Позитивная мотивация — психология

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Позитивная мотивация - психология

Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельности.

Данный подход не следует понимать как истину в последней инстанции, потому что важно принимать во внимание индивидуальные особенности каждого индивида и в нужных случаях трансформировать их в позитивный результат.

В соответствии с индивидуальными особенностями каждый индивид меняет отношение к диспозициям в основе своих мотивов и выбирает нужную стратегию поведения.

В этом заключается постепенная выработка ориентации «на результат», которая коренным образом влияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, позволяя индивиду вырваться из замкнутого круга боязни неудач. Как следствие, у индивида формируется позитивный взгляд на окружающую действительность.

Ключевые слова: психофизиологические особенности, способности, преобладающие мотивы, мотивация, деятельность, адаптация, ориентация на результат, базовые компетенции решения жизненных задач, эпифеномены, эмоциональный интеллект, биологическая мотивация, социальная мотивация.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности, направленной на позитивный результат, является одной из центральных проблем в психологии и остается актуальной в настоящее время. Деятельность, по мнению отечественного психолога А. Н.

Леонтьева, является основанием личности и занимает очень важное место в жизни человека. А в основе любой произвольной деятельности находится мотивация. Поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с деятельностью, в том числе мотивацию, т. к.

от неё зависит успешность любой деятельности [1].

Мотивацию можно определить как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, а также как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

В различных литературных источниках, интернет — ресурсах выделяют такие виды мотивации, как: внешняя и внутренняя; устойчивая и неустойчивая; положительная и отрицательная. Положительная и отрицательная мотивации — это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Данные мотивы являются преобладающими мотивами. [6]

При диагностике личности на выявление мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач Т. Элерс даёт интерпретацию преобладающим мотивам:

  1. Индивиды, у которых преобладает мотивация к успеху, предпочитают средний или низкий уровень рис­ка. Им свойственно избегать вы­сокого риска.

    При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти­вации к успеху, однако они много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Индивиды с низким уровнем мотивации к успехупроявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой.

    Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт [3].

  2. Индивиды, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У них, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчаст­ными случаями. И они чаще попадают в подобные неприятно­сти.

    Доминирование у человека мотива избегания неудачприводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач.

    У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения [3].

На наш взгляд, диагностику преобладающих мотивов студентов целесообразно провести именно с помощью методик, разработанных Т. Элерсом, потому что учебная мотивация, как и любой другой ее вид, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью и системностью.

В качестве второго диагностического инструмента целесообразно использовать методику О. Ф. Потёмкиной «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат»[3].

Данная методика поможет выявить преобладающие ценностные ориентации (например, ориентацию на результат или на процесс).

Данные ценностные ориентации влияют на формирование преобладающих мотивов и делают наиболее достоверным объяснение доминирования тех или иных преобладающих мотивов у индивида.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение индивида, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех индивидов. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации.

В связи с этим нам представляется перспективной проблема диагностики данных мотивов как в студенческом возрасте, так и на этапах профессионализации.

Ведь, любой человек при желании занять какую-либо жизненную позицию может преодолеть свои страхи в той области, в которой он желает преуспеть, тем самым научиться менять отрицательную мотивацию на положительную.

Безусловно, для осознания внутреннего мотива и выработки стратегии поведения, как писал Артур Шопенгауэр, требуется длительная внутренняя работа. Предполагается изменение отношения индивида к определённым сторонам своей жизни [5].

В контексте работ ряда зарубежных авторов новых направлений говорится о том, что необходимо ориентироваться, в каких областях деятельности можно успешно применять свои способности, основанные на индивидуальных психофизиологических особенностях, чтобы быть счастливее при тех способностях, которыми наградил его Бог и природа! Например, по данной проблеме автор книги «Новая позитивная психология» М. Селигман пишет: «Я пришёл к выводу, что если маршрут наш лежит не через солнечные моря, вряд ли мы сумеем что-то изменить, пытаясь стать счастливее. Более, что мы можем предпринять, — и именно так поступаю я — это примириться с холодным климатом и твердо держать курс на позитивную эффективность, ибо она способна подарить нам множество удивительных ощущений»[4]. Следовательно, необходимо работать над своими мотивами и рационально управлять собственным отношением к диспозициям (интересы, стимулы, внешние факторы и т.д.), которые находятся в основе становления этих мотивов. Для осознания мотива требуется длительная внутренняя работа над собой! Селигман пишет, что нужно быть уверенным в себе по жизни, — уверенно принимать решения соизмеримо со своими способностями и возможностями, направляясь к созиданию. И если эти усилия не вызывают у личности перенапряжения или дискомфорта, а результаты становятся полезными для окружающих, то индивид как правило получает радость и удовлетворение от своей деятельности [4].

Анализируя вышесказанное, можно высказать предположение, что, проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме, смириться со всяким положением вещей и «твёрдо держать курс на позитивную эффективность».

[4] Однако, Селигман даёт возможность многополюсного рассмотрения вопроса, учитывая взгляд на жизнь у каждого человека. Ведь, «адаптироваться к проблеме» — это не означает порой, что надо адаптироваться ко всему происходящему вокруг, а, прежде всего, нужно адаптироваться к способу решения сложной проблемы.

В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Тогда речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей индивида.

Именно «благодаря психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в «борьбе за выживание». Это генетически заложено природой, как утверждает Селигман [4].

В нашем случае, под внутриличностной работой понимается переключение мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху», исходя из способностей уже имеющихся у индивида.

Это повысит ориентацию «на результат» и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы [7].

Студентам, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.

Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если, пересказывая мнение Селигмана, научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам, ведь позитивные чувства — это не эпифеномены (показатели) с точки зрения бихевиоризма, а напротив — двигатели деятельности на пути к успеху. Веря в свой личностный потенциал, у индивида, как правило, повышается работоспособность [4]. И это приносит пользу ему и окружающим. Ведь, в современной действительности очень важен не только IQ, но и эмоциональный интеллект (EQ), который также является базовой компетенцией решения жизненных задач.

Говоря о взаимодействии с окружающими людьми через внутреннюю работу осознания своих мотивов и построения позитивного взгляда на мир для нахождения своего места в нём, мы имеем дело с переходом от биологической мотивации к мотивации социальной. Высшими её проявлениями являются: мотивация развития социума и мотивация сохранения социума, т.е. нравственность. Развитие социальной мотивации на базе биологической связаны с эволюцией и историческим развитием общества!

Литература:

  1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1982 (1975.).

  2. Маркова А. К.и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М., 1990.

  3. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2008. – 672 с.

  4. Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. — 368 с.

  5. Шопенгауер А. «О воле в природе», 1835.

  6. Интернет – ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%

  7. Интернет – ресурс: http://www.mggu-sh.ru/interview/04-03-11/zhiznennaya-navigatsiya

Основные термины (генерируются автоматически): решения жизненных задач, компетенции решения жизненных, базовые компетенции решения, избеганию неудач, позитивный результат, длительная внутренняя работа, боязни неудач, успешность деятельности, избегания неудач, мотивация «на избегание, мотивов студентов целесообразно, мотива избегания неудач, низким уровнем мотивации, отрицательная мотивации, мотивов поведения, диагностики данных мотивов, направляющие поведение индивида, уровень развития мотивации, мотив избегания неудач, круга боязни неудач.

Источник: https://moluch.ru/archive/39/4498/

Кто-то ищет способы, а кто-то причины

Кто-то ищет способы, а кто-то причины

Кто-то ищет способы, а кто-то причины… Это довольно известное высказывание, относящееся к сути мотивации людей что-то делать.

Кто-то работает, чтобы не умереть с голоду, чтобы была пенсия. А кто-то работает, чтобы добиться важного результата или купить себе новую машину. Вы наверняка замечали за собой, что некоторые дела хочется делать, а другие нет. Вероятно, вам приходилось делать что-то в последний момент.

Читайте также:  Воспитание, подробно - психология

Все это примеры негативной и позитивной мотивации в работе.

Негативная мотивация

Люди с негативной мотивацией действуют, чтобы не случилось что-то неприятное. Они работают не ради достижения цели, а ради того, чтобы остаться на плаву. Примеры характерных мыслей: «Если я сегодня не выполню эту работу, то меня уволят»; «Если я не буду работать, то буду белой вороной»; «Если наша компания не сделает новый продукт, то мы разоримся».

Негативная мотивация — это мотивация догоняющих. Вы начинаете шевелиться только тогда, когда уже «прещемило», когда тянуть дальше некуда, т.е. всегда стартуете гораздо позже своих конкурентов.

Негативная мотивация — это мотивация бездействия. Вы ищете причины, чтобы не делать дело или сделать его как можно позже. Еж, как говорится, птица гордая, пока не пнешь, не полетит.

Конечно, если дело не очень нужное, то можно даже не делать его совсем. Иногда ситуация изменяется настолько, что оно становится неактуальным. Однако это не должно превращаться в систему, т.к.

отрицательная мотивация изнутри подтачивает уверенность в своих силах и способность действовать свободно.

С каждым разом будет все труднее начать действовать в позитивном ключе, не ожидая, пока тебя пнут.

Позитивная мотивация

Люди с позитивной мотивацией действуют, чтобы достичь своих целей. Они не ищут причины, которые должны заставить их выполнить дело, они сразу отыскивают способы получения нужного результата.

Примеры характерных мыслей: «Для того, чтобы стать лучшими в нише, мы должны реализовать в нашем продукте то-то и то-то»; «Я должен выполнить эту работу, потому что в будущем она позволит мне освободить время для творчества».

Позитивная мотивация — это мотивация лидеров. Вы способны своей энергетикой и позитивным мышлением увлекать за собой людей. Вы начинаете задуманное сразу, и к тому моменту, когда конкуренты спохватятся, вас будет догнать уже очень непросто.

Позитивная мотивация — это мотивация успеха. Вы привыкли добиваться успеха. Вы сразу видите путь к цели. Вы проходили аналогичный путь уже много раз и знаете, как бороться с неприятностями. Даже если только половина из ваших начинаний удачны, люди все равно назовут вас успешными, т.к. победителей не судят.

Для тех, кто настроен позитивно, позитивная мотивация характеризуется приятными переживаниями. Для пассивных людей — наоборот, им приятнее ожидать, что за них подумают, их заставят сделать. Они так привыкли. И многие из них не представляют, как можно действовать по-другому. Они считают успешных людей выскочками.

О выборе мотивации

Один и тот же человек может использовать оба типа мотивации. Выбираемая мотивация зависит от человека и от задачи. Для простых задач многие выбирают позитивную мотивацию, но не все. Крайний случай — люди без мотивации. Успешные люди выбирают позитивную мотивацию даже для сложных задач. Неудачники при этом ноют: «Это не для меня. Это сделать невозможно».

Чем интереснее для человека задача, тем выше вероятность, что он примет позитивную мотивацию для ее решения. Если же задача неинтересная или же у человека плохое настроение, то повышается вероятность выбора негативной мотивации. Даже если человек мыслит позитивно, то он просто может очень не хотеть делать какое-то конкретное дело.

Большинство людей почти постоянно прибегают к негативной мотивации. Как мне кажется, это происходит по следующим причинам:

  • Лень. Каждый человек в той или иной степени подвержен лени, но часто это переходит разумные границы. Ведь так приятно, чтобы что-то сделали за тебя!
  • Воспитание. Детей часто воспитывают с позиции: «если не выполнишь, то я тебя накажу». И этот паттерн запоминается как устойчивая реакция на необходимость что-то сделать.
  • Желание быть, как все. Позитивная мотивация ведет к успеху, а значит к тому, что человек начинает выделяться из серой массы. Для многих это непривычно и пугающе.
  • Государственная пропаганда. Государству выгодно, чтобы люди подчинялись приказам, чтобы было меньше свободомыслия. Негативная мотивация заставляет человека ждать, когда ему скажут, что делать.

Источник: https://composter.wordpress.com/2006/11/19/kto-to_ischet_sposoby_a_kto-to_prichiny/

Позитивная мотивация

Позитивная мотивация

Позитивная мотивация

Брайан посещал наши занятия по НЛП. Когда мы перешли к вопросу мотивации, он стал особенно внимательным, поскольку мотивация всегда представляла для него большие трудности.

Если он начинал делать что-то, он всегда делал это хорошо, но он испытывал сущие муки, прежде чем приступить к делу. Часто он тратил гораздо больше времени на то, чтобы заставить себя подстричь траву на лужайке, в то время как само действие занимало у него совсем немного времени.

Рабочий стол Брайана был всегда в беспорядке, так как он был не способен заставить себя навести порядок.

Брайан тратил целые часы на то, чтобы заставить себя пойти на кухню и вымыть посуду, и его жена могла это подтвердить. И это вряд ли могло способствовать гладким отношениям в семье. Брайан и его жена договорились, что вечерами она готовит, а он убирает посуду.

Это устраивало их обоих, однако Брайан постоянно стремился отложить свои обязанности, иногда до следующего утра, а иногда еще на более позднее время.

Жена Брайана была всегда раздражена, когда, вернувшись вечером с работы и войдя на кухню, чтобы приготовить ужин, обнаруживала гору немытой посуды, оставшейся с прошлого вечера.

Многие люди обвиняли Брайана в том, что он постоянно откладывает выполнение порученных ему дел, и Брайан был полностью с этим согласен.

Ему не доставляло никакого удовольствия оставлять свои дела на потом, но он ничего не мог с собой поделать. Не только окружающие, но и сам Брайан ругал себя за это качество, но это также не помогало.

Он всегда пытался сделать все наилучшим образом. Он хотел, чтобы все в его семейных отношениях шло гладко. Но все шло наоборот.

Используя конкретные вопросы, я смог понять, как Брайан настраивает себя на мытье посуды. Как только я получил необходимую информацию, я понял суть его проблемы. Брайан начинал с того, что смотрел на грязную посуду, а затем мысленно повторял себе голосом, не терпящим возражений: «Ты ДОЛЖЕН вымыть эту посуду».

После этого его тут же охватывало чувство протеста и нежелание подчиняться. Этого было достаточно, чтобы покинуть кухню. Затем Брайан начинал предвидеть гнев жены, когда она увидит немытую посуду. Он вновь говорил себе: «Ты ДОЛЖЕН вымыть посуду» и снова чувствовал, что у него нет ни малейшего желания это делать.

Лишь мысль о том, что жена в гневе, может с ним расстаться, могла заставить Брайана наконец вымыть посуду. В этот момент его внутренний голос восклицал: «О нет, только не это!» — и Брайан наконец приступал к мытью посуды. Это неприятное чувство срочности оставалось с ним до тех пор, пока он не вымоет всю посуду.

Затем Брайан чувствовал облегчение до следующего раза.

Все это может показаться вам драмой, разыгравшейся по поводу мытья посуды, и это действительно так. Мы обнаружили, что многие люди переживают в своей жизни нечто подобное. В данном случае самым важным является то, как Брайан мотивировал себя.

Например, когда он просыпается, он прежде всего представляет, что ему предстоит сделать, прежде чем уйти на работу. Затем он говорит себе: «Ты ДОЛЖЕН сейчас встать». Он тут же чувствует, что ему не хочется этого делать, и остается нежиться в постели.

Затем он начинает представлять, какие катастрофы могут произойти, если он сейчас же не встанет. Он представляет, что опаздывает на работу, чем вызывает раздражение коллег и начальника.

Когда нарисованные им картины становились достаточно ужасающими, внутренний голос говорит ему: «О нет, только не это!» И только после этого он чувствует, что ему следует срочно вставать и отправляться на работу. Брайан проходит через ту же цепь мыслей и в других вопросах: работа по хозяйству, технический осмотр машины и т. д.

Каждый раз, когда ему требуется сделать что-то, что не кажется ему достаточно интересным, он переживает эту внутреннюю драму. Если представить все это более коротко, стратегия Брайана будет выглядеть следующим образом:

Затем Брайан мысленно рисует картины катастроф, которые могут произойти, если он не выполнит того, что от него требуется.

И только лишь тогда, когда визуальная картина катастрофы становится достаточно ужасной, его голос заставляет его почувствовать себя достаточно плохо, чтобы приступить к осуществлению возложенной на него задачи.

Не только сам способ мотивации Брайана выглядел медленным и обременительным, но данный способ предполагал использование мрачных чувств, которые приводили Брайана в действие.

Каждый раз, когда он пытался мотивировать себя, он начинал чувствовать себя плохо, и лишь тогда, когда ему становилось по-настоящему дурно, ему удавалось побудить себя к действию! Если мы задумаемся над тем, как часто нам приходится каждый день мотивировать себя к чему-либо, мы сможем представить, как часто Брайан чувствовал себя плохо. Совершенно ясно, что Брайан нуждался в помощи, так как ему предстояло научиться более удачному способу мотивации. «Я все время откладываю все на потом, и чувствую себя из-за этого просто ужасно. Я нахожусь в постоянном напряжении, живу на нервах. Я чувствую себя по-настоящему расслабленным лишь в отпуске, когда мне действительно не нужно ничего делать», — сказал Брайан. Я согласился с ним — новая стратегия мотивации изменит для него очень многое.

Мы изучали многих людей, способных легко побуждать себя к выполнению любых задач.

Читайте также:  Физическое наказание и психические травмы - психология

Самым интересным при этом является то, что все эти «великолепные самомотиваторы» с целью мотивации используют положительные чувства, а не ту неприятную поспешность, которой руководствовался Брайан.

Они получают удовольствие от того, что делают, в то время как Брайан и подобные ему люди чувствуют себя при этом несчастными. Получив от Брайана еще некоторую информацию, я научил его одной из этих «прекрасных самомотивирующих» стратегий.

Прежде всего, чтобы помочь Брайану, я должен был изменить его внутренний голос, заставляющий его чувствовать себя ужасно.

Брайан говорил себе: «Ты ДОЛЖЕН вымыть посуду», «Ты ДОЛЖЕН прибраться» — голосом, напоминающим голос армейского сержанта. Большинство из нас, слыша подобные слова, непременно почувствуют нежелание им подчиняться.

Попробуйте сделать то же самое, что вы будете при этом чувствовать? Усиливает ли это в вас желание выполнять то, что от вас требуется или наоборот?

Источник: https://psibook.com/nlp/21/89.html

Девиантология. Психология отклоняющегося поведения

Девиантология. Психология отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению девиации.

Горькая правда заключается в том, что несмотря на страдания личность всячески сопротивляется позитивным изменениям.

Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность.

Работа с мотивацией клиента настолько сложна, что некоторые специалисты выдвигают в качестве главного условия для поведенческой терапии наличие уже сформированного желания изменения себя и своей жизни. Другие соглашаются на работу и с теми, кого «привели родственники», затрачивая массу усилий и времени на создание позитивной мотивации.

Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенческого консультирования. Вопросом первостепенной важности является то, почему клиент обратился за помощью — какова мотивация его обращения.

Нередко девианты обращаются за психологической помощью не для устранения дезадаптивного поведения, а для сохранения его, надеясь «обыграть» специалиста и задобрить родственников.

На данном этапе будут уместны прямые вопросы: Что Вы хотите получить от нашего сотрудничества? Что вы ожидаете от терапии? Чем я могу помочь вам? Также возможно использование приема раскрытия намерений с помощью уточняющих гипотез: «Вы обратились за помощью, потому что хотите успокоить ваших близких?»

Достаточно распространена методика конфронтации клиента на этапе заключения терапевтического контракта. При этом клиента побуждают убедить специалиста, что он действительно нуждается в помощи и желает изменений.

Могут быть полезны следующие вопросы: Что плохого в таком поведении? Как вы реально пострадали от него? Кому и какой вред вы нанесли? Какую плату вы готовы заплатить за то, чтобы избавиться от него? Зачем вам это нужно?

Конфронтируя клиента (оказывая легкое сопротивление), мы стимулируем его личную ответственность за свое поведение, а также активизируем процессы самовнушения.

При выраженной склонности личности к оппозиционному поведению возможно использование приема открытой конфронтации, когда специалист прямо заявляет, что у клиента ничего не получится в силу тех или иных причин, например слабой воли, и ему нужно признать свое полное поражение.

Широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. При этом клиента просят как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям.

В случае выраженного защитного поведения клиента можно исследовать негативные последствия конкретного вида девиантного поведения его друзей, родственников или знакомых.

Консультант должен помочь клиенту спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвращение, злость, бессилие и отчаяние.

Достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать пить, а затем — если он откажется от спиртного.

Терапевт помогает не только конструировать образы, но и выражать свои переживания по их поводу. Для себя и своей новой жизни полезно подобрать метафоры.

Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, целесообразно перейти к составлению плана действий по его достижению.

При достижении взаимопонимания переходят к заключению терапевтического договора. Договор регулирует отношения между участниками терапевтического процесса и является основным способом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы.

Он оформляется в виде письменного или устного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки работы, а также взаимные обязательства сторон. Выполнение договора обязательно для всех участников процесса.

Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения контракта.

Важным мотивирующим моментом является дальнейшая проработка проблемы клиента.

Совместно с консультантом он пытается ответить на следующие вопросы: Что для него значит отклоняющееся поведение? Что оно дает ему? Чего он лишится в случае освобождения от девиации? Клиент может поговорить со своей девиацией, если затрудняется ответить на вопросы.

В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использование невербальных способов самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркотики», «Жизнь без наркотиков».

При стойком отрицании проблем и нежелании личности изменяться в позитивном направлении прибегают к более интенсивным методам воздействия. Прежде всего можно использовать потенциал семьи или референтной группы, перейдя в режим группового консультирования или семейной психотерапии.

Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение [1]. Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, коллеги по работе, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет).

Группа заранее готовится к беседе, например в случае химической зависимости, формируя адекватное представление о проблеме и определяя цели помощи. Специально составляются перечни конкретных инцидентов, связанных с аддикцией, свидетелями которых были участники группы. Проводится репетиция убеждения.

В итоге все авторитетные люди, например, поочередно рассказывают химически зависимому человеку о том, что по его вине происходило в их жизни, активно выражая свои чувства, при этом не осуждая и не критикуя самого зависимого. Далее жертве зависимости на выбор предлагаются конкретные варианты лечения и реабилитации.

Довольно жестким, но, к сожалению, единственно эффективным в некоторых случаях, является методика естественных последствий поведения. Суть приема — в предоставлении девианту полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение.

При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. С определенного момента человек сам должен заботиться о себе, иногда семье приходится с ним просто расстаться. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями.

Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в семье, то его потребности удовлетворяются только в случае строгого выполнения им семейных правил. Например, семья может договориться о том, что в случае положительного результата теста на наркотики подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо денежной поддержки.

Родители могут отказать ему даже в обедах и крове до полного выполнения их условий. Другим условием может стать согласие аддикта на получение специальной помощи.

В ходе работы периодически приходится обсуждать вопрос о силе и способах сопротивления клиента позитивным изменениям и терапии.

В некоторых случаях для формирования мотивации позитивных изменений целесообразно помещение личности в иную социальную среду, например сменив место жительства при включенности подростка в асоциальную группировку.

Работа с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции.

Специалист может выбирать доступные для него и адекватные для клиента методики стимулирования мотивации позитивных изменений.

При этом главным фактором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.

Источник: http://bookap.info/book/zmanovskaya_deviantologiya_psihologiya_otklonyayushchegosya_povedeniya/gl63.shtm

Дмитрий Леонтьев: «Будьте внимательны к настоящему»

Психолог Дмитрий Леонтьев – о том, почему позитивная психология не решает проблемы, а предотвращает их, опасна ли неопределенность и нужно ли бороться с тревогой перед будущим.

Название нашей лаборатории распадается на две части: с одной стороны, в нем присутствует личность и мотивация, а с другой — позитивная психология. Обращение к понятиям личности и мотивации связывает нас с обширной областью общей психологии, которая последние десятилетия развивается ускоренными темпами.

Скажем, психология мотивации сегодня не имеет ничего общего с дисциплиной, которая так называлась лет 50 назад. Если раньше казалось, что существуют отдельные желания и мотивы, которые возможно выделить и отдельно изучать, то сейчас очевидно, что их исследование переплетается с когнитивной психологией и с психологией регуляции деятельности.

Если большую часть ХХ века психология личности изучала диагностируемые устойчивые свойства человека, которые предсказывают его дальнейшее поведение, то сейчас фокус внимания сдвинулся на то, что позволяет нам меняться, приспосабливаться к изменчивой ситуации. Мир становится все более динамичным и сложным, отсюда — целый ряд вызовов, которые не были в столь отчетливом виде представлены в ХХ веке.

Мы имеем дело теперь с ситуацией, которую мой учитель Александр Асмолов назвал «изменяющейся личностью в изменяющемся мире». Используя другую формулу Людмилы Анцыферовой, можно сказать, что наша лаборатория пытается ответить на вопрос: «Как изменять себя, не изменяя себе?».

На протяжении всего ХХ века психология занималась в основном исправлением вывихов, устранением каких-то недостатков, недоделок, нарушений в человеке (таковы были наиболее актуальные, срочные проблемы).

Но около 15 лет назад пришло осознание того, что психология упускает реальность, в которой человек не просто выживает и адаптируется, но и стремится жить хорошо.

Читайте также:  Спокойное отсутствие - психология

Вот эту реальность и изучает позитивная психология.

Оказалось, что если вылечить человека от всех болезней, он не станет здоровым, здоровье — это другое качество. Равно как и от решения всех проблем люди не станут счастливее.

Происходящее в «положительной» зоне основано на иных закономерностях, чем то, что происходит в «отрицательной» зоне функционирования человека.

Как говорит основатель позитивной психологии Мартин Селигман: «Мы знаем, как из точки -7 прийти в точку -2 или 0, но мы не знаем, как из точки +1 прийти в точку +4».

В позитивной психологии акцент сдвинулся на профилактику, на культивирование характера, добродетелей, сильных сторон человека, его психологических ресурсов, которые помогают ему заранее предотвращать возникновение многих проблем и не становиться клиентом клинических психологов.

Еще в 1930-е годы два великих психолога — Виктор Франкл и Лев Выготский — заговорили о «вершинной психологии» или «психологии вершин личности», которая противостоит одновременно и глубинной, и поверхностной психологии.

Высшие специфические человеческие проявления, формы мотивации и структура личности — это сфера моих интересов, и вокруг них строится работа лаборатории.

Это все, что имеет отношение к саморегуляции, умению брать ответственность на себя, механизмам личностного роста.

На любой вызов можно реагировать двумя способами — уклоняться от него или принимать. Принимать вызов означает самому усложняться в ответ, пытаться угнаться за миром.

Конечно, мы все равно не сможем охватить все, мир будет развиваться быстрее, но путь усложнения, реализации своих человеческих ресурсов и развития своего потенциала — это достойный человеческий путь.

Однако в современном мире выбор между этими двумя стратегиями — не вопрос жизни и смерти, есть масса возможностей развиваться и такая же масса возможностей не развиваться, много самых разных ниш, так что во многом это дело вкуса.

В России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое, да и настоящее. Люди видят одну и ту же картину и рассматривают ее с позиции разных объяснительных моделей. Поэтому неопределенность кажется мне сейчас одной из самых главных психологических проблем.

Неопределенность — это довольно тяжелый груз для человека. Особенно для тех, кто считает, что нормой является определенность.

Люди различаются по своей толерантности к неопределенности, по своей готовности признавать, что неопределенность — это часть нашей жизни.

И те, кому удается примириться и понять, что без неопределенности жизнь никак не прожить, оказываются гораздо более успешными в совладании с ней и в решении задач выбора.

Можно привести в качестве аналогии отношение к любой стихии. Неопределенность — это стихия, точно такая же, как, скажем, вода. Если человек не умеет плавать, то он испытывает по отношению к глубокой воде ужас.

Но если он умеет плавать, если он обладает нужными компетенциями взаимодействия с этой неконтролируемой и непредсказуемой стихией, то может найти способ сосуществования с ней и даже получить от этого удовольствие.

И начинать надо с понимания того, что так устроен мир (в нем всегда есть неопределенность) и по-другому не бывает. Определенность же всегда относительна, а часто она бывает самообманом. Есть такая пословица: «Если ты хочешь рассмешить Бога — начни рассказывать о своих планах».

Важно не смешивать страх перед будущим и тревогу перед будущим. Тревога — эмоция отрицательная, неуютная, но она выражает важную объективную реальность — будущее непредсказуемо.

Наша тревога по поводу будущего есть некоторое отражение той особенности, что нам не дано предвидеть будущее. Человек, который не испытывает тревоги перед будущим, — это патология. Потому что будущее по определению неопределенно.

Пытаться сделать вид, что этой неопределенности нет, пытаться сделать вид, что я точно знаю, что будет, значит претендовать на статус Бога.

Тревога в умеренных дозах — это нормально, неизбежно и даже полезно. И если пытаться избавиться от нее, это приводит только к тому, что она усиливается, становится непропорционально большой и принимает патологические формы. Не надо бороться с тревогой, с ней важно уметь сосуществовать, держать ее в умеренных границах.

Сейчас у нас очередной виток усиления неопределенности. Я бы всем рекомендовал прочесть книги Нассима Талеба «Черный лебедь» и «Антихрупкость» — бестселлеры, доступные на русском языке.

Нассим Талеб довольно аргументировано пишет о том, что все самое существенное, что происходит с нами и в личной жизни, и в бизнесе, и в политике, — это все события, которые не поддавались прогнозу заранее.

Пытаясь предвидеть будущее на основе экстраполяции настоящего, мы обманываем сами себя и закрываем себе возможность быстро среагировать на то, что реально произойдет. Будущее — это то, чего еще нет. Важно быть готовым к тому, чего еще не было, а не делать вид, что мы можем это предвидеть и рассчитать. Это главный совет, который я бы дал.

И еще — опирайтесь на то, что непосредственно вас окружает, будьте внимательны к настоящему, ищите ресурсы в себе и своих близких. Не обращайте слишком много внимания на СМИ, на политиков и идеологов, они имеют крайне отдаленное отношение к той реальной действительности, которая сильнее всего сказывается на вашей жизни.

Если вы будете верить, что вы можете на что-то повлиять, то действительно сможете. Есть такое понятие в психологии — самоосуществляющееся пророчество. Мировоззрение всегда подтверждается.

Только в одном случае оно подтверждается вам на пользу, в другом — во вред. Человек, который верит, что он в состоянии повлиять на события, действует иначе, чем человек, который не верит.

И каждый приходит к тем результатам, к которым приводят его собственные действия.

Дмитрий Леонтьев – доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики». Лаборатория была организована весной 2014 года. Ее научный руководитель Кен Шелдон входит в двадцатку самых цитируемых психологов США.

1 Источник: hse.ru/news/life/140368417.html

Источник: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/budte-vnimatelnyi-k-nastoyaschemu/

Мотивация это в психологии что? Чем мотив отличается от цели и потребности? Чито такое мотивация? Примеры положительной и отрицательной мотивации. Tеории мотивации

Что такое мотивация в психологии? Мотивация в психологии ведущий термин. Она выражается в особом само побуждении. Мотивация — это в психологии стимул, желание, движение, способ заставить себя, побороть себя, подвигнуть себя, нацелена на способы начать ДЕЙСТВОВАТЬ и добиваться результатов.

Мотивация в психологии достаточно популярна. Какая психология способна справиться без мотивации?

Давайте рассмотрим что такое мотив и мотивация в психологии.

Что такое мотивация в психологии? Это:

[[$yandexInsideHorizontalCommon]]

  • Побуждение к действию;
  • Динамический процесс;
  • Психофизиологического плана;
  • Управляющий поведением человека;
  • Определяющий его направленность;
  • Организованность;
  • Активность;
  • Устойчивость;
  • Способность человека деятельно;
  • Удовлетворять свои потребности.

Что такое мотив в психологии?

  • Это материальный предмет;
  • Или идеальный предмет;
  • Достижение предмета является смыслом деятельности;
  • Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний;
  • Он характеризуется либо положительными эмоциями;
  • Либо отрицательными;
  • Эмоции всегда связаны с неполнотой настоящего положения;
  • Внутренняя работа требуется для осознания мотива.

Чем мотив отличается от потребности и от цели?

  • Жажда, еда — это потребность.
  • Желание утолить жажду, голод – мотив
  • Цель это бутылка с водой к которой тянется человек, шоколадка.

Мотивация в психологии играет большую роль. Главное это стремление и желание действовать и удовлетворять свои потребности и желания. Если есть мотив, значит есть цель.

Выделяют:

  • Положительную мотивацию.
  • Отрицательную мотивацию.
  • Устойчивую мотивацию.

Примеры положительной мотивации.

  • Если я не буду баловаться, я получу конфету.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я получу конфету.
  • Если я уберу квартиру, меня похвалят.
  • Если я приготовлю ужин, то я заслужу комплимент.
  • Если я похудею, то буду востребована мужским внимание и буду нравиться себе.

Примеры отрицательной мотивации:

  • Если я не буду баловаться, я не получу подзатыльник.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я не буду наказан отсутствием летних каникул от родителей.
  • Если я уберу квартиру, то меня не накажут.
  • Если я приготовлю ужин, то я не заслужу криков в свой адрес от второй половины.
  • Если я похудею, не буду постоянно находится под критикой и оценкой своей второй половины.

Примеры устойчивой мотивации:

  • Она основана на нуждах человека.
  • Она не требует дополнительного подкрепления.

Два типа мотивации:

  • Метод кнута.
  • Метод пряника.

Индивидуальная мотивация:

  • Голод.
  • Поддержание гомеостаза.
  • Жажда.
  • Избегание боли.
  • Стремление к температурному оптимуму.

Групповая мотивация:

  • Забота о cсобственном потомстве.
  • Поиск места в групповой иерархии.
  • Поддержание присущей данному виду структуры сообщества.

Читайте ''Нет ничего плохого и хорошего в этой жизни, главное, как мы к этом относимся!''

Читайте ''Тренинг личностного роста, причины его актуальности и причины не желания отдельных людей использовать его возможности.''

Читать ''Личностный рост. Тренинг личностного роста нужен каждому, даже если вы полагаете обратное. Он необходим даже психологам.''

Познавательная мотивация:

  • Исследовательское поведение.
  • Игровая деятельность.

Читайте ''Потребности человека. В чем они заключаются? Как их понять?''

Читайте ''Потребности и человек. Кто управляет нами? Они или мы сами? Как достичь гармонии с самим собой?'' 

 Читать ''Что такое успех? Как его достичь? Топ 10 шагов к успеху.''

  Читайте ''Как мотивировать себя? Что такое мотивация? Как она проявляется? Синонимы к слову мотивация.''

Читайте ''Пирамида Маслоу 7 уровней. Интернет главная физиологическая потребность современности.''

Автор

Александрова Алина

Источник: http://motiv-yspexa.ru/vzaimootnosheniya/instrumentyi-uspexa/191-motivacziya-na-dostupnyix-primerax-chem-motiv-otlichaetsya-ot-motivacz

Ссылка на основную публикацию