Проблемы родителей: список типовых запросов по возрастам — психология

5 запросов современных детей: тайны школьного психолога

Мы попросили Наталью Балахтарь — школьного психолога одной из киевской школ поделиться своими наблюдениями и очертить круг самых важных проблем, которые волнуют наших детей. 

5 главных запросов учеников к школьному психологу

Многие из этих вопросов — вечные. Ими мучились и болели мы — старшее поколение, через них проходили наши родители. И здорово, что у наших детей есть возможность получить помощь непосредственно в школе. 

Запрос  № 1 Со мной что-то не так

Много вопросов касается личных особенностей ребенка. Спектр очень широк: от «Я некрасивый, ленивый, медлительный, не так воспринимаю шутки, нет чувства юмора …» до «Я хочу изменить свою успеваемость в школе, свое физическое состояние, мне надоело постоянно болеть, я хочу понять …».

Вариантов очень много, но все они о том, что ребенок осознает свою непохожесть на других, пытается понять: «Мои особенности – это аномалия или норма?» и разобраться, что с этим делать, ищет, какие его сильные стороны-качества-умения-таланты, на которые он может опереться.

Запрос №2 Мои отношения

Следующий вопрос, который занимает почетное 2 место в рейтинге популярных тем,- вопрос об отношениях со сверстниками (друзьями, знакомыми, одноклассниками ).

Конфликты, травля — чаще всего эта тема беспокоит детей, у которых не складываются отношения в классе, которые часто ссорятся  с друзьями или просто окружающими детьми, которые становятся изгоями в коллективе или, еще хуже, оказываются объектами травли со стороны одноклассников. Очень часто это звучит как «у меня нет друзей», «меня все обижают», «я хороший – они плохие», «меня все не понимают». Эта проблема бывает связана с  личными особенностями ребенка (см. запрос №1), а также с особенностями семейного воспитания. 

Читать также: Конфликты подростка с ровесниками: вмешаться или наблюдать

Также  подростки затрагивают отношения во время влюбленности (и конечно же, разрыв отношений), что для многих связано с очень серьезными, почти  взрослыми переживаниями.

Обсуждая тему отношений со сверстниками, учимся говорить «нет», учимся чувствовать свои желания и потребности, учимся озвучивать их другим, учимся осознавать, что не все и не всегда могут быть нам рады.

Пытаемся разобраться, а какие варианты  развития ситуации возможны и  на сколько это зависит от ребенка.

Учимся понимать, где возможен компромисс, а где нужно настаивать на своем.

Запрос №3 Я и мои родители

Проблемы, возникающие в отношениях «ребенок – родитель» — это следующая тема, которую поднимают дети, беседуя с психологом. И здесь вариантов тоже очень много: от «Они меня не любят», «Родителям все равно, что со мной происходит», «Меня не ценят» до «Родители меня контролируют, не отпускают».

Чаще всего с подобными запросами приходят дети-подростки 12-14 лет, которые в силу психологических особенностей возраста очень хотят стать взрослыми, а с другой стороны, еще не прочь побыть детьми.

И тогда мы говорим о доверии и самостоятельности, обидах, умении слышать другого и говорить о своих переживаниях, потому что даже самые родные и близкие не умеют читать наши мысли и угадывать наши желания. Иногда, по желанию ребенка его личная консультация перерастает в семейную встречу «ребенок-родители-психолог».

Запрос №4 О кризисах и трагедиях в жизни

Следующая тема запросов – очень грустная и серьезная, о кризисах, которые есть в нашей жизни. Это тема болезней и смерти родственников и друзей, домашних любимцев, разводов родителей, страхов, которые связаны с этими сложными событиями.

Два года назад частыми были запросы, связанные с войной, потерями, страхами «а если война придет в мой город…».

К счастью, сейчас напряжение немного спало, хотя и не исчезло совсем.  Эти вопросы всегда очень болезненны и для детей и для взрослых, поэтому во многих семьях их стараются не обсуждать, не разговаривать об этом с ребенком, иногда пытаются скрывать происходящее.

Но это лишь усугубляет ситуацию: если у ребенка нет информации о том, что происходит, он сам додумывает «реальность». И его «додуманная реальность» может быть намного страшнее того, что происходит.

И тогда работаем не только с ситуацией, а и с проблемами,  из нее вытекающими: страхами, неврозами.

Хотя иногда ребенок приходит к психологу просто для того, чтобы поговорить о том, что происходит у него в семье, понять, что с этим делать.

Запрос №5 Кем мне быть?

Следующая тема тоже очень важна для школьников, особенно, выпускников 9-11 классов.

«Кем быть в дальнейшей жизни, куда идти учиться, кем работать?» Эти вопросы ставят перед собой выпускники, их родители, и иногда они становятся поводом для визита к психологу для получения профориентационной консультации.

В результате визита ребенок может определиться если ни с профессией, то хотя бы с направлением дальнейшего развития и движения.

Конечно же, есть еще огромное количество вопросов, с которыми приходят школьники к психологу, и не все из них попадают в озвученные тенденции. Это и конфликты с учителями, и отношение к учебе («не понимаю, для чего мне это нужно»), и социальные моменты, которые наши дети видят и которые их беспокоят, вопросы о формировании зависимости от алкоголя и наркотиков.

Читать также: Главные проблемы современных учеников:  интервью сошкольным психологом …

Но главное, что у детей нет страха их задавать, и есть возможность получить ответы. Ведь в нашем обществе среди взрослых  еще очень силен стереотип о том, что к психологу обращаются только «ненормальные или те, у кого не в порядке с нервами».

Современные школьники по-другому смотрят на  визит к психологу: это возможность обсудить сложившуюся ситуацию и понять, как действовать, увидеть свои сильные стороны и задействовать свои, еще не раскрытые, ресурсы.

А иногда психолог оказывается единственным человеком, которому ребенок может доверить то, что его тревожит.

школьный психолог 

Наталья Балахтарь

Источник: http://tvoymalysh.com.ua/children/learning/7447-5-zaprosov-sovremennyh-detey-tayny-shkolnogo-psihologa.html

Об актуальных проблемах детского и подросткового возраста (по материалам работы «Детского телефона доверия» МГППУ) 514

В настоящее время большое количество детей и подростков нуждается в помощи специалистов психологических и иных служб. Это обусловлено психологическими проблемами, связанными с социальной ситуацией развития ребенка, положением семьи в современном обществе и другими трудностями.

В целях развития направления оказания экстренной психологической помощи  детям и подросткам средствами телефонного консультирования в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) с 1 сентября 2008г. функционирует психологическая служба «Детский телефон доверия».

Служба организована по инициативе и при поддержке Департамента образования города Москвы на базе Центра экстренной психологической помощи. 

Служба оказывает экстренную психологическую помощь средствами телефонного консультирования детям, подросткам, родителям в ежедневном круглосуточном режиме на условиях анонимности.

За время работы Службы принято более 22 тысяч вызовов. Причем, самому младшему абоненту Службы было 5 лет, самому старшему – 86. В Службе работают психологи, клинические психологи, психиатр, юрист.

В Службу обращаются как дети, так и взрослые — родители, родственники, друзья, соседи детей. 

Наиболее обширная детская аудитория Службы – это подростки от 12-ти до 18-ти лет. 

Основная тематика обращений, по поводу которых дети звонят в Службу, это:

  • отношения с родителями и сверстниками;
  • учебные проблемы; 
  • остро кризисные обращения, обращения в случаях травматических ситуаций, насилия, различных видов аддикций; 
  • и другие обращения.

Анализ звонков показывает, что самой значимой проблемой  для подростков являются трудности во взаимоотношениях с родителями. Этой тематике посвящен каждый пятый звонок, поступающий в Службу от детей и подростков.

В основном, проблемы во взаимоотношениях выражаются в различных видах конфликтов между родителями и детьми (несогласие детей с требованиями, предъявляемыми родителями по отношению к ним,  предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, отказ родителей удовлетворять те или иные детские просьбы и желания, зачастую навязываемые современному подростку СМИ, подростковой субкультурой). Как отмечают психологи Службы, зачастую конфликты касаются непонимания родителями детских проблем и как результат неэффективное, неконструктивное взаимодействие с детьми. 

Психологи фиксируют, что довольно часто в Службу обращаются либо молодые родители, зачастую не знающие как воспитывать своего ребенка, либо представительницы старшего поколения – бабушки, которые выступают подчас в качестве родителей (заменяя ребенку работающих маму и папу).

К сожалению, характер поступающих звонков говорит о том, что молодой родитель зачастую не склонен к рефлексии (самоанализу), не пытается найти причины своего неблагополучия, склонен обвинять в пробелах в воспитании школу, и в целом, поздно реагирует на ситуацию семейного конфликта, детского неблагополучия, детской неуспешности.

А старшее поколение (бабушки) склонны к гиперопеке, подчас просто не понимают своих внуков, их система воспитания не подходит современному ребенку.

В таких ситуациях ребенок не видит поддержки со стороны близких людей, он может рассчитывать с одной стороны только на себя, а с другой стороны, видя, как родитель перекладывает ответственность за неудачи на других, будет копировать эту модель поведения. 

Другой, не менее значимой проблемой у подростков в возрасте 14-16-ти лет являются трудности, возникающие в отношениях со сверстниками. Трудности здесь касаются статусных ролей в группе сверстников, неумения подстраивать свое поведение под групповые нормы.

Очень часто подростки жалуются на  разные виды конфликтов с ровесниками, которые выражаются в непонимании подростка группой сверстников, изоляции, которой подвергается подросток как в школе, так и в неформальной группе, и в целом неудовлетворении общением.

Увеличиваются жалобы подростков на агрессивное поведение, в том числе и насилие со стороны других подростков — одноклассников либо старшеклассников, чаще всего упоминается физическое насилие и психологическое (эмоциональное) насилие, причем возраст детей, подвергшихся избиениям, «травле», унижениям более чем в половине случаев таких обращений составляет 7-10 лет.

Часто к психологам Службы обращаются дети и подростки по поводу различных проблем здоровья.

  В основном дети обращаются с жалобами на плохое настроение, подавленность, раздражительность, несдержанность, различные по содержанию страхи, нарушения сна, сложности общения со сверстниками.

Много обращений и по поводу психосоматических заболеваний и со стороны детей и со стороны родителей: жалобы на головокружение, головные боли, боли в животе и другую симптоматику. Есть обращения по поводу ранней беременности, и первого сексуального опыта. 

Настораживают обращения детей по поводу употребления психоактивных веществ, алкогольной и наркотической зависимостей. Возраст детей, употребляющих психоактивные вещества, стремительно снижается, но надо сказать, что дети, обратившиеся к психологам Службы,  —   это дети, осознающие свою проблему, беспокоящееся о том, что происходит либо с ними, либо с их друзьями.  

Ежегодно психологи Службы принимают около полутора процентов остро кризисных обращений, содержащих угрозу немедленной реализации суицидальных намерений. А около 3% от всех звонков, поступающих в Службу, касаются  сообщений граждан о несоблюдении, нарушении прав детей. 

Кризисные звонки от детей – это, прежде всего, неразделенная любовь, одиночество, утрата/поиск смысла жизни,  проблемы в семье, проблемы со сверстниками, нарушения прав детей.

Очень часто подтекстом обращений звучит проблема внутриличностного конфликта подростка, но не все дети готовы сразу рассказывать о нем взрослому. Эта проблема всплывает почти всегда, если психолог смог расположить к себе ребенка и показать, что он готов принимать и помогать ему.

При поступлении подобного рода запросов специалисты Службы считают необходимым непосредственно взаимодействовать с учреждениями и службами, оказывающими медицинскую, правовую, социальную, психологическую помощь детям и подросткам.

В случаях, когда абонент в процессе консультации решается нарушить анонимность, специалисты службы передают информацию о поступившем запросе в организации и службы, оказывающие дальнейшую профильную помощь.

Это позволяет оперативно помочь нуждающимся в помощи, а также «проследить» дальнейшую судьбу абонента. 

Психологи Службы попытались составить портрет среднестатистического ребенка, обратившегося на Детский телефон доверия.

Это девочка-подросток 11-15-ти лет, учащаяся 5-8–го класса, из неполной или неблагополучной семьи, с проблемами во взаимоотношениях с родителями либо сверстниками, и в целом с проблемами социальной адаптации и испытывающая вначале разговора с психологом тревогу, опасения, что ее не поймут. В процессе консультирования при условии установлении доверительных отношений с психологом такой ребенок «оттаивает», подробно рассказывает о своих проблемах и готов следовать рекомендациям психолога.

Мальчики и юноши обращаются в Службу гораздо реже, в основном в кризисных и очень тревожных для них ситуациях, либо устраивают разнообразные розыгрыши и демонстративно подчеркивают свое нежелание говорить о личных проблемах.

К сожалению, не все дети, обращающиеся в службу Детского телефона доверия готовы сразу говорить о своих проблемах.

Есть абоненты, которые  звонят под давлением родителей либо других взрослых, лишь около 60% детей и подростков готовы полностью взаимодействовать с психологом и считают, что работа с психологом действительно может помочь им в разрешении их проблем.

Настораживает тот факт, что эти абоненты указывают в качестве причины обращения в Службу то, что они не видят иного способа решить свои проблемы.

Подводя итоги можно сказать, что современного ребенка беспокоят типичные для его возраста проблемы, практически мало изменяющиеся в разные времена (конфликты, проявления насилия со стороны родителей, сверстников, внутриличностные конфликты, учебные трудности).

Но есть и проблемы, связанные с особенностями современного общества: новые формы аддикций (компьютерной, Интернет), проблема раннего употребления наркотических средств, алкоголя, табака,  проблемы ранних сексуальных контактов, нарушения, связанные с поведением (неуправляемость, неконтролируемость, непослушание), также увеличивается частота обращений с жалобами соматического характера. 

Однако следует отметить, что современный ребенок в целом готов делиться своими проблемами с психологами, принимать помощь и поддержку в разрешении своих жизненных трудностей.

Источник: http://PsyJournals.ru/helpline/issue/40505_full.shtml

Проблемы подросткового возраста

«Они минуту взрослые, минуту дети».Робин Скиннер
Читайте также:  Клаустрофобия - психология

Пожалуй, подростковый возраст самый обсуждаемый в психологической литературе. Многие родители боятся наступления этого возраста своих детей и ждут неизбежных проблем. Вспоминая себя, редко кто хочет вернуться именно в этот возраст, все скучают по детству, но очень редко звучит желание быть подростком.

Безусловно, это тяжелое время не только для родителей, но и для самого взрослеющего ребенка. Что происходит с ребенком, который превращается в подростка? Какие основные трудности возникают у детей и родителей в это время? Что можно сделать, чтобы облегчить жизнь семьи в период, когда в ней растет подросток.

По сути, подросток, это человек, который находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями детством и взрослостью. Он уже не имеет преимуществ ребенка, но еще не достиг возможностей взрослого.

Прежде всего, хотелось бы обозначить границы возраста, который мы называем подростковым.

Ранним началом переходного периода можно считать достижение ребенком 10-ти летнего возраста. Обычно самым сложным для подростка и его родителей является период от 12 до 14 лет. Как правило, к 16-17 годам эмоциональный накал спадает и обстановка в семье гармонизируется. Но бывает, что рамки сдвигаются в ту или иную сторону в силу особенностей эмоционального развития отдельного ребенка.

Рассмотрим проблемы, с которыми часто обращаются к психологу родители подростков.

Конфликты в семье, непослушание ребенка неуважение родителей, потеря контроля над ребенком

Нередко испуганная мама или папа приводят своего подростка к психологу и говорят, что перестали справляться с ним. Сын или дочь забросили учебу, не убирают в своей комнате, ходят не пойми в чем и никого не слушают, а делают по-своему. По несколько часов висят на телефоне и неизвестно с кем общаются. Знакомая картина?

Давайте посмотрим на нее с другой стороны и подумаем о механизмах происходящего.

Важной возрастной задачей, с которой нужно справиться подростку, является отделение от родителей. При этом авторитет родителей неизбежно снижается. Новыми значимыми фигурами становятся другие взрослые, которых молодые люди рассматривают в качестве образцов, и ровесники, чье мнение начинает цениться выше, чем прежде.

Особые сложности для подростков создает то, что родители все ощутимее лишают своих детей поддержки, которую оказывали им в предшествующие годы. «Ты уже не ребенок, возьми себя в руки» — такое часто говорят подростку. Желая своему ребенку успехов в школе и на работе, родители требуют, чтобы он принял на себя ответственность за свое постепенное взросление.

При этом многие из них дают понять, что хотя они и признают отделение подростков, они будут продолжать давать указания своим уже выросшим детям. Эта противоречивая ситуация болезненно воспринимается подростками. Они остро чувствуют груз родительских претензий и желание видеть их взрослыми.

Одновременно с этим они получают противоречивый сигнал: «У тебя еще нет равных с нами прав. Ты должен делать то, что говорит тебе твой отец/твоя мать». Чем жестче звучат требования и чем меньше у подростка внутренней силы, тем скорее возникнет опасность того, что он будет чувствовать себя неудачником.

Одни реагируют на это апатией, другие – агрессией, но все они стремятся тем или иным способом избежать этой ситуации в прямом и переносном смысле.

Цитируется по: Клаус Фопель «На пороге взрослой жизни» -М.:Генезис, 2008г.

Агрессивное поведение подростков, как правило, является естественной реакцией эмансипации. Часто она возникает в отчет на давление со стороны взрослых.

Агрессия может проявляться в открытой активной форме (требовательность, категоричность, повышенный тон, открытое сопротивление, разрушительные действия) а так же в пассивной форме (апатия, лень, игнорирование требований).

Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая прямая, совестное оскорбление, унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка и т.д.

) поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у подростка.

Но это не значит, что родители должны во всем потакать взрослеющему ребенку. Подросткам просто крайне необходима родительская последовательность и твердость. Потому как, если они не будут понимать против чего бунтовать, отделения не произойдет.

Нельзя отделиться от идеальных родителей. Подросток учится независимости, чаще не поступая так, как хотят родители, или поступая, так, как родители не хотят.

К тому же взрослые оберегают их – ограждая от опасностей внешнего мира, так же как они это делали для своих детей, когда они начали ходить.

Если родители хорошо прошли этот этап со своим ребенком в его раннем детстве, то сейчас им будет безусловно легче. Но если не сумели с достаточной твердостью указать «границы» детям в 1,5-2 года, теперь им будет намного труднее сделать это, когда дети подросли и набрались сил.

В таком случае если родители признают борьбу как меру помощи детям, они будут стоять стеной, чтобы детям было обо что биться. Разумеется родителям следует время от времени пересматривать свою «позицию» быть гибкими, ведь дети растут, они все независимее – им нужно все больше пространства.

Соглашаясь с требованиями молодых, пробуя угодить детям, осчастливить их, родители на самом деле допускают ошибку в стратегии. Смысл боевых действий ведь к тому и сводится, чтобы подростку было что атаковать. А если родители раз за разом сдают «позицию» подросток вынужден вступить на путь отчаянных поисков такого поведеньица, на какое, наконец, отреагируют.

Конфликт будет обостряться, пока либо родители не перейдут к противостоянию, либо дети не сожгут дом дотла.

Робин Синнер Дожон Клииз «Семья и как в ней уцелеть»

Подростковая лень

За подростковой ленью может скрываться совершенно разные реакции и проблемы: депрессия, проявление страха или беспомощности, агрессия, выраженная в пассивной форме (протест или провокация), следствие хронических перегрузок, проявление подражательного (группа – ориентированного) поведения, один из способов обратить на себя внимание, плохое самочувствие вследствие высокого расхода энергии и гормональной перестройки.

Поэтому прежде чем «принимать меры», родителям стоит разобраться в причинах возникновения подобной реакции их ребенка.

Чувства родителей

Важно, чтобы подростки поняли, что и родители находятся в тяжелом положении: они чувствуют, что их значимость снизилась, что взросление детей означает достижение наивысшей точки с их собственном жизненном цикле, после которой начинается спад.

Для родителей это тоже кризис, им трудно переживать отделение детей. Они не знают, как им жить дальше и что они хотят осуществить во второй половине жизни.

Некоторые из них чувствуют зависть к жизненной силе и еще неизвестному будущему своих детей, а так же грусть из-за опустевшего семейного гнезда.

На фоне этих чувств родители часто начинают бороться со своими детьми. Они вмешиваются в их дела в неподходящие моменты, мелочно опекают детей и испытывают чрезмерную тревогу или же эмоционально отдаляются и отказывают детям в необходимой похвале и симпатии.

Вот несколько советов, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком:

· следите за собой — не делайте различий при обращении с вашими детьми, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы второму;

· обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;

· не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять, — настраиваясь заранее на покорность и послушание, вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет;

· во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле, — что он не любит вас, ненавидит и так далее; имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику;

· знайте, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя, что вы плохая мать или никчемный отец, — это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

(цитируется по Амиргазмаева О.А. , Ахмадеева Н.М. , Усова Ю.В. “ Стресс: как его победить” Армада-Пресс Москва 2001)

Связаться с автором: Сапегина Д.Л.

>>> Обсудить на форуме

Источник: http://psychoanalitiki.ru/problemi-podrostkov.html

Основной проблемой подросткового возраста является максимализм

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь.

Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон.

С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Проблемы подростков проявляются с 13 до 16 лет

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Основные проблемы подростков

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован.

Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли.

Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят.

В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт.

С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

Противоречивость подростков — одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

Что влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

Подростковый период — основные признаки

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния.

У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм.

Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность — это всегда защищённость.

Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь.

Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.

Самооценка подростков — как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких. Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения.

Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить.

Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Формирование самооценки — длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут.

Секс — самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент.

Другая причина вспыльчивости — изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.

Практически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества.

Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными.

Читайте также:  Произвольные и непроизвольные эмоции - психология

Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.

Отчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых

Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, чтоявляется вредным и противозаконным.

Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Наркотики и наркомания

О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Часто виной этому — конформизм.

Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим.

Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.

Протест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий

Наркомания подростков — способ проявления протеста

В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/kakie-problemy-dlya-podrostkovogo-vozrasta-yavlyayutsya-osnovnymi-prichiny-i-puti-preodoleniya.html

Экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями.

Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

В последнее время интерес к этому виду экспертизы возрастает, причиной чему является постепенное осознание государством и судебной системой того обстоятельства, что при вынесении решений по вопросам, непосредственно затрагивающим судьбу детей, нельзя руководствоваться исключительно юридическими и материально-экономическими соображениями.

Чтобы максимально защитить интересы ребенка и обеспечить ему более комфортные условия взросления, проводят экспертизу детско-родительских отношений. Зачастую невозможно установить истинное положение дел в семейных отношениях, проведя прямой опрос детей.

Дети усваивают идеальные родительские установки и чаще всего при ответе на вопросы суда транслируют эти установки бездумно, потому что «так правильно». Ребенок может быть запуган одним из родителей и побоится признаться в этом. Бывает, родители специально готовят детей к выступлению в суде, заставляя заучивать «правильные» ответы.

Чтобы понять, к кому из родителей ребенок относится лучше, с кем из родителей у ребенка установились более комфортные и доверительные отношения, какова вообще семейная атмосфера, прибегают к экспертизе детско-родительских отношений.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта.

Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье.

Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним.

Идеальные представления родителей о ребенке и о своей роли родителя выражаются в декларируемых принципах. Истинное же отношение можно выявить с помощью специальных методик.

Точно так же и ребенок может демонстрировать образ идеального члена семьи, но при этом ощущать себя совершенно иначе, испытывать качественно другие эмоции вплоть до противоположных.

Для выявления истинного отношения родителя к ребенку широко используются творческие и проективные методики. К примеру, родителю может быть предложено к написанию «Сочинение родителя», в котором он в свободной форме излагает свои взгляды на ребенка, систему воспитания, семью в целом.

Методика довольно-таки сложна, так как требует от родителя приложения значительных усилий и наличия определенного уровня интеллектуального развития, но при этом достаточно эффективно оценивает многие аспекты родительского отношения. Другая эффективная методика называется «Закончи предложение».

Родителям предлагаются начала фраз, которые надо завершить. Например: «Мне нравится, когда мой ребенок…». Эта методика неоднократно доказывала свою эффективность. Причина успешности этого подхода заключается в том, что человека ставят в заданные рамки.

Это ограничивает его, с одной стороны, формулой высказывания, а с другой, убирает на второй план составленные заготовки, позволяет заговорить истинным эмоциям.

Как это ни удивительно, но необходимость сформулировать свою мысль в другой форме провоцирует исследуемого быть более правдивым, говорить о том, что на самом деле беспокоит его. Этот эффект связан с принципами построения лжи в мозге человека.

Декларируемые установки являются, по сути, ложью, на продуцирование которой мозг затрачивает много сил. При переключении усилий мозга на лингвистическую работу по переформулировке предложений эмоциональный поток освобождается, и в предложениях появляются истинные чувства. Кроме того, подобные задания способствуют взгляду на ситуацию под несколько иным углом, что тоже служит конечному установлению истины.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому.

Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы.

Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

Подобные предписания существуют для всех применяемых в ходе экспертизы методик исследования. Стоит ли говорить о том, насколько важно участие в исследовании компетентного специалиста, ведь от результата его работы зависит дальнейшая судьба ребенка.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  1. Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  2. Уровень психологического развития ребенка.
  3. Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  4. Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  5. Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  6. Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов.

    К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования.

    Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.

  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе.

    Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка – наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями.

Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Вопросы, на которые отвечает эксперт в области экспертизы детско-родительских отношений

  1. Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  2. Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  3. Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.

    )?

  4. Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  5. Какова основная характеристика личности родителя?
  6. Каков уровень психологического развития ребенка?
  7. Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  8. Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  9. Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  10. Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  11. Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  12. Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  13. Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  14. Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  15. Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  16. Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  17. Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  18. Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  19. Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  20. Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: http://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-detsko-roditelskikh-otnoshenii/

Статья на тему: Типичные проблемы родителей

 Типичные трудности родителей младшего школьника.

Между детьми младшего школьного возраста и родителями могут проявляться такие виды проблем, которые требуют проведения психологической консультации.

Случай 1. Родители, чей ребенок уже приступил к учебе в первом классе школы, волнуются о том, что он учится плохо.

В данном случае – при плохом начале обучения в школе ребенка – требуется установить причину этого. Как правило, бывает несколько причин плохого начала обучения в школе ребенка, и в соответствии с тем, какие они на самом деле, родителям нужно предоставлять разные практические рекомендации.

В первом классе ребенку могут не давать задание на дом, не выставлять оценки, родитель остро ощущает, как быстро сменилась радость первых дней пребывания ребенка в школе нежеланием идти в класс, обращением к тем видам деятельности, которые навсегда были, как казалось, оставлены в дошкольном детстве, а в некоторых случаях – уходом ребенка в общее соматическое недомогание или болезнь. Задача специалиста – помочь родителям понять, почему так случилось  [8, с. 302].

Причины на начальных этапах обучения школьной неуспеваемости имеют как социальный, так и биологический характер. Могут быть отнесены к биологическим причинам:

— частые простудные заболевания и хронические болезни ребенка и его общая соматическая ослабленность, как следствие;

— нарушения в сфере работы отдельных анализаторов и их межанализаторного взаимодействия (неловкая мелкая ручная и общая  моторика, недостатки речевого развития, незначительное снижение слуха и др.);

— общая вегетативная незрелость;

— на фоне соматической ослабленности  вегетативная лабильность (вследствие ослабленности самой вегетативной нервной системы или в силу незрелости);

— незрелость подкорковых структур (дефицит внимания с гиперактивностью);

— корковая незрелость (низкий темп психической активности).

Среди социально-психологических причин чаще отмечаются социальная депривация, педагогическая запущенность ребенка, плохие условия воспитания и жизнеобеспечения, жестко нормативный стиль семейного воспитания и иные психотравмирующие воздействия среды.

Предпосылкой к возникновению школьной неуспешности может стать психологическая неготовность ребенка к систематической, целенаправленной работе в условиях новой ситуации развития.

Даже хорошо читающий и считающий ребенок может на первых порах испытывать затруднения, связанные с новой для него системой взаимоотношений, характерной для школьного коллектива и всей системы общественного воспитания.

Родитель должен быть готов к тому, что в начальный период обучения ребенка жизненно необходимо обсуждать с ним не то, что он «проходил» на уроках, а особенности его взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

Поскольку ребенок в силу малого опыта коллективного общения (по статистике лишь 49 % российских детей, поступивших в школу в начале третьего тысячелетия, посещали дошкольные учреждения) еще не обладает достаточным набором психологических средств для объяснения мотивов общения и отношений одноклассников и учителя с детьми [11, с. 69].

Беспокойство родителей по поводу проблем обучения ребенка в первом классе может иметь мнимые и истинные причины.

Когда психолог сталкивается с мнимыми причинами неуспешности, при беседе с родителями (или с одним из них) в первую очередь выявляется повышенная тревога за перспективы обучения ребенка в школе. Эта тревога связана с его собственным, зачастую негативным опытом посещения общеобразовательного учреждения.

Реально у ребенка может отмечаться несколько затянувшаяся фаза адаптационного периода к новому виду деятельности. По данным психологов, используемых в нормативных документах, в течение первых двух месяцев школьного обучения адаптируются лишь 50-60 % учащихся первых классов, еще 30 % – в течение первого полугодия.

Но 10-15 % детей испытывают трудности со школьной адаптацией на протяжении всего первого года обучения [14, с. 105].

В подобной ситуации необходима консультативная работа с родителем, а не с ребенком, иначе его негативное восприятие школы нанесет непоправимый вред ребенку.

Если причины запроса родителя реально связаны с обучением ребенка, необходимо всесторонне разобраться в проблеме. Консультант должен четко понимать границы собственной компетентности.

Ребенка нужно проконсультировать у таких специалистов, как психоневролог, невропатолог, учитель-дефектолог, логопед.

Если есть подозрения на трудности, связанные с сенсорной недостаточностью, – у профильного специалиста (отоларинголога, сурдопсихолога, сурдопедагога, окулиста, тифлопедагога и др.).

Важно объяснить значимость этих консультаций и подготовить к возможным последствиям. Если у ребенка диагностирована, например, умственная отсталость, не стоит успокаивать родителей тем, что в дальнейшем он сможет успешно окончить общеобразовательную школу. Важнее настроить их на сотрудничество со специалистами. Действовать необходимо в интересах ребенка.

Безусловно, родитель имеет право попытаться обучать ребенка в общеобразовательной школе, в классе коррекционно-развивающего обучения, но пользы от этого ребенок не получит. Общеобразовательная школа не дает проблемному ребенку практических навыков, необходимых для дальнейшей жизни.

Она не готовит к трудовой деятельности и, следовательно, не поможет найти собственную нишу в жизнедеятельности социума. Очень часто, намучившись с ребенком, с его домашними заданиями, двойками и прогулами, родители вновь приходят к специалистам в среднем звене школы и просят направить его во вспомогательную школу. Но золотое время уже упущено.

У ребенка в голове «каша» из обрывков теоретических знаний, которые ему часто не нужны, а также негативный «багаж» школьного опыта общения со сверстниками и учителями.

Если у ребенка выявлено негрубое отставание в развитии психических функций, трудности в усвоении программного материала и эмоциональная незрелость, ему необходимо оказать коррекционную помощь в форме индивидуальных или групповых занятий. Обсуждение содержания этих занятий не входит в задачи данного пособия.

Однако здесь необходимо отметить, насколько значимо привлечение родителей к их проведению. Во-первых, целесообразно приглашать родителей на коррекционные занятия, проводимые психологом с их детьми.

Во-вторых, желательно давать родителям и детям задания для домашней работы, например сходить в зоопарк, понаблюдать за поведением диких животных, а дома записать, каких животных встретили в зоопарке. В-третьих, полезно проводить с родителями регулярные встречи по вопросам динамики развития ребенка.

На этих встречах, которые могут иметь как групповую, так и индивидуальную форму, необходимо не только обсуждать проблемы их детей, но и проводить психотерапевтическую поддержку усилий со стороны родителей.

Психолог должен заряжать родителей своей энергией и верой в успех ребенка, а также помогать им справляться с личностными трудностями, которые обязательно встретятся им в процессе поддержки собственного ребенка. Кроме того, родителям нужно помочь в налаживании отношений с педагогами, у которых учится их ребенок, подсказать, какую стратегию общения может избрать родитель, чтобы минимизировать возможные осложнения в отношениях ребенка и учителя [18].

Случай 2. Родители младшего школьника обеспокоены те, что у их ребенка почему-то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми.

Наиболее распространенной причиной нежелания учиться является несформированность у ребенка нужных коммуникативных качеств личности, которые позволяли бы ему устанавливать нормальные взаимоотношения с другими детьми.

Чаще всего это случается с единственными детьми в семье, которые до поступления в школу не посещали дошкольных учреждений типа детского сада.

Нередко это происходит и с избалованными детьми, которые долгое время находились дома в привилегированном положении: им, например, все прощали и потакали во всем.

Оказавшись в непривычной для себя социальной обстановке, среди других детей, имеющих равные с ними права, лишившись многих из своих преимуществ, такие дети начинают стихийно протестовать против этого, провоцируя конфликты и настраивая против себя окружающих детей [24, с. 57].

Психолог-консультант работает, соблюдая этапы:

— выяснить, когда, при каких условиях, в какой обстановке у ребенка чаще всего возникают проблемы в общении с другими детьми, и попросить клиента внимательно понаблюдать за своим ребенком в этих условиях;

— необходимо определить позицию, которую в конфликтах с другими детьми занимает сам ребенок, и помочь родителям осознать и правильно оценить эту позицию;

— следует точно установить, как ко всему этому относятся сами родители ребенка, и помочь им осознать это отношение;

— важно прояснить, как к данному ребенку на самом деле относятся все другие дети, с которыми он общается.

Скорее всего (и далее в этом психологу необходимо будет убедить родителей) более правыми в конфликтах окажутся другие дети, а не их собственный ребенок.

Если психологу не удастся убедить в этом родителей, то вряд ли можно будет рассчитывать на существенное изменение в лучшую сторону возникшей ситуации, так как в ней очень многое зависит от правильной позиции родителей ребенка.

С учетом прояснившихся жизненных обстоятельств, психолог может давать родителям ребенка конкретные рекомендации о том, как практически изменить его поведение, чтобы отношение к нему других детей улучшилось.

Иной вероятной причиной возникновения подобного конфликта могут стать какие-либо отрицательные черты характера ребенка, неприемлемые в общении с людьми. Тогда необходимо будет принять срочные меры, направленные на то, чтобы перевоспитать ребенка.

Дело также может заключаться в недостатках не самого ребенка, а тех детей, с которыми он общается. Этот случай встречается в жизни сравнительно реже, чем первый, и его можно идентифицировать по тому, сколько детей плохо относятся к данному ребенку.

Если к нему плохо относятся все без исключения или большинство, то дело, скорее всего, в недостатках психологии или поведения самого ребенка.

Если плохо к нему относятся далеко не все дети, а только некоторые из них, то, по-видимому, сам ребенок не несет полной ответственности за плохие взаимоотношения со своими сверстниками [22, с. 318].

Наконец, причина плохих взаимоотношений детей может быть не в них самих, а в поведении взрослых людей – родителей или учителей, которые своими непродуманными действиями препятствуют установлению между детьми нормальных взаимоотношений.

Это может происходить, например, тогда, когда взрослые люди необоснованно выделяют и наказывают одних детей, в то же самое время не замечая и прощая другим детям аналогичные или даже более серьезные проступки.

К примеру, это может происходить тогда, когда учителя ставят одним детям завышенные, а другим заниженные оценки.

В жизни эти причины могут действовать вместе, и задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы выявить их и дать клиенту рекомендации по их устранению.

Случай 3. Родители беспокоятся по поводу того, что у ребенка не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.

Взаимоотношения ребенка с учителями в начальной школе могут не складываться по причинам, указанным в предыдущем пункте, а также из-за того, что данный ребенок нестандартен, не вполне соответствует общим, привычным требованиям, предъявляемым к детям в школе.

Вследствие этого, он может претендовать на повышенное внимание к себе, и своим нестандартным поведением доставлять немало дополнительных трудностей учителям. Так называемыми нестандартными могут быть самые разные дети: и нормально развивающиеся, и одаренные, и отстающие от других детей в своем развитии.

Но чаще всего нестандартными все же являются одаренные и отстающие дети.

Нестандартность ребенка может, в частности, проявляться в особенностях его деятельности (например, работа левой рукой), в специфике его когнитивных процессов (ребенок может мыслить, воспринимать, запоминать и воспроизводить материал не так, как это делают другие дети), в наличии у ребенка особенных свойств темперамента, интересов или черт характера, и, наконец, в необычности стиля общения ребенка с окружающими людьми: учителями, родителями, сверстниками.

Нестандартный ребенок – это вовсе не обязательно такой, отклонение которого от нормы должно рассматриваться как аномалия, т.е. как отрицательное явление.

Но, вместе с тем, нестандартный ребенок – это всегда ребенок, требующий к себе особого внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Нестандартный ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с другими детьми.

Далеко не всем учителям по душе иметь дело с нестандартными детьми, так как из-за необычности ребенка общение с ним порождает дополнительные проблемы [20].

То, что нестандартность ребенка – это далеко не всегда отрицательное качество для его развития, психолог должен будет, в первую очередь, разъяснить родителям, обратившимся в консультацию.

Затем необходимо будет провести разностороннее психологическое обследование ребенка для того, чтобы выяснить, в чем же на самом деле состоит его нестандартность, что в этой нестандартности положительное и что отрицательное, что необходимо сохранить и от чего желательно избавиться.

Как правило, при обследовании обнаруживается, что далеко не все в ребенке, вызывающее тревогу родителей или учителей, следует изменять.

Нередко, например, ошибающимся в ценностной оценке нестандартности ребенка является учитель, который жалуется психологу на чрезмерную активность или необычный образ мышления ребенка.

Это-то как раз часто оказывается достоинством ребенка, способствующим его психологическому развитию, если данный ребенок во всем другом не уступает иным детям. В этом случае лучше менять позицию учителя, а не психологию ребенка.

Случай 4. Родители беспокоятся по поводу несамостоятельности ребенка.

Многие родители на первых порах стараются помогать ребенку в усвоении программного материала, в выполнении не только письменных, но и устных заданий. Безусловно, в начале обучения эта помощь может быть оправданна.

Но если она затягивается на долгие месяцы, у ребенка вырабатывается привычка ждать родителей с работы, чтобы с ними сесть за уроки. Порой без родителей дети даже не приступают к выполнению домашнего задания. Формируется устойчивая зависимость ребенка от родителя.

Родитель, который сначала с радостью помогал ребенку, начинает тяготиться этой зависимостью и идет к консультанту с вопросом: как помочь ребенку стать более самостоятельным? [21].

Проблема самостоятельности возникает не в школьном возрасте, а значительно раньше, сейчас она лишь проявляется в своем новом качестве. Как и многие другие проблемы, она является следствием неправильной воспитательной позиции в семье. Родители зачастую не дают возможности ребенку совершить и закрепить жизненно важные находки, связанные с организацией собственного поведения.

Ребенка хвалят за то, что он сам одевается, но если он надевает что-либо несоответствующее вкусам или взглядам родителей, ему выговаривают, что «он ужасно вырядился».

Ребенка поощряют за самостоятельное выполнение домашнего задания, но тут же указывают на встретившиеся в нем ошибки, зачастую добавляя: «Вот если бы ты меня подождал, я бы проверил ошибки, и ты бы переписал с черновика все правильно, без ошибок». Примеры можно множить до бесконечности.

Понятно, что ребенок, стремящийся к самостоятельности, на первых порах будет совершать ошибки в любых делах. Но это не повод запрещать ему экспериментировать с миром вещей или явлений, поступков или отношений. Только постигая свои возможности, границы своих «хочу» и «могу», ребенок овладевает умениями и навыками [7, с. 374].

Понятно, что взрослый многое сделает лучше, чем ребенок, особенно то, чем он занимался всю свою сознательную жизнь.

Но лишь постепенно давая ребенку все больше и больше самостоятельности, можно воспитать личность, способную к самоконтролю и автономии.

Расширяя зону самостоятельности собственного ребенка, родители овладевают стратегией воспитания социально ответственного гражданина, а не иждивенца, зависимого, неумелого и личностно незрелого.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/09/tipichnye-problemy-roditeley

Ссылка на основную публикацию