Подражание — психология

Подражание

Подражание - психология

Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других.

Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития.

В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.

Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, проделывая конкретные действия, и личности будет трудно противостоять этому.

В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим.

Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.

В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.

Эффект подражания вполне неустойчивое проявление, ведь люди могут легко перенять предпочтения и отказаться от них так же быстро. Данный феномен в психолого-социологическом аспекте является осознанным следованием поведению других, воссозданием воспринимаемого поведения.

Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.

Подражание как механизм психологии массы имеет такую особенность, что оно проявляется при снижении индивидуального сознания. Потребность находится в массах, не только содействует снижению уровня рациональности, она повышает эмоциональность. Это эмоциональное состояние способствует желанию человека его разделить с другими.

Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его.

Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния.

Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.

Способность подражать небеспредельное, оно исчерпывается, разряжая эмоциональное состояние, при этом насыщается потребность регуляции этого состояния, тогда начинает восстанавливаться контроль над поведением.

Подражание в психологии

Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.

В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида.

Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра.

Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.

В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).

Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.

Между понятиями психическое заражение и подражание есть отличие. Психическое заражение представляет ряд наименований феноменов социально-психического порядка поведения людей, где предпосылками выступают механизмы имитирования и суггестии (внушения).

В психическом заражении определяющим является доминирование эмоционального компонента его выражение и осуществление. Психологическое подражание предполагает связь с модой, с коллективными фобиями разного вида.

Заражение давно исследовалось, как средство активного влияния на массы, в связи с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и подобное.

О феномене заражения было известно даже на самых ранних этапах истории, проявлялось оно достаточно многообразно: спортивный азарт, коллективные состояния, проявляющиеся во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.

Заражение определяется, как непроизвольная бессознательная подверженность человека разным психическим состояниям. Проявляется не как сознательное принятие любой информации или шаблонов поведения, а как передача определенного состояния, психологического настроя.

Это массовое эмоциональное состояние действует, как механизм взаимного увеличения эмоциональных воздействий людей, которые коммуницируют между собой.

Здесь индивид вовсе не поддается преднамеренному организованному давлению, он только несознательно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.

Исследователи доводят факт о существовании «реакции заражения», что возникает достаточно часто в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние увеличивается в разы, посредством многократного отображения цепной реакции.

Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованной группе, толпе, которая является «ускорителем», разгоняющим эмоциональное состояние. Точная психологическая трактовка гласит, что заражение является невольной бессознательной подверженностью личности различным психическим состояниям.

Совместно с тем совершается не осведомленное принятие и передача материала информации или шаблона поведения, а передача аффективного эмоционального состояния (настроя).

Чтобы эмоциональное заражение возникло, необходимо установить общность оценок. Так, заражение возникает, когда в толпе кто-то начинает аплодировать, и его начинают поддерживать все, то есть совершается массовое заражение. Заражение – это важный элемент в социально-психологических феноменах.

Большое значение феномена заражения содержится в формировании «психических эпидемий», что встречаются среди населения. Сюда относится увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, бесчинства фанатиков. Содержание этих эмоций устанавливает содержание психологического заражения. Это имеет немалое значение в социальной коллективной жизни.

Правильное использование психологического заражения является важным в профессии педагога, воспитателя и руководителя.

Подражание является процессом воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения. Также его можно отнести к механизму взаимного влияния, с включением условий массового поведения, также учитывается его проявление в группах.

Подражание как механизм психологии массы сопровождается следующими законами: внутреннее шаблоны способны вызывать имитирование раньше, нежели внешние образцы; низшие образцы подражают высшим.

Механизмы подражания не односторонние, ведь всегда есть обратный ход – от индивида к воздействию, причем интенсивность воздействия зависимое от критичности индивидов, которые входят в стихийную группу.

Подражание бывает трех видов:

— при наблюдении проявляются новые реакции;

— наблюдение за наказанием или награждением модели ослабляет или усиливает сдерживаемое поведение;

— наблюдение за моделью способствует активизации стереотипов поведения, о которых ранее знал наблюдатель.

Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.

В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.

Подражание понимается, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют это через наследственность, люди, в человеческом – через копирование.

Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которым начинают подражать массы.

Такие открытия в последствие укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.

Подражание некоторыми исследователями рассматривается, как «владычество примера», что означает, что разные новации в социальной жизни усваиваются, после чего начинают повторяться многими, способствуя обогащению их разнообразной деятельности, жизни, подчиняя себе природу. Во взаимодействии одни начинают подражать другим, определяя этим изначальный компонент социальности. Поэтому данное явление составляет движущую, активирующую силу в социальном прогрессе, оно является неодолимым устремлением людей к взаимному общественному подражанию.

Теория подражания Тарда

В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе.

Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте).

Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.

Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции.

Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий.

Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.

Читайте также:  Социофобия - психология

Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.

Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими. Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния.

Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».

Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.

Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.

Мода – форма подражания

Подражание как механизм психологии массы приобретает такую форму, как мода. Чтобы мода стала массовым механизмом подражания, нужно, чтобы были выполнены определенные условия. Важнейшим условием считается престижность нового веяния. Часто решающим фактором, который также выступает регулятором поведения людей, является стремление присоединиться к престижной общности.

Престиж достаточно трудноопределимый механизм, и не единственный. Престижем наделяют людей, относящихся к референтной группе, в которую входят другие.

Значит, массовая мода базируется на понимании индивидами, что они подражают тем, кого причисляют к собственной референтной группе.

Здесь также сохраняется правило подражания от низшего уровня к высшим, значит, если элита одевает определенные вещи и хоть какими бы оригинальными ни были, кто-то из нижестоящих может также позволить себе это надеть.

Второй фактор или условие – это утилитарность того, что является объектом подражания, что есть объектом массовой моды.

Так, вещи могут быть не престижными, но практичными и удобными, что позволяет им приобрести мировую популярность. Например, джинсы. Нельзя не сказать об эстетической основе, что имеет важность во многих общностях.

И даже речь не о моде элиты, а о том, что является действительно практичным и красивым для повседневной жизни.

Наверное, самым главным фактором остается реклама. Компании используют целенаправленные действия, которые способствуют массовому заражению и подражанию. Здесь фактор престижа или практичности не столь важны.

Психология масс определяет моду, как особенный феномен, который сформирован на основе категории «модности» и «не модности», на действии механизмов заражения и подражания. Этот феномен может проявляться, как механизм стандартизированного поведения массы, или в совсем иных и новых формах, не только стихийных.

Мода, как форма подражания выполняет такие функции: коммуникативную (обеспечивает общение индивидов), компенсаторную (как психологический механизм защиты) и интерактивную (взаимодействие и согласование).

Источник: http://psihomed.com/podrazhanie/

Подражание — Общая психология — Максименко СД Библиотека русских учебников

Подражание - Общая психология - Максименко СД Библиотека русских учебников

Подражание — процесс и продукт действий. Подражание — универсальный способ усвоения чужого опыта, способность самопроизвольно воспроизводить движения и действия, поведение, манеры деятельности. Но этим не может ограничиться подражания.

Более того, следуя даже неосознанно, человек может воспроизводить пережитые наплывы чувств, ход мыслей, возбуждать новые образы силой своего воображения есть воспроизводить то, что переживали и отразили в своих произведениях таланты — и генеенії.

Подражание — привилегия детский. Особого развития оно приобретает в период грации. Это не означает, что взрослые не пользуются подражанием, но оно в них становится более осознанным, т.е. регулируется меркам ками разумму.

В подражании детей зарождаются творческие потенции и ростки личной культуры. Именно культура окружающей среды является тем бесценным материалом, питает и воспитывает талант.

Вот и представьте себе, которую великан тенську работу выполняет маленький человек, подчиняясь нсусвидомлсному поезда, понуждении к подражанию; как продукты подражания возбуждают внутреннюю работу души и как всем этим руководит не сознание и воля а непосредственное чувственное отражение: образы, мысли, чувства. К тому же-чужие сначала и превращены впоследствии силами души своими достижениямитки.

В целом подражания — ассимилятивные процесс

Почему подражания ассимилятивные? а не иначе, — а стандартно. Поэтому и уподобление себя другому происходит не во всем том, что вызывает положительные чувствая.

Симпатия к действию создает образ действия или схему поведения и обеспечивает их большим количеством энергии. А вы знаете, что от образа или мысли один шаг к действию, воплощение их в реальные способы самоопределения человека. Ибо страстное желание — проект действия, без сопротивления и преднамеренных усилий реализуется в действительностьть.

Беда, что дети могут оценивать качество (моральную и эстетическую) образцов, которым подражают ассимилятивные, неосознанно

Подражанием детей надо умело управлять, следует направлять уподобление лучшим образцам действий, поведения, деятельности — особенно образцам, созданным талантами и гениями человечества и наполненными глубокими мыслями ками, мощными чувствами и силой представлений.

Способность к оценке того, подражающие — желаемого, у детей создается, когда критичность мышления (после 13 лет) выйдет вперед других механизмов таланта.

Тогда начнется оценка образца по критериям ист заборы, добра и красоты того, что нравится, что производит приятное впечатление, потому что отвечает настоящему эстетическому чувству, а не является данью моде или искаженном вкуса массовой культури.

Психомоторное подражания. В пятилетнем возрасте своими движениями дети излучают грациозность, красоту, пластичность. Эти движения и действия в возрасте грации осуществляются по образцам, существующим в мыслях, чувствах и у воображении.

Они — доказательство того, что у человека нет бездумных движений, передвижения в пространстве — это овладение пространством, а существование в координатах времени — овладение время.

Это умение владеть собой, своими движениям и и действиями, самим собой и не просто владеть, но и создавать определенное впечатление — эстетическое, пользоваться источником наслаждения — мышечная радостьістю.

Главное же в психомоторном подражании то, что движения и действия сопровождаются утверждаются и предваряются образной мыслью, которая, подобно штурману, прокладывает путь к цели и переживается всей системой чувств, рождающихся собственными силами человека. Процесс и механизм наследования начинаются очень рано: уже дошкольник — пяти-шестилетний ребенок — крепко усвоил и может:

а) отличать гармоничные движения и действия причиняют им противоположных — неуклюжих;

б) узнавать гармоничные предметы и явления среди менее совершенных — непривлекательных своими эстетическими и моральными свойствами;

в) достаточно точно различать в психомоторных действиях — своих и чужих — ритм, темп, координированность и пластичность — свойства, а

также произвольно менять их по желанию

Человек очень рано начинает сознательный выбор предметов для подражания, но и подражает, воспроизводя чужие образы, мысли (образа) и чувства — в течение всей жизни — неосознанно

Подражание опредмечивания чувств. Эта форма наследования касается действий с неодухотворенным предметами и явлениями. Ребенок, играя с куклой, переносит свои чувства на нее и переживает их как что существуют на самом деле и излучаются игрушкой. Таким образом она переживает дополнительные чувства, которые и становятся живым источником познания и осознания собственных чувстветів.

Дети психологизировал неодухотворенный предметы. Понятно, одушев-ления неодушевленных предметов — продукт детского воображения, способ тренировки своих чувств, постижение их разнообразие. А поскольку ребенок верит, что черты и, ощущения, чувства, мысли, воплощенные им в куклу, на самом деле существуют, то во все то, с чем ребенок действует, она вдыхает душу, оживятяє.

Возможно, такое подражание — естественный для человека механизм — и создало множество антропоморфизм

Подражание буквальное. Это процесс, система действий, воспроизводящих внешний образец. Ребенок обрисовывают живые существа или предметы, раскрашивает их.

Рисует портреты, автопортреты, личные движения и действия, несмотря на себя якобы сбоку, массовые сценки. О чем это говорит? , выполняя эти и другие действия.

Особенно такое подражание характерно периода грации — с 5 до 8-10. Роки5 до 8-10 років.

Позже буквальное подражание происходит через копирование действий товарищей или взрослых. Что же человек копирует? е, что подросток уверенно пользуется чужими образами и в соответствии с ними регулирует свои движения и действия. Возможно, из этого детского подражания и создался имитационный жанр эстрадного искусствтва.

Читайте также:  Эмоции и видение: оценка и восприятие происходящего - психология

А то, что для человека в буквальном подражании не исключается перекривляння чьих-то движений, мимики речи, свидетельствует о действенности чувств юмора, иронии и даже сокрушительный сарказма. Изображение учеником действий окружающих людей в нарочито искаженном, смешном виде и т.д. — моральная оценка или возмездие том, оказавший ему неприятность, нарушил правовые нормы или нравыї.

Если для взрослых имитационный жанр эстрадного искусства и карикатура якобы разрешительная, увлекательная развлечение страстных последователей, то для учащихся те же действия — первые шаги к самостоятельному творчеству

Спонтанное подражания. Или отсроченное копирования. Предыдущие формы подражания происходят под влиянием непосредственного восприятия действий и их причин. Они реактивно воспроизводятся в том или ином виде ди, а спонтанное подражание действует длительное время, при отсутствии образца. Иногда справляется впечатление, что оно произвольное — следствие внутренних причинойичин.

Так или иначе мы отождествляем себя, свои действия, поведение с теми, кто рядом с нами и нравится нам. Они и становятся образцами, эталонами, даже кумирами для нас — особенно для отроков.

Все свойства те (положительные — хорошо, отрицательные — очень плохо) реализуются ими бездумно: чувственное отражение из прошлого руководит современным, реализую-или потребность, которая освобождает человека от дискомфортту.

Часто это происходит без критического анализа последствий; человек, ослепленный привлекательным образом, действует как слепая, лишенная способности видеть, куда направляется. У нее чувства (чужие) берут верх над мышлением, то ом все выполняется без учета условий ситуации — наугад, бездумнойо.

Непроизвольное подражания преимущественно ведет к негативным последствиям. Почему? сти — положительные и отрицательные чертыи.

А дети и подростки еще не могут точно различать их, и поэтому извлекается из образца, что яркое, пестрое и необычное, что подчиняет их душу и становится регулятором поведения

Более ценный направление спонтанного подражания-примерки. Оно-положительное, даже крайне необходимо в процессе обучения и освещение души чужим опытом.

Ценность его не в том, что заимствованные образ и по очуття (действий, поведения), а в том, что этот способ регуляции, проходя сквозь личные чувства и мышление, фильтруется, осмысливается и усваивается в положительных формах — гармонических образованиях — собственным и силами умственного синтеззу.

есть вместо механического, слепого копирования — активность восприятия, критичность мышления и действий под контролем чувств. Это уже процесс творческий. А значит — и плодотворный

Умственное подражания или опредмечивания знаний. Образцом для воспроизведения здесь материал знаковых систем — средств общения, в частности, символов, понятий, формул или правил действия с ними. Они включают в со обе отражение предметного мира в абстракциях: свойства или признаки предмета — основные и общие. В результате — упрощенное отображение — схема предмета, его абрырис.

абстрактное отражения определяется преимущественно условными обозначениями, которые в свою очередь требуют умственных усилий для расшифровки знаков, заменяют слова, словосочетания или понятия

Усвоение голых абстракций мало что дает человеку. Почему? метив, связь с которыми устанавливается образами и чувствами, т.е. она чувственно-практическая лица.

Умственное подражания — оживление абстрактной мысли абстрак-ция-мысль превращена в образ предмета и насыщенная энергией чувств, побуждает воплощать ее смысл в материальные конструкции

Так, ребенок, не один раз видела, как пользуются спичками, ножом и т.д.

, думает, что якобы осознала эту технологию, взяв в руки эти предметы, оказывается в беспомощном состоянии: ножом врезается, во огнем обжигается.

Лишь впоследствии, посредством личного опыта-чувственно-образного — и знания, овладевает ситуацией: становится способным ловко пользоваться спичками и ножом, не задумываясь над тем, как это делаетсяся.

Взаимодействие абстракции и действия порождает новый тип знания — чувственно-образное. Рука и председатель становятся не обособленными органами деятельности, а одним — универсальным органом; рука воплощает в предмет знания, услышите уття и образы, которые переживает человек, то, о чем думает и чего желает. Все это упорядочивается головой и становится содержанием действующей человекни.

Творческое подражания. Творческое подражания — особая форма чисто человеческого подражания. Этот механизм начинает действовать в возрасте отрока, особенно в вундеркиндов. В чем его суть? талантами, это попытка собственными силами понять, как и ради чего они творилиили.

Следуя процессы открытий и изобретений, подростки не повторяют продукты деятельности талантливых людей — художественные произведения, а берут из процесса их творчества те способы, которые им нравятся. Поэтому творческое е подражания не является кражей, наоборот, оно — изучение будущего таланту.

Произведения вундеркиндов внешне действительно похожи на слепок с прекрасного художественного или ремесленного произведения. Но сущность произведения в другом: вундеркинд прошел путь решения сложной задачи, понял процесс реализ зации заимствованной идетї.

В творческом подражании подросток ищет неуловимые течения чувств, мыслей и воображения и пропускает их через свою душу, то есть переживает почти все то, что чувствовали их авторы. Его не проходит и драма борьбы против илежних чувств, бег мыслей, столкновение идей. Все это его увлекает не меньше, чем сам процесс творчестветі.

Дети, не склонны к подражанию, восхищаясь им, могут подняться до уровня переживаний, которые отвечают величия образцов проявления человеческого духа в творчестве

Если обычный ребенок все оценивает в двойственной системе: хорошо — плохо, приятное — неприятное и т.д., то вундеркинд делает то же с большей точностью, пользуясь меркам гармонии — собственным эстетическим м чувством. Приведем шкалу его мерок:

а) переживание состояния возвышенного — активность, связанная с по-шуком гармонии в неповторимой новизне, неожиданной особенностью предмета или явления, которое поражает воображение: при этой встрече ребенка охватывает здиву ування, она увлекается, а иногда и пугается, когда чувства пред-мета не совсем отчетливое

б) переживание прекрасного — в предмете найдена гармония, и он воспринимается как совершенство формы, симметрии, ритма, его упорядоченности;

в) чувство комического — представления действий и поступков человека с потерянной гармонии, но она претендует на полноценность и совершенство

и использует негодные средства достижения своей цели;

г) чувство трагического-отображения гибели гармоничного, победа несовершенства результате конфликта между ними;

д) чувство безобразного — свидетельство отсутствия гармонии в предметах и ??явлениях, переживается как недовольство, антипатия, отвращение

Вундеркинд в своих действиях, пользуясь меркам состояний гармонии — прекрасного, возвышенного, комического, — без создает новые предметы и явления.

Берет в руки инструменты (слесарные, плотницкие, музыкальные то ощо) или перо и кисть, поет или идет в балетную школу, занимается спортом, — и все это, чтобы воплотить свои замыслы в материальные конструкции.

От процесса его работы (а не от ее продуктов) в заметил ача создается впечатление, что этот ребенок — творецць.

самом деле все это лишь подготовка к творчеству. Главное — тяга к творчеству идет от ребенка, это потребность проявить свой духовный мир, себя и создать что-то важное

Хобби. Это — защитная от монотонности жизни активность человека. Хобби неосознанно захватывает вас в свободное время, оно не просто увлечение или страсть.

Это — способ компенсации негативных внешних воздействий, мешающие нормально, с удовольствием жить, а идеал — это когда хобби и повседневная работа становятся продолжением друг друга, усилением, накоплением в свободное время дополнительной энергии.

Тогда это не к омпенсациею и нейтрализацией стрессогенных воздействий, а наоборот — противодействует им защитной силой накопленной энергииргії.

Виды действий учения — их система должна организовываться в гармоничную целостность — единую и неделимую.

Нарушение гармонии действий игры, учения и труда — ограничения их количества, например, у дошкольников-игрой, в у учащихся — учением, а у взрослого-трудом, — приводит к тому, что человек попадает в состояние монотонности жизни.

Оно искажается до не-опознание: игра превращается в азартную явление, досуг — на бе зтямне»убивания»свободного времени, подражание — на подчинение своих желаний и действий случайным или чересчур модным для своего времени стиль поведенияям поведінки.

Исходя из представления о природе гармонической целостности, исследуем: при каких условиях гармония создается, чем регулируется и как она влияет на развитие человека, его умение правильно жить

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/nasliduvannya.htm

Подражание определенному идеалу

Подражание определенному идеалу

Подражание принадлежит к одному из самых массовых проявлений человека в общении. Под ним в социальной психологии понимают повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека и даже копирование определенных черт его характера и стиля жизни.

Читайте также:  Анализ поведения - психология

Подражание подразумевает определенную эмоциональную и рациональную направленность. Оно бывает как сознательным, так и бессознательным.

Человек сознательно подражает навыкам мастерства, эффективным способам общения и деятельности, рациональным приемам выполнения трудовых действий и операций — все то, что кажется ему правильным и полезным. Речь идет о целенаправленном проявлении активности индивида в процессе подражания, который является следствием собственной инициативы, собственного желания.

Конечно, подражание приобретает характер бессознательного при условии, когда человек проявляет активность как результат влияния других людей, которые рассчитывают на такую реакцию индивида и стимулируют его активное поведение различными средствами. Подражание является одним из важных механизмов социализации личности, одним из способов обучения и воспитания.

В процессе развития ребенка подражание приобретает особое значение. Именно поэтому у детской, возрастной и педагогической психологии осуществляется большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике.

Если на разных этапах развития ребенка подражание выступает основной формой освоения действительности (речь идет как о слепом копировании, так и о мотивированном подражании), то у взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира.

Психологические механизмы подражания у взрослых гораздо сложнее, чем в детском и подростковом возрасте, из-за того, что в настоящее время они наталкиваются на критичность личности. Подражание во взрослом возрасте становится элементом обучения в определенных видах профессиональной деятельности, таких как спорт, искусство и т. д.

Конечно, в любой возрастной категории проблема подражания как влияния не может рассматриваться как однонаправленное движение информации, образцов поведения от индуктора к реципиенту.

Всегда происходит, хоть минимальный, но обратный процесс — от реципиента к индуктору.

Понятно, что нельзя сводить подражание лишь к одностороннему акту автоматического и бессознательного повторения заданного внешнего образца поведения, действия, жеста и т. п.

Следует рассматривать это сложное социально-психологическое явление в единстве феноменов, которыми являются слепое копирование, абсолютное повторение и творческое воспроизведение того или иного примера.

Источник: http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=26

Социально-психологические механизмы общения

Социально-психологические механизмы общения

Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора.

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.

Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение — это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию.

Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят:

  • авторитетность источника информации;
  • доверие к нему;
  • отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

—  при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);

—  процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

—  внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:

— содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

—  убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

— убеждение является последовательным и доказательным;

— убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

— убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает.  Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение —' преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Подражание — это социально-психологический механизм общения,  обеспечивающий  воспроизводство одним  человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

Подражание — это фундаментальный  принцип развития  и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание.

Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

Различают несколько видов подражания:

—  логическое и внелогическое;

—  внутреннее и внешнее;

—  подражание-мода и подражание-обычай.

Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

—  подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

— низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Установлены три способа подражания:

— когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

—  когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

— когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения,  возникающая чаще  всего стихийно  под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

Мода выполняет следующие функции:

— коммуникативную (общения);

— интерактивную (согласования, взаимодействия);

—  компенсаторную (психологической защиты индивида).

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1592-sotsialno-psihologicheskie-mehanizmy-obschenija.html

Ссылка на основную публикацию