Психологические ресурсы — психология

Психолог как активатор психологических ресурсов клиента

Психологические ресурсы - психология

Психологические ресурсы личности, как правило скрыты от сознания человека — носителя этих самых ресурсов. Под психологическим ресурсом обычно понимают внутренние резервы человека, которые хранятся за семью печатями в подсознания, ожидая когда он их задействует. Психолог выступает для клиента как активатор его ресурсов.

Психологические ресурсы человека

Психологический ресурс — внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это внутренняя сила человека, это его потенциальные и реальные возможности.

Насколько Вы психологически ресурсная личность?

Психологический ресурс человека считается активным, когда:

Насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни, настолько Вы ресурсная и активная личность.

Какие психологические ресурсы своей личности вам известны? Напишите ответ в комментариях.

Всё возможно, если человек активировал свои ресурсы

4 типа психологических ресурсов личности

Существует четыре мира человека, которые задействуют различные психологические ресурсы его личности:

    Таким образом, если вернуться к ситуации с выживанием на необитаемом острове, то Ваша способность кардинально поменять рацион задействует витальные психологические ресурсы.

    А навык ловли рыбы относятся к деятельностным. Если Вы изобретете ловушку для добычи крабов и устриц, то Вы активируете сознательные ресурсы.

    И если займете активную позицию в ответ на трудности ситуации и будете верить в спасение — волевые.

     Загрузка ..

    Психолог как активатор психологических ресурсов человека

    Роль психолога активировать во время психологической работы эмоциональные и волевые, витальные и мыслительные ресурсы человека — его Клиента.

    Задача психолога быть ресурсом для своих Клиентов

    На самом деле роль психолога вывести психологический ресурс из подсознания Клиента, помочь ему осознать собственную силу и побудить к активации и закреплению данного ресурса в жизни.

    Психолог как психологический ресурс верит в возможности человека самостоятельно справиться с вызовами жизни, он помогает человеку поверить в его ресурсность и способности.

    Психологический ресурс как присвоенный навык

    Позвольте показать развитый деятельностный ресурс очень известного лучника, который довел навык стрельбы из лука до совершенства.

    Из данного видеоролика, который не нуждается в переводе, становится понятно, что данный навык был бы невозможен без задействования и активации волевых, эмоциональных и других психологических ресурсов.

    Книга о развитии ресурса выживания в городских джунглях по методике спецслужб

    Я веду речь о книге «Защити себя по методике спецслужб  Бывший спец. агент раскрывает методы, которые могут спасти жизнь  вам и вашей семье / Джейсон Хансон.

    Освой и используй ресурсные методики безопасности на улицах города!

    Профессиональные приемы сотрудников спецслужб, которые вы освоите, прочитав его книгу, помогут вам защитить себя и свою семью в любой ситуации.

    Несколько советов из книги «Защити себя по методикам спецслужб»

    Приведу один из множества приемов описанных в этом справочнике, он пригодится вам, в случае, если Вам кажется что за вами следят.

    Если Вы живете в крупном городе — советы из книги от бывшего спец.агента ЦРУ — автора книги будут для Вас незаменимы.

    Поделитесь статьей в социальных сетях и оцените этот материал!

    Напишите в комментариях, какие психологические ресурсы уже активированы и используются вами? Как Вы считаете есть ли ресурсы внутри Вашей психики, которые заблокированы или не осознаваемы? Как Вы собираетесь их активизировать и сделать практическими навыком?

    Источник: http://PsymanBlog.ru/formula-schastya/psixologicheskie-resursy-psixolog-kak-psixologicheskij-resurs-klienta/

    Психологические ресурсы

    Психологические ресурсы

    О том, что такое «ресурсы» в психологии, зачем они нужны и как с ними быть, рассказывает психолог и коуч Татьяна Клименко..

    Ресурсы — что это такое и как с ними быть?..

    В период новогодних каникул, когда подводятся итоги ушедшего года и планируются шаги в будущее, важно поговорить о ресурсах.

    Что это за понятие, и как нам в жизни могут помочь знания о них.

    Начнём с определения — ресурсами называют все то, что помогает человеку преодолевать жизненные препятствия, справляться со стрессом, способствует устойчивости в трудных ситуациях. А ещё ресурсы помогают нам выйти на новый уровень, смотреть шире, мечтать о чем-то бОльшем.

    Когда мы говорим о ресурсах, первое, что приходит на ум, это материальные ресурсы — деньги, имущество, недвижимость, бизнес, и тому подобное. И это правда, материальные ресурсы могут очень помочь в жизненных сложностях. Их можно запасать. Это понятно и привычно.

    «Деньги решают все!», «Эх, были бы сейчас деньги!», «Как хорошо иметь свой дом!» — как часто мы это слышим.

    Какими ещё могут быть ресурсы? — Осязаемыми и символическими, материальными и моральными.

    Ресурсами может быть все, что угодно: информация, знания, статус, отношения. Услуги, объекты обмена между людьми. Связь с природой, искусство, красота, новые впечатления, возможность выражать своё мнение и чувства, узнавать новое.

    Путешествия, общение, поддержка других людей, признание достоинств и заслуг, благодарность, вера. Хорошее здоровье, знать правду, приятие, принадлежность. Возможность быть собой, иметь любимое дело, адекватное вознаграждение. Порядок. Понимать себя, другого человека. Добиваться своего. Побеждать. Смотреть в ночное небо. Гулять по песку, купаться в море. Сказать нет, отстоять свои границы.

    Иметь власть. Дружить. Влюбиться. Любить. Взаимность. Сон. Это могут быть связи, отношения, договоренности, собственные механизмы регуляции состояний, связь и осознавание чувств, укрепление здоровья, расширение кругозора, развитие спонтанности, создание круга доверия.

    Можно перечислять ещё очень долго. Я хотела лишь сказать, что ресурсным для человека может быть действительно многое.

    Человек испытывает стресс, когда теряет ресурсы, когда ресурсов не хватает для решения стоящих перед ним задач, а также, когда он тратит ресурсов больше, чем получает вознаграждение из окружающей среды.

    Часто, в своей работе, в расстановках, в психодраматических постановках личных историй, в личном консультировании, я наблюдаю, что ресурсы у человека есть, но в какой-то момент он теряет с ними связь. Ресурсы перестают быть «в доступе».

    Человеку может просто не приходить в голову позвонить другу, пойти на консультацию к юристу, психотерапевту, или осознать, что подобные задачи он уже решал.

    Подышать лесом, поднять глаза вверх и понаблюдать за облаками или побродить по тропинкам парка.

    Часто это происходит от того, что в обычной жизни человек не задумывается о том, что улучшает его состояния, не исследует, что является для него ресурсом, не придаёт этому вопросу значения.

    Часто простое осознание, что у нас есть ресурсы, напоминание себе об этом, поддержание контакта со своими ресурсами, расширение «базы ресурсов», и не только материальных, позволяет нам легче справляться с критическими ситуациями. Быть более успешными и счастливыми. Более здоровыми.

    Взаимодействие с ресурсами тренируется, так же как и тренируется тело. «Ресурсная форма» поддерживается также как и физическая. Это значит, что мы стараемся контактировать с ресурсами не только, когда нам трудно. Мы просто периодически это делаем.

    Исследуя тему, столкнулась с интересным понятием — запасание ресурсов. Это про то, что можно стремиться получать, сохранять и приумножать то, что ценно. Если связь с тем, что помогает перейти в более благополучное состояние, по какой то причине теряется, можно стараться её восстановить или приобрести новые ресурсы.

    Важно: узость круга ресурсов — опасный сигнал. Если человек берет ресурс только из ограниченного набора, например преимущественно из еды, алкоголя, половых связей, и т п, то это может приводить к зависимому поведению, зацикливать на одном и том же и отчуждать от всех остальных ресурсов. Это обесточивает и ослабляет.

    И чтобы прочитанное принесло практическую пользу, возьмите листок бумаги и напишите, что для вас является ресурсом, что улучшает ваши состояния, умиротворяет, даёт заряд энергии.

    Список можно повесить на видное место или носить с собой. Его можно и нужно дополнять. И самое главное, при любой возможности делать то, что есть в этом списке, тренировать связь с ресурсом.

    Татьяна Клименко

    Следующее: Звезда реалити-шоу в Инстаграме опубликовала снимки, на которых виден её округлившийся живот.
    Предыдущее: Певица Светлана Лобода заинтриговала публику совместными фотографиями с грузинским модельером Бичолой Тетрадзе.

    Источник: http://girl21.ru/news/1746-psikhologicheskie-resursy.html

    Ресурсы

    Ресурсы

    Ресурсы бывают
    • восполнимыми и нет. К невосполнимым ресурсам относится время и частично здоровье.
    • внешними (деньги, время) и внутренними (здоровье, энергетика)

    Различают два класса ресурсов

    1. Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека,
    1. Средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев

    Использование ресурсов
    Ресурсы можно тратить, а можно вкладывать, можно нарабатывать их своими силами и честно, можно за счет других.

    Трата — это нецеленаправленное использование ресурсов, расходование, уничтожение ресурсов. 

    Вклад — это использование ресурсов, направленное на достижение какого-то определенного результата (как вариант — на восстановление этого или другого ресурса).

    Ресурсное состояние (или — быть в ресурсе) — наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.

    Виды ресурсных состояний

    Основные виды ресурса — это физический, психологический, личностный и духовный ресурс.

    Физически ресурсное состояние — это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек.

     Психологически ресурсное состояние – состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.
    Человек в духе или нет, верит в себя или убежден, что у него ничего не выйдет, маэстро в депрессии или в объятиях вдохновенной музы — все это разные описания наличия или отсутствия психологического ресурса.

    Как подкачать собственный ресурс

    Когда человеку хотят помочь, ему стараются повысить его ресурсное состояние, когда хотят помешать — стараются из ресурсного состояния вывести.

    Способов много:
    • Грелка. Душевно согреть — душевными интонациями, теплыми словами, благодарностью.
    • Взгрелка. Взбодрить — собственной бодростью, живыми интонациями, энергичными формулировками, верой в успех.

    При необходимости — взгреть: «Что расселся?! Работать!». Взрослым людям, помнящим, что такое долг — напомнить о их высоком долге. Иногда — напугать, рассердить, использовать высокотонусные отрицательные эмоции.
    • Унитаз.

    Помочь выговориться, освободиться от страхов или других мешающих переживаний.
    • Золотое зеркальце. Повысить веру в себя: похвалы и комплименты. «Ты молодец», «Прекрасно выглядишь!», «У тебя все получится!»
    • Деловая поддержка.

    Помочь освоить нужные умения: просто понятно объяснить, поддержать в первых попытках, отметить успехи.

    — Роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика.
    В этой стратегии задано только начало: начинаем всегда с Мечтателя, с отключения внутренней критики и запуска свободного полета фантазии. Мечтатель должен наработать материал, который будут обрабатывать Критик и Реалист,

    Продумывая свои новые проекты, используйте эту стратегию: вначале разрешите себе свободно мечтать, предполагая, что все складывается, что у вас неограниченное время, деньги, что все люди идут вам навстречу, удача с вами дружит… — мечтать полезно.

    Когда намечтались, создали воодушевляющий вас проект — включите реалиста: продумайте как человек дела, какие шаги можно и нужно делать для реализации этого проекта. Где взять время, деньги, материальную базу, кого из людей можно и нужно подключить — все детали и подробности.

    Пока не думайте о трудностях и возможных неудачах, описывайте просто шаг за шагом, как все это сделаете и всего добьетесь. Расскажите несколько способ и путей, определите даты и сроки, назовите свои первые шаги.

    Отлично!
    А когда поймете, на что это в реальности может быть похоже — отнеситесь к своему проекту критически: задумайтесь о том, где могут быть сбои и ошибки, где нужно «подстелить соломки», о каких трудностях нужно подумать еще раз. Критик — это не критикан, отнеситесь к своему проекту позитивно.

    Читайте также:  Физическое наказание и психические травмы - психология

    — Потоковое состояние (вдохновение)

    Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

    Ясные цели (различимые ожидания и правила).

    Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
    Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
    Искажённое восприятие времени.
    Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
    Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
    Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
    Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

    Техники, часто используемые в процессе

    реабилитации и психотерапии

    Ф.Е. Василюк (1984), разводя понятия стресс, фрустрация, конфликт и кризис, обосновывает четыре категориальных поля, соответствующих жизненным мирам, — витальность, деятельность, сознание и воля. На наш взгляд, ресурсы совладания с экстремальными ситуациями удобно относить именно к этим категориальным полям.

    Соответственно, можно разделить и техники, часто используемые в процессе реабилитации и психотерапии – в зависимости от того, на поддержание какие ресурсов совладания они направлены. На поддержание витальности – интереса, желания, активности – направлены многие техники телесной психотерапии (например, Е.С.Мазур, 2003), техники фокусирования (Ю.

    Джендлин, 2000). Основная их цель – пробудить в человеке желание жить, справляться с ситуацией, чтобы затем опереться на это желание, интерес при работе с психотравмирующими переживаниями. Опора на деятельность при реабилитации подразумевает акцент на активность человека в преодолении трудностей, на его стремление действовать и побеждать.

    «Попробуй сделать это» — эта техника часто применяется не только в бихевиоральной психотерапии, но и в когнитивной, арт-терапии, телесной психотерапии, гештальт-терапии. Наконец, сознание включает понимание того, как и почему я поступаю в той или иной ситуации, выбор, согласование конфликтующих мотивов.

    К этому категориальному полю относятся некоторые техники психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гуманистической психотерапии. Работа в этом поле – это попытка осознания того, что эмоция, аффект, вина, переживание – это некоторое явление, имеющие свои причины и следствия.

    Тогда они перестают застилать все вокруг (как, например, явления «вторжения» воспоминаний, чувство вины, страх), и возможна дальнейшая реабилитационная или психотерапевтическая работа. В качестве иллюстрации можно вспомнить распространенную технику ситуационной реконструкции (например, S.

    Maddi, 1997, 1998) – событие рассматривается в расширенной перспективе, рассматриваются и анализируются его причины и возможные следствия, что приводит к переоценке угрозы и негативности самого события, его роли в жизни человека в целом.

    Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях.

    ? Как конкретно искать, как саморегулироваться ?

    1. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание.
    1. Существует однако и второй вариант саморегуляции – при опоре не на психологические ресурсы, а через собственно экзистенцию. Личность принимает свою ответственность за происходящее и то, что случится – и отношение мотивационно-смысловая сфера личности – саморегуляция обращается. Действуя в экстремальных условиях, вопреки переживаниям личность изменяет, формирует собственные убеждения и диспозиции.

    Понятие «ресурсы»

    используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

    Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

    — надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

    — рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

    — душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» [14].

    В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса»

    Н.Е.

    Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуации

    В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С.

    Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состоя¬ния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности

    Л.В.

    Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы — состояние здоровья и отношение к нему как к ценности

    И.В.

    Дубровина: самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности

    Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др.

    В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

    — вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

    — уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

    — принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) – это отношение человека к принципиальной возможности изменяться

    Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации

    В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А.Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания.

    В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А.

    Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач.

    Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

    Актуальным направлением исследования личностных ресурсов является изучение их психологической структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.

    Источник: http://chinirina.ru/index.php/9-na-glavnoj/74-resursy

    Что такое психологический ресурс

    Oчeнь чacтo мoи  клиeнты пpихoдят co cлoвaми, — нeт  pecypca, я иcтoщeн, гдe мнe взять cил для ocyщecтвлeния зaдyмaннoгo, я oдин нe cпpaвлюcь и этoт cпиcoк мoжнo пpoдoлжaть.

    Ho в хoдe paбoты  oкaзывaeтcя, чтo и cилы ecть, и cпpaвитcя чeлoвeк oгo — гo кaк мoжeт, пpocтo нe знaeт,  кaк, пpocтo нe видит cвoй pecypc, нe знaeт, кaк eгo aктивиpoвaть и гдe вooбщe этoгo «нeвидaннoгo звepя» взять.

      Пoэтoмy пoвoдy я  peшилa нeмнoгo oбoзнaчить, чтo жe тaкoe pecypc, зaчeм oн нaм нyжeн,  и в кaкoм нaпpaвлeнии eгo мoжнo oтыcкaть

    Pecypc – этo cocтoяниe, вoзмoжнocть, кoтopoй мoжнo вocпoльзoвaтьcя в cлyчae нeoбхoдимocти, зaпac иcтoчник чeгo-либo (cилы, энepгии, любви и тд.), cpeдcтвo, к кoтopoмy oбpaщaютcя в cлyчae нeoбхoдимocти;

    Этo вce тo, чтo пoзвoляeт нaм чyвcтвoвaть ceбя здopoвыми, нaпoлнeнными жизнeнными cилaми, энepгичными, aктивными, yвepeнными. Oпиpaяcь нa cвoй pecypc, мы мoжeм peшитьcя нa дeйcтвиe, нaчaть дeлaть, двигaтьcя в нaпpaвлeнии жeлaeмoгo.

    Pecypc этo тo,  к чeмy мы мoжeм oбpaтитьcя кoгдa:

    — мы пpибывaeм в нepeшитeльнocти

    — нeт cил, ocyщecтвить жeлaeмoe;

     — хoтим измeнeний в жизни; — нeт  интepeca  к жизни, и мaлo чтo paдyeт;

    — хoчeтcя cбpocить гpyз ycтaлocти;

    — нe хвaтaeт жизнeнных cил;

    — pyки oпycкaютcя; — нe хвaтaeт yвepeннocти; — oщyщaeтcя тpeвoгa и бecпoкoйcтвo; — нeт oщyщeния гapмoнии;

    — oщyщeниe бeccилия и oтcyтcтвия oпopы в жизни;

     И я дyмaю, вы мoжeтe дoпoлнить этoт  cпиcoк cocтoяний, c кoтopыми кaждый из нac хoть paз cтaлкивaлcя в cвoeй жизни.

    Кoгдa мы гoвopим o pecypce, мы пoдpaзyмeвaeм нeкyю cилy, кoтopaя вoлшeбным oбpaзoм вoзникaeт в нac и тaким жe вoлшeбным oбpaзoм иcчeзaeт.

    Ho y вceгo ecть cвoи пpичины и ecли вы нaхoдитecь в иcтoщённoм cocтoянии,  тo вoзмoжнo вы:

    — нe знaeтe o cвoих pecypcaх, o тoм, гдe их взять;

    —  пpивыкли тpaтить cвoи pecypcы нeoбдyмaннo;

    —  нe вocпoлняeтe cвoй pecypc;

    —  пoдaвляeтe cвoи pecypcы,  бoяcь oцeнoк и ocyждeния co cтopoны oкpyжaющих;

    Читайте также:  Разрыв шаблона - психология

    — opиeнтиpyeтecь  в пepвyю oчepeдь нa пoтpeбнocти дpyгих;

    — нeдooцeнивaeтe,  cyщecтвyющиe y вac  pecypcы;

    Pecypcы бывaют внeшниe и внyтpeнниe:
    Bнeшниe pecypcы: oбъeкты и cyбъeкты:

    пaмятныe вeщи,  дpyзья и пoмoщники, ceмья,  дoм, дepeвo и .тп.

    Bнyтpeнниe pecypcы бывaют:   — тeлecныe чyвcтвoвaниe тeлa, зaнятия cпopтoм, тaнeц, coн, мaccaж, oтдых, гoлoc и пeниe, ceкc 

    — эмoциoнaльныe: чyвcтвитeльнocть, пpoявлeниe эмoций, вocпpиимчивocть, ceнтимeнтaльнocть, твopчecтвo.

    — кoгнитивныe:  плaны, пoнимaниe, вooбpaжeниe, любoзнaтeльнocть, идeи, цeннocти, пpaвa, вocпoминaния, caмoидeнтификaция, мeдитaция, твopчecтвo, ocoзнaвaниe

    Кoгдa мы хoтим oбнapyжить и aктивиpoвaть cвoи pecypcы мы oбpaщaeмcя к внeшним oбъeктaм, cyбъeктaм и к cвoим внyтpeнним pecypcaм кoтopыe хpaнит нaшe тeлo, нaши эмoции, нaшa пaмять, нaш paзyм.

    Pecypc ecть y кaждoгo, eгo мoжнo ocoзнaвaть или нe ocoзнaвaть, нo oн ecть, и вaжнo нayчитьcя eгo иcпoльзoвaть, ecли вы хoтитe,  пoльзoвaтьcя eгo cилoй.

    Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/chto-takoe-psihologicheskij-resurs.

    Ресурсы личности

    Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание 2) физический комфорт, 3) безопасность 4) вовлеченность в социум 5) уважение со стороны социума 6) самореализацию в социуме.

    Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

    Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть.

    Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться. В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор.

    В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки.

    Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

    Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности.

    Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

    Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии.

    Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.

    На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан.

    Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

    Внутренние ресурсы – это запас автономии. Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя.

    Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей.

    Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм».

    Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

    Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться. Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции.

    В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

    Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления.

    Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был. Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое.

    Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли». Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами.

    Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают.

    Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго (если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался), нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф. Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра (точки сборки) внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя. Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

    Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений, который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится.

    Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально).

    Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет.

    Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

    Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным.

    Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

    Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ.

    Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила). Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

    С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).<\p>

    Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей. Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит. Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет. Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

    Читайте также:  Рыцарь в сверкающих доспехах - психология

    Источник: https://evo-lutio.livejournal.com/41294.html

    Ресурсы преодоления стресса

    Ресурсы преодоления стресса

    Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты, приметы, заговоры, молитвы, веру в Светлые силы. Все это говорит о том, что человеку всегда хотелось чувствовать себя более защищенным от воздействия неожиданных стрессоров.

    Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, мы видим, что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схо­жие ситуации. Можно предположить, что, столкнувшись со стрессом, люди обладали различными ресурсами преодоления. Понятие «пси­хологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно.

    Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых) [Lazarus, 1986].

    Решающее значение в процессе прео­доления стрессов современные ученые отводят роли именно лич­ностных ресурсов. К ресурсам личности Н. Е.

    Водопьянова [2005J относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели кон­структивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым.

    Использование понятия «ресурс» более традиционно для моде­лей антивыгорания (например, теория консервации ресурсов), чем для теорий стресса. В последнее время ресурсные концепции стрес­са и выгорания завоевывают все большее признание. Это связано с тем, что, используя в повседневной жизни наши ресурсы, мы повы­шаем свою стрессоустойчивость.

    Информационная модель стрессоустойчивости, выделяет напри­мер, несколько видов ресурсов.

    Когнитивное преодоление — использование позитивного мышле­ния для анализа причин стресса и поиска способов его преодоления, поиск и оценка ресурсов, которые могут быть использованы для прео­доления стресса. Когнитивные последствия стресса — нарушения кон­центрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления.

    Эмоциональное преодоление — осознание и принятие своих чувств и эмоций, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний на переживании ситуации и др. Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали, тревоги, беспомощности или гнева.

    Поведенческое (деятельностное) преодоление — коррекция стра­тегий, планов и задач деятельности, изменение поведения или дея­тельности. Поведенческие стрессовые реакции — агрессия, бегство, дезорганизация.

    Социально-психологическое преодоление — коррекция жизнен­ных ценностей, изменение ролевого поведения, межличностных от­ношений [Куликов, 1995, 2000].

    Мы можем использовать ресурсы в момент стресса или «кон­сервировать» их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажемся в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).

    Многие авторы отмечают, что положительное социальное окру­жение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важней­ших факторов сохранения стрессоустойчивости личности.

    В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса [Никифоров, 2002]. Б. Г.

    Ананьев писал о том, что на психологическую устойчивость личности влияет наличие моральной поддержки и сочувствия со стороны других людей [Ананьев, 1980].

    С. Файимеи предложил модель взаимосвязи стресса и под­держки. Каждый человек не только нуждается в системе поддержки, но и несет ответственность за нее. Психологи [Глейтман и др., 2001] от­мечают, что люди, которые получают поддержку от социального окру­жения (друзей, членов семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

    Лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен и одинок. Специалисты, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу [Fontana, 1995].

    Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда человек чувствует себя одиноким, никому не нужным, считают Г. Енджел и А. Шмале [цит. по: Исаев, 2006]. Именно поэтому социальная поддержка может рас­сматриваться как механизм, снижающий отрицательные последствия стресса.

    Актуальные житейские обстоятельства, социальная среда вли­яют на подверженность человека стрессу: конфликт между постоянно изменяющимися требованиями социального окружения и возможно­стями индивида удовлетворять их может спровоцировать заболевание.

    Социальная поддержка может идти от государственных струк­тур (институционная), по месту работы — от администрации или профсоюзов (корпоративная поддержка), через межличностные от­ношения и неформальные группы (друзья, семья, знакомые). Можно выделить три вида социальной поддержки:

    1. материальная (например, деньги или машина напрокат);
    2. эмоциональная (например, любовь или забота);
    3. информационная (нужная информация или своевременный со­вет).

    Социальная поддержка помогает предотвратить развитие дистрес­са (члены семьи и друзья могут вовремя заметить, что наши ресурсы истощаются, и предупредить: «Не делай этого!», «На этой работе у тебя одни стрессы — подумай, может лучше ее поменять?») и смяг­чить переживание негативных последствий стресса.

    Многочисленные исследования выявили, что люди, имеющие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся, у них ниже уровень хо­лестерина в крови. Исследования показали также, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин.

    Однако не менее важно обучать и мужчин искать и принимать поддержку.

    Ресурсы стрессоустойчивости личности

    В психологической литературе существует достаточно много классификаций ресурсов [Фромм, 1999; Куликов, 1995; Хобфолл, 1993; Водопьянова, 2005]. Например, Н. Е. Водопьянова и Е. С.

    Старенкова [2005] включают в понятие ресурсы личности умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Большинство авторов выделяют внутренние (личностные) и внешние ресурсы.

    Данная классификация может использоваться тренером и как методологическая основа для разработки программы антистрессо­вого тренинга. Любой из приведенных в таблице ресурсов может стать предметом для обсуждения в группе тренинга.

    Таблица 2
    Ресурсы стрессоустойчивости личности

    Внутренние ресурсыВнешние ресурсы
    Личностные Активная мотивация преодоления стресса. Интернальный локус контроля. Уверенность в себе. Позитивное и рациональное мышление. Эмоционально-волевые качества. Эмоциональный интеллект. Знания.Жизненный опыт, опыт преодоления по­добных ситуаций.Способности. Способность обратиться за помощью и принять помощь. Умение формировать сеть поддержки. Навыки психической саморегуляции. Информационная активность. Надежда. Мужество. Психологическая компетентность. Психологические защиты.Тайм-менеджмент.Поведенческие Копинг-стратегии. Поиск социальной поддержки.Ассертивное поведение.Физические ресурсыСостояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья.Стиль жизни Наличие/отсутствие вредных привычек. Наличие времени для отдыха. Питание.СонСоциальная поддержка Институты социальной поддержки. Государство. Организация/компания. Семья, друзья.(Виды социальной поддержки: материаль­ная, эмоциональная, информационная.)Материальные ресурсы Достаточный уровень материального дохода. Условия для проживания и отдыха для восстановления сил. Безопасность жизни. Оптимальные условия труда.Стабильность оплаты труда

    Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет до­ступ к самым разнообразным ресурсам.

    Однако мы не всегда осо­знаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррацио­нального мышления и т. д.).

    Именно поэтому многие процедуры и упражнения тренинга стрессоустойчивости направлены на осозна­ние и преодоление данных барьеров, мешающих человеку соеди­ниться со своими ресурсами.

    В то же время каждое из полученных на тренинге знаний, умений и навыков, в свою очередь, может стать необходимым ресурсом для преодоления стресса в самых разных напряженных ситуациях. Ресурсы помогают нам адаптироваться к стрессу, поэтому, чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется со стрессо­вой ситуацией.

    Ресурсы преодоления стресса

    Ранее опубликовано:
    Профилактика стресса. Управление стрессом.
    Тренинг Стрессоустойчивости

    Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/resursi-preodoleniya-stressa.html

    Психические ресурсы и их влияние на здоровье

    Психические ресурсы и их влияние на здоровье.

    В психологии и психотерапии часто используется термин «ресурс», «ресурсы психики» или «психические ресурсы». Например, в контексте того, достаточно ли ресурса или его не хватает, расходуется он или накапливается, каковы его источники, что такое ресурсы психики и так далее.

    Что означает этот термин, употребляемый психотерапевтами? С французского он переводится как «источник, запас». В конкретном случае — источник психических сил, энергии. Ощущаются психические ресурсы как энергия, сила, которую можно использовать для чего-то по своему желанию.

    Каковы источники ресурса и на что он расходуется? При норме здоровья ресурс постоянно вырабатывается организмом и восстанавливается после затрат.

    Некоторая часть его расходуется на поддержание физиологических процессов — сна, дыхания, усвоения пищи и т.д.

    Остальное направляется сознательно на произвольную деятельность — выполнение работы, какой-либо деятельности по желанию, на мышление, переживание и отреагирование чувств и т.д. Кроме этого запасы ресурса могут пополняться из внешних источников.

    Это обстоятельства, условия, ситуации, занятия — все, что обеспечивают возможность восстановить силы, отдохнуть, восполнить запас энергии. У каждого могут быть свои источники ресурса — спорт, расслабление без какой-либо активности, общение, различные развлечения, хобби и т.п.

    Равновесие между тратами и восстановлением ресурса очень важно и необходимо для сохранения соматического и психического здоровья. В норме у человека должно оставаться какое-то количество незадействованного ресурса сверх того, что тратится на физиологические потребности организма и какую-то произвольную активность, деятельность, работу.

    Тогда человек здоров, хорошо себя чувствует и относительно удовлетворен своей жизнью. Если же ресурса остается мало, он истощается, то сначала появляются ощущения перенапряжения, дискомфорта, а затем через какой-то период времени возникают те или иные симптомы психического расстройства (неустойчивое настроение, подавленность, страхи, тревога, панические атаки и т.д.

    ), и в этом случае уже бывает необходима консультация психотерапевта.

    Почему так происходит? В каких случаях истощается ресурс?

    1. Недостаток отдыха при чрезмерной нагрузке. Например, при продолжительности рабочего дня, превышающей норму. Ресурса при этом тратится много, а восстановиться он не успевает.

    2. Острые и хронические заболевания, неправильное питание, гиподинамия. Недостаток сна. При этом ресурс начинает вырабатываться в недостаточном количестве.

    3. Острый стресс — например, сильные кратковременные переживания, при которых ресурс быстро тратится, но восстановиться не успевает.

    4. Хронический стресс, привычные негативные переживания, с которыми человек живет уже долгое время. При этом сам человек может притерпеться к ним и воспринимать их как норму для себя, не замечая, как постепенно эти чувства накапливаются и внутреннее напряжение возрастает.

    5. Ресурса из внешних источников поступает недостаточно. Например, привычный образ жизни человека таков, что в нем по какой-то причине нет места отдыху и развлечениям.

    Или человек сам начинает отказывать себе в отдыхе в напряженный период жизни, считая, что если он все время посвятит какой-то работе, то это поможет ему быстрее завершить ситуацию.

    Также ресурса извне может поступать мало из-за того, что человек выбирает неподходящие ему способы отдыха и времяпрепровождения «за компанию» — которые распространены и привычны в его окружении, но не подходят ему самому.

    Поэтому для сохранения здоровья очень важно уметь отслеживать уровень ресурса и уметь позаботиться о его восстановлении. И многое здесь зависит от самого человека, от его способности организовать собственную жизнь в соответствии со своими потребностями. На вопросы о том, как этого достичь, поможет ответить психолог или психотерапевт онлайн или на очных консультациях.

    Источник: http://luch-tv.ru/2011-11-16-10-28-01/publikacii-za-nojabr-2013/item/5684-psihicheskie-resursy-i-ih-vlijanie-na-zdorove.html

    Ссылка на основную публикацию