Психодиагностика — психология

Основные подходы к психодиагностике

Психодиагностика - психология

В психологической диагностике выделяют преимущественно два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая.

Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности.

Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).

С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.

В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный.

Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.

Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез.

Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее, назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека.

С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий.

Однако психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим.

Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека.

Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.

Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; подготовка к свадьбе; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.

Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения.

Возникновение практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека.

Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную па выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.

Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации.

В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза.

Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Таким образом, в настоящее время в психологической науке отсутствует единая точка зрения на сущность психологической диагностики.

Разнообразие мнений объясняется как многоаспектностью содержания и направлений профессиональной деятельности психолога, в которой могут реализоваться разные грани психологической диагностики, так и большими, но недостаточно полно раскрытыми теоретическими и практическими возможностями этой дисциплины.

Источник: http://www.psyworld.info/osnovnye-podxody-k-psixodiagnostike

Психодиагностика

Психодиагностика

Психодиагностика – это система принципов и инструментов, благодаря которым становится возможным изучение и оценка особенностей психики индивидуума.

Современная психодиагностика проводится постоянно. Все психологи консультанты являются квалифицированными специалистами в своей области знания.

Они регулярно подтверждают квалификацию, проходя ежегодные сертификации. А членство в уважаемых европейских ассоциациях психологов лишний раз свидетельствует о высоком их профессионализме.

 Они успешно справляются с любой стоящей перед нами задачей, в том числе и с психодиагностикой.

Зачем нужна психодиагностика?

Психодиагностика нашла самое широкое применение в современном мире, поскольку она дает ответы на наиболее животрепещущие вопросы о личности индивидуума, его способностях, наклонностях, особенностях психики, интеллект. В связи с этим практическая психодиагностика очень востребована в наше время.

Ее проводят в школах и детских садах, при приеме на работу и при снаряжении экспедиций, перед вступлением в брак (добровольная, с целью определить психическую совместимость партнеров, вероятность успешной супружеской жизни) и в рамках судебно-психологической экспертизы.

Процедура может выполняться как психологом-консультантом, так и психотерапевтом в рамках приема пациента для выявления особенностей его личности, лучшего составления картины об особенностях психики индивидуума.

Практическая польза психодиагностики несомненна! Она позволяет выявить наличие у человека наклонностей к тому или иному роду деятельности, что актуально в вопросах профориентирования, а значит, этим занимается психодиагностика школьников, готовящихся к вступлению во взрослую, студенческую жизнь.

Психодиагностика может проводиться потенциальным работодателем при приеме на работу с целью оценки способности человека влиться в коллектив, стать частью «общей машины» и для оценки индивидуальных навыков и знаний, необходимых для успешного осуществления конкретных служебных обязанностей (охранник, банковский служащий, менеджер крупной торговой компании, юрист и т.д.).

Психодиагностика активно используется для выявления черт психологической совместимости человека с другими индивидуумами. Например, перед снаряжением экспедиции (особенно научной, исследовательской), чрезвычайно важно понять, сможет ли человек выдерживать предстоящие сложности и мирно уживаться с другими членами команды.

Детская психодиагностика позволяет определить степень развития психики малыша, его готовность идти в детский сад или школу, наклонности заниматься теми или иными видами деятельности. Она позволяет дать ответ на такой животрепещущий вопрос, в какую секцию отдать ребенка (фортепиано или бокс) или в какую школу (с гуманитарным или техническим уклоном).

Очевидно, что проведение психодиагностики позволит избежать целого ряда проблем в будущем, чреватых как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей.

Как проводится психодиагностика?

Существует два основных способа проведения психодиагностики: психологические тесты (оценочные и проективные) и анкеты. Психологические тесты – это объективные источники знаний о клиенте.

Они могут иметь готовые ответы, из которых нужно выбрать один вариант, либо не иметь таковых, что подразумевает свободное изъявление тестируемым своих мыслей по тому или иному поводу. Субъективные методы психодиагностики – это анкеты или опросники.

Читайте также:  Черты личности человека-ребенка - психология

В них лицо дает информацию о себе в соответствие с собственными представлениями о своей личности. Опросники могут быть нацелены на выявление ценностей, установок, мотивов того или иного поведения.

Следует отметить, что оценочные психологические тесты делятся на две основных категории.

Первая предполагает оценку тех или иных способностей (творческих, креативных), а вторая проверяет интеллект человека.

Существует огромное число тестов на проверку интеллектуальной составляющей психики с индивидуальной шкалой оценок и рейтингов. Психолог самостоятельно выбирает наиболее рабочую модель теста.

Проективные психологические тесты предназначены не для оценки, а для изучения. Они не оперируют понятиями «хорошо»/«плохо». Они предполагают изучение особенностей личности без навешивания ярлыков, с целью выявления скрытого, уникального, индивидуального как такового.

Информация, которую дают психологические тесты, методы психологии и анкеты опытному консультанту, проводящему психодиагностику, позволяет сделать верные выводы об особенностях личности клиента.

Как заказать психологическое тестирование или психодиагностику в Москве?

Если вас интересует психологическое тестирование или психодиагностика, обращайтесь ко мне. Я всегда помогу Вам решить поставленную задачу и сложить объективное представление о личности отдельно взятого человека или целой группы людей.

Интересный слуховой тест «Cколько лет Вашим ушам?».

ЗВОНИТЕ!!!

Тел: 8 (926) 303 — 68 — 47

E-mail: info@unsait.ru

Источник: http://unsait.ru/psiholog-ceny-i-uslugi/psihodiagnostika/

Психодиагностика — это..

Психодиагностика - это..

Психодиагностика (греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека.

Психодиагностические задачи можно рассматривать с трех позиций.

Во-первых, в ситуации, когда клиент сам обращается к клиническому психологу с запросом психодиагностического обследования (он охотно идет на сотрудничество, старается выполнять как можно точнее все инструкции без намерений «приукрасить» себя или фальсифицировать результаты). Во-вторых, в ситуации экспертизы.

В этом случае клиент, подвергаясь экспертизе, знает об этом и старается выдержать своеобразный «экзамен» (может контролировать свое поведение и ответы для получения приемлемого для себя результата, в некоторых случаях возможна симуляция, например, психического расстройства).

В-третьих, в ситуации, в которой строго не оговорено кто и как будет использовать диагностические данные. В этом случае возможны следующие ситуации: (а) данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза.

Эта ситуация типична для использования результатов психодиагностического обследования в медицине. Психолог при этом не несет ответственности ни за диагноз, ни за лечение, назначенное врачом. (б) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для постановки психологического диагноза, но использовать их будут специалисты другого профиля.

Такова, например, ситуация при выявлении психологических причин школьной неуспеваемости. (в) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для разработки, например, коррекционных программ.

(г) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения и т. д.

В этом случае психолог-диагност несет ответственность не только за качество проведенного психодиагностического обследования, но и за список тех данных, которые он считает возможным передать клиенту (важно соблюдать принцип «не навреди»).

Психолог-диагност в своей работе применяет различные методы, методики, диагностические процедуры, которые прежде чем применяться, проходят эмпирическую проверку (выясняется их валидность, надежность и т. п.) в специальных исследованиях.

Существует ряд оснований для классификации психодиагностических методик, одно из них — мера «объективности — субъективности», которой обладают ее результаты (для «объективных методик» влияние психолога-диагноста на интерпретацию результатов является минимальным; для «субъективных методик» результаты интерпретации, наоборот, будут во многом зависеть от опыта психолога-диагноста). В соответствии с рассматриваемой классификацией выделяют следующие группы психодиагностических методик (А. Г. Шмелев, 1996): 1) Психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются по данным различных приборов. В качестве таких показателей могут быть: дыхание, пульс, кожно-гальванические реакции, мышечный тонус и т. д. Однако это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому с точки зрения психологических показателей — это косвенный вид диагностики и чаще всего используется для диагностики функциональных состояний человека.

2) Аппаратурные поведенческие методики. В случае применения этого класса методик диагностируемые параметры считываются со шкал соответствующих приборов.

Диагностируемыми параметрами могут быть: элементарные психические функции (например, чувство равновесия, психомоторная координация), свойства нервной системы, психологическая совместимость и срабатываемость («гомеостат Горбова») и др.

Частным случаем аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. С их помощью имитируются реальные условия профессиональной деятельности.

3) Объективные тесты. Психологический тест — это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности.

Наиболее существенными признаками тестов являются: (а) стандартизация предъявления и обработки результатов, (б) независимость результатов от влияния самой экспериментальной, (в) ситуации и воздействия психолога-диагноста, (г) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными.

К объективным тестам относятся те методики, в которых в соответствии с социокультурными нормами возможны объективно «правильные» и «неправильные» ответы. Результаты тестирования обрабатываются по ключу, заданным соответствующим нормативом. В эту категорию попадает большинство тестов на интеллект, тесты специальных способностей, тесты достижений,

4) Тесты — опросники (предполагают набор пунктов, относительно которых обследуемый выносит суждения используя заданные варианты ответов). Пункты теста-опросника могут аппелировать либо непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям и суждениям, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания.

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты дают возможность получить информацию об обследуемом, не отражающую его непосредственно личностные особенности (это могут быть биографические данные или некоторые установки, например, отношение к определенной социальной группе и т. д.). Личностные опросники ориентированы на измерение личностных особенностей обследуемого. Среди таких опросников выделяют несколько групп:

(а) Типологические опросники (позволяют отнести обследуемого к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями), например, опросник Г. Ю. Айзенка. Часто к этой группе методик относят Миннесотский многопрофильный личностный опросник — MMPI.

(б) Опросники черт личности (позволяют измерять выраженность тех или иных личностных признаков). Один из наиболее распространенных 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела.

(в) Опросники мотивов, ценностей, установок, интересов.

5) Методика субъективного шкалирования (обследуемый по предложенным ему шкалам или тем, которые он предлагает, сам оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом).

Так, в частности, для диагностики когнитивного стиля используется методика «свободной сортировки Гарднера» (обследуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов объектов в свободной классификации он изобрел, тем его понятийная система считается более дифференцированной.

6) Проективные методики. Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях индивида — в его творчестве, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты.

Проективные методики предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах.

Ответами могут быть как целостные рисунки, так и тексты и не могут интерпретироваться как правильные или неправильные.

Ответы обследуемого представляют для психолога-диагноста ценность как таковые, как индивидуальное проявления его личностных особенностей, о которых и делаются выводы.

Выделяют следующие группы проективных методик (Френк, цит. по Е. Т. Соколовой, 1980):

— Методики структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Это — тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции и др.

— Методики конструирования: создание целого из отдельных частей (MAPS, тест мира и его разнообразные модификации и др.).

Читайте также:  Самообвинения - психология

— Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события предлагаемых ситуаций, изображений (TAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест Зонди и др.).

— Методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.).

— Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в особо организованных условиях. Это — психодрама, проективная игра и др.

— Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого общения, и др.

— Методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека — варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и др.) С помощью этих групп методик выявляются наиболее существенные свойства личности в их взаимозависимости и целостности функционирования.

7) Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психолог-диагност заранее знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов оценивать латентные диагностические переменные.

8) Контент-анализ (анализ содержания). В материале наблюдения подсчитываются частоты появления определенных параметров, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Часто не представляется возможным организовать наблюдение с привлечением независимых наблюдателей.

В такой ситуации к вынесению суждений об объектах наблюдения могут быть привлечены сами участники рассматриваемого процесса.

Мера выраженности оцениваемого свойства обеспечивается градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (пятибалльной, семибалльной и т. д.).

10) Психологическая беседа (интервью). Этот метод кажется простым, естественным и эффективным.

В действительности интервьюер оказывает на обследуемого воздействие, которым можно считать сами задаваемые им вопросы.

Успех беседы зависит от того, устанавливаются или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого воздействия).

11) Ролевая игра — особая разновидность интерактивных методов, особенно эффективных для диагностики детей. В игре ребенок проявляет присущие ему черты поведения. Однако правила игры, распределение ролей и поведение конкретных участников могут оказывать серьезное воздействие на ребенка, которое приводит к изменению установок, тактики поведения и т. д.

Методы с 6 по 11 являются субъективными методами экспертной оценки. Психолог-диагност по определенной процедуре оценивает либо само поведение обследуемого, либо продукты его деятельности. Результаты оценки оказываются зависимыми от его квалификации. Самым «уязвимым» методом в этом смысле является психологическая беседа.

Традиционно выделяют также общую психодиагностику и частную.

И. М. Карлинская, И. Б. Ханина

Философский словарь

область психологии, в рамках которой разрабатываются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, ее психических свойств и способностей психологического общения с другими людьми.

Психологический словарь

(от греч. psyche — душа и diagnosis — распознавание, определение) — технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апро

Психологическая энциклопедия

Раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, П. в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности, позволяющие дать…

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание. Категория. Процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества. Специфика. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам,…

Психологическая энциклопедия

(греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — отрасль психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологическая энциклопедия

1. Специальное значение – процедуры для диагностики психологической патологии, психических расстройств и т.д. 2. В более общем смысле – этот термин используется для обозначения любой процедуры оценки психологических или личностных свойств. Более подробно об употреблении см….

Психологическая энциклопедия

(от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологическая энциклопедия

(диагностика психологическая) — постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина. 1….

Источник: http://insai.ru/slovar/psikhodiagnostika

Психодиагностика: Научная психодиагностика и ее задачи

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика.1.2. Психодиагностические задачи.
1.1.

Научная психодиагностика и психодиагностическая практикаПсиходиагностика как наука: определение, основные отрасли, связь с другими психологическими дисциплинами:Психодиагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).

Термин «психодиагностика» появился в 1921 г. и принадлежит Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности (Бурлачук, 2008)

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:

-закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений-правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Отрасли общей психодиагностики:

-образовательная психодиагностика (отрасль общей психодиагностики, диагностирование способностей и черт личности участников образовательного процесса, а также измерение успешности усвоения учебного материала). 
-клиническая психодиагностика (область психодиагностики, направленная на изучение, оценку и учет индивидуально-психологических особенностей  личности, (структурно-динамические особенности личности, отношение  к болезни, механизмы  психологической   защиты и т. д.), оказывающих влияние  на предупреждение, возникновение, течение и исход психических, так и соматических заболеваний). 
-профессиональная психодиагностика (психологическая диагностика с целью профотбора, профобучения и профориентации)
-психодиагностика окружающей среды (оценка семейно-домашней, рабочей (производственной) и образовательной среды)

Место психодиагностики в системе психологической науки

Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. (Гуревич, 1997)ПСИХОДИАГНОСТИКА:1. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Общая психология, медицинская, дифференциальная, возрастная, социальная и пр.2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ Целью которой является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам3. ПРАКТИКА Выдвигают психодиагностические задачи
Связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами:

Психодиагностика и  дифференциальная психология

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.Предметные   области  исследований   психодиагностики и дифференциальной    психологии   совпадают, а разделить  их пытаются по тому признаку, что первая  ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно  познание, проникновение в сущность причин и следствий  этих различий.  Психодиагностика  рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой  об  индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология)  и практикой  постановки  психологического   диагноза.

Психодиагностика и психометрия

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ — область психологии, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми, осуществляемых с помощью тестов. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять тестовые методики, процедуру их разработки и применения.Первоначально под психометрией  понималось  измерение временных  характеристик   психических  процессов. Впоследствии   к психометрии начинают  относить  все то, что связано  с количественным определением   психических явлений. В ряде случаев  психологическое тестирование   (психодиагностика) и психометрия отождествляются.  

Психодиагностика и психологическая оценка

Психологическая оценка — это сбор и интеграция данных об индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т.д.) с помощью различных методов (например  с помощью  интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры  и т. п).
Психологическое тестирование  — это измерение  психологических   характеристик  индивидуальности с помощью тестов.Психологическая   оценка — понятие  более широкое, чем психологическое тестирование, однако чаще всего выступает в качестве синонима психологическому   тестированию, охватывающему  весь спектр  психологических измерений:  от психических  функций  до личности.  Психодиагностика как сфера практической деятельности психолога: достоинства психодиагностических методов, области использования:Развитие  психологической   диагностики  приводит  к появлению  особого  исследовательского  метода — диагностического. Основной   особенностью   психодиагностического  метода является  его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет  которой достигается количественная   (и качественная)   квалификация   изучаемого  явления.

Читайте также:  Тайм-менеджмент - психология

Понятия  нормы, валидности  и надежности  — те «три кита», на которых покоится  разработка  и применение диагностических   методик. 

Анализ  психодиагностического метода позволяет  выделить  специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации — как социальной   (взаимодействие    психолога  и обследуемого), так и стимульной  (например, с разной  степенью структурированности).

Области практического использования результатов психодиагностической работы:

Оптимизация процессов обучения и воспитанияПрофотбор, профобучение и профориентацияКлинико-консультационная и психотерапевтическая работаСудебно-психологическая экспертиза

Особенности психодиагностических методик

быстро собирается информация информация об отдельных особенностях человекаинформация может использоваться для количественного и качественного сравнения с другими людьмина основе информации можно осуществить выбор средств воздействия и прогноз развития

Специфические принципы психодиагностики:

1) принцип корректности подчеркивает относительность психологического диагноза, обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными.2) принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития.3) принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев при постановке психологического диагноза.4) принцип трансформации состоит в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие в них, отражаются как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и с самим собой.
1.2. Психодиагностические задачи

Ситуация клиента и ситуация экспертизы в психодиагностике:

Ситуация клиента — психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.В ситуации клиента человек сам обращается за помощью к  психологу, заинтересован в разрешении своего вопроса. Он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты.  (консультации, служба телефон доверия, центры психологической консультации, частные обращения). Ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции.

Ситуация экспертизы — психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.

В ситуации экспертизы  к психологу обращается администрация за помощью в диагностике, например уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, проф.пригодности и т.д.

Человек знает, что подвергается экспертизе,  старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции,  отклонений и расстройств).

Он заинтересован в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. стремится действовать правильно.  Ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения.

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в   ситуации экспертизы.

«…любое психодиагностическое обследование актуализирует у испытуемого мотив экспертизы, минимизация которого – одна из важнейших задач психолога» Л.Ф.БурлачукНомотетический и идиографический подходы в психодиагностике
Номотетический и идиографический подходы в психологии (Гайда, 1994)

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

Номотетический    подход предполагает  существование   некоторых  общих законов, справедливых  для всех явлений  данной  области исследований.   Применительно  к личности  утверждается  реальность  общих  черт.

  Так, когда  у обследуемого наблюдается, например, тревожность, считается  возможной  разработка  некоторой общей  меры этой личностной черты, которая  позволит  распределить  всех людей по степени  ее выраженности.

   При этом обычно  соглашаются  с тем, что если у двух обследуемых  оказываются  идентичные  показатели  по той или иной шкале (тесту), то следует считать  их обладающими   одинаковыми   психологическими    чертами.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность диагностического обследования на описание и объяснения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

Сторонники   идиографического    подхода  настаивают  на уникальности, неповторимости  психической  организации  отдельной  личности, избегая любых «объективных» (количественных)   методик ее исследования. 

Сравнение двух подходов:

Понимание объекта распознания и измерения:

Номотетический подход — понимание личности как набора черт и свойствИдеографический подход — понимание личности как целостной системы

Направленность распознания и измерения:

Номотетический подход — распознание и измерение общих для всех людей свойств личностиИдеографический подход — распознание и измерение индивидуальных особенностей личности

Методы распознания и измерения:

Номотетический подход — стандартизованные методы распознания и измерения, требующие сопоставления с нормойИдеографический подход -проективные методики и идеографические техники 

Идеографический (от греч. idea – идея, образ и grapho – пишу).

Идиографический (от греч. idios – своеобразный, особый и grapho – пишу).Варианты использования психодиагностических данных:
Психодиагностические задачи (ситуации психодиагностики) с точки зрения того:кто будет использовать диагностические данныекак будут использоваться диагностические данные

какова ответственность психолога в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого

1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного  решения. Эта ситуация типична для использования  психодиагностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной  психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике  профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу  администрации.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки  психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля.

Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин  школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого- педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь  проводят учителя, родители, другие воспитатели.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в  целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации  психолог несет ответственность за корректность данных, за этические деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично — за то, как этот  диагноз будет использован клиентом.

Источник:Пальм Г.А. Психодиагностика. — Днепропетровск 2010Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.:Питер, 2007. – 688 с.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.Романова Е.С. Психодиагностика — СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Все темы психодиагностика

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/601811.html

Ссылка на основную публикацию