Метафора жизни — психология

Метафоры для работы с эмоциями, состояниями, убеждениями

Метафора жизни - психология

Метафора присутствует практические во всех сферах человеческой деятельности. Наиболее актуальными областями использования метафор становятся психология, PR, маркетинг.

По результатам крупномасштабного исследования феномена гениальности Роберт Дилтс называет использование метафор одним из свойств гениев. Метафора в работе с эмоциями, состояниями, убеждениями просто гениальная находка человечества.

С древних времён люди использовали иносказание, перенос, для обличения вспыльчивости, агрессии, страха. В культуре древнего Китая владение эмоциями считалось доблестью и непременным качеством настоящего воина, поэтому древние метафоры дожили до наших дней.

Можно сказать, что управление эмоциями является одним из главных качеств современного менеджера. Приведу полезные метафоры для работы с негативным эмоциональным состоянием, ограничивающими убеждениями, верованиями. 

Обида

К Учителю подходит ученик и говорит: «Учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают люди. И я подолгу обижаюсь на людей. Что мне делать?» Учитель дал ему мешочек с гвоздями и сказал: «Каждый раз, когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену».

  В первый день в стену было вбито 26 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в стену гвоздей стало уменьшаться.

Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания.

Он рассказал об этом своему Учителю и тот сказал: «Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, ты может вытащить из стены один гвоздь».

 Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить Учителю о том, что в стене не осталось ни одного гвоздя.

Тогда Учитель взял его за руку и подвел к стене: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в стене дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры.

И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».

     «А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?», — спрашивает ученик. Учитель ответил: «А вот с ними тебе придётся жить всю жизнь».

Пять простых правил, чтобы быть счастливым

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?»

 Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осел мой — старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно- почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения».

    Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

    Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху — и выпрыгнул из колодца!

    …В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.

 Каждая из возникающих проблем — это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.

  Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:

1. Освободи свое сердце от ненависти — прости.

2. Освободи свое сердце от волнений — большинство из них не сбываются.

3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.

4. Отдавай больше.

5. Ожидай меньше.

Разная тактика

    Эпиграф.

    — Я работаю с утра до вечера!

    — А когда же вы думаете?

    (Диалог между молодым физиком и гениальным Резерфордом)

    Вы могли видеть это по телевидению, слышать об этом по радио или из газет, но в этот раз ежегодный мировой чемпионат проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец.

 Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

    В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

    В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

    В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

    И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об скончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

    Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.

    — Как это получилось? — спросил он норвежца. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.

  — На самом деле все очень просто, — прямо ответил норвежец. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Притча про ворону и зайца

 Сидит ворона на ветке дерева. Пробегает мимо заяц. Посмотрел на ворону и спрашивает:

    — Ворона, а можно и мне целый день сидеть и ничего не делать?

    — Можно, — отвечает ворона.

    Заяц уселся под деревом.

    Через некоторое время мимо пробегал волк. Увидел зайца, спокойно сидящего под деревом, схватил его и съел.

МОРАЛЬ: чтобы можно было сидеть и ничего не делать, нужно сидеть высоко.

Два маленьких мальчика

 Прошлым летом, учительница сидела на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Она ела сандвич и наблюдала за тем, что происходит на пляже. Два маленьких мальчика, около 6 лет, играли вместе. Они бегали вокруг, смеялись и сейчас, немного устав от этого, уселись рядышком, неподалеку от нее, и начали разговаривать.

 Возможно, они только что познакомились (дети легко знакомятся на каникулах). Наконец один сказал другому:

   — Кем ты хочешь стать, когда ты вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

— Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный.

   Ветер унес их разговор. А учительница задумалась о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. Возможно, от другого учителя! Или от родителей.

Ему шесть лет, и если он не изменит свое мнение, или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив его веру в собственные возможности, сковывая его потенциал.

Убеждения не являются истиной. Они конструируются окружением, которое организует наше поведение. Каждый из нас действует, как если бы эти убеждения были истинными. И по этим причинам все наши убеждения подтверждаются и становятся «истинными» по принципу самоисполняющегося пророчества.

Вкус воздуха

Однажды Учитель спросил меня:

 — Чувствуешь ли ты вкус воздуха?

Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.

— Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?

   Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.

— Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос.

 Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня и я вдохнул полной грудью Жизнь.

 — Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись.

— Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мертв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить ее раньше времени, а можно и вовсе расплескать. Ограничивают они или открывают новые возможности

Притча о чувствах

Говорят, что однажды собрались в одном уголке земли вместе все человеческие чувства и качества.

   Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило: «А давайте играть в прятки!?» ИНТРИГА приподняла бровь: «Прятки? Что это за игра??» И СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, оно, водит -закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее.

ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ, вот только АПАТИЯ, которую никогда ничего не интересовало, отказалась участвовать в игре. ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что в конце концов ее всегда находят. ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (ее ничего кроме себя самой не волновало).

А ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать.

    — Раз, два, три…- начало счет СУМАСШЕСТВИЕ. Первой спряталась ЛЕНЬ, она укрылась за ближайшем камнем на дороге, ВЕРА поднялась на небеса, а ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого высокого дерева.

БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое оно находило казалось идеальным для его друзей: Кристально чистое озеро — для КРАСОТЫ. Расщелина дерева — так, это для СТРАХА. Крыло бабочки — для СЛАДОСТРАСТИЯ. Дуновение ветерка — ведь это для СВОБОДЫ! И оно замаскировалось в лучике солнца.

ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко. ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге), а СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана. ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню где она спряталась, да это и не важно.

Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей спрятаться, но все уже было занято. Но вдруг она увидела розовый дивный куст и решила укрыться среди его цветов.

 — Миллион, — сосчитало СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать. Первой оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ. Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ оно узнало по тому, как дрожит вулкан. Затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ЗАВИСТЬ и догадалось где прячется ТРИУМФ.

 ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя. В поисках СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ.

СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться. Итак, все были найдены: ТАЛАНТ — в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ — в темной пещере, ЛОЖЬ — в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана).

Вот только ЛЮБОВЬ найти не могли…

СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, оно решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик. Острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза.

СУМАСШЕСТВИЕ не знало что и делать, принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать ее поводырем.

И вот с тех пор, когда впервые на земле играли в прятки, ЛЮБОВЬ слепа и СУМАСШЕСТВИЕ водит ее за руку…

Восхождение

 Все говорили ему, что эта вершина опасна. Все говорили ему, что эта гора — самая высокая в мире. Все говорили ему, что никто еще не был там, наверху. Но однажды утром он собрал все необходимое и отправится в путь.

Подъем был неимоверно сложным. Множество раз балансировал он на тонком лезвии между жизнью и смертью. Тело словно стало чужим и подчас неохотно реагировало на команды мозга. Но он продолжал восхождение, стиснув зубы и шепча никому не слышные слова.

Последние метры казались адом. И вот уже мозг отказывался понимать, где он находится, и часто рисовал странные сюрреалистические картины. И тогда тело брало на себя, казалось, непосильную задачу и продолжало карабкаться вверх.

 Достигнув вершины в кромешной тьме, он заполнил все окружающее пространство звериным криком победителя и забылся недолгим беспокойным сном.

 Однако рассвет подарил ему новые впечатления: на расстоянии нескольких километров от покоренной вершины начинался путь к горе, которая была в два раза выше завоеванной.

Не хочу ветчины!

Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.

(Джон Рокфеллер, 1839-1937, самый богатый человек в американской истории).

    Два человека работали на стройке. В обеденный перерыв они обычно садились на обочине и доставали свои бутерброды. Один человек развернул сверток с едой, в предвкушении потер руки и сказал:

  — Прекрасно! Я так проголодался! Курица, бутерброды с сыром и тунцом, чипсы, фрукты…

 Второй взглянул на свои бутерброды и тяжело вздохнул.

    — О Господи, опять эта ветчина! Как она мне надоела! Уже третий раз за неделю бутерброды с ветчиной. Видеть ее больше не могу!

    — Да не переживай ты так, — стал утешать его друг. — Если ты не хочешь ветчины, просто скажи жене, чтобы она делала тебе бутерброды с чем-нибудь другим!

Читайте также:  Проблемы с учебой (подросток) - психология

    Человек, казалось, был в замешательстве.

    — О чем ты? — сказал он. — Я не женат, я делаю себе бутерброды сам.

Сколько вам лет?

 Однажды Галилея спросили: «Сколько вам лет?» Он ответил: «Восемь или десять…» Конечно, таким молодым он быть не мог, так как уже носил седую бороду.

Потом он прокомментировал свой странный ответ: «У меня столько же лет, сколько мне жить осталось: прожитые годы я не имею, так же, как ты не имеешь когда-то потраченные деньги».

Источник: http://www.center-nlp.ru/library/s52/w22.html

Как определить свою метафору жизни

Как определить свою метафору жизни

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

ОЧЕНЬ ЧАСТО, ГОВОРЯ О ЖИЗНИ, ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩУЮ МЕТАФОРУ: «ЖИЗНЬ — ЭТО БОРЬБА»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ ДЛЯ ВАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ИГРА»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А ЧТО, ЕСЛИ ВАША «ЖИЗНЬ – ЭТО ТАНЕЦ»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились.

Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным — не обращай внимания. За ритмом следи — и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник — усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает.

Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что — танцуй.

Пока играет музыка — ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДОРОГА (ПУТЬ, ПУТЕШЕСТВИЕ)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

БЛИЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ — ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

МЕТАФОРА – «ЖИЗНЬ — ЭТО ШКОЛА» (БОЛЬШАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ВЕЧНАЯ)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

ПОХОЖЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЭКЗАМЕН»

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО РАССКАЗ (ИСТОРИЯ)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ — ЭТО СТРАДАНИЯ»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО СОН»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ:

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото?
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ ЖИЗНИ:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2. Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей». опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/160118-kak-opredelit-svoyu-metaforu-zhizni

В гармонии с собой

В гармонии с собой

 В литературе метафора (от др.-греч. ???????? — «перенос», «переносное значение») — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 

Примеры простых метафор:

  • Легкий, как перышко (о маленьком ноутбуке)
  • Надежный, как швейцарский банк (о чем-то очень надежном)
  • Говорит, как пулемет (о человеке, который очень быстро разговаривает)

В психологии существует методика, называемая «Метафорой жизни». Это художественное, образное представление видения своей жизни в виде картинки, причем эта картинка может сопровождаться звуками и движением.

В чем смысл поиска метафоры жизни? Мысль материальна, и жизнь человека – это то, как он ее видит. Осознав это, нарисовав свою картинку, легче осознать, насколько наша жизнь осмысленна, насколько она наполнена, какие в ней есть проблемы.

Если, к примеру, человек говорит, что он напоминанет себе ослика, который день изо дня ходит по одному и тому же кругу и вращает колесо для перекачивания воды, то совсем несложно понять насколько его жизнь однообразна и скучна от однообразия повседневных вроде бы нужных дел, как однообразно и скучно то, что делает ослик.

Каков человек, какова его жизненная позиция, такова и его метафора. Какова метафора – такова и его жизнь. Она является точным датчиком того, что происходит в жизни человека.

А ведь это так важно! Этот чувствительный внутренний датчик очень точно расскажет, есть ли у человека запас сил или он работает на пределе.

Находится ли человек в состоянии подъема или спада, в состоянии борьбы или защиты, чего он хочет, чего боится или желает,  осмысленна ли его жизнь или смысл утерян ….

Что представляет из себя  ваша метафора? Каковы ощущения, которыми можно охарактеризовать вашу жизнь? Что это: восхождение на горную вершину, полет птицы, белка в колесе, прогулка в тумане?

Научившись расшифровывать метафоры жизни, человек сможет лучше и быстрее понять свое состояние. Метафора поможет осознать то, что находится в подсознании. А осознав смысл деталей метафоры, можно будет скорректировать их и использовать для формирования желаемого образа жизни.

К примеру, человек может изобразить картинку своей жизни как современный прочный межконтинентальный морской лайнер, который на всех парах плывет к порту назначения и которому не страшны никакие бури и непогоды. Это великолепно оснащенное и богато отделанное судно, которое управляется слаженной профессиональной командой и на котором много жизнерадостных людей.

Не правда ли здорово?

Работа с метафорой жизни – простой, но очень глубокий и эффективный способ работы с внутренней структурой личности. Это не только прекрасная возможность видения своего сегодняшнего состояния, но и доступный способ формирования  своего завтрашнего дня, своих целей и ценностей. Одна из   метафор, очень ярко иллюстрирующих душевное состояние человека – метафора “Дом души”.

Читайте также:  Как стать хорошим психологом - психология

Моя рассылка
“Понять себя, понять другого”

Источник: http://v-garmonii-s-soboi.ru/?p=6496

Сборник метафор о жизни

Сборник метафор о жизни

Решила собрать свои любимые цитаты-метафоры о всякой всячине. Хотелось собрать в одном месте размышления о жизни, об отношениях, о доверии.

Жизнь как сад. Цитата из книги Джулии Кэмерон «Путь художника»

Рассуждения о важных вещах из книг Макса Фрая

Немного моих метафор из личного опыта

Жизнь как книга.

Закончилась одна глава – обязательно начнется следующая. Не вырывайте страницы после прочтения – это Ваш опыт.

Не устраивает сюжет — пишите свою историю.

Круговорот жизни в природе

В нашей жизни все идет по кругу: бурная весна дарит кучу энергии и сил для роста. Летом продолжается подпитка в нежных лучах, копятся ресурсы для будущих побед. После наступает осень — пора зрелости, сбора урожая и наконец, приходит зима — период покоя, сна — так необходимого для восстановления сил.

Природа циклична, наша жизнь тоже подчинена этим законам. Иногда это нужно просто принять как данность и подчинится требованиям ситуации. Действовать, когда это необходимо, и давать себе отдых после плодотворной работы.

Глубина моря и чувств

Не зря вода является символом эмоций.
Пусть на поверхности бушуют волны, на глубине звуки приглушаются, остается лишь легкое движение похожее на убаюкивающую колыбель.

Остается лишь наблюдать все разнообразие чувств: тут в виде рака-отшельника притаился страх, целой стайкой серебристых мальков промелькнули яркие воспоминания детства, На самое дно опустилась тяжелая и не поворотливая обида на родителей, царственно приплыла и захватила все внимание страсть.

Проходит мгновение и картинка меняется. Вдруг ты понимаешь, что вокруг тебя постоянное движение, ритм соответствующий дыханию самой жизни.
Движение не прекращается никогда. Оно завораживает, притягивает и манит к себе. Сначала погружение происходит на малую глубину, затем все глубже, глубже… Куда почти не проникает свет. Мир становится совсем незнакомым, непривычным, даже пугающим.

Для полноценной жизни нам как воздух необходим контакт с реальностью. Соприкоснувшись со скрытым миром чувств нужно обязательно всплыть на поверхность. Нужен проводник, который вернет нас в реальность и позволит вдохнуть свежий воздух.

ВНИМАНИЕ!!!! Однажды нырнув в море чувств — ты уже не будешь прежним. Бездна, в которую удалось посмотреть, навсегда оставит в твоей душе свой след.

Сила жизни

Иногда желанная цель сильно отличается от реальности, но наша жизненная сила подобно ростку, не смотря на сопротивление, ищет путь к свету. Порой этот путь прямой и легкий, зачастую тернист и извилист, но главное не сдавайтесь — продолжайте движение.

В беседе об обидах

О том, что память и шрамы от нанесенных обид остаются и невозможно простить.

Известная притча наталкивает на вопросы: Возможно ли простить обидчика? Возможно ли чтобы стакан стал снова целым?
После долгих размышлений клиентку озарило: «Может! Только для этого нужен мастер, умеющий обращаться со стеклом». А потом тихонько добавила: «И много-много тепла…»

Полноводная река отношений

Река и два берега как метафора полноценных и глубоких отношений между мужчиной и женщиной.
Итак, если представить что река – это отношения, эмоции, чувства, а берега – это два человека. При этом каждый из них может быть абсолютно разным, свободным  в самовыражении, но в то же время все вместе они создают единый пейзаж.

Река находится в непрерывном движении, что символизирует саму жизнь, а также все эмоции, которые мы способны испытывать по отношению к другому. Река может быть спокойной, но глубокой, а может быть бурной с частыми порогами и поворотами.

Порой из-за избытка влаги она выходит из своих берегов, смывая все на своем пути. Но проходят дни, вода спадает, а на разрушенных берегах остается плодородный слой ила.

Иногда ее сковывает льдом от сильных морозов, но с первым теплом реки вскрываются, вновь продолжая движение.

Может наступить период засухи, когда река мелеет, теряет свою силу, еле движется, но после дождя уровень воды поднимается. Если же возникает запруда и наступает период застоя – вязкое болото, то самое время расчистить дно русла от всего лишнего, что преграждает путь течению.

У любой реки есть начало – исток, он чист, прохладен и приятен на вкус. Чем дальше по течению, тем выше вероятность замутить воду, но регулярная чистка русла – обеспечивает постоянное течение, а значит и чистоту потока. У каждой реки есть логичное завершение – озеро мечтаний, море эмоций, океан любви.

Берег левый и берег правый – они могут быть подобны друг другу, повторять каждый изгиб. Но вероятнее всего они будут абсолютно разными: один более крутой, другой пологий, на одном заросли кустарников, а на другом приятный песок.

Русло также может менять свое направление, оно то разливается, то наоборот сужается, превращаясь в едва заметный ручеек. Иногда через реку перекинут мостик, появляется возможность встречи.

Местами река так глубока и широка, что встреча как будто невозможна, но на самом деле у любой реки есть дно и общение происходит на самом глубоком уровне. Временами для встречи нужен паромщик.

Самое захватывающее во всей этой картине лично для меня в том, что отношения между людьми переменчивы, порой непредсказуемы, но в то же время так же прекрасны как и долина реки. И хороши они, лишь при целостном взгляде, когда учитывается все что происходит, легко воспринимаются любые перемены, одинаково ценятся все составляющие.

Доверяя потоку жизни

Отношения с водой для меня подобны отношению к жизни в целом. Я всегда любила воду, наверное, как и все дети. При этом не умела плавать, просто не получалось слаженно действовать руками и ногами. Приходилось барахтаться на мелководье.

Иногда чтобы пощекотать нервы я заходила на глубину по шею и чувствовала как меня вода начинает затягивать. Позже я все-таки научилась кое-как держаться на воде, но при мысли, что подо мной нет дна — начиналась паника.

Так же я пыталась контролировать все происходящее в жизни.

Доверять воде и собственным силам я научилась в бассейне. Оказалось, что бассейн глубокий, но плыть все-таки нужно. Страшно, но пересилила себя и спустилась по лестнице.

Сначала держалась ближе к бортику, часто делала перерывы. Потом все-таки стала двигаться уверено и могла проплывать от стенки до стенки.

Ура!!! Больше похоже на внутренние изменения после тренинга или личной терапии, появилась уверенность, но нет опыта реальной жизни.

На море я уже окончательно поверила — вода меня держит. Какие я только кульбиты не вытворяла, наслаждалась движением тела, то ловила волну, то переворачивалась на спину, то усиленно плыла к какой-то цели. Полный восторг, период острой влюбленности в жизнь, состояние близкое к эйфории.

Чем дальше я продвигалась в отношениях с водой, тем лучше понимала, она бывает разной: холодной или теплой, соленой или пресной, мутной или прозрачной, спокойной или бурной — и мне нравилось пробовать свои силы в разной воде.

Но опять вступает «но…», как же без этого. Прыгнуть с вышки для меня было жутко страшно. Стою на краю, смотрю в пустоту. Умом понимаю это безопасно и не могу сделать шаг. Не могу отпустить контроль, не могу довериться жизни.

Рядом со мной с визгом и восторгом прыгает народ. После длительной борьбы между страхом и желанием новых ощущений наконец-то решаюсь. Лечу. Вода меня принимает ласково, мягко погружаюсь, ноги касаются дна и я медленно всплываю на поверхность.

Я все могу, главное не бояться и идти навстречу своим желаниям.

Научилась ли я жить в близком контакте с собой и другими?
Я все еще в бассейне! Умею, но мне страшно.

А какие у Вас отношения с жизнью?

Источник: http://svojkraj.ru/sbornik-metafor-o-zhizni

Статья по психологии на тему: Работа с личностью через личностные метафоры

Работа с личностью через личностные метафоры

Личностная идентичность — это то, кем человек считает себя в глубине души; то, как он отвечает на вопрос: «Кто я?», это внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью. Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты.

Тем не менее нередки случаи, когда человек не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать себе: «Кто я».

Иногда человек действительно не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет.

Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда — отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью, этот способ — работа с личностными метафорами. Личностные метафоры — это метафорические способы личностью видения себя.

Мы легко можем дать метафоры на своих близких и друзей: этот наш знакомый похож на медведя, этот — на зайчика, а эта — на лисицу. Как музыкальный инструмент, она — флейта, а он — старая медная труба…

Также большинству из нас несложно найти картинку, которая метафорически рисует нас и нашу жизнь.

Кто-то в такой картинке видит себя ракетой или паровозом, кто-то внутренне ощущает себя нежным лотосом, а кто-то чувствует себя сломанными часами в заброшенном старом доме…

Достаточно очевидно, что та или иная личностная метафора самым серьезным образом связана и во многом определяется самоощущением личности, ее жизненными ценностями и ее личностными ролями.

Энергичный человек находит себя в более энергичных картинках-метафорах, у оптимистичного человека картинки-метафоры более светлые и яркие, у потерянного человека картинки чаще серые, тусклые и покрыты туманом.

Дружественный характер картинок обычно свидетельствует о высоком эмоциональном тоне человека и его внутреннем дружелюбии, а тот или иной характер движения в картинке-метафоре отражает внутреннюю направленность человека к людям или внутрь себя, склонность плыть по течению или готовность бороться…

Как техника диагностической работы, работа личностными метафорами состоит в том, что человеку предлагается поискать метафору себя и своей жизни: метафору, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя. Основные личностные метафоры, с которыми работают психологи синтон-подхода​ — это Дом моей души и Метафора жизни.

Однако важнейшее открытие, которое было сделано в синтон-подходе, состоит в том, что, изменяя свои личностные метафоры, можно влиять на свои жизненные ценности, личностные роли и свое самоощущение.

Как ни смешно это звучит, но детская формула «Что нам стоит жизнь построить: нарисуем — будем жить!» — вдруг получила самое реальное воплощение: как только человек начинает перерисовывать картинки своих личностных метафор, создается база для настоящих изменений в его жизни.

Однако работа с метафорой жизни — техника не только диагностики. Оказалось, что это один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Данная техника — не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.

Эта техника работы с личностными метафорами дает сильные результаты в достаточно широком диапазоне случаев — и в случаях серьезной «потерянности» личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать.

Итого: если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять картинку своей жизни. Как минимум, сделайте свою картинку жизни осознанной. Если у вас только бессознательная картинка, она может строить вашу жизнь не так, как вам хотелось бы, и в этом случае вы лишены возможности что-то скорректировать.

Жизнь построил, но не ту. Кого-то или чего-то, важного вам — нет. Жизнь — пустая…

Если вы затрудняетесь в формулировке своей метафоры, если сразу картинка перед вашим внутренним взглядом не появляется, посмотрите и послушайте метафоры других людей: даже если вы говорите «Нет, это не мое!», постепенно вы начинаете понимать, а что же — ваше. См.→ 

Случаи из практики

Александр: три картинки жизни

— Моя картинка немного грустная. Я — это большие старинные часы с тяжелым маятником. В доме никого. Тик-так, тик-так, равномерное и бесконечное тик-так в старом доме… Я понял, что я живу в ожидании.

Часы символизируют ожидание, ты ровно делаешь все, что нужно, да?

— Да.

А дом старый, хотелось бы из этого дома выбраться, но пока прикован, как часы к стене…

— Угу.

И от тебя ничего не зависит, как в этой картинке?

— Мне кажется, эта стратегия наиболее верная… Она уверенная, точная. Надежная.

А как ты узнаешь, что в твоей жизни наступило что-то новое? Какой другой картинкой это будет символизироваться? Ты вышел из дома?

— Да, вышел из дома на природу… Холм, стало солнечно…

Ты там стоишь или идешь?

— Стою и оглядываюсь, выбираю куда идти.

Дороги пока не будет…

— Пока нет, да…

Для тебя это возможность выбора собственного пути.

— Цель, я знаю, есть, но дороги пока не видно… Точнее, дорог там много.

Хорошо. А теперь представь, что случилось третье событие: появление твоей дороги, твоего пути. Как ты увидишь, что твоя дорога уже есть?

— Я просто пойду по ней. Наверное, это будет тропинка, извилистая тропинка, но я буду по ней идти, искать и пробовать.

В дороге кто-то трясется в телеге, кто-то рулит на велосипеде, кто-то летит в роскошном открытом кабриолете, кто-то с огромным рюкзаком карабкается по скалам.

— Нет, я пойду пешком, налегке, наслаждаясь прогулкой.

Собственными силами, без привлечения третьих сил, скорее в одиночестве и без большого напряга… Да?

— Да.

Это та жизнь, которую ты себе формируешь на будущее?

Читайте также:  Социальное научение - психология

— Да.

Она для тебя, по крайней мере сейчас, оптимальна?

— Ну, не очень нравится…

Что бы ты в ней изменил, чтобы точно понравилось?

— Добавить людей, народу должно быть побольше…

Интересная мысль! Ты хочешь уходить от одиночества?

— Да, хочу. Я понял, что я хотел бы даже часами быть кому-то полезным…

Аплодисменты!

Лена: когда я выйду в жизнь?

— Метафора моей жизни: я студент выпускного курса, готовлюсь к экзамену в читальном зале. Я уже много чего знаю, рядом со мной большая кипа учебников, сижу сосредоточенная, но все откладываю момент экзаменовки… То ли мне кажется, что я еще недостаточно готова, то ли я просто боюсь…

Ты та, которая сидит на попе и боится. Знает, что готова, но боится и тянет время своей жизни. Что бы ты хотела изменить в своей жизни, какую метафору ты бы нарисовала, чтобы сказать: «Я живу правильно!»?

— Ну, что я экзамен сдам, я знаю… А вот что я буду делать дальше, с дипломом…

Выходя с дипломом, я вижу, что… какая картинка дальше?

— Я буду применять свои знания.

Какой картинкой ты это увидишь?

— Не знаю, не вижу.

Придумывай картинку, Лена. Не придумаешь сама — тебя другие вставят в свои картинки, и очень может статься, что через пятьдесят лет ты поймешь, что прожила жизнь не ту, которую хотела.

— …

Представьте… Раннее-раннее утро, холодно, туман… Вы в лесу, солнце еще не взошло, поэтому дальше нескольких метров ничего не видно.

Под ногами мокрая, в холодной росе, трава, везде хрустят поломанные ветки, куда ни пойди — из тумана вырастают колючие кусты и густые лапы елей.

Вы точно знаете, что где-то рядом, неподалеку, есть сорная тропа, выходящая на крепкую дорогу, но небо заволочено тяжелыми облаками и поманивший просвет оборачивается очередным скользким оврагом.

Но вот — подул ветерок. Несколько порывов, и туман улетает, а над орешником поднимается большое утреннее желтое солнце. Оно уже освещает верхушки деревьев, сдвигает серый массив туч и открывает утреннее просторное небо.

Лес освещается, как будто сразу теплеет, и уже весело заблестели огоньки росы на сосновых иголках.

Солнце плывет и завоевывает новые высоты, воздух быстро согревается, листва шелестит под порывами ветра и открывает вам поляну, откуда уже видна просека с лесной дорогой.

Вы — на пути. Здравствуй, утро!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/09/21/rabota-s-lichnostyu-cherez-lichnostnye-metafory

Русская модель эффективного соблазнения

Кроме конструирования метафор существует конструктивное состояние лени. Это нормально. Думать лень, захочется готовых решений.

Именно поэтому стоит заготовить самому несколько «болванок» метафор и использовать, когда придет время. Болванка – метафора «без рюшечек», то есть краткий смысл метафоры в нескольких предложениях.

Во время рассказа добавляются и диссоциации, и мультимодальные описания и прочие приемы по вкусу.

Но кроме этого я привожу пару больших, красивых метафор и несколько типичных болванок.

Пример 1: Работающая терапевтическая метафора

Понятно, что на пальцах объяснить, как делаются метафоры, сложно. Поэтому ниже я разберу подробно, с указанием каждого приема, работающую метафору. Эта метафора была рождена экспромтом во время одной консультационной сессии. Основная цель метафоры состоит в решении некоего вопроса, очень важного для человека. Начнем. В квадратных скобках даны комментарии к метафоре.

Я хочу рассказать тебе одну весьма любопытную историю, о которой я узнал от своего духовного учителя некоторое время назад. [Использование диссоциации. Меня внутри метафоры, разумеется, нет.] Эта история уходит своими корнями в глубокое прошлое наших традиций, во времена дохристианской Руси. Люди тогда жили племенами, и эти племена были объединены в роды.

[Создание места действия метафоры. Дополнительно используется неявная диссоциация по методу давным-давно.] Люди каким-то образом жили, проводили время, охотились, несколько раз в год устраивались большие праздники. [Каким-то образом – использование обобщенного языка] Так люди жили долгие годы, наполненные единением с природой и своим, особенным складом жизни.

[Использование ценности – единение с природой.] Помогало людям то, что каждый из них занимался тем делом, которое больше всего им нравилось и каждый был настоящим мастером своего дела.

Кузнецы выковывали великолепные доспехи и инструменты, ювелиры делали украшения, которые невероятно ценились во всем мире, женщины делали одежду, охотники и землепашцы добывали еду для всех остальных.

[Еще немного писания мира с увязкой на ценности] Люди жили в гармонии с миром, и очень большую помощь в этом им оказывали мудрые волхвы, которые жили в каждом племени русичей. [Последовательный переход к новым персонажам. Заметьте, что волхвы – это тоже использование обобщенного языка. Как и ювелиры, кузнецы и женщины пару предложений назад]

Каждый человек мог придти к волхву за советом, и волхв всегда отвечал каким-то образом. [Обобщенный язык во всей своей красоте.

«Каждый» и «каким-то образом», обратите внимание] Иногда это был прямой ответ или совет, иногда указание сделать какой-то обряд, иногда волхв рассказывал какую-то историю, иногда он просто просил человека сделать какое-то задание. Люди уходили от волхва с ответами на свои вопросы.

[Тут одновременно используется установка на решение проблемы и даются варианты выбора действий] Люди, которые достигли особенного признания в своем племени, признанные мастера своего дела, которые пользовались всеобщим уважением, могли раз в год придти к волхву с очень важным вопросом.

[Плавный заход на создание главного героя] Это были уже не простые обращения за советами, это были вопросы, которые очень много значили для этих людей. Может быть, это были вопросы о смысле жизни, может быть, это были обращения к высшим силам, может быть, это было что-то другое, я не знаю.

[Опять прием «фиг его знает как, но это работает»] Я знаю, как это происходило тогда, когда это происходило, а происходило это очень-очень давно. [В этом месте с помощью забалтывания углубляется трансовое состояние]

В один из дней один из уважаемых людей племени приходил к волхву и молча садился рядом с ним у пылающего теплого костра, молча смотря на красный изменчивый огонь, слушая потрескивание угольков и звуки прохладной ночи. [Очень неопределенный главный герой, уважаемый человек.

Используется обобщенный язык и мультимодальное описание] Так проходило некоторое время, во время которого человек освобождал свой разум для восприятия того, что будет происходить немного позднее, ровно тогда, когда человек будет готов к этому. [Некоторое, ровно тогда, когда будет готов – обобщенный язык.

Дополнительно идет указание на восприятие дальнейших действий внутри метафоры] Когда волхв видел, что человек уже готов к тому, что будет происходить, он просил этого человека сделать несколько очень глубоких вдохов, каждый из которых немного более глубокий, чем предыдущий.

[В этом месте дается обобщенное описание действия, «того, что будет происходить». Потом идет углубление трансового состояния через углубление дыхания]

Волхв просил этого человека представить самого себя со стороны, и ждал, пока человек это сделает. [Использование дополнительной диссоциации.

Плюс к этому получается таким образом углубить транс] Потом волхв предлагал человеку представить себе свою жизнь, от текущего момента к самому началу, сначала то, что есть сейчас, потом немного раньше, потом пройти во времена юности, детства, пройти через свое рождение, осознать то, что когда-то до своего рождения этот человек был частью своего отца, а его отец был когда-то частью своего отца, и этот отец тоже когда-то был частью своего отца…. [усугубление трансового состояния с помощью забалтывания] И так этот человек наблюдал линию своего рода до самого первого человека, до своего праотца. У каждого из нас был свой праотец, прародитель, основатель нашего рода, и у этого человека он тоже был. Он смотрел со стороны на самого себя, который находился перед своими прародителями – своим праотцем и своей праматерью. Этот человек начинал задавать своим прародителям свой вопрос, задавать его чрез танец. Он каким-то образом танцевал свой вопрос, высказывая его через свои движения. [Создание визуализации и работа на выражение вопроса через воображаемое движение]

Мудрые прародители понимали этот вопрос, и в качестве ответа давали какой-то символ, который некоторым образом отвечал человеку на его вопрос. [Проблема решена. Хрен знает как, что там человеку привиделось, какой именно смысл – не имеет значения.

Этот символ отвечает на вопрос, вы понимаете?] Этот ответ мог придти сразу, мог спустя некоторое время, мог придти во сне, и обычно этот ответ приходил на тонкой грани между сном и бодрствованием, когда человек начинает просыпаться, и еще спит. [Идет заход на то, что ответ обязательно приходит.

Осталось только выбрать, как это происходит] Человек благодарил своих прародителей, и смотрел, как он сам возвращался по линии своего рода обратно, до своего текущего состояния. Потом человек благодарил своего волхва за то, что тот помог ему пройти этот путь, и отправлялся к себе, взяв немного времени, чтобы подумать.

 [Благодарность к самому себе за найденный ответ – важная часть работы с бессознательным. Ну и разумеется, что в конце метафоры возвращаем человека из транса]

Пример 2: Великое нечто. Мудрость Дзен для чтения на ночь (метафора для наведения транса)

–Учитель, что есть день?

–То же, что и ночь.

–А что есть ночь?

–Почти то же, что и день.

–В чем разница?

–Ночью существует Ничто.

–Почему Ничто существует ночью?

–Ночью Ничто нельзя увидеть, поэтому оно есть во всей своей полноте.

–Зачем смотреть Ничто?

–Это нельзя делать. Ничто нельзя понять. Ничто нельзя увидеть, Ничто можно только воспринимать.

–Как?

–Для этого нужно отказаться от попыток его понять. Если ты будешь искать Ничто, оно уйдет. Если ты расслабишься и скажешь себе «Я не буду искать Ничто» – оно уйдет. Если ты будешь знать о Ничто, оно станет Чем.

–Так что же делать?

–Знать.

–Что?

–В тебе уже есть Ничто. Это можно жить. Прожив Ничто внутри себя. Можно прожить Ничто своих желаний и мыслей. Познав Ничто мысли и желаний, можно воспринять внешнее Ничто и достигнуть единства и гармонии проявления внутреннего, внешнего и Непознанного.

Познав Дао Ничто, восприняв через это Ничто проявление Дзен, ты догадаешься, что это Ничто часть Ничто нашей природы. Познав Ничто природы, ты узнаешь единство Ничто планеты. Ничто Планеты – это часть Ничто солнца и Луны.

Часть Инь и Янь, света и тьмы, развития двух сторон и противоположности связанных одной нитью разновидностей. Восприняв это, ты прикоснешься к Ничто вселенной.

–Что дальше?

–Дальше это буде жить в тебе, наполняя опознаванием смысла. Когда ты окончательно достигнешь Дао этого состояния, тебе откроется мудрость просветления.

–Что это, учитель?

–Все это ничто является частью НИЧЕГО.

В этот момент к разговору присоединился еще один ученик, внимательно слушавший разговор с самого начала.

–Учитель, как же тогда определить истинное Нечто?

–Что для тебя является истиной?

–Объективная реальность, воспринятая мною.

–Объективная реальность? Зачем она тебе?

–Это истина, учитель.

–Зачем тебе истина?

–Я хочу знать истину.

–И что дальше?

–Если я познаю три истины события, я познаю событие.

–Прямо сейчас я готов рассказать тебе три твои истины, которые тебе помогут в этом деле.

–Я вас внимательно слушаю, учитель!

–Первая истина: я тот, кого ты называешь учителем.

Монах поклонился.

–Вторая истина: ты слушаешь меня.

Монах снова поклонился.

–Третья истина: узнав три истины, ты познаешь одно событие.

Монах очень низко поклонился и нарисовал в своем воображении молитвенного Будду с горящими глазами, после чего удалился.

Учитель продолжил беседу со своими учениками.

–Учитель, – спросил один из них, – зачем нам дано Ничего?

–Только освободив себя от того, что в нас есть, мы можем понять, как многому мы можем научиться.

В этой метафоре постоянно наводится транс с помощью замешательства, причем, почти в каждой строке. Кроме этого, в конце дается прямое внушение на обучение.

Пример 3: Сказка про часы (болванка)

Цель метафоры: изменение восприятия времени, замена у девушки состояния «мало времени» на состояние «для тебя времени много».

Однажды жили часы, ходили, работали. Но в один момент у них отвалилась минутная (часовая) стрелка. Часы перестали отмерять минуты. Первое время часы били в панике, потому что они не знали, сколько сейчас точно времени. Потом привыкли и нашли в этом состоянии своеобразные прелести.

Пример 4: Метафоры на возбуждение сексуального желания (болванки)

Цель метафоры: вызвать у девушки сексуальное возбуждение.

Ты никогда не качалась на качелях? Садишься на качели, делаешь первый толчок, плавно раскачиваясь, привыкая к новым ощущениям, и постепенно наращивая темп, вверх-вниз, вверх-вниз… Постепенно в твоем теле нарастает ощущение, сравнимое с восторгом, которое нарастает, достигает максимума… (замени качели на лошадь – результат тот же)

Однажды жила-была замочная скважина. И однажды зимой она замерзла. И сжалась. Многие ключи пытались проникнуть в нее, но не могли войти. Но тут появился совершенно особенный волшебный ключ, который сначала согрел скважину, она расширилась, согрелась. Потом добавил волшебной смазки, вошел в нее, и повернулся до щелчка.

Пример 5: Метафора на спокойное отношение к большому количеству твоих девушек (болванка)

Цель: Дать понять девушке, что у тебя много девушек, и это нормально.

Жила-была роза, которая активно мечтала о своем будущем. В этом будущем было много всего – и принц на белом коне, и другие мысли, которые для розы могут означать только мечты. И однажды она познакомилась с великолепным шмелем, который был просто великолепен. И они общались, он прилетал каждый день.

И однажды эта роза узнала, что этот шмель каждый день летает не только к ней, а еще ко многим другим розам, гаргониям, гераньям и другим цветам.

Сначала роза хотела больше не общаться с этим шмелем, но спустя некоторое время поняла, что лучше получать радость от общения с этим великолепным шмелем раз в неделю, чем никогда не общаться с ним.

Выводы

Множество других примеров метафор на разные темы доступны на форуме проекта lover.ru (http://forum.lover.ru), поместить их внутри этой книги сложно из-за большого объема. Так что читай форум, там много вкусного.

Источник: http://bookap.info/nlp/bogachyov_russkaya_model_effektivnogo_soblazneniya/gl41.shtm

Ссылка на основную публикацию