Проблемы с ребенком: «я сам!» — психология

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Проблемы с ребенком: «Я сам!» - психология

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы.

Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно.

Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов.

Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести.

Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 10 причин плохого поведения детей

Как мы пережили кризис

Читаем также: Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/krizis-treh-let.html

Читать

Читать

© Сатья дас (Яковлев С. А.), 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Сатья – семейный психолог и философ. С 2005 года дает семинары по семейной психологии, воспитанию детей. Изучает семейную психологию, женат и воспитывает сына. Автор популярных в странах СНГ и Европы семинаров «Философия счастливой жизни», «Нескучная семейная психология», «Очарование женственности».

Чем отличается современное воспитание от того, что основано на древних принципах?

Современное воспитание строится на предположении, что ребенок – это белый лист, и мы на нем способны нарисовать все, что хотим, родители могут сформировать ребенка по своему замыслу.

Древняя ведическая концепция говорит о том, что ребенок приходит в мир с уникальной судьбой, со своей собственной кармой и определенными качествами.

И задача родителей – не пытаться сформировать его по принципу: «Что хочу, то и нарисую», а увидеть эти врожденные склонности ребенка, причем и положительные, и отрицательные, а затем помочь расцвести положительным качествам, а отрицательные попытаться как-то заблокировать, искоренить, не дать им развиваться.

В этой книге я хочу рассказать о том, что это можно сделать. Для чего? Потому что уверен: счастливое детство, счастливый ребенок, счастливые родители – это результат воспитания, основанного на ведических принципах. И каждая семья может стать счастливой, если будет им следовать.

Обычно мы все – и мужчины и женщины – в определенном возрасте хотим детей. Но часто в процессе их воспитания возникают те или иные проблемы. Причем чем старше дети, тем их больше – как в пословице: «Маленькие дети – маленькие беды, большие дети – большие беды».

Мы-то думаем, что когда они станут старше, проблемы уйдут, но, оказывается, проблемы вырастают вместе с детьми. Давайте выясним, почему так происходит и что с этим можно сделать.

Существуют определенные правила построения отношений с детьми. Если их выполнять, то и вы, и дети получат от процесса воспитания только положительные эмоции. Что значит почувствовать счастье от процесса воспитания детей? Это значит, дети будут вас радовать.

Вы будете на них смотреть с утра до вечера и думать: «Боже, какие у меня хорошие дети, какое счастье! Неужели они скоро вырастут? Сыну пятнадцать лет, еще три года, и он станет совсем самостоятельным, что же я буду тогда делать? Хоть бы внуки пошли побыстрее, потому что дети – это классно!»

Но в реальной жизни обычно все происходит не так. Родители орут: «Я тебя кормлю и пою, а ты, подлюка, глаза вылупил в свой компьютер, да еще и двойку получил». Такое, к сожалению, бывает очень часто.

Проблемы с детьми есть почти у каждого из нас, и часто они еще больше, чем в отношениях между мужем и женой. Почему проблемы в отношениях с детьми сложнее, чем между супругами? Да потому что с ребенком нельзя развестись. Вы вынуждены строить эти отношения всю жизнь.

Отношения между родителем и ребенком сложнее, чем между мужем и женой. С ребенком нельзя развестись. Вы вынуждены строить отношения с детьми всю жизнь!

В далекие времена не было такого понятия, как развод, поэтому отношения между мужем и женой складывались по таким же принципам, как и с детьми. Тогда не было возможности сказать: «Я не хочу с тобой жить, уходи», и поэтому муж и жена были вынуждены мириться в любом случае. Сейчас люди так не поступают, и, если супруг не устраивает, всегда можно подать на развод.

Но ребенку нельзя сказать: «Ну-ка, послушай, что скажу. Ты страшно достал меня. В свои четырнадцать лет ты стал просто невыносимым. Ты совсем не такой, каким я хотела тебя видеть в будущем. Поэтому пошел вон отсюда, я не хочу больше общаться с тобой.

Вон из моей семьи!» А потом еще и мужу сказать: «Вася, смотри, я выгнала этого урода!» А он отвечает: «Я сам давно уже хотел его выгнать, еще с тех пор, как ему девять лет исполнилось.

Читайте также:  Борьба со скукой и творчество – случай с собаками - психология

Как хорошо, что ты это сделала, дорогая!» Это просто невозможно, и мы пытаемся строить взаимоотношения с детьми, и нельзя опускать руки. Но по этой же причине ошибок в воспитании детей намного большее.

Например, в отношениях с супругом можно сказать: «Да, мы были молодыми, глупыми, что-то неправильно сделали». С детьми так нельзя. Абсурдна фраза: «Да, мы были глупыми – я был глупым как отец, а он был глупым как сын».

В отношениях детей и родителей ответственность лежит полностью на родителях, потому что нельзя быть глупым ребенком.

Невозможно ответственность между детьми и родителями поделить поровну, чтобы за одну половину отвечал 43-летний отец, а за вторую – 10-летний сын.

И никогда строгий судья не скажет: «Ты, мальчик, виноват на 50 % в том, что не смог с отцом построить отношения». Нет, родители отвечают за все на 100 %, на каждом этапе воспитания детей.

К сожалению, наши принципы воспитания часто полностью построены на стереотипах, причем таких, которые с точки зрения психологии вообще не работают. И с точки зрения ведических наук они не работают. А мы усиленно пытаемся эти стереотипы пропихнуть детям.

Личный пример и воспитание

Ведическое воспитание можно выразить всего одним словом на санскрите – ачар. Это принцип воспитания детей личным примером. Потому что на самом деле дети просто копируют то, что делают родители, даже не задумываясь над этим. Дети не воспитываются лекциями, нотациями и тому подобными способами.

Все мы помним какие-то истории из детства, когда родители нас долго отчитывали за неубранные постели и двойки в школе. И мы слушали их, испытывая ментальную тошноту, и в лучшем случае оставались равнодушными к их словам, а в худшем – делали все ровно наоборот. Но на самом деле мы просто копировали на тонком уровне поведение самих родителей.

Мама и папа являются очень сильным примером для ребенка. Даже если он думает: «Я не хочу быть похожим на своих родителей», на самом деле, вырастая, он становится их копией по привычкам и характеру.

Именно поэтому девушкам рекомендую: «Хочешь узнать получше своего будущего мужа, знакомься с его родителями, смотри, как папа общается с мамой, и очень велика вероятность того, что в твоей жизни с ним будет так же».

То же самое рекомендую и парню: «Хочешь узнать лучше свою будущую жену, смотри на тещу. Скорей всего, твоя жена в дальнейшем станет именно такой».

Конечно, между детьми и родителями всегда будут какие-то отличия, но костяк, основа остаются примерно одинаковыми, переходят по наследству из поколения в поколение.

Можно ли изменить подобное положение? Можно, но это достаточно сложно, потому что нам очень трудно ломать стереотипы воспитания, сложившиеся в семье. Поэтому надо знать самое важное правило для родителей.

Для воспитания детей нужно в первую очередь воспитывать самого себя.

Воспитывая себя, тем самым ты воспитываешь детей.

А по отношению к детям вообще прекрасно работает принцип: чем меньше воспитания, тем лучше. Пусть вообще не будет никакого воспитания, чем мы будем использовать неправильные модели.

На самом деле детей не надо воспитывать, их просто необходимо любить. Это не значит, что они должны расти как трава в поле. В понятие «любовь» необходимо вкладывать некие знания, надо уметь любить правильно.

Я как-то общался с одной дамой, она говорит:

– Я очень люблю своего ребенка.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=601323&p=1

Кризис 3 лет: что это такое, 7 главных признаков, рекомендации для родителей от детского психолога

Кризис 3 лет: что это такое, 7 главных признаков, рекомендации для родителей от детского психолога

Последнее обновление статьи: 26.03.2018 г.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Негативизм

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.

Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;
  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Нет нужды давить на ребёнка или заставлять его выполнять нужное действие. Пусть он немного «остынет», а уже затем обращайтесь к нему с просьбой. Как вариант, «переговорщиком» может выступить другой член семьи – например, папа.

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

Упрямство

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.

Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;
  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).

Нет нужды переубеждать ребёнка или опять же настаивать на своём. Оптимальное решение – оставить завтрак на столе и предложить малышу принять пищу, когда он проголодается.

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Подобное поведение – пример манипулирования. Поэтому старайтесь не идти на поводу маленького деспота, одновременно показывая, что ваше внимание вполне можно привлечь мирными способами, без конфликтов и истеричности.

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Важно переключать внимание ребёнка другими игрушками – вместо куклы предлагайте машинку. Регулярно смотрите с малышом мультики и читайте книжки по теме правил поведения с людьми, также можно проигрывать ситуацию в сюжетных играх.

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Самостоятельное поведение ребёнка – ключ к приобретению драгоценного опыта. Даже если у детей что-то не получится с первого раза, появится возможность научиться на своих ошибках. Однако введите запреты на те действия, которые могут навредить ребёнку или другим людям.

Читайте также:  Безволие (юноша) - психология

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Во время протестных «акций» старайтесь не терять самообладание, слушайте мнение ребёнка. Если он бунтует против мер безопасности (хочет играть с мячом на дороге), не идите на поводу и не меняйте решения.

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Истерики у ребёнка 3 лет возникают достаточно часто. Рекомендации психолога позволят разобраться, каковы основные причины столь эмоционального поведения, как предупреждать истерики и каким образом можно снизить силу этих реакций.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Источник: http://kroha.info/razvitie/krizis-3-let

Я — сам, или кризис трех лет

Я - сам, или кризис трех лет

Чем взрослее становится ваш малыш, тем больше «сюрпризов» появляется в его поведении. После первых катаклизмов того этапа, когда ребенку исполнился год и он проявил стремление к самостоятельности и независимости, наступил относительно спокойный период. Но минуло время, и покой изменился следующим кризисом, который в психологии получил название «кризиса трех лет».

В этот период самое главное задание, которое решает маленький человек, — это необходимость самоутвердиться в мире, доказать свою самостоятельность и независимость. «Я сам» — такие слова сопровождают каждый шаг ребенка. И это не прихоть, а жизненная необходимость.

Таким образом, кризис трех лет — это период в жизни малыша, когда он любой ценой должен доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых, которые его окружают. Причем, если ребенку не удастся убедить в этом, в первую очередь, самого себя, в будущей жизни ему будет чрезвычайно трудно.

В этот период происходит полная перестройка отношений ребенка с взрослыми, которые его окружают. Кризис трех лет — это перелом устоявшихся взаимоотношений, для того, чтобы построить новые формы отношений между ребенком и взрослым.

К концу раннего возраста у малыша возникает тенденция к самостоятельности, которая обуславливает не только появление этой самостоятельности, заметной внешне, но и одновременно отделение ребенка от взрослого. До этого малыш воспринимал людей, которые его окружают, как часть себя.

Теперь детская жизнь из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Опять родители с удивлением наблюдают проявления упрямства, непослушания, своеволия, протеста, бунта, а иногда даже деспотизма со стороны малыша.

И если в возрасте одного года ребенок просто делал, или, по крайней мере, пытался делать все по-своему, то теперь такое поведение сопровождается словами «Я сам».

И действительно, ребенок пытается все делать самостоятельно или, еще чаще, делает наоборот: когда зовут обедать, отвечает «не хочу», когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что хочет и тому подобное.

Что же произошло? А имеет место то, что ребенок впервые осознал себя как личность, отделил себя от родителей. Отныне он сам стремится стать взрослым, действовать так, как действуют старшие. Конечно, это ему не всегда удается, потому и вызывает протест и негативизм.

Ребенок отказывается подчиняться требованиям, которые ставят взрослые, настаивает на собственном мнении, на своем решении, иногда это бывает похоже на то, что ребенок объявил войну родителям и протестует против всех устоявшихся правил и обычаев, которые существовали раньше.

В принципе, ваш малыш добывает в борьбе в настоящий момент свое право не просто на физическую самостоятельность, как это было во время кризиса одного года. Теперь ребенок самостоятельно осмысливает и решает, какие его намерения и желания.

Что могут сделать родители? Выход таков, как и во время предыдущего кризиса — проявить максимум терпения, предоставить ребенку как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Таким образом, малышу нужно больше свободы действий.

Конечно же, в настоящий момент все по-другому, малыш уже достаточно взрослый, чтобы его можно было просто отвлечь от немедленного осуществления какого-то конкретного желания.

Теперь, когда у ребенка уже есть восприятие себя как личности, реальное осознание своих собственных «хочу», его намерения становятся сознательными. Такого маленького человека уже невозможно «переключить» на что-нибудь другое.

Руководить поведением трехлетнего малыша становится намного тяжелее. Отныне нельзя просто навязывать ему свою волю, конечно, речь не идет о крайних случаях, например, когда проявление самостоятельности может навредить ребенку.

Как действовать в таких ситуациях? Проявить максимум терпения, предоставить ребенку право выбора, можно вовремя предупреждать малыша, например, о том, что «скоро мы пойдем гулять, ты завершай игру и начинай собираться». Увидите, что и в самом деле вскоре ваш ребенок будет готов отправиться на прогулку.

Специалисты установили, что если родители поощряют желание малыша самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно, а значит и приносит родителям меньше тревог с точки зрения личной безопасности.

Малыш сам может решить, будет ли есть «добавку» кашки, какими игрушками хочет в настоящий момент играть, что будет рисовать, останется дома с папочкой или пойдет вместе с мамой в магазин.

Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Но умение ребенка предусматривать опасность — это тот навык, который требует целеустремленной учебы и формирования.

Ребенок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что иголка острая, огонь — печет и т.п. Пусть малыш попробует пальчиком притронуться к кончику иглы и почувствует, что больно, в следующий раз будет осторожно обращаться с этим предметом. Аналогично ребенка нужно вводить и в мир других опасных занятий.

Помните, что важно не уберечь малыша от падения, ведь это просто невозможно, поскольку никто из родителей не сможет быть с ребенком постоянно, но если мы научим ребенка быть осторожным, или, другими словами, объясним, как правильно «падать», то тогда можно почувствовать уверенность в том, что он не будет подвергаться лишний раз опасности.

Такие элементарные навыки самостоятельности позволят воспитать у малыша ощущение уверенности в себе, и это станет очень полезным уже в ближайшем будущем, когда он пойдет в садик.

Самое важное, что происходит с вашим малышом в период от года до трех, — это начало становления личности. Хотя первые, почти невидимые, шаги в этом направлении осуществляются уже с рождения. Но с начала второго года жизни процессы в развитии личности становятся интенсивнее: ребенок, как мы уже говорили, начинает отделять себя от взрослого.

В трехлетнем возрасте малыш чувствует себя личностью, говорит о себе «Я», выделяет свою «персону» из общества, определяет, какие ситуации важны для него, а которые нет. Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить собственное «Я», и он ищет поводы, чтобы противопоставить себя взрослому.

Вот два примера, которые иллюстрируют такое поведение. Маленький Дима (2 года 7 месяцев) подходит к плите и говорит сам к себе: «Дима, нельзя трогать плиту», и сразу себе отвечает «А я буду». Кроме умения отграничить свои желания от желаний взрослых, дети еще и учатся самоконтролю. Ваня (2 года 6 месяцев) забегает на кухню, где бабушка готовит ужин.

Он подходит к шкафу с посудой, вынимает тарелку и несет куда-то. Бабушка останавливает его: «А ну поставь!», внук ставит сосуд на место. Тогда сразу же берет его и опять куда-то идет. Ему опять говорят «Поставь», малыш отдает тарелку, а дальше в очередной раз хватает взлелеянный в мечтах предмет и выходит с ним из кухни. В этот раз бабушка промолчала.

Читайте также:  Что могут, а что не могут аффирмации - психология

Тогда Ваня сам себе говорит: «А ну поставь!» и относит вещь на место.

Через определенное время после проявлений «кризисного» поведения, испытав терпение родителей, узнав об определенных границах дозволенного в своем поведении, ваш малыш, уже намного более самостоятельный и более взрослый, продолжает развиваться и изменяться, но происходит это на высшем уровне.

Ведь теперь эта маленькая личность уже много знает и может, она научилась важным вещам, которые нужны для жизни в мире людей: умеет говорить, достаточно уверенно ходит и делает столько всего, что год назад ей было недоступно. Таким образом, взаимоотношения с взрослыми поднимаются на качественно новый уровень.

Ребенок, отграничивая себя от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.

В этом возрасте возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая похожа на деятельность старших, — ведь родители выступают для малыша образцом, и он хочет действовать, как они. Осознав себя, свои желания, ребенок впервые начинает осмысленно хотеть их реализовать. А это — первый шаг к взрослению. 

Источник: http://www.2007ya.ru/deti/1-3/psihologiya/krizis

Кризис трех лет: становление самосознания ребенка. Часть 1

Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.

0 5475 30 Ноября 2016 в 23:55

Возрастные кризисы относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного психического развития.

В целом возрастные кризисы, которые человек последовательно проходит на протяжении жизни, сопровождаются кардинальными перестройками психики в связи с переходом с одной стадии развития на другую и сменой социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), а также – ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин).

Суть возрастных кризисов – в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней. Правильное прохождение возрастных кризисов обеспечивает нормальное психическое развитие (в детстве) и удовлетворяющую человека реализацию его свойств и способностей (во взрослом возрасте).

Психологи признают, что проблематика возрастных кризисов в онтогенезе остается актуальной, очень интересной, но не вполне теоретически и экспериментально разработанной.

Психологи – о кризисе трех лет

Кризис трех лет – очень важный период в жизни ребенка. Это довольно непродолжительное время (от нескольких месяцев до одного года), которое разделяет возрастные стадии развития – раннего и дошкольного детства.

При общем названии этот кризис у некоторых детей может начинаться в неполные три года. Пока факт более раннего начала кризиса трех лет у некоторых детей только констатируется психологами, но его причины не объясняются.

Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.

Характерным признаком такого осознания становится называние себя не по имени, а личным местоимением «я». Ребенок начинает понимать: есть «Я», и есть другие люди, и я могу делать, что хочу я, а не то, что хотят другие люди (мама, папа и пр.).

Это – действенное отделение себя, помогающее ребенку осознавать себя отдельностью от внешнего мира, оно проявляется в «делании наоборот» или «не-делании» того, что велят взрослые. Ребенок становится непослушным, плохо управляемым, противоречит взрослым ради противоречия, даже если его поведение абсурдно и противоположно его истинным, естественным желаниям.

Например, на предложение мамы собираться с прогулки домой ребенок отказывается, вопреки тому, что хочет скорее пойти домой, так как давно проголодался. Желание поступить по-своему оказывается сильнее.

Проблема или виток развития?

Непослушание ребенка воспринимается взрослыми как проблема. Для самого ребенка непослушание позволяет пережить «прелесть и возбуждающую тревожность волеизъявления» в открытом противопоставлении своих желаний ожиданиям взрослых1 – и не единожды, а снова и снова.

Чтобы почувствовать это, ребенок говорит: «Я сам», – и затем осуществляет действие по своей воле, испытывая гордость за результат, а точнее – за факт его достижения собственными силами.

Ощущать себя источником своей воли – важный момент в развитии самопостижения и самопознания2.

Психологи называют и описывают несколько форм характерного (негативного) поведения ребенка3 в ходе кризиса трех лет:

  • негативизм (стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию);

  • упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что действительно этого хочет, а потому, что он это потребовал и не может отказаться от первоначального решения);

  • строптивость (направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет);

  • своеволие (стремление все делать самому);

  • протест-бунт (состояние войны и конфликта ребенка с окружающими);

  • обесценивание взрослого (ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей);

  • деспотизм (стремление заставить родителей делать все, что он требует; по отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность).

Психологи дают рекомендации родителям, как вести себя при том или ином негативном проявлении ребенка. Эти рекомендации, основанные на эмпирическом опыте, остаются отрывочными советами, без системного понимания того, что происходит с ребенком в это время, без объяснения, почему тот или иной конкретный ребенок ведет себя так, а не иначе.

Попытаемся объяснить это с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

«Праздник» непослушания – у каждого свой

Непослушание детей в период кризиса трех лет различается в зависимости от набора врожденных психических свойств (векторов).

Так, ребенок с кожным вектором склонен к капризам и манипуляциям для получения своей пользы-выгоды. Именно с ним «работают» родительские посулы: сделаешь, что я говорю, получишь то-то. Потом он сам начинает выдвигать условия: что именно он хочет получить, если будет слушаться.

Для ребенка с анальным вектором характерно упрямство, отказ что-либо делать, противодействие бездействием.

Данные особенности поведения возникают у ребенка, если его мама с кожным вектором (в нереализованном состоянии или стрессе).

Такая мама – спешащая и мельтешащая – постоянно торопит свое чадо, подгоняет и ругает за медлительность, используя порой обидные слова, чем окончательно вводит его в ступор.

Ребенок с уретральным вектором при попытках взрослых принудить его к подчинению может демонстрировать возмутительное непослушание, даже хулиганство на основе бессознательного отстаивания своего природного высокого ранга («вождя»), как бы показывая, что ему не могут указывать, он сам решает, что ему делать.

Зрительный ребенок может впадать в сильные эмоциональные капризы с демонстративностью, вплоть до истерик.

Как вариант – при связке кожного и зрительного векторов – малыш может устраивать бурные эмоциональные сцены «на людях», чтобы поставить родителей в неудобное положение и этим «рычагом» выторговать у них обещания что-то сделать (прагматичность кожи).

Кроме этого, эмоциональная «зрительность» будет проявляться в попытках ребенка получить свое удовольствие из продолжительного «публичного выступления», чтобы привлечь внимание окружающих – «добрых тетенек и дяденек» – которые бы начали его успокаивать, проливая на него водопады внимания и осуждая «бесчувственных» родителей.

Ребенок со звуковым вектором, особенно когда на него кричат или обзывают его унижающими словами, может замыкаться в себе, становиться невосприимчивым.

Его нежелание слушать может выразиться в характерном жесте – закрывании ушей руками, что выглядит как демонстративный отказ слушать и слушаться.

На самом же деле этот жест – защитная реакция в стремлении ребенка перекрыть звуковой канал, отгородиться от травмирующего его «орущего» внешнего мира.

Ребенок с оральным вектором, с его склонностью к активизации артикуляционного аппарата и голоса, скорее всего, будет кричать (причем его крик почти буквально будет «рвать барабанные перепонки»), он может плеваться, даже ругаться, чтобы обратить на себя внимание родителя, заставить себя услышать (слушать его речи).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что современные дети – «полиморфы», то есть от рождения им заданы свойства нескольких векторов. Поэтому у ребенка, например, с кожным, анальным, зрительным векторами в кризисе трех лет может наблюдаться комплексное сочетание признаков: и упрямство, и капризы с манипулированием, и истерики с демонстративностью.

С этой точки зрения, у каждого ребенка сочетание негативных проявлений в кризис трех лет – не случайно, а вполне закономерно и индивидуально – в соответствии с природно заданными векторами. Однако негативные проявления векторов могут быть и последовательными: отработав «набор» одного вектора, ребенок переходит к следующему.

Последствия правильного и неправильного прохождения кризиса трех лет

Почему именно мамы?

Известно, что кризис трех лет ребенок проходит не в одиночку, а вместе со своими родителями. Наибольшая тяжесть проблем при этом ложится на плечи мамы. Из-за того, что она в силу возраста ребенка проводит с ним относительно больше времени, чем остальные близкие взрослые.

И потому что, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно мама дает ребенку ощущение защищенности и безопасности, закладывая базу правильного психического развития ребенка.

Мама может дать это своему ребенку, если сама находится в хорошем – сбалансированном – психическом состоянии.

И наоборот – тревожная, напряженная, внутренне неуравновешенная мама не может дать своему ребенку полноценную психологическую защиту, даже если она будет стараться внешне держать себя в руках и проводить с ним сутки напролет. В данном случае важно не количество проведенного времени с ребенком, а качество внутреннего состояния мамы.

Именно мамы, нуждающиеся в психологической помощи, задаются вопросом (если задаются им вообще), что делать с негативным и своевольным поведением ребенка в период кризиса трех лет.

Сколько детей проходят кризис без проблем?

По данным словаря 1999 года4, около 1/3 детей проходят этот кризис как бы незаметно, без особых проблем, если окружающие взрослые не пытаются подавить ребенка, не сопротивляются (в разумных пределах) проявлениям его самостоятельности.

Системно-векторная психология поясняет, что такое благоприятное прохождение кризиса – без острых форм негативного поведения трехлетнего ребенка – имеет место, когда действия взрослого не противоречат природным особенностям ребенка (в силу душевной чуткости родителя или сходства свойств его и ребенка).

Однако сейчас в условиях нарастающего социального стресса доля таких счастливых детей, вероятно, существенно меньше. Тревоги современной жизни не лучшим образом сказываются на мамах, которые, сами находясь в плохих состояниях, не имеют достаточно душевных ресурсов, чтобы обеспечить своим детям ощущение защищенности и безопасности.

Становится понятным, что кризис трех лет можно пройти правильно, т. е. с позитивным развитием самосознания и самостоятельности ребенка, или неправильно, с укреплением негативных способов поведения и различными неблагоприятными последствиями для психики ребенка и его дальнейшей судьбы.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не останавливается на таком обобщенном понимании проблемы; согласно ее представлениям о векторальных особенностях поведения детей, последствия прохождения кризиса трех лет для разных детей могут существенно различаться.

Как совладать с подвижным ребенком, как успокоить эмоционального, как поощрить замедленного, чтобы не навредить, а помочь правильному психическому развитию малыша в период кризиса трех лет – в соответствии с его природными особенностями? Об этом и многом другом читайте в продолжении статьи.

Часть II. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

Часть III. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

1 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 218.

2 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 219.

3 Детская психология: Методические указания / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – С.14

4 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. Циркина С.Ю. – СПб: Изд-во ПИТЕР, – 1999. – С. 30-31

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/krizis-treh-let-stanovlenie-samosoznanija-rebenka-chast-1

Ссылка на основную публикацию