Отрицательное подкрепление: как использовать — психология

Клуб Здорового Сознания

​​​​​​​ Метод «Отрицательного подкрепления» — метод изменения . Метод заключается в моментальной и неприятной для обучаемого реакции на его нежелательное поведение, которая прекращается, как только хоть чуть-чуть улучшилось.

Для животных используют электропастух — изгородь, которая, если животное к ней подойдет и дотронется ударит его током.

Но действие изгороди моментально кончается, как только животное перестало с ней каким-либо образом соприкасаться.

Как пользоваться методом отрицательного подкрепления?

По-первых, только как добавлением к позитиву, на фоне положительного подкрепления.

Это общее и самое главное правило использования отрицательного подкрепления, без него метод отрицательного подкрепления приводит к слабым и низким результатам.

Как редкое дополнение к методу , для более быстрого результата — отрицательное подкрепление использовать можно и нужно, примерное соотношение позитива и негатива — 7:1 (на семь «поглаживаний» — один «тычок»).

Второе — когда обучаемый . Отрицательное подкрепление хорошо работает только в том случае, если обучаемый находится в ресурсном состоянии, позитивен и готов принять в том числе и отрицательное подкрепление. Глупо пытаться поддеть человека, который сейчас сам в трудных чувствах. Вначале его нужно вернуть в позитивное или как минимум спокойное состояние.

И, третье, в качестве профилактики «». Отрицательное подкрепление хорошо работает с перспективными, быстро развивающимися, талантливыми обучаемыми, в качестве профилактики «звездной болезни».

В этом случае также разумно использовать отрицательное подкрепление не как основной метод обучения, а как дополение к позитивному подкреплению, и применяется, когда обучаемый в позитивном и спокойном состоянии.

Как иллюстрация правильного использования метода: одна из команд по гандболу регулярно выигрывала и легко побеждала матч за матчем. Впереди оставалось два матча.

Первый, который не был решающим и второй, финал с сильным противником. Тренер заведомо выстроил игру в первом матче так, что команда оказалась проигравшей.

Это было стимулом для игроков, которые уже расслабились собраться и снова выложиться. В результате команда стала чемпионом.

Примеры грамотного метода отрицательного подкрепления?

В современных иномарках, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, включается звуковой сигнал, который прекращается, как только вы пристегнулись. По тому же принципу действует датчик закрытия двери в машинах и еще некоторых холодильниках. Он будет пищать до тех пор, пока дверь не окажется закрытой. Это вариант грамтного использования негативного подкрепления.

В отношениях — если например, любимый долго и нудно ворчит без дела, начинайте заниматься своими делами и не обращайте внимание до тех пор, пока тема его ворчания не исчерпается и он не начнет говорить о чем-то еще.

Если ребенок шумит и заказывает истерику, например в машине — останавливайте машину и сообщайте, что дальше вы не поедете, пока не станет тихо. Все уговоры игнорируются, ведь тихо не стало. Как только воцарилась тишина — едем дальше.

Или, хотите себя приучить (или отучить) к чему-то новому? Придумайте маленькую штрафную санкцию, которая легко осуществима в момент неправильного поведения: например наденьте на руку небольшую канцелярскую резинку и, совершив то, что не хотели, оттяните и несильно стукните себя по руке: это не больно, а внимание привлекает.

Источник: https://psy-space.ru/?page=otricatelnoe-podkreplenie-dvoe-zn—kak-ispolzovat

Отрицательное подкрепление: как использовать

Метод «Отрицательного подкрепления» — метод изменения нежелательного поведения. Метод заключается в моментальной и неприятной для обучаемого реакции на его нежелательное поведение, которая прекращается, как только поведение хоть чуть-чуть улучшилось.

https://www.youtube.com/watch?v=F-iarniau7g

Для животных используют электропастух — изгородь, которая, если животное к ней подойдет и дотронется ударит его током. Но действие изгороди моментально кончается, как только животное перестало с ней каким-либо образом соприкасаться.

Как пользоваться методом отрицательного подкрепления?

По-первых, только как добавлением к позитиву, на фоне положительного подкрепления.

Это общее и самое главное правило использования отрицательного подкрепления, без него метод отрицательного подкрепления приводит к слабым и низким результатам.

Как редкое дополнение к методу положительного подкрепления, для более быстрого результата — отрицательное подкрепление использовать можно и нужно, примерное соотношение позитива и негатива — 7:1 (на семь «поглаживаний» — один «тычок»).

Второе — когда обучаемый «в ресурсе». Отрицательное подкрепление хорошо работает только в том случае, если обучаемый находится в ресурсном состоянии, позитивен и готов принять в том числе и отрицательное подкрепление. Глупо пытаться поддеть человека, который сейчас сам в трудных чувствах. Вначале его нужно вернуть в позитивное или как минимум спокойное состояние.

И, третье, в качестве профилактики «звездной болезни». Отрицательное подкрепление хорошо работает с перспективными, быстро развивающимися, талантливыми обучаемыми, в качестве профилактики «звездной болезни».

В этом случае также разумно использовать отрицательное подкрепление не как основной метод обучения, а как дополение к позитивному подкреплению, и применяется, когда обучаемый в позитивном и спокойном состоянии.

Как иллюстрация правильного использования метода: одна из команд по гандболу регулярно выигрывала и легко побеждала матч за матчем. Впереди оставалось два матча.

Первый, который не был решающим и второй, финал с сильным противником. Тренер заведомо выстроил игру в первом матче так, что команда оказалась проигравшей.

Это было стимулом для игроков, которые уже расслабились собраться и снова выложиться. В результате команда стала чемпионом.

Примеры грамотного метода отрицательного подкрепления?

В современных иномарках, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, включается звуковой сигнал, который прекращается, как только вы пристегнулись. По тому же принципу действует датчик закрытия двери в машинах и еще некоторых холодильниках. Он будет пищать до тех пор, пока дверь не окажется закрытой. Это вариант грамтного использования негативного подкрепления.

В отношениях — если например, любимый долго и нудно ворчит без дела, начинайте заниматься своими делами и не обращайте внимание до тех пор, пока тема его ворчания не исчерпается и он не начнет говорить о чем-то еще.

Если ребенок шумит и заказывает истерику, например в машине — останавливайте машину и сообщайте, что дальше вы не поедете, пока не станет тихо. Все уговоры игнорируются, ведь тихо не стало. Как только воцарилась тишина — едем дальше.

Или, хотите себя приучить (или отучить) к чему-то новому? Придумайте маленькую штрафную санкцию, которая легко осуществима в момент неправильного поведения: например наденьте на руку небольшую канцелярскую резинку и, совершив то, что не хотели, оттяните и несильно стукните себя по руке: это не больно, а внимание привлекает.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/otricatelnoe_podkreplenie_dvoe_zn__kak_ispolzovat

Что такое положительное подкрепление и как им пользоваться?

Для того чтобы выработать в себе какую-нибудь привычку, отучиться от чего-то плохого и отучить других людей портить вам жизнь, нужно научиться пользоваться лишь одним приемом — научитесь положительно подкреплять себя и других людей.

Положительное подкрепление может быть комплиментом, похвалой, прогулкой на свежем воздухе, мороженым или чем-то другим, что способно приносить удовольствие.

Начнем с выработки полезных привычек.

Для выработки полезной привычки надо:

• Разделить новое дело на маленькие составные части. • Активно подкреплять себя за начало. • Подкреплять себя в конце каждой части и по завершении дела.

• В дальнейшем уменьшать подкрепление и делать его нерегулярным.

Допустим, вы хотите бегать по утрам, но никак не можете решиться — вы откладываете эту проблему в долгий ящик и в дальнейшем лишь укоряете себя за то, что ничего не делаете.

Я вам предлагаю следующий выход:

• Делите пробежку на следующие части: утренний подъем, выход на улицу и саму пробежку.

• Сразу после подъема говорите вслух: «Я молодец, что встал так рано ради пробежки! Скоро стану бегать в два раза быстрее и выглядеть намного лучше!»

• Выходя на пробежку, подбадривайте себя.

• После пробежки и душа можете улыбнуться себе, погладить себя по животу, послушать любимую песню и с чувством собственного достоинства продолжить положительно начавшийся день.

• С течением времени утренняя пробежка войдет у вас в привычку, и вы сможете смело уменьшать свое положительное подкрепление.

Надо дополнить, что этот метод работает не только применительно к самому себе, но и к другим. По отношению к другим можете использовать другие положительные подкрепления: похлопывания по плечу, комплименты, улыбки, подарки… Словом, все, что может быть приятно человеку, которому вы помогаете во внедрении хорошей привычки.

Теперь перейдем к отучиванию.

Для избавления от плохой привычки или нежелательного поведения есть несколько способов:

1. Уйти от проблемы.

2. Наказание (не лучший метод).

3. Не обращать внимания на нежелательное поведение.

4. Сделать так, чтобы человек занимался делом, одновременно с которым он не может проявлять нежелательное поведение.

5. Добиться того, чтобы человек показывал нежелательное поведение по сигналу и постепенно перестать подавать этот сигнал.

6. Подкреплять положительно все, что не является нежелательным поведением.

7. Разобраться в причинах нежелательного поведения и подействовать на них (лучший метод).

Примеры:

• Если ваш новый друг оказался наркоманом, то, возможно, лучше просто избавиться от этого друга (способ № 1).

• Если ваш ребенок ноет, то лучше всего не обращать на него внимания и сказать, что на вас нытье не действует (способ № 3). После обязательно подкрепите его, когда он перестанет ныть.

• Если на вас напала жалость к себе, то начните танцевать. Вы автоматически перестанете себя изводить, потому что жалость и танец несовместимы (способ № 4).

• Если у вас в машине разбаловались дети, то остановитесь, предложите сыграть в игру «Кто громче всех прокричит?», и через пару повторений они привыкнут кричать по команде «Кто громче всех прокричит?», а вы будете ездить, наслаждаясь тишиной и спокойствием (способ № 5).

• Если на вас орет муж, то проигнорируйте это, ни в коем случае не вступайте в конфликт, он только этого и ждет. А после подкрепляйте любое другое поведение мужа, кроме нежелательного (комбинация способа № 6 и способа № 3).

• Если в супермаркете у вас кричит ребенок, то, возможно, он просто голоден и решением проблемы будет просто покормить его, а не наказывать (способ № 7).

В заключение хочу сказать следующее. Будьте внимательны к другим людям, наблюдайте за ними, положительно подкрепляйте их новые начинания, их усердие, их стремление стать лучше. Будьте внимательны по отношению к себе, подкрепляйте положительно себя за все, что может сослужить вам хорошую службу. Изменитесь сами — и мир вокруг вас изменится автоматически.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/57182/

Положительное и отрицательное подкрепление

Положительное и отрицательное подкрепление С его помощью решаются следующие задачи:

1) формирование нового стереотипа поведения;

2) усиление уже имеющегося желательного стереотипа поведения;

3) ослабление нежелательного стереотипа поведения;

4) поддержание желательного стереотипа поведения в естественных условиях.

Обычно на практике решаются по крайней мере две задачи (вторая и четвертая или третья и четвертая), чаще же работа с пациентом направлена на реализацию второй, третьей и четвертой задачи.

Задача формирования нового стереотипа поведения обычно возникает в работе с детьми, отличающимися выраженным девиантным поведением, или с больными, имеющими грубые постпроцессуальные изменения личности.

Читайте также:  Верминофобия - психология

Использование этих методик предполагает обязательный анализ каждого клинического случая в реальной ситуации, наблюдение за поведением больного или проявлениями его симптоматики в данных условиях. Это позволяет выявить подкрепляющие стимулы, которые различаются по параметру «приятный-неприятный».

Положительное подкрепление — это предъявление стимула, вызывающего у пациента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций. Отрицательное подкрепление — это изъятие, удаление стимула, вызывающего негативно окрашенную эмоциональную реакцию, и поэтому также приводящее к усилению определенных поведенческих реакций.

Два указанных выше понятия позволяют охарактеризовать подкрепляющий стимул по поведенческим данным, а не по субъективной оценке наблюдателя. С учетом этого становится ясно, почему, например, переживание боли у мазохиста является положительным подкреплением.

Нейтральные стимулы — это стимулы, которые не оказывают воздействия на поведение, хотя, с субъективной точки зрения наблюдателя, могут вызывать положительную эмоциональную реакцию. Безусловные подкрепляющие стимулы не зависят от предшествующего обучения. Это стимулы, вызывающие врожденные реакции (пища, вода), к ним же можно отнести и определенный уровень сенсорной стимуляции.

Подкрепляющая сила их зависит от периода депривации и возрастает при удлинении последнего. В повседневной жизни преобладают подкрепляющие стимулы, приобретающие указанные выше характеристики под влиянием процесса обучения, т. е. условные подкрепляющие стимулы. Чаще всего это социальные стимулы (внимание, похвала, одобрение, признание, положительная оценка и т. д.).

Анализ конкретных случаев, например истерического приступа, позволяет отметить усиление и учащение приступов в определенных ситуациях, когда проявляется забота о пациенте, оказывается ему внимание (можно сказать — нежелательное внимание) со стороны окружающих, близких, соседей по палате, медицинского персонала.

Наблюдение за поведением позволяет оценить также значение других подкрепляющих стимулов (время, проведенное перед телевизором, за беседой и др.). На основании этих данных формулируется конкретная гипотеза о характере подкрепляющего стимула. Удаление гипотетического подкрепляющего стимула позволяет проверить истинность гипотезы.

Однако необходимо помнить, что после удаления подкрепляющего стимула всегда есть период, в течение которого нежелательное поведение возрастает как по частоте, так и по силе проявления. В это время пациент «выжимает» из окружающих нужный ему подкрепляющий стимул, а окружающие обычно не выдерживают его натиска и идут ему навстречу. Поэтому при данной методике психотерапевт должен привлекать членов семьи больного, персонал, т. е. активно организовывать «новое» окружение больного.

В методике собственно положительной тренировки можно выделить 4 этапа.

Первый этап — определение цели тренировки. К ее обсуждению привлекается не только пациент, но и лица, которые принимают участие в лечении и от которых зависит получение или неполучение подкрепления.

По возможности таких людей должно быть немного, для того чтобы лучше контролировать все окружение больного, например, желательно поместить пациента в изолированную палату или в палату с минимальным числом больных.

На этом же этапе должен быть определен и способ постоянного наблюдения за поведением пациента с фиксацией внимания на изменениях в терапевтическом направлении вырабатываемого стереотипа поведения. Нужно стремиться к тому, чтобы эта информация была максимально объективной.

На втором этапе основная задача состоит в определении того, какие стимулы (объекты или действия) будут служить в качестве подкрепления. Анализ реального поведения больного позволяет выявить значимость для него различных стимулов.

На третьем этапе вырабатывается желательный стереотип поведения, для чего создаются условия, облегчающие его формирование. Следует максимально использовать действие как положительного, так и отрицательного подкрепления.

На первых порах применяется схема постоянного подкрепления, т. е. за каждое выполненное действие пациент получает подкрепление, характер которого постоянно меняется, чтобы не вызвать пресыщения.

Иногда появление желательного поведения облегчается при демонстрации другими лицами соответствующего поведения (моделирование).

На четвертом этапе закрепляется выработанный стереотип поведения, чтобы он сохранился и тогда, когда больной окажется в реальной ситуации и когда будут иные условия подкрепления. Схема подкрепления меняется, используются схемы с вариабельным интервалом — наиболее устойчивые к угашению.

Успех методики положительного подкрепления зависит от наличия точной информации о достигнутом прогрессе, что позволяет переходить к следующему этапу, к другой схеме подкрепления; от умения психотерапевта разнообразить подкрепление, используя все его формы, в том числе и социальное подкрепление.

Вариантом методики положительного подкрепления, приспособленной к условиям стационара, является жетонная система (token economy).

Методика контроля стимула основывается на положении о том, что связь между некоторыми стимулами и реакцией на них носит довольно жесткий характер. Появление такого стимула позволяет точно предсказать ответ.

Поэтому, контролируя условия появления стимулов и предшествующих реакций, можно добиваться изменения поведения с меньшей затратой времени и сил, чем контролируя результаты самого поведения.

События, предшествующие поведению, можно сгруппировать следующим образом: 1) дискриминантные стимулы, в прошлом связанные с определенным подкреплением; 2) облегчающие стимулы, вызывающие определенное поведение (например, новая прическа, новая одежда могут способствовать появлению желания общаться); 3) условия, увеличивающие силу подкрепления (обычно это период депривации какой-либо потребности, например период голода). Методика контроля стимула преследует следующие цели: 1) научить пациента идентифицировать дискриминантные и облегчающие стимулы в реальной ситуации, а также выявлять условия, увеличивающие подкрепление нежелательного поведения, и избегать их (например, установление связи различных ситуаций с едой — еда за просмотром телевизора, во время случайных встреч со знакомыми, разговора по телефону и т. д. — с последующим исключением этих стимулов, т. е. еда только в определенном месте и в определенное время); 2) научить пациента укреплять стимулы, связанные с правильным, желательным поведением (например, знание списка продуктов или блюд, имеющих низкую калорийность, и овладение умением пользоваться только этим списком; письменный учет калорийности позволяет быть еще более последовательным в достижении этой цели); 3) научить пациента умению манипулировать периодом депривации, не доводя его до уровня потери контроля.

Решить задачу уменьшения нежелательного стереотипа поведения можно с помощью нескольких методик:

1) методики наказания;

2) угашения;

3) насыщения;

4) лишения всех положительных подкреплений;

5) оценки ответа.

Угашение относится к поведенческим методикам и основано на принципе исчезновения реакции, положительно не подкрепляемой. Проходит оно те же этапы, что и при положительном или отрицательном подкреплении. Важным здесь представляется диагностический этап, когда устанавливаются аспекты окружения, подкрепляющие нежелательное поведение.

Угашение предполагает лишение больного всех положительных подкреплений только данного нежелательного стереотипа поведения. Скорость угашения зависит от того, каким образом в реальной жизни раньше подкреплялся этот стереотип.

Методика угашения требует значительного времени, потому что, прежде чем нежелательное поведение начинает угасать, оно проходит период первоначального возрастания по частоте и силе.

Методика насыщения основана на том, что поведение, даже положительно подкрепляемое, но продолжающееся в течение длительного времени, имеет тенденцию истощаться само, а положительное подкрепление теряет свою силу.

Лишение всех положительных подкреплений является одним из вариантов угашения. Наиболее эффективным способом считается изоляция, но в реальной жизни она практически сводится к социальной изоляции, например в случае удаления одного ребенка в другую комнату при сохранении окружения без изменения.

Иногда такая изоляция вызывает положительное подкрепление или означает прекращение действия неприятного стимула, имевшегося в реальной ситуации (например, отсутствие столкновения ребенка с агрессивно проводящим свою линию родителем, т. е. фактически возникает ситуация негативного подкрепления).

Методику оценки ответа точнее можно было бы назвать методикой штрафов. Она используется только с положительным подкреплением, и суть ее сводится к уменьшению числа позитивных подкреплений за нежелательное поведение.

Программа составляется таким образом, чтобы уменьшение определенных положительных подкреплений не могло быть легко заменено другими положительными подкреплениями. Система штрафов должна применяться как можно реже.

Данные приемы описаны отдельно лишь из методических соображении, в практической же работе ни один из них не применяется изолированно. Комбинации методик определяются целью проводимой программы, а искусство психотерапевта состоит в умелом использовании различных сочетаний применительно к каждому конкретному случаю.

Источник: https://psibook.com/dicts/01/polozhitelnoe-i-otricatelnoe-podkreplenie.html

Подкрепление гораздо лучше наказания!

Как написал более 40 лет тому назад Роберт Таунсенд: «Благодарность – форма поощрения, которой обычно пренебрегают». Согласитесь, весьма метко сказано в отношении нашей корпоративной действительности! С этим надо что-то делать, решил я, и взял на вооружение похвалу.

Я говорю: «спасибо», «хорошо», «так держать» и что-то в том же духе, каждый раз, когда сотрудники делают правильные вещи или ведут себя правильным образом.

Не буду утверждать, что мир перевернулся, но поведение моих подчиненных стало, безусловно, более предсказуемым и компетентным.

Такие методы управления (или дрессировки, уж извините…) называются подкреплением. Я формирую требуемое поведение, вместо того, чтобы наказывать за неподобающее.

Как часто бывает, сначала я [интуитивно] начал применять новый метод, а потом познакомился и с его теоретическим обоснованием, прочитав замечательную книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку.

Книга о дрессировке людей, животных и самого себя».

Скачать краткий конспект в формате Word2007 Подкрепление

Я узнал, в чем суть подкрепления, чем оно отличается от вознаграждения, и чем оно лучше наказания. В очередной раз убедился, как важно давать определения. Многое из того, о чем написала автор, я интуитивно понимал и уже использовал в своей практике.

Но, как говорит Робин Уильямс: «Если вы можете что-то назвать, вы осознаете это. Вы приобретаете над этим власть. Вы владеете этим. Вы держите это под контролем».

Именно такой контроль над своим поведением и поведением подчиненных я получил, прочитав книгу Карен Прайор.

Глава 1. Подкрепление: Лучше, чем вознаграждение.

Что такое положительное подкрепление? Подкрепление – это нечто такое, что происходя одновременно с поступком, ведет к повышению вероятности повторения этого поступка в будущем.

Поведение, которое уже встречается, всегда можно закрепить с помощью положительного подкрепления. Подкрепление относительно, а не абсолютно. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты.

Чтобы нечто стало подкреплением, нужно чтобы субъект желал этого. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми.

Отрицательное подкрепление. Это стимулы, которых можно избежать путем изменения поведения. Наказание (в отличие от подкрепления) не приводит к предсказуемым результатам.

Время подачи подкрепления очень важно. Информация, содержащаяся в подкреплении, говорит ученику, что именно вам нравится. Подкреплять поведение нужно непосредственно в момент его реализации, ни до, ни после.

Подарки, обещания, комплименты и все то, что поощряет еще не произошедшее поведение, нив коей мере не подкрепляет желательное поведение. Все это подкрепляет то поведение, которое имеет место в данный момент, и в этом отношении его можно считать настоящим подкупом.

При достижении желательного результата отрицательное подкрепление должно прекратиться, иначе оно не несет в себе никакой информации.

Величина подкрепления. Чем меньше, тем лучше. Оно должно быть небольшим, но способным заинтересовать субъект.

Джекпот. Одним из наиболее полезных приемов пищевого или какого-либо другого подкрепления для человека и животных является получение куша. Это награда, которая во много, иногда в 10 раз больше обыкновенного подкрепления и являющаяся сюрпризом для субъекта.

Читайте также:  Настроение - психология

В рекламном агентстве, где я когда-то работала, бывали официальные вечера на Рождество, а также неофициальные праздники по поводу окончания большой работы или заполучения нового клиента. Но у председателя правления была еще привычка устраивать в год один-два абсолютно неожиданных вечера.

Внезапно в середине дня он проносился по всем комнатам конторы, крича, чтоб все кончали работу. Коммутаторы выключались, появлялась процессия поставщиков провизии, музыканты, буфетчики, шампанское, копченая семга, и все это только для нас и безо всякой особенной причины.

Я думаю, что это очень способствовало поднятию духа коллектива.

Условное подкрепление представляет собой какой-либо изначально ничего незначащий сигнал — звук, свет, движение, — который умышленно связывают с подачей подкрепления. Само подкрепление будет позже, а сигнал говорит, что работу следует продолжить, но на подкрепление субъект уже заработал.

Деньги потому являются для нас таким сильным подкреплением, что их можно совместить с чем угодно. Это исключительно обобщенное условное подкрепление. Сформировав условное подкрепление, нужно быть очень осторожным, чтобы не использовать его всуе, то есть не рассеивать его силу. Выражайте свою любовь и внимание вне связи с конкретным поведением любыми словами.

Но выделите определенную фразу, сделав её условным подкреплением, и свяжите ее с чем-то реальным.

Клик – событийный маркер. Дается в условиях, когда подкрепление наступит позже, но желательное поведение надо подкрепить сразу же.

Режимы подкрепления.

Для того чтобы поддерживать уже выученное поведение на определенном уровне надежности, не только не надо подкреплять его все время, а даже, наоборот, следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодическое использование подкрепления, подаваемого в случайном и не предсказуемом порядке.

Это и есть то, что психологи называют вариативным режимом подкрепления. Нам понято, что нет нужды продолжать наказывать за неправильное поведение, если оно прекратилось, но мы не понимаем, что необязательно и даже нежелательно вознаграждать правильное поведение постоянно.

Если поведение не подкреплять совсем, то скоро появится тенденция к его угасанию; но если оно все-таки время от времени подкрепляется — неважно сколь эпизодично — одна сигарета, одна рюмка, одна поблажка ворчуну или нытику — и поведение вместо того, чтобы угаснуть, может быть значительно усилено режимом с длительными интервалами между подкреплениями.

Суеверия – случайное подкрепление. Чтобы избавиться от собственного суеверного поведения, вы должны осознать, что оно никоим образом не связано с подкреплением.

Подкрепляйте собственное поведение. Мы им часто пренебрегаем, отчасти потому, что это не приходит нам в голову, отчасти, потому что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других.

Как сказал один мой знакомый министр: «Немногие имеют столь низкие критерии, что по ним легко жить».

В результате мы часто по несколько дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и неотблагодаренные даже самими собой.

Глава 2. Формирование: Идеальное поведение без напряжения и боли.

Формирование возможно потому, что поведение живых существ вариабельно. Что бы живое существо ни делало, в одних случаях оно выполняет это более энергично, чем обычно, а в других случаях — наоборот.

Неважно, сколь сложно и трудно то окончательное поведение, которое вы хотите выработать, вы всегда можете, установить ряд последовательных целей, найти какое-либо поведение, которое осуществляется уже сейчас, и использовать его как первый шаг для подкрепления.

Есть два аспекта формирования: способ и приемы, то есть последовательность шагов, необходимых для формирования типа поведения, и второй — принципы или правила, предписывающие, как, когда и почему эти типы поведения должны подкрепляться.

Именно успешность применения принципов определяет разницу между просто хорошим и великим преподавателями, между радостным, быстрым и успешным обучением и обучением, приводящим к срывам, медленным, скучным и неприятным.

Хороший процесс формирования, а не только хорошие приемы, делают обучение эффективным.

Десять правил формирования.

  1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.
  2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.
  3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня, т.е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.
  4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
  5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу формирования, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.
  6. Не меняйте тренеров на «середине реки»; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы формирования на каждый из типов поведения.
  7. Если одна процедура формирования не приносит успеха, найдите другую; существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.
  8. Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.
  9. Если навык ухудшается, «возвратитесь к детскому саду», быстро повторите весь процесс формирования с серией легких подкреплений.
  10. Оканчивайте, по возможности, каждую тренировку на высокой ноте и в любом случае останавливайтесь, оставаясь впереди обучаемого (см. п. 5).

Обучающая игра. Даже если вы знаете и понимаете принципы формирования, вы не можете применять их, без предварительной практики. Формирование это невербальный навык — развертывающийся во времени процесс взаимосвязанного поведения, наподобие танца, ухаживания или серфинга.

Поэтому его нельзя до конца познать с помощью чтения, размышления или разговоров. Вы должны выполнять его. Одним из простых и завораживающих способов развить навыки формирования являются обучающие игры. Для игры необходимо по крайней мере два человека: обучающийся и тренер.

Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и испытуемым и тренером, прежде чем группа утомится; большая группа, например класс или лекционная аудитория, тоже возможна, потому что наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать. Вы отсылаете испытуемого из комнаты.

Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Испытуемый приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер свистком подкрепляет движения в направлении желаемого действия.

Я предпочитаю, по крайней мере, при первых нескольких подкреплениях, придерживаться правила, чтобы «подопытный» должен был возвращаться к дверям после каждого подкрепления начинать действия заново; это, по-видимому, препятствует развитию у некоторых испытуемых тенденции просто останавливаться в том месте, где было получено последнее подкрепление. И никаких разговоров. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются, но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.

Приемы формирования:

  • Мишени
  • Подражание
  • Моделирование

Молчаливое формирование. Если речь идет о формировании поведения человека, чтобы добиться результатов, нужно осуществлять формирование, а не говорить об этом. Никогда не говорите человеку, что формируете его поведение!

Источник: http://baguzin.ru/wp/podkreplenie-gorazdo-luchshe-nakazani/

Метод 3. Отрицательное подкрепление

Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение.

Когда на поле с электрическим ограждением корова касается ограды носом, то получает удар электрического тока, но как только она отпрянет назад, действие тока прекращается. Они научается избегать ударов тока с помощью того, что не подходит к ограде.

Избегание загородки было подкреплено, но подкрепление было не положительным, а отрицательным.

Жизнь изобилует отрицательными подкреплениями. Мы изменяем положение тела, когда становится неудобно сидеть на стуле. Мы стремимся скорее войти в дом, когда идет дождь.

Некоторые люди считают, что запах чеснока возбуждает аппетит, другие же находят его отвратительным.

Стимул становится отрицательным подкреплением только в том случае, если он воспринимается субъектом как неприятный и если изменение поведения направлено на уменьшение неприятных ощущений.

Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление, подобно положительному, происходит во время поведения, а не после него, и может быть «включено» изменением поведения.

Как вы видели в первой главе, почти все традиционные методы дрессировки животных строились на применении отрицательного подкрепления. Лошадь обучается поворачивать налево, когда тянут за левую вожжу, потому что этим она может ослабить давление мундштука на левый угол рта.

Слоны, волы, верблюды и другие вьючные животные обучаются двигаться вперед, останавливаться, поднимать тяжести и т. д. чтобы избежать натяжения повода, тычка или удара стека, стрекала или кнута.

Отрицательное подкрепление очень подходящий метод формирования поведения и может применяться столь же эффективно, как положительное, поскольку его применение одномоментно с поведением и стимулы «шпыняния» прекращаются дрессировщиком, когда реакция правильна.

По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные брови, неодобрительное замечание. Некоторые применяют отрицательное подкрепление слишком часто.

Жизнь некоторых детей, супругов и даже родителей представляет собой постоянное ежедневное усилие вести себя так, чтобы избежать отрицательных подкреплений от тех, кого они любят.

Слишком частое применение отрицательного подкрепления, не скомпенсированное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт личности, не обязательно страха и ярости, создаваемых наказанием, но робости, неуверенности в себе, тревожности.

Если вы не хотите, чтобы ребенок, который очень старается не вызывать ваше неудовольствие не стал эмоционально неполноценным, он должен иметь успешный опыт в доставлении вам удовольствия.

Даже среди взрослых тот руководитель, офицер или тренер, которые хотят усовершенствования от подчиненных и при этом в основном высказывают неудовольствие, могли бы добиться лучших результатов, если бы наряду с этим существовала также возможность положительного подкрепления. Умудренные опытом взрослые могут вытерпеть большое количество отрицательных подкреплений, но даже и они становятся мрачными, если, кроме этого, они ничего не получают. Сочетание положительного и отрицательного подкреплений гораздо более эффективно.

Тренер баскетбольной команды, выступавшей с огромным успехом, стал знаменит своей жесткостью и даже грубостью. Некоторые из игроков не смогли вынести такого режима и ушли из команды. Однажды вечером я видела этого человека по телевизору.

Хотя на первый взгляд он казался чрезвычайно грозным, в его взаимодействии с командой то и дело встречались очень отчетливые положительные подкрепления — одобрительный взгляд, дружеский шлепок, — а отрицательное подкрепление прекращалось тотчас же как выполнение действия улучшалось.

В моральном отношении команда выглядела великолепно.

Единственный случай, когда отрицательное подкрепление предпочтительнее любого позитивного подхода, это когда мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения.

Если вы совершенно уверены в том, что субъект знает, что должно быть сделано, а делает вместо этого что-либо другое, чтоб, скажем, просто посмотреть, что из этого выйдет, тогда знак вашего неодобрения — нахмуренный лоб, замечание, натяжение поводка или вожжи, прекращение занятий, выговор — должны последовать незамедлительно и быть четкими. Это единственный случай, когда сильное отрицательное подкрепление, возможно, и не вызовет чувства обиды. Даже животные знают, когда они пытаются вывести вас из себя, и получают удовлетворение от того, что им дают понять, что это нельзя. В особенности это касается детей, которые чувствуют себя увереннее, если знают границы дозволенного. Если ребенок нарочно преступает эти пределы, то отрицательное подкрепление дает ему нужную информацию о положении границ дозволенного.

Читайте также:  Бизнес-стабильность - психология

Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтоб научиться прекращать его, когда поведение субъекта улучшилось хоть немножко. Некоторые матери и учителя делают это интуитивно правильно.

Четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: «Я тебя ненавижу, я тебя ненавижу» и лупит кулаками по ногам матери. Негативное подкрепление со стороны матери состоит в том, что она перестает обращать на ребенка внимание и начинает заниматься своими делами.

Когда ярость сменяется сопением и потерянным видом, мать сейчас же снова обращает свое внимание на ребенка, обнимает, прижимает к себе, меняет тему разговора.

Психолог может сказать, что на самом деле в приведенном выше примере сработал метод 4 — затухание, что поведение сошло на нет, так как не приводило ни к какому результату. Но мне кажется, что когда на маленького ребенка перестают обращать внимание, это для него результат; это сильный отрицательный стимул, который может быть применен наравне с любым другим отрицательным подкреплением.

Другой секрет применения отрицательного подкрепления состоит в уверенности в том, что субъект воспринимает его как следствие собственных действий, а не ваше произвольное действие. Предположим, у вас есть большая лохматая собака, которая любит спать в комнате на диване.

Если вы ей убедительно показываете, что вам это не безразлично, собака может быстро научиться соскакивать с дивана, заслышав ваше приближение, потому что боится наказания, но отлупить ее, застав на диване, еще не значит управлять ее поведением в ваше отсутствие.

Есть один старый прием, который иногда помогает в этом случае: поставьте на диван несколько маленьких мышеловок. Когда собака вспрыгнет на диван, мышеловки сработают, испугают, а может, и ударят собаку.

Собственное действие собаки привело к отрицательному подкреплению, и эта первая неудача может оказаться достаточной, чтобы отучить украдкой забираться на диван. (Я спешу добавить, что это скорее всего подействует только на глупых собак.

Хотя я не могу позволить себе предположить любителям собак список пород, на которых этот прием подействует, я скажу лишь, что для некоторых пород он может оказаться совсем не эффективным. Хозяин одного боксера, применивший этот прием, рассказывал, что его собака, увидев мышеловки, стащила покрывало со спинки дивана, накрыла им мышеловки, разрядила их, а затем легла на диван поверх покрывала.)

Существуют такие категории субъектов, на которых отрицательное подкрепление не действует и совершенно не подходит для них, например младенцы.

Каждая мать знает, что практически невозможно изменить активное поведение малыша с помощью отрицательного подкрепления — сделать так, чтобы малыш, начавший ходить, не хватал побрякушки с кофейного столика бабушки, постоянно повторяя: «Нельзя!» или шлепая его по ручонке каждый раз, когда он это делает. Гораздо лучше применить метод 8 (смена мотивации) поместив эти предметы вне досягаемости, или метод 5 переключение на несовместимую деятельность), дав ему какую-нибудь другую игрушку Маленьким детям просто несвойственно легкое приобретение неприятного опыта, но они могут с легкостью обучаться с помощью положительного подкрепления Можно сказать, что дети рождаются для того, чтобы радоваться, а не повиноваться.

Щенки тоже имеют склонность к более легкому научению с помощью положительного подкрепления, а отрицательное подкрепление сбивает их с толку и пугает. Вот почему большинство дрессировщиков не начинает обучение выполнению формальных команд, раньше чем собака достигнет шестимесячного возраста.

С помощью лакомства и ласки вы можете обучить щенка ходить в ошейнике и на поводке следовать за вами на прогулке, но наденьте на него затягивающуюся цепочку и начните настаивать на том, чтоб он научился ходить рядом, сидеть, стоять, и прежде чем вы успеете его чему-нибудь научить, у вас будет затерроризированный и запуганный щенок.

Нужно время, чтобы научиться реагировать на отрицательное подкрепление, а младенчество слишком быстротечно.

Есть и другая категория субъектов, которые не поддаются воздействию отрицательного подкрепления: это дикие животные. Каждый, кто когда-либо имел дело с питомцем из диких животных — оцелотом, волком, енотом и т. д., — знают что они не воспринимают команды.

Чрезвычайно трудно например, научить волка ходить на поводке, даже если вырастите его с очень раннего возраста и он совершенно ручной Если вы натягиваете поводок, он автоматически начинает тянуть вперед, а если вы очень настаиваете и натягиваете поводок слишком сильно, волк, несмотря на то, что он обычно спокоен и контактен, впадает в панику и старается удрать.

Возьмите на поводок ручную выдру, и либо вы будете идти туда, куда хочет выдра, либо она будет бороться с поводком изо всех сил. Создается впечатление, что нельзя найти ту золотую середину, когда легкий рывок можно использовать для выработки послушания.

То же самое относится и к дельфинам. При всей своей хваленой способности к обучению они всему либо сопротивляются, либо всеми силами стараются улизнуть. Толкните дельфина, и он толкнет вас.

Попытайтесь перегнать дельфинов из одного бассейна в другой с помощью сети; если они почувствовали, что пространство вокруг них сужается, смелые бросаются в атаку на сеть, а робкие в бессильном страхе кидаются на дно бассейна.

Нужно с помощью положительного подкрепления обучать дельфинов спокойно плыть перед сетью; но даже если вы это сделали, почти при любой манипуляции с сетью один человек должен стоять наготове, чтобы в случае надобности броситься в воду и освободить животное, которое запуталось в сети, прежде чем оно утонет.

Психолог Гарри Фрэнк предполагает, что это сопротивление отрицательному подкреплению составляет принципиальное различие между дикими и одомашненными животными.

Все одомашненные животные восприимчивы к отрицательному подкреплению — их можно погонять, заставлять, выгонять вон, и вообще оказывать разное давление. Мы, люди, преднамеренно или случайно с помощью направленного отбора выработали у них эту особенность.

В конце концов, корова, которую нельзя пасти и гнать, которая, подобно волку или дельфину, либо сопротивляется неприятным воздействиям, либо впадает в панику и спасается бегством, эта корова кончит тем, что останется на ночь вне загона и будет съедена львом; или же поскольку она всем досаждает, то скорее всего она будет зарезана и съедена людьми. Ее гены не сохранятся в генофонде популяции.

Послушание, выражающееся либо в готовности получать удары, либо в отсутствии моментальной реакции «сопротивляйся или убегай», при котором отрицательное подкрепление умеренной силы может быть использовано для корреляции обучения, заложено в наших домашних животных.

За одним исключением — кошка.

Научить, например, кошку ходить на поводке поистине очень трудно; сходите на представление, в котором участвуют кошки, и вы увидите, что даже профессиональные дрессировщики с этим не связываются — кошек носят на руках, их сажают в клетку, но они не ходят на поводке.

Гарри Фрэнк предполагает, что это потому, что кошка не является истинно домашним животным и поэтому у нее отсутствует восприимчивость к отрицательному подкреплению.

Может быть также, что кошка является комменсалом, животным, которое, подобно крысе и таракану, разделяет с нами жилище, извлекая из этого выгоду.

Но скорее кошка является симбионтом — животным, общение которого с нами приносит взаимную выгоду — от нас она получает пищу, кров, ласку, кошка же ловит у нас мышей, забавляет нас, мурлычет. Однако работы и послушания нет. Это может объяснить нелюбовь некоторых людей к кошкам: их страшит неуправляемость.

Для всех кошконенавистников скажу, существует одно отрицательное подкрепление, которое на кошку действует: брызнуть водой ей в мордочку. Однажды на обеде, на который я надела свое новое черное шерстяное платье, белая ангорская кошка хозяйки дома без конца вспрыгивала мне на колени.

Хозяйка находила это очень милым, но мне совсем не хотелось, чтобы мое платье было в белых кошачьих волосах. Когда она на меня не глядела, я окунула пальцы в бокал с вином и брызнула кошке в мордочку.

Она тотчас же исчезла и больше не возвращалась: тонкое и полезное отрицательное подкрепление.

Примеры метода 3. Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление может быть эффективным в ряде ситуаций. Способ, описанный здесь для ситуации с машиной, действует очень хорошо, особенно если дети очень устали и их нельзя переключить на какую-либо другую деятельность типа игр или пение песен (метод 5).

ПоведениеМетод воздействия:
Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещиВыключите или задержите обед до тех пор, пока вещи не будут собраны. (Прекратите отрицательное подкрепление, когда согласие достигнуто; подкрепляйте на первых порах даже вялые усилия.)
Собака на дворе лает всю ночьНаправить на собачью будку сильный пучок света. Выключите свет как только собака перестанет лаять.
Дети слишком шумят в машинеКогда уровень шума достиг болевого порога, тормозите и останавливайте машину, читайте книгу. Не обращайте внимания на протесты по поводу остановки, это тоже шум. Трогайтесь, когда восстановится тишина.
Супруг обычно возвращается домой в плохом настроенииПовернитесь и выйдите из комнаты как только тон его или ее голоса будет вам неприятен. Возвратитесь и проявите внимание тотчас же как только голос смолк или стал нормальным.
Неправильный удар при игре в теннисПусть тренер или кто-нибудь из зрителей фиксирует каждый плохой удар словами «ай-ай-ай» или «нет» каждый раз как вы его сделали.
Бастующий или ленивый служащийУсильте контроль и делайте выговор всякий раз как уровень работы снижается.
Отвращение к благодарственным письмамОтрицательное подкрепление возникает автоматически со стороны друзей и тех, кого вы любите. Тетя Алиса сообщит вам, что она очень обеспокоена тем, что вы не получили новый шарф, а ваша семья дает вам понять, что вы должны написать тете Алисе. Вся информация будет вам передана в тонах, имеющих отчетливую отрицательную окрашенность.
Кошка влезает на кухонный столВоспользуйтесь пистолетом, стреляющим водой, или просто примите угрожающую позу, сочетая это со зловещим «нельзя». Это слово является условным отрицательным подкреплением. Кошка не будет влезать на стол, правда только в вашем присутствии.
Грубый водитель автобуса вывел вас из себяПротестуйте. Играйте на любом обстоятельстве, которое позволяет вам требовать учтивости, таких, как пожилой возраст, юность, неопытность.
Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вамиПусть он возвращается, но берите с него как с постороннего плату за жилье, питание, дополнительные услуги, в том числе за стирку белья и сидение с ребенком, чтоб он уехал по финансовым соображениям.

Источник: http://www.BrainTools.ru/article/5655

Ссылка на основную публикацию