Наследственность — психология

Наследственность, среда, психика: общее и индивидуальное в психике. Человек—индивид—личность

Внутривидовые различия превосходят межвидовые.

Так, исследования показали, что индивидуальные различия в характере научения, эмоциональных реакциях, мотивации и других аспектах поведения у животных и человека могут быть так велики, что превышают межвидовые.

В одной и той же ситуации научения самая умная крыса может действовать эффективнее, чем глупая обезьяна, хотя последний биологический вид значительно более развит по уровню психики, чем первый.

Генотип — это врожденные, генетически предопределенные особенности организма.

Но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то начинают формироваться приобретенные качества, а генетически предопределенные свойства развиваются и проявляются своеобразно.

В результате формируется фенотип. Анализируя реального человека или животное, мы определяем последний, а «генотип» как бы скрыт, иногда замаскирован, внешне искажен в зависимости от условий жизни.

Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животным миром.

Организм его имеет много признаков, общих с млекопитающими, — это позвоночник, семь шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутая кровеносная система, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянная температура тела, легочное дыхание, хорошо развитые нервная система и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами.

По критериям зоологической систематики вид «человека разумного» (Homo Sapiens) относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, в который он входит в составе особого семейства гоминид. В него входят помимо человека человекообразные обезьяны, и они занимают высшее положение в своем отряде.

Среди крупных человекообразных обезьян выделяют семейство понгид, в которое входят три рода: азиатские орангутаны, африканские понгиды (род шимпанзе) и гориллы. По анатомическим, генетическим, биохимическим и прочим параметрам человек обнаруживает наибольшую степень близости с африканскими шимпанзе (99% генов человека и этих приматов одинаковы).

Объем мозга «человека разумного» достиг 1200-1700 см3. Он известен в антропологии как кроманьонец (останки его найдены в 1868 г. в Кроманьоне, Франция) и жил около 40 тысяч лет до н. э.

Археологические раскопки показывают, что кроманьонцы могли создавать до 150 типов каменных орудий, имели прочные жилища — полуземлянки; занимались охотой, рыболовством. У них существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого индивида.

Складываются отдельные роды, появляются первичные формы религии: тотемизм — поклонение тотему (животное, растение, явление природы), от которого произошел данный род. Появляется магия — ритуалы, обряды для воздействия на сверхъестественные силы, духи предков (шаманы, колдуны).

Складывается система табу — (запретов): на кровосмесительство, каннибализм; система обрядов инициации; поклонение предкам, животным. Происходит зарождение искусств.

С тех древних пор человек биологически, генетически и физиологически практически не изменился, но происходило бурное развитие его психологических возможностей, культуры, общественных форм жизни, среды обитания.

Взаимодействие наследственности, пренатальной среды и личного опыта происходит достаточно сложно, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает широкие возможности поведения, и результат его развития будет зависеть от среды обитания.

Тот или иной фактор внешней среды проявится по-разному — в зависимости от специфики наследственности; с другой стороны, один и тот же наследственный фактор неодинаково скажется в различных средах обитания.

Но если есть генетические нарушения, неполнота генов или химическая разбалансировка, то у человека могут возникнуть физические аномалии или серьезная умственная отсталость.

Человек — существо биосоциальное, характеризующееся членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями.

Существуют достоверные факты, свидетельствующие, что если дети с самого раннего возраста растут вне общества, то они остаются на уровне развития животных — у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими генерациями.

Принимая участие в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта таковы:

  1. Общение ребенка со взрослыми, в ходе которого он обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества оказалась бы прерванной. Машины, книги, культура продолжали бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение.
  2. Чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе значимые, общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение такого опыта выступает как процесс воспроизводства в умениях ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода.

Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта стать человеком, приобрести специфические качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.

Но, с другой стороны, не имея таковой (например, при олигофрении), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, нельзя даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Внешняя среда включает совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т. п.), на которые реагирует индивид на протяжении всей своей жизни и которые сказываются на психологическом развитии, личностных качествах, физическом здоровье и т. п.

Влияние среды ощутимо еще до рождения: недостаток питания, кислорода, стрессы и заболевания беременной женщины, физические и химические условия пренатальной внутриутробной среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического, так и для умственного развития ребенка.

Особенности, имеющиеся при рождении, называют врожденными, хотя они могут быть не наследственными, а приобретенными во время внутриутробного развития организма. Случается также, что в течение жизни возникают органические повреждения мозга, вызванные заболеваниями или травмами, которые могут привести к умственной неполноценности.

Разный личный опыт, накапливаемый людьми, обусловливает различия в умениях, знаниях, убеждениях, личностных качествах. Дети, имеющие полноценный здоровый мозг, но воспитанные в приютах для младенцев, могут отличаться заметной умственной отсталостью, которая усиливается по мере их взросления.

Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор, теперь они перенесены в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% — наследственности.

Близнецы одного пола имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0,9; просто братья и сестры — дети одних родителей — генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности, и поэтому коэффициент корреляции их интеллекта равняется уже 0,5.

Но близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут отличаться, например: один из близнецов стал преступником, а другой — прекрасным юристом. Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека.

Американский психолог Вулвилл предложил четыре модели влияния внешней среды и опыта на развитие поведения:

  1. «Больничная койка»: ребенок в первые месяцы жизни находится под влиянием среды как беспомощный пациент.
  2. «Луна-парк»: ребенок выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но не может изменить их последующее влияние на себя.
  3. «Соревнование пловцов»: человек проходит свой путь по определенной «плавательной» дорожке, по сути — независимо от внешних стимулов (среда выступает для поведения человека как поддерживающий контекст).
  4. «Теннисный матч»: осуществляется постоянное взаимодействие между средой и человеком, подобно тому как теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника и в то же время он влияет на поведение другого игрока, отражая его удары.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли последнего. Поскольку сознание, речь и прочее не передаются в порядке биологической наследственности, а формируются в жизни, то ученые оперируют понятиями индивид и личность.

Под первым понимается биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Под вторым — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, продукт общественных отношений.

Но психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Такие внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий.

По мере формирования личности они становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Рубинштейн ввел в психологию понятие «субъект», в частности, он отмечал: «Главный вопрос психологии — вопрос о субъекте».

В деятельности есть внешние и внутренние условия: первые — природные и социальные воздействия, а вторые — это субъект. Внешние условия действуют только через внутренние. А те (субъект) — через внешние, тем самым себя изменяя.

Это значит, что субъект активен, сам является продуктом своего действия, способен изменить внешние воздействия.

Поскольку человек живет в трех сферах — природа, общество, культура, — то можно выделить три типа субъекта:

  1. Природный субъект. Это человек или животное, которые гибко приспосабливаются к изменяющимся условиям природной среды.
  2. Социальный субъект. Это человек как носитель усвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе.
  3. Субъект культуры. Это субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов.

Понятие личность (в широком смысле) включает все три типа субъекта. В этом случае она понимается как субъект деятельности, внутреннее условие таковой, когда любая способность субъекта может повлиять на специфику его действий и поведения.

В более узком плане личность воспринимается как совокупность общественных отношений, когда она социальна, выражает все, что есть в человеке надприродного, надысторического.

Личность не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития.

В личности можно выделить две субстанции — социальную, типическую, и индивидуальную, уникальную (уникальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности).

Источник: https://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/15-nasledstvennost-sreda-psixika-obshhee-i.html

наследственность — это… Что такое наследственность?

  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями. Н. реализуется в процессе наследования или воспроизведения в ряду поколений специфич. характера обмена веществ и индивидуального развития в определ …   Биологический энциклопедический словарь
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, явление передачи потомству материальных факторов, определяющих развитие признаков организма в конкретных условиях среды. Задачей изучения Н. является установление закономерностей в возникновении, свойствах, передаче и… …   Большая медицинская энциклопедия
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, наследственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Способность живых существ передавать свои физические или психические особенности потомству. Явления наследственности. Теория наследственности. 2. Качества здоровья, особенности… …   Толковый словарь Ушакова
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — передача прямым потомкам родительских свойств. Осуществляется благодаря непрерывности зародышевой плазмы: в то время как из одной части ее образуется тело нового индивида, др. часть продолжает свое существование в зародышевых клетках (яйцеклетках …   Философская энциклопедия
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — Порода сильнее пастбища. Джордж Элиот Родители одновременно наследственность и среда. В наследственность тверже всего верят отцы, у которых красивые дети. У наших детей умные родители. Юзеф Булатович Все хорошее было у него от родителей, все… …   Сводная энциклопедия афоризмов
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, свойство организмов повторять в ряду поколений признаки и особенности развития. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и …   Современная энциклопедия
  • наследственность — гомозиготность, преемственность Словарь русских синонимов. наследственность сущ., кол во синонимов: 2 • гомозиготность (1) • …   Словарь синонимов
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — 1) способность организмов передавать посредством генетического материала особенности строения, функций, развития своему потомству. Наследственность одна из главных характеристик живого вещества; 2) признак и (или) свойство, полученное от… …   Экологический словарь
  • Наследственность — НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, свойство организмов повторять в ряду поколений признаки и особенности развития. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности – генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки… …   Большой Энциклопедический словарь
Читайте также:  Дневной биоритм - психология

Источник: https://psychology.academic.ru/5486/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Что такое наследственность и генетика человека?

В каждом человеке заложено стремление продолжить свой род и произвести здоровое потомство. Определенное сходство между родителями и детьми обусловлено наследственностью. Помимо очевидных внешних признаков принадлежности к одной семье, генетически передается и программа индивидуального развития в разных условиях.

Наследственность – что это такое?

Рассматриваемый термин определяется, как способность живого организма сохранять и обеспечивать преемственность своих отличительных признаков и характера развития в последующих поколениях.

Понять, что такое наследственность человека, легко на примере любой семьи.

Черты лица, телосложение, внешность в целом и характер детей всегда будто позаимствованы у одного из родителей, бабушки или дедушки.

Генетика человека

Что такое наследственность, особенности и закономерности этой способности изучает специальная наука. Человеческая генетика является одним из ее разделов. Условно она классифицируется на 2 типа. Основные виды генетики:

  1. Антропологическая – изучает изменчивость и наследственность нормальных признаков организма. Данный раздел науки связан с эволюционной теорией.
  2. Медицинская – исследует особенности проявления и развития патологических признаков, зависимость возникновения заболеваний от условий окружающей среды и генетической предрасположенности.

Виды наследственности и их характеристика

Информация о специфических признаках организма содержится в генах. Биологическая наследственность дифференцируется по их типу. Гены присутствуют в органоидах клетки, расположенных в цитоплазматическом пространстве – плазмидах, митохондриях, кинетосомах и других структурах, и в хромосомах ядра. На основании этого выделяют следующие виды наследственности:

  • внеядерная или цитоплазматическая;
  • ядерная или хромосомная.

Цитоплазматическая наследственность

Характерной чертой описываемого типа воспроизведения специфических признаков является их передача по материнской линии. Хромосомная наследственность обусловлена преимущественно информацией из генов сперматозоидов, а внеядерная – яйцеклетки.

В ней содержится больше цитоплазмы и органелл, отвечающих за передачу индивидуальных особенностей.

Эта форма предрасположенности провоцирует развитие хронических врожденных болезней – рассеянного склероза, сахарного диабета, синдрома туннельного зрения и других.

Ядерная наследственность

Указанный вид передачи генетической информации является определяющим. Часто только его имеют в виду, объясняя, что такое человеческая наследственность. В хромосомах клетки содержится максимальное количество данных о свойствах организма и его специфических признаках.

Также в них заложена программа развития в определенных внешних условиях среды. Ядерная наследственность – это передача генов, заложенных в молекулах ДНК, которые входят в состав хромосом. Она обеспечивает постоянную преемственность информации из поколения в поколение.

Признаки наследственности человека

Если у одного из партнеров темно-карие глаза, высока вероятность аналогичного оттенка радужки у ребенка независимо от ее цвета у второго родителя. Это объясняется тем, что признаки наследственности существуют 2-х типов – доминантные и рецессивные.

В первом случае индивидуальные характеристики являются преобладающими. Они подавляют рецессивные гены. Второй вид признаков наследственности может проявиться только в гомозиготном состоянии.

Такой вариант возникает, если в ядре клетки комплектуется пара хромосом с идентичными генами.

https://www.youtube.com/watch?v=bmfQ6EivaYM

Иногда у ребенка наблюдается сразу несколько рецессивных признаков, даже если у обоих родителей они доминантные. Например, у смуглого отца и матери с темными волосами рождается светлокожий малыш с белокурыми локонами.

Такие случаи наглядно демонстрируют, что такое наследственность – не просто преемственность генетической информации (от родителей детям), а сохранение всех признаков определенного рода в пределах семьи, включая предшествующие поколения.

Цвет глаз, волос и другие особенности могут передаваться даже от прабабушек и прадедушек.

Влияние наследственности

Генетика пока продолжает изучать зависимость характеристик организма от его врожденных свойств. Роль наследственности в развитии и состоянии здоровья человека не всегда определяющая. Ученые выделяют 2 типа генетических признаков:

  1. Жестко детерминированные – формируются еще до рождения, включают особенности внешнего вида, группу крови, темперамент и другие качества.
  2. Относительно детерминированные – сильно подвержены влиянию внешней среды, склонны к изменчивости.

Наследственность и развитие

Если речь идет о физических показателях, генетика и здоровье имеют выраженную взаимосвязь. Наличие мутаций в хромосомах и серьезных хронических заболеваний у ближайших родственников обуславливают общее состояние человеческого организма.

Внешние признаки полностью зависят от наследственности. Касательно интеллектуального развития и особенностей характера влияние генов считается относительным. На такие качества сильнее действует внешняя окружающая среда, чем врожденная предрасположенность.

В данном случае она играет незначительную роль.

Наследственность и здоровье

Каждая будущая мать знает о влиянии генетических особенностей на физическое развитие ребенка. Сразу после оплодотворения яйцеклетки начинает формироваться новый организм, и наследственность играет определяющую роль в возникновении у него специфических признаков.

Генофонд отвечает не только за наличие серьезных врожденных болезней, но и менее опасных проблем – предрасположенности к кариесу, выпадению волос, подверженности вирусным патологиям и других.

По этой причине на осмотре у любого врача специалист сначала собирает подробный семейный анамнез.

Можно ли влиять на наследственность?

Для ответа на поставленный вопрос можно сравнить физические показатели нескольких предыдущих и последних поколений. Современная молодежь значительно выше ростом, имеет более крепкое телосложение, хорошие зубы и высокую предполагаемую продолжительность жизни.

Даже такой упрощенный анализ показывает, что можно влиять на наследственность. Изменить генетические особенности в плане интеллектуального развития, черт характера и темперамента еще легче.

Это достигается благодаря улучшению окружающих условий, корректному воспитанию и правильной атмосфере в семье.

Прогрессивные ученые уже давно проводят опыты, позволяющие оценить влияние медицинских вмешательств на генофонд.

В этой сфере достигнуты впечатляющие результаты, подтверждающие, что можно еще на этапе планирования беременности исключить возникновение генных мутаций, предотвратить развитие серьезных заболеваний и умственных нарушений у плода.

Пока исследования проводятся исключительно на животных. Для начала опытов с участием людей есть несколько морально-этических препятствий:

  1. Понимая, что такое наследственность, военные организации могут использовать разработанную технологию для воспроизводства профессиональных солдат с усовершенствованными физическими способностями и высокими показателями здоровья.
  2. Не каждая семья сможет себе позволить выполнить процедуру по искусственному оплодотворению самой полноценной яйцеклетки максимально качественным сперматозоидом. В результате красивые, талантливые и здоровые дети будут рождаться только у состоятельных людей.
  3. Вмешательство в процессы естественного отбора практически равноценны евгенике. Большинство специалистов в области генетики считают ее преступлением против человечества.

Наследственность и среда

Внешние условия могут существенно влиять на генетические особенности. Последние исследования показали, что наследственность человека зависит от таких обстоятельств:

  • рацион;
  • место проживания;
  • экологическая обстановка;
  • материальное состояние;
  • социальное положение;
  • воспитание;
  • атмосфера в семье;
  • наличие и объем стрессовых факторов;
  • образ жизни;
  • эмоциональный фон;
  • физическая активность;
  • доступность качественного медицинского обслуживания;
  • профессиональная деятельность.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-nasledstvennost-i-genetika-cheloveka

Наследственность, среда, психика: общее и индивидуальное в психике

Генотип — это врожденные генетически предопределенные особенности организма, но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества, своеобразно развиваются и проявляются и генетически предопределенные свойства организма, в результате формируется «фенотип». Анализируя реального человека или животного мы прежде всего можем определить его «фенотип», а «генотип» как бы скрыт, порой замаскирован, внешне искажен в зависимости от условий жизни.

Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животным миром.

Организм человека имеет много признаков, общих с млекопитающими: в том числе позвоночник, 7 шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутую кровеносную систему, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянную температуру тела, легочное дыхание, хорошо развитые нервную систему и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической система-тики вид «человека разумного» (хомо сапиенс) относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, в который он входит в составе особого семейства гоминид. Высшее положение в отряде приматов занимает семейство гоминид, в которое объединяются человек и человекообразные обезьяны. Среди крупных современных человекообразных обезьян выделяют семейство понгид, в которое входят 3рода: азиатские орангутаны, африканские понгиды — это род шимпанзе ирод горилл. Именно с африканскими шимпанзе человек обнаруживает наибольшую степень близости по анатомическим, генетическим, биохимическим и прочим параметрам (99% генов человека и шимпанзе одинаковы).

Homo sapiens — «человек разумный», объем мозга которого достиг 1200—1700 см3, известный в антропологии под названием «кроманьонец» (останки его найдены в 1868 г. в Кроманьоне, Франция), появился около 40 тыс. лет до н. э.

Археологические раскопки показывают, что кроманьонцы могли создавать до 150 типов каменных орудий, в том числе каменные ножи; имели прочные жилища — полуземлянки; занимались охотой, рыболовством. У них существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого индивида.

Складываются отдельные роды, появляются первичные формы религии: тотемизм — поклонение тотему — (животное, растение, явление природы), от которого произошел данный род. Появляется магия — ритуалы, обряды для воздействия на сверхъестественные силы, духи предков (шаманы, колдуны).

Складывается система табу-запретов (запрет на кровосмесительство, каннибализм), система обрядов инициации; система поклонения предкам, животным. Происходит зарождение искусств.

С тех древних пор человек биологически, генетически и физиологически практически не изменился, но происходило бурное развитие психологических возможностей человека, его культуры, общественных форм жизни, среды обитания.

Взаимодействие наследственности, врожденности, пренатальной среды и личного опыта происходит сложным образом, обуславливая индивидуальные различия людей.

Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения, и внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности, а с другой стороны, один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды. Но если есть генетические нарушения, неполнота генов или химическая разбалансировка, то организм может иметь физические аномалии или серьезную умственную отсталость.

Человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.

) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями.

Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру.

Если бы в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана.

Машины, книги и прочая культура продолжала бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т. п.), на которые реагирует индивид в течение всей жизни и которые влияют на психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т. п.

Влияния среды начинают действовать еще до рождения (недостаток питания, кислорода, стрессы и заболевания беременной женщины, физические и химические условия пренатальной внутриутробной среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического, так и для умственного развития ребенка).

Читайте также:  Иррациональность - психология

Особенности, имеющиеся при рождении, называют врожденными, хотя они могут быть не наследственными, а приобретенными во время внутриутробного развития организма. Могут в течение жизни возникать органические повреждения мозга вследствие заболеваний или травм, которые могут привести к умственной неполноценности.

Различный личный опыт, накап-ливаемый людьми, приводит к различиям умений, знаний, убеждений, личностных особенностей. Дети, имеющие полно- ценный здоровый мозг, но воспитанные в ограниченной среде приютов для младенцев, могут проявлять сильную умственную отсталость, которая усиливается у старших детей.

Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенеслись в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% влиянием наследственности.

Близнецы одного пола имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0,9, просто братья и сестры — дети одних родителей, генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности и поэтому коэффициент корреляции их интеллекта уже 0,5.

Но близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут уже различными людьми, например: один из близнецов стал преступником, а другой — прекрасным юристом. Таким образом, взаимодействия наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека.

Американский психолог Вулвилл предложил 4модели влияния внешней среды и опыта на развитие поведения: первая модель — «больничная койка» — ребенок в первые месяцы жизни находится под влиянием среды как беспомощный пациент; вторая модель — «луна-парк-» — ребенок выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя; третья модель — «соревнование пловцов» — человек осуществляет свой путь по определенной «плавательной» дорожке фактически независимо от внешних стимулов (среда выступает как поддерживающий контекст для поведения человека); четвертая модель — «теннисный матч» — осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и человеком, подобно тому, как теннисист приспосабливается к действиям своего противника и в то же время влияет на поведение другого игрока способом отражения.

Источник: https://psyera.ru/nasledstvennost-sreda-psihika-obshchee-i-individualnoe-v-psihike_7443.htm

Роль наследственных и психологических факторов

По негласной статистике сотрудников органов опеки самый распространенный аргумент при отказе взять ребенка в свою семью касается страха «дурной наследственности». Узнав, что родители ребенка употребляли алкоголь или наркотики, многие останавливают начатую процедуру усыновления.

Генетика или среда

Споры о том, что важнее – генетика или среда, в которой воспитывается ребенок, актуальны всегда.

В голове усыновителя алкоголь, наркотики, асоциальный образ жизни и кровавые преступления замешаны в один тугой клубок. И неудивительно. Зачастую преступления совершаются под влиянием горячительных напитков и психотропных веществ. Но значит ли это, что ребенок алкоголика сам станет алкоголиком или преступником?

Лев Семенович Выготский, психолог, совершивший огромный вклад в педагогическую психологию считал, что ни одно из специфических человеческих качеств не могут возникнуть путем вызревания органических задатков. По его мнению, наследственность существует, но в формировании личности человека не имеет решающего веса.

Франц Адольф Бервальд родился в 18 веке в Стокгольме. Он был замечательным композитором и музыкантом. Как, впрочем, и его отец. И вообще практически все известные истории родственники Франца Бервальда были музыкантами.

Кажется, что это самое простое, житейское доказательство того, что наследственность имеет решающее значение. Раз «ген музыкальности» передается и определяет жизнь человека, значит, и множество других генов способны на это.

И, тем не менее, подобная династическая преемственность еще раз доказывает, что влияние среды гораздо важнее. Процент того, что ребенок станет музыкантом увеличится, если у вас дома стоит пианино. Или лежит футляр со скрипкой.

Если вы говорите о музыке, восхищаетесь ею, ваше старшее поколение тоже не чуждо прекрасному – ребенок будет тянуться к нотам вслед за вами. Потому что вы и музыка (спорт, кулинария и так далее) – среда, которая окружает его.

Ни один ученый в мире не подтверждает наличие «гена преступности» или «гена наркомании».

Что действительно передается по наследству

Многочисленными исследованиями доказано, что генетически передается темперамент, или характер. Если приемный ребенок – меланхолик, а вы – холерик, вы не сможете подстроиться под него, а он не сможет – под вас. Что же делать?

Попробуйте вспомнить своих друзей, с которыми вы проводили, а может, и проводите свободное время. Разве все они с одинаковым темпераментом? Наверняка есть кто-то непохожий на вас. К этому можно привыкнуть. Главное, в процессе не совершать ошибок.

Если вы привыкли громко говорить, кричать и плакать, а приемный ребенок – молчалив и хмур, не пытайтесь вытянуть из него непривычные эмоции.

Или наоборот – если вы делаете все аккуратно и вдумчиво, а ребенок активен, как ракета и в мыслях, и в делах – не ругайте, не одергивайте.

Рано или поздно даже противоположности уживаются.

К чему нужно быть готовым

Думая о плохих генах, способных отразиться на поведении ребенка, приемные родители часто забывают о самом главном.

Существует огромное количество болезней и предрасположенностей, которые зависят от биологических родителей. Поэтому приемный ребенок должен быть хорошо обследован.

Проблем удастся избежать, если начать бороться с ними сразу. Астму, дерматит, диатез — при надлежащем уходе ребенок просто перерастет.

Страх перед многочисленными болезнями – еще один камень преткновения для усыновителей. Но подумайте – неужели вы настолько здоровы? Или в курсе заболеваний абсолютно всех ваших прямых родственников? Риск есть, как для приемных детей, так и для родных.

Чем больше вы будете знать о здоровье ребенка, о его характере, об окружении, в котором он жил до вас – тем проще вам будет преодолеть трудности.

Адаптация в семье – процесс долгий и нелегкий. И самая важная задача – создать для нового члена семьи благоприятный психологический климат.

Елена Кононова

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/family_adopt/detail.php?id=372451

Развитие ребенка: влияние наследственности на психику

Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков.

Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода.

Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.

Дети: генетическая предрасположенность

Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка. 

Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше.

С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее.

Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.

Развитие ребенка: влияние наследственности

Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.

Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание.

Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно.

А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.

Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет.

Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями.

В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.

Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях.

Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители.

Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков.

Так что наследственность определяет многое, но не все.

Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет.

Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка.

Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях. 

Психическое развитие ребенка и наследственность

Наследственность для психического развития ребенка играет роль предпосылок, но никак не определяющего фактора. Психическое развитие ребенка — процесс сложный, в котором задействованы не только внутренние процессы, но и внешние: воспитание, среда обитания, внутрисемейные устои, обучение и социальная обстановка.

При этом существует мнение, что раннее развитие ребенка дошкольного возраста показывает как раз те результаты, которые заложены генетически. Проявляется это, как правило, до пятилетнего возраста.

Позже к реализации генетически обусловленных задатков подключаются другие дополнительные механизмы неприродного происхождения.

Вывод: психическое развитие ребенка — это, прежде всего, фактор, который формирует личностные характеристики, и который во многом зависит от внешних условий.

Более того, наследственность влияет на тип темперамента, который напрямую зависит от состояния нервной системы: возбужденной или, наоборот, заторможенной. В результате сложилось несколько типов темперамента — холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.

Генетически обусловлен и механизм восприятия окружающего мира — есть дети, которые воспринимают его посредством зрительных образов, есть те, кто предпочитает вербальный способ общения. 

Выявление генов, отвечающих за дальнейшее психическое развитие ребенка, так же как и рождение такой науки как психогенетика — явление недавнее, давшее первые результаты в 80-90-х годах прошлого столетия.

Исследования, которые проводятся в этом русле, идут в нескольких направлениях — учитываются биохимические процессы, происходящие в мозге ребенка, изучаются молекулярно-генетические основы их поведения, сопоставляются группы психического развития детей, состоящие из однояйцевых близнецов и кровных родственников, также ведется поиск генов, связанных с психическими заболеваниями и отклонениями.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_rebenka_vliyanie_nasledstvennosti_na_psikhiku/

Наследственность и характер

Пытаясь объяснить поведение ребенка – особенно, если оно отклоняется от принятой нормы, мы задаем вопросы: почему он так себя ведет? Можем ли мы изменить его поведение? Что для этого нужно сделать?..

Что такое наследственность?

Наследственность – свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями, а также повторять определенный тип индивидуального развития.

Обеспечивается эта преемственность воспроизведением материальных единиц наследственности – генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и цитоплазмы. Наследственность обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы.

Но одновременно наследственность допускает и вариации. Ведь некоторые гены существуют в нескольких формах, подобно тому, как есть разные формы гена, определяющего цвет глаз. Генотип конкретного человека содержит два экземпляра каждого гена – один унаследован от отца, другой – от матери.

Формы этих генов могут быть разными, а могут быть и одинаковыми.

Читайте также:  Понятие о психотерапии как процессе - психология

Сочетание форм всех генов уникально для каждого человеческого организма. Эта уникальность лежит в основе генетически обусловленных различий между людьми.


Интересно…

Геном совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма. Геном характеризует не отдельную особь, а вид организмов в целом.

Когда в 2001 году была опубликована расшифровка генома человека, она поразила всех тем, насколько геном человека количественно мало отличается от геномов животных и растений. Так, у человека оказалось 35 тысяч генов, а у риса 25 тысяч.

Двести генов человек «делит» с кишечной палочкой. Человек на 90 процентов совпадает по генам с мышью и чуть более чем на 1 процент (по данным некоторых ученых – на 6,4 цента) отличается от шимпанзе.

От последних человека отделяет потеря нескольких важных генов, обеспечивающих иммунную защиту от бактериальных и вирусных инфекций, а также от паразитов. Зато отсутствие этих генов сняло ограничения на развитие мозга.


Что такое характер?

Под характером понимается совокупность устойчивых и наиболее существенных психологических особенностей личности человека, сложившихся под влиянием среды и воспитания. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных ситуациях.

По наследству передается не характер, а тип нервной системы, другими словами, определенное сочетание свойств основных нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности. Наследуемые особенности нервной системы в известной мере влияют на характер, но отнюдь не определяют целиком черт будущего характера.

Например, чрезмерная вспыльчивость, раздражительность бывают обусловлены слабым типом нервной системы, иначе говоря, врожденной слабостью нервной системы, ее неспособностью даже с самыми обычными раздражителями.

Если не обратить внимания, не позаботиться об укреплении нервной системы и не изменить своего подхода к ребенку, то раздражительность, вспыльчивость, как следствие слабой нервной системы, укрепляются и становятся чертами характера.

Точно так же резкость, как следствие неуравновешенного (безудержного) типа нервной системы, при неправильном воспитании может перейти в черту характера. Таким образом, внешняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, на формирование характера и воли, на отношение к окружающему миру.

Насколько мы отличаемся друг от друга?

Мы все отличаемся друг от друга не более чем на 0, 5 %…

Все остальное у нас одинаковое! Но этих 0,5 % хватает, чтобы каждого из нас сделать уникальным! Коэффициент наследуемости вычисляют, чтобы понять, в чем причина отличия людей друг от друга: возникают ли различия из-за того, что у людей неодинаковые генотипы, или потому, что их по-разному учили и воспитывали. Если бы коэффициент наследуемости, например, интеллекта оказался близок к 0 %, то можно было бы сделать вывод, что только обучение формирует различия между людьми и применение одних и тех же воспитательных и образовательных приемов к разным детям будет всегда приводить к одним и тем же результатам.

Исследования же показывают, что гены отвечают за 50-70 % разнообразия людей по уровню интеллекта и за 28-49 % различий по выраженности пяти «универсальных», наиболее важных, свойств личности:

  • уверенности в себе,
  • тревожности,
  • дружелюбию,
  • сознательности,
  • интеллектуальной гибкости.

Это данные для взрослых. Результаты психогенетических исследований не подтверждают генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств, для взрослых выше, чем для детей. Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве сходство двух разнояйцевых близнецов такое же высокое, как у двух однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит не линейно. В ходе развития ребёнка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности – предподростковый возраст 8-11 лет.


Одни гены – разное воспитание

Можно сказать, что от генотипа зависит, как ребенок будет развиваться в определенных условиях среды. Поэтому даже при одинаковом воспитании дети будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей. В одной и той же семье у детей формируются разные качества, поскольку дети занимают в ней разное положение.

Даже у детей с общей наследственностью, живущих в одной и той же семье, формируются особенности, относящиеся к сфере сугубо индивидуального в характере. Почему? Во-первых, условия жизни в семье никогда не остаются неизменными. Изменяется бюджет семьи, ее состав, изменяются жилищные условия.

Одного ребенка воспитывала няня, другого детский сад, третий долгое время жил в деревне у бабушки. Все эти обстоятельства по-разному влияют на формирование характера.

Во-вторых, разве одинаково относятся родители к первому и второму ребенку или к самому младшему, который появился тогда, когда первые выросли? Ведь первенец у многих родителей остается долго единственным баловнем, и над ним мама с папой «дрожат». Это не может не оказать влияния на формирование характера.

Но вот появляется второй, и от старшего «баловня» родителя требуют уступок малышу. Так создаются разные черты характера у детей одних и тех же родителей.

Но было бы неправильно сделать вывод, будто характер формируется только в семье.

В действительности среда, создающая характер, гораздо шире и сложнее: это и детский сад, и школа, и друзья по двору, книги, которые он читает, и кинофильмы, которые он смотрит… Другими словами – все то с чем он соприкасается в жизни. Но среди всех этих слагаемых семья является наиболее значительным и важным хотя бы уже по одному тому, что закладка характера начинается в семье. Об этом и следует помнить родителям.

Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает ПСИХОГЕНЕТИКА.


Что делать родителям?

Итак, нам, родителям нужно помнить, что биологические особенности и нарушения определяют только силу и характер реакций на внешние воздействия, «пределы» выраженности признака. То есть, только 50 % нашего характера генетически обусловлено. Само же поведение определяется сложным взаимодействием биологических, индивидуально-психологических и социальных факторов.

Если на генетическую предрасположенность мы повлиять не можем, то на окружающую ребенка среду можем влиять непосредственно. Причем, зная наследственную предрасположенность, можем постараться не допустить формирования определенных качеств, и наоборот, повлиять на формирование качеств желаемых.

К примеру, если мы видим склонность ребенка к импульсивному поведению, вспыльчивости, истерикам – то наша задача состоит в создании такой атмосферы, в которой эти качества не будут иметь возможности проявиться.

Если мы это сделаем, то не сможем полностью убрать данное качество, но в наших силах сгладить его, свести его проявления к минимуму либо научить ребенка справляться с собой в такие моменты. Точно также обстоят дела с другими проявлениями характера: застенчивостью, страхами, зависимым поведением, неконтролируемыми вспышками агрессии и т. д.

Самое главное для родителей – понимать, что поведение ребенка часто вызвано именно наследственной предрасположенностью и нашим, родительским неумением правильно скорректировать ее.

Когда родители ругаются на ребенка, всерьез обижаются на него за «недостойное» поведение, они должны помнить, что многое наши дети наследуют от родителей и других родственников… И даже то, что мы корректируем воспитанием, сохраняется в скрытом виде и может проявиться в самый неожиданный момент. Полностью устранить генетическую предрасположенность нельзя. Она будет прорываться, (говорят – «не справился с наследственностью»). Нужно быть к этому готовыми.

Чаще всего поведенческие реакции сознательного человека – это компромисс между наследственностью и воспитанием… Невоспитанный человек – проявляет все свои «плохие» гены, воспитанный – умеет их не показывать.

И еще.

Задача воспитания – не только приглушить негативные наследственные данные, но и развить положительные! Только так Вы поможете реализоваться своему ребенку как личности, «переключить» его с борьбы со своими «плохими» сторонами на развитие «хороших».

Интересно…

Во всех клетках человека одинаковый набор хромосом… Но, например, в клетках глаза, з всего имеющегося в них набора, «работают» только ДНК глаза…


Можно ли прервать цепочку передачи «нехороших» генов?

Самый логичный и простой способ борьбы с генетическими пороками – это исключить возможность рождения ребенка с серьезными наследственными пороками. На первый план выходит профилактика генетических болезней.

Первичная профилактика наследственной патологии сводится к тому, чтобы не допустить зачатия или рождения больного ребенка.

Скрытое носительство патологических генов — явление настолько распространенное, что практически каждый здоровый человек имеет 1-2 генетических дефекта.

Поэтому более уместно говорить не о проблеме носительства вообще, а о носителях конкретных генов и отягощенных семьях, то есть о родственниках больных, имеющих повышенный риск унаследования и передачи своим детям наследственных заболеваний.

После уточнения диагноза проводится расчет риска рождения больного ребенка в семье или вероятности заболевания в более позднем возрасте для уже родившихся. Расчет риска не всегда бывает простым, и от врача-генетика требуется хорошее знание математической статистики, теории вероятностей.

В некоторых случаях используются специальные компьютерные программы. Риск, не превышающий 10 %, относится к низким, при этом деторождение может не ограничиваться. Риск от 10 до 20 % считается риском со средним значением.

В этих случаях при планировании деторождения необходимо принимать во внимание тяжесть заболевания и продолжительность жизни ребенка. Чем тяжелее заболевание и чем больше продолжительность жизни больного ребенка, тем больше ограничений для повторного деторождения.

И наконец, на заключительном этапе, пожалуй, наиболее сложном не только для врача, но и для пациентов, дается объяснение прогноза. Но решение о зачатии, пренатальной диагностике или деторождении, естественно, принимает семья, а не врач-генетик. Задача врача-генетика – определить риск рождения больного ребенка и разъяснить семье суть рекомендаций.

Вторичная профилактика предусматривает коррекцию проявления болезни после рождения.

Степень проявления патологического гена можно уменьшить путем изменения среды (диета, лекарства). Исключение мутагенов из среды обитания человека уменьшит мутационный процесс, а следовательно, и частоту наследственной патологии за счет новых случаев.

Меняем ген

Генная инженерия работает с генами как с кирпичиками. И сегодня эта молодая наука уже добилась фантастических результатов. Родился ребенок с тяжелым генетическим заболеванием. Казалось бы, уже ничего не исправить.

Но сегодня появился шанс… С помощью ЭКО – у родителей ребенка берут клетки, отбирают без патологического гена, – получают зародыш со здоровым генотипом, полностью совместимым с больным ребенком… Пуповинная кровь братика или сестрички с заведомо отобранным «здоровым» геном переливается больному ребенку.

Клетки со здоровым геном размножаются, нормально работают, восполняя функцию родных клеток, с «нездоровым» геном. Таким образом происходит восстановление необходимой функции. Правда, сегодня таким способом медицина научилась справляться только с некоторыми заболеваниями.

Но начало положено…

На сегодняшний день для генной инженерии основная сложность не в том, чтобы заменить один ген на другой, а в том, чтобы заставить его работать!

В случаях, когда замена гена невозможна, прибегают к симптоматическому, патогенетическому или хирургическому лечению лечение назначают практически при всех наследственных болезнях, а для многих форм оно является единственным.

Наше генетическое будущее

Человек может быть счастлив, когда он нашел свое призвание, когда может реализовать свои способности. Вот только как заметить в ребенке способности и склонности в раннем детстве? Ведь он еще не может себя проявить во всех возможных областях. В этом вопросе уже может помочь генетика.

Генная профилизация – совсем не фантастика, а вполне реальное не такое уж далекое будущее. Хотите отдать своего сына в хоккей? Но если нет заложенных генетически способности к этому виду спорта, вряд ли малыш станет выдающимся хоккеистом, как ни сбудет стараться.

Просто потеряет безвозвратно время и силы, а может и здоровье… А вдруг он прирожденный футболист? Сегодня  наши белорусские генетики уже могут определить некоторые генетические особенности.

Скажем, спринтер или марафонец ваш ребенок от природы, и многое другое… Тогда, с учетом психологических особенностей, черт характера, можно будет выбрать оптимальный вид спорта именно для вашего малыша… Или вообще дорога в большой спорт ему заказана? Наша индивидуальность – это не только наша внешность, интеллект, физические качества, но и, в огромной степени, наше здоровье, состояние которого определяется уникальной комбинацией генов, полученных от родителей, и которые, пронеся через всю жизнь, мы передадим своим детям. Генетическое исследование даст вам данные о вариациях в определенных участках генома, которые являются маркерами предрасположенности к двигательной деятельности и факторами риска для здоровья или наоборот, защитными факторами. Это дает возможность узнать наши потенциально сильные и слабые стороны.Благодарим за консультацию сотрудников Института генетики и цитологии Национальной Академии наук Беларуси Ирму Борисовну МОССЭ

и Александра ГОНЧАРА

Источник: http://www.bambini.by/articles/harakter-i-nasledstvennost/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию