Переживания спортивных побед и поражений — психология

«Психология победы в спорте», Феникс, 2006

Важно не то, проиграем ли мы в игре,
важно
как проиграем и как, благодаря этому изменимся,

что нового вынесем для себя, как сможем приложить это в других играх.

Странным образом поражение оборачивается победой.

Р. Бах

 ЧАСТЬ 1. Теоретические основы психологии победителя

1.1. Что такое психология победителя?

В чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Ответы на подобные вопросы, наверное, хочет получить каждый тренер и спортсмен. Давайте попробуем это сделать.

Хорошо известно, что есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно выполнять определенные действия. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос.

Однако другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного поведения и теперь могут обучить этому всех желающих.

Но модель построена на основе воспроизведения тех действий, которые на самом деле выполняют успешные люди, не осознавая этого.

Моделирование успешности основано на использовании идеи о том, что все наше поведение регулируется нервной системой, и весь опыт, который мы получаем в течение жизни, кодируется и сохраняется в нервной системе навсегда. Следовательно, можно предположить, что одинаковые стимулы будут вызывать похожие реакции организма.

Вторая идея, использующаяся в моделировании успешной деятельности, заключается в том, что слово играет ведущую роль в программировании нашего поведения, так как непосредственно связано с опытом, закодированным в нервной системе. Под опытом мы имеем в виду ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств.

Другими словами, опыт – это то, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать своими рецепторами. А вот слово только условно связано с определенной частью опыта и служит для того, чтобы как рыболовный крючок, пригодный к лову только определенного вида рыб, вытаскивать из нашего «чулана» ту часть опыта, которая когда-то условно с ним соединилась.

Этот факт очень важно понять и постоянно о нем помнить, потому что именно посредством слова мы создаем тот и иной тип своего поведения. Именно в практике использования слова для формирования своего поведения и скрыт секрет психологии победителя, и именно об этом мы будем с вами говорить.

Секрет психологии победителя прост: в основе такой психологии лежит привычка к позитивному мышлению. А вот о том, как достичь такого мышления, как выработать подобную привычку и пойдет у нас разговор.

Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы вначале разбить его на составляющие шаги.

Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого.

Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может выдать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе. То же самое происходит и с нашим мозгом: программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произносим мысленно или вслух.

Поэтому, как вы уже понимаете, у победителя свой словарь, у неудачника – свой. Секрет успешности и мастерства одинаков во всех видах человеческой деятельности. И, если вы усвоите его, вы сможете быть успешны не только в спорте, но и в других областях своей жизни.

Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька – это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника.

Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду спорта, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело.

Но каждый тренер согласится со мной в том, что только перечисленных качеств явно недостаточно для высших достижений в спорте. Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников соревнования. И это «что-то» расположено уже на второй ступеньке.

Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это «что-то» и как его добиться.

По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.

Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс. Основными характеристиками этого ресурса являются:

  • наличие сильной внутренней мотивации, отсутствие необходимости во внешней мотивации;
  • настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить все свои способности в процессе соревнования;
  • способность видеть различия между количеством заработанных очков в процессе выступления и своей спортивной формой;
  • готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
  • позитивное, но реалистичное мышление, способность сохранять позитивный подход к себе и к своему выступлению, способность не сдаваться ни при каких обстоятельствах и не терять надежды;
  • способность владеть своими чувствами;
  • способность играть только разумом и телом, но не эмоциями (тем более негативными);
  • способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты (напряжение – это проба сил);
  • поддержание необходимого уровня концентрации в течение всего выступления;
  • способность стабилизировать состояние энергичности и бодрости;
  • способность сохранять уверенность в себе в различных ситуациях соревнования;
  • способность полностью осознавать свой потенциал;
  • способность в каждом выступлении проявить весь свой потенциал.

Все вышеперечисленные характеристики дают нам понимание того, из каких компонентов необходимо выстраивать психологию победителя.

Если сказать коротко, то, наверное, главное отличие между спортсменом с психологией победителя и спортсменом, не обладающим этим качеством, заключается в четкости, конкретности поставленной цели и в отношении к проигрышу.

Принято считать, что все вышеперечисленные качества даются отдельным счастливчикам от рождения, однако, на самом деле всем этим качествам возможно обучить.

Примерами спортсменов, обладающих психологией победителя в полной мере, могут служить Михайлович, Кристиан Вьери, Верон и Альберто Томба.

И в каждом виде спорта есть люди, прочно удерживающие завоеванные высоты, благодаря интуитивному умению грамотно ставить перед собой цели и конструктивному отношению к проигрышу.

Они не боятся проиграть, так как расценивают отсутствие выигрыша не как проигрыш, а как сигнал того, что в процессе подготовки к соревнованию что-то необходимо изменить.

Ведь спидометр в автомобиле для большинства людей не есть показатель успешности водителя, а есть измеритель, позволяющий водителю корректировать процесс управления автомобилем. Соревнования тоже могут быть расценены как измеритель достигнутого спортсменом уровня спортивного мастерства. В понятие спортивного мастерства в данном случае автор вкладывает и способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.

Рассмотрим это на следующем примере.

Спортсмены с психологией победителя относятся к типу Б. Однако, и здесь, как и везде действует закон 80 : 20, согласно которому из 100 % (деВ процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть.

И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат.

Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем «фактор принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс».

Психологи говорят о существовании так называемой «зоны уверенности», ограниченной нижним и верхним порогами.

Верхний порог

ЗОНА УВЕРЕННОСТИ

Нижний порог

Верхний порог определяет максимальное количество выигрышей, следующих один за другим, после которого наступает страх проиграть. Ведь, в случае, если один выигрыш следует за другим достаточно длительное время, возникает мысль о том, что теперь уж проигрыш неизбежен. Другими словами, спортсмен как бы мысленно говорит себе: «Что-то я уже пять раз выиграл. Видимо, теперь уже точно проиграю».

Нижний порог определяет минимальное количество проигрышей, следующих один за другим, после которого спортсмен чувствует неуверенность при выступлении. « Проиграли два раза подряд! Мы в психологической яме! Выиграть будет сложно!» У одного подобный страх может наступить через два проигрыша подряд, а другому и пять нипочем.

Чем меньшими числами определяются два эти порога, тем уже зона уверенности. Задача тренера и спортсмена постоянно работать над расширением зоны уверенности.

Закономерность функционирования нашей психики такова, что страх перед выигрышем уменьшается пропорционально уменьшению страха перед проигрышем, поэтому работу по расширению зоны уверенности необходимо начинать с изменения нижнего порога.

Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е.

в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация, т.е.

информация об ошибке, должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

Пример: в серии из пяти выстрелов в экспериментальных соревнованиях по стрельбе участвовали стрелки суперкласса. В ходе соревнования три первые выстрела попадали в десятку, а затем происходил сбой и стрелок попадал в девятку или восьмерку.

Когда серию увеличили до восьми выстрелов, то пять первых выстрелов были в десятку, а затем опять следовал сбой. Когда стрелки выступали в серии «три выстрела – перерыв – три выстрела – перерыв – три выстрела» практически все выстрелы были в десятку.

Как будто после серии успешных попаданий мозг начинает сомневаться в своем праве быть безошибочным.

Уже давно известно, что все человечество можно условно разделить на четыре группы по такому критерию как соотношение стремления к победе и страха проиграть. То же самое соотношение сохраняется и в спорте. Это четыре следующие типа:

  • тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;
  • тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;
  • тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;
  • тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха

Как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон. Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б. Основная часть спортсменов – это люди типа А. Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.

Особенности этих типов со всей очевидностью проявляются в поведении людей. Психологом Эриком Берном разработана типология, согласно которой людей типа А можно отнести к так называемым « лягушкам», а типа Б – к «принцам». Давайте рассмотрим их специфические признаки.

Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими как есть, т.е. они аутентичны. Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей.

Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, они самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать. Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний.

Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения. Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата.

Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом.

Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.

Источник: http://kitasuccess.ru/?page_id=59

Искусство принятия поражений

Завороженные красотой стадионов и рингов, звуками фанфар и треском фейерверков, мы смотрим Олимпиады, соревнования, первенства, матчи.  Пластика совершенства, азарт, фарт — все это создают люди спорта. Какой ценной достигаются их победы? Запредельные нагрузки, смертельные срывы, сила духа, страх поражения… Цена победы — жизнь и судьба.

Каждый из нас сталкивался на протяжении своего пути с поражением и не успешностью, потому что мы, независимо от выбранной сферы деятельности, преодолеваем дистанцию длиною в жизнь. По сути, у каждого своя беговая дорожка, ринг, ледовая арена и шахматная партия.

Читайте также:  Раскаяние - психология

Как пережить поражение, как не потерять мотивацию, откуда взять внутренние силы, чтобы подняться, суметь увидеть ошибки и начать работать над ними? Что делать когда тебя переполняет чувство боли, разочарования, гнева, страха и вины? Вины за неоправданные ожидания тех, для кого ты являешься кумиром, тех, кто вкладывал в тебя силы, время, готовя к очередному поединку. Тренер клуба смешанных единоборств «Стяг» Алексей Горемыкин считает, что поражение – это переломный, но не решающий момент для спортсмена.

«Для любого спортсмена, не только в сфере единоборств, поражение всегда является переломным моментом в карьере.

Выходя на ринг или в клетку, ты должен быть морально готов к любому исходу, настраиваться, конечно, надо только на победу, но, к сожалению, поражения это тоже часть любого спорта. Как будет складываться карьера бойца дальше — будет зависеть только от него.

Неправильно решить, что это было все, на что ты способен и ты сделал все, что мог. Правильное восприятие проигрыша — вернуться в зал, изучить ошибки, выделить слабые стороны и работать в три раза больше».

Умение эффективно справится с поражением — это залог успеха спортсмена. К сожалению, очень часто люди, окружающие спортсмена, преуменьшают значимость сложившейся ситуации. Одним из немногих способов оказать поддержу служат слова: «Не переживай, это всего лишь опыт, все будет хорошо».

Но тем самым, происходит обесценивание чувств человека, потерпевшего спортивную неудачу. Данное отношение отражается негативно на личности спортсмена, особенно, если это ребенок, и шансы справиться с данной ситуацией сводятся к минимуму.

В случае спортивного поражения, важно дать себе возможность эмоционально прожить ситуацию, другими словами — отгоревать, потому что любое поражение — это потеря, потеря чего-то важного и ценного. В среднем данный период длится от нескольких часов до 2-3 дней. В этот момент очень важно, чтобы рядом со спортсменом находился значимый для него человек —  родитель, тренер, психолог.

Далее, очень важно сознательно проанализировать ситуацию, с позиции, что было сделано хорошо, несмотря на отрицательный результат. Поиск удачных и положительных моментов дает источник для мотивации и силы для преодоления.

Тренер Алексей Горемыкин также считает, что факт поражения отрицать не нужно, но и делать на нем акцент – тоже неправильно.

«Я посоветую не зацикливаться на этом. Понять и принять, что так бывает и никуда от этого не деться. В любом случае, нужно хорошо отдохнуть и с новыми силами в зал. Внимательно разобрать бой с тренером и командой. Провести работу над ошибками и настраиваться на новый бой. Показатель правильного отношения к проигрышу — победа в следующем поединке».

Опираться необходимо на реальные действия и факты.  После, следует выделить одну-две конкретные проблемы, которые помешали добиться положительного результата. Эти проблемы — точки приложения сил в предстоящей подготовке, одна задача будет являться приоритетной, вторая – дополнительной, на случай, если произойдет сбой в работе над первой.

Важно осознать тот факт, что ошибки есть всегда, важно их увидеть и найти ресурсы для того, что бы их исправить. Ошибка – не означает тот факт, что ты не способен! Очень важно исключить понятие «не повезло», ведь человек, которому не повезло, ничего не будет менять в себе, это закрывает возможности к анализу, а это первый шаг к следующему проигрышу.

Парадоксальным, но оправданным шагом, является разработка конструктивного плана действий на случай поражения: «что я буду делать, если опять проиграю?». Например: что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке.

Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения, в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности.

Для того, чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного проигрыша. Это достаточно глубинный анализ, который лучше выполнять совместно с психологом, так как эффективное переживание поражения требует времени и специальных навыков.

В завершении, мне бы хотелось привести слова одного из самых успешных спортсменов современности Майкла Джордана:

«За свою карьеру я проиграл почти 300 игр… 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я терпел поражения в моей жизни снова и снова. И это именно то, благодаря чему я преуспел. Ты — не проигравший, до тех пор, пока не сдался!». 

Так рождаются чемпионы!

Статью подготовила: руководитель отдела спортивной психологии Клуба смешанных единоборств «Стяг» Алена Самарина

Особая благодарность тренеру КСЕ «Стяг» Алексею Горемыкину 

Британский супертяжеловес Дэвид Прайс (22-5, 18 КО),…02 апреля 2018 в 07:03 | Кирилл Иванов 5441  0 2Тренер ММА клуба «Стяг», судья Союза ММА Александр Колесников 19-го августа попал в аварию. ЛЮБАЯ СУММА ОКАЖЕТСЯ ПОЛЕЗНОЙ И ПОЙДЕТ НА…06 сентября 2017 в 11:40  |  Анастасия Ким      2116    0    4Мы уже знакомили наших читателей с одним из ведущих тренеров КСЕ «Стяг», действующим и выступающим спортсменом из Белоруссии Игорем Литошиком. Игорь вляется…26 декабря 2016 в 15:32 | Анастасия Ким  744  0  0Портал mmaboxing.ru продолжает следить за работой…16 декабря 2016 в 13:50 | Анастасия Ким  604  0  0Портал MMABoxing.ru взял интервью у прекрасной девушки…19 ноября 2016 в 11:27 | Анастасия Ким 1579  0 0

Источник: https://mmaboxing.ru/blogs/sportivnaya-psihologiya/Iskusstvo-prinyatiya-porazheniy-17538.html

Психология победителя – слагаемые успеха

Владимир Сафонов в блоге «Записки психолога» рассказывает, что такое психология победителя.

Первым делом интереса ради вбиваю в поисковике «психология победителя в спорте». Среди двух миллионов сайтов натыкаюсь на статью с таким же названием в блоге «Север не для слабых». Этот блог детской спортивной школы номер 6 в Норильске. Дело в том, что несколько месяцев назад, я побывал в этом северном городе, где проводил семинар «Практическая психология спорта высших достижений».

Тогда я был удивлен количеством собравшихся, интересом тренеров и преподавателей физвоспитания к теме семинара. Меня много спрашивали как раз о том, как выигрывать соревнования, когда ты лидер, как побеждать самого себя.

Оказывается в Норильске так поставлено дело, что 100 процентов (!) учащихся занимаются спортом, в том числе и те, кто не очень здоров.

Так мне стало понятно, что для норильчан словосочетание психология победителя — не пустой звук.

В предыдущем материале я говорил о психологических составляющих победы, главная из которых адекватность/неадекватность «планки» успешного выступления на соревнованиях. В приведённых примерах я хотел показать жесткость установок. «В каждой гонке будем бороться за победу».

«В двух программах делаю ПЯТЬ четверных прыжков». И так далее. Когда на протяжении сезона это не реализуется, психика спортсмена ломается. Речь уже не идёт о завоевании первого места.

Психология победы, прежде всего, победа над собой — преодоление своих сомнений к достижению поставленной цели.

Количество удачных стартов порождает уверенность в своих силах. Похвала, поддержка прибавляют сил и желания продолжать многотрудный процесс спортивного совершенствования. Но в тоже время надо понимать, что в спорте есть неписанный закон: после победы рано или поздно наступает поражение.

Психология победы и психология победителя это как принцип детерминизма в психологии — с одной стороны внешнее преломляется через внутреннее, с другой внутреннее предопределяет внешнее. Иными словами, наше внутреннее состояние регулируется внешней ситуацией. Но при этом, какая это будет ситуация зависит от того, что у нас внутри.

Суть психики заключается в организации приспособительного взаимодействия нас с внешним окружением. В основе этого приспособления лежит принцип единства сознания и деятельности, а обратная его сторона единство бессознательного и поведения.

Рассматриваю со спортсменом конкретную ситуацию, когда он терял способность сознательно контролировать свои действия на соревнованиях. В тот момент у него включались автоматизмы поведения, которые уже не раз происходили в критические моменты соревновательной борьбы.

Чаще всего он не понимал, что происходит и терпел поражение. Объяснял это так: «Не знаю, почему я так делал». Отсюда делаем вывод: главная задача в соревновательной деятельности — способность сознательного контроля того, что происходит и то, как надо действовать.

А теперь вопрос: что надо контролировать, если возможности внимания, как направленности сознания, весьма ограничены — всего ОДИН элемент. На самом деле, с каждым спортсменом это очень индивидуально. Тем более, что у него уже накопился богатый негативный опыт: «Хотел как лучше, а получилось как всегда». В общем, концентрироваться на конечном результате — самое последнее дело.

По ходу соревнования у спортсмена, идет постоянное сопоставление положения дел — как надо и как получается. Или идёт сравнение, — какие результаты у соперников и какие у него самого. И при этом всегда дается установка тренера или самоприказ — собраться, сконцентрироваться на себе. Но как тогда быть, ведь нужен определенный результат?

Да, концентрироваться надо. В процессе выполнения спортивного упражнения концентрация внимания-сознания должна быть направлена на конкретный элемент — элемент техники или на конкретное чувство, сопутствующее успеху.

Так, чувство успеха у Игоря Тер-Ованесяна, участника пяти Олимпиад и рекордсмена мира по прыжкам в длину было «чувство полета».

А Владимир Сальников, который первый в мире проплыл 1500 метров быстрее пятнадцати минут, называл это состояние «чувство кипятка», оно появлялось у него на 13-й сотне метров.

Непосредственно слагаемые психологии победителя назвать несложно. Это умение выйти на пик спортивной формы к главному соревнованию. Это способность сохранить, «не расплескать» эмоциональный потенциал до момента старта. Это контроль своих действий и своего состояния, несмотря на противостояние соперников.

Это умение принимать решения адекватно ситуации. Наконец, это способность в соревновательных паузах «отключаться» от происходящего (Сергею Бубке и Елене Исинбаевой приходилось до двух часов ждать своей очереди, находясь в секторе для прыжков).

Но как это всё реализовать, тем более, что с каждой победой вероятность поражения возрастает?

Спортивная наука этим вопросом занимается давно. Это так называемая проблема идеального спортсмена. В 70-е годы прошлого столетия Международным Олимпийским Комитетом перед наукой была поставлена задача найти критерии (модельные характеристики) идеального чемпиона в каждом виде спорта.

Для этого на протяжении 10 лет (6 Олимпиад, большое количество чемпионатов мира и континентов) призеры соревнований обследовались по единой программе. Четкие критерии идеального спортсмена найти не удалось. Но оказалось, что независимо от вида спорта, спортсмены с успешной карьерой на протяжении многих лет характеризуются определенными личностными качествами.

Самостоятельность, ответственность, решительность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.

О каждом качестве многое можно сказать, но главное то, что они формируются естественным образом. Сам факт занятия спортом, минуя сознание, вынуждает их развиваться. А если, понимая это, целенаправленно акцентировать сознание соревнующегося именно на них? Собственно, в своей работе я так и делаю. Обсуждаем со спортсменом значение каждого качества, намечаем программы их развития.

Помню, работал я с 15-летним перспективным спортсменом престижного вида спорта. Родители состоятельные. На встречу приезжает на машине. На сессии присутствует телохранитель. С его слов «все всё делают не так».

При этом он не знает где стиральная машина, в которой прислуга стирает его спортивную одежду. Как-то предложил узнать, где же эта машина находится, так даже его телохранитель привстал.

Прошли годы, продолжаем контактировать, когда вспоминаем эту историю, оба улыбаемся.

Кстати, модная сегодня психология менеджмента установила качества успешного менеджера. Оказалось всё тоже же самое, что и в спорте. Особенность деятельности спортсмена и руководителя одна — и тот и другой сам должен принимать решение в быстро изменяющихся ситуациях.

Сегодня я остановился на двух аспектах психологии победителя. Что происходит со спортсменом в ситуациях соревновательной борьбы — это надо понимать. И какие личностные качества есть у спортивного характера. Они предопределяют сознательное стремление спортсмена к максимальным нагрузкам и нацеленность на новые спортивные достижения.

Правда этого не достаточно для того, чтобы побеждать. Реализация спортивной подготовленности зависит ещё от того в каком психическом состоянии находится спортсмен перед и во время старта. Особенности психического состояния заключаются в том, что в одном случае оно может вести к успеху, а в другом к неудаче. Об этом в следующий раз.

…На прошедших выходных два спортсмена, с которыми работаю уже не один год выступали на соревнованиях. У одного подходил к концу очень успешный сезон, все старты шли с плюсом. Другой, сезон только начинал — принципиально важный для себя. Первый не смог справиться со своими эмоциями, второй доволен результатом — ему удалось не потерять контроль своих действий.

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/safonov/762943.html

Психология спортивных побед

Гонка создателей допинга и диагностических допинг-тестов спровоцировала приближенных к спорту искать новые пути достижения мировых рекордов. Благодарной почвой оказались чувства и психика спортсменов.

Психология спорта

Одного легкоатлета спросили, будет ли он выступать на следующей Олимпиаде, на что он ответил: «Да, если найду хорошего фармаколога». Это не анекдот, такова спортивная реальность. Современные медали завоевываются на пределе возможностей организма. Большой спорт требует все новых рекордов, а игры с допингом опасны дисквалификацией.

Назрела необходимость развития альтернативы допингу, и спортивно-медицинское содружество заговорило о спортивной психологии. Один из предметов изучения и работы спортивных психологов — момент преодоления мертвой точки.

Игры с мертвой точкой

Опытные бегуны знают, что при беге на длинные дистанции примерно через 500 метров от старта происходит перестройка реакций, своеобразное переключение организма.

Это так называемая мертвая точка — становится тяжелее бежать, труднее чувствовать ритм.

Происходит это потому, что обычный уровень работы кровеносной и дыхательной систем не соответствует резко возросшим потребностям мышц в кислороде во время движения. В результате в мышцах и крови накапливается лактат (молочная кислота).

Такое состояние в норме длится от 1 до 10 секунд, и если заставить себя усилием воли еще быстрее бежать, то открывается так называемое «второе дыхание» — становится легче дышать, проще переносится нагрузка. В это время организм перестраивается на экстремальные нагрузки (происходит так называемое «врабатывание» в нагрузку).

В данном случае необходим грамотный психологический настрой, направленный на волевое преодоление «мертвой точки» с наименьшими потерями скорости.

Читайте также:  Воодушевляющая критика - психология

Другими словами, в момент мертвой точки спортсмену необходимо собрать всю свою волю против снижения скорости и послабления, и если физическая работа будет продолжаться, то критическое состояние сменится чувством внезапного облегчения, которое чаще всего проявляется в налаживании нормального, комфортного дыхания. Потребление кислорода уменьшается, усиливается потоотделение. Включение «второго дыхания» говорит о том, что организм спортсмена готов для длительной работы. Поэтому состояние, сменяющее «мертвую точку», называют «вторым дыханием». Появление второго дыхания означает, что организм адаптировался и способен удовлетворять работающие мышцы в их энергетических запросах.

Некоторые спортсмены, особенно мужчины, боятся гравитационного шока. Эта ситуация возникает в спортивных соревнованиях на длинных дистанциях. Многие видели, как спортсмен из последних сил преодолевает финишную черту и падает в изнеможении через несколько метров. Гравитационный шок вызван резким оттоком крови из верхней половины тела в нижнюю.

Для профилактики гравитационного шока не рекомендуется сразу останавливаться или садиться после пересечения линии финиша, надо некоторое время продолжать бег в медленном темпе или походить. Боязнь гравитационного шока связана с психологической зажатостью, стеснительностью, боязнью показаться слабым.

Из-за этого некоторые спортсмены подсознательно даже блокируют в себе финишные сверхусилия.

Именно поэтому психологи сначала раскрывают эмоциональные переживания спортсменов, а потом постепенно учат управлять эмоциями и, если потребуется, вообще отключать в себе все чувства, оставляя только стремление использовать свое тело по максимуму.

Когда играет гимн

О чем думает победитель во время гимна? Он вообще не думает. Именно этого добиваются многие психологи, работая со спортсменами. Ведь мысли и эмоции тоже отнимают много сил. Поэтому спортсмен должен на время соревнований становиться бесчувственным механизмом, настроенным только на результат.

Отношения с тренером

Очень важна правильная работа тренеров со спортсменами. В большинстве российских сборных, к сожалению, психологи не консультируют тренеров.

Хотя эмоциональная реакция спортсмена на слова тренера может быть различной, особенно это касается ситуаций, когда подопечный в силу воспитания или ситуационных ограничений скован и сдержан в своих эмоциональных реакциях.

По мнению известного спортивного психолога Сергея Нурисламова, задержанные, задавленные, подавленные, скрытые эмоции формируются в нас, когда сублимировать или трансформировать их во что-то другое просто невозможно, но внешние, социальные или внутренние факторы (воспитание, запреты, убеждения) заставляют их спрятать и не показывать.

Если не проработать такие скрытые эмоции, незначительное затрагивание чувств или проблемы может вызвать у спортсмена неадекватную бурную реакцию в виде истерик, вспышек, что приведет к перегоранию во время предстартового напряжения, эмоциональному срыву и срыву соревновательного процесса.

При сдерживании чувств происходит трансформация их в подсознательные комплексы. Например, скрываемый страх перед будущими результатами превращается в сдержанность, скованность и чувство стыда. При удержании чувства грусти и печали, особенно после неудач прошлого, появляется чувство вины с навязчивым анализом ошибок прошлого и «самокопанием».

Спортивные психологи могли бы помочь спортсменам правильно реагировать на отрицательные эмоции и использовать свою энергию в соревнованиях, а не тратить силы на подобные переживания.

Источник: https://d.infox.ru/news/109/lifestyle/fitness/40266-psihologia-sportivnyh-pobed

Поражение в спорте: как пережить и помочь?

В жизни спортсмена бывают не только победы и успех, каждый спортсмен сталкивается с поражением, неудачей и проигрышем. И, как правило, окружающие и близкие люди говорят «Не переживай! Это ерунда!». Такое убеждение не правильное. Приуменьшение переживаний поражения, неудачи может существенно повлиять на дальнейшую карьеру спортсмена.

Хорошие психологи в таком случае рекомендуют эмоционально пережить неудачу и набраться опыта, который закалит характер, позволит стать взрослее и сильнее.

Каждый спортсмен переживает поражения, неудачи по-своему, кто-то делает это в одиночестве, а кто-то в присутствии человека. Но каждый спортсмен должен прочувствовать горе неудачи.

Психологи утверждают, что спортсмену понадобиться от 2-3 до 48 часов для того, чтобы пережить ситуацию проигранных соревнований. После чего необходимо приступать к выполнению заданий, которые направлены на переработку ситуации поражения. Многие спортсмены в случае поражений обращаются за помощью хороших психологов.

Не смотря, на поражение, спортсмен должен определить те моменты, которые он сделал хорошо. Правильные и положительные моменты в соревновании поднимают самооценку спортсмена, дают толчок для преодоления сложившейся ситуации.

Что спортсмен должен сделать?

Спортсмен должен выделить конкретные проблемы, которые мешают ему получить победу. Именно над этими проблемами необходимо будет поработать. Таких проблем не должно быть больше двух. Если их больше, то это не повысит уверенность спортсмена в себе, а только ухудшит ситуацию.

Такие слова, как «Не повезло!» — это первый шаг к следующей неудачи. В таком случае, спортсмен будет ждать тех соревнований, на которых ему повезет. И это не правильная позиция. В спорте нет случайностей. Если проиграл, значит нужно признать свои ошибки и работать над ними.

Ошибки допускает каждый и спортсмен должен понимать то, что ошибки не означают его неспособность.

Признание собственных ошибок не является чем-то постыдным, это наоборот должно вызывать стимул к дальнейшей работе над собой.

Если спортсмен не находит ошибок, то это грозит остановкой творческого роста и развития. Поэтому очень важно во время поставить перед собой более сложную задачу.

Результаты переживания неудачи, поражения приводят к тому, что спортсмен со временем перестает бояться негативных эмоций, проигрышей. Это увеличивает вероятность победы.

Запишитесь на прием к специалисту. Наш телефон: 8 (495) 226-99-15.

Источник: http://my-self.ru/stati/samorazvitie/porajenie-v-sporte.html

Между победой и проигрышем — Психология эффективной жизни — онлайн-журнал

Побеждать — очень приятное для человека занятие, и пусть в меня кинет тапком тот, кто никогда не переживал этого удовольствия. Почему же оно так важно? Является ли это чувство приобретенным или врожденным?

Бывает и то, и другое.

Врожденное желание побеждать связано с эволюционными процессами, заложенными в нас природой: выживает тот, кто лучше приспособился к окружающему миру, а мир все время изменяется.

Приобретенное желание побеждать связано с необходимостью что-то доказывать другим людям, чтобы чувствовать себя принятым, признанным и любимым.

И вот этот второй вариант стремления к победе является частой причиной страданий, связанных с проигрышами, а также частой причиной обращения к психологам: «Я все время проигрываю. Я всегда отстаю. Мне никогда не успеть, не получить признания, не быть любимым».

Однако и победа бывает не такой уж и позитивной: одни люди жалуются, что когда после многих трудов побеждают, то не чувствуют ничего особенного, только пустоту и разочарование, а другие говорят о том, как после победы их захватывает эйфория, им кажется, что им море по колено, и в эйфории они совершают серьезные ошибки.

Избегая этих крайних переживаний, многие люди отказываются вступать в любого рода конкурентную борьбу, даже если результаты этой борьбы могут сильно улучшить их жизнь, и тем самым теряют важные возможности.

А еще, избегая сравнений, побед и поражений, можно очень сильно обеднить свою жизнь не только в перспективах, но и в эмоциях, дающих ощущение жизни, а также в возможностях развивать самые разные навыки, поскольку конкурентная игра тем и хороша, что дает условия для развития.

Поэтому, если вы не хотите упускать возможностей, лучшее, что вы можете сделать, — это научиться управлять своими чувствами, связанными с победой и поражением.

Что вам может в этом помочь?

  1. Не следует отождествлять всю свою жизнь, весь ее смысл с той игрой, в которую вы играете, будь то конкуренция за сердце любимого человека, карьерная лестница, спорт или творчество, борьба с плохими соседями или стремление похудеть. Важно помнить, что это игра. Даже если она кажется очень серьезной.

Почему это важно? Потому что, как только вы нырнете полностью в реальность этой игры, поверите, что она определяет вашу жизнь, вы потеряете возможность наблюдать ее и управлять ею. И в результате в любом случае будете в проигрыше: вы проиграете самой игре, она возьмет над вами власть.

О других способах управлять своими чувствами, связанными с победами и поражениями, вы узнаете из статьи Нины Рубштейн в майском номере журнала «Психология эффективной жизни». Цена номера — 50 рублей.

В корзину

От редакции

Стремление доказывать, что он лучше других и чего-то стоит, поддерживается в ребенке еще в школе. К чему приводят школьная система оценивания, постоянное сравнение с другими, навешивание ярлыков и есть ли этому альтернатива, читайте в статье психолога и мамы троих детей Ольги Юрковской: https://psy.systems/post/kak-ocenki-portyat-vashemu-rebenku-zhizn-i-chto-s-etim-delat.

Всемирно известный психолог Эрик Берн считает, что жизнь человека запрограммирована до шести лет, дальше он живет по сценарию либо победителя, либо непобедителя, либо неудачника. Возможно ли вырваться из сценария, как найти «расколдовыватель»? Ответы ищите в нашем обзоре книги «Люди, которые играют в игры»: http://psy.systems/post/lyudi-kotorye-igrayut-v-igry.

Как часто страх не одержать победу сковывает и останавливает нас при попытках вступить в конкурентную борьбу! Провал вызывает бурю эмоций, испытывать которые снова совсем не хочется.

Как научиться «включать мозг» при неудачах, не теряться при поражениях и делать правильные выводы, рассказывает life-технолог, консультант, спикер Екатерина Костина: http://psy.

systems/post/proval-vash-shag-k-uspexu.

Источник: https://psy.systems/post/mezhdu-pobedoj-i-vyigryshem

Как юным спортсменам преодолеть страх неудачи – Развитие ребенка

Родители и тренеры часто жалуются на то, что дети сами вредят собственному успеху. Почему же юные спортсмены делают это? Можно предположить, что проблема связана с «боязнью успеха», но вряд ли это так. Боязнь успеха действительно приводит спортсменов к саморазрушению, но такого рода страх встречается гораздо реже по сравнению с боязнью неудачи.

В чем разница между боязнью неудачи и страхом перед успехом? Хотя оба они мешают спортсменам, заставляя их испытывать беспокойство, напряженность и переживание по поводу победы и достижения результата, причины возникновения этих страхов различны.

Боязнь неудачи развивается тогда, когда спортсмены боятся не получить желаемого, не добиться цели, для достижения которой они долго и упорно трудились, например, завоевать победу на престижном чемпионате.

А боязнь успеха развивается тогда, когда их огромные переживания сосредоточены на том, что будет после того, как они станут успешными в своем виде спорта, справятся ли они с новыми трудностями, обязанностями и ограничениями, которые буквально обрушатся на них в случае неоднократной победы и, соответственно, узнаваемости.

Достаточно представить, что чувствует спортсмен с мировым именем перед началом соревнования или просто выходя на публику, какую собранность и внутренний контроль он должен проявить, чтобы не огорчить людей, чьи взгляды прикованы к каждому его движению. Не каждый способен нести эту ношу.

Но для большинства молодых спортсменов проблема состоит совсем не в этом. Чаще всего они «мешают сами себе» по причине боязни неудачи, которая проявляется во всевозможных формах. Помимо тревоги и сковывающего внутреннего напряжения боязнь неудачи способна заставлять юных спортсменов прикладывать чрезмерные усилия, что тоже психологически надламывает их, мешая добиться успеха.

Какие конкретно опасения мешают спортсменам добиваться успеха?

Родителям недостаточно просто знать, что их ребенок испытывает боязни неудачи. Очень важно иметь представление о том, какой конкретно тип страха препятствует их юному спортсмену в достижении успеха. В частности, как можно увидеть из списка ниже, боязнь неудачи зачастую связана с выраженной потребностью в социальном одобрении, т. е. ребенку крайне важно то, что подумают о нем другие люди.

Проявления страха неудачи:

  • Боязнь проиграть матч, игру или состязание. Дети очень сильно хотят выигрывать и боятся, что не смогут этого сделать.
  • Боязнь негативной общественной оценки. Спортсмены боятся, что окружающие могут посчитать их неудачниками в спорте.
  • Боязнь позора. Дети боятся опозориться перед товарищами, показав плохой результат.
  • Боязнь подвести других. Спортсмены не хотят подводить других – тренеров, родителей или товарищей по команде.
  • Боязнь приложить усилия напрасно, вхолостую или не сыграть в полную силу. Юные спортсмены хотят, чтобы их тяжелый труд, талант и долгие тренировки всегда приводили к достижениям (например, к победам, наградам и т. д.).
  • Боязнь не оправдать ожиданий. Молодые спортсмены переживают, что не смогут оправдать ожидания окружающих.
  • Боязнь быть отвергнутым, потерять уважение или не получить одобрения.
  • Боязнь совершить ошибку и не показать всего, на что способен, и это после большого количества тяжелой работы и тренировок.
Читайте также:  Ключи желания - психология

Как помочь юным спортсменам преодолевать боязнь неудачи

  • Для того чтобы помочь детям справиться с боязнью неудачи, необходимо понять, чего конкретно они бояться, и бороться с этой проблемой прицельно. Возьмем для примера страх позора. Если у вашего юного спортсмена именно эта форма страха, значит, он слишком переживает о том, что думают о нем другие люди. Он должен заниматься спортом для себя, в свое удовольствие, и не беспокоиться о мнении сторонних наблюдателей.
  • Помогайте детям концентрироваться на успехе вместо того, чтобы беспокоиться о неудаче. Многие спортсмены с боязнью неудачи обращают внимание не на то, что нужно. Они больше думают о том, как не наделать ошибок, чем о том, как поймать мяч или выполнить гимнастическое упражнение. Таким спортсменам необходимо устанавливать для себя небольшие, пошаговые цели, которые помогут им сильнее сконцентрироваться на достижении успеха. Один из вариантов: дети должны мысленно представить правильное выполнение упражнения, прежде чем выполнить его.
  • Спортсмены с боязнью неудачи должны учиться заниматься эффективно, а не идеально. Идея заключается в том, что ребенку не нужно быть совершенным, чтобы показывать в спорте свои лучшие результаты. Дети часто пытаются чрезмерно контролировать свои спортивные выступления (из-за опасения совершить ошибки). Они должны понять, что ошибки являются естественной частью спорта. Цель состоит в том, чтобы ваши юные спортсмены доверяли своим навыкам, выполняли спортивные упражнения более свободно и чувствовали себя менее зажатыми.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
15.04.2016

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/1264/

Психология победителя и психология неудачника

Толковый словарь русского языка Ушакова дает такое определение: «удачливый – счастливый, такой, которому везет, у которого удача, успех во всем».

Интересно, что по психологии победителя, психологии удачливости проводятся исследования, публикуются книги, но по проблеме неудачливости и психологии неудачника такие исследования большая редкость.

Что же отличает психологию победителя от психологии побежденного? Ключевое в следующем: для победителя главное–победить, а для побежденного – избежать поражения.

Истории известны многочисленные факты значительного повышения пределов возможного для человека, заряженного на победу, и не важно, была эта победа над собой либо соперниками. Так, бойцы, форсировавшие в годы Великой Отечественной войны водные преграды, не заболевали простудными заболеваниями, и это не взирая на лютую стужу и пронзительный холодный ветер.

Психология победителя включает в себя несколько положений:

— Уверенность в своих силах

Джулиан Роттер в 60-е годы XX века ввел понятие локуса контроля. Люди с экстернальным локусом контроля отличаются склонностью приписывать ответственность за происходящее внешним обстоятельствам, с интернальным локусом контроля – собственным усилиям и способностям.

Победители – это интерналы, они уверены в себе, спокойны и благожелательны, они пользуются популярностью у окружающих.

Неудачники же – чаще всего экстерналы, отличающиеся повышенной тревожностью, агрессивностью, меньшей терпимостью к другим, они неуверенны в своих силах и способностях.

— Способность мыслить категориями успеха

Альберт Мехрабиан выделяет два вида мотивации: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи.

Исходя из того, какой тип мотивации оказывается ведущим, всех людей можно разделить на тех, кто ориентируется прежде всего на победу (выиграть, добиться успеха, рисковать и побеждать), и тех, кто ориентируется прежде всего на избегание неудач (такие люди стремятся в любой ситуации действовать так, чтобы не допустить промаха, ошибок, особенно когда высока цена ошибки и их действия оцениваются другими).

На основе многочисленных опросов мужчин-автовладельцев мной разработана оригинальная проективная методика, позволяющая на простой жизненной ситуации определить, какой установки придерживается водитель на трассе КАД: то ли достижения успеха, то ли избегания неудачи.

Установлено, что когда водитель с мотивацией избегания неудачи едет по автостраде в крайнем левом ряду с высокой скоростью (120 км/час и выше) и его сзади догоняют другие участники движения, он чаще всего уступает им дорогу.

А если они просто выстраиваются и едут следом, то он не ускоряется, а продолжает ехать с такой же скоростью. Он может ехать и с большей скоростью, но только если находится в группе и не первым, а в середине колонны. Иначе ведет себя водитель с мотивацией достижения успеха.

Когда он едет по крайней левой полосе (и даже если он едет один и никто его не догоняет), он находит впереди себя кого-то, догоняет его и обгоняет. Для него важно опережать, быть первым, быть успешным.

— Твердая жизненная позиция: «Я стану таким, каким хочу быть».

Как рассуждает менеджер-неудачник. «Поскольку я потерпел неудачу в решении важной для меня и компании задачи, а этого не должно было произойти, значит, я полный неудачник». Не ошибается тот, кто ничего не делает. И победитель извлекает из ошибок уроки, делает выводы, накапливает опыт на будущее. За одного битого двух небитых дают!

Как рассуждает менеджер-победитель. «Да, жизнь меня потрепала, побила. Но все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Успешный менеджер не страшится препятствий и поскольку ему действительно важна цель его жизни, цель его профессиональной деятельности, он идет напролом до полной победы.

Неуспешный менеджер, менеджер-неудачник, наоборот, сдается при первом намеке на препятствия. Общаясь с женщиной – исполнительным директором одной из петербургских IT-компаний, я услышал фразу: «Потрепана, но не побеждена».

Так она описывает сложности, возникающие в ее работе, и сама же мотивирует себя не сдаваться, а продолжать действовать.

Победитель не отказывается от дела при первой же неудаче. Он относится к поражению, как к уроку, превращая его в мостик, ведущий к успеху. Успешность деятельности оказывает значительное влияние на силу и устойчивость мотивов человека.

Успех воодушевляет, а когда эти успехи накапливаются, то постоянно возникающее удовлетворение от достижения результата приводит в конце концов к удовлетворению самой профессией. Неудачи приводят к появлению состояния фрустрации.

Как следствие, повторяющиеся промахи либо вызывают у менеджера желание оставить эту деятельность: «Не получается, так что же мучиться, видимо, это не мое», либо возникает агрессивная реакция, чаще всего направленная на внешние объекты и сопровождаемая озлобленностью и досадой.

Ноябрь месяц, Пермь, кабинет генерального директора сети супермаркетов. Генеральный вымеряет шагами кабинет и повторяет одну и ту же фразу: «Два вагона бананового джема… Два вагона бананового джема». В кабинет заходит недавно назначенный коммерческий директор, молодой, перспективный, энергичный.

А теперь для полноты картинки: коммерсант заказал два вагона бананов и организовал их доставку в обычных вагонах, не учтя погодные условия в данное время года.

Вопрос: как вы поступите, уважаемые руководители, что скажете своему подчиненному?

Сенека утверждал: « И после плохого урожая нужно сеять». Убежденность в том, что человек рожден быть победителем и достигнуть того, что сегодня и вчера казалось неосуществимым.

Исследования Дика Мак-Клелланда, проведенные в 50-е годы прошлого века, показали, что у людей с ярко выраженным стремлением к достижениям есть три ключевых характеристики:

  • они склонны работать в условиях, позволяющих им при решении задач брать в первую очередь ответственность на себя;
  • они готовы к риску (причем риску, заранее «просчитанному») и умеют ставить перед собой реальные и достижимые цели;
  • им необходима регулярная обратная связь, признание их заслуг.

Никто не побежден, пока не признает себя побежденным. Вы обращали внимание, как в спорте (в частности, в футболе) многие команды пропускают важные мячи на последних минутах матча? Потеря концентрации внимания на секунды–получай гол в свои ворота. И наоборот, команды, борющиеся до свистка арбитра, до окончания матча добиваются нужного результата.

Интересный феномен есть в хоккее, он называется «канадский эффект». Это когда в конце игры проигрывающая команда снимает вратаря и на площадку выходит шестой полевой игрок.

Последний штурм ворот соперника, игра ва-банк: или сравнять счет или получить шайбу в свои (уже пустые, не защищаемые вратарем) ворота. Так и в бизнесе.

Тяжело, кризис? Значит, надо больше добавить усилий, более тщательно готовить переговоры, отрабатывать заказы, проекты.

Для успеха необходима вера, подкрепляющая в подсознании нужные мысли. У неудачников такой веры нет. Вернее, есть вера в то, что у них точно ничего не получится.

Maier, Seligman & Solomon изучали феномен, который они впоследствии назвали как learned helplessness – эффект выученной беспомощности. В экспериментах людям предлагали серию нерешаемых задач.

Сталкиваясь с ними, часть испытуемых начинала испытывать угнетенное психофизиологическое состояние, депрессию, и, как следствие, отказывалась от попыток дальнейшего решения этих и подобных им задач, даже если они были легче предлагаемых в начале.

Такой эффект выученной беспомощности, проявившись с одной ситуации, начинает распространяться на другие, и в результате человек перестает пытаться решать даже поддающиеся решению задачи.

Менеджер, считающий, что его неудачи определяются в первую очередь его собственными неисправимыми недостатками (например, не хватает силы воли, настойчивости, выдержанности), а успехи, когда они имеют место, зависят лишь от удачного стечения обстоятельств, становится… неудачником.

Что же делать для того, чтобы формировать у себя позитивную установку на успех? Есть одна восточная притча. Шаху ночью приснился сон, что у него выпали все зубы. Проснувшись в тревоге, он позвал толкователя снов.

Тот выслушал шаха и с грустью произнес: «О великий шах, у меня для тебя печальная новость–выпавшие зубы означают, что потеряешь одного за другим всех своих близких». «Уберите этого толкователя»,–в гневе произнес шах и позвал другого толкователя.

Тот пришел, выслушал правителя и с воодушевлением произнес: «О великий шах, у меня для тебя замечательная новость – ты переживешь всех своих родственников». «О, это хороший толкователь снов, наградите его, и пусть он живет в моем дворце».

Те, кто был рядом, с удивлением спросили второго толкователя: «Ведь ты же сказал то же самое!». И услышали в ответ: «Важно не просто, ЧТО сказать, а КАК сказать».

Порой у нас возникает негативная установка по поводу происходящего. И она помимо нашей воли начинает оказывать влияние на нас, снижая энергетику действий, усиливая сомнения.

Создавать и сохранять позитивную установку не всегда легко. Часто требуются и осознанные усилия, и специальные навыки, одним из которых является навык переформулирования негативных мыслей: внутренних (непроизносимых вслух)–для создания и коррекции своей установки, внешних (звучащих от собеседника)–для оперативной коррекции его установки.

Суть метода: представить смысл высказывания без искажения, но путем использования определенных и позитивных слов.

В результате формируется позитивный ассоциативный ряд и переход к изменению ситуации и действию с позитивным настроем существенно облегчается. К основным принципам создания формулировок относятся:

  • позитивность выбранной формулировки;
  • определенность созданной формулировки;
  • индивидуализированность формулировки (она подходит именно вам);
  • ориентация на действие; 
  • лаконичность.

Мысль материальна. И в этом утверждении нет ничего мистического. Об этом писали французский химик Шеврель, английские ученые Фарадей, Гартли, Карпентер.

Мысленное представление о предполагаемом действии, движении неминуемо порождает в соответствующих мышцах едва заметные сокращения и расслабления, в результате человек начинает выполнять то движение, которое он мысленно представил.

Эти микропроцессы в мышцах не всегда заметны на глаз, но они легко фиксируются специальной аппаратурой. Это так называемые идеомоторные акты.

Потому становится понятно, почему у менеджеров, имеющих отчетливое представление о цели своей работы, прописанный action plan и начинающих совершать целесообразные действия, результат будет точно. То есть, и вероятность успеха выше. А вкупе с уверенностью (или иными словами со здоровой профессиональной «наглостью»), гордое звание «менеджер-победитель» он заслужит.

Проведенные нами исследования на выборке из 345 менеджеров российских компаний показали: успешного руководителя от подчиненного отличает высокие показатели целеустремленности и инициативности. Проигрывает тот, кто медленно принимает решения, но быстро от них отказывается.

По мнению доктора психологических наук Р.М.Грановской, победитель имеет следующие качества:

  • в трудных ситуациях вспоминает факты, когда побеждал («слабак» чаще всего вспоминает поражения);
  • умеет прощать себя за поражения;
  • умеет себя награждать;
  • знает, как он будет себя вести в случае поражения;
  • умеет других настроить себя «погладить» (вместо фразы «Как ваше мнение?» говорит «Что вам понравилось в моих действиях?»);
  • недемонстративен (не использует вызывающий внешний вид, не одевает яркую одежду);
  • в экстремальных ситуациях спокоен и немногословен (трус дергается, много говорит, кидается и зовет идти, как правило, не той, а более сложной, дорогой).

Источник: http://inter-press.ru

Источник: http://www.dvmb.ru/arkhiv/item/52-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Ссылка на основную публикацию