Шизоид и эмпатия — психология

Эмпатия как феномен

Шизоид и эмпатия - психология Эмпатия как феномен sirin_from_shrm wrote in ru_dark_triadSeptember 27th, 2017Встать на место другого человека может не каждый.

У кого-то способность чувствовать другого человека развита хорошо, у кого-то хуже, кто-то вообще не умеет испытывать эмоций. А между тем способность чувствовать другого человека крайне важна.

«Чем лучше мы понимаем другого человека, тем легче нам с ним общаться, тем меньше недопониманий и конфликтов, тем эффективней общение, – считает психолог Игорь Бадиев.

Найти общий язык

– Игорь Валерьевич, расскажите, почему с одним человеком нам легко общаться – он нас понимает с полуслова, а с другим мы никак не можем найти общий язык?– Человек – существо социальное, вне социума не живет. В процессе взаимодействования друг с другом очень важно понимать, какие эмоции чувствует другой человек. Эта способность человека воспринимать эмоциональное состояние, переживания другого человека, называется эмпатией. Этим понятием можно объединить такие близкие по значению слова, как сочувствие, сопереживание, сострадание. Для психологии эмпатия – один из интересных, важных и сложных феноменов. Все потому, что на психологическом уровне человеческая эмпатия выступает тем самым социальным «клеем», который в принципе позволяет устанавливать какие-либо отношения. В поведении человека эмоции играют огромнейшую роль, и эта способность понимать эмоции другого человека очень важна.Эмпатия в принципе присуща любому здоровому человеку. Она необходима ему для того, чтобы он мог существовать среди других людей. Уровень эмпатичности у разных людей варьируется. Причем в достаточно сильном диапазоне – от бесчувственного человека, который не способен воспринимать эмоции других людей, до сверхэмпатов, так называемых экстрасенсов, которым достаточно просто посмотреть на человека, чтобы узнать все его переживания.Так, психопаты и социопаты отличаются низким уровнем эмпатичности. Они не могут воспринимать эмоции другого человека, они бесчувственны, что делает их жестокими и асоциальными. При аутистических расстройствах личности человек не осознает те чувства, которые он испытывает. Он не различает ни своих эмоций, ни эмоций других людей и, естественно, он не может их выразить. Вся эмоциональная гамма эмоций оказывается просто-напросто обедненной, что в принципе рассматривается одним из факторов психосоматических заболеваний.

Эмоциональный интеллект и зеркальные нейроны

Эмпатия бывает эмоциональная – когда чувства другого человека воспринимаются непосредственно и вызывают резонансный эмоциональный отклик. Другой вид – когнитивная эмпатия: человек знает, что чувствует другой человек, и может рассказать об этом. Кроме этого, существует предикативная эмпатия – способность человека предсказывать эмоциональные реакции других людей.

То есть он знает, как среагирует другой на ту или иную ситуацию. Все эти эмпатические способности рассматриваются в качестве так называемого эмоционального интеллекта. В этом плане эмпатия и эмоциональный интеллект – очень близкие понятия.

– Каким же образом происходит так, что один человек может понять эмоции другого человека?– В 90-х годах прошлого века впервые были обнаружены так называемые зеркальные нейроны. Это клетки головного мозга в участках фронтальной коры, которые возбуждаются тогда, когда человек видит эмоциональную реакцию другого человека.

Эти зеркальные нейроны считаются тем нейрофизиологическим механизмом, который обеспечивает очень сложную, непонятную для многих способность чувствовать другого. И действительно, высоко эмпатичного человека часто очень легко спутать с экстрасенсом. Кажется, что он читает твои мысли. Фактически же он очень хорошо считывает чужие эмоциональные реакции.

И тут уже встает вопрос, каким образом он развил в себе этот эмоциональный интеллект.– Значит, эмпатические способности можно развивать?– Раз это способности, следовательно, их можно развивать. Безусловно, наличие этих зеркальных нейронов является биологической основой, и при недостаточной их работе может наблюдаться нарушение эмпатии.

Однако этот генетический код не является жестко определяющим. То есть если это не выходит за грань какого-то нарушения, то эмпатические способности очень хорошо развиваются.

Развитая эмпатия – залог успеха

– Для чего нужно развивать эти способности?– Значение их очень важно, во-первых, в личной жизни. Чем лучше мы понимаем другого человека, тем легче нам с ним общаться и легче найти точки соприкосновения, тем меньше недопониманий и конфликтов на пустом месте. Это способность поставить себя на место другого человека. Во-вторых, ряд профессий, особенно, связанных с людьми, предъявляют достаточно высокие требования к эмпатическим способностям. Для психологов и психотерапевтов эмпатические способности выходят на первый план. Для врачей, учителей, полицейских они также очень важны.Когда мы можем хорошо ориентироваться в эмоциях другого человека, когда мы четко разделяем свои эмоции и чужие, когда мы можем предсказывать эмоциональные реакции людей, тогда общение становится более эффективным, и, как следствие, мы добиваемся успеха.

Теория разума

Как мы видим другого человека, основываясь на наших эмпатических способностях, которые лежат в глубине зеркальных нейронов, вся совокупность эмоциональных, когнитивных и предикативных эмпатических способностей описывается в достаточно новой теории под названием «теория разума».

Суть ее в том, что когда человек общается с другим человеком, он строит теорию относительно того, что он думает и чувствует. То есть человек каким-то образом ставит себя на место другого человека и описывает его цели, мотивы, чувства, переживания, ценности.

Чем более полно и лучше эта теория, которую мы формируем у себя относительно другого человека, соответствует ему, тем лучше мы его понимаем. При этом мы описываем поведение другого человека через его цели и мотивы. Например, он любит это, а это нет, он желает этого, а этого не хочет.

Это позволяет нам реально выстраивать очень эффективное общение с людьми, достигать успеха в общении. Годы и тысячелетия эволюции сделали нашу психику такой, что мы можем описывать поведение другого человека через его цели и мотивы.

Но у этого есть и обратная сторона, которая не позволяет нам более адекватно воспринимать весь остальной окружающий мир, который не касается людей.– Почему?– Эта постановка себя на место другого человека и описание его поведения через цели и мотивы оправдана только в отношении людей.

Когда мы сталкиваемся с какими-то явлениями, о которых мы мало знаем, наше сознание автоматически стремится описать его через цели и мотивы. Например, для чего идет дождь? Наш мозг выдает нам ответ – для того чтобы трава росла. Солнце светит для чего-то, ветер дует для чего-то. Это явление называется анемизм.

На ранних этапах развития человечества анемизм был широко распространен, все природные явления описывались с точки зрения целей и мотивов. С развитием науки, логического, рационального мышления мы начали описывать такие явления через причины.

Но для этого небходимо затратить очень много интеллектуальных усилий, а описание через цели и мотивы дается нам легко и быстро. Поэтому мы до сих пор склонны описывать происходящее через цели и мотивы.

Например, когда произошло несчастье, и мы, абсолютно не задумываясь говорим: «Это тебе испытание», «это для того, чтобы ты стал сильнее», «это тебе наказание».– Получается, происходит искажение действительности?–Да, это одно из самых распространенных когнитивных искажений, которые мешают человеку смотреть на мир более или менее объективно. Именно в этом плане логическое и эмпатическое мышления оказываются конкурирующими. И когда на нас нахлынут эмоции, нам очень трудно взять их под контроль и начать рассуждать логически. Мы автоматически начинаем все описывать через цели и мотивы, потому что так проще. Идешь по улице, поймал на себе косой взгляд, и сразу думаешь: «Что он от меня хочет?».

Успешный психопат

Если говорить о психопатах – людях, которые не способны и не могут воспринимать эмоции других людей, есть такое понятие, как «успешный психопат». Это психопат, который не нарушает социальных норм и имитирует эмоциональные реакции. Ему так выгодно.

Так как он не чувствует людей, соответственно, он не испытывает чувства вины, сострадания, у него нет раскаяния, мыслей, правильно он поступил или нет. Почему? Потому что эмпатические способности у него крайне снижены, и он может действовать исключительно логически, исходя из собственной утилитарной выгоды.

Читайте также:  Стадии и фазы сна - психология

– Исключительно утилитарной?– Выгода у него может быть только утилитарная, потому что эмоциональный резонанс у него маленький, он не получает эмоциональных удовольствий. Поэтому он легко может манипулировать другими людьми, имитируя эмоции.– Окружающие люди не замечают этой имитации?- Очень часто успешных психопатов принимают за лидеров.

Фактически они ими не являются, они по своей сути не лидеры, потому что им плевать и на коллектив, и на общество. У них впереди только свои собственные интересы. Люди для них – расходный материал.

Так же, как кучер, погоняющий лошадь, не вникает в переживания лошади по поводу того, нравятся ей удары кнутом или нет, так и психопат ведет себя с людьми. Человек в принципе эмпатичен, и эта эмпатия заставляет человека ставить себя на место другого человека, подчиняться ему или, наоборот, руководить другими людьми.

Просто у кого-то она чуть больше, у кого-то чуть меньше. Психопатия, я имею в виду не болезнь, отмечается не более чем у 5% мужчин. Доказать существование сверхэмпатических способностей не удалось. Есть высокоэмпатичные люди, которые могут этим пользоваться, так называемые экстрасенсы. Просто они являются очень хорошими эмпатами.

Конечно же, развивать эмпатические способности нужно. Чем больше человек знает названий различных эмоций и состояний, тем лучше он их дифференцирует, тем тоньше он воспринимает переживания другого человека и тем легче он адаптируется в социуме.Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».

Отсюда: http://gazeta-n1.ru/news/56422/

Источник: https://ru-dark-triad.livejournal.com/371536.html

Эмпатия у различных психотипов

Эмпатия у различных психотипов

Эмотивы — они от природы чувствуют малейшие изменения ситуации, эмоционально откликаются на мельчайшие детали, нюансы происходящего; тут все понятно — самый эмпатичный психотип.

Паранойяльные — неэмпатичны, плохо чувствуют другого человека, не чутки к чужому горю. У них все подчинено только делу. Они могут совершенно не думать о потребностях и состоянии близких людей, об их больших и тем более маленьких бедах, мелких заморочках. Помешанный на своей цели, он, вероятно, сможет проявить некоторое показное сопереживание, но только для достижения результата.

Эпилептоиды — малоэмпатичны, то есть плохо чувствуют другого человека, его состояние, горести, вообще малочувствительны к чужому горю.

Если ребенок у эпилептоида поранил пальчик, он скажет: «Ничего, пусть привыкает к ранам, на войне не то еще будет» Эпилептоиды склонны творить добро, но их добро как бы «по разнарядке».

Если провозглашен призыв заниматься приютами для бомжей — будут заниматься, зато добро их добротно, основательно, планомерно и результативно.

Истероиды — плохо чувствуют другого человека, почти как паранойяльные, с той лишь разницей, что паранойяльные часто даже и не скрывают этого, а истероиды хотят выглядеть все же добрыми, в связи с чем у них в ходу атрибутика человечности, он склонен помогать лишь тогда, когда это видят и оценивают окружающие. Истероид не чувствует и неискренности по отношению к себе, потому что сам часто неискренен. Но формально все соблюдено — к нему все хорошо относятся, считает он, раз говорят только хорошее. Обратная связь близка к нулю.

Гипертим — нечувствителен, но отзывчив, из-за своей бурной активности, просто не замечает страданий или оттенков настроения других. Он нечувствителен к чужому горю. Но в нем странным образом это сочетается с отзывчивостью. Гипертим не может отказать человеку в просьбе, если в состоянии ее выполнить. Он добродушен и добр. Он действенно помогает, если его об этом ненавязчиво попросят.

Шизоид — личность замкнутая, ему недостаёт интуиции и умения сопереживать. Он тяжело устанавливают эмоциональные контакты, и, соответственно, с эмпатией у шизоида плохо. Он не чувствует другого человека, не улавливает чужого настроения, не ощущает явно неприязненного отношения к себе.

«Он не вполне понимает, что в нем может вызвать юмористическое к нему отношение, не чувствует, насколько сам задевает человека своими замечаниями, не понимает, что уже надоел.

Будучи часто остроумным, шизоид направляет юмор на собеседника, не задумываясь, насколько его шутки безобидны… Испытывая необходимость какого-то общения, шизоиды идут в библиотеки, сидят рядом с другими людьми в читальнях, заходят в книжные магазины.

Даже занимаются зимним подледным ловом (поодаль такой же сидит у проруби, и на уровне бессознательного в голове крутится: все же не один сижу).»

Источник: http://anna-kulik.ru/3335

Эмпатия

Эмпатия

Версия для печати

Очевидно, что многие люди способны распознавать, считывать и переживать эмоции окружающих. Эта способность, известная как эмпатия, и она служит важным фактором развития в человеческой природе — эмпатии и альтруизма. Альтруизм это — осмысленная активность в бескорыстной помощи другим людям. Человек, даже, иногда, склонен принять некоторую личную ответственность, означающую необходимость оказать поддержку жертве страдания и появление чувства вины в случае бессердечного игнорирования данного обстоятельства. Мы при этом испытываем сострадательное эмпатическое возбуждение.Мартин Хофман (Hoffman, 1981) полагает, что даже новорожденные способны распознавать и переживать эмоции окружающих. Эта способность, известная как эмпатия, присутствует от рождения.Для изучения развития способности ребенка считывать эмоции и сигналы других людей психологи ввели понятие эмпатии. Эмпатия содержит два элемента: понимание эмоционального статуса или состояния другого человека и принятие этого эмоционального состояния. Человек. Обладающий эмпатией, переживает те же самые чувства, которые, как считает, испытывает другой человек, или очень похожие чувства. Симпатия включает тот же самый процесс понимания эмоционального статуса, но сопровождается не принятием этих эмоций, а общим чувством печали или интереса к другому (Eisenberg et ai., 1989). В общем, похоже, что с точки зрения развития эмпатия является более ранней реакцией, чем симпатия, которая у детей старшего возраста и взрослых ребят берет свое начало из эмпатической реакции. Развитие эмпатии.

«Эмпатия по определению Хоффмана, – «замещающая аффективная реакция, которая не всегда полностью соответствует аффективному состоянию другого человека, но более соотнесена с ситуацией другого, чем со своей собственной»(Хелен Би Развитие ребенка. «Питер» М. 2004. с. 760).

Самый подробный анализ развития эмпатии и симпатии предложен Мартином Хоффманом ( Hoffman, 1982,1988), который описывает четыре больших этапа, в обобщенных в таблице № 1. Таблица № 1. Стадии развития эмпатии, предложенные Хоффманом Стадия 1: Глобальная эмпатия Отмечается на первом году жизни.

Если младенец находится в присутствии кого-либо, выражающего сильную эмоцию, он может перенимать эту эмоцию, например начинает плакать, когда он слышит плачь другого младенца Стадия 2: Эгоцентрическая эмпатия Отмечается примерно в 12-18 месяцев, когда дети имеют достаточно четкое чувство отделенности своего Я.

Они начинают реагировать дистрессом на дистресс другого человека и пытаются «вылечить» проблему другого, предлагая то, что, с их точки зрения, лучше всего может успокоить. Например, они могут выражать печаль, когда видят боль другого ребенка, и позвать на помощь свою маму Стадия 3: Эмпатия чувствам другого Начинает отмечаться уже в 2 или 3 года и продолжается на протяжении начальной школы.

Дети замечают чувства других людей, частично перенимают эти чувства и реагируют на дистресс другого не эгоцентрическими способами.

За эти годы дети различают всё более широкий (и более тонкий) диапазон эмоций Стадия 4: Эмпатия условиям жизни другого человека В позднем детстве или подростковом возрасте некоторые дети формируют более обобщенное понимание чувств других людей и реагируют не просто на непосредственную ситуацию, но на общую ситуацию или положение другого.

Поэтому молодой человек на этой стадии может испытывать более выраженный дистресс в ответ на печаль другого человека, если он знает, что эта печаль хроническая, или если он знает, что общее положение этого человека особенно трагично, чем в том случае, когда он воспринимает печаль как сиюминутную проблему.

Под эмпатией обычно понимают сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого. М.Шелер и У Мак-Дугалл рассматривают эмпатию как основу всех положительных социальных отношений. Ч.

Труа склонен трактовать эмпатию наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Р.

Читайте также:  Комплекс неполноценности - история вопроса - психология

Даймонд выделяет когнитивные аспекты эмпатии, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта другого. Значение когнитивной эмпатии состоит в её способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми.

Предполагается так же, что испытывающий эмпатию человек, вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию другого. Во время эмпатии происходит переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что другой человек переживает именно эту эмоцию.

Подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка являются ключевым звеном в процессе созревания. Стотленд о его коллеги обнаружили, что основным предварительным условием эмпатии является воображение себя как обладающего тем же самым опытом другого и принятие роли этого другого. Этот подход к эмпатии Стотленда, основан на когнитивном или психическом процессе воображения.

Субъекты эмпатии могут сопереживать актеру или герою романа, поскольку люди, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, которую субъект эмпатии уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в неё. Философы и социологи высказываю мнение, что проявление эмпатии ведёт к большей услужливости и даже к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г.Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии других, такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к другим людям, чем при отсутствии этих условий.

В противоположность этому, Стотленд обнаружил, что в ситуациях, когда помощь страдающему другому оказывается не просто и даже не возможно, испытывающий эмпатию может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации – физически и психологически – путем «замораживания» своих чувств. Если боль другого достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации.

Бетсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный человек не просто проникается чувствами другого, но ещё и симпатизирует ему – то есть сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь другому, чувстве сострадания, жалостии сердечного участия. Хоффман показал, что женщины обладают более высокой эмпатией по сравнению с мужчинами[Психологическая энциклопедия, под ред. Р Корсини, А.Ауэрбаха, СПб.: 2003, с.1022-1023]. За годы начальной школы эмпатические реакции детей и реакции симпатии становятся всё более и более тонкими, поскольку они лучше считывают эмоции других. В 3-4 классе дети могут даже проявлять эмпатию в отношении нескольких эмоций сразу, например, если они видят, как другой ребенок совершает ошибку и падает во время игры. Наблюдательный ребенок может эмпатично пережить и боль, и чувство стыда или неловкости и способен осознавать, что пострадавший может не хотеть помощи от других. В подростковом возрасте появляется еще более абстрактный уровень , когда ребенок выходит за рамки непосредственной ситуации и эмпанирует (или симпатизирует) общему положению другого человека. Но это изменение не происходит мгновенно. Исследования Пола Харриса и его коллег (Harris et al., 1981) доказываю, что до подросткового возраста молодые люди не до конца осознают, что другой может прятать свои эмоции или поступать в разрез с «внутренними» чувствами. Эмпатию подобно проявлениям доброты и альтруизма, так же можно развить, если в семье обсуждаются эмоциональные проявления и последствия поступков ребенка и других людей ( e. G., Miller et al.,1989). К тому же имеется доказательства того, что дети опыт безопасной привязанности, проявляют больше эмпатии, чем дети не имеющие такого опыта (Kestenbaum et al., 1989) [Хелен Би. Развитие ребенка « Питер» М. 2004. c. 536 -538].Эмпатия Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эмпатия (греч ev — «в» + греч. patos — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональное состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином, и используется преимущественно в фантастике.

Содержание и границы понятия Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-либо конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям. Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа. С точки зрения психологии, способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее. Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра. В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

Этимология

Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером, который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.
Одно из первых определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмунтом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
В профессиональной деятельности Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.

Физиологические аспекты

Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов.

Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета.

Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.

Клинические аспекты

Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции. В книге «Психоанализ: новейшая энциклопедия» под редакцией В.И. Овчаренко, А.А.

Грицанов, записано: » В писхоаналитической литературе обычно выделяют:1) эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям человека;2) когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.

Читайте также:  Что могут, а что не могут аффирмации - психология

);3) предикативную эмпатию, проявляющуюся в виде способности предсказания аффективных реакций другого человека в конкретных ситуациях.В психоаналитической селфпсихологии Эмпатия трактуется как адекватные восприятия и реакции на чувства и потребности анализанда.

 В общем, современный психоанализ ориентируется на понимание эмпатии как особой сосредоточенности на внутреннем мире анализанда…»(с.958).В.Б. Шапарь в книге «Новейший психологический словарь»: «Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживание другого.

Различают: 1) Эмпатию эмоциональную – основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) Эмпатию конитивную – базирующуюся на интеллектуальных процесса – сравнении, аналогии и пр. 3) Эмпатию предикативную – проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяют:

  • 1) Сопереживание – переживание тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой. Через отождествление с ним;
  • 2) Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувством другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей её от других видов понимания, таких как идентификации, принятие ролей, децентрации и пр., является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с углублением жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов (Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь, Ростов н/Д. : Феникс, 2007, с.786)

Эмпатия

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1023301/

Даниэла Тейт: «Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм»

Даниэла Тейт (Danielle Tate) — 27-летняя аутичная женщина из Калифорнии, изучающая инженерное дело и имеющая специальный интерес к психологии, реабилитационным технологиям и вопросам развития детей. Автор блога chaoticidealism.livejournal.com.

В написанной ею статье проведено сравнение черт синдрома Аспергера и шизоидного расстройства личности (ШРЛ).

Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм

A. Картина всеобъемлющего отчуждения от социальных отношений и ограниченный диапазон выражения эмоций при межличностных взаимодействиях, начинающиеся в юности и присутствующие во множестве контекстов, на что указывают четыре (или более) пункта из следующих:

  1. не желает близких связей и не получает удовольствия от них, в том числе будучи частью семьи
  2. почти неизменное предпочтение уединённой деятельности
  3. незначительный интерес к сексуальным контактам с другим лицом
  4. мало что доставляет удовольствие или вообще ничего
  5. отсутствие близких друзей или доверительных связей (кроме как с родственниками первой степени)
  6. слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику
  7. эмоциональная холодность, отчуждённость или уплощённый аффект

B. Исключается при наличии шизофрении, расстройства личности с психотическими чертами, иного психотического расстройства или первазивного расстройства развития, и если обусловлено психологическими эффектами общего медицинского состояния.

Технически ШРЛ и синдром Аспергера не могут присутствовать одновременно, потому что они определены как взаимоисключающие; если аспи подходит под критерии ШРЛ, оно не может быть диагностировано ему, потому что симптомы ШРЛ возникают «при наличии [длящегося всю жизнь]» первазивного расстройства развития. Тем не менее, у многих аспи действительно имеются шизоидные черты. Кроме того, у асексуального аспи, который не находит удовольствия в социализации, может быть диагностировано ШРЛ, если критерий «при наличии» не был учтён.

Таким образом, вы должны выбрать одно или другое.

(Я думаю, что это возможно — быть аутичным человеком с шизоидными чертами. Но согласно существующему в настоящее время описанию, аспи, которые отвергают социализацию, — только аспи, а не аспи/шизоиды. Аутизм имеет приоритет в диагностике.)

Различия:
•     ШРЛ является расстройством личности, и хотя личность имеет большой наследственный компонент, при нём нет неврологического аспекта, как при синдроме Аспергера.

Вы скорее всего не увидите реальных отличий от НТ (нейротипиков) в когнитивном отношении, в сенсорном восприятии, обучении или координации. Как факт, ШРЛ берёт начало к совершеннолетию, когда личность уже начинает превращаться в зрелого индивида.

Синдром Аспергера обычно заметен с ранних лет — часто со младенчества.

•     СА имеет дополнительные черты, которые при ШРЛ отсутствуют — стимминг, специальные интересы, странную речь, атипичную невербальную коммуникацию. Если вы знаете кого-то, кто выглядит как шизоид и имеет эти черты, вы можете быть почти уверены, что он аутист.

•     Шизоидность включает в себя нежелание общаться. Синдром Аспергера включает низкое мастерство общения, независимо от желания.

(Во многих случаях ШРЛ и впрямь влечёт низкие социальные навыки из-за недостатка практики, но с практикой кто-то с ШРЛ может достичь стандарта НТ. Вопрос в том, что он не видит смысла в этом.

Но также и низкий уровень мастерства часто приводит к низкому интересу — отчасти поэтому, я думаю, что у аспи чаще чем в среднем встречаются шизоидные черты.)

•     Шизоидная личность имеет одну особенность, которая почти никогда не наблюдается у аспи при отсутствии депрессии. Из определения: «мало что доставляет удовольствие или вообще ничего». Это потому, что для аспи специальные интересы и многие стимы являются источниками огромного наслаждения. Я описывала свои специальные интересы так: «почти как влюбиться».

•     Не все аспи — асексуалы. Но большинство людей с ШРЛ являются таковыми.

•     Аспи могут быть чрезвычайно чувствительны к похвале или критике, а шизоидная личность делает вас равнодушными к ним.

•     Значительное число аспи являются экстравертами. ШРЛ являет собой крайнюю интроверсию.

Миф: Шизоидное расстройство личности — это своего рода шизофрения.
Правда: Нет, это расстройство личности, характеризующееся крайней интроверсией. И хотя по некоторым исследованиям оно ассоциировано с повышенным риском шизофрении, ШРЛ не включает галлюцинации или любой другой вид психоза, а также не влияет на когнитивные способности.

Миф: Шизоидное расстройство личности означает «опасного одиночку», лишённого морали. Это рецепт для серийного убийцы.
Правда:
ШРЛ, вероятно, одно из наименее проблемных психических отклонений, которые можно иметь, как для человека с таким диагнозом, так и для общества.

Оно не вызывает психоза; и не нарушает суждений или моральности.

При нём может нарушаться обычная «зеркальная» разновидность эмпатии, так что люди с ШРЛ не сразу чувствуют себя плохо, увидев страдания другого человека, но это, кажется, не влияет на вероятность того, что человек с ШРЛ поможет страдающему — в действительности они могут сделать это лучше, потому что не вовлечены в ситуацию эмоционально и сохраняют хладнокровие.

(Эмоциональная отрешённость, характерная для ШРЛ, это то, что требуется от врачей, санитарок, полицейских и т.д.) ШРЛ частично определяется плоским аффектом, но это не отсутствие чувства; это отсутствие выраженного чувства. Дополнение: Плоский аффект присутствует при ШРЛ не во всех случаях. И в некоторых случаях он присутствует при синдроме Аспергера.

Существует на самом деле много спекуляций, что ШРЛ в действительности не является психическим заболеванием. В отличие от других расстройств личности оно, кажется, не вызывает никакого прямого бедствия.

Единственное затруднение с ШРЛ, кажется, в том, что от шизоидных людей могут ожидать больше контакта, чем те желают; и люди вокруг них — особенно семьи — могут ожидать от них большего, чем те могут дать.

Находить общение скучным и пустой тратой времени — это может казаться оскорбительным для других людей, которые не понимают, что эта неприязнь не личная.

В общем, я думаю, ШРЛ действительно находится на грани, когда дело доходит до того, что является «психическим заболеванием», а что нет. Оно не причиняет горя. Оно не вызывает дисфункции. И хотя это «девиация» (статистическое отклонение от нормы), но так же как гений или святость.

Интроверсия — просто не принимаемый в культуре способ жить; и психическое заболевание не следует определять культурой.

Его нужно определять, задавая такие вопросы как: «Не вредит ли это тебе? Причиняет ли это вред кому-то ещё? Снижает ли это способность к функционированию?» И если ответ на эти вопросы «нет», то это не должно быть психическим заболеванием.

Представленный выше материал — перевод текста «Schizoid Personality disorder».

Источник: http://www.aspergers.ru/node/274

Ссылка на основную публикацию