Процедура фельденкрайса — психология

Метод Фельденкрайса Метод Фельденкрайса… | Психология взаимоотношений

Процедура Фельденкрайса - психология

Метод Фельденкрайса

Метод Фельденкрайса является одним из подходов телесной терапии и имеет целью формирование лучших телесных привычек, восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа «Я», расширение самосознания и развитие возможностей человека (Feldenkrais, 1972).

Моше Фельденкрайс, инженер и чемпион по дзюдо, популярный деятель группового движения, демонстрировал в течение последнего десятилетия свои методы в Эсалене и других центрах личностного роста. Его методики оригинальны и обычно применяются в условиях группы.

В отличие от Лоуэна и других телесных терапевтов Фельденкрайс не занимается эмоциональными источниками наибольших физических напряжений.

Фельденкрайс утверждает, что деформированные стереотипы мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания.

Скелетная структура человека предназначена противодействовать гравитации, чтобы оставлять мышцы тела свободными для приспособительных движений. Однако при плохой позе мышцы берут на себя часть работы скелетной структуры.

Внимательно относясь к мышечным движениям, включенным в произвольные действия, мы начинаем распознавать мышечные усилия, которые обычно скрыты от сознания.

Упражнения Фельденкрайса применяются для снижения избыточных усилий в простых действиях, например стоянии, и для высвобождения мышц ради их использования по назначению.

Так же как наша нижняя челюсть не опускается, а соприкасается с верхней и веки остаются поднятыми, несмотря на силу тяготения, равновесие организма может и должно обеспечиваться специальной нервной регуляцией, а не напряженными мышечными усилиями.

Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движения группы Фельденкрайса делают акцент на нахождении лучшего положения, соответствующего врожденной физической структуре участника. Следующее упражнение показывает, как движение глаз помогает организовать движение тела.

Сядьте, отведите согнутую правую ногу вправо и подтяните левую ногу к себе. Разверните тело и обопритесь на левую руку, отставленную как можно дальше. Поднимите правую руку на уровень глаз и двигайте ею влево в горизонтальной плоскости.

Посмотрите на правую руку и поверните голову и глаза к любой точке, расположенной на стене, далеко влево от руки.

Затем посмотрите на руку, потом на стену, потом снова на руку, повторяя движение раз двадцать: десять раз – закрыв левый глаз и переводя с руки на стену только правый глаз, а затем десять раз – закрыв правый глаз и переводя с руки на стену только левый глаз.

Потом попытайтесь выполнить все движения еще раз с обоими открытыми глазами и посмотрите, будет ли увеличиваться диапазон поворота влево. Отведите согнутую левую ногу влево, подтяните правую ногу к телу и, выполняя перечисленные выше действия, попытайтесь увеличить диапазоны поворота вправо. Не забудьте выполнить упражнение каждым глазом поочередно (Feldenkrais, 1972, р. 149).

Согласно Фельденкрайсу, занимаясь этими безболезненными упражнениями по осознанию мышечных напряжений, люди всех возрастов могут не только приобрести хорошие телесные привычки, найти наиболее эффективный способ движения, но и стать достаточно ловкими для успешного выполнения разных трюков, например таких, как касание большим пальцем ноги лба и закидывание ноги за голову.

Метод Александера

Источник: http://pciholog.com/gruppovaya-psixoterapiya-psixokorrekcionnye-gruppy-teoriya-i-praktika/metod-feldenkrajsa-metod-feldenkrajsa/

Метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза

Главная » Методики » Метод Фельденкрайза

Двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Это систематический подход к улучшению двигательной функции и лучшему контролю над движениями.

Метод Фельденкрайза называют также методом соматического обучения (somatic education). МФ является уникальным и революционным подходом к пониманию нашего обучения, движения и действий.

Опираясь на глубокое знание биомеханики, неврологии, развития  кинезиологии, психологии, педагогики д-р М.

Фельденкрайз, основатель метода, создал свой гениальный и эффективный метод сенсомоторного (соматического) преподавания и обучения педагогики. 

Метод Фельденкрайза основан на приобретении осмысленных ощущений в процессах, которые происходят при изучении новых движений. Это систематический подход к улучшению двигательной функции и лучшему контролю над движениями. Методика предполагает использование простых и спокойных движений, которые помогут восстановить осанку, гибкость, силу и координацию.

Данный метод стал инновационным подходом к преодолению боли и улучшению подвижности. При этом для развития более четких движений используется способность нервной системы к самоорганизации и саморегуляции.

Когда церебральный паралич препятствует развитию младенца, метод Фельденкрайза может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько это возможно.

При помощи данного обучающего процесса собственные биологические импульсы и силы развития ребенка освобождаются от препятствующих ограничений и, одновременно, получают поддержку.

Целью является предотвращение или максимальное сдерживание последствий спастического паралича, который иначе повлияет на дальнейший ход развития ребенка.

Три вопроса характеризуют подход Фельденкрайза:

1) Какие предпосылки гарантируют здоровое развитие нервной системы новорожденного? 2) Какие из них оказываются разрушены в результате церебрального паралича?

3) Каковы способы создания условий для здорового развития, если нервная система была повреждена церебральным параличом?

Предпосылки

Восприятие себя (ощущение собственного тела) и восприятие силы тяжести, действующей на тело, являются обязательными факторами нормального развития ребенка.

Сила тяжести — это самый первый стимул для нашей нервной системы; без него мы не можем получить опыт нормального развития.

Нормальный ребенок учится регулировать мышечный тонус (напряжение мышц), необходимый для конкретного целенаправленного движения, за счет того, что чувствует влияние силы тяжести на различные части своего тела.

Здоровому ребенку необходимо несколько недель до тех пор, пока он не станет достаточно знаком с этой силой, чтобы затем быть способным исследовать взаимоотношения между восприятием себя, опытом силы тяжести и движением в ее поле. Обязательное взаимодействие между этими тремя элементами может гарантировать здоровое развитие младенца.

У ребенка с церебральным параличом такое взаимодействие значительно нарушено. Это вызвано повреждением сенсорной способности нервной системы из-за разрушения нервных клеток мозга. Задетые при этом клетки мозга отвечают за регуляцию определенных нервных центров и мышц, контролируемых этими центрами.

Это повреждение проявляется как увеличение мышечного тонуса в частях тела, которые не могут контролироваться мозгом. Другими словами, взаимодействие между мышцами-агонистами и антагонистами (сгибателями и разгибателями) не происходит; вместо этого они обычно работают одновременно.

Действие, которое пытаются произвести при помощи напряжения агонистов, блокируется их мышцами-антагонистами, и наоборот. Такое поведение вообще типично для любой неадекватно или недостаточно развитой функции. Во всех таких случаях намерение и доступная энергия не трансформируются в движение; вместо этого силы уходят на поддержание противостояния между мышцами.

Отсюда и сложность или невозможность произвести желаемое движение. При этом имеет место неверное направление энергии, а не, как это часто предполагается, недостаток или сверхизобилие энергии.

Вы можете понять, что такое неспособность адаптироваться к силе тяжести и, как следствие, неправильное направление энергии на примере человека, который не умеет плавать, и поэтому беспорядочно молотит руками, если его бросили в воду: движения в абсолютно незнакомой окружающей обстановке будут столь же нескоординированными и контр-продуктивными как и движения спастичного ребенка, пытающегося ходить.

Для того, чтобы понять как физическое развитие ребенка может быть затруднено из-за недостатка контроля вследствие спастичности, достаточно представить последствия небольшой спастичности в мышцах шеи.

Если неправильный тонус мышц шеи не позволяет ребенку двигать голову в ответ на стимул из окружающей обстановки, младенец никогда не сможет найти способ переворачиваться на живот. Это пагубно скажется на развитии мышц спины, сила которых в дальнейшем необходима для ползания на более поздних стадиях развития.

Если ребенок не научился ползать, он не сможет сидеть, стоять и ходить. Это лишь только физические последствия спастичности мышц шеи младенца.

Обучение, а не лечение<\p>

Обучение движению, разработанное Моше Фельденкрайзом, намеренно не указывается как метод излечения. Вместо этого данный подход позиционируется как метод обучения, и это не потому что его применение не может устранить или облегчить физические проблемы, то есть излечивать. Что важно, так это то, что подобные результаты достигаются путем обучения.

Младенец, получающий «лечение» («ученик» говоря языком метода Фельденкрайза) проходит процесс обучения на кинестетическом, телесном, уровне. Это помогает ребенку почувствовать, где нарушены его способности к решению кинестетических задач, включающие ощущение и движение.

В то же время ребенок открывает для себя и изучает более эффективные способы движения, служащие для его целей гораздо лучше.

Наблюдение за ростом ребенка показывает, что развитие его функций образует определенную иерархию в строгой временной последовательности. Сначала нервная система здорового ребенка действует и реагирует недифференцированным образом, с использованием всего тела. Еще нет каких-либо четко определенных функций.

Другими словами, изначально ребенок может только лежать так, как его положили: на спине или на животе; он не может перевернуться в пространстве или переместить свое тело каким-либо другим образом. На этой стадии его движения нерегулярны и в них отсутствует чувство направления.

Можно сказать, что во время первых месяцев жизни ребенок реагирует «как спастичный».

Новаторский аспект подхода Фельденкрайза базируется на понимании, сейчас подтвержденном научными исследованиями и практическими результатами, что новорожденный или взрослый со спастикой — это не «дефектный организм»; что его или ее не должны лечить, как это часто бывает, словно испорченную машину, которую нужно «отремонтировать» или «переделать» с помощью более или менее серьезного вмешательства в организм. В действительности ребенок со спастикой также способен к обучению корректной адаптации к силе тяжести, и, таким образом, нормальному развитию, как и здоровый младенец. Новорожденный (и до определенной степени взрослый человек) обладает этой способностью благодаря тому, что огромное количество клеток мозга могут взять на себя роль тех, которые были разрушены вследствие церебрального паралича.

Чем раньше начнется такой процесс обучения у человека со спастикой, тем более быстрым и менее проблематичным он будет, потому что «патологические» или скорее неэффективные паттерны (привычки) не будут иметь времени для усвоения за счет их практики, и они не будут интегрированы в восприятие человека, как единственно возможные для него. Неверные связи внутри широкой коммуникационной сети мозга и нервных клеток еще не будут созданы за счет хаотически посланных сообщений; «линии коммуникации» еще будут свободны и доступны.

При помощи умелого направления возможно мобилизовать миллионы «резервных рабочих», т.е. здоровых клеток мозга и начать использовать их для более эффективного функционирования.

Очевидно, что младенец возрастом 1-2 месяца еще не способен намеренно хватать что-либо, ползать, ходить, говорить и т.д., другими словами выполнять все те функции, которые бы ясно показали возможные симптомы спастичности.

Поэтому церебральный паралич часто распознается только в связи с запоздалым функциональным развитием, когда ребенок не может выполнять движения, которые здоровый ребенок уже может делать.

Однако, как уже было отмечено, гораздо легче способствовать относительно нормальному развитию у маленьких детей, чем у детей, спастичные паттерны движений которых уже сформировались.

Более старшие дети требуют гораздо более сложного и детального восстановления запоздалых или ошибочно развитых функций. Если ребенку дать шанс восстановить его нормальную способность ощущать силу тяжести, развитие обычно пойдет по нормальному пути без посторонней помощи.

Читайте также:  Интеллигент - психология

Другими словами, оно будет способно пойти через все стадии само по себе, как у любого нормального ребенка, который учится переворачиваться, ползать, сидеть, ходить и разговаривать.

Мой опыт в работе со спастичными детьми показывает, что техники восстановления способности нервной системы к восприятию являются одним из самых важных элементов метода Фельденкрайза. Способность к восприятию является необходимой для обучения любой функции.

Многие упражнения предназначены для выработки повседневных навыков – движения руки, умение сохранять положение стоя, сидя, подниматься, поворачиваться назад. Другие упражнения представляют собой более абстрактные движения для развития суставов, мышц, формирования осанки.

Курс, проводящийся в нашем Центре адаптирован специально для работы с детьми. Используется потенциал (пластичность) мозга обучаться, изменяться и преодолевать ограничения в развитии.

С помощью данной техники можно работать с детьми со следующими заболеваниями: ДЦП, спастичность в результате несчастных случаев, детский инсульт, болезни аутистического спектра, генетические сбои, сколиоза и различных недиагностированных задержек в развитии, и многие другие отклонения в развитии детей.

Применять можно с младенческого возраста и выше для всех детей с нарушениями двигательного развития.

Противопоказания только медицинские (если лечащий врач запрещает любые двигательные занятия). Воздействие мягкое неинвазивное, и, зная особенности ребёнка, практик может соответственно подстраивать своё взаимодействие с ребёнком.

В один день совмещать с любыми двигательными занятиями не стоит. С не-двигательными можно, но должен быть перерыв не меньше часа до и после.

 Мамы о методике

«Это ненасильственная методика, в процессе занятий ребенок играет, а специалист «следует за ним». Т.е. на первый взгляд может показаться, что вообще ничего не происходит — ну потрогал на ножку/ручку — чего такого? я сама так могу.

Но на самом деле идет очень мощная нагрузка на ЦСН, фельденкрайз учит чувствовать свое тело, горизонтальную и вертикальную ось. Мой ребенок, к примеру, после курса начал дотрагиваться до людей (и еще куча новых умелок).

У Светланы в центре приезжают очень хорошие специалисты по фельденкрайзу, попробуйте записаться.»

Видео о методике: https://www.youtube.com/watch?v=AdXmHtQKd_s

Источник: http://solnce-moe.com/metodiki/metod-feldenkrajsa

Метод Фельденкрайза: восстановление подвижности суставов и позвоночника

Метод Фельденкрайза: восстановление подвижности суставов и позвоночника

Групповые и индивидуальные занятия в Москве с опытным преподавателем
+7 903 555-22-61

Большинству людей не приходит в голову читать книжки вверх ногами и задом наперёд, это привычка, которую мы называем здравым смыслом.

По рзелультатам илссеовадниий одонго анлигйскго унвиертсиета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без порбелм.

Опыт показывает, что большинство людей обнаруживают подвох в этом тексте только ко второму, и даже к третьему предложению. Так велика степень автоматизма наших обычных действий.

А что же с физиологией? Одни и те же нервные схемы, которые мы используем в привычных движениях, постепенно истощаются, а 90% мозга так и остаётся не у дел.

Некоторые мышцы оказываются всю жизнь зажаты в одном и том же состоянии, и мы даже не чувствуем этого.

В таких случаях специалисты говорят о сенсорно-моторной амнезии, которая существенно снижает подвижность суставов, хотя суставы при этом могут быть совершенно здоровы.

Мойше Фельденкрайз предлагает нам делать привычные вещи непривычным образом, обращать внимание на маленькие различия, трудные действия делать лёгкими, а потом и приятными за счёт оптимального использования тела и нервной системы.

Что такое метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза это метод восстановления естественной грации движений. Движение рассматривается не как функция мышц, а как функция мозга. Мы не тренируем мышцы и не делаем упражнений. Мы занимаемся исследованием собственных движений и расширением образа себя за счёт развития мышечного чувства и чувства движения.

Образы движений хранятся в командных нейронах коры головного мозга. Часто эти образы сужены, неполны или их просто мало вследствие очень разных причин — наследственности, боли, травм развития, физических травм и т.п. Но самая существенная причина — это недостаток обучения.

Учась заново самым простым вещам — стоять, ходить, сидеть, вставать со стула — мы обнаруживаем в себе новые способности и новые возможности.

О Фельденкрайзе

Мойше (Моше) Пинхас
Фельденкрайз

(1904—1984)

Родился в Российской Империи, в городе Славута (в настоящее время — Украина). В 14 лет уехал в Палестину. Участвовал в деятельности групп самообороны во время арабо-еврейских столкновений. Изучал джиу-джитсу, разработал свою собственную технику самообороны.

Потом учился и работал во Франции, а после оккупации её немецкими войсками — в Британии. По образованию физик. После знакомства в 1933 г. с основоположником дзюдо Дзигоро Кано Фельденкрайз начал изучать дзюдо. Организовал первую в Европе секцию дзюдо. В 1936 году получил чёрный пояс, а в 1938 — второй дан дзюдо. Преподавал джиу-джитсу, дзюдо.

Автор нескольких книг о самообороне. Разрабатывая теоретические основы дзюдо, заложил основы своего метода восстановления естественной свободы движений.

В 50-х годах, после возвращения в Израиль разработал курсы «Осознавание через движение» (Awareness through Movement) и «Функциональная интеграция» (Functional Integration). Готовил преподавателей своего метода в Европе и США, издал несколько книг.

Нужно сказать и о том, что инструменты, которые нам даёт метод Фельденкрайза, можно использовать в обучении музыкантов, танцоров, спортсменов, в реабилитации после травм и инсультов, т.е. везде, где мы имеем дело с движением.

Что дают занятия по методу Фельденкрайза

Обычному человеку в обычной жизни:

  • стоять и сидеть не уставая, ходить легко и грациозно;
  • ложиться спать расслабленным, вставать отдохнувшим;
  • наклоняться без скрипа, подниматься без напряжения;
  • сохранять молодую гибкость и радость движения до самого конца.

Психологу:

  • телесный образ «Я»;
  • возможность, не разрушая защит, работать с ресурсами.

Врачу ЛФК:

  • возможность работать с посттравматическими блоками и возрастными изменениями через восстановление мышечной чувствительности.

Танцовщице:

  • развитие мышечного чувства и чувства движения, что освобождает от скованности, механистичности движений и делает тело и движения очень выразительными, эмоциональными и пластичными;
  • чувство пространства, а вместе с ним — устойчивость и точность движений;
  • богатство телесных выразительных средств;
  • уверенность в себе.

Преподавателю танцев:

  • видение и понимание тела;
  • видение и понимание проблем учеников и владение простыми и эффективными средствами для работы с ними.

Танцевальному коллективу:

  • развитие чувства взаимодействия, вместе с которым возникает естественная синхронность движений, когда каждый чувствует каждого.

Практикующему йогу, цигун, тайцзи:

  • тонкое и точное чувствование своего тела, осознанность, устойчивое внутреннее внимание.

Чего никогда не потребует от Вас метод Фельденкрайза:

  • заметных физических усилий: упражнения физически очень лёгкие, это хороший отдых;
  • сложной техники движений: упражнения простые, хотя Вам, возможно, придётся перебрать много вариантов прежде чем Вы придёте к оптимальному движению;
  • радикального изменения своего мировоззрения: метод Фельденкрайза занимается только человеком; хотя обретаемая свобода движений будет усиливать и свободу Вашей личности от когда-то навязанных Вам стереотипов.

Чего потребует от Вас метод Фельденкрайза:

  • чуткого внимания к своему телу, к малейшим изменениям в его ощущениях при выполнении упражнений;
  • неустанного поиска наиболее лёгкого, экономичного способа выполнения движений;
  • постоянного сознательного устранения возникающих напряжений и связанных с ними задержек дыхания.

Обо мне

Наталья Николаевна
Королёва

  • образование: высшее (биофизика), 1982;
  • опыт занятий методом Фельденкрайза: с 1995;
  • опыт преподавания метода: с 1999;
  • участник международной программы по Бодинамике (с 2009);
  • участник международной программы по методу Фельденкрайза с Элизабет Блюм (с 2016 г.);
  • автор программы «Анатомия движения».

Как я пришла к методу Фельденкрайза

В начале 90-х годов прошлого столетия Москву и окрестности стала захватывать эпидемия восточных танцев. В стране, где «секса не было», женщины начали открывать для себя чувственность и женственность восточной пластики. Заниматься хотелось всем — и девочкам, и бабушкам.

Но оказалось, что с восточной негой у многих проблемы. Тогда, в 1995 году, мне в руки попала небольшая книжка М.Фельденкрайза «Осознавание через движение», ещё в самиздатовском варианте. Там я и нашла ответы на вопрос, как вернуть телу его естественную грацию.

Постепенно это стало моим основным занятием.

Попробуйте сами!

В переобучении по методу Фельденкрайза важно не сделать, а почувствовать.

Чтобы почувствовать, надо уменьшить усилие, т.е. сделать небольшое движение медленно и мягко. Возвращаясь к привычным ритмам и амплитудам, человек часто с удивлением обнаруживает забытую лёгкость, плавность и целостность своих движений — всё то, что называют грацией.

На наших занятиях у нас будет возможность убедиться в эффективности такого подхода, исследовав свои привычки в некоторых простых движениях, например, при повороте головы или вставании со стула. Мы увидим, что способность к самосовершенствованию бесконечна и даже пожилые люди могут весьма быстро вернуть себе лёгкость и грацию движений.

Источник: http://feldenkrais-method.ru/

Метод Фельденкрайза. Умный подход к человеческому движению

Невозможное делайте возможным, возможное — легким, а легкое элегантным.

Моше Фельденкрайз.

Добрый день, мои дорогие!

На этих выходных мне повезло познакомиться с новым для меня методом работы над телом, так называемым методом Фельденкрайза. До этого я никогда не встречала ничего подобного. Я не могу назвать это ни лечебной физкультурой, ни гимнастикой, ни тренировкой. Это именно изучение и понимание своего тела, ощущений, реакций, переход от автоматического выполнения движений к осознанному.

Урок, который я посетила был посвящен работе с позвоночником. Все упражнения выполнялись лежа на спине на полу.

В начале урока преподаватель попросила нас сконцентрировать наше внимание на ощущениях тела, а далее на позвоночнике: как он расположен относительно пола, есть ли большее давление на какие-то определенные участки, беспокоят ли какие-нибудь неприятные ощущения и т.д. Необходимо было сохранять эту концентрацию на протяжении всего занятия.

Далее мы выполняли несложные упражнения и отслеживали, как менялись наши ощущения вместе с выполняемыми движениями: какие части тела задействованы в этом движении, какие ощущения оно вызывает, можно ли выполнить это движение проще, комфортнее, естественнее. Далее вносили изменения в выполнение движений и сравнивали, как изменялись ощущения от них.

В рамках 3-часого класса мы выполнили всего 3 комплексных упражнения:

  • перекаты таза вперед назад — своеобразный массаж позвоночника, который эффективно помогает избавиться от болей в спине;
  • Движение коленей сначала в одну сторону, затем в другую. Движение рук сначала в одну сторону, затем в другую. А затем комбинация движений рук и колен сначала в одну сторону, затем в разные. При этом нужно было опять же отслеживать малейшие изменения в ощущениях и положении всех частей тела, находить более комфортные и естественные вариации выполнения упражнений.
  • тазовый циферблат — вращение тазом по часовой и стрелке, а затем против часовой позволяет достичь ровного положения таза и уменьшить усилие при выполнении практически любого движения.

Все упражнения выполнялись медленно, не выходя за рамки комфорта, с полной концентрацией на теле, движениях и ощущениях, с осознованием того, что мы делали и что чувствовали.

В конце урока преподаватель предложила нам походить по комнате и почувствовать, какие изменения появились в теле и позвоночнике.

Читайте также:  Критика деструктивная и конструктивная - психология

Все участники семинара отмечали легкость, исчезновение боли, приятные ощущения в позвоночнике.

В целом я осталась довольна полученным опытом и результатом урока. Мне бы очень хотелось заняться этим методом регулярно, но пока из-за нехватки времени я планирую посещать семинары, посвященные проработке различных частей тела и достижению различных целей. А дальше будет видно.

Если вас заинтересовал метод Фельденкрайза, то предлагаю вам немного ознакомиться с информацией о методе и его создателе. Возможно это именно то, что вам нужно на данный момент.

Суть метода Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза — это «умный» подход к человеческому движению, цель которого — общее улучшение функционирования человека и развитие его способностей. Применяемые в методе упражнения содержат комбинации движений, созданные для улучшения понимания того, как мы действуем и используем свое тело.

Выполнение этих уроков позволяет найти и освоить альтернативный способ выполнения действий, более легкий и эффективный. Результатом такого обучения становится устранение лишних напряжений и связанных с ними симптомов, более эффективный расход сил, общее ощущение легкости, повышение спортивных результатов и улучшение качества жизни.

В процессе жизни, следуя сформировавшимся привычкам или вследствие заболеваний, мы используем возможности нашего тела лишь в определенном диапазоне — одни мышцы оказываются задействованы постоянно и от этого перенапряжены, другие никогда полноценно не используются. Постепенно это сказывается на том, как мы функционируем в целом — наши возможности в движении становятся все более скудными.

Ярче всего этот эффект проявляется с возрастом или в результате нарушения двигательных функций, но даже спортивные молодые люди часто не подозревают о том, насколько может быть улучшена их деятельность за счет метода Фельденкрайза.

Кому подойдет метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза подойдет для тех людей, кто стремится:

  • решить проблемы со здоровьем (нарушения осанки, проблемы со спиной, последствия перенесенных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы, мышечная скованность, последствия ДЦП, рассеянного склероза и другие случаи, в первую очередь те, где проблема связана с моторными нарушениями и использованием своего тела);
  • улучшить результаты в танцах, боевых искусствах, хатха-йоге, различных видах спорта или творчества;
  • улучшить выполнение каждодневных действий для большего комфорта (к примеру, устранить боли и напряжения при работе за компьютером, сделать подъем по лестнице не требующим усилий) или для более точного понимания возможностей своего тела.

Как проходят занятия по методу Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза преподается в двух формах: уроки Осознавания через движение и Функциональной интеграции.

Уроки Осознавания через движение либо преподаются в группах (инструктор голосом направляет занимающихся через серию движений, которые обычно выполняются лежа на полу), либо ими можно заниматься индивидуально, слушая запись урока и самостоятельно выполняя описываемые действия (многие уроки доступны в аудиозаписи или в текстовом виде).

Движения медленные, мягкие и несут характер исследования, поиска новых способов выполнения того, что обычно люди делают автоматически. Инструктор помогает ученикам направить внимание на мельчайшие и в то же время важные нюансы выполнения движений, которые не замечаются, когда мы двигаемся как обычно.

Функциональная интеграция — это индивидуальная работа, в процессе которой практик своими руками работает с движениями клиента с той же целью, что и во время групповых занятий — научить человека понимать на телесном уровне как возможно выполнять то или иное действие более эффективно и легко. Фактически, в этом процессе практик благодаря развитой чувствительности производит мануальное обучение клиента, помогая ему почувствовать свое тело по-новому и способствуя нахождению новых способов движения.

Эффект от занятий по методу Фельденкрайза

В результате применения метода обычно происходит следующее:

  • Человек начинает обращать внимание на собственное тело и открывает для себя, как, оказывается, он может приятно и легко двигаться в любом возрасте, при любой начальной физической подготовке. Происходит своеобразный возврат в детство, когда хочется двигаться просто потому что напряжения в теле больше не препятствуют этому, а каждое движение дает ощущение потрясающей легкости, контролируемой скорости и радости.
  • За счет улучшения осознавания тела появляется легкость в обучении любым движениям и их понимание (относится к боевым искусствам, спорту, танцам, тайцзицюань, обучению игре на музыкальных инструментах, актерской игре, любой другой активности, задействующей движение). Результат достигается быстрее за счет избавления от всех лишний усилий и более точного восприятия своего тела (становится понятно, что куда двигать, а что не двигать и не напрягать с высокой детализацией всех нюансов) и вы находите свой собственный уникальный способ выполнения необходимого вам действия. Расширяются границы потенциальных возможностей в этих сферах. Метод помогает как новичкам, так и мастерам в различных областях почувствовать как они могут выполнять необходимые им действия лучше, чем они могли прежде.
  • Отдельно отмечают, что многие неприятные симптомы преждевременного старения, вызванные ограничением мобильности либо неправильно сложившимся стереотипом движений, также уходят за счет практики метода. Человек учится выполнять движения так, чтобы при этом не нужно было «кряхтеть» и «шаркать ногами». Движения, применяемые в методе, легкие, плавные и приятные, подходят для людей с любым уровнем подготовки (т.е. если вы можете лежать на диване, вероятнее всего вы сможете выполнять определенные уроки, за исключением острых случаев).
  • Учитывая понимание тела в своей деятельности и часто осознав, что раньше сильно напрягался в чем-либо, человек умнеет и приобретает заинтересованность делать все легче и проще (как и во многих методах оздоровления, улучшается коммуникация между телом и психикой). В процессе совершения открытий в своих обычных движениях, увеличения осознавания и нахождения путей делать вещи, ранее для него невозможные, человек часто изменяет представление о себе самом и своих возможностях, а также переоценивает свои привычные действия на предмет их целесообразности.
  • Фельденкрайз обращал внимание, что метод дает возможность не только работать с телом, но и развивает «гибкое», нестандартное мышление. Осваивая метод, человек учится учиться — осваивать новые способы действия исследуя, играя, экспериментируя. Уроки Фельденкрайза построены таким образом, чтобы человек сам находил альтернативы и выбирал для себя оптимальный способ действия. Именно такое обучение на собственном опыте в любой области (вместо работы на заранее определенный результат) пробуждает любопытство и энтузиазм к обучению все новым вещам, позволяет находить неожиданные, творческие результаты.

Кто такой Фельденкрайз?

Основатель метода Моше Фельденкрайз был разносторонне образованным человеком. По профессии инженер и физик, он стал одним из первых европейских черных поясов по дзюдо и впоследствии преподавал это боевое искусство в течение 25 лет.

Фельденкрайз изучал различные традиции и дисциплины (среди прочих йогу, гипноз, акупунктуру и китайскую медицину), встречался и работал со многими выдающимися учеными, исследователями взаимодействия тела и разума, а также спортсменами и музыкантами.

Травма колена, полученная при игре в футбол в молодости и угрожавшая инвалидностью, заставила его искать способ вылечить себя. Постоянно экспериментируя, он заметил, что двигаясь медленно, замечая взаимосвязи между частями тела, можно найти новые способы выполнения привычных действий.

Фельденкрайз анализировал как обучаются движению дети в процессе развития и каким образом используется тело мастерами дзюдо при наиболее эффективном выполнении приемов; в итоге он не только смог помочь самому себе, но и создал практический метод, который может улучшить качество жизни практически любого человека.

Отказавшись впоследствии от карьеры физика, Фельденкрайз стал заниматься продвижением своего метода, так как понимал, что в мире практически нет людей, которым метод не мог бы помочь в их деятельности. Сам Фельденкрайз говорил, что не изобрел ничего нового; но его вклад состоял в том, что он сделал конкретными и применимыми многие абстрактные вещи.

После смерти Фельденкрайза в 1984 году открытия в нейробиологии во многом подтвердили многие из догадок Моше, в частности, его идеи об обучении и нейропластичности (изменении структур мозга под действием опыта). Не будет преувеличением сказать, что подход Фельденкрайза опередил свое время.

Метод Фельденкрайза получает все большее распространение и признание медицинским сообществом в Европе, Израиле, Австралии и постепенно распространяется в США, однако не столь хорошо известен в России и странах СНГ.

Статья была подготовлена с использованием информации с сайта www.feldy.ru. Там вы можете подробнее узнать о самом методе, об областях его применения, принципах работы и исследованиях эффективности, бесплатно скачать книги. Также на сайте представлены уроки, по которым вы можете заниматься самостоятельно.

С искренней симпатией, Олеся.

Источник: https://bebalance.ru/samorazvitie/metod-feldenkrajza-umnyj-podxod-k-chelovecheskomu-dvizheniyu.html

Важное упражнение для восстановления баланса всего тела — метод Моше Фельденкрайза

Важное упражнение для восстановления баланса всего тела - метод Моше Фельденкрайза

Моше Фельденкрайз — физик, инженер, профессиональный дзюдоист, он был человеком удивительным, разносторонне развитым, с необъятным количеством интересов и увлечений. В поисках действенного способа восстановить травмированное колено, он создал поистине великолепный метод обучения и саморазвития посредством движения.

Метод Фельденкрайза — особая двигательная практика, цель которой — помочь человеку осознать свое тело в процессе движения, улучшить функционирование организма в целом и развить его невообразимые способности.

Применяемые в методе комбинации движений научат чувствовать и правильно использовать свое тело. Если ты всё еще считаешь, что мизинец на правой ноге — вещь бесполезная, скорее читай нашу статью и тут же применяй на практике полученные знания!

Поделимся с тобой одним из самых эффективных упражнений, разработанных Моше Фельденкрайзом, которое поможет восстановить баланс всего тела. Выполняй «тазовый циферблат» регулярно, и вскоре ты преобразишься до неузнаваемости.

Метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза — это не лечебная физкультура, не гимнастика и не массаж. Занятия по этой простой продуманной методике — это процесс обучения, который оказывает терапевтический эффект. В его основе лежит комплексное понимание функционирования и развития нервной системы человека, а также бесценный научный подход.

«Тазовый циферблат» — одно из базовых упражнений многогранной методики Фельденкрайза. Удивительно, но именно взаимодействие таза и грудной клетки определяет баланс тела и его мобильность практически в любой деятельности. Движения, выполняемые во время этого простого упражнения, учат оставаться устойчивым и сбалансированным в широком диапазоне движений.

Этот простой урок позволит тебе открыть совершенно иной способ выполнения привычных действий. После неспешной тренировки движения станут легкими, комфортными и приятными. Каждое движение этого упражнения необходимо выполнять медленно, мягко, вдумчиво, с полной концентрацией на теле, но главное — не выходя за рамки комфорта. Приступим?

Ляг на спину и сконцентрируй свое внимание на ощущениях тела, а затем — на позвоночнике: почувствуй, как он расположен относительно пола, чувствуешь ли ты какое-то давление, беспокоят ли тебя неприятные ощущения или дискомфорт. Сохраняй концентрацию на протяжении всего урока и следуй этой простой видео-инструкции.

Закончил? Встань и пройдись по комнате. Ты должен ощущать изменения в позвоночнике и теле, легкость и исчезновение боли.

ПОЛЬЗА МЕТОДА ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА

  1. Осознанные физические упражнения помогают решить многие проблемы со здоровьем: заболевания опорно-двигательного аппарата, мышечную скованность, последствия ДЦП и рассеянного склероза, в общем все те патологии, которые связаны с моторными нарушениями.

  2. Ты начнешь глубже узнавать собственное тело и поймешь, как легко и естественно ты способен двигаться, независимо от возраста и физической подготовки.
  3. Ежедневная практика по методу Фельденкрайза поможет достичь большего в танцах, боевых искусствах, йоге или в любом другом творчестве.

    Она помогает почувствовать, как необходимо выполнять те или иные движения для достижения больших целей.

  4. Регулярные занятия помогут внести больше комфорта в повседневную жизнь. К примеру, исчезнет боль и мышечное напряжение во врем работы за компьютером, а подъем по лестнице на восьмой этаж превратится в сущий пустяк.

  5. Сам Моше Фельденкрайз утверждал, что метод дает возможность не только совершенствовать тело, но и развивает гибкое, нестандартное мышление. Осваивая метод, человек буквально учится учиться.

Движение в жизни человека играет далеко не последнюю роль. «Движение — это жизнь, а жизнь — процесс.

Улучшив качество процесса, ты улучшишь жизнь», — говорил Моше Фельденкрайз. Не зная границ в понимании своего тела, наше развитие становится таким же безграничным. Так давай же развиваться вместе!

Обязательно расскажи нам в комментариях, было ли полезно тебе это простое упражнение по методу Моше Фельденкрайза, а статьей обязательно делись с друзьями в соцсетях.

источник

Источник: https://my-fly.ru/blog/43284308502

Метод Фельденкрайза: упражнения для шеи

Метод Фельденкрайза: упражнения для шеи

Мойше (Моше) Пинхас
Фельденкрайз

(1904—1984)

Родился в Российской Империи, в городе Славута (в настоящее время — Украина). В 14 лет уехал в Палестину. Участвовал в деятельности групп самообороны во время арабо-еврейских столкновений. Изучал джиу-джитсу, разработал свою собственную технику самообороны.

Потом учился и работал во Франции, а после оккупации её немецкими войсками — в Британии. По образованию физик. После знакомства в 1933 г. с основоположником дзюдо Дзигоро Кано Фельденкрайз начал изучать дзюдо. Организовал первую в Европе секцию дзюдо. В 1936 году получил чёрный пояс, а в 1938 — второй дан дзюдо. Преподавал джиу-джитсу, дзюдо.

Автор нескольких книг о самообороне. Разрабатывая теоретические основы дзюдо, заложил основы своего метода восстановления естественной свободы движений.

В 50-х годах, после возвращения в Израиль разработал курсы «Осознавание через движение» (Awareness through Movement) и «Функциональная интеграция» (Functional Integration). Готовил преподавателей своего метода в Европе и США, издал несколько книг.

Особенностью метода Фельденкрайза как двигательной практики является акцент на осознавании изменений, происходящих в человеке в процессе работы над движением, в противоположность освоению и совершенствованию каких-либо определённых форм движения. Упражнения по методу Фельденкрайза чрезвычайно разнообразны в отношении форм движения, динамики, основного исходного положения, акцента на движении различных частей тела и взаимосвязях в теле. Приведем упражнения метода Фельденкрайза для шеи.

 Метод Фельденкрайза: упражнения для верхниех пучков трапециевидной мышцы (Trapezius)

Садимся ровно на передний край стула. Вес тела распределён равномерно между седалищными костями и стопами ног. Руки лежат на бёдрах. Голова повёрнута налево под углом 45°.
Сохраняя угол поворота головы, очень медленно опускаем затылок назад вниз к своему правому плечу и одновременно также медленно поднимаем правое плечо навстречу затылку. Т.е.

выполняем движение таким образом, как будто хотим соединить затылок и плечо. При этом касаться затылком плеча необязательно.
Затем медленно возвращаемся в исходное положения, опуская плечо и поднимая голову. Вернувшись в исходное положение, на короткое время делаем паузу, полностью расслабив мышцы шеи. Затем повторяем движение.

Очень важно, чтобы при выполнении упражнения НЕ возникало дискомфортных или болевых ощущений. Если какие-то неприятные ощущения появляются, то необходимо уменьшить амплитуду движения.

Лучше недоделать, чем переделать!
Во время выполнения упражнения всё своё внимание концентрируем на области между правым плечом и шеей, обращая внимание на работу мышц в этой части вашего тела.
Повторяем 3-5 раз.

Метод Фельденкрайза: упражнения для мышцы, поднимающей лопатку (Levator Scapulae)

То же исходное положение, как в первом упражнении, но голова теперь повёрнута под углом 45° направо, а кисть вашей правой руки прижата тыльной стороной к вашему крестцу.

Сохраняя угол поворота головы, чуть отклоняем затылок назад, затем очень медленно опускаем правое ухо направо вниз к своему правому плечу, немного заводя ухо за линию плеча, и одновременно также медленно поднимаем правое плечо навстречу уху. Т.е. выполняем движение таким образом, как будто хотим положить ухо на плечо.

При этом касаться ухом плеча необязательно.
Затем медленно возвращаемся в исходное положения, опуская плечо и поднимая голову. Вернувшись в исходное положение, на короткое время делаем паузу, полностью расслабив мышцы шеи. Затем повторяем движение.

Во время выполнения упражнения всё своё внимание точно также как в первом упражнении концентрируем области между правым плечом и шеей, обращая внимание на работу мышц в этой части вашего тела.
Повторяем 3-5 раз.

Теперь делаем оба упражнения для левой стороны шеи.

Источник

Источник: https://polonsil.ru/blog/43279927375

Метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза

Метод Фенделькрайза основан на приобретении осмысленных ощущений в процессах, которые происходят при изучении новых движений. Это систематический подход к улучшению двигательной функции и лучшему контролю над движениями. Методика предполагает использование простых и спокойных движений, которые помогут восстановить осанку, гибкость, силу и координацию.

Метод был основан физиком и инженером Моше Фельденкрайзом (Израиль) и стал инновационным подходом к преодолению боли и улучшению подвижности.

При этом для развития более четких движений используется способность нервной системы к самоорганизации и саморегуляции.

Улучшение двигательной функции способствует более слаженной работе организма, что создает условия для сокращения хронических болей и заживления травм, повышения способностей организма в случае применения в спортивных интересах.

Многие упражнения предназначены для выработки повседневных навыков – движения руки, умение сохранять положение стоя, сидя, подниматься, поворачиваться назад. Другие упражнения представляют собой более абстрактные движения для развития суставов, мышц, формирования осанки. Разработаны тысячи разных упражнений метода Фельденкрайза под каждый вид движений.

Как проходит процедура

В зависимости от цели существует две реализации метода. В первом случае физиотерапевт помогает пациенту совершать упражнения, непосредственно управляя его руками и положением тела.

Все движения при этом плавные и не требуют физических усилий от пациента.

Такой подход называется функциональная интеграция и предназначен для восстановления конкретных движений (как правило, каждое занятие направлено на определенный узкий спектр движений).

При другой реализации физиотерапевт только подсказывает пациенту, какие движения необходимо совершить. В ходе выполнения приобретается самосознание, ощущение движения, которое делает его более естественным и комфортным. При этом задействуются индиыидуальные способности нервной системы. Такие занятия не требуют физических усилий, движения подбираются так, чтобы не вызывать боли.

В отличие от мануальной терапии и хиропрактики, где работа ведется над группой мышц или костей, метод Фельденкрайза в первую очередь оказывает воздействие на нервную систему. Такой функциональный подход может быть эффективным даже несмотря на нарушения в строении органов, скелета.

Реабилитация после инсульта

Метод Фенделькрайз эффективно используется при восстановлении больных с  неврологическими нарушениями, в частности при реабилитации после инсульта. Занятия проводятся для устранения следующих последствий инсульта:

  • вовлечение в деятельность недоиспользованных отделов головного мозга, отвественных за определенные функции,
  • восстановление способностей более поврежденной стороны тела за счет обучения движениям противоположной стороны,
  • формирование связей между поврежденными участками мозга (активизация нейропластичности), которые были до инсульта, что приводит к восстановлению утраченных функций.

Также смотрите о других методах:

  • Иппотерапия
  • Краниосакральная терапия
  • Терапия индуцированным ограничением

Для получения профессиональной консультации по методy Фельденкрайза
Звоните нам по телефону: +49 228 972 723 35
или пишите на Email здесь

Источник: http://neuroreha.ru/methods/417-metod-feldenkrayza.html

танцевально-двигательный терапевт, психолог, хореограф

Моше Пинхас Фельденкрайз (1904 – 1984) – гениальный исследователь и практик в области функциональной реабилитации, разработчикавторского метода самосовершенствования или личностного роста, названного им самим «осознавание через движение» (Awereness through movemet) и известного во всём мире как Метод Фельденкрайза.

В попытках вылечить старую травму колена Моше Фельденкрайз начал изучать анатомию, биологию, неврологию, акупунктуру и восточные единоборства.

Исследования и практика в этой области помогли ему не только вылечить колено, но и обнаружить уникальные, широкие перспективы сенсомоторной деятельности и её взаимосвязь с мышлением, эмоциями и действиями.

Его метод – это учебный процесс, который приближает человека к новым, более эффективным, более комфортным и здоровым способам движения, мобилизуя огромный потенциал центральной нервной системы.

В своей работе Фельденкрайз использовал множество  упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны.

Такие упражнения обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развить новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.

Цель состоит в том, чтобы развить лёгкость и свободу движений в каждой части тела, создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности – не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. Другими словами – снабдить мозг новой информацией и «перезагрузить» его для восприятия усовершенствованной модели, которая заменила старую, искажённую.

Работа состоит из двух этапов. Первый этап – это непосредственно осознание через движение или самонаблюдение в процессе выполнения стандартных динамических упражнений, чтобы выявить проблемные области своего тела.

Используя направленное внимание, человек путём активации его интуитивно-подсознательных механизмов наблюдает за своими телесными ощущениями. Второй этап – «функциональная интеграция», т.е.

движения, осуществляемые самостоятельно или с помощью тренера, для проработки проблемных областей тела, выявленных на первоначальном этапе.

Во время занятий в технике Фельденкрайза человек обучается выполнять определённые движения в медленном темпе: упражнения для координации мышц-сгибателей и разгибателей, коррекции движений таза и посадки головы, координации движений тела с помощью дыхания и движений глаз.

Тренер использует свои руки, чтобы мягко и чутко передать телу ученика новые сенсорные конфигурации и новую моторную организацию. Он осторожно «проводит» ученика сквозь плавное движение, повторяя его снова и снова, не менее двадцати раз.

Фельденкрайз считал, что повторение необходимо, потому что мы настолько привыкли чувствовать привычную неэффективную модель, что наша реакция искажена и каждое мышечное изменение кажется ненормальным. Повторяющиеся же движения осознаются.

Несмотря на то, что каждое занятие посвящено конкретной части тела, человек ощущает позитивные изменения из-за интегрированной нейромышечной связи. Он чувствует себя посвежевшим, углубляется дыхание, улучшается пищеварение и сон, повышается настроение, а через какое-то время он обнаруживает, что создаёт новый, более совершенный образ своего тела.

Больше информации о методе Фельденкрайза (“осознавание через движение”):

Home

IFF

http://www.feldenkraisinstitute.org/

http://www.feldenkraisresources.com/

Теоретическую базу метода Фельденкрайза и отдельные его техники мы используем во многих занятиях:

танцевальных – группы по Контеморари дэнс,

направленных на силу, гибкость тела и повышение телесной осознанности – Свободное тело,

группах Танцевально-двигательной терапии.

вернуться к списку статей

Источник: http://www.kostevich.com/feldenkrais-method

Ссылка на основную публикацию