Направленность на дело — психология

Направленность личности: структура и виды направленности

Научных определений понятия «направленность личности» немало, психологи понимают ее по-разному. Но несомненно то, что направленность – одна из ведущих характеристик и важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития индивида как социального существа.

Содержание и формы направленности

Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи. Всемирно известны концепции С.Л. Рубинштейна (о динамической тенденции), А. Н. Леонтьева (о смыслообразующем мотиве), Б.Г. Ананьева (об основной жизненной направленности).

По сути, направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность – это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности.  Направленность личности, словно тенденция в моде, предопределяет в каком стиле будет жить человек.

Направленность – это сложносоставное свойство личности, которое позволяет понять цели и мотивы поведения человека, а также их спрогнозировать.

Ведь зная, на что в жизни ориентируется субъект, каковы его установки и направленность, можно догадаться, как он поступит в той или иной ситуации.

 И наоборот, понаблюдав за человеком в какой-либо значительной ситуации, можно понять его личностную направленность.

Направленность формируется в процессе воспитания и самовоспитания и всегда социально обусловлена, то есть зависит от устоев общества и оценивается с точки зрения морали, нравственности, традиций.

Формы направленности личности:

  • цели,
  • мотивы,
  • потребности,
  • постоянное субъективное отношение,
  • ценностные ориентиры,
  • идеалы,
  • интересы,
  • принципы,
  • симпатии и антипатии,
  • вкусы,
  • склонности,
  • привязанности и прочее.

Направленность влияет на характер, способности, временные психические состояния и даже на практически не способный изменяться в течении жизни темперамент.

Самая важная функция личностной направленности – смыслообразующая. Человек – существо, нуждающееся в смыслах. Если нет смысла, нет мотива, а без мотива нет деятельности.  Направленность организует человеческую деятельность и делает ее осмысленной во всех сферах, будь то личная жизнь или работа.

О других функциях направленности читайте в статье “Функции направленности личности в психологии”

Структура личностной направленности

Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.

Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:

  1. Влечение. Это примитивная, биологическая форма направленности. Влечение – не осознаваемая или недостаточно осознанная потребность. Если влечение осознается, оно превращается в желание.
  2. Желание. Осознанная потребность в чем-то конкретном. Желание проясняет цель и побуждает действовать.
  3. Стремление. Если желание подкрепляется волевым усилием, оно превращается в стремление.
  4. Интерес. Интерес – это стремление что-то узнать, познать, изучить. Главное, что познается и осознается, когда есть интерес – смысл деятельности. Интерес не угасает, когда частично удовлетворяется, а даже напротив, только возрастает.

Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.

  1. Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
  2. Идеал. Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
  3. Мировоззрение. Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
  4. Убеждение. Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.

Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке: каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.

Виды направленности

Направленность личности в зависимости от главного объекта устремлений бывает нескольких видов:

  1. Личная или направленность на себя. При такой направленности человек стремится к самореализации, удовлетворению личных потребностей и достижению собственных целей.

Это целеустремленные, ответственные, организованные, полагающиеся только на собственные силы, думающие и планирующие, и в то же время активные личности.

Такие люди сильные и уверенные в себе, но со стороны может казаться, что они самоуверенны и эгоистичны. Их проблемой нередко становится неумение делегировать полномочия, просить о помощи и стремление к одиночеству.   

  1. Коллективистская или направленность на других. Главная потребность людей с этим видом направленности – общение и контакт с другими индивидами.

Такие личности неконфликтны, учтивы, добропорядочны, готовы прийти на помощь, сопереживают и соучаствуют, ориентируется на окружающих, прислушиваются к чужому мнению, ждут одобрения. Коллективистская направленность делает человека прекрасным партнером, безотказным и легко уживающимся с людьми как в коллективе, так и в семье.

Проблемы направленных на других личностей кроются в их неумении высказывать собственное мнение, противостоять манипуляциям, бороться за личное счастье. К сожалению, такие люди не умеют планировать, боятся серьезной ответственности, не способны определять личные цели.

  1. Деловая, направленность на дело. Люди, ориентированные на деятельность, совмещают личную выгоду с благом для общества.

Это требовательные к себе, серьезные, надежные, компанейские, доброжелательные, но в то же время независимые и очень свободолюбивые личности. Они любят учиться и обучаться чему-то новому.

Для определения вида личностной направленности разработан тест направленности личности (автор методики Б. Басс), так как точно определить ее самостоятельно довольно проблематично.

Существуют и другие классификации видов направленности личности. К примеру, отдельно выделяется суицидальная и депрессивная направленность. Такого вида направленности имеют ярко выраженную негативную окраску и несомненно нуждаются в психологической коррекции.

Что касается трех основных направленностей (на себя, на других и на дело), их нельзя оценивать как однозначно положительные или отрицательные. Точно можно сказать лишь то, что направленность личности напрямую влияет на успешность любой деятельности человека и его жизнь в целом.

Рекомендуем прочесть классический труд Б.Г. Ананьева “Человек как предмет познания”; для родителей, желающих успешно воспитать своего ребенка – книга А. Моисеевой “Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье” ; преподавателям рекомендуем – А.В. Зосимовский “Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте”

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/napravlennost-lichnosti-tri-glavnyx-vektora-zhizni

Определение направленности личности (ориентационная анкета)

Шкалы: направленность на дело, направленность на общение, направленность на себя

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.

Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

  • направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
  • направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
  • направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

  1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по дан ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы про сим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».
  2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
  3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Тестовый материал

  1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
    1. Одобрения моей работы.
    2. Сознания того, что работа сделана хорошо.
    3. Сознания того, что меня окружают друзья.
  2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
    1. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
    2. Известным игроком.

    3. Выбранным капитаном команды.
  3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
    1. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.
    2. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

    3. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
  4. Мне нравится, когда люди:
    1. Радуются выполненной работе.
    2. С удовольствием работают в коллективе.
    3. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

  5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
    1. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности.
    2. Были верны и преданы мне.
    3. Были умными и интересными людьми.
  6. Лучшими друзьями я считаю тех:
    1. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
    2. На кого всегда можно положиться.

    3. Кто может многого достичь в жизни.
  7. Больше всего я не люблю:
    1. Когда у меня что-то не получается.
    2. Когда портятся отношения с товарищами.
    3. Когда меня критикуют.
  8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
    1. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.

    2. Вызывает дух соперничества в коллективе.
    3. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
  9. В детстве мне больше всего нравилось:
    1. Проводить время с друзьями.
    2. Ощущение выполненных дел.
    3. Когда меня за что-нибудь хвалили.
  10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
    1. Добился успеха в жизни.

    2. По-настоящему увлечен своим делом.
    3. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
  11. Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Источник: https://vsetesti.ru/3/

Определение направленности личности (ориентационная анкета Б.Басса)

Теоретическое обоснование. Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная в 1967 г. Б. Бассом.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.

Испытуемый должен выбрать сначала ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и затем тот, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д).

Цель. Определение личностной направленности. Испытуемые: взрослые люди
Инструкция. Испытуемым объясняют, что опросный лист состоит из 27 пунктов, по каждому из которых возможны три варианта ответов: А, Б, В. Из ответов на каждый из пунктов предлагается выбрать тот, который наиболее точно выражает точку зрения испытуемого.

Возможно, какие-то из вариантов ответов покажутся ему равноценными, но отобрать из них следует только один — тот, который наиболее близок собственному мнению и более всего ценен для отвечающего.

После этого дается задание: букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), надо написать на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «Больше всего»; — А из ответов на каждый из пунктов надо выбрать тот, который менее всего отражает точку зрения испытуемого, наименее ценен — Б для него.

Букву, которой обозначен этот ответ, также следует написать на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, но уже под рубрикой «Меньше всего» — В. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов используются две буквы, которые и будут записаны в соответствующих столбцах, а третий вариант использован не будет.

Читайте также:  Конфликтное общение - психология

Участников опроса призывают быть максимально правдивыми, объясняя это тем, что среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не надо стараться угадать, какой из них является «правильным» или «лучшим». Испытуемым предлагается также время от времени контролировать себя: правильно ли записан ответ, рядом с теми ли пунктами.

Тестовый материал.

1.       Наибольшее удовлетворение я получаю от… A.   Одобрения моей работы. Б. Сознания того, что работа сделана мною хорошо. B.   Сознания того, что меня окружают друзья. 2.       Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть… A.   Тренером, который разрабатывает тактику игры. Б. Известным игроком. B.   Выбранным капитаном команды. 3.       По-моему, лучшим педагогом является тот, кто… A.   Проявляет интерес к учащимся и имеет к каждому индивидуальный подход. Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этому предмету. B.   Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение. 4.       Мне нравится, когда люди… A.   Радуются выполненной работе. Б. С удовольствием работают в коллективе. B.   Стремятся выполнить свою работу лучше других. 5.       Я хотел бы, чтобы мои друзья были… A.   Отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляется возможность. Б. Верны и преданы мне. B.   Умными и интересными людьми. 6.       Лучшими друзьями я считаю тех… A.   С кем складываются хорошие взаимоотношения. Б. На кого всегда можно положиться. B.   Кто сможет многого достичь в жизни. 7.       Больше всего я не люблю, когда… A.   У меня что-то не получается. Б. Портятся отношения с товарищами. B.   Меня критикуют. 8.       По-моему, хуже всего, когда педагог.. А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними. Б. Вызывает в коллективе дух соперничества. В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает. 9.       В детстве мне больше всего нравилось… A.   Проводить время с друзьями. Б. Ощущение выполненных дел. B.   Когда меня за что-нибудь хвалили. 10.     Я хотел бы быть похожим на тех, кто… A.   Добился успеха в жизни. Б. По-настоящему увлечен своим делом. B.   Отличается дружелюбием и доброжелательностью. 11.     В первую очередь школа должна… A.   Научить решать задачи, которые ставит жизнь. Б. Развивать индивидуальные способности ученика. B.   Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми. 12.     Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для… A.   Общения с друзьями. Б. Отдыха и развлечений. B.   Своих любимых дел и самообразования. 13.     Наибольших успехов я добиваюсь, когда… A.   Работаю с людьми, которые мне симпатичны. Б. У меня интересная работа. B.   Мои усилия хорошо вознаграждаются. 14.     Я люблю, когда… A.   Другие люди меня ценят. Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. B.   Приятно провожу время с друзьями. 15.     Если бы обо мне решили написать в газете, то хочется, чтобы… A.   Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом, в котором мне довелось участвовать. Б. Написали о моей деятельности. B.   Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю. 16.     Лучше всего я учусь, если преподаватель… A.   Имеет ко мне индивидуальный подход. Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету. B.   Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. 17.     Для меня нет ничего хуже, чем… A.   Оскорбление моего личного достоинства. Б. Неудача при выполнении важного дела. B.   Потеря друзей. 18.     Больше всего я ценю… А. Успех. Б. Возможность хорошей совместной работы. В. Здравый, практичный ум и смекалку. 19.     Я не люблю людей, которые… A.   Считают себя лучше других. Б. Часто ссорятся и конфликтуют. B.   Возражают против всего нового. 20.     Мне приятно, если… A.   Занимаюсь делом, важным для всех. Б. Имею много друзей. B.   Вызываю восхищение и всем нравлюсь. 21.     По-моему, руководитель в первую очередь должен быть… A.   Доступным. Б. Авторитетным. B.   Требовательным. 22.     В свободное время я охотно прочитал бы книги… A.   О том, как находить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми. Б. О жизни знаменитых и интересных людей. B.   О последних достижениях науки и техники. 23.     Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть… A.   Дирижером. Б. Композитором. B.   Солистом. 24.     Мне бы хотелось… A.   Придумать интересный конкурс. Б. Победить в конкурсе. B.   Организовать конкурс и руководить им. 25.     Для меня важнее всего знать… A.   Что я хочу сделать. Б. Как достичь цели. B.   Как организовать людей для достижения цели. 26.     Человек должен стремиться к тому, чтобы… A.   Другие были им довольны. Б. Прежде всего выполнить (5вою задачу. B.   Его не нужно было упрекать за выполненную работу. 27.     Лучше всего я отдыхаю в свободное время… A.   В общении с друзьями. Б. Просматривая развлекательные фильмы. B.   Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются отдельно для каждого вида направленности.

Таблица 12
Ключ

ЯОд№№ЯОД
1АВБ15БВА
2БвА16АВБ
3АвБ17АвБ
4ВБА18АБВ
5БАВ19АБВ
6ВАБ20ВБА
7ВБА21БАВ
8АБВ22БАВ
9ВАБ23ВАБ
10АВБ24БВА
11БВА25АВБ
12БАВ26ВАБ
13ВАБ27БАВ
14АВБ

Таблица 13
Бланк для подсчета баллов

№№Направленность
Я(на себя)О(на общение)Д(на дело)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Сумма

Интерпретация результатов.Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям; ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/556-determination-of-orientation-identity-orientation-questionnaire-b-bass

Тест «Направленность Вашей личности»

Предлагаемый тест покажет, какую направленность Вы проявляете: направленность на себя,  направленность на общение, направленность на дело.

Попробуйте выполнить задание по следующей инструкции:

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, нужно отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «Больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым!

Среди вариантов ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а)  одобрения моей работы;

б)  сознания того, что работа сделана хорошо.

в)  сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть:

а)  тренером, который разрабатывает тактику игры;

б)  известным игроком;

в)  выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а)  проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б)  вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в)  создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а)  радуются выполненной работе;

б)  с удовольствием работают в коллективе;

в)  стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были:

а)  отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б)  верны и преданы мне;

в)  умными и интересными мне.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а)  с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б)  на кого всегда можно положиться;

в)  кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю, когда:

а)  у меня что-то не получается;

б)  портятся отношения с товарищами;

в)  меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а)  не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б)  вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а)  проводить время с друзьями;

б)  ощущение выполненных дел;

в)  когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а)  добился успеха в жизни;

б)  по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а)  научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б)  развить индивидуальные способности ученика;

в)  воспитать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для:

а)  общения с друзьями;

б)  отдыха и развлечений;

в)  своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а)  работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б)  у меня интересная работа;

в)  мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а)  другие люди ценят меня;

б)  испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в)  приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а)  рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б)  написали о моей деятельности;

в)  обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а)  имеет ко мне индивидуальный подход;

б)  сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

Читайте также:  Конкретика в формулировке цели - психология

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а)  оскорбление личного достоинства;

б)  неудача при выполнении важного дела;

в)  потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а)  успех;

б)  возможности хорошей совместной работы;

в)  здравый практический ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а)  считают себя хуже других;

б)  часто ссорятся и конфликтуют;

в)  возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б)  имеешь много друзей;

в)  вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а)  доступным;

б)  авторитетным;

в)  требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а)  о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

б)  о жизни интересных и знаменитых людей;

в)  о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а)  дирижером;

б)  композитором;

в)  солистом.

24. Мне бы хотелось:

а)  придумать интересный конкурс;

б)  победить в конкурсе;

в)  организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а)  что я хочу сделать;

б)  как достичь цели;

в)  как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а)  другие были им довольны;

б)  прежде всего выполнить свою задачу;

в)  его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а)  в общении с друзьями;

б)  просматривая развлекательные фильмы;

в)  занимаясь своим любимым делом.

Инструкция:

Ответ «наиболее» оценивается в 2 балла,

«наименее» – 0,

оставшийся невыбранным – 1 балл.

Баллы суммируются для каждого вида направленности отдельно. По таблице-ключу произведите расчет. «Я» означает направленность на себя, «О» – на общение, «Д» – на дело.

123456789101112131415161718192021222324252627
ЯАБАВБВВАВАББВААААААВББВБАВБ
ОВВВБААББАВВААВВВВБББАААВВАА
ДБАБАВБАВББАВБББББВВАВВБАББВ

Результаты:

Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретный заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Источник: http://vmestemir.ru/articles/psikhologicheskiye-testy/testyi-pro-osobennosti-lichnosti/testyi-pro-osobennosti-xaraktera/napravlennost-vashej-lichnosti.html

Geum.ru

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Руководитель с такой направленностью больше всего заинтересован в достижении высоких результатов в деятельности.

Личные преимущества, которые он может получить при достижении хороших результатов деятельности, заботят его в меньшей степени. Такого сотрудника интересует преимущественно решение служебной проблемы, а не личные интересы.

Высока вероятность того, что он поступится личными предпочтениями ради того, чтобы служебная задача была выполнена.

«Направленность на другого»

Руководитель, прежде всего, учитывает то, как оценят его действия окружающие. Для него важно поддерживать со всеми хорошие взаимоотношения, не испортить их в будущем.

Если такой сотрудник попадает в трудную ситуацию, требующую либо пойти дальше и войти в конфликт с другим сотрудником, либо пожертвовать своими интересами или интересами дела и уступить, то он обычно жертвует ими ради сохранения хороших взаимоотношений.

Полученные результаты (рис. 4.1) свидетельствуют о преобладающей ориентации руководителей на интересы службы и личные интересы (на себя — 6,7; на дело — 7,9; но не на другого — 5,4).

Рис. 4.1. Сравнительная оценка направленности интересов руководителей в предконфликтных и конфликтных ситуациях

Индивидуальные цели руководителей в условиях предконфликтных и конфликтных ситуаций существенно зависят от направленности их интересов.

Наиболее оптимальной с точки зрения элективного осуществления деятельности, позволяющей конструктивно решать проблемы предупреждения конфликтов, является направленность на дело и на другого. При направленности на себя руководитель не пытается учитывать ни цели, ни интересы подчиненных, ни общие интересы, а идет реализация своей позиции.

Ориентация интересов руководителей в предконфликтных и конфликтных ситуациях зависит от трех обстоятельств: содержания их предмета; ценностей межличностных отношений; индивидуально-психологических особенностей личности.

Все это определяет стратегии поведения в конфликте, среди которых: соперничество (конкуренция, борьба, напористость), избегание (уход, игнорирование), приспособление (иногда обозначается как уступчивость), компромисс, сотрудничество (кооперация, интеграция).

Из перечисленных стилей только один — сотрудничество — является активным и эффективным в смысле определения исхода предконфликтной и конфликтной ситуаций.

Наиболее конфликтным считается второй активный стиль — соперничество; избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения. Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования.

Использование той или иной стратегии поведения связано со следующими особенностями личности: уровень агрессивности, тревожности, особенности темперамента, характера, самооценка.

Однако существует и обратный процесс: использование конструктивных/неконструктивных стратегий влечет за собой изменения в структуре личности. Поэтому логично появляется проблема взаимосвязи стратегий поведения в конфликтной ситуации руководителя и их самооценки.

Использование теста «Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса и Р. Киллмена (в адаптации Н.В.

Гришиной) в модифицированном варианте «Стратегии», включающий 54 вопроса и 3 шкалы (жесткость позиции; уважительное отношение к другому; искренность) поможет изучить предполагаемые стратегии поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

В частности, по указанной методике было опрошено 90 руководителей (в основном мужчин со стажем более 10 лет). Требуют пояснения, что собой представляют стратегии в этом варианте.

Нормативная стратегия (НС) — линию поведения в трудной ситуации, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента.

Базируется на рациональном анализе ситуации и аргументированном обосновании своей позиции, предъявлении требований с опорой на официальные статус или отношения.

Подробно излагается в различных правовых документах, приказах и директивах.

Конфронтационная стратегия (КС) — рассматривается как конфликтный, агрессивный тип поведения. Она предполагает активное использование угроз, психологического давления, оскорблений, блокирующих действий, физического и морального насилия.

Для конфронтационной стратегии характерен слабый контроль над своими эмоциями. Зачастую конфронтационные действия из средства достижения первоначально поставленных целей превращаются в конечную цель — нанесение максимального ущерба оппоненту.

Манипулятивная стратегия (МС) — предусматривает достижение поставленных целей путем косвенного психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении, нацелена на неявное изменение направленности активности другого человека. Для реализации данной стратегии необходим хотя бы минимум знаний о потребностях и интересах оппонента, сильных и слабых сторонах его личности.

Переговорная стратегия (ПС) — предполагает реализацию стремления обсуждать проблему, вести активный диалог по поиску альтернативного варианта решения проблемы или компромисса, двигаться к разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также находить такое решение, которое устраивает обе стороны. В переговорной стратегии реализуется установка сотрудника на совместный поиск решения.

И как мы видим на рис. 4.2 руководителей с переговорной стратегией 54,3%, т.е. более половины (нормативная стратегия — 5,4%; конфронтационная стратегия — 7,2; манипулятивная стратегия — 9,1%).

Рис. 4.2. Соотношение выбранных стратегий поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях руководителями (в %)

Вместе с тем среди обследуемых много лиц, выбравших промежуточные варианты, которые нельзя не учитывать, например: между НС и ПС (7,2%); НС и КС (3,6%); КС и МС (3,6%); ПС и МС (5,4%).

Несомненную важность представляют результаты, косвенно указывающие на определенный предпочитаемый стиль руководства.

Жесткость позиции характерна для 17,2% опрошенных, для которой характерно сочетание нормативной с конфронтационной стратегией, что проявляется в авторитарном стиле руководства и повышенном уровне конфликтности. Мягкость позиции складывается из сочетания переговорной и манипулятивной стратегий. Ее предпочитают — 72,2%; 10,6% заняли середину (рис.4.3).

Рис. 4.3. Соотношение выбора позиций руководителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях (в %)

Кроме того, 66,9% руководителей рассматривают оппонента в конфликтной и предконфликтной ситуациях как субъекта взаимодействия, 19,9% — как объекта воздействия и 11,2% — и то и другое (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Соотношение выбора позиции руководителей в конфликтных и предконфликтных ситуациях в отношении оппонентов (в %)

Рассмотрение оппонента по конфликтной ситуации как субъекта взаимодействия в сочетании с предпочтением переговорных стратегий настраивают на некоторую оптимистичность в прогнозах.

Исследование самооценки личности руководителей проводилось по методике Дембо-Рубинштейн, которая основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.

д. Обследуемым предлагалось на вертикальных линиях отмстить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязании, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Обработка данных проводилась по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражался в баллах. Как уже отмечалось, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы руководителей получают количественную характеристику (например. 54 мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определяли: уровень притязаний — расстояние в миллиметрах от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Далее мы рассчитывали среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке, которая может подтверждать неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя).

Опросу по данной методике подверглось 90 руководителей (ранее, прошедших через методику «Стратегии»), имеющих одну из выраженных стратегий поведения в предконфликтной и конфликтной ситуациях.

У предпочитающих нормативную стратегию (5,4%) — руководителя — самооценка адекватная (70); конфронтационную (7,2%) — руководителей — завышенная (80); манипулятивную (9,1%) — руководителей — ближе к заниженной (46); переговорную (54,3%) — руководителей — адекватная (60) (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Уровень самооценки руководителей с определенными стратегиями поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях (в баллах)

Все это приводит к умозаключению о том, что недооцененным, с нашей точки зрения, остается личностный контекст как фактор предупреждения конфликтами.

Известно, что конфликты разворачиваются в рамках социального взаимодействия и, следовательно, большое значение имеют психические свойства субъектов конфликта Принято считать, что большинство конфликтов опосредовано производными внутренних противоречий человека, дисбалансом потребностей и возможностей их удовлетворения, борьбой мотивов.

К внутриличностным факторам, опосредующим поведение субъектов конфликта, относят адекватность самооценки, уровень притязаний, направленность личности, структуру ценностей. Считается, что именно они в большей степени определяют поведение личности в конфликте в целом, выбор стратегии поведения и способа разрешения конфликта.

Читайте также:  Магнит - психология

Таким образом, особое значение приобретает вопрос о формировании и укреплении ядра руководящих кадров, от профессионализма которых в значительной мере зависят содержание и качество выполняемых возложенных на них задач.

Для этого необходимо развитие таких личностных качеств, которые в условиях сложных, многообразных ситуаций профессиональной деятельности способствовав профилактике и предупреждению конфликтов, укреплению социально-психологического климата в коллективах.

Тем более что в результате 200 опрошенных сотрудников почти 2/3 (61%) утверждают, что конфликты можно избежать.

Поэтому одна из важнейших самостоятельных профессиональных задач руководителя — разбор конкретных конфликтов, их урегулирование, разрешение и, конечно же, в первую очередь предупреждение.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/napravlennost_delo.php

Основы общей психологии

Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Само существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой.

Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах, для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чём человек нуждается, всё расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность.

Потребность — это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чём-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют ещё другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его оттого, в чём он нуждается или в чём он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий предмет.

В отсутствие того, в чём у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться.

Отсюда зарождается сначала более или менее неопределённая, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчётливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того как тенденции опредмечиваются, т. е.

определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и становятся всё более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей её потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможённые двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь её целями и задачами.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметного содержания, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определённый предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает.

К.

Левин первый поставил в современной психологии во всей его принципиальной общности вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими напряжениях как необходимом компоненте подлинного объяснения психических процессов, которое до того в психологии пытались дать, оперируя лишь связями-сцеплениями рефлексоидально-ассоциативного типа. Однако К. Левин, совершенно абстрагировав динамический аспект от смыслового, пытается — как нам представляется, неправомерно — превратить динамические моменты сами по себе, отчленённые от содержания, в универсальный и самодовлеющий механизм, объясняющий человеческую психику и человеческое поведение. Между тем оголённые динамические отношения сами по себе, более или менее независимо от породившего их содержания, действуют лишь при остром эффективном состоянии и в состояниях патологических.

Динамические тенденции в конкретной форме выступили в современной психологии впервые — у З. Фрейда — в виде влечений. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено.

Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а сама направленность, выражающаяся во влечении, выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин.

Так изображается природа динамических тенденций в учении о влечениях у Фрейда, и эта их трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном учении о мотивации. Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях, фактически порождается потребностью в чём-то, находящемся вне индивида.

205 И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего.

Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закреплённым в организме раздражителем, на передний план выступает всё же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, это двусторонняя в конечном счёте зависимость или соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь.

Так это происходит, когда общественно-значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом и им принимаются, становятся личностно-значимыми для него.

Общественно-значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь и личностно-значимым для человека, порождает в нём динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечёт, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что оно меня влечёт, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениям и желаниям. Всё дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а я потому этого хочу — иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, — что я осознал общественную значимость этой цели и её осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечёт иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые её образуют.

205 К. Левин правильно отметил двусторонний, субъективно-объективный характер всякой потребности, порождающий динамическую тенденцию.

Из тенденций выделяется как особый момент установка. Установка личности — это занятая личностью позиция, которая заключается в определённом отношении к стоящим перед ней целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке, это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству соответствующих движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка, приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию.

И в этих случаях налицо избирательное отношение к определённой задаче и приспособление органа к соответствующей операции.

Установка личности в широком, обобщённом значении заключает в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая весь её психофизический строй.

Всякая установка — это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется; она обусловливает определённую линию поведения, будучи сама обусловлена ею.

Образование установки предполагает вхождение субъекта в определённую ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, от определённого распределения того, что субъективно значимо для индивида.

Смена установки означает перестройку всего психического строя индивида, связанную с перераспределением того, что для него значимо.

Установка возникает в результате определённого распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются.

Не будучи сама непосредственно движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе всё же направленность.

Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе её деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят её действия, включает в себя многообразнейшие компоненты, лежащие в различных планах — начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности. Порождаемая внутренним взаимодействием и взаимопроникновением различных тенденций, выражающих направленность личности, установка в свою очередь их порождает или обусловливает. Установка, так понимаемая, играет очень значительную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки соответственно изменяет и перспективу, в которой воспринимается субъектом любое предметное содержание: перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются ударения, акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного и всё представляется по-иному — в иной перспективе и в ином свете.

Установка личности, в которой активизировано определённое перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, вообще в познании человеком действительности. В этом её аспекте она составляет то, что можно было бы назвать апперцепцией — в нашем её понимании, т. е. апперцепцией не одних лишь представлений самих по себе, а всего реального бытия личности.

Над проблемой установки личности работает у нас в СССР Д. Н. Узнадзе; он посвятил её изучению ряд интереснейших экспериментальных работ, проведённых с исключительной последовательностью и систематичностью и установивших ряд закономерностей образования, концентрации, иррадиации, переключения установки.

Узнадзе стремится рассматривать всю психологию в целом под углом зрения установок. Установка, по Узнадзе, это отношение потребностей к ситуации, определяющее весь функциональный статус личности в данный момент. Установка процессуальна и носит, как показывают исследования Д. Н. Узнадзе и его сотрудников, фазовый характер.

Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности, определяющая реальную позицию в конкретном действии.

Установка, как мы видели, соотносительна с тенденциями. Тенденции выступают как стремления, когда намечается не только исходный, но и конечный их пункт.

Тенденции, как связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания.

От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность.

Таким образом, выявляется целая разветвлённая система проявлений личности — и их отражающих психологических понятий, — благодаря которым сама личность выступает не как мертвенная схема, какой она нередко рисуется в курсах психологии, а как живое существо, у которого есть свои потребности и интересы, свои запросы к миру и своя избирательная установка по отношению к нему, упругость мышц, сосредоточенность внимания и направленность, исполненная устремлённости и порыва.

В отличие от интеллектуалистической психологии, всё выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определённое, отграниченное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности.

Однако мы при этом расходимся в её разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в не доступных сознанию тёмных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломлённых в сознании объективных движущих сил человеческого поведения.

Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетается с появлением, зарождением и развитием новых.

Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, всё расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются всё новым содержанием.

Источник: http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl140.shtm

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию