Переживательная и деятельная личность — психология

Переживательная и деятельная личность

Переживательная и деятельная личность - психология

Классификация типов личности

Если взять две оси: первую ось душевного здоровья-нездововья и ось психологического возраста (взрослый-ребенок), то получится следующая картинка:

  • есть тот, кто в жизни и для жизни что-то делает и это приносит ему радость — деятельная личность
  • есть тот, кто для жизни делает мало, но умеет жизни радоваться — неуправляемое дитя или попросту Балбес
  • есть тот, кто все время страдает и ничего не делает — это переживательная личность
  • и есть тот, кто делает, потому что нельзя не делать, потому что это его крест и его мучения, то есть делает и страдает — это мученик.

Более подробно — см. иллюстрации типов личностей.

Связь с классификацией Творец-Потребитель-Романтик-Паразит

В классификации Творец-Потребитель-Романтик-Паразит одна ось — Взрослый-Ребенок (круг ответственности широкий, забочусь о себе и других — круг ответственности узкий, забочусь о себе и то не всегда), а вторая — за чей счет осуществляется забота: за свой или за чужой?.

В этой классификации ось «За свой счет — за чужой счет» заменена на шкалу эмоционального состояния Здоровый — Невротик:

Здоровый душевно человек обычно поддерживает в душе высокий эмоциональный тон: радость, позитив, любопытство, интерес, сосредоточенность.

Душевно нездоровый, невротик — чаще печалится и переживает, мучается чувством вины, злится на мир, испытывает страх.

Переживательная личность — сложение особенностей невротика и человека-ребенка

Переживательная личность не всегда реалистична и, рисуя картинки ситуаций, живет чаще в негативе.

А что же мне, в розовых очках ходить? Ищите другую дуру!

В размышлениях нет привычки ставить себя на место другого человека, все меряется «от себя», развит эгоцентризм. Эгоцентризм и негатив дают привычку возражать.

Да нет, просто трудно что-то говорить о других…

Как тема, типичны переживания опасений и страхов.

Вы ничего не поняли! Вам вообще ничего сказать нельзя, все передергиваете!

В связи с опасениями инициатива не очень характерна, чаще идут защитно-агрессивные, в любом случае — ответные реакции.

А что же, мне вперед все время лезть, как другие выскочки?

Переживательная личность живет или в мечтах, или в прошлом, строить планы будущего для нее непривычно и малоприемлемо.

Как-то страшно… Да сглазить можно…

Деятельная личность — союз здоровой личности и взрослого человека

Деятельная личность реалистична, но внутри реалистичной картины она более тяготеет к позитиву.

Люди разные, но приличных всегда можно найти!

Развита привычка слышать другого человека, понимать его взгляды и позицию.

Очень хочется научиться делать это еще лучше!

На фоне разумной осторожности для человека не характерны страхи. Человек открыт возможностям.

Жить — вообще интересно!

Деятельная личность не пассивна, она легка на подъем, рождает инициативы, ищет и пробует новое.

Кстати, я хочу вас расспросить…

Деятельная личность всегда в сейчас и всегда в будущем.

«Сейчас» нужно, чтобы быстрее создать самое привлекательное будущее, и только ради сияющего будущего существует это замечательное «сейчас»!

Источник: http://www.all-tests.ru/perezhivatelnaja-i-dejatelnaja-lichnost.htm

Деятельность и личность. Особенности деятельности человека и развитие личности

Деятельность и личность. Особенности деятельности человека и развитие личности

Деятельность человека — сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками; её общественная сущность является предметом общественных наук, её физиологические механизмы — предметом физиологии; психология изучает психическую сторону деятельности.

Когда речь идёт о психологическом изучении деятельности, обычно имеется в виду деятельность отдельной личности, хотя в последнее время под влиянием запросов практики объектом психологического исследования становится совместная или групповая деятельность. Результатом человеческой деятельности является определённый продукт.

Большую часть того, что делает человек, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь, множество других людей, членов данного общества, удовлетворяют потребности каждой личности. Но даже тогда, когда человек что-то делает для себя лично, он использует в своём труде опыт других людей, применяя полученные от них знания.

Деятельность — категория общественно-историческая. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид — с другими людьми. Индивидуальную деятельность можно рассматривать как момент, составную часть деятельности общества.

Вне общественных связей и отношений индивидуальная деятельность просто не может существовать. Проблема строения деятельности имеет первостепенное значение, как для развития теории психологии, так и для определения наиболее эффективных путей решения многих практических задач.

Первые попытки анализа строения деятельности были связаны с представлениями об её элементах. В качестве таковых принимались простейшие движения типа взять, поднять, положить (Ф. Тейлор и Д. Джильберт). Они предложили описывать любую деятельность как некоторую последовательность элементов.

В связи с развитием инженерной психологии широкое распространение получило описание деятельности в виде алгоритмов. При этом несколько изменилось представление, как об элементах, так и о способах их связи в деятельности. Алгоритмическое описание может быть, конечно, полезным при анализе исполнительной части деятельности, но оно не раскрывает то, что интересует психологию, прежде всего, её субъективный план.

Деятельность — это динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Данный образ выступает как осознанная цель деятельности. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность.

Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие решения — могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они могут также осознаваться не полностью, а также неверно. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, осознание цели всегда остаётся необходимым её признаком. Исследования П.К.Анохина, Н.А. Беринштейна, Э.А.

Асратяна показали, что всякий моторный акт является результатом работы не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системы, включающей импульсы, связанные иногда с территориально различными участками.

Свою активность с учётом величины поднимаемой тяжести, сопротивления отталкиваемого предмета, силы отдачи в рычагах суставов и т.д. мышцы «рассчитывают» так, чтобы обеспечить заданное направление и скорость движения. Само выполнение движений непрерывно контролируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия.

Система движений, из которых состоит действие, в конечном счете, управляется и регулируется его целью. Именно с точки зрения целей оцениваются и корректируются результаты выполняемых движений. Целью у человека чаще всего является то, что в данный момент отсутствует и должно быть достигнуто с помощью действий.

Следовательно, цель представлена в мозгу образом, динамической моделью будущего результата деятельности. Именно с этой моделью желаемого будущего сопоставляются фактические результаты действия.

Эти модели предстоящего действия (программа движений) и его результатов (программа цели), которые предваряют в мозгу само действие, физиологи назвали «акцептором действия» или «опережающим отражение» (П.К. Анохин), «двигательной задачей» и «моделью потребного будущего» (Н.А. Берштейн). Что представляют собой эти модели, как они складываются в мозгу и функционируют, учёные пока достоверно не знают. Но сама гипотеза является верной, иначе сама деятельность была бы невозможна.

Сначала, приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет.

В результате повторения действий человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальную цель, сознательно подбирать способы его выполнения.

Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называют автоматизацией. Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека получили специальное обозначение — навык.

Если говорить точнее, то речь идёт о бессознательной регуляции движения, а не действия, потому что у человека любая деятельность в норме всегда управляется сознанием.

В результате повторного решения той же задачи человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя себе специальную цель сознательно подбирать для него способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала, перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для её выполнения.

Любое действие человека имеет три стороны, три компонента: моторный, сенсорный и центральный, связанные соответственно с выполнением функций исполнения, контроля и регулирования.

Благодаря частичной автоматизации в структуре действия по мере формирования навыка изменяются следующие приёмы: исполнения движений, когда ряд частичных мелких движений сливается в единый акт, в одно сложное движение: устраняются лишние движения и ускоряется темп выполнения движений; сенсорного контроля над действием, когда зрительный контроль над выполнением движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестетическим): развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия; центрального регулирования действия: внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на обстановку и результаты действий. Навыки бывают разных видов, и это понятие распространяется не только на двигательные, но и на всякие действия или акты, в том числе и на мыслительные операции. Таким образом, помимо моторных, или двигательных, навыков существуют интеллектуальные навыки (навыки счёта, чтения, показаний приборов, заучивания и пр.). Каждый навык складывается в системе навыков, которыми человек уже владеет. Одни из них помогают новому навыку формироваться и функционировать, другие — мешают. Это явление называется взаимодействие навыков. Когда говорят о взаимодействии навыков, обычно имеют в виду два вопроса — интерференцию и перенос навыков. Под интерференцией понимают обычно тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков либо снижают их эффективность.

Помимо навыков непременными компонентами деятельности являются умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».

Диапазон действий, называемых умениями, очень широк. Мы говорим о первокласснике, что он умеет читать. Но и взрослый тоже умеет читать. Между этими умениями лежит многолетний путь упражнений, совершенствований навыков чтения. По своей сути умения — это экстериозация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия.

Попадая в новые условия или взаимодействуя с новыми объектами, человек использует имеющиеся у него знания и навыки. Другой разновидностью автоматизированных действий являются привычки. Основное отличие заключается в том, что навык — это умение совершать автоматизировано, т.е.

без специального контроля сознания, те или иные операции, а привычка — это тенденция или потребность совершать те или иные автоматизированные акты.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.

Игра — совокупность осмысленных действий, объединённым единством мотива. То есть игра как деятельность является выражением определённого отношения личности к окружающей действительности. Так, например, С.Л.Рубинштейн считает, что игра — это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая преобразовывать мир. В первые появляясь в игре, эта самая человеческая способность в игре и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Будучи связана с трудом, игра и отлична от него. И общность игры с трудом, и их различия выступают, прежде всего, в их мотивации. Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается в ином общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чём он испытывает непосредственную потребность или интерес; часто он делает то, что ему не хочется делать, но к чему принуждает его практическая необходимость. Играющие в своей трудовой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность.
Учение. В процессе исторического развития формы труда совершенствовались и, вместе с тем, всё усложнялись. В силу этого уже гораздо сложнее было овладеть необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в самом её процессе. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности совершается в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учение, как и в труде, надо выполнять задания, соблюдать дисциплину, учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая. Таким образом, основная цель учения — это подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство — освоение обобщённых результатов того, что создано предшествующим трудом человека. Обучение есть двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, и включает в себя взаимодействие ученика и учителя; учение — не пассивное восприятие, не просто приём передаваемых учителем знаний, а их освоение. Первое исходное условие для формирования учебной деятельности — создание у ребёнка сознательных мотивов усвоения определённых знаний, умений и навыков. Носителями общественного воздействия на развитие ребёнка выступают взрослые. Этот активный процесс направления деятельности и поведения ребёнка на освоение им общественного опыта человечества называют обучением. Взятый с точки зрения его влияния на развитие личности ребёнка этот процесс называется воспитанием.

Читайте также:  Подавление личности ребенка - психология

Развитие личности в деятельности

Большую роль в развитии личности играет его деятельность. Деятельность — это внутренняя и внешняя активность человека, которая регулируется осознаваемой целью. Если нет общественной деятельности, нет полноценного развития личности.

Деятельность в формировании личности занимает не последнюю роль, так как без деятельности человек является просто пассивным членом в обществе. Не имея никакой деятельности, у человека и не сформируется так называемая самодеятельность. Она служит основой, залогом нормального развития общественной жизни. У человека может снизиться умственная работоспособность.

В чем же проявляется деятельность, формирующая человека, как личность? Деятельность человека можно разложить поэтапно, начиная рассматривать с самого раннего — с рождения ребенка. В младенчестве главной деятельностью является непосредственное взаимодействие с взрослыми, ребенок начинает эмоциональное общение.

Следующий этап, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя· Затем начинается важная учебная деятельность, где реализуются потребности в учении. Например в школе, ребенок получает огромный объем информации. Эти знания несут разное значение. Ученик, когда усваивает данный ему материал, он, тем самым, обогащает свой социальный опыт.

Не обязательно, что это будет ценный опыт. Опыт может быть как позитивным, так и негативным. Уже, будучи подростком, удовлетворяются потребности в общении со сверстниками, начинается реализация учебно-профессиональной деятельности.

Социальная деятельность личности

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего бытия условия.

Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми.

Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект — объект») и общения (взаимодействия типа «субъект — субъект»). Деятельностью называется жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных).

В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.

С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели.

Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психической деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.

Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии.

Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя. Активная деятельность является одним из условий сществования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью. Творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3617

Переживательная и деятельная личность — Сайт помощи психологам и студентам

Переживательная и деятельная личность - Сайт помощи психологам и студентамЕсли взять две оси: первую ось душевного здоровья-нездововья и ось психологического возраста (взрослый-ребенок), то получится следующая картинка:

Переживательная и деятельная личность

Переживательная и деятельная личность.

Классификация типов личности.

Если взять две оси: первую ось душевного здоровья-нездововья и ось Психологического возраста (взрослый-ребенок), то получится следующая картинка:

есть тот, кто в жизни и для жизни что-то делает и это приносит ему радость — деятельная личность есть тот, кто для жизни делает мало, но умеет жизни радоваться — неуправляемое дитя или попросту Балбес есть тот, кто все время страдает и ничего не делает — это переживательная Личность и есть тот, кто делает, потому что нельзя не делать, потому что это его крест и его мучения, то есть делает и страдает — это мученик.

Более подробно — см. иллюстрации типов личностей.

Связь с классификацией Творец-Потребитель-Романтик-Паразит

В классификации Творец-Потребитель-Романтик-Паразит одна ось — Взрослый-Ребенок (круг ответственности широкий, забочусь о себе и других — круг ответственности узкий, забочусь о себе и то не всегда), а вторая — за чей счет осуществляется забота: за свой или за чужой?.

В этой классификации ось «За свой счет — за чужой счет» заменена на шкалу эмоционального состояния Здоровый — Невротик:

Здоровый душевно человек обычно поддерживает в душе высокий эмоциональный тон: радость, позитив, любопытство, интерес, сосредоточенность.

Душевно нездоровый, невротик — чаще печалится и переживает, мучается чувством вины, злится на мир, испытывает страх.

Переживательная личность — сложение особенностей невротика и человека-ребенка

Переживательная личность не всегда реалистична и, рисуя картинки ситуаций, живет чаще в негативе.

А что же мне, в розовых очках ходитьИщите другую дуру!

В размышлениях нет привычки ставить себя на место другого человека, все меряется «от себя», развит эгоцентризм. Эгоцентризм и негатив дают привычку возражать.

Да нет, просто трудно что-то говорить о других…

Как тема, типичны переживания опасений и Страхов.

Вы ничего не поняли! Вам вообще ничего сказать нельзя, все передергиваете!

В связи с опасениями инициатива не очень характерна, чаще идут защитно-агрессивные, в любом случае — ответные реакции.

А что же, мне вперед все время лезть, как другие выскочки

Переживательная Личность живет или в мечтах, или в прошлом, строить планы будущего для нее непривычно и малоприемлемо.

Как-то страшно… Да сглазить можно…

Деятельная личность — союз здоровой личности и взрослого человека.

Деятельная личность реалистична, но внутри реалистичной картины она более тяготеет к позитиву.

Люди разные, но приличных всегда можно найти!

Развита привычка слышать другого человека, понимать его взгляды и позицию.

Очень хочется научиться делать это еще лучше!

На фоне разумной осторожности для человека не характерны Страхи. Человек открыт возможностям.

Жить — вообще интересно!

Деятельная личность не пассивна, она легка на подъем, рождает инициативы, ищет и пробует новое.

Кстати, я хочу вас расспросить…

Деятельная личность всегда в сейчас и всегда в будущем.

«Сейчас» нужно, чтобы быстрее создать самое привлекательное будущее, и только ради сияющего будущего существует это замечательное «сейчас»!

психология, страхи, личность

Источник: http://psinovo.ru/stati/perezhivatelnaya_i_deyatelnaya_lichnost.html

Понятие о личности человека

Понятие о личности человека

Понятия личности человека и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику, сознание вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.

Личность — это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.

Из определения видно, что понятие личности нельзя отождествлять с понятием человека, индивида. Новорожденный ребенок еще не личность. Психически больные люди временно утрачивают существенные черты личности, а при тяжелых психических заболеваниях происходит «распад» личности.

Носителем качеств сформированной личности является взрослый психически здоровый человек.

Здесь вы можете прочитать Психическая деятельность человека

Для личности характерна прежде всего ее принадлежность обществу. Человек не существует вне общества, он — составная часть общества. С первых лет жизни ребенок окружен людьми и вещами, созданными их трудом.

Воспитывая ребенка, взрослые учат его говорить, пользоваться различными предметами, передают ему знания и умения, привлекают к труду и другим видам общественной деятельности людей. Но все, чему учат ребенка и чем он практически пользуется, носит на себе печать общественных отношений.

Вещи, способы действия с ними, язык, мораль, наука порождены обществом, представляют собой его достояние. Таким образом, формирующаяся личность независимо от своей воли подвергается влиянию сложившихся общественных отношений, а затем и участвует в них.

Те мысли, чувства и желания, которые человек считает своими, в конечном счете порождены жизнью общества, его потребностями, хотя и носят они субъективный, индивидуальный характер. К. Маркс, раскрывая сущность личности, утверждал, что «… она есть совокупность общественных отношений».

Это следует понимать как в том смысле, что личность неотделима от общества, так и в том, что ее сознание и поведение зависят от конкретных общественных условий, в которых она развивается.

Хорошо известно, например, что часто человек, воспитанный в среде эксплуататоров, обладает чертами личности, характерными для эксплуататоров: пренебрежение к труду, эгоизм, скупость или расточительность, черствость и т. п. И наоборот, человек, воспитанный в среде эксплуатируемых, чаще всего обладает такими чертами личности, как чувство братской солидарности, коллективизм, стремление к свободе и независимости, уважение к труду и людям труда, чувство собственного достоинства.

Однако вопрос о влиянии общества на формирование личности человека значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Общественные условия, в которых живут люди, многообразны и отличаются разной степенью общности.

Существуют социальные условия, которые сохраняются всегда и всюду, где живут люди, например общение людей посредством языка, необходимый обществу производительный труд, наличие орудий труда и созданных трудом материальных и духовных ценностей.

Эти условия существования личности относятся к общечеловеческим.

Но существуют и условия меньшей общности, например те, которые характерны для определенного исторического времени. Трудовая деятельность людей, характер общения между ними, орудия труда и прочее были разными при первобытнообщинном строе, в эпоху рабства, феодализма и т. д. Опять-таки, и рабство, и феодализм, и капитализм имеют разные формы и стадии развития, территориальные варианты.

В классовом обществе человек принадлежит к определенному классу и нации, что неизбежно влияет на формирование его личности

Но даже люди, принадлежащие к одному классу, нации, живущие в одном государстве, городе или селе, занятые одним видом труда, имеют свою, еще более конкретную, узкую социальную среду: они воспитываются в семьях, различных по составу, традициям, материальному и культурному уровням, имеют разных друзей, разные обязанности. Между формирующейся личностью и окружающими людьми устанавливаются разные взаимоотношения, которые меняются в зависимости от возраста ребенка.

Кроме того, человек не пассивно воспринимает все эти влияния разной общности и содержания. По мере увеличения жизненного опыта, накопления знаний и умений, развития самостоятельности он все активнее сам воздействует на людей и некоторые обстоятельства жизни, усиливая или ослабляя их влияние на себя, свою личность.

Наконец, будучи природным существом, человек имеет ряд врожденных свойств организма — своеобразное строение тела, индивидуальные питания и жизненной практики. Психические свойства возникают из психических процессов и состояний, многократно пережитых человеком.

Так, часто повторяющиеся гневные вспышки (аффекты) могут перейти в отрицательное свойство личности — эффективность. Взаимосвязанные психические свойства образуют структуру личности, характерный для нее психический склад. Вопрос о структуре личности еще не решен в науке. Существуют разные подходы к нему, указывают разные структурные элементы.

Однако чаще всего в структуру личности включают направленность (т. е. устойчивые потребности и интересы, убеждения и идеалы, стремления и склонности, установки, образующие систему основных мотивов (побуждений) и жизненных целей личности), способности, темперамент и характер. Центральным элементом структуры личности является направленность.

По ней можно судить о том, какие жизненные цели ставит перед собой данный человек и почему; почему в своих взаимоотношениях с людьми он поступает так, а не иначе; чем он больше всего интересуется, что более всего ценит в жизни и что осуждает. Направленность определяет избирательное отношение человека к миру и степень его общественной трудовой активности.

Направленность выражает характерную для личности жизненную позицию. Способности человека указывают на его прирожденные и воспитанные возможности в усвоении знаний, в овладении различными профессиями и видами творчества. В темпераменте личность проявляется с динамической стороны, со стороны быстроты и силы протекания психических процессов и действий.

Так, одним людям свойственны живость, подвижность, впечатлительность, неустойчивость настроений; другим — вспыльчивость, энергичность, страстность; третьим — медлительность, спокойствие и пр. Особенности темперамента сказываются на всей деятельности человека и влияют на формирование его характера.

Что касается характера, то в нем наиболее ярко выражено индивидуальное лицо личности, ее отличие от других людей. Характер личности синтезирует, объединяет в себе все психические свойства, присущие определенному человеку.

Он формируется в конкретных условиях его жизни и воспитания и проявляется в разнообразных отношениях этого человека к окружающему миру и к самому себе. Психические свойства личности влияют на все психические процессы и действия человека, которые приобретают индивидуальное своеобразие, характерное для каждой личности. Люди по-разному воспринимают, запоминают, думают, чувствуют и действуют.

Читайте также:  Упражнение «меланхолик» - психология

В протекании каждого психического процесса и действия сказывается их обладатель — определенный человек, личность

В структуру личности входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояние органов чувств и органов речи к моменту рождения).

Однако врожденные и наследственные факторы, будучи природной основой для формирования психики человека, не влияют на поведение личности непосредственно, а только через те конкретные социальные отношения, в которых развивается личность.

Известно, что подросток с очень некрасивым лицом, сильными дефектами речи, взрослый человек карликового роста чувствуют и ведут себя иначе, чем другие дети и взрослые.

Важнейшим условием существования и развития личности и вместе с тем наиболее характерной чертой, выражающей сущность личности, является ее активность, которая представляет собой способность личности воздействовать на окружающий мир с целью его изменения, с целью созидания.

Личность — активный участник деятельности общества, прежде всего трудовой деятельности.

Какие дела данный человек считает для себя жизненно важными, насколько серьезно его отношение к труду и общественным обязанностям, кто он — творец, инициатор или только исполнитель, доводит ли начатые дела до конца, как переживает успехи и неудачи, как относится к товарищам по совместной деятельности — все это характеризует личность человека.

Источником активности личности служат его потребности, интересы, убеждения, моральные чувства, страсти, влечения, привычки, установки. Побуждения к активности у человека могут быть различными по степени осознанности, по значимости их для личности и по общественной ценности.

Реальное положение личности в обществе отражается в ее сознании

Личность выражает себя определенным уровнем сознания и самосознания.

Что думает человек об окружающем мире, насколько богаты, разнообразны и глубоки его знания, что радует и печалит его, в какой степени он осознает свои потребности, возможности и обязанности, свои достоинства и недостатки — все это характеризует его как личность.

Сознание личности — это ее знание о мире и о себе, а также активное отношение к окружающей действительности. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание»,— писал К. Маркс.

Для личности очень характерны ее отношения к отдельным людям и обществу в целом, к своему труду и труду других людей, отношение к материальным и культурным ценностям общества, к его настоящему и будущему, наконец, отношение и к самой себе, что выражается в определенной самооценке.

Свои отношения личность проявляет в разных формах: в форме суждений, мнений, в форме переживаний, чувств и в форме действий и поступков. Чем богаче взаимные отношения между личностью и другими людьми, тем богаче психический мир этой личности. Одной из важнейших задач советской семьи, школы и общественных организаций является воспитание у молодого поколения коммунистических отношений к людям, общественной собственности и к труду.

Характерным признаком личности является ее единство, под которым понимают своеобразное переживание человеком нераздельности своей психики и вместе с тем отграниченности, обособленности своего «я» от внешнего мира. Единство личности формируется постепенно.

Сначала у ребенка отдельные ощущения органов своего тела, их движений и функций объединяются в целостное переживание своего организма, затем в процессе жизнедеятельности, овладения предметными действиями и речью формируется способность ребенка относить к своему «я» свои действия, эмоции, мысли, желания («это я сделал», «мне страшно», «я думаю», «я хочу»). Единство личности проявляется в нераздельности, слитности познавательных, эмоциональных и волевых процессов и побуждений к ним. Любой психический акт, например мыслительный, существует для личности не только как акт познания, но одновременно и как особое переживание (интеллектуальное чувство) и акт воли (интеллектуальное действие).

Единство личности сохраняется при переживании не только настоящего, но также прошедшего и будущего

Личность осознает себя и во времени, отличая свои воспоминания и стремления от воспоминаний и стремлений других людей.

Личность занимает в системе доступных ей социальных отношений определенное положение, или позицию, которая практически реализуется в виде социальных ролей, выполняемых человеком в различных общественных группах и ситуациях.

Каждый человек может одновременно входить в состав нескольких социальных групп, таких, как семья, производственный коллектив, общественно-политическая организация, спортивная команда и пр.

В этих объединениях он выполняет разные роли, разные социальные функции: в семье — роль отца или матери, главной обязанностью которых является воспитание детей; на производстве — роль начальника цеха, социальная функция которого состоит в организации труда рабочих и т. п.

Члены социальных групп, в которые входит личность, ожидают от нее выполнения определенных обязанностей и определенной формы поведения. Поэтому социальные группы оказывают существенное влияние на формирование индивидуальных качеств личности.

Через роли человек вовлекается в жизнь общества, усваивает социальный опыт, изменяется, совершенствуется и вместе с тем сам оказывает активное влияние на других людей и их деятельность.

Личность может «вжиться» в свою роль, привыкнуть к ней. В других случаях, наоборот, некоторые из ролей тяготят ее. Возможны также случаи конфликтных переживаний при выполнении различных социальных ролей .

С понятием социальной роли тесно связано понятие притязаний личности. Притязания личности — это те роли, которые она считает для себя возможными и желаемыми, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь. Уровень притязаний человека можно выявить, предлагая ему задачи разной трудности.

Один человек сразу же берется за трудные задачи, другой предпочитает легкие. Существует и такой тип притязаний, когда человек стремится не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи.

В этом случае он выбирает задачу или очень легкую, или очень трудную: выполняя легкую задачу, он обязательно добьется успеха, а выполняя очень трудную, имеет возможность сослаться на ее чрезмерную трудность, и его самолюбие не пострадает.

Уровень притязаний личности зависит от нескольких факторов:

  1.   от реальной трудности заданий;
  2.  от значимости этих заданий (и всей деятельности) для личности с учетом отношений к ней некоторых людей (товарищей, учителей);
  3.  от переживания успехов и неудач в прошлом при выполнении подобных задач;
  4.  от самооценки и всего склада личности.

Так, есть люди, уровень притязаний которых сдвигается только вверх; у других сдвиги в уровне притязаний отсутствуют вне зависимости от результатов выполнения заданий; у третьих он все время меняется, «подстраиваясь» к уровню предшествующего выполнения задач того же типа и др. (исследование А. И. Самошина). Бывает и так, что уровень притязаний снижается. Ученик, попавший в число неуспевающих, вначале глубоко переживает свои неудачи, а затем, если ему вовремя не помочь, свыкается с новой ролью и может снизить уровень притязаний в достижении учебных целей.

Характеризуя личность взрослого или ребенка со стороны уровня притязаний, следует выяснить, насколько притязания приемлемы для общества по содержанию целей, которых добивается субъект, а также насколько они действенны.

Успехи и неудачи в достижении целей личность переживает с присущей ей глубиной и силой. Эти переживания наиболее выражены в конфликтных ситуациях и при существовании преград («барьеров»), которые реально непреодолимы или кажутся таковыми данному лицу.

У некоторых людей в подобных случаях возникает устойчивое психическое состояние, называемое фрустрацией (см.  «Эмоции и чувства»). Это состояние протекает в активной или пассивной форме.

При активной форме фрустрации у человека наблюдается повышенная раздражительность, обидчивость, гневливость, стойкое упрямство, злобливость, агрессивность. При пассивной форме — замкнутость, «уход в себя», неуверенность в своих силах, самобичевание, безразличие к событиям окружающей жизни.

Наличие фрустрации говорит о неблагополучии в жизненной позиции человека и требует чуткого, внимательного отношения к нему, продуманного педагогического подхода.

Показателем высокого развития личности является ее устойчивость по отношению к случайным влияниям других людей и обстоятельств. Устойчивость личности возможна лишь при господстве высокоморальных мотивов поведения и деятельности над всеми другими мотивами. Их прежде всего и надо воспитывать у человека с ранних лет его жизни.

Личность развивается

Человек не рождается на свет с уже сложившимися свойствами своей личности и с готовыми отношениями к миру. Личность каждого человека формируют другие люди и обстоятельства жизни. С известного возраста развитие личности зависит также и от собственных усилий ее в самовоспитании.

Развитие личности всегда происходит в определенных социальных условиях: экономических, идеологических, бытовых. Ведущую роль в этом процессе выполняет общественно организованное обучение и воспитание.

Развитие человека в личность идет в следующих направлениях.

  •   Изменяется реальное положение личности среди других людей: с каждым годом жизни ребенка усложняются требования к нему, меняются и его права.
  •  Расширяется сфера деятельности личности; деятельность человека становится также более разнообразной по видам и более продуктивной. Так, если жизнь ребенка-дошкольника заполнена играми, то ребенок-школьник не только играет, но прежде всего учится, помогает взрослым в их труде, выполняет общественные поручения, участвует в работе предметных кружков, занимается спортом и т. п.
  •  Повышается уровень сознательности личности. Ребенок, усваивая жизненный опыт других людей — знания, умения, общественно полезные формы поведения,— становится более разумным, точнее понимает явления окружающей жизни, людей и самого себя. Это позволяет ему быть более самостоятельным в мнениях и поступках.
  •  Происходит развитие индивидуальности личности. У ребенка под влиянием воспитания и жизненного опыта совершенствуются психические процессы, возникают более сложные потребности и интересы, формируются убеждения, способности н пр. Постепенно меняется вся структура сознания и поведения личности. На первый план все заметнее выступает деятельность мышления в наиболее развитых его формах, моральные чувства и волевые качества личности. Все это позволяет человеку успешнее управлять своим поведением и свободнее подчинять его объективной необходимости и моральному долгу. Развитие индивидуальности состоит в том, что личность приобретает собственное, индивидуальное лицо, свой стиль работы и поведения.
  •  Вместе с развитием сознательности и самостоятельности человека возрастает и роль самовоспитания личности. Уже подросток пытается самостоятельно закалять свою волю, совершенствовать свой характер. Начиная с юношеского возраста самовоспитание становится постоянной заботой многих людей.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность

Т. е. человек, в котором гармонически сочетается «духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство» . При построении современного общества воспитание всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей.

Сознание человека

Виды деятельности человека

Источник: http://net22.ru/ponyatie-o-lichnosti-cheloveka/

Лекция по психологии: «Понятие о личности»

Лекция по психологии:

Лекция по психологии: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ  «Понятие о личности»

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия:

Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Ноmо sapiens.

Специфической особенностью человека как биологического существа является: прямохождение; приспособленность рук к трудовой деятельности; высокоразвитый мозг; речь.

 Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости. Каждый человек имеет свои специфические особенности. Личность в ее своеобразии и есть индивидуальность.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и т.п. Нас интересует в большей степени понятие личность.

 К определению личности в психологии существуют различные подходы1, что имеет свое отражение в формулировках:

А. Г. Ковалев – «Личность – субъект и объект общественных отношений».

А. Н. Леонтьев – «Личность – субъект деятельности».

К. К. Платонов – «Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем»

С. Л. Рубинштейн – «Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия».

В. В. Богословский – «Личность – деятель общественного развития сознательный индивид, занимающий определенное положение и общественную роль».

Г. Оллпорт – «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем– черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение».

Многие психологи считают личностью человека достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется:

—       тем, что человек в процессе самопознания начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятие «Я»;

—         наличием собственных взглядов и убеждений, а также отношений;

—       наличием собственных моральных требований и делающих личность относительно устойчивой и независимой;

—       активностью как необходимой характеристикой личности. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.

Активность обеспечивает и приспособление личности к окружающей среде, и ее изменение, а также стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

На этом уровне развития человек способен: сознательно воздействовать на окружающую действительность; изменять ее, а также изменять самого себя; управлять своим поведением и деятельностью.

Что же является главным источником активности?

—       Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Важная характеристика потребностей – их ненасыщаемость.

Интересным представляется подход американского психолога Абрахамса Маслоу (1908-1970) к изучению потребностей иерархии. Маслоу полагал, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

 На «вершине” пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализация – это желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Этот путь труден: он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Достигают уровня самоактуализации, по мнению А. Маслоу, немногие (менее 1%).

Читайте также:  Павел зыгмантович - психология

Большинство людей просто не видят и не осознают свой потенциал, не знают о его существовании и не ведают радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение (общество). (Ребенок, растущий в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеет больше шансов для самоактуализации).

 В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня. Человек же вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым: не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы дурного, вкуса, цинизма.

Он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Он обладает высокой самооценкой. Он принимает других такими, какие они есть. Ему характерна сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Он обладает чувством юмора, у него развитые творческие способности.

Рисунок 1 – Иерархия потребностей А. Маслоу

Ему присущи: неприятие условностей, но без показного их игнорирования; озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья; способность к глубокому пониманию жизни; способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения; установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений; непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети; предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей; умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов; открытое и честное поведение во всех ситуациях; готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды; способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее; приложение максимума усилий для достижения поставленных целей; умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

Маслоу полагал, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет. На «вершине” пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией.

 Самоактуализация – это желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден: он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Достигают уровня самоактуализации, по мнению А.

Маслоу, немногие (менее 1%).

Большинство людей просто не видят и не осознают свой потенциал, не знают о его существовании и не ведают радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение (общество). (Ребенок, растущий в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеет больше шансов для самоактуализации).

 В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня. Человек же вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым: не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы дурного, вкуса, цинизма.

Он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Он обладает высокой самооценкой. Он принимает других такими, какие они есть. Ему характерна сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Он обладает чувством юмора, у него развитые творческие способности.

Источник: http://www.glazavezde.ru/psihologiya/dlya-neznayuschih/print:page,1,398-lekciya-po-psihologii-ponyatie-o-lichnosti.html

Психология личности в трудах отечественных психологов

Развитие личности – это прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Единство социального и психического развития личности при ведущем значении социального развития отчетливо выявляется при попытках психологов выделить критерии психологической зрелости личности: психологические характеристики оказываются наполненными социальным и общественно-историческим содержанием. ‹…›

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через включение в системы общественных отношений.

Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться.

Дифференцируются различные социальные общности, которые неоднозначным путем опосредствуют влияние на личность господствующих в обществе форм общественного сознания и поведения.

Нельзя не отметить, что в психологических исследованиях формирования и развития личности в разных социальных системах наметилась нежелательная тенденция: в работах не раскрывается, как темп и качество развития личности в одной области социальной действительности (например, в труде) связаны с характеристиками развития человека в других сферах ее общественного бытия (в семье, в общении с друзьями и т. п.). Движение исследований при этом совершается по направлению к системам со все менее жесткими ролевыми предписаниями, в которых отчетливее выступают эмоциональноинтуитивные уровни внутреннего мира личности и перегламентированные формы ее поведения. Таковы любительские объединения, системы сходства и т. п. Все более дифференцированее начинает изучаться влияние природного, физического окружения. Раскрывается, какие свойства личности формируются в разных географических условиях, каково воздействие на личности различного типа социофизического окружения: застроек, сооружений, зданий. Развивается экологическая психология, психология среды, психология архитектуры.

Весь этот размах изучения факторов и условий, детерминирующих развитие личности, несоизмерим, однако, с исследованием того, как сама личность активно преломляет через свой внутренний мир эту системную детерминацию. В психологии вообще нет понятия внутреннего мира. Не разработано это понятие и в философии.

Основные категории психологии, относящиеся к личности, охватывают направленность, характер (включающий волю), способности. Иногда сюда относят и темперамент.

В то же время в психологии делались попытки концептуально охватить некоторые аспекты внутреннего, субъективного мира личности через учение о психологических отношениях личности к миру, через понятия «смысл», «образ я», «когнитивные карты», через понятие внутренней картины болезни (в клинических исследованиях) и т. п.

Непопулярность термина «внутренний мир» в психологии в значительной мере объясняется ориентацией этой дисциплины на методологию естественных наук, приводящей к игнорированию точки зрения самого субъекта, самой личности на окружающие события, на свое поведение. Не реализованы еще требования системного подхода, который позволяет в единой системе понятий охватить характеристики индивида и личности.

С позиций отражательной природы психики внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный модальностями личностных эмоций, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир, в котором отдифференцированы функциональные области с разными уровнями значимости.

Этот мир содержит как намеченные планы, так и нереализованные замыслы, он движется между полюсами отвергаемого и притягательного, соответственно сближающими или отодвигающими друг от друга в психологическом пространстве те или иные события, те или иные социальные группы, сферы социальной деятельности личности и т. д.

Диалектика реального взаимодействия личности и окружающего мира в порождении мира внутреннего заключается в следующем: чем выше уровень пристрастности, эмоциональности, креативности взаимодействия личности с окружающим предметным и социальным миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многоцветнее ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающим миром. В зрелом обществе в значительной степени преодолены социальные условия отчуждения человека от продуктов своего труда, от своей деятельности, от жизни общества. Но существуют психологические предпосылки переживания человеком чуждости окружающего мира, обедняющего внутренний мир личности.

К таким психологическим предпосылкам, порождаемым недостатками воспитательного и формирующего процесса, относятся неумение человека включаться в новые для него социальные группы, строить межличностные отношения, неразвитость процессов рефлексии, несформированность способности к адекватной оценке социальных ситуаций, генерализация защитных форм поведения, искажения в системе ценностно-смысловых отношений к миру и т. п.

Внутренний мир личности – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает или которые намеренно ищет, тех событий, участницей которых она становится, тех влияний, объектом которых оказывается.

Все эти социальные воздействия многозначны и многомерны, и качество активного включения личности в ту или иную социальную ситуацию зависит от того, как субъект ее опознает, проблематизирует, интерпретирует. За каждым из этих понятий стоят системы психологических умений, нераспознанность которых может привести к ошибочным суждениям личности.

Так, человек, имеющий достаточно определенные моральные, политические, философские убеждения, совершает поступки этического, политического, идеологического характера, расходящиеся с этими убеждениями. Подобное поведение, однако, не может служить доказательством лицемерия, неискренности или слабоволия человека.

Одной из важных причин рассогласования слова и дела, сознания и поведения может быть неадекватное опознание конкретных социальных ситуаций. Парадоксально, что в области психофизики, в теории обнаружения сигналов выделено больше способов приема и переработки информации, чем в психологии личности – способов и этапов субъективной, психологической переработки субъектом социальных ситуаций.

Между тем влияние на поведение человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.

Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных «движений души» и т. п.

Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни.

Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или не одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов.

В действительности, как показывают психологические исследования, общественные нормы имеют зонную природу, их границы в той или иной степени размыты, а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути – активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм. Человек реализует деятельность по обследованию границ и содержанию норм. Он чутко улавливает индикации общества относительно возможностей изменения и преобразования различных параметров норм. Девиантное поведение и нормотворчество – два полюса выхода субъекта за границы социальных предписаний. ‹…›

Субъективные особенности каждого человека, неповторимость индивидуальных условий его воспитания и бытия порождают различные предпосылки для формирования того и иного «локуса контроля», а в более широком плане – для становления личности активным субъектом своего поведения, деятельности. Обобщение работ, ведущихся в разных направлениях, дает основание для выделения по крайней мере трех уровней развития личности.

На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует успешности собственных действий, неудовлетворительные результаты которых переживаются им, однако, неадекватно, как злая воля окружающих.

Так, трудные подростки, еще не вступив в содержательное общение со сверстниками или родителями, не отдавая себе в том отчета, уже создают напряженную психологическую атмосферу, которая тем не менее расценивается ими как вызов со стороны других.

На этом уровне качества субъекта проявляются через акты целеполагания и через действия по преодолению трудностей на пути достижения целей.

Психология bookap

На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий, способный к переделке стихийно сложившихся психических свойств, к произвольному повышению или понижению значимости своих целей, а также к адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами и требованиями деятельности. С. Л. Рубинштейн, дифференцируя понятия «личность» и «субъект», отмечал: «Субъект в специфическом смысле слова (как «Я») – это субъект сознательной, произвольной деятельности… Ядро его составляют осознанные побуждения – мотивы сознательных действий».

На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи.

На первый план здесь выступают качества индивидуальности – не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта.

На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы – свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества.

Как показывают немногочисленные пока исследования личности реформатора, революционера, противоречия и трудности, остро и мучительно переживаемые, были адекватно опознаны как частный случай острых противоречий современного им общества. Нахождение общественно значимого способа разрешения этих противоречий оказывается в то же время радикальным путем преобразования собственной жизненной ситуации.

Источник: http://bookap.info/genpsy/kulikov_psihologiya_lichnosti_v_trudah_otechestvennyh_psihologov/gl31.shtm

Ссылка на основную публикацию