Психология сознания — психология

Психология сознания — Психологос

Психология сознания - психология

Предмет: Осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты

Представители: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Франц Брентано, Эдуард Бредфорд Титченер

Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт).

Функциональная психология сознания

Представители: Уильям Джеймс

Функциональная психология (англ. functional psychology) — направление в психологии США конца XIX — нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям.

Джеймс использовал метафору «поток сознания» которая фиксировала динамичность психических явлений.

Соответственно и аналитическая интроспекция теряла эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагал в изучении приспособительной функции сознания.

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».

Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне.

Джеймсу сознание представлялось приспособительным актом, созданным природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание, по У. Джеймсу, не плоскостная картинка, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

Поток обладает характеристикой ограниченности. Есть еще важное свойство потока — выбор объектов, на который он направляется, селективность. Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу это одно и тоже. То есть внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток. Физиологическими условиями внимания являются:

1. Возбуждение коркового (идеационного) центра путем внешнего чувственного раздражения формирует так называемую преперцепцию (антиципацию объекта внимания), что и является вниманием. Преперцепция (создание образа) является половиной перцепции (восприятия) искомого объекта. То есть, проще говоря, мы видим лишь те объекты, которые перцептируем.

2. Орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата).

В случае приспособительных движений появляется органическое чувство напряжения внимания, которое рассматривается нами обыкновенно как чувство собственной активности.

Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность вызывает приспособление органов чувств и, следовательно, чувство активности, и возрастание ясности этого объекта в сознании.

Механизмы внимания по Джеймсу зависят от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращение и т.д.

, то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости.

В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.

Структурная психология сознания

Структурная психология (англ. structural psychology) термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии.

Представители: Вильгельм Вундт, Эдуард Бредфорд Титченер

Основными ее авторами являются Вильгельм Вундт (1832-1920) и Эдуард Бредфорд Титченер (1867-1927).

Методом структурной психологии служит аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания.

Основной задачей психологии (по В.Вундту) является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования.

Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей:

  • удовольствия – неудовольствия;
  • напряжения – разрядки;
  • возбуждения – успокоения.

Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентано (1838-1917). Главным предметом в ней было не содержание и структура сознания, а активность сознания.

Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874г.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya-soznaniya

Самосовершенствование и Саморазвитие — С чего начать?

Денежный лунный календарь помогает принять верное решение и направляет на нужный путь. Советы астролога на каждый день помогут найти наиболее благоприятное время для оформления кредита, обмена валюты, крупных покупок.

Давно доказано, что естественный спутник земли прямо влияет на биологические процессы во всех живых организмах. Луна провоцирует величественные перемещения океанических масс, воздействует на рост растений, определяет поведение животных, а также является одним из факторов…

Примерно 40% своих действий мы совершаем по привычке. Понимание того, как сформировать хорошие привычки (и как работают уже имеющиеся), очень важно для здоровья, счастья и качества жизни в целом.

Негативные воспоминания преследуют нас, хотим мы того или нет, и могут нахлынуть в самый неожиданный и неподходящий момент, мешая воспринимать реальный мир, в котором у нас все хорошо, который наполнен позитивом и нет никаких…

Нет энергии, сил… Это состояние знакомо всем. Плюс к  этому добавляется физическая усталость, угнетенное настроение, нежелание начинать какие-то дела, отсутствие желания общаться с другими людьми.

Читайте также:  Аутентичность - психология

У любого человека в жизни бывают случаи, когда нужно переключать свое внимание с одной деятельности на другую. Например, нужно идти на совещание и решать на нем разные вопросы, а за час до этого вы…

Каждый день мы вынуждены принимать решения. Но даже простые решения зачастую не настолько легки, как мы хотели бы. Наша нерешительность происходит от страхов, рожденных переживаниями о том, что мы можем принять «неверное» решение.

Страх неудачи преследует практически всех людей. Каждый из нас испытывает волнение перед выступлением, знакомством с противоположным полом, боится говорить о своих желаниях и даже мечтать. Поэтому, проживая в тесном мире, выйти и попробовать новое…

Почему так по-разному складывается наша жизнь? Почему к одним судьба благоволит, а других нещадно бьет на протяжении всей жизни? Почему одним все – другим ничего?

Принятие – одна из главных человеческих добродетелей, которая способствует достижению счастья. Принятие освобождает ваше внимание от всего лишнего и позволяет направить его на то, что действительно важно.

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

Наверняка все не раз слышали, что нужно чаще выходить из зоны комфорта, ибо это крайне полезно для развития. Но что такое зона комфорта, что мы на самом деле знаем о ней и почему мы должны…

Часто мы сами порою не замечаем, как недовольны собой, жизнью, а в результате получается, что ворчим и отравляем как себе жизнь, так и окружающим. У негативно мыслящих людей всегда стакан наполовину пуст, в отличии…

Психологические техники – упражнения, которые нацелены на решение той или иной проблемы или для самосовершенствования и саморазвития.

  Многим людям приходилось испытывать на себе неприятный опыт необъяснимо грубого отношения к ним коллег по работе. Вас не пригласили на участие в совещании. Коллега приносит кофе для всех, кроме вас. Над вашим вкладом…

«Жаворонок» и «сова» — два известных в психологии хронотипа, определяющих индивидуальные различия в уровнях активности в разное время суток. Существует точка зрения, что хронотип «совы» может быть связан с так называемой «темной триадой личности»,…

Одинаково ли мы мыслим на родном и иностранном языках? Как формируются наши моральные ценности и какие факторы влияют на наши моральные суждения? Насколько они незыблемы и постоянны? Ученый-когнитивист, автор книги «Language in Mind: An…

Он критикует, язвит, подвергает сомнению, высмеивает, сравнивает. Он вездесущ — спрятаться от него невозможно. Нет, это не персонаж фильма ужасов — это ваш внутренний критик.

Почему с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Почему некоторые люди раздражают, что наше раздражение может рассказать о процессах, которые проходят внутри нас, что такое проекция, каким образом работает этот механизм психологической защиты и как всё это связано с архетипом «Тень», выделенным…

Все мы слышали о существовании подсознания, но далеко не все могут объяснить, что это такое. На самом деле эти до конца не изученные психические процессы нашего мозга оказывают огромное влияние на жизнь людей. Что…

Источник: https://mentalklinik.ru/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%81%D0%B0/

Введение в психологию. Психология сознания. ПСИХОЛОГИЯ ( от греч. psyche душа + logos учение, наука ) наука о закономерностях развития и функционирования. — презентация

1 Введение в психологию. Психология сознания<\p>

2 ПСИХОЛОГИЯ ( от греч. psyche душа + logos учение, наука ) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. ПСИХИКА ( от греч. psychikos душевный ) форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении ( деятельности ) регулятивную функцию.<\p>

3 Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики Предмет психологии – психика<\p>

4 VI век до н. э. – V век н. э.: предмет психологии – душа. Платон : Идея ( эйдос ) любой вещи или существа это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа.<\p>

5 Аристотель : душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития : растительной, чувственной и умственной ( присущей только человеку ). Разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась » верховным разумом «, который не смешивался ни с чем телесным и внешним. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение» Аристотель<\p>

6 Блаженный АвгустинФома Аквинский Средневековье: Схоластика (греч. σχολαστικός учёный школьный) систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.<\p>

7 Эпоха Возрождения : Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин « психология » (1590).<\p>

8 Рене Декарт ( ): развил учение о сознании в контексте психофизической проблемы, ввёл критерий для выделения психики, ввёл понятие рефлекса, положив тем самым начало естественнонаучному изучению поведения животных и человека. Эпоха Просвещения:<\p>

9 Томас Гоббс ( ): В мире нет ничего, кроме материальных тел ; Ассоциации – это связанные следы ощущений ; Ассоциации – универсальный закон психологии.<\p>

10 Джон Локк ( ): « Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве »; Образование простых идей из сложных путём различных операций ( соединение, сопоставление и т. д.); Ассоциация – « неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их ».<\p>

11 Сознание форма отражения объективной действительности в психике человека. Сознание – способность воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.<\p>

12 Структурная психология сознания ( В. Вундт Э. Титченер ) Функциональная психология сознания ( У. Джеймс )<\p>

13 В. Вундт определил основные задачи психологии : 1) анализ процесса сознания методом самонаблюдения ; 2) выявление элементов сознания ; 3) установление закономерностей их соединения.<\p>

14 Структура и свойства сознания по В. Вундту : Структура : Поле сознания и фокус сознания ( поле внимания ) Свойства : ритмичность ( связанность, группировка впечатлений ) – сознание есть структура неоднородность – центр и периферия имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (7+-2)<\p>

15 Как работает сознание ? Механизм взаимодействия элементов сознания ( простых ощущений ) ассоциация Процесс вхождения в фокус сознания нового образа называется апперцепцией<\p>

16 Э. Титченер – основатель структурализма Изучал элементы сознания Предложил метафору « Волны сознания », осознаваемое то, что лежит на гребне волны ( в поле внимания ).<\p>

17 Э. Титченер ввел метафору волны для объяснения феномена внимания. Тем самым он подчеркивал прерывный характер внимания, т. е. утверждал, что в каждый момент времени только одно содержание достигает « гребня волны внимания » ( апперцепции ). Он описал явление « аккомодации » внимания – преимущественного апперцептирования того содержания, которое лучше согласуется с предыдущим.<\p>

18 У. Джеймс — основатель функционального подхода Сознание это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, « нелогично » переплетаются<\p>

19 4 свойства сознания : 1) каждое » состояние сознания » стремится быть частью личного сознания ; 2) в границах личного сознания его состояния изменчивы ; 3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений ; 4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще все время делает между ними выбор.<\p>

20 Бессознательное или неосознаваемое совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Различают : неосознаваемые механизмы сознательных действий ; неосознаваемые побудители сознательных действий ; » надсознательные » процессы.<\p>

21 1. Закон Юма : случайные события должны всегда оправдываться в сознании человека неслучайными причинами. 2. Закон Фрейда — Фестингера : механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить её с поверхности сознания. 3. Закон разрыва шаблона : неожиданная смена контекста вызывает эмоциональный шок и сбой в поведении до тех пор, пока в результате работы защитного пояса сознания не произойдёт переинтерпретация ситуации, не будет найден новый контекст, с точки зрения которого и будет далее рассматриваться эта ситуация.<\p>

22 4. Закон Узнадзе : нарушение ситуативной закономерности ведёт к разрушению привычных схем поведения, к затруднениям в принятии самых простых решений, вызывает сбой в поведении. 5. Закон Джеймса : всё неизменное исчезает из сознания, т. е. перестает осознаваться, или же происходит изменение данного сознанию представления об этом неизменном. Иначе говоря, осознаваться может только такая информация, которая меняется либо объективно, либо субъективно. 6. Закон классификации : любой конкретный стимул ( объект ) всегда появляется в поверхностном содержании сознания лишь в качестве члена некоего класса стимулов ( объектов ), при этом класс не может состоять только из одного члена.<\p>

23 отражательная, порождающая ( творчески — креативная ), регулятивно — оценочная, рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать : – отражение мира, – мышление о нем, – способы регуляции человеком своего поведения, – сами процессы рефлексии, – свое личное сознание.<\p>

24 реактивность ; чувствительность ; диалогизм ; полифоничность ; спонтанность развития ; рефлективность.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/785278/

Читать

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Антти Ревонсуо (Antti Revonsuo) – профессор когнитивных наук в школе гуманитарных наук и информатики Университета Шевде (Швеция) и директор группы исследования сознания в Центре когнитивной нейронауки при Университете г. Турку (Финляндия).

Он является редактором двух журналов: международного журнала «Consciousness and Cognition» (Elsevier) и «Science and Consciousness Reviews».

Интересным кажется то, что российскому читателю он известен ссылками в Интернете на работы по механизмам ночных кошмаров, при этом нет ни одного упоминания о том, что его центральный научный интерес – сознание.

Для изучающего сознание в России студента сознание чаще всего предстает областью науки, где давно все известно, а потому и нет необходимости глубоко погружаться в этот раздел общей психологии.

Читая книгу Ревонсуо, понимаешь, что изучение сознания, возможно, – самая интригующая область психологии.

Читатель познакомится со взглядом на сознание, обычно широко критикуемым в нашей официальной психологии.

Есть множество определений сознания. С точки зрения Ревонсуо, главный момент в определении, на котором он настаивает и из которого вытекает дальнейший анализ проблемы сознания, – это субъективность. Он подчеркивает этот аспект, вынося субъективность в качестве второго заголовка своей книги.

Книга представляет собой энциклопедическое издание, посвященное всем аспектам проблемы сознания: обширный очерк истории изучения сознания, современные теоретические концепции сознания, новые данные о нейрональных коррелятах сознания, измененные состояния сознания.

Как мне представляется, наиболее значимым в ней является анализ «трудной проблемы», которая в отечественных изданиях определяется как «психофизиологическая».

Автор утверждает, что сам факт неразрешимости пока этой проблемы связан с тем, что до сих пор во всех науках разрабатывались методы описания явления с точки зрения стороннего наблюдателя. Описание сознания как субъективности требует методов описания объекта изнутри объекта.

Но пока такие методы не созданы. Эта информация позволяет пересмотреть идеи разрешения психофизиологической проблемы в российских изданиях.

Глава 1 посвящена философским основаниям науки о сознании. Это закономерно, поскольку практически все основные концепции психологии зарождались в рамках философии.

Чтение этого раздела, несмотря на то что концепции, описанные в нем, многократно и широко освещены в изданиях на русском языке, тем не менее открывает некоторые новые стороны столь привычных нам материализма и идеализма.

В контексте данной книги они предстают не столько противоположными взглядами на устройство Вселенной, сколько дополняющими друг друга подходами.

Глава 2 – исторические основания науки о сознании. Известно, что сначала психология определила себя как наука о сознании. И практически все исследования середины и конца XIX столетия были связаны с попытками понять механизм возникновения и существования сознания, пока идея сознания не была изгнана из психологии, пытающейся встать в один ряд с другими объективными наукам.

Глава 3 посвящена концептуальным основам науки о сознании, где автор пытается рассмотреть разные точки зрения на определение самого феномена сознания. Автор четко доказывает, что само определение предполагает и методы и подходы к изучению.

Читатель познакомится с основными понятиями теории сознания: феноменальностью и квалия, которые практически не освещены в психологической литературе на русском языке, и сможет сформировать собственное мнение о них, а также самостоятельно сопоставить теорию отражения и теорию феноменального сознания.

Глава 4 посвящена анализу данных, полученных из нейропсихологических исследований, описывающих те или иные расстройства осознания, возникшие в результате повреждения различных участков коры головного мозга. В ней много новых исследований, проведенных за последнее десятилетие, весьма любопытных для получения целостной картины нейропсихологических основ сознания.

В главе 5 представлены данные о диссоциации осознаваемых и несознаваемых процессов. Диссоциация – это ситуация, при которой одна когнитивная функция сохранена, а другая повреждена.

Например, человек может после травмы мозга распознавать неживые объекты, но утрачивает способность распознавать лица.

Ассоциации двух функций не позволяют ответить на вопрос о том, являются две когнитивные функции частью одной и той же системы (и поэтому на самом деле это не две отдельные функции, а просто вариации одной функции) или эти две функции, биологические основы которых расположены на соседних участках мозга и нарушаются поэтому одновременно при повреждении этой области. Диссоциации же указывают на то, что две функции действительно отличаются друг от друга – и когнитивно, и анатомически. В главе представлено много фактической информации.

Глава 6 содержит информацию о заболеваниях, так или иначе связанных с сознанием и самосознанием. Описаны исследования различных вариантов амнезии.

Предлагаются исследования в рамках функциональной асимметрии мозга, в которых проводились операции по разъединению полушарий мозга. Представляют значительный интерес данные по ошибочной интерпретации больными собственных ощущений.

Описание реальных ситуаций в значительной мере способствует удержанию внимания читателя при описании достаточно сложных психофизиологических механизмов.

В главе 7 описываются методы и эксперименты, касающиеся исследования нейрональных коррелятов сознания. Подробно рассматриваются методические возможности электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, функциональной магнитно-резонансной томографии, позитронно-эмиссионной томографии, а также транскраниальной магнитной стимуляции.

Глава 8 посвящена исследованию нейрональных основ сознания как состояния. Ревонсуо начинает эту главу с описания идеального эксперимента, в котором можно было бы исследовать нейрональные основы сознания как состояния.

Затем предлагаются результаты применения анестезии, исследований сна, описан синдром «запертого человека», изучение которого стало возможным благодаря появлению томографии.

Описаны современные представления о том, что такое вегетативное состояние, и различные варианты глобальных расстройств сознания.

В главе 9 рассматриваются нейрональные основы зрительного осознания. Здесь описаны последние исследования в области бинокулярной конкуренции, параллельные исследования когнитивных процессов и результатов томографии и транскраниальной магнитной стимуляции.

В главе 10 автор обращается к философским теориям сознания. Многие из них неизвестны читателю, обращающемуся исключительно к литературе на русском языке. С этой точки зрения эта глава в наибольшей степени любопытна для студентов, которые, таким образом, смогут оценить разнообразие подходов к проблеме сознания, представленных в мировой научной мысли.

Глава 11 посвящена эмпирическим исследованиям, направленным на проверку конкретных научных гипотез сознания. Обращает на себя внимание некоторая отстраненность, бесстрастность автора при описании разнообразных данных, отсутствие явных предпочтений при изложении материала. И в этой главе много информации, неизвестной русскоязычному читателю.

В главе 12 описывают многочисленные варианты измененных состояний сознания. Здесь автор подчеркнуто лаконичен и опирается только на те исследования, которые многократно подтверждены. Это особенно привлекает при описании столь проблемного раздела науки.

В главе 13, не описывая подробно сами механизмы сна, автор пытается детально рассмотреть специфику сознания на каждой из стадий сна. Он приводит данные об особенностях сновидений в медленноволновом и быстром сне.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=217861&p=1

Ссылка на основную публикацию