Ситуационный анализ, анализ кейсов — психология

Метод ситуационного анализа (кейс – метод, метод конкретных ситуаций)

Тема: «Психологам», «Личностный рост», «Проблемы выбора», «Разное»

Психология, а в особенности, психотерапия, во многом основывается именно на данной метододике. На наш взгляд чтение данного материала желательно для тех, кто собирается начать свою личную терапию. Данная статья даст вам некоторое понимание рисков, существующих дс точки зрения используемых методов. Кажется, что это важно и очень интересно. Читаем здесь и сейчас:

Метод ситуационного анализа (Кейс — метод) – это углубленное исследование отдельно взятой личности, группы, события, или сообщества. Обычно данные собирают из различных источников с использованием разнообразных методов (например, наблюдений, или интервью).

Работа с результатами может продолжаться уже после того, как эксперимент завершен. Кейс-метод – это метод, который возник в клинической медицине (например, история болезни, то есть персональная история пациента).

Метод ситуационного анализа часто включает в себя простое изучение того, что имело место быть, иногда он так же включает реконструкцию истории кейса отдельного индивидуума, или группы (такой как школьный класс, или другая специфическая социальная группа).

Данный подход позволяет исследователю изучить тему куда как более детально, чем в случае исследования большого набора случаев, как бывает в экспериментах, оперирующих массивами результатов (номотетический подход) и усредненными данными.

Сам по себе метод ситуационного анализа не является исследовательским, но экспериментаторы избирают тот или иной метод сбора данных, или аналитический инструментарий, который позволяет получать материалы, пригодные для ситуационного анализа.

Психологи обращаются к методу ситуационного анализа в случаях, когда имеют дело с определенными источниками данных, например, с неструктурированной информацией, такой как повседневная жизнь, беспорядочные интервью, личные дневники, записки, или официальные документы.

Такая информация определяет, обычно качественный, а не количественный параметр исследования, но психологи должны собирать так же и численные данные. Собранные данные могут быть проанализированы с использованием различных теорий, например, grounded theory, интерпретационно – феноменологического анализа, интерпретации текста и так далее.

Все подходы, упомянутые выше, используют предсказанные гипотезы, являются идеографическими по своей сути, то есть, направлены на конкретный случай, без отсылки к группе сравнения.

Кейс – методы широко распространены в психологии, а наиболее известными среди них являются методы Зигмунда Фрейда. Он проводил крайне высоко – детализированные расследования частной жизни своих пациентов в попытке помочь им преодолеть недуг и разобраться в его причинах.

Самые известные примеры применения Фрейдом ситуационного анализа – это «Маленький Ганс» и «Человек – крыса». И сегодня истории болезни являются одним из главных методов расследования в клинической психологии и психиатрии.

Немаловажно, что студентам, изучающим данные дисциплины эти истории могут дать ясное понимание того, что переживают люди, подверженные психическим заболеваниям.

Кейс – методы часто используются в клинической медицине, они включают в себя сбор и составление отчетов из описательных данных, посвященных одному отдельному случаю, или специфической среде, такой как школа.

В психологии, метод ситуационного анализа часто используется ограничено, применительно к отдельному индивидууму. Используется информация, в основном, биографического характера, имеющая большое значение в его прошлой и повседневной жизни.

Для того чтобы получить высоко – детализированное досье, психологи пользуются множеством источников, таких как история болезни, данные от работодателей, данные из учебных заведений, результаты психологических тестов и так далее.

Интервью в данном контексте так же является высоко — эффективной процедурой сбора информации, оно, кроме того, может быть применено, как непосредственно к индивидууму, так и для получения характеристик от его друзей, или членов семьи.

Отсюда становится понятно, что метод ситуационного анализа может быть использован лишь специалистами, обладающими высочайшей квалификацией. Кроме того, очевидна этическая сторона данного контекста.

Только некто крайне квалифицированный для того, чтобы ставить диагноз и лечить может проводить подобное подробное исследование, касающееся пациента и различных аспектов его личной жизни и поведения. Важным фактором здесь является тот факт, что специалист, использующий подобную методологию, описывает поведение пациента.

Такое описание строится на основе результатов, полученных из всех источников, упомянутых выше. Очевидно, что отчет, полученный в результате, однозначно содержит интерпретацию, автора. Интерпретация заключается в том, что автор решает, какую информацию включать в отчет, а какую нет.

Хороший ситуационный анализ должен всегда содержать указания на части, являющиеся фактической информацией, полученной в ходе расследования и части, которые были разработаны под влиянием личного отношения исследователя.

Сильные стороны кейс – методов.

• Обеспечение высоко – детализированных отчетов.

• Наличие выводов других исследований.

• Исследования данных, нецелесообразных в рамках прочих методологий, или данных, которые могли быть исключены по этическим соображениям.

По причине своей углубленности, кейс – методы дают возможность пролить свет на те аспекты человеческого мышления или поведения, которые не рассматриваются другими методами.

Исследования, которые обращают свой взгляд лишь на измеримые части человеческого поведения, похоже, не позволяют делать выводы в части субъективных областей, которые, тем не менее, являются крайне важными в области психологии.

Методы ситуационного анализа часто используются в поисковых расследованиях. Они могут стимулировать возникновение новых идей, которые, при этом, должны, несомненно, проверяться другими методами.

Данная методология – это немаловажный способ для иллюстрации различных теорий. Кейс – методы способны показать, как соотносятся между собой различные аспекты нашей жизни.

Эти методы особенно важны для специалистов, стоящих на холистических позициях.

Ограничения метода ситуационного анализа.

• Отсутствие возможности обобщения выводов.

• Присутствие субъективного мнения исследователя, выражающегося в интерпретационной части выводов.

• Сложность масштабирования.

• Высокие временные затраты.

В той связи, что метод ситуационного анализа оперирует индивидуумом, событием, или группой, мы никогда не можем быть уверены в том, что его выводы могут распространиться на другого индивидуума, другую ситуацию, или другую группу. Результаты таких исследований являются необобщаемыми в связи с невозможностью определить, какие параметры конкретного случая играют в этих результатах решающую роль.

Данная методология оперирует в основном качественными, а не количественными показателями, а потому, интерпретация результатов получает огромное субъективное влияние исследователя.

 Например, Фрейда много критиковали за распространение результатов его ситуационных исследований, в которых информация была искажена для того, чтобы соответствовать выводам отдельных теорий относительно поведения пациентов.

Источник: http://psyhelpers.ru/articles/191-case-method

Ситуационный анализ. Системный и ситуационный анализ :

Развитие на сегодняшний день самого перспективного подхода в менеджменте (ситуационного) стало результатом использования научных достижений для решения реальных практических задач.

Преимуществом такого анализа является «погружение» в ситуацию для принятия верного обоснованного решения. Более глубокое понимание проблемы дает возможность предвидеть кризисы и гибко реагировать на перемены.

Что такое ситуационный анализ организации?

Ситуационный подход

Данный подход с экономической точки зрения более эффективен, чем другие направления менеджмента.

Его суть в том, что управленцу целесообразнее использовать те инструменты, которые более необходимы в конкретных обстоятельствах.

Форма, метод, стиль руководства должны быть разнообразными, гибкими и меняться по необходимости. Они вторичны, а ситуация (обстоятельства, влияющие на фирму в данный момент) ставится на первое место.

Применяя ситуационный анализ предприятия, менеджеры способны быстро разобраться в том, какой метод эффективен, какие средства использовать, чтобы достичь корпоративных целей.

Значение ситуационного анализа

Ситуационный анализ – инструмент подхода к управлению через «погружение» в проблемную среду. Его можно назвать срезом положения, в котором находится организация в данный период. Что дает руководству его использование?

  1. Картину реальной ситуации на фирме.
  2. Перечень проблем, угрожающих ее развитию.
  3. Прогноз и перспективу.
  4. Информацию для разработки мер экономической защиты.

В задачи ситуационного анализа входят комплексные исследования организации, оценка правильности принятого решения.

Где применяется анализ ситуаций?

Технологии, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений, основанные на анализе проблемных участков, называются ситуационным анализом. Управленческий процесс непрерывен, замкнут и состоит из функций, каждая из которых предполагает применение данного подхода:

Анализ ситуаций в обучении

Ситуационный анализ является эффективным методом обучения, позволяет легче осваивать менеджмент, бизнес-планирование, психологию, предпринимательство и другие науки. Он стал неотъемлемым элементом деловых игр.

Методы ситуационного анализа могут использоваться во многих видах деятельности, причем весьма успешно.

Обучающиеся по данной системе применяют изученную теорию на практике, учатся принимать правильные решения на перспективу или при реализации тактических программ.

Читайте также:  Парадигма - психология

Задачи ситуационного анализа

Основная проблема, которую решает анализ практических ситуаций, – грамотная и системная работа с информацией. К другим задачам данного направления исследований можно отнести:

  1. Сбор и обработку информации по диагностике ситуации.
  2. Определение «информационных» и «белых пятен».
  3. Установление факторов, развивающих ситуацию.
  4. Построение стратегии по решению задачи.
  5. Оценку рисков.
  6. Формулировку критериев и рамок.
  7. Установление общего языка с участниками обсуждения.

Методы ситуационного анализа

МетодХарактеристика
Метод кейсовПоэтапный анализ ситуации, которая должна быть приближена к реальным проблемам в работе управленца.

  • Подготовка к анализу, выполняемая индивидуально.
  • Разбор ситуации в группах.
  • Коллективное обсуждение.
  • Подведение итогов.
Мозговой штурмВыработка новых идей, нестандартных решений в неразрешимых сложных ситуациях. Идеи, высказываемые поочередно каждым участником, записываются, но не подвергаются оценке. Критиковать их запрещается. Это осуществляется для накопления масштабного банка предложений, которые на втором этапе проходят оценку или обсуждаются. Решающее слово остается за руководителем.
Двухуровневые анкетыМетод не предполагает коллективного обсуждения. Участники индивидуально заполняют анкеты (1 тур), а затем эксперты рецензируют их (2 тур). С итогами работает аналитическая группа. После обработки данные поступают менеджеру.
Факторный анализ и моделированиеРасчет влияния каждого фактора по статистической формуле.
Многомерная шкалаМатематическая оценка данных, позволяющая сократить число факторов и обосновать итоги.
Экономические сценарииПрименяется в экономике и финансовом менеджменте для измерения и оценки финансовых результатов.
Дерево решенийПрименяется при большом числе направлений развития ситуации – подсценариев.

Технология

Ситуационный анализ предполагает использование банка стандартных ситуаций, в котором можно найти аналог конкретной жизненной проблемы предприятия.

Когда задача приближена к уже имеющемуся эталону, то ее решение не требует много энергии. Если ситуация уникальна, то для ее разбора необходимо найти факторы, повлиявшие на ход событий.

Для их оценки применяется один из методов, например мозговой штурм. Он проводится в два этапа:

  1. Генерация идей. Как будет развиваться ситуация? Как на нее повлиять?
  2. Идеи обсуждаются. Решение принимается коллективно.
Поэтапный ситуационный анализ предприятия
Выбрать для конкретного случая подходящие методы анализа.Оценить ситуацию, определить значимые факторы и результаты их изменений.Составить прогноз по реализации различных альтернатив.Выбрать самую эффективную альтернативу (решение).

Преимуществом ситуационного анализа является то, что он основан на реальных проблемах, появляющихся в жизни организации. Его технологии в качестве итогового продукта дают не только принятое управленческое решение, но и данные для корректировки стратегии.

Системный подход

Сутью системного подхода в управлении является применение теории, рассматривающей предприятие как комплекс элементов. При сочетании структуры, персонала, ресурсов, технологии и целей формируется управленческая система — организация. Системный подход основан на таких положениях:

  • все действия на предприятии взаимосвязаны;
  • управленческие решения влияют на каждый элемент системы;
  • решение проблемы одного элемента не должно создавать неполадки в другой области.

Системный подход стал основой для разработки управленческих задач по разным направлениям. Он стал базой для появления теории непредсказуемых случаев: новые ситуации, в которые попадает руководитель, уникальны и в то же время связаны с уже полученным опытом.

Суть системно-ситуационного подхода и анализа

Системный и ситуационный подход в сочетании позволяют использовать на практике комплексный анализ ситуаций. Организация – это система элементов, связанная с внешним окружением.

Большое число факторов внутри предприятия и вне его заставляет руководство применять разнообразные методы управления. Системно-ситуационный анализ позволяет подобрать максимально адаптированные к заданным условиям методы управления.

Рассмотрим его особенности на примере комбинированного SWOT-анализа.

Смысл SWOT-анализа в том, чтобы проводить самоконтроль деятельности фирмы. Самоанализ состоит из четырех направлений:

  • сильные и слабые стороны организации (факторы внутренней среды);
  • возможности и угрозы (внешняя среда).

Цель ситуационного анализа – получить целостную картину состояния предприятия на момент проведения исследования.

Результатом должен стать пересмотр положения организации, уход от существующих мнений к новым программам развития.

Предметом ситуационного анализа в таком случае становится окружение: потребители, конкуренты, посредники и другие внешние факторы. Предметом системного анализа – организация и внутренние факторы.

Ситуационный анализ, пример которого можно рассмотреть на основе таблицы SWOT, позволяет сформировать подробное представление о сильных и слабых сторонах любого предприятия.

Внутренние факторыВнешние факторы
Позитивное воздействиеStrengths(особенности фирмы, формирующие конкурентные преимущества)Opportunities(свойства предприятия, которые дают ему дополнительные преимущества)
Негативное воздействиеWeaknesses(особенности фирмы, ослабляющие реализацию проекта)Threats(факторы, по возможности усложняющие движение к цели)

Все направления деятельности организации охватывает системно-ситуационный анализ. Пример на основе таблицы SWOT показывает, в каком порядке осуществить сбор информации для определения новых стратегий. В ходе анализа выявляются задачи и методы по воплощению стратегии и внедрению изменений в компании.

Ситуационный анализ позволяет подробно описать рыночную ситуацию. Комплексный взгляд на деятельность фирмы дает возможность выявить текущие проблемы, кризисы. Итоги анализа являются достоверной базой для принятия решений, описательной основой для рекомендаций и выделения приоритетов.

Источник: https://www.syl.ru/article/170553/new_situatsionnyiy-analiz-sistemnyiy-i-situatsionnyiy-analiz

КЕЙС-МЕТОД (метод конкретных ситуаций, конкретного примера, ситуационный анализ, методика ситуационного обучения, case-study (кейс-стади ) — презентация

1 КЕЙС-МЕТОД (метод конкретных ситуаций, конкретного примера, ситуационный анализ, методика ситуационного обучения, case-study (кейс-стади )<\p>

2 обеспечивает готовность будущих специалистов к решению практических задач и реальных ситуаций, как по конкретным дисциплинам, так и по отдельным видам профессиональной деятельности<\p>

3 активизировать теоретические знания и практический опыт студентов; развивать умения высказывать мысли, идеи, предложения; выслушивать альтернативную точку зрения и аргументировать свою; проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, готовность работать в команде; способствовать видению неоднозначности решения проблем в реальной жизни и т.п.<\p>

4 Кейс это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения.<\p>

5 Кейс не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию, провести дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам и моделируя проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.<\p>

6 Кейс это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о случае, событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем, описывающая реальных людей в момент принятия важного решения, сталкивающихся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия<\p>

7 Ситуация-проблема, прототип которой – реальная проблема, требующая оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения. Ситуация-оценка, ее прототип – реальная ситуация с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно – неправильно» и предложить свое адекватное решение.<\p>

8 Ситуация-тренинг – представляет собой банк стандартных или других перечисленных ситуаций (все зависит от поставленных целей), используемых для отработки профессиональных умений. Классическая ситуация – ситуация, взятая из литературы, практики или искусственно сконструированная, описанная по всем требованиям кейс- метода.<\p>

9 Живая ситуация – ситуация, взятая из жизни студентов, но имеющая неизвестное для данной группы решение, которое необходимо найти. Ситуация описывается в той последовательности, в которой она происходила в жизни.<\p>

10 студентам предлагается осмыслить реальную жизненную или производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую, конкретную проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений<\p>

11 – это целенаправленный процесс формирования умений и навыков принятия решений, построенный на всестороннем индивидуальном и групповом анализе и моделировании конкретных ситуаций с последующим обсуждением во время открытых дискуссий сущности и путей преодоления содержащихся в ситуации проблем<\p>

12 Методы Функции методов, интегрированных в кейс-метод Моделирование Построение моделей ситуации и способов ее решения Системный анализ Системное представление и анализ ситуации Мысленный эксперимент Выявление сущности ситуации и путей ее решения посредством мысленного преобразования Методы описания Подготовка текста, описывающего ситуацию Проблемный метод Определение и представление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуацию Игра Представление вариантов поведения участников ситуации Мозговая атака Генерирование идей относительно ситуации Дискуссия Обмен идеями, позициями, подходами по поводу проблемы и путей ее решения<\p>

13 1. Источник. Каждый кейс связан с людьми, которые участвовали в разрешении проблемы, и определенными обстоятельствами, в которые преподаватель с помощью кейса хочет погрузить студента.<\p>

14 2. Процесс сбора данных. Студент, выступая в роли исследователя ситуации, должен собирать данные, анализировать информацию в области, которая описана в ней.<\p>

15 3. Содержание. Структура, содержание, тип и форма представления кейса варьируются в зависимости от целей обучения.<\p>

16 4. Апробация в аудитории. Кейс должен пройти проверку в аудитории. Заключительная оценка качества кейса определяет область и возможности его применения.<\p>

17 5. Процесс старения – со временем многие кейсы устаревают и требуют модернизации или модификации.<\p>

18 должны быть четко поставленные дидактические цели и адекватный им уровень трудности и полноты, позволяющий студенту выделить из представленных избыточных материалов необходимые, достаточные и достоверные<\p>

19 должен быть актуальным, содержать типичные правдоподобные разрешимые ситуации, иллюстрировать различные аспекты реальной жизни, экономики, производства<\p>

20 должен иметь способность к росту и развитию ситуации; не устаревать слишком быстро; отражать региональную (национальную) специфику; развивать аналитическое мышление студентов, необходимое для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения; инициировать дискуссию.<\p>

21 Подведение итогов занятия (Преподаватель) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 этап Выработка оптимального решения на основе групповых проектов (Студенты, Преподаватель) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ — _ _ _ _ _ _ 7 этап Общая дискуссия. Выступления от групп с формулировкой коллективного решения (Выступающий, Студенты) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6 этап Внутригрупповая дискуссия по выработке коллективного решения на основании индивидуальных (Лидер, Студенты) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5 этап Индивидуальный анализ ситуации каждым студентом, разработка индивидуальных решений (Студенты) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 этап Распределение студентов по малым группам (Преподаватель). Выявление лидера группы (Студенты) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 этап Введение в кейс- технологию: цели, план, правила, регламент, предполагаемый результат (Преподаватель). _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2 этап Поиск, разработка и описание ситуации. Подготовка кейса (Преподаватель) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1 этап<\p>

22 Описание конкретной ситуации Подготовка кейса Сбор информации из различных источников по теме Обработка и структурирование информации Подготовка учебного пространства для обучения Управление работой студентов, подведение итогов<\p>

23 Изучение теоретического материала Изучение и анализ ситуации Обсуждение полученных материалов в малых группах<\p>

24 Обсуждение результатов работы с кейсом. Выводы. Предложения для принятия производственного решения<\p>

25 МЫСЛИТЬ, РАССУЖДАТЬ ПО-НОВОМУ АНАЛИЗРОВАТЬ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ СПОРИТЬ ОТСТАИВАТЬ РЕШЕНИЯ ВЫБИРАТЬ, ОБОСНОВЫВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ БЫТЬ НАСТОЙЧИВЫМ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ<\p>

26 КРУГОЗОР ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАСТЕРСТВО<\p>

27 С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ С УМО В МАЛЫХ ГРУППАХ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ<\p>

28 МАКСИМАЛЬНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ<\p>

29 Этап работы Деятельность преподавателя Деятельность студентов До начала занятий 1. Разработка кейса 2. Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы 3. Разработка сценария занятия 1. Получение кейса. 2. Изучение литературы. 3. Самостоятельная подготовка. Во время занятий 1. Организация предварительного обсуждения содержания кейса. 2. Руководство групповой работой. 3. Организация итогового обсуждения 1. Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания (нахождение решения). 2. Представление и отстаивание своего варианта решения задания. 3. Выслушивание точек зрения других участников. После занятий 1. Оценка работ студентов.1. Окончание выполнения практической части задания.<\p>

30 Нормативно-методические материалы и документы по теме кейса Список используемых источников информации Наглядный Графический, табличный описательный материал Схемы Проекты Опорные конспекты Тезисы Таблицы Образцы заполнения записей Графики и т.д.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/926005/

Презентация по теме: Анализ кейс-технологий

Слайд 1

Автор: Зинченко С.С.

Слайд 2

Часто используемым в компетентностном подходе методом обучения является ситуационный анализ ( «case study» ).

Он позволяет непосредственно осуществлять связь с практикой и опираться в процессе обучения на субъектный опыт учеников.

В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, в уточнении и защите стратегии, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции.

Слайд 4

Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, способствует формированию критического мышления, позволяет активизировать теоретические знания учащихся, их практический опыт, раскрывает и развивает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою. При использовании ситуационного анализа ученики получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, применять на практике теоретический материал.

Слайд 5

9 класс. Обществознание. Урок-игра «Защити себя сам». Цель урока : формирование социального опыта у учащихся.

Задачи урока: образовательные – дать учащимся представления о трудовых правах подростков; развивающие – развивать познавательные способности учащихся, навыки работы в группе; развивать умения учащихся работать с документами. воспитательные – воспитывать уважение к правам других людей, законам РФ.

Планируемый результат – учащиеся приходят к выводу, что каждый человек должен знать законы и свои права и уметь использовать эти знания в жизни. Форма урока – деловая игра с использованием метода ситуационного анализа.

Слайд 6

Ход урока: Введение в игру. Участников знакомят с целью и правилами игры. Цель «Мы должны знать свои права» пишется на доске, учитель знакомит учащихся с этой целью. После ознакомления с целью учитель-ведущий объясняет правила игры .

Слайд 7

Правила игры: 1. игроки делятся на три-четыре группы (в зависимости от количества учащихся); 2. игроки получают задания, за выполнение начисляются баллы (эмблемы «Лучшему детскому юристу»); 3. за шум и оскорбления участников игры начисляются штрафные баллы; 4. игроки должны уважать мнения других игроков; 5. за артистичность при показе правовых ситуаций полагается дополнительные баллы.

Слайд 8

Изучение и анализ правовой ситуации. Каждая группа получает лист с правовой ситуацией (приложение 1). За 3 минуты команды должны подготовить к показу свою ситуацию. Учитель раздает участникам выдержки из Трудового Кодекса РФ, касающиеся регулирования труда несовершеннолетних .

Слайд 9

Игровой процесс. Группы поочередно обыгрывают правовые ситуации. Задача остальных команд прокомментировать ситуацию, т.е. ответить на вопрос-задание. Дается время на поиск ответа – 2 минуты. Первой отвечает та группа, которая раньше всех подняла красную карточку.

Если первая команда отвечает неправильно, то комментарий дает следующая команда. У команды, задающей вопрос должен быть свой ответ. Она определяет правильность ответа. Здесь необходима помощь учителя-ведущего, который может дополнить ответ или сказать правильный ответ.

Слайд 10

Закрепление материала. Для закрепления изученного материала группам предлагается составить «Трудовую памятку», которая закрепляется (пишется) на доске.

Игрокам раздаются листы с разными пунктами памятки, им требуется за 1 минуту определить правильное положение. Представитель каждой команды выходит к доске и прикрепляет выбранное положение под листом «Трудовая памятка».

За правильно выбранное положение команда награждается эмблемой.

Слайд 11

Подведение итогов. Учитель-ведущий при помощи жюри подсчитывает награды-эмблемы. Затем участникам игры предлагается выбрать из своей группы лучшего игрока, который получает нагрудную эмблему «Великий адвокат».

Слайд 12

Примерные вопросы к анализу кейсов: 1. Какое право нарушено? 2. На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права? 3. Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган); 4. Что можно (нужно) сделать для его восстановления? 5. Кто обязан это сделать?

Слайд 13

Примеры заданий к уроку. Правовые ситуации Вам нужно показать данную сцену командам-соперникам, на подготовку дается 3 минуты.

Слайд 14

2. Место действия – офис одной фирмы. Разговор предпринимателя с работником-подростком. — Послушай, Петров, у нас заболел продавец в ларьке. Ты должен его подменить. — О каком ларьке идет речь? — Ты знаешь, у нас в центре города есть табачный ларек. Вот там и поработаешь две недели. — Мне нельзя торговать в этом ларьке. Во-первых, у меня нет допуска, а во-вторых — …

Слайд 16

4. Место действия – кабинет работодателя. Начальник вызывает работника: — В общем, так Петя, у нас сокращается ставка курьера, уволить Иванову я не могу, так как ей осталось год до пенсии.

Остается только твоя кандидатура. — Виктор Иванович, может, я в отпуск уйду, а за это время что-нибудь решится. — Нет, отпуск тебе не положен, так как ты работаешь всего пять месяцев.

Уволить тебя по сокращению все же придется. Нет у тебя никаких прав.

Слайд 17

Таким образом, метод может применяться для решения различных дидактических задач. Анализ ситуации проводится в аспекте конкретного задания: найти проблему, решить ее,сформулировать вопрос, осуществить решение по предложенной схеме, выбрать из предложенных решений и т.п.

Слайд 18

Спасибо за внимание.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/01/12/analiz-keys-tekhnologiy

Ситуационный анализ

Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе.

Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность.

Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

Метод кейсов ( Case method, кейс-метод,  case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая реальные экономические, социальныеи бизнес-ситуации.

Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всём мире и продолжает завоёвывать новых сторонников. Так, с 50-х годов двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают активное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.

В последние годы остро стоит вопрос о необходимости создания новых бизнес-кейсов, основанных на опыте российских реалий, сложившихся в недостатке тренировок активного мышления в практических финансовых ситуациях.

Классификация кейсов

По структуре

  • Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
  • Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
  • Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

Классификация кейсов в Бизнес-школе APFE по дисциплинам указана здесь.

Сущность кейса

Традиционно бизнес-кейс отражает конкретную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента. В процессе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений.

Успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:

  1. Достаточный объём первичных и статистических данных;
  2. Участие студента в обучении команды идущей за ним в процессе обучения;
  3. Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.

В настоящее время наибольшее распространение получили бизнес-кейсы, зародилась культура ситуационного анализа.

Кейс-метод в бизнесе

Международные компании оказывают большой вклад в развитие практики решения бизнес-кейсов как образовательного процесса.

Такой способ, взятый за основу в Бизнес-школе APFE,  позволяет уже на ранней стадии выявить у кандидатов способность к анализу и принятию решений, умение чётко и структурированно излагать свои мысли.

Кейс-движение в России

Практика решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену.

В связи с этим зарождение кейс-движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов.

Получает широкое распространение практика тестирования при помощи бизнес-кейсов при приёме на работу в западные компании, работающие на российском рынке. Международный бизнес испытывает недостаток в молодых специалистах, ориентированных на практику, вследствие чего, он поддерживает этот проект.

Московская школа управления «Сколково» ведёт работу по подготовке и написанию первых серий бизнес-кейсов по реальным материалам российских компаний. В Бизнес-школе APFE вы можете начать сейчас.

В чем отличие свойства хорошего бизнеса, от наемного труда?

Источник: http://www.ishteev.ru/2013/10/30/situation-analysis/

Глоссарий для кейс-стади (Ситуационный анализ)

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 13Следующая ⇒

Анализ ситуации.

Для возникновения необходимости принять управленческое решение нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от за­данного режима функционирования системы, т.е. наличие управ­ленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий приня­тия правильного решения является анализ ситуации.

Рис. 1. Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческих решений

Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения про­блемы — ее определение или диагноз, полный иправильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему — значит наполовину решить ее.

Существует два взгляда на сущность проблемы.

Согласно одно­му, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня, на­пример, мастер может установить, что производительность труда или качество изделий на его участке ниже нормы.

В соответствии с другим как проблему следует рассматривать также и потенциальную возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта.

Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать воз­можные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет произво­диться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора.

Например, принимая ре­шение о приобретении нового оборудования, можно ориентиро­ваться на критерии цены, производительности, эксплуатационных расходов, и т.п.

, а в случае принятия решения о приеме на работу нового сотрудника критериями выбора среди кандидатов могут быть: образование, опыт работы, возраст, лич­ные качества.

Разработка альтернатив. Следующий этап — разработка набора альтернативных решений проблемы.

В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным.

Однако на практи­ке руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каж­дую возможную альтернативу.

Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты реше­ния проблемы, их необходимо оценить, т.е.

сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы и объективно проанализиро­вать вероятные результаты их реализации.

Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Такие критерии выбора были ус­тановлены на этапе 3. С их помощью и производится выбор наи­лучшей альтернативы.

Необходимо отметить, что поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких, а не одного критерия, он все­гда носит характер компромисса.

Согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решение одни работники органи­зации, принимают или утверждают другие, а выполняют третьи.

Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несет ответствен­ность за решение, которого не разрабатывал, специалисты, гото­вившие и анализировавшие решение, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений.

Управление реализацией. Процесс решения проблемы не закан­чивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и являет­ся главной задачей данного этапа.

Для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по испол­нителям и срокам, т.е. предусмотреть кто, где, когда и какие дей­ствия должен предпринять, и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потре­бовать разработки программы реализации решения.

Контроль и оценка результатов. Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя.

Этой цели и служит этап кон­троля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи.

На этом этапе производятся измерение и оценка последствий ре­шения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

С какими проблемами столкнулись герои ситуации? Проструктурировать эти проблемы и выйти на ключевые из них.

Среда организации:

— дать характеристику организации;

— анализ внутренней и внешней среды организации;

— принятие управленческих решений (негативные последствия, взаимозависимость решений);

— информационное обеспечение при принятии управленческих решений;

— законы управления;

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/2-38021.html

Ссылка на основную публикацию