Психометрия — психология

Психометрия | База знаний

Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности.

Психометрия является разделом прикладной статистики. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности.

Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно:

  1. создание инструментов и построение процедур измерения;
  2. развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Начало психометрии

Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект.

Фрэнсис Гальтон, известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой.

Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта.

Психометрист Луис Тёрстоун, основатель и первый президент Психометрического общества, в 1936 году разработал теоретический подход к измерению, который известен как закон сравнительных суждений. Этот подход тесно связан с психофизическими теориями Эрнста Вебера и Густава Фехнера. Также, Спирмен и Тёрстоун внесли большой вклад в развитие факторного анализа.

Карл Пирсон, Генри Кайзер, Джордж Раш, Джонсон О’Коннор, Фредерик Лорд, Ледьярд Тюкер, Артур Дженсентакже внесли большой вклад в развитие психометрии.

Область психометрии

Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов.

Прикладная психометриязанимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности, оценкавалидности и анализ заданий.

Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положений и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.

Определение понятия «измерение» в социальных науках

Определение измерения в социальных науках имеет долгую историю. В настоящее время широкое определение, предложенное Стэнли Смит Стивенсом (1946), гласит, что измерение «приписывание чисел объектам или событиям по некоторому правилу».

Это определение было представлено в работе, в которой Стивенс предложил четыре уровня измерения.

Хотя это определение имеет широкое распространение, оно отличается от более классического определения измерения, принятого в физике, которое гласит, что измерение — это численная оценка и выражение одной величины по отношению к другой.

Действительно, определение Стивенса было выдвинуто в ответ Британскому Комитету Фергюсона, председатель которого, А. Фергюсон, был физиком. Комитет был назначен в 1932 году Британской ассоциацией для содействия развитию науки в исследовании возможности количественной оценки сенсорных восприятий.

Хотя её председатель и другие члены были физиками, комитет также включал нескольких психологов. Доклад Комитета подчеркнул важность определения измерения. В то время, как ответ Стивенса заключался в том, чтобы предложить новое определение, которое окажет значительное влияние на эту область, это был не единственный ответ на доклад.

Другой, кардинально отличающийся, ответ призывал принять классическое определение, как это отражено в следующем заявление: «Измерение в психологии и физике ни в каком смысле не различны. Физики могут проводить измерения тогда, когда они могут найти операции, с помощью которых можно обнаружить необходимый критерий.

Психологи могут не беспокоиться о таинственных различиях в значении «измерения» в двух науках «.

Эти различные точки зрения отражены в альтернативных подходах к измерению. Например, методы, основанные на ковариационной матрице, как правило, используют числа, такие как сырые баллы, как измерение.

Такой подход неявно влечет за собой определение Стивенса, которое требует только то, что номера присваиваются по некоторому правилу.

Таким образом, основной задачей исследований, как правило, считается открытие связей между показателями, и факторов, положенных в основу этих связей.

С другой стороны, когда используется измерительная модель такая, как модель Раша, номера не присваиваются на основе правил.

Вместо этого, в соответствии с заявлением Риз выше, конкретные критерии для измерения указаны, а цель состоит в построении процедур или операций, которые предоставляют данные, отвечающие соответствующим критериям.

Измерения оцениваются на основе моделей, и испытания проводятся для того, чтобы удостовериться в том, были ли выполнены соответствующие критерии.

Нормирование тестов

Нормирование тестов — составная часть их стандартизации, обычно включает проведение обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей. Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста. Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале.

Существуют 4 основные стратегии приравнивания. Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (например, случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам устанавливаются т. о.

, чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая пропорция респондентов получает ту же или более низкую оценку). При более точном методе все респонденты заполняют все формы теста, и для определения эквивалентности показателей используются уравнения.

Третий часто используемый метод связан с проведением общего теста или части теста со всеми респондентами. Эта общая оценочная процедура служит в качестве «связывающего» теста, который позволяет все последующие измерения привязывать к единой шкале.

При проведении обследования с использованием различных форм одного и того же теста в каждую включаются несколько «анкерных заданий», выполняющих функцию такого «связывающего» теста.

Требования к тестированию

Надежность и валидность 

Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-122-psihometriya

Что такое психометрия и какие возможности она дает?

Психометрия позволяет развить человеку потрясающую проницательность! По сути, с этой способностью можно узнать обо всем. Узнайте подробнее о ней здесь!

Что такое психометрия?

Изучая феномен времени, ученые вывели определенный закон ускорения. Он гласит о том, что время постоянно ускоряется. К примеру, жизненный уклад во времена Римской империи был совершенно другим, нежели в XVII веке. И точно также сейчас люди живут намного быстрее, чем в XVII веке.

Также это называют повышением уровня частотности пространства: на каком-то глубинном уровне оно меняется, становится “быстрее”. И вместе с повышением частоты начинает проявляться все больше разных экстрасенсорных способностей.

Одна из них называется “психометрией”, и данная способность может значительно изменить жизнь человека и устройство всего общества в ближайшем будущем.

Психометрия – это способность человека считывать информацию с какого-либо места, человека или вещи. Она заложена в каждом человеке.

Как известно, все обладает памятью.

Исследования японских ученых показали, что даже вода имеет память и запоминает все, что произошло или было произнесено около нее.

Также и другие вещи, начиная от пуговицы и заканчивая зданием или географическим местом, несут в себе информацию.

Читайте также:  Физиологические и психологические потребности - психология

Психометрия является одной из форм ясновидения

Прикасаясь к вещам, связанным с неким местом, человеком или событием, психометр (человек с развитой способностью психометрии) открывает энергетические записи происходивших событий и видит образы прошлого, связанного с данным предметом.

Во время проведения сеанса психометрии устанавливается информационная связь между психометром и материальным предметом, содержащим астральные записи: они заключают в себе образы прошлых событий.

Все знания во Вселенной содержатся в особом информационном поле, которое находится вне времени и пространства, то есть везде.

Человек с помощью психометрии подключается к полю и “загружает” в себя информацию, связанную с конкретным предметом или географическим местом.

Вещь может быть любая: камень, ткань, письмо или зеркало. При помощи такого объекта экстрасенс строит психический контакт с заложенными в нем знаниями и может различные события прошлого.

Какие возможности открываются с психометрией?

Человек, который обладает ею, способен на очень многое! Область применения психометрии весьма обширна:

С помощью этой способности всегда можно увидеть след преступника по образцу следа или кусочку одежды. Таким образом можно подключиться к ауре разыскиваемого – любой организм, оставляет за собой индивидуальный астральный след.

Следует сказать, что с опытом работы в этой сфере психометрия может проявляться неосознанно. Опытные следователи подтвердят, как им удается увидеть след, дополнительное доказательство, увидеть в простом предмете гораздо больше, чем в нем есть с первого взгляда. Обычно людьми это воспринимается как определённого вида сноровка;

  • экспертиза произведений искусства.

С помощью этой сверхспособности можно легко анализировать и получать информацию о тех или иных произведениях искусства, легко определять истинную стоимость, стать мастером своего дела;

  • реконструкция важных исторических событий и археология.

Психометрия позволяет изучать историю такой, какой она была на самом деле, избежать заблуждений в науке, знать, как действительно происходили события.

По антикварным предметам древности можно восстанавливать образы событий прошлого.

Также эта экстрасенсорная способность позволяет делать новые открытия, находить древние города и другие археологические свидетельства, сокрытые в земле.

О том, как развить способность к психометрии, читайте здесь >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Криминалистика — прикладная юридическая наука, исследующая закономерности приготовления, совершения и раскрытия преступления, возникновения и существования его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств (Википедия).

² Ясновидение — тип экстрасенсорного восприятия, способность человека получать информацию помимо русел восприятия, известных науке и определяемых современными научными средствами, в том числе сведения о событиях прошлого и будущего (Википедия).

Источник: http://omkling.com/psihometrija/

Психометрия — это миф или реальность — ЯСупер

Психометрия – способность ряда экстрасенсорного восприятия, которая способствует получению информации о человеке методом прикосновения к его предмету на расстоянии другим человеком. Это использование обычных органов чувств ради получения информации, как правило, не доступной через эти органы чувств.

Психометрия в своем роде является искусством толкования психических вибраций находящихся в объекте. Пример этому наши возникшие ощущения, полученные при прикосновении к чему-то или кому-то. Умение считывать историю предмета или историю тех, кому этот предмет принадлежал, иногда называют «душевной связью».

<\p>

Человек с развитым экстрасенсорным восприятием способен получить интуитивное впечатление о местонахождении человека, касанием его предмета одежды или другого принадлежащего ему объекта. Сам объект способен хранить информацию не только о фактах жизни человека, но и о его эмоциях и действиях в событиях.

С помощью развитого экстрасенсорного восприятия можно получить информацию о том, что было или о том, что будет или о настоящем, то, что происходит в данный момент. На самом деле с точки зрения парапсихологии эти состояния существуют в одном, потому что между тем, что было или будет — нет ощутимых границ.

Одаренный психологической чувствительностью человек способен воспринимать информацию, которая скрытая от чувств обычного человека.

Психометрия – рудиментарная форма интуиции, которая существует в нас, как продолжение пяти органов чувств, но при отсутствии практики использования мы её теряем.

Истинно одарённым психометрическими способностями людям, как правило, нужно прикоснуться к предмету, принадлежащему изучаемому человеку. Этим предметом может быть любой предмет, полученный лично из рук изучаемого человека. Идеально подойдет кольцо, коснувшись его, психометрист получит информацию о владельце этого кольца.

Если между читателем и темой существует взаимопонимание, экстрасенсорное восприятие работает лучше. При этом важно чтобы читатель вообще ничего не знал о предмете изучения.

Для лучшего понимания экстрасенсорного восприятия стоит обратиться к более точным наукам.

Поэтому, исходя из обоснованных физических явлений об окружающей нас энергии, выходит, что «частичка» каждого человека излучается во внешнее окружение, цепляясь за объекты в виде плёнки.

Таким образом эта плёнка электромагнитной энергии сохраняется на предмете навсегда или до того времени, пока не будет заменена излучением энергии другого человека.

К примеру, если взять камень с места преступления , можно с точностью определить какие события происходили в радиусе его нахождения, ведь СК-наукой установлено, что каждый объект способен постоянно хранить в себе всю информацию.

Вот это и будет феномен психометрии.

Упражнения на развитие психометрических способностей

Упражнения основаны на принципах СК-науки.

  1. Для начала возьмите 20 нарезанных кусочков разных за цветом и формой бумаги и разложите их в одинаковые конверты с белой непросвечивающей бумаги.
    Затем прикладывайте е по очереди конверты ко лбу , при этом сосредоточившись называйте его содержание – цвет и форму.
  2. Для этого упражнения нужно ассистенту раскрыть все 20 конвертов и на каждой бумажке нарисовать разные геометрические фигуры. Сложив бумажки обратно в конверт, повторяем предыдущее упражнения, также прикладываем, поочередно конверты ко лбу, только называем теперь цвет, форму бумаги и изображенную геометрическую фигуру на ней.
  3. Ассистент вкладывает в конверт небольшие объекты(дерево, металл, сахар, кость и т. д.)- ваша задача назвать цвет, форму, ощущения( запах, вкус, осязание)прикладывая конверт ко лбу.
  4. Ассистент подает вам предметы незнакомого вам человека, ваша задача, прикладывая их ко лбу увидеть образ этого человека, описать его яркие жизненные события.
  5. Попросите ассистента написать на белых кусочках бумаги любые слова и положить их в конверты. Ваша задача, прикладывая сначала ко лбу, а затем, касаясь только пальцами читать содержание.
  6. Нужно учиться, идентично читать содержимое закрытой книги на любой странице, положив на ее обложку пальцы.
  7. Положив пальцы на книгу в течении 5-10 секунд нужно увидеть основное краткое её содержание .

Благодаря этим упражнениям далее вы можете приступать к усложненной технике способствующей развитию умений прямого ясновидения на больших расстояниях и сквозь время. Удачи и терпения Вам.

Источник: http://yasuper.net/psihometriya-e-to-mif-ili-real-nost.html

Психология — Психометрия

Психометрия (психометрика) — раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы измерений психологических. Первоначальное значение термина — измерение  временных характеристик процессов психических; ныне под психометрией часто понимается весь круг вопросов, связанных с измерением в психологии.

В этом понимании она включает в себя психофизику.  В каждом человеке заложена способность психометрии. Прикасаясь к вещам, связанным с неким  местом, человеком или событием, психометр открывает энергетические записи прошлых событий и видит образы прошлого связанного с данным предметом.

Читайте также:  Как стать хорошим психологом - психология

Иначе говоря, психометрия это способность считывать память предметов или других объектов, просто прикасаясь к ним.  На данном уроке, мы приступим к развитию способности психометрии и интуиции. Эти аспекты вечного мистического знания, помогут нам, как в мистической практике, так и в практической жизни.

Психометрию и интуицию используют в различных областях человеческой жизни, включая криминалистику, биржевые торги и бизнес.

Каков механизм психометрии?

  Во время проведения сеанса психометрии, специалистом устанавливается телепатическая связь между материальным предметом и астральными записями на нем, заключающими в себе образы прошлых событий. На сеансе психометрии, может быть рассмотрена любая вещь: камень, ткань, прядь волос или зеркало. Во время данной работы, открываются астральные видения событий, связанных с предметами в прошлом.  При помощи вещи, письма или пряди волос человека мы вводим себя в психический контакт с ним.  Психометрия одна из форм ясновидения, создаваемая при помощи установления связи между людьми и явлениями, через предмет. Психометрия не является отдельной психической способностью, а является особой формой ясновидения.

Психометрия и астральное видение

  Психометрия – один из способов астрального видения или метод резонансного получения информации. Классический вариант психометрии подразумевает под этим понятием  возможность человека считывать информацию с любого объекта: волоса, камня, одежды, машины и т.п.

Психометрия в криминалистике

  Приведем пример с работой опытного следователя: он всегда «видит” проявление следа. Следователь настраивается на частоты преследуемого по образцу следа или кусочка одежды. Другой вариант работы, когда следователь подключается к энергетическому полю преследуемого объекта – любой организм, оставляет за собой индивидуальный астральный след.  Необыкновенно профессионально описаны именно такие сверхвозможности человека в романе Сергея Алексеева «Волчья хватка”. В любом случае далеко не каждый следопыт может объяснить, как у него это получается, и он воспринимает свои способности как определённого вида сноровку.

Простой и наглядный пример

  Инспектор ГАИ  стоит на дороге и если у водителя не в порядке документы или автомобиль, он испытывает подсознательный страх при виде сотрудника ГАИ. Этот страх водителя интуитивно улавливает инспектор и останавливает данный автомобиль.  Животные также обладают этими способностям и способны улавливать тонкие энергетические вибрации, исходящие от людей или других существ. По этому принципу в животном мире происходит охота, поиск партнера или хозяина. Собаки чувствительны к энергии страха и агрессии.

В каких областях жизни используют психометрию?

  Область применения психометрии весьма обширна: криминалистика, экспертиза произведений искусства,  реконструкция важных исторических событий, археология. По антикварным предметам древности, с помощью психометрии, можно восстановить образы событий прошлого.

Астральное видение

  Астральное видение проявляется во сне, в телепатии, в сомнамбулизме и в ясновидении. Во время сеансов ясновидения человек способен читать письмо через конверт и лицезреть, сквозь пространство и время. Опытный ясновидящий видит события, которые  происходят за тысячи километров, а также в прошлом или далеком будущем.

Символизм – язык подсознания

  Психометр видит ауру человека, его мысли, желания и астральный отпечаток от его прошлых действий. Эти видения иногда имеют чисто символический характер. Для того, чтобы понимать символизм этих видений, необходимо изучать язык символов и знаков. Можете ознакомиться с соответствующей литературой и толкованиями снов. Этот язык именуется языком подсознания.

Источник: http://70-unit.ucoz.ru/index/psikhometrija/0-43

Психометрия

Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики.

В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности.

Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно:

  1. создание инструментов и построение процедур измерения;
  2. развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Содержание

  • 1 Начало психометрии
  • 2 Область психометрии
  • 3 Определение понятия «измерение» в социальных науках
  • 4 Нормирование тестов
  • 5 Требования к тестированию
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Литература

Начало психометрии

Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект.

Фрэнсис Гальтон, известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой.

Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта.

Психометрист Луис Тёрстоун, основатель и первый президент Психометрического общества, в 1936 году разработал теоретический подход к измерению, который известен как закон сравнительных суждений. Этот подход тесно связан с психофизическими теориями Эрнста Вебера и Густава Фехнера. Также, Спирмен и Тёрстоун внесли большой вклад в развитие факторного анализа.

Карл Пирсон, Генри Кайзер, Джордж Раш, Джонсон О’Коннор, Фредерик Лорд, Ледьярд Тюкер, Артур Дженсен также внесли большой вклад в развитие психометрии.

Область психометрии

Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов.

Прикладная психометрия занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности, оценка валидности и анализ заданий.

Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положений и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.

Определение понятия «измерение» в социальных науках

Определение измерения в социальных науках имеет долгую историю. В настоящее время широкое определение, предложенное Стэнли Смит Стивенсом (1946), гласит, что измерение «приписывание чисел объектам или событиям по некоторому правилу».

Это определение было представлено в работе, в которой Стивенс предложил четыре уровня измерения.

Хотя это определение имеет широкое распространение, оно отличается от более классического определения измерения, принятого в физике, которое гласит, что измерение — это численная оценка и выражение одной величины по отношению к другой (Мишель, 1997).

Действительно, определение Стивенса было выдвинуто в ответ Британскому Комитету Фергюсона, председатель которого, А. Фергюсон, был физиком. Комитет был назначен в 1932 году Британской ассоциацией для содействия развитию науки в исследовании возможности количественной оценки сенсорных восприятий.

Хотя её председатель и другие члены были физиками, комитет также включал нескольких психологов. Доклад Комитета подчеркнул важность определения измерения. В то время, как ответ Стивенса заключался в том, чтобы предложить новое определение, которое окажет значительное влияние на эту область, это был не единственный ответ на доклад.

Другой, кардинально отличающийся, ответ призывал принять классическое определение, как это отражено в следующем заявление: «Измерение в психологии и физике ни в каком смысле не различны. Физики могут проводить измерения тогда, когда они могут найти операции, с помощью которых можно обнаружить необходимый критерий.

Психологи могут не беспокоиться о таинственных различиях в значении «измерения» в двух науках «. (Риз, 1943, стр. 49)

Эти различные точки зрения отражены в альтернативных подходах к измерению. Например, методы, основанные на ковариационной матрице, как правило, используют числа, такие как сырые баллы, как измерение.

Такой подход неявно влечет за собой определение Стивенса, которое требует только то, что номера присваиваются по некоторому правилу.

Таким образом, основной задачей исследований, как правило, считается открытие связей между показателями, и факторов, положенных в основу этих связей.

С другой стороны, когда используется измерительная модель такая, как модель Раша, номера не присваиваются на основе правил.

Вместо этого, в соответствии с заявлением Риз выше, конкретные критерии для измерения указаны, а цель состоит в построении процедур или операций, которые предоставляют данные, отвечающие соответствующим критериям.

Измерения оцениваются на основе моделей, и испытания проводятся для того, чтобы удостовериться в том, были ли выполнены соответствующие критерии.

Нормирование тестов

Нормирование тестов — составная часть их стандартизации, обычно включает проведение обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей. Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста. Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале.

Существуют 4 основные стратегии приравнивания. Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (например, случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам устанавливаются т. о.

, чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая пропорция респондентов получает ту же или более низкую оценку). При более точном методе все респонденты заполняют все формы теста, и для определения эквивалентности показателей используются уравнения.

Третий часто используемый метод связан с проведением общего теста или части теста со всеми респондентами. Эта общая оценочная процедура служит в качестве «связывающего» теста, который позволяет все последующие измерения привязывать к единой шкале.

При проведении обследования с использованием различных форм одного и того же теста в каждую включаются несколько «анкерных заданий», выполняющих функцию такого «связывающего» теста.

Требования к тестированию

Надежность и валидность

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-167349.html

Психометрия

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Психология

по теме: Психометрия

Введение

Психометрия область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.

Понятие психометрия было введено в 1734г. Христианом Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии. Одним из первых измерений в психологии было измерение времени реакции. Поэтому первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов.

Впоследствии, по мере развития психологического эксперимента, строящегося по образцу и подобию естественных наук, к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. При таком понимании, весьма распространенном и сегодня, психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений от психофизических до личностных.

Создание любого психологического инструмента измерения требует соблюдения определенных требований. Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики измерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов.

Соответствие этим требованиям устанавливается путем применения специальных математико-статистических процедур. Совершенствование математико-статистического аппарата, его разработка, в свою очередь, прежде всего, связаны с конструированием психологических тестов.

Подтверждением сказанного является то, что ряд современных статистических методов созданы в ходе решения психологических задач. Психометрия, таким образом, получает преимущественное развитие в психологическом тестировании, поэтому неудивительно, что в некоторых работах они отождествляются.

Таким образом, во многом благодаря развитию тестирования, в 2030-е гг. формируется особая область психометрии, которая имеет дело с индивидуальными психологическими различиями, психометрия дифференциальная.

1. Время простых и сложных зрительно-моторных и аудиомоторных реакций

Возникновение и динамика ощущений подчинены ряду закономерностей (адаптации, сенсибилизации, компенсации, последействию), которые обусловлены изменением чувствительности соответствующего анализатора. Вследствие этого именно чувствительность является одной из основных его характеристик.

Сенсорная чувствительность определяется как способность к распознаванию величины и качества раздражителя. Чувствительность сенсорной системы определяется абсолютными порогами восприятия, а также лабильностью (подвижностью) процессов, которые обуславливают его дифференциальные пороги.

Для определения лабильности процессов, протекающих в зрительном анализаторе, наиболее часто используются методы определения критических частот световых мельканий критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) и критической частоты различения световых мельканий (КЧРМ). В основе методик определения критических частот лежит способность глаза воспринимать низкочастотные периодические прерывания светового раздражителя.

Методика КЧСМ состоит в определении той частоты световых мельканий, при которой они слипаются и субъективно воспринимаются как равномерное непрерывное свечение, а КЧРМ, напротив, при которой непрерывное свечение переходит в световые мелькания. Минимальная частота вспышек в секунду, при которой наступает слияние (различение) мельканий, и называется критической частотой световых мельканий.

Многочисленные сведения указывают на то, что значение КЧСМ (КЧРМ) в основном определяются подвижностью нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора (Э.А.Голубева, 1980).

На это указывают, в частности, результаты, полученные при одновременной регистрации электрофизиологических реакций в различных участках зрительной системы в ответ на ритмические световые раздражители.

Показано, что в то время, как электрическая активность во всех подкорковых звеньях анализатора следует за ритмом светового раздражения (в виде так называемых навязанных ритмов) вплоть до частоты 100 Гц, ответы зрительнной коры точно повторяют частоту световых вспышек лишь до частот 4050 Гц.

Лимитирующим фактором при этом оказывается скорость возникновения и прекращения нервных процессов в неокортикальных структурах. Чем больше таких циклов в единицу времени могут воспроизвести нервные структуры коры, воспринимающие зрительную информацию, тем выше лабильность зрительного анализатора и показатели критической частоты световых мельканий.

Экспериментально показано, что КЧСМ (КЧРМ), измеряемая количеством световых мельканий в секунду (КЧРМ), секунду, изменяется у человека в пределах от 14 до 70 Гц, отражая индивидуальные особенности нервных процессов мозга и текущее функциональное состояние ЦНС.

Критическую частоту слияния световых мельканий определяют методом подъема, а различения методом спуска. В первом случае исходная частота световых мельканий, предъявляемых человеку, составляет 12 Гц и плавно нарастает.

Во втором случае исходная частота мельканий составляет 6080 Гц и плавно снижается.

Экспериментально показано, что при повторных измерениях критической частоты световых мельканий метод спуска дает несколько меньший разброс значений, чем метод подъема.

Для измерения критической частоты световых мельканий используют приборы, сост

Источник: https://www.studsell.com/view/138454/

Ссылка на основную публикацию