Недостатки и особенности — психология

Методы исследования в психологии развития

Недостатки и особенности - психология

Автор Evgeniy в 25/11/2012. Психологические эксперименты и исследования

Методы исследования в психологии развития

В статье рассмотрены основные методы, применяемые в исследованиях по психологии развития, каждый со своими преимуществами и недостатками.

Как и большинство исследований, эксперименты по психологии развития начинаются с гипотезы. Гипотеза — это некое утверждение ожиданий исследователя, подлежащее проверке. Например, исследование взаимосвязи половой принадлежности и проблемности обучения могло бы начаться с гипотезы, что представители одного пола более обучаемы по сравнению с представителями другого.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать интересующую область, собрать по теме необходимую информацию, сделать выводы, основанные на изучении этой информации, а затем соотнести их с уже существующими теориями развития.

Типы исследования

Существует множество способов проведения психологического исследования, но можно выделить два основных типа:

  • поперечное исследование;
  • продольное исследование.

Поперечное, или так называемое срезовое исследование рассматривает разновозрастные группы людей. Например, сравнение некоторых психологических особенностей молодых и пожилых людей будет срезовым исследованием.

Преимущество данного типа в быстроте проведения, данные собираются в одном месте и в одно и то же время.

Однако тот факт, что данные собраны в поколении людей, связанных не только одинаковым возрастом, но и схожим опытом, культурными и историческими событиями, может искажать результаты.

Порой трудно определить, вызваны ли те или иные психологические особенности людей возрастными изменениями или просто похожими условиями развития.

Продольное исследование проводится на основе одной и той же группы в течение длительного периода времени. Собираются начальные данные, а затем неоднократно фиксируются изменения в них. В некоторых случаях продольные исследования растягиваются на десятилетия.

Преимущество продольного исследования в том, что оно позволяет увидеть изменения, происходящие в течение длительного периода времени. Однако, часто такие исследования не только долгие, но и довольно дорогие.

Поэтому исследуемые группы зачастую невелики, и результат не всегда может применяться к разнообразию всего населения.

Другая проблема заключается в том, что иногда участники по той или иной причине выпадают из исследования, сокращая тем самым объем выборки и, как следствие, уменьшается объем собранных данных.

Сбор данных

Как только вы пришли к решению, какой тип исследования использовать, следующим шагом должно быть определение, какая именно информация подлежит сбору.

Существует много разных методов исследования, используемых в экспериментальной работе по психологии развития, и каждый имеет как свои преимущества, так и недостатки. Основные общие подходы включают в себя наблюдение, тематические исследования, анкетные опросы и экспериментирование.

Наблюдение

Различают два вида наблюдения. Первый вид — наблюдение в лабораторных условиях. Преимущество лабораторного наблюдения в том, что экспериментом легко управлять.

Но в то же время, предмет исследования нередко понимает, что его поведение изучается, а некоторые вопросы могут быть урегулированы неестественным образом.

Эти факторы могут оказать негативное влияние на результаты эксперимента, существенно исказив их.

Наблюдение в реальных жизненных условиях гораздо предпочтительнее по этим параметрам. Ведь таким образом можно увидеть реальное, естественное жизненное поведение участников. Но тогда экспериментатор лишается возможности управлять внешними переменными, которые могли бы оказывать воздействие на поведение.

Тематические исследования

Тематическое исследование представляет собой всесторонний психологический анализ отдельно взятого человека.

В то время как данный метод исследования способен предоставить массу информации об одном конкретном человеке, часто полученные результаты трудно обобщить с более многочисленным населением.

Поэтому тематические исследования часто находят применение в клинической практике или случаях, где определенные аспекты жизни исследуемого человека не могут быть воспроизведены либо дублированы.

Анкетирование

Анкетные опросы — довольно быстрый и легкий в исполнении способ сбора данных. Главный недостаток этого метода — это то, что он сводит к минимуму творческое разнообразие и индивидуальность ответов. В случаях, где предмет исследования не способен заполнить анкету, например, при работе с маленькими детьми, вопросы излагаются в виде структурированного интервью.

Экспериментирование

Экспериментирование предполагает набор манипуляций и последующее измерение переменных.

Данный метод является самым научным, но может быть трудно применимым, особенно, если исследуются абстрактные или внутренние понятия.

Еще одна проблема заключается в том, что некоторые аспекты не могут быть экспериментально изучены по этическим причинам, как, например, воздействие жестокого обращения на развитие детей.

исследования, Психологические эксперименты и исследования, психология развития

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/eksperimenty/metody-issledovaniya-v-psi-razvitiya.html

Психологические особенности зависимой личности

Психологические особенности зависимой личности

Проблема зависимого поведения является одной из самых острых и сложных социальных проблем современной России.

Что же такое зависимое поведение? Зависимое поведение – стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью употребления психоактивных веществ.

В настоящее время существует три платформы, с позиции которых ученые, врачи и другие заинтересованные лица пытаются ответить на вопросы о механизмах формирования зависимого поведения: социальная, медицинская, психологическая.

Социальная платформа базируется на убеждении в том, что в формировании зависимости повинны дисгармоничные общественные отношения: между государством и гражданином, членами общества, родителями и детьми.

Медицинская платформа исходит из убеждения о том, что ответственной за формирование зависимости является деятельность головного мозга конкретного человека, следовательно, необходимо использовать разные методы воздействия медицинского характера для того, чтобы справиться с данной проблемой.

Психологическая платформа видит причину формирования зависимого поведения в своеобразии личностных особенностей человека.

Не вызывает сомнения тот факт, что любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение.

Индивид становится зависимым от чего-либо или кого-либо не в силу давления или принуждения из вне, а благодаря готовности подчиняться, чтобы им руководили и вели по жизни.

Следует признать, что внешние факторы играют определенную роль в формировании зависимого поведения, но они являются условиями, а не причинами становления зависимости.

Давайте выделим некоторые психологические особенности зависимой личности.


1.Повышенный уровень внушаемости.
Легкость усвоения человеком внешних по отношению к нему побуждений, стремлений, желаний, установок, форм и стилей поведения, повышенная восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица без критического осмысления реальности и стремления противостоять воздействию. Многое из происходящего принимается на веру, глубоко не анализируется, не подвергается пристальному осмыслению.

Зависимая личность оказывается некритичной, часто легковерной, податливой групповому воздействию, авторитарному управлению.

Некритичность проявляется и в отношении болезни, т. е клиент отрицает наличие проблем и заболевания.В наркотическом опьянении критика к своему поведению отсутствует. Клиент не адекватно воспринимает слова и действия, в том числе других людей.

Поэтому, если при встрече клиент находится в опьянении, во время беседы желательно сохранять спокойный тон речи и вести разговор на нейтральные темы, т. к. авторитарная позиция специалиста может вызвать неадекватную реакцию со стороны клиента.

К сожалению, специалисты и родители редко являются авторитетными людьми для лиц с химической зависимостью. Чаще всего к другим людям, в т. ч и специалистам, формируется недоверие, а отношения с родителями носят характер манипуляции.

На лиц с химической зависимостью большее влияние оказывает референтная группа, и он пойдет на встречу с «друзьями», а не со специалистом.

2.Неспособность в полной мере и адекватно планировать и прогнозировать свое будущее.

Лица с химической зависимостью редко учитывают свои прошлые действия для действия в настоящем. На вопрос «Что хочешь?» чаще слышишь ответ «Не знаю». Их средства и пути достижения цели однотипны. Действия при достижении цели чаще всего носят непоследовательный характер: они могут говорить одно, а делать совсем другое.

Инструменты для исправления ошибок при последствиях выбора действия, как правило, отсутствуют. Лица с химической зависимостью редко берут на себя ответственность за выбор действия в ситуации и стараются переложить ее (ответственность) на других лиц.

У зависимой личности моновариантный прогноз на будущее: нацеленный лишь на один субъективно значимый прогноз развития событий при полном игнорировании всех других.Для лиц с химической зависимостью редко имеет значение цели и интересы других, в т.ч. значимых людей.

3.

Эгоцентризм.

Эгоцентризм пронизывает всю структуру лиц с химической зависимостью «красной нитью». Химически зависимый фиксирован на себе, на своих интересах, чувствах, желаниях. Ему безразличны интересы, чувства, желания других людей. Он «как Новогодняя елка», вокруг которой все должны крутиться и восхищаться.

4.Мечтательность.

У лиц с химической зависимостью сильно развита способность фантазировать, жить в выдуманном мире грез, в выдуманном окружении, легко отрешаясь от действительности.

Именно поэтому химически зависимый быстро и без труда вживается в роль честного и искреннего человека, будучи нередко лжецом.

Он сам верит в свою ложь и часто ему трудно самому определить, где реальность, а где его фантазия.

5.Нетерпеливость и максимализм.

Нетерпеливость – отсутствие выдержки. Химически зависимый хочет как можно быстрее решить все свои проблемы, приложив при этом минимальное усилие со своей стороны. И порой предлагает кардинальное решение проблемы, не учитывая реальность.Под максимализмом имеется виду крайность, в каких либо суждениях, требованиях, эмоциях.

Химически зависимый, как правило, воспринимает мир двух цветным – черным и белым. Они не склонны к компромиссам. Для них существует «либо все – либо ничего». Подобные проявления пронизывают зависимую личность альтернативностью: любить — не любить, желать- отвергать, радоваться-горевать.

Читайте также:  Харизматический лидер - психология

6.Алекситимия.

(буквально означает: «без слов для чувств» или в близком переводе – «нет слов для названия чувств»).

Для лиц с химической зависимостью вызывает затруднение определение и описание (вербализация) собственных эмоций и эмоций других людей; затруднение в различии эмоций и телесных ощущений. Химически зависимые сфокусированы преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям.

Они склонны к конкретному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Перечисленные особенности могут привести к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях.

7.Ригидность.

Под ригидностью понимается негибкость, тугоподвижность всей психической деятельности и, в частности установок, стилей поведения, осмысления действительности. Лицам с химической зависимостью изменить свое отношение к чему-либо или кому-либо очень трудно, как трудно изменить и свои действия.Для лиц с химической зависимостью характерны наивность, простодушие, непосредственность.

Они склонны удивляться, обижаться, разочаровываться в силу отсутствия точного представления о реальности. Они бывают излишне доверчивыми. Такие люди часто попадают впросак в силу непосредственного инфантильного взгляда на жизнь.Рекомендации для работы с лицами, имеющими химическую зависимость. При беседе важно избегать авторитарного тона и поведения со стороны специалиста, т.

к это может оттолкнуть пациента. Позиция «я специалист и лучше знаю» может вызвать недоверие и враждебность со стороны пациента. Особенно это важно учитывать, если пациент находится в состоянии опьянения, т. к его поведение носит некритичный и непредсказуемый характер. Во время разговора с пациентом важно проявить терпение и тактичность. Внимательно выслушайте, а потом начинайте действовать.

Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной. Не обещайте того, что не можете сделать. А если что-то обещали — доведите дело до конца. Если вы чувствуете, что не правы — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, т. к хуже то, что химически зависимый перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав: «отстаивать свое мнение». Постарайтесь не говорить много.

Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечные споры. Если же спора не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.Чаще давайте почувствовать пациенту, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет.

В ходе беседы задавайте уточняющие вопросы: «В чем причина сложившейся ситуации?», « На основании чего он решил, что именно так сложилась ситуация?», «По каким признакам он понял, что это именно так, а не иначе?», « Возможно ты что-то придумал или тебе показалось?» и т.д. и т.п. В ходе беседы чаще обращайте внимание на чувства пациента: «Что ты чувствуешь к себе (маме, мужу, брату и т.д.)».

До пациента важно донести, что он имеет право чувствовать разные чувства: и страх, и злость, и любовь, и радость и то, что окружающие люди также могут иметь и проявлять свои чувства.

Не менее важно научить пациента грамотно выражать свои чувства, и арт-терапия помогает выполнить эту задачуПрименение в практике арт-терапии, сказкотерапии помогает показать клиенту конструктивные модели поведения и увидеть новые качества в себе.

В ответ на рассказ пациента о конфликтной ситуации можно ему предложить новую форму поведения иносказательно: «Мой знакомый рассказывал похожую историю, и там он поступил… и это дало результат…». Или « Я смотрела фильм (читала книгу), похожая история, посмотри, я думаю, тебе это будет интересно» и т.п.

Основная потребность лиц с химической зависимостью — получение радости, удовольствия, удовлетворения. Для них важно получать яркие ощущения и впечатления. Эту особенность важно учитывать при организации мероприятий.

Стрельникова Елена Анатольевна

источник

  • Ваш комментарий ВКонтакте
  • Ваш комментарий

Download SocComments v1.3

Источник: https://psychologiya.com.ua/psixologiya-zavisimosti/3584-psixologicheskie-osobennosti-zavisimoj-lichnosti.html

Психологические особенности человека

Психологические особенности человека

Работа анализаторов человека обеспечивает физиологическую составляющую психофизиологической надежности, а ее психологическая составляющая определяется памятью, мышлением, вниманием, характером, темпераментом, эмоциями, волей, потребностями, способностями и др..

Психологические особенности человека тесно связаны с деятельностью высшей нервной системы, которая обеспечивает адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой.

Любое поведение человека (даже самая сложная) определяется наличием безусловных (наследственных) и условных (приобретенных) рефлексов, однако высшая форма приспособления человека к условиям обитания является ее умственная деятельность.

Безопасность жизнедеятельности человека зависит также от его психического состояния. И хотя от рождения человеку присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, она часто становится жертвой опасных ситуаций.

Причины такого положения вещей кроются как в окружающей среде, так и в самом человеке — индивидуальных физиологических и психологических особенностях, нарушениях эмоционального состояния, в отсутствии знаний и опыта. К психических процессов, которые занимают важное место в обеспечении безопасности человека, относят память, мышление и внимание.

Память — это сложный комплекс психических процессов, происходящих в центральной нервной системе и обеспечивают накопление, хранение и воспроизведение информации.

С памятью тесно связан процесс мисиення, суть которого заключается в улавливании закономерностей взаимосвязей между объектами и явлениями природы и способности их использования в новых условиях.

Без памяти и мисиення жизни человека теряет смысл, а необъятные их способности открывают человеку путь к самосовершенствованию и раскрытия своих способностей.

Безопасность человека определяется уровнем внимания — концентрации сознания на отдельных объектах. Сознание человека всегда охватывает определенные объекты, однако важно вовремя волевым усилием сконцентрировать ее на определенном, заданном объекте.

Объем внимания, ее распределение и скорость перевода от одного объекта на другой у разных людей неодинакова и зависит от возраста, их психофизиологического состояния и многих других причин.

Эмоции — проявление субъективного отношения человека к окружающему миру и к самому себе.

Эмоции — один из главных механизмов внутреннего регулирования психической деятельности и поведения.

Они дают возможность определить физиологическую значимость внешних воздействий на состояние организма и осуществить его энергетическую мобилизацию, вызывая изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, круговорота, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры.

Среди эмоциональных состояний человека выделяют, в частности, такие: настроение, аффект и стресс.

Настроение — стойкий эмоциональное состояние, обусловленное слабым и продолжительным возбуждением и отражает  отношение человека к окружающему миру. У психически здорового человека доминирует жизнерадостное, оптимистичное мировоззрения.

Аффект — импульсивное состояние, возникающее в экстремальных условиях, когда человек из-за помрачения сознания теряет контроль над своими действиями. Возникает в ответ на сильный раздражитель.

Стресс — характеризуется совокупностью защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие неблагоприятных внешних факторов.

Эмоциональные реакции отражают психическое состояние человека, и они имеют различную окраску (положительное, отрицательное): радость и горе, восхищение и разочарование, сожаление и агрессивность и др.. Эмоциональные реакции людей на одну и ту же ситуацию разные, есть субъективные: разные люди неодинаково выражают свои эмоции.

Это обусловлено, по крайней мере, двумя причинами: генетической наследственностью и жизненным опытом. Следовательно, эмоционально благополучными и рождаются, и становятся протяжении жизни.

Среди условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие, выделяют следующие: • развитое чувство индивидуальности; • умение общаться; • умение устанавливать доброжелательные отношения; • умение проявлять активность. их сочетание является гарантом успеха в достижении эмоционального благополучия — эмоциональной стабильности.

Эмоциональная стабильность-интегральная свойство психики, которая проявляется в способности успешно преодолевать состояние избыточного эмоционального возбуждения. Эмоциональная стабильность один из важных факторов надежности и эффективности жизнедеятельности.

Темперамент — индивидуальная особенность психики человека, что проявляется в интенсивности, скорости, напряженности, уравновешенности протекания психических процессов индивида, в яркости и устойчивости его эмоциональных состояний. По И. П.

Павловым (1849-1936), который разработал научные основы теории темперамента *, нервная система человека характеризуется тремя главными свойствами — силой, уравновешенностью и подвижностью возбудительного и тормозного нервных процессов. Четыре из возможных комбинаций этих свойств определяют четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темперамента человека:

• сильный, неуравновешенный, подвижный (холерик); • сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); • сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); • слабый, неуравновешенный, инертный (меланхолик). Холерики имеют сильную нервную систему, легко переходят от одной работы к другой, однако неуравновешенность уменьшает их совместимость с другими людьми. Холерики склонны к резким сменам настроения, нетерпеливые, подвергаются эмоциональным срывам. Сангвиники также имеют сильную нервную систему, легко переходят к другой работе, к общению с другими людьми. Сангвиники часто стремятся к смене впечатлений, легко и быстро отзываются на события, сравнительно легко переживают потери. В флегматиков сильная, работоспособная нервная система, однако они, преодолевая трудности, начинают другую работу и приспосабливаются к новой оостановкы. Характеризуются спокииним, равным настроением, слабым проявлением эмоций. У меланхоликов низкий уровень психической активности, медленные движения, они быстро устают, но имеют высокую эмоциональную чувствительность ко всему, что происходит вокруг них, легко уживаются с другими людьми. Предположив, что сильный и слабый типы высшей нервной деятельности, по Павлову, очень близки к экстравертный и интра-вертного типа личности, а природа экстра-и интроверсии обусловлено свойствами центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения, психолог Айзенк определил типы темперамента в двух шкалах: «интро-и экстраверсия» и «нейторизм (эмоциональная стабильность — нестабильность)» Чистый тип темперамента попадается редко, следовательно, можно говорить лишь о преобладающий тип темперамента. Чем дальше от центра крутая и его осей находится точка, которая определяется по числовыми значениями шкал «интро-и экстраверсии», «эмоциональная стабильность — нестабильность», тем четче проявляется тот или иной тип темперамента. Числовые значения для шкал крутая Айзенка определяются соответствующими тестами. Поскольку каждый тип темперамента естественно обусловлен, то лицо, определив его, может эффективно использовать его положительные моменты.

Читайте также:  Подготовка к семье - психология

Потребность — это необходимость человека в чем-либо. Потребности побуждают человека к проявлению активности и поиска путей их удовлетворения. Они становятся внутренними возбудителями деятельности, ее мотивом.

Потребности человека имеют свою иерархию.

Одна из них, по психологом Маслоу, выглядит как пирамида, в основе которой лежат физиологические потребности, а дальше идут потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в признании и потребности в самореализации и развития личности

В физиологических потребностей относят потребности в пище, воде, отдыхе, продолжении рода. Это — основные потребности, без их удовлетворения другие потребности теряют смысл. Потребности в безопасности оказываются во внешней защите человека, сохранении здоровья, стабильности условий жизни и обеспеченной старости.

Социальные потребности — это стремление любви и принадлежности кому-либо, желание пользоваться благосклонностью других людей, быть объектом их внимания и любви. Потребности в признании проявляются в желании признания успехов и достижений личности со стороны других людей.

Потребности в самореализации и развития личности состоят в самосознании своего места в этом мире и предусматривают максимальную возможность выражения своих творческих способностей. У психически и социально здоровых людей есть и желание, и возможность удовлетворить любые потребности.

Однако пирамидальный переход от простых физиологических потребностей в высоких духовных ценностей является непростой и прежде предполагает осознание каждым лицом смысла своей жизни, своих возможностей с целью их полной реализации. Об удовлетворении или неудовлетворении потребностей свидетельствуют эмоциональные реакции человека.

Если потребность удовлетворена, то человек проявляет положительные эмоции (радость, восторг, любовь), а если недоволен — то отрицательные (гнев, страх, отвращение) — Недовольство потребностей побуждает человека к активности. Активность личности — это способность к преобразованиям материального и духовного среды с целью удовлетворения потребностей.

Во активностью, с точки зрения психологических особенностей человека, понимают ее активную жизненную позицию, которая выражается в последовательности отстаивания своих взглядов и доведении начатых дел до конца (сочетании слова и дела).

Активность в этом смысле имеет не только психологические, но и социальные оттенки, поскольку возможность проявления активности зависит от степени общественной свободы, правовых гарантий для инициативы и самодеятельности. По социальным проявлением активности психологи разделяют три типа поведения человека: пассивную, активную и агрессивную.

Люди с пассивным поведением исповедуют идею «авось» и перекладывают решение своих проблем на других. В основном, такой подход к делу не имеет успеха и такие люди обвиняют в этом кого, только не себя. Активные люди открыто заявляют о своих потребностях и стремятся их удовлетворить всеми дозволенными способами.

Активная жизненная позиция таких людей приводит к нормальным отношениям между людьми и они, как правило, достигают поставленной цели. Иногда активное поведение переходит в агрессивную, когда лица с целью удовлетворения своих потребностей игнорируют потребности других или пытаются их решить за чужой счет.

Естественно, такое поведение является опасным для общества и она может привести к изоляции человека. Для оценки психофизиологических особенностей человека используют различные методы: общенаучные (наблюдение), психо-диагностические (тестирование), педагогические (изучение результатов трудовой деятельности). Чаще всего используют психодиагностических метод.

Современная психодиагностика пользуется такими тестами: тесты интеллекта используют для выявления умственного потенциала индивида; тесты достижений позволяют оценить степень конкретных знаний; тесты творчества применяют для выявления творческих способностей; проективные тесты, предназначенные для целостного изучения личности.

Психодиагностические тесты с успехом используют не только для определения, но и для формирования соответствующих умственных и эмоционально-волевых качеств. Психофизиологическая надежность человека является непостоянной и закономерно изменяется с возрастом, в частности у детей и пожилых людей она снижена по сравнению с лицами среднего возраста.

Это объясняется тем, что у детей соответствующие анализаторы и психофизиологические особенности еще окончательно не сформировались, а у стариков уже не выполняют в полном объеме свои функции. Есть и другие факторы, которые также изменяют психофизиологическую надежность человека и уровень его безопасности.

Снижают уровень безопасности межличностные конфликты (психическая травма, вызванная в результате конфликта, выводит человека из нормального психофизиологического состояния, что может привести к существенным изменениям в выполнении профессиональных функций и общего функционального состояния); усталость, переутомление, болезнь, курение, употребление алкогольных напитков (алкоголь негативно влияет на центральную нервную систему: нарушается умственная и физическая работоспособность, усугубляется усталость, снижается скорость двигательной реакции, устойчивость и интенсивность внимания, нарушаются процессы мышления и памяти); наркомания (употребление наркотиков приводит к хроническому наркотического отравления, которое вызывает расстройство функций многих органов и систем организма, особенно центральной нервной системы) и др.. Уровень безопасности повышают — оздоровительная физическая культура, рациональное питание, физиотерапия, массаж, закаливание, психотерапия, профессиональный отбор и профессиональное образование.

Источник: http://bezhede.ru/psihologicheskie-osobennosti-cheloveka.html

Психология: виды и особенности

Психология — дисциплина, которая направлена на изучение психических состояний. Психология – особенная наука, изучающая особенности психики с разных сторон в разных направлениях и ракурсах. Психология подразделяется на несколько видов.

На протяжении всех веков существования человечества ученых уделяли большое значение изучению:

  • личностных качеств;
  • типов характера;
  • различий в восприятия мира;
  • поведения в каждой конкретной ситуации.

Анализируя полученные результаты, ученые пытались найти ответ на вопросы такие, как: что, как и почему, так случилось, по какой причине, как избежать определенных ситуаций, как не попасть под влияние себя самого и так далее.

Современная психология, продолжая исследования поведения человека, особенностей и состояния, двигается в нескольких направлениях, использует разные методы.

Виды психологии

Таким образом, психология направлена на изучение нервных психологических процессов человеческого сознания. Все виды психологии в зависимости от отрасли изучения подразделяются на:

  • клинические;
  • аномального развития;
  • когнитивные;
  • сравнительные;
  • консультативные;
  • психологию развития;
  • педагогическую психологию;
  • биологическую психологию.

Все виды психологии направлены на то, чтобы прогнозировать реакцию, поведение человека, поступки. Различные направления используются в медицине, учебных заведениях, воспитательных центрах, местах лишения свободы, судебной практике и так далее.

Клиническая психология

К первому виду – клинической психологии, относятся исследования человека в стрессовой ситуации, во время его влияния, изучается воздействие стресса, которые приводят к разным изменениям, которые происходят в организме по психологической причине. Клиническая вид психологии – дисциплина, главная задача которой изучить развитие личности, его влияние на эмоциональность и благополучие.

Занимаясь изучением психических особенностей во внимание берутся судебные показания в случаях выявленной клинических показателей нейропсихологии. Для этого специалистами используется модель адаптированной терапии, с целью создания терапевтического эффекта, что помогает изучить психологические проблемы, чтобы определить новую форму мышления и формы поведения человека.

Аномальная психология

Ко второму виду относится отрасль аномальный вид психологии, занимающаяся изучением ненормального поведения. Основная задача аномальной психологии – распознать, изучить и своевременно выявить изменения психического состояния, для того чтобы своевременно принять меры и избежать появления аномального психического расстройства.

Когнитивная психология

Третий вид – когнитивная психология. Ее основная задача – изучение психических процессов, с целью определения поведенческих особенностей человека. Когнитивный вид психологии использует разного рода эксперименты, обучающего характера, направленные на оценку восприятия памяти и внимания. Поэтому этот вид психологии очень часто называют экспериментальным.

Читайте также:  Невербальное общение - психология

Когнитивный вид психологии – результат, полученный за счет вклада нейробиологов, лингвистов, логистов, благодаря которым и определяется важность теоретической разработки в формировании и реализации в психике.

Сравнительная и консультативная психология

Это особый вид психологии, изучающий модель поведения животных, полученные результаты которых, сравнивая с моделью поведения человека, помогают влиять на поведение людей.

Анализ поведения животных, оценка полученных результатов в ходе проведённых экспериментов с животными, дает ученым возможность применения новых знаний с акцентированием внимания на эмоциональной, социальной, профессиональной образовательной сферах.

Психология развития

Психология развития — это вид науки, результат которого направлена на определение закономерностей развития человеческого разума. Объект изучения психологии развития — это:

  • нравственность;
  • интеллект;
  • развитие двух перечисленных составляющих.

Особое внимание ученые отдают изучению поведения человека в естественных условиях с воздействием на человека физического фактора влияния. Психология развития – направление и вид науки, изучение которой тесно связано с воздействие внешних факторов и особенностях развития человеческого разума.

Педагогическая психология

Задача педагогической психологии – изучение образовательного процесса.

В данном методе психологии используются эксперименты, направленные на исследование образования, его влияния на психику человека, изучение особенностей человека определенного возраста.

Это необходимо, для того чтобы применить полученные результаты в школах, в институтах, с целью улучшения эффективности образовательного процесса.

Биологическая психология

Биологическая психология исследует человека в биологическом срезе. Этот вид психологии направлен на изучение биологических особенностей психики, которые могут влиять на развитие, поведение и психику человека. Большая часть дисциплины направлена на анализ результатов, полученных в ходе проведенных экспериментов с использованием нейронауки, то есть оценки нейронных процессов.

Главная задача вида биологической психологии, определить все функции головного мозга. Это необходимо, для того чтобы понять связь реакции мозга и восприятия психики, а также их влияние на поведение человека.

Другие виды психологии

Кроме основных, есть еще целый ряд других видов психологии:

  • эволюционная;
  • психологии здоровья;
  • количественная;
  • социальная;
  • психология личности;
  • юридическая психология;
  • судебная психология;
  • глобальная.

Все эти направления являются значимыми видами психологии, которые помогают изучить генетическое воздействие, мотивацию поступков, особенности характера, специфические реакции, причины возникновения той или иной линии поведения.

Источник: https://www.psyportal.net/136589/psihologiya-vidyi-i-osobennosti/

Недостатки характера: как принять и полюбить свои особенности?

В наше время стало очень модным заниматься самосовершенствованием – занятие спортом, правильное питание, чтение книг… Это все очень хорошо, однако далеко не все правильно понимают суть самосовершенствования. Многие пытаются исправить недостатки своего характера. Но работать нужно над тем, чтобы стать лучше, чем ты есть в данный момент, а не над тем, чтобы стать не таким, каким ты есть сейчас.

Некоторые люди думают, что смогут стать более счастливыми и успешными, если избавятся от своих недостатков. Хотя весь секрет кроется как раз в том, чтобы сохранить свой характер и научиться использовать эти недостатки с пользой для себя.

Что такое недостатки? Это те сформированные черты личности, которые, по каким-то причинам, не принимались родителями, друзьями, сотрудниками, или другими окружающими людьми.

То есть, по сути, это те ваши черты характера, от которых вам нужно избавиться, чтобы достичь совершенства. Но что такое совершенство? Это высшая степень какого-то мастерства, качества или способности. Так можно ли достичь совершенства, если избавиться от тех особенностей своего характера, которые, по словам окружающих являются вашими недостатками? Конечно же, нет.

Психология: недостатки человека

Если же недостатки являются просто особенностями характера, то почему люди так пытаются скрыть их или избавиться от них?  Родители часто говорят своим детям такие фразы, как: «Если ты будешь так делать, то я перестану тебя любить», «Будешь вести себя так, я оставлю тебя, мне не нужен такой ребенок» и т.д.

Дети, в свою очередь, не понимают, что их родители не это имеют в виду, они воспринимают все слова взрослых буквально и начинают испытывать страх. В результате ребенок понимает, что любят хороших детей, а плохих – не любят.

Тогда он начинает вести себя так, как будет удобно его родителям, чтобы соответствовать их требованиям и не разочаровывать их. И, со временем, когда ребенок вырастет и начнет жить своей жизнью, ему все равно будет казаться, что его, например, стеснительность – это недостаток, ведь так говорили родители.

И он будет бороться с этой чертой своей личности уже во взрослой жизни. Это – основная причина возникновения тех черт характера, которые мы считаем недостатками.

К тем недостаткам, которые нашли у нас родители, прибавляются также те, о которых сообщили нам воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели… В общем, если прислушиваться ко всем этим замечаниям, то необходимо будет посвятить целую жизнь искоренению недостатков, чтобы избавиться от них всех.

Но кому это нужно – вам или тем, кто вас окружает? Если вы хотите избавиться от каких-то своих недостатков, чтобы заслужить чью-то любовь – то это, скорее всего, невозможно. Они все равно найдут к чему придраться, и вам придется менять себя еще больше. Стоит ли оно того? Естественно нет.

Чтобы стать счастливым необходимо не менять себя, чтобы быть удобным для кого-то, а принять свое несовершенство, чтобы удобно стало вам.

Естественно, есть определенные социальные нормы, которых нужно придерживаться, но они точно не запрещают человеку быть стеснительным, или, к примеру, очень энергичным. Наоборот, именно эти черты человека дополняют его как отдельную личность, и когда он начинает бороться с ними, то, получается, борется сам с собой. А в борьбе с самим собой, человек всегда будет оставаться проигравшим.

Исправить недостатки или использовать их?

Главное, что нужно помнить, это то, что недостатков, как таковых, не существует. Они являются лишь теми чертами характера, которые в детстве не принимали или подавляли наши родители. Как же решить эту проблему?

Во-первых нужно понять, что единственный способ не страдать из-за недостатков – это принять их и научиться с ними жить, а не пытаться исправить.

Во-вторых, следует перестать ждать одобрения родителей и не только, ведь если им не удалось понять и принять поведение ребенка в детстве, то они не смогут сделать этого и сейчас.

Есть несколько шагов для принятия своих недостатков:

Недостатки вашей личности

Сначала нужно написать список, почему вы считаете себя несовершенным. Возьмите лист бумаги, ручку и напишите все черты своего характера, которые вас раздражают, которые вы ненавидите и из-за которых вам сложно жить. Возможно, что, проведя своеобразную классификацию недостатков, вы обнаружите, что всё гораздо проще, чем вам казалось.

Психологическая ценность

Подумайте, в чем состоит ваша выгода от каждого недостатка? Это – эффективный шаг психологической самопомощи: осознать, в чем ценность для вас каждого вашего недостатка.

Если у вас есть какая-то черта характера, то она должна выполнять соответствующую функцию. Напишите возле каждого пункта в списке, для чего вам нужна эта черта характера.

Если сразу понять это не получается, то можете даже написать письмо этой черте, спросить, почему она у вас есть, а затем написать себе ответ от ее имени. Это действительно работает!

Сила недостатков

Разрешите себе быть собой. Теперь, когда вы поняли, откуда у вас эти черты личности и что они вам дают, пришло время их принять.

Избавившись от представления о том, что какие-то черты вашего характера – это недостатки, вы сможете использовать их в полную силу. Попробуйте прочитать их вслух в таком предложении: «Я разрешаю себе быть застенчивым» «Я разрешаю себе быть импульсивным», и т.

д. Вот увидите, когда вы сможете принять себя таким, каким вы есть, то и другие люди начнут воспринимать вас по другому.

Естественно, работа будет намного эффективнее, если она будет проводиться под присмотром специалиста. Поэтому лучше всего обратиться за помощью к психотерапевту.

Источник: https://psyhosoma.com/nedostatki-xaraktera-kak-prinyat-i-polyubit-svoi-osobennosti/

Ссылка на основную публикацию