Наглядно-действенное мышление — психология

Виды мышления: Наглядно-действенное, Наглядно-образное, Словесно-логическое, Теоретическое и Практическое, Творческое, Пралогическое

Наглядно-действенное мышление - психология

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.

Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное.

Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д.

, наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д.

сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета.

В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.

-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т.

основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т.

характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое

Источник: http://hr-portal.ru/article/vidy-myshleniya-naglyadno-deystvennoe-naglyadno-obraznoe-slovesno-logicheskoe-teoreticheskoe

Мышление наглядно-действенное | Мир Психологии

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи (практической или теоретической, познавательной) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. Развитие интеллекта начинается с Мышление наглядно-действенное, как в фило-, так и онтогенезе. В нем закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности в структурах индивидуального опыта.

Мышление наглядно-действенное часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных (напр., исследования интеллекта человекообразных обезьян; аналогичные исследования интеллекта детей раннего возраста). Но исследованиями сложившихся форм мышления у человека установлено, что М. н.

-д. присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствами решаются достаточно сложные проблемные задачи, которые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов, руководителей и даже полководцев.

Наиболее высокие уровни обобщенного отражения действительности зависят от результатов «усмотрения, видения» реальности, которые достигаются действиями М. н.-д. Следует обратить внимание на то, что в детской психологии существует давняя традиция синонимического употребления терминов «практическое мышление» (см.

Мышление практическое) и «Мышление наглядно-действенное», но в более широком контексте психологии мышления этого следует избегать (об этом писал еще Б.М. Теплов).

Определением «наглядное» подчеркиваются особенности формы представления объектов и условий мыслительной деятельности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания.

Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом получают в процессе реального преобразования ситуации, на что указывает 2-я часть термина — «действенное».

Как и всякое мышление, наглядно действенное мышление является осмысленным выделением признаков объектов, выбором средств воздействия и преобразованием ситуации.

Осмысленность выражается и в том, что цель и направление всех действий не устанавливается заранее, а определяется на основе промежуточных результатов преобразований обобщаемого содержания.

В нормальной и клинической психодиагностике для обследования наглядно действенное мышление используются различные комбинаторные и конструктивные задачи, из которых наиболее известны «доски Сегена», задачи по сборке куба Линка и задачи на Воспроизведение изображения с помощью кубиков Коса. (В.М. Гордон, Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы М. н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келлером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными.

У ребенка Мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления.
У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.

Его элементарные формы, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов и пр. У ребенка мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с мышлением наглядно-образным и словесно-логическим.

По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению ситуации проблемной от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, где отношения между элементами ситуации проблемной предстают в достаточно схематизированном виде.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/myshlenie-naglyadno-deystvennoe

Типы, виды, формы мышления человека: абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное

Типы, виды, формы мышления человека: абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное

Каждый человек наделен возможностью мыслить.

Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни, судьбы, если хотите…

Сегодня на психологическом сайте http://Психоаналитик-Матвеев.РФ, вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу.

Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека

Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.

Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам.

Наглядное и образное мышление

Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.

Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…

Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…

Практическое или предметное, действенное мышление

Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.

Читайте также:  Упражнение «меланхолик» - психология

У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).

Словесно-логическое мышление

По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.

У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.

Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.

Абстрактное мышление

Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…

Профессиональное и научное мышление

Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.

Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.

Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…

Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (мировосприятия).

Стереотипное мышление и многочисленные, зачастую неосознаваемые логические ошибки и образуют тот или иной, удачливый или неудачный, жизненный сценарий человека (человек, мысля постоянно по одной заученной схеме, живет как робот, кибернетический организм, по программе, по установленным в голове алгоритмам).

И именно от этих алгоритмов мышления и зависит жизнь и судьба человека — счастливая или несчастная.
Но если изменить «плохую» программу, т.е. изменить роботизированные мысли, чувства и поведение, то измениться и сама жизнь…и судьба

Нужно немногое — проанализировать негативные ситуации в жизни, и виды, типы и формы мышления в них, чтобы изменить последнее… Здесь вам поможет психоанализ онлайн

Психологическая помощь по скайпу

Консультация психолога

Бесплатная психодиагностика мышления: Пройти тесты на личность и интеллект

Психологический журнал психоаналитика: Читать статьи по психологии онлайн

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya/tipy-vidy-formy-myshleniya/

Наглядно-действенное мышление: пойму, если попробую сделать

Наглядно-действенное мышление: пойму, если попробую сделать

Щенок сидит у своей миски в ожидании еды. Он помнит, что корм ему насыпали именно сюда. Младенец тянется за погремушкой, чтобы взять ее в кулачок, так как знает: у него это получится, потому что он уже так делал. Малыш разобрал механическую игрушку – ему было очень интересно узнать, как она устроена. Все это примеры того, как проявляет себя наглядно-действенное мышление на практике.

Что такое наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление – это такой вид мышления, который формируется прежде остальных видов (наглядно-образного или абстрактно-логического), а потому считается первой ступенькой на пути становления человека разумного, мыслящего. Его отличительные признаки:

  1. Познание мира происходит не через абстрактные понятия, а конкретные вещи, которые можно увидеть, услышать, потрогать (вода мокрая, включенный утюг горячий, предмет легкий, потому что его можно взять в руку).
  2. Все задачи, которые необходимо решить, носят исключительно практический характер (встать на стул, чтобы проще было забраться на стол, одеться теплее, чтобы не замерзнуть, починить крышу, чтобы в доме было сухо).
  3. Проблемная ситуация решается путем личного участия человека в ней. Чтобы узнать, что такое бабочка, ребенок сам должен увидеть эту бабочку. Чтобы понять, какая вещь будет тяжелой, нужно самому попытаться ее поднять.
  4. Новые навыки приобретаются в процессе действий «по образцу» (у людей) или благодаря системе поощрений (дрессировка животных).

Подобный вид активности мозга был характерен для первобытного человека (см. Лимбическая система человека), он же в зачатке присущ и животным. Правда, мышление животных (если такое словосочетание корректно) только этой начальной ступенькой ограничивается, да и первобытные люди в этом смысле недалеко ушли от своих диких собратьев по окружающему миру.

Что касается человека современного, то наглядно-действенное мышление формируется у него примерно до двух-трех лет. В дальнейшем к нему на помощь приходят уже другие виды мышления, которые опираются не столько на конкретные предметы, понятия, явления, личный опыт, сколько на абстрактные представления о них и опыт чужой.

Но это не значит, что первоначальные мыслительные навыки уходят. И во взрослой жизни наглядно-действенное мышление бывает очень даже полезно. Главное, не забывать про этот навык, при необходимости быть готовым к его развитию.

Развитие наглядно-действенного мышления у детей

Реально все, что воспринимается органами чувств – по такому закону живут маленькие дети. Если что-то нельзя потрогать, почувствовать, услышать, увидеть, значит, этого не существует.

Помните, как маленькие дети играют в прятки? Закрыл глаза ладошками, не вижу ничего сам, значит, остальные не видят, значит, я, малыш, от всех спрятался.

Или еще ситуация: чтобы научиться считать в уме, дети сначала складывают и вычитают реальные палочки.

Эти и другие примеры наглядно-действенного мышления наверняка близки каждому взрослому. Они кажутся простыми, естественными. Между тем мышление нужно развивать на любом этапе, даже самом начальном, даже у самых маленьких людей.

Вот несколько упражнений, которые психологи и педиатры советуют взять на вооружение родителям малышей и дошкольников:

  • не только сами кормите ребенка, но и позволяйте ребенку покормить вас с ложечки;
  • вместе ухаживайте за цветком, в идеале – пусть он на глазах ребенка восстановится из засохшего состояния;
  • для младенцев идеальны: пирамидки, которые нужно собирать в прямой и обратной последовательности, кубики, из которых можно построить большие и маленькие башни, погремушки на ленточках, которые можно самостоятельно притянуть к себе, если они вдруг выпали из кроватки.
  • катайте кукол в игрушечной коляске, плюшевые игрушки – в детской машинке, устаивайте кукольные чаепития, укладывайте спать зайцев;
  • раскладывайте, группируйте игрушки по форме, размеру, цвету или другим признакам;
  • изучайте части тела на самих себе, крутите вместе стрелки часов, лепите пельмени;
  • активно пользуйтесь развивающими ковриками, у которых надо что-то застегивать, привязывать, приклеивать, соединять и разъединять детали.

В общем, развитие наглядно-действенного мышления у детей – это воплощение на практике метода проб и ошибок. Причем большинство из них ребенок в состоянии совершить сам, без помощи взрослого. Присутствие старших нужно только в начале какой-либо задачи, чтобы показать, как надо делать. А дальше ребенок пусть справляется сам – так развитие мышления будет происходить активнее.

Развитие наглядно-действенного мышления у взрослых

Взрослым так же, как и детям, необходимо развивать все формы мышления, тем более такое, которое имеет практическое применение. Во взрослой жизни есть немало профессий, где наглядно-действенное мышление является основообразующим в работе.

Им должны в совершенстве владеть хирурги, слесари, рабочие, создающие детали, портные, ремесленники – все, чья работа связана с ручным трудом.

Но даже если ваше призвание – труд исключительно умственный, навыки практического восприятия мира лишними не будут.

Взрослым советуют развивать их следующим образом:

  • решайте головоломки со спичками – те самые, где нужно из ромбов сделать треугольники, из квадратов еще какие-нибудь геометрические фигуры, соединяя, разделяя грани (см. Аналитические способности);
  • собирайте пазлы, конструкторы;
  • тренируйте мозг на определение длины, объема, веса, прочих параметров любых вещей без специальных приборов (см. Как тренировать мозг);
  • смотрите кулинарные каналы или программы по обустройству домашнего быта, где учат делать всякие чудные вещи – учитесь вместе с ведущими, повторяя за ними;
  • заведите такое хобби, которое от вас потребовало бы работы руками – рисование, лепка, выжигание, вышивание.
Читайте также:  Межличностная дистанция: экспериментальные исследования - психология

В конце концов, в человеке все должно быть не только прекрасно, но и гармонично развито, в том числе и каждый из видов мышления.

Подведем итоги

Наглядно-действенное мышление – это особый процесс познавания окружающей действительности, который у людей формируется еще в младенческом возрасте, но все равно требует дальнейшего развития с течением времени. Это основа мыслительной деятельности человека, при которой знания о мире добываются в реальных ситуациях с применением личного опыта.

(2

Источник: http://GolMozg.ru/interesno/naglyadno-deystvennoe-myshlenie.html

Статья по теме: Наглядно-действенное мышление и роль сенсорно-перцептивных процессов в его становлении

Статья по теме: Наглядно-действенное мышление и роль сенсорно-перцептивных процессов в его становлении

Наглядно-действенное мышление и роль сенсорно-перцептивных процессов в его становлении.  

   Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, это психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления является слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.

   Одна из особенностей мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта -ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания.

   Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.

     Виды мышления определяются в основном характером и способом решения задач и меньше — его содержанием, поэтом при зрительном дефекте все они сохраняются. В наглядно-действенном мышлении контроль за действием может происходить при помощи зрительного или двигательного анализатора.

    Важность изучения наглядно-действенных форм мышления, по мнению Н.Н.

Поддьякова, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка.

То есть  значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.  

  В психологических исследованиях А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.П.Зинченко, А.Г.Рузской , А.Г.Литвака, Л.И.

Солнцевой и других авторов убедительно доказывается тесная взаимосвязь между процессами восприятия и мышления, а также огромное значение предметной деятельности в развитии этих процессов у детей.

Изучение наглядно-действенных форм мышления у дошкольников с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии.

Однако на сегодняшний день в тифлопсихологии не проводилось исследований, посвященных проблемам формирования и развития наглядно-действенного мышления у детей со зрительной патологией. Неизученность, а также огромное значение компенсации дефекта указывают на актуальность проблемы, которая заслуживает самостоятельного изучения.

    Наглядно-действенное (практическое) мышление и исторически, и онтогенетически является наиболее ранним видом мышления человека. Согласно психологическим исследованиям, наглядно-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем и младшем дошкольном возрасте.

  Формирование наглядно-действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделяется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Зачатки наглядно-действенного мышления наблюдаются уже у 7-месячных детей, и до 3 лет оно активно развивается. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметами, игрушками.

      Подлинное наглядно-действенное мышление проявляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности.

Иногда это называют фазой «ручного мышления».

Уже в 3 летнем возрасте зрячий ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолеты; разбирает на части игрушку, пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы: из чего состоит, как сделана и т.п.

    Речь в наглядно-действенном мышлении участвует в меньшей степени, чем в других видах мышления, особенно в словесно-логическом.

    Остановимся на основных предпосылках ее формирования и развития.

     Главным достижением для развития мышления в младенчестве является овладение ребенком способностью к перемещению. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Это достигается совместной функцией зрения, кинестезии и осязания.

Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его удаленность и направление. Освоив передвижение, ребенок получает возможность намного расширить круг вещей, которые становятся объектами его познания. Он обнаруживает способность манипулировать самыми разнообразными предметами.

Новые предметы влекут за собой новые способы обследования, открывают малышу скрытые до этого свойства вещей и связи между ними.

   В психологии  убедительно показано, что умственное развитие ребенка- результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия.

Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности.

Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и создает условия для его развития в том или ином направлении.

    На психическое развитие ребенка в значительной мере влияет овладение ребенком предметными действиями выступает мощным фактором развития мышления.    Практическое действие с предметом зачастую приводит малыша к решению возникших в конкретной ситуации задач.

В действии происходит естественное научение: воздействуя на предмет, ребенок замечает, что одни действия успешны, другие — нет. Опыт предшествующего действия отражается на следующем. Так мышление формируется в процессе решения предметных задач. Особенно важны для развития мышления орудийные действия. Орудие опосредствует воздействие ребенка на предметный мир.

Применяясь в различных ситуациях и по отношению к разным предметам, оно становится первым носителем обобщения.

  При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка.

         Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.

      Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии — целенаправленных проб — ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

На второй стадии — подстерегания — дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую П.Я.Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им.

Четвертая стадия — объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять. П.Я.

Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.

   Наиболее важные  особенности наглядно-действенного мышления составляют направленность на конкретные, воспринимаемые в данный момент предметы, и проявление в виде определенных действий с этими предметами. Данный вид мышления представляет собой «первичный», наиболее ранний вид интеллектуальной деятельности, не связанный с речью.

Читайте также:  Сознавать - психология

Как указывает С. Л. Рубинштейн, интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. По мнению Б. М. Теплова, крупнейшим приобретением материалистической психологии является установление того факта, что и в филогенезе, и в онтогенезе генетически первой ступенью мышления может быть только наглядно-действенное мышление.

   Наглядно-действенное мышление у детей осуществляется без участия речи, хотя зачатки речи на этом этапе развития интеллекта уже имеются. Мышление и речь как отмечал Л.С.

Выготский имеют разные генетические корни, и их развитие идет по различным линиям, независимо друг от друга  В возрасте около двух лет линии развития мышления и речи перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека.

Ребенок в эту пору делает величайшее открытие в своей жизни — он открывает, что каждая вещь имеет свое имя .

    В работах А. В. Запорожца были получены факты, в процессе формирования орудийной деятельности дети не только овладевают общественно-фиксированными способами действий, но и глубже познают те предметы, на которые направлены эти орудийные действия. Орудия выступают в роли своеобразного «зонда», который позволяет «прощупать» скрытые стороны и свойства предметов.

   В исследованиях Л.С. Любленской говорилось о том, что  своевременное и оптимальное развитие мышления находится в прямой связи с приобретением опыта предметной деятельности путем присвоения исторически сложившихся способов действия с предметами.

       Проблема развития наглядно-действенного мышления нашла отражение в работах А. А. Люблинской. Она отмечала, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует «мышление руками». Практические задачи решаются детьми в ходе разумных целенаправленных действий. В исследованиях А. А.

Люблинской и ее последователей были выделены 4 основные фазы решения задач в наглядно-действенном плане. В первой фазе ребенок -осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть. Его действия строятся без учета тех условий, в которых эта цель дана.

Вторая фаза характеризуется обследованием реальных условий задачи. Такое обследование осуществляется с помощью поисковых и пробующих действий. В третьей фазе ребенок начинает соотносить задачи с основной целью.

И наконец, в четвертой фазе с помощью поисковых действий выясняется вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.

   Ранний дошкольный возраст психологи и педагоги называют возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия — зрительного, тактильно-двигательного, слухового. Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира.

На самом первом этапе восприятия осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его признаков. Далее формируется зрительный образ на основе воспринятых признаков. Затем происходит сличение — соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е.

принять решение о классе, к которому относится объект.

   Таким образом, зрительное восприятие — как  сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию, имеет огромное познавательное значение для ребенка, ориентирует и регулирует его практическую деятельность.

    Понимая первостепенное значение предметной деятельности для развития мышления у детей, отметим, что само овладение малышом внешними практическими дейсвиями во многом обусловлено сенсорно- перцептивными процессами.

   Основой ознакомления с окружающим дошкольников как с нормальным, так и с нарушенным зрением является сенсорный опыт,  так как ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений служат первоисточником знаний действительности и закладывают основу для формирования у детей представлений и понятий.

   Обобщение литературных данных данных позволяет выделить следующие особенности сенсорного развития в раннем возрасте, актуальные для становления наглядно-действенной формы мышления в этот период:  складывается новый тип внешних ориентировочных действий — примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам,  возникают представления о свойствах предметов, освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности, развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым.

     Для зрячих детей 3 лет характерным является то, что наглядно-действенное мышление, реализуемое в процессе действий с предметами опирающееся на развитую сенсорику.

 В условиях зрительной депривации ребенок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем, создает определенный психологический дискомфорт, отрицательно влияет на развитие личности в целом.

   После 3 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов.

     Таким образом, для формирования и полноценного развития мышления в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимы достаточный уровень развития восприятия, предметной и ориентировочно-исследовательской деятельности, то есть именно то, как показано в тифлопсихологии, в чем испытывает значительные трудности ребенок с нарушениями зрения.    

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/14/naglyadno-deystvennoe-myshlenie-i-rol-sensorno-pertseptivnykh

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление

Всестороннее, глубокое, многогранное познание мира невозможно без высшего познавательного процесса – мышления.

В психологии различают несколько видов мышления, отличающихся, в первую очередь, по содержанию: абстрактное, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Помимо этого, существуют и такие, главная особенность которых заключается в характере задач: теоретическое и практическое, а то, что включает в себя некую оригинальность мышления, классифицируется на: творческое и репродуктивное.

Формирование наглядно-образного мышления

Суть наглядно-образного мышления состоит в решении поставленных задач посредством представления, образов (последние хранятся в оперативной и кратковременной памяти).

В наиболее простой форме оно проявляется у ребенка дошкольного возраста и младшего школьного (4-7 лет). В этот период происходит переход от наглядно-действенного до рассматриваемого нами вида мышления.

Малышу уже не требуется, как раньше, для познания нового объекта потрогать его руками. Главным становится умение отчетливо его воспринимать, представлять.

Важно отметить, что этот вид мышления присутствует у архитекторов, модельеров, поэтов, парфюмеров, художников. Его главная особенность заключается в том, что человек воспринимает объект с точки зрения его многогранности, умело сочетает необычные свойства предмета.

Исследование наглядно-образного мышления

Швейцарский психолог Пиаже проводил эксперименты, благодаря которым удалось сделать вывод относительно того, что дети мыслят наглядными образами, не руководствуясь при этом понятиями. Так, группе детей в возрасте 7 лет демонстрировали два шарика, что были сделаны из теста и имели одинаковый объем.

Малыш, рассмотрев детально предметы, утверждал, что они одинаковые. Далее исследователь на глазах у всей аудитории превращал один из шариков в лепешку.

Дети, в свою очередь, видели, что шар просто изменил свою форму, к нему не прибавили ни единого кусочка, но, несмотря на это, они придерживались мнения, что экспериментатор увеличил количество теста в приплюснутом шарике.

Психологи это объясняют тем, что детям этого возраста несвойственно орудовать определенными понятиями, чтобы объяснить случившееся. В большинстве случаев их мышление зависит от их восприятия.

Так, когда малыши смотрят на шар, изменившийся в форме и занимающего на поверхности стола больше места, они считают, что к этой лепешке прибавили теста.

Это обусловлено их мышлением в виде наглядных образов.

Как развить наглядно-образное мышление?

Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает личности быть нацеленной на результат, стремиться к достижению запланированного, позволяет быть ориентированной в собственных поступках.

Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом из нас.

Тот, у кого развито образное мышление, способен мыслить быстрее, чем те, у кого доминирует абстрактная память (так, скорость первого вида мышления – 60 бит/сек, а абстрактного – лишь 7 бит/сек).

Развитию наглядно-образного мышления способствуют:

  • прохождение лабиринтов;
  • рисование;
  • чтение, дальнейший анализ характеров главных героев;
  • упражнения, в результате которых каждой картинке, с изображенной на ней элементарной фигурой, следует придумать как можно большее количество ассоциаций;
  • использование игр с перестановкой палочек, спичек (к примеру, необходимо составить из 5 спичек два равнобедренных треугольника);
  • составление рассказов, в которых пропущена основная часть;
  • упражнения на поиск аналогов (следует отыскать как можно большее количество одинаковых свойств у одного выбранного предмета с любыми другими).

Источник: https://womanadvice.ru/naglyadno-obraznoe-myshlenie

Ссылка на основную публикацию