Психология образования — психология

Психология образования, психология высшего образования

Психология образования - психология

Психология образования – это один из важнейших и наиболее активно развивающихся разделов психологии.

Она занимается изучением методов воспитания и их воплощением в жизнь для повышения эффективности процесса преподавания, педагогическими мерами, улучшающими преподавание с психологической стороны, а также формированием общеобразовательных норм и правил, тем самым она тесно связана с социальной психологией.

Воспитание происходит на всех этапах жизни человека, и реже всего связано с целенаправленным на него влиянием, обычно выражаясь в получении определенного социального опыта, в том числе и в процессе передачи этого опыта

Занимаясь, кроме всего прочего, закономерностями формирования личности, психология образования соприкасается с когнитивной психологией, которая, в свою очередь, занимается изучением познавательных процессов человека, которые являются неотъемлемой составляющей личности. Впрочем, она скорее лишь использует методы когнитивного подхода, чем делает вклад в её развитие.

Разделы психологии образования

Являясь комплексным разделом, в психологии образования существуют свои подразделы, к которым относятся:

  • Психология дошкольного образования
  • Психология школьного образования
  • Психология высшего образования
  • Психология профессионального образования
  • Психология послепрофессионального образования

Остановимся более подробно на психологии высшего образования и психологии профессионального образования.

Психология высшего образования занимается изучением познавательных процессов, особенностями педагогической работы в среде студентов высших учебных заведений. Радикально не отличаясь от школьного образования, она учитывает изменения и усложнения в поведенческой и мотивационной сферах учеников ВУЗов в сравнении со школьниками, изменением их приоритетов, взрослением их личности.

Психология профессионального образования, в отличии от предыдущей, фокусируется уже не на людях, которые проходят процесс обучения в специализированных заведениях, а на личностях, которые этот процесс уже завершили и теперь либо только начинают профессиональную деятельность, либо уже какое-то время ей занимаются. Эта отрасль является более сложной, так как обучающийся получает знания теперь не в рамках целенаправленного воспитания, а в процессе получения профессионального опыта. За счет этого, становится невозможным непосредственное влияние на процесс его развития учителей, преподавателей и т.д.

Роль мотивации

Неотъемлемой составляющей обучения и воспитания личности является её мотивация. Ведь именно от её наличия зависит, будет ли человек использовать полученные знания повсеместно, или просто отложит их в дальний уголок своего сознания.

Образование, по своей сути, невозможно без должного уровня выдержки и силы воли, необходимых для того, чтобы поставленные в процессе обучения задачи доводились до логического завершения.

Конечно, можно и заставить человека завершить необходимые действия, но правило, о котором говорится в известной поговорке «насильно мил не будешь» тут, как нигде, работает в полную силу. Ведь важнейшей составляющей воспитания является именно самовоспитание.

Именно оно приводит к тому, что полученные в его ходе знания становятся непосредственными, то есть выполняемыми в связи с внутренним влечением, и без раздумий, а не с «выдавливанием» необходимых действий из себя. Таким образом, мотивационный компонент является одним из важнейших компонентов, используемых в психологии образования.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/psihologiya-obrazovaniya-psihologiya-vysshego-obrazovaniya.html

Психология образования

Психология образования

Психология образования является одним из разделов психологии, который направлен на изучение методов человеческого обучения. Кроме этого, психология образования занимается изучением эффективности выполнения образовательных мер, педагогических задач, психологических аспектов преподавания.

Психология образования разместилась между социальной и когнитивной психологией и представляет особенно большой интерес для тех людей, которые связаны со сферой образования. Ведь ни для кого не секрет, что достучаться до сердец обучаемых гораздо легче, если знать при этом их психологию.

Педагогикой называется наука, которая изучает закономерность передачи младшему поколению социального опыта от старшего поколения. Вместе с опытом педагогика изучает степень усваиваемости обучаемыми необходимых для труда и жизни знаний. Рассматривая основные категории педагогики, следует выделить следующие:

  1. Развитие.
  2. Образование.
  3. Воспитание.
  4. Обучение.

Об этих категориях педагогики и роли в них психологии образования мы узнаем более подробно во второй части нашей статьи.

Категории педагогики

Процесс развития подразумевает под собой становление личности под воздействием внутренних и внешних факторов, которые при этом активно взаимодействуют с природными и социальными явлениями.

Для того, чтобы процесс воспитания получался эффективным, потребуется отличное владение навыками психологии образования. В узком смысле слова понятие «воспитание» подразумевает под собой целенаправленное и систематическое воздействие со стороны воспитателя на своих воспитуемых.

При этом основная мысль, которая закладывается в подобные действия, основывается на формировании у людей общепринятого отношения к окружающему миру.

Образование представляет собой целенаправленный процесс, результатом которого должно стать полное усвоение определенных знаний. На основании этого происходит развитие личности до соответствующего уровня.

Получить образование можно лишь в процессе обучения в учебном заведении.

Для этого понадобится также руководство педагогов, и чем будет выше уровень навыков у последних, тем выше будут скорость обучения и его качество.

Не последнюю роль, а скорее даже лидирующую, занимает в образовательном процессе психология обучения.

Благодаря ей преподаватели и учителя воздействуют на сознание обучаемых, прививая им любовь к изучаемым дисциплинам и умение производить самостоятельное обучение.

Важно понимать, что самообразование занимает с каждым днем все более важную роль, поскольку позволяет педагогам отказаться от участия в процессе обучения.

Таким образом, роль психологии процесса обучения сегодня сложно переоценить. Благодаря ей значительно упрощается развитие и получение воспитания, повышается эффективность труда образовательных органов, а сам процесс заинтересовывает обучаемых.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-obrazovaniya.html

Программа Психология образования

Программа Психология образования

Программа вступительного испытания по направлению

44.04.02 Психолого-педагогическое образование,

программа Психология образования

Введение

Целью магистерской программы «психология образования» является фундаментальная теоретическая и методическая подготовка специалистов для решения задач психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в разных видах образовательных учреждений, психологического сопровождения всех субъектов образовательного пространства, психологической оценки образовательной деятельности и образовательных результатов.

программа предусматривает изучение основных тенденций в сфере психологии образования, формирование у магистров понимания сущности психических процессов и явлений, специфики отражения и развития психологических феноменов в образовательном пространстве. Программа обеспечивает углубление компетенции магистрантов в вопросах психологического сопровождения проектирования и экспертизы образовательных проектов, мониторинговых исследований в образовании.

При желании магистр может продолжить образование в аспирантуре по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (Дошкольное образование).   

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА,

И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени (бакалавр, специалист), подтвержденное документом государственного образца.

Лица, имеющие диплом специалиста по педагогическим и психологическим специальностям или диплом бакалавра по направлениям 44.03.01 (050100) Педагогика , 44.03.02 (050400) Психолого-педагогическое образование, зачисляются в магистратуру на конкурсной основе по результатам вступительного испытания. Форма вступительного испытания – собеседование.

Программа вступительных испытаний предусматривает проверку теоретических знаний в области дошкольной педагогики и психологии.

В ходе собеседования оценивается:

  • сформированность базовой системы научных знаний в сфере психолого-педагогической деятельности, современных концепций и актуальных проблем теории и практики психологии и педагогики;
  • умение проектировать процесс взаимодействия с детьми, обеспечивающий их социализацию и индивидуализацию, готовность к переходу на следующую ступень образования;
  • степень готовности к анализу педагогических явлений, проектированию педагогического процесса в современных образовательных учреждениях с позиции концепции целостного развития и воспитания детей;
  • умение решать профессиональные педагогические задачи.
Читайте также:  Пусть мама выйдет из душа - психология

Основное содержание

Общая и возрастная психология

Принципы и задачи современной психологии. Место психологии в системе наук, взаимосвязь ее с другими науками. Отрасли психологии. Характеристика общей, возрастной и педагогической психологии. Методы психологии. Проблема классификации методов научно-психологического исследования.

Понятие о психическом развитии. Основные направления теорий психического развития: биогенетические теории, социогенетические, теории конвергенции двух факторов, теории отечественных ученых. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии.

Движущие силы и основные закономерности психического развития. Роль деятельности и общения в психическом развитии. Проблема индивидуальных различий психического развития.

Обучение и психическое развитие, учение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Проблема развивающего обучения в психологии.

Понятие о деятельности. Отличие деятельности человека от жизнедеятельности животных. Проблема структуры деятельности в психологии (подход С.Л. Рубинштейна и подход А.Н. Леонтьева). Соотношение внешней и внутренней деятельности. Характеристика отдельных видов деятельности. Освоение деятельности, выработка навыков, умений, привычек.

Проблема возрастной периодизации впсихологии (Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.)

Развитие познавательной сферы. Ощущения и их роль в познании действительности. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Восприятие и его роль в познании действительности.

Физиологические основы восприятия. Характеристика основных свойств восприятия: целостность, осмысленность, предметность, константность, избирательность и др.

Особенности восприятия пространства, времени и движения.

Внимание как условие осуществления деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Характеристика основных свойств внимания (объем, распределение, переключение, устойчивость).

Память как психический процесс, характеристика видов памяти. Непроизвольная память. Этапы развития произвольной памяти. Разви­тие логической, опосредованной памяти. Развитие процессов памяти. Средства развития произвольной памяти.

Мышление и его роль в познании действительности. Физиологические основы мышления. Виды и формы мышления. Мышление и решение задач. Операции мышления (сравнение, противопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, понимание, обобщение, конкретизация). Характеристика творческого мышления.

Воображение и его роль в познании действительности. Физиологические основывоображения. Виды воображения. Характеристика основных способов создания образов фантазии: агглютинация, типизация, гиперболизация, схематизация и др. Воображение и творчество.

Понятие о личности: человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности, различные подходы к структуре личности в современной психологии. Индивидуально-психологические особенности человека, их характеристики.

Проблема темперамента в психологии. Физиологические основы темперамента. Характеристика свойств и типов темперамента. Темперамент и деятельность, пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Проблема характера в психологии. Взаимосвязь темперамента и характера, физиологические основы характера. Структура характера. Акцентуация характера.

Общая характеристика способностей. Проблема соотношения задатков и способностей. Количественные и качественные характеристики способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности.

Общие закономерности и пути развития эмоций и чувств в онтогенезе. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств. Развитие произвольности, разумности эмоций и чувств. Диф­ференциация, обогащение переживаний. Развитие высших чувств как обобщение эмоций, направленных на определенный объект.

Понятие о возрасте в психологии: хронологический, биологический, социальный, психологический, субъективный. Основные характеристики возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования.

Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития: младенческий, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой возраст.

Психологические основы становление разных видов деятельности в разные возрастные периоды

Педагогическая психология

Ассоциативная теория обучения. Ассоциация как механизм образования явлений в психике. (Д. Локк, Д. Гартли). Задачи ассоциативного обучения. Пример ассоциативного механизма обучения в теории Я.А. Коменского. Адаптивные теории обучения (Г. Эббингауз, Э. Торндайк). Задачи адаптивного обучения. Характеристика принципа переноса навыка.

Научение в процессе закрепления навыка. Законы научения. Пример адаптивного механизма научения в теории обучении. Бихевиоризм, необихевиоризм, гещтальтпсихология в адаптивной теории обучения. (К. Коффка, Э.Толмен, Б. Скиннер и др.). Теория социального научения (А.Бандура).

Стратегии формирования новых знаний: стратегия интериоризации , экстериоризации, проблематизации и рефлексии.

Основные линии психического развития в учебном процессе. Характеристика уровней умственного развития на основе «уровня актуального и ближайшего развития». Показатели уровня актуального развития (А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Т.А. Матис).

Использование принципов развивающего обучения в образовании.

Теория учебной деятельности в общей теории учения. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин Н.Ф. Талызин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Проблемы теории учебной деятельности. Определение и основные психологические характеристики учебной деятельности (И.И. Ильясов, Д.Б. Эльконин, И. Лингард).

Предметное содержание, средства и способы учебной деятельности. Разные подходы к пониманию структуры учебной деятельности (П.Я Гальперин., И.И. Ильясов, Я-А Коменский, К.Д. Ушинский, Выготский, С.Л. , В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн ). Характеристика общеучебных умений и навыков.

Характеристика компонентов внешней структуры учебной деятельности. Понятие учебной мотивации. Характеристика учебной задачи, психологические требования к учебным задачам. Характеристика различных видов учебных действий. Усвоение как центральное звено учебной деятельности. Контроль и самоконтроль в учебной деятельности.

Формирования навыка в процессе обучения. Показатели для изучения учебной деятельности.

Основные подходы к исследованию мотивации. (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Л.И. Божович и др.). Понятие «мотивационная сфера». Структура мотивации. Основные классификации мотивов: А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон, Л.И. Божович и др. Иерархия мотивов по А.

Маслоу. Понятие «учебная мотивация». Факторы, влияющие на проявление учебной мотивации. Мотивационная готовность в структуре общего понятия «готовность к обучению в школе». Характеристика учебных мотивов и мотивов учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Характеристика основных подходов к проблеме в исследованиях Л.И. Божович, Л. А. Венгер, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, Кравцова Е.Е. и др. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе. Причины нежелания ребенка идти учится в школу.

Основные пути преодоления отрицательной мотивации.

Социальная психология

Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Уровни развития групп. Групповая дифференциация и ее особенности.

Психология малой группы. Феноменология малых групп. Возникновение и развитие группы. Процесс группового функционирования.

Особенности и специфика процессов группообразования и социально-личностного развития в условиях наиболее массовых категорий российских образовательных учреждений.

Методы исследования и диагностики малой группы. Базовые методики и методические приемы, необходимые для диагностико-исследовательской работы с ученической группой любого типа. Методы управления.

Проблема руководства и лидерства в психологии. Проблема выделения и изучения параметров межличностных отношений в группах и коллективах. Межличностные конфликты и их особенности.

Понятие об общении, функции и виды общения. Общение как обмен информацией (вербальная и невербальная коммуникация). Язык и речь, их функции, физиологические основы речи, механизмы речи, виды речи.

Общение как взаимодействие: роли, ролевые ожидания, нормы и социальный контроль, позиции во взаимодействии, позитивное и негативное взаимодействие. Общение как восприятие и понимание человека человеком. Идентификация, рефлексия, стереотипизация.

Межличностная аттракция и процессы казуальной атрибуции.

Общая педагогика

Педагогика как наука. Характеристика основных подходов в изучении педагогических явлений (деятельностный, системный, антропологический, полусубъектный, личностный, комплексный). Структура и логика научно-педагогического исследования.

Характеристика структурных компонентов психолого-педагогического исследования: проблема, тема актуальность, цель, задачи, объект исследования, предмет исследования, гипотеза, теоретическая новизна и практическая значимость Содержательная характеристика методов педагогического исследования.

Читайте также:  Теория когнитивного диссонанса - психология

Сущность и виды педагогического эксперимента. Профессионально-значимые личностные качества исследователя.

Подходы к трактовке понятия «образование». Многоаспектность образования. Образование как: ценность, система, процесс и результат. Основные функции образования.

Ведущие парадигмы образования (когнитивная, личностно-ориентированная, функционалисткая, культурологическая. Понятия «содержание образования» и «содержание обучения».

Знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, развитие познавательных способностей — результат процесса образования.

Характеристика понятий «обучение», «закон», «закономерности», «принципы» обучения. Объективный характер дидактических принципов, обусловленность их целями и закономерностями процесса обучения.

Принципы государственной политики в об­ласти образования, принципы формирования содер­жания образования, частно-методические принципы, техно­логичные принципы педагогической деятельности, общедидактические принципы, или принципы целостного педагогического процесса.

Теория методов в педагогике. Понятие метода. Соотношение понятий «метод» и «прием». Субъективная и объективная сторона метода. Подходы к класиификации методов обучения и воспитания (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, М.И. Махмутов, Ю.К., Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый ). Характеристика методов воспитания и обучения.

Условия выбора метода. Понятие «активные методы обучения». Понятие контроля, его цели и функции. Классификация видов контроля. Требования к проверке и оценке знаний, умений, навыков студентов. Основные виды проверки знаний, их задачи. Функции и виды оценок. Модели оценивания. Рейтинговый, тестовый контроль, безотметочное оценивание.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студен­тов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М : Акаде­мический Проект, 2001. — 480 с.
  2. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2003.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2003.
  5. Детская практическая психология /Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., Гардарики, 2007 — 254 с.
  6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр Академия, 2006. – 245 с.
  7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Левина Технологии профессионально-педагогического образования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 268 с.
  10. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 – 528с.
  11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
  12. Мухина В.С. Детская психология. — М.: АКАДЕМИЯ, 2007, с.546
  13. Педагогика/ Под ред П.И. Пидкасистого. М., 2001
  14. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.
  15. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М,: Просвещение, 2003. – 480с.
  16. Психология / Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
  17. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Школа-Пресс», 2007, с. 567.
  18. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 416 с.
  19. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. — М.: АКАДЕМИЯ, 2001, с. 286.

Дополнительная литература

  1. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., Просвещение, 1980. – 246 с.
  2. Левина М.М. Основы технологии обучения профессионально-педагогической деятельности. — Минск, 1996.
  3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: «Академия»,2005.
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 350 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974 – 248 с.
  6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ: «Флинта», 1999.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/programma-psihologiya-obrazovaniya.html

I.1.1. Практическая психология образования и ее технологии

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Практическая психология – отрасль психологической науки, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни [1].

Она также ставит своей задачей обоснование воздействий на личность с целью проявления ее потенциальных возможностей.

Практическая психология одновременно является видом профессиональной деятельности, цель которой – решение конкретных психологических задач и оказание психологической помощи отдельным людям и группам людей.

Объектом практической психологии как профессиональной деятельности является индивидуальность человека и его психологической ситуации.

Предметом практической деятельности психолога выступает та или иная грань психической реальности человеческой индивидуальности.

Социальный заказ ориентирован на работу с учащимися разного возраста, относящимися к категории психической нормы.

Клиентом практического психолога становится человек (взрослый или ребенок), который сообщает о себе психологическую информацию и включен в процесс ее получения.

Заказник на работу практического психолога (педагог, родитель и т.д.) сообщает психологическую информацию о клиенте, будучи отчужденным от нее. Информация о конкретном человеке дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание и обеспечивает обоснование для воздействия на него в работе практического психолога.

Психологическая служба также рассматривается как вид научной и практической деятельности, представляя собой часть практической психологии. Ее целью является решение проблем психологического обеспечения учебно-воспитательного и управленческого процессов в образовании. И.В. Дубровина выделяет три аспекта психологической службы:

научный – одно из направлений возрастной, педагогической и практической психологии, изучающее закономерности развития личности с целью разработки методов и средств профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;

прикладной, методический – разработка технологий психологического обеспечения учебно-воспитательной работы;

практический – непосредственная работа психолога в учреждении образования.

Задачами психологической службы образования являются:

содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе;

обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения;

профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Целью практической психологической работы с детьми может быть достижение психического здоровья ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели [7].

Принято выделять взаимосвязанные между собой соматическое, психическое и социальное здоровье человека.

Соматическое (биологическое, физическое) здоровье– это отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Читайте также:  Отказ и отвержение - психология

Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия: соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма; наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности (сопротивляемости) организма.

Психическое здоровье– в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев.

Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей.

Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

В психологическом словаре понятие психического здоровья определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе, своей деятельности, ее результатам;

адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;

способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными внешними неблагоприятными факторами, воздействующими на психику.

Нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

И.В. Дубровина вводит понятие «психологическое здоровье». По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной. Общество же извне задает ей нормы и рамки. Оно вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Социальное (личностное) здоровье это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:

адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

овладение нормативным, правилосообразным поведением;

уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

общая средовая адаптация – интеграция в общество.

Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К.

Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагог-психолог ориентирован на сохранение и укрепление психологического и личностного здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.

Основными направлениями деятельностипсихологической службы и видами работы психолога являются психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование.

Психопрофилактическая работа – это формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности.

Психодиагностическая работа – это углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.

Развивающая и коррекционная работа – это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

Консультативная работа – это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое сопровождение – это вся система профессиональной деятельности психолога.

Она направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения (Р. М. Битянова). Ребенок является активным участником взаимодействия.

Педагоги транслируют ему общекультурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции.

Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения – безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития.

В своей практической деятельности психолог руководствуется нормативными документами, регламентирующими его права, обязанности, основные направления деятельности, ее цели и задачи. Основным таким документом является Положение о психологической службе (приложения 1,2).

Общая классификация технологий и методов работы педагога-психолога.

Как любая другая новая область человеческой деятельности, практическая психология интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии и отдельные методы или заимствует их из смежных дисциплин: различных отраслей психологии и педагогики, социальной работы и социологии, медицины и др. На этапе становления неизбежны методологические дискуссии в науке. «Путаница ролей» происходит и в сфере практической деятельности. Чаще всего это связано с уточнением функционально-содержательной иерархии и особенностей применения технологий, особенно относящихся к другим профессиональным областям. Возникает проблема уточнения сущности и специфики последних, их упорядочения в общей системе, составляющей фонд практической психологии образования.

Понятие «технология» используется в разных значениях. С одной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой – это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда.

В широком смысле слова технология – это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения.

Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и др.

Источник: http://megapredmet.ru/1-21381.html

Ссылка на основную публикацию