Оценка приемлемости и эффективности физических наказаний — психология

Эффективность применения наказания

Мы очень часто для наведения порядка в стране, на работе, в семье используем наказание. Когда происходит что-нибудь трагическое, первая мысль, которая приходит нам в голову, это разобраться в случившемся и… найти виновных.

Утонула ли это «Булгария», сгорела ли «Хромая лошадь» или какой-нибудь дом престарелых, не смогли спасти человека и т.д., и т.п.

 Но какова эффективность применения наказания в таких случаях? Приведу кое-какие рассуждения на сей счет из своей диссертации.

Зоопсихологами был установлен интересный факт. В клетку ставили несколько ящиков, часть из которых встречала запущенных туда крыс небольшим электрическим шоком. Однако крысы отнюдь не усвоили, что не следует совать нос в ящики вообще (!), они усваивают лишь то, что не следует совать нос в те ящики со встроенным в них электрическим шоком, которые они уже исследовали.

С точки зрения крысы для нее нежелательно усвоить общий урок. Переживание шока при опускании носа в ящик указывает ей, что она правильно поступила, засунув нос в ящик с целью получить информацию о содержащемся в нем шоке.

Таким образом для крысы «цель» исследования состоит не в том, чтобы открыть, что предмет исследования – хорошая вещь, а в том, чтобы получить информацию о предмете исследования.

Более широкая цель имеет совершенно иной характер, чем частная (Г. Бейтсон).

Для крысы удар током был своеобразной «карой», а для человека возмездие эффективно только в плане изменения его частных действий (например, не совершать кражу определенным способом, в определенное время, у определенного лица и т.п.). Однако этого еще не понимают не только не все юристы, но и некоторые психологи.

Сегодня большинство юристов и правоохранителей уже считают аксиомой, что уровень преступности сильно коррелирует с раскрываемостью преступлений и неотвратимостью уголовной ответственности. В.

 Егоров провел опрос осужденных, результаты которого показали, что из 150 осужденных 136 (более 90 %) не совершили бы преступление, если бы точно знали, что наказание, которое они понесли, будет неизбежным.

Это привело автора к выводу о том, что обеспечение неотвратимости наступления ответственности и применения к виновному наказания является одним из основных критериев, определяющих эффективность применения наказания. Но так ли это на самом деле?

Если исходить из только что сказанного относительно соотношения общей и частной цели преступления как поступка, то становится очевидным, что в этом исследовании не учтен важный момент: осужденные не совершили бы именно это преступление, но они наверняка совершили бы другое подобное преступление, пусть и позже или в другой ситуации. Похоже, это понимает и сам В. Егоров, поскольку делает вывод о том, что «в отдельных случаях даже неизбежность наказания не способна удержать лицо от совершения уголовного деликта». Однако эти отдельные случаи в действительности составляют подавляющее большинство.

Все дело в том, что неизбежность наказания – явление исключительно редкое. Если она действительно имеет место, то речь правильнее вести уже не о неотвратимости ответственности, а о невозможности совершения проступка в силу его неотвратимого пресечения.

Пока человек надеется на безнаказанность, даже если её вероятность объективно ничтожна, то и о неотвратимости в субъективном смысле говорить не приходится. Во время совершения запрещенного действия санкция не перестает быть абстракцией, поэтому она не способна устрашить нарушающего закон в конкретной жизненной ситуации.

 Устрашить может только пресечение нарушения, но если это реально предвидится, то нарушитель скорее всего только изменит тактику (по крайней мере на текущий момент). Исключения могут составлять разве что случаи, когда человек, попадающий в благоприятную для совершения проступка ситуацию, начинает рефлексировать по поводу возможной ответственности, т.е.

если речь идет о неустойчивых лицах. Однако сама категория устойчивости в данном случае также ситуативна, т.е. зависит от условий внешней среды.

Добровольный отказ от проступка (как замышляемого, так и совершаемого, и даже совершённого) происходит не из животного страха перед ответственностью (даже у крыс из опыта он не появился), а в результате включения совершенно других контуров регуляции поведения – нерентабельности поведения, стыда, совести, жалости и т.п.

, в общем, тоже страха, но совершенно другого типа – страха социального. Поэтому, неотвратимость наказания как психологическая категория – категория исключительно субъективная, а по большому счету вообще не встречающееся в объективной действительности (если, конечно же, целью лица не было намерение быть наказанным, например, угодить за решетку, чтобы спасти свою жизнь).

Из этого следует, что наказание как физическое воздействие не приведет не только к исправлению и перевоспитанию виновного лица, но и к эффективному сдерживанию нарушений.

Ценность наказания состоит только в информационном воздействии на социальный статус личности, ничего общего не имеющий с точным сроком и размером карательной составляющей наказания.

Но если применительно к нормально социализированному типу наказание неприменимо просто в силу того, что тот не совершит нарушения, то по отношению к склонному к совершению нарушения типу наказание как месть вообще утрачивает всякую эффективность, поскольку в благоприятной ситуации, т.е.

в момент совершения нарушения, наказания в его «тоннеле реальности» попросту не существует. Кстати, если с этих позиций посмотреть на добровольную явку с повинной, то окажется, что склонный к совершению нарушений тип личности на нее просто не пойдет, а нормально социализированному типу она будет не нужна.

Поэтому добровольная явка с повинной – симптом включения у человека программы самоуничтожения. Но самое главное состоит в том, что если рассматривать наказание как кару, то для достижения его целей явка с повинной вообще ничего не даёт, т.к.

характер нравственных страданий субъекта и без того оказывается исключительно высоким и наказывать такое лицо незачем. На общесоциальном уровне явка с повинной не увеличит независящей от конкретного виновного лица раскрываемости нарушений, поскольку в благоприятной для совершения нарушения ситуации наказание будет все также отсутствовать. Не случайно В. Эминов и М. Еникеев отмечают, что для эффективной правовой регуляции «личность должна быть подготовлена к правосудию и правореализации, обладать необходимой общей и правовой социализацией».

Итак, выход видится в следующем: 1) для предотвращения нарушения государство, общество, отдельные люди должны воздействовать на благоприятную для совершения нарушения ситуацию, точнее на ее недопущение или разрушение (например, устранение условий, способствующих совершению проступков), т.е. воздействие должно осуществляться преимущественно на физическом уровне; 2) если проступок совершен, то воздействие должно сводиться к изменению личности нарушителя, т.е. к психологическому воздействию, перевоспитанию.

Необходимость принуждения сводится к предотвращению совершения виновным лицом нового проступка (физическое воздействие) и к проведению с ним ресоциализирующих мероприятий (психолого-педагогическое воздействие).

Принуждение должно быть средством перевоспитания, и чем эффективнее такие средства, тем меньше требуется принуждения.

При этом получается, что ненужное воздействие на физиологическую составляющую человека (уменьшение пищевого рациона, ущемление половых потребностей, в общем, включение биовыживательного беспокойства) вообще лишено всякого смысла и способно только препятствовать перевоспитанию.

Попытка совместить кару и перевоспитание – это, пожалуй, самая главная системная ошибка социальной регуляции, а может быть и всего менталитета нашей цивилизации, до сих пор удерживающая нас от поиска эффективных методов предупреждения преступлений и психокоррекции, от ухода от самого главного маразма человечества – мести, являющейся помимо всего прочего основной причиной войн и противостояний целых народов. На фоне сказанного все призывы к усилению ответственности являются не более чем заклинанием преступности и иных правонарушений, а не мерой реального противодействия ей.

Дорогой друг! А что думаете Вы об эффективности применения наказания? Если не трудно, дайте свой комментарий, пожалуйста.

Читать также: 

Эффективность наказания

Глобальные экологические проблемы человечества: мифы и реальность

Правильный поиск новой работы

Источник: http://zdips.ru/obshchestvo/354-effektivnost-primeneniya-nakazaniya.html

Понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы

Есенжолов Дидар

Магистрант Казахстанского инновационного университета

ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Эффективность исполнения лишения свободы должна пониматься как способность реально с использованием средств, с наименьшими издержками достичь целей стоящих перед системой исполнения наказания. В настоящее время Уголовно-исполнительный кодекс устанавливает цели исправления и предупреждения совершения преступлений.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности.

Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением.

Реализуя эту цель, наказание в виде лишения свободы должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах — соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. Притом нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным [1].

Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

По статье УК РК цель исправления осужденного не направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам человеческого общежития, хотя и предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного.

Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и не правовыми средствами.

Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива. Существуют и другие понятия эффективности наказания, и в частности лишения свободы. Так Яковлев А.М.

считал, что эффективность наказания — это степень реального обеспечения безопасности общества[2].

Кроме того, как указывал Шаргородский М.Д. на эффективность уголовного наказания влияют:

1. соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, существующим в обществе;

2. соблюдение принципов уголовного права;

3. неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемости преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступления до наказания за него;

4. стабильностью уголовной политики;

5. законностью и обоснованностью судебных приговоров.[3]

Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. То есть неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых индивидов от попыток совершения преступлений.

Эффективность исполнения наказания является частью общей проблемы, включающей целый комплекс вопросов эффективности уголовно — правовых норм, в том числе предусматриваемых ими санкций за совершенное преступление, справедливости приговоров и т.д.

Эффективность исполнения лишения свободы находится в зависимости от многих факторов, складывающихся в совокупность, определяющую степень исправления.

К ним относятся: характер оплаты труда заключенных; принципы совместного размещения лиц, совершивших разные по характеру преступления; целесообразность, пределы ограничения переписки и свиданий; возможность и основания условно-досрочного освобождения; допустимость совместного содержания осужденных к кратким и длительным срокам лишения свободы; в целом правовое положение лиц, лишенных свободы; принципы, характер и пределы деятельности самодеятельных организаций и коллективов осужденных; характер взысканий и поощрений в местах лишения свободы и других[4].

При оценке достижения цели исправления осужденных в качестве показателя рассматривается их поведение после освобождения от наказания.

Эффективность исполнения лишения свободы неизмеримо шире экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий. Однако она является одной из составляющих показателей эффективности трудового воздействия на осужденных.

Основными направлениями повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы РК, как представляется, являются:

1) развитие социальной и производственной сфер УИС;

2) разработка и реализация мероприятий по улучшению организации производственной деятельности исправительных учреждений, обеспечению трудовой занятости осужденных к лишению свободы;

3) разработка и реализация мероприятий по снижению криминогенной напряженности в исправительных учреждениях;

4) совершенствование взаимодействия органов и учреждений УИС с другими государственными органами и общественностью в деле борьбы с преступностью;

5) совершенствование правовых основ деятельности УИС;

Читайте также:  Индивидуация - психология

6) совершенствование кадрового обеспечение УИС и социальной защиты персонала[5].

В процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы стоит две цели: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений лицами, отбывающими наказание.

Устрашение преступников имеет исправительное воздействие.

Правда, оно утрачивает силу по мере нарастания судимостей, связанных с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Однако оно не исчезает совсем.

Bсe опрошенные в процессе исследования осужденные отмечали, что наибольший страх они испытали перед нервным помещением в места линяния свободы.

Впоследствии он утрачивался и уже каждое новое отбывание наказания воспринималось почти как закономерное явление.

Наказание содействует общепредупредительным целям. Устрашение преступника — это, одновременно, исправительное воздействие, которое усиливает функцию специального и индивидуального предупреждений.

Индивидуальное предупреждение осуществляется также посредством применения мер социальной безопасности, выражающихся, в частности, в том, что преступник содержится в изоляции от общества, под строгим контролем, мешающем ему продолжать противоправную деятельность.

Поведение же во время отбывания наказания полностью подчинено главной цели каждого осужденного — цели скорейшего освобождения. Главное, отбывая наказание, осужденный должен осознавать, что его поведение существенно влияет на дальнейшую судьбу, на возможность досрочного освобождения от наказания, и поэтому он может стимулировать исправление[6].

Одной из задач наказания в виде лишения свободы является приспособление осуждаемого к нормальной жизни в условиях свободы, а не в специфических условиях отбывания наказания. Так, например, правильное поведение осужденного в колонии дает определенные основания для выводов о его исправлении.

Такие выводы не должны идти слишком далеко: всегда необходимо помнить, что условия места лишения свободы резко отличаются от нормальных условий жизни на свободе.

Человек, безупречно ведущий себя в месте заключения, может, оказавшись на свободе, вновь совершить преступление, доказав тем самым, что цель исправления не достигнута.

В первую очередь это относится не к лицам, осужденным за преступления против общественного порядка, личности и других объектов, связанных с проявлением агрессии, хулиганских мотивов и т. н.

Такие пороки, как стяжательство, жажда наживы за счет проявления чиновничьей власти, проявляемые в различного рода хищениях, должностных преступлениях, преступных деяниях в сфере экономики и т.п. являются причинами очень большого процента преступлений.

Однако их исправление в условиях лишения свободы невозможно достичь и особенно проконтролировать.

Требования дисциплины в поведении и труде, отношениях с администрацией и другими осужденными эта категория отбывающих лишение свободы не нарушает, но это далеко не свидетельствует об исправлении их пороков, явившихся причиной совершения преступления, а значит, с их стороны вполне вероятен рецидив при выходе на свободу[7].

Сами сотрудники УИС подтверждают, что не всегда подтверждается правило: чем жестче, тем лучше.

В ходе посещений исправительных учреждений был отмечен; любопытный факт: в колониях общего режима осужденные находятся в более мягких режимных условиях, отбывают меньше сроки, однако количество нарушений больше чем в колонии строгого режима не из-за более «мягкого» обращения.

В колонии строгого режима порядок и дисциплина идут как бы от самих осужденных, и, как пояснили сотрудники колонии, им редко приходится применять спецсредства в силу. Однако если у осужденного происходит срыв, то порой сдерживаемая агрессия выливается в очень тяжкие преступления.

Такие же проблемы и после освобождения. Гораздо проще поддается учету отрицательное поведение. По этим критериям чаще всего и судят о недостатках в деятельности органов, исполняющих наказания.

Результаты предупредительной деятельности органов, исполняющих наказания, почти не поддаются точному учету, ибо осуществление задачи предупреждения рецидива ходит в обязанность многих государственных органов и организаций и, прежде всего, правоохранительных.

Общим показателем оценки такой работы может служить уровень первичной преступности в том или ином регионе, городе, поселке и т.д. Однако выделить и оценить деятельность уголовно-исполнительной системы в целом, а тем более отдельного ее органа, вряд ли возможно.

Список литературы

[1]Круглов Л.Л. Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства в уголовном праве / Л.Л. Круглов. – Воронеж, 2007. – С. 98.

[2]Струков Н.В. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью / Н.В. Струков. – Саратов, 2007. – С. 25.

[3]Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 2000 г.70с.

[4]Струков Н.В. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью / Н.В. Струков. – Саратов, 2007. – С.183.

[5]Ничуговская О.Н. Проблемные вопросы построения системы наказаний в современном уголовном законодательстве Российской Федерации / О.Н. Ничуговская // Право и политика. – 2007. – № 10. – С.89.

[6]Шариков М.Д. Наказание, его цели и эффективность / М.Д. Шариков. – СПб., 2005. – С.117.

[7]Горликов А.С. Наказание по совокупности преступлении и приговоров / А.С. Горликов. – Красноярск, 2006. – С. 113.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=55814

Как наказывать ребенка так, чтобы не потерять в нем друга?

В связи со стремительным развитием таких наук как психология и педагогика, современные родители, воспитывая своих детей, всё чаще интересуются вопросом о приемлемости и эффективности физического метода наказания.

Давайте рассмотрим основные принципы использования данного метода, с которыми должен быть ознакомлен каждый родитель: когда и в каких случаях к нему необходимо прибегать, для какого возраста он более действенен и в воспитании каких детей неприемлем.

 Когда применять?

 В первую очередь хотелось бы напомнить родителям, что любое наказание должно быть справедливым. Несправедливым его можно назвать в следующих случаях:

-при недостатке поощрений, когда ребёнок не имеет другого способа получить внимание родителей (к сожалению, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем);

-вследствие внутреннего состояния родителей (усталость после рабочего дня, раздражение в связи с какими-либо неурядицами и т.п.) ребёнок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимание – неубранные игрушки и пр.;

-при конфликтной атмосфере в семье (типичный пример – семья на грани развода, когда ребёнок всеми доступными способами пытается её сохранить и отвлекает внимание родителей от их проблем своим поведением;

-если ребёнок нелюбимый (в принципе нежеланный ребёнок, когда женщина не хотела иметь детей, но «так вышло», ребёнок не того пола, которого ждали родители, ребёнок похож и внешне, и характером на кого-то из нелюбимых родственников, неприятие ребёнка отчимом или мачехой).

Физический метод наказания следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение,

объяснения неприемлемости его поведения, лишения ребёнка каких-либо преимуществ и удовольствий. В некоторых семьях этот метод считают самым эффективным и используют постоянно. На самом же деле он очень прост и удобен для родителей.

Намного сложнее подобрать нужные слова, суметь переключить внимание на что-то другое, найти в себе силы и терпение для того, чтобы не дать выходу раздражению и злости, а спокойно и доступно объяснить ребёнку, почему так делать нельзя.

К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

-Если поведение ребёнка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребёнок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами;

-Если поведение ребёнка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнём, драки с более слабыми детьми);

-Если ребёнок сознательно и целенаправленно доводит родителей и других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплёкой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребёнок не может быть уверен, что в более опасной ситуации, они смогут защитить и его самого.

Кому не навредит? 

 Физическое наказание тем действеннее, чем младше ребёнок. Применять его можно с того момента, когда ребёнок начинает осознанно воспринимать происходящее. Это может быть возраст 2 лет, у кого-то позже, у кого-то раньше.

Оно неприемлемо по отношению к подросткам и к детям, чьё неправильное поведение обусловлено болезнью (энурез, энкопрез, депрессия, синдром гиперактивности с дефицитом внимания), которая требует медикаментозного, а не только психотерапевтического лечения

Руководствуясь выше изложенными принципами, вы сумеете избежать несправедливого наказания и сможете воспитывать детей с любовью и уважением, как к личностям, тем самым оказывая положительное влияние на их рост и развитие, а также  на ваши с ними дальнейшие отношения.

Источник: http://www.kievoncology.com/kak-nakazyvat-rebenka-tak-chtoby-ne-poteryat-v-nem-druga.html

Как реагировать на истерики детей?

А вначале —

Не упирайтесь в конкретику

Как вы конкретно отреагируете в одной конкретной ситуации — это вообще не важно. Оперативное реагирование может быть практически любым, оно мало важно в сравнении с вашей системой поведения, системой ваших взаимоотношений с ребенком, с тем, что вы за личность.

Если вы умеете воспитывать ребенка в принципе, вы можете позволить себе когда-то и несвоевременную мягкость, и неоправданную жесткость. Это удивительно, но личность всегда оказывается важнее методики.

Если вы ищете школу, куда отдать своего ребенка, то важнее всего отыскать не школу вообще, а конкретного учителя, кто будет заниматься вашим ребенком.

Посмотрите лично на этого учителя, посмотрите ему в глаза и послушайте его речь и голос — не школа вообще, а именно эти глаза, эта речь и этот голос будут воспитывать вашего ребенка.

Итак, еще раз: личность всегда важнее методики. Впрочем, умные люди методики всегда любят, поэтому мы вам методику и дадим.

Главное правило: «Вы главный»

Вы главный. Не ведитесь на истерики. Управляйте ребенком, не позволяйте ребенку управлять вами.

Если вам нужно идти по своим делам, а ребенок орет и не хочет вас отпускать — идите по своим делам. Ребенок будет плакать, может быть даже кричать — от этого еще никто не умирал.

Это не вредно для здоровья, скорее это развивает дыхалку ребенка и делает его более выносливым.

Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять), а умыться (одеться, идти гулять) ему нужно — умойте его, оденьте его, отправьте его гулять, а его протесты — это его выбор и его развлечение.

Самый лучший родитель — сильный родитель, использующий свою силу для заботы о ребенке, и знающий, что это правильно.

Зайдите на Психологос и посмотрите фрагмент из фильма «Сотворившая чудо» (статья так и называется — «Сотворившая чудо»).

В основу этого фильма положена реальная история замечательного ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение. А еще стала маленьким тираном.

Новая воспитательница, Анни Салливан, решает дать ей бой. Будьте готовы — это трудная история, но если вы это переживете, вы станете понимать многое…

Поправка к Главному правилу: «Не идите против себя»

Если, выполняя Правило, вы сомневаетесь в собственной правоте, тем более — внутренне считаете себя чудовищем, «отвратительной матерью», «моральным уродом» (вариант — вам это рассказывают, и вы чувствуете в этом какую-то правду), то бросьте упираться и ищите более гибкие варианты.

Когда-то можно и посидеть с ребенком, когда он вас не отпускает, едва ли это займет более 15 минут, — а после он вас отпустит. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять) — не приставайте к нему, от этого еще никто не умирал. Попозже и умоете, и оденете, и еще сам побежит гулять. Главное — внутренне не напрягайтесь.

Самый лучший родитель тот, кто внутренне чувствует себя хорошо.

Дополнение к правилам: «Думайте о будущем, воспитывайте правильные привычки»

Реагировать на упорные истерики — все равно что тушить уже разгоревшийся пожар. Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить.
Об этом, о профилактике истерик, мы поговорим в следующий раз.

Успехов вам!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/35152/

Понятие, эффективность и проблемы уголовного наказания

Разумный наказывает не потому, что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь

Платон

Само определение наказания всегда понималось по-разному, и с развитием общества постоянно изменялось и дополнялось. Так, начальным этапом развития наказания принято считать известную отечественной юридической науке Русскую Правду, в которой сущность наказания и его цель сводили законодателя к мести и устрашению нарушителей.

Читайте также:  Тайм-менеджмент: мифы и заблуждения - психология

В это время наказание представляло собой ни что иное, как форму самосуда.

Как известно, с развитием общества и государства постепенно изменяются представления о происходящих процессах в мире, по-другому начинают относиться к преступлениям, целях преступлений и наказания, также развиваются и гуманистические теории о наказании и, таким образом, наказание начинает получать своеобразный гуманный оттенок.

Так, бурю новых идей и представлений о понятии сущности наказания связывают с развитием трудов Чезаре Беккариа.

В своих трудах он считает, что законодательство должно основываться на принципе гуманизма, наказание, по его мнению, не должно причинять страданий преступнику, также, по мнению Беккариа, только законы могут устанавливать наказания за преступления и что власть их издавать имеет только законодатель.

Но учёный также предоставляет это право не только законодательной ветви власти, но и судебной. Считаю важным отметить, что учениям Беккариа и его идеям в науке уголовного права отводится центральное место в просветительно-гуманистическом направлении с таких взглядов, что он является основоположником классической школы уголовного права [2].

Наказание по действующему законодательству определяется как мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Также есть и другие подходы к определению сущности наказания, так, например, некоторые учёные утверждают, что кара, относящаяся к наказанию, отличается от других мер государственного принуждения. Они и считают, что кара образует сущность наказания. Таким образом, можно сделать вывод, что только карой или воспитанием наказание нельзя точно охарактеризовать, важно понять, что только при сочетании этих двух важных элементов можно говорить о термине наказание.

Рассматривая данный вопрос, сначала следует отметить, что вопрос о целях наказания также изменялся в представлении учёных с развитием общества. Определение целей является даже более философским, чем юридическим потому, что над этим вопросом многие десятки лет задумывались философы. Также в истории встречались и такие теории, которые вообще отрицали наказание.

Так, например анархист П. Кропоткин считает, что наказание является важным элементом государства и что без государства не будет никакого наказания. Также есть теории, согласно которым государство само виновно в том, что человек совершает правонарушения и не имеет права поэтому наказывать его.

Конечно же, это лишь отдельные теории, основные же работы философов признают наказание и сами трактуют различные его цели. Следует отметить, что именно в религии начали отвечать на этот вопрос, и философы уже из религии черпали свои знания. Так, например, в книге «Бытие» Ветхого Завета сказано, что «Кто прольёт человеческую кровь, того кровь прольётся человеческая».

В Евангелии то же самое выражено другими словами, «Мне отмщение- аз воздам». Таким образом, можно сделать вывод, что во многих религиях, какими бы разными они не были само наказание определяют с идеей кары. Эта идея также многие десятилетия господствовала среди различных учёных. Так, Иммануил Кант видит смысл наказания в справедливости.

Он утверждал, что разумной теорией наказания является теория возмездия, которую он определял по принципу талиона. Гегель определял наказание как возмездие не как остальные, у него была другая теория. Согласно его мнению, за преступление всегда будет наказание, к преступнику применялось насилие за то, что он совершил насилие.

Так особенностью является то, что Гегель определял наказание как право преступника. Он определил это философски так, что при совершении преступления формируется воля преступника, который отрицает право и поэтому, совершая преступление, преступник даёт своё согласие на применение к нему насилия.

Трактовка Гегеля отличается от остальных теорий возмездия тем, что его учения определяют не только возмездие, но и восстановление нарушенных прав. В соответствии с частью второй статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации целями наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждения совершения новых преступлений.

Цель восстановления социальной справедливости появилась впервые в российском уголовном законодательстве, так, справедливость определяет соотношение различных явлений с точки зрения добра и зла, соотношение роли людей, их социальные классы, правами и обязанностями. Наказание служит восстановлению нарушенных прав, справедливости.

Так, например, только имущественными являются денежные штрафы. Конечно, нельзя всему возместить причинённый ущерб, так, важным является то, что никаким наказанием нельзя восстановить жизнь потерпевшего от убийства. Следует отметить, что не правильно утверждать неэффективность восстановления социальной справедливости в этих случаях.

Она достигается ограничением прав и свобод осуждённого. Так, проявляется связь с карательной целью. Исправление представляет собой нравственное изменение заключённого, чтобы он стал законопослушным. Но в заключении невозможно так отлично перевоспитать человека, чтобы он стал высоконравственным.

Так, задачей исправления является хотя бы под страхом перед наказанием перевоспитать заключённого, чтобы он не нарушал уголовное законодательство. Рассматривая данный принцип нужно иметь в виду воздействие наказания также на других лиц.

Рассматривая цель предупреждения преступлений, сначала нужно понимать, что наказание- это не главное средство борьбы с преступностью, так в борьбе с преступностью основное значение приобретают экономические и политические меры, которые осуществляются государством, но и недооценивать наказание тоже нельзя. Наказание представляет собой также важное средство для борьбы с преступностью. Предупреждение преступлений воздействует на часть людей, у которых нравственность ниже нужного уровня, с помощью страха наказания не совершать преступления. Таким образом, цели наказания взаимосвязаны и достижение одной из них способствует достижению другой цели [1].

Из всего вышеперечисленного исходит логичный вопрос, что надо понимать под эффективностью наказания? На этот вопрос существует множество различных точек зрения учёных. Это понятие остаётся многозначным. Так, учёный А. М. Яковлев определяет эффективность наказания не как сказано в теории, а как действительно обеспечивается безопасность общества. Эффективность наказания А.

Е. Наташев понимает в зависимости от того, как достигнуты его цели, воздействующие на общество. Наказание можно считать эффективным только тогда, когда законодательство соответствует объективным закономерностям развития общества. Я считаю, что наиболее правильное определение эффективности наказания даёт М. Д.

Шаргородский, он считает, что для того, чтобы наказание было действительно эффективным, то нужно, чтобы оно было обращено только на виновного, только тогда оно будет справедливым и рациональным. Именно при этих условиях наказание способно воспитывать и устрашать.

Таким образом, изучение эффективности даёт возможность понять значимость права и его необходимость для общества, ценность права без его эффективности является бессмысленной [3].

Рассматривая вопрос эффективности уголовного наказания, можно задуматься над таким вопросом как реализуются цели уголовного наказания? Кризис рассматривается как тяжёлое переходное положение определённого явления, также это такое состояние, когда действующие средства для достижения целей становятся менее адекватными, которые вызывают проблемы и которым нужны новые идеи. Также это относится к уголовному наказанию, актуальной является проблема социальной адаптации лиц, которые отбыли сроки лишения свободы. Цель исправления осуждённого будет достигнута тогда, когда воспитательное воздействие достигнет того, что осуждённый не будет совершать преступления не только воздействию страха, но и изменениям его психики, благодаря которым он поймёт негативное отношение к преступным формам поведения. Так, С. У. Дикаев провёл опрос у отбывающих и отбывших наказание, согласно которому около 94 % опрашиваемых не испытывали никаких воздействий, которые бы повышали их культуру и духовное развитие, уважение закона. Так, осуждённые считали такую цель, как исправление осуждённого глупостью. Учитывая статью 9 Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации, в которой для исправления предусмотрены общественно полезные работы, Дикаев также провёл опрос, что только 4 % имели постоянную работу за последние 2 года, примерно 27 % опрошенных имели временную или сезонную работу. Так, С. У. Дикаев утверждает, что если не работает такое средство исправления, то можно ли вообще тогда думать об исправлении? Он утверждает, что цель исправления является обманом для общества. Следует отметить ресоциализацию, которая понимается, как исправление осуждённого, дальнейшую его адаптацию в нормальном обществе и нормальная социально- полезная деятельность. Социальная адаптация является сложным процессом и чем дольше человек находится в исправительных учреждениях, тем сложнее становится осуществление его социальной адаптации в обществе [4]. Следует обратить внимание на пенитенциарное учреждение, которое определяется, как государственный институт, который ведает исполнением наказаний, связанных и не связанных с лишением свободы. Пенитенциарное учреждение должно обеспечивать исправление осуждённых, иначе уголовное наказание, которое должно перевоспитывать личность на приемлемое поведение просто не будет выполнять свои цели. Важными являются отношения между заключёнными и сотрудниками, в которых они находятся постоянно. Важно понимать, что только они вместе оказывают влияние на то, какая будет среда в исправительных учреждениях, гуманной или нет, а ведь, от этого и многое зависит в переосмыслении осуждёнными своих ошибок. Поэтому именно от этих взаимоотношений и зависит будут ли выполнены задачи наказания. Я считаю, что внедрение в исправительную систему комплекса мероприятий нужно для того, чтобы улучшить гуманизацию условий заключённых, ведь это поможет им, освободившись, не совершать преступления впредь и стать полезными членами для общества [5].

Таким образом, осуществление наказания и исправление осуждённых ещё должно развиваться и улучшаться, считаю, что нужно разрабатывать новые трактовки исполнения наказания и совершенствовать действующие системы. Также следует отметить Н. Кристи, он считал, что преступления создаются созданием систем, которые требуют этого понятия.

Чтобы ликвидировать преступления, нужно создать системы противоположного вида. Чтобы разрешить конфликты, не причиняя боль уголовным наказанием, надо создать различные общности людей, которые будут создавать районы совместного проживания или общины людей с психическими недостатками.

Так, находясь в таких самодеятельных общностях, у людей будет возникать альтернативная система ценностных представлений.

Литература:

  1. Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций, том 1 общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 710.
  2. Герасимова Д. А. Уголовно-правовые воззрения Чезара Беккариа и Иерамиа Бентама // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2012. том 12 № 4. С. 5.
  3. Гарбатович Д. А. Уголовное наказание: аспекты эффективности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2014 том 14 № 4. С. 6.
  4. Дикаев С. У. Цели уголовного наказания и проблемы социальной адаптации лиц, отбывших и отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник экономики, права и социологии. 2007 № 2. С. 6.
  5. Ханцева Г. Г. Анализ проблемы исправления в уголовно-исполнительной системе России // Мир науки, культуры, образования. 2009 № 4. С. 4.

Основные термины (генерируются автоматически): уголовного наказания, сущность наказания, сущности наказания, проблемы уголовного наказания, понятии сущности наказания, определение наказания, этапом развития наказания, определению сущности наказания, цели уголовного наказания, эффективности уголовного наказания, цели наказания, смысл наказания, разумной теорией наказания, эффективности наказания даёт, виду воздействие наказания, целях наказания, Федерации целями наказания, Эффективность наказания, Цели уголовного наказания, эффективностью наказания.

Источник: https://moluch.ru/archive/148/41509/

Воспитание детей в семье: поощрение и наказание

Поощрение и наказание детей в семье является одним из наиболее важных процессов, применяемых с целью воспитания (таблица 1).

Естественно, при воспитании мы очень часто допускаем серьезные ошибки, так как попросту не знаем, в каких эпизодах ребенка необходимо хвалить, а когда лучше прибегнуть к строгим воспитательным мерам.

Для того чтобы воспитательные меры имели свою эффективность, необходимо правильно применять карательные методы и одобрения таким образом, чтобы чадо выросло воспитанным и не слишком разбалованным.

Какие варианты одобрения и наказания приемлемы в воспитательных мерах?

В воспитании детей многие специалисты не рекомендуют использовать так называемые наказания. Однако этот способ воспитания имеет право на существование, так как показывает, что родители не равнодушны к проделкам собственного ребенка, а пытаются каким-то образом исправить поведение своего чада.

Читайте также:  Дерзить - психология

Каждый родитель должен знать, что чем меньше вы будете наказывать собственного малыша, тем эффективней будут эти профилактические меры.

Если вы будете очень часто в отношении ребенка использовать разнообразную систему карательных действий, то тем чаще он будет вести себя таким образом, чтобы вы систематически предпринимали подобные меры.

Малыш может стать чрезмерно агрессивным и негативно настроенным в вашу сторону. Среди системы наказаний, которые часто применяются на этапе воспитания, можно найти такие варианты:

  • Лишение различных привилегий и поощрений.
  • Период вынужденного безделья, который заключается в том, что вы ограничиваете собственного ребенка в выполнении определенных действий и делаете ограниченным его круг перемещения.
  • Процесс осуждения поведения вашего малыша.
  • Народный метод, который заключается в использовании умственной и физической силы в качестве профилактических мер.

Что же касается поощрения, то здесь может использоваться как духовный, так и материальный вариант одобрения.

При этом многим молодым и неопытным родителям не рекомендуется использовать материальное поощрение очень часто, так как дитя может принять это как должное, а далее без таких материальных вариантов и вовсе не будет стремиться к выполнению каких-либо действий. Чаще всего в качестве некого одобрения используется так называемая похвала. При этом ее можно поделить на несколько вариантов:

  • Компенсация. Этот вид используется тогда, когда чадо является очень неуверенным в себе. В таких случаях его нужно хвалить не за результат, а просто так, для придания ему сил.
  • Аванс. Этот вид является опережающим вариантом, который нужно говорить независимо от того, достиг малыш каких-либо результатов или же нет. Такая похвала является для вашего дитя неким стимулом.
  • Подъем. Этот вариант необходимо использовать только тогда, если вы собираетесь в дальнейшем увеличивать требования к собственному ребенку.
  • Косвенное одобрение. Эта вариация является немного скрытой, так как хвалите малыша вы не напрямую, а при общении с другими людьми, но главное, чтобы эти слова слышал именно он.
  • Взрыв любви. Этот метод применяется крайне редко и только в тех случаях, когда малыш находится в тяжелом психологическом состоянии.

Какой из вариантов одобрения и наказания вам выбрать, решать только вам. Главное в этом процессе, правильно использовать каждый из методов.

Каких правил необходимо придерживаться при применении системы одобрений?

Для того чтобы приведенная выше схема разнообразных видов поощрений была эффективна, необходимо научиться правильно использовать эти методы. Только в таком случае воспитание будет полным и достаточно эффективным. К таким правилам их применения можно отнести:

  • Никогда не пытайтесь применять чрезмерно преувеличенную похвалу. Чем чаще вы будете ее применять, тем невыносимее будет становиться поведение вашего малыша. При этом вы всегда должны использовать ее только тогда, когда дитя ее честно заслужило. В обязательном порядке ваша похвала должна быть только искренней, так как дети очень тонкие натуры и чувствуют всю ложь со стороны родителей.
  • Если вы решили применять одобрение, то оно должно быть направлено только на поступок ребенка, а не на его индивидуальность. Ни в коем случае нельзя говорить малышу, к примеру, такие фразы: «Ты настоящий помощник!», «Как бы без тебя справлялась?» и т.д. В таких словах он очень быстро может засомневаться, так как он сам знает, что не настолько идеален, как его расхваливают. Здесь лучше всего обратить внимание на сам поступок.
  • Не нужно применять похвалу относительно к естественным вещам.
  • Не старайтесь очень часто употреблять так называемую финансовую похвалу. В особенности не давайте ему деньги за его личные творческие преуспевания и за помощь именно вам по хозяйству. В таких случаях он поймет, что за каждое его действие вы в дальнейшем будете давать деньги, и самостоятельно он не захочет выполнять никаких действий.
  • Если у вас в семье не один, а несколько детей, то в обязательном порядке следите за тем, чтобы похвала одного не вызывала чувство оскорбления и унижения другого.
  • Старайтесь в качестве одобрений практически никогда не давать шоколадные конфеты или же обычные шоколадки. Чрезмерное употребление этого метода может воспитать у вашего дитя культ еды.
  • Ни в коем случае не обещайте заранее никаких подарков, так как они должны последовать только после того, как будет выполнен соответствующий поступок.
  • Старайтесь воспитывать у вашего ребенка чувство благодарности за малейшее одобрение.

В том случае, если вы активно используете целую систему одобрений, следите за тем, чтобы приемлемость применения этих способов была оправдана. В иных же вариантах старайтесь чрезмерно не злоупотреблять подобными способами.

Каких правил необходимо придерживаться в процессе применения системы карательных действий?

Если в качестве профилактических мер плохого поведения малыша вы решили использовать систему наказаний, необходимо руководствоваться основными правилами их правильного употребления. К таким правилам их применения следует отнести:

  • Ни одно из наказаний, которое направляется в сторону дитя, не должно навредить его психологическому и физическому состоянию.
  • Если вы сомневаетесь в целесообразности его употребления в конкретном случае, то лучше всего отказаться на первый раз. Все карательные действия должны быть заслуженными, а не как профилактическая мера.
  • Если ваш малыш совершил какой-то плохой поступок, то наказание должно быть одним. Если же поступков несколько, то оно должно быть одно, но достаточно суровое.
  • Не употребляйте запоздалые карательные меры, так как они все равно не будут нести в себе никакой эффективности в процессе несвоевременного применения.
  • Не занимайтесь унижением личности, так как это даст толчок к тому, что он и вовсе может замкнуться в себе и в дальнейшем вырасти неуверенным в себе человеком.
  • В качестве профилактических мер никогда не применяйте физическую силу, иначе дитя может и вовсе вас возненавидеть.
  • Применять систему карательных деяний необходимо как можно реже, так как в обратных случаях дитя может стать чрезмерно инфантильным, что в дальнейшем может негативно сказаться на его поведении.

Если вы являетесь хорошими родителями и желаете достойно воспитать собственных детей, старайтесь обдумано применять систему поощрений и наказаний при осуществлении воспитательного процесса. Только тогда ваше маленькое чадо сможет вырасти воспитанным и сдержанным человеком.

Источник: https://roditeliz.ru/family/pooshhrenie-i-nakazanie-detey-v-seme-sistema-metody.html

Наказания в системе педагогических приемов

Есть ли место наказаниям в системе педагогических приемов?

Многовековая дискуссия между сторонниками воспитания без наказания (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский) и педагогами, признающими этот прием, как обычный метод воспитания (А.С.Макаренко), заставляет и сегодня каждого педагога найти для себя приемлемый ответ.

Попробуем разобраться, чьи педагогические идеи сегодня актуальны.

Учебное взаимодействие педагога и учащегося предполагает выполнение определенных правил для достижения поставленных задач и целей.

Поэтому наказания, как и противоположные приемы педагогического воздействия – поощрения, являются средством регулирования отношений.

Они позволяют поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданному направлению и стимулируют деятельность воспитанника.

Поощрение — это положительная оценка действий воспитанника, которая закрепляет положительные навыки и привычки. Этот метод основан на побуждении положительных эмоций, которые вселяют в него уверенность, создают приятный настрой и повышают ответственность и работоспособность.

Наказание-это метод педагогического воздействия, который направлен на торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Основные формы наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же наложение дополнительных обязанностей, исключение из школы или перевод в другой класс.

Методы наказания и поощрения требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения поощрений и наказаний.

Рассмотрим технологию применения наказаний.

Ситуация наказания — конфликтная ситуация.

Именно поэтому важно, чтобы каждая сторона этого конфликта четко понимала, что послужило источником этого противостояния. Другими словами, какие действия и поступки учащегося пытается остановить педагог.

Следующим шагом такой конфликтной ситуации должно стать обсуждение путей выхода из неблагоприятного паттерна поведения. Главная задача педагога, помочь ребенку вернуться в правовое поле отношений, найти те слова, действия и поступки, которые направят его по нравственному пути.

И третий шаг технологии наказания – это выход из конфронтации педагога с учащимся, которое подразумевает проговаривание взрослым веры в способность ребенка измениться, снимает эмоциональное напряжение.

Ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношении с детьми, нельзя рассматривать с позиций логики наказания.

 Необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

  1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения — наказан, значит прощен.
  2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителемпроизводит обычно весьма положительное действие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.
  3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание посредством коллектива.
  4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
  5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «опоздал с наказанием — не наказывай».
  6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
  7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.
  8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям.
  9. Наказание — сильно действующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
  11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
  12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Источник: http://viktoria-ermoshina.blogspot.ru/2014/11/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию