Mmpi (ввп) — психология

Тест СМИЛ (mmpi). Ответы и ключи на вопросы

mmpi (ВВП) - психология

Тест СМИЛ (mmpi). Ответы и ключи на вопросы.

 Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) — методика, созданная в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли в университете Миннесоты. MMPI — наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик на протяжении последних 50 лет.

Широко применяется в клинической практике, а также для диагностики степени адаптиpованности, выявления устойчивых профессионально важных склонностей.

Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. В 1989 году Дж. Грехем, А. Теллиджен, Дж. Бучер, В. Далстром и Б. Кэммер опубликовали MMPI 2 — новую версию опросника, ориентированную на уточнение характера эмоциональных расстройств и устранившую влияние гендерных различий. Модифицированный вариант опросника — тест СМИЛ. Адаптации опросника проводилась  в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева Л. Н. Собчик и другими психологами, которые разработали в 1971 полный модифицированный вариант — тест СМИЛ, 566 вопросов. (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности).

Далее приведены: инструкция, 566 вопросов (мужской и женский вариант), бланк ответов, описание шкал (основные  и дополнительные),расшифровка, ключ к тесту СМИЛ 566 — MMPI, обработка результатов, перевод в стены, средненормативные данные, интерпретация (основные шкалы и сочетание шкал), целостная оценка получившегося профиля, графическое изображение. Тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI):

Тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI): Инструкция.

Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам.

Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой — «Какой я на самом деле?». Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества.

Если Ваш ответ — «верно», то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ — «неверно», то поставьте крестик под соответствующим номером.

Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями ( например, «У меня никогда не было припадков с судорогами»: если не было, то Ваш ответ — «верно», и, наоборот, если это с Вами было, то ответ «неверно»). Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас — «Обведите номер данного утверждения кружочком».

В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет).

Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент.

Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов. Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.

ВОПРОСЫ СМИЛ (MMPI) ТЕСТ. ЖЕНСКИЙ ВАРИАНТ

ВОПРОСЫ СМИЛ (MMPI) ТЕСТ. МУЖСКОЙ ВАРИАНТ

Шкалы СМИЛ (mmpi) теста. Основные клинические шкалы СМИЛ (mmpi) теста.

Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;

Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);

Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);

Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности;

Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;

Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);

Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);

Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;

Шкала гипомании (Ma) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности; Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки; Оценочные шкалы Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, так как не имеет относящихся к ней утверждений.

Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным»; Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого;

Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;

Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Ключи к СМИЛ. Базисные шкалы:

Шкала «лжи» L: 
Верно 0. 
Неверно 15: 15 30 45 60 75 90 105 120 135 150 165 195 225 255 285 
!!!(Для прохождения теста, надо отвечать «ДА» или «ВЕРНО»)!!! 

Шкала «достоверности» F: 

Верно 45: 14 23 27 31 33 34 35 40 42 48 49 50 53 56 66 85 121 123 139 146 151 156 168 184 197 200 202 205 206 209 210 211 215 218 227 245 246 247 252 256 269 275 286 291 293 
Неверно 20: 17 20 54 65 75 83 112 113 115 164 169 177 185 196 199 220 257 258 272 276 

Шкала «коррекции» K: 

Верно 1: 96 
Неверно 29: 30 39 71 89 124 129 134 138 142 148 160 170 171 180 183 217 234 267 272 296 316 322 374 383 397 398 406 461 502 
!!! (На эти 29 вопросв, отвечать «ВЕРНО» или «ДА», для достоверности на 1-2 вопроса, ответить «НЕ ВЕРНО» или «НЕТ)!!! 

—— 

Шкала 1: 

Верно 11: 23 29 43 62 72 108 114 125 161 189 273 
Неверно 22: 2 3 7 9 18 51 55 63 68 103 130 153 155 163 175 188 190 192 230 243 274 281 

Шкала 2: 

Верно 20: 5 13 23 32 41 43 52 67 86 104 130 138 142 158 159 182 189 193 236 259 
Неверно 40: 2 8 9 18 30 36 39 45 46 51 57 58 64 80 88 89 95 98 107 122 131 152 153 154 155 160 178 191 207 208 238 241 242 248 263 270 271 272 285 296 

Шкала 3: 

Читайте также:  Снятие тревоги через детальное описание своего поведения - психология

Верно 12: 10 23 32 43 44 47 76 114 179 186 189 238 
Неверно 47: 2 3 6 7 8 9 12 26 30 51 55 71 89 93 103 107 109 124 128 129 136 137 141 147 153 160 162 163 170 172 174 175 180 188 190 192 201 213 230 234 243 265 267 274 279 289 292 

Шкала 4: 

Верно 24: 16 21 24 32 33 35 38 42 61 67 84 94 102 106 110 118 127 215 216 224 239 244 245 284 
Неверно 26: 8 20 37 82 91 96 107 134 137 141 155 170 171 173 180 183 201 231 235 237 248 267 287 289 294 296 

Шкала 5, для М: 

Верно 28: 4 25 26 69 70 74 77 78 87 92 126 132 134 140 149 179 187 203 204 217 226 231 239 261 278 282 295 297 299 
Неверно 32: 1 19 28 79 80 81 89 99 112 115 116 117 120 133 144 176 198 213 214 219 221 223 229 249 254 260 262 264 280 283 300 

Шкала 5, для Ж: 

Верно 25: 4 25 70 74 77 78 87 92 126 132 133 134 140 149 187 203 204 217 226 239 261 278 282 295 299 
Неверно 35: 1 19 26 28 69 79 80 81 89 99 112 115 116 117 120 144 176 179 198 213 214 219 221 223 229 231 249 254 260 262 264 280 283 297 300 

Шкала 6: 

Верно 25: 15 16 22 24 27 35 110 121 123 127 151 157 158 202 275 284 291 293 299 305 317 338 341 364 365 
Неверно 15: 93 107 109 111 117 124 268 281 294 313 316 319 327 347 348 

Шкала 7: 

Верно 38: 10 15 22 32 41 67 76 86 94 102 106 142 159 182 189 217 238 266 301 304 305 317 321 336 337 340 342 343 344 346 349 351 352 356 357 359 360 361 
Неверно 9: 3 8 36 122 152 164 178 329 353 

Шкала 8: 

Верно 59: 15 16 21 22 24 32 33 35 38 40 41 47 52 76 97 104 121 156 157 159 168 179 182 194 202 210 212 238 241 251 259 266 273 282 291 297 301 303 305 307 312 320 324 325 332 334 335 339 341 345 349 350 352 354 355 356 360 363 364 
Неверно 19: 8 17 20 37 65 103 119 177 178 187 192 196 220 276 281 306 309 322 330 

Шкала 9: 

Верно 35: 11 13 21 22 59 64 73 97 100 109 127 134 143 156 157 167 181 194 212 222 226 228 232 233 238 240 250 251 263 266 268 271 277 279 298 
Неверно 11: 101 105 111 119 120 148 166 171 180 267 289 

Шкала 0: 

Верно 34: 32 67 82 111 117 124 138 147 171 172 180 201 236 267 278 292 304 316 321 332 336 342 357 377 383 398 411 427 436 455 473 487 549 564 
Неверно 36: 25 33 57 91 99 119 126 143 193 208 229 231 254 262 281 296 309 353 359 371 391 400 415 440 446 449 450 451 462 469 479 481 482 505 521 547 

Источник:http://psycabi.net

Социальные кнопки для Joomla

Источник: https://mytest.autobus.ga/test-smil-mmpi.html

Online Test Pad

Online Test Pad

В тесте будут представлены 14 вопросов заданий типа В2.2.    

Пройти тест

Тест на проверку знаний по биологии из раздела человек и его здоровье на тему Кровь и кровообращение.

Пройти тест

Диагностика экстрасенсорных способностей по методике ФСБ. Тест направлен на определение предрасположенности человека к способностям.

Пройти тест

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г.

следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

Пройти тест

Данный тест является тренажером по теме:  «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» При помощи теста можно отработать темы: Н/НН, в прилагательных, правописание сложных прилагательных, О/Ё в суффиксах прилагательных, суффиксы СК/К в прилагательных.

Пройти тест

Тест по предмету Химия для подготовки к ЕГЭ по теме 4 задание. Степень окисления и валентность химических элементов. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Тест для проведения итоговой контрольной работы за курс 8 класса. Основы безопасности жизнедеятельности.

Пройти тест

Пройдите тест по теме «Интернет-журналистика. Введение в профессию» и узнайте насколько хорошо Вы усвоили материал.

Пройти тест

Тест по экономике для учеников 10-го класса по теме: «Фирмы. Издержки, прибыль.».

Пройти тест

Тренировочный тест «Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции» включает 30 заданий по типу ОГЭ 2017 по биологии.

Пройти тест

Хорошо ли вы воспитаны? Это можно поверить, впрочем не принимая результаты слишком серьезно.

Пройти тест

Тест на определение умения различать и употреблять английские слова look, see and watch в различных ситуациях и формах.

Пройти тест

Данный  тест  позволяет  определить  уровень  базовых знаний  учащихся  9 класса  по определению  вида  придаточного  предложения  в составе  сложноподчиненного, средства  связи,  тип  подчинения. Тест выполняется в течение 1часа.
 

Пройти тест

Люди, открыто или подсознательно, тоскуют по нежности, чувствуют потребность в ней, и им кажется, что сами они в состоянии одарить ею. Однако самому это трудно оценить.

Пройти тест

Тест по предмету Английский язык для 8 класса по теме Passive Voice — Present Simple Passive, Past Simple Passive, Future Simple Passive. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту.

Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми.

Предлагаемый опросник позволит оценить степень сформированности такта как профессионального качества педагога.

Пройти тест

Тест по предмету История для 5 класса по теме Древний Рим > Культура Рима. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/60199-mmpi-zhenskij-variant

MMPI

MMPI

Миннесотский Многошкальный Личностный Опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) — личностный опросник, cозданый в Университете Миннесоты (США) психиатром Старком Хатуэйем и клиническим психологом Джоном МакКинли в 1947 году.

Читайте также:  Деятель и переживатель - психология

По своей конструкции Миннесотскии Многошкальный Личностный Опросник относится к эмпирическим многомерным опросникам, созданным на основе критериально-ключевых признаков.

В качестве критериев для большинства клинических шкал были выбраны группы психиатрических пациентов с установленными диагнозами. По этой причине большинство базисных шкал сохранили оригинальные психиатрические названия.

Оригинальная версия включает 10 базовых и 3 контрольные шкалы. Кроме этого, методика позволяет вести оценку личности по 500 дополнительным шкалам-индикаторам.

В большинстве случаев психологами используются только основные шкалы, так как они предоставляют достаточно диагностической информации, а валидность дополнительных шкал на русскоязычной выборке достоверно не проверялась.

Обработка данных исследования состоит из подсчета сырых баллов по каждой шкале и перевода сырых значений в стандартизованный показатель (Т-балл) по специальной таблице (смотрите ниже на видео).

Преимуществом методики является возможность наглядного представления полученных результатов в виде профиля личности.

За 60 лет существования опросника выпущено свыше 4000 публикаций.

Варианты опросника MMPI

1.  Опросник ММИЛ

ММИЛ содержит 377 вопросов, 10 основных и 3 контрольные шкалы.

Читайте о третьем издании монографии «Методика многостороннего исследования личности», Березин Ф.Б.

подробнее о тесте ММИЛ

2. Мини-Мульт (Mini-Mult)

Включает 71 вопрос, валидность русскоязычного варианта не доказана. Преимущественно используется в групповых исследованиях.

подробнее о Мини-Мульт

3. MMPI — НИИ им. Бехтерева

Тест состоит из 383 вопросов, разработан в НИИ. им. В.М.Бехтерева. Основное отличие от варианта 566 вопросов — отсутствие вопросов, относящихся к дополнительным шкалам. Если Вы используете тест MMPI без дополнительных шкал, этот вариант сократит экспериментальное исследование на 40-60 минут.

4. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)

Опросник СМИЛ состоит из 566 утверждений. Существует взрослый и детский (от 13 до 15 лет) вариант теста СМИЛ. Сокращенный вариант, Мини-СМИЛ,  для экспресс-диагностики состояния включает 65 утверждений.

подробнее о СМИЛ

5. Web версия опросника СМИЛ

Ссылка на программу теста СМИЛ http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/

Web версия создана на основе опросника СМИЛ. Удобный инструмент для дистанционной работы и консультирования клиентов. Следует сказать о том, что кроме основных шкал программа подсчитывает дополнительные шкалы по 212 показателям.

Из удобств следует отметить простую форму регистрации, понадобится: пол, ФИО, возраст и образование. Очень удобно, что данные сохраняются в базе, а после прохождения всего теста вы получаете ссылку по которой можете в последующем смотреть результат исследования или пересылать своему психологу.

Из недостатков отметим то, что все вопросы находятся на одной странице (надо постоянно скролить), и отвлекающие блоки основного шаблона сайта.

6. Компьютерная версия теста

Версия програмы MMPI создана и адаптирована в Лаборатории Прикладной Психологии «PSYCOM» в 2004 году. Эта компьютерная версия MMPI позволяет пройти индивидуальное тестирование тестом MMPI на своем персональном компьютере. Для работы необходимо скачать и установить программу на стой ПК. Поддерживает операционные системы семейства Windows.

Компьютерная версия теста MMPI 566 «PSYCOM»

7. Опросник MMPI-2

Опросник включает 567 утверждений, из которых 394 взяты из MMPI, 66 модифицированы и 107 разработаны заново.

подробное описание MMPI-2

8. Пособия для интерпретации методики

Тест MMPI 566 (текст опросника и ключи)MMPI 566 — Программа для подсчета (НИИ им.Бехтерева)Адаптация: вариант ММИЛ из 384 утверждений адаптирован и стандартизирован Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым в 1967 г.; вариант из 383 — НИИ им. В. М. Бехтерева, авторы адаптации и стандартизации  — И. Н. Гильяшева и Т. И. Федорова,1986 г.; тест СМИЛ — Институтом прикладной психологии, Л. Н. Собчик, 1971 г.

Источник: http://psy-diagnoz.com/typological/1-mmpi.html

MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный опросник)

Как известно, профиль MMPI составляют 10 основных шкал: 1 — ипохондрии, 2 — депрессии, 3 — истерии, 4 — психопатии, 5 — мужественности — женственности, 6 — паранойи, 7 — психастении, 8 — шизофрении, 9 — гипомании, 0 — интроверсии. Эти шкалы не определяют диагноза, а являются скорее индикаторами личностных реакций. Интерпретация шкал проводится не столько на основе степени подъема по той или иной шкале, сколько на основе сочетания шкал профиля.

После отсева неправильно заполненных ответных бланков исследуемая выборка в нашем случае составила 142 матери и 110 отцов, разделенных соответственно диагнозам детей на подгруппы с неврозом страха, неврозом навязчивых состояний, неврастенией и истерическим неврозом.

Для нас основное значение имеет сравнение профилей MMPI внутри этих клинических групп с учетом пола детей. Как правило, невысокий уровень подъема тех или иных шкал профиля заставляет осторожно подойти к их интерпретации, которая проводится с учетом клинического опыта.

Умеренные подъемы отдельных шкал профиля расцениваются нами следующим образом: по шкале «депрессия» — как чувство внутренней неудовлетворенности, пониженный фон настроения, моральный дискомфорт; по шкале «психопатия» — как проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими, конфликтность; по шкале «паранойя» — как недоверчивость, упрямство, нетерпимость, негибкость мышления, склонность к образованию ситуационно-обусловленных сверхценных идей; по шкале «психастения» — как неуверенность в себе, черты тревожной мнительности, загруженность переживаниями; по шкале «шизофрения» — как недостаточная эмоциональная отзывчивость, излишняя дистанция в отношениях, их формализация, эмоциональная холодность.

Оценка полученных профилей MMPI была согласована с психологом, специалистом по MMPI — И. Н. Гильяшевой.

При изложении приводимые в скобках цифры обозначают порядковый номер той или иной шкалы, а сочетание цифр — код MMPI с учетом данных о влиянии на ответы пола испытуемых.

Последняя, 0 шкала опущена, так как она существенно не сказывается на конфигурации профиля и ее заменяет более направленная шкала «экстравертированность — интровертированность» Айзенка.

В суммарном профиле личности матерей детей с неврозами заметный подъем наблюдается по шкалам: паранойя, психастения, депрессия, психопатия, что можно трактовать как сензитивность в сочетании со склонностью к подозрительности, недоверчивости, нетерпимости, упрямству, ригидности мышления, образованию ситуационно-обусловленных сверхценных идей (6); проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими (4); наличие хронических межличностных конфликтов (6—4); понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний (6—2); отсутствие жизнерадостности, оптимизма, чувства внутренней удовлетворенности (2); тревожность и неуверенность в себе (7); недостаточная эмоциональная отзывчивость (8).

Таким образом, личность матерей детей с неврозами сложна и противоречива.

Наряду с сензитивностью, тревожностью и неуверенностью в себе имеется комплекс таких черт, как гиперсоциализация и паранойяльность, отражающих негибкость мышления, нетерпимость, склонность к образованию сверхценных идей, что осложняет отношения с людьми, делает их излишне напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность перестроить свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.

При сравнении личностных профилей матерей при различных клинических формах невроза у детей наибольшие характерологические изменения имеют матери детей с неврастенией, у них отмечается более выраженный и одновременный подъем шкал психопатии, паранойи, шизофрении и психастении.

Эти подъемы включают ряд трудносовместимых шкал, например паранойи и психастении, что говорит о противоречивом, маргинальном типе личностной структуры матерей, а также о нередко находящихся в основе их паранойяльного настроя тревожности и неуверенности в себе.

В то же время негибкость мышления, излишняя принципиальность и недостаточная эмоциональная отзывчивость таких матерей (то, что мы обозначаем как комплекс «Царевна Несмеяна») объясняют недостаточную теплоту в отношениях с детьми, излишнюю требовательность и категоричность, безоговорочное навязывание пунктуального режима дня и чрезмерно ранних моральных предписаний, как и недоверие к опыту ребенка, его самостоятельности и активности. Подобное отношение иногда встречается в семьях с психопатией и шизофренией у ребенка, где оно более резко выражено, сопровождается эмоциональной холодностью, безразличием, скрытой или явной враждебностью. В изучаемых же нами семьях матери эмоционально более чувствительны и тревожны, критичны к некоторым недостаткам своего характера, переживают затруднения в межличностных контактах и испытывают чувство вины. Таким образом, у матерей детей с неврозами можно говорить скорее о неблагоприятно сформировавшихся личностных установках, чем о наличии патологического характера или патологии личности в целом. Это подтверждается положительным опытом перестройки таких установок в процессе семейной психотерапии. Кроме этого, большинство родителей понимают в общих чертах неестественность своего отношения к детям, его крайности, одновременно заявляя, что они ничего не могут сделать с собой, как и перестроить свои отношения. Некоторые родители добавляют, что где-то в глубине души у них существуют как бы два характера, один из которых борется против другого. Объясняется это тем, что собственный опыт родителей, в первую очередь матери, вступает в противоречие с опытом воспитания в прародительской семье, особенно со стороны бабушки ребенка по материнской линии. Подобное противоречие порождает борьбу мотивов, отсутствие внутреннего единства и непоследовательность в обращении с детьми. Если мать и отец видят у ребенка те же проблемы, что и у себя в детстве, они начинают осознавать противоречивость отношения к нему, но тем не менее не могут самостоятельно перестроить себя ввиду наличия большого числа неразрешимых личностных проблем.

Сравним профили у матерей мальчиков и девочек с неврастенией. У матерей мальчиков наблюдается наибольшая степень характерологической отягощенности по сравнению не только с матерями девочек, но и матерями детей с другими формами невроза. Это подчеркивают подъемы по шкалам шизофрении, паранойи и психопатии.

Читайте также:  Жизнедеятельность - психология

Их соотношение указывает на трудности во взаимоотношениях с противоположным полом — сыном и мужем, способствуя возникновению конфликтной ситуации в семье.

Профиль матерей девочек с неврастенией не содержит подъема по шкале шизофрении и наряду с небольшими подъемами по шкале паранойи и психопатии имеет подъем по шкалам депрессии и психастении.

Известным контрастом профилю матерей при неврастении у детей является профиль при неврозе страха, в котором отмечен не имеющий аналогии при других неврозах у детей подъем по шкале депрессии (73Т с коррекцией).

Наряду с более низкой 5-й шкалой это говорит о мягкости и уступчивости характера таких матерей, невысоком жизненном тонусе, невыносливости, сниженном настроении и беспокойстве, выраженном чувстве внутренней неудовлетворенности, заниженном уровне самооценки и пессимистической оценке перспективы.

Подобный тревожно-депримированный фон настроения матери передается ребенку в процессе общения с ним.

Профиль у матерей детей с неврозом навязчивых состояний содержит небольшой подъем по шкале депрессии и больший подъем по шкале паранойи.

Паранойяльные черты личности матерей, как и в остальных случаях, не достигают степени выраженных характерологических расстройств и тем более психопатии и имеют значение только в сравнении с матерями детей с другими клиническими формами невроза.

Тем не менее паранойяльные черты во многом объясняют негибкость в отношениях с детьми, недоверие к их опыту, навязывание своего мнения, нетерпимость и излишнюю принципиальность. Нередко эти педантичные и в то же время аффективно-неустойчивые матери считают смех и радость неприличными чувствами, а детские забавы аналогией правонарушений.

В группе матерей детей с истерическим неврозом наибольшее число лиц, чьи профили были исключены как завышенные по шкале лжи. В оставшихся случаях обращает на себя внимание относительно высокий по сравнению с другими матерями подъем по шкале F — достоверность (78Т с коррекцией), что указывает на склонность к аффектам, неудовлетворенность, низкую конформность.

У отцов в профиле MMPI, как и в личностном опроснике Айзенка, не прослеживаются, в отличие от матерей, отчетливые психопатологические изменения.

В общем профиле незначительно выделяются относительно других шкалы депрессии и женственности, что подтверждают отмеченные ранее черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери.

Наиболее выражены характерологические сдвиги у отцов детей с неврозом страха, у которых наблюдаются подъемы профиля по шкалам депрессии и паранойи и подчеркивающее шкалу депрессии западение шкалы гипомании, а также выраженный подъем по шкале женственности.

Все вместе это выглядит как недостаточная мужская идентификация, пассивность, сензитивность наряду с чувством неполноценности, подозрительностью и недоверчивостью, склонностью к образованию ситуационно-обусловленных сверхценных идей, а также долгое сохранение неприятных переживаний, затруднения в межличностных отношениях узкого круга. В этих характеристиках отцов заложены предпосылки для развития сверхценных реакций страха у детей как выражения настороженности и неверия в отношении всего нового и неизвестного. В профиле обоих родителей детей с неврозом страха заметен подъем по шкале депрессии, что подтверждает характерный для всей семьи тревожно-депримированный фон настроения. В итоге родители детей с неврозом страха вследствие своей беспомощности, тревожности, ригидности и наличия большого числа личностных проблем не только не могут являться для детей примером адаптивного поведения в сложных ситуациях, но и непроизвольно подкрепляют дезадаптивное поведение своим беспокойством, паникой и ригидной фиксацией переживаний.

Слабость «я», излишняя мягкость, чувствительность, сентиментальность, недостаточная активность и беспокойство присущи и отцам мальчиков с неврозом навязчивых состояний. Эти отцы также не могут управлять ситуацией в семье и быть для детей социально приемлемым объектом идентификации.

Отдельно были рассмотрены профили у матерей и отцов, считающих свои отношения конфликтными и неконфликтными.

У матерей, определяющих отношения с отцами как конфликтные, наблюдается небольшой подъем по шкале шизофрении, что можно трактовать как недостаточную эмоциональную отзывчивость и формальное восприятие отношений в браке.

У отцов, находящих отношения конфликтными, отмечается подъем по шкале женственности, что свидетельствует о мягкости характера, повышенной эмоциональной чувствительности и сентиментальности, неспособности справиться с проблемами в семье.

Для сопоставления личностных особенностей родителей детей с неврозами с контрольной группой родителей без невроза у детей (50 матерей и 50 отцов) были выделены следующие 10 дополнительных шкал MMPI (в скобках дается номер шкалы): доминантность (49), лидерство (106), играние ролей (177), контроль (26), общее плохое приспособление (70), импульсивность (93), тревога (16), зависимость (57), сила «я» (62), личностная изменчивость (69). При сравнении с контрольной группой оба родителя менее доминантны, прежде всего отцы; реже бывают лидерами вне семьи, особенно отцы при неврозе страха у детей; хуже играют роли, контролируют себя и приспособлены к действительности. Большая импульсивность отмечается только у матерей, у отцов она почти такая же, как в контрольной группе. Оба родителя более тревожны и зависимы, чем в контрольной группе, у них меньшая сила «я», особенно при неврозе страха у детей, и большая личностная нестабильность. Эти личностные изменения у родителей во многом объясняют затруднения в общении детей со сверстниками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/b51183.html

Ссылка на основную публикацию