Рассуждение — психология

Статья-рассуждение о психологии

Многие из нас сейчас не обращают внимания на книги в целом и на книги по психологии в частности. Почему? В большинстве случаев просто по тому, что люди ничем, абсолютно ничем не интересуются. Это даже грустно немного, но с другой стороны вина в этом только их.

Иногда даже удивляет то, с каким упорством люди сопротивляются, когда им пытаются сказать, что это поможет им разобраться в себе, что это полезно для души. Почему? Все дело, пожалуй, в предрассудках. Почему-то можно часто встретить людей, считающих психологию шарлатанством. А подобные книги – деньгами, выброшенными на ветер.

Но даже если им не хочется платить, что мешает в этом случае скачать бесплатные книги по психологии?

Предрассудки, предрассудки и еще раз предрассудки. Иногда вызывает улыбку, когда тебе говорят что-то вроде такого: «Ну, и тебе это надо? Напрасная трата своего времени» или «Тоже мне, умник нашелся, ничего ты не понимаешь в жизни.

Все равно, даже не начав еще жить, мы уже проиграли нашу партию», «Жили же раньше как-то без этого и сейчас проживем».

Самое грустное, что говорят это люди, стоящие перед тобой с сигаретой в зубах и банкой пива в руке или чего покрепче внутри, пусть не всегда, но все-таки.

Но ведь не все такие. Есть же люди, которые, начиная с нуля, добиваются поразительных высот. А с чего это начиналось? С анализа самого себя, поиска проблем в своем характере и изживании их в себе, как сорняков. Даже если у Вас нет желания покупать книги Вы можете скачать бесплатные книги по психологии. Это не проблема: у нас на сайте Вы найдете огромное количество подобных книг.

Читайте и размышляйте, ищите ошибки в себе. Изживайте в себе предрассудки и недостатки, давите вредные привычки. Ставьте себе цели и выполняйте их. Не бойтесь того, что Вам могут сказать эти «люди» с сигаретами и пивом. Растите и развивайтесь, самосовершенствуйтесь. А книги Вам в этом помогут, помогут разобраться в себе.

Честно говоря, явилось откровением такая фраза: «Занимаются психологией те, кто пытается найти оправдание своим ошибкам». И что это? Это, по вашему мнению, тоже верно и правильно? Почему именно оправдание? Может, правильней сказать способы решения этих проблем. Может быть, это именно поиск способов не совершать этих ошибок в будущем?

Вам ведь ничего не мешает попробовать прочесть несколько книг, а после этого сесть и спокойно обдумать всё, вами прочитанное. Уметь избавляться от своих недостатков — это очень важное умение в жизни, которое всегда пригодиться. Но ведь для того, чтобы начать это делать, нужно сначала увидеть эти проблемы, суметь найти их в самих себе.

Вот для этого и нужна психология, для этого и работают многие психиатры: для того, чтобы избавлять людей от их ошибок, научить их анализировать свою жизнь и причины неприятностей в ней. Вы можете заняться этим и сами, для этого можно скачать бесплатные книги по психологии у нас на сайте.

Духовного Вам роста и избавления от всех недугов!

Источник: http://vanilla.su/statya-rassuzhdenie-o-psihologii.html

Как написать эссе по психологии

Эссе — это литературный жанр, где в форме прозы автор выражает свои личные впечатления и наблюдения. Объем у таких произведений обычно небольшой, форма изложения свободная. Преподаватели в школах и университетах любят использовать эссе в качестве задания для своих учеников. Это простой способ узнать мнение учащегося и оценить его знания по какой-либо теме.

Вам понадобится

  • — бумага и ручка;
  • — компьютер.

Инструкция

Выберите тему для эссе (если вам ее не дали заранее). Лучше всего выбирать такую, которая вам нравится, или с которой вы уже знакомы. Чтобы рассуждать о каком-то явлении, необходимо иметь определенный запас знаний.

Обдумайте содержание и структуру вашего будущего эссе.

Составьте план по принципу: вступление, основная часть, заключение.

Эссе — это личные рассуждения, и хотя форма свободная — лучше подчинить все определенной логике, чтобы читатель (преподаватель, подписчик блога, член вступительной комиссии) — не затерялся в ваших умозаключениях.

В первом абзаце необходимо увлечь читателя вашей темой. Начните вступление с описания необычного случая или факта, связанного с психологией. История может относиться конкретно к вашей теме или быть рассказом, который вдохновил вас на рассуждения, описанные в эссе.

Основная часть должна с помощью различных аргументов раскрывать непосредственно тему. В заключение подытожьте рассуждения выводами и, возможно, предложите свой вариант решения проблемы.

Используйте различные выразительные средства: метафоры, аллегории, цитаты, образы и сравнения. Такие приемы сделают ваш текст интересней и разнообразней. Старайтесь избегать сложно сконструированных предложений. Придерживайтесь правила: одно предложение — одна мысль.

В тексте можно полемизировать с различными авторами и точками зрения, если это уместно.

Обратите внимание

Если вам не хватает знаний для написания эссе — воспользуйтесь основными научным трудами по вашей теме, посмотрите документальные фильмы. Для упрощения поиска информации проконсультируйтесь с вашим научным руководителем.

Полезный совет

Эссе с французского переводиться как «попытка, проба». Поэтому следуйте этому принципу и просто попытайтесь объяснить в тексте ваши взгляды на какое-либо явление.

Источники:

  • сочинение на тему психология

Эссе – прозаический литературный жанр, характерный для модернистского искусства начала 20 века. Писатели прибегали к этому жанру, чтобы запечатлеть на бумаге свои мысли, мимолетные эмоции. Эссе напоминает легкую акварельную зарисовку, а в литературе – очерк.

Инструкция

Эссе – эгоцентрическое субъективное произведение. Если тема вашего эссе – одноклассники, предметов работы все равно должна стать личность автора: его впечатления, эмоции, мысли. Напишите эссе-воспоминание о ярком жизненном моменте, участником которого были вы и ваши одноклассники. Не стоит расписывать подробно происходящее событие. Эссе отличается от мемуаров тем, что не фиксирует происходящее с логической точностью. Последовательность событий может быть нарушена, главное, чтобы эссе отражало ход ваших мыслей.Эссе практически не имеет сюжета. Вам необязательно описывать в сочинении яркое уникальное событие. Эссе может рассказывать о самом обычном школьном дне и вашем к нему отношении.Напишите о своих впечатлениях. Используйте больше образов и сравнений: прозаический жанр, эссе все же очень много заимствует из лирики, художественных зарисовок. Какие-то события или людей описывайте более подробно и образно, в каких-то случаях ограничьтесь легкой зарисовкой, эскизом, упоминанием. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас каждый из одноклассников. Не называя имен, можно точно описать человека, акцентируя внимание на его запоминающихся чертах.Эссе предполагает анализ, размышление, рефлексию. Неслучайно в этом жанре пишутся и философские трактаты, претендующие скорее на изложение собственных мыслей, чем на научную точность. Поразмыслите о причинах, побудивших вас и ваших одноклассников к тем или иным действиям. Что вы испытывали в этот момент, о чем думали? Эссе – субъективный жанр. Все повествование должно проходить сквозь призму вашей личности.Традиционно эссе имеет небольшой объем – примерно в 1 лист. При этом сочинение может не иметь начала и конца. В эссе нет традиционной для письменных работ формы: введение и выводы исключаются, главной остается основная часть сочинения.

Умение написать хорошее эссе необходимо для успешного обучения в высших учебных заведениях. Начальные навыки такого умения прививаются в старших классах школы на уроках литературы, истории. Но серьезно оттачивать стиль, логику и собственное мнение бывшие школьники будут уже в вузах. Так как же написать эссе, которое вызовет восторг преподавателя?

Вам понадобится

  • Литература, критические статьи на заданную тему

Инструкция

Эссе – это литературный жанр, подразумевающий у работающего в нем наличие собственного мнения и отличных знаний на заданную тему, хорошего стиля и языка. Работа над эссе включает в себя несколько этапов. Первый этап – обдумывание проблемы. Убедитесь, что ваши знания на заданную тему исчерпывающи.

Для этого необходимо ознакомиться не с одним, а несколькими литературными, критическими или научными произведениями. Читая, делайте заметки, выписывайте и сравнивайте факты. Выработайте свою собственную аргументацию, чтобы иметь возможность защитить личную точку зрения. По возможности прочтите исследования с противоположной точкой зрения.

Это поможет вам построить контраргументы.Второй этап – собственно написание эссе. Чаще всего, эссе — небольшое по объему произведение, включающее в себя вступление, основную часть и заключение. Введение должно включать в себя краткое изложение вашей позиции, ее обоснование.

Постарайтесь заинтриговать читателя, сразу же изложив главную идею вашего произведения.Основная часть должна раскрывать тему эссе на основе всех ваших выводов, аргументов и доказательств. Разбейте основную часть на параграфы и в пределах одного из них рассматривайте только одну мысль.

Следите за тем, чтобы параграфы были выстроены логически. Уместно использовать собственные примеры из жизни и цитаты. Однако делать это следует в меру. Пишите ясно и немногословно, избегайте общих слов и избитых выражений. Помните, от вас ждут не витиеватых фраз, а раскрытия темы. Но и чрезмерно не обобщайте.

В процессе работы обязательно делайте сноски и ссылки на используемые произведения.В заключительной части повторите свою главную мысль, кратко напомните все важные аргументы. Проведите параллели со вступлением.Третий этап – проверка и совершенствование написанного. Перечитайте текст эссе.

Не повторяетесь ли вы? Все ли части взаимосвязаны и логичны? Сохранен ли стиль эссе от начала до конца? Есть ли в вашем творении изюминка? Если есть возможность, дайте прочитать эссе компетентному человеку и прислушайтесь к его мнению.

Постарайтесь максимально сократить текст – никаких пустых рассуждений, риторики и небрежности. Следуя этим правилам, вы сможете написать не просто хорошее, а превосходное эссе и получите заслуженную высокую оценку.

Обратите внимание

Постарайтесь не повторяться и избегайте банальностей.

Полезный совет

Тщательно ознакомьтесь с предлагаемой по теме литературой.

Написание эссе является одним из любимых занятий учеников — вероятно, потому что это весьма свободная форма сочинения. Однако, несмотря на свою свободу, она не может не подразумевать в себе три основные части: введение, основную часть и заключение, с написанием которого у многих возникают проблемы.

Инструкция

Подведите итог. Собственно, это наиболее общий и абстрактный подход, использующийся только при полном творческом бессилии. Суть приема состоит в том, что вы «обобщаете вышесказанное», напоминая читателю все основные моменты эссе, которые хотели бы подчеркнуть и повторить.

Плюс использования этого приема в том, что он несколько систематизирует вашу работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.Вернитесь к началу разговора.

Когда эссе посвящено вполне конкретной теме и вашему к ней отношению, удачным приемом речи будет «закольцовывание»: поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в заключении – возвращаетесь к началу, которое уже после прочтения может прозвучать несколько иначе.

Дополнить эффектность приема можно тем, что тезис будет вызывать ярко негативную реакцию со стороны слушателя: так поступал в своих сочинениях Фридрих Ницше, с первых страниц заявляя, что «Христианство – религия трусов и лицемеров», а потом плавно аргументируя свою позицию.Уйдите вперед.

Поскольку эссе предполагает рассуждения скорее философского характера, то никто не вправе запретить вам отклониться от основной темы сочинения и под конец порассуждать о вопросе несколько отвлеченном.

Например, рассуждая о «Взгляде на судьбу России классиков различных лет», вы можете представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится.Обратитесь к читателю. Использование обращений в эссе не только допустимый, но и часто используемый прием изложения. Начав «разговор», вы непременно привлечете читающего к повышенному вниманию и условному вам ответу. Смысл обращения может быть различным: вы можете призвать к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый должен ответить самостоятельно.

Полезный совет

Старайтесь сделать заключение не слишком резким: иногда лучше увеличить объем, чем обрывать себя на половине слова.

Прочитайте восхитительное эссе Владимира Набокова «Кембридж», и вам станет понятно, в чем суть и отличительные черты этого литературного жанра. Эссе не только передает нам некое авторское знание о чем-то, но и чувства, переживания, отношение писателя к тому, о чем он повествует.

Глубоко личный подход к теме, свободная композиция произведения — эти главные признаки делают эссе узнаваемым при чтении и будут важными ориентирами при написании сочинения в этом жанре.
Термин восходит к французским (essai — проба, попытка) и латинским (exagium — взвешивание) корням. Считается, что границы эссе как жанра довольно условны и размыты.

Его можно назвать и авторской прозой, и записками, и набросками, и раздумьями. Формой может стать рассказ, очерк, статья, дневник, речь, письмо, этюд, исповедь, проповедь, слово. Мини-произведения в этом жанре имеют еще одно название — «скитце».

Это скорее зарисовка, рассказ-фрагмент, остановленное в слове мгновение бытия, «моментальный снимок» состояния души. В словарях жанр эссе характеризуется как небольшое по объему прозаическое произведение в свободном изложении, в котором заключено индивидуальное впечатление и суждение автора по поводу какого-то события, явления, предмета.

При этом авторское слово не претендует на исчерпывающую трактовку выбранной темы, которая может быть взята из сферы философских и духовных изысканий, автобиографических и исторических фактов, литературно-критической и научно-популярной мысли.

Примечательно, что в XVIII—XIX веках эссе, как жанр, становится одним из ведущих в английской и французской журналистике. В развитие эссеистики внесли заметный вклад Г. Гейне, Р. Роллан, Г. Уэллс, Б. Шоу, Дж. Оруэлл, А. Моруа, Т. Манн. В России к жанру эссе в XIX веке обращались А. С. Пушкин («Путешествие из Москвы в Петербург»), А. И.

Герцен («С того берега»), Ф. М. Достоевский («Дневник писателя»). В «Письмах русского путешественника» у Н.М.Карамзина и «Записных книжках» у П.А. Вяземского также можно найти признаки эссе. В XX веке не обошли этот жанр вниманием В. И. Иванов, А. Белый, В. В. Розанов. Позднее — К. Паустовский, Ю. Олеша, И. Эренбург, М.Цветаева, А. Солженицын, Ф. Искандер.

В названии эссе часто встречаются союзы «о», «или», «как». Так у создателя жанра, французского философа Мишеля Монтеня (вторая половина XVI века), находим знаменитые сочинения-эссе «О воспитании», «О добродетели», «О предсказаниях». В этом жанре созданы «Разговор о Данте» О. Мандельштама и «Как читать книгу» И. Бродского.

Читайте также:  Макс люшер - психология

У эссе есть много особых черт. В талантливо написанном сочинении особыми красками играют интересные детали, неожиданные и даже парадоксальные повороты мысли, удивляющие новизной ассоциации. Завораживающе действует на читателя доверительная интонация автора-собеседника.

По мнению одного из исследователей, писатель и читатель в эссе «пожимают друг другу руку». Подкупает и эмоциональность письменной речи, и виртуозное смешение в лексике слов разных стилей — от высокого до разговорного.

Авторы эссе — истинные мастера в использовании средств художественной выразительности: метафор, сравнений, символов, афоризмов, риторических вопросов, умело подобранных цитат.

Свое понимание мира и свою позицию автор-герой эссе иллюстрирует интересными аналогиями, примерами, параллелями, воспоминаниями, и это обогащает художественно-эстетическую и познавательную содержательность текста. Образность, всегда обогащающая повествование, делает сочинение ярким и живописным.

Многие писатели выбирают жанр эссе, когда хотят изобразить событие не в драматическом варианте, а дать его эмоционально окрашенную интерпретацию — без выстраивания сюжета.

При этом произведению может быть задана публицистическая направленность и предельно четкое выражение авторской точки зрения и взгляда на мир.

Эссе наиболее полно способно открыть для нас творческую личность его создателя, познакомить с его интересами, самобытным внутренним миром.

Источники:

Чтобы написание эссе не стало мукой, постарайтесь следовать основным правилам выполнения такой работы: выражайте исключительно собственные мысли, исследуйте проблему со всех сторон и предложите варианты выхода из сложившейся ситуации.

Инструкция

Отдайте предпочтение хорошо известной вам теме, если предоставляется возможность выбирать из нескольких. Если же перед вами поставлена задача написать эссе по любому вопросу, подумайте, в чем вы разбираетесь и какие проблемы обсуждаемы и злободневны в настоящее время, это позволит наполнить работу вашими личными суждениями.

Составьте план работы. Поскольку эссе по сути короткое сочинение, вам обязательно выделить введение, основную часть и заключение. На первый и последний раздел достаточно будет одного-двух предложений, лишь для того, чтобы поставить задачу и подвести итог написанного.

В основной части вам предоставляется больший простор, но постарайтесь не углубляться в теорию, поскольку в эссе важны ваши собственные мысли, оценки и возможные варианты выхода из ситуации.

Поспорьте с общепринятой точкой зрения по поставленному вопросу.

Аргументируйте свою позицию, поясните, что именно вам кажется неверным в распространенном суждении. Старайтесь не высказывать чересчур резкую позицию, если ваше эссе связано с социальными или расовыми или конфессиональными проблемами, также воздержитесь от предложения крайне жестких мер по их устранению.

Такое эссе может быть неверно истолковано читающим и воспринято как выражение юношеского максимализма пишущего.

Приведите факты, касающиеся освещаемой темы. Обязательно поясняйте, какие источники позволяют вам согласиться с теорией или опровергнуть ее. Старайтесь не использовать фразы «всем известно», «как принято считать», поскольку они тут же снижают качество предоставляемой вами информации.

Поставьте себя на место главных действующих лиц исследуемой тематики, будь то реальные исторические личности, герои книги, политики. Расскажите, что на их месте чувствовали бы вы, как повели бы себя и какие меры приняли бы.

Напишите собственные мысли, подумайте, как ваши собственные действия могли бы изменить ситуацию.

Подведите итог работы.

Старайтесь не рассуждать категориями «хорошо-плохо», поскольку это свидетельствует об однобокости рассмотрения проблемы.

Распечатать<\p>

Как написать эссе по психологии

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-98259-kak-napisat-esse-po-psihologii

Эссе: Зачем мне знание психологии

Эссе на тему «Зачем мне знание психологии»

психология семейный детский проблема

https://www.youtube.com/watch?v=Fo5IUrpCukk

Задав самой себе вопрос для чего же мне нужна психология, я задумалась.

Ведь психология вошла сегодня в плоть и кровь людей, в жизненные установки, менталитет, в повседневный быт, речевую деятельность каждого из нас. Наша речь насыщена психологическими терминами.

Психология несет знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека.

В поиске ответов на основные вопросы бытия наши предшественники оставили нам не одни только ошибки и заблуждения, но и гениальные прозрения и открытия. Они оставили не только ответы, но и много вопросов.

На одни из них со временем были найдены ответы, на другие ответов нет, как и две тысячи лет назад.

Сами взгляды на предмет психологии — душу — неоднократно менялись на протяжении минувших столетий. Платон полагал, что душа — это идея, она постоянна, неизменна и бессмертна, что она существует вне тела и, соединяясь с ним, оживляет мертвую материю.

Его ученик Аристотель учил, что душа присуща всем живым организмам, включая растения. По Демократу, душа материальна, состоит из атомов и смертна. Психологические знания стали необходимым компонентом современной культуры, и значение их будет возрастать.

Мы живем в исключительно напряженное время. Все большее количество людей не выдерживают этого напряжения.

Катастрофически растет число нервно- психических заболеваний, преступников, алкоголиков, наркоманов, разводов, катастроф, самоубийств (в том числе среди детей и подростков!).

А те, кому удается удержаться от срывов, «принимают удар на себя» в виде сердечно- сосудистых заболеваний, синдрома хронической усталости, бессонницы и неврозов.

Нашему обществу остро не хватает психологической культуры отношения к себе, к другим, к работе.

Ведь что значит психологическая культура в отношении самого себя, других? Это значит умение индивидуума правильно осознавать и оценивать в первую очередь себя, окружающее общество, мир. Ведь если ты знаешь свои психологические особенности, то проще и решить возникнувшие проблемы.

Зачастую психологические знания у нас откладываются уже на бессознательном уровне. Потому что некий жизненный опыт мы складываем в свои ячейки памяти и уже осознанно используем в дальнейшем.

Жизнь сама по себе очень часто предоставляет возможность накапливать знания психологии. Мы начинаем разбираться в себе, в людях, в ситуациях- и именно поэтому начинаем читать книги по психологии, размышлять, разговаривать. Знания нам эти нужны для построения отношений с родными, коллегами, друзьями, детьми. И также очень важно умение помочь в трудной ситуации хотя бы правильным словом.

Так же есть ряд профессий в которых необходимы азы психологии. Это те профессии когда напрямую идет общение с человеком.

Так же часто психологические приемы помогают нам наладить контакт с человеком. Например, используя прием, когда «подстраиваешь свои интонации, жестикуляцию» под собеседника для наиболее успешного решения вопроса.

В семейной психологии такие знания и навыки нам нужны чтоб уметь сглаживать острые углы, уметь идти на компромисс, в конце концов просто понимать слова и действия своего партнера.

Изучать детскую психологию мы конечно, чаще начинаем, когда появляются свои дети. Эти знания нам необходимы, что бы понимать почему так а не иначе поступил наш ребенок, зачем ему это? Умение понимать его психологический возраст и проблемы, связанные с воспитанием на том или ином этапе его жизни. И вот когда у нас появляются дети, мы еще больше начинаем понимать родителей.

В общении с окружающими людьми тоже нужно уметь применять те знания, уметь эмоционально «разгружаться», а не выливать свое «помойное ведро», набитое негативными эмоциями на головы окружающих (зачастую ни в чем не повинных ) людей.

Таким образом, можно подвести итог. Психология нам нужна для того чтобы познать себя и может быть отчасти мир. Мы живем в то время, когда нам необходимы эти знания, ведь не зря их копили для нас много веков. И это нам поможет в некотором роде «разгрузить» себя и хотя бы своих близких.

Понять и помочь кому-то, не просто для галочки, а потому что ты можешь это сделать.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/113058

Глава 1. Рассуждение психологов

То, что у психологов сложности с рассудком, я показывал в предыдущей книге. Для них рассудок — один из типов работы логического мышления.

Что такое логика, психологические словари не объясняют, предоставляя читателю самостоятельно сделать простейшее умозаключение, что это именно та логика, что описывается в учебниках логики.

Соответственно, и за определением логического мышления, очевидно, нужно обращаться не к психологам, а все к тем же логикам…

Тем самым психологи отбирают у себя понятие логического мышления и передают философам, скрыто намекая, где таится их источник знаний о рассуждении. И все же я попробую посмотреть, что думали психологи о рассуждении. Начну с самого верхнего слоя психологической культуры — со словарей и учебников.

Начну с последних, опускаясь по слоям истории.

В Предисловии к этой книге я приводил выдержки из манифеста новой, революционной психологии, созданного Введенским, в которых он изгоняет разум, ум и рассудок из своей науки. Как ни странно, но его призыв сработал. Чем ближе психологические словари к нашему времени, тем реже встречаются в них эти понятия.

«Энциклопедический словарь Психология» В. Бачинина в 2005 году не знает ни одного из этих понятий. В 2003 году их не знает словарь-справочник «Психология» Р. Немова. В том же 2003 году их не знает «Психологический словарь» Копорулиной и проч.

, а «Большой психологический словарь» Мещерякова и Зинченко знает только «разум», да и то в значении «формы мышления, которая позволяет человеку переработать данные созерцания и представления». В общем, завещание дедушки Введенского в действии.

В 2001 году «Словарь практического психолога» Головина просто перепечатывает статью из словаря Петровского и Ярошевского слово в слово, наверное, пользуясь тем, что в Советском Союзе не действовало авторское право.

Словарь «Психология» Петровского и Ярошевского 1990 года не имеет статьи «рассуждение». Придется извлекать понимание из имеющейся в нем статьи «Рассудок и разум».

Она же, лишь с переставленным названием — «Разум и рассудок», без изменений перепечатана в словаре «Общая психология» Петровского в 2005-м.

Приведу начало этой статьи, чтобы дать понятие о том, как непросто у психологов с рассудком:

«Рассудок и разум (в философско-психологической традиции) — два типа работы логического мышления.

Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему характер «некоего духовного автомата » (Б.

Спиноза), которому присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации.

Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Рассудок обеспечивает успешную адаптацию индивида к привычным познавательным ситуациям, в особенности при решении утилитарных задач.

Ограниченность рассудка заключается в его негибкости и категоричности, в его неспособности выйти за пределы анализируемого содержания.

В тех случаях, когда умственная деятельность человека исчерпывается операциями рассудка, она становится абстрактно-формальной».

А ограниченность клавиатуры, на которой я печатаю эти строки, наверное, заключается в том, что ею нельзя забивать гвозди…

Я вообще не понимаю, что пишут эти люди! Не дав определения собственно рассудка, они сокрушаются по поводу его ограниченности, будто хотели, чтобы он был не рассудком, а, к примеру, творческим воображением. К тому же осуждают его за то, что он работает «абстрактно-формально», будто рассудок должен постараться и стать тем, что нравится психологу как личностная черта.

Рассудок — это рассудок. Он данность, и его надо бы познать и понять. Психологи же сокрушаются, что рассудок плохо работает моментом движения к истине, ни на миг не усомнившись в том, что рассудок — часть познавательной способности человека, как это заявили философы.

Философы, вроде Введенского, сами признавались, что набредили с понятиями разума и рассудка, что же держаться за научные предрассудки?! Ведь у психологов в руках орудие, позволяющее обеспечивать философов знаниями о действительности. Телега явно поставлена впереди лошади.

Рассудок — это способность рассуждать. О рассуждении в этом словаре нет ни слова…

Любопытное определение рассудка появилось в 2007 году в «Психологическом иллюстрированном словаре» И. Кондакова.

Определение не слишком удачное и самостоятельное, но в нем есть определенная смелость:

«Рассудок (от древнерусского розсудъ — рассуждение, решение).

В рамках философской традиции, которая берет свое начало в античности, рассудок, как способность к рассуждению, к дискурсу, отличается от разума, предназначение которого состоит в познании божественного, абсолютного, бесконечного.

Рассудок, получая свое содержание от чувств, разводит все в стороны, а разум, выступая высшей ступенью познания и имея своим предметом безусловные основания мироздания, все охватывает в едином акте (Н.Кузанский, И.Кант, Ф.В.Й.Шеллинг).

В психологии данная традиция находит свое выражение в трактовках рассудка как формы логического мышления, основанного прежде всего на данных эмпирического опыта, в отношении которого применяются определенные, заранее известные алгоритмы (сравнение, выделение, классификация, подведение под понятие и т. д.). Синоним. Дискурсивное мышление».

Любопытно: древние греки так прямо и говорили о рассудке и разуме? Или же они все же говорили о логосе, нусе, фрэнесе, доксе, в конце концов?

А если они не говорили о наших разуме и рассудке, как удалось увязать их именно с тем, что называет Кондаков.

К примеру, что там разводит рассудок? И как это наш разум занимается познанием божественного и абсолютного? Да и насчет того, как понимание рассудка древними греками отразилось в психологии, мы уже читали у Введенского. И все же, что такое, по понятиям Кондакова, дискурсивное мышление?

«Дискурсивное мышление(от лат. Discursus — рассуждение).

Форма мышления, которая характеризуется последовательным перебором различных вариантов решения задачи. Чаще всего осуществляется на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего».

Если я правильно понял, рассудок — это форма мышления, работающая на основе связного логического рассуждения. Следовательно, не все виды рассуждения относятся к рассудку? К тому же, рассудок — не совсем связное и логичное рассуждение?

Либо Кондаков перемудрил, либо я его не понимаю.

Однако, так обстоит дело с самым общедоступным слоем психологической культуры, запечатленной в психологических словарях.

Читайте также:  Отстранение - психология

Вслед за ними идет слой культуры, воплощенной в общедоступных учебниках. Я хотел пройтись по ним так же, как по словарям, последовательно разбирая их понятия о рассуждении.

Но просмотр примерно десятка учебников новой России и Советского Союза показал: у всех их есть общий источник понимания рассуждения. Источник этот — «Основы общей психологии» Рубинштейна.

Этим источником и стоит заняться.

Глава 2. Рубинштейн

История все расставила по своим местам, и с ее высоты стало очевидно: в довоенном Советском Союзе было лишь два крупных психолога — Выготский и Рубинштейн. В науке, конечно, в политике их было значительно больше.

Все остальные либо были зависимы от них, либо были самостоятельны, но не доросли. При этом Выготский выглядит как-то романтичней и одаренней, но у него нет работ по общей психологии, и поэтому его последователи не могут стать школой.

Школа осталась только после Рубинштейна, и по ней до сих пор развивается вся наша научная психология.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) учился в Марбурге. Там он в 1913 году окончил философский факультет и защитил докторскую диссертацию «Очерк проблемы метода», которая в 1914 и была там же опубликована.

Затем он переехал в Одессу и с 1919-го доцент, а потом и профессор кафедры философии и психологии Одесского университета. С 1930 по 1942 — зав. кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института.

Затем он переезжает в Москву и заведует кафедрой психологии МГУ, с 1945 по 1949, а потом с 1956 по 1960 — заведует сектором психологии в Институте Философии АН СССР.

Чтобы стать действительно ведущей фигурой в нашей психологии, надо работать в Москве. В 1940-м году Рубинштейн создает работу, которая и заложила основы всей советской школы психологии — «Основы общей психологии». В 1942 году он получает за нее Сталинскую премию, что позволяет ему оказываться в Москве.

Это определенно было «кадровой перестановкой» — власть подсказывала психологам, что есть верный курс в их науке. Поэтому предшествовавший поиск Рубинштейна можно считать одобренным, как путь к созданию подлинно марксисткой психологии, о которой было заявлено красными идеологами еще в начале двадцатых.

Правда, в 1947 году Рубинштейн оказался одним из тех, кого «критиковали» как космополита, то есть человека без родины, живущего мировыми ценностями, а не ценностями этой страны.

Какой страны, любопытно узнать?

Если Советского Союза, то и весь марксизм был космополитичен. Если же России, то не было после революции такого психолога, который бы исходил из своих русских предшественников. Сочинения их действительно оставляют ощущение, что это стая американского воронья, готовая, как германские евреи с приходом фашистов к власти, сняться и улететь в Америку. Как они и сделали, когда начались гонения.

Но увязывать эту черту ранней советской науки с тем, что ее, по преимуществу, делали евреи, не приходится — все наши психологи той поры космополитичны.

Думаю, по двум причинам: русскими быть нельзя, потому что тогда ты затаившийся враг «из бывших», а сама наука, включая марксизм, требует от ученого оторваться от родных корней и стать членом международного научного сообщества. И Рубинштейн, и Лурия начинали с зарубежных публикаций.

Значит, вполне могли уехать или остаться там. Но не уехали. Не уехал и Выготский. Они и не хотели, они хотели жить здесь. Но вот душой они действительно были не в России, а в Науке…

Рубинштейна в 1949 сняли со всех постов, подвергли критике и «Основы общей психологии», но это не имело значения, не было в Советском Союзе психолога, который мог бы действительно с правом критиковать эту книгу.

Для этого надо было быть хотя бы равным Рубинштейну. Поэтому после смерти Сталина Рубинштейна восстановили на всех должностях, а «Основы» стали основами, и все наши учебники психологии так или иначе повторяют их.

По крайней мере, в общем устройстве и в той части, что касается рассуждения.

Главная книга Рубинштейна «Основы общей психологии» выросла из работы, которую Рубинштейн писал тогда, когда Выготский работал над своей главной книгой — «Мышление и речь». Выготский умирает в 1934 году, тогда же посмертно издают и эту его книгу.

А в 1935 Рубинштейн издает «Основы психологии», за которую в 1937 ему без защиты была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии.

В 1940-м он сам напишет, что именно из нее выросла его новая работа, «но по существу — как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций — это новая книга».

Но и издание 1940 года было изрядно переделано Рубинштейном, когда он переиздавал «Основы» в 1946. В частности, была в значительной мере убрана критика Выготского, в частности, в интересующих меня вопросах.

В 1989 году ученики Рубинштейна осуществили третье издание «Основ», в сущности, переиздав текст издания сорок шестого года, но дополнив его своими комментариями и отрывками из тех работ Рубинштейна, что позволяли полней раскрыть его взгляды на отдельные предметы.

Поэтому я буду пользоваться первым и третьим изданием, говоря о последнем, и как о втором.

Рубинштейн крупный психолог, к тому же рассматривающий психологию философски. Как и Выготский. Его нельзя просто пересказать, как словари или университетские учебники, — от этого ошибки, если они у него есть, не станут очевидными. Его надо понять, насколько это мне доступно. Для этого придется сначала взглянуть на его работу как на явление культуры.

А это значит, мне придется сделать отступление и дать краткий очерк той культурной среды, в которой рождалась психология Рубинштейна. Точнее, тот ее раздел, что, так или иначе, посвящен нашей способности рассуждать. Раздел этот в современной психологии называется Мышление.

Источник: https://cyberpedia.su/17x1264a.html

Эссе на тему “Психология в моей жизни”

Журналистика не терпит индивидуальностей. Уж таковы правила. Однако, именно такие тексты (хотя бы с небольшой эмоциональной окраской и мнением автора) пользуются наибольшей популярностью среди читателей.  Просто. Коротко. Доступно. И только факты.

Поэтому сейчас, когда я начинаю излагать свои мысли в форме эссе, во мне вновь зажигается тот человек, который заснул на несколько лет. Пора уже пробудиться!

Я могла бы выбрать какую-нибудь не менее интересную тему, связанную с конкретными фактами, найти в научных журналах и  в монографиях необходимую информацию, завуалировать ее своими словами и получился бы достаточно неплохой научный материал.

Возможно, его бы можно было даже назвать статьей… Вполне вероятно, что вы засомневаетесь в том, могу ли я вообще писать такого рода тексты.

Во время учебы было написано и опубликовано мной несколько не только журналистских, но и к тому же научных и аналитических статей (не зря меня направили в группу по изучению именно аналитической, а не документальной журналистики).

Считаю, что использовать дополнительные источники информации было бы проще для меня, чем написание материала, в котором пусть и вкратце, я опишу, какое место занимает психология в моей жизни.

Не подумайте, выбрала я тему не из-за большой любви к себе. Не сказала бы вообще, что очень люблю себя.

Ведь я – самый настоящий самокритик, и на протяжении уже (или всего?) двадцати трех лет только и делаю, что борюсь со своими несовершенствами (и речь не о внешних недостатках), а именно с внутренними нежелательными качествами, ложными мыслями, страхами и неуверенностью в себе.

Признаюсь, что мне  трудно сейчас сконцентрироваться и постараться  кратко объяснить, какое место отведено психологии в моей жизни (в связи с тем, что нужно держать себя в рамках трех страниц). Но, все же, я попытаюсь это сделать.

Быть может, когда пройдет много лет, я решусь на написание книги о своей жизни, и, вероятно, она будет носить именно такое название. Мне неловко рассказывать о своей жизни людям. Я боюсь, что они посчитают меня зазнайкой, или подумают, что я хвастаюсь. Но если я о себе говорю – то только констатирую факты, никаких приукрашиваний и преувеличений.

Правда, и ничего кроме правды. Для меня – это эссе-откровение. Мы многим можем не поделиться даже с близкими людьми, потому что боимся, что они отвернуться от нас. Поэтому не зря говорят, что проще рассказывать такие вещи абсолютно незнакомым людям, которые еще ничего не знают о тебе, а если и узнают – то ничего глобального  не произойдет (хотя, нужно знать психологию людей и все же понимать, кому стоит довериться, а кому нет).

Лет до восьми, я не задумывалась о внутреннем «я», о том, какие бывают люди и, естественно, не знала о психологии. И, казалось, зачем об этом размышлять маленькому ребенку, который переживает один из наиболее прекрасных этапов в жизни каждого человека – детство.

Однако, в ходе сложившихся на тот момент обстоятельств в моей семье, мне пришлось кардинально измениться и очень быстро повзрослеть. Почему взрослеют дети и когда? Когда происходит в их жизни беда, или смерть близких людей стучится в их маленький мир. Мне повезло, что этого со мной не произошло. Обстоятельства сложились, как говорится, дела житейские.

Именно в то время, пусть еще неосознанно и не основательно психология «постучалась» в мои двери. С чего она началась? С самоанализа и, как вследствие его – самокритики. Ребенок начал обвинять во всех что ни есть грехах – себя. Решил, что все, происходящее в семье – это последствие того, что он недостаточно самовоспитан, послушен, умен, красив и так далее.

Был бы другим – не было бы проблем (между прочим, это, сложившееся еще в раннем детстве представление и чувство вины накрепко засели в голове и даже до сих пор мелькают мысли). Восемь, девять, десять, одиннадцать…Все это время я была столь психически подавлена, что даже подумывала о суициде. Знаете, что меня спасло? Детское воображение, данное мне природой.

  Этот психический процесс освещал мое мрачное нутро. Я думаю, если бы не воображение и сила мысли, то, возможно, я бы не стала тем человеком, которым являюсь сейчас.

В возрасте четырнадцати лет ко мне пришло первое осознание того, что нужно заниматься саморазвитием и становится лучше других (да, пока еще лучше других, а не самой себя вчерашней). Это стремление стать самой-самой питало меня на протяжении многих лет, и, даже, осталось со мной по сегодняшний день. Лишь поменялось отношение к данному процессу.

https://www.youtube.com/watch?v=Js5JO_DwiHk

Когда закончила школу  и не поступила туда, куда я хотела (в УГАИ на театральный факультет), в моей жизни вновь произошел кризис. Все  позитивные мысли, мечты, стремления сошли  на  нет. Я впала в депрессию, и, честно сказать, не планировала из нее выходить. Мне казалось что все: прекрасная жизнь, о которой я грезила, закончилась до того, как я к ней привыкла.

Первый год обучения на журналистском и хореографическом факультетах были пыткой ада (поступила  в два вуза одновременно). Я ненавидела эту учебу и мне были неприятны все эти люди. Возможно, бы  так тягостно и проучилась все четыре года, если бы не поменяла отношение к происходящему.

Как сказал Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить»: «Если жизнь подкинула лимон, то сделай из нее лимонад» [1;70]  –  я именно так и поступила. Мне пришло в голову, что даже если  занимаюсь не тем, что мне приносит удовольствие, то значит нужно сделать все возможное чтобы стать лучшим в этом, и, вполне вероятно, что это дело мне понравится.

Так и произошло! Я полюбила то, чем занималась. Ведь опыт – это главное. Все в жизни пригодится.

На втором курсе обучения я стала тренером по детскому фитнесу в спортивном комплексе «Динамо»; а на третьем – начала преподавать эстрадные танцы у детей. В то же время устроилась на подработку официантом.

Поэтому данный период времени я бы охарактеризовала как «изучение психологии  людей в целом». Дети, как и взрослые, оказались  настолько разными, что к общению с каждым я старалась подойти индивидуально. Признаюсь,  удавалось не всегда.

Были моменты, когда мне казалось, что я плохой педагог, что нужно было себя попробовать в журналистике и это не моя стезя   (с учетом того, насколько близко по жизни я все принимаю к сердцу). Но, и этому я научилась.

За четыре года общения с детьми, я поняла, что хотя бы на шестьдесят процентов научилась с ними контактировать, и, даже, говорить по душам, что бывало довольно часто.

Работая официантом, я неплохо изучила психологию  людей. Когда в кафе заходил очередной клиент, (для интереса и чтобы не заскучать), я в голове прокручивала всю полученную внешнюю информацию о человеке и рисовала его психологический портрет. Это было очень увлекательное занятие. Самым пиковым в данном деле было то, что я пыталась отгадать, каков же  человек был изнутри.

Моему удивлению не было предела, когда в процессе дальнейшего более тесного дружеского общения я понимала, что оказалась права! С учетом того, сколько людей мелькали мимо меня на протяжении двенадцати часов несколько дней в неделю восемь месяцев, то, можно сказать, что я выделила для себя несколько подтипов людей; а также выстроила в голове план общения с каждым из них.

Спустя два года, я пользуюсь данным планом, и очень редко он не срабатывает. Психология в общении с людьми в моей жизни меня так зацепила, что я начала изучать труды авторов, которые позволяют усовершенствовать данные навыки.

Сегодня, получив два высших образования и имея хоть и небольшой, но опыт общения с людьми я поняла, что это мне очень интересно. Интересна психология вообще, как познание своего внутреннего мира, так и окружающего. Теперь, моя первая цель – саморазвитие.

Как следствие этого –  повышение уровня знаний о психологии.

Читайте также:  Аппетит - психология

Однажды сказала себе: «Если бы у меня была другая жизнь, я бы пошла учиться на психолога…» А в том году пришло озарение: «Зачем мне нужно ждать другую жизнь? Когда можно это сделать в этой»!

Такова психология в моей жизни на протяжении с восьми до двадцати трех лет. Что будет дальше – неизвестно. А все неизвестное и неизведанное – притягивает. Психология для меня – это еще неизведанная область. Но я знаю точно, что без нее нет смысла жить.

Источник: https://NauchnieStati.ru/primery/jesse-na-temu-psihologija-v-moej-zhizni/

Дилетантские рассуждения о психологии

Я сейчас проверяю курсовые Школы редакторов. Одна из тем, на которую ребята писали работы — брак, семейные отношения. У половины из тех, кто выбрал эту тему, встречается ошибка: дилетантские психологические рассуждения вроде таких:

Брак запускает в вас глубокие подсознательные программы, зашитые годами…

Такие люди с комплексом избавителя…

Наши родители — продукты советской культуры мышления…

Подсознательно ваша супруга хочет…

Это заложит деструктивные программы в подсознание ребенка…

Студенты! Вам может казаться, что эти мысли верные. У вас они могут не вызывать сомнений. Наверняка вы слышали что-то такое по телевизору и читали в книгах. Наверняка вы испытывали что-то такое на себе. Но это всё может оказаться полной чушью, и без опоры на источники вы этого не узнаете.

Психология — это не абстрактные рассуждения о человеке. Это наука и большая практика, которой занимается куча людей в куче школ. Если вы пишете о чем-то, связанном с психологией, обязательно давайте ссылку на первоисточник.

Психолог Ольга Лукина в книге «Бизнес или свобода» описывает случай, когда родительские установки сделали человека успешным в бизнесе, но…

Фрейд в «Психопатологии обыденной жизни» рассказывал, как поругался с женой, а потом попытался найти какое-то письмо, которое…

Психолог Людмила Петрановская рассказывала в блоге о психологических травмах, которые советское общество получило после Великой отечественной войны. По ее мнению, родители…

Нельзя лепить текст из подслушанных советов, личных рассуждений и псевдонаучного жаргона. Как и в любой области знаний, в которой у вас нет ученой степени, в психологии следует ступать осторожно, ссылаясь на источники.

Читатель может не верить вашим источникам. Типа «Фу, Петрановская — идеалистка и ничего не знает о современном обществе», — это его право. Вы же должны честно сказать, откуда вы черпаете суждения о неизвестной вам области.

Если у вас нет источника, но вы хотите поделиться мыслью, подайте ее как личное дилетантское наблюдение:

Я как дилетант воспринял эту реакцию так: она подсознательно…

Возможно, в психологии это называется как-то иначе — я же называю это компенсацией. Когда меня бросила девушка, я сразу…

Я пронаблюдал за собственными ощущениями в такой момент. Я заметил, что каждый раз…

Тут, правда, другой вопрос: если вы не разбираетесь в психологии — зачем вы это пишете? Должно быть, вы хотите сказать что-то очень важное.

Тут важно не умничать — то есть не делать вид, что вы разбираетесь в теме, хотя на самом деле схватили по верхам. Это касается любой темы, но об этом позже. Пока что запомните:

Не умничай,
сошлись на источник

Источник: http://maximilyahov.ru/blog/all/homegrown-psycho/

Сочинение-рассуждение «ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Свою работу «ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» автор строит как сочинение-рассуждение. Это домашнее сочинение, поэтому оно довольно объемное.

В сочинении умело отобран материал для цитации, выбраны наиболее выразительные моменты текста. Надеюсь, это сочинение поможет Вам в написании собственного сочинения-рассуждения по роману ОТЦЫ и ДЕТИ.

Памятка о том, как писать сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в романе ОТЦЫ И ДЕТИ

Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель, широко известный не только в нашей стране, но и за ее пределами. На Западе порой его писательский талант ценится даже выше признанного гения русской литературы А. С. Пушкина.

Признаться честно, этот факт изумил меня и заставил задуматься: за что же Тургенев заслужил такую высокую оценку, за что он удостоился подобной чести.

Внимательно читая страницы романа «Отцы и дети», я увидела Тургенева не только талантливым писателем, но и высоко одаренным, тонким психологом, глубоко изучающим, рассматривающим своих героев «под микроскопом».

И чтобы помочь нам, читателям, «заглянуть» в этот «микроскоп» и увидеть героев, Тургенев помещает их в конфликтные ситуации в виде споров, диалогов, насыщает произведение небольшими, но важными деталями, штрихами и ремарками.

https://www.youtube.com/watch?v=nnseNqTwdIM

Самый главный герой, психологии которого уделяет основное внимание Тургенев, а значит, и читатель,— это Евгений Базаров.

В начале романа Евгений приезжает погостить в имение своего молодого товарища Аркадия, где знакомится с его отцом: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями… крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

Из этого совсем небольшого описания мы уже можем сделать некоторые выводы о Базарове. Его «красная обнаженная рука» говорит об отсутствии всякого щегольства, простоте, «плебействе». А медлительность, вернее, неохотность действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

Еще более интересен для психологического анализа момент встречи Базарова с дядей Аркадия: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Каким-то холодом веет от этой сцены. Напускная учтивость чувствуется в движениях Павла Петровича.

Значит, отнюдь не симпатию, а некоторую неприязнь испытывает дядя Аркадия по отношению к Базарову. И обратите внимание, что руку он положил «обратно в карман». А при разговоре, тем более знакомстве с человеком, держать руки в карманах — значит не уважать собеседника, бросать ему почти незаметный, но все-таки вызов. И подтверждает наше предположение следующий диалог между братьями Кирсановыми:

«— Кто сей? — спросил Павел Петрович.

—           Приятель Аркадия, очень, по его словам, умный человек.

—           Он у нас гостить будет?

—           Да.

—           Этот волосатый?

—           Ну да».

Сколько враждебности ощущается в словах Павла Петровича! А его повторяющиеся вопросы заставляют нас увидеть, что Кирсанов принимает Базарова за чужака, с которым ему ужиться будет крайне сложно, почти невозможно.

Чуть позже оказывается, что не только внешность, но и мировоззрение Базарова отталкивает Павла Петровича: «Он нигилист… а нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами…» Естественно, такое отношение вызвало крайнее возмущение у «аристократа до мозга костей» П. П. Кирсанова, и он вступает с Базаровым в спор.

Сперва разговор заходит об аристократии, об одном из представителей которой Базаров отзывается цинично и высокомерно: «дрянь, аристократишко». На протест Павла Петровича он лишь «равнодушно отвечает» и «лениво отхлебывает чай».

Ничто не может вывести Базарова из хладнокровного спокойствия, в то время как Павел Петрович «взмахивает руками», «бледнеет», «восклицает», «изумленно бормочет» и «вопит». Во время «схватки» мы узнаем довольно много и о самом Базарове, его принципах, убеждениях, взглядах на жизнь. Он «демократичен до кончиков ногтей». И в первую очередь — по своему происхождению.

«…Мой дед землю пахал…»,— с надменной гордостью говорит Базаров. Внук пахаря и сын бедного лекаря, он легко сходится с простыми людьми: «Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете».

И действительно, в отличие от Павла Петровича, в усадьбе с Евгением быстро «освоилась скромная Феничка», «слуги также привязались к нему», а лакей Петр всегда «улыбался и светлел», когда Базаров обращался к нему. Базаров — демократ и нигилист по своим убеждениям. Он отрицает самодержавие, религию, народную нищету. Он презирает все, что связано с невежеством, отсталостью.

Такое отрицание носит уже революционный характер. Но Базаров отрицает даже искусство. По его мнению, «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Несмотря на абсурдность некоторых своих взглядов, Базаров выходит из спора победителем.

Он доводит до изнеможения Павла Петровича, который с высокопарного стиля переходит на «приземленный»: «И в самом деле, прежде они (молодые люди.— Авт.) просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Базаров заметил такую резкую перемену в выражениях Павла Петровича: «Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства».

Павел Петрович окончательно побежден и разбит, даже племянник это замечает: «…Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами».

Проанализировав спор между двумя противниками, мы можем увидеть, что, несмотря на коренные различия во взглядах, противники обладают и похожими чертами: стойкостью характера, упорством, способностью отстаивать свои принципы, оба — волевые личности, ощутившие на себе всепобеждающую силу любви.

В начале романа Базаров укоряет, презирает Павла Петровича, поставившего свою жизнь на карту любви. К слову заметить, и Базаров, и Павел Петрович играли в карты, но, однако, все время проигрывали.

Сразу вспоминается всем известная поговорка: «Кому не везет в картах, тому повезет в любви». Вот и «повезло» двум героям полюбить, полюбить пылко, страстно.

Искренне, всем сердцем и душой, но безответно…

Мне кажется, что Базаров в некоторой мере «выносливее» Павла Петровича, может быть, в силу своего социального положения: он гораздо менее «избалован» жизнью. Осознав, что ему никогда не добиться взаимности от Одинцовой, Евгений уезжает из Никольского. Он пытается загубить, уничтожить в себе силу любви, в то время как Павел Петрович долгие годы преследовал свою возлюбленную.

Но поговорим подробнее о взаимоотношениях между Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Эта образованная, одаренная тонким умом женщина сразу же привлекает внимание Базарова. «Посмотрим, к какому роду млекопитающих принадлежит эта особа… Чувствует мой нос, что тут что-то неладно»,— со свойственной ему резкостью отзывается Евгений об Одинцовой.

Через некоторое время Анна Сергеевна околдовывает Базарова своими чарами, и происходит признание в любви. Для меня этот эпизод стал символом романа «Отцы и дети», потому что ранее я никогда не встречала такой психологически сильной, сверхэмоциональной сцены в русской литературе.

Начинается она с отчужденной беседы между героями:

«— Как же это вы ехать собираетесь, — начала она,— а обещание ваше?

Базаров встрепенулся.

— Какое-с?»

«Базаров встрепенулся»,— а значит, насторожился, почувствовал что-то неладное. «Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажной сеткой».

Как живописен образ Одинцовой, и как одурманивающе он действует на Базарова! Как великолепна, таинственна и соблазнительна она в полумраке комнаты! Во время тихой беседы мы замечаем, как Анна Сергеевна стремится вызвать Базарова на откровенность, а он скрывается, прячется… Одинцова попросила его открыть окно. «Базаров встал и толкнул окно.

Оно разом со стуком распахнулось… он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом руки его дрожали…» Что? У этого стойкого, самоуверенного, всегда хладнокровного человека «дрожали руки»? Значит, за его отчужденностью, попыткой уйти от разговора таится огромное волнение, переживания.

Одинцова затронула больное место Базарова, ведь он уже давно «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Читаем дальше: «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха». Это описание поражает еще больше.

Оказывается, Базаров, всегда отрицавший живописность природы, способен услышать «шум деревьев» и ощутить прикосновение «чистого воздуха». Этот небольшой, но прекрасный пейзаж великолепно вписывается в сцену признания. Он открывает нам душу Базарова, в которой сейчас происходит борьба между страстной любовью и ее отрицанием.

Таким образом, Евгений — это чуткое существо, способное видеть и понимать красоту окружающего мира. Вспомним, как в диалоге с Анной Сергеевной он случайно оговаривается: «Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотой, живете в деревне?»

Базаров испытывает бурю чувств. Он мучается, терзает себя, изнемогает от любви. А Одинцова? Она не может ответить Евгению взаимностью. Почему? Да потому, что она чиста и холодна, как мраморная статуя. Для нее Базаров — это любопытная игрушка, которую она «внимательно рассматривает», исследует. Нет, не вызывает она у нас большой симпатии…

И наверное, самый сильный в эмоциональном плане эпизод— это кульминация разговора, признание Базарова в любви. «Базаров встал и подошел к окну.

—           И вы бы желали знать причину той сдержанности, вы желали бы знать, что происходит?

—           Да,— повторила Одинцова с каким-то, ей еще не понятным, испугом.

—           И вы не рассердитесь?

—           Нет.

—           Нет? — Базаров стоял к ней спиной.— Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

Сколько любви, силы и страсти чувствуется в словах Базарова! Если до этого он еще боролся с непроизвольными движениями своей души, то теперь он понимает, что все его принципы, все его взгляды рушатся мгновенно и безвозвратно. И, может, именно поэтому он стоял спиной к Одинцовой.

Как удивительно ярко, реально, необыкновенно сценично показал Тургенев внутреннее состояние Базарова. «Евгений уперся лбом в стекло окна. Он задыхался: все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая,— страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Подобная сцена, как высшая точка писательского мастерства, никогда не сможет стереться из сердца и памяти читателя… Тайная психология, по-моему, играет важную роль в романе.

Ведь, не прибегнув к ней, Тургенев не смог бы изобразить Базарова реальным, живым человеком, способным страстно любить и в то же время страдать от этой любви… Небольшие, но живописные пейзажи появляются в самые важные, ответственные моменты и таким образом концентрируют наше внимание.

А мелкие детали, штрихи, казалось бы совсем незаметные, несут в себе огромное значение в понимании психологии героев. Диалоги, споры, параллели между персонажами заставляют нас задуматься над чертами характеров и свойствами души…

И. С. Тургенев теперь занял для меня особое и самое высокое место среди русских классиков, и я преклоняюсь перед его великим талантом писателя и высокоодаренного психолога.

Надеюсь, это сочинение-рассуждение по роману “Отцы и дети” было Вам полезным.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-rassuzhdenie-taynaya-psihologiya-v-romane-i-s-turgeneva-ottsyi-i-deti/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию