Обобщение — психология

Обобщение — что такое | Словарь психологических терминов

Обобщение - психология

Обобщение — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира.

Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности.

На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.

Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных.

Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений.

С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

Извините, но по Вашему запросу статей не найдено. Попробуйте поискать по ключевому слову или напишите на e-mail: psychology@ourmind.ru и мы рассмотрим возможность добавления нужного Вам материала.

Источник: https://ourmind.ru/tag/obobshhenie

обобщение — это… Что такое обобщение?

  • Обобщение — понятий логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема. Например, доверенность документ деловая бумага . Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от… …   Википедия
  • ОБОБЩЕНИЕ —         (лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой более общей (логич. О.). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так,… …   Философская энциклопедия
  • обобщение — абстракция, синтез, синтезирование; вывод, подытоживание, стилизация, универсализация, резюмирование, итог, суммирование, генерализация, резюме Словарь русских синонимов. обобщение 1. итог, резюме 2. синтез Словарь синонимов русского языка.… …   Словарь синонимов
  • обобщение —         ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero производить, порождать). 1. В логике операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений; в дедуктивной логике на основе постулированных правил вывода для кванторов общности и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Обобщение — познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия , проявляясь как константность восприятия . На уровне человеческого… …   Психологический словарь
  • обобщение —     ОБОБЩЕНИЕ, итог, резюме     ОБОБЩЕННЫЙ, общий, книжн. суммарный     ОБОБЩАТЬ/ОБОБЩИТЬ, подытоживать/ подытожить, несов. и сов. резюмировать, несов. и сов. суммировать     ОБОБЩЕННО, книжн. суммарно …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи
  • ОБОБЩЕНИЕ — переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий …   Большой Энциклопедический словарь
  • ОБОБЩЕНИЕ — ОБОБЩЕНИЕ, обобщения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. обобщить обобщать. «…Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период… …   Толковый словарь Ушакова
  • ОБОБЩЕНИЕ — ОБОБЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • ОБОБЩЕНИЕ — см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. «ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ» англ. generalized other ; нем. verallgemeinerter Anderer . ПоДж. Г. Миду возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий, установок, ценносте …   Энциклопедия социологии

Источник: https://psychology.academic.ru/1376/%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Обобщение

Обобщение

ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений.

Простейший вид обобщения, выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения.

Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного обобщения, в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения.Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими.

Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы.

Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О.

называют «индуктивными». — Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему.

Такое обобщение и соответствующее ему понятие называется теоретическим.Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы.

Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта.

Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. О.

теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б.

значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

ОБОБЩЕНИЕ — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира.

Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности.

На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.

Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных.

Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно.

Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений.

С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой.

Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

  • Ваш комментарий ВКонтакте
  • Ваш комментарий

Download SocComments v1.3

Источник: https://psychologiya.com.ua/o/3781-obobshhenie.html

Обобщение | Мир Психологии

Обобщение (англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О.

, выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О.

, в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими.

Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б.

включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе.

Эмпирическое обобщение характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». — Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим.

Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным.

При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное Воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте.

обобщение теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б.

значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Обобщение — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира.

Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности.

На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.

Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных.

Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно.

Читайте также:  Пусть мама выйдет из душа - психология

Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений.

С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой.

Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Обобщение

  1. Процесс формирования суждения или принятия решения, которое применимо ко всему классу или категории объектов, событий или явлений. Некоторые особенности этого значения заслуживают упоминия. Во-первых, обобщение в этом смысле почти всегда подразумевает процесс индукции; оно исходит из ограниченного числа наблюдений элементов класса и распространяется (то есть обобщается) на другие элементы. Во-вторых, обобщение здесь – другая сторона монеты, противопоставляемая различению (1). То есть, когда кто-то обобщает суждение или реакцию на us элементы класса, он, в действительности, не проводит различий между отдельными отличительными особенностями внутри этого класса. Более подробно об этом вопросе см. в статье градиент генерализации.
  2. Процесс распространения принципа или концепции на новые объекты, события или области. Обратите внимание, что значение 2 может быть сходным со значением 1 в том случае, когда кто-то обнаруживает, что новый объект может быть классифицирован как принадлежащий к известной группе и таким образом включаться в сделанное прежде обобщение, или он может быть связан с совершенно новым набором объектов, которые различимы с другими событиями, но обнаруживается, что они поддаются объяснению с помощью некоторого известного принципа.
  3. В науке – любое широкое положение, которое может включать в себя ряд наблюдений. То есть процесс обобщения в смысле 2 может привести к обобщению в смысле 3.

Так как эти значения очень «общие», термин часто уточняется различными дополнениями, которые определяют рассматриваемый вид обобщения. 

предметная область термина

обобщение ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — обобщение, основанное на выделении существенных связей между явлениями внешнего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве.

Опирается на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения дополнительных принципов — обобщающих гипотез. Реализуется посредством понятия, в коем фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается.

Способность к обобщению теоретическому особенно интенсивно формируется в возрасте подростковом и юношеском.

ЧРЕЗМЕРНОЕ обобщение — расширение моделей употребления слова таким образом чтобы оно охватывало обстоятельства, события или объекты, выходящие за пределы того, для обозначения чего это слово обычно используется. Такое чрезмерное расширение (как оно также называется) часто наблюдается у маленьких детей, например называние лошади «собачкой». Ср. с недостаточным обобщением.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ обобщение — обобщение, основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств.

Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане.

С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/obobshchenie

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

Обобщение — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Обобщение — это переход на более высокую ступень путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Обобщение в обучении

Обобщение обеспечивает в мышлении учащихся определённость и последовательность. Обобщение в обучении выступает в двух видах — эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое обобщение осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства.

Эмпирическое обобщение служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида обобщения в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое обобщение осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое обобщение используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач.

Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид обобщения характерен для достаточно развитого уровня познания.

Виды обобщения

Виды обобщения соответствуют видам . Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения).

Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, при котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.

Комплексные обобщения (как и синкретические) представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии используется методика образования «искусственных понятий», когда анализируются типичные для данного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, понятийное).

Одно и то же обобщение может быть сформировано в результате различной организации исследовательских действий человека (обобщение, построенное на основе минимально необходимых данных, и то же самое обобщение, построенное на основе избыточных данных).

При исследовании обобщений в психологии используются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широкое распространение получили исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений. Актуальное использование одного из них зависит от ситуации, высказывания, от и речевой деятельности. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, представляет собой вклад и в историческое развитие мышления.

Источник: https://psy-space.ru/?page=obobschenie

Психология мышления. — Мыслительные операции

Психология мышления. - Мыслительные операции

Страница 20 из 42

Мыслительные операции.

В психологии выделяют следующие операции мышления (см. рис.11): анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется про­никновение в глубь той или иной сто­ящей перед человеком проблемы, рас­сматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познавае­мого объекта на различные компоненты.

Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и раз­бирает его на отдельные части.

Так в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. В ходе анализа какого-либо предмета его свойства, являю­щиеся наиболее важными, значимыми, существенными, инте­ресными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план.

Такие раздражители вы­зывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями.

Таким образом, физио­логической основой психического процесса анализа будет оп­ределенное соотношение возбуждения и торможения в выс­ших отделах головного мозга.

Рис. 11. Мыслительные операции

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

В отличие от анализа синтез предполагает объединение эле­ментов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве.

Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное един­ство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение — это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявле­нии таким образом общности или различия между ними.

Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е.

начинается с синтеза. В ходе этого синтети­ческого акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. — выделение в них общего и раз­личного. Например, ребенок сравнивает между собой разных представителей класса млекопитающих и с помощьюучителя постепенно вычленяет наиболее общие признаки этих живот­ных.

Так сравнение ведет к обобщению.

Обобщение — это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их анализа — выделяется нечто общее. Эти общие для различ­ных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.

На­пример, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами, в частности, можно объединить в одну группу, в один класс общности цвета вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними еще никак не выражает действительно существенных свойств перечисленных предметов.

В данном случае сходство основано на их чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках. Обобщения, ко­торые делаются в результате такого поверхностного, неглу­бокого анализа объектов, не имеют большой ценности и к тому же постоянно приводят к ошибкам.

Обобщение, осно­ванное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод о том, что кит — это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но несущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела).

И наоборот, когда в результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, ста­новится ясно, что кит относится не к рыбам, а к млекопитаю­щим.

Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предме­тов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство явля­ется существенным для данной группы объектов. Общие суще­ственные признаки выделяются в ходе и в результате углуб­ленного анализа и синтеза.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.

Эти сходные, похожие при­знаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из со­вокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений чело­века об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвле­чении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция — отвлечен­ное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущест­венных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью вы­явления существенных признаков.

Читайте также:  Процедура фельденкрайса - психология

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отно­шения в некотором многообразии предметов и явлений, системати­зировать их и тем самым построить определенную классификацию.

КлассификацияКатегоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

–систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному.

Одной из задач теоретического мышления является опре­деление способа выведения частных проявлений системного объ­екта из его всеобщего (существенного) основания, из определён­ного исходного отношения в системе.

Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляетсяметодом “восхождения от абстрактного к конкретному”.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основ­ных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/mislitelnie-operatsii

Обобщение

Обобщение

один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Источник: Исследовательская деятельность

продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Источник: Словарь социального педагога

Задание в тестах интеллекта, при выполнении которого нужно определить общий признак для двух слов, например: дождь, град — общее понятие: осадки.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

мыслительный процесс выявления су­щественных закономерностей, выступающих в качестве неизвестного в проблемной ситуации [18, c. 221; 67, c. 240; 80, c. 348; 82, c. 496].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

процесс выделения и объединения существенных черт изучаемых предметов, фактов, процессов, явлений реальной действительности; мысленный переход от отдельных фактов, событий к их отождествлению; от одной мысли к более общей, другой. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определенность и последовательность. О.

в обучении выступает в двух видах — эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О.

служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространенных способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения. Теоретическое О.

осуществляется путем анализа системы, который состоит в ее преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач.

Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

лат. generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. О. — одно из осн.

мыслит, действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. О.

неразрывно связано с процессом абстракции и в обучении позволяет учащимся обнаруживать и выделять в усваиваемых частных знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им нек-рую целостность, что обеспечивает мышлению учащихся определенность, последовательность и дисциплинированность.

О. в обучении имеет два вида — эмпирическое и теоретическое. Эмпирич. О. осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства, обозначаемого особым словом и становящегося содержанием эмпирич. понятия. Эмпирич. О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирич.

понятий в науке, характерно для нач. стадий познания. Формирование у учащихся эмпирич. понятий считается одной из важных целей обучения и достигается посредством соответствующего расположения материала учебника. На основе эмпирич. О. учащиеся усваивают путем обнаружения родо-видовых отношений и свойств раз л.

способы классификации предметов и явлений, растений и животных (биология), частей слова и предложений (грамматика), плоских и объемных фигур (геометрия) и т. д. Создание и иерархия эмпирич. О. подчинены задаче опознания единичного предмета как относящегося к определенному месту классификации, что является условием применения нек-рого правила в обращении с этим предметом.

Ориентация на опознават. признаки рода и вида предметов служит основой применения учащимися разнообразных, усвоенных ими правил действия. Опора на классификацию помогает им включить один и тот же предмет то в узкие, то в более широкие по объему группы (классы). Знание эмпирич. общего, будучи результатом сравнения и словесного обозначения, есть нечто абстрактное и отвлеченное.

Переход от образов восприятия к эмпирич. общему (к понятию) — это переход от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому. Для обеспечения такого перехода в процессе обучения используются разл. средства наглядности. Одним из наиб. распространенных способов реализации этого вида О. в обучении является применение информационно-рецептивного метода обучения.

Регулярное использование эмпирич. О. в обучении культивирует у человека эмпирич. мышление.

Теоретич. О. осуществляется путем анализа системы, к-рый состоит в ее преобразовании с целью выявления нек-рого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы.

Абстрактность исходного отношения состоит в том, что оно в самом начале анализа лишь в односторонней и неразвитой форме представляет целостную (конкретную) систему. Фиксируя такое отношение в знаково-симво-лич. виде, учащиеся создают теоретич. О.

и, опираясь на него, раскрывают закономерные или существенные связи этого исходного отношения с разл. частными проявлениями системы, все более конкретизируя свое знание о ней. При таком движении мысли от абстрактного к конкретному учащиеся мысленно воспроизводят целостность изучаемой ими системы. Знание теоретич.

общего, будучи результатом аналитич. преобразования системы, прежде всего обнаруживается в мыслит, способах выделения и удерживания специфики ее исходного отношения в процессе его мысленного «увязывания» с разл. частными проявлениями системы. Средством обнаружения генетич.

общей основы нек-рой системы служит ее реальное или мысленное преобразование. Это средство используется при такой организации обучения, в к-рой учащиеся усваивают знания в процессе решения уч. задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип правильного подхода ко мн. др.

однородным задачам (движение мысли «от общего к частному»). Усвоение знаний посредством решения уч. задач развивает у человека основы его теоретич. мышления. Теоретич. О. присуще образованию понятий, используемых при создании развернутых систем знания. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

В совр. концепциях шк. педагогики и детской психологии принята точка зрения, согласно к-рой в процессе обучения дошкольников и мл. школьников необходимо ориентироваться на эмпирич. О.

Лишь в подростковом и более старшем возрасте знания усваиваются путем их теоретич. О. В 60—70-х гг. нек-рые экс-перим. исследования продемонстрировали возможность реализации теоретич. О. уже в мл.

классах школы.

Лит. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; его же, Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Махмутов М. И., Проблемное обучение, М., 1975; III и м и и а А. Н., Логико-гносеологич. основы процесса формирования понятий в обучении, М., 1981; Горский Д. П., Обобщение и познание, М., 1985. В. В. Давыдов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: http://didacts.ru/termin/obobschenie.html

Мышление: виды, процессы, формирование. Психология (Реферат | Доклад)

  1. Общее понятие о мышлении                          

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями,

которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий

(цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и

такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и

благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное

и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности,

заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и

отношений между ними…

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не

может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно:

одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда

опирается на данные чувственного опыта и на ранее приобретённые теоретические знания.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего

и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства

этих объектов связаны друг с другом.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной

основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы

чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром —

поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.

Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является

деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком

ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей

и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но

оно формируется на основе их.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится

мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное.

Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний

из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства

передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические

импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные

знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в

процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и

прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь

(язык) едины.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей.

Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия,

планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи.

Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития

мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление — функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности.

Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

2. Мыслительные процессы                           

Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности,

посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение,

абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических

операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера

информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более

Читайте также:  Воспитание ребенка от 0 до 2 лет - психология

полным.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений.

Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего,

которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

3. Суждение и умозаключение                          

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это

форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.

Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая

связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо

мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется

рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно

приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом

на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о

предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные,

дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным.

Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях.

Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез и догадок.

4. Понятие. Усвоение понятий                         

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга,высшей ступенью познания мира. Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.

Усвоить понятие — это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

5. Понимание. Решение мыслительных задач                   

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления

и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом

понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь

людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.

Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в

узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия.

Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап — осознание

вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет

вообще деятельности мышления.

Второй этап решения мыслительных задач — это анализ условий задачи. Не зная

условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.

Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения

осуществляется посредством различных умственных действий с использованием

логических операций.

Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности

решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную

деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и

исправить их.

Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если

человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.

6. Виды мышления                               

По содержанию выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам.

Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами.

Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: «Я мыслю, значит, я существую». Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты все 3 этих вида, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

…по характеру задач: практическое и теоретическое мышление                     

7. Индивидуальные различия в мышлении                      

Устойчивые различия в мыслительной деятельности людей называют качествами ума.

Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только

особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов

Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум —

это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества. Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

8. Формирование мышления у детей                       

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего  формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п.

Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово. Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. – учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности.

Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием,

легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют.

На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни.

Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные

доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают.

Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях.

С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии.

Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Источник: http://sam-posebe.blogspot.ru/2012/11/blog-post_19.html

Ссылка на основную публикацию