смыслом.

Но часто реципиент не способен заполнить смыслом лакуну и тогда вся речь кажется ему бессмысленной. Особенно часто подобные проблемы возникают у медиаторов при разрешения конфликтов между представителями различных культур.

Элементом владения культурой считается знание прецедентных текстов ее носителями. Прецедентные тексты различны для каждой культуры и своего времени.

Встречаясь с конфликтами между представителями различных культур: этнических, гендерных, возрастных, профессиональных, он должен включить у себя такой режим мышления, как непонимание и каждый раз убеждаться, что в фразе нет лакун, а если он их идентифицирует, попросить автора речи заполнить эти лакуны.

Источник: http://textbook.melnichenko.net/mediere/mediation_as_an_interdisciplinary_area

Ссылка на основную публикацию